Народное творчество: сказки и их виды. Педагогическое значение произведений устного народного творчества Народная мудрость в произведениях фольклора

Данил Дербенёв

В представленной научно-исследовательской работе рассматривается роль пословиц и поговорок в жизни общества.

Для раскрытия темы исследования использованы литература по народному устному творчеству, публикации в периодической печати, интернет-ресурсы.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные результаты помогут в проведении воспитательных мероприятий эстетического и нравственного направлений, через изучение культурного наследия России.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

КОНКУРС ПРОЕКТОВ

«Народная мудрость в пословицах и поговорках»

Аннотация

В представленной научно-исследовательской работе рассматривается роль пословиц и поговорок в жизни общества.

Для раскрытия темы исследования использованы литература по народному устному творчеству, публикации в периодической печати, интернет-ресурсы.

Теоретическая значимость проведенного исследования позволяет:

Осмыслить и в значительной мере углубить представление о роли и месте пословиц и поговорок в жизни общества, их влияние на духовно-нравственную и социальную атмосферу;

Определить современное состояние народной мудрости и предложить пути оптимизации её функционирования;

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные результаты помогут в проведении воспитательных мероприятий эстетического и нравственного направлений, через изучение культурного наследия России.

Данная работа дала простор мысли, в ней я старался соблюдать логически обоснованную последовательность.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений, где представлены материалы изучения данной проблемы в различных источниках, материалы социологического опроса и исследования о значимости пословиц и поговорок в наши дни.


Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ПРОЕКТОВ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ГОСТИ ИЗ БУДУЩЕГО»

Секция «Литературное чтение»

Народная мудрость

в пословицах и поговорках

Дербенёв Данил

Учащийся 3 «Б» класса

МБОУ «СОШ» №10

Руководитель:

Ризванова Раушания Рамильевна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ» №10

Когалым 2013

Введение ………………………………………………………………………………………………3

  1. Определение пословицы и поговорки…………………………………………………………4
  2. Истоки происхождения пословиц и поговорок ……………………………………………..5
  3. Выражение основных ценностей посредством народной мудрости ……………………….6
  4. Пословицы и поговорки в литературе…………………………………………………………7

2.1.Пословицы и поговорки в современном обществе ………………………………………….8

Заключение………………………………………………………………........................................11

Библиографический список……………………………………………………………………….11

Приложение………………………………………………………………………………………...12

Введение

«Старая пословица век не сломится»

Народная мудрость

Язык – богатство народа. А как богат язык! И как мало мы вслушиваемся в нашу речь, речь своих собеседников. Многие из нас говорят невыразительно, тускло, забывая, что есть живая, прекрасная, добрая и мудрая речь!

Не выучил домашнее задание - учительница скажет: «Ученье – свет, а не ученье - тьма». Дома родители постоянно отвечают на твою просьбу разрешить поиграть на компьютере: « Сделал дело – гуляй смело» или «Делу – время, а потехе – час».

В прошлом году я учувствовал в конкурсе эрудитов «ЭМУ». Задания конкурса требовали отлично разбираться в знании русского языка и литературного чтения. Одно из заданий было таким: «Доскажи словечко – допиши пословицу!». Каково же было удивление, когда подвели итоги конкурса – с этим заданием справились полностью лишь 2 человека. Остальные ребята либо вообще не дали ответа, либо дали неверные ответы. И я обратил внимание, что пословицы и поговорки, мало знакомы мне и моим ровесникам.

И у меня возникли вопросы:

  1. Сколько пословиц - знает наизусть каждый из нас?
  2. Как отличить пословицу от поговорки?
  3. Каковы истоки происхождения пословиц и поговорок?
  4. Как пословицы воспитывают человека?

На эти вопросы я никак не мог найти ответ, и было решено провести исследовательскую работу по теме: «Народная мудрость в пословицах и поговорках». Как говорится в русской народной пословице, «Большая река начинается с малого ручейка». И я решил стать таким ручейком, донести до многих красоту, пользу народных пословиц и поговорок.

Актуальность: изучение пословиц и поговорок помогает не только расширить словарный запас, но и понять национальные особенности своего народа.

Цель исследования: определить ценность и роль пословиц и поговорок, показать как прекрасна, могуча и добра наша речь.

Объект исследования: пословицы и поговорки русского народа.

Предмет исследования – продуктивность их употребления, социальная значимость и роль, в современной русской речи.

Гипотеза : если объяснить скрытый смысл пословиц и поговорок, показать ценности, отражённые в них, то мы можем расширить наши знания о родном языке, пополнить свой словарный запас, лучше понять народную мудрость.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Изучить глубокий смысл, ценность пословиц и поговорок.
  2. Выявить истоки происхождения пословиц и поговорок.
  3. Провести исследование среди обучающихся МБОУ «СОШ № 10» на тему «Часто ли вы употребляете в своей речи пословицы и поговорки» и «Какая ваша любимая пословица?»
  4. Определить отношение к предмету исследования представителей различных поколений.

В работе над проектом использовал следующие исследовательские методы: Знакомство со специальной литературой, информация в сети Интернет по данной теме, социологический опрос учащихся и учителей, беседа с родителями, бабушками, дедушками, обобщение исследовательской работы, на основе чего и были сделаны выводы.

Глава I. Пословицы и поговорки, как богатый источник культурного наследия

1.1.Определение пословицы и поговорки

Прежде чем исследовать пословицы и поговорки, я узнал значения этих понятий. Для этого я обратился к различным словарям и энциклопедиям. Например, в словаре С.И.Ожегова «Пословица-это краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм, а поговорка - краткое устойчивое выражение, образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания».

