Предпосылки и этапы становления журналистики во Франции. Национальные особенности французской публицистики, ее роль в политических процессах

Французская журналистика с первых своих шагов качественно отличалась как от немецкой, так и от английской периодики своей содержательностью. Один из историков печати 19 - начала 20 века Людвиг Саламон сравнивает французскую печать с «вечно колеблющейся поверхностью моря», отмечая её большую «подвижность». Он пишет, что французская печать значительно превосходит английскую изяществом, остроумием, темпераментом и неподражаемым искусством ежедневно набрасывать пеструю, хотя и не всегда верную, картину мировой жизни в данный момент. Благодаря этим свойствам национального гения французская печать быстрее и легче немецкой и английской прошла первые ступени своего развития. Уже первый французский листок шел дальше простого сообщения известий и старался возбудить в обществе сочувствие к определенным идеям.

Периодические издания появились во Франции несколько позже, чем в Германии или Италии, но ежедневная жизнь интересовала ещё первых французских хроникеров. Элементы журналистики присутствовали и в «Газете парижского буржуа» (1409 – 1444 гг.), и в «Скандальной хронике» Жана де Труайе (1461 – 1483 гг.), и в «Газете парижского буржуа» времен Франциска – 1 (1515 – 1536 гг.).

Изобретение печатного станка Гутенбергом не осталось незамеченным во Франции. С 1470 года ректор Сорбонны Гийом Фише и приор Жан Эйниен были увлечены идеей создания типографии при университете. Первая продукция французского печатного станка появилась в 1475 году. Печатались поначалу, как и везде, книги.

Чаще всего печатались хроники:

1 – хроники придворной жизни. Они были посвящены описанию военных походов, заключению брачных союзов, похоронам и крестинам и т.п.

2 – бюллетени дипломатических отношений. Это, прежде всего, послания и тексты договоров, например, договор между Людовиком – 11 и Максимилианом Австрийским;

3 – хроники религиозного содержания.

Неповторимым национальным явлением французской журналистики были canard. Canard можно назвать французским журналистским фольклором Поначалу они не были самостоятельной формой публикации. В период с 1515 по 1529 годы бесчисленное количество их появлялось в «Газете парижского буржуа». В большом количестве они были напечатаны во «Французском Меркурии». Canard как самостоятельная форма публикаций, получившая широкое распространение в 16 – 17 веках, представляли собой брошюры форматом 80 на 125мм.

Помимо canard существовали и другие формы ранней периодики. Это прежде всего религиозные издания. Они получили очень большое распространение во Франции 16 – 17 столетий.

Альманахи и календари, во множестве производимые французскими типографиями, уже несли в себе элемент четкой периодичности. Существенное влияние на развитие французской периодики оказали бельгийские и голландские издатели. Газета Верховена, а так же «Галло-бельгийский Меркурий», издававшийся во Франкфурте, послужил примером для издания в 1611 году «Французского Меркурия». В первом номере этого ежегодника рассказывалось о событиях во Франции и за её пределами, начиная с 1605 года. Начал издавать «Французский Меркурий» Жан Ришар, продолжили его дело Этьен Ришар и Сливье Варен.

Кардинал Ришелье – первый государственный деятель Франции, осознавший необходимость идеологического воздействия на общественное мнение. Придя к власти, тоесть став министром Франции, кардинал Ришелье сделал ежегодник одним из своих орудий. Однако малотиражный «Меркурий», выходивший в свет один раз в год, не соответствовал политическим задачам Ришелье. Кардинал искал возможность систематического воздействия на общественное мнение, а для этого необходимо было периодическое издание иного типа.

1631 - «La Gazette» Т. Ренодо - политическая официальная газета.

«Газетт» оставалась лидером французской прессы долгие годы. Появившиеся в первой половине 18 столетия провинциальные газеты не могли с ней соперничать. Даже первой французской ежедневной газете «Журналь де Пари», возникшей в 1777 году, это было трудно сделать. Только Великая французская революция, поднявшая печать на качественно новый уровень, давшая огромный толчок развитию журналистики, смогла создать прессу более совершенную, чем, в частности, «Газетт».

Журналистика стала зеркалом Великой французской революции, в ней отразились все её течения и противоречия. Но 1789 год не только вызвал к жизни огромное количество новых газет (только в Париже их насчитывалось свыше 150), но сделал их орудием борьбы. Именно в период буржуазных революций идеологическая функция журналистики подавила её информативное и коммерческое начало, определив дальнейшую судьбу средств массовой информации как особой области идеологии. Эпоха буржуазных революций породила такое уникальное явление как «персональный журнализм».

Пожалуй, самой яркой личностью, общепризнанным лидером, «отцом народа» был депутат от третьего сословия, потомственный аристократ Оноре-Габриэль де Мирабо. (оратор, публицист). Вступив на арену политической деятельности в Париже в 1789 году, Мирабо стал издавать газету «Journal des Etats generaux» («Газета Генеральных штатов»), которая вскоре была запрещена королевским министром Неккером. Но неукротимый трибун возобновил издание под другим названием: «Письма к моим избирателям». Газета Мирабо была одним из первых революционных изданий. Памфлет «Опыт о деспотизме»

Жан-Поль Марат. (защищал интересы народа, разоблачал власть).

Франсуа Бабёф. книга под названием «Записки для земельных собственников и собственников сеньорий». основал газету «Пикардийский корреспондент». Выступает с критикой лидеров революции, нападает на постановления правительства.

Газета Эбера “Папаша Дюшен” была одним из самых известных периодических изданий демократического прессы периода Великой французской революции. Она появилась в Париже в 1791 г. и сразу же привлекла к себе большое внимание.

1793г – происх якобинский переворот, рез-том чего стал разгром жирондистских газет. В ответ жирондисты пытаются уничтожить радикальные газеты, напр., «Папаша Дюшен», однако г-та продолжает существовать. После смерти Марата приобрет. еще больше влияния.

Когда Н. ст-ся Перв.консулом в 1800 г, он изд. особ. консульск.указ о запрещении боль-ва полит.г-т. так он нач. выстраив. авторитарн. сис-му печати по вертикальному принципу. Вверху - офиц.орган прав-ва – Париж. г-та «Монитёр». Ей сопутсв.г-ты, к-рые нах-ся в русле политики, провозгл. в «Монитёре». Все ост.полит.г-ты д. б. печатать полит. ин-ю только путем перепечатывания из «Монитёра».

Наполеон всяч.пыт-ся изгнать из сознания народа все завоевания ФБР. Даже слово «революция» запрещено употреблять.Фамилии деятелей тоже запр.

Привонц. полит.г-ты б. по сути копиями столичных, самост. полит. инф-и не д.б. появ-ся. Н. счит., что г-ты, как и армия, д. сами себя кормить. Дотации гос-ва пол. лишь «Монитёр» и еще неск.наполеон-х изд-й. Откр-е нов. полит. г-ты б. почти невозм.и по полит., и по финансовым причинам. Тиражи г-т росли, б-во парижск.г-т имели св. инф-ров за рубежом. Г-ты распр. по подписке.

Н. превр.прессу в совершенно свобод.гос-й институт. Его критикуют в боль-ве Фр. г-т и ж-лов, но он не меняет св. либеральн.политики по отн-ю к прессе. Опыт оч. важн. в истор.жур-ки. По сути Н. созд. наст-ю машину манипулир-я общ-м сознанием, модель к-рой позже б. вопл. Бисмарком, Сталиным, Гитлером и др. диктаторами.

29 авг.1848г появ нов. закон о печати, к-рый не только восст-л предворит. залог, но и увелич. его настолько, что закр-сь еще нес-ко г-т. Прин-ся ряд законов, к-рые увелич. гербов. сбор, расширяют список наказуемых действий печати, огранич-ют расп-е г-т, облаг.доп. налогом пуб-ю романов в продолжением.

