Идейные искания пьера безухова в романе война и мир. Жизненный путь духовных исканий Пьера Безухова в романе «Война и мир» Льва Толстого

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» является произведением, в котором можно проследить, как развиваются исторические события. Но не только об истории этот роман. В нем мы видим становление человеческой личности, развитие определенных нравственных качеств героев, создание семейных отношений. Герои не стоят на месте, они движутся, растут духовно, выбирают лучшие пути, ищут правильные решения важных задач. Большой и трудный путь проходят Андрей Болконский и Пьер Безухов. И главным вопросом моего сочинения будут духовные искания Пьера Безухова в романе «Война и мир» Толстого. Писатель неслучайно выбирает именно Пьера, доброго, мягкого, слабого человека. Трудности закаляют душу, и Безухов становится другим человеком, он перерождается.

Портрет Пьера Безухова

«…массивный, толстый молодой человек с стриженною головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке», – таким мы встречаем Пьера на страницах романа.
Он очень рассеян, не умеет вести себя в обществе, как ждут от него его представители, не умеет вовремя сесть, встать, уйти, когда нужно, сказать, когда просят. Он ведет себя непосредственно, чем очень сильно раздражает хозяйку салона – Анну Павловну Шерер. Пьер приехал в Петербург незаконнорожденным сыном богатого графа Безухова. Князь Василий Курагин с недовольством отнесся к этому известию, так как сам имел виды на наследство старого графа. После смерти отца Пьер стал владеть всем его состоянием, и он принял это как должное. «Его, как и везде, окружала атмосфера людей, преклонявшихся перед его богатством, и он с привычкой царствования и рассеянной презрительностью обращался с ними», – подчеркивает Толстой.

Идеалы и разочарования Пьера

На протяжении всего романа «Война и мир» искания Пьера Безухова даны Толстым через познание мира, философское его осмысление. Приехав в Петербург, Пьер был убежден в том, что «Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати, – и только потому приобрел власть». Для него наполеоновские идеи были понятны и обоснованы.

После женитьбы на Элен Курагиной, разочаровавшись в любви и доброте помыслов, Пьер признает: «Да я никогда не любил ее. Я знал, что она развратная женщина, но не смел признаться в этом». Дуэль с Долоховым приносит лишь неприятие произошедшего, непонимания смысла жизни. Но Пьер никогда не искал того, кому можно было все рассказать, он «переработывал один в себе свое горе».

Случайно встретив старика-масона, он увлекается этим движением и находит новые идеалы жизни: «Он всей душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни».
Когда у него спрашивают, что он считает главным пороком в своей жизни, Пьер не знал, что именно плохо для него: «Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины? – перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная, которому отдать преимущество». Утвердившись в своих помыслах, Пьер знал, что из всех «правил» масонства он «…имел любовь к ближнему и в особенности щедрость». Но вскоре и здесь пришло разочарование.

В разговоре с Андреем Болконским Пьер говорит: «Надо жить, надо любить, надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем вечно жить там, во всем (он указал на небо)». Увидев, что русское масонство идет по ложному пути, Безухов выходит из этого круга и едет в Москву.

Его глазам открылась война, как действие, совершенно непредсказуемое и жестокое. Он видит мужиков-ополченцев, которые надели белые рубахи, потому что всегда готовы к смерти. Он слышит грохот пушек, жалеет раненых. К нему приходит мысль: «Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, и как мало мы об этом заботимся!». Война преподносит ему неприкрытые истины, которых он не замечал прежде. Теперь он решает, что должен исправить всю ситуацию, прекратить эту войну, спасти всю Европу. Именно он, а никто другой. «Да, один за всех, я должен совершить или погибнуть!», – говорит себе Пьер и готовится убить Наполеона, как единственного виновника всех бед России. Его задумка, к счастью, не увенчалась успехом. Пьер попадает в плен.

Пьер и Платон Каратаев

Четыре месяца плена дают Пьеру хороший жизненный урок. Он встречает там простого крестьянина – Платона Каратаева, который своим философскими рассуждениям приводит Пьера к другим истинам. Теперь Безухов понимает, что главное – не богатство и успех, признание в обществе, положение, главное – есть, где спать, что надеть, что поесть. И в этом счастье человеческое – просто жить, без всяких условностей и предрассудков, зависимости от денег и знатности. Жить в добре, в гармонии с самим собой. «Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием всего русского, доброго и круглого», – пишет Толстой, подчеркивая отношение Пьера к русскому народу, познание им патриотических чувств.

Пьер Наташа Ростова

Настоящее счастье Пьер Безухов познал с Наташей Ростовой. Влюбился он с первого взгляда, но хранил эту любовь в душе. Пьер искренне желал счастья своему другу Андрею Болконскому, когда тот сделал предложение Ростовой. Любовь Пьера была настоящей. Ее не сломили ни предательство Элен, ни неискренность Анатоля и Долохова, ни война, ни плен. Пьер пронес это чистое чувство через все испытания. И счастье упало ему в руки, когда Наташа Ростова стала его женой. Истинное человеческое счастье теперь для Пьера было дома, каждый день в его жене, в его детях, в его тихом семейном уюте, в его любви. Нравственные искания Пьера Безухова пришли к неугасимой истине: «…Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене».

