Лабораторная работа 2 по информатике 1 курс. Упражнения для самостоятельной работы. Лабораторные работы по информатике

(Поток Кбд – 1 курс)

Лабораторная работа 1. Ввод и редактирование в текстовом процессоре Writer (OpenOffice.org) 3

Настройка процессора 3

Набор текста 3

Форматирование 5

Операции поиска и замены 6

Применение стилей 7

Упражнения для самостоятельной работы 8

Контрольные вопросы по теме: 8

Лабораторная работа 2. Встраивание объектов в документ 8

Обзор характеристик операционной системы, целей проектирования и структур. Темы включают параллельные процессы, координацию асинхронных событий, файловые системы, совместное использование ресурсов, управление памятью, безопасность, планирование и проблемы взаимоблокировки. 4 кр.

Коммуникации и сети бизнес-данных

Сосредоточено на создании основных компетенций в области веб-дизайна и разработки. Представляет основы передачи данных и использует подход «снизу вверх» к компьютерным сетям. В заключение предлагается обзор основных концепций безопасности и управления сетью.

Работа с таблицами 8

Создание рисунков и схем 9

Методы встраивания объектов, подготовленных в других приложениях 10

Настройка изображения 11

Редактирование формул 11

Автонумерация объектов 11

Упражнения для самостоятельной работы 12

Контрольные вопросы по теме: 12

Лабораторная работа 3. Подготовка документа к печати 12

Управление проектами информационных технологий

Только один из этих курсов можно пересчитать в соответствии с требованиями степени. кр. Полный обзор принципов, процессов и практики управления проектами программного обеспечения. Студенты изучают методы планирования, организации, составления расписания и управления проектами программного обеспечения. Существенное внимание уделяется оценке стоимости программного обеспечения и управлению программным риском. Студенты получают практические навыки управления проектами и компетенции, связанные с определением программного проекта, созданием коммуникаций проекта, управлением изменениями проекта и управлением распределенными командами и проектами программного обеспечения. 4 кр.

Проверка правописания 12

Установка колонтитулов 13

Создание сносок и концевых сносок 13

Нумерация страниц 13

Контрольные вопросы по теме: 14

Лабораторная работа 4. Вычисления в Calc 14

Использование формул 17

Вставка функций 18

Оформление таблицы 19

Контрольные вопросы по теме: 19

Лабораторная работа 5. Деловая графика 19

Полный обзор принципов, процессов и практики разработки гибкого программного обеспечения. Студенты изучают методы инициирования, планирования и выполнения проектов разработки программного обеспечения с использованием гибких методологий. Студенты получают практические знания о гибких рамках развития и проводят различие между гибкими и традиционными методологиями управления проектами. Студенты учатся применять гибкие инструменты и методы в жизненном цикле разработки программного обеспечения от идеологии проекта до развертывания, включая создание гибкой командной среды, ролей и обязанностей, методов коммуникации и отчетности и принятия изменений.

Построение диаграммы 19

Редактирование диаграммы 20

Упражнения для самостоятельной работы 20

Контрольные вопросы по теме: 21

Лабораторная работа 6. Некоторые функции OpenOffice.org Calc 21

Дата и время 21

Логические функции 22

Математические функции 23

Контрольные вопросы по теме: 24

Лабораторная работа 7. Статистическая обработка данных 24

Также использует руководящие принципы, изложенные Институтом управления проектами для гибкого развития проектов в качестве основы. 4 кр. По мере развития технологий полевая информатика претерпевает большие изменения, а потребность в программном обеспечении увеличивается. Студенты, поступающие в эту область, не должны видеть степень бакалавра в области информатики, как кульминацию исследования в этой области. Скорее, они должны рассматривать его как первый шаг в процессе непрерывного образования, который будет продолжаться до тех пор, пока они предпочитают оставаться в поле.

