Высокотехнологичные услуги во внешней торговле. Международная торговля услугами (3) - Реферат

Предпосылки формирования и структура рынка услуг.

Особенности международной торговли лицензиями, know-how и инжиниринговыми услугами.

Состояние и факторы развития туризма.

Мировой рынок информации.

Предпосылки формирования и структура рынка услуг

В настоящее время в мировом хозяйстве наряду с рынками товаров, рабочей силы и капиталов быстрыми темпами развивается рынок услуг. Базой формирования последнего является сфера услуг, которая занимает значительное место в экономике государств мира. Так, доля услуг в ВВП развитых стран составляет сейчас примерно 70%, а развивающихся – 55%.

УСЛУГА – это целесообразная деятельность, которую одна сторона может предложить другой.

Результаты этой деятельности не воплощаются в материальном продукте, а выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности людей.

Особенно быстрый рост сферы услуг происходит во второй половине ХХ века. Это объясняется следующими факторами:

во-первых, производительность труда в материальном производстве в условиях НТП растет быстрыми темпами, что позволяет значительно сократить численность занятых в этой сфере;

во–вторых, дальнейшее углубление разделения труда ведет к образованию новых видов деятельности и, прежде всего, в сфере услуг;

в-третьих, переход развитых стран мира, а вслед за ними и других стран к современному «информационному обществу», в основе которого лежит рост потребления услуг, особенно информационных;

в-четвертых, в последние десятилетия во многих странах мира достигнута высокая степень зрелости экономики и высокий уровень жизни населения. Практика показывает, что в этих условиях спрос растет, прежде всего, на услуги.

Международная торговля услугами в отличие от торговли товарами имеет ряд особенностей.

1. Особенностью услуги является то, что она производится и потребляется одновременно и не подлежит хранению.

2. Торговля услугами на мировом рынке тесно связана с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Это объясняется тем, что для эффективного экспорта товаров необходимо привлекать большее количество услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой и сервисным обслуживанием товаров.

3. Не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для вовлечения в международную торговлю. Это в первую очередь касается таких видов услуг, как коммунальные и бытовые.

4. Международная торговля услугами в большей степени, чем торговля товарами, защищена государством от иностранной конкуренции.

В силу особенностей услуг как объекта международной торговли, они почти не пересекают таможенную границу, а значит, не могут быть зафиксированы таможенными органами. Предоставление услуги иностранному клиенту во многих случаях предполагает территориальную близость производителя к потребителю и может осуществляться через дочерние компании, филиалы, представительства и т.п. в той стране, где существует спрос на данную услугу. Возможен и другой вариант, когда происходит перемещение потребителя услуги в страну ее производства.

Все виды услуг чрезвычайно разнообразны: они могут иметь промышленный характер или удовлетворять личные потребности.

С точки зрения движения факторов производства, услуги делятся на факторные , связанные с пересечением границы факторами производства, прежде всего капитала и рабочей силы и нефакторные – остальные виды услуг.

Кроме того, до недавнего времени услуги в международной торговле делили на торгуемые и неторгуемые. Данное деление было произведено на базе принципа так называемого трансграничного обмена, т.е. такого обмена, когда производитель и потребитель услуги находились по разные стороны таможенной границы, а обмениваемая услуга эту границу пересекала (по аналогии с торговлей обычными товарами). Примерами такого рода трансграничного обмена услугами являются телекоммуникационные и почтовые услуги. Услуги, не способные к трансграничному обмену, считались неторгуемые. В настоящее время сформулирован новый подход, связанный с классификацией международных услуг. В рамках ВТО было подписано Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), в соответствии с которым обмен услугами на международном уровне может быть осуществлен следующими основными способами:

1. Трансграничная поставка – услуга перемещается через таможенную границу, когда потребитель и производитель находятся по разную сторону таможенной границы (пример, услуги связи).

2. Потребление за рубежом – иностранный потребитель услуги перемещается на территорию страны, где производится эта услуга (например, медицинские, образовательные, туристические и др. услуги).

3. Коммерческое присутствие – иностранный производитель услуги сам перемещается на территорию страны, где расположен ее потребитель (пример, финансовые услуги).

4. Присутствие физических лиц – перемещение физических лиц – резидентов одного государства, производящие и/или потребляющие услуги в другом государстве.

В результате этого нового подхода в категорию торгуемых услуг перешло большинство видов производимых услуг.

Международная торговля услугами – один из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства. По данным Международного валютного фонда, в настоящее время общий объем экспорта услуг составляет примерно 20% величины всего мирового экспорта товаров и услуг. Этот показатель продолжает расти, и к 2015г., по оценкам Института мировой экономки и международных отношений РАН, удельный вес услуг к 2015г. составит 30%. Международный экспорт услуг растет быстрее международного экспорта товарами. Экспорт услуг с 1980 г. по 2005 г. вырос более чем в 4 раза.

Географическая структура международной торговли услугами отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств. Международный обмен услугами осуществляется, прежде всего, внутри группы промышленно развитых стран. Хотя тенденция в международной торговле услугами, как и в международной торговле товарами, заключается в постепенном сокращении удельного веса этой группы стран, их доля в мировом экспорте услуг составляет в настоящее время 75%. При этом на четыре страны: США, ФРГ, Великобританию и Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг. Большинство развивающихся стран имеют отрицательное сальдо во внешней торговле услугами, хотя некоторые из них являются крупными экспортерам услуг. Так, Сингапур специализируется на финансовых услугах, Мексика на туристических, а Южная Корея на строительных услугах. Возрастает роль в международной торговле услугами новых индустриальных государств, Китая.

Рынок услуг отличается большим разнообразием и в свою очередь распадается на более узкие рынки: технологий, туризма, транспортных, информационных и других услуг. Отраслевая структура рынка услуг изменяется быстрыми темпами. За последние годы снизилась доля транспорта в мировом экспорте: фрахта, остальных транспортных услуг. В то же время повышается доля туризма и таких современных видов услуг, как обмен технологиями, знаниями, опытом, информацией. Они являются наиболее динамичными во всем экспорте услуг. Особенность современного рынка услуг заключается в их диверсификации. Предлагая целые пакеты услуг, компании повышают свою конкурентоспособность, снижают риски от совершаемых операций. Многие виды услуг имеют тенденцию к объединению. Например, биржевые, страховые, банковские и посреднические услуги сливаются в единый комплекс финансовых услуг. Кроме того, появление на международном рынке услуг в качестве его субъектов ТНК привело к тому, что диверсификация их деятельности в сфере услуг начала также размывать границы между отдельными видами услуг.

