Социальное развитие чувашей в XVI-ХVII веках. История чувашии. Причины и характер массового переселения чувашей в Башкирию в XVII — начале XX веков


1. История чувашей

Чуваши - третий по численности коренной этнос Поволжско-Приуральского региона. Их самоназвание: чаваш.
Первое письменное упоминание чувашского народа относится к 1551 году, когда, по словам русского летописца, царские воеводы «чувашу и черемису и мордву привели к правде». Однако к тому времени чуваши прошли уже долгий исторический путь.
Предками чувашей были племена поволжских финнов, которые в VII-VIII веках смешались с тюркскими племенами булгар и сувар, пришедшими на Волгу из приазовских степей. Эти племена составили основное население Волжской Булгарии, павшей в начале XIII века под ударами монголов.
В Золотой Орде, а позднее в Казанском ханстве чуваши относились к числу ясачных (податных) людей и управлялись ханскими наместниками и чиновниками.
Вот почему в 1551 году чуваши добровольно вошли в состав России и деятельно помогали русским войскам в овладении Казанью. На чувашской земле были построены крепости Чебоксары, Алатырь, Цивильск, которые вскоре стали торгово-ремесленными центрами.
Эта сложная этническая история чувашей привела к тому, что каждому десятому современному чувашу присущи монголоидные черты, 21 % чувашей - европеоиды, остальные 68% относятся к смешанным монголоидно-европеоидным типам.
В составе России чуваши впервые обрели свою государственность. В 1925 году была создана Чувашская автономная область, преобразованная в 1990 году в Чувашскую республику.
В годы Великой Отечественной войны чувашский народ достойно выполнил свой долг перед Родиной. 75 воинов-чувашей удостоены звания Героя Советского Союза, около 54 тысяч человек награждены орденами и медалями.
По данным переписи населения 2002 года, в России проживает 1 млн. 637 тысячи чувашей. Из них более 45% живут за пределами своей исторической родины - в Башкирии, Удмуртии, Татарстане и других областях Поволжья.
Уважение к соседу всегда являлось замечательной национальной чертой чувашей. И это спасло республику от распрей на национальной почве. В современной Чувашии нет проявлений национального экстремизма, межнациональной розни. Видимо, сказались давние традиции дружного совместного проживания русских, чувашей и татар.

2. Религия

Изначальной религией чувашей было языческое многобожие. Потом из множества божков и духов выделился верховный бог - Тура.
Но в XV-XVI веках у него появились могучие конкуренты - Христос и Аллах, которые вступили с ним в спор за души чувашей. Принятие ислама вело к отатариванию, ибо мусульманские миссионеры требовали полного отречения от национальности. В отличие от них, православные священники не принуждали крестившихся чувашей к отказу от родного языка и обычаев. Более того, обращенные в христианство освобождались на несколько лет от уплаты налогов и рекрутских наборов.
Поэтому к середине XVIII века основная масса чувашей выбрала христианство. Часть чувашей, приняв ислам, отатарилась, еще часть осталась язычниками.
Впрочем, крещеные чуваши по существу еще долгое время оставались язычниками. Служба на непонятном церковнославянском языке была им совершенно чужда, назначение икон непонятно: считая их идолами, которые доносили «русскому богу» о поступках чувашей, чуваши выкалывали изображениям глаза, ставили их ликом к стене.
Однако же обращение чувашей в христианство способствовало развитию просвещения. В церковных школах, которые открывались в чувашских селениях, вводился родной язык. Накануне первой мировой войны в крае насчитывалось около тысячи служителей культа, тогда как народных учителей было только 822 человека. Так что большинство чувашей могло получить образование только в церковноприходских школах.
Современные чуваши в массе своей - православные, но отголоски языческих обрядов сохранились до сих пор.
Более южные области сохранили свое язычество. Праздничным днем у чувашей-язычников и в настоящее время является пятница. По-чувашски ее называют эрнЕ кун «недельный день», или уяв кун: «праздничный день». Готовиться к нему начинают в четверг: вечером все домашние моются, стригут ногти. В пятницу надевают белую рубаху, в доме не зажигают огня и не работают, сидят на улице, беседуют, одним словом, отдыхают.
Свое древнее верование чуваши именуют «обычаем старых», а нынешние чуваши-язычники гордо называют себя «истинными чувашами».

3.Культура и традиции чувашей

Чуваши - тюркоязычный народ. В их языке наличествуют два диалекта: виръял - у «верховых» и анатри - у «низовых» чувашей.
Чуваши, как правило, люди дружелюбные и терпимые. Еще в старину в чувашских селах говорили: «Хлеба у Бога каждый просит на своем языке. Почему же вера не может быть разной?» Чуваши-язычники терпимо относились к крещеным. Принимая в свою семью крещеную невесту, они позволяли ей по-прежнему соблюдать православные обычаи.
Чувашская языческая религия разрешает все, кроме греха. Если у христиан грех можно замолить, у чувашей - нет. Значит, и не надо его совершать.
Для чувашей очень многое значат родственные связи.
Родственников зовут на любое торжество. В гостевых песнях пели: «Нет никого лучше наших родственников».
Свадебные церемониалы у чувашей жестко регламентированы. Случайный человек попасть сюда не может - только приглашенные и только родственники.
Важность родовых связей отразилась и в погребальных обычаях. За поминальный стол приглашают не менее 41 человека. Накрывают богатый стол и специально по этому поводу режут барашка или корову.
Наиболее обидным сравнением у чувашей считается слово «мескен». Однозначного перевода на русский язык не существует. Смысловой ряд получается довольно длинным: робкий, жалкий, покорный, горемычный, убогий...
Важным элементом чувашской культуры является национальная одежда. Каждая чувашская женщина непременно мечтает иметь «хушпу» — головной убор замужней женщины с твердым конусообразным или цилиндрическим остовом. Для девушек праздничным головным убором являлась «тухья» — шлемовидная шапочка с наушниками и подвесками, сплошь покрытая цветным бисером, кораллами и серебряными монетами.
Для чувашского народа наиболее характерной национальной чертой является подчеркнутое уважение к родителям. Об этом часто поется в народных песнях. Гимн чувашского народа «асран кайми» начинается со слов: «незабываемые отец с матерью». Еще одной чертой чувашской культуры является отсутствие разводов в семьях.
Так что другим народам есть чему поучиться у чувашей.

Балановская культура

Срубная культура

Абашевская культура

Ананьинская культура

Городецкая культура

Территория Чувашии в Средние века

Империя гуннов (434 - VI век)

Хазарский каганат (650-969)

Волжская Булгария (X век - 1240)

Золотая Орда (1240 - 1438)

Казанское ханство (1438 - 1552)

Территория Чувашии в Русском царстве

Казанское царство (1552 - 1708)

Территория Чувашии в Российской империи

Казанская губерния (1708 - 1920)

Симбирская губерния (1796 - 1924)

Чувашия в составе РСФСР (СССР)

Чувашская автономная область (1920 - 1925)

Чувашская АССР (1925 - 1990)
Чувашия в Сталинскую эпоху (1920-е - 1953)

Чувашская ССР (1990 - 1992)

Чувашия в составе Российской Федерации

Чувашская Республика (С 1992)

Хронология Чувашии Портал «Чувашия»

Первые люди в пределах современной Чувашии появились ок. 80 тыс. лет назад, в Микулинский межледниковый период: на территории Чувашии открыта Уразлинская стоянка этого времени. эпоху неолита (4-3 тыс. до н. э.) Среднее Поволжье заселили финно-угорские племена - предки марийских и мордовских народов. Чувашии вдоль рек открыты стоянки мезолита (13-5 тыс. до н. э.) и неолита.

