Культура периода феодальной раздробленности. Особенности культурного развития древнерусских земель в период феодальной раздробленности. Культура Галицко-Волынского княжества. Политический строй и государственный аппарат

Культура Киевской Руси и русских земель периода феодальной раздробленности.

Понятие культуры. Характерные черты культуры Киевской Руси. Развитие литературы, архитектуры, живописи. Культура русских земель периода феодальной раздробленности и ее особенности.

Ответ по любому вопросу по культуре рекомендуется начать с определения понятия «культура» (совокупность материальных и духовных ценностей людей, существующих на определенном этапе исторического развития и передающихся из поколения в поколение). Затем следует выявить характерную черту развития культуры этого периода и описать достижения в разных областях культуры: литературе, архитектура, искусстве и т.д.

1. Культура Киевской Руси. Характерная черта – огромное влияние принятия христианства на становление и развитие культуры. Особенно оно проявилось:

1. В литературе: окончательно возникла письменность (кириллица), появились первые рукописные книги духовного и реже светского содержания («Изборник» Святослава, «Слово о законе и благодати» Иллариона, «Поучение Владимира Мономаха»), возникло летописание (ПВЛ Нестора). Основной материал – пергамент (особым образом выделанная кожа телят) и береста (берестяные грамоты в Новгороде).

2. В архитектуре – появились первые сооружения из камня: церковь Богородицы (Десятинная) в Киеве (989-996 гг.), соборы святой Софии в Киеве (1037-1043 гг.) и Новгороде (1045-1050 гг.). Постарайтесь ответить на вопрос, что означал культ святой Софии и почему главные храмы государства были именно так названы? (показать свое равенство с Византией, где главный собор был назван в честь св. Софии). Необходимо отметить, что первоначально в качестве образца использовались византийские крестово-купольные храмы; постепенно с конца XII в. появились и элементы национального стиля – прежде всего, завершение глав храмов либо в виде луковицы, либо в виде шлема воина (в Византии – полусфера).

3. В живописи – появление иконописи (в основном копировались византийские иконы). Следует также отметить использование фресковой живописи (нанесение красок по сырой штукатурке) и мозаики при украшении храмов.

Следует отметить и достижения в развитии ремесла, прежде всего оружейного и ювелирного дела (техники «зернь» и «скань» ).

2. Культура русских земель периода феодальной раздробленности. Характерная черта – появление многочисленных новых культурных центров помимо Киева и Новгорода, конкурировавших между собой. В особенности это проявилось:

1. В литературе – возникло несколько альтернативных центров летописания; наиболее яркие из них – новгородская школа (характерная черта: восхваление «господина Великого Новгорода»), владимирская школа (характерная черта: восхваление княжеской власти), галицко-волынская школа (характерная черта: наличие многочисленных лирических отступлений, яркость стиля; главный герой – Даниил Галицкий).

2. В архитектуре – выделилось два стиля:

новгородский: главная черта – суровость стиля, минимизация украшений, основной материал – кирпич (пример: церковь Спаса на Нередице (1198 г.);

владимирский : главная черта – повышенная декоративность, монументальность, использование резьбы по камню, основной материал – белый известняк (примеры: церковь Покрова на Нерли (1165 г.), Успенский собор во Владимире (1158-1160 гг.), Дмитровский собор во Владимире (1154-1197 гг.)).

Вывод: к моменту монгольского нашествия русская культура находилась на достаточно высоком уровне развития и, как минимум, не уступала культуре стран Запада.

Культура Руси в период раздробленности

Для русской духовной культуры середины XII - XIII в. характерно становление "полицентризма" - появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров.

Получает дальнейшее развитие летописание. Если в XI - начале XII в. центрами летописной работы были только Киев и Новгород, то в последующий период летописание ведется в большинстве центров образовавшихся феодальных княжеств: Киеве, Чернигове, Переяславле, Владимире-на-Клязьме, Галиче, Новгороде, вероятно, также в Смоленске и Полоцке. Несмотря на "областной" характер летописания, летописцы XII - первой половины XIII в. не замыкались в своих узкорегиональных событиях, в той или иной мере освещая историю всей Руси. Из дошедших до нас летописных текстов летописание центров Южной Руси в наибольшей степени отражает Ипатьевская летопись (конец XIII в.), Северо-Восточной - Лаврентьевская летопись (начало XIV в.), Радзивилловская летопись и летопись Переяславля Суздальского (XIII в.).

В конце XII в. было создано одно из наиболее выдающихся по своим художественным достоинствам произведение мировой средневековой литературы - "Слово о полку Игореве". Оно посвящено упомянутому выше неудачному походу на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича. Не случайно то, что именно этот поход послужил поводом для создания произведения. Ряд обстоятельств - сопутствовавшее походу затмение солнца, невзирая на которое Игорь продолжил поход, гибель и пленение всего войска, бегство князя из плена - были уникальны и произвели сильное впечатление на современников (кроме "Слова" им посвящены две пространные летописные повести).

"Слово о полку Игореве" в дошедшем до нас виде было создано, как считают ученые, осенью 1188 г. (при этом, возможно, основной текст его был написан еще в 1185 г., вскоре после бегства Игоря из плена, а в 1188 г. в него были внесены добавления в связи с возвращением из плена брата и сына Игоря). Неизвестный автор его, разгадка имени которого не перестает занимать исследователей и любителей "Слова" (к сожалению, почти все имеющиеся версии серьезной критики не выдерживают), был, во всяком случае, жителем Южной Руси, лицом светским и принадлежащим к высшему слою древнерусской знати - боярству.

Основная идея "Слова" - необходимость единства действий русских князей перед лицом внешней опасности. Главное зло, препятствующее этому, - княжеские распри и междоусобные войны. При этом автор "Слова" - не сторонник единого государства: разделение Руси на княжества под властью суверенных правителей он воспринимает как должное; его призыв направлен не к государственному объединению, а к внутреннему миру, к согласию в действиях.

Являясь произведением о событиях своего времени, LСлово¦ одновременно представляет собой и яркий памятник исторической мысли. "Нынешнее" время сопоставляется в нем с прошлыми событиями, причем отечественной истории (что было редкостью - обычно исторические примеры в произведениях древнерусской литературы черпались из библейской и римско-византийской истории). Особенностью историзма "Слова" является попытка отыскать в прошлом корни нынешних бед Руси: автор обращается с этой целью к событиям второй половины XI в., когда началась эпоха княжеских распрей, приведших к ослаблению страны перед лицом половецких набегов. В своем обращении к истории автор "Слова" широко использует эпические мотивы.

