Культура руси 13 17 века важные люди. Русская культура в XIII – XVII вв. Форма контроля самостоятельной работы

Лишь постепенно русская культура оправлялась от последствий монгольского нашествия, нанесшего ей страшный урон. Интерес к строению Земли и вселенной привёл к появлению специальных сочинений. Усиливается интерес к медицине. В летописях описывались многие болезни и эпидемии, стали систематизироваться сведения о лекарственных растениях, появляются «Лечебники». В 1581 году в Москве открылась первая аптека. Развитие торговли и денежного обращения вызвало потребность в совершенствовании знаний в арифметике. Рос интерес и к устройству мира.

Основным памятником общественно-политической и исторической мысли как впрочем и литературы были летописи. Летописание отражало те процессы социальной и политической жизни, которые шли на Руси. В связи с созданием нового большого Успенского собора возник московский летописный свод 1480 – одно из самых значительных произведений русского летописания. В 16 столетии официальный характер московского летописания усилился, в нём широко используются различные официальные документы. Надо отметить что в области исторического знания уже в 16 веке наметились изменения, которые свидетельствуют если не об изживании летописного жанра, то о прекращении его доминирования. Так по новой форме изложения была составлена в третьей четверти 16 века «Книга степенная царского родословия». Здесь изложение велось не по годам а по «степеням» или «граням» т.е исторический материал сгруппирован по направлениям князей и митрополитов. С образованием единого государства усилилось стремление осмыслить историю России в связи со всемирной историей. Вот почему получили дальнейшее распространение хронографы. Наиболее известен хронограф редакции 1512 описывающий события византийской, южно-славянской и русской истории. Основой литературы древней Руси были исторические знания, исторические факты, да и сами эти произведения – чаще всего повести, входившие в состав летописей. Во второй половине 13-15 веков центральной темой литературы стала борьба русского народа против завоевателей. Одним из значительных произведений стала «Повесть о разорении Рязани Батыем», которое находиться в сборнике 16 века. Целый цикл произведений возникает под влиянием Куликовской битвы. Литература рубежа веков связана с общественно-политической мыслью. В посланиях Сильвестра развивались мысли о высокой ответственности царя перед богом, высказывалась идея о необходимости ограничения монастырского землевладения, о «мудрых подвижниках царя».

Архитектура. Первым городом Северо-восточной Руси, где после нашествия снова началось каменное строительство, стала Тверь. Здесь в 1285-1290 был построен главный храм – Спаса-Преображения. Крупнейшим центром развития архитектуры в 14-15 веках был Великий Новгород. Здесь уже в 1292 был построен один из интереснейших памятников новгородского зодчества – церковь Николы на Липне. Особенность архитектуры – кладка, использование валунов и частично кирпича. Это создавало неровную волнистую поверхность и усиливало впечатление грубоватой силы и мощи. Теперь на смену монументальным зданиям 11-12 века пришли небольшие сооружения. В первой половине 14 в. Выработался новый стиль новгородского зодчества, который расцвёл во второй половине столетия. Один из классических памятников – церковь Фёдора Стратилата на торговой стороне. На примере этой церкви видно стремление к нарядному, декоративному убранству постройки, что отличает эти сооружения от более суровых и строгих построек предшествующего времени. Вскоре, новгородцы начинают избегать декоративности, возвращаются к старым строгим формам. Во второй четверти 14 в Москве началось каменное строительство. В 1367 в Москве был возведён Кремль. Крупнейшей постройкой века был Успенский собор в Коломне. Были возведены древние соборы во Владимире, Переяславле-Залесском, Ростове. В архитектуре преобладали традиции Владимиро-Суздальской Руси. Это крестово-купольные одноглавые церкви с тремя апсидами. Убранство – скромное, но появ. новые мотивы – арочки в порталах. С образов единого гос-ва – подъём во второй половине 15в. Увеличился размах строит-ва, стали восттанавл старые здания. На смену традиционному белокаменному строительству приходит кирпичная кладка. Мощный толчок формиров нового стиля дала перестройка Московского Кремля, Успенского Собора. Теперь уже всё приобретает нарядный вид: фрески, узоры. В 1516 закончили возведение новых стен Кремля, сложилась и внутренняя планировка. Рос и формировался и сам город. Стали укрепляться военные объекты, бойницы, дозорные вышки, строиться мощные укрепления. Дальнейшее развитие зодчества в перв половине 16 в постепенному изживанию местных особенностей в архитектуре. В культовые сооружения проникли чисто светские элементы. Стремление к некоторой декоративности. Монументальные постройки возводились или под влиянием Успенского собора Московского Кремля (собор Дмитрова) или в духе раннемосковских традиций 14в (Покровский монастырь в Суздале). В 16в. В русском зодчестве стал развиваться шатровый стиль. Это были каменные шатровые церкви без внутр. Столбов и единым внутр. пространством – Покровский собор на Красной площади в Москве («Собор Василия Блаженного»). Собор объединяет девять небольших церквей символизируя объединение русских земель под властью Москвы.

Живопись. В Новгороде в 14в. Как и в зодчестве в живописи сложился новый стиль. В фресках на смену тяжеловатым приземистым фигурам пришли узкие вытянутые изображения людей, многослойных композиций, обогащалась цветовая гамма. Крупнейшим художником конца 14в. Был Феофан Грек приехавший из Византии. Он работал в Новгороде и в Москве. Новгородское иконописание постепенно освободилось от следования образцам фресковой русской живописи и уже в конце 14в. Сложилась в самостоятельное направление искусства. Новгородские иконы посвящены популярным в народе святым. Святые изображались стоящими в ряд, житийные иконы выполнялись в виде большого изображения святого в центре, окружённого со всех сторон отдельными эпизодами из жизни святого. В рамках архаичных традиций развивалась и московская живопись первой половины 14в. Москва стала притягивать лучших мастеров живописного искусства. Помимо «феофановского» направления в московской живописи также имеется ряд произведений с византийской и юно-славянской художественных традиций. Вершиной русской живописи этого времени стало творчество Андрея Рублева. (Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Успенский собор во Владимире, в Зенигороде). Его живопись отличает мягкость и глубокая человечность. Самое известное его произведение – икона «Троица» для собора Троице-Сергиева монастыря. С конца 15в.ведущее положение в живописи заняла Московская школа. Крупнейшим художником был Дионисий (росписи Ферапонтова монастыря), для Дионисия свойственны богатство и праздничность декоративного убранства. Далее гос-во начинает оказывать всё больший вес и воздействие на развитие живописи. Художники должны были работать под контролем церковных и светских властей. Живопись стала более тесно связана с библейскими сюжетами. Памятник первой половины 16в. – фрески московского Благовещенского собора, выполненные под руководством Феодосия, сына Дионисия. Здесь на стенах и столпах изображены византийские императоры и русские князья. Особенно сильно гос-ые тенденции стали проявляться в правление Ивана Грозного. К концу 16в. Выработалось своеобразное художественное направление сосредоточившее главное внимание на живописной технике. Это направление названо в честь известных промышленников и купцов «строгановская школа». Крупные мастера школы: Прокопий Читин, Никифор, Истома, Назарий. На ряду со Строгановской школой получило распространение и годуновская школа, стремившаяся вернуться к монументальным формам характерным для конца 15в.