В связи с тем, что давление б. слишком сильным, вновь стал назревать соц. протест. В ноябре 1860-го появ. нов. законы, более либеральн.хар-ра. Расширились полномочия законодательного корпуса и сената. Некоторые послабления коснулись и печати. Б. объявлено о в-ти создания нов. полит.г-т. Печать пол.право осв-я дебатов в закон-х органах. В это вр. сит-я в прессе радикально не мен-ся. Развлекат-е г-ты преобладают в столице, ив провинции. Олицетворением успеха такой прессы ст. г-та «ФигаРО» Вимессан – издатель. И по сей день.

В это вр. широкое распрост-е получ. розничная продажа газет. В 1846г – перв. газет киоски. Теперь на всех вокзалах. Сделан прорыв в технике печати.Изобретена ротационная маштне Маринони. 20 тыс. экз двустранич.г-т в час (раньше – 4 тыс.экз). Т. обр, в 60-е гг созд. тезнич., экономич. и политич. факторы для появления не просто дешевой, но массовой г-ты.

Уже достаточно давно печатные издания Франции подразделялись на столичные и региональные, местные. Из группы столичных СМИ в определенный момент выделилась группа национальных газет, распространение которых уже не ограничивалось толь¬ко Парижем, а осуществлялось в общенациональном масштабе.

Сегодня к национальным газетам относятся «Монд», «Экип», «Фигаро», «Либерасьон», «Франс-Суар», «Ожурдюи», «Круа», «Юманите». В ряду региональных изданий – газеты «Уэст-Франс», «Паризьен», «Сюд-Уэст», «Вуа дю Нор», «Нувель Репюблик дю Сантр-Уэст», «Монтань», «Депеш дю Миди».

Французская печать находится под контролем нескольких медиа-объединений. Перечислим наиболее крупные и влиятельные из них.

Группа АШЕТТ. Была образована в 1826 г. Луи Ашеттом. Наряду с выпуском периодических изданий, является лидером в издании книг. Имеет связи с корпорациями Великобритании, Испании, США. Неплохо представ¬лена на рынках Восточной Европы благодаря местным версиям своих жур¬налов и музыкальных радиостанций. Объединение продолжает расширять деятельность в Азии (в Японии вышел журнал «Премьер»).

Группа Р. ЭРСАНА владеет большим числом ежедневных газет («Франс Суар», «Фигаро») и другой периодики. Издает газеты в Бельгии, имеет ти¬пографии в ряде крупных городов Франции.

Группа Ф. АМОРИ. Газеты этой группы возглавляют список тиражей, но управляется она старыми консервативными методами. К числу изданий этого медиа-объединения откосятся газета «Париэьен», еженедельное при¬ложение к ней и национальный выпуск этой газеты – «Ожурдюи», ежене¬дельник «Компьютер Плюс». Среди проектов, приносящих доходы изда¬тельской группе, – спортивная ежедневная газета «Экип».

Объединение БАЙЯР-ПРЕСС было основано в 1873 г., занимается вы¬пуском католической прессы. Наиболее известными изданиями группы яв¬ляются журналы «Капиталь Сайте», «Эврика», «Максимум». Развивается деятельность группы в других странах – открыто представительство в Нью-Йорке.

ПЛЮРИКОММЮНИКАСЬОН - общество, объединившее пять предприятий по выпуску ежедневной прессы - парижской и провинци¬альной, в частности столичной «Монд».

Парижские газеты издаются и распростра¬няются преимущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же от¬дает предпочтение региональным и местным изданиям. Процесс концент¬рации в газетно-издательской сфере осложнил“Экспресс” - популярный информационный еженедельник, основанный в 1953 году Жан-Жаком Серван-Шрейбером.

Журнал ориентируется на аудиторию образованных читателей, состоящую из инженерно-технической и научной интеллигенции, врачей, деятелей культуры, руководителей предприятий, высокооплачиваемых служащих. Еженедельник отличается разнообразием содержания, четким разделением материалов по тематическим рубрикам, привлекательным оформлением. Еженедельники типа “Экспресса” стремятся дать наиболее полный отчет о событиях прошедшей недели и перспективный прогноз надвигающихся событий. Комментарий к ним занимает более скромное место. Журнал позволяет читателю, потерявшемуся в море ежедневной прессы, постоянно и быстро получать дополнительную информацию по вопросам внутренней и внешней политики, проблемам науки, культуры и т.д. “Это еженедельник, - утверждал Брюно Монье, когда был директором “Экспресса”, - который освобождает по необходимости от чтения ежедневных газет.” Помимо информационных материалов, в еженедельнике довольно много аналитических статей по различным вопросам политической и общественной жизни.

“Elle” (“Она”-франц.)- популярный журнал для женщин, принадлежащий издательской группе Ашетт. В настоящее время выходит в 22-х странах, в том числе в России (с 1995-го г.)

Аудиувизуальные СМИ Франции развивались в почти непрекращающихся кризисных условиях. Стремление государства контролировать СМИ, использовать их политическое влияние просматривается в большей степени, чем в других странах Европы.

Французское телевидение.

На сегодняшний день французское правительство отдало на откуп частным инвесторам развитие кабельно-спутникового ТВ не отказываясь, однако, от привычной роли всерегулирующей инстанции. Французское правительство неприменно хочет иметь какой нибудь централизованный орган, осуществляющий распределение и управление теле- и радиочастотами (“Ажанс де жестьон дю спектр.

1994 г. - переломный с точки зрения соотношения государственных и частных каналов в пользу первых. Отныне государственный сектор французского телевидения включает 3 канала (Франс Телевизьон: Франс-2 и Франс-3, 5-й канал - Ла сэнкьем - новый образовательный канал, вещающий с 7.00 до 19.00 и АРТЕ), а частный - два (ТФ 1 - (Буиг) и М 6). Еще Канал +, но он доступен лишь своим подписчикам и имеет специфический статус (концессию общественной службы).

ТФ 1, Франс-2 и Франс-3 покрывают 80% рынка и распространяют более 60% европейских программ.

Во Франции существуют квоты на показ и производство национальной телепродукции (благодаря им рынок Франции является наиболее защищенным извне), специальный протекционизм в области культуры. Все каналы обязаны показывать 50% французских программ. В 1991 году ТФ -1 в 1991 г. Высший совет по аудиовизуальным СМИ приговорили к штрафу в 30 млн. фр. за несоблюдение квоты показа оригинальных французских программ (это решение оспаривалось). Правительство по-прежнему защищает режим квот, хотя эта система задерживает развитие кабельного и спутникового ТВ: национальная продукция часто намного дороже импорта. Новые каналы с их нестабильными ресурсами не могут сразу позволить себе распространение и производство национальных программ.

В области кабельного ТВ Франция занимает едва ли не последнее место в Европе. В 1993 г. шесть обществ кабельного ТВ, охватывающие маленькие и средние города, объединились в ассоциацию новых кабельных сетей (АНКС). В общем они представляют около 100 сетей (из 251 разрешенных во Франции), и имеют около 100 тыс. подписчиков. Цель ассоциации - преодолеть отставание страны в оснащении кабелем маленьких и средних городов.

Наступает эра тематических каналов. С сентября 1994 года начал свое вещание канал ТВ- метео - первый из подобных каналов во Франции. Его передачи транслируются по кабелю с 7.00 до 21.00 и посвящены сводкам погоды на территории Франции и Европы, практическим советам садоводам, автомобилистам и всему, что связано с погодой. Подписная цена - чуть больше 1 фр. в месяц.

Франция довольно успешно распространяет свои программы по всему миру. АРТЕ - французский канал европейской направленности - группирует программы государственных каналов Франции и Европы, Каналь Франс Антер покрывает Африку, Азию, Центральную и Восточную Европу, Радио Франс антер работает 24 часа в сутки на разных языках по всей планете.

Экономический и юридический статут французского радиовещания и телевидения, сложившийся после войны, обусловливался запрещением частного радиовещания и провозглашением государственной монополии на передачу сигнала.