Рост международной торговли услугами поставил вопрос о необходимости регулирования мирового рынка услуг. В течение достаточно продолжительного времени международная торговля услугами регулировалась на двусторонней основе. Причем в 70 –е, 80 –е годы многие государства жестко регулировали торговлю услугами, защищая молодой сектор и проводя политику протекционизма. Осуществлялся контроль за ценами, стандартами, появились барьеры, различные формы таможенного ограничения, лицензирование и др.

В настоящее время действующая система регулирования функционирует на нескольких уровнях. Регулирование международной торговли услугами перешло на региональный и международный уровни.

В 1986 г. впервые была предпринята попытка обсуждения вопросов торговли услугами на глобальном уровне. На конференции в Уругвае было принято Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), которое вступило в силу в 1995 г. Там же было достигнуто соглашение о либерализации торговли услугами и постепенном снятии национальных барьеров, препятствующих перемещению услуг на мировом рынке.

Основные принципы ГАТС по международной торговле услугами:

1. Предоставление режима наибольшего благоприятствования – установление равного отношения к услугам и их производителям из разных стран.

2. Прозрачность регулирования – наличие справочной службы в каждой стране, предоставляющей другим странам информацию о действующем законодательстве на рынке услуг.

3. Взаимное признание квалификации поставщиков услуг (сертификатов, лицензий и т.п.).

4. Правила, регулирующие вопросы, связанные с ограничением конкуренции в сфере услуг.

5. Обязательства по либерализации рынка услуг.

На международном уровне существует также ряд специализированных межправительственных организаций под эгидой ООН, деятельность которых направлена на регулирование услуг и торговли ими в рамках отдельных отраслей. Например, международной транспортной организацией является Комитет по внутреннему транспорту Европейской экологической комиссии ООН. Данный Комитет анализирует вопросы, связанные с проблемами всех видов транспорта и связи в Европе, разрабатывает проекты международных договоров и соглашений.

В области морского транспорта такими вопросами занимается Международная морская организация, в сфере международного туризма – Всемирная туристическая организация.

Все формы регулирования носят ярко выраженный экономический характер и направлены на совершенствование и развитие международного рынка услуг.

Услуги крайне разнообразны по форме и по содержанию. По классификации ВТО количество видов услуг во внешней торговле превышает 600. Все виды услуг можно подразделить на 11 блоков:

2. Транспортные услуги (международная перевозка пассажиров и грузов);

3. Торговые услуги (маркетинг, торговые агенты, франчайзинг, розничная и оптовая торговля);

4. Строительные услуги (строительство различных объектов за рубежом);

5. Информационные услуги (телеграф, почта, интернет и т.п.);

6. Финансовые услуги (банковские сделки, обмен валюты, операции с ценными бумагами);

7. Образовательные услуги;

8. Услуги здравоохранения и услуги, связанные с проведением отдыха, для восстановления здоровья;

9. Туристические услуги;

10. Услуги по охране окружающей среды;

11. Прочие услуги.

Многие услуги, поступающие в международный оборот, включаются в экспортно-импортные операции, причем стоимость услуг составляет значительную часть стоимости товара.

Особенности международной торговли лицензиями,

know-how и инжиниринговыми услугами

Составной частью международного рынка услуг является международный рынок технологий.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ТЕХНОЛОГИЯМИ представляет собой передачу на коммерческой основе иностранному контрагенту результатов научно – технической деятельности, имеющих как научную, так и практическую ценность.

ОБЪЕКТАМИ торговли технологией на мировом рынке являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной и неовеществленной форме. К овеществленной форме относятся опытные образцы, отдельные технологические линии и агрегаты, которые продаются для дальнейшего производства по новой технологии. Неовеществленная форма – это опыт, знания, техническая документация, лицензии на использование результатов научно – технических разработок.

СУБЪЕКТАМИ международного рынка технологий являются научно – исследовательские организации, высшие учебные заведения, коммерческие фирмы, государство, физические лица – изобретатели и ученые.

ТЕХНОЛОГИЯ является частью интеллектуальной собственностью и поэтому охраняется национальным законодательством и международными соглашениями. Следует отметить, что только в последние два десятилетия стали разрабатываться единые международные правовые (патентные) требования. Фактом остается то, что основная часть интеллектуальной собственности защищается в двух странах – США и Японии.

В системе ООН действует специализированное учреждение – Всемирная организация интеллектуальной собственности – ВОИС. ВОИС занимается обеспечением международной регистрации объектов интеллектуальной собственности, сбором и распространением научно–технической информации, выпуском справочников, обзоров и различных руководств. Большая роль принадлежит ВОИС в оказание содействия развивающимся странам в области охраны интеллектуальной собственности.

В рамках Всемирной торговой организации было подписано Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности – ТРИПС. Данное Соглашение регламентирует те аспекты прав интеллектуальной собственности, которые связанны с международной торговлей. ТРИПС провозглашает обязательство участников Соглашения предоставлять в области прав интеллектуальной собственности национальный режим гражданам других стран – участниц Соглашения, а также режим наибольшего благоприятствования. Кроме того, в ТРИПС прописаны методы и формы правовой защиты прав интеллектуальной собственности, зафиксированы положения о ее приобретении, разработана процедура урегулирования споров. В целом ТРИПС создает условия, способствующие формированию новых стимулов для инвестиций в наукоемкие отрасли производства и развитию международной торговли технологиями.

Технология становится товаром только при определенных условиях. Не всякая научно-техническая идея превращается в товар. Из каждых 100 идей разрабатывается не больше одной, а из каждых 100 новых товаров, в которых воплощены новые идеи, рынок принимает не свыше 90.