В моем сочинении на тему «Духовные искания Пьера Безухова» можно проследить весь путь становления личности нашего героя. Его сомнения, радости, разочарования, новые идеалы. Толстой показывает, как меняется Пьер. Кого мы встречаем его в начале романа, и с кем расстаемся в конце.

Духовные искания Пьера Безухова в романе «Война и мир» – сочинение на тему нравственных исканий героя |

ЖИЗНЕННЫЕ ИСКАНИЯ ПЬЕРА БЕЗУХОВА (ПО РОМАНУ ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»)

1.Вступление.

Любимые герои Л. Н. Толстого.

2. Основная часть.

2.1 Пьер Безухов.

2.2 Пьер в начале повествования. Увлечение Наполеоном.

2.3 Доброта и наивность Пьера.

2.4 Масонство.

2.5 Война 1812 года.

2.6 Тайное общество.

3. Заключение.

В романе-эпопее « Война и мир » Лев Николаевич Толстой изобразил два состояния общества, две формы человеческого существования -беспорядок и равновесие, хаос и покой, войну и мир. Тем же состояниям подвержены и души героев произведения. Одни из них существуют, не задумываясь над жизнью, не размышляя над её смыслом. Таковы Элен и Анатоль Курагины, большинство великосветских особ. Но лучшие, любимые герои Толстого любят и страдают, ищут и находят, ошибаются и обретают истину. Таковы Андрей Болконский, Наташа Ростова, Пьер Безухов. Пьер, незаконнорождённый сын богатого графа Безухова, — один из главных героев произведения. В начале повествования он ведёт праздную жизнь, характерную для наследника огромного состояния. Дни и вечера Пьера наполнены кутежами и пирушками. а его общество составляют великосветские гуляки и гусары. Однако у Пьера есть друг, который вызывает бесспорное уважение читателей. Это князь Андрей Болконский. Их беседы полны смысла, герои интересны друг другу, у них много общего. Читатель понимает, что князь Андрей не стал бы делиться своими размышлениями с пустым человеком. Пьер посещает салон Анны Павловны Шерер и не скрывает своё восхищение Наполеоном. Он видит в полководце сильную личность, способную вершить историю и вести за собой народы. Даже перед угрозой войны Пьер на стороне Наполеона. Он говорит: «Ежели бы это была война за свободу, я бы понял, я бы первый вступил в военную службу; но помогать «Англии и Австрии против величайшего человека в мире … это нехорошо». В великосветском обществе герой напоминает любопытного ребенка. Пьер с интересом познаёт окружающий мир, наблюдает и делает выводы. Его позиция довольно пассивна. Он беззаботен и беспечен, позволяет окружающим помыкать и пользоваться собой. Пьер добр и ждёт того же от других; ему «так естественно казалось, что все его любят, так казалось бы неестественно, ежели бы кто-нибудь не полюбил его, что он не мог не верить в искренность людей, окружавших его». Наивность Пьера приводит к женитьбе на Элен Курагиной, которая не принесла герою счастья. Измена Элен и дуэль, на которой Пьер чуть не убил человека, становятся поворотными событиями в его судьбе. Герой мучается поисками ответов на вопросы: что хорошо, а что плохо? в чём смысл жизни? каково его собственное место в этом мире? Эти поиски приводят Пьера в ряды масонов. Не только философские искания приводят его в братство. Герой мечтает о дружбе и взаимопомощи, о поддержке людей в поисках истины. Однако и здесь герой обманулся в своих ожиданиях. Его жизнь по-прежнему проходила в праздности, а масонство оказалось лишь красивой церемонией, далекой от реальных дел.

Отечественная война 1812 года заставляет героя забыть о душевных метаниях и приводит его на поле боя. Пьера поражает настроение простых солдат, которые готовы умереть за свою землю. Их патриотизм был лишён красивых слов и пафоса, но он был истинным. Герой впервые ощущает своё единение с народом, хотя не до конца понимает его. «Солдатом быть, просто солдатом! — думал Пьер, засыпая. — Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими». Встреча с Платоном Каратаевым стала для Пьера откровением. Герой проникся философией простого человека и принял то, что нужно любить всех людей. Его поражает и восхищает в Каратаеве отказ от собственного «Я» и полное растворение в людской массе. Этот образ — символ простого русского человека. Пьеру открывается народное сознание: надо любить людей и творить для них добро. Осознание этой простой истины и пере смотр жизненных ценностей приносят гармонию в душу героя. Дальнейшая жизнь Пьера связана с семьёй — Наташей и детьми. Однако он не замыкается в деревне, окруженный любящими родными. Стремление принести пользу людям, желание активного добра приводят Пьера в тайное общество. И это станет ещё одной ступенью в нравственном становлении героя. Не случайно Толстой завершает повествование, оставляя Пьера на пути к истине, а не достигшим её. Пьер лишён высокомерия и ненужной гордости. Он не пытается противопоставить себя обществу. Герой, скорее, плывёт по течению жизни, наблюдая и делая выводы, подстраиваясь под жизненные движения, чутко улавливая малейшие колебания. Это, по мнению Толстого, и есть величайшая жизненная мудрость. Ведь тот, кто никогда не ошибается, никогда и не познает истину, не встанет на верный путь, не обогатит свою душу.