Процесс становления единого централизованного государства отразился и на развитии русской культуры. Влияние его было неоднозначным. Так, были утрачены многие особенности развития местных культурных традиций, «не вместившихся» в общий её ход. Местное летописание сменяется единой великокняжеской летописью, исчезают целые иконописные школы, как это случилось с тверской иконописью.

Монголо-татарское нашествие нанесло непоправимый урон русской культуре. В огне нашествия гибли храмы, книги, иконы, были разгромлены многие культурные ценности, убиты или уведены в плен ремесленники, мастера, огромное число сельских и городских тружеников. На время прекратилось каменное строительство, забыт накопленный годами опыт умельцев. Динамический подъем культуры связан с победой на Куликовом поле (1380г.), с этого времени можно говорить о формировании общерусской культуры. Одной из главных тем в литературе этого времени становится борьба с монголо-татарами.

В устном народном творчестве – это «Сказание о невидимом граде Китеже», «Песня о Щелкане Дудентьевиче». В исторической повести – это: «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (рассказ о подвигах рязанского богатыря Евпатия Коловрата), «Сказание о Мамаевом побоище». Особенно знаменита патетическая поэма «Задонщина», написанная Софонием Рязанцем, объединившая православный героизм с глубокой скорбью о погибших.

Жития святых известны Сергия Радонежского, Стефана Пермского, принадлежавшие перу Епифания Премудрого (н. XV в.). Наиболее полные летописи сохранились в тех местах, куда монголы не доходили: в Новгороде, Пскове и др. В 1442 г. появляется Русский Хронограф - описание всемирной истории, составленное Пахомием Логофетом.



Возобновляется каменное строительство, прежде всего, в Новгороде и Пскове, затем и в других городах. Русская живопись XIV-XV вв. достигла невиданного расцвета. Человек и его духовный мир стали главными мотивами в живописи. Самые известные живописцы этого времени: Феофан Грек (Новгородская школа - его манеру письма отличает выбор ярких сочных красок, эмоциональность, экспрессия) и Андрей Рублев (Московская школа - чистые светлые краски, высокий духовный пафос и проникновенная человечность). Кисти А. Рублева (ок. 1360-1370 г. - ок. 1439 г.) принадлежат фрески Благовещенского собора во Владимире, Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, несколько замечательных икон («Троица», символизирующая мысль о единстве мира и человечества).

Еще одним известным живописцем был Дионисий (ок. 1440-1441 гг. - после 1502-1503 гг.) Росписи: Иосифо-Волокаламского, Ферапонтова монастырей; иконостас Успенского собора Московского Кремля.

Литература XV – XVI вв.

В конце XV в. появляется Московский летописный свод, освещающий исторические события с позиций победившей Москвы. Под руководством митрополита Макария была создана «Книга степенная царского родословия», описывающая события от княжения Ольги до Ивана IV. Она обосновывала идею объединения русских земель под властью московских князей и подчеркивала роль церкви. Из среды макарьевского кружка, в частности, вышло такое монументальное собрание древнерусской литературы, как «Великие Четьи – Минеи» . Это 12-томное (по числу месяцев) собрание житий святых, поучений, произведений канонического права и других текстов, расположенных по дням христианских праздников и дням памяти святых.

Зарождается в XVI в. и политическая публицистика : важнейшие вопросы жизни общества, в частности, о характере власти и государстве, становятся предметом широкого обсуждения как церковных, так и светских авторов. И. Пересветов в своих произведениях (Челобитных, написанных в 40-50-е гг.), обосновывал необходимость сильной государственной власти, но построенной на принципах справедливости и права.

Яркими талантливыми публицистами являлись А. Курбский и Иван Грозный – в полемике, которую открыл А.Курбский своим посланием Ивану после бегства в Литву в 1564 г.

Популярным становится жанр «хождений» - описания путешествий в дальние страны. Тверской купец Афанасий Никитин в «Хождении за три моря» описал свое путешествие в Индию, Персию и другие страны Востока (1466-1472 гг.).

Во 2-ой пол. XVI в. в Москве открылся первый Печатный двор. В 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец издают первую печатную книгу «Апостол», на следующий год «Часослов». Всего было издано первыми книгопечатниками 20 книг, которые пока были дороже рукописных

Архитектура

Усиление московского князя, окончательно объединение русских земель вокруг Москвы напрямую отразилось на архитектуре столицы. Во второй пол. XV в. Кремль подвергся грандиозной перестройке. Были возведены новые стены, величественные соборы:

Успенский (1476-1479 гг.) – итальянский архитектор Аристотель Фиорованти; Благовещенский (1484-1489 гг) – псковские мастера; Архангельский (1505-1509 гг.)- Алевиз Новый и Грановитая палата (1487-1491 гг.) –для торжественных приемов создавали итальянцы Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари.

В XVI веке в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей, хотя в целом Русь остается деревянной. Наибольшее распространение получает шатровый стиль в зодчестве. Одним из лучших образцов этого стиля является церковь Вознесения в Коломенском , заложенная в честь Ивана Грозного (1532г.). Возведенный зодчими Бармой и Постником, Покровский собор (храм Василия Блаженного ) в Москве был первоначально белым (1555-1560 гг.), свою пеструю окраску получил уже в 17 в. Собор был заложен в честь взятия Казани.

Идет активное строительство укреплений. Воздвигаются кремли в Туле, Коломне, Серпухове, Смоленске (Федор Конь) Нижнем Новгороде (Петр Фрязин).

Культура XVII века

Для русской культуры XVII в. характерно обмирщение (освобождение от церковного влияния) и рост западноевропейского влияния. Оно выражалось в распространении светских знаний, отходе от религиозных канонов в литературе, зодчестве, живописи, усилении внимания к человеческой личности.

Просвещение и наука. В 1634 г. печатается первый букварь Василия Бурцева, а ко второй пол. XVII века их было издано уже 300 тыс. штук. В 40-е гг. Ф.М. Ртищев устроил школу для молодых дворян. Имелось еще несколько частных школ. При аптекарском приказе появляется первая научная библиотека. В 1687 г. была открыта в Москве Славяно-греко-латинская академия во главе с греками братьями Лихудами. Это было учебное заведение для людей "всякого чина и возраста", где готовили духовенство и чиновников.

В XVII в. люди умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения, измерять площади. Потребности в изготовлении лекарств, развитие артиллерийского дела привели к тому, что были известны свойства многих веществ. На русский язык был переведен труд о строении человеческого тела Андрея Везалия. В 1676-1678 гг. Николай Спафарий совершил путешествие в Китай, описание которого дало массу новых сведений. Наряду с астрологическими сведениями, в России была известна гелиоцентрическая система Николая Коперника. В 70-х годах в Киеве, а затем в Москве выходит первая печатная книга по истории – «Синопсис» киевского монах Иннокентия Гизеля, излагавшего в доступной форме события от древности до современной автору эпохи.