Технология превращается в товар только тогда, когда создана реальная основа для коммерциализации идеи. Основными коммерческой передачи технологии является продажа лицензий и know-how. Кроме того, следует подчеркнуть, что практически весь объем коммерческой передачи технологии оформляется или сопровождается лицензионным договором, в котором помимо запатентованной информации может излагаться ряд других требований, таких как обязательство покупателя лицензии использовать полученную технологию только в определенных границах, приобретать в виде так называемых «связанных закупок» большой объем технологически простой продукции – комплектующих изделий, полуфабрикатов и т.д. ЛИЦЕНЗИЯ – это документ, удостоверяющий право на определенных условиях использовать какой-либо патент. Лицензии подразделяются на простые, исключительные и полные.

Простая лицензия дает право покупателю (лицензиату) на использование объекта лицензий в определенных пределах. Она допускает многоразовую продажу владельцем одной и той же лицензии на рынке. Исключительная лицензия предполагает передачу лицензиату исключительного (монопольного) права на использование патента, т.е. фактически означает продажу патента.

Полная лицензия означает, что лицензиар не имеет право использовать объект лицензии на период действия договора.

Однако существуют и другие разновидности лицензии. Зачастую при поставках комплектного оборудования для строительства эта сделка сопровождается продажей лицензии. Такая лицензия называется сопутствующей, так как она входит составной частью в общий контракт.

В практике торговли лицензиями существует еще понятие «перекрестное лицензирование», при котором участники договора обмениваются лицензиями на принадлежащие им объекты промышленной собственности с целью получения дополнительной прибыли. Государство тоже может вмешаться в процесс использования полученного в стране патента, т.е. принудить патентовладельца передать другим право на использование его патента. Такая лицензия называется принудительной.

Плата за лицензии подразделяется на периодическую – роялти и единовременную – поушальную .

РОЯЛТИ – это рента за интеллектуальные ресурсы. Она выплачивается в виде отчисления от дохода пользователя лицензией в течение срока действия соглашения.

ПОУШАЛЬНАЯ ПЛАТА – это твердо зафиксированная в лицензионном соглашении сумма, которая не зависит от объема производства и сбыта продукции.

Другим объектом коммерческих сделок на рынке технологий является KNOW-HOW – незапатентованная технология, включающая научно-технические и экономические знания, производственный и хозяйственный опыт, совокупность навыков.

В настоящее время достаточно хорошо известно, что без знания know-how в большинстве случаев невозможно воспроизвести промышленно освоенную новую технологию. Не имея know-how, практически нельзя применять изобретения, права на которые приобретены у сторонних лиц, являющихся разработчиками. В силу этого know-how приобретает все большую ценность.

На современном этапе НТП, когда особенно быстрыми темпами развиваются высокие технологии, в таких отраслях, как вычислительная техника, электроника, средства связи, значение know-how существенно возросло. При этом современной тенденцией является максимально долгое сохранение секретности know-how. Так как патентное право легко обойти, владельцы новых технологических секретов предпочитают не патентовать свои изобретения, опасаясь их быстрого раскрытия. В связи с этим за последние годы объем международной торговли беспатентными лицензиями (know-how) резко увеличился.

Успеху сделки по продаже новых технологий содействуют такие факторы, как значимость изобретения, его правовая защита, эффективность и освоенность в производстве. Особенно важен последний фактор, так как изобретение, внедренное в производство, позволяет покупателю реально ощутить его технико-экономические преимущества. Однако не следует считать, что продажа лицензий на неосвоенное изобретение (т.е. на «голую идею») не сможет найти покупателя на мировом рынке. В мире существует достаточно много посреднических и внедренческих фирм, которые покупают такие разработки, беря на себя разного рода риски, и занимаются их последующей перепродажей или внедрением в производство.

Особенностью торговли лицензиями и know-how является то, что, с одной стороны, при рекламе необходимо дать техническое описание нововведения и технико-экономическое обоснование, а с другой – следует обеспечить баланс конфиденциальности, чтобы потенциальный покупатель не смог на основе имеющейся информации использовать их объект, не делая последующей покупки. Все это обусловливается еще и тем, что в последние годы помимо официальной большой размах приобрела нелегальная «передача» технологии в форме промышленного шпионажа и технологического пиратства – массового выпуска и продажи технологий-имитаций теневыми структурами.

По некоторым данным, до трети зарубежных служб маркетинга и исследовательских отделов крупных корпораций тем или иным образом причастны к промышленному шпионажу. Последнее более всего развито в Юго-Восточной Азии.

Если невозможно заинтересовать покупателя в объекте лицензии и know-how, не раскрыв основных сторон изобретения, в мировой практике применяется форма опционного соглашения. Суть этого соглашения заключается в следующем: покупатель вносит предварительную плату (10-30% общей стоимости лицензии) и получает на условиях полной конфиденциальности доступ к информации. После ознакомления с этой информацией он либо покупает лицензию и оплаченная сумма входит в общую стоимость лицензии, либо отказывается от покупки, но при этом уплаченная сумма ему не возвращается.

Еще одним важным элементом рынка технологий является торговля инжиниринговыми услугами. Услуги типа «инжиниринг» возникли в развитых странах в 60-е годы и в настоящее время получили повсеместное распространение. Основной причиной этого называют рост инвестиций в основные фонды предприятий и необходимость повышения эффективности их освоения.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНЖИНИРИНГ – это оказание услуг производственного, коммерческого, инженерно-проектного и научно-технического характера. Все виды инжиниринговых услуг можно разделить на две большие группы.

1. Услуги, связанные с подготовкой и налаживанием производственного процесса (предпроектные услуги: исследование почв, разведка ископаемых, топографические съемки и т.д.; проектные услуги: разработка инженерных проектов, оценка стоимости проекта, подготовка рабочих чертежей и т.д.; послепроектные услуги: ведение проекта, проведение приемных испытаний, подготовка инженерно-технического персонала и т.д.).

2. Услуги, целью которых является повышение рентабельности производства (услуги по осмотру и испытанию оборудования, эксплуатации объекта; помощь в финансовых вопросах, реализация продукции, внедрение систем информационного обеспечения и т.д.).

