Русская культура второй половины xiii — xv веков. Культура Руси в XIII веке и ее развитие Сообщение литература 13 15 веков

В то время как в Италии процветала культура и литература Высокого Возрождения, а на севере Европы, в Германии и Голландии подошел к апогею Северный Ренессанс, в России уровень развития искусства и литературы был очень низким.

В Русские княжества только начали стряхивать со своих плеч тлен долгого и мучительного татаро-монгольского ига. Неудивительно, что литература этого времени немногим отличается от летописей Темных веков.

Ранняя русская литература

Средневековая литература русских княжеств в основном состоит из летописей, значительная часть которых анонимны, и жизнеописаний святых. Устная народная России состояла из былин и песен. Литература 14-15 веков, соответственно, состоит из устного творчества, летописей и житий. Во второй половине 15-го века появился интерес к зарубежным сказаниям и мирскому творчеству.

Устное творчество (или фольклор) - это коллективное народное творчество, передающееся из уст в уста. Фольклор передает традиции и мировосприятие народа, создавая уникальные образы и речевые обороты. Среди основных жанров особое влияние на дальнейшее развитие литературы оказали былины, сказки и исторические песни.

Жанры устного народного творчества

В отличие от письменной литературы, которая была однообразна и практически полностью секуляризирована, устная литература 14-15 веков на Руси пестрела разнообразием форм и жанров. До наших дней дошли произведения, принадлежащие к ритуальным песнопениям, былинному эпосу, сказкам, и конечно, широко известные пословицы, поговорки, потешные и колыбельные песни.

Былины - самобытный жанр русского устного народного творчества, своеобразный вариант в котором отражаются реальные исторические свершения и люди. Былины зачастую дополнены элементами вымысла и гиперболизируют силу героев.

Сказки - вымышленные истории или былины, пересказанные простым языком и фокусирующиеся на одном действии или подвиге, насыщенные мифическими персонажами и волшебством.

Исторические песни - жанр оформившийся в 14-м веке и представляющий собой переосмысленную былину. Воспеваются и личности, связанные с ними.

Письменная литература

Литература 14-15 веков обладала уникальной формой - все произведения, включая массивные летописи, переписывались монахами от руки. Книг было немного, и они практически не были распространены вне церкви.

Кроме сложности копирования работ, литература 14-15 веков на Руси практически не сталкивалась с понятием авторского права - любой монах, переписывающий работу, мог добавить или изъять ту часть, которую на тот момент считал необходимым. Таким образом, не существует ни одного произведения, написанного до середины 16-го века, которое было бы одинаковым в двух экземплярах.

Многие лингвисты и литературоведы подозревают, что некоторые летописи являются продуктом коллективного творчества. Основанием тому служит языковое и стилистическое несоответствие внутри одной и той же работы. Это касается не только летописей, но и жизнеописаний святых.

Жанровое постоянство и эмоциональная насыщенность

Литература России 14-15 веков, и даже вплоть до 17-18 веков, развивалась очень консервативно. Литературные традиции и условности требовали написания работ в определенном жанре. Поэтому стилистические и жанровые характеристики произведений менялись не резко, а плавно, словно вытекая один из другого. Именно так сухая и строгая церковная литература стала эмоциональной и приближенной к народу.

Пагубное влияние татаро-монгольского ига до глубины души потрясло как простого крестьянина или ремесленника, так и ученого, набожного монаха. В едином плаче, общей скорби и вечной непокорности родилась новая русская литература 14-15 веков, объединившая в себе сухую манеру изложения летописей, богатый язык житий, а также образы и народность устного творчества.

Наследие ранней литературы

Как и христианство, письменность и литература пришли в русские княжества извне, вероятно, поэтому первые летописи и жития так похожи на Византийские и так разительно отличаются от устного народного творчества. В то время как язык летописей сух и сложен, народные песни, сказки и былины, несмотря на просторечие, пестрят яркими образами и с легкостью запоминаются.

Многие академики и критики, особенно славянофилы и приверженцы их идей, считают, что русская литература нового времени, в том числе золотой ее век, обязана своей самобытностью не столько уникальности русской души, сколько странному, неожиданному сочетанию сухого изложения фактов, глубокой набожности и богатой образности То, что в 11-м веке было несочетаемо, как небо и земля, в 14-15 веках стало перемешиваться.

Ранняя литература является источником того самого русского духа. Национальные идеи, народность и самобытная мораль, все то, что отличает сегодня русскую литературу, пришло из самых первых веков ее существования. Именно литература 14-15 веков проложила дорогу для великолепных сказок Пушкина, невероятных повестей Гоголя и поэм Лермонтова, которые, в свою очередь, оказали формирующее влияние на будущее русской культуры.