___________________

С.И.Ожегов, 13 – 558

Составитель знаменитого словаря русских пословиц Владимир Иванович Даль даёт следующее определение: «Пословица – короткая притча. Это суждение, приговор, поучение».

О поговорках Владимир Иванович говорил, что поговорка – это складная, короткая речь, ходячая в народе («На всякого Егорку есть поговорка»). Поговорка, в отличие от пословицы, ничего не обобщает, никого не поучает, используется как переносная речь. Поговорка не договаривает, а лишь намекает. 2

Назначение поговорки - как можно ярче, образнее рассказать о каком-либо явлении или случае. Поговорки помогают выразить эмоциональное состояние: «Как об стенку горох», «Сидит, как на иголках», «Надулся, как индюк». Но уж если нам кто-то нравится, то и поговорки другие: «Говорит, что рублём одарит», «Как сыр в масле катается».

Сам народ предлагает такое различие пословицы от поговорки: «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка». Из чего можно сделать вывод, что в пословицах заключена народная мудрость, законченное суждение.

1.2. Истоки происхождения пословиц и поговорок

Трудно сказать, с каких времен берут начало пословицы – устные краткие изречения, наделенные особым смыслом. Можно предположить, что их возникновение уходит корнями в глубокую древность. Или во времена возникновения человеческой речи. Возможно, первые пословицы были изображены на стенах, в виде картинок – ведь уже тогда человек нуждался в передаче своих наблюдений. Кто-то когда-то, верно подметил очевидное, выразил свою мысль бойко, ярко. Другие люди подхватили, запомнили, передали, внесли что-то свое. Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу.

Пословицы наряду с поговорками, стали своеобразной формой сохранения и передачи своего жизненного опыта последующим поколениям. Учёные считают, что первые пословицы появились в связи с необходимостью закрепить какие-то правила, советы, обычаи. Пословицы очень разнообразны по своей тематике. «Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому». 2

___________________________

2Даль В. Пословицы русского народа. // Сб. пословиц, поговорок, речений, – М.: 1862 (изд. 2, СПБ, 1879, 2 тт).

Первое дошедшее до нас собрание русских пословиц и поговорок относится к концу XVII века. Это «Повести или пословицы всенародные по алфавиту». Составитель остался неизвестным, а вошло в сборник свыше 2500 пословиц и поговорок.

В XIX веке вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», Даль впервые распределил их по темам: «Русь – родина», «Народ – мир», «Ученье – наука», «Былое – будущее», «Добро и зло», «Правда и ложь» (Приложение 1)

Тем 180, а пословиц более 30 000. Даль, по его словам, весь свой век собирал «по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка».

1.3. Выражение основных ценностей посредством народной мудрости

К.Д. Ушинский о пословицах пишет: «По содержанию, наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями. В народных

пословицах отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная: его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни”. 3

Пословицы для нас - своеобразный учебник жизни они имеют большое общественное значение. Велика их познавательная ценность. Владимир Иванович Даль, писал, что пословица "это цвет народного ума, это житейская народная, правда». 4 В лучших своих пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму.

Пословицы воспитывают в человеке любовь к Родине, к труду, раскрывают характер взаимоотношений между людьми; осуждают глупость, лень; восхваляют ум, трудолюбие, скромность. Благодаря пословицам можно с легкостью решить, как поступить в затруднительной ситуации. Следуя пословицами, мы можем быть уверены, что поступаем правильно. Недаром говорят: «Как пословица говорит, так и действуй».

Во все времена одной из главных ценностей является здоровье человека, поэтому огромное количество пословиц и поговорок, посвящённых этой теме:

______________________________

3 К. Д. Ушинский. Педагогические сочинения в шести томах. Том 2, с167.

4 "Сказки, пословицы, загадки", Москва "Детская литература", 1989г (1)

«Чистота – залог здоровья»; «Болен – лечись, а здоров – берегись » (Приложение 2)

В пословицах и поговорках мы видим яркие примеры того, что наши предки ценили ученье, науку, старательность и трудолюбие, а глупость, лень, осуждались и презирались: «Ученье – свет, а не ученье – тьма» (Приложение 3) Народ посвятил большое количество пословиц и поговорок доброте и человеколюбию, отзывчивости

и благодарности. «Коли хочешь себе добра, никому не делай зла»; «Из зла добро не родиться» (Приложение 4)

“Пословица к слову молвится”- умелое и быстрое употребление пословицы и поговорки свидетельствует о находчивости, об остром уме. Знание пословиц и поговорок обогащает, делает нас более внимательными к слову, к родному языку, развивает память.

Таким образом, русские пословицы имеют огромную общественную ценность. Она состоит в познавательном, воспитательном и эстетическом значении, в богатом жизненном содержании, глубоком смысле.

1 .4. Пословицы и поговорки в литературе

Примеры использования пословиц и поговорок можно найти и в письменной речи, литературе. Особенно много можно встретить эти крупинки мудрости в русских народных сказках. Например, всем известная сказка «Лиса и журавль»: «Как аукнулось, и откликнулось». В сказке «Две пословицы» - «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Бережливым быть хорошо, а добрым ещё лучше». Но более всего пословицы обязаны литературной басне, особенно басням И.А.Крылова. Кто не знает его пословиц! «Ай, Моська так сильна. Коль лает на слона», «А ларчик просто открывался».

Пословицы могут изменяться под влиянием времени и истории. Раньше всегда говорили: «Один в поле не воин», а во время Великой Отечественной Войны у наших солдат эта поговорка зазвучала по-новому: «Если по-русски скроен, и один в поле воин», воспевая тем самым дух и героизм русского солдата.