Международный инжиниринг может быть оказан либо генеральным подрядчиком, либо поставщиком технологии, либо инженерно-консультативной фирмой.

Генеральный подрядчик обычно предоставляет строительный инжиниринг, заключающийся, главным образом, в проектировании и поставках оборудования, а также его монтаже, приемном испытании и т.п., как правило, в рамках отдельного контракта.

Поставщик технологии оказывает услуги технологического инжиниринга, суть которого заключается в продаже заказчику технологии, предполагающей одновременную передачу know-how, производственного опыта, патента.

Инженерно-консультативные фирмы предоставляют услуги консультативного инжиниринга. Услуги подобного рода помогают сократить сроки осуществления проектов, быстро получить специальные знания, опыт в области техники и технологии, организации и управления производством и сбытом, повысить эффективность капиталовложений и т.д. Поскольку консультант независим от администрации заказчика, он способен объективно оценить сложившуюся ситуацию на фирме, выявить имеющиеся недостатки и упущения, поставив о них в известность заказчика.

В связи с тем, что услуги инжинирингового типа часто присутствуют в одном пакете с другими формами передачи технологии, создаются определенные трудности для предпринимателей, заключающих такого типа сделки. Например, бывает сложно определить стоимость услуг или их долю в общей сумме контракта, решить вопрос о распределении поступлений между промышленниками, научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими организациями и т.п.

Наибольшую сложность представляет вопрос разграничения инжиниринга и передачи know-how. Главное отличие состоит в том, что при оказании услуг типа «инжиниринг» обязательно проведение оговариваемого в контракте комплекса работ по заданию заказчика. При простой передаче know-how это вовсе не обязательно.

Говоря о современной тенденции развития международной торговли технологиями, следует отметить следующее.

1. Обмен технологиями все чаще рассматривается как равноправная часть деловой стратегии предприятия. Например, продажа лицензий способствует торговле товарами за счет поставок комплектующих изделий или сырья, что является, в свою очередь, средством для проникновения на рынок ряда стран.

2. Все чаще соглашения о передаче технологий включают комплексное предоставление услуг, в том числе передачу know-how, патентных прав, конструкторской и технологической документации, выполнение работ типа «инжиниринг» и т.д.

3. Темпы роста торговли технологиями значительно опережают темпы роста торговли другими товарами. Причина столь быстрого развития международного рынка технологий заключается в высокой рентабельности торговли такими товарами. Так, при продаже технологий издержки обычно составляют не более 10-25% объемов реализации.

4. Все чаще на основе лицензионных соглашений возникают и развиваются кооперационные связи между фирмами.

5. Участие в международной торговле технологиями дает большие перспективы, но требует тщательной проработки соглашений и договоров. Квалификация специалистов при этом должна быть выше, чем при заключении сделок по экспорту-импорту традиционной продукции.

Новые технологии являются движущей силой мирового экономического роста. Однако в настоящее время прослеживается высокая степень дифференциации технологического развития стран мира. Только очень небольшое число стран с незначительным количеством населения (примерно 15%) продвигает технологический прогресс. К этой первой группе стран – технологических лидеров – относятся 18 стран, среди которых крупнейшими технологическими державами являются Япония, США, Швеция, Южная Корея, Сингапур и др. Эти страны самодостаточны в инновационном развитии. Вторую группу – группу потенциальных лидеров возглавляют Испания, Италия и Чехия. В большинстве этих стран инновационная активность невелика, но они вкладывают значительные средства в высокий уровень подготовки специалистов, широко используют старые и новые технологии. Уровень профессионализма рабочей силы в этих странах сравним с уровнем подготовки в странах-лидерах.

Третья группа стран – страны последователи. К ней относятся такие страны как Китай, Бразилия, Индия, Индонезия, ЮАР и др. Эти страны развивают высокотехнологичные отрасли экономики и имеют научные центры мирового масштаба, обладают достаточно высоким уровнем подготовки специалистов, но распространение новых технологий здесь замедленно и усложнено.

Четвертая группа стран – это страны, которые являются периферией технологического развития. Они не создают и не внедряют иностранные технологии. Профессиональная подготовка рабочей силы чрезвычайно низка. Следует отметить, что технологические границы мира не фиксированы: ряд технологических регионов могут быстро стать технологическими последователями, но для этого необходимо обладать способностью не только создавать свои технологии, но и внедрять новые.

Состояние и факторы развития туризма

Значительную и все увеличивающуюся долю в международной торговле услугами составляет туризм.

ТУРИСТ - в соответствии с международной статистикой, любой человек, посещающий другую страну с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране. Различают три основных вида международного туризма: рекреационный, научный и деловой.

РЕКРЕАЦИОННЫЙ ТУРИЗМ – это туризм, который связан с отдыхом в широком смысле слова. Сюда могут входить поездки с целью лечения, занятий спортом, посещения спортивных соревнований, встречи с друзьями и родственниками.

НАУЧНЫЙ ТУРИЗМ – это участие в научных симпозиумах, конгрессах, конференциях.

ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ – это встречи с деловыми людьми, посещение предприятий, международных выставок с ознакомительной целью и возможностью в последующем заключения контрактов.

Растущий спрос на туристические услуги объясняется двумя факторами.

Во-первых, это прежде всего социально-экономическим развитием стран, что проявляется в росте доходов и свободного времени населения, увеличение сроков оплачиваемых отпусков, достаточном уровне пенсионного обеспечения и т.п.

Во-вторых, прогрессом в развитии транспорта, его удешевлении и доступности, снятием и ослаблением валютных ограничений, либерализацией визового режима.

Ведущей межправительственной организацией, отвечающей за развитие туризма, является Всемирная туристическая организация, которая действует с 1975 г. За годы своего существования Всемирная торговая организация приняла ряд деклараций и других документов по организации международного туризма, включая Хартию по туризму и Кодекс поведения туриста (1985 г.), издавала статистические справочники и прогнозы, предлагала информационные банки данных для туристического бизнеса.