  • 1 Эпоха бронзы
  • 2 Происхождение чувашей
  • 3 Чуваши в составе Русского государства
  • 4 Становление государственности
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки

Эпоха бронзы

Сдвиг в общественном развитии произошёл в эпоху бронзы - во 2 тыс. до н. э. Распространилось скотоводство.

Происхождение чувашей

В начале новой эры тюркоязычные племена булгар и сувар начали продвигаться на Запад по Семиречью и степям нынешнего Казахстана, достигнув во II-III вв. н. э. Северного Кавказа. Многовековое общение с ираноязычными скифами, саками, сарматами и аланами, обогатили культуру предков чувашей - их хозяйственные занятия, быт, религию, одежду, головные уборы, украшения, орнамент.

В 30-60-х гг. VII в. в Севером Причерноморье существовало государственное образование Великая Булгария, но под ударом Хазарии, оно распалось. 70-х гг. болгары переселились в Волго-Камье. Сувары на территории современного Дагестана имели свое княжество, которое с 60-х гг. 7 в. до 30-х гг. 8 в. находилось в зависимости от Хазарского каганата. После вторжения в 732-37 гг. на их земли арабов сувары перешли в Среднее Поволжье и разместились южнее болгар. VIII в. в Среднем Поволжье возник булгарский союз племен, куда под главенством болгар вошли сувары и местные волжско-финские племена. конце IX в. союз перерастает в Волжскую Булгарию, занимавшую обширные территории Среднего Поволжья от Самарской Луки на юге до р. Вятки на севере, от Средней Камы на востоке до р. Суры на западе. Основными хозяйственными занятиями в Волжской Булгарии стали пашенное земледелие и животноводство, охота, рыболовство, бортничество. Возникли города: Болгар (столица в X-XI вв.), Биляр (столица в XII - начале XIII в.), Сувар, Ошель, Нохрат. Развивались ремесла, внутренняя и транзитная торговля. Волжской Булгарии уделялось внимание развитию науки и образования, государственным языком был булгарский язык.

В X - нач. XIII в. в процессе объединения булгарских и суварских племен, говоривших на языке с «ротацизмом» (употребление, в отличие от других тюркских языков, «р» вместо «з»), и ассимиляции ими части финно-угорского населения сформировалась новая волжско-болгарская народность.

В 1236 году Волжская Булгария была разорена монголо-татарами под предводительством хана Бату (Батыя). Территория Среднего Поволжья была включена в вассальный Золотой Орде Булгарский улус. Население постоянно подвергалось насилию, физическому уничтожению. По мнению историка В. Д. Димитриева, в XIII - начале XV вв. погибло около 80 % жителей бывшей Волжской Болгарии. Часть людей переселилась в Приказанье, Заказанье, а также в центральные и северные районы современной территории Чувашии. 1438 году от Золотой Орды откололось Казанское ханство, в составе которого кроме казанских татар оказались предки чувашей, марийцев, эрзян, удмуртов и башкир.

На территории современной Чувашии, а также в приказанско-заказанском районе, в Чувашской даруге, в результате повторного смешения булгар с марийцами к концу XV века сформировалась современная чувашская народность. Основу народности составили булгары.

Чуваши в составе Русского государства

Чувашские земли, расположенные на пограничье между Московским княжеством и Казанским ханством, часто подвергались нападениям и набегам с обеих сторон.

В 1523 году из Нижнего Новгорода на Горную сторону выступили войска Шаха-Али, московского ставленника и претендента на казанский престол. Его воины разорили чувашские и черемисские земли в междуречье Суры и Свияги и начали возведение укрепления в устье Суры для подготовки к взятию Казани.

«Обращение чувашей и горных марийцев к Шах-Али и русским воеводам». Миниатюра из «Истории о Казанском царстве» (1551 г.)

В 1545 году был свергнут крайне непопулярный на Горной стороне казанский хан Сафа-Гирей, который передал право взимания ясака с чувашских земель казанским и крымским феодалам и тем самым поставил чувашских князей и тарханов в унизительное и подчинённое положение. Спустя год Сафа-Гирей, заручившийся поддержкой ногаев в обмен на передачу им Горной стороны, вернул себе казанский трон. Вскоре после этого начались массовые выступления правобережных чувашей и горных марийцев, не желавших подчиняться ногайцам. Восставшие призвали на помощь русские войска. Летом 1551 года, во время основания русскими г. Свияжска, было осуществлено присоединение чувашей Горной стороны в состав Русского государства (см. Присоединение Чувашии к России).

После падения в 1552 Казани и подавления антимосковских мятежей 1552-57 в подданство Москвы перешли и чуваши, проживавшие на Луговой стороне. Некоторые считают, войдя в состав России, чуваши избавились от исламско-татарской ассимиляции, сохранили себя как народность. Чувашии были построены города-крепости Чебоксары (первое упоминание в летописях в 1469, основан как город-крепость в 1555), Алатырь, Цивильск, Ядрин, которые вскоре стали торгово-ремесленными центрами. Во 2-й половине 16-17 веков заселяются южные и юго-западные части Чувашии, покинутые в 14-начале 15 столетий из-за разбойных нападений татар-ногайцев. Чувашии получили распространение землевладения рус. свет. и духов. феодалов (в середине 18 века в крае числилось более 200 помещичьих, 8 монастырских владений), росла численность русских (в 1795 они составляли 19,2 % всего населения). Центром консолидации и роста чувашское народности стала правобережная область расселения. 16-17 веках значительная часть чувашей Приказанья и Заказанья переселилась в Нижнее Закамье и Башкирию, другая часть - в правобережную Чувашию, а оставшиеся на месте чуваши слились с татарами. Во 2-й половине 16-17 веков правобереж чуваши заселили юго-восточную часть Чувашии, в 17-18 веках переселились в Нижнее Закамье, Башкирию, Симбирские, Самарские, Пензенские, Саратовские, Оренбургские края. 1795 из 352,0 тыс. всех чувашей в России на территории будущей Чувашии проживало 234,0 тыс. (66,5 %), а за её пределами - 118,0 тыс. человек.

Чувашия стала областью относительно высокой земледельческой культуры. Основные традиции занятия населения - пашенное земледелие, животноводство, хмелеводство, пчеловодство. Большое распространение получили промыслы по обработке дерева, кожи, шерсти, волокна и пр. С целью пресечения изготовления оружия, применяемого в народных движениях, царское правительство в начале 17 в. запретило чувашам и др. поволжским народам заниматься кузнечным и серебряным делом (вплоть до 19 в.). Во 2-й пол. 17 в. в городах Чувашии возникли кожевен., винокурен., салотопен. и др. предпр. рус. купцов. К сер. 19 в. в Чувашии насчитывалось ок. 150 кирпич., меднолитей., прядил., шелковопоясных и др. мелких предпр. 18 - 1-й пол. 19 в. в крае действовало до 15 вотчинных кожевен., сукон. и др. мануфактур, имелись стекол. и сукон. ф-ки.