Государственная монополия существовала только на процесс передачи сигнала, что же касается производства самих передач, то оно объявлялось свободным. Любому предоставлялось право создавать звуковые или телепередачи, но право распространять их было предоставлено только госуд. Службам. Выход: частные периферические радиостанции, передатчики которых расположены на территории приграничных государств: Люксембурга, Саарской области, Монте-Карло, Андорры. Сеть частных коммерческих радио- и телестанций: Радио-Монте-Карло (РМК), Эроп-1, Радио-Телевизьон-Люксембург (РТЛ), Радио-Андорра, Сюд-Радио.

К марту 1985 г. Высший совет по аудиовизуальным средствам (КСА) выдал 1268 разрешений на частное радиовещание.

  • Структура и функциональные характеристики телерадиокомпаний.
  • Вольная русская пресса за границей. «Полярная звезда» и «Колокол» А. И. Герцена и Н.П. Огарёва.

  • 1. Начальный период развития журналистики Франции.

    2. Революционный период французской журналистики - времена Великой Французской революции и Парижской Коммуны.

    3. Современные СМИ Франции, их история и сегодняшний день.

    Цель занятия - знакомство с историей журналистики Франции, ее становлением и современным состоянием. Журналистика Франции сыграла важную роль в развитии мировой журналистики. Именно ей принадлежит заслуга формирования так называемой революционной прессы, вольнолюбивые принципы деятельности которой оказали существенное влияние на общий процесс демократизации общества и, в частности, журналистики.

    Первая типография появилась в Париже в 1470 г., а первая газета была издана в 1604 г. - «Газетт франсуаз» («Французская газета»), но она не имела постоянной периодичности. В 1611 г. был основан первый ежегодник «Меркюр франсуа» («Французский вестник»). В 1631 г. Теофраст Ренодо основал еженедельную газету «Газетт», и ее считают лучшим изданием того времени, благодаря разнообразию тематики, литературному уровню, регулярности и длительности издания. «Журналь де саван» («Журнал ученых», 1665) - первое в мире издание журнального типа. Основные его черты - энциклопедичность содержания, многообразие форм и жанров уже обнаружились в появившемся в 1672 г. журнале «Меркюр галан» («Галантный вестник»). Первым периодическим частным изданием стал ежемесячный журнал «Спектатэр франсэ» («Французский зритель», 1722). Когда появилась первая ежедневная газета «Журналь де Пари» («Парижская газета», 1777) в Париже уже издавалось 27 газет. Газеты подвергались официальной предварительной цензуре, введенной в 1 629 г. Людовиком Х111. В соответствии с ее требованиями, ничто не могло быть напечатано без санкции полиции и цензора, а также запрещалось распространять издания, враждебные религии, королю, государству, чистоте нравов, чести и репутации частных лиц. За совершение «преступлений печати» в 1660-1765 гг. было заключено в Бастилию 869 авторов, типографов, книготорговцев и газетчиков.

    Однако «подлинная» история французской прессы началась со времени Великой французской революции (1789-1794), которая стала колыбелью политической и революционно-демократической журналистики. В 1789 г. была принята «Декларация прав человека и гражданина», в 1791 г. - первая французская конституция. Они провозгласили свободу слова и печати, отменили цензуру. Резко возросло число газет и других изданий. Уже в 1 789 г. их стало 250, в 1 790 - 350. Причем за каждым изданием стояли видные политические деятели: Мирабо - «Эта женеро» («Генеральные штаты»), «Курьер де прованс» («Почта Прованса»), Бриссо - «Патриот франсе», Демулен - «Революсьон де Франсе» и «Вьен Корделье» («Старый

    Кордельер»). Газета Жана Поля Марата «Ами дю пепль» («Друг народа», выходила 4 года) была боевым органом революционной демократии, в ней отстаивались интересы революции, необходимость консолидации всех революционных сил для ее победы над интервентами. В 1790 г. он издавал газету подпольно. Позднее переименовал ее в «Газету Французской республики» и направлял ее усилия на пропаганду объединения всех революционных сил для спасения республики. Робеспьер издавал с 1792 г.

    еженедельник «Defenseur de la constitution», в котором высказывался за всеобщее избирательное право, роспуск Законодательного собрания и созыв Конвента.

    С падением республики в 1794 г. фактически ликвидировались гражданские свободы. В 1796 г. была введена смертная казнь за выступления против режима Директории, против частной собственности, за высказывания за восстановление старого режима или якобинской конституции.

    Во времена Консульства и Первой империи не допускалось существование газет, не соответствующих добрым нравам и принципам правительства, не проявлявшим уважение к дружественным Франции странам, а также к народному суверенитету, славе французского оружия. Несколько свободней стала печать при Реставрации (1815-1848)

    Было разрешено высказывать мнения в рамках существовавшего закона. В 1831-32 гг. было возбуждено более 400 судебных дел против прессы. За всякие провинности журналистов и редакторов сажали в тюрьму, подвергали штрафам и прочее. Так, газета «Трибюн» была по совокупности приговорена к 49 годам тюрьмы и 160 тыс.франков штрафа).

    В 1824 г. в Париже выходило 12 ежедневных газет, разрешенных властями, их разовый тираж составлял 54 тыс.экз. Крупнейшие из них - «Конститюсьонель»

    («Конституционалист») и «Журналь де деба» («Газета дебатов»), которые имели тираж 16 и 13 тыс.экз.

    Печать сыграла важную роль в подготовке революций 1 830 и 1 848 г. Широко развивалась демократическая пресса. Наиболее заметными изданиями были газеты «Реформ», «Ревю репюбликен» («Республиканское обозрение»), «Трибюн»,

    «Насьональ», «Тан» («Время»); выделялись еженедельник «Карикатюр» и ежедневная газета «Шаривари» («Кавардак»), «Ювенала карикатуры», «Наполеона сатиры». В 1848 г. журналистика Франции пользовалась почти полной свободой - за несколько недель в Париже появилось около 200 газет.

    В 1 835 г. под влиянием общественного и технического прогресса появилось первое в мире информационное агентство «Гавас». Уже в начале века в стране существовала действующая линия механического телеграфа. По ней передавались важнейшие правительственные сообщения, которые также попадали и в газеты. В газете «Пресс» в середине 19 в. впервые была применена и сформулирована концепция массовой, «информационной» прессы - сращение собственно журналистики и коммерческой рекламы. Впервые полная полоса рекламы, первая рекламная иллюстрация вышла в газете «Конститюсьонель» в 1851 г. В это же время возник жанр газетного «романа-фельетона». В 1850 г. Луи Ашетт создал первую в истории Франции монополию на распространение и транспортировку периодической печати. С 1 856 г. агентство «Гавас» стало использовать азбуку Морзе для передачи новостей, а с 1866 г. стала возможной надежная постоянная связь между Европой и Америкой с помощью подводного трансатлантического кабеля. Важный след в истории журналистики Франции оставила Парижская Коммуна (1870-1871). В этот период издавалось несколько сот газет, листовок, политических афиш. Они носили ярко выраженные агитационнопропагандистский характер, писались и издавались преимущественно деятельными участниками революционных событий. В это время появилась традиция публиковать

    целые полосы читательских писем, как отражения связи издания с читателями, как способ привлечения их к взаимному общению.

    «Золотой век» французской журналистики - 1870-1914 гг. - вызвал бурный рост печати. Это время, когда газеты и журналы становятся торгово-промышленными предприятиями. С 1870 г. по 1880 г. количество газет выросло с 900 до 2500 названий. Пресса становится коммерческой, формируется тип массовой газеты, где на первой полосе всегда должна быть «кровь». В 1903 г. газета «Пти паризьен» («Маленький парижанин») достигает рекордного тиража в 1 ,3 млн. экз. и начинает выходить с подзаголовком - «самая крупная газета мира». В 1918 г. тираж вырастает до 3 млн.экз.