Первый раз мы встречаемся с Пьером Безуховым в салоне Анны Павловны Шерер. Появившийся на вечере, где господствуют лицемерие и неестественность, неуклюжий и рассеянный, Пьер разительно отличается от всех присутствующих прежде всего искренно добродушным выражением лица, на котором, как в зеркале, отражаются и нежелание принимать участие в не интересующих его разговорах, и радость при появлении князя Андрея, и восторг при виде красавицы Элен. Практически все в салоне снисходительно, а скорее даже пренебрежительно относятся к этому “медведю”, “не умеющему жить”. Лишь князь Андрей по-настоящему рад встрече с Пьером, которого называет единственным “живым” среди этого общества.
Не знающий законов высшего света Безухов чуть было не становится жертвой козней князя Василия и сводной сестры, не желающих признания Пьера законным сыном старого графа и всячески старающихся помешать этому. Но Пьер побеждает своей добросердечностью, и граф, умирая, оставляет наследство своему любимому сыну.
После того как Пьер становится наследником огромнейшего состояния, он не может не бывать в свете. Будучи наивным и недальновидным, он не может противостоять интригам князя Василия, направившего все усилия на то, чтобы выдать свою дочь Элен за богатого Пьера. Нерешительный Безухов, лишь подсознательно чувствуя отрицательную сторону отношений с Элен, не замечает, как все больше и больше запутывается в сети обстоятельств, так или иначе подталкивающих его к женитьбе. В результате, руководствуясь этикетом, его буквально женят на Элен, фактически без его на то согласия. Жизни молодоженов Толстой не описывает, давая нам понять, что это не заслуживает внимания.
Вскоре в обществе поползли слухи о любовной связи Элен и Долохова, бывшего приятеля Пьера. На вечере, устроенном в честь Багратиона, Пьер был доведен до бешенства уже далеко не двусмысленными намеками на связь Элен на стороне. Он вынужден вызвать Долохова на дуэль, хотя сам не желает этого: “Глупо, глупо: смерть, ложь...” Толстой показывает абсурдность этой дуэли: Безухов не хочет даже защититься рукой от пули, а сам тяжело ранит Долохова, не умея даже стрелять.
Не желая больше так жить, Пьер решает порвать с Элен. Все эти события накладывают глубокий отпечаток на мировосприятие героя. Он чувствует, что “в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь”. После разрыва с женщиной, на которой он женился без любви, которая опозорила его, Пьер находится в состоянии острого душевного кризиса. “ Что дурно? Что хорошо?” - вот вопросы, волнующие героя. Именно в этот период поиска ответов на поставленные вопросы он встречает Баздеева - члена братства свободных каменщиков, благодаря чему проникается идеей изменения жизни к лучшему и по-настоящему верит в возможность этого: “Он всею душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни”. Результатом явилось вступление Безухова во франкмасонскую ложу. “Перерождение” Пьер начал с того, что решил провести преобразования в деревне, но ловкий управляющий быстро нашел способ не использовать деньги незадачливого Пьера по назначению. Сам же Пьер, успокоенный видимостью деятельности, вел все тот же разгульный образ жизни.
Заехав к своему другу князю Андрею в Богучарово, Пьер высказывает ему свои мысли, проникнутые верой в необходимость стремления человека к добродетели, и для Андрея это свидание с Безуховым “было эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь”.
В 1808 году Пьер становится главой петербургского масонства. Он давал свои деньги на устройство храмин, на свои средства поддерживал дом бедных.
В 1809 году на торжественном заседании ложи 2-го градуса Пьер произносит речь, которая не была воспринята с энтузиазмом, ему лишь сделали “замечание о его горячности”.
Обстоятельства, а также “первые правила масона” вынуждают Пьера помириться с женой.
В конце концов Пьер понимает, что для многих масонство - это не стремление служить великой идее добродетели, а лишь способ завоевать место в обществе, и, разочаровываясь, он отходит от масонства.
Приехав в Москву и увидев Наташу, Безухов понял, что любит ее. Он помог вывести Анатоля Курагина на чистую воду, тем самым предотвратив распространение в свете слухов о связи Анатоля и Наташи.
Пьеру захотелось приехать на место предстоящего сражения в Бородино. После сражения по дороге обратно он ест вместе с солдатами “кавардачок”, который казался ему вкуснее всего на свете, и думает, что хотел бы “скинуть с себя все это лишнее, дьявольское” и быть “просто солдатом”. Это момент настоящего духовного единения героя с народом. Он пытается разгадать тайну солдатского характера. Почему солдаты спокойно идут на смерть, не боясь быть убитыми? “Кто не боится ее, тому принадлежит все”. С такими мыслями Безухов возвращается в Москву.
В то время, когда французы почти достигли квартала, в котором жил Пьер, он находился “в состоянии, близком к сумасшествию”. Пьера давно занимала мысль о предопределенности его судьбы, о его высшем назначении убить Наполеона; в нем жило “чувство потребности жертвы и страдания”.
Проснувшись однажды, он взял пистолет", кинжал и вышел из дома с намерением совершить наконец то, для чего он родился, а на самом деле только для того, чтобы доказать самому себе, что он “не отрекается” от своего намерения.
На улице Пьер встретил женщину, умолявшую спасти ее ребенка. Он бросился искать девочку, но, когда нашел ее, золотушную, чувство омерзения уже готово было возобладать над душевной потребностью быть нужным. Но все-таки он берет ее на руки и после долгих попыток отыскать ее родителей отдает девочку армянам. Пьер попадает в плен, вступившись за армянскую женщину.
Во время казни пленных Пьер испытывает страшное чувство крушения всех жизненных убеждений: ничто не было значимо перед лицом смерти. Он не знал, как жить дальше.
Но знакомство с Каратаевым помогло ему возродиться. Любовное отношение Каратаева к жизни научило Пьера ценить то малое, что дает ему судьба. После освобождения Пьер долго болел, но был полон радости жизни. Он сдружился с княжной Марьей, у которой встретил Наташу, и давно зажегшееся пламя его любви разгорелось с новой силой.
В эпилоге мы встречаем Пьера, живущего спокойной, счастливой жизнью: он уже 7 лет муж Наташи и отец четверых детей.
Споря с Николаем, Пьер отстаивает идеи революционеров - необходимость преобразований. Таким образом, мы видим, что Толстой подводит своего героя к началу пути лишений в борьбе за народное счастье, пути Петра Лобазова, декабриста, который должен был быть изначально героем романа Толстого.