Чуваш. крестьяне платили в цар. казну денеж. и хлеб. ясак, несли трудовые повинности, поставляли в рус. армию по одному воину с 3 ясаков (с 6 дворов). 20-х гг. 18 в. они были включены в разряд государственных крестьян, ясак заменен подушной податью и оброком, размеры к-рых в 18- 1-й пол. 19 в. систематически росли. Чуваш. крестьян эксплуатировали рус. и татар. купцы и ростовщики, собствен. патриархально-феод. прослойка - пуяны и коштаны. 17 в. чуваш. окруж. князья, сотенные и десятные князьки и тарханы постепенно редели, в 1718-23 вместе со служилыми чувашами по указу Петра I они были уравнены с гос. крестьянами и приписаны к выполнению лашман. повинности. 1830-х гг. ок. 100 тыс. чуваш. крестьян было передано ведомству уделов - стали крепостными цар. фамилии. Чуваши призывались на воен. службу в рус. армию, участвовали в Ливон. войне (1558-83), борьбе против польско-швед. интервенции (1611-14), польских походах, русско-турецких войнах 18 в. Отечеств. войне 1812 тысячи чувашей самоотверженно сражались против наполеонов. полчищ.

В середине XVIII в. чувашей подвергли христианизации, но до 70-х гг. 19 в. их крещение носило формальный характер, проповеди велись на старославян. и рус. языках и были непонятны чувашам. Фактически они оставались приверженцами дохристиан. веры.

В XVI-XVII вв. территория Чувашии управлялась Приказом Казанского дворца, в нач. XVIII в. включена в состав Казанской и Нижегородской губерний, по административной реформе 1775 г. вошла в Казанские и Симбирскую губернии. Эксплуатация, произвол и бесчинства чиновников, насильственное насаждение православия приводили к сопротивлению населения. Чуваши участвовали во всех крупных выступлениях народных масс, затрагивавших Среднее Поволжье в XVI-XIX вв.: в 1571-1573 гг., в начале XVII в., в 1634 г., крестьянские восстания С. Т. Разина и Е. И. Пугачева. 1842 г. произошло вооруженное восстание чувашских и марийских крестьян (т. н. Акрамовская война) против реформ П. Д. Киселева управления гос. крестьянами, в восстании участвовало до 10 тыс. чел.

В XIX в., особенно после отмены крепост. права, в Чувашии развивается капиталистические отношения, происходит социальное расслоение деревни, выделяется малочисленная торгово-пром. буржуазия. Однако по сравнению с центральными районами России этот процесс шел намного медленнее, с преобладанием первичных форм кап. предпринимательства. Ко времени отмены крепостного права промышленность Чувашского края была представлена двумя суконными и тремя винокуренными заводами, которые за исключением одной суконной фабрики, принадлежали помещикам. Кроме них действовали небольшие поташные, стекольные, шелковопоясные мануфактуры. конце XIX - начале XX в. действовали до трех десятков фабрик и заводов, оформился немногочисленный пролетариат: в промышленности и на транспорте было занято ок. 6 тыс. чел.

В лесной промышленности и лесоразработках в конце XIX в. на сезонных работах ежегодно были заняты десятки тысяч чел. С 80-х гг. XIX в. развивается фабрично-заводское лесопиление, до сер. 90-х гг. XIX в. работали 6 лесопильных заводов. Более 8 % мужского трудоспособного населения края было занято на отхожих промыслах.

Развивалась транспортная сеть. Пароходное общество «Дружина» в 1860 г. в Звениговском затоне Чебоксарского уезда основало механический завод для постройки и ремонта судов. Чебоксарская пристань в 1860-х гг. отпускала товаров более 28 000 т, а в начале XX в. - ок. 16 700 т. 1891-1894 гг. шло строительство железнодорожной линии Алатырь - Шихраны (Канаш) - Казань Московско-Казанской железной дороги. Вдоль нее возникли предприятия по деревообработке, которая с конца XIX в. стала осн. отраслью промышленности Чувашского края. 1894 г. вступают в строй Алатырские железнодорожные мастерские, ставшие самым крупным предприятием края.

Абсолютное большинство населения Чувашии (ок. 96 %) проживало в сельской местности. Его численность возросла с 436 тыс. в 1859 г. до 660 тыс. в 1897 г. пореформенный период земледелие постепенно приобретает черты капиталистического хозяйства. 1905 г. казне и уделу принадлежало 36,4 % земли, помещикам и духовенству - 5,4 %, купцам и мещанам - 1 %, крестьянам-общинникам - 54 %, крестьянам-собственникам - 2,7 %, прочим - 0,5 %. Надельная крестьснская земля находилась в распоряжении сельской общины, что тормозило развитие капиталистических отношений. Результаты столыпинской аграрной реформы оказались в Чувашии незначительными.

На рубеже 19-20 вв. в нар. массы проникают социал-демократические идеи. Революционные волнения 1905-1907 годов и последующее десятилетие отмечено выступлениями рабочих и крестьян против самодержавия, отмену недоимок и косвенных налогов, против проведения в жизнь столыпинской аграрной реформы. Зарождается движение за национальный подъем, растет национальное самосознание народа. Этому способствовала первая чувашская газета «Хыпар» («Вести»), выходившая в 1906-1907 гг.

В годы Первой мировой войны крестьянство испытывало большие трудности. Хозяйства, главы которых были мобилизованы, разорялись. Росло недовольство войной. Осенью 1916 начались антивоенные выступления.

После февральского переворота в городах и некоторых волостях Чувашии вместе с органами Временного правительства организовываются Советы, большинство которых возглавляли эсеры и меньшевики. июне 1917 г. в Симбирске на общечувашском съезде учреждено Чувашское национальное общество (ЧНО), поддерживавшее Временное правительство. Во главе ЧНО находились эсеры. Другое крыло национального движения не имело завершенной организационной структуры и было в основном представлено национальными организациями солдат и матросов по месту службы, придерживавшимися большевистских взглядов. Эти два направления разошлись после Октябрьского переворота и в ходе Гражданской войны.

Становление государственности

Становление государственности чувашей связано с именем чувашского общественного и политического деятеля Д. С. Эльменя (1885-1932). На собрании чувашских коммунистов, состоявшемся 12 января 1919 года в Казани, Эльмень призывает представителей чувашской интеллигенции присоединиться к работе Чувашского отдела при Народном комиссариате по делам национальностей РСФСР, народным комиссаром которого был Сталин, для развертывания культурного строительства. 3 января 1920 года в комиссариат была направлена докладная записка Чувашского отдела, в котором официально ставился вопрос об автономии для чувашей. феврале 1920 года состоялся I Всероссийский съезд коммунистов-чувашей, обсудивший вопрос об организации советской автономии чувашского народа.

24 июня 1920 года ВЦИК и СНК РСФСР приняли декрет об образовании Чувашской автономной области в составе РСФСР с центром в городе Чебоксары, включившей 7 уездов Казанской и Симбирской губернии. Постановление подписали Председатель СНК РСФСР В. И. Ленин, Председатель ВЦИК М. И. Калинин и секретарь ВЦИК А. С. Енукидзе. этот же день Оргбюро ЦК РКП(б) рассмотрело вопрос о составе Чувашского революционного комитета (Ревкома), председателем которого стал Д. С. Эльмень. Ревком был утвержден как советский орган для руководства новой административной единицей. 1 июля 1920 года Оргбюро ЦК РКП(б) сформировало временный Чувашский областной комитет РКП(б), ответственным секретарём которого также стал Эльмень, который занимал эту должность с перерывами до 1924 года. 20 августа 1920 года по инициативе Ревкома в Чебоксарах в честь провозглашения Чувашской автономной области был проведен митинг с участием общественных организаций, гостей из образованной 27 мая 1920 года Татарской АССР и ряда губерний РСФСР.