Мы выяснили, какое огромное значение придавалось пословицам и поговоркам в прошлом, а как обстоят дела сейчас? Есть ли интерес к народной мудрости в современном мире? Эти и другие вопросы я поставил перед собой, приступая к исследованию по теме: «Народная мудрость в пословицах и поговорках».

Глава II. Без сохранения пошлого нет будущего

2.1.Пословицы и поговорки в современном обществе

"Без прошлого нет будущего"- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться со словами великого педагога К.Д.Ушинского: «Пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребёнку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам». 5

Для изучения ситуации в отношении предмета исследования в качестве дополнительного, уточняющего материала я изучил специальную литературу, взял интервью, провёл социологический опрос. Для наиболее объективного отражения действительности в анкетировании участвовали по 40 представителей различных поколений, а именно - ученики нашей школы, люди старшего и среднего возраста, задал вопрос на форуме в интернете. Это позволило мне выявить, современное отношение детей и взрослых к пословицам и поговоркам русского народа.

Это подтверждают результаты социологического опроса среди учащихся МОУ «СОШ» №10.

(Приложение 5)

Вопрос

Ответы детей младшего

школьного возраста

Ответы детей среднего

школьного возраста

Как часто вы употребляете пословицы в своей речи?

Часто -10%

Иногда-50%

Никогда-40%

Часто-11%

Иногда-45%

Никогда-44%

С какой целью вы употребляете пословицы?

Дать совет-22%

Покритиковать-18%

Украсить речь-60%

Дать совет-22%

Покритиковать-35%

Украсить речь-43%

Из каких источников Вы узнаёте пословицы

Учебники-32%

Книги-20%

Речь педагогов-25%

Речь родителей -23%

Учебники-30%

Книги-15%

Речь педагогов-25%

Речь родителей- 30%

Таким образом, мы видим, что анкетирование выявило ряд проблем. Анализ отношения школьников к народной мудрости подтверждает, что пословицы используются недостаточно активно. Используются не все источники информации.

В ходе исследования я взяла интервью у учащихся нашей школы. Анализируя

________________________

5 К. Д. Ушинский. Педагогические сочинения в шести томах. Том 2, с167.

результаты интервью, очевидно, что пословицы и поговорки мало знакомы современным детям .

Также в социальных сетях Интернет с помощью родителей провёл опрос по исследуемой мной теме, задав вопрос пользователям одного из форумов: «Вы используете пословицы и поговорки в своей речи»? В опросе участвовало 230 человек старшего и среднего возраста.

Вот некоторые выдержки из ответов: (Приложение 6)

  • Бывает иногда. Без них как-то пустовато.
  • Слова без них вымолвить не могу!!! Честно! я филолог.
  • Почти нет, чаще слышу от родителей, у них как-то лучше получается.
  • Иногда даже сам не замечаю, что использую.
  • Конечно! Кто их не использует!? Разве что младенцы!

Проанализировав высказывания пользователей форума, я пришёл к выводу, что пословицами и поговорками чаще используют люди среднего и старшего возраста.

Для определения степени популярности в использовании пословиц и поговорок проводил социологический опрос среди учителей нашей школы. Учителям задавался вопрос: «Какие пословицы и поговорки они знают и применяют в своей речи?» По результатам опроса данные заносились в таблицу и обрабатывались (Приложение 7)

Можно сделать вывод, что самыми популярными пословицами, употребляемыми учителями являются: «Без труда не вытащишь рыбку из пруда»; «Учение- свет, а не учение – тьма».

Пословица применяется к разным житейским случаям. Мы обратили внимание на то, что жители нашего города разных возрастных групп используют в своей речи разные пословицы. С чем это связано, я решил проверить (Приложение 8)

Анализируя данные собранные в ходе исследования, очевидно, что:

1.Среди возрастной группы 7-13 лет распространенной пословицей является пословица «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Это определено тем, что в данном возрасте межличностные отношения среди подростков важнее трудовой деятельности.

2.Среди возрастной группы 15-22 года самой популярной по употребляемости пословицы нет, они на разные темы. Это подтверждает, что данный возраст - самый активный в жизни человека. Людей этого возраста волнует все: житейская мудрость, образование, правда, любовь, семья.

3.Среди возрастной группы 23-35 лет самой распространенной является пословица,

«Без труда не вытащишь рыбку из пруда». Эти люди уже несут ответственность за свою семью, детей, своих родителей.

4.Среди возрастных групп 36-50 лет и выше, распространенными являются пословицы о труде, жизни, добре и зле, лжи, боге. Это связано с тем, что в зрелые годы человек начинает задумываться о смысле жизни, подводит итоги своей деятельности, старается совершать правильные поступки, равняется на библию, художественную литературу.

Меня интересовал вопрос, необходимы ли пословицы в современном общении?

Результаты анкетирования и опросов представлены в таблице (Приложение 9)

Вопрос

Ответы школьников

Ответы

людей среднего возраста

Ответы людей старшего возраста

Необходимы ли пословицы в современном общении?

Да – 80%

Нет – 6%

Затрудняюсь ответить -14%

Да - 90%

Нет –8%

Затрудняюсь ответить- 2%

Да -100%

Нет – 0%

Затрудняюсь ответить- 0%

В ходе исследования мы выяснили, что пословицы и поговорки необходимы в современном общении, они не перестают существовать и привлекать людей любого возраста.

Но, к сожалению, моё поколение мало знает пословиц и поговорок. Это происходит, потому что мы, современные школьники утратили интерес к чтению. Мы мало читаем, в основном только программные произведения и совсем не интересуются другой литературой, большую часть своего времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества мало используются в нашей речи.

Для того чтобы исправить ситуацию в отношении предмета исследования я предлагаю, больше уделять внимание народному творчеству. В школе можно проводить конкурсы, соревнования по знанию пословиц и поговорок. В классе, организовать выставку рисунков на тему: «Старая пословица век не сломится».