- 129.50 Кб

Произведения Рублева, являясь вершиной московской школы живописи, выражают идеи более широкого, общенационального характера. В замечательной иконе «Троица», написанной для собора Троице-Сергиева монастыря, Рублев создал образы, далеко перерастающие узкие рамки разработанного им богословского сюжета, воплотив идеи любви и духовного единства. 12 Фигуры ангелов, сидящих, склонив головы друг к другу в безмолвной беседе, образуют круг - символ вечности, а плавные, гармоничные линии навевают настроение светлой сосредоточенной задумчивости. 13 Нежные, тонко согласованные тона, среди которых преобладают золотистый и звонкий голубой, внутренняя свобода точно найденной композиции с ее выразительным ритмом находятся в тесной взаимосвязи с глубоко человечным замыслом этого гениального произведения.

В последней трети XV в. начинает свою художественную деятельность Дионисий. В иконах и фресках Дионисия и его школы, создававшихся в период образования русского централизованного государства во главе с Москвой, возрастают известное единообразие приемов, внимание мастеров к художественной форме, черты праздничности и декоративности. Тонкий рисунок и изысканный колорит икон Дионисия, с сильно вытянутыми грациозными фигурами, полны нарядной торжественности. Но в психологическом плане его образы уступают Рублевским. Созданные Дионисием и его сыновьями Феодосием и Владимиром росписи собора Ферапонтова монастыря близ Кириллова отмечены особой мягкостью колорита, красотой подчиненных плоскости стены композиций с как бы скользящими изящными фигурами. Многочисленные работы Дионисия и художников его школы вызвали повсеместные раздражения им. В конце XV в. московские художники выезжают в Новгород, Псков, на Север, в города Поволжья, а лучшие мастера этих художественных центров выезжают для работы в Москву, где они знакомятся с творческими приемами столичных живописцев. Московское искусство постепенно нивелирует местные школы и подчиняет их общему образцу.

1.3 Фольклор

Устное народное творчество - былины и песни, пословицы и поговорки, заговоры и сказки, обрядовая и другая поэзия - отразило представления русских людей о своем прошлом, окружающем мире. Былины о Василии Буслаевиче и Садко воспевают Новгород с его бурной городской жизнью, торговыми караванами, плывущими в дальние заморские страны.

Именно в эти столетия окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, в образе которого угадываются черты двух великих русских князей: Владимира Святославича и Владимира Мономаха; об Илье Муромце и других богатырях земли Русской. В былинах кроме фактов древнерусской истории отражаются и более поздние события, связанные с ордынским нашествием и игом: битва на Калке, победа на поле Куликовом, освобождение от ига Орды. 14

Фольклорные черты имеют многие сказания - о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и Евпатии Коловрате, защитнике Смоленска Меркурии, “Задонщина” и “Сказание о Мамаевом побоище”. Историческая песня о Щелкане Дудентьевиче рассказывает о восстании тверичей против Чол-хана и его отряда:

“И бысть между ими бой. Татарове же, надеющися на самовластие, начаша сечи. И абие стекашася человеци и смятошася людие, и удариша в колоколы и сташа вечием. И поворотися весь град, и весь народ том часе собрашася, и бысть в них замятия. И кликнуша тверичи и начаша избивати татар...”

В песне, с одной стороны, довольно точно изображен ход восстания 1327 г., а с другой - игнорируется тот факт, что татары в конце концов отомстили тверичам. Составители песни, не принимая это обстоятельство во внимание, исходя из правоты народа, утверждают иное: “Ни на ком не взыскалося”.

1.4 Общественная мысль

XIII-XV вв. были на Руси временем острых религиозных споров. Уже в 70-х гг. XIV в. возникла ересь стригольников в Новгороде и Пскове. Эта ересь носила рационалистический характер, иными словами пыталась обосновать вероучение разумными аргументами и отвергнуть догматы, не выдерживающие критики с позиций разума. Стригольники критиковали нравы духовенства, "поставление по мзде", то есть плату епископу на посвящение в сан священнослужителя. Тем самым они фактически отрицали необходимость церковной иерархии, считая, что священником может быть каждый образованный и праведный человек. Стригольники отрицали как непостижимое разуму таинство причастия, во время которого вино и хлеб "пресуществляются" в кровь и тело Христа.

В 1375 г. новгородские стригольники были казнены.