Конспект урока:
«Путь исканий Пьера Безухова»

Путь исканий Пьера Безухова
Эпиграф:
Чтобы жить честно,
надо рваться, путаться,
биться, ошибаться…
Л.Н.Толстой.
Основные этапы урока:
1. Определение задач урока, мотивация учебной деятельности.
2. Актуализация опорных знаний.
3. На основе проблемных вопросов и заданий организация дискуссии «Нашел ли Пьер Безухов смысл жизни?»
4. Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание.
Цели
1. Обобщить полученные знания о нравственных исканиях героев романа Л.Н. Толстого “Война и мир”.
2. Поразмышлять над вопросом о возможных путях развития России во 2-й половине 19 века и определить отношение Л.Н. Толстого к этому вопросу, анализируя образы главных героев романа.
3. Продолжить развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения. Продолжить развитие монологической речи учащихся, умения аналитически мыслить, сопоставлять понятия, образы, делать выводы на основе фактов. Продолжить обучение умению вести дискуссию.
4. Воспитывать интерес к литературе, к творчеству великого классика русской литературы Л.Н. Толстого. Воспитывать умение работать в коллективе, активную жизненную позицию учащихся, чувство патриотизма.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Ход урока
Вступительная беседа.
-Сегодня мы проводим очередной урок по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». Тема сегодняшнего урока – «Путь исканий Пьера Безухова» (слайд 1). (Учащиеся записывают тему в тетради).
Эпиграф к уроку:
“Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, …, начинать и бросать, и опять бросать… А спокойствие – душевная подлость”,- писал Л.Н. Толстой.
Целью сегодняшнего урока является…. Обобщить полученные знания о нравственных исканиях героя романа Л.Н. Толстого “Война и мир” Пьера Безухова
I. Актуализация знаний.
По Толстому, жить достойно – это биться, путаться, ошибаться, пытаться разрешить вечные вопросы: «Что дурно? что хорошо? что надо любить? что ненавидеть? что такое жизнь? что такое смерть? Какая сила управляет всем?» (слайд 2)
Метания таких людей, вечный поиск, непрекращающаяся душевная работа – это и есть признак внутреннего благородства Личности.
- Каких героев романа, отвечающих нравственному идеалу Толстого, вы можете назвать? (Конечно, любовь своего сердца писатель отдаёт не только простым людям, но и лучшим представителям дворянства, которых всё же отделяла от крепостных крестьян целая социальная бездна. Но они сознательно или стихийно тянулись к народу, чувствовали в нём главную нравственную опору и жизненную силу. Особенно дороги писателю Пьер и князь Андрей, которые идут по трудным дорогам в поисках”простоты, добра и правды”.
Пьер Безухов - один из самых любимых и дорогих Толстому героев.Он незаконнорожденный сын богатого и знатного екатерининского вельможи, признанный законным наследником после смерти отца.(Слайд3)
Писатель показывает его в постоян¬ном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии. Толстой прослеживает, как ме¬няется характер Пьера,как формируется мировоз¬зрение передового человека эпохи - декабриста. Но жизненный путь Пьера, полный открытий и разоча¬рований, это не типичный путь декабриста, а только особая, толстовская версия этого пути.
- Вы помните первое появление Пьера в романе? Где это произошло? Как? Нарисуйте устный портрет нашего героя.
(В начале романа перед нами предстает толстый, со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах, с высоким жабо и в коричневом фраке". массивный молодой человек с умным, робким и наблю¬дательным взглядом. Пьер Безухов эмоционален, мя¬гок, податлив, легко поддается чужому влиянию, он выделяется среди остальных посетителей светского са¬лона своей естественностью, искренностью, простотой. О Пьере сказано,
что у него у него «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд», «выражение добродушия, простоты и скромности».
-Как встретили Пьера в светском обществе, в салоне Анны Шерер?
(Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне”. Красавица Элен не замечает его, хотя живёт в одном доме с ним (Пьер поселился в Петербурге у князя Василия, родственника своего отца). И князь Василий отзывается о нём небрежно: “Образуйте мне этого медведя”. Один Андрей не заботится о том, граф ли Безухов перед ним или кто другой. Он любит Пьера таким, какой он есть…
Текст. При появлении несветского Пьера Безухова в гостиной светской дамы Анны Павловны Шерер сумрачное, недовольное лицо князя Андрея вдруг просияло «неожиданно доброй и приятной улыбкой». Блеск его радостных и дружелюбных глаз ободрял и воодушевлял Пьера. .)
– На чём основана дружба Пьера и Андрея Болконского?(слайд 4) (дружба героев строится на общности интересов Поначалу эта дружба удивляет: они такие разные! И семь лет разницы -много, когда одному из друзей двадцать. Эти семь лет отразились в том “Вы”, которое говорит Пьер Андрею, и в “ты” Андрея, странном в устах этого сдержанного человека. Взаимоотношения князя Андрея и Пьера - образец дружбы требовательной,
неизменной, пронесенной через все испытания. Это их имел в виду Толстой, говоря в своем романе: « Я бы хотел, чтобы вы полюбили этих моих детей. Там есть славные люди. Я их очень люблю»