В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей сферы услуг мирового хозяйства, занимая в мировом экспорте одно из ведущих мест. В начале XXI в. на долю туризма приходилось около 8% мирового экспорта, 30% мировой торговли услугами, 10,8% мирового валового продукта, 9,4% мировых капиталовложений. Для 83% стран туризм – один из пяти источников дохода, а для 38% - главный источник. Например, удельный вес доходов от международного туризма в общей сумме поступлений от экспорта товаров и услуг на Кипре составляет 52%, Испании, Австрии, Турции – более 35%, Португалии – около 20%.

Международный туризм является одной из трех крупнейших отраслей в мире, уступая лишь автомобилестроению и нефтедобывающей промышленности. По прогнозам экономистов после 2010г. туризм станет ведущей экспортной отраслью в мире. Прогнозируется, что к 2010 г. число туристических прибытий превысит 1 млрд человек, а к 2020 г. этот показатель составит 1,6 млрд. Мировые доходы от туризма возрастут до 2 трлн долл.

Следует отметить, что международный туризм в мире распределяется крайне неравномерно вследствие различий в уровнях социально-экономического развития отдельных стран и регионов. На промышленно развитые страны приходится 70-75% всех совершаемых в мире зарубежных поездок, при этом на долю стран Европейского союза приходится около 40% прибытий туристов и валютных поступлений.

Мировой опыт показывает, что значение туризма для развития экономики страны велико. Во-первых, выездной туризм создает условия для расширения производства товаров и услуг в результате увеличений платежеспособного спроса за счет иностранных покупателей. Так, иностранные туристы покупают значительную часть некоторых товаров: во Франции – одежду и косметику, в Италии – обувь, в Швейцарии – часы. Во-вторых, туризм способствует созданию дополнительных рабочих мест в непроизводственной сфере. В-третьих, туризм способствует повышению деловой активности, обмену информацией, научными знаниями.

Индустрия туризма в целом отличается достаточно высокой капиталоемкостью. При этом в крупных туристических центрах в структуре затрат 50-60% составляют затраты на размещение и питание. Хотя инвестиции в индустрию туризма относятся к числу наиболее перспективных, но в связи с высокой капитало- и трудоемкостью, а также сезонностью отрасли капитал довольно избирательно относится к сфере туризма. В развитых странах часть затрат, связанная со строительством дорожной сети, оборудованием зон отдыха, организацией выставочных центров и т.п., обычно финансируется государством, а частный капитал финансирует строительство и эксплуатацию предприятий по обслуживанию туристов.

Для международного туристического рынка характерны качественные различия обслуживающих предприятий одного и того же класса, что предполагает высокую эластичность цен в зависимости от соотношения спроса и предложения. Цена на туристические услуги выступает не только как регулятор равновесия спроса и предложения, но и как активный рычаг воздействия на производство туристического продукта: повышение цен стимулирует строительство хорошо оборудованных туристических объектов и улучшение качества обслуживания.

В последние годы первостепенным фактором, влияющим на развитие туризма, стала индивидуальная туристическая активность. Так, в конце XX начале XXI вв. примерно половина туристов из государств с развитой экономикой предпочли самостоятельно организовывать свои поездки, остальные частично или полностью пользовались услугами фирм. Отличительной чертой туризма является его сезонность, что приводит к периодическому простаиванию материальной базы и рабочей силы и при этом требует ресурсов для их поддержания. Кроме того, конъюнктура туристического бизнеса изменчива и находится под значительным влиянием стихийных бедствий, транспортных катастроф, террористических актов, войн и др. Система реализации туристического продукта включает сеть сбыта, состоящую из оптовых фирм (туроператоров) и различных фирм (турагентов), охватывающих все сегменты туристического рынка.

В туристической индустрии прослеживается процесс концентрации капитала, ведущий к образованию монополий. Например, в Великобритании процесс слияния значительного количества турагентств в крупные национальные туроператорские группировки начался более десяти лет назад и в настоящее время там наблюдается высокая степень концентрации туристического бизнеса (приблизительно ¾ проданных английских туристических поездок приходится на пять туроператорских группировок).

Все большее распространение получают новые формы сбыта, что связано с внедрением в туристический бизнес организаций и предприятий из смежных секторов экономики. Продажей туристических услуг стали заниматься гостиничные и ресторанные объединения, торговые дома, универсальные магазины, издательства и другие предприятия, которые уже приобрели репутацию, имеют свою клиентуру и налаженную сбытовую сеть. Например, в 1990 г. на туристический рынок Дании вышла фирма с дешевыми чартерными поездками – «Ларсен-Райзер». Ее директор является владельцем магазинов по продаже постельного белья. В 73 магазинах фирмы предлагались 112 тыс. чартерных поездок в Испанию и Турцию. В последние годы усиливается тенденция к специализации фирм и интернационализации сбыта. Укрепившись на национальных рынках, туроператоры открывают филиалы в других странах. Так, «Тьереборг» (Дания) имеет отделения в Великобритании и Германии, а «Отель-план» (Швейцария) – во Франции, Германии, Бельгии, Испании и других странах.

Мировой рынок информации

Современная научно-техническая революция коренным образом изменила значение информации в общественном производстве. По мнению многих специалистов, экономическая роль государства в мире определяется теперь не количеством производимых станков, оборудования, стали и т.п., а объемом используемой информации и знаний.

В настоящее время деятельность любой фирмы немыслима без широкого изучения и использования различного вида информации. Информация оказывает влияние на рост производительности труда, применение новейших техники и технологии производства, сроки проектирования и строительства, качество товаров и услуг.

Следует отметить, что темпы роста средств информатики в последние годы значительно превышают темпы роста таких основных экономических показателей, как ВВП, объем промышленного производства и внешней торговли. Особенно быстро развивается программное обеспечение, которое является базой новой технологии в информационных системах.

Мировой рынок информационных услуг стал создаваться быстрыми темпами в конце 80-х годов, что было связано с ухудшением экономической ситуации, обострением конкурентной борьбы, усложнением структуры управления компаниями и производством в целом. Из таблицы видно, что все структурные элементы рынка услуг развиваются высокими темпами, но особенно быстро растут услуги, связанные с программным обеспечением.

В информационный рынок входит экономическая, правовая, медицинская, научная и другая информация для специалистов и массового потребителя.