Литература

Появление ряда повествований духовных и светских авторов о событиях Смуты: «Сказание» Авраама Палицына, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Словеса» князя И.А.Хворостинина. Официальная версия событий Смутного времени содержится в «Новом летописце» 1630 г., написанному по заказу патриарха Филарета. Основная цель этого произведения – укрепление положения новой династии Романовых. Крупнейшим публицистом был Симеон Полоцкий (монах С.Е. Петровский-Ситнианович, выходец из Полоцка). Образцом литературного новаторства стало «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Его отличают яркость образов, богатство языка.

Сюжетная историческая повесть публицистического характера активно вытесняла традиционную летопись. Развитие самодержавия ставило на повестку дня вопрос о создании труда по истории Российского государства. Для этого было необходимо систематическое собирание исторических материалов. Этим с 1657 по 1659 гг. занимался Записной приказ. Попытка собрать широкий круг исторических источников была предпринята дьяком Ф. Грибоедовым, типографским "справщиком" (редактором) Поликарповым и автором "Скифской истории" Андреем Лызловым.

Изменения в общественной жизни предопределили начало нового этапа в развитии литературы. Он характеризовался, прежде всего, возникновением сатирических повестей ("О Шемякиной суде", "Повесть о Ерше Ершовиче", "Служба кабаку", "Азбука о голом и небогатом человеке", "Сказание о куре и лисице" и т.д.). Эти произведения создавались в среде посадского населения. В них содержался протест против господствующих порядков. Осмеянию подвергались как светские господа, так и духовенство. Для литературы XVII в., особенно демократической, было характерно внимание к человеческой личности. С этим связано появление нового героя - вымышленного персонажа. Если раньше в литературе героями были исторические лица, принадлежащие к верхам общества, то теперь изображали и купцов, и простых горожан.

Архитектура. Вкусы посадского населения ярко проявились в зодчестве и живописи. Обмирщение в архитектуре проявилось, прежде всего, в стремлении к внешней живописности, нарядности, декору. Заказчиками церквей все чаще становятся купцы и посадские общины. Именно в посадских храмах проявлялось светское начало, вкусы и настроения демократических слоев населения. К таким храмам можно отнести московские церкви Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках, ярославскую церковь Ильи Пророка.

Духовенство упорно противостояло обмирщению культового зодчества, проникновению в него светских начал. Патриарх Никон в 50-е гг. запретил строить шатровые храмы, выдвинув взамен традиционное пятиглавие. По его инициативе были сооружены ансамбли Ново-Иерусалимского (под Москвой), Иверского (на Валдае) и Крестного (на Белом море) монастырей.

Дальнейшее развитие зодчества привело к возникновению в конце XVII в. "нарышкинского стиля" или "московского барокко" Заметнуюроль в его формировании сыграло влияние западноевропейской архитектуры. Характерными чертами этого стиля были: четкость, симметричность композиции, устремленность ввысь, многоярусность, декоративное убранство зданий. Замечательным памятником этого стиля является московская церковь Покрова в Филях, построенная дядей Петра I Л.К. Нарышкиным, постройки Новодевичьего монастыря.

Основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево. Вершиной деревянного зодчества XVII в. является роскошный разобранный позже царский дворец в Коломенском. Постепенно увеличивается объем строительства из кирпича, широко используются многоцветные изразцы, белокаменные детали, что придавало постройкам праздничный вид.

Процесс обмирщения затронул и живопись. Главным в нем было развитие реалистических тенденций, стремление донести прелесть земного бытия. В рамках церковной живописи развивался бытовой жанр, парсуна (персона). Во главе нового направления стоял Симон Ушаков . В иконе "Спас нерукотворный" он изобразил живое, одухотворенное лицо человека.

Новое направление коснулось и росписи храмов. Примерами этого являются стенописи церкви Троицы в Никитниках и ярославских храмов. В конце XVII в. живописцы от парсуны переходят к написанию портретов красками на холсте (портреты князя Б.И. Репнина, Г.П. Годунова, Л.К. Нарышкина).

Задания для самостоятельного выполнения

1. Подготовить сообщения или презентации по темам:

- «Еретические движения «стригольники» и «жидовствующие»;

- «Церковь в период объединения Руси. Перенос митрополии в Москву. Флорентийская уния»;

- «Митрополит Алексий и Сергий Радонежский».

2. Оформление контурной карты «Присоединение казанского и Астраханского ханств», «Вхождение Западной Сибири в состав России».

3. Выполнение заданий в рабочей тетради по данному разделу.

Форма контроля самостоятельной работы:

Защита сообщений и докладов;

Устный опрос;

Защита презентаций;

Проверка рабочей тетради.

Вопросы для самоконтроля

Ответьте на вопросы теста:

1. Окончательное свержение ига Золотой Орды на Руси произошло в:

2. Среди основных предпосылок объединения русских земель вокруг Москвы в XV в. не было следующих:

А) перенесение в Москву резиденции митрополита;

Б) выгодное географическое положение;

В) выступления Москвы как организатора борьбы против немецких рыцарей;

Г) быстрое экономическое развитие Московского княжества.

3. Государственное устройство России в XVI в.

А) Самодержавная монархия;

Б) сословно-представительная монархия;

В) конституционная монархия;

Г) феодальная монархия.

4. Первый московский князь:

А) Юрий Долгорукий;

Б) Даниил Александрович;

В) Иван Калита;

Г) Александр Невский.

5. Историческое событие, которому посвящено литературное произведение «Задонщина»:

А) битва на реке Калка;

Б) стоянию на Угре;

В) Куликовская битва;

Г) взятие Козельска монголами.

6. Творчество великого русского художника Андрея Рублева приходится на:

А) кон. XIV – нач. XV вв.;

Б) кон. ХIII – нач. XIVвв.;

В) середину - вторую половину XV в.;

Г) конец XV - начало XVI вв.

7. Общенациональный кризис в России в начале XVII века, проявившийся в политике, экономике и социальных отношениях, известен в истории под названием....

А) бунташный век;

Б) опричный террор;

В) династический кризис;

Г) смутное время.

8. Свод законов, установивший Юрьев день, вошел в историю под названием:

А) Судебник;

Б) «Русская Правда»;

В) Соборное уложение;

Г) Указ об «урочных летах».

9. Что из названного характерно для экономического развития России в 17 в.?

А) Начало промышленного переворота;

Б) аграрное перенаселение;

В) формирование капиталистического уклада в промышленности;

Г) появление первых мануфактур.

10.Имя первопечатника Ивана Фёдорова связано с веком:

11.Какое из приведенных ниже положений относится к церковной реформе патриарха Никона?

А) Учреждение Святейшего Синода;

Б) отделение церкви от государства;

В) замена двоеперстного крестного знамения троеперстным;

Г) открытие Славяно-греко-латинской академии.

12.Какое из названных событий относится к 17 веку?