    Важной вехой развития печати Франции стал закон о печати 1881 г., который отменял предварительную цензуру, штемпельные сборы, залоги, предостережения и прочие административные взыскания с прессы, а рассмотрение серьезных нарушений в печати существующих законов в области распространения информации передавались судам присяжных.

    Революционные тенденции, характерные для Франции, вызвали к жизни ряд газет социалистического и коммунистического блока. Одна из них «Юманите» («Человечество», издается с 1904 г.) сыграла важную роль в антивоенном движении, затем стала главным печатным органом французской компартии (1921). Авторитет газеты был значителен в период действия во Франции антифашистского Народного фронта (1934-1938), объединения левых партий. Он издавал большое количество разнообразных газет и журналов (еженедельники «Вандреди», «Регар», ежемесячники «Коммюн», «Эзоп» и др.).

    Важной вехой было появление в 1931 г. ежедневной вечерней газеты «Пари суар» («Парижский вечер») - крупной иллюстрированной газеты, которая использовала новейшие достижения полиграфической техники и по-особому притягательно подавала свои материалы. Ее тираж в 1939 г. составлял 1,6 млн. экз.

    В годы оккупации Франции фашистской Германией пресса страны была расколота на два лагеря: подавляющее большинство изданий большой прессы (ежедневные «Тан», «Экю де Пари», «Пети паризьен», «Матен») пошло на сотрудничество с захватчиками («оккупационная пресса»); другая возникла в ходе антифашисткой деятельности Сопротивления и выходила нелегально. Среди них газета коммунистов «Юманите» (400 номеров за годы оккупации). Период Освобождения (1944-1946) ознаменован ростом количества левых изданий, что соответствовало политике левого коалиционного правительства, состоящего из представителей

    Коммунистической, социалистической и католической партий. Издания, сотрудничавшие с фашистами, были запрещены.

    Однако с началом «холодной войны» (1946) роль прессы левого толка снижается. Идет процесс концентрации прессы и реставрации власти монополий, в частности, и на информационном рынке. Монополизация охватила не только систему информации, но и производство бумаги и типографского оборудования, систему распространения печати. Перестали выходить ряд газет («Франс либр», «Резистанс» и «Пэи-Матен»), упали тиражи столичных и провинциальных газет. Из новых газет послевоенного времени выжила лишь одна - созданная в 1960 г. «Котидьен де Пари»

    («Парижская ежедневная газета»). В эти годы главных духовно-идеологических и политических изданий было несколько: «Фигаро», «Франс суар» («Вечерняя Франция»), «Паризьен либере» («Освобожденный парижанин»), «Орор» («Утренняя заря»), «Пари жур» («Парижский день») - правые газеты, право- и левоцентристские «Монд» («Мир»), «Комба» («Бой), «Круа» («Крест»); левые - «Юманите», «Попилер» («Народная»), «Либерасьон» («Освобождение», выходила до 1964 г.). До 1953 г. коммунисты издавали даже свою вечернюю парижскую газету «Се суар» («Сегодня вечером») и ряд еженедельников.

    Во времена IV Республики (1946-1958) издавалось также немало журналов: правые еженедельники «Аспэ де ля Франс» («Аспекты Франции», «Ривароль», «Каррефур» («Перекресток»); левые издания: «Тан модерн» («Нынешние времена»), «Франс обсерватэр» («Французский обозреватель»), еженедельник «Экспресс».

    Возникла так называемая «пресса сердца». Были популярны литературные периодические издания «Эспри» («Дух»), «Летр франсез» («Французская

    Литература»), «Ревю де Пари» («Французское обозрение») и другие.

    В 1970-е гг. возникли несколько новых газет - новая «Либерасьон», «Матен де Пари» (1977-1988). В 1976 г. впервые на первое место по распространению вышла провинциальная пресса. В 1980 г. в десятку наиболее читаемых газет вошли 4 парижских и 6 провинциальных. С этого времени наблюдается постоянное сокращение тиражей столичных газет. Серьезную конкуренцию многим изданиям составили появившиеся в последние десятилетия бесплатные газеты, содержащие как журналистские материалы, информацию агентств, так и рекламу, особенно в области трудоустройства.

    Ныне парижские газеты издаются и распространяются преимущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же отдает предпочтение региональным и местным изданиям. Процесс концентрации в газетно-издательской сфере осложнил выживание малых и средних газет. Поэтому с 1982 г. французское правительство оказывает помощь газетам общей и политической информации на французском языке, тираж которых меньше 250 тыс.экз., распространение - 150 тыс.экз., а доход от рекламы не превышает 25 % общего дохода. Кроме того, субсидирует расходы всех газет на почту, телефонную связь, распространение за границей. В 1985 г. во Франции было зарегистрировано 1 5 тыс. периодических изданий широкого тематического диапазона - от ежедневных газет общей информации до ежегодника ассоциаций и научных обществ. Выделяют следующие крупные категории периодической печати во Франции:

    Пресса общей или политической направленности (82 наименования, включая 11 пари-жских газет);

    Специализированная периодика (118 названий женской прессы, 343 - молодежной; 7889 - технической и профессиональной периодики; спортивная, научная, «эротическая» и прочая периодика;

    Экономическая пресса;

    Пресса злобы дня и бегства от действительности (иллюстрированные еженедельники, например, «Пари матч»);

    Печать документа и статистики.
    Франция занимает лидирующее место по уровню развития журнальной периодики (1 350 экз. на 1 тыс. человек).

    Французская печать находится под контролем монополистических групп.

    Группа АШЕТТ. Основана в 1826 г. Луи Ашеттом, занимает 5-е место среди картелей СМИ западного мира. Кроме журналов, является лидером в издании книг, имеет связи с корпорациями Великобритании, Испании, США.

    Группа Р. ЭРСАНА владеет большим числом ежедневных газет («Франс суар», «Фигаро») и другой периодики - 30% ежедневного национального тиража газет и 20% -провинциального. Это противоречит французскому законодательству (один человек может контролировать не более 30% распространяемых на территории Франции ежедневных газет общей и политической направленности). Издает три газеты в Бельгии, имеет типографии в ряде крупных городов Франции.

    ПРЭСС ДЕ ЛА СИТЭ издает 9 иллюстрированных журналов, детские периодические издания, занимается книгоизданием.

    СЭП-Коммюникасьон выпускает 60 периодических изданий, в том числе экономического и профессионального направления, а также прессу по информатике и для досуга.

    Группа ЭКСПАНСЬОН издает 50 изданий экономического профиля. Имеет связи с американским капиталом.

    БАЙАР-ПРЕСС (основана в 1873 г.) занимается выпуском католической прессы.

    ПЛЮРИКОММЮНИКАСЬОН - общество, объединившее пять предприятий по выпуску ежедневной прессы - парижской и провинциальной, в частности столичной «Монд».

    СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ ДЕ ЛА ПРЕСС занимается изданием экономической документации.

    Есть и другие - ПРУВО, АМОРИ, ФИЛИППАЧИ, ДЮПЭЙ.

    Над частью прессы держит контроль крупнейшее агентство рекламы ГАВАС.

    Распространением парижской прессы во Франции ведает НУВЕЛЬ МЕССАЖЕРИ ДЕ ЛА ПРЕСС ПАРИЗЬЕН. Провинциальную прессу распространяют небольшие кооперативы.

    Французская пресса активно сотрудничает с корпорациями других стран в области СМИ. Это и совместные издание, и взаимопроникновение капиталов в информационные компании.

    Радиовещание, существовавшее до Второй мировой войны на частной основе, в 1944 г. было национализировано. Его работу, а также деятельность ТВ (ОРТФ) регламентируется законодательством. Будучи государственной собственностью, французское телевидение и радио до 1 974 г. было подчинено Управлению по радиовещанию и телевидению Франции, находящемуся в подчинении министерства информации и финансов. В 1974 г. была проведена реформа в сфере аудиовизуальных СМИ. ОРТФ было распущено. На смену созданы 7 самостоятельных организации - три канала ТВ, радиокомпания, общество ТВ-производства, государственное предприятие по распространению телепродукции и Институт аудиовизуальных средств.