В XV в. ересь возродилась в среде приходского духовенства в Новгороде, а оттуда перекинулась в Москву. Она вошла в историю как новгородско-московская или ересь жидовствующих. Последнее объяснялось тем, что еретиков обвиняли в приверженности иудаизму, поскольку они не признавали святости икон и не верили в Святую Троицу. В Москве среди приверженцев ереси оказались высокопоставленные придворные, например, видные дипломаты дьяки братья Курицыны. Еретиков поддерживала невестка Ивана III Елена Стефановна.

Сам Иван III долгое время тоже терпимо относился к ереси. Это объяснялось сложными отношениями между светской властью и церковью. Государство было не прочь провести секуляризацию, то есть изъять обширные земельные владения, накопившиеся у монастырей и церквей в результате вкладов служилых людей. В самой церкви по этому вопросу существовали два течения.

Нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что монахам подобает кормиться трудами собственных рук, а не чужим трудом. Поэтому они отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Их противники - иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с крестьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую благотворительность. Одновременно нестяжатели сравнительно терпимо относились к еретикам, полагая, что их надлежит увещевать, как заблуждающихся, а иосифляне требовали беспощадно казнить еретиков и считали недопустимым всякое сомнение в вере.

1.5 Письменность

В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. Кроме служителей церкви грамотными были многие городские жители. При монастырях и княжеских канцеляриях существовали особые школы, где готовили писцов.

С XIV в. наряду с пергаменом стала использоваться привозная из Европы бумага. На смену торжественному "уставному" письму пришел более быстрый полуустав, а с конца XV в. стала преобладать скоропись. Все это говорит о распространении письменности.

По-прежнему самыми важными произведениями письменности оставались летописи, содержащие как информацию о природных и исторических явлениях, так и литературные произведения и богословские рассуждения. Важнейшими центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите. В московских и тверских летописях отразилась борьба этих двух городов за первенство. Так, тверские летописи подчеркивали связь московских князей с Ордой, а тверских князей изображали заступниками за русскую землю. Московские летописи, напротив, подчеркивали, что великое княжение - отчина московских князей.

При всех различиях летописей отдельных земель и княжеств единой главной темой русского летописания оставались единство русской земли и борьба за торжество православной веры против иноземных завоевателей.

Эта же тема преобладала и в литературе. По следам ордынского нашествия были написаны "Слово о погибели Русской земли" и "Повесть о разорении Рязани Батыем", в состав которой вошло сказание о Евпатии Коловрате. Ведущей идеей повести было решительное, пусть даже и безнадежное сопротивление захватчикам.

О деятельности Александра Невского рассказывало написанное в конце XIII в. "Слово о погибели Русской земли". Антиордынская борьба тверичей отразилась в "Повести об убиении князя Михаила Ярославича в Орде" и "Повести о Шавкале".

В конце XIV - начале XV вв. были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтическая "Задонщина" и "Сказание о Мамаеве побоище". Оба произведения проникнуты чувством глубокого восхищения подвигом русских воинов, патриотической гордостью.

В XIII-XV вв. на Руси было создано много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др. Жития, как правило, имели не только нравственно-поучительное, но и политическое значение. Так, житие Александра Невского подчеркивало противостояние православия и католицизма.

Распространенным жанром средневековой русской литературы была поветь. Особенно интересна лирическая "Повесть о Петре и Февронии", рассказывающая о любви крестьянки и князя. Муромский князь Петр, излеченный Февронией от тяжелой болезни, нарушает свое обещание жениться на ней. Но Бог вновь насылает на него болезнь. Только вернувшись к Февронии, князь окончательно выздоравливает. Бояре, недовольные тем, что княгиней стала незнатная девушка, требуют от нее уйти из Мурома. Тогда князь уходит вместе с ней. В конце концов бояре и жители Мурома просят Петра и Февронию вернуться. Петр и Феврония правят до смерти и умирают в один день, причем тела их чудесным образом соединяются в одном гробу. Сохранился в русской литературе и жанр "Хождений", то есть описаний путешествий. Самое значительное произведение этого рода - знаменитое "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии.




Глава II Быт, обычаи и традиции

1.1 Быт

Деревянная в основном Русь часто страдала от пожаров, войн, междоусобиц. Поэтому не сохранились избы, хозяйственные постройки той эпохи. Имеются лишь их изображения на миниатюрах летописей да археологические остатки.

Изба русского человека добатыевой поры - деревянная, с такими же полами, с двускатной крышей, тесовой или соломенной. Глинобитная печь (у богатых-из кирпича), стоявшая в избе, топилась по-черному. Под полом вырывали яму для хранения продуктов. Окна делались под потолком - через них выходил печной дым; закрывались они заволоками (заслонками) из дерева (волоковые окна).