Заключение

Заканчивая исследование, хочется отметить, что работа по данной теме оказалась очень актуальной и интересной.

Подводя итог исследованию, можно сказать, что :

  • Знание пословиц и поговорок, обогащает человека, заостряет его ум, делает его более внимательным к слову, к языку, развивает память.

Данная научно- исследовательская работа может быть полезна для внеклассного и литературного чтения.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования о том, что если объяснить скрытый смысл пословиц и поговорок, показать ценности, отражённые в них, то мы можем расширить наши знания о родном языке, пополнить свой словарный запас, лучше понять народную мудрость, подтвердилась.

Знать пословицы и поговорки, уметь их вовремя и, кстати, употребить в речи для точного выражения своей мысли – большое дело. Всему этому надо учиться.

Двадцать две пословицы

Вспомнила подряд.

Двадцать две пословицы,

Это целый клад!

А всего собрал их класс

Чуть не полтораста,

И они не в бровь, а в глаз

Попадают часто!

Библиографический список

  1. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д.Арутюнова. - М., 1999.
  2. Даль, В. И. Пословицы русского народа / В.И.Даль. - М.: Эксмо, 2003.
  3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И.Даль.- М., 1955.
  4. Круглов, Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Ю.Г.Круглов. - М.: Просвещение, 1990.
  5. Грамматика пословичной мудрости/Г.Л.Пермяков//Пословицы и поговорки народов Востока. - М., 2001.

Интернет- ресурсы:

Устное народное творчество — начало искусства слова
Устное народное творчество — это древнейший вид словесного творчества человека. Возникла она еще много веков назад, когда письменности не было и люди не знали, что такое буквы. Как же возникали такие произведения? Один человек составит, скажем, сказку, переведет ее другим, а те еще кому, и так произведение передается от человека к человеку, из одной местности в другую. Передавая из уст в уста сказку, песню, пословицы, поговорку или загадку, люди могли изменять ее, добавлять что-то свое. Таким образом, один и то же произведение в разных областях мог иметь некоторые отличия. Если литературное произведение пишет некая один человек или несколько людей, то народная песня или поговорка появляется в результате общения многих людей, и уже невозможно установить, кто ее придумал первым. Много народу участвует в ее создании, именно поэтому произведения, появились и долгое время не были записаны на бумаге, называются народных произведений. Другое название устного народного творчества — фольклор. Это слово в переводе с английского означает "народная мудрость". Двести-триста лет назад появились такие люди, которые интересовались этой творчеством и начали ее записывать на бумагу. Это были писатели, ученые или просто грамотные и образованные люди. Благодаря этим людям, которые тратили свое время и прилагали усилия, мы можем прочитать такие произведения просто в книге, нам не надо искать тех, кто знает много пословиц или сказок, чтобы познакомиться с народным творчеством.
В повседневной жизни каждый из нас использует фольклор, не замечая этого. Сначала мама поет нам колыбельные песенки, потом в детском садике мы изучаем загадки. А вот в школе мы знакомимся с остальными видами народного творчества. Сначала изучаем сказки, поговорки и пословицы, затем частушки, песни, думы.
Поговорки и пословицы несут в себе то, что называют народной мудростью. Когда я не хочу делать домашнее задание, то папа говорит: "Не побегаешь — не пообедаешь". И я понимаю, что он имеет в виду не то, что тот, кто не бегает, остается без обеда, а то, что я не получу хорошую оценку, если не выполню домашние упражнения. Поговорки и пословицы охватывают различные темы, а именно: различные человеческие недостатки, семейно-бытовые отношения, здоровье, труд, смелость и отвага, бедность и богатство, счастье и горе и многие другие.
Произведения устного народного творчества всегда отличаются тем, что легко читаются, легко запоминающиеся небольшие по размеру. Это вполне понятно, потому что они нигде не записывались, а запомнить длинный и тяжелый произведение невозможно.
Сейчас считают, что фольклор появился гораздо раньше, чем другие произведения, и я вполне согласен с этим, потому что существовал он уже тогда, когда люди и не представляли, что существуют буквы.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ

В 4 «а» КЛАССЕ

ТЕМА ЧЕТВЕРТИ:

«РОССИЯ, РОДИНА МОЯ».

ТЕМА УРОКА:

«ФОЛЬКЛОР – НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ».

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ УРОК:

ИСТОРИЯ, МУЗЫКА, ЛИТЕРАТУРА,

ЖИВОПИСЬ.

УЧИТЕЛЬ СОЛОМИНА И.И.

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Г. ЛЮБЕРЦЫ

2012-2013 ГОД

ТЕМА УРОКА

ФОЛЬКЛОР – НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ.

Эпиграф:

«Где песня льется, там легче живется»

Русская народная песня – летопись жизни народа.

Цель урока:

Показать многомерность и гармоничность всех жанров фольклора и животворящую силу природы, как основу.

Доказать, что народная песня – это не «напев со словами», а часть жизни человека.

Тип урока:

Интегрированный урок-игра «Посиделки» (литература, музыка, трудовое обучение, изобразительное искусство).

Средства обучения:

Магнитофон;

Русские народные инструменты – ложки, трещотки. рубель, свистульки.

Предметы прикладного искусства – изделия Хохломы, Гжели, Палеха, Вологды, Жостова;

Музыкальный материал:

финал Симфонии №4 П.И.Чайковского,

сцена «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова;

Литературный материал:

М.Горький «Как сложили песню»;

Г.Серебряков «Ты откуда русская зародилась музыка…» (стихотворение)

Реквизиты:

Элементы русских народных костюмов; предметы домашней утвари.