Числовые характеристики выборки 24

Лабораторная работа 8. Функции, использующие критерии 25

Математические функции. Функция SUMIF (СУММЕСЛИ) 28

Лабораторная работа 9. Обработка списков в CALC 34

Создание списка 34

Сортировка списка 35

Поиск с помощью стандартного фильтра 35

Автофильтрация данных 35

Расширенная фильтрация 36

Цель крупной специализации в области компьютерных наук - предоставить студентам прочную основу, на которой они могут продолжать строить, поскольку полевые изменения. Студенты могут получать инструкции в таких областях, как разработка программного обеспечения и управление проектами, объектно-ориентированное программирование, разработка алгоритмов, операционных систем, систем управления базами данных, нейронных сетей, компьютерной графики, сетевого программирования и т.д.

Курсы по информатике часто принимаются за курсы программирования. В действительности, они требуют гораздо больше, чем обучение и овладение языком программирования. Сердцем разработки программного обеспечения является не язык, а способность определять проблему, анализировать различные компоненты, проектировать и оценивать потенциальные решения, все из которых должны быть масштабируемыми и надежными. Это также должно выполняться при условии, что они подвержены ограничениям и ограничениям, присущим данному компьютеру.

  1. Лабораторная работа 1. Ввод и редактирование в текстовом процессоре Writer (OpenOffice.Org)

      1. Настройка процессора

Загрузите текстовый процессор Writer (OpenOffice.org) используя Пуск / Программы / Writer (OpenOffice.org).

Загрузите справочную систему . Ознакомьтесь со справочной системой: ее структура такая же, как у справки к операционной системе Windows.

Студенты должны понимать, что в промышленности должно быть не просто рабочая программа. Хорошее программное обеспечение должно работать не только, но должно быть полностью документировано, четко написано, легко поддается изменению, чтобы соответствовать изменяющимся и более обширным требованиям, и было разработано для обеспечения стабильности, безопасности и правильности.

Не менее важно, что программа обеспечивает теоретическую базу для информатики и помогает студентам понять, что для компьютерной науки больше, чем для разработки программного обеспечения. Студенты развивают навыки, которые они могут использовать после окончания школы, но они должны быть готовы войти в поле, которое одновременно разнообразно и быстро меняется, и они должны иметь возможность адаптироваться к новым технологиям. Для этого требуется прочная теоретическая основа с пониманием того, как работают компьютеры и как они выполняют задачи, указанные в прикладном программном обеспечении.

Рассмотрите элементы окна Writer. С помощью меню Вид установите режим отображения – Разметка страницы, убедитесь в наличии линеек (при необходимости подключите их, используя меню Вид ). Опробуйте другие режимы отображения как с помощью меню Вид , так и с помощью кнопок в левой нижней части окна: назначение каждой кнопки можно определить по всплывающей подсказке. Проверьте наличие двух панелей – Стандартной и Форматирования. Если установлены другие панели, отключите их (Вид / Панели инструментов). Установите масштаб изображения 100% (Вид / Масштаб / 100% / ОК или поле Масштаб с раскрывающимся списком в стандартной панели инструментов).

Это требует, чтобы студенты думали о том, чтобы писать программное обеспечение и исследовать такие области, как нейронные сети, компьютерная графика, анализ алгоритмов или научные приложения. Эти знания являются важным компонентом профессионального развития, поскольку он дает им инструменты, необходимые им для анализа эффективности и оценки различных вариантов программирования и создания данных, а также для просмотра возможных фьючерсов по мере развития информатики. Недостаточно просто предоставить им навыки, необходимые для входа в профессию вычислителя.

Для установки параметров работы текстового процессора выберите Сервис / Параметры. / OpenOffice.Writer На вкладке Вид проверьте наличие флажков у команд Показывать графические объекты и Всплывающие подсказки , и у всех команд Окна (строка состояния, вертикальная линейка, полоски прокрутки); на вкладке Общие установите единицы измерения – сантиметры, на вкладке Правописание отключите команды Автоматически проверять орфографию и Автоматически проверять грамматику – эти проверки замедляют работу, их можно будет провести, когда документ подготовлен окончательно. На вкладке Сохранение выберите Автосохранение каждые 10 минут . Просмотрите установки на других вкладках. Для реализации сделанных установок щелкните по кнопке ОК.