Бедные селяне и горожане делали избу-полуземлянку: вырывали в земле выемку, над ней ставили каркас из дерева, который обмазывали глиной. По сделанным в грунте ступеням спускались вниз, перед входом стояло крыльцо. Печь, глиняная, куполообразная по форме, стояла в углу; топилась она по-черному. 15

Деревянная “срубная” изба, сто явшая на земле, имела нередко подклеть - нижнее помещение для скота, имущества. Хозяева более или менее состоятельные жили наверху - вгорнице (на горе, вверху). Еще более богатые имели клети с подклетями- летние помещения, неотапливаемые; в них жили летом, хранили вещи. Горницу, имевшую не волоковые, а “красные” окна, пропускавшие больше дневного света, звали светлицей. Они имелись у богатых хозяев - обычно для женщин, которые занимались здесь шитьем, вышиваниями. Наконец, в очень богатомдоме имелся третий ярус - терем. В верхние ярусы вела наружная лестница. Перед входом в жилые помещения предусматривались сени. 16

В домах стояли деревянные столы, скамьи; вдоль стен - лавки;у князей, бояр, в монастырях - еще и табуретки, украшенные резьбой, живописью, с подушками и валиками; под ноги ставили маленькие скамеечки.

Избы бедняков по вечерам освещали деревянными лучинами. Их вставляли в печную щель. У богатых для лучин имелась металлические светцы. Употребляли и сальные свечи-в деревянных или металлических подсвечниках, стоявших на столе.

1.2 Одежда

Простолюдины носили короткие рубашки из домотканого сукна и беленого холста, стянутые по талии поясами; это и естественно для пахаря, рыболова, ремесленника, занятого тяжелой работой. Для зимы они имели меховую одежду - медвежью (считалась “простонародной”) шубу. Деревенские жители носили лапти из лыка, городские - кожаную обувь.

Археологи добыли во время раскопок немало женских украшений: серьги, височные кольца, шейные гривны, бусы (из сердолика, хрусталя), браслеты, перстни, пряжки, пуговицы;у мужчин были пряжки для поясов, пуговицы да еще цепи.

Больше дошло до нас сведений об одеждах богатых людей. Они изображаются на миниатюрах и фресках, перечисляются в княжеских завещаниях. Как правило, одежды - длинные, до пят; по подолу, у обшлагов и ворота украшены вышивкой, драгоценными каменьями. 17 Довольно много разновидностей этих одеяний:у мужчин - шуба, кожух, опашень, однорядка; у женщин - шуба, опашень, летник, кортель, телогрея. Делались они из привозных сукон, бархата, атласа, камки. Украшались отложными широкими воротниками (“ожерелья”), соболями, шитыми по шелку драгоценными камнями, жемчугом.

Описание работы

Культура народа – одна из важнейших частей его жизни. Ее становление, постоянное развитие неразрывно связано с теми же факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входи, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Культура Руси формируется в то же время, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким н

Содержание

Введение

В историко-культурном процессе XIII -- XV вв. выделяются два периода. Первый (с 1240 г. до середины XIV в.) характеризуется заметным упадком во всех областях культуры в связи с монголо-татарским завоеванием и одновременной экспансией со стороны немецких, шведских, датских, венгерских, литовских и польских феодалов. Второй период (первая половина XIV -- XV вв.) отмечен подъемом национального самосознания, возрождением русской культуры. Иноземные вторжения особенно пагубными оказались для южных и западных земель. Поэтому центр общественно-политической и культурной жизни постепенно сместился на северо-восток, где в силу ряда причин с середины XIV в. установилась гегемония Москвы. Именно Московскому княжеству было суждено, преодолевая феодальную раздробленность Руси, возглавить борьбу против Золотой Орды и к концу XV в. завершить оба процесса созданием единого и независимого государства.

Русская культура XIII- XV веков

В эпоху средневековья распространение грамотности и знаний шло разными путями в княжеских дворцах, монастырях, торговых городах и в деревне. В то время как в бесписьменной деревне знания о природе, человеке, устройстве мира, родной истории передавались молодому поколению из уст в уста в виде сельскохозяйственных примет, знахарских рецептов, сказок, эпической поэзии и т.п., просвещение в городах, монастырях и вотчинных замках основывалось на книгах. Судя по житийной литературе XIV -- XV вв., обучение детей начиналось в возрасте 7 лет, сначала их учили чтению ("грамоте"), а затем письму. Церковная монополия на образование придавала ему преимущественно богословский характер.