ХОД УРОКА:

Организационный момент.

Объявление темы и целей урока.

Тема урока «ФОЛЬКЛОР – НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ»

Фольклор – копилка знаний, необходимых для сохранения и продления жизни человека на Земле. В содержании отражено вдумчивое и бережное отношение к окружающему миру, неразрывная связь человека с природой и обществом.

Коллективная память передает из поколения в поколение свою национальную культуру.

Фольклор основывается на двух основных понятиях: устное народное творчество и прикладное.

Подумайте, почему дали такие названия – устное и прикладное народное творчество,- и назовите, что относится к каждому из этих понятий(к устному народному творчеству -песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, обряды, - к прикладному - все, к чему приложены руки – предметы быта, домашняя утварь, орудия труда)

В народном сознании сложился устойчивый образ года как круга, ведь еще с давних времен считали, что солнце - колесо, которое катится с востока на запад.

Мы до сих пор говорим «Круглый год».

Год – это не просто время, состоящее из 12 месяцев. В слове «год» есть корень, говорящий о том, что это время «годное», «угодное»

Начинался год с марта, в это время пробуждается природа, тепло побеждает холод, прилетают птицы

МАРТ – его наши предки называли протальник, грачевник, капельник,

Народные приметы:

Март – утро года.

В марте курица из лужицы напьется.

22 марта - Сороки - хозяйки пекли из ржаной муки сорок шариков и затем каждое утро бросали на улицу по одному шарику, таким образом, отсчитывая сорок заморозков.

В марте закликали перелетных птиц, пели заклички, голосянки, вот когда пригодятся сделанные зимой свистульки. С ними дети забирались на крыши домов и голосили, зазывая перелетных птиц.

Закличка «ОЙ, КУЛИКИ» (использование свистулек и свирелей)

АПРЕЛЬ – цветень (водогон, ручейник, первоцвет)

Приметы:

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени

Солнышко с апрельской горки в лето катится

Апрельские ручьи землю будят.

В апреле начинались работы по подготовке земли к севу. Земля играла в жизни людей главную роль. – Почему? (Земля – мать всего живого, она кормила)

Ее называли кормилицей, называли Мать сыра земля, при заключении договоров целовали ее, а в особых случаях небольшой комочек земли ели.

В конце апреля наступал праздник, когда молодежь впервые после зимы выходила на уличные гуляния – «Красная Горка» (качались на качелях, водили хороводы.)

«СО ВЬЮНОМ Я ХОЖУ» – хороводная.

МАЙ – травень (Майя - богиня плодородия в Древнем Риме) .

Приметы:

Майская травка и голодного кормит.

Коли в мае дождь, будет и рожь.

Март – с водой, апрель с травой, май – с цветами.

6 мая Егорьев день, в первый раз выгоняли скотину в поле, играли на пастушьих рожках, свирелях.

«КОРОВУШКА» – свирель.

Начинается весенняя страда: сев в полях и огородах, (весенний день год кормит, - что посеешь, то и пожнешь).

«НЕ БУДИТЕ МЕНЯ, МОЛОДУ».

ИЮНЬ – червень (разноцвет, встреча лета). ЖОСТОВО

Троица – праздник березки, поклонение матушке – природе. Березку несут в церковь, в дом, девушки «завивают» березку (связывают ветви с травой), возле нее водят хороводы, украшают березку цветами, лентами, бусами. А на закате ее «раздевают», вьют венки, вставляют в него свечку и бросают в реку.

Хоровод – важнейшее жизнеутверждающее средство, считалось, что взявшись за руки, люди обретали силу единения. Главный рисунок хоровода – круг, - символ солнца. До Ивана Купала хороводы водили «по солнцу» (по часовой стрелке), а после – «против солнца.

П.И.Чайковский. СИМФОНИЯ №4. ФИНАЛ.

ИЮЛЬ – липень (середка цвета, месяц ягод, сладкоежка)

АВГУСТ – серпень (закат лета, собериха-припасиха)

М.Горький «КАК СЛОЖИЛИ ПЕСНЮ»

СЕНТЯБРЬ – вересень (рябинник, златоцвет) ХОХЛОМА

Время жатвы зерновых (рожь, овес, ячмень)

Все, что жали в поле, называли жито.

От какого слова произошло «жито»? (жизнь)

Разыгрывание песни «ОЙ, ЖАЛИ МЫ ЖИТО, ЖАЛИ…» - ТРУДОВАЯ (дожиточная)

Какими орудиями труда пользовались наши предки? (серп)

Кто жал жито, как об этом говорится в песне? (жнеи – женщины)

21 сентября у крестьян был обряд - встреча осени – рано утром женщины выходили на берег реки. Старшая держала в руках овсяный хлеб, а молодые, стоя вокруг, пели.

К хлебу всегда относились почтительно, с уважением, с детских лет учили бережно относиться к хлебу, ведь он достается огромным трудом

Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

Приметы сентября:

Осенью ревут ветры и лесные олени-ревуны, отсюда и название сентября – ревун.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

В сентябре лист на дереве не держится.

В сентябре днем погоже, да утром негоже.

Если журавли летят не спеша и разговаривают, будет стоять хорошая погода.

В конце сентября начинали заготавливать капусту на зиму.

ОКТЯБРЬ – листопад (грязник, подзимник)

Народные приметы:

Октябрь землю покроет где листком, где снежком.

Октябрь то плачет, то смеется.

В октябре на одном часу и дождь и снег.

Разыгрывание песни «Бояре, а мы к вам пришли…» - ПЕСНЯ-ИГРА

А еще октябрь называли в народе свадебник. Как вы думаете, почему?

Время свадеб, гуляний, т.к. в поле и в огороде все работы закончены, в каждом доме много наготовлено впрок.