А) борьба иосифлян и нестяжателей;

Б) церковный раскол;

В) создание Святейшего Синода;

Г) учреждение в России патриаршества.

13.Какой из перечисленных ниже терминов относятся к архитектурному стилю церквей и храмов в 16в.?

А) крестово-купольный;

Б) готический;

В) шатровый;

Г) романский.

Выполните задания:

1. Расположите правителей Руси в хронологической последовательности:

А) Дмитрий Донской;

Б) Иван Калита;

В) Симеон Красный;

Г) Иван Красный.

2. Установите последовательность событий:

А) Куликовская битва;

Б) набег хана Тохтомыша;

В) «великое стояние» на реке Угре;

Г) сражение на реке Вожже.

1 .______ 2.______ 3. ______ 4.______

3. Установите соответствие между событиями и датами:

1) опричнина; А) 1547 г.;
2) Ливонская война; Б) 1556 г.;
3) венчание на царство Ивана IV; В) 1549 г.;
4) присоединение Астраханского царства; Г) 1565-1572 гг.;
5) созыв первого Земского собора; Д) 1552 г.;
6) присоединение Казанского ханства. Е) 1558-1583 гг.
А) Б) В) Г)

6. Расположите имена следующих религиозных деятелей в хронологическом порядке их жизни и деятельности:

А) митрополит Илларион;

Б) патриарх Никон;

В) патриарх Филарет;

Г) Иосиф Волоцкий.

1 .______ 2.______ 3. ______ 4.______

Разгадайте кроссворд по теме « Смутное время»:

По горизонтали : 1. Вооруженное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства. 2. Место подписания перемирия с Польшей в 1618 г. 3. Служилые люди. 4. Глава Русской православной церкви с 1589 г. 5. Дворянин, один из организаторов первого ополчения. 6. Имя первого царя из династии Романовых. 7. Крупный землевладелец в Польше и Литве.

По вертикали: 8. Период боярского правления в России XVII века. 9. Мелкий феодал в Польше и Литве. 10. Предводитель восстания крестьян и холопов в 1603 г.

Рис. 11 «Кроссворд по теме «Смутное время».

3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Текущий контроль

Перечень точек рубежного контроля :

№ ТРК Наименование ТРК в соответствии с КТП Форма контроля знаний Тематика разделов ТРК
ТРК №1 Письменная работа Раздел 1 «Древнейшая стадия истории человечества», Раздел 2 «Цивилизации Древнего мира».
ТРК №2 Письменная работа Разделы 3,4 «Цивилизации Запада и Востока в Средние века»; «История России с древнейших времен до конца XVII века».
ТРК №3 Письменная работа Разделы 4,5 «История России с древнейших времен до конца XVII века»; «Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI-XVIII вв.».
ТРК №4 Письменная работа Раздел 6 «Россия в XVIII веке». Раздел 7 «Становление индустриальной цивилизации».
ТРК №5 Тестирование Раздел 9 «Россия в ХIХ веке».
ТРК №6 Письменная работа Раздел 10 «От Новой истории к Новейшей».
ТРК №7 Письменная работа СССР в 20-40-е годы Раздел 11 « Между мировыми войнами».Раздел 12 «Вторая мировая война».
ТРК №8 Письменная работа Раздел 13 «Мир во второй половине XX века».Раздел 14 «СССР в 1945-1991 гг.».
ТРК №9 тестирование Раздел 15 «Россия и мир на рубеже ХХ–-XXI веков».

3.2 Итоговый контроль по дисциплине

По итогам изучения дисциплины проводится экзамен в виде компьютерного тестирования, также учитываются точки рубежного контроля.

В русской культуре XIII-XV вв. отчетливо прослеживаются два эта­па. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII-XV вв. явилась Ку­ликовская битва (1380). Если для первого этапа характерны стагнация и падение после страшного удара монгольских полчищ, то после 1380 г. начинается ее динамичный подъем, в ко ом прослеживается начало слияния местных художественных школ в общемосковскую, общерус­скую культуру.

Устное народное творчество.

В период борьбы с монгольскими за­воевателями и золотоордынским игом обращение к былинам и сказани­ям киевского цикла, в ко ых яркими красками описывались битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг народа, придавало рус­ским людям новые силы. Древние былины обрели глубокий смысл, за­жили в ой жизнью. Новые легенды (такие, как, например, “Сказание о невидимом граде Китеже” – городе, ушедшем на дно озера вместе со своими храбрыми защитниками, не сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым), звали русских людей на борьбу за свержение ненави­стного золотоордынского ига. Складывается жанр поэтических ис и­ческих песен. К их числу относится “Песня о Щелкане Дудентьевиче”, ко ая рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.

Летописание.

Благодаря хозяйственному подъему все более необхо­димыми становятся деловые записи. С XIV в. начинается использование бумага вместо дорогого пергамента. Рост потребностей в записях, появ­ление бумага повлекли за собой ускорение письма. На смену “уставу”, когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точно­стью и жественностью, приходит полуустав – более свободное и бег­лое письмо, а с XV в. появляется скоропись, близкая к современному письму. Наряду с бумагой в особо важных случаях продолжали исполь­зовать пергамент, различные виды черновых и бытовых записей дела­лись, как и раньше, на бересте.

Как уже отмечалось, в Новгороде летописание не прерывалось даже в период монголо-татарского нашествия и ига. В конце XIII – начале XIV в. возникли новые центры летописания. С 1325 г. летописные запи­си стали вестись и в Москве. В период складывания единого государст­ва с центром в Москве возросла роль летописания. Когда Иван III шел походом на Новгород, он не случайно взял с собой дьяка Степана Боро­датого: тот мог хорошо “говорить по летописцам вины новгородские”, т.е. доказать на основе летописи необходимость присоединения Новго­рода к Москве.

В 1408 г. был составлен общерусский летописный свод, так назы­ваемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре 1812 г., а к 1479 г. относят создание Московского летописного свода. В основе их – идея общерусского единства, ис ической роли Москвы в государст­венном объединении всех русских земель, преемственность традиций Киева и Владимира.

Интерес к всемирной ис ии, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов – сочинений по всемирной ис ии. Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. Пахомием Логофетом.

Распространенным литературным жанром того времени были ис ические повести. В них рассказывалось о дея­тельности реальных ис ических лиц, конкретных ис ических фак­тах и событиях. Повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы получили по­весть “О битве на Калке”, “Повесть о разорении Рязани Батыем” (в ней рассказывалось о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата), по­вести об Александре Невском и др.

Блистательной победе Дмитрия Донского в 1380 г. посвящен цикл ис ических повестей (например, “Сказание о Мамаевом побоище”). Софоний Рязанец создал знаменитую патетическую поэму “Задонщина”, построенную по образцу “Слова о полку Игореве”. Но если в “Слове” описывалось поражение русских, то в “Задонщине” – их победа.

В период объединения русских земель вокруг Москвы расцвел жанр житийной литературы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епи- фаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского – основателя Троице-Сершева монасты­ря, поддержавшего великого московского князя в борьбе с ордынцами.