Можно ли сказать, что Толстой идеализировал своих любимых героев? (И князь
Андрей и Пьер показаны людьми своего времени, своей среды, со многими
присущими им недостатками. Достаточно напомнить о славолюбии, об
аристократических предрассудках, которые были свойственны князю Андрею, или о буйной молодости Пьера, отдавшего дань привычкам петербургской «золотой» молодежи…
Самое привлекательное в толстовских героях состоит не в том, что их
характеры не лишены недостатков, а в том, что и Болконский, и Безухов способны преодолевать свои недостатки, в том, что они- мыслящие люди, не боящиеся ставить и решать самые острые вопросы из своей и общей жизни
Пьер принадлежит к числу тех редких людей («один живой человек среди
всего нашего света» – говорит о нём князь Андрей), для которых нравственная
чистота и понимание смысла, цели жизни необходимы прежде всего.)
Учитель.- Итак: Сцены в салоне А.П. Шерер (проповедь Пьером вольнолюбивых взглядов) и развлечение светской молодёжи представляют собой психологическую завязку в развитии сюжетной линии Пьера.
– Почему Пьер женился на Элен? (слайд 5) (С одной стороны, этот брак был подстроен князем Василием, т.к. Пьер был очень богатым женихом. Но этот брак был закономерен для Пьера, потому что не только его должны были обмануть, Но и он сам должен был обмануться. Это был поступок и самого Пьера.)
– Назовите основные отличительные черты характера Пьера. (Для Пьера свойственны истинная доброта и человечность).
Сообщение. «»

После этого Пьер испытывает духовный кризис: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего нужно жить и что я такое? Что такое жизнь? Что такое смерть? Какая сила управляет всем?» – спрашивает он себя.
Пьер и масонское общество. (6 слайд)
Учитель: Пьер после разрыва с женой хотел найти новую истину.
Поступление Пьера в масонское общество приходится на тяжёлый период его жизни, связанный с женитьбой на Элен Курагиной. Он считал себя виноватым, что женился не любя.. А позднее то, что он чуть не убил Долохова оттого, что сам виноват, женившись, не любя, подвергает Пьера в глубочайший кризис.
Сообщение Шагжина Саяна «Пьер Безухов в масонском обществе»
– Почему Пьер, будучи атеистом и считая религию «несправедливою», вступает в масонское общество? (Пьера привлекла формулировка целей этого общества: очищая и исправляя сердце и разум отдельных членов общества, исправлять тем самым человеческий род. Пьер воспринял в масонстве не религию, а нравственную его сторону. (6 слайд) Такое решение давало ему на время иллюзию выхода из тупика, вызванного ощущением бесцельности существования. Оно открывало ему дорогу деятельности, по которой он тосковал.)
– Почему Пьер разочаровался в масонстве? (Убеждается. что большинство добиваются в масонстве своих личных целей: мундиров, крестов, связей в обществе. Он подозревал, что русское масонство пошло не по тому пути, и отправляется за границу. А когда вернулся и предложил братьям свою программу, понял, что она не будет принята.)
Учитель: Толстой привёл своего героя в масонство не случайно. Передовые люди этой эпохи искали в масонстве более совершенные нормы общественной жизни, пытались создать организованные предпосылки для социальной перестройки общества на разумных началах. Но масонство не оправдало надежд, возлагавшихся на него передовым дворянством.
Другой шаг, предпринятый Пьером почти одновременно со вступлением в масонский орден, – попытка «совершенного освобождения» крестьян его имений от крепостной зависимости. Однако эта попытка не только не увенчалась успехом, но и обнаружила полную несостоятельность Пьера в практических делах. (7 слайд)
Учитель.
Здесь Толстой оставляет героя накануне событий 1812 года в том же тупике неразрешённых вопросов, как и в момент его разрыва с женой. Весь путь, проделанный им самостоятельно в течение этих лет (1805-1812) не приводил ни к чему.
Но это не значит, что проблема жизни Пьера Безухова была вообще неразрешима. Возрождение героя было возможно, но не на пути личного самосовершенствования и либеральной деятельности…
1812 год. Бородино в жизни Пьера (8 слайд)
Малакшинова Таня " (Сообщение “Пьер на Бородинском поле”)