Владельцами информации являются научно-исследовательские организации и институты, издательские организации, обладающие мощной финансовой и технической базой. Они занимаются сбором, обработкой, хранением и передачей информации на коммерческой основе посредникам и пользователям. В этой связи наиболее сложным вопросом для владельцев является выбор техники и методики обработки, хранения и поиска данных.

Таблица 1


Похожая информация.


Сфера услуг на протяжении трех последних десятилетий является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Обмен услугами занимает важное место в международной торговле. В 2010 г. экспорт услуг оценивался суммой 3,7 трлн долл., в то время как мировой экспорт товаров приблизился к отметке 15 трлн долл. Термин "услуги" охватывает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как "услуга". В число услуг входят все виды транспортной деятельности, служба передачи информации, туризм, строительство, образование, медицина, финансовая и банковская деятельность и др.

Таблица 10.4

Международная торговля готовой продукцией в 2005-2010 гг.

Показатели

Млрд долл. в 2010 г.

Среднегодовое изменение, %

Экспорт (FOB)

Импорт (CIF)

Ведущие экспортеры:

Европейский Союз

В том числе реэкспорт

Сингапур

В том числе реэкспорт

Ведущие импортеры:

Европейский Союз

Сингапур

В том числе импорт за минусом реэкспорта

Примечание: значительную часть экспорта Гонконга составляет реэкспорт, т.е. продукция, произведенная вне границ территории, в основном на материковом Китае, и распространяемая через Гонконг.

Источник: World Commodity Profiles 2010. WTO: International Trade Statistics. October 2011.

Отличительная особенность международной торговли услугами от международной торговли товарами – разнохарактерность, неоднородность и многоплановость различных видов услуг, сложность унифицированного подхода к регулированию их ввоза и вывоза, применению в отношении торговли услугами общепринятых норм международной торговли: в частности, режима наибольшего благоприятствования и национального режима. Сказанное выше стало одной из главных причин того, что вплоть до начала 1990-х гг. торговля услугами не охватывалась общим многосторонним межгосударственным соглашением, подобным ГАТТ. Вместе с тем отдельные виды услуг регулировались отраслевыми межгосударственными многосторонними соглашениями. И только к середине 1990-х гг. в результате уругвайского раунда многосторонних переговоров было создано генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), содержащее общие правовые нормы для всех видов услуг. Международный обмен услугами развивается высокими темпами.

На международный транспорт и международные частные (туризм) и деловые (командировки) поездки приходится 47% стоимостного объема экспорта услуг. Около 75% стоимостного объема услуг экспортируется развитыми странами. По данным ВТО, в 2010 г. на США приходилось 14% мирового экспорта услуг, Германию – 6,3%, Великобританию – 6,1%, Китай – 4,6%, Францию – 3,9%, Японию – 3,8%. Эти страны с сопоставимыми долями занимают лидирующее положение и в импорте услуг (табл. 10.5). Роль России в международной торговле услугами невелика (в мировом экспорте услуг – 1,2%, в мировом импорте – 2%).

Таблица 10.5

Международная торговля услугами в 1970–2010 гг., млрд долл.

Источник : WTO International Trade Statistics 1970–2011.

Опережающие темпы роста международной торговли услугами и расширение их позиций в экономике всех стран – характерная особенность развития современной мировой экономики.

Научно-технический прогресс – одно из главных обстоятельств, меняющих не только место услуг в экономике, но и традиционное представление об этой сфере экономики. Услуги сегодня – это наукоемкие отрасли хозяйства, использующие новейшие информационные технологии. Само понятие "услуга" определяется сегодня группой таких наукоемких отраслей, как транспорт, глобальные телекоммуникационные системы; финансово-кредитные и банковские услуги, насыщенные электроникой; компьютерные и информационные услуги; современное здравоохранение; образование. В середине 1990-х гг. в сферу услуг США направлялось 80% информационной техники, Великобритании и Японии – около 75%.

Развитие структуры сферы услуг происходит по нескольким направлениям. Прежде всего это возникновение абсолютно новых видов услуг, таких как компьютерные услуги, информационные сети, электронная торговля, логистика (или управление товарными потоками), глобальные транспортные системы, использующие многие виды транспорта, объединенные в непрерывные транспортные цепочки, и др. Далее происходит активное обособление и выделение в самостоятельные отрасли целого ряда видов услуг, которые ранее носили внутрифирменный вспомогательный характер. Это относится к маркетинговым услугам, рекламе, аудиту бухгалтерским и юридическим услугам и многим другим видам услуг как самостоятельных сфер бизнеса. Наконец, заметным явлением стало образование крупных интегрированных компаний, поставляющих потребителю "пакет" услуг, дающий возможность использовать одного поставщика, не обременяя себя ведением дел с поставщиками других конкретных вспомогательных услуг.

Особенности и специфика организации международной торговли услугами

Торговля товарами и услугами наряду с некоторыми другими статьями входят в счет текущих операций платежного баланса любой страны. Переговоры о либерализации торговли услугами ведутся параллельно с переговорами о либерализации торговли товарами. Однако существуют серьезные качественные различия между товарами и услугами, а также в организации и технике международной торговли ими. В таблице 13 представлены основные показатели, отличающие товары от услуг.

Таблица 13

Различия товаров и услуг

Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым (invisible) экспортом и импортом. В отличие от товаров, производство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи продавца и покупателя. Однако и в данном случае существуют многочисленные исключения. Например, некоторые услуги вполне осязаемы (распечатанный доклад консультанта или компьютерная программа на дискете), вполне видимы (модельная стрижка или театральное представление), поддаются хранению (услуги телефонного автоответчика) и далеко не всегда требуют прямого взаимодействия покупателя и продавца (автоматическая выдача денег в банке по дебиторской карточке).

Международная торговля услугами по сравнению с торговлей товарами имеет следующие особенности:

· регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства . Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги (равно как и валюта, в которой эта услуга оплачивается);

· услуги не подлежат хранению . Они производятся и одновременно потребляются. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контрактах между их производителями и потребителями;

· производство и реализация услуг имеют большую государственную защиту, чем сфера материального производства и торговля . Транспорт, связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение во многих странах находятся в полной или частичной собственности государства или же под строгим его контролем;

· международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие . Например, велико воздействие сферы услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующую больших объемов технического обслуживания, информационных и различных консультационных услуг;

· не все виды услуг в отличие от товаров могут являться предметом торговли . Услуги, поступающие преимущественно в личное потребление, не могут быть вовлечены в международный хозяйственный оборот.