I Чувашский областной съезд профсоюзов (6-7 сентября 1920) и I Чувашская областная конференция РКСМ (октябрь 1920) оформили профсоюзную и комсомольскую организации ЧАО. 6-9 октября 1920 года состоялась I Чувашская областная партийная конференция, завершившая оформление партийной организации области.

24 июня 1920 г. декретом ВЦИК и Совнаркома РСФСР образована Чувашская автономная область, а 21 апреля 1925 г. постановлением Президиума ВЦИК она преобразована в Чувашскую АССР. июне того же года в её состав включен город Алатырь с тремя волостями.

В 1920-е годы обсуждалась идея изменения названия Чувашской АССР в Болгарскую АССР и переименования чувашей в болгар, вслед за переименованием черемис в марийцев. Предложение краеведов не получило поддержки руководства и населения республики.

«...чувашские буржуазные националисты, стремившиеся использовать болгарскую теорию происхождения чувашского народа в своих враждебных политических целях.

В ряде работ, изданных ими в 1920-х годах, пропагандировалось утверждение о том, что чуваши являются единственными, прямыми и чистыми потомками волжско-камских болгар, допускалась буржуазно-националистическая идеализация эпохи государства Волжской Болгарии.

В работах Д. П. Петрова (Юман), М. П. Петрова, А. П. Прокопьева-Милли и других краеведов болгарский период изображался как «золотой век» в истории чувашского народа, игнорировались социально-классовые противоречия и наличие гнета эксплуататоров в этом государстве. эти же годы буржуазные националисты развернули кампанию по переименованию чувашей в болгар, а Чувашскую АССР предлагали назвать „Болгарской“».

Денисов П. В. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей.- Чебоксары, 1969. - С. 10

Первые годы существования ЧувАО, а затем и ЧАССР, отмечены трудностями и испытаниями, пик которых приходится на 1921 г.: вначале восстание крестьян, жестоко подавленное большевиками, затем бедственный неурожай и страшный голод. Огромнейший урон нанесла Гражданская война в России. При численности всего населения менее 1 млн. чел. на войну было мобилизовано около 200 тыс. чел. (почти всё трудоспособное мужское население после мобилизации 1-й мировой войны) и около 100 тыс. не вернулось.

В 1929-1936 ЧувАССР входила в состав Нижегородского (с 1932 г. - Горьковского) края. После восстановления народного хозяйства, разоренного гражданской войной, оно было подчинено становлению мощного пром. потенциала. годы довоенных пятилеток Чувашия испытала в полной мере все тяготы индустриализации и коллективизации. республике построены предприятия деревообрабатывающей, химической, пищевой промышленности, машиностроения (Канашский вагоноремонтный завод, Козловский домостроительный завод (ныне комбинат автофургонов), Шумерлинский завод дубильных экстрактов (хим. завод) и мебельный комбинат (комбинат автофургонов). 1939 г. завершено стройтельство одноколейной ж.д. ветки Канаш-Чебоксары. Доля чувашей среди рабочих промышленности достигла 44 % против 9,5 % в 1926 г. К концу 30-х гг. грамотность населения составляла ок. 90 %, насчитывалось ок. 7,5 тыс. представителей «интеллигенции». Вплоть до 30-х гг. шло укрепление национальной государственности, имелись чувашские секции и отделы в центральных партийных, гос., культурных учреждениях. местах компактного расселения чувашей в др. республиках и областях издавались журналы и газеты на чуваш. яз., готовились пед. кадры, функционируют чувашские театры. 1935 г. Чувашская республика за выдающиеся успехи в развитии нар. хозяйства и культуры была награждена орденом Ленина.

В то же время в 30-е гг. активно завершалось становление административно-команд. системы управления, и Чувашия стала её составным элементом. Сторонники иных взглядов жестоко преследовались. Предполагается, что в респ. с кон. 20-х гг. по 1953 было репрессировано более 14 тыс. чел. Как во мн. национально-государственных образованиях, большинство потерпевших обвинялось в буржуазно-националистических действиях.

В годы Великой Отечественной войны более 208 тыс. уроженцев Чувашии боролись с фашистами. Из них св. 100 тыс. погибли. Ок. 54 тыс. чел. награждены орденами и медалями. Видное место занимает Чувашия по числу Героев Советского Союза. Более 80 уроженцев ЧАССР удостоились этого высокого звания. Самоотверженно сражались на различных участках фронта уроженцы ЧАССР. Например, ещё по не до конца уточненным данным, на службу в гарнизон Брестской крепости в канун боев прибыло около 1000 уроженцев ЧАССР. Почти все они сложили свои головы в том неравном поединке. Большое число уроженцев Чувашской Республики участвовали в партизанском движении. Многие из них сражались с фашистскими захватчиками на территории других государств. Из западных и центральных регионов СССР в Чувашию было принято 70,5 тысячи человек, было перебазировано более 20 пром. предприятий. годы войны Чувашская АССР трижды получала переходящее Красное знамя ГКО.

В 50-80-е гг. среднегодовые темпы прироста общего объёма продукции промышленности в Чувашии опережали общероссийские. 50-60-е гг. Чувашия из аграрно-индустриал. стала индустриально-аграр. республикой. К 1970 г. построено и введено в действие 26 крупных пром. предприятий, в Чебоксарах: хлопчатобумажный комбинат, заводы электрич. исполнител. механизмов, завод электроизмерительных приборов, завод тракторных зап. частей, «Чувашкабель», алатырские заводы «Электроприбор», «Электроавтомат», канашские заводы электропогрузчиков, лакокрасочных и пластмассовых изделий и др. 1970 г. началось строительство Чебоксарской ГЭС, в 1972 г. - Чебоксарского завода пром. тракторов. Эти же годы примечательны усилением директивного характера эконом. отношений. Реформы нар. хоз-ва не затрагивали основ жесткого централизованного планирования. К кон. 90-х гг. св. 80 % производственных мощностей оказалось сконцентриров. в Чебоксарах и Новочебоксарске. сельских районах промышленность представлена в осн. небольшими предприятиями пищевой и деревообраб. отраслей. структуре промышленности сохранялся высокий уд. вес производства средств производства, который составлял 78 % в 1985 г. машиностроительном комплексе уд. вес продукции, находящейся на мировом уровне, в 1985 составлял 8 %.

Интенсив. рост пром-сти приводил к значител. миграции населения в города, особенно в Чебоксары. Ликвидировалась часть «бесперспективных» деревень. Постоянно шло, особенно в гор. местности, сужение функций чуваш. яз. С нач. 60-х гг. школы респ. перешли к обучению уч-ся с 5-7 классов на рус. яз. Такое нововведение помогло части школьников лучше овладеть рус. яз., облегчило учёбу в техникумах и вузах. Но резкое изъятие родного яз. из образовател. процесса привело к утрате большинством его носителей основ грамотности, у мн. сохранилось умение объясняться только на бытовом уровне. Особенно в трудном положении оказались представители чуваш. диаспоры. 2013 г. эксперты ЮНЕСКО отнесли чувашский язык к исчезающим.