“Хождение за три моря” (1466-1472) тверского купца Афанасия Ни­китина – первое в европейской литературе описание Индии. Свое путе­шествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гама.

Архитектура.

Раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове. Используя предшествующие тра­диции, новгородцы и псковичи возводили десятки небольших по разме­ру храмов. Среди них такие значительные памятники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Новгороде, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих построек. Яркая и са­мобытная архитектура Новгорода и Пскова практически не изменялась в течение столетий. Эту устойчивость архитектурно-художественных вкусов специалисты объясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося сохранить независимость от Москвы. Отсюда ориента­ция главным образом на местные традиции.

Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV-XV столетиям. Дошедшие до нас храмы в Звенигороде – Успен­ский собор (1400) и собор Саввино-С ожевского монастыря (1405), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова монастыря в Москве (1427) продолжали традиции владимиро- суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт позволил успешно выполнить важнейший заказ великого московского князя – создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский Кремль.

Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском в 1367 г. Однако после нашествия Тохтамыша в 1382 г. кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, завершилось соз­данием в конце XV – начале XVI в. ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней.

Терри ия Кремля в 27,5 га была защищена стеной из красного кирпича, длина ко ой достигала 2,25 км, толщина стен – 3,5-6,5 м, а их высота – 5-19 м. Тогда же, в XV в., были возведены 18 башен из ныне существующих 20. Башни имели четырехскатные крыши. Кремль занимал место на мысу при впадении реки Неглинной (заключенной сейчас в коллек) в Москва-реку. Со с оны Красной площади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким образом, Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней фортификационной науки. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений, монастыри.

Сердце Кремля – Соборная площадь, на ко ую выходят главные соборы; его центральным сооружением является колокольня Ивана Ве­ликого (окончательно достроена при Борисе Годунове, достигает в вы­соту 81 м).

В 1475-1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля – Успенский. Храм начали строить еще псковские мастера (1471). Не­большой “трус” (землетрясение) в Москве разрушил стеньг здания. Воз­ведение Успенского собора поручили талантливому зодчему итальян­ского Возрождения Аристотелю Фиорованти. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего, владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры. Величественный пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зда­нием того времени. Здесь цари венчались на царство, собирались Зем­ские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения.

В 1481-1489 тт. псковские мастера возвели Благовещенский собор – домовую церковь московских государей. Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством итальянца Алевиза Нового была сооружена усыпальница Московских великих князей – Архангельский собор (1505-1509). Если план здания и его конструкции выполнены в традициях древнерусской архитектуры, то внешнее убранство собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов. Тогда же бы­ла построена Грановитая палата (1487-1491). От “граней”, украсивших наружные стены, она получила свое название. Грановитая палата явля­лась частью царского дворца, его тронным залом. Почти квадратный зал, стены ко ого опираются на возведенный в центре массивный че­тырехгранный столб, занимает площадь около 500 кв. м и имеет высоту 9 м. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения.

Живопись.

Слияние местных художественных школ в общерусскую наблюдалось и в живописи. Это был длительный процесс, его следы отмечены и в XVI, и в XVII в.

В XIV в. в Новгороде и в Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Дошедшие до нас фресковые росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильине улице отличаются необычайной выразительной силой, экспрессией, аскетиз­мом, возвышенностью человеческого духа. Феофан Грек умел сильными длинными мазками своей кисти, резкими “пробелами” создать эмоцио­нальное напряжение, достигающее трагизма. Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана Грека. Зрителей поражало, что великий мастер писал свои произведения, не используя иконопис­ные образцы.

Высший подъем русского иконописного искусства связан с творче­ством современника Феофана Грека – гениального русского художника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось сведений о жизни выдающегося мастера.

Андрей Рублев жил на рубеже XIV-XV вв. Его творчество было вдохновлено замечательной победой на Куликовом поле, экономиче­ским подъемом Московской Руси, ростом самосознания русского наро­да. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, идеи единст­ва и мира между людьми, человечность отразились в произведениях ху­дожника. Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок созда­ет впечатление цельности и законченности его образов. Знаменитая “Троица” (хранится в Третьяковской галерее), ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные черты и принципы живопис­ной манеры Андрея Рублева. Совершенные образы “Троицы” символи­зируют мысль о единстве мира’и человечества.

Кисти А. Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (хранятся в Третьяковской галерее), Троицкого собора в Сергиевом По­саде.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI в.

Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную жизнь общества. Большую роль в этом сыграл и Стоглавый собор 1551 г. Он регламентировал искусство, утвердив образцы, ко ым надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально провозглашалось творчество Андрея Рублева. Но имелись в виду не художественные дос­тоинства его живописи, а иконография – расположение фигур, исполь­зование определенного цвета и т.п. в каждом конкретном сюжете и изо­бражении. В зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе – сочинения митрополита Макария и его кружка.

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. В русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше обще­го обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т.п. В XVI в. ощу­тимее, чем прежде, проявлялись светские элементы в культуре.

Общественно-политическая мысль.

События XVI в. вызвали обсуж­дение в русской публицистике многих проблем того времени: о харак­тере и сути государственной власти, о церкви, о месте России среди других стран и т.д.

В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое и ис­ ическое сочинение “Сказание о великих князьях Владимирских”. Это легендарное сочинение начиналось с рассказа о Великом потопе. Затем следовал перечень властителей мира, среди ко ых особо выде­лялся римский импера Август. Он якобы послал на берега Вислы своего брата Пруса, основавшего род легендарного Рюрика. Последний был приглашен в качестве русского князя. Наследник Пруса и Рюрика, а следовательно и Августа, киевский князь Владимир Мономах получил от константинопольского импера а символы царской власти – шапку- венец и драгоценные бармы-оплечья. Иван Грозный, исходя из своего родства с Мономахом, с гордостью писал шведскому королю: “Мы род­ством от Августа кесаря ведемся”. Российское государство, по мнению Грозного, продолжало традиции Рима и Киевской державы.

В церковной среде был выдвинут тезис о Москве – “третьем Риме”. Здесь ис ический процесс выступал как смены мировых царств. Пер­вый Рим -”вечный город” – погиб из-за ересей; “в ой Рим” – Кон­стантинополь – из-за унии с католиками; “третий Рим” – истинный хра­нитель христианства – Москва, ко ая будет существовать вечно.

Рассуждения о необходимости создания сильной самодержавной вла­сти, опирающейся на дворянство, содержатся в сочинениях И.С. Пересветова. Вопросы, касающиеся роли и места знати в управлении феодальним государством, нашли отражение в переписке Ивана IV и князя Андрея Курбского.

Летописание

В XVI в. продолжало развиваться русское летописа­ние. К сочинениям этого жанра относится “Летописец начала царства”, в ко ом описаны первые годы правления Ивана Грозного и доказыва­ется необходимость установления царской власти на Руси. Другим крупным сочинением того времени является “Книга Степенная царского родословия”. Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням – от Владимира I до Ивана Грозного. Подобное расположение и построение текста как бы символизирует нерушимость союза церкви и царя.