    В 1982 г. была предпринята новая реформа и принят новый закон о радио и телевидении, который гарантировал свободу аудиовизуальной коммуникации, подтвердил право граждан на свободную плюралистскую коммуникацию, что обеспечивается условиями функционирования радиовещания и телевидения как общественных служб. Высшим контролирующим органом стал высший орган аудиовизуальной коммуникации.

    Законодательство о свободе коммуникаций и о концентрации СМИ 1986 г. ограничило выдачу разрешений на вещание одному человеку, если тот сможет охватить принадлежащим ему кабельным ТВ более 30 млн. человек или эфирным 4 млн. человек Одному человеку запрещалось контролировать более 25% капитала группы, имеющей разрешение на национальную программу эфирного телевидения. Вводил и другие ограничения прав собственности в этой сфере.

    Французское радиовещание имеет государственные программы, периферические радиостанции (50) и сложившуюся в 80-е г. систему частных местных радиостанций. Есть государственное французское международное радио, ведущее передачи на 17 языках.

    Помимо государственного ТВ создаются частные телестанции. В 1983 г. в стране было выдано 1 268 разрешений на создание частных радиостанций, с 1 984 г. им было разрешено передавать рекламу. Почти все крупные региональные газеты имеют свои радиостанции.

    Регулярное телевещание было начато во Франции в 1 935 г. Развивалось как государственное. В 1964 г. появилась 2-я программа, в 1972 - третья. С 1967 г. передачи идут в цвете. С 1968 г. на ТВ была разрешена реклама (с 18 мин. в день разрешенное время выросло до 12 мин. в час).

    В 1 984 г. была создана 4-я программа и первая частная программа, что нарушило монополию государства на ТВ.

    В 1 986 г. были созданы две бесплатные частные национальные программы французского телевидения - «5» (информационные передачи) и М-6 (молодежные). Началась частичная приватизация третьей программы, затем разгосударствление первой программы ТФ1. Были организованы 27 региональных телестанций. Сегодня из 6 каналов французского ТВ, лишь два Антенн-2 и Франс-3 являются собственностью государства, так называемые общественные (подробнее о принципах работы общественного телевидения см. статью о ТВ скандинавских стран).

    Просвещение совпало со становлением и расцветом журнальной периодики, и в этом совпадении имеется своя закономерность. В период, когда властителями дум были философы и писатели, роль печатного слова в формировании общественного мнения возросла многократно. Этот период иногда называют эпохой персонального журнализма -практически за каждым периодическим изданием стояла личность редактора или издателя, проводившего свою идеологическую политику. Писатели и философы часто обращались к созданию журналов для пропаганды собственных взглядов. Журналы, как концептуальные периодические издания, стали одним из основных коммуникационных каналов для распространения просветительских идей на широкую читательскую аудиторию. Задача просветительской журналистики исправлять нравы общества посредством просвещения и развлечения. Поэтому язык просветительских изданий отличался простотой и ясностью, чтобы быть понятным и доходчивым максимально большему числу читателей Как писал Даниэль Дефо, «если меня спросят, какой стиль я считаю наилучшим, то я отвечу - тот, на котором можно разговаривать с пятью сотнями людей самых разнообразных профессий, исключая идиотов и сумасшедших, и быть понятым всеми» .

    Во Франции журналистские идеи Аддисона и Стиля использовались Пьером де Мариво и аббатом Прево. В таких журналах Мариво, как «Французский зритель», где само заглавие перекликается с английским «Зрителем», «Неимущий философ» и «Кабинет философа», заметно стремление познакомить французского читателя с английскими культурными традициями. Мариво не был подражателем - изысканно-метафоричный, полный неологизмов язык его журналов получил наименование «мариводаж». В свою очередь, творчество Мариво пользовалось большим успехом в Англии. Антуан Франсуа Прево, более известный под именем аббата Прево, создателя знаменитого романа «История кавалера де Грие и Манон Леско», также внес свой вклад в развитие французской журналистики. Вынужденный с 1728 по 1734 г. скрываться то в Англии, то в Голландии, Прево познакомился с методами и приемами английской журналистики. В 1733 г. Прево в Лондоне основал по образцу «Зрителя» еженедельный журнал «За и против». Журнал, который создавался в Англии, но распространялся в Париже, стал заметным явлением в журналистском мире Франции. Достоверность и надежность информации, качество критических выступлений внушали доверие.

    В Германии линия английской просветительской журналистики была продолжена такими нравоучительными изданиями, как «Разумник», «Веселая молва», «Беседы живописцев» швейцарских издателей Бодмера и Брейтингера и выступающим против них журналом Готшеда «Честный человек», «Вольнодумец», «Ипохондрик». Особое место в немецкой просветительской журналистике занял журнал «Гамбургская драматургия», который издавал Г.Э.Лессинг. Лессинг выступал за создание национального театра и писал, что его журнал «будет критическим перечнем всех пьес, которые будут ставиться на сцене, и будет следить за каждым шагом, который будет совершать на этом поприще искусство поэта и актера <…> Если хотят развить вкус у человека, наделенного здравым смыслом, то нужно только объяснить, почему ему что-нибудь не понравилось». Задачей журнала стало формирование театрального вкуса нации, и хотя издание просуществовало всего два года (1767-1768), ему было суждено выйти за рамки простого журнала. «Гамбургская драматургия» стала крупнейшим памятником эстетической мысли немецкого Просвещения.



    Английская просветительская журналистика. Трактаты и памфлеты Д.Дефо. Дефо как редактор «Обозрения» (“The Review”). Публицистика Дж.Свифта, его работа в еженедельнике «Исследователь» (“The Examiner”).

    В 60-е годы английская пресса получила ту меру свободы, которая для своего времени была исторически возможной (отмена «налогов на знание»). Улучшение средств связи (скоростной транспорт + телефон).

    Превращение службы Джулиуса Рейтера в информационное агентство. Первые попытки - неудачны. Первое письменное соглашение между «Рейтер», «Гавас» (франц.) и «Вольф» (нем.). Первая мировая война - проблемы, вместе с Джонсом - расцвет.

    В 60 - 80-е развитие различных типов периодических изданий. В Лондоне - много вечерних газет («Пелл Мелл Газетт», «Лондонский ежедневный вестник», «Вечерний вестник», «Вечерние новости», «Звезда»). Провинциальная «Дневная почта Ливерпуля». Воскресные газеты «Еженедельные новости», «Арбитр», «Люди». Журналы «Ежеквартальное обозрение», «Современное обозрение», «Девятнадцатый век», «Обозрение двух миров».



    В 60 - 70-е годы популярностью пользовались еженедельники. В «Ярмарке тщеславия» - вроде комиксов с цветными литографическими рисунками, раздел сплетен. Создан еженедельник «Мир: журнал для мужчин и женщин» (обзоры современной истории, интересы женщин, критические материалы, написанные «джентльменами и учеными»). Еженедельник «Истина». В конце XIX - новые литературные издания. Периодика второй половины XIX в. - специализирована. О приключениях и путешествиях - «Журнал всего мира», существовали религиозные, профессиональные, технические, спортивные и другие издания. Долгое время печать все еще ориентировалась на образованное меньшинство. На газетных полосах - информация, связанная с человеческими интересами. В последние десятилетия XIX в. пресса стала испытывать определенные трудности.

    Реорганизация английской прессы (Уильям Томас Стед «Северное эхо»). В 1880 г. начал работать в вечерней «Газете Пел-Мел» (криминальные сюжеты, статьи, касающиеся торговли). В 1890 г. Стед приступил к изданию «Ревью оф Ревью» (дайджест). Вечерняя газета «Стар» Т. П. О"Коннора (собирался покончить с «тривиальным» стилем «устаревшего журнала»). В 1881 г. Джордж Ньюнес основал «Всякую всячину» - дешевый еженедельник, пикантные новости. Интерес к человеческой натуре в «Журнале Стрэнда» (иллюстрации, развлекательные материалы, ранние рассказы А.Конан Дойля о Шерлоке Холмсе).