Несмотря на тяжесть монголо-татарского ига, в XIV --XV вв. на Руси развивалось книжное дело. Постепенная замена пергамена бумагой делала книги более доступными. К XV в. известно уже достаточно много библиотек. Хотя большинство книг того времени, очевидно, погибло в огне военных пожаров, в кострах церковной цензуры и т.п., от XIII--XIV вв. до нас дошло все же 583 рукописные книги. Говоря о распространении "книжной премудрости", надо иметь в виду коллективное использование средневековых книг. Чтение вслух тогда было широко распространено во всех странах и во всех слоях общества.

Математические познания в XIII --XV вв. не получили особого развития. Древнерусская цифровая система была крайне неудобной: что затрудняло точные математические действия.

Космологические представления русские книжники черпали из христианской богословской литературы, трактовавшей вопросы мироздания весьма противоречиво.

С постепенным развитием торговли, восстановлением дипломатических связей, возрождением паломничества в XIV --XV вв. происходило расширение географического кругозора русских людей. К этому времени относится составление множества рукописных сборников, содержавших подлинные и подробные описания Царьграда, Палестины, Западной Европы и других земель.

Общественные идеи, связанные с осмыслением человека в мире и обществе, а также политические теории со времени утверждения христианства на Руси в основном укладывались в рамки религиозного мировоззрения. В XIV -- начало XV вв. Русь, восприняв в основном философско-богословские течения Византии, отставала от нее по уровню философского мышления. Если в Византии господствовали два главных идейных течения: победивший исихазм Исихазм (от греч. hesychia -- покой, безмолвие, отрешенность) -- мистическое течение, в широком смысле -- этико-аскетическое учение, возникшее в Византии в IV -- VIII вв., включало систему психофизического контроля, имеющую внешнее сходство с йогой). и побежденный рационализм, то на Руси ситуация была сложнее. Здесь взаимодействовали и противодействовали три течения философско-богословской мысли: православие в традиционном понимании, слабые ростки рационализма (в виде ересей) и исихазм. Ортодоксальной христианской идеологии всегда было присуще утверждение о доступности человеческим чувствам сверхъестественных явлений (Бог действовал на земле, являясь людям в видениях, через ангелов и святых, "явлением" икон, чудесными исцелениями и т.п.). Идеологи исихазма развили взгляды раннехристианских учителей церкви, открывая перед верующими возможность богопознания, духовного и даже телесного единения с Богом через восприятие божественной энергии. На Руси в середине XV в. это учение утверждалось в ожесточенной борьбе одновременно как способ индивидуального подвижничества (исихазм "келейного" уровня) и как новый стиль духовно-культурной жизни. Особенно трудно исихазм прививался на русской почве как система философского мышления, вступив в известное противоречие с косной практикой церковной жизни.

Учение о неизбежности конца мира и божественного суда над человечеством, эсхатология Эсхатология (от греч. eschatos) -- последний, конечный. всегда занимало значительное место в христианском мировоззрении. Но в эпохи социальных потрясений эсхатологические идеи принимали форму реального ожидания второго пришествия Христа. Такой период переживала Русь в XIV -- XV вв.

Борьба против монголо-татар была главной темой фольклора второй половины XIII --XV вв., ей посвящены жанры как традиционные (былины, сказания), так и новые (историческая песня).

Период XIII --XV вв. в русской литературе является переходным в движении от киевской литературы, отмеченной идейно-статистическим единством, к литературе будущего централизованного Московского государства. В литературном процессе этого времени можно выделить два основных этапа: XIII -- XIV вв. и XV в. Первый начинается с битвы на Калке (1223 г.) и заканчивается победой на Куликовом поле (1380 г.). Литература этого периода характеризуется разнородными тенденциями. Ведущий жанр этого времени -- воинская повесть, доминирующая тема -- монголо-татарское нашествие. Поэтическим пафосом, фольклорными образами и сильным патриотическим чувством проникнуты "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Слово о погибели Русской Земли", "Сказание о подвигах и житии великого князя Александра Невского" (житие, имеющее черты воинской повести), "Повесть о Шевкале", посвященная событиям 1327 г. в Твери и др.

Второй этап в развитии литературы начинается после победы на Куликовом поле и завершается присоединением к Москве Великого Новгорода, Твери и Пскова. В эти годы в общественной мысли и в литературе господствовала идея политического и культурного объединения русских земель, которая все более связывалась с Москвой. Московская литература, вбирая в себя областные стилистические тенденции, приобретала общерусский характер и занимала ведущее место. О роли национального самосознания свидетельствует как возрождение общерусского летописания в конце XIV -- начало XV в., так и целый цикл произведений, различных по жанру и стилю, но единых по теме -- все они посвящены исторической победе России над татарами.

