Советский период государственный исторический музей. Зал изобразительных материалов. Строительство здания музея

Государственный Исторический Музей July 30th, 2013

Вы наверное вчера заметили, что меня не было у пульта блога. Несколько постов вышло автоматом. А мне нужно было мотнуться в Москву. Так вот, там оставалось пару часов, забежал в Государственный Исторический Музей. Давно не был. Внутреннее убранство конечно не Эрмитаж, экспозиция конечно большая и мелкая. Надо вдумчиво вчитываться и внимательно рассматривать. А я по большей части тренировался и эксперементировал в съемке плохоосвещеннх помещениях.

Покажу тем кто там ни разу не был хотя бы общую атмосферу музея. Кому интересно подробно про каждую витрину . По ходу дела немного познакомлю вас с историей музея.

Айда со мной пройдемся по музею.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ – крупнейший национальный исторический музей России, собрания которого наиболее полно отражают ее многовековую историю и культуру с древнейших времен до наших дней. Его коллекции, формировавшиеся почти полтора столетия, насчитывают около 5 млн музейных предметов и 14 млн листов документальных материалов, это 1/12 часть Государственного музейного фонда Российской Федерации.

Решение о создании Исторического музея принял русский император Александр II в феврале 1872 года. В январе 1873 г. утверждены «Общие основания музея», в которых сформулирована основная цель – «служить наглядной историей», для чего «будут собираться все памятники знаменательных событий истории Русского государства». Первый музейный Устав, составленный графом А.С. Уваровым, был утвержден в августе 1874 г.

В мае 1881 г. музей был передан в ведение Министерства финансов, приобрел статус правительственного учреждения и получил новое титульное название – Императорский Российский Исторический музей. Почетным председателем был назначен великий князь Сергей Александрович, товарищем председателя (фактическим директором) стал А.С. Уваров, с 1885 г. – И.Е. Забелин. С декабря 1882 года решением Александра III музей был передан Министерству народного просвещения. Для посетителей музей открылся в начале июня 1883 года, сразу после коронации императора Александра III. Последним почетным председателем музея был великий князь Михаил Александрович.

С тех пор музей не раз переименовывался: с мая 1895 г. музей стал называться Императорский Российский Исторический музей имени императора Александра III в Москве, с ноября 1917 г.– Государственный Российский Исторический музей, с 1925 г. – Государственный исторический музей.

Здание музея – уникальный историко-архитектурный и музейный памятник. Московская городская дума в апреле 1874 г. подарила для постройки будущего музея участок земли на Красной площади. Закладка здания состоялась в августе 1875 г. при участии императора Александра II и цесаревича Александра Александровича. По итогам конкурса на проектирование здания музея предпочтение было отдано проекту архитектора В.О. Шервуда и инженера А.А. Семёнова. Строительство музея продолжалось в течение 1875–1881 гг. В отделке залов принимали участие московские зодчие и художники И.Е. Бондаренко, А.П. Попов, И.К. Айвазовский, В.М. Васнецов, а позднее В.А.Серов, С.А.Коровин, И.Е.Репин. Интерьеры музея соответствуют определенным историческим эпохам, повторяют росписи знаменитых церквей и княжеских дворцов и являются самостоятельными произведениями искусства.

Знакомство с экспозицией начинается в величественных Парадных Сенях – одном из красивейших помещений музея, на сводах которого изображено выполненное Ф.Г. Тороповым «Родословное древо государей Российских» с портретами великих русских князей и императоров. Стены залов, посвященных Древней Руси, украшают фризы и картины, написанные знаменитыми русскими художниками. История нескольких тысяч лет воскресает в музее во всем своем величии и трагизме: жизнь первобытных людей, образование Древнерусского государства и татаро-монгольское нашествие, суровая и беспощадная эпоха Ивана Грозного, поворот страны к прогрессу при Петре I, просвещенный абсолютизм Екатерины II и победа над Наполеоном, отмена крепостного права и светская жизнь дворянства. В 1936–1937 гг., в связи с открытием новой экспозиции музея к 20-летию Октября, многие росписи и детали интерьеров были забелены или уничтожены.

В 1986–1997 гг. музей был закрыт на реставрацию и капитальный ремонт, а после завершения работ открыл первые 11 залов экспозиции (ровно столько же, как и в 1883 г.) и выставку «Реликвии истории Государства Российского».

По полноте и разнообразию многомиллионная коллекция музея не имеет себе равных в стране: экспонаты музею жертвовали государственные и общественные учреждения, монастыри, архивы, библиотеки, академии, институты, университеты, издательства. Московская городская дума в 1887 г. передала музею Голицынскую и Чертковскую библиотеки, крупные пожертвования поступали от семейств Голицыных, Масальских, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Щербатовых, Уваровых. Особое внимание уделяли музею меценаты из купеческих фамилий – Бахрушины, Бурылины, Грачёвы, Постниковы, Сапожниковы. Свыше 300 тысяч предметов, в том числе произведения иконописи, русской живописи XVIII–XIX вв., лицевого шитья, древних рукописей, всех видов прикладного искусства, а кроме того огромный архив ценнейших документов подарил музею П.И. Щукин. Коллекции охотничьего оружия и пистолетов передал предводитель Нижегородского дворянства А.А. Катуар де Бионкур, рукописей и книг – ярославский купец И.А. Вахрамеев, художественных произведений – П.Я. Дашков.

1920–1930-е годы стали временем передачи в исторический музей коллекций из Государственного музейного фонда и расформированных музеев («Старая Москва», Румяцевский музей, Военно-исторический музей и др.). В 1993 г. в связи с ликвидацией Центрального музея В.И. Ленина его коллекции переданы в Исторический музей. Богатейшие собрания хранятся в фондовых отделах: археологии, нумизматики, дерева, оружия, металла, драгоценных металлов, стекла и керамики, рукописей и старопечатных книг, письменных источников, тканей и костюмов, картографии, изобразительных материалов, в книжном фонде.

Благодаря коллекциям, дающим не только ценный материал для исследований, но и вдохновение для научного творчества, в музее выросла плеяда известных российских и советских историков, музееведов и культурологов, написаны крупные работы по истории России, выпущены многочисленные описания отдельных коллекций, проведены сотни научных конференций, чтений, симпозиумов. Экспозиции и выставки Исторического музея привлекают сотни тысяч посетителей, они давно стали явлением музейной и культурной жизни страны, стимулом для творчества коллег, для наиболее полного и глубокого представления посетителям нашего общего исторического и культурного наследия.

Государственный исторический музей. Настоящая публикация предназначена в первую очередь для московских гидов-переводчиков. Мы не ставим целью подробно рассказать обо всех экспонатах музея. Обзорная экскурсия этого не требует. Мы попробуем обозначить наиболее важные вехи отечественной истории до конца XIX века, дать краткую характеристику наиболее значимым и ярким экспонатам коллекции и помочь гидам-переводчикам самостоятельно подготовиться к экскурсии по главному зданию музея.


Коллекция Государственного Исторического музея (ГИМ)
Парадные сени музея
Древо русских государей

История создания Государственного Исторического музея (ГИМ)

Государственный Исторический музей. Вид со стороны Красной площади

Год создания музея – 1872 год. В этот год праздновали 200-летие со дня рождения Петра I. В первопрестольной проходили многочисленные выставки, посвящённые историческому событию и интеллигенция Москвы обратилась к императору Александру II с письмом-просьбой о создании музея. Резолюция императора от 19 мая 1872 года звучала «быть посему», она и положила начало музею.

В 1873 году Московская городская дума выделила участок земли на месте, где стояли несколько зданий, в том числе бывший Аптекарский приказ. Ранее на этом участке располагался Московский университет. Одна из памятных досок на музее напоминает о старом здании университета.

Объявили конкурс на лучший проект музея. На нём победил проект архитектора Владимира Шервуда.


Здание Государственного Исторического музея. Вид с Манежной площади

На флюгере, украшающем здание ГИМ, видна дата – 1875 год – это дата окончания строительства здания.


Музей открылся в 1883 году, торжества приурочили к коронации Александра III.

Формально первыми посетителями музея стала императорская чета – Александр III и его супруга Мария Фёдоровна.

В советское время интерьер Парадных сеней претерпели изменения. Здесь не осталось никаких росписей. Травные орнаменты и портреты государей замазали, заштукатурили и побелили. В конце прошлого века в течении 11 лет, с 1986 по 1997 год музей был закрыт на реставрацию. Реставраторы возвратили интерьерам первоначальный вид.

Коллекция Государственного Исторического музея (ГИМ)

В музее и его фондах хранится несколько миллионов предметов (к концу ХХ века – около 5 миллионов) и 14,5 млн. документов. Музей занимает второе место в мире по количеству экспонатов. Лишь в Британском музее больше “единиц хранения”. Коллекция живописи ГИМ в 3 раза больше, чем коллекция ГТГ. Музейный фонд ГИМ составляет 1/15 всех музейных фондов РФ.
Экспонаты ГИМ также позволяют проследить историю сопредельных государств, потому что музей создавался во времена Российской Империи, когда её территория была гораздо больше нынешней РФ.
В музее на 4 тысячах квадратных метров представлено около 22 тыс. предметов. Чтобы обойти экспозицию музея необходимо сделать более 4 тысяч шагов, что составляет около 3 км. Таков масштаб музея в цифрах. Если на каждый экспонат потратить около минуты для осмотра, то всего потребуется где-то 360 часов времени, а это только 0,5 % музейных коллекций. 🙂

Парадные сени музея.

Раньше парадный вход в музей был со стороны Красной площади.


Старый, недействующий вход в ГИМ

Сейчас этой дверью не пользуются, но с внутренней стороны здания её украшает великолепный деревянный портал.


Старый главный вход в ГИМ украшен деревянным шатром

Раньше, когда открывали дверь, то из вестибюля музея был виден .

Поскольку главный вход в музей был с другой стороны, то у парадной лестницы установлены два льва с геральдическими щитами.


На одном щите – вензель императора Александра II,

на другом – Александра III.

Форма вестибюля повторяет трёхнефный храм – два ряда колонн отделяют центральный неф от боковых.




Здание оформлено в русском стиле, все детали внутренней отделки скопированы с известных древнерусских памятников.
Стены украшает растительно-травный орнамент, он напоминает стиль убранства царского дворца или боярских палат XVII века.


Под потолком на стенах – гербы русских территорий, входивших в состав Российской империи на момент царствования Александра III (На 1914 год – 78 губерний, 21 область и 2 самостоятельных округа). У каждой губернии был свой герб, которые здесь и помещены. Привожу снимки лишь некоторых.


Слева виден Герб Ярославля – медведица с секирой на плече
Герб дома Романовых
Внизу – герб Нижнего Новгорода – олень с поднятой ногой. Слева – герб Рязани, вверху – герб Вятки (Киров).

Древо русских государей. (Государственный исторический музей)

Самый эффектный элемент оформления парадный сеней находится на своде – это древо русских государей.

Древо не совсем хронологически выдержанное, оно приспособлено к размерам Парадных сеней. На своде изображены великие князья, цари и императоры, то есть правители двух династий, Рюриковичей и Романовых.

Рюриковичи. Великие князья.(Государственный исторический музей)

Всего в состав древа включено 68 портретов. Самые главные государи образуют ствол древа, они изображены на центральной оси. Древо начинается с Владимира Красно Солнышко в красном одеянии и княгини Ольги, она изображена в синем плаще.

Далее их легко запомнить, вслед за дедом идёт внук. Помещены те государи, на время правления которых пришлись ключевые события истории государства Российского. Методисты ГИМ советуют рассматривать древо на иллюстрации, чтобы не задирать голову и на схеме сверяться с цифрами и надписями. Мне же миниатюрная копия древа государей Российских (расположена рядом с шатром старого входа в музей) показалась малоинтересной.


Я бы предпочла показывать изображения с балкона Парадных сеней, это наиболее удачная точка обзора.
Кратко обозначим деяния правителей, изображённых на древе.

Княгиня Ольга стала первой христианской правительницей в ещё языческой в ту пору Руси. Во время правления её внука святого равноапостольного князя Владимира Русь приняла христианство. Оба они причислены к лику святых.
Поодаль чуть ниже стоят братья, князья Борис и Глеб – страстотерпцы и мученики, невинно убиенные в XI веке. Их канонизировали раньше Ольги и Владимира, они стали первыми русскими святыми.


Над Ольгой и Владимиром – князь Ярослав Мудрый в красном плаще и светло-зелёном длинном одеянии, держит в руке модель храма.


Он правил в XI веке, считается просветителем Руси. Он построил множество храмов, при нём возникли библиотеки, школы, в которых обучали даже девочек из знатных семей. В историю он вошёл как создатель первого русского сборника законов под названием «Русская правда». Считается, что во времена Ярослава Мудрого завершился долгий и трудный путь формирования русской государственности. На годы его правления пришёлся расцвет государства, Русь была признана правителями сопредельных земель. Его первой женой была норвежская принцесса Анна, второй – шведская принцесса Ингегерда (в крещении – Ирина). Своих дочерей князь выдал замуж за норвежского (Елизавету), венгерского (Анастасию) и французского (Анну) королей. Анна, королева Франции, считается самой знаменитой из его дочерей. Она была женой французского короля Генриха I и какое-то время выполняла функции регентши при своём сыне – наследнике престола. Сыновья Ярослава Мудрого также были женаты на иностранных принцессах.


Он жил в XII веке. Это было время распада Руси на удельные княжества. Одним из них стало Владимиро-Суздальское княжество. Всеволод Юрьевич был первым самостоятельным правителем этого княжества. Скорее всего, на киевский престол он не претендовал, занимался обустройством своего государства, на территории которого возникает маленькая крепость – Москва, которая позже станет столицей нового государства.

Следующий – князь Александр Ярославич по прозванию Невский .


XIII век – страшное время для Руси. Это время защиты русских земель от иноземных завоевателей. С северо-запада нас атаковали шведы и Тевтонский Орден (псы-рыцари). С юго-востока пришла “погибель Земли Русской” – монголо-татарское нашествие. Александр Ярославич причислен к лику святых за то, что в Орде защищал интересы православной веры и добился в открытия в городах Золотой Орды православных храмов для русских пленников.

Следующая фигура – князь Иван Данилович Калита , первый из князей, который стал отстраивать своё маленькое московское княжество и делать его самостоятельным сильным государством.


Именно при Иване Даниловиче Москва из удельного княжества превращается в сильный центр, которые способен бороться за власть и с Владимиром, и с Суздалем, и с Тверью и другими крупными городами-княжествами.

Следующая фигура – князь Дмитрий Иванович Донской , XIV век.


Главное историческое событие периода его правления – битва на Куликовом поле, когда впервые в истории русское войско одержало победу над монголо-татарами. Важное историческое значение Куликовской битвы в том, что победа над татарским войском совершила психологический перелом в сознании людей, который позволил дальше продолжать борьбу с Ордой.

Следующая фигура – царь Иван Васильевич IV Грозный .

Цари.(Государственный исторический музей)

В 1547 году впервые в истории русских земель принял титул царя. К этому моменту на карте Европы уже существовало новое государство – Московия. Образовалось это царство в конце XV века, при князе Иване III, первом государе Всея Руси, но именно Иван IV впервые венчается на царство и официально сам себя награждает царским титулом.
На одной линии с Иваном Васильевичем IV находится портрет его деда, Ивана Васильевича III. Его изображение найдём вторым слева от Грозного царя.

Иван Васильевич III

Справа от царя Ивана Грозного расположен портрет его первой супруги, Анастасии Романовны Захарьиной Юрьевой.

Анастасия Романовна Захарьина Юрьева

Романовы. (Государственный исторический музей)




Всенародно избран на российский престол в 1613-м году. Его избранием на царство завершился тяжелейший период русской истории – Смутное время.

Императоры.(Государственный исторический музей)


При нём Россия делает новый поворот – начинается европеизация, превращение России не просто в большое государство, но авторитетную европейскую империю.


Во второй половине XIX века при Александре II проводятся важнейшие реформы, главная из которых – отмена крепостного права. Другие реформы Александра Николаевича – судебная, военная, реформа образования. Этот период получил название «великие реформы». Хотя судьба самого императора была печальна – он погиб от рук террористов-народников.
Слева от императора Александра Николаевича помещён портрет Екатерины II, а справа от Марии Алексеевны – изображение Павла I.






Завершается древо портретами императора Александра III и его супруги Марии Фёдоровны .


Эпоха Александра III – время очень мощного экономического рывка России. Но при этом были свёрнуты все либеральные реформы и задавлена политическая оппозиция.

Государственный исторический музей – один из лучших музеев страны, находится в самом центре столицы на Красной площади.

Уникальная экспозиция отражает все вехи истории России с древних времен и до начала 20-го века, в музейных фондах хранится более 5 000 000 экспонатов. ГИМ является самым крупным музеем России.

Основан музей указом императора Александра Второго 21 февраля 1872 года, а первых посетителей принял 27 мая 1883 года. Здание для Исторического музея на Красной площади было построено по проекту выдающихся архитекторов В.О. Шервуда и А.А. Семенова в псевдорусском стиле с элементами теремной архитектуры, отделку интерьеров выполнили известные художники Айвазовский, Репин, Васнецов, Коровин и другие.

В 1990 году здание Государственного Исторического в составе объектов Красной площади внесено в Список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В годы Советской власти интерьеры многих залов были изменены: забелены росписи, уничтожены детали декоративного оформления. В 1990-х годах была проведена реставрация здания и внутренних помещений и приведение их к первоначальному виду.

Парадные сени с богатой настенной росписью и львами. На потолке – «Родословное древо государей Российских», 68 портретов великих князей, царей и императоров.

Постоянная экспозиция размещена на двух этажах в хронологическом порядке, каждый зал соответствует определенной исторической эпохе. В начале пути расположены экспонаты времен первобытнообщинного строя – каменные орудия труда, подлинные бивни мамонта, скульптурные портреты древних людей.

Найденный на территории Воронежской области огромный 7,5-метровый челн, выдолбленный каменными топорами из цельного дуба:

Зал Бронзового века. В центре находится сравнительно недавно перевезенный в ГИМ из-под Туапсе дольмен «Колихо» — древнее сооружение из каменных плит.

Бронзовый идол, обнаруженный в Галичском кладе в Костромской области, считается атрибутом шаманского культа. На втором фото — бронзовые женские налобные украшения, найденные около муромской деревни Подболотье.

Переход из зала раннего средневековья Восточной Европы и Азии в зал с экспонатами Древнерусского государства.

Музей помогает вспомнить о драматических событиях русской истории: раздробленности, Монгольском нашествии, войне со шведами и Ледовом побоище, Куликовской битве и Смутном времени.

Витрина с доспехами и оружием русского воина времен Ледового побоища, печатью Александра Невского и шлемом и щитом западноевропейского рыцаря.

На второй фотографии — стальные доспехи и сабля польского Крылатого гусара. Позади доспехов – «крыло» с лебедиными перьями, придававшее всаднику эффектный и грозный вид. Реконструкторов в похожем облачении я видела в прошлом году в Коломенском на .

Зал «Русская культура в 16-17-х» веках.

Икона «Богоматерь Казанская» с золотым и серебряным обрамлением, драгоценными камнями – сапфирами, изумрудами, рубинами, жемчугом, шпинелью и альмадинами.

Особо ценный экспонат – глобус голландской фирмы Блау, приобретенный Петром Первым во время поездки в Западную Европу.

На другом этаже показана политика, экономика и культура Российской империи от Петра Первого до Александра Третьего.

Первый российский Император — отливка, выполненная по маске, снятой скульптором Растрелли в 1719 году.

Камзол Петра Первого.

Залы времен царствования Екатерины Второй и Александра Первого.

В музее регулярно проводятся интересные тематические выставки. Одна из них – «Золото. Металл богов и царь металлов». Здесь представлены роскошные золотые предметы и украшения, монеты и ордена, экспонаты религиозного характера Востока и Запада двух последних тысячелетий из фондов Исторического музея.

Адрес: Москва, Красная площадь
Начало строительства: 1875 год
Открытие музея: 1883 год
Архитектор: Шервуд Владимир Осипович, Семёнов Анатолий Александрович
Координаты: 55°45"18.7"N 37°37"03.4"E

Коллекции, хранящиеся в главном историческом музее страны, поражают воображение. За 145-летнию в нем было собрано более 5 миллионов экспонатов. В музее находятся древние книги, уникальные артефакты, найденные во время раскопок в разных частях страны, и многие другие предметы, рассказывающие о многовековой истории России .

Вид Государственного исторического музея с Красной площади

История музея

Краснокирпичное массивное здание музея замыкает главную площадь Москвы с северо-запада. Оно находится напротив живописного храма Покрова Божией Матери, больше известного, как собор Василия Блаженного , и гармонично сочетается со стенами и башнями Московского кремля .

Идея организовать исторический музей родилась в середине XIX века. В 1872 году в Москве прошла крупная Промышленная выставка, которая и послужила толчком к созданию двух музеев - исторического и политехнического. Первыми экспонатами исторического музея стали археологические экспонаты с выставки и памятные вещи, присланные ветеранами Крымской войны.

За несколько лет набралось так много предметов, что император Александр II распорядился построить отдельное музейное здание. По его указу для организации нового музея создали специальную комиссию, костяк которой составили видные историки В, О. Ключевский, С. М. Соловьев, И. Е. Забелин и Д. И. Иловайский.

Вход в музей

В 1875 году провели конкурс архитектурных проектов, на котором победила работа Анатолия Семенова и Владимира Шервуда. В том же году был заложен фундамент будущего музейного здания. Материалы для стройки привозили из разных уголков страны, кирпичную кладку скрепляли цементом, внутренние перегородки делали из металла, а трубы и провода убирали внутрь здания. На строительной площадке работало 260 каменщиков и свыше трех сотен подсобных рабочих.

Возведение огромного здания продлилось 11 лет и потребовало значительных денежных сумм. Организаторам пришлось взять банковский кредит в 1,26 млн рублей, и погашение этой ссуды растянулось на 28 лет.

Когда работы были завершены, в центре Москвы появилось массивное здание в псевдорусском стиле, эклектичный облик которого отлично вписался в архитектуру Красной площади . Для декора музея были использованы кокошники, аркатурные пояса, ширинки, гирьки, шатры и другие элементы традиционного древнерусского зодчества.

Открытие музея произошло в 1883 году. К тому времени здание еще не было полностью оформлено, поэтому решено было не устраивать пышных церемоний. Первыми посетителями, осмотревшими 11 готовых залов, стали император Александр III и его супруга. Через несколько дней новый музей освятили и открыли для широкой публики.

После революционных событий 1917 года музей неоднократно хотели закрыть, однако этого не случилось. За 10 лет советской власти музейные фонды увеличились в два раза, в основном за счет того, что сюда свозили ценности из бывших дворянских усадеб.

В военные годы наиболее ценную часть коллекций эвакуировали в Казахстан . Примечательно, что даже во время осады столицы исторический музей не закрывался и принимал посетителей, оставаясь единственным работающим музеем Москвы . Лишь осенью 1941 года его закрыли на одну неделю, чтобы ликвидировать последствия разрушений, произошедших во время бомбежки.

К 1980-м годам в историческом музее начались проблемы технического характера. За 100 лет здание ни разу не ремонтировалось и поэтому сильно обветшало. Капитальная реконструкция музея была проведена с 1986 по 2002 год.

Экспозиции

Собранные в музее сокровища выставлены в 39 залах. Однако, на площади 4000 кв. м удалось разместить лишь 22 тысячи экспонатов. Это только малая часть, хранящихся в историческом музее предметов - 0,5% от имеющихся фондов. Все экспонаты Государственного исторического музея невозможно осмотреть во время одного визита. Если задержаться возле каждой витрины всего на одну минуту, для полного изучения коллекции потребуется 360 часов! Не удивительно, что для обслуживания такого огромного музея работает более 800 сотрудников.

Исторический музей считается самым большим национальным музеем страны, и ежегодно его посещает до 1,2 миллионов человек. Для того, чтобы туристы смогли увидеть редкие артефакты, хранящиеся в запасниках, здесь круглый год организуют выставки.

Пройдя по залам музея, посетители могут узнать об истории страны, начиная с древнейших времен до начала прошлого века. С недавнего времени осмотреть главные экспозиции можно виртуально. Для этого достаточно зайти на сайт музея.

Интерьеры

Архитекторы уделили большое внимание оформлению интерьеров музея. Все помещения представляют кольцевую анфиладу, и для их отделки применены ценные материалы - каррарский мрамор и дубовые панели, лепнина и позолота.

Наиболее богато декорированные залы занимают первый этаж музейного здания. На окнах установлены уникальные переплеты, имитирующие древние слюдяные окошки, залы закрываются сосновыми и дубовыми дверями, а полы украшает живописная мозаика. Настенные и потолочные росписи в музее выполнены талантливыми русскими художниками - Ильей Репиным, Виктором Васнецовым, Иваном Айвазовским и Валентином Серовым.

Вначале посетители попадают в Парадные сени, украшенные генеалогическим деревом российских императоров. На искусно сделанных настенных росписях можно увидеть ростовые портреты князей и царей - от князя Владимира до Александра III.

Залы первого этажа рассказывают о российской истории, начиная с первобытного строя до эпохи правления Петра I. В литерных залах «А», «Б» и «В» экспонируются уникальные золотые изделия разных времен и народов - ювелирные украшения, самородки, предметы церковного искусства, ордена и оружие.

На втором этаже музейного здания выставлены экспонаты, повествующие об истории страны от петровских времен до конца XIX века. Здесь же расположен вход в читальный зал рукописей.

Самые уникальные экспонаты

В огромной коллекции исторического музея хранятся редкие книги. Наиболее ценными из них считают «Изборник Святослава», появившийся в 1073 году. Он состоит из переписок болгарских текстов, которые были сделаны по заказу сына Ярослава Мудрого - князя Святослава.

Кроме того, в музее хранят первую российскую печатную книгу «Апостол», изданную Иваном Федоровым в 1564 году. Редкую книгу украшают кожаный переплет и изящное золоченое тиснение. Примечательно, что для «Апостола» первопечатник использовал бумагу, сделанную во Франции .

В залах музея можно увидеть государственную печать государей Ивана и Петра Романовых и верх шубы их отца - царя Алексея Михайловича. Богатая царская шуба утеплена беличьим мехом и обшита дорогой атласной тканью.

В одном из залов экспонируется письмо на клыке моржа, написанное в конце XVIII века во время экспедиции, организованной по указу Екатерины II. К наиболее ценным экспонатам относят также наградную саблю Наполеона и большой напольный глобус XVII века, привезенный в Россию Петром I.

Информация для посетителей

Выходы, расположенные со стороны Красной площади, закрыты, поэтому туристы, пришедшие посмотреть на мавзолей , Лобное место , кремлевские башни или Покровский собор, редко заглядывают в музей. Исторический музей часто посещают группы школьников и те, кто хочет побывать на тематических выставках.

И Исторического музея . Именно эти четыре строения окружают главную улицу России. И парадным входом на Красную площадь может считаться именно музей. Неслучайно ведь именно с его стороны выходят пешие войска и тяжелая техника во время ежегодного Парада 9 мая.

Исторический музей – по праву считается обладателем самой богатой коллекцией экспонатов не только в России. Только вдумайтесь – 4 тысячи квадратных метров, более 20-ти тысяч постоянных экспонатов и 5 миллионов предметов в музейных фондах. Неудивительно, что Исторический музей даже для тех, кто ходит в него регулярно, каждый раз открывается с новой, до того неизвестной стороны.

И кстати, привлекательно выглядят не только внутренние помещения и выставочные залы. Само здание является произведением архитектурного искусства. Неслучайно оно входит в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

История создания музея

Идея основания Исторического музея родилась в 1872 году. А инициатором его строительства выступил сам император Александр II. Первыми экспонатами стали военные трофеи, накопившиеся после Крымской войны. Государь, таким образом, хотел увековечить память о славном прошлом. было решено построить недалеко от Красной площади. До этого здесь располагался Земской приказ - на современный манер можно назвать Министерством регионального развития).

Был объявлен конкурс среди архитекторов. Главное условие – здание должно было быть выдержано в общем стиле, который к тому времени уже сложился вокруг Красной площади. Победителями стали В.Шервуд и А.Семенов, правда, первый впоследствии отказался заканчивать проект. И на конечной стадии строительством музея руководил Александр Попов. Возведение здание продолжалось почти 6 лет – с 1875 по 1881 год. А еще два года потребовалось для внутренней отделки и наполнения выставки экспонатами. И таким образом, датой, когда Исторический музей Москвы впервые распахнул двери перед посетителями, стало 27 мая 1883 года.

После Революции возникла серьезная опасность разграбления экспонатов Исторического музея. Но среди большевиков нашлись ценители высокого искусства и предметов старины. Экспонаты взяли под охрану Народного комиссариата, и даже возникли планы по дальнейшему расширению коллекции. Так, в период 1922-1934 годов к экспозиции были присоединены предметы, находившиеся до этого в Соборе Василия Блаженного, и еще ряде церквей и небольших хранилищ.

Правда, коммунистическая эпоха не прошла бесследно. Во-первых, в качестве пропаганды были закрашены или уничтожены некоторые декоративной отделки, так как она символизировала монарший строй. Например, большевики демонтировали красивые скульптуры львов, единорогов и, конечно, двуглавых орлов, которые украшали фасад здания.

Современная история Музея связана в первую очередь с масштабной реконструкцией, из-за которой посетители не могли лицезреть коллекцию на протяжении 11 лет (1986-1997). Но в награду за терпение теперь можно видеть здание таким, каким оно задумывалось в самом начале. Так, шпили башен вновь венчают позолоченные скульптуры львов и орлов. Конечно, это не те самые, которые «исчезли» в советское время, но их точные копии.

А внутри Исторический музей теперь выглядит как настоящий царский дворец. Достаточно упомянуть, что парадный вход представляет собой огромное «Родословное древо российских государей», на котором в золоченых рамках представлены портреты 68 царей, императоров и великих князей. Что же до остальной коллекции, то для лучшего восприятия она поделена на 39 залов, и в каждом рассказывается о конкретной эпохе развития страны. А среди самых ценных экспонатов стоит выделить – 8-метровую лодку, сделанную каменными топорами еще в доисторическую эпоху, рыцарские доспехи времен Александра Невского, икону «Казанской Богоматери», глобус Петра Первого и его парадный камзол.

В 2017 году Государственный исторический музей отмечает 145-летие со дня основания. 9 февраля 1872 года императором Александром II было принято решение о создании в Москве музея национальной истории России. К этой памятной дате для Исторического музея было подготовлено официальное видео, съёмки которого проводила творческая группа компании «Медиа 1» из Санкт-Петербурга.