    Вступлению Англии в век «новой» журналистики - братья Хармсворт купили лондонскую «Ивнинг Ньюс» и модернизировали ее. В 1888 г. вышел первый номер «Ответов». Национальная ежедневная газета «Ежедневная почта» А. Хармсворта. Издавался ее воскресный выпуск - «Воскресная утренняя газета», в 1899 г. - «Иллюстрированная почта». «Континентальная утренняя почта», «Заморская утренняя почта». Газета стала приносить солидную прибыль. Специальные рубрики для женщин, регулярно печатал новости, проводил газетные кампании. В 1903 г. Хармсворты - ежедневную газету «Ежедневное зеркало» (дешевое издание для домохозяек, для домашнего чтения). Хармсворты учредили акционерную компанию «Амальгамейтед Пресс».

    Газета Артура Пирсона «Еженедельник Пирсона» (рассказывал о жизни малоизвестных стран и народов, интересовался военным делом). В 1900 г. Пирсон приступил к изданию дешевой газеты «Ежедневный экспресс» («американизация»).

    Стали появляться провинциальные выпуски столичных газет. Английская «новая» журналистика была связана с появлением массовой прессы со всеми ее достоинствами и недостатками. Но массовая пресса «пробудила» в журналистике и ее негативные черты (поток сообщений о теневых сторонах человеческой натуры, происходило вторжение в личную жизнь, нарушились нормы морали, увеличились возможности манипулирования общественным сознанием). Активный поиск своей ниши на рынке информации.

    «Дейли Телеграф» - успех принесли ее корреспонденты, среди которых доктор Эмиль Джозеф Диллон («журналист по призванию, ученым и философом по выбору, государственным деятелем по честолюбию»). Публикация материалов Диллона способствовала повышению престижа газеты. Облик «Дейли Телеграф» как качественной газеты.

    Право выбора «качественной» ориентации оставила за собой и «Таймс». Газетные «продолжатели» «Таймс»: «Почта» - обзор публикаций основного издания; «Еженедельное издание Таймс» - перепечатывались наиболее интересные выступления «Таймс»; «Литература» - еженедельник с обзором мировой литературы; «Итоги» - два полугодовых сборника финансового характера. Генри де Бловиц (воен.корр.). Вопросы внешней политики - приоритетным направлением в газете. Идеологическая «ангажированность» газеты.

    Процесс монополизации прессы в Англии набирал силу. На газетном рынке появляются люди, которые будут задавать тон в английской журналистике на протяжении первой половины XIX в.: Это Макс Эйткен («Дейли Экспресс»), братья Бери («Санди Таймс»), братья Хармсворты («Дейли Миррор», «Таймс» и «Дейли Мейл»). В целом газетно-журнальный рынок был поделен, но борьба между магнатами прессы еще не завершилась. Дифференциация прессы Англии (деление на качественную и массовую; социальная дифференциация изданий).

    Рабочая газета «Улей» - типичный представитель тред-юнионистской прессы, в интересах рабочего класса, сочетала в себе элементы профсоюзного и популярного издания (полицейские расследования, сообщения об убийствах и ограблениях). В 1870 г. Генеральный Совет опубликовал свои отчеты в «Восточной почте», лондонском радикальном еженедельнике. От имени Интернационала выступал «Друг трудящегося».

    В 80-е годы XIX в. появляются Демократическая федерация и Социал-демократическая федерация, из которой затем выделилась Социалистическая лига. Органом Социал-демократической федерации был еженедельник «Справедливость» Уильяма Морриса. Социалистическая лига издавала журнал «Всеобщее благо», выходивший сначала еженедельно и объявивший своей целью пропаганду социализма. Просветительский характер. В социалистическом журнале «Сегодня» в 80-е гг. XIX в. печатались произведения Дж. Б. Шоу.

    В 1893 г. была организована Независимая рабочая партия. По духу близок еженедельник «Горн» (иллюстрированное издание, вопросы литературы, политики, философии, театра), обещал следовать идеям гуманизма, выражать точку зрения не партий и сект, а справедливости, разума и милосердия.

    В начале XX столетия усиливается движение, направленное на формирование политических организаций, способных выразить интересы английских трудящихся.

    В 1906 г. оформилась Рабочая (Лейбористская) партия, в 1911 - Британская социалистическая партия. В 1911 г. возникает газета английских рабочих «Ежедневный вестник» - сначала как листовка, отразившая требования забастовщиков, уволенных с работы. Последовательно поддерживала борьбу докеров, строителей и шахтеров за свои права. Но с началом первой мировой войны ее захлестнула шовинистическая волна. Антивоенную позицию заняла еженедельная газета «Призыв», основанная в 1916 г. большинством Британской социалистической партии. Это издание рассматривается в качестве непосредственного предшественника английской коммунистической печати.

    Таким образом, к 20-м гг. XX в. английский газетно-журнальный мир представлял собой сложное и противоречивое единство. В журналистике Англии зародились те тенденции, которые отчетливо проявят себя в следующий период развития средств информации.

    Франция

    В Париже живет 1 млн. 200 тысяч. Париж делится на 95 департаментов. Есть 37 исторических провинций (Нормандия, Бургундия, Шампань(город Реймс – город, где проходила коронация всех королей. Реймский собор. Там есть знаменитая скульптура "Улыбающийся ангел"). Национальный праздник – 14 июля – день взятии Бастилии. Франция - презеденсткая республика. Действует конституция пятой республики – 1958. Глава государства президент, избираемый всеобщим голосованием, на 5 лет, было на 7. в 2002 году – срок изменился на 5 лет.

    Президент имеет право распустить Парламент и назначить новые выборы.

    Парламент страны заседает в Бургонском дворце, а Президент заседает в Елисейском дворце.

    "Ке Дорсе" – Французский МИД

    Жак Ширак, Жешкард Дештен – экс-президенты страны. Во Франции за Президентом пожизненно сохраняется это звание.

    Парламент Франции :

    1) Верхняя – Сенат – Сейчас большинство там социалистов.

    2) Нижняя – Национальное собрание – сейчас правым принадлежит больше мест в Парламенте, социалисты в оппозиции. "Союз в поддержку национального движения"

    Президент назначает премьер-министра,и по его представлению министров.

    В Парламенте страны заседают представители бывших колоний Франции (заморские территории), часть Франции:

    1) Гваделупа – Южная Америка

    3) Гвиана - Французская каторга – болота. Сейчас французы устроили там космодром.

    4) Реюньен – Маврикия

    Самоуправляемые территории под контролем Франции: Остров Таити(Гоген прославил этот остров), Новая Каледония и т.д.

    Французская журналистика

    Первые регулярные газеты стали выходить во Франции в нач. 17 веке. первый номер вышле в Париже при дворе Людовика 13.

    30 мая 1631 – "Ля газет" первый номер. Идея создания принадлежит кардиналу Решелье. Главный редактором стал Теофраст Ренодо. Газета была призвана помочь королю укрепить его власть. Ренодо были именитые сотрудники. Людовик 13 принимал участие в создание газеты, писал о своих военных подвигах. С появлением этой газеты, во Франции сложилась авторитарная журналистика Франции. Рупором власти, через которую сообщают новости, которые устраивают власть. Была жесткая цензура. Правда отсутствовала в газете. Газета выходила раз в неделю, а потом два раза в неделю. Публиковала: о короле, события при дворе, международные события, появлялись и экономические новости. Газета выходила на 4 стр. Тираж 300-800 экз. Газета носила новостной характер, без комментариев.

    1762 – "Ля газет де Франц", после смерти Ренадо

    1665 – "Журналь де саван" – "газета ученных". Обозрения очень важных книг научных и художественных.