Каждый студент должен быть готов применить то, что он или она узнал, чтобы адаптироваться к неизбежным изменениям, которые произойдут. Каждый должен также иметь возможность изучать новые идеи и применять их. Выпускники программы «Компьютерные науки» готовы продолжить образование на уровне выпускников или подать заявку на должности начального уровня в промышленности.

У студентов, заинтересованных в вычислении, есть несколько вариантов. Междисциплинарный майор в области компьютерных наук предлагает широкий спектр теоретической и прикладной работы, которая подготавливает инженеров-программистов, готовых выйти на рынок труда или продолжить работу выпускников. Младший специалист в области компьютерных наук предлагает базовые навыки и гибкий подход на высшем уровне, который можно использовать для увеличения многих специальностей, от бизнеса до дизайна и гуманитарных наук.

Параметры страницы настраиваются с помощи меню Формат / Страниц а, где могут быть установлены размер листа и его ориентация, поля и другие параметры. Используя соответствующие вкладки диалогового окна Параметры страницы , установите размер бумаги А4 , ориентация – книжная, поля – по 20 мм со всех сторон, затем нажмите ОК.

Поддержка курсов во всех этих программах перекрывается, чтобы учащиеся могли исследовать свои варианты, не добавляя времени на выпуск. Все зарегистрированные студенты имеют доступ к вычислительным средствам Университета. Лаборатории открыты семь дней в неделю и укомплектованы консультантами, которые оказывают помощь в использовании средств. В классных комнатах также есть сетевые подключения, которые позволяют интегрировать демонстрации программного обеспечения и интернет-приложений с лекциями в классе.

Существует также учебная лаборатория компьютерных наук с 28 рабочими станциями и средствами отображения, которые поддерживают компьютерную науку. Курсы компьютерной науки имеют строгую предварительную структуру. Крайне важно, чтобы учащиеся узнали, какие курсы являются предпосылками для других и когда они предлагаются. Студентам настоятельно рекомендуется поговорить с консультантом в самом начале своей карьеры в колледже.

Лабораторные работы Excel

Лабораторная работа № 1

Создание списка клиентов

Введите список 15 фирм. Фирмы распределите по 5 городам. Набрав первую запись нажмите на кнопку Добавить.
    Форматирование таблицы . Для ячеек I2-I14 задайте процентный стиль (для этого выделите данный диапазон и нажмите на кнопку Процентный формат на панели инструментов Форматирование ).



    Сортировка данных. Необходимовыбрать в меню Данные Сортировка. В диалоговом окне выбрать первый критерий сортировки Код и второй критерий Город и ОК. Фильтрация данных. Выбрать в меню Данные Фильтр/Атофильтр. После щелчка на имени этой команды в первой строке рядом с заголовком каждого столбца появиться кнопка со стрелкой. С ее помощью можно открыть список, содержащий все значения полей в столбце. Выберите название одного из городов в Город. Кроме значений полей, каждый список содержит еще три элемента: (Все), (Первые 10…) и (Условие…). Элемент (Все) предназначен для восстановления отображения на экране всех записей после применения фильтра. Элемент (Первые 10…) обеспечивает автоматическое представление на экране десяти первых записей списка. Если вы занимаетесь составлением всевозможных рейтингов, главная задача которых состоит в определении лучшей десятки, воспользуйтесь этой функцией. Последний элемент - используется для формирования более сложного критерия отбора, в котором можно применить условные операторы И и ИЛИ . Установите курсор в любую заполненную ячейку и выполните следующие действия: в меню Формат Автоформат Список 2 .

Создание списка товаров

Студенты, желающие получить информацию об аттестации учителей, должны обратиться в Управление образования. Клампитт; Профессор; Кандидат технических наук, канд. С. Университет Висконсин-Мэдисон. Введение в историю вычислений, обзор компьютеров, их работу и соответствующих приложений, особенно для создания веб-сайтов.