Во второй половине XII в. (точная датировка " предмет спора) в Севере-Восточной Руси появилось другое примечательное произведение древнерусской литературы "Слово Даниила Заточника". Оно написано в форме обращения к князю: автор, выходец из низших слоев господствующего класса, попавший в опалу, старается вновь заслужить княжескую милость и доказать князю свою полезность в качестве мудрого советника. "Слово" насыщено афоризмами. В 20-е или в первой половине 30-х годов XIII в. была создана вторая редакция этого произведения, именуемая "Молением Даниила Заточника". Она адресована Ярославу Всеволодичу, в то время князю Переяславля Залесского. Автор этой редакции - дворянин, представитель новой категории в рядах господствующего класса. Характерной чертой "Моления" является негативное отношение к высшей знати - боярам.

Еще одно выдающееся произведение древнерусской литературы - "Слово о погибели Русской земли" - было написано в самые тяжелые для Руси дни во время монголо-татарского нашествия. Скорее всего оно было создано в начале 1238 г. в Киеве, при дворе князя Ярослава Всеволодича, занимавшего тогда киевский стол, после получения вестей из Северо-Восточной Руси о вторжении в нее полчищ Батыя и о гибели в бою с татарами на р. Сити брата Ярослава - Юрия.

Это произведение (оставшееся незаконченным) содержит не имеющий себе равных в средневековой литературе гимн-прославление родной земли, воспоминание о ее былом могуществе (при князьях Владимире Мономахе, его сыне Юрии Долгоруком и внуке Всеволоде Большое Гнездо) и рассуждение о "болезни" - усобицах, подтачивавших силу Руси после смерти Ярослава Мудрого. Подобно автору "Слова о полку Игореве", автор "Слова о погибели" обращается к прошлому своего отечества, пытаясь понять причины его сегодняшних бед.

В жанре эпоса середина XII - начало XIII в. - время появления таких былинных сюжетов, как "Саур Леванидович", "Сухман", новгородские былины о Садко, циклы песен о князе Романе (прототип этого героя - князь Роман Мстиславич Галицкий).

Продолжают развиваться каменное строительство (в основном храмовое, но появляются и каменные княжеские дворцы) и церковная живопись. В архитектуре второй половины XII - начала XIII в. наблюдается сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля. Из сохранившихся памятников зодчества этой эпохи особо могут быть выделены Георгиевский собор Юрьева монастыря (первая половина XII в.) и церковь Спаса на Нередице (конец XII в.) под Новгородом, в Северо-Восточной Руси - Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли (вторая половина XII в.), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234).

В начале ХII в. на Руси начинается период
феодальной раздробленности. Вместо
единого государства на карте Руси появилось
несколько самостоятельных княжеств.
Обороноспособность государства
ослабилась. Этим воспользовались монголотатарские племена. Для Руси настали
тяжелые времена.

Катастрофические последствия
монголо-татарского нашествия
Разорение русских земель
Разрушение и гибель культурных ценностей
Истребление и угон в плен значительной
части городского населения
Утрачивание ряда ремесел, забыты многие
технические приемы и навыки
Гибель многих памятников письменности,
упадок летописания, живописи, прикладного
искусства

Особенности периода

Общерусская культура высочайшего уровня (X – XII вв.)
Создание культурно-художественных школ
Монголо-татарское нашествие
Упадок культуры
Начало возрождения (XV век)
Стремление к единению

Продолжало развиваться былинное творчество

С XIII в. главной темой устного
народного творчества стала борьба
против золотоордынского ига. Многие
поэтические произведения в
переработанном виде вошли в
письменную литературу - сказания о
битве на Калке, о разорении Рязани
Батыем и рязанском богатыре Евпатии
Коловрате, о подвигах Меркурия
Смоленского, о Невской битве и
Ледовом побоище, о Куликовской битве.
Новую жизнь получали древние былины.

В XIV в.
складывался цикл
новгородских былин
о Василии Буслаеве
и Садко,
отразивший
могущество
Новгорода и
вольнолюбивый дух
новгородцев.

Появление в былинах
образов монгольских ханов.
Старые былинные герои - с
чертами монголов.

Переводная литература (около 90 %):






Евангелие, Апостол, Псалтырь.
Произведения Иоанна Златоуста
Византийские светские повести и романы.
Воинские повести.
Рассказы о морях, океанах, реках,
диковинных животных, звездах.
– Произведения восточных авторов
(сирийские, индийские).

Главная идея "Слова о полку Игореве"
в том, что вся Русь должна быть единой,
а не разделенной на множество мелких
княжеств. Раздробленность неизбежно
приводит сильное государство
к неминуемой гибели.
"Слово о полку Игореве", конец XIII в. (
1185 г. - поход Новгород-Северского
князя Игоря против половцев) - яркий образец русской эпической литературы.

Год?
Слово о полку
Игореве
1185
Князь?
Игорь НовгородСеверский
Поход против кого?
половцев

Литература
цикл произведений,
посвященных
Куликовской битве
«Сказание о
Мамаевом
побоище»
В XIII - XV вв. «слова», «повести» и
«сказания» были широко распространены и
отражали важнейшие события истории.
"О битве на Калке",
повести об Александре Невском
Главная тема
в XIII в. –
борьба за свободу
против захватчиков.
(Сафоний Рязанец)
«Задонщина
»
«Повесть о
московском взятии
от царя
Тохтамыша»
тверские повести
«Об убиении князя
Михаила
Ярославича в
Орде» и «О
Шелкане» (о
тверском восстании
1327 г.);,
«Повесть о
Меркурии
Смоленском»
«Повесть о
разорении
Рязани
Батыем»
«Повесть о
Петре и
Февронии».

Исторические повести

"О битве на Калке"
До
Куликовской
битвы

Исторические повести

" Повесть о разорении
Рязани Батыем "
До
Куликовской
битвы

До
Куликовской
битвы
Повести об
Александре
Невском

"Задонщина" (Сафоний Рязанец)

"Задонщина" (Сафоний Рязанец)

"Сказание о Мамаевом побоище"

"Сказание о
Мамаевом
побоище"

Исторические песни

Тогда же оформился
новый жанр народного
творчества - жанр
исторической песни.
Следы исторических
песен, связанных с
Куликовской битвой,
например, можно
обнаружить в
«Задонщине» и
«Сказании о Мамаевом
побоище».

«Хожения» или «хождения»

Развитие культурных,
экономических и
политических связей
с другими странами.
описания
путешествий.
Самым известным
произведением подобного
рода является первое в
европейской литературе
описание Индии -
«Хождение за три
моря» - путевые дневники
тверского купца Афанасия
Никитина, совершившего
в 1466-х – 1472 гг. несколько
путешествий на восток, в
частности в Индию.
К концу XV в. светский характер.

«Хожения» или «хождения»

описания
____________.
Самым известным
произведением подобного
рода является
«________________
________________»
- путевые дневники
__________________ купца
Афанасия __________,
совершившего в???????? гг.
несколько путешествий на
восток, в частности в Индию.
К концу XV в. ____________ характер.