Идея общерусского единства, возникнув в домонгольский период, усилилась в тяжелые годы монголо-татарского нашествия. В XV в. тему национально-освободительной борьбы оттесняла литература нового типа, отличавшаяся тематическим и стилевым разнообразием, более органичной связью с фольклором, стремлением к психологизму.

После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору упадка и застоя. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия, кадры строителей, по существу, были уничтожены, подорвана и техническая преемственность. Поэтому в конце XIII в. во многом приходилось начинать сначала. Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и Псков) и в древней Владимирской земле (Москва и Тверь).

С конца XIII в. в новгородском зодчестве происходили важные изменения. На смену плинфе пришел местный волховский плитняк, который в сочетании с валунами и кирпичом формировал неповторимо пластичные силуэты новгородских построек. Из трех апсид осталась одна, что по-новому организовало алтарную часть. В результате, возник новый тип, соответствовавший вкусам и потребностям горожан.

К началу XVI в. общая протяженность крепостных стен Пскова составила 9 км. В 1330 г. вблизи города была построена крепость Изборск -- одно из крупнейших сооружений Древней Руси, выдержавшее не мало немецких осад и до сих пор поражающее своей неприступностью.

Псковские храмы небольших размеров возводили из местного камня и белили, чтобы известняк не выветривался.

Вековые традиции, гибкость архитектурного мышления, практичность создали заслуженную славу псковским зодчим и позволили им в дальнейшем сделать весомый вклад в архитектуру единого Российского государства.

Первые каменные постройки в Московском Кремле, не сохранившиеся до наших дней, появились на рубеже XIII -- XIV вв.

Во второй половине XIV в. напряженные отношения с Ордой и Литвой заставили князя Дмитрия Ивановича, прозванного впоследствии Донским, сосредоточить усилия на строительстве укреплений. Вскоре после постройки (1367 г.), белокаменный Кремль был испытан на прочность войсками литовского князя Ольгерда.

Живопись первой половины XIII -- XV вв. является естественным продолжением искусства домонгольской Руси. Но в результате нашествия художественные центры переместились с юга на север, в города, избежавшие разорения (Ростов, Ярославль, Новгород и Псков), где имелось много памятников старого искусства, и сохранились живые носители культурных традиций. Длительная изоляция Руси от Византии, а также усилившаяся разобщенность русских земель подтолкнули рост областных тенденций в искусстве. В XIII в. произошла окончательная кристаллизация новгородской и ростовской школ живописи, а в XIV в. -- тверской, псковской, московской и вологодской. русский средневековый культурный

Эволюция живописи в XIII--XV вв. лучше всего прослеживается на новгородских памятниках, которых к тому же сохранилось больше, чем в других городах. В новгородской иконе рисунок становился графичнее, колорит строился на сочетании ярких контрастных цветов. Своеобразным "бунтом" против византийской традиции стали краснофонные иконы.

XIV в. -- время блестящего расцвета монументальной живописи Новгорода, большое влияние на развитие которой оказал великий византиец Феофан Грек, приехавший на Русь в 70-е гг. XIV в. В 1378 г. он расписал церковь Спаса на Ильине, фрески которой дошли до нас лишь частично.

Во второй пол. XVII в. было создано несколько государственных школ.

1649г. – школа Ф.Ртищева (школа в Андреевском монастыре).

1640 – х – школа Епифания Славинецкого в Чудовом монастыре,

1665г. – школа Симеона Полоцкого в Заиконоспасском монастыре работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора (Типографическая школа 1681г во главе с русским монахом Тимофеем и греком Мануилом), Аптекарского приказа и др. В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии... до богословия». Возглавили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды (после ссылки Лихудов 1701г. Академия пришла в упадок), ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ломоносов.

Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря» В. Ф. Бурцева , изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубликованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умножения «Считание удобное» (1682). Но: Псалтырь.

В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины («Травники», «Лечебники», «Фармакопея» Ивана Венедиктова, «О строении тела человеческого» - перевод Епифания Славинецкого) в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. п.), в наблюдении за природой.

Век великих географических открытий . 1632г. – казаки добрались до Лены, основали якутск; Елисей Буза открыл Яну, Индигирку, а Копылов добрался до Охотского моря (1639г. ). В 1643г. Колесников дошёл до Байкала, а Поярков открыл Амур, который был исследован в 1650-1651гг . Хабаровым. 1654г. были открыты реки Аргун, Селенга и Ингода. 1675-1678гг . – экспедиция в Китай О.Н. Спафарий, составлено «Описание первыя части Вселенныя, именуемой Азии», «Сказание о великой реке Амуре».