В этом вводном курсе основное внимание уделяется тому, как работают базы данных и системы баз данных, и как они используются в различных приложениях, управляемых данными. Этот курс охватывает основные знания и навыки, необходимые для планирования, проектирования, контроля и мониторинга услуг и инфраструктуры информационных технологий. Темы включают в себя основы управления активами, предоставления услуг и функциональных операций.

Второй список будет содержать данные о предлагаемых нами товарах.

Лабораторная работа № 2

Лист Заказы

    Переименуйте рабочий лист ЛистЗ на имя Заказы .

    Введите в первую строку следующие данные, которые будут в дальнейшем именами полей:
    А1 Месяц заказа , В1 Дата заказа , С 1 Номер заказа , D 1 Номер товара , Е1 Наименование товара , F 1 Количество , G 1 Цена за ед ., H 1 Код фирмы заказчика ., I 1 Название фирмы заказчика , J 1 Сумма заказа , К1 Скидка(%) , L 1 Оплачено всего .

    Введение в мобильные платформы и приложения. 3 кредита. Внедрение и исследование в мире мобильных вычислений. Каждый студент будет разрабатывать, разрабатывать и создавать собственное приложение. Дискретная математика. 4 Кредиты. Изучение тем в математике, которые не зависят от предельного процесса, в том числе: числовые системы, теория множеств, логика, методы подсчета, матричная манипуляция, рекурсия, математическая индукция, теория графов, рекуррентные отношения и машины конечного состояния. Методы, вычисления и представления данных для облегчения решения проблем вручную и компьютером.

    Для первой строки выполните выравнивание данных по центру Формат Ячейки Выравнивание переносить по словам .

    Выделите по очереди столбцы B, C, D, E, F, G, H, I, J, K, L и введите в поле имени имена Дата, Заказ, Номер2, Товар2, Количество, Цена2, Код2, Фирма2, Сумма, Скидка2 и Оплата .

    Введение в разработку программного обеспечения. 4 Кредиты. Студенты изучат язык, общий для разработки программного обеспечения, и будут внедрены в технологии разработки программного обеспечения. Это включает в себя описание проблемы, дизайн решения, тестирование программы, реализацию, отладку и окончательную документацию.

    Расширенный дизайн программного обеспечения. 4 Кредиты. Он вводит линейные структуры данных и их реализации. Он также разрабатывает парадигму объектно-ориентированного проектирования для включения наследования и полиморфизма. Концепции, связанные с хранением, извлечением и обработкой данных. Акцент делается на разработке программного обеспечения со сложными потребностями поиска данных и нелинейных структур, таких как обобщенные списки, деревья и графики.

    Выделите столбец В и выполните команду меню Формат Ячейки . Во вкладке Число выберите
    Числовой формат Дата , а в поле Тип выберите формат вида ЧЧ.ММ.ГГ. В завершении диалога
    щелкните кнопку ОК.

    Выделите столбцы G , J , L и выполните команду меню Формат Ячейки . Во вкладке Число
    выберите Числовой формат Денежный , укажите Число десятичных знаков равное 0, а в поле
    Обозначение выберите $ Английский (США). В завершении диалога щелкните кнопку ОК .

    Компьютерная графика и анимация. 3 кредита. Использование графического оборудования; построение графических пакетов. Компьютерная архитектура и организация. 3 кредита. Теория языков программирования. 3 кредита. Сравнение нескольких общих языков и обсуждение преимуществ и недостатков компиляции и интерпретации. Обсуждение дизайна и синтаксиса языка, типов данных, переменных, констант, привязки и области действия переменной и обработки данных.

    Передача данных и компьютерные сети. 3 кредита. Обеспечение информации и безопасность. 3 кредита. Изучение основ обеспечения достоверности и безопасности информации. В нем расскажут о соответствующих средствах защиты и стратегиях защиты в свете сегодняшних угроз безопасности и атак. Классовые темы будут сосредоточены на физической безопасности, кибербезопасности, безопасности сети и безопасности программного обеспечения посредством лекций и экспериментов.