Поиск выхода из сложившейся ситуации, начавшийся активно, но непродуманно с апр. 1985, не дал ощутимых результатов в экономике. С 1991 начался спад объёмов произв-ва в абсолют. выражении. Неудач. попытки корен. реформирования экономики страны, предпринятые в нач. 90-х гг., привели нар. хоз-во к системному кризису. особ. трудной ситуации оказались регионы, не обладающие богатыми природ. ресурсами и предприятиями по их переработке.

Нерешенность и обострение социально-эконом., национальных, культурно-бытовых проблем в условиях ослабления жесткого идеологич. и гос. диктата способствовали зарождению обществ. движений, выступавших за расширение прав республик и народов. кон. 1989 был создан Чуваш. обществ.-культур. центр (ЧОКЦ), в марте 1991 - партия чуваш. национального возрождения (ЧАП), 8-9 окт. 1993 орг-ван Чувашский национальный конгресс (ЧНК), делегаты которого представляли чуваш. население респ. и чуваш. диаспору. На нач. 2001 в Чуваш. Респ. зарегистрировано 39 полит. объединений, действуют 12 национальных обществ.-культур. центров, однако их деятельность не предотвратило дальнейшее стремительное уменьшение численности чуваш. результате происходивших социально-экономических процессов в период с 1991 по 2010г. численность чуваш в РФ уменьшилась почти на 446тыс.чел.(на 24% от уровня 1989г.). Особенно быстро численность чуваш в РФ уменьшилась в период с 2002 по 2010г.-почти на 202тыс. чел.(на 14% за 8 лет-до 1435872чел.,т.е. до уровня 1955г.), в т.ч. в ЧР на 75 тыс.чел. Это сравнимо с потерями ЧР во 2-й мировой или Гражданской войны (для сравнения: потери СССР в ВОВ - 13,6% -27 млн.чел.).

Примечания

  1. Димитриев В. Д. Основные вехи истории чувашского народа и края X-XVII веков.

    «Во второй половине ХIV-начале ХV вв. 32 города и около 2000 селений Болгарской земли были уничтожены золотоордынскими ханами и эмирами, кочевыми ордами, Тамерланом, совершавшим сюда походы в 1391 и 1395 годах, но главным образом кочевым Мангытским юртом Едигея в 1391-1419 гг. сохранилась в живых, по подсчетам с учетом археологических, письменных и нумизматических сведений, не более одной пятой части болгар. Элита, городское население были почти полностью уничтожены. Территория Болгарской земли превратилась в дикое поле, где стали кочевать мангыты (ногайцы)».

  2. 1 2 Димитриев, В. Д. Вхождение Чувашии в состав Русского государства. Чувашская энциклопедия. Проверено 31 октября 2012. Архивировано из первоисточника 4 декабря 2012.

    «На Горной стороне чуваши и горные марийцы страдали от непрерывных воен. столкновений между русскими и казан. войсками».

  3. Рябчиков, Максим. Добровольное присоединение Горной стороны - миф, Ирӗклӗ Сӑмах (22.10.2012). Проверено 31 октября 2010.
  4. Денисов П. В. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей / авт. предисл. И. Д. Кузнецов. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1969. - 176 с.: рис.
  5. феврале 1918 года национальный съезд мари принял решение об отмене наименования «черемисы» ввиду его ненационального происхождения и замене его историческим национальным самоназванием «марий» (Образование Марийской автономной области - Йошкар-Ола, 1966. - С. 39).

Литература

  • Historia ecclesiastica Zachariae Bhetori vulgo adscripta edidit E. W. Brooks, v. II, 1,12, cap. 7, р. 214; Corpus scriptorum christianorum orientalium. Scriptores Syri, series tertia, t. VI
  • Прокопий Кесарийский. Война с персами
  • Феофан Исповедник. Хронография.
  • Феофилакт Симокатта. История.
  • Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк.
  • Нина Пигулевская. ЗАМЕТКА ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ВИЗАНТИЕЙ И ГУННАМИ VI в.
  • Записки Ахмеда Ибн-Фадлана
  • В. П. Иванов, В. В. Николаев, В. Д. Дмитриев. Чуваши. Этническая история и традиционная культура. Москва, 2000.
  • В. П. Иванов, Чувашский этнос. Чебоксары, 1998.
  • В. В. Николаев, История предков чувашей. XXX в. до н. э. - XV в. н. э., Чебоксары, 2005.
  • В. Ф. Каховский, Происхождение чувашского народа, Чебоксары, 2003.
  • Гурий Комиссаров (Кури Вантер), Чăваш халăх историйĕ, Шупашкар, 1990.
  • Культура чувашского края, Чебоксары, 1995.
  • Чувашские народные сказки, Чебоксары, 1993.
  • Пономарева А., Иванова М. Память.-Чебоксары: Чувашское книжное издательство.-1996.-Т.2.-С.17-19

См. также

  • Хронология Чувашии
  • Чувашия в сталинский период

Ссылки

  • http://www.archives21.ru/default.aspx?page=./4220/4227/4481/4965
  • http://chuvash.gks.ru/download/VOV/Chuv%20v%20VOV.htm
  • http://www.mar-pamiat.narod.ru/ctr5.htm

История Чувашии Информацию О

Чувашская Республика является той срединной российской землей, где издревле в мире и согласии сосуществовали славянские, тюркские и финно-угорские народы православного и мусульманского вероисповеданий. За многие годы в Чувашии не было ни одного межэтнического конфликта. Здесь стабильная политическая ситуация. Республика отличается выгодным географическим положением, располагаясь в среднем течении реки Волга, в центре европейской части России.

Первые люди на территории современной Чувашии появились около 80 тыс. лет назад, в межледниковый период. Археологами вдоль рек Чувашии открыты стоянки мезолита и неолита. Древние предки чувашей (из тюркоязычных племен хунну) пришли из Центральной Азии, в IX в. они образовали государство Волжская Булгария. В результате смешения с местным финно-угорским населением к концу XV в. сформировалась чувашская народность с синкретизированной культурой суваро-болгарского и финно-угорского компонентов.

Поселение городского типа на месте современных Чебоксар возникло на рубеже XIII-XIV веков. Установлено, что на большой карте венецианцев Франциска и Доминика Пицигани 1367 года и на третьей карте атласа Каталинского 1375 года на месте Чебоксар нарисовано изображение города без указания названия. На карте 1459 года, составленной Фра-Мауро для португальского короля Альфонса V на основании более ранних карт, на месте Чебоксар помещен город Веда-Суар (чув. Вата Савар; то есть "Средний Сувар").

По традиции официальную дату образования города принято определять по его первому упоминанию в письменных источниках. В русских летописях под 1469 годом рассказывается, что русская военная флотилия в ночь с 19 на 20 мая провела "на Чебоксари". После вхождения Чувашии в состав Русского государства в 1551 году в Чебоксарах были размещены русские полки. 23-24 июля 1555 года архиепископ Казанский и Свияжский Гурий по пути в Казань остановился в Чебоксарах и по поручению Ивана IV, в присутствии чебоксарских воевод и горожан, освятил место и окропил границы будущего кремля. На месте будущего кафедрального Введенского собора была установлена полотняная церковь. В том же году деревянный город-крепость был возведен. К 1574 году вдоль реки Чебоксарки, вплоть до Владимирской горки, разместилась нерусская слобода, в которой жили принявшие крещение служилые чуваши, называвшиеся теперь служилыми новокрещенами. Большинство коренных жителей города - чувашей - было переселено в деревню Шебашкар, расположенную в 12 верстах западнее города.