    Стали выходить спец. издания медицине, франц. мода – читали их Парижане.

    До сер. 18 века во Франции сохранялась монополия столичной прессы, которая мешала появлению провинциальных газет. Политика - Централизованное государство – централизованная печать.

    1670 – 45 % в Париже, а остальное на регионы

    1788 – в стране издавалось всего 60 газет. Рост сдерживался двумя факторами: неграмотное население и цензурное ограничение

    Начинает расти печать, после франц. революции

    1789 – пала Бастилия. начала Франц революция. Граф Мирабо – враг абсолютной монархии выпускает газету "Генеральные штаты", но скоро газету запретили, потому что критиковала министров.

    24 августа 1789 - национальное собрание (Парламент Франции) приняло декларацию прав человека и гражданина. 11 статья гласит: свободное выражение мысли и мнений является одним из наиболее ценных прав человека. Но в 1800 году – статью отменили. Только в 1881 году утвердилась свобода печати, которая действует по сей день в законе о печати.

    Французская журналистика регламентируется законодательством.

    1791 - 1800 – выходило 500 газет.

    1793 - Якобинская диктатура. Свобода печати оказалась ограничена. В этот год казнили короля. Парламент дал право казнить любого, кто будет выпускать печатные сочинения, где намекалось на восстановление монархии. 17 сентбяря вышел закон о подозрительных: казнить любого, кто мог показаться врагом свободы. Тогда погибло очень много журналистов.

    27 июля 1794 – закончилась диктатура. Казнен глава франц. якобинцев Максимильян Робеспьер.

    Левый якобинец Эбер выпускал газету 1793 -"Папаша Дюшен"(торговец, который любил выяснять отношения). Оно было публицистическое, но понятно самым простым издателям. "Я понимаю по латыни, но говорю с читателями на их языке" – Эбер. В газете он критиковал якобинскую диктатуру – его казнили.

    Камиль Демулен (1760 – 1794) – он издавал газету "Революции Франции ибобробанта" и еще газета "Старый сапожник". За требование ослабить террор – его казнили вместе с Дантоном. Через 8 дней казнили и его жену.

    Жан-По́ль Мара́т (традиционная передача, французское произношение Мара́; фр. Jean-Paul Marat; 24 мая 1743, Будри, Княжество Нёвшатель (ныне - кантон Нёвшатель) - 13 июля 1793, Париж) - один из предводителей Великой Французской Революции, радикальный журналист, лидер якобинцев. Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал. Один из наиболее ярых сторонников якобинского террора. Убит Шарлоттой Корде.

    Демулен

    12 июля 1789 года, когда известие об отставке Неккера вызвало волнение в Париже, Демулен обратился в Пале-Рояле к толпе, призывая её к оружию; он первый прикрепил к своей шляпе зелёную ленту (цвет надежды). Этот призыв дал первый толчок к разрушению Бастилии. В трактате «La France libre», изданном в половине июля и помеченном «первым годом свободы», Демулен требовал провозглашения республики. С осени 1789 до июля 1791 года Демулен издавал собрание зажигательных памфлетов под заглавием «Les Révolutions de France et de Brabant».

    Став основателем клуба кордельеров, Демулен лично руководил предместьями и занял место секретаря при министре юстиции Дантоне. В звании депутата от города Парижа Демулен принадлежал в конвенте к партии Горы, но не играл влиятельной роли вследствие излишней доверчивости и неустойчивости, с которой он поочередно следовал за всеми вождями революции, от Мирабо и до Робеспьера. В процессе Людовика XVI он стоял за казнь короля; в памфлете «Fragment de l’histoire de la Révolution» он клеветой содействовал гибели жирондистов; но во время борьбы Комитета общественного спасения против эбертистов Демулен стал издавать журнал «Le Vieux Cordelier» (декабрь 1793), где начал призывать к милосердию; тогда Робеспьер перестал поддерживать его. Демулен был осужден революционным трибуналом и казнён вместе с Дантоном.

    Жорж Жак Дантон (фр. Georges Jacques Danton, 26 октября 1759 - 5 апреля 1794) - один из отцов-основателей Первой французской республики, сопредседатель клуба кордельеров, министр юстиции времён Французской революции, первый председатель Комитета общественного спасения.

    Уже с 1789 г. Дантон деятельно проводил крайние революционные и республиканские идеи в разных собраниях и клубах, играл видную роль в событиях 14 июля и 5-6 октября в основании клуба кордельеров. Всюду и всегда Дантон был против двора, министерства, национального собрания; 17 июля 1791 г. он призывал народ на Марсовом поле подписывать петицию о низложении короля. После подавления этого движения Дантон недель на шесть скрылся в Англию и вернулся только к выборам в законодательное собрание. В депутаты он не попал, но стал в Париже подготавливать низложение короля, то в качестве администратора департамента, то в звании товарища прокурора Парижской коммуны, то в клубах, то среди отрядов народного войска - федератов Марселя и Бретани или Entants-Rouges из Сент-Антуанского предместья.А также он участвовал в сборе добровольцев.

    После падения эбертистов, когда влияние Робеспьера достигло апогея, 31 марта 1794 года, Дантон и его друзья были арестованы по постановлению соединённых комитетов обществ спасения и общей безопасности; эта мера была одобрена конвентом по докладу Сен-Жюста, составленному согласно наброскам Робеспьера.

    Максимилиа́н Робеспье́р (фр. Maximilien François Marie Isidore de Robespierre, Максимилиан Франсуа Мари Исидор де Робеспьер; 6 мая 1758, Аррас - 28 июля 1794, или 10 термидора II года Республики, Париж), известный современникам как Неподкупный (фр. L"Incorruptible) или Бешеная Гиена (у своих врагов) - один из лидеров Великой Французской революции, глава, возможно, самого радикального революционного движения - якобинцев.

    Член Законодательного собрания с 1789 и Конвента с 1792. В 1793 фактически возглавил Комитет общественного спасения и развернул террор против врагов революции. 27 июля 1794 (9-го термидора) был свергнут и на следующий день вместе с соратниками казнён на гильотине.

    1789 - Жан Поль Марат - газета "Парижский публицист", после она стала называться "Друг народа" в ходе революции. Главным делом Марата была борьба против врагов свободы: короля и его окружение и т.д. Главное содержание его текстов – призыв к насилию и террору. Изменниками назывались даже самые авторитетные деятели французской революции. Он очень хорошо писал. Его заколола кинжалом Шарлота Корде. После ее казнили.

    18 Брюмера (по календарю якобинцев – 17 января ) 1800 года - Наполеон упразднил свободу печати, закрыв 60 парижских газет. По сути, это день, когда Наполеон совершил гос. переворот. "Если я не распущу печать, то не продержусь у власти и трех месяц" – Наполеон. Вся печать была отдана под надзор министерства полиции во главе Фуше. Разрешалось издавать газеты любые, кроме политики.

    Лишь одна газета "Литературный листок" написала - "несколько газет скончались от весьма опасной вирусной инфекции"

    1789 - "Журналь де Дюба" (газета дебатов) – по настоянию Наполеона стала называться "Журналь де Лямпир" (газета Империи). Наполеон ненавидел споры.

    1811 – газета стала проправительственной

    Наполеон не любил журналистов за покорность. "Бесполезно печатать газеты, потому что они читают то, что я хочу" – Наполеон.

    У Наполеона была жена Жозефина, но он с ней развелся, потому что не было детей. Оставив ей замок Мальмезон.

    1802 – Наполеон предложил возглавить франц. журналисту издание, чтобы руководить обществен. мнением. Журналист ответил: "как только узнают, что это правит. издание, ему перестанут верить".. Но Наполеон не обратил на это внимаение.

    "Жерналь де Пари " (Парижская газета) – Наполеон

    1789 - "Монитёр " (вестник) – Наполеон хотел превратить эту газету в опору своего правления.. Именно с этой газетой связан самый явный пример низкопоклонства печати. У газеты были привелегии печатать правительственные постановления и офиц. новости.