Ключевым в торговле услугами является то, что в большинстве случаев в какой-то момент должно произойти физическое соприкосновение покупателя и продавца услуги. Только в этом случае сделка международной купли-продажи услуги состоится. Существует несколько механизмов совершения сделок по международной торговле услугами:

· Мобильность покупателя . Покупатели услуг, являющиеся резидентами одной страны, приезжают к продавцу услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность покупателя обычно основана на том, что за рубежом он сможет получить услугу, которая либо отсутствует в его стране (туризм), либо качество которой выше (образование, медицинская помощь), либо стоимость ее ниже (складирование товаров, ремонт судов).

· Мобильность продавца . Продавец услуг, являющийся резидентом одной страны, приезжает к покупателю услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность продавца обычно основана либо на том, что его получатель находится за рубежом и не может переместиться к продавцу (аудиторские и бухгалтерские услуги для предприятий), либо на специфическом характере самой услуги (строительство).

· Одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильный характер самой услуги. И продавец, и покупатель либо одновременно совместно используют услугу (международный телефонный разговор), либо собираются в третьей стране (международная конференция), либо продавец оказывает покупателю услугу через представительство в третьей стране (командирование иностранных специалистов из московского представительства Всемирного банка в страны СНГ для оказания технической помощи).

Международная статистика свидетельствует о том, что торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства.

Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг; новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случаев позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя. Технологический процесс позволил увеличить спрос на те услуги, которые раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам банков, страховых фирм.

Существуют определенные трудности при статистическом учете объемов предоставляемых услуг. Трудность подсчета связана с тем, что, как правило, услуги предоставляются в комплекте с товарами. Причем, стоимость услуги зачастую составляет значительную долю цены товара. Часто услуги фигурируют во внутрифирменном обмене. В таком случае выразить и определить их стоимость зачастую оказывается невозможно, поскольку на эти виды услуг вообще нет рынка. В некоторых случаях отделение услуги от товара оказывается невозможным (например, лечение больного при помощи лекарств).

Из статистического отчета «выпадают» доходы по банковским и страховым операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были получены.

В связи с этим, по мнению ряда ученых, официальная статистика платежного баланса, в которой указывается ежегодный оборот по статье «услуги» не может дать точного представления о масштабах международной торговли услугами, величина которых, по мнению ряда экспертов, оказывается заниженной
на 40–50%.

Географическое распределение торговли услугами, предоставляемых отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств.



На мировом рынке услуг в настоящее время доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится более 50% экспорта и импорта услуг. Доля первой пятерки составляет около 40% экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится более 35% всего мирового экспорта услуг.

Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами, в то время как некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика – на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма.

Что касается России, других государств СНГ и стран Балтии, то хотя они и обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг (организуют морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая материальная база также, как и недостатки хозяйственного механизма. Со своей стороны западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ.

Если говорить о распределении стоимости услуг по отдельным видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следуют Великобритания, ФРГ и Норвегия. Судоходство составляет 50% экспорта услуг этой страны. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, далее – Великобритания, Франция. Они же удерживают пальму первенства в сфере иностранного туризма. Большой объем туристических услуг оказывают Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40–50% экспортной выручки.

Для Турции, Испании и ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.

Международная торговля услугами: особенности, структура и динамика Международная статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства. По данным Мирового банка экспорт услуг за 1980- 1998 годы вырос в 3, 6 раза, увеличиваясь в среднем на 8% в год. Увеличение торговли товарами за тот же период было менее значительным - в 2, 8 раза (6% ежегодно). В 1999 году экспорт услуг составил 1338 млрд. долл. , или 19, 5% от экспорта товаров.

Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде. Отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что, во-первых, они не осязаемы и невидимы; во-вторых, не поддаются хранению; в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.

Этим обусловливаются особенности международной торговли услугами по сравнению с международной торговлей товарами. Среди них: 1) экспорт (импорт) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя; 2) в экспорт услуг включается оказание услуг иностранным гражданам, находящимся на таможенной территории страны продавца; 3) ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот; 4) торговля услугами имеет специфическую нормативноправовую базу своего регулирования как на национальном так и на международном уровнях.

Проблемы регулирования международного рынка услуг Мировой рынок услуг регулируется международными организациями. В числе некоторых причин, которые затрудняют регулирование международной торговли услугами, можно выделить следующие: 1) сложности, которые связаны с оценкой стоимости экспортируемых услуг. 2) нередкое наличие как коммерческой, так и некоммерческой составляющей при экспорте услуг. Данная ситуация характерна для экспорта образовательных, медицинских, аудиторских и консалтинговых услуг из развитых стран в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой; 3) недостаточное внимание, уделяемое проблеме регулирования международной торговли услугами национальными и международными организациями, например отсутствие соответствующих законодательнонормативных актов.

Долгое время услуги, согласно Международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к «неторгуемым» товарам, т. е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин «торгуемые услуги» , которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны

Услуги делятся также на: - факторные услуги - платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата нерезидентов); - нефакторные услуги - остальные виды услуг (транспорт, путешествия и другие нефинансовые услуги).

В последние два десятилетия на мировом рынке услуг четко проявились следующие тенденции в развитии его отдельных сегментов: - снизилась доля фрахта и других транспортных услуг (с 42, 0% в 1980 году до 21, 9% в 1999 году), что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле; - увеличилась доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма (с 28, 0% до 43, 2% в 1980 -1999 гг.); - по темпам абсолютного роста и по значимости в общем объеме мирового экспорта услуг основным (44, 7%) и наиболее динамично развивающимся стал сегмент «особые частные услуги» , куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и прочие услуги; - произошло сокращение доли официальных и правительственных услуг.