В XVI-XVII веках территория Чувашии управлялась Приказом Казанского дворца, в начале XVIII века она была включена в состав Казанской и Нижегородской губерний, по административной реформе 1775 года вошла в Казанскую и Симбирскую губернии. Чуваши участвовали во всех крупных выступлениях народных масс в Среднем Поволжье в XVI-XIX веков.

В развитии просвещения среди чувашей большая заслуга принадлежит инспектору чувашских школ Казанского учебного округа И.Я.Яковлеву (1848-1930), который основал в 1868 году Симбирскую чувашскую учительскую школу, подготовившую за время своего существования около тысячи учителей. Он разработал алфавит и на основе русской графики создал новую чувашскую письменность. На рубеже XIX-XX веков чуваши консолидировались в нацию. В 1906 году вышла первая чувашская газета "Хыпар" ("Вести"), демократическая по своему содержанию.

24 июня 1920 года декретом ВЦИК и Совнаркома РСФСР была образована Чувашская автономная область, а 21 апреля 1925 года постановлением президиума ВЦИК она преобразована в Чувашскую АССР. Первые годы существования автономной области, а затем и республики были отмечены значительными трудностями и испытаниями. Их пик приходится на 1921 год, отмеченный в Чувашии страшным голодом и восстанием крестьян, жестоко подавленным.

Вплоть до 30-х годов шло укрепление национальной государственности, имелись чувашские секции и отделы в центральных партийных, государственных, культурных учреждениях. В местах компактного расселения чувашей в других республиках и областях издавались журналы и газеты на чувашском языке, готовились педагогические кадры, функционировали чувашские театры и т.п. В то же время в 30-е годы в СССР активно завершалось становление административно-командной системы управления, и Чувашия стала ее составляющим элементом, где не только вся экономика, но и граждане были подчинены государству. Сторонники иных взглядов жестоко преследовались. Сегодня известно, что в Чувашии с конца 20-х годов по 1953 год было репрессировано более 14 тыс. человек. Как и во многих республиках, большинство потерпевших обвинялось в буржуазно-националистических действиях.

В годы Великой Отечественной войны Чувашия отправила на фронт 208 тысяч человек, половина из которых не вернулись домой. Мужество и героизм 54-х тысяч человек отмечены орденами и медалями, 85 жителей республики получили звание Героя Советского Союза, 13 человек стали полными кавалерами ордена Славы. На чувашской земле родилось более 50-ти выдающихся полководцев, генералов армии и адмиралов флота. Всенародной известностью пользуется полководец Василий Иванович Чапаев. Сегодня традиции героических дедов и отцов продолжают молодые люди. Чувашия гордится семью Героями России.

В период войны из западных и центральных районов страны в Чувашию было перебазировано более 20 промышленных предприятий. За напряженный труд в тылу Чувашия трижды получала переходящее Красное Знамя ГКО. В послевоенные десятилетия темпы прироста промышленного производства в республике опережали общесоюзные. В 50-60-е годы Чувашия из аграрно-индустриальной стала индустриально-аграрной республикой. В советские годы на её территории были построены многочисленные промышленные гиганты - агрегатный и тракторный заводы, хлопчатобумажный и химический комбинаты, гидро­электростанция волжского каскада. Они придали жизни республики новый импульс и сегодня, несмотря на все сложности российской экономики, продолжают работать.

В 1970 году было начато строительство Чебоксарской ГЭС. 1972 год ознаменован началом строительства Чебоксарского завода промышленных тракторов - самого крупного в России.

В 1990 году Верховным Советом Чувашии принята Декларация о государственном суверенитете, в этом же году принят Закон «О языках Чувашской Республики», а Чувашская ССР преобразована в Чувашскую Республику.

В декабре 1993 года в Чувашской Республике впервые проведены выборы Президента, победу на них одержал Н.В. Федоров, который 29 августа 2005 года на очередной XXVI сессии по представлению Президента Российской Федерации В.В. Путина Государственным Советом Чувашской Республики был наделен полномочиями Президента Чувашии на четвертый срок.

24 июня 1995 года был учрежден День Чувашской государственности и состоялось его первое празднование.

В ноябре 2000 года Государственным Советом Чувашской Республики принята Конституция Чувашской Республики.

В XXI веке определилась модель развития Чувашской Республики. Это совершенствование экономики и социальной жизни путем развития интеллектуального ресурса и новых технологий, создания конкурентных чувашских товаров и их продвижения на российский и мировой рынки, интеграции чувашского народа в мировой культурный процесс. За перестроечные годы экономика республики научилась быть ответственной и самостоятельной. Республика научилась не просто выживать, но и стратегически развиваться. Создана устойчивая платформа для будущего роста. Войдя в XXI век, Чувашия имеет запас прочности, сформированный в конце XX века. В республику вкладывают инвестиции российские и международные партнеры. Это очень высокая оценка деятельности и народа Чувашии, и ее Правительства. Республика реально стала конкурентоспособной и привлекательной во многих отношениях.

ЧУВАШИ (самоназвание — чаваш), народ, основное население Чувашии (906,9 тыс. человек). Живут также в Башкирии, Татарии, Ульяновской и Куйбышевской областях Российской Федерации. Язык чувашский булгарской группы тюркских языков. Верующие — православные.

Расселение

Чуваши проживают на территории России, в основном, в Чувашии: согласно переписи населения 2002 г., из 1 млн 637 тыс. чувашей России — 889,2 тыс. жили в Чувашии. Значительная часть чувашей живет в Татарстане (126,5 тыс.), Башкирии (117,3 тыс.), Ульяновской области (111,3 тыс.), Самарской области (101,3 тыс.). По своей численности чуваши занимают 5-е место в Российской Федерации после русских, татар, украинцев и башкиров 2 . Кроме того, 22,3 тыс. чувашей жило в Казахстане 3 и 10 тыс. — на Украине (2001)

Этимология этнонима

По поводу этимологии названия народа существует, по крайней мере, 8 гипотез. Предполагается, то самоназвание чăваш восходит напрямую к этнониму части «булгароязычных» тюрок: *čōš → čowaš/čuwaš → čovaš/čuvaš. В частности, название племени савиров («сувар», «суваз» или «суас»), упомянутое арабскими авторами X в. (ибн-Фадлан), предполагается считать источником этнонима чăваш — «чуваш»: название считается просто тюркской адаптацией названия булгарского «Suvar». Согласно альтернативной теории чăваш — деривант тюркского jăvaš — «дружественный, кроткий», в противоположность şarmăs — «воинственный». К самоназванию чувашей восходят и название этноса у соседних народов. Татары и мордва-мокша называют чувашей «чуаш», мордва-эрзя — «чуваж», башкиры и казахи — «сыуаш», горные марийцы — «суасла мари» — «человек на сувазский (татарский) лад». В русских источниках этноним «чаваш» впервые встречается в 1508 г., а потом распространяется.