Невеста готовит себе приданое, все ею сделано соими руками. Собрались на девишник подружки, расплетали невесте косы и пели песню.

Песня «Ты река ль моя, реченька…» - СВАДЕБНАЯ.

Какой характер у этой свадебной песни? (грустный, темп медленный.)

НОЯБРЬ – грудень (листогной, ворота зимы) ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ

Приметы ноября:

Ноябрь грудень – везде груды замерзшей земли.

Ноябрь – сентябрев внук, октябрев - сын, зиме - родной батюшка.

Коли в ноябре небо заплачет, то следом за дождем и снег придет.

В ноябре зима с осенью борются.

12 ноября называли Синичкиным праздником, к этому времени прилетают зимние птицы.

В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается.

В долгие дождливые вечера крестьяне занимались работой по дому: шили, вышивали,

мастерили из дерева домашнюю утварь Детей в семьях всегда было много – мал-мала-меньше. Посреди дома висела колыбель с младенцем, так удобно было ее качать, не отрываясь от работы.

Как называются песни, под которые укачивали детей? (Колыбельные)

Вспомнить начало колыбельной «КАК У МЕСЯЦА» и придумать слова далее.

(девочки исполняют колыбельную и рукодельничают)

ДЕКАБРЬ – студень (стужайло, хмурень) КРУЖЕВА

Приметы:

Декабрь год кончает, зиму начинает.

В декабре зима стелет белые холсты, а мороз наводит через реки мосты.

В декабре после солнцеворота хоть на воробьиный скок, да прибудет денек.

Долгими декабрьскими вечерами крестьяне ходили друг к другу на посиделки, но просто так сидеть без работы не могли. Женщины ткали половники для избы, пряли, плели кружева, а мужчины готовили к весне сети, невода.

«УЖ, ТЫ РЫБКА, ТЫ РЫБКА-ОКУНЕЧЕК» (поют и плетут невод)

ЯНВАРЬ – сечень (Трескун, лютовей. снеговик) ГЖЕЛЬ

Приметы:

Январь – запевка года, зиме вершина.

В январе растет день, растет и холод.

Январь лед на реках в «просинь» красит

Хоть и силен январский мороз, да веселья и смеха ему не одолеть.

Почему январь называют самым веселым месяцем? (Много праздников – рождество,

Святки, ряженые ходили по домам с колядками)

«ОЙ, КАЛЕДА, КАЛЕДА…» с инструментами

ФЕВРАЛЬ – лютый (снежень, вьюговей) ПАЛЕХ

Приметы:

У февраля два друга – метель да вьюга.

Февраль - кривые дороги.

Если февраль холодный – к благоприятному лету.

Февраль на три часа день прибавит.

15 февраля – Сретенье, зима с летом встречаются. Какая погода в этот день, такую жди весну.

Какой праздник приходится обычно на конец февраля? (Масленица)

Назовите игры и забавы этого праздника (катание с гор, игра в снежки, катание на лошадях, лепка снежной бабы.)

Масленичные запевки – «А мы масленицу дожидаем…»

«Раным рано куры запели…»

«Прощай, масленица…»

Н.А.Римский-Корсаков использовал масленичные запевки в опере «Снегурочка» в сцене «Проводы Масленицы»

Композитор говорил: «Все интонации придумывает народ, а мы их только обрабатываем.»

Прослушать сцену «Проводы Масленицы» и найти знакомые темы и интонации.

Закрепление материала.

Подведение итогов урока.

Народная песня – это не напев со словами, а часть жизни человека.

Все народное творчество – устное и прикладное тесно связано с природой, сменой времен года.

Темы русских народных песен композиторы использовали в сложнейших музыкальных формах.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ

в 3«А» КЛАССЕ

ТЕМА ЧЕТВЕРТИ:

ТЕМА УРОКА:

«НАРОДНЫЕ МОТИВЫ В ОПЕРЕ

ТИП УРОКА:

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

УЧИТЕЛЬ СОЛОМИНА И.И.

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Г. ЛЮБЕРЦЫ

МОУ ГИМНАЗИЯ № 24

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ

в 3«А» КЛАССЕ

ТЕМА ЧЕТВЕРТИ:

«ГОРИ, ГОРИ ЯСНО. ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО»

ТЕМА УРОКА:

«НАРОДНЫЕ МОТИВЫ В ОПЕРЕ

РИМСКОГО-КОРСАКОВА «СНЕГУРОЧКА»

ТИП УРОКА:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

УЧИТЕЛЬ СОЛОМИНА И.И.

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КАФЕДРЕ

РАЗВИВАЮЩИХ ПРЕДМЕТОВ

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Г. ЛЮБЕРЦЫ

МОУ ГИМНАЗИЯ № 24

Эпиграф:

«Музыку создает народ, мы, художники, ее просто оранжируем…» (М.И.Глинка)

Художественно-педагогическая идея урока:

Народная музыка – неиссякаемый источник для композиторов

Цель урока:

Прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа;

На фольклорной основе формировать умения и творческие навыки каждого ученика;

Найти различие между народной музыкой и музыкой в народном стиле:

Использовать дифференцированные методы обучения;

Развивать умение учащихся работать в парах, в группах, а также индивидуально с опережающим обучением.

Тип урока:

Дифференцированный урок-исследование.

Средства обучения:

Магнитофон, телевизор, диски, фортепиано

Русские народные инструменты – ложки, трещотки. рубель, свистульки.

Элементы русского народного костюма и атрибуты пастушка

Музыкальный материал:

Третья песня Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»

Литературный материал:

Отрывки из пьесы А.Островского «Снегурочка»

Фрагменты мультфильма «Снегурочка»

Домашнее задание (опережающее обучение).