«Слово Даниила Заточника»

«Моление Даниила Заточника» послание к князю (?) от человека,
попавшего в «заточение» - рассказ о
бедствиях, гонениях, мечта о
расположении князя, готовность
служить ему верой и правдой.
Идеи признания
человеческого достоинства и
защиты прав личности
независимо от ее
положения.
Много иронии, сатиры,
пословиц, поговорок,
балагурства.
Философские
рассуждения о природе
счастья и несчастья
(«участи» и «доли»).
Многие суждения
нравственного характера
актуальны и сегодня.
«Литературным памятником,
стоящим вне жанровых систем»,
назвал «Слово (или моление)
Даниила Заточника» Д.С. Лихачев.

Жанр "плачей"

Жанр "плачей"
«О ветер, ты, ветер!
К чему же так сильно
веешь?
На что же наносишь ты
стрелы ханские
Своими легковейными
крыльями
На воинов лады моей?
Мало ль подоблачных гор
твоему веянью?
Мало ль кораблей на синем
море твоему лелеянью?
На что ж, как ковыль-траву,
ты развеял мое
веселие?»
«Плач Ярославны»

Появление хронографов

Хронограф - (греч. - время + пишу) – сочинение по всемирной истории,
рассказывающие о событиях всемирной истории по годам и по царствованиям,
изложенные в нравоучительном описательном стиле.
Стремление определить место России в мире, интерес к жизни других народов
привел к тому, что в 1442 г. появляется первая популярная русская
компилятивная энциклопедия по всеобщей истории, составленная в России
сербским книжником Пахомием Логофетом (жил в России с 1430-х до своей
кончины в 1484 г. и хорошо знал русскую историю).
Xронограф содержит, во-первых, краткий пересказ
библейских событий, за которым следует очерк
всеобщей истории, причем более подробно
рассказана история римского государства, Александра
Македонского и Византийской империи до падения
Константинополя в 1453 г.; затем идут отрывки из
истории южных славян и довольно обширный
русский отдел.
1512 г. - самый подробный вариант Хронографа

Берестяные грамоты

Более 700 берестяных грамот найдено во время
археологических раскопок в Новгороде в 1951г.
«Поклон к Юрию и к Максиму от всех
крестьян. Что ты дал нам за
ключника! Он за нас не стоит,
нас продает и мы им ограблены…Изза него погибаем…Дай нам смирного
человека. А в том тебе челом бьем.»

Обучение – домашнее
или при монастырях

Азбука

Устав
Полуустав
Скоропись
С XV в.
Материал для письма
Пергамент
VIP
Бумага
Береста
Черновики

Летописание
Итак, русская
письменная
литература возникла
на основе богатых
традиций устного
народного творчества.
Одним из основных
оригинальных жанров
формирующейся
древнерусской
литературы стало
летописание. При
этом русские летописи
- не просто памятники
литературы или
исторической мысли.
Они отражают широкий круг
представлений и понятий того
времени, являются свидетельством
всей духовной культуры
средневековья.

Самым
значительным и
наиболее ранним из
дошедших до нас
памятником
летописания
считается «Повесть
временных лет»,
составленная около
1113 г.
Летописец Нестор,
монах
Киево-Печерской
лавры
Летопись

Летописание
С середины XII в. в
условиях политической
раздробленности
летописание начало
приобретать областной
характер.
«Повесть» включалась
в начальную часть
большинства местных
анналов. Каждая
летопись начинается с
ПВЛ, потом - события
истории княжества.

Летописание
1325 г. - Московская летопись
1408 г. - Троицкая летопись
(общерусский летописный
свод)

Летописание
Одним из самых значительных
примеров русского летописания
стал Московский свод 1479 г.

Появление отдельных летописей: Псковской,
Новгородской,
Ипатьевской, Лавреньтьевской.

Архитектура
Большинство
храмов XII - начала
XIII вв. – одноглавые
Разные
архитектурнохудожественные
школы.

С XII в. начался новый этап в развитии русского зодчества

От архитектуры
прошлого его
отличают меньшая
масштабность
зданий, поиск
простых, но
выразительных
форм. Наиболее
типичным стал
кубический храм с
массивной главой.
Церковь Георгия во дворе Староладожской
крепости была построена в 1164 г. Храм очень
компактен и пропорционален. Световой
барабан со шлемовидным куполом увенчивает
кубический в объеме и массивный в
основании собор с тремя полукруглыми
апсидами.

Уменьшение объемов.
Упрощение конфигурации каменных зданий.
Многоглавые церкви вытеснены одноглавыми.
Храмы строили не по княжескому заказу, а на
средства бояр и купцов или прихожан одной
улицы(уличан).
Упрощение техники строительства и декоративной
отделки позволяли в короткие сроки строить
экономичные сооружения, соответствовавшие
материальным возможностям и эстетическим
представлениям заказчиков.

Характерной чертой, роднящей всю
архитектуру той поры,было
органическое сочетание
архитектурных сооружений с
природным ландшафтом.

Сложился тип храма, при котором
маленькая церковь выглядит
величественной.

Со второй половины
XII в. заметно
ослабевает
византийское
художественное
влияние, что
ознаменовалось
появлением в
древнерусской
архитектуре храмов
башнеобразной формы,
неведомой зодчеству
Византии.
Собор Черниговского монастыря, больше
известный под названием Пятницкой церкви,
один из самых древних памятников архитектуры
Черниговской области, построен в XII в.
Храм похож на крепость -
очень толстые стены, окнабойницы, массивные
колонны. Храм отличается
стремительной удлиненной
композицией, динамично
«взлетая» вверх.
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве
(1425-1427 гг.) - новый тип одноглавого храма башнеобразной
конструкции, со сложным верхом - рядами килевидных закомар
и кокошников, с системой лестниц, ведущих к прекрасно
декорированным перспективным порталам.

Примерами таких построек
являются собор СпасоЕвфросиньева монастыря в
Полоцке (до 1159 г.), собор
Михаила Архангела в Смоленске
(1191 - 1194 гг.) и церковь
Параскевы Пятницы в Чернигове
(конец XII в.). Устремленность
зданий ввысь подчеркивается
высоким стройным барабаном,
вторым ярусом закомар и
декоративными кокошниками у
основания барабана.
1
2
3

Если византийское влияние в XII в. ослабевает, то влияние
романского стиля становится все заметнее.
Оно не затрагивало основу древнерусского храма -
крестово-купольную конструкцию, но сказывалось на
внешнем оформлении храма: группы полуколонн и пилястр,
колончатые пояса на стенах, перспективные порталы и,
наконец, причудливая каменная резьба на внешней
поверхности стен.
Использование элементов романского стиля
распространилось в Смоленском и Галицко-Волынском
княжествах, а затем и в Северо-Восточной Руси.