Этническая история

670-е гг: одна из древних болгар орд («серебряные болгары»), состоявшая преимущественно из кутригуров, под предводительством Котрага, сына Кубрата (ок. 605-ок. 665), хана Великий Болгарии, двинулась из Приазоских степей на север, в лесостепные районы Cредней Волги и Камы, где начала смешиваться с местным финно-угорским населением

732-737: савиры, видимо, тюркский гуннского союза племен, под натиском арабов отошли из Северного Кавказа в Среднее Поволжье, где расположились к югу от булгаров. Возникновение союза тюркских и угро-финнских племен во главе с булгарами 7 .

Конец IX в.- начало X в. — 1237-1240: существование государства Волжская Булгария. В 922 булгары приняли ислам, сувары (т.е. савиры) же отказались это сделать. Формирование булгарской народности — предков чувашей и татар

XIII-XIV вв.: под натиском монголо-татар, уничтоживших в 1237-1240 Булгарию, и из-за последующих набегов кочевников и новгородцев, масса булгарского населения ушла на север, где стала перемешиваться с финноязычными аборигенами (марийцами), результатом чего явилось формирование этнографичес­кой группы верховых чувашей. Позднее, в XIII-XIV вв., язычники-сувары поселились на правобережье Волги, на территорию современной Чувашии, что привело к образованию «низовых чувашей», сохранивших в большей мере культуру и быт своих булгарских пред­ков

1241-1391: чуваши в составе улуса Золотой Орды, они были обязаны платить десятину и поставлять воинов

1359-1438: в период нестабильности и распада Золотой Орды юго-западные районы Татарстана и юго-восточные территории Чувашии были опустошены (сожжено 2000 селений) и превратились в «дикое поле» — районы летнего кочевья ногайских татар

1438-1551: чуваши в составе Казанского ханства жили преимущественно в окрестностях р. Свияги. Хотя в чувашских землях располагались владения татарской знати, власть хана была тут не столь прочной. Во главе чувашей стояли ханские наместники, свои «сотенные князья», которые собирали ясак и отряды в ханское войско. К XV в. относится окончание этногенеза чувашей.

1551-1557: принятие российского подданства чувашами. В конце 1546 восставшие против власти Казани чуваши и горные марийцы призвали на помощь Россию. В 1547 русские войска вытеснили татар с территории Чувашии. Летом 1551 во время основания россиянами крепости Свияжска на месте впадения Свияги в Волгу, чуваши горной стороны вошли в составРоссийского государства. В 1552-1557 в подданство русского царя перешли и чуваши, проживавшие на луговой стороне

XVI-XIX вв.: участие чувашей, числившихся податными государственными «черными крестьянами», в кампаниях русских царей путем поставки одного воина с 3-х ясаков (6 дворов). Крупная и средняя знать, которая могла бы составить военное сословие, была уничтожена в войнах, осталась лишь мелкая деревенская знать. Особую прослойку мелких землевладельцев составляли служилые чуваши (4-5 тыс.), которые несли пограничную сторожевую службу в XVI-XVII вв. С 1705 среди чувашских крестьян стали набирать рекрутов в армию на бессрочную военную службу. В 1718-1723 знать и служилые чуваши по указу Петра I (1682-1725) были приравнены в правах к государственным крестьянам. Чуваши сражались в русских войска во время Ливонской войны (1558-1583), участвовали в походах на Москву в 1611 и в 1612, в русско-турецких войнах XVIII в. и в Отечественной войне 1812 г., когда они составили два полка в составе Казанского ополчения 14 .

XVI-XX вв.: восстания чувашей против насилия чиновников, захватов земли и насильственной христианизации: в 1571–1573, 1609-1610, 1634; бунтовали чуваши и в период крестьянских войн под предводительством С.Т. Разина (ок. 1630-1671) в 1670-1671 и Е.И. Пугачева (1742-1775) в 1774. Переселение части чувашей в Самарское Заволжье. С целью пресечения изготовления оружия в начале XVII в. царское правительство запретило поволжским народам заниматься кузнечным ремеслом. Запрет действовал вплоть до XIX в. В 1842 произошло вооруженное восстание 10 тыс. государственных крестьян — чувашей, марийцев и татар (так называемая Акрамовская война), направленная против реформ графа П.Д. Киселева (1788-1872) по управлению государственными крестьянами. В феврале 1907 чувашские крестьяне села Чемеева и соседних деревень Ядринского уезда Казанской губернии выступили против столыпинской аграрной реформы. В 1913 крестьяне-чуваши из 12 селений того же Ядринского уезда опять выступили против реформ (Атменьское восстание). 24-27 января1921 — выступление 6-7 тыс. чувашских крестьян на территории современного Аликовского района Чувашской республики (в тот период — Чувашско-Сорминской волость Ядринского уезда) против продразверстки (Чаппанское восстание).

После овладения Русским государством Казанью для управления Горной стороной в 1555 г. была построена крепость Чебоксары. Позднее на Горной стороне возникли новые административные и военно-опорные пункты: в 1583 г. - город Козьмодемьянск, в 1589 - Цивильск и в 1590 - Ядрин. В начале XVII в. территория Чувашии входила в состав Чебоксарского, Свияжского, Курмышского, Ядринского, Цивильского, Козьмодемьянского, Кокшайского и Алатырского уездов. Чуваши, проживавшие в левобережной части Среднего Поволжья, входили в Казанский уезд. В 1603 г. в этом уезде числилось 110 чувашских деревень. Но тогда были учтены лишь те чувашские деревни, в которых проживали служилые татары, в то время как в еще почти 100 чувашских поселениях их не было. Всего же к началу XVII в. насчитывалось не менее 200 чувашских деревень, разбросанных по всему уезду среди татарских и марийских поселений.

Русское правительство развернуло в присоединенной области усиленную помещичье-монастырскую колонизацию.

Земли казанского хана и разгромленной татарской феодальной знати как на Луговой, так и на Горной стороне в 1650- 1660 гг. были переданы в качестве вотчин и поместий казанскому епископу, казанским и свияжским монастырям, воеводам и детям боярским. Как в Свияжском, так и, в особенности, Чебоксарском уездах монастырям и дворянам жаловались также и земли ясачных людей. Например, основанному в 1567 г. в Чебоксарах Tроицкому монастырю были отведены земли чувашских крестьян.

Мирные условия жизни в составе России благоприятствовали экономическому развитию чувашского народа, увеличилась его численность. Чуваши начали возвращаться в «дикое поле» и основывать там селения.

Все высшее феодальное сословие чувашей было уничтожено монголо-татарами и ассимилировано татарами-мусульманами. К моменту вхождения чувашей в состав России у них были лишь мелкие феодалы - сотные и десятные князьки (çĕрпў, вунпў) и тарханы, владевшие небольшими участками земли. В начале XVIII в. среди чувашей был лишь один «окружной князь» пӳ - Tемей Tеняков, который проживал в деревне Пюкасы (ныне Большое Князь-Tеняково) Чебоксарского уезда.

За князьями, сотниками и тарханами сохранялись их вотчинные земли и зависимые от них общинные крестьяне. В нижнем звене управления использовались представители местного населения. Волостными сотниками назначались (до середины XVII в.) представители чувашской феодальной прослойки. Во главе отдельных чувашских деревень или групп селений ставились выборные старосты из крестьян. Сотники и старосты подчинялись уездной администрации.

В отличие от русских крестьян, чувашские не находились в непосредственной зависимости от русских помещиков и монастырей, т. е. не были превращены в частнособственнических крепостныx. Основная же масса чувашей осталась на положении «черных людей» - податного люда. Кроме уплаты ясака и многочисленных оброков, ясачные чуваши выполняли повинности по строительству и ремонту городских крепостей, оборонительных линий, дорог, мостов и т. д. Во время войн чуваши обязаны были поставлять по одному воину с трех ясаков - шести крестьянских дворов.