    После Наполеона пришел Людовик 18 Бурбон.

    1 марта 1815 – Наполеон высадился с отрядом солдатом в бухте Жуан. Постепенно к Парижу отряд стал превращаться в армию. Газета "Монитер" только через 3 дня написала, что Наполеон приближается к Парижу: 1) "Карсиканское чудовиже высадилось в бухте Жуан", потом 2) "Людоед идет к Грасу", 3) "Узурпатор вошел в Гринобль", 4) "Бонапарт занял Лион", 5) "Наполеон приближается к Фантебло (загородная резиденция), 6) "Его императорское величество ожидается сегодня в своем верном Париже"

    Наполеон сразу упразднил главное управление по делам печати и упразднил цензуру. Он продержал 100 дней у власти, а потом он проиграл Ватерлоу.

    1835 - в Париже было создано первое в мире информационное агентство, которое занималось сбором и распространением информации по всей Европе. Основателем был Шарль-Луи Гавас. При Наполеоне он был банкиром и давал кредиты правительству. Но деньги он не получил обратно, потому что Наполеона свергли. Он оказался на грани разорения. Стал дерать переводы из европейских газет, и стал предлагать за плату парижским газетам. Все влиятельные парижские газеты стали пользоваться его услугами. возникло агенство. появились агенты из стран Европы, которые передавали инфу. "Доверенное лицо прессы" – Бальзак о Гавасе.

    1848 – два иммигранта Бернд Хард Вольф и Паоль Рейтор работали у него. Вольф открыл в Германии агенство, а Рейтор в 1851 в Лондоне. Но не было политической инфы У Рейтора и Вольфа.

    1850 – во всех франц газетах появилась рубрика "Сообщения

    1859 – начались разграничения сфер влияния. Гавас поставлял инфу из Франции, Испании и Португалии. Рейтор – из Англии и Голландии. Вольф – из Германии, Скандинавии и России. Совместной сферой Рейтора и Гаваса была Атаманская империя, Египет и Бельгия. Все другие страны, включая США, рассматривались, как нейтральные зоны. Это соглашение просуществовало до 1 Мировой войны.

    В США уже было агентство "Асоошишейтот пресс", но оно не могло составить конкуренцию остальным.

    2 апреля 1854 – первый номер газеты "Фигаро". Основал газету Эполит Виль Мессан. перед этим выпускал 1840 - женская газета "Сельфидо" (балет) – публиковал активно рекламу. Страницы были надушены парфюмом. "Фигаро" сначала была неполитическим, юмористическим, поражала парижан своим остроумием. Эполит считал, что успех газеты зависит от того, нравится она читателю или нет. "Сегодня мы выпустили лучший номер за все время существования нашей газеты, в ней нет ни одной неоплаченной строчки" – Мессан.

    1856 – 2 раза в неделю

    1866 – ежедневно

    1867 – уделяет внимание политическим новостям, превратившись в ведущее политическое издание Франции.

    Рубрики: экономика тетрадка, спорт, мнение, политика, Россия. Стоимость газеты сейчас 1 евро 30 с. Тираж 500 тыс. экз. Газета принадлежит Робберу Эрсану. В выходные выходят приложения к газете: журнал "Мадам фигаро", "Тв-магазин"(телепрограмма), "Лэ фигаро магазин"

    Коллаборационизм – "сотрудничество" издания, которые сотрудничали с нацистами

    Качественные газеты

    Газета "Ле тан " – закрыли газету, за сотрудничество с немцами. Возникла газета

    1944 - "Лю монд " ("мир") - ежедневная вечерняя газета. ведущая во Франции. ориентируется на левых. Тираж 370 тыс. Основатель Убер боф Мари. В готическом стиле заголовки – похожесть на "Ле тан". "Газета будет объективно отражать мнение нации и станет одним из самых авторитетных газет" – Убер. Газета одна из самых антисоветских – антироссийских. Это началось с наших эмигрантов, которые унижали Россию. Газеты выходит в А3. С 80-х в газете появились фотографии.

    Так же есть издание 1954 - "Монд Дипломатик " – ежемесячная газета. Тираж около 100 тысяч. Читает весь мир. Для тех, кто интересуются международными отношениями.

    1973 - "Риберасьон " (освобождение) – ежедневная газета. издается в Париже. Тираж 160 тыс. Таблойдный формат. Антироссийская газета. Поддерживает левых.

    Желтые

    "Ле паризьен" – массовая газета. Когда до войны была " Ле пти паризьен" (маленький парижанин) самым большим тиражом, пока ее не прикрыли за сотрудничество с немцами в 1944. а в 1944 – "Паризьен либере" (освобожденный парижанин) . 1984 – новое название "Паризьен". Газета начинается с сенсационных изданий


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2017-08-27

    Первый европейский журнал назывался «Журнал ученых» (1665-1828) был создан по инициативе французского министра финансов Жана-Батиста Кольбера, которого часто сравнивают с кардиналом Ришелье. Кольбер задумал периодическое издание, которое бы освещало научные, критические и литературные проблемы, стоящие перед интеллектуальной элитой Европы.

    Это издание увидело свет в Париже 5 января 1665 года. На должность редактора и издателя был приглашен советник парламента Дени де Салло. Журнал выходил сначала один раз в неделю, потом раз в две недели на 12 страницах. Издание Салло было призвано восполнить пробел в научном общении, в обмене информацией, в плодотворных научных дискуссиях. Публикации научных исследований, новые научные теории и другие материалы облекались в форму писем. Журнал был ориентирован на научную полемику, на «провокацию» спора. В издании Дени де Салло помогали такие известные деятели французской культуры, как Марен Лерой де Гомбервиль и Жан Шаплен. Через год издание журнала перешло в руки аббата Жана Галлуа, профессора греческого языка, остававшегося на посту редактора до 1674 года.

    Журналы литературно-критического содержания во Франции ведут свое начало от периодического издания «Галантный Меркурий», основанного в 1672 году. Королевскую «привилегию» на издание получил популярный в то время драматург и полемист Жан Донно де Визе, известный литературный противник Мольера. В первые годы журнал выходил нерегулярно, однако с 1677 г. де Визе сделал это издание ежемесячным. Особенным успехом у читающей публики пользовался раздел новостей, который можно было назвать разделом светской хроники.

    Эпоха просвещения был весьма демократичный период.

    Журнала и газеты революционного периода имели другой характер. Журналистика стала зеркалом Великой французской революции, в ней отразились все её течения и противоречия. Гонкуры назвали газету «детищем 89 года». Конечно, газеты выходили во Франции и до 1789 года, и не следует забывать о Ренодо и его «La Gazette». Но 1789 год не только вызвал к жизни огромное количество новых газет (только в Париже их насчитывалось свыше 150), но сделал их орудием борьбы. Именно в период буржуазных революций идеологическая функция журналистики подавила её информативное и коммерческое начало, определив дальнейшую судьбу средств массовой информации как особой области идеологии. Эпоха буржуазных революций породила такое уникальное явление как «персональный журнализм».

    Газету представляет 1 человек - он идеолог, организатор, репортер, публицист, распространитель. Активизация крупной и средней буржуазии. Общепризнанный лидер. Аристократ Оноре Габриэль де Мирабо. 1776 - его памфлет «Опыт о деспотизме». Ораторское искусство Мирабо. Он лидер 3_х сословий. Газета Мирабо пронизана его духом и идеями. Жан-Поль Марат - близость к народу. Его «зажигательный» язык. Он прямолинеен и конкретен, беспощаден в разоблачениях. 1793 - переломный итог революции. Заговор Бабефа. Его газета «Пикардийский корреспондент». Выступает с критикой лидеров революции, нападает на постановления правительства. 1796 - его заговор - завоевание свободы и равенства для народа. Один из первых идеологов коммунизма.