В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромный ле­тописный свод, своеобразную ис ическую энциклопедию XVI в. – так называемую Никоновскую летопись (в XVII в. принадлежала патриарху Никону). Один из списков Никоновской летописи содержит около 16 тыс. миниатюр – цветных иллюстраций, за что получил название Лице­вого свода (“лицо” – изображение).

Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили ис ические повести, в ко ых рассказывалось о событиях того времени. (“Казанское взятие”, “О прихождении Стефана Ба ия на град Псков” и др.) Создавались новые хронографы. Об обмирщении культуры свиде­тельствует написанная в это время книга, содержащая разнообразные полезные сведения руководства как в духовной, так и в мирской жизни, – “Домострой” (в переводе – домоводство), ав ом ко ой считают Сильвестра.

Начало книгопечатания.

Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г., когда первопечатником Иваном Федоровым была издана первая русская датированная книга “Апостол”. Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы – книги, изданные до 1564 г. Организацией работ по созданию типографии зани­мался один из талантливейших русских людей XVI в. Иван Федоров. Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Николь­скую улицу, где построили специальное здание для типографии. Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский букварь – “Азбуку”. За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место и в XVI, и в XVII в.

Архитектура.

Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Воз­несения в селе Коломенском, построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани.

Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство больших пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского со­бора в Москве. Подобные храмы были сооружены во многих русских монастырях и как главные соборы – в крупнейших русских городах. Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Суздале, Дмитрове и других городах.

Еще одним Направлением в архитектуре XVI в. было строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они являлись центрами слобод, населенных ремесленниками определенной специаль­ности, и посвящались определенному святому – покровителю данного ремесла.

В XVI в. велось широкое строительство каменных кремлей. В 30-е годы XVI в. прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть поса­да была обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской (ряд ис иков считает, что название произошло от слова “кита” - вязка жердей, используемых при строительстве крепостей, другие полагают, что название произошло либо от итальянского слова – город, либо от тюркского – крепость). Стена Китай-города защищала г на Красной площади и близлежащие слободы. В самом конце XVI в. архитек ом Федором Конем были возведены белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Москве воз­вели Земляной вал – 15-километровую деревянную крепость на валу (современное Садовое кольцо).

Каменные крепости-с ожи были возведены в Поволжье (Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани), в городах южнее (Туле, Коломне, За­райске, Серпухове) и западнее Москвы (Смоленске), на северо-западе России (Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах) и даже на далеком Се­вере (Соловецких островах).

Живопись.

Крупнейшим русским живописцем, жившим в конце XV – начале XVI в., был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора Фера­понтова монастыря под Вологдой, икона с изображением сцен из жизни московского митрополита Алексея и др. Живописи Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, изысканность, ко ых он дости­гал. применяя такие приемы, как удлинение пропорций человеческого Тела, утонченность в отделке каждой детали иконы или фрески.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХVII.

В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С разви­тием ремесла и говли, ростом городов связано проникновение в рус­скую культуру и широкое распространение в ней светских элементов. Этот процесс получил в литературе название “обмирщения” культуры (от слова “мирской” – светский).

Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, “латинское” влияние. Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей – в специ­ально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район ул. Баумана). Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Мос­ковской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, спо­собные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т.д. Расширению полити­ческих и культурных связей со странами Западной Европы способство­вало воссоединение Украины с Россией.

Просвещение.

Во в ой половине XVII в. было создано несколько государственных школ. Работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др. Печатный станок дал возможность издавать массовым тиражом еди­нообразные пособия для обучения грамоте и арифметике. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня “Букваря ‘ В.Ф. Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубликованы “Грамматика” Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умножения (1682).

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведе­ние – Славяно-греко-латинская академия, где учили “от грамматики, ри ики, пиитики, диалектики, философии… до богословия”. Возгла­вили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М.В. Ломоносов.

В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т.п.), в наблюдении за природой.

Значительный вклад в развитие географических знаний внесли рус­ские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Амери­кой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева.

Е.П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII в. сибирский казак В.В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

Литература.

В XVII в. созданы последние летописные сочинения. “Новый летописец” (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Гроз­ного до окончания смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол.

Центральное место в ис ической литературе заняли ис ические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей (“Временник дьяка Ивана Тимофеева”, “Сказание Авраамия Палицына”, “Иное сказание” и др.) была откликом на события Смутно­го времени начала XVII в.

Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII столетии жанра сатирической повести, где действуют уже вымыш­ленные герои. В “Службе кабаку”, “Повести о куре и лисе”, “Калязинской челобитной” содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в “Повести о Ерше Ер­шовиче” – судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары (“Житие протопопа Аввакума”) и любовная лирика (Симеон Полоцкий).

Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первого русского печатного сочинения по ис ии. Киевский монах Иннокентий Гизель составил “Синопсис” (обозрение), где в популярной форме со­держался рассказ о совместной ис ии Украины и России, ко ая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII – первой половине XVIII в. “Синопсис” использовался как учебник русской ис­ ии.

Театр.

Был создан придворный театр в Москве (1672), просущество­вавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполнялись мужчинами. В репертуаре театра были пье­сы на библейские и легендарно-ис ические сюжеты. Придворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре.

В русских городах и селах широкое распространение со времен Ки­евской Руси получил бродячий театр – театр скоморохов и Петрушки (главный герой народных кукольных представлений). Правительство и Церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки власть предержащих.

Архитектура.

Архитектурные сооружения XVII в. отличаются боль­шой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитек­турных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII в. много­цветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распро­странение в XVII в. получили многоцветные “солнечные плитки” – из­разцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украше­ний, расположенных на стенах одного здания, называли “каменным узо­рочьем”, “дивным узорочьем”.

Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоиерусалим­ском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля – церковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро “Парк культуры”), церковь Рождества Богородицы в Путанках (недалеко от площади Пушкина), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от метро “Китай-город”).

Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехскатная крыша сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступила место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и жественную мощь сердца сто­лицы России.

В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция опального, но властного митрополита Ионы. Этот кремль не являлся крепостью, а его стены имели чисто декоративный характер. Стены крупных русских монастырей, возведенные после польско-литовско- шведской интервенции (Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также украшались деко­ративными деталями.

Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось склады­ванием стиля, получившего название “нарышкинского” (по фамилии главных заказчиков), или московского, барокко. В этом стиле сооруже­ны надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего мона­стыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.

Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность постро­ек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капителей и т.п. Наконец, почти во всех зданиях “нарышкинского” барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, ко ые впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельство­вало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развива­лась в рамках общеевропейской культуры.

В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. “Вось­мым чудом света” назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мас­терами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости.

Живопись.

Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе “Спас Нерукотворный” хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изобра­жении лица, элементы прямой перспективы.

Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с рас­пространением в России портретной живописи – “парсуны” (персоны), изображавшей реальные персонажи, например, царя Федора Ивановича, М.В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т.е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на хол­сте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.