    Выделите столбец К и выполните команду меню Формат Ячейки . Во вкладке Число выберите
    Числовой формат Процентный , укажите Число десятичных знаков равное 0. В завершении
    диалога щелкните кнопку ОК .

    В ячейке А2 нужно набрать следующую формулу:

=ЕСЛИ(ЕПУСТО($В2);« »;ВЫБОР(МЕСЯЦ($В2);«Январь»;«Февраль»; «Март»; «Апрель»; «Май»;«Июнь»;«Июль»;«Август»;«Сентябрь»;«Октябрь»;«Ноябрь»;«Декабрь»)) (3.1)

И залить ячейку в желтый цвет.

Формула (3.1) работает следующим образом, вначале проверяется условие на пустоту ячейки А2. Если ячейка пусто, то ставится пробел, в противном случае с помощью функции ВЫБОР выбираем нужный месяц из списка, номер которого определяется функцией МЕСЯЦ.

Для того, чтобы набрать формулу (3.1) выполните следующие действия:

    сделайте активной ячейку А2 и вызовите функцию ЕСЛИ ;

    в окне функции ЕСЛИ в поле Логическое_выражеиие напечатайте вручную $ B2= «», в

поле значепие_если_истина наберите « », в поле значение_еслн_ложь вызовите функцию ВЫБОР;

    в окне функции ВЫБОР в поле значение1 напечатайте «Январь», в поле значение2 напечатайте

в поле номер_индекса и вызовите функцию МЕСЯЦ ;

    в окне функции МЕСЯЦ в поле Дата_как_число наберите адрес $ B 2 ;

    Щелкните кнопку ОК .

    В ячейку Е2 набираем следующую формулу:

=ЕСЛИ($ D2=« »; “ ”;ПРОСМОТР($D2;Номер товара; Наименование товара) (3.2)

Правило набора формулы:
Щелкните в ячейку Е2. Установите курсор на значок Стандартной панели. Откроется окно Мастер функции …, выберите функцию ЕСЛИ. Выполните действия, которые видите на рисунке

Т.е. в позиции Лог_выражение щелкните на ячейку D2 и три раза нажмите на клавишу F4 - получите $D2, наберите =« », клавишей Tab или мышью перейдите в позицию Значение_если_истина и наберите. « », перейдите в позицию Значение_если_ложь – щелкните на кнопку рядом с названием функции и выберите команду Другие функции.. → Категории → Ссылки и массивы, в окне Функции → ПРОСМОТР → ОК→ ОК.

Откроется окно функции ПРОСМОТР . В позиции Искомое_значение щелкните на ячейку D2 и три раза нажмите на клавишу F4 - получите $D2, клавишей Tab или мышью перейдите в позицию Просматриваемый_вектор и щелкните на ярлык листа «Товары », выделите диапазон ячеек А2:А12 , нажмите на клавишу F4, перейдите в позицию Вектор_результатов – еще раз щелкните на ярлык листа «Товары », выделите диапазон ячеек В2:В12 , нажмите на клавишу F4, и ОК. Если выполнили все верно – появится в ячейке # HD .

С


делайте заливку ячейки желтым цветом.

10. В ячейку G 2 набираем следующую формулу:

=ЕСЛИ($ D 2=« »;« »;ПРОСМОТР($ D 2;Номер товара; Цена)) (3.3)

Сделайте заливку ячейки желтым цветом.

11. В ячейку I 2 набираем следующую формулу:
=ЕСЛИ($Н2=« »;« »;ПРОСМОТР($ H 2;Код; Фирма)) (3.4)
Сделайте заливку ячейки желтым цветом.

12. В ячейку J 2 набираем следующую формулу:
=ЕСЛИ(F 2=« »;« »; F 2* G 2) (3.5)
Сделайте заливку ячейки желтым цветом..