– Сражение (фрагмент видеофильма «Война и мир» в постановке С.Бондарчука. Диск).
Беседа по вопросам:
Учитель.
–Вывод: Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире – народ. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова неизвестного солдата: « Всем народом навалиться хотят, одно слово- Москва. Один конец сделать хотят». Пьер теперь не просто наблюдает за происходящим, а размышляет, анализирует. Под влиянием людей из народа решает участвовать в защите Москвы.
Учитель. Новым этапом исканий Пьера стало пребывание во французском плену, куда он попадает после драки с французскими солдатами, где он встречается с Платоном Каратаевым.
Беседа по вопросам.
– Кто такой Платон Каратаев? В убогом бараке происходит встреча Пьера с Платоном Каратаевым, которая сблизила героя с простыми людьми. .Платон Каратаев – воплощение «всего русского, доброго, круглого». Он любит и умеет трудиться. Ко всему он относится душевно. Для него характерны бескорыстная любовь ко всем людям, терпение.
-Каким предстает Платон Каратаев на страницах романа? Откроем учебники на стр. 154 и прочитаем небольшой отрывок (со слов «Физические силы)
– Чем важна для Пьера встреча с Платоном Каратаевым? Пьер сблизился с Каратаевым, попал под его влияние и стал смотреть на жизнь как на стихийный и естественный процесс. Под влиянием Каратаева происходит духовное возрождение Пьера. Как и этот простой крестьянин, Пьер начинает любить жизнь во всех ее проявлениях, вопреки всем превратностям судьбы.Он постигает истину: счастье заключено в самом человеке, надо любить жизнь. Человек сотворен для счастья.(слайд10) Смысл и назначение каждого человека в том, чтобы быть частью и отражением всего мира. Тесное сближение с народом после освобождения из плена приводит Пьера к декабризму.
Вывод: «Душевное спокойствие, уверенность в смысле жизни Пьер обретает, пережив героическое время 12-го года и страдания плена рядом с простыми людьми, с
Платоном Каратаевым. (слайд 9)
Учитель.-Герой Толстого проходит через новое нравственное испытание. Им стала настоящая, большая любовь к Наташе Ростовой. Итак, Пьер и Наташа Ростова.
-Опишите портрет Наташи Ростовой в начале романа (В начале романа Наташа предстаёт перед нами 13-летней девочкой. "Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках...")
-Расскажите об отношениях Наташи и Пьера. (Наташа тоже не раз пройдет испытания в жизни. На своем пути она встретит Пьера. Его «детская душа» была близка Наташе. Он боготворил ее, а Наташа была благодарна ему только за то, что он есть на свете и что он для нее единственное утешение.
-Что вы можете сказать о Наташе? Вам она нравится? (Наташа Ростова является самым прекрасным женским образом в русской литературе. В образе Наташи воплотился идеал женщины для Толстого – женщины, для которой семья является смыслом всей жизни. Она станет матерью 4 четырех детей).
- Какова дальнейшая судьба нашего героя в эпилоге? (Счастливый муж и отец. Человек, высказывающий в споре с Николаем Ростовым убеждения, которые позволяют видеть в нём будущего декабриста. Пьер после долгих и трудных поисков нашёл счастье в слиянии общественной деятельности и счастливой семейной жизни.
– Почему Пьер считает, что Каратаев не одобрил бы его? (Если бы роман был продолжен, стало бы ясно, что Пьер находился в этот момент опять в заблуждении. Близость Пьера с будущими декабристами не стоит преувеличивать. Цель Толстого, как уже отмечалось, - проследить сам процесс зарождения декабристских идей.
Релаксация(3 мин.)
Вывод урока: Пьер всегда искал решение вопроса о смысле жизни: «Он искал этого в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. В результате общения с Платоном Каратаевым Пьер обретает “то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде”, он “...узнал не умом, а всем существом своим, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в “Войне и мире” духовной гармонии с окружающим миром и с самим собой.
-Вспомним эпиграф «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, опять начинать и опять бросать. А спокойствие - душевная подлость»
Нравственно требовательному к себе человеку нельзя успокаиваться – надо биться, путаться, надо искать смысл жизни, своей собственной и всех людей. Это убеждение – одно из главных и постоянных у самого Толстого (слайд11)
Напряженный интеллектуальный поиск, благородство в любви к Наташе Ростовой, подлинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, честность и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени. (слайд12)
Подводя итоги сегодняшней нашей работы на уроке, прошу составить вас синквейн на тему «Пьер Безухов».(Слайд 13) напомнит правила составления синквейна)
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, тема синквейна, понятие, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. Например:
Пьер Безухов
Умный, добрый
Размышляет, анализирует, ищет
Спокойствие - душевная подлость
Счастье. (Развитие (Личность)
Чтение стихотворений учащимися.

Учитель.
Пьер Безухов нашел свое счастье - рядом с ним любимая и любящая женщина, он нашел свое место в жизни. Но главное все-таки впереди. Потому что своим основным назначением Безухов, как и многие другие герои романа, считает служение людям.(слайд14)
Счастье ровным и спокойным светом освещает всю его жизнь. Основное убеждение, которое вынес Пьер из долгих жизненных исканий и которое близко самому Толстому, такое: "Пока есть жизнь, есть и счастье".
I. Оценивание работы учащихся.
II. Задание на дом: стр.175, вопросы 3, 4, 7.