Тема борьбы за независимость была центральной как в устном народном творчестве, так и в памятниках письменной литературы того времени. Наиболее крупными патриотическими произведениями были «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», прославлявшие победу объединен¬ных русских войск в Куликовском сражении. Наиболее значительным памятником исторической мысли являлись летописные своды. Центром общерусского летописания стала Москва, где в начале XV века был составлен первый летописный свод общерусского характера. Троицкая летопись, в котором проводилась мысль о преемственности власти московских государей от киевских и владимирских князей.

В исторической литературе рубежа XV-XVI вв. усиливаются рационалистические взгляды на исторические события. Авторы исторических произведений (например, «Сказания о князях владимирских», конец XV века) стремились утвердить мысль об исключительности самодержавной власти русских государей как преемников Киевской Руси и Византии. Такие же идеи высказывались в хронографах, сводных обзорах всеобщей истории, в которых Россия рассматривалась как последнее звено в цепи всемирно-исторических монархий.

Расширялись не только исторические, но и географические знания людей. В связи с усложнением административного управления выросшей территорией государства стали составляться первые географические карты («чертежи»). Этому же способствовало развитие торговых и дипломатических связей России.

Русские мастера научились производить довольно сложные математические расчеты при строительстве зданий, были знакомы со свойствами основных строительных материалов. При постройке зданий использовались блоки и другие механизмы. Для добычи соляных растворов применялись глубокое бурение и прокладка труб, по которым жидкость перегонялась при помощи поршневого насоса. В военном деле было освоено литье медных пушек, получили распространение стенобитные и метательные орудия.

В XIV веке были восстановлены каменные соборы во Владимире, Ростове, Суздале и других городах. В Москве были возведены белокаменные стены и башни Кремля, целый ряд соборов и монастырей. В процессе образования государства с центром в Москве стал создаваться новый общерусский стиль монументального зодчества. Для этого стиля было характерно творческое использование архитектурных традиций старых русских городов и вместе с тем их обогащение достижениями европейского зодчества эпохи Возрождения.

Формирование национальной архитектуры сопровождалось подъемом русского изобразительного искусства. Этот подъем связан с именем великого русского живописца Андрея Рублева. В первой четверти XV века он вместе с иконописцем Даниилом Черным украсил фресками и иконами ряд московских соборов. Вершиной творчества А. Рублева стала икона «Троица», написанная в Троице-Сергиевом монастыре под Москвой. Творчество Андрея Рублева оказало большое влияние на дальнейшее развитие русской живописи. По своей художественной ценности и высокому мастерству оно стоит на уровне самых выдающихся достижений современной ему итальянской живописи эпохи Возрождения.

Таким образом, формирование духовности народа XIV - начала XVI вв. проходило в значительной мере под влиянием идей создания государства и растущего осознания единства ее народов.

В XVI в. прекратили свое существование некогда могущественные культурные центры и школы. Это стало результатом завершившегося процесса складывания единого государства. Нивелировались самобытные черты, отличавшие одну школу от другой, исчезли оригинальные творческие методы и приемы мастеров декоративно-прикладного искусства, архитекторов, иконописцев. Однако происходящие процессы свидетельствовали не об упадке русской культуры, а, напротив, о ее поступательном прогрессивном развитии.

Это было связано с тем, что Москва, став общерусским центром культуры, собрала лучших мастеров со всех земель, творчество которых в условиях утвердившегося национального самосознания, дало мощный толчок развитию культуры во всех ее сферах.

В XVI в. формировалась общенациональная культура, складывавшаяся на базе тех традиций, которые развивались и совершенствовались в традиционных центрах, сохранивших самобытность, характерную для каждой местности. Процесс складывания общенациональной культуры сопровождался ее дальнейшим развитием.

Литература и общественно-политическая мысль в XVI в. претерпевают значительные изменения, что было связано с возросшей активностью обсуждения насущных проблем того времени. В общественной мысли получила распространение теория «Москва - третий Рим».

Книгопечатание стало важной вехой в развитии русской культуры. В середине XVI в. Иван Федоров организовал типографию в Кремле, переведенную затем на Никольскую улицу. Первой датируемой русской книгой стал «Апостол», изданный в 1564 г., который и положил начало русскому книгопечатанию.

Архитектура XVI в. развивалась в нескольких направлениях, получив мощный импульс в результате работы в Москве в конце XV в. итальянских зодчих. Кроме того, к этому времени большой опыт приобрели московские архитекторы и строители, что позволило им возводить уникальные сооружения. Выдающимся памятником этого времени является церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в 1532 г. по приказу великого князя Василия III, в память о рождении у него сына Ивана.

Центром развития иконописи в XVI в. стала Москва, именно сюда по приказу Ивана Грозного собирали лучших иконописцев. Московские иконописцы затем расходились по городам и монастырям, разнося единые традиции всей России. Различия между школами сглаживались. На основе традиции и новых тенденций формировалась общерусская национальная иконописная школа. Продолжала развиваться фресковая живопись.

XVII в., являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры, в то же время был веком ее завершения. Сохраняя основные черты традиционного уклада, русское общество начинает трансформироваться в направлении, которое в последствии найдет свое наивысшее выражение в реформах Петра Великого. Россия стояла на пороге нового времени. В культуре отчетливо выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских влияний и прогрессирующий процесс обмирщения (секуляризации), т. е. освобождения от господства церкви.

В литературе XVII столетие - время отмирания многих незыблемых традиций. Наиболее выразительное новшество - проникновение в литературу заведомого вымысла. Подобного рода литература была популярна, прежде всего, в демократической среде. Помимо развлекательного и нравоучительного, в ней была сильна сатирическая, обличительная составляющая. Наиболее ярко она проявилась в «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче» - произведениях, в которых высмеивались судебные порядки и продажность судей.

В развитии архитектуры XVII в. можно выделить три этапа. В начале века общий характер архитектуры еще мало отличался от зодчества конца XVI в. Характерной чертой второго этапа, охватывающего середину столетия, является подчеркнутая деко-ративность, нарядность и многоцветность архитектурного убранства. Патриарх Никон запретил строить популярные в XVI в. шатровые храмы как неканонические, отличающиеся от греческих образцов. Специальными распоряжениями зодчие обязаны были вернуться к традиционной крестово-купольной схеме. Однако архитекторы легко обходили запрет. Была найдена новая возможность использовать излюбленный архитектурный элемент - шатрами увенчивались колокольни. В результате появлялись замечательные по красоте постройки затейливой, асимметричной, «сказочной» архитектуры. Таковы, например, церковь Троицы в Никитниках (1634 г.) и церковь Рождества Богородицы в Путинках (1652 г.) Третий этап начинается в 90-х гг. XVII в. В русской архитектуре происходят существенные изменения. Появляется новый стиль - «нарышкинское барокко», получивший свое название потому, что главными заказчиками построек, выполненных в этом стиле, были родственники второй жены царя, матери Петра I Натальи Кирилловны Нарышкиной.