1 группа. Содержание мультфильма по сказке «Снегурочка»

2 группа. Содержание русской народной сказки «Снегурочка»

3 группа. Рисунки к сказке «Снегурочка».

Каждая группа делает сообщение по своему заданию и группа получает баллы по согласию всех учащихся.

Изучение нового материала (работа в группах).

Работа с учебниками: текст, иллюстрации, ключевые слова и сообщения в виде ответов на вопросы, которые получают на карточках.

1 группа.

а) Какой русский писатель написал сказку «Снегурочка»?

б) Как вы думаете, что послужило первоисточником при создании пьесы?

в) Как называется опера Римского-Корсакова по одноименной пьесе Островского?

2 группа.

а) Кто такой Лель и что он исполняет в опере Римского-Корсакова «Снегурочка»

б) На каком инструменте играет Лель?

в) Почему его музыкальные номера встречаются в каждом действии оперы?

г) Можно ли назвать песни Леля музыкой в народном стиле?

3 группа.

а) Как называется Третья песня Леля?

б) Какой инструмент подражает пастушьему рожку?

в) Для чего Римский –Корсаков использовал в Третьей песне литавры?

Прослушивание (индивидуальное, групповое обучение).

Звучит Третья песня Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».

Каждая группа отвечает на вопросы, которые звучали в сообщениях при изучении нового материала, данные другими группами.

1 группа.

а) Как назывался этот музыкальный фрагмент? (Третья песня Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».

2 группа.

а) Как называется опера, кто композитор и какое литературное произведение послужило основой для написания оперы? (опера композитора Римского-Корсакова «Снегурочка», литературное произведение – пьеса Островского «Снегурочка»)

б) Какой инструмент имитировал звучания пастушьего рожка Леля? (кларнет – деревянный духовой инструмент симфонического оркестра)

3 группа.

а) Почему композитор отдал эту партию женскому голосу? (этот голос более точно передает тембр и высоту молодого пастушка-Леля)

б) Как в Третьей песне Леля использована форма рондо? (эта песня имеет куплет и припев, а припев при постоянном повторении без изменения и есть форма рондо)

Разучивание (индивидуальное, групповое обучение, работа в парах) Разучивание и исполнение Третьей песни Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Класс делится на разные по составу и функциям группы.

1. Дирижер (1 ученик) – слушает аккомпанемент Третьей песне Леля и руководит исполнением солиста и инструментальной группой.

2. Солист (1 ученик) – исполняет мелодию куплета под руководством дирижера.

3. Хор (10 учеников) – исполняет припев.

4. Инструментальная группа (6 учеников) – исполняют аккомпанемент на шумовых инструментах (ложки, треугольник, малый барабан, бубен, колокольчик)

5. Реквизиторы (2 ученика)– подбирают элементы костюма Леля и его атрибуты

6. Члены жюри (оставшиеся ученики) – парами оценивают работу дирижера, солиста, хора, инструментальной группы, реквизиторов.

Просмотр эпизода мультфильма «Снегурочка» 2-ой и 3-ей группами.

1 группа (она заранее смотрела этот эпизод, чтобы выполнить домашнее задание) в парах решает кроссворд по теме урока, где использованы ключевые слова: песня, кларнет, литавры, меццо-сопрано, Лель, Островский, сказка.

Подведение итогов урока.

Учитель оценивает каждого учащегося и его индивидуальную и групповую работу. Лучшие учащиеся проверяют и оценивают письменную работу «Кроссворд».


Как многие из нас знают фольклор это не только стихи или рассказы. В этом есть своя изюминка, здесь театральные представления и так далее. Все эмоции очень ясно передаться, эмоциями, жестами и даже интонацией голоса.

Путь нашего народа был очень длинным. Фольклор накапливался в истории нашего народа. Именно он отличается от всех видов творчества своим разнообразием, и богатым наследием. Здесь мы можем найти очень много сказок, пословиц и поговорок, песен, и так далее, и этот список далеко не полный. Кроме всех этих разновидностей жанров, которые, по сути, могут присутствовать в любом творчестве.

Народный фольклор имеет свои уникальные и творческие жанры. Это, конечно же, загадки и пословицы. Они присуще не только для нашего народа, но и для любой точки мира. В любом городе можно услышать какую-то особенную местную поговорку. Таких много, и даже некоторые люди любят коллекционировать эти жемчужины народного жанра.

Но существует и фольклор присущий только определенной стране. Это очень любопытная тенденция. Так, допустим, русским принадлежит большее количество частушек. Первая частушка написана на этой земле, и этот жанр целиком и полностью принадлежит русскому народу. А вот украинскому народу принадлежат думы. Это очень интересные произведения, которые нравятся разным народам.

Такую значимость фольклор имеет благодаря тому, что в нем отображаются различные народные традиции. Это очень важно унаследовать, ведь каждый хочет знать, что было до него. Все это передается из поколения в поколение, и каждый народ это свято бережет.

Хранить фольклор своих предков очень важно, важно его знать и уважать.

Сочинение на тему народная мудрость в произведениях устного творчества русского фольклора (сказках, былинах)

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение История Катерины и Бориса в пьесе Островского Гроза

    В пьесе Островского Гроза представлена проблема, которая встречается у многих на жизненном пути. Екатерина и Борис это два важных персонажа, которые замешана в данной ситуации. Посмотрим на то, как развивалась любовь между этими двумя героями.

  • Анализ произведения Третий сын Платонова

    Тему отношений между поколениями, в частности между родителями и детьми, можно смело назвать вечной. Она актуальна во все времена, во все исторические эпохи. Этот вопрос философский, над которым можно рассуждать и спорить бесконечно.