Сообщения(примерные)
Пьер Безухов в компании «золотой» молодежи
Пьер резко противопоставлен окружающим и в эпизоде смерти старика Безухова. Теперь он наследник безмерно богатого отца. Получив титул графа, Пьер сразу оказывается в центре внимания светского общества, где ему угождали и, как ему казалось, любили. И он погружается в поток новой жизни, подчиняясь атмосфере большого света. Так он оказывается в компании "золотой молодежи" - Анатоля Курагина и Долохова. Под влиянием Анатоля он проводит дни в кутежах, будучи не в силах вырваться из этого круговорота. Пьер растрачивает свои жизненные силы, проявляя безволие. Князь Андрей пробует убедить его в том, что ему очень не идет эта беспутная жизнь.
К этой поре относится женитьба Пьера на Элен Курагиной. Он прекрасно понимает ее ничтожество, откровенную глупость. . Однако чувства Пьера находятся под влиянием ее красоты и женского обаяния, хотя настоящей, глубокой любви герой Толстого не испытывает. Пройдет время, и Пьер возненавидит Элен и всей душой ощутит ее порочность.
В этом плане важным моментом стала дуэль с Долоховым, состоявшаяся после того, как на обеде в честь Багратиона Пьер получил анонимное письмо о том, что жена изменяет ему с его бывшим приятелем. Пьер не хочет этому верить в силу чистоты и благородства своей натуры, но в то же время он верит письму, ибо хорошо знает Элен и ее возлюбленного. Наглая выходка Долохова за столом выводит Пьера из равновесия и приводит к поединку. Для него совершенно очевидно, что теперь он ненавидит Элен и готов навсегда порвать с нею, а одновременно порвать с тем миром, в котором она жила.
Различно отношение Долохова и Пьера к дуэли. Первый направляется на поединок с твердым намерением убить, а второй страдает оттого, что ему нужно стрелять в человека. К тому же Пьер никогда не держал в руках пистолета и, чтобы поскорее покончить с этим гнусным делом, кое-как спускает курок, а когда ранит противника, едва удерживая рыдания, бросается к нему. "Глупо!.. Смерть... Ложь..." - повторил он, шагая по снегу в лес. Так отдельный эпизод, ссора с Долоховым становится для Пьера рубежом, открывая перед ним мир лжи, в котором ему суждено было некоторое время находиться.
Сообщение. Пьер в масонском обществе
Начинается новый этап духовных исканий Пьера, когда он в состоянии глубокого нравственного кризиса встречает на пути из Москвы масона Баздеева. Пьер вступает в религиозно-философское общество масонов. Он ищет здесь духовного и нравственного обновления, надеется на возрождение к новой жизни, жаждет личного совершенствования, верит в возможность достижения братской любви. Ему хочется к тому же исправить несовершенство жизни, и это дело кажется ему совсем не трудным
И вот, под влиянием масонских идей, Пьер решает освободить крестьян, принадлежащих ему, от крепостной зависимости. Он принимает постройки школ, больниц, приютов за коренное улучшение жизни крестьян, в то время как все это было показным и обременительным для них. Начинания Пьера не только не облегчили тяжелой участи мужиков, но и ухудшили их положение, ибо сюда подключилось хищничество богачей.
Ни преобразования в деревне, ни масонство не оправдали надежд, которые Пьер на них возлагал. Он разочаровывается в целях масонской организации, которая представляется ему теперь лживой, порочной и лицемерной, где все озабочены прежде всего карьерой. Ощутив бесплодность масонских идей, которые вовсе не изменили его собственной жизни, Пьер "вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь".