Именно с XII в. при сохранении общих черт творчества в разных центрах
Руси вырабатывались его местные особенности. Наиболее яркими
примерами расцвета местного зодчества являются владимирский и
новгородский архитектурные стили.

Шедевры строительного искусства Владимиро-Суздальского княжества

Успенский (1158-1161 гг.) и Дмитриевский
(1194-1197 гг.) соборы во Владимире, церковь
Покрова на Нерли (1165 г.) - отличаются
парадностью форм, утонченностью и
легкостью пропорций. Последним
памятником этого стиля («лебединой песней
домонгольской архитектуры») стал
Георгиевский собор Юрьева-Польского
(1230-1234 гг.).

Во ВладимироСуздальском княжестве,
начиная с достаточно
скромных в декоративном
отношении построек Юрия
Долгорукого типа церкви
Бориса и Глеба в Кидекше,
складывалась самобытная,
яркая архитектура,
отличавшаяся особенным
изяществом пропорций и
нарядностью внешнего
декора, в частности,
виртуозной резьбой по
белому камню.

"Золотые ворота" были возведены в
1164 году в западной части
владимирской крепости, на главной
дороге, ведущей в город. Они
служили одновременно и
оборонительным сооружением, и
торжественным въездом.
Белокаменную арку ворот венчала
надвратная церковь с золоченым
куполом. В те времена на
противоположной стороне
владимирской крепости
возвышались, вероятно, столь же
мощные и парадные "Серебряные
ворота". В 1469 году русский зодчий
Василий Дмитриевич Ермолин
подновил надвратную церковь
"Золотых ворот". Позднее храм был
перестроен.

Основание Боголюбова

По легенде, в 1155 году князь Андрей
Юрьевич Боголюбский, уезжая из
Киева во Владимир, взял с собой
икону "Владимирская Богоматерь". В
пути, немного не доехав до
Владимира, везшие образ лошади
стали. На этом месте, при впадении
реки Нерли в Клязьму, князь Андрей
Юрьевич велел поставить церковь
Рождества Богородицы, дворец для
себя и кельи для монахов. Вскоре
поселение разрослось и получило
название Боголюбова. В настоящее
время от дворца в Боголюбове
сохранилась лишь небольшая часть
белокаменных палат – "моленная
палата", соединявшаяся с церковью
Рождества Богородицы и служившая
переходом в храм. "Моленная палата"
– единственный сохранившийся
памятник древнерусского
гражданского зодчества XII века.

Построенный в 1194-1197 годах
при Великом князе Всеволоде
III Юрьевиче Большое Гнездо
каменный одноглавый
Дмитриевский собор во
Владимире хорошо
сохранился до настоящего
времени. По некоторым
предположениям,
неизвестный зодчий,
соорудивший здание, был
близко знаком с собором
Святого Луки в Венеции: он
украсил фасады храма
тождественными
декоративными резными
изображениями людей и
зверей, белокаменным
растительным орнаментом.
На стенах Дмитриевского
собора во Владимире
сохранились фрески,
относящиеся к 1197 году.

Особенно активно каменное
строительство велось во
Владимире.
В строительную артель, кроме
местных мастеров, входили
западноевропейские, присланные
императором Фридрихом
Барбароссой.
Наиболее крупным объектом был
Успенский собор города
Владимира (1158-1160 гг.,
перестроен в 1185-1189 гг.),
отличавшийся как от киевских, так
и от ранних памятников СевероВосточной Руси.
Это белокаменный храм
стройных пропорций и крупных
размеров, украшенный
роскошными резными
перспективными порталами,
аркатурно-колончатым поясом,
сложно профилированными

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во
Владимире
Построенный в 1158-1160 годах по велению
Великого князя Андрея Юрьевича
Боголюбского Успенский собор во
Владимире не сохранился в
первоначальном виде. Храм сильно
пострадал во время пожара 1185 года и в
1185-1189 годах был перестроен.
Впоследствии он не раз перестраивался. В
настоящее время собор пятиглавый, хотя по
первоначальному плану он имел только
одну главу. Внутреннее убранство храма, на
сооружение которого князь Андрей Юрьевич
выделил десятую часть своих доходов,
сверкало золотом, серебром и
драгоценными камнями. Его сравнивали с
легендарным храмом библейского царя
Соломона. В 1408 году собор украсили
фрески прославленных русских мастеров
Андрея Рублева и Даниила Черного. В то
время Успенский собор во Владимире, по
образцу которого был позднее построен
Успенский собор Московского Кремля,
считался на Руси эталоном в архитектуре.

Церковь Покрова Богородицы на Нерли близ Боголюбова

В 1165 году близ Боголюбова, на
берегу реки Нерли, возвели
каменную одноглавую церковь
Покрова Богородицы. Великий
князь Андрей Юрьевич
Боголюбский построил этот храм
после кончины сына в память о
нем и в умиротворение своей
печали. При сооружении церкви
ее фасады украсили
декоративными резными
изображениями людей и зверей.
Такое внимание внешней отделке
стен было уделено едва ли не
впервые на Руси.

Храм стоит на
искусственном
холме высотой 4 м,
некогда
облицованном и
обложенном
белокаменными
плитами. Высота его
стен, равная длине,
дополнялась легкой
главой,
поставленной на
четырехгранный
пьедестал.

Удачно найденные
пропорции, тонкая
многоуступчатая
профилировка
выступающих из толщи
стен лопаток с почти
отрывающимися от них
колонками, резные
изображения под
сводами закомар
делали церковь
нарядной. Впервые в
аркатурно-колончатом
поясе появились
фигурные консоли в
виде львов, барсов,
грифонов, звериных и
женских масок.

Церковь Спаса Преображения в Переславле-Залесском

В 1152 году в
Переславле-Залесском
возвели одноглавую
церковь Спаса
Преображения.
Белокаменный храм,
достроенный в 11571160 годах, отличался
монументальной
массивностью,
отсутствием настенных
украшений и простотой
интерьера.

Демократизм новгородской архитектуры выразился в таких
чертах, как небольшие размеры и простота в оформлении
фасадов.
2
1
Церкви:
1. Благовещенья в
Аркажах (1179 г.),
2. Петра и Павла
(1185 - 1192 гг.),
3. Спаса-Нередицы
(1198 г.);
4. Параскевы
Пятницы (1207 г.)
в Новгороде
3
4

Георгиевский собор Юрьева монастыря близ Новгорода

В архитектурном
ансамбле
расположенного близ
Новгорода Юрьева
монастыря доминирует
каменный трехглавый
Георгиевский собор,
возведенный в 1119-1130
годах русским зодчим
Петром. На стенах храма
сохранились фрески,
относящиеся к XII веку.

Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. 1117 г.