13. В ячейку K 2 набираем следующую формулу:
=ЕСЛИ($Н2=« »;« »;ПРОСМОТР($ H 2;Код; Скидка)) (3.6)
Сделайте заливку ячейки желтым цветом.

14. В ячейку L 2 набираем следующую формулу:
=ЕСЛИ(J 2=« »;« »; J 2- J 2* K 2) (3.7)
Сделайте заливку ячейки желтым цветом.

15. Ячейки В2 , D2 и Н2 – в которых нет формул, залить голубым цветом. Выделите диапазон А2 – L 2 и маркером заполнения (черный крестик в правом нижнем углу блока ) протянуть заливку и формулы до 31 строки включительно..

16. Сделайте активной ячейку В2 и протяните вниз маркером заполнения до ячейки ВЗ1 включительно.

17. В ячейку С2 напечатайте число 2008-01, которое будет начальным номером заказа и протяните вниз маркером заполнения до ячейки C З1 включительно.

18. Теперь необходимо заполнить с клавиатуры столбцы В2:В31 , D 2: D 31 и Н2:Н31 . С В2 по В11 набираем январские даты (например, 2.01.08, 12.01.08). С В12 по В21 набираем февральские даты (например, 12.02.08, 21.02.08) и с В22 по В31 набираем мартовские даты (например, 5.03.08, 6.03.08). В D 2: D 31 набираем номера товаров т.е. 101, 102, 103, 104, 201, 202, 203, 204, 301, 302 и 303. Номера могут повторяться и идти в любом порядке, аналогично в Н2:Н31 вводим Коды ваших фирм, которые у вас набраны на листе Клиенты. В столбец F вводим двузначные числа.

19.

(СРСП) Лабораторная работа № 3

Бланк Заказа



    В ячейку Н5 введите запись Код , а в ячейку I 5 поместите формулу
    =ЕСЛИ($ E $3=“ ”; “ ”;ПРОСМОТР($ E $3;Заказ; Код2)) В ячейку С7 введите запись Наименование товара. Ячейка E 7 должна содержать формулу
    =ЕСЛИ($ E $3=“ ”; “ ”;ПРОСМОТР($ E $3;Заказ; Товар2)),
    а ячейкам E 7, F 7, G 7 назначьте подчеркивание и центрирование. В ячейку Н7 введите символ , а в ячейку I 7 – формулу:
    =ЕСЛИ($ E $3=“ ”; “ ”;ПРОСМОТР($ E $3;Заказ; Номер2)) В ячейку С9 введите запись Заказываемое количество. В ячейку Е9 –формулу
    =ЕСЛИ($ E
    $3=“ ”; “ ”;ПРОСМОТР($ E $3;Заказ; Количество)) В ячейку F 9 –запись ед. по цене и выровнять ее относительно центра столбцов F и G . Ячейка Н9 должна содержать формулу
    =ЕСЛИ($ E
    $3=“ ”; “ ”;ПРОСМОТР($ E $3;Заказ; Цена2)),
    этой ячейке следует назначить подчеркивание и денежный стиль. В ячейку I 9 –запись за ед. Введите в С11 текст Общая стоимость заказа , а в Е11 поместите формулу
    =ЕСЛИ($ E
    $3=“ ”; “ ”;ПРОСМОТР($ E $3;Заказ; Сумма)),
    В ячейку F 11 –запись Скидка(%) . Выделите F 11, G 11, Н11 и выполните щелчок по кнопке Объединить и поместить в центре . В ячейку I 11 поместите формулу
    =ЕСЛИ($ E $3=“ ”; “ ”;ПРОСМОТР($ E $3;Заказ; Скидка2)),
    и установите параметры форматирования: подчеркивание и процентный стиль. В ячейку С13 –текст К оплате. А в ячейке D 13 разместите следующую формулу
    =ЕСЛИ($ E $3=“ ”; “ ”;ПРОСМОТР($ E $3;Заказ; Оплата)),
    и установите параметры форматирования: подчеркивание и денежный стиль. В ячейку Е13 введите запись Оформил(а): , выделитеЕ13 , F 13 и задайте центрирование текста. Затем выделите G 13, Н13, I 13 и задайте в них центрирование и подчеркивание. В завершение установите ширину столбцов B и J равной 1,57, выделите B 2- J 14 и задайте обрамление всего диапазона. Теперь в Е3 укажите Номер заказа , и перед печатью бланка свою фамилию .