1692-1695гг . – голландец Исбрант Идес составил описание части России в районе границы с Китаем. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой, открыл р. Анадырь. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева. Е. П. Хабаров в 1649 г . составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII в . сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова. 1690г. морской офицер Дубровин составил карту Туркестана. Первая карта Московского государства была составлена на рубеже 16 – 17 веков, 1640г. - «Роспись сибирским городам и острогам», а в 1672г. - «Чертёж Сибирской земли».

Литература. В XVII в. созданы последние официальные летописные сочинения. «Новый летописец» (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол.

Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на события Смутного времени начала XVII в.

Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII в. жанра сатирической повести , где действуют уже вымышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» - судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).

Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первго русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII - первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории.

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормозили темпы и ход развития древнерусской народности. В огне нашествия погибли многие тысячи людей. Оставшиеся в живых ремесленники были уведены в рабство. Наблюдалось падение ремесла: исчезли навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов, амфор-корчаг, полихромной (многоцветной) керамики. На полвека прекратилось каменное строительство. Захватчики разрушили множество архитектурных сооружений, и прежде всего городские соборы, бывшие, как правило, последними укреплениями, где защитники русских городов отражали натиск вражеских войск. Сгорели многие литературные па­мятники. Летописание стало немногословным и практически во всех русских землях (кроме Новгорода) прервалось.

Высокий уровень русской культуры дал ей возможность выстоять в труднейший период ее истории. Несмотря на ужасы монгольского завоевания, русская культура сохранила традиционный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли территории, не подвергшиеся военному разгрому, хотя и подчиненные Орде (Псков, Новгород).

Монгольское нашествие нарушило связи между отдельными частями страны. Единая древнерусская народность стала основой, на которой складывались великорусская (русская), белорусская и украинская народности и их культуры.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIII-XV вв.

В русской культуре XIII-XV вв. отчетливо прослеживаются два этапа. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII-XV вв. явилась Куликовская битва (1380). Если для первого этапа характерны стагнация и падение после страшного удара монгольских полчищ, то после 1380 г. начинается ее динамичный подъем, в котором прослеживается начало слияния местных художественных школ в общемосковскую, общерусскую культуру.

Устное народное творчество. В период борьбы с монгольскими завоевателями и золотоордынским игом обращение к былинам и сказани­ям киевского цикла, в которых яркими красками описывались битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг народа, придавало русским людям новые силы. Древние былины обрели глубокий смысл, зажили второй жизнью. Новые легенды (такие, как, например, «Сказание о невидимом граде Китеже» - городе, ушедшем на дно озера вместе со своими храбрыми защитниками, не сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым), звали русских людей на борьбу за свержение ненавистного золотоордынского ига. Складывается жанр поэтических исторических песен. К их числу относится «Песня о Щелкане Дудентьевиче», которая рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.

Летописание.

Благодаря хозяйственному подъему все более необходимыми становятся деловые записи. С XIV в. начинается использование бумага вместо дорогого пергамента. Рост потребностей в записях, появ­ление бумага повлекли за собой ускорение письма. На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью и торжественностью, приходит полуустав - более свободное и беглое письмо, а с XV в. появляется скоропись, близкая к современному письму. Наряду с бумагой в особо важных случаях продолжали использовать пергамент, различные виды черновых и бытовых записей делались, как и раньше, на бересте.

Как уже отмечалось, в Новгороде летописание не прерывалось даже в период монголо-татарского нашествия и ига. В конце XIII - начале XIV в. возникли новые центры летописания. С 1325 г. летописные записи стали вестись и в Москве. В период складывания единого государства с центром в Москве возросла роль летописания. Когда Иван III шел походом на Новгород, он не случайно взял с собой дьяка Степана Боро­датого: тот мог хорошо «говорить по летописцам вины новгородские», т.е. доказать на основе летописи необходимость присоединения Новго­рода к Москве.

В 1408 г. был составлен общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре 1812 г., а к 1479 г. относят создание Московского летописного свода. В основе их - идея общерусского единства, исторической роли Москвы в государственном объединении всех русских земель, преемственность традиций Киева и Владимира.

Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов - сочинений по всемирной истории. Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. Пахомием Логофетом.

Исторические повести. Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фак­тах и событиях. Повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы получили по­весть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (в ней рассказывалось о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата), по­вести об Александре Невском и др.