Война 1812 года. Бородино
События войны 1812 года производят крутой перелом в мироощущении Пьера. Они дали возможность ему выйти из состояния эгоистической замкнутости. Им начинает овладевать непонятное для него беспокойство, и, хотя он не умеет разобраться в происходящих событиях, он неизбежно включается в поток действительности и думает о своем участии в судьбах Отечества. И это не просто размышления. Он подготавливает ополчение, а затем отправляется в Можайск, на поле Бородинского сражения, где перед ним открывается новый, незнакомый для него мир простых людей.
Под влиянием людей из народа Пьер решает участвовать в защите Москвы. Он хочет убить Наполеона, чтобы избавить народы Европы от того, кто принес им столько страданий и зла. Естественно, он резко меняет свое отношение к личности Наполеона, прежняя симпатия сменяется ненавистью к деспоту. Однако множество препятствий, а также встреча с французским капитаном Рамбелем изменяют его планы, и он отказывается от плана убийства французского императора.
Бородино становится новым этапом в процессе развития Пьера. Увидев первый раз мужиков-ополченцев, одетых в белые рубашки, Пьер уловил исходящий от них дух стихийного патриотизма, выражающийся в ясной решимости стойко защищать родную землю. Пьер понял, что это и есть та сила, которая движет событиями, - народ. Всей душой понял он сокровенный смысл слов солдата: "Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва".
Пьер теперь не просто наблюдает за происходящим, а размышляет, анализирует. Ему удалось здесь почувствовать ту "скрытую теплоту патриотизма", которая сделала русский народ непобедимым.
Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент знаменитого сражения.
Пьер Безухов в компании «золотой» молодежи
Вопросы. – Хотел ли Пьер дуэли? Как Пьер переживает ранение Долохова? Ведь он впервые стрелял в человека. (Ему грустно, тоскливо. И страдает он не только из-за того, что ранил Долохова, Но и оттого, что жизнь вообще нелепа, если не желая убивать, можно вдруг убить)
Вывод:– Пьер не может видеть чужого страдания, чужой беды, даже если их испытывает человек, которого он не любит, который перед ним виноват.
Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент знаменитого сражения.
–Вывод: Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире – народ. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова неизвестного солдата: « Всем народом навалиться хотят, одно слово- Москва. Один конец сделать хотят»..Пьер теперь не просто наблюдает за происходящим, а размышляет, анализирует. Под влиянием людей из народа решает участвовать в защите Москвы.
- Какова дальнейшая судьба нашего героя в эпилоге? (Счастливый муж и отец. Человек, высказывающий в споре с Николаем Ростовым убеждения, которые позволяют видеть в нём будущего декабриста. Пьер после долгих и трудных поисков нашёл счастье в слиянии общественной деятельности и счастливой семейной жизни.)
Вывод урока:
Пьер всегда искал решение вопроса о смысле жизни: «Он искал этого в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. В результате общения с Платоном Каратаевым Пьер обретает спокойствие и довольство собой, к которым он напрасно стремился прежде”, он “...узнал что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в “Войне и мире” духовной гармонии с окружающим миром и с самим собой.

Список использованной литературы
1.Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ п/р В.И.Коровина.. – М.,: Просвещение, 2012.
2.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе ХIХ века: 11 класс. В 2-х частях. – М.: Вако, 2011
3. Я иду на урок литературы,10 класс М. «Первое сентября»,2013.
3.Преподавание литературы в 10 классе. Книга для учителя М. 2012.

Искания Пьера Безухова (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

I. Вступление

1. Пересказать всю биографию Пьера в сочинении невоз­можно, поэтому выбираются ключевые моменты в его развитии.

2. Основные направления исканий Пьера: желание быть внутренне довольным собой, стремление к соединению с людьми и к служению им, освобождение от ложных чувств и понятий (см. план на тему «Истинное и ложное в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»).

II. Главная часть

1. В начале романа Пьер - молодой, еще не определившим­ся человек, в сущности, не знающий реальной жизни. Однако уже здесь Толстой отмечает его сочувствие идеям Французской революции и подсознательное неприятие светского общества.

2. Период от объяснения в любви Элен до дуэли с Долохо­вым. Пьер полностью захвачен ложными чувствами и понятиями: чувственным влечением к Элен, ревностью, светскими правилами и т.п.

3. Дуэль с Долоховым потрясла Пьера. Сознание, что он мог убить человека (и чуть не убил) из-за суетных и ложных чувств, приводит его к пересмотру всего, чем он жил до сих пор, и эту жизнь Пьер осознает как чудовищное заблуждение В том., что произошло, Пьер не винит никого, кроме самого себя, - это очень важная для Толстого черта. В этот период Пьер полностью теряет смысл жизни.

4. Встреча с Баздеевым и увлечение масонством. В масон­стве Пьера привлекают две основные цели: стремиться к нрав­ственному самоусовершенствованию и делать добро людям. Это и есть то, чего он все время ищет.

5. Стремление Пьера следовать принципам масонства, по­пытки улучшить жизнь крестьян и т.п. Пьер начинает сомне­ваться и в масонстве, видя, что многих привлекает в ложу ко­рысть, а не любовь к людям, и в самом себе.

6. Пьер на Бородинском поле. Его реальное приобщение к народу и возникновение чувства истинного патриотизма. Дальнейшие действия Пьера (намерение убить Наполеона - следствие ложногероических стремлений и тщеславия, а вме­сто этого спасение девочки из горящего дома и т.п.).

7. Пьер плену. Глубокое потрясение от расстрела пленных. Второй раз Пьер чувствует, что «все завалилось в кучу бес­смысленного сора», а смысл жизни окончательно утерян.

8. Пьер и Платон Каратаев. Каратаев кажется Пьеру «оли­цетворением духа простоты и правды», воплощением всего «русского, доброго, круглого». Пьер приобщается к инстинк­тивной народной правде, суть которой - единение с людьми и отказ от всякого индивидуализма.

9. Через лишения и физические страдания в плену Пьер приходит к пониманию истинной свободы, ему открывается радость жизни, он постигает ее смысл. Он отбрасывает все лишнее, ненужное, что раньше считал важным, и от этого ста­новится впервые действительно счастливым.

10. Пьер в эпилоге. Толстой изображает его немного изме­нившимся. Влияние Платона Каратаева и тот смысл жизни, ко­торый открылся ему в плену, так и остаются с ним, но он ищет свой путь в жизни. В эпилоге Пьер - член тайного общества, вероятно, будущий декабрист, который хочет не только пассив­но принимать жизнь, но и активно бороться со злом и неспра­ведливостью. Он находится на очередной ступени бесконечной лестницы нравственного развития и идейных исканий.