  • Характеристика и образ Евгения Онегина в романе Пушкина 9 класс сочинение
  • Сочинение Описание внешности человека 7 класс (Подруги, друга, мамы, бабушки)

    Откровенно говоря, у меня есть много хороших, верных друзей. Они мои одноклассники, мальчики и девочки из моего города. Но моей лучшей подругой уже более чем 5 лет есть Елизавета

  • Образ Петербурга в романе Пушкина Евгений Онегин
  • Расширить кругозор учащихся, закрепить знания о жанрах русского фольклора.
  • Познакомить с развлечением молодежи на Руси - деревенские посиделки.
  • учить исполнять народные потешки и песни в сопровождении шумовых инструментов, с движениями. Определять на слух жанры народной музыки - пляску, хоровод, колыбельную;
  • развивать память, внимание, исполнительские и творческие навыки, ритмический и тембровый слух;
  • содействовать формированию уважения и интереса к русскому народному творчеству и обычаям русского народа, поощрять дружеские отношения между детьми.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сегодня вы перенесетесь на несколько веков назад и будете участниками деревенских посиделок. Ведь тема нашего урока: " Фольклор - народная мудрость".

3. Прибаутки, считалки, дразнилки - это фольклор. Слово фольклор пришло к нам из староанглийского языка. Английское folk - народ, lore - учение. Вместе эти слова - "фольклор" - переводятся как "народная мудрость". Так во всем мире принято называть устное музыкальное и литературное народное творчество. Именно в произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть, передана народная мудрость.

Музыкальный фольклор - это народные песни и былины, танцы и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведения передаются из уст в уста, от одного исполнителя к другому. "Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведения целого народа", - писал в свое время А.Н.Серов.

Давным-давно на Руси, когда еще не было телевидения, театров, радио и тем более компьютеров, собиралась молодежь на посиделки. Что же это? Послушайте стихотворение и все поймете.

На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки -
Были праздником души.

У: Чем же занималась молодежь на посиделках?

Д: Разговаривали, шутили, пели песни, плясали и водили хороводы, играли в игры.

У: При этом девушки приносили прялки, либо шитье, или пяльца с вышивкой полотенец. Девушки приходили па посиделки первыми, рассаживались по лавкам и начинали прясть. Парни подходили по одному, по два и группами; войдя, молились перед иконами, затем приветствовали: "Здравствуйте, красные девушки!" В ответ раздавалось: "Здравствуйте, молодцы хорошие!" (Разыгрываем приветствие).

Представьте, что вы сидите в деревянной избе. В центре стоит стол, вдоль стен деревянные лавки, весело потрескивает огонь в русской печи. Девушки и юноши одеты в русские народные костюмы. (Обратить внимание на эскизы русской народной одежды). Все в сборе. Можно начинать наши посиделки.

А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.

Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).

Гибкий лес на плечи залез (коромысло).

Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).

Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).

Теперь вы загадайте друг другу загадки.

5. А какие песенки - потешки и песенки - дразнилки вы знаете?

Д: Дождик, сорока, горошины, петушок, дон-дон, солнышко.

У: Исполним эти песенки.

Солнышко, солнышко,
Посвети в окошечко.
Пойдем в поле, во лужок.
Соберемся там в кружок. (Поют с транспонированием).

Сорока, сорока,
Где была? - Далеко.
Кашку варила.
Детушек кормила. (Поют с дирижированием).

По дороге Петя шел, он горошину нашел.
А горошина упала, покатилась и пропала.
Ох! Ох! Ох! Ох! Где-то вырастет горох! (Пение с показом руками движения мелодии).

Дон-дон-дон. Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила, глаза выпучила.
Бежит курица с ведром, заливать кошкин дом. (Пение с хлопками. Хором и по одному).

6. У: Молодежь очень любила играть в игры - лапту, горелки, жмурки, прятки, кошки-мышки, отгадышки. Затевали "веревочку".

Какие игры знаете вы? (Дети называют известные им игры.)

А я предлагаю вам игру на внимание. Я буду играть разные мелодии, а вы исполнять под них движения. (Пляска - танцуют вприсядку. Хоровод - кружатся или выполняют плавные движения руками. Марш - маршируют. Колыбельная - садятся на стулья).

У: Назовите жанры народной музыки, которые прозвучали в игре?

Д: Пляска, хоровод и колыбельная.

У: Какой танец вы называете хороводом, а какой пляской? - (Ответы детей).

Та-ра-ра, та-ра-ра,
Идут девки со двора.
Песни петь да плясать,
Всех вокруг забавлять.

Дети исполняют и разыгрывают песню " Выходили красны девицы".

1. Спой песню, представив себя: красной девицей, добрым молодцем, бабушкой, дедушкой.

Эх, широка душа русского народа!
И где бы ни были в глуши.
В руки брали только ложки
И играли от души!

Одна группа детей украшает мелодию "Камаринской" звучанием шумовых инструментов.

Вторая группа - выполняет танцевальные движения под музыку.

Вот замолкли инструменты.
И тогда со всех сторон
Раздались аплодисменты.
Все выходят на поклон.

9. Понравились вам наши посиделки?

Что интересного узнали на уроке? -

Д: Узнали о развлечении молодежи на Руси. Чем молодежь занималась на посиделках, в какие игры играла, какие песни пела? Что такое фольклор?

У: Потешки, песни, загадки, пословицы и поговорки - это жанры русского фольклора. А фольклор - это народное творчество. Фольклор - это мудрость народа.

10. Подошли к концу наши посиделки. Подошел к концу наш урок. Пора прощаться.

У: Снова прозвенел звонок и закончился урок. До свиданья.

Д: До свиданья.

11. Дети выходят из класса под плясовые наигрыши.