Церковь Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода

В 1198 году близ Новгорода,
на берегу реки Спасовка,
была построена каменная
одноглавая церковь Спаса
Преображения на
Нередице. Храм, сильно
разрушенный в 1941-1943
годах, во время Великой
Отечественной войны,
ныне восстановлен, но
фрески 1199 года на его
стенах почти полностью
утрачены.

Церковь Спаса Преображения Мирожского монастыря в Пскове

В архитектурном ансамбле
псковского Мирожского
монастыря особое место
занимает величественная,
хотя и невысокая,
одноглавая церковь Спаса
Преображения,
возведенная в 1156 году.
Храм был соединен с
колокольней, что было
редкостью для культовой
архитектуры Руси того
периода. В интерьере
церкви Спаса
Преображения Мирожского
монастыря сохранились
фрески, относящиеся к XII
веку.

Памятники архитектурной школы Киевской земли

1
1. Церковь Богородицы
Пирогощи (1131-1136)
на Подоле в Киеве
2. Кирилловская (после
1146)
3. Васильевская (1183)
4. Юрьевская церковь в
Каневе (1144)
3
2
4

Архитектура Черниговской земли

Борисоглебский собор
Церковь Параскевы
Пятницы (Пятницкая)
церковь

Трехнефное
башнеобразное,
устремленное ввысь
однокупольное
здание. Толстые
стены выложены
кирпичом особой
техникой
«в
ящик» (снаружи и
изнутри ряды
кирпичей, а
промежутки между
ними заполнены
раствором).

Аркатурноколончатый поясдекоративный фриз в виде
ряда небольших одинаковых
глухих арок.
Закомара- полукруглое или
килевидное завершение верхней
части стены, соответствующее
форме лежащего за ней свода.
Лопатка- вертикальное
утолщение стены, отвечающее
конструкции здания. Лопатку более
сложной профилировки называют
пилястрой.

Прясло - часть стены
здания от одного членения
пилястры или лопатки - до
другого.
Кокошник – ложная
закомара. Представляет
собой полукружие с
килеобразным повышением
в центре. Кокошник
располагается на стенах,
сводах, у основания шатров
и барабанов глав церковных
зданий.

После монголо-татарского разорения русская
архитектура переживала пору упадка и застоя.
Монументальное строительство прекратилось на
полстолетия, кадры строителей, по существу, были
уничтожены, подорвана и техническая
преемственность. Поэтому в конце 13 века во многом
приходилось начинать сначала.
Строительство теперь сосредоточилось в двух
основных районах: на северо-западе (Новгород и
Псков) и в древней Владимирской земле (Москва и
Тверь).
На смену плинфе пришел дешевый плитняк,
который в сочетании с валунами и кирпичом
формировал неповторимо пластичные силуэты
новгородских построек.

Плинфа – большой плоский
кирпич размером 40x30x3 см.
Раствор, соединяющий ряды
плинфы – смесь извести, песка,
толченого кирпича.
Плитняк - природный грубый
валун, из него без всякой
обработки клали стены.
Белый известняк –
тщательно отесанный в
прямоугольные блоки, легко
поддается обработке,
использовали под резьбу.

В конце 13 века на окраинах Северо –
Западной Руси началось возрождение
русского зодчества.
До наших дней сохранились отстроенные
в 14 веке приходские и домашние храмы
Новгорода и Пскова. Перед лицом
постоянной угрозы вооруженного натиска
Орды с востока и крестоносцев с запада
правители были вынуждены уделять
особое внимание крепостному
строительству. Были сооружены кремли
в Новгороде, Пскове, крепости в Изборске,
Острове, Порхове и др.

Лучшие памятники
зодчества,
отличающиеся
богатством декора,
созданы в первой
половине столетия.
Новгородская церковь Федора
Стратилата на Ручью, 13601361гг.
Церковь Спаса
Преображения на Ильине,
1374г.).
Географическое положение
Пскова, постоянная опасность
нападения Ливонского ордена
обусловили развитие оборонного
зодчества. В 1330 году вблизи
города была построена крепость
Изборск (сооружение
выдержало восемь немецких

Псковские храмы небольших размеров
возводили из местного камня и белили,
чтобы известняк не выветривался. Облик
церквей оживлялся асимметричными
крыльцами, папертями, звонницами, которые
в целях экономии строились без
собственного фундамента и возводились
прямо над фасадом церкви, над папертью.
Вековые традиции, гибкость
архитектурного мышления, практичность
создали заслуженную славу псковским
зодчим и позволили им в дальнейшем
сделать весомый вклад в архитектуру

До конца XV в. - сохранение
особенностей Владимиро-Суздальской
и Новгородской школы. Церковь Федора
Стратилата на Ручье 1360 г.

Архитектуру называют каменной
летописью мира. Действительно,
архитектура – это огромная каменная
книга, на страницах которой
запечатлены эпохи жизни человечества.
Любое архитектурное сооружение несет
на себе печать своего времени…

Москва:
строительство
каменных
Кремлей.
1367 г. - Белокаменный кремль
1382 г. (?) - пострадал;
нуждается в перестройке.
Конец XV в. - Краснокирпичный
Кремль, по форме неправильный треугольник;
окружен Москва-рекой и
Неглинной.

Кремль = парадная резиденция

1479 г. - Успенский собор
Построение
Соборной
площади
Кремля.
1489 г. - Благовещенский собор
1509 г. - Архангельский собор

Грановитая
палата
Марко Руффо, Пьетре и Антонио
Саляри, Алевиз Новый (Миланец),
Аристотель Фиорованти
Рубеж XV - XVI вв.

Конец XV в. – «Русское
возрождение»
1330-е годы –1405/10 г.
Великий художник
Фрески
Византия
Новгород
Москва
Церковь Спаса Преображения на Ильине
улице
Церковь Рождества Богородицы 1395
наиболее
значительный из
всех когда-либо
живших в России
греческих
живописцев
Благовещенский собор 1405
Эмоциональное напряжение, трагизм.
Василий I
Учитель
Андрея
Рублева

Конец XV в. – «Русское
возрождение»
Святой,
иконописец и
живописец.
В 1405 г. совместно с Феофаном Греком и
Прохором с Городца расписал Благовещенский
собор Московского Кремля (фрески не
сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и др.
мастерами - Успенский собор во Владимире
(роспись сохранилась частично)
Ученик
Феофана
Грека
Школа Андрея
Рублева.
Ученики
расписывали
Успенский собор
в Звенигороде,
Троице-Сергиеву
Лавру.

Идеи объединения
Руси и
централизующей
функции Москвы.
Идея
преемственности
Москвы.
Монах Филофей.
«Москва - третий
Рим»

Нил Сорский
Иосиф Волоцкий
Нестяжатели:
Феодосий Косой.
Федор Карпов.
Матвей Башкин.
Иван-Волк
Курицы.
НЕСТЯЖАТЕЛИ (заволжские
ИОСИФЛЯНЕ (осифляне),
старцы), религиозно-политическое
церковно-политическое течение в
течение в русском государстве в
Русском государстве кон. 15 - сер.
кон. 15 - нач. 16 вв. Проповедовали
16 вв. В борьбе с нестяжателями
аскетизм, уход от мира; требовали
отстаивали незыблемость
отказа церкви от земельной
церковных догм, защищали
собственности. Осуждены на
церковно-монастырское
церковном соборах 1503, 1531.
землевладение.

Образование
самостоятельных
иконописных
школ (своя
манера
исполнения и
цветовая гамма) Былом
распространено в
монастырях
Известно более 100
швов
Создание "рисунков
иглой".

В XII - XIV вв. развитие культуры проходило в сложных условиях феодальной раздробленности Руси. В древнерусской культуре этого времени наблюдается все новые успехи. К особенностям культуры этого времени относится появление местных различий в культурной жизни отдельных земель. При наличии общей основы уже в XII веке в обособившихся землях появляются диалекты с местными языковыми особенностями. Появляются местные черты в летописании, архитектуре и живописи. В то же время сохраняются и общерусские начала культуры. К важным центрам древнерусской культуры на юге относились города: Киев, Чернигов, Галич, Холм и др.

Несмотря на феодальную раздробленность, стремление к единству нашло отражение в литературных произведениях XII века. В частности, автор "Слова о полку Игореве" выразил глубокую озабоченность судьбой русской земли, выступил с горячим призывом к князьям прекратить раздоры, объединиться и организовать отпор кочевникам.

В период феодальной раздробленности меняется характер летописания. Возникают новые центры в Чернигове, Холме, Владимире-Волынском и др. Пишутся семейные и родовые княжеские летописи, жизнеописание князей.

В Звенигороде и Бресте найдены берестяные грамоты, а также в некоторых городах бронзовые приспособления для письма на восковых дощечках, что свидетельствует о развитии образования. Образованные люди, знающие иностранные языки работали в княжеских канцеляриях. Они готовили тексты грамот, вели дипломатическую переписку. Сохранились тексты грамот галицко-волынских князей написанные на латыни, с требованием вернуть купцам города Владимира сукно с корабля, который потерпел аварию.

Большого развития достигла архитектура края. Сохранился Успенский собор в городе Владимире (1160 г.). Он повторяет план Успенского собора Киево-Печерской лавры. В городах Галичины началось строительство церквей из белого камня, широко стали практиковать разные орнаменты.

Иконопись развивалась в Галицко-Волынских землях под влиянием Киевской школы. До нас дошла икона богоматери Одигитрии к XIII - XIV вв. (г. Луцк), икона Юрия-змиеборца на черном коне (XIVв.).

Многие ценные памятники этого времени погибли. Но и то, что нам известно говорит о подъеме в культурной жизни народа.

Таким образом, Киевская Русь была страной высокоразвитой культуры. Уже в XIвеке она достигла уровня стран Европы и насчитывала два столетия своей государственности. Период феодальной раздробленности в развитии культуры сопровождался развитием местных стилей в изобразительном и прикладном искусстве, зодчестве и летописании. Завоевание Руси монголо-татарами, хотя и замедлило темпы культурного развития, однако не только не прервало его, но отчасти даже и обогатило. На стыке взаимодействия славянской и тюркской культуры начинают возникать новые явления в языке, быте, обычаях, искусстве, которые особенно ярко проявят себя в последующую эпоху.

Культурные процессы в литовско-польский период украинской истории (сер. XIV – сер. XVII в.В.) План

2. Распространение просвещения и появление высшей школы на Украине.

3. Новые явления в фольклоре и литературе. Развитие художественной культуры

1. Исторические условия развития и формирования украинской культуры. Борьба украинцев против культурной ассимиляции

В сложных исторических условиях проходило развитие украинской культуры в период, который хронологически совпадает с эпохой Возрождения в Западной Европе.

Став частью Речи Посполитой, Украина попала в сферу стимулирующего влияния Запада. В то же время борьба украинцев за сохранение культурной самобытности на долгие века становиться главной темой их истории, их культуры.

В Европе того времени все идейные споры и противоречия, в конце концов, сводились к религии. В Украине это была дискуссия между защитниками православия и приверженцами католичества. Роль православия в общественной жизни украинцев выросла во много раз. При отсутствии государства церковь выступала единственным средством общественного самовыражения и национального единения. Но, украинская церковь в этот период переживала тяжелые времена.

Великие князья литовские, а затем и польские короли пользовались правом патронажа. Более того, они назначали и самого киевского митрополита. Самым страшным порождением патронажной системы была коррупция. При таком положении вещей культурное влияние церкви было весьма ограниченным.

Большую роль в поддержке православия играли Братства – общественные организации купцов, ремесленников и др. слоев украинского общества. Они появились еще в XV веке. Но их роль усиливается особенно во второй половине XVI века в связи с усилившимся притеснением православной религии в Речи Посполитой.

2.Распространение просвещения и появление высшей школы на Украине .

В области образования сохранились традиции Киевской Руси. Школы существовали при больших церквях и монастырях, а также в поместьях крупных магнатов. Постепенно количество школ увеличивалось. Во второй половине XVI в. они действовали во Львове, Ровно, Кременчуге, Заблудове, Владимире-Волынском и в других местах.

С развертыванием реформаторского движения на Украине появляются протестантские школы. В Гоще, Белзе, Львове, Берестечке действовали школы лютеранского и кальвинистского направлений – в основном начальные, но кое-где и средние. После принятия Брестской унии 1596 г. в ряде городов появляются униатские школы. Наиболее многочисленными среди неправославных школ были католические. С 70-х годов XVI в.в на территории Речи Посполитой развернули активную деятельность по созданию школ иезуиты.

Таким образом, в конце XVI в. на Украине действовало большое количество школ, которые отличались уровнем преподавания и религиозной принадлежностью. Они способствовали развитию образования. Вместе с тем униатские и католические школы отстаивали идеологические и политические цели правящих кругов Речи Посполитой. Это понимала украинская общественность. Украинские деятели культуры взялись за организацию отечественных школ, которые бы действовали на национальной основе, а по содержанию и уровню обучения отвечали бы потребностям времени.

В 1576 г. в Остроге на Волыни возник культурно-просветительный центр. Его основателем был князь Острожский – представитель старинного украинского православного рода. Составной частью культурно-просветительного центра стала школа, основанная не позднее 1578 года. Она положила начало новому этапу в развитии школьного образования на Украине. По содержанию образования Острожская школа основала «славяно-греко-латинский тип» школ на Украине. Первым ректором школы был Герасим Смотрицкий.

Новую страницу в истории отечественного образования открыли братские школы. В 1585 году возникает первая на Украине братская школа во Львове. В конце XVI – начале XVII в. такие школы появляются также в Рогатине, Городке, Перемышле, Луцке, Виннице, Немирове, Каменец-Подольском, Киеве и в других городах и селах (всего около 30). Братские школы противостояли полонизации, воспитывая украинскую молодежь в духе патриотизма и уважения к своему народу, отечественной истории, языку, культуре, вере отцов. Значительное место отводилось изучению основ православной религии. Главное внимание уделялось изучению славянского и украинского языков. По традиции изучали греческий язык, латынь. Нелегко приживался в украинских учебных заведениях латинский язык, – поскольку с ним ассоциировалось все католическое, польское. Однако знание латыни – было влиянием времени: без нее невозможно было войти в европейскую культуру и науку. Латинский язык был тогда языком ученых, философов, поэтов, языком преподавания в университетах и международного общения. Да и украинские полемисты, которые готовились в братских школах для квалифицированных, обоснованных идеологических дискуссий, должны были досконально владеть языком противника.

Это обусловило возникновение и развитие на Украине славяно-греко-латинских школ, учащиеся которых изучали языки и овладевали программой «семи вольных наук». Таким образом, начатое в Остроге дело продолжали братские школы.

В 1632 году путем объединения Киевской братской школы (1615 г.) и Лаврской школы (1631 г.) было создано первое высшее заведение на Украине, которое получило название коллегии (коллегиями в Польше называли учебные заведения высшего типа). Называя новую школу коллегией, Петр Могила – ее опекун и наставник – исходил, прежде всего, из уровня образования, который она могла обеспечить. Так был сделан важный шаг в становлении высшего образования в Украине

Просветительская деятельность Могилы не ограничивалась основанием Киевской коллегии. Он возглавлял кружок лаврских ученых, на протяжении 20 лет руководил книгоиздательским делом на Украине, основал школы, типографии в разных украинских городах. Свои произведения Могила большей частью писал простым языком, стремясь донести их содержание до широких народных масс. С его именем связан новый этап в развитии полемической литературы.

Киевская коллегия была высшим учебным заведением гуманитарного типа. Однако несмотря на все усилия Петра Могилы и его последователей, так и не получила от польского правительства статуса академии. И не удивительно, поскольку она не только обучала молодежь высшим наукам, но и готовила идеологов народно-освободительного движения, воспитывала защитников национальной культуры и веры.

Первым официальным документом, который получила Киевская академия в подтверждение статуса высшей школы, была царская грамота в 1701 году.

Определенную роль в развитии образования на Украине сыграл и Львовский университет (1661 г.), хотя это учебное заведение было основано с целью полонизации украинского населения.

2.Новые явления в фольклоре и литературе. Развитие художественной культуры.

В конце XIV – в первой половине XVI ст. развитие народного творчества украинцев происходило на основе древнерусских фольклорных традиций, в условиях борьбы крестьянства и городского населения против феодального гнета и иноземных захватчиков. Вместе с тем новые исторические и общественные условия порождали и новые формы фольклора. Например, обрядовая поэзия в значительной степени освобождалась от культовых элементов. Народным языком создавались сказки, пословицы, поговорки.

Несмотря на преследования со стороны церкви сохранялись народные обряды: колядования, щедрования, праздник Купала. Церковники осуждали эти обряды, вместе с тем пытались приспособить к своим нуждам. Продолжали сохраняться веснянки, русальные обряды и песни. В обрядовой поэзии зарождаются социальные (прежде всего антифеодальные) мотивы и настроения.

В XV веке возникает эпическая поэзия украинского народа – исторические песни и думы. Исполняли их народные певцы – кобзари. Возникновение дум связано с зарождением казачества и восходит своими корнями к героическому эпосу Киевской Руси. Одна из известнейших и наистарейших – «Дума про казака Голоту». Думы и исторические песни-баллады воспитывали в народных массах чувство любви к родине, будили протест против ее врагов и панского гнета, прославляли народных героев. Устное народное творчество сыграло большую роль в формировании и развитии литературы украинского народа.

В летописании XIV - первой половины XVI вв. продолжались традиции Киевской Руси. Важными летописными произведениями этого периода были «Краткая киевская летопись XIV - XV ст.” и так называемые «литовские» или «западнорусские летописи». Краткая Киевская летопись, в которой использовались древнерусские летописи, также дает ценные сведения по истории Украины XIV - XVI вв., в частности о борьбе против крымских татар, литовско-российской войне, описывает действия князя К.Острожского на полях сражений (в частности под Оршей в 1515 г.). Завершается рассказ похвалой Острожскому. В отдельных «литовских» летописях приведены факты про «отъезды» украинских и белорусских феодалов в российское государство. Идея российского летописания об единстве исторического процесса всех восточнославянских земель находили отклик на украинских землях, порабощенных Литвой и Польшей.

В этот период появились также новые церковно-литературные произведения: послания, «слова», жития святых и т.д. Замечательным литературным памятником той эпохи был «Киево-Печерский патерик». Наряду с житием монахов и рассказами о разных чудесах в Киево-Печерской лавре в нем имелось немало фактов из общественной жизни, а также относительно быта монахов. Большое значение имели также сборники житий святых Четьи-Минеи (XV в.).

Одновременно с идеями гуманизма на Украину с Запада пришло течение Реформации. Под его влиянием происходило сближение литературного и народного языка, предпринимались попытки сделать Библию доступной для широких общественных слоев. С этой целью на народный язык переводились книги Священного писания. Например, Пересопницкое евангелие. До нас дошел ряд списков этого Евангелия, украшенного заставками, инициалами, миниатюрами, орнаментом в стиле Возрождения.

Наряду с религиозной начинает развиваться светская литература. Ярким свидетельством этого является сборник «Измарагд», в котором содержалось около ста произведений, написанных в жанре «слово», на морально-бытовые темы: о книжной мудрости, об уважении к учителям, о добропорядочности и грехах, а также о богатых и бедных. В XV в. появляются также переведенные повести об Александре Македонском (Александрия), о Троянской войне и другие. В этих произведениях раскрываются подвиги, мужество и храбрость героев, и одновременно в полной мере изображается реальная действительность того времени, взгляды разных слоев общества на современные или политические явления и события.

Во второй половине XVI века в украинской литературе появляются явления, свойственные литературе Возрождения: - формирование и развитие новых жанров: полемической публицистики, стихосложения, мемуарно-исторической прозы, школьной драматургии.

В 1574 г. во Львове Иван Федоров издал «Апостол» – первую книгу украинского книгопечатания. Глубокий след в украинской литературе оставили произведения представителей полемической литературы Г. Смотрицкого, С. Зизания, Х. Филарета, М. Смотрицкого, З. Копыстенского.

Вершиной полемической литературы было творчество И. Вишенского, который заклеймил измену епископов-ренегатов, выступил с критикой всего политико-государственного строя Речи Посполитой, в защиту прав и человеческого достоинства простого народа.

Религиозная полемика с католицизмом, униатством, протестантизмом отражена в литературе второй половины XVII в. (Л. Баранович, И. Галятовский, Ф. Сафонович, В. Ясинский и другие). Ораторско – проповедническая проза нашла свое дальнейшее развитие в творчестве К.Ставровецкого, автора “Евангелия учительного” (1619 г), Даниил Корсунский в конце XVI в. описал свое путешествие к «святым местам» («Книга беседы о пути иерусалимском»).

Со второй половины XVI в. приобрели популярность новые формы исторической прозы (завещание В. Загоровского, 1577 г; воспоминание о московских событиях 1612 г. Б. Балыки; Острожская 1500 – 1636 гг.; Львовская (1498 – 1649 гг.); Хмельницкая (1636 – 1650 гг.); Густынская (20-е годы XVII в.) летописи и др).

С середины XVI в. берет свое начало украинское книжное стихосложение.

В конце XVI в. – начале XVII в. зарождается драматургия в форме декламаций и диалогов, предназначавшихся для исполнения в братских школах: «На Рождество…» П. Берынды (Львов, 1616 г.) и др.

Освободительная война украинского народа середины XVIIвека идейно и эстетически переориентировали украинскую литературу, сблизили ее с русской литературой. Литература начала освобождаться от религиозной идеологии. В художественных произведениях стали ставиться и решаться актуальные проблемы общественно – политической жизни.

В конце XIV - начале XVI в.в. в творчестве художников прослеживалась более тесная связь с жизнью и интересами народных масс. В искусстве этого времени усилился интерес к человеку, его духовному миру, а также к природе. Украинские художники творчески развивали традиции искусства прошлых веков, обогащали свое мастерство, усваивая достижения художников других стран, в частности прослеживается влияние западноевропейского Возрождения. Достигает расцвета иконопись, сохранившаяся главным образом на западно-украинских землях (Перемышль, Львов и др.). Иконы, расположенные в определенном порядке образовывали отдельную композицию – иконостас. Со временем структура иконостаса усложнилась, он стал неотъемлемой частью интерьера храма.

В украинской иконописи XV – XVI вв. проявляется влияние московской школы («Архангел Гавриил» из села Далява, Львовская область XV в.). Иногда ощутимы готические влияния западной Европы («Петр и Василий» из села Лесятичи, Львовской области XV в.).

Высокую художественную ценность имеют миниатюры рукописных произведений: «Житие Бориса и Глеба», и «Радзивиловская летопись».

Начало книгопечатания способствовало дальнейшему развитию искусства оформлению книги. В художественной культуре второй половины XVI - первой половины XVII вв. происходили существенные изменения содержания и формы, развивались новые жанры искусства (в том числе светские). Появился живописный и скульптурный портрет («Портрет К. Корнякта», начало XVIIв.), надгробие К. Острожского в Успенском соборе Киево – Печерской лавры, 1579 г. Выдающимися художниками этого времени были Ф. Сенькович, Н. Петрахнович, С. Корунка.

Благодаря книгопечатанию одним из ведущих видов графики стала гравюра. Гравюрами (преимущественно на дереве) иллюстрировали книги, изданные в украинский типографиях.

В архитектуре рассматриваемого периода в Украине продолжали развиваться и совершенствоваться традиции древнерусского зодчества. Архитектура этого периода приобретает фортификационный характер, для нее характерны суровость и величие, ограничение декоративных украшений. Вокруг городов возводили крепостные стены, рвы и валы. Планировка улиц была радиальной (Луцк, Меджибож) и радиально – кольцевой (Владимир – Волынский, Путивль), часть городов имела нерегулярную планировку (Киев, Нежин).

Сформировался композиционный центр города: - главная рыночная площадь с ратушей, имевшая высокую башню и собором. Развивалась и деревянная, и каменная архитектура. В первой половине XVIв. в архитектуре появляется новая форма замков – замки-дворцы, в которых жилые помещения размещались по внутреннему периметру дворца. В них строили открытые двухэтажные аркады – галереи с большими окнами; а внешние стены замков носили оборонительный характер и имели бойницы (замок в Бережанах, Тернопольской области, серединаXVIв.).

Строились монастыри – крепости.

В связи с развитием ремесла и торговли разрастались старые и новые города, а в них общественные сооружения – ратуши, дома ремесленных цехов, новые типы двух – трехэтажных жилых домов: на первом этаже размещались лавки, различные мастерские, на верхних этажах – жилые помещения.

На западных землях Украины, находившихся в более тесных отношениях с западной Европой, в архитектуре жилых домов все больше проявлялись формы итальянского Возрождения в своеобразной местной трактовке (например, дом Корнякта, архитектора П. Барбон, 1572 – 1582 гг., Львов). В культовом строительстве распространились храмы, стены которых, сооруженные из белого камня или кирпича не имели украшений (Покровская церковь в Луцке); центрические, так называемые церкви – ротонды (с. Готряни близ Ужгорода); трехнефные церкви с 1, 3, 5-тью куполами (Богоявленская церковь в Остроге).

Новые тенденции появляются в культовой архитектуре. Главными заказчиками на строительство становятся шляхта, городские и сельские общества, чьи вкусы и эстетические идеалы оказали влияние на церковную архитектуру. Сказывались также взаимосвязь с передовой гуманистической культурой западной Европы. Все эти тенденции отразились в строительстве безкупольных храмов. Законченным типом церкви – крепости является Покровская церковь в Суткивцах (XVст.).

После освободительной войны украинского народа наступил новый этап в развитии архитектуры. Наплыв населения на Приднепровье и Слобожанщину вызвало быстрое развитие старых городов (Киев, Чернигов, Переяслав) и возникновения новых (Харьков, Сумы, Ахтырка, Лебедин, Полтава).

В XV–XVIвв. появился новый вид героического эпоса – думы, развивалось кобзарское искусство, инструментальное музицирование среди бандуристов.

В Киево – Могилянской коллегии (с 1701 г. – академия) изучалась нотная грамота, было распространено хоровое пение и игра на музыкальных инструментах, существовали хор и симфонический оркестр. Хоры были также в Черниговском, Харьковском и Переяславском коллегиумах.

В этот период на Украине появились иезуитские школьные театры (Львов, Луцк, Винница и др.). В них ставились драмы, написанные на латинском, а позднее на польском языках.

Таким образом, несмотря на сложные политические условия, тяжелый социальный гнет и религиозное притеснение, культура украинского народа продолжала развиваться. Она, опираясь на древнерусские традиции, достигла успехов во многих сферах.