    Вы с успехом выполнили работу, сдайте ее преподавателю!.

Сводная таблица

Создан список заказов для практического применения и его данные подлежать анализу. Поможет нам выполнить анализ Мастер сводных таблиц.

Сводные таблицы создаются на основе списка или базы данных.




8. Вы с успехом выполнили работу, сдайте ее преподавателю!.

(СРСП) Лаб. № 4. Филиалы

    Создайте рабочую книгу и сохраните ее в своей папке под именем Филиалы(Ваша фамилия). Начнем выполнение примера с создания таблицы и ввода данных о каждом филиале.

    Подготовительный этап. Скопируйте в буфер обмена с листа Товары книги Заказы данные о товарах, их номерах и ценах, т.е. скопируйте диапазон ячеек А1-С12 листа Товары.

    Перейдите к первому листу книги Филиалы и в ячейку А3 вставьте скопированный фрагмент таблицы. В 3 строе в ячейки D 3, E 3, F 3 введите соответственно записи Количество заказов, Проданное количество и Объем продаж . Задайте центрирование текста в ячейках и разрешите перенос текста по словам.

    В ячейку F 4 поместите формулу: =С4*Е4 и скопируйте ее в ячейки F 5- F 14 .

    Введите в ячейку В15 слово Всего: , а в ячейку F 15 вставьте формулу суммы или нажмите кнопку панели инструментов Стандартная. Excel сам определит диапазон ячеек, содержимое которых следует суммировать.

    Таких листов должно быть столько, сколько у вас было городов в листе Клиенты . Мы должны скопировать этот лист 4 раза.

    Для этого установите курсор мыши на его ярлычке и нажмите правую кнопку манипулятора. В контекстном меню выберите команду Переместить/скопировать , в появившемся диалоговом окне укажите лист, перед которым должна быть вставлена копия, активизируйте опцию Создать копию и нажмите ОК . Намного проще копировать с помощью мыши: установите указатель мыши на ярлычке листа и переместите его в позицию вставки копии, удерживая при этом нажатой клавишу [ Ctrl ] .

    Имена рабочих листов соответствуют названиям городов с листа Клиенты , например, Алматы, Астана, Шымкент, Актау, Караганда или другие названия. Введите название филиала, соответствующего названию листа и в ячейку А1 данного листа.

    Дополните лист Заказы еще одним столбцом. В ячейку М1 введите слово Город. В ячейку М2 введите формулу =ЕСЛИ(ЕПУСТО($ H 2);“ ”;ПРОСМОТР($ H 2;Код; Город)) , протяните эту формулу до строки 31 этого столбца.

    Выбрать в меню Данные Фильтр/Атофильтр. Выберите в столбце Город первый филиал. Данные столбца Количество листа Заказы будут внесены вами в столбец Проданное количество листа книги Филиалы, в строки соответствующие номерам товаров. Если проданы товары с одним номером в разные месяцы, то берется их суммарное количество. И так заполняются листы всех городов.

    Консолидация данных. Скопируйте с первого листа книги Филиалы диапазон А3-В14 , перейдите в 6 рабочий лист и вставьте в ячейку А3 .

    Приступаем к консолидации. Установите указатель ячейки в С3 и выберите в меню Данные Консолидация.

    В списке Функции следует выбрать элемент Сумма. Укажите в поле ввода Ссылка диапазон ячеек, данные которых должны быть подвергнуть процессу консолидации. Удобно отмечать диапазон ячеек с помощью мыши.

    Установите курсор ввода в поле Ссылка , выполните щелчок на ярлычке первого города, например –Алматы , выделить диапазон ячеек D 3- F 14 и нажать кнопку Добавить окна Консолидация . В результате указанный диапазон будет переставлен в поле Список диапазонов.

    Затем переходите на лист второго города. Диапазон указывается автоматически, нажимаете на кнопку Добавить и так 5 раз.

    Если верхняя строка и (или) левый столбец содержат заголовки, которые необходимо скопировать в итоговую таблицу, следует активизировать соответствующие опции в группе Использовать метки. Поскольку в нашем примере верхняя строка содержит заголовки столбцов, нужно активизировать опцию В верхней строке.

    Если между исходными данными и данными консолидированной таблицы должны быть установлены динамическая связь, включите опцию Создавать связи с исходными данными.

    Кнопку Обзор следует использовать для выбора файла, который содержит консолидируемые данные.

    Нажмите кнопку ОК.

    В ячейку А1 введите название новой таблицы Итоговые данные.

    Введите в ячейку В70 значение Всего: , а в Е70 - и нажмите на клавишу [ Enter ]

    Теперь приступаем к определению доли от общей прибыли суммы, вырученной от продажи каждого товара. Введите в F 9 формулу = Е9/$ E $70 и скопируйте ее в остальные ячейки столбца F (до ячейки F 70) .

    Отформатируйте содержимое столбца F в процентном стиле. Полученные результаты позволяют сделать выводы о популярности того или иного товара.

    При консолидации данных программа записывает в итоговой таблице каждый элемент и автоматически создает структуру документа, что позволяет добиться представления на экране только необходимой информации и скрыть ненужные детали. Слева от таблицы отображаются символы структуры. Цифрами обозначаются уровни структуры (в нашем примере – 1 и 2). Кнопка со знаком плюс позволяет расшифровать данные высшего уровня. Нажмите, например, кнопку для ячейки А9 , чтобы получить информацию об отдельных заказах.

    Скопируйте формулу из F 9 в ячейки F 4- F 8.

Цифры в превращаются в Диаграммы

    Подготовительная работа. Поскольку для каждой диаграммы нужна собственная таблица, создадим новую сводную таблицу на основе данных листа Заказы одноименной книги Заказы. Откройте ранее созданную книгу Заказы. Создайте новую книгу и присвойте ее первому листу имя Таблица . Этот лист будет содержать числовой материал для диаграммы. Поместите указатель в ячейку В3 и выберите меню Данные Сводная таблица. Выберите первый способ расположения данных – В списке или базе данных Microsoft Excel – нажмите кнопку Далее. На втором шаге поместив курсор ввода в поле Диапазон следует с помощью меню Окно перейти в рабочую книгу Заказы и в рабочем листе Заказы и выделить диапазон A 1- L 31 . После нажимаем на кнопку Далее . Следует определить структуру сводной таблицы. Поместите в область строк кнопку Наименование товара , а в область столбцов – кнопку Месяц . Сумма будет вычисляться по полю Сумма заказа, т.е. переместите эту кнопку в область данных . Нажмите кнопку Готово . Выделите диапазон B 4- F 14 . Если вы выделяете диапазон ячеек с помощью мыши, начните выделение с любой крайней ячейки диапазона за исключением ячейки F 4 , которая содержит кнопку сводной таблицы. Щелкните на кнопке Мастер диаграмм в панели инструментов Стандартная. На первом шаге укажите тип диаграммы, нажмите на кнопку Далее. На втором шаге подтвердите диапазон =Таблица!$ B $4:$ F $15. На третьем шаге указываете параметры диаграммы (Заголовки, Оси, Легенды и т.д.). Название диаграммы введите Объем продаж по месяцам, Категории (Х)- Наименование товара иЗначение( Y ) Объем продаж(USD ) . Внесенные изменения сразу отразятся на изображении в поле Образец, нажмите на кнопку Далее. Нажмите на кнопку Готово.