Константин Фёдорович Юон — русский советский живописец, мастер пейзажа. Самые известные полотна Константина Юона Константин юон биография

В середине ХХ века он занимал высокие должности в советском художественном сообществе, в том числе был первым секретарем правления Союза Художников СССР. При этом он не прекращал своих творческих поисков, создавая произведения, которые сейчас стали классикой советской живописи. И хотя Константин Фёдорович Юон не оставил каких-либо записок о посещении города Куйбышева и области, тем не менее он поддерживал тесные связи со многими творческими людьми нашего города (рис. 1).

Он родился 12 (по новому стилю 24) октября 1875 года в Москве, в немецкоязычной швейцарской семье. Его отец работал служащим страховой компании, позже - её директором, а мать была музыкантом-любителем.

С 1892 по 1898 годы юноша учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Его преподавателями были такие мастера, как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин. По окончании училища Юон два года работал в мастерской В.А. Серова, а затем основал собственную студию, в которой он с 1900 по 1917 годы преподавал совместно с И.О. Дудиным. Его учениками были, в частности, А.В. Куприн, В.А. Фаворский, В.И. Мухина, братья Веснины, В.А. Ватагин, Н.Д. Колли, А.В. Грищенко, М. Г. Ройтер.

В 1903 году Юон стал одним из организаторов «Союза русских художников». Он также входил в число участников объединения «Мир искусства». С 1907 года он работал в сфере театральной декорации, вёл художественную студию на Пречистенских рабочих курсах совместно с И.О. Дудиным. Одним из его учеников в это время был Ю.А. Бахрушин. В это время К.Ф. Юоном был написан один из самых известных автопортретов (1912 год) (рис. 2).

В период революционных событий и гражданской войны в России Юон встал на стороне советской власти, и в 1925 году вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), хотя есть все основания полагать, что, по крайней мере, на первых порах он не симпатизировал большевизму.

В частности, на созданной им в 1921-1922 годах картине «Новая планета» художник изобразил космическую катастрофу, которая символизирует Октябрьскую революцию. В другой «космической» картине «Люди» (1923 год) угадываются контуры Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) (рис. 3, 4).


Большой известностью по сей день пользуется и его картина «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры» (1921 год). Это панорамный пейзаж, написанный с колокольни собора ясным летним вечером, на закате. Под ласковым небом благоденствует земля, и на переднем плане сияют освещённые солнцем купола с золотыми узорчатыми крестами. Сам мотив не только очень эффектен, но и весьма смел для той эпохи, когда советская власть повела беспощадную борьбу с религией (рис. 5).

Помимо работы в живописном жанре, он активно занялся оформлением театральных постановок («Борис Годунов» в парижском театре Дягилева, «Ревизор» в Художественном театре, «Аракчеевщина» и др.), а также художественной графикой.

В 1943 году К.Ф. Юон стал лауреатом Сталинской премии первой степени, в 1947 году он был избран академиком Академии художеств СССР, а в 1950 году ему было присвоено звание народного художника СССР. В 1951 году К.Ф. Юон вступил в ряды КПСС.

В 1948 по 1950 годы художник работал директором Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств АХ СССР. С 1952 по 1955 К.Ф. Юон преподавал в качестве профессора в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова, а также в ряде других учебных заведений. В 1957 году его избрали первым секретарем правления СХ СССР, и на этом посту он находился до последних своих дней.

В конце жизни К.Ф. Юон оставил воспоминания о своём товарище по учёбе – самарском художнике В.А. Михайлове. Вот эта запись.

«Михайлов был моим товарищем в годы учения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Мы были с ним в одной группе и вместе переходили из класса в класс. Он был очень остроумным человеком, душой товарищеской среды, острил без конца, в нем было много юмора.

Ежегодно в рождественские каникулы в училище устраивались ученические выставки, которые пользовались большой популярностью среди любителей искусства. Меценаты всегда бывали на ученических выставках. У них было желание угадать будущего мастера и купить как можно больше его вещей.

С Михайловым В.А. мне пришлось быть среди так называемых распорядителей ученических выставок два года подряд. У меня сохранилась фотография группы участников выставки, в том числе и Михайлова. Распорядитель Михайлов и тут не мог не сострить и прикрепил к сердцу ярлычок с надписью «продано».

Я помню ученические работы Михайлова. Учился он не плохо. Как художник, Михайлов писал с большим чувством. У меня есть его уральский этюд - перламутровость, переливы утренних красок у него хорошо получились.

У нас на ученических выставках выступали старшие художники. Здесь Михайлов мог познакомиться с некоторыми из них, в частности, Бялыницкий и Жуковский еще выставлялись на выставках училища.

Кажется, что Гундобин тоже со мной учился.

В училище преподавание было так поставлено, что из класса в класс вы попадали в новые руки. В первом начальном классе преподавал только один преподаватель - это был Касаткин. Во втором, головном, классе преподавали двое: Горский и преподаватель на С.., не могу вспомнить фамилию. В фигурном, третьем классе, где рисовали фигуру человека, преподаватели Пастернак и Архипов. Позднее Архипов перешел в натурный класс. При мне были Серов и Архипов. На следующий год Серов получил персональную мастерскую при училище, и он в классах уже не преподавал.

По окончании училища Михайлов переехал в Самару и занялся педагогической деятельностью. Первое время мы переписывались, а потом каждый из нас пошел своим путем».

Эти воспоминания К.Ф. Юона «Товарищ по учебе» о В.А. Михайлове приводятся по стенографической записи, сделанной с его слов в 1958 году. Ныне в Самарском областном художественном музее находится этюд К.Ф. Юона «Монастырь» с дарственной надписью: «Дорогому В.А. Михайлову. К. Юон». Этюд поступил в коллекцию музея в дар от самого В.А. Михайлова (рис. 6-8).


В настоящее время в Самарском областном художественном музее хранятся и другие произведения К.Ф. Юона (рис. 9-11).


Константин Фёдорович Юон умер 11 апреля 1958 года и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (рис. 12).

Список литературы

Апушкин Я.В. К.Ф. Юон. М., 1936.

Володин В.И. Из истории художественной жизни города Куйбышева. Конец XIX – начало XX века. М., Изд-во «Советский художник». 1979. 176 с.

Генералова С.В. 2003. Роль областного департамента культуры по сохранению культурного наследия в г. Самаре. – В сб. «Неизвестная Самара». Сборник статей. Материалы городской научной конференции Муниципального музея «Детская картинная галерея» г. Самары. Самара. Издание ООО «Культурная инициатива», стр. 3-4.


Константин Фёдорович Юон (1875-1958) - русский советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1950). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Член ВКП(б) с 1951 года.

Автопортрет. 1912

Константин Фёдорович (Теодорович),чьи предки приехали в Россию из Швейцарии, родился 24 октября 1875 года в Москве и был третьим сыном в семье директора компании по страхованию имущества Теодора Юона. Его супруга занималась музыкой, и в течение пяти лет родила четверых сыновей, но только у Константина было привычное для русского уха имя, остальные трое братьев назывались: Пауль, Эдуард и Бернхарт. И что самое интересное: у всех четырёх братьев после женитьбы супруги девочек никогда не рожали. У самого Константина, как и у Пауля с Бернхартом, было по 2 сына, а у Эдуарда и того больше – четыре! Кстати, Пауль тоже не был обделён талантом, став известным композитором, которого называли «русским Брамсом».


Летний день.


Вид на Москву с Воробьёвых гор.


Речная пристань.


Приволье. Водопой (Лигачево). 1917

В юности Юон отличился в пристрастии к рисованию и в 17-летнем возрасте родители направляют его в художественное училище в Москве. Его первыми наставниками в данном заведении на то время были хорошо зарекомендовавшие себя в обществе художники: Константин Аполлонович Савицкий, Николай Алексеевич Касаткин, Абрам Ефимович Архипов, Валентин Александрович Серов. Картины Юона стали привлекать внимание зрителей ещё на студенческих выставках, и быстро раскупались. На деньги от продажи своих произведений, молодой человек мог посетить многие места в России, и даже некоторые европейские страны. Полотна художника выставлялись на всех крупных российских выставках.


Голубой куст. 1908


Сараи. Летний пейзаж. 1948


Морской пейзаж. Горный скат.


Мельница. Октябрь. Лигачево. 1913

О таланте молодого живописца появлялись многочисленные статьи в журналах по искусству, написанные известными критиками и искусствоведами. Юон также довольно часто выступал как искусствовед. После получения диплома Юон стал преподавателем, и этой деятельности он посвятил всю жизнь. Его ученики, будущие знаменитые русские скульпторы Вера Мухина, Василий Алексеевич Ватагин и многие художники всегда тепло отзывались о своём учителе. Судьба благоволила к Юону. Успех пришёл к нему в молодости и закрепился с ним по жизни. Его почитали, награждали, он занимал руководящие должности.


Пейзаж с церковью.


Троицкий посад. Загорск.


Июль. Купание. 1925


Пейзаж Новгородской губернии. 1910-е.

Константин Фёдорович был очень скрупулёзным человеком, умевшим «играть на мелочах», и тем самым он пошёл в отца, по которому можно было сверять часы. Вот только по несчастливому стечению обстоятельств судьба распорядилась так, что отец и сын несколько лет не общались, и при встрече переходили на другую сторону улицы.
Причиной этому была муза сына – обыкновенная крестьянка, которую юный Константин полюбил искренне и нежно. В 1900 году К. Ф. Юон женился на крестьянке села Лигачёво Клавдии Алексеевне Никитиной (1883-1965), с тех пор художник подолгу жил и работал в этом селе.


Ночной час. Портрет жены художника Клавдии Алексеевны Юон. 1911


Портрет жены художника К.А. Юон.


Портрет К.А. Юон, жены художника. 1924

А вот интеллигентный родитель посчитал, что подобный мезальянс не просто унижает сына, но и бросает тень на его собственную репутацию. Константин Фёдорович выбрал любовь, и ни разу об этом не пожалел. К тому же на первом этапе супружеской жизни их с женой очень сблизила потеря одного из сыновей. И прожили свою совместную жизнь они долго и счастливо. По свидетельству родных Юона, душевная щедрость, доброта и красота Клавдии Алексеевны впоследствии победили все сословные предрассудки и сделали её любимой невесткой.


Портрет Клавдии Алексеевны Юон. / Утро в деревне. Хозяйка. 1920-е.


Портрет Бори Юона, сына художника. 1912


Семейный портрет (Клавдия Алексеевна Юон, жена художника, и сыновья Борис и Игорь). 1915


Портрет И.К. Юона, сына художника. 1923

Константин Фёдорович создал работы в самых различных сферах искусства. Некоторое время писал тематические картины и портреты известных людей своего времени, но всегда возвращался к своему призванию – русскому пейзажу. Как и многие российские живописцы Юон применял в своих работах принципы известных французских импрессионистов, однако, не разрывая своей связи с традициями реализма. К. Юона часто сравнивают с А. Рябушкиным и Б. Кустодиевым, в его полотнах также пронзительно сквозит чувство любви к русской старине. Когда-то в молодости при нём реставраторы начали очищать иконы и вдруг засияли необыкновенные краски. Этот момент навсегда остался в памяти Юона и во многом повлиял на его манеры письма.


Окно в природу. Лигачево, май. 1928


Коронация Михаила Федоровича в 1613 году. Соборная площадь, Московский Кремль. 1913


Рыночная площадь в Угличе. (Тройка в Угличе).


Закат.

Художник безмерно любил проявление всего красивого как в природе, так и в жизни. Возможно, его чувство и понимание способствовало тому, что его картины были безупречны, показывающие настроение, вот вам ярко светит солнце, сверкает только что выпавший на землю снег, яркие наряды женщин, русские древние архитектурные памятники. К. Ф. Юон, имея особый дар, сумел по-особому взглянуть на древнерусскую архитектуру и неповторимую природу России. Юона влечет зодчество и архитектурные ансамбли, в них для него раскрывались беспредельные возможности для создания колоритных композиций.


В Московском Кремле.


Ночь.Тверской бульвар.


На Волге.


Деревня Новгородской губернии. 1912

После революции Константин Юон был одним из инициаторов создания школ изобразительного искусства при Московском отделении народного образования. В 1920 получил первую премию за проект занавеса для Большого театра. В 1921 избран действительным членом Российской Академии художественных наук. С 1925 - член Ассоциации Художников Революционной России. В 1938–1939 руководил персональной мастерской во Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. В 1940 выполнил эскизы мозаичного оформления Дворца Советов. В 1943 награждён Сталинской премией, в 1947 избран действительным членом Академии художеств СССР. С 1943 по 1948 Константин Юон работал главным художником Малого театра. В 1950 был удостоен звания «Народный художник». В 1948–1950 возглавлял НИИ истории и теории изобразительного искусства Академии художеств СССР. Доктор искусствоведения. В 1952–1955 преподавал в Московском государственном художественном институте им.В. И. Сурикова, профессор.


Августовский вечер. Последний луч. 1948


Раскрытое окно.


Портрет мальчика, Олега Юона, внука художника. 1929


Купание. 1920

С 1925 года Юон отдаёт предпочтение для работы с «чистым» пейзажем, постепенно привнося в композиции некоторые его новшевства модные на то время. Но помимо пейзажной живописи Константин схватывал на лету и другие жанры, например, графику; долгие годы был театральным художником, оформляя заставки к спектаклям. Многие его современники были уверены в том, что по степени раскрепощённости Юону мало равных. А всё потому, что в пору своего профессионального становления, ещё в студенческую пору он успел объездить не только Россию, но и Европу и каждый раз его творческий багаж пополнялся пусть даже едва заметным штришком, который впоследствии воплощался во вполне конкретные формы.


Автопортрет. 1953

Константин Фёдорович был активен до последних дней своей жизни. Неслучайно в 1957 году, на 83-м году жизни, его избрали первым секретарём правления Союза художников СССР. Константин Фёдорович Юон скончался в 1958 году 11 апреля, когда ему было 82 года и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

На московском доме, в котором он жил и работал (Улица Земляной Вал, 14-16), установлена мемориальная доска.


Осенний вид с балкона.


Окно. Москва, квартира родителей художника. 1905


Берёзы. Петровское. 1899

День Благовещения, 1922 г.

Художник Константин Юон — русский и советский живописец, один из ярчайших представителей русского модерна и символизма, теоретик искусства и театральный художник, Народный художник СССР.

К моему огромному сожалению сегодня сложно найти качественные репродукции картин этого художника, а потому я в свою галерею собрал лучшее из того, что мне удалось найти. Работы, которые бы позволили создать верное впечатление о мастерстве действительно одного из ярчайших живописцев двадцатого века. И сложно сказать, по какой причине сегодня этот художник попал под забвение.

Биография художника Константина Федоровича Юона

Автопортрет, 1953 г.

Художник Константин Федорович Юон родился в 1875 году в семье страхового служащего, в Москве. Мама будущего художника увлекалась музыкой и постаралась передать свою любовь к музыке сыну, но мальчик увлекся живописью.

В 1892 году Константин Юон поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были К.А. Савицкий, Н.А. Касаткин, А.Е. Архипов. После окончания училища, в 1898 году, Юон поступил в мастерскую художника В.А. Серова и два года работал со знаменитым мастером живописи, а затем открыл собственную студию, в которой обучал всех желающих живописи.

За семнадцать лет работы студия подготовила несколько художников, которые в последующем прославили отечественную школу живописи: братья Веснины, В.А. Ватагин, В.И. Мухина, А.В. Куприн, В.А. Фаворский, Н.Д. Колли, М.Г. Ройтер и многие другие.

В 1903 году Константин Федорович принял активное участие в создании Союза Русских Художников, впоследствии присоединился к коллективу «Мира искусства», с 1907 года много работал, как театральный художник.

После Октябрьской революции организовал Пречистенские рабочие курсы, на которых, совместно с И.О. Дудиным, обучал всех желающих живописи. В 1925 году вступил в АХРР.

Советский период в творчестве художника описан очень скупо. Известно, что с 1948 года по 1950 год Константин Федорович Юон был директором «Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств АХ СССР», в 1950 году Юону было присвоено звание Народного художника СССР, с 1952 по 1955 годы – профессор в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова.

Картины художника Константина Федоровича Юона


Шествие на склоне, 1899 г. Березы. Петровское, 1899 г. У Новодевичьего монастыря весной, 1900 г. Праздничный день, 1903 г. Москва, квартира родителей художника, 1905 г. Подмосковный пейзаж, 1908 г.
Весенний солнечный день, 1910 г.
Пляска свах. Лигачево, 1912 г.
Троице-Сергиева Лавра. Зимой, 1920 г.
Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, 1921 г.
Новая планета, 1921 г.
Июль. Купание. 1925 г.
Зимний день, 1910 г.
Троицкая лавра зимой, 1910 г.
Пейзаж Новгородской губернии, 1910 г.
Москворецкий мост. Старая Москва, 1911 г.
Деревня Новгородской губернии, 1912 г.
Тройка в Угличе, 1913 г.
Зима. Мостик, 1914 г.
Приволье. Водопой (Личагёво), 1017 г. Купание, 1920 г.
Вид Троицкой лавры, 1916 г.
Мартовское солнце, 1915 г.
Голубой куст

Константи́н Фёдорович Юо́н (1875-1958) - русский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства.

Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1950). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).

Родился 24 октября 1875 года в Москве, в германошвейцарской семье. Отец - работник страховой компании, позже - её директор; мать - музыкант-любитель.

Брат - композитор П. Ф. Юон, профессор Берлинской консерватории, после революции остался в Германии, откуда, после прихода к власти Адольфа Гитлера , эмигрировал на историческую родину, в Швейцарию, где и умер.

С 1892 по 1898 год Константин Юон учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества . Его преподавателями были такие мастера, как К. А. Савицкий, А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин.

По окончании училища Юон два года работал в мастерской В. А. Серова . Затем основал собственную студию, в которой преподавал с 1900 по 1917 совместно с И. О. Дудиным. Его учениками были, в частности, А. В. Куприн, В. А. Фаворский, В. И. Мухина, братья Веснины, В. А. Ватагин, Н. Д. Колли, А. В. Грищенко, М. Г. Ройтер, Н. Терпсихоров, Ю. А. Бахрушин.

В 1903 году Юон стал одним из организаторов Союза русских художников. Он также входил в число участников объединения «Мир искусства».

С 1907 года работал в области театральной декорации, в частности, занимался оформлением постановки оперы «Борис Годунов» в Париже, в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева.

До революции основной темой творчества Юона были выполненные в особой манере, пронизанные светом пейзажи русских городов (Москвы, Сергиева Посада, Нижнего Новгорода и других), с широкой перспективой, изображением церквей, женщин в народных костюмах, примет традиционного русского быта.

Большой известностью пользуется, например, картина «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры» (1921 г.). Это панорамный пейзаж, написанный с колокольни собора ясным летним вечером, на закате. Под ласковым небом благоденствует земля, и на переднем плане сияют освещённые солнцем купола с золотыми узорчатыми крестами. Сам мотив не только очень эффектен, но и символизирует значительную культурную и историческую роль церкви.

После революции Константин Юон остался в России. В качестве отклика на революционные события, Юоном было создано полотно «Новая планета», трактовки которого искусствоведами варьируются вплоть до полной противоположности. В советское время считалось, что Юон изобразил на нем «космосозидающее значение Великой Октябрьской социалистической революции». В современной России оно воспроизводилось, в частности, на обложке книги Ивана Шмелёва «Солнце мёртвых», описывающей Красный террор в Крыму.

В другой «космической» картине «Люди» (1923) речь также идет о созидании нового мира.

В 1925 году Юон стал членом Ассоциации художников революционной России (АХРР). В 1923 году выполнил картину «Парад Красной армии» (1923).

В 1948 по 1950 годы художник работал директором Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств АХ СССР. Помимо работы в живописном жанре, он продолжал заниматься оформлением театральных постановок, а также графикой.

В 1951 году вступил в ВКП(б).

С 1952 по 1955 годы преподавал в качестве профессора в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, а также в ряде других учебных заведений. С 1957 года был первым секретарем правления СХ СССР.

К. Ф. Юон умер 11 апреля 1958 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

На московском доме, в котором он жил и работал (Улица Земляной Вал, 14-16), установлена мемориальная доска.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

русский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства

Константин Юон

Краткая биография

Константи́н Фёдорович Юо́н (1875-1958) - русский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства.

Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1950). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).

Происхождение и семья

Родился 24 октября 1875 года в Москве, в германошвейцарской семье. Отец - работник страховой компании, позже - её директор; мать - музыкант-любитель.

Брат - композитор П. Ф. Юон, профессор Берлинской консерватории, после революции остался в Германии, откуда, после прихода к власти Адольфа Гитлера, эмигрировал на историческую родину, в Швейцарию, где и умер.

До революции

С 1892 по 1898 год Константин Юон учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были такие мастера, как К. А. Савицкий, А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин.

По окончании училища Юон два года работал в мастерской В. А. Серова. Затем основал собственную студию, в которой преподавал с 1900 по 1917 совместно с И. О. Дудиным. Его учениками были, в частности, А. В. Куприн, В. А. Фаворский, В. И. Мухина, братья Веснины, В. А. Ватагин, Н. Д. Колли, А. В. Грищенко, М. Г. Ройтер, Н. Терпсихоров, Ю. А. Бахрушин.

В 1903 году Юон стал одним из организаторов Союза русских художников. Он также входил в число участников объединения «Мир искусства».

С 1907 года работал в области театральной декорации, в частности, занимался оформлением постановки оперы «Борис Годунов» в Париже, в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева.

До революции основной темой творчества Юона были выполненные в особой манере, пронизанные светом пейзажи русских городов (Москвы, Сергиева Посада, Нижнего Новгорода и других), с широкой перспективой, изображением церквей, женщин в народных костюмах, примет традиционного русского быта.

Большой известностью пользуется, например, картина «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры» (1921 г.). Это панорамный пейзаж, написанный с колокольни собора ясным летним вечером, на закате. Под ласковым небом благоденствует земля, и на переднем плане сияют освещённые солнцем купола с золотыми узорчатыми крестами. Сам мотив не только очень эффектен, но и символизирует значительную культурную и историческую роль церкви.

После революции

После революции Константин Юон остался в России. В качестве отклика на революционные события, Юоном было создано полотно «Новая планета», трактовки которого искусствоведами варьируются вплоть до полной противоположности. В советское время считалось, что Юон изобразил на нем «космосозидающее значение Великой Октябрьской социалистической революции». В современной России оно воспроизводилось, в частности, на обложке книги Ивана Шмелёва «Солнце мёртвых», описывающей Красный террор в Крыму.

В другой «космической» картине «Люди» (1923) речь также идет о созидании нового мира.

В 1925 году Юон стал членом Ассоциации художников революционной России (АХРР). В 1923 году выполнил картину «Парад Красной армии» (1923).

В 1948 по 1950 годы художник работал директором Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств АХ СССР. Помимо работы в живописном жанре, он продолжал заниматься оформлением театральных постановок, а также графикой.

В 1951 году вступил в ВКП(б).

С 1952 по 1955 годы преподавал в качестве профессора в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, а также в ряде других учебных заведений. С 1957 года был первым секретарем правления СХ СССР.

Могила К. Ф. Юона.

К. Ф. Юон умер 11 апреля 1958 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Ученики и последователи

  • Иванов, Герасим Петрович (1918-2012)
  • Кручёных, Алексей Елисеевич (1886-1968)
  • Меламуд, Шая Ноевич (1911-1993)
  • Попова, Любовь Сергеевна (1889-1924)
  • Розанова, Ольга Владимировна (1886-1918)
  • Скулме, Отто (1889-1967)
  • Степанова, Варвара Фёдоровна (1894-1958)
  • Страхов, Андрей Александрович (1925-1990)
  • Удальцова, Надежда Андреевна (1886-1961)
  • Фалилеев, Вадим Дмитриевич (1879-1950)
  • Фальк, Роберт Рафаилович (1886-1958)
  • и другие.

Основные произведения

  • «Русская зима. Лигачёво», 1947 Третьяковская галерея
  • «К Троице. Март», 1903, ГТГ
  • «Голубой куст», 1907, ГТГ
  • «Весенний солнечный день», 1910, ГРМ
  • «Весенний вечер. Ростов Великий», 1906, Серпуховский историко-художественный музей (СИХМ)
  • «Сергиевский Посад», 1911, написана из окна Старой Лаврской гостиницы. В коллекции ЦАК МПДА.
  • «Волшебница-зима», 1912
  • «Мартовское солнце», 1915, ГТГ
  • «Купола и ласточки», 1921, ГТГ
  • «Новая планета», 1921, ГТГ
  • «Подмосковная молодежь», 1926; ГРМ
  • «Перед вступлением в Кремль в 1917 году. Троицкие ворота», 1927. ГЦМСИР.
  • «Первые колхозницы. В лучах солнца», 1928, ГТГ
  • «Москва салютует», 1945
  • «Раскрытое окно», 1947, ГТГ
  • «Штурм Кремля в 1917 году» 1947, ГТГ
  • «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», 1949, ГТГ
  • «Утро индустриальной Москвы», 1949, ГТГ
  • «Конец зимы. Полдень», 1929, ГТГ
  • "Мартовское солнце", 1915, ГТГ

Оформление театральных спектаклей

  • опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1912-13, Театр Елисейских полей, Париж, антреприза С. П. Дягилева;
  • пьеса «Егор Булычев и другие» М. Горького , 1934, МХАТ;
  • опера «Хованщина» М. П. Мусоргского, 1940, Большой театр, Москва.

Художник кинофильмов

  • Иван Никулин - русский матрос, 1944

Художник мультфильмов

  • Каштанка, 1952

Сочинения художника

  • Москва в моем творчестве, М., 1958;
  • Об искусстве, т. 1-2, М., 1959.

Награды и премии

  • Сталинская премия первой степени (1943) - за многолетние выдающиеся достижения в искусстве
  • Орден Ленина (25.10.1945)
  • 2 ордена Трудового Красного Знамени (1943; 27.12.1955)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1926)
  • Народный художник РСФСР (1945)
  • Народный художник СССР (1950)

Память

На московском доме, в котором он жил и работал (Улица Земляной Вал, 14-16), установлена мемориальная доска.