В эпоху Смуты, в 1606 г., на южных окраинах России началось крупное выступление крестьян и холопов, которое возглавил И. И. Болотников. Тогда же массовое народное вооруженное восстание началось и в Чувашии. Оно продолжалось до 1610 г. В нем участвовали русские, чуваши, мордва и татары.

Осенью 1609 г. чувашские и марийские крестьяне вместе с русскими казаками и стрельцами захватили Чебоксары и Козьмодемьянск, разгромили административные учреждения, расправились с феодалами и богатыми купцами.

Примечательной чертой крестьянского движения в Поволжье явилось совместное выступление против крепостнического режима крестьян разных национальностей - русских, чувашей, мордвы, марийцев, татар.

Чуваши приняли активное участие в военно-политических событиях начала XVII в., связанных с захватом в 1б10 г. власти в Москве польскими интервентами. Отряд чувашей был в составе первого ополчения П. Ляпунова, собравшегося в Рязани в 1611 г.

К осени 1611 г. начало формироваться новое ополчение для освобождения Москвы в Нижнем Новгороде по инициативе посадского старосты Кузьмы Минина. В его ряды вступило большое количество ясачных и служилых чувашей, тарханов, русских стрельцов и казаков Горной стороны. В августе 1612 г. основные силы ополчения подошли к Москве и изгнали интервентов.

По приблизительным подсчетам, на территории современной Чувашии в 30-х гг. XVII в. проживало около 175 тысяч, и 80-х гг. - около 200 тысяч человек обоего пола. В 80-х гг. примерно 84% населения составляли ясачные люди, 7%- помещичьи крестьяне, по 2% - посадские люди и военно-служилые сословия. Чуваши составляли 80-81% жителей края, русские - 16-17%, татары 1,5-2%, мордва - 1%.

В XVII столетии еще существовала мелкая феодальная прослойка из чувашей - сотники, тарханы, служилые новокрещены и служилые чуваши. Сотников и тарханов из чувашей было около 300 человек. Они владели небольшими поместьями (от 10 до 120 десятин). В дальнейшем численность их постепенно сокращалась.

Служилые новокрещеные из чувашей жили в Свияжске, Чебоксарах, Козьмодемьянске, Ядрине. Им были выделены участки по 15-20 десятин. Чувашские сотники, тарханы и служилые люди тягла не несли, их обязанность перед правительством заключалась в военной службе. Но со временем земельные владения чувашских тарханов и сотников постепенно мельчали, а сами они теряли экономическую и политическую силу, опускались до положения состоятельных ясачных крестьян. К концу XVII в. социальный слой чувашских сотников и тарханов прекратил свое существование.

Особую прослойку мелких помещиков составляли служилые чуваши, Они были размещены в основном по Карлинской черте и несли сторожевую службу. В середине XVII в. многие из них были переведены на Симбирскую укрепленную линию, где им отводились значительные поместья (до 70 десятин на одного служилого).

Ясачные чуваши были объединены в соседские сельские общины. Члены общины вели единоличное хозяйство. Большая часть пахотной земли и сенокосов была поделена между отдельными хозяйствами. По традиции участки нередко передавались по наследству. Леса, выгоны, рыболовные угодья (реки и озера) находились в общем пользовании. Среди чувашей были свои богатеи, известные под именем пуянов и сырме-пуянов. Подавляющее же большинство ясачных чувашей составляли люди «среднего» состояния. Но имелись и разорившиеся, неимущие крестьяне. Число их было незначительным.

Основной податью был денежный и хлебный ясак. Ясак являлся не только податью, но и единицей обложения. Он определялся по размерам земельной площади. В чувашских уездах на 1 ясак приходилось в среднем 15 десятин пашни и 10 десятин сенокоса. Крестьянский двор мог платить целый ясак, три четверти ясака, пол-ясака и четверть ясака.

Чувашские крестьяне платили казне оброк за бортные урожаи, рыбные ловли, бобровые гоны, мельничные места, оброчные пашни и сенокосы, сборы с «иноверческих свадеб», конские (с купли-продажи лошадей) и др.

Чувашей привлекали к ратной службе. В течение всего XVII в. они были обязаны во время войн выставлять одного ополченца с трех полных ясачных дворов.

Особенностью феодального строя чувашской деревни XVII в. было то, что ясачные люди являлись крепостными всего государства, были прикреплены к земле, составлявшей собственность этого государства. Ясачный крестьянин не мог оставить или забросить свою землю, отлучиться из деревни на продолжительное время без ведома начальства.

Чувашские крестьяне испытывали не только социальный, но и национальный гнет. Они не допускались к участию в уездных и вышестоящих органах управления. Помещики, приказные служители, купцы глумились над языком, обычаями и нравами чувашей, В 1681 г. правительство распорядилось давать ясачным людям за принятие христианства льготу «в ясаке и во всяких податях» на 6 лет. Однако желающих добровольно креститься находилось немного.

Значительную часть в торговле в первой половине XVII в. в крае играли чувашские купцы-осламчеи (усламçă), ведя оживленную отъезжую торговлю, они добирались даже до Приуралья. Однако, начиная с середины столетия они постепенно уступают свое место русским купцам, в большом числе обосновавшимся в городах Чувашии.

Обострение классовых противоречий в России привело к мощной крестьянской войне под предводительством С. T. Разина, развернувшейся в 1670-1771 гг.

«Прелестные» (от слова «прельщать», то есть «привлекать») письма С. Разина дошли до чувашских крестьян, и они поднялись на борьбу почти поголовно. В сентябре 1679 г. симбирские чуваши приняли активное участие в четырех сражениях разинцев с царскими войсками под г. Симбирском. 9 сентября чувашские и русские повстанцы осадили Цивильск.

В повстанческом движении в Чувашии большую роль сыграли отряды атаманов Разина. Отряд Максима Осипова, в котором 6ыло немало чувашей, через Карсун направился по Суре к Нижнему Новгороду. На Волге близ Козьмодемьянска действовал отряд соратника Разина атамана Прокофия Иванова «Шумливого».

Другим центром повстанцев на Волге стало село Сундырь. В ноябре-декабре 1670 г. чуваши вновь осадили Цивильск. Цивильские воеводы жаловались, что восставшие чуваши «помещиковы деревни разорили и пожгли, и помещиков и их жен и детей в полон поимали».

Во главе отрядов стояли полковники и атаманы из чувашей. Наиболее крупные силы повстанцев были сосредоточены в деревне Большие Tуваны Курмышского уезда, где атаманом был цивилянин Сергей Васильев. Его отряд располагал тремя пушками. Васильев направлял действия повстанцев Ядринского, Цивильского и Алгашинского районов. Известны десятки разинских полковников, атаманов, есаулов и прапорщиков из чувашей (например, полковник Байдул Искеев из деревни Хоракасы Цивильского уезда).

Общая численность царских войск, посланных для подавления крестьянской войны в Чувашии, к концу 1670 г. достигла 4,5 тысячи человек.

Ликвидация очагов восстания продолжалась до весны 1б71 г. Войска зверски расправлялись с повстанцами.

Для разинского движения было характерно боевое содружество русских и нерусских крестьян.