Блистательной победе Дмитрия Донского в 1380 г. посвящен цикл исторических повестей (например, «Сказание о Мамаевом побоище»). Софоний Рязанец создал знаменитую патетическую поэму «Задонщина», построенную по образцу «Слова о полку Игореве». Но если в «Слове» описывалось поражение русских, то в «Задонщине» - их победа.

В период объединения русских земель вокруг Москвы расцвел жанр житийной литературы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епи- фаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского - основателя Троице-Сершева монасты­ря, поддержавшего великого московского князя в борьбе с ордынцами.

«Хождение за три моря» (1466-1472) тверского купца Афанасия Ни­китина - первое в европейской литературе описание Индии. Свое путешествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гама.

Архитектура. Раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове. Используя предшествующие тра­диции, новгородцы и псковичи возводили десятки небольших по разме­ру храмов. Среди них такие значительные памятники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Новгороде, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих построек. Яркая и са­мобытная архитектура Новгорода и Пскова практически не изменялась в течение столетий. Эту устойчивость архитектурно-художественных вкусов специалисты объясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося сохранить независимость от Москвы. Отсюда ориента­ция главным образом на местные традиции.

Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV-XV столетиям. Дошедшие до нас храмы в Звенигороде - Успенский собор (1400) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова монастыря в Москве (1427) продолжали традиции владимиро- суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт позволил успешно выполнить важнейший заказ великого московского князя - создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский Кремль.

Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском в 1367 г. Однако после нашествия Тохтамыша в 1382 г. кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, завершилось соз­данием в конце XV - начале XVI в. ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней.

Территория Кремля в 27,5 га была защищена стеной из красного кирпича, длина которой достигала 2,25 км, толщина стен - 3,5-6,5 м, а их высота - 5-19 м. Тогда же, в XV в., были возведены 18 башен из ныне существующих 20. Башни имели четырехскатные крыши. Кремль занимал место на мысу при впадении реки Неглинной (заключенной сейчас в коллектор) в Москва-реку. Со стороны Красной площади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким образом, Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней фортификационной науки. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений, монастыри.

Сердце Кремля - Соборная площадь, на которую выходят главные соборы; его центральным сооружением является колокольня Ивана Великого (окончательно достроена при Борисе Годунове, достигает в высоту 81 м).

В 1475-1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля - Успенский. Храм начали строить еще псковские мастера (1471). Не­большой «трус» (землетрясение) в Москве разрушил стеньг здания. Воз­ведение Успенского собора поручили талантливому зодчему итальянского Возрождения Аристотелю Фиорованти. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего, владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры. Величественный пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь цари венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения.

В 1481-1489 тт. псковские мастера возвели Благовещенский собор - домовую церковь московских государей. Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством итальянца Алевиза Нового была сооружена усыпальница Московских великих князей - Архангельский собор (1505-1509). Если план здания и его конструкции выполнены в традициях древнерусской архитектуры, то внешнее убранство собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов. Тогда же была построена Грановитая палата (1487-1491). От «граней», украсивших наружные стены, она получила свое название. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Почти квадратный зал, стены которого опираются на возведенный в центре массивный четырехгранный столб, занимает площадь около 500 кв. м и имеет высоту 9 м. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения.

Живопись. Слияние местных художественных школ в общерусскую наблюдалось и в живописи. Это был длительный процесс, его следы отмечены и в XVI, и в XVII в.

В XIV в. в Новгороде и в Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Дошедшие до нас фресковые росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильине улице отличаются необычайной выразительной силой, экспрессией, аскетизмом, возвышенностью человеческого духа. Феофан Грек умел сильными длинными мазками своей кисти, резкими «пробелами» создать эмоциональное напряжение, достигающее трагизма. Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана Грека. Зрителей поражало, что великий мастер писал свои произведения, не используя иконописные образцы.

Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством современника Феофана Грека - гениального русского художника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось сведений о жизни выдающегося мастера.

Андрей Рублев жил на рубеже XIV-XV вв. Его творчество было вдохновлено замечательной победой на Куликовом поле, экономическим подъемом Московской Руси, ростом самосознания русского народа. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, идеи единства и мира между людьми, человечность отразились в произведениях художника. Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок создает впечатление цельности и законченности его образов. Знаменитая «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева. Совершенные образы «Троицы» символизируют мысль о единстве мира и человечества.

Кисти А. Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (хранятся в Третьяковской галерее), Троицкого собора в Сергиевом Посаде.