Значительным явлением в изобразительном искусстве XVII в., знаменовавшем зарю нового времени, было возникновение портрета - парсуны. Парсуна еще очень похожа на икону, изображение еще во многом условно, но сквозь иконную схему в них уже проглядывают индивидуальные черты. Известны парсуны, изображавшие царей Ивана Грозного, Федора Иоанновича, князя Скопина-Шуйского.

Содержание и направление её развития в XIII – XV веках определялось борьбой с золотоордынским игом и борьбой за создание единого государства. Культурно-исторический процесс сер. XIII – сер. XIV вв. характеризуется упадком и стагнацией, которые были обусловлены монгольским нашествием. Его результаты: гибель и пленение тысяч людей; разрушение городов, архитектурных сооружений; исчезновение многих ремесел; прекращение на полвека каменного строительства; гибель литературных памятников, прерывание летописания.

Культурно-исторический процесс 2 пол. XIV–XV вв. – это подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития, победой в Куликовой битве, ведущей ролью Москвы. Золотой век древнерусской культуры – это подъем культуры в XV в. «Золотой век» русской иконописи – расцвет иконописи конца XIV–XV вв., связан с творчеством Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Андрею Рублеву принадлежат фрески Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина – «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел». Для Троицкого собора в Сергиевом Посаде Андреем Рублевым была создана знаменитая икона «Троица», которая воплощает истину христианского понимания Единого Бога в трех лицах.

Русская культура XVI в. по-прежнему определяется христианским мировоззрением. Большую роль в этом сыграл Стоглавый собор 1551 года. Он утвердил образцы, которым надлежало следовать. В иконописи это было творчество Андрея Рублева, в зодчестве – Успенский собор Московского Кремля, в литературе – сочинения митрополита Макария. Формируется идеология «Москва – третий Рим». Она представляет исторический процесс как смену мировых царств. Первый Рим – «вечный город» погиб из-за ереси, второй Рим – Константинополь – по причине заключения унии с католиками, третий Рим – Москва – истинный хранитель христианства. Эти идеи воплотились в росписях Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря (ок. 1530).

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. Ощутимее проявляются светские элементы в культуре. Русская культура XVII в. завершает средневековый период истории, зарождаются элементы культуры Нового времени, для которой характерен процесс всестороннего «обмирщения».

16. Преобразования в России в первой четверти 18 века: содержания, итоги, последствия.

В XVII веке в результате деятельности первых Романовых был преодолен социально-экономический и политический кризис Смутного времени. В конце века наметились тенденции к европеизации страны. Россия вела активную внешнюю политику и торговлю в Европе и Азии, в экономике начался переход от мелкотоварного ремесленного производства к мануфактурам, западноевропейская культура активно проникала в культуру России. Для дальнейшего эффективного развития страны требовалось обеспечить выход к морям. Решение этой задачи предполагало наличие сильной личности во власти, реорганизацию и перевооружение армии, развитие экономики для ведения продолжительной войны. Из-за отсутствия буржуазии эти задачи должна была решить самодержавная власть за счет сил и средств всего общества. Таким реформатором стал Петр I Алексеевич (1682–1725) .


Деятельность Петра можно условно разделить на два периода: 1695–1715 и 1715–1725 года.

Важной особенностью первого периода является решение задач внутреннего переустройства страны из-за Семилетней войны. Реформы проводились в основном силовыми методами и сопровождались грубым вмешательством государства в экономику (регулирование торговли, промышленности, налогов). Реформы не имели четкого плана и проводились как ответ на запросы текущего момента, не были подготовлены соответствующие люди для проведения реформ, шла борьба со старыми административными кадрами. Поэтому многие реформы были неудачными и недоведенными до конца.

Во второй период реформы стали более планомерные. Начали сказываться результаты реформ, появляться опытные люди (птенцы гнезда Петрова).

В целом петровские реформы были подчинены интересам всего общества. На этом основывалась вся деятельность Петра, хотя и носила насильственный характер. Что касается темпов реформ , то они зависели от срочности решения конкретной задачи. При этом некоторые реформы приводили к кардинальной ломке общественных отношений и переустройству структур и учреждений.

Во главе всех реформ стояло создание боеспособной армии европейского образца, все остальные реформы были подчинены этой главной заботе Петра. По инициативе Петра была создана регулярная армия и военно-морской флот, открыты военные учебные заведения (навигационная, инженерная и артиллерийская школы), принято военное законодательство, созданы органы управления армией и флотом. Армия комплектовалась на основе регулярных рекрутских наборов и была пожизненной.

Во внешней торговле активно проводилась политика меркантилизма (поощрение развитие собственного производства и экспорта, высокие налоги на импорт). Промышленность высокими ввозными пошлинами ограждалась от иностранной конкуренции (политика протекционизма ).

Но в первую очередь Петр заботился о тех отраслях промышленности, которые работали на снабжение армии. Владельцам мануфактур Петр разрешил покупать крестьян для работы на мануфактурах (посессионные крестьяне ).

Реформа системы управления страной проводилась по западным, в основном протестантским моделям. В результате административных реформ сложился централизованный бюрократический аппарат, в целом сохранившийся до 1917 года. Возглавлялся этот аппарат самим царем, обладавшим всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной властью. Таким образом Россия вошла в период абсолютизма . В 1711 году окончательно деградировавшая Боярская дума заменяется Сенатом , члены которой назначаются царем. Функцией сената было издание указов, ему принадлежала исполнительная и судебная власть. За деятельностью Сената с 1722 года наблюдал генерал-прокурор с правом личного доклада царю и подчиненная ему прокуратура. В 1717–1718 году Петр заменил старую систему приказов на отраслевые коллегии . Города подчинены магистратам , в церкви упразднено патриаршество и созданСинод . Таким образом церковь стала частью государственного аппарата. В 1708–1710 годах прошлаобластная реформа : страна разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, которые обладали административной, судебной и военной властью. Губернии делились на провинции, провинции – на уезды.

В 1718–1724 годах проведена перепись населения и введена подушная подать (налог на мужчин). Это привело к удвоению налогов и распространению крепостного права на ранее свободные слои населения. В результате переписи крестьяне были разделены на государственных и частновладельческих . Городское население разделено на регулярных (купцы, промышленники, торговцы, крупные ремесленники) и нерегулярных (мелкие ремесленники и городская беднота). Это деление позволило повысит экономическую активность купцов и ремесленников путем освобождения регулярных людей от многих казенных повинностей.

Привилегированным сословиями остались аристократия и дворянство . Однако их землевладение было поставлено в зависимость от государственной службы. Таким образом, аристократия и дворянство окончательно было уравнено в правах. Продвижению по социальной лестнице способствовало введениеТабеля о рангах , что позволило расширить слой дворянства. Продвижение по служебной лестнице определялось профессиональными качествами человека.

«Воинским чинам, которые дослужатся до обер-офицерства (VIII класс) не из дворян, то когда кто получит вышеописанный чин, оный суть дворянин, и его дети, которые родятся в обер-офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бить челом, тогда дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить.»