Факторами, обусловившими интенсивное развитие международной торговли услугами в послевоенный период, стали: - НТП, способствовавший росту производства услуг, появлению их новых видов и расширению сфер их применения; - длительный экономический подъем в большинстве стран мира, сопровождавшийся ростом деловой активности, производительности труда, уровня благосостояния народа; - увеличение доли услуг в структуре ВВП во многих странах мира; - развитие международной торговли товарами и технологиями, миграция капиталов.

Современные особенности торговли услугами Географическая направленность торговли услугами отличается еще большей асимметричностью в пользу развитых государств, чем международная торговля товарами. Доля развитых стран в мировом экспорте услуг составляет около 90% и превышает их долю в экспорте товаров. Развитые страны являются основными экспортерами и импортерами услуг. В 1999 году доля стран Западной Европы в мировом экспорте услуг составляла 46, 2%, США - 19, 5%, Японии - 4, 4%.

Возросла доля развивающихся стран в международной торговле услугами за счет южно-азиатских экспортеров услуг: Южной Кореи, специализирующейся на инженерноконсультационных и строительных услугах, Сянгана и Сингапура, ориентированных на финансовые услуги и др. Вместе с тем эти страны продолжают оставаться преимущественно импортерами услуг. В десятку крупнейших экспортеров не входит ни одна развивающаяся страна.

Развитые страны специализируются на предоставлении деловых услуг, развивающиеся страны - на предоставлении туристических услуг (примерно 17% всех валютных поступлений). Доля стран с переходной экономикой попрежнему невысока - 3, 5% и 2, 9% в мировом экспорте и импорте услуг соответственно. В регионе Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ наибольший удельный вес в предоставлении услуг принадлежит России, наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия.

Степень монополизации мировой торговли услугами гораздо выше, чем международной торговли товарами. Зарубежная доля в балансовом итоге у французского банка «Кредит Лионе» , занимающего 9 -е место в мировом ранговом списке, составляет 46, 4%. На рынке вторичного страхования 32 крупнейшие страховые компании сосредоточили в своих руках более 70% его объема. Каждая из 6 крупнейших аудиторских компаний мира («Артур. Андерсен» , «КПМГ» , «Эрнст-и-Янг» , «Куперс и Лайбренд» , «ДТТ» , «Прайс Вотерхаус») имеет свои представительства более, чем в 110 странах мира, а их общая доля в доходах отрасли оценивается в 30%. 60% процентов мирового рынка консалтинговых услуг сосредоточено в руках 40 компаний.

Урегулирование основных принципов международной торговли услугами было одним из дискуссионных вопросов Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ. До этого времени в международном масштабе регулирование в этой сфере происходило только в рамках специализированных организаций, в том числе кодексов, выработанных в ОЭСР, т. е. практически отсутствовало. Уже в начале переговоров проявилось противоречие между развитыми и развивающимися странами. Первая группа считала, что торговля услугами должна быть включена в общую систему регулирования международной торговли, а вторая придерживалась точки зрения, что услуги должны быть отделены от материальных товаров. В результате этого в начале Уругвайского раунда была создана отдельная переговорная группа по услугам. В качестве образца и за основу для переговоров было взято ГАТТ, однако в связи со значительными отличиями в перемещении через границу товаров и услуг было оформлено совершенно новое соглашение - Генеральное соглашение по торговле услугами, ГАТС (General Agreement on Trade in Services, GATS).

В последние годы удельный вес услуг составляет примерно четверть всего мирового экспорта. Например, в 1991 г. он составлял 25,0 %, в 1993 г. – 28,6, в 1996 г. – 23,9 %. Однако, эти цифры отражают стоимость только тех услуг, которые фиксируются в платежных балансах и учитываются международной статистикой. По мнению же экспертов, реальный объем услуг, вовлекаемых в международный оборот, значительно выше. Подобные расхождения объясняются особенностями обмена услугами.

Услуги – это особый вид товара, потребительная стоимость которого предстает преимущественно в неовеществленной форме. Правда в некоторых случаях предоставление услуг может опосредоваться материальными носителями. Это касается таких услуг как программное обеспечение, исполнение произведений искусства, проектные разработки. Соответственно в роли материальных носителей могут выступать магнитофонные записи, кинофильмы, проектная документация и др.

По классификации ООН услуги подразделяются на 160 видов сводимых в 12 разделов:

1. Деловые услуги, включающие 46 отраслевых видов.

2. Услуги связи – 25 видов.

3. Строительные и инжиниринговые услуги – 5 видов.

4. Дистрибьютерские услуги – 5 видов.

5. Общеобразовательные услуги – 5 видов.

6. Услуги по защите окружающей среды – 4 вида.

7. Финансовые услуги, включая страхование – 17 видов.

8. Услуги по охране здоровья и социальные услуги – 4 вида.

9. Туризм и путешествия – 4 вида.

10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта – 5 видов.

11. Транспортные услуги – 33 вида.

12. Прочие услуги.

Особенности международной торговли услугами заключаются в следующем. Во-первых, производство и потребление большинства услуг совпадает во времени. Это исключает их хранение и транспортировку. Поэтому обмен услугами осуществляется в основном путем прямых контактов между их производителями и потребителями. Во-вторых, торговля услугами тесно взаимосвязана с торговлей товарами. Это же относится к движению через национальные границы капиталов и рабочей силы, которое невозможно без банковских, информационных, транспортных и других аналогичных услуг. В-третьих, торговля услугами в большей мере контролируется и защищается государством от иностранной конкуренции, по сравнению с торговлей товарами. Это объясняется тем, что многие отрасли сферы услуг (транспорт и связь, банковские и страховые услуги, образование, здравоохранение и др.) непосредственно связаны с обеспечением национальной безопасности. В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. Это, прежде всего, коммунальные и бытовые услуги.

В структуре мирового экспорта услуг доминируют транспортные услуги и международный туризм. Вместе с тем, многие услуги вообще не учитываются международной статистикой, что ведет к занижению реальной стоимости обмена услугами. Это касается, в частности, значительной доли информационных услуг, сервисного и послепродажного обслуживания, которые сопутствуют движению товаров и включается в их стоимость.

Крупнейшими экспортерами услуг являются ведущие развитые страны. На их долю приходится около 2/3 мирового экспорта.