Петр I утвердил "Табель о рангах" - роспись военных и гражданских чинов Российской Империи. Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных

Введение


«Табель о рангах» представляет собой не просто исторический документ, некогда выпущенный в России и служивший основой для классификации и регламентации государственных служащих, но и основой для дальнейшего развития важнейшей идеи о рациональной регламентации государственного управленческого аппарата.

«Табель о рангах» - закон о порядке государственной службы в Российской Империи, соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства. Его изучение для понимания эволюции государственной службы имеет неоценимое значение. В частности, появление «Табели о рангах» стало важной вехой в развитии государственной службы в России, поскольку была окончательно отменена пагубная система местничества и открыт доступ на высокие посты людей незнатного происхождения.

Важность изучения «Табели о рангах» и ее роль в Российской империи подчеркивается тем обстоятельством, что она, хотя несколько раз реформировалась в свете новых веяний времени, просуществовала, тем не менее, вплоть до 1917 года.

Целью данной работы является изучение «Табели о рангах», принятой Петром I.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

выявить предпосылки создания «Табели о рангах»;

изучить историю создания;

рассмотреть ее особенности.


1. Предпосылки принятия «Табели о рангах»


В начале своего царствования, Петр I столкнулся с медлительной, нерешительной бюрократией - боярской думой и приказами. Деятельность приказов и боярской думы была запутанной и малоэффективной для продуктивного управления страной. Между старым, родовитым боярством и служивыми людьми - дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, т.к. они все были феодалами - крепостниками. Такое положение дел привело к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни.

Для выполнения выше перечисленных задач Петр I провел много государственно-административных реформ (рисунок 1).


Рисунок 1 - Государственно - административные реформы Петра I


Важнейшим итогом и, вместе с тем, законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра в области гражданской, военной и судебной администрации явилась знаменитая «Табель о рангах» (1722г.).

Таким образом, в основе причин издания «Табели о рангах» лежали потребности социально-политического характера. С одной стороны, повлияло усложнение социальной структуры общества, в связи с чем уже на рубеже XVII и XVIII вв. потребовалось выделение государственной службы в самостоятельную сферу деятельности для обеспечения ее относительной независимости, а вместе с тем - создание особой, профессионально, социально и корпоративно выделенной группы государственных служащих. С другой стороны - усиление государственно-правовых начал в деятельности государственной власти (когда юридический инструментарий ее политики приобретал системообразующее значение в создании государственных управленческих структур) и повышение роли законов как актов оформления политической воли монарха и главного источника права, которые должны были выполняться всеми подданными независимо от положения в сословной и служебной иерархии.


2. История создания «Табели о рангах»


История разработки этого важнейшего документа отражает опыт законотворческой деятельности Петра I и его ближайшего окружения.

Разработка Табели продолжалась около трех лет - с конца сентября 1719 г. До утверждения Петром I окончательной редакции 24 января 1722 г. С.М. Троицкий, подробно изучавший историю подготовки этого документа, выделил четыре этапа работы над ним:

Подготовка первой редакции Табели в Коллегии иностранных дел А.И. Остерманом (конец сентября 1719 г. - октябрь 1720 г.).

Создание второй редакции проекта Петром I (январь 1721 г.).

Обсуждение второй редакции «Табели о рангах» в Сенате, Военной и Адмиралтейской коллегиях (февраль - октябрь 1721 г.).

Завершение Сенатом окончательной редакции «Табели о рангах» (январь 1722 г.).

Считается, что основным разработчиком Табели был А.И. Остерман.

Источниками Табели послужили сведения о чинах в Австрии, Англии, Венеции, Дании, Испании, Речи Посполитой, Пруссии, Франции и Швеции. При этом особое внимание уделялось соотношению чинов военной, придворной и гражданской служб.

Наибольшее влияние на подготовку «Табели о рангах» оказали законодательства Пруссии, Дании и Швеции. Причиной этого стала близость политического и социально-экономического развития России и скандинавских государств. Система шведских чинов содержалась в уставах короля Карла XII 1696 и 1705 г.г. В этих документах содержался перечень военных, морских и гражданских чинов, содержащий 40 рангов. За перечнем помещались 5 статей, в которых излагались основные принципы чинопроизводства. Правом выдачи патента на чин обладал лишь король.

Датская система чинов закреплялась регламентами короля Христиана V 1699 г. и его сына Фредерика IV 1717 г. 103 чина датского королевства были разбиты на 9 классов (степеней) дворцового, военного и государственного управления. Интересным отличием от других европейских документов было то, что в этих регламентах были перечислены женские ранги. В пяти статьях, следовавших за росписью чинов и рангов, содержалось принципиально важное постановление потомственного дворянства лицам, дослужившимся до должности трех высших степеней.

Таким образом, видно, что шведские уставы и датские регламенты имели сходную структуру текста: вначале систематизированный перечень чинов, затем статьи, устанавливающие принципиальные нормы чинопроизводства в государстве. Структура проекта «Табели о рангах» была аналогичной.

Из «Королевского прусского учреждения о степени» 1705 г. А.И. Остерман позаимствовал наименование придворных чинов, так как быт царского двора тоже европеизировался.

Кроме зарубежных источников при подготовке нового закона учитывались и уже принятые российские законы. К моменту составление проекта Табели уже в основном сложилась номенклатура российских гражданских чинов. Указ Сенату от 11 декабря 1717 г. «О штате коллегий и времени открытия оных» содержал «Реестр людям в коллегиях», где назывались должности президентов, вице-президентов, советников, асессоров, секретарей, нотариусов, актуариусов, регистраторов, рентмейстеров, переводчиков. В «Инструкции или наказе воеводам» в январе 1719 г. содержался подробный перечень должностей губернского управления. В Генеральном регламенте перечислялся не только штат канцелярских служащих, но и определялись их должностные обязанности. Таким образом, свыше 90% названий должностей государственного управления, включенных в проект, уже были обозначены в официальных документах.

Проект, составленный А.И. Остерманом, включал две части: «Объявление о рангах» и пояснение к нему из 14 статей. Автор не включил в проект воинские и морские чины. Всего вошли назначения 147 должностей придворного (44) и гражданского (103) штатов. При этом важно отметить, что среди цивильного штата преобладали должности нижнего и среднего звена чиновничества (80 из 103). В «Объявлении» были подробно перечислены должности секретарей, актуариусов, архивариусов, переводчиков, нотариусов, камериров, канцеляристов, копиистов, вахмистров.

Статьи во многом повторяли содержание шведских, датских и прусских источников, но были уточнены и отредактированы.

В подготовке Табели активное участие принимал сам Петр I. в результате работы царя в январе - феврале 1721 г. возникла новая редакция, существенно отличавшаяся от первоначального проекта. Прежде всего, это было связано с необходимостью введения в Табель армейских и морских чинов. Петр не согласился с тем, что в проекте на первом месте стояли придворные штаты, что принижало гражданскую службу. Включив в Табель воинские чины, Петр I поставил гражданские и придворные чины в зависимость от их системы

Отдельные изменения и дополнения были внесены в статьи. Наиболее существенным дополнением стало увеличение количества рангов, дающих право на потомственное дворянство. Он распространил его на чиновников 7-го и 8-го классов. Петр стремился привлечь молодых людей к государственной службе, сделать ее престижной. Это решение открывало возможность вступления в состав привилегированного сословия выходцам из низших социальных слоев.

Кроме того Петр I вводит новую статью, подтверждающую именной Указ от 16 января 1721 г. о получении потомственного дворянства лицам, дослужившимся до первого обер-офицерского чина. Этим закреплялся приоритет военной службы над гражданской. В армии потомственное дворянство получали с14-го ранга, а в гражданских учреждениях - с 8-го. Чиновники 14 - 9-х классов получали личное дворянство.

Работа была завершена в начале 1721 г. 1 февраля Петр подписал этот акт, но, придавая ему большое значение, распорядился: «Сие не публиковать и не печатать до сентября месяца, дабы еще осмотреться, ежели что переменить, прибавить или убавить, о чем надлежит в Сенате во время сей отсрочки думать: так ли быть всем чинам или которые переменить и как? И свое мнение к сентябрю изготовить, а особливо о тех чинах, статских и дворовых, которые от ранга генерал-майора и ниже». Мнения о Табеле были затребованы не только от Сената, но и от Военной и Адмиралтейской коллегий.

Параллельно с обсуждением в Сенате и коллегиях Петр I продолжал работать над проектом и подготовил несколько вариантов крайне важной статьи закона устанавливающей порядок чинопроизводства дворян на штатской службе в зависимости от выслуги и образования. Она логически продолжала нормы, введенные Генеральным регламентом в статье «О молодых людях для обучения при канцелярии». Здесь четко прослеживалась мысль о невозможности усвоения тонкостей управленческого мастерства, минуя обучение в канцелярии. Обучение канцелярской работе, последующая работа в государственных учреждениях провозглашались достойными даже для представителей знатных дворянских семей. Необходимость привлечения квалифицированных кадров в гражданскую службу требовала создания новых стимулов. Это послужило причиной подготовки статьи об организации подготовки дворян к государственной службе в гражданских учреждениях.

После внесения необходимых изменений с учетом мнений Сената и коллегий в январе 1722 г. проект был вынесен на окончательное обсуждение в Сенат. Петр активно участвовал в обсуждении.Вероятно, именно ему принадлежит авторство окончательного заголовка закона, достаточно пространного, но максимально отражающего его суть: «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины, те имеют по старшинству вступления в чин между собою, однако же воинские выше прочих, хотя бы старее кто в том классе пожалован был».

Итак, издание «Табели о рангах» явилось результатом напряженной, более чем двухлетней законотворческой работы. Она проводилась под руководством и при непосредственном участии Петра I. Были привлечены наиболее значительные фигуры, влияющие на внутреннюю и внешнюю политику страны.


3. Описание «Табели о рангах»


Закон 4 февраля (24 января) 1722 года состоял из расписания новых чинов по 14 классам или рангам и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. К каждому классу порознь были приписаны вновь введённые воинские чины (в свою очередь подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, флотские), гражданские и придворные.

Князья императорской крови имеют при всяких случаях председательство над всеми князьями и «высокими служителями российского государства». За этим исключением, общественное положение служащих лиц определяется чином, а не породой.

За требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и официальных собраниях полагается штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого; одна треть штрафных денег поступает в пользу доносителя, остальное - на содержание госпиталей. Такой же штраф полагается и за уступку своего места лицу низшего ранга.

Лица, состоявшие на иноземной службе, могут получить соответствующий чин не иначе как по утверждению за ними «того характера, который они в чужих службах получили». Сыновья титулованных лиц и вообще знатнейших дворян хотя и имеют в отличие от других свободный доступ к придворным ассамблеям, но не получают никакого чина, пока «отечеству никаких услуг не покажут, и за оные характера не получат». Гражданские чины, как и военные, даются по выслуге лет или по особенным «знатным» служебным заслугам.

Каждый должен иметь экипаж и ливрею, соответствующие своему чину.

Публичное наказание на площади, а равно и пытка влекут за собою утрату чина, который может быть возвращён лишь за особые заслуги, именным указом, публично объявленным.

Замужние жены «поступают в рангах по чинам мужей их» и подвергаются тем же штрафам за проступки против своего чина.

Девицы считаются на несколько рангов ниже своих отцов.

Все, получившие 8 первых рангов по статскому или придворному ведомству, причисляются потомственно к лучшему старшему дворянству, «хотя бы и низкой породы были»; на военной службе потомственное дворянство приобретается получением первого обер-офицерского чина, причём дворянское звание распространяется только на детей, рождённых уже по получении отцом этого чина; если по получении чина детей у него не родится, он может просить о пожаловании дворянства одному из преждерождённых его детей.

Чины делились на обер-офицерские (до IX класса, то есть капитана/титулярного советника включительно), штаб-офицерские и генеральские; чины высшего генералитета (первых двух классов) выделялись особо. Им полагалось соответственное обращение: «ваше благородие» для обер-офицеров, «ваше высокоблагородие» для штаб-офицеров, «ваше превосходительство» для генералов и «ваше высокопревосходительство» для первых двух классов. Чины V класса (бригадира/статского советника) стояли особняком, не причисляясь ни к офицерским, ни к генеральским, и им полагалось обращение «ваше высокородие».

Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном - переходе в высшее дворянское сословие. Уже14-йкласс «Табеля» (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином8-гокласса - коллежский асессор, а чин коллежского регистратора -14-йкласс - давал право лишь на личное дворянство).

Место чина в служебной иерархии связано было с получением (или неполучением) многих реальных привилегий. По чинам, к примеру, давали лошадей на почтовых станциях.

При получении лошадей на станциях существовал строгий порядок: вперед, без очереди, пропускались фельдъегеря со срочными государственными пакетами, а остальным давали лошадей по чинам: особы I-III классов могли брать до двенадцати лошадей, с IV класса - до восьми и так далее, вплоть до бедных чиновников VI-IX классов, которым приходилось довольствоваться одной каретой с двумя лошадьми.

По чинам же в XVIII веке слуги носили блюда на званых обедах, и сидевшие на «нижнем» конце стола гости часто созерцали лишь пустые тарелки.

В качестве внешнего элемента, объединяющего все виды службы, были мундир и шинель (в зимнее время). При этом чиновников разных ведомств можно было различить и по пуговицам, и даже «с изнанки»: сановники первых пяти классов имели цветную подкладку шинелей, цвет которой зависел от ведомства: в телеграфном - желтая, путейском - зеленая, внутренних дел - красная и т.д. Существовало семь вариантов форменной одежды - летняя, дорожная, будничная, особая, обыкновенная, праздничная и парадная - и подробное расписание, что в какие дни надлежит носить. Ношение мундиров было обязательным. Помимо перечисленного Петр I установил даже то, что первые пять чинов должны приобретать материал для мундира по четыре рубля за аршин, следующие три по три рубля, остальные - по два рубля.

Представим «Табель о рангах» в таблице 1.


Таблица 1 - «Табель о рангах»

Существовали также следующие военные чины и звания:

Военные чины выше табели о рангах: генералиссимус

Воинские звания ниже табели о рангах:

Подпрапорщик, подхорунжий; портупей-прапорщик (в пехоте), портупей-юнкер (в артиллерии и лёгкой кавалерии), фанен-юнкер (в драгунах), эстандарт-юнкер (в тяжёлой кавалерии).

Фельдфебель, вахмистр, кондуктор.

Старший строевой унтер-офицер (до 1798 сержант, боцман).

Младший унтер-офицер (до 1798 младший сержант, капрал, боцманмат).

«Табель о рангах» представляет собой некую пирамиду чинов или как ее еще называют «лестница чинов». Покажем это на рисунке 2.

графический аналогия табель ранг

Рисунок 2 - Графическая аналогия « Табеля о рангах»


Из рисунка 2 видно, что у пирамиды 14 ступеней, численно совпадающих с четырнадцатью уровнями гражданских и военных чинов. В целом «лестница чинов» отражает идею соподчиненности от единого «высшего начала» вплоть до 14-го уровня вниз. Это соответствует уровням - от первого высшего - Канцлера (штатская должность) или Фельдмаршала (военная должность) вплоть до 14-го низшего уровня - Коллежского регистратора (штатская должность) или Фендрика (военная должность). С увеличением «номера» должности в «Табеле о Рангах» - растет и количество носителей данной должности.


4. Эволюция «Табели о рангах»


Потомки Петра отошли от его замысла. После смерти Петра I старинные роды восстановили свои утраченные позиции, к концу царствования Петра II кумовство расцвело снова.

Быть дворянином стало очень выгодно. Помимо статуса, дворянство давало множество привилегий. Право владения имением и крепостными (до 1861 года). Свободу от обязательной службы (в 1762-1874 была введена всесословная воинская повинность). Свободу от земских обязанностей (до второй половины 19 века). Право получения образования в Пажеском корпусе, Императорском Александровском лицее, Императорском училище правоведения. Право ношения шпаги. Титул «Ваше благородие». Право иметь родовой герб. С 1785 по 1863 году дворян нельзя было подвергать телесным наказаниям.

Дворяне получали одну льготу за другой:

с 1731 помещики собирали подушную подать с крепостных;

манифест Анны Иоанновны от1736 года ограничил срок службы дворян 25 годами;

с 1746 года Елизавета Петровна запретила всем, кроме дворян, покупать крестьян и землю;

в 1754 году учрежден Дворянский банк, который выдавал кредиты до 10 000 рублей (огромнейшие по тем временам деньги) под 6 процентов годовых;

18 февраля 1762 года Петр III подписал Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству - и освободил его от обязательной службы. В течение 10 лет после Манифеста из армии в отставку вышло 10000 дворян;

в 1775 году Екатерина Великая передала власть на местах дворянству, введя должность уездного предводителя;

«Жалованная грамота дворянству» от 21 апреля 1785 года окончательно освободила дворян от обязательной службы и сформировала дворянское самоуправление на местах. Дворяне стали отвечать за набор рекрутов и сбор налогов с крестьян. Но, самое главное, было введено самоуправление на местах, и оно стало сословным.

Поэтому быть дворянином было выгодно во всех отношениях. К концу царствования Екатерины Великой идея «Табеля о рангах» была сведена на нет. Манифест от 11 июня 1845 года внес в Табель поправку: только 8-й чин (майор, до которого было очень тяжело дослужиться) мог дать военному потомственное дворянство.

Указ от 9 декабря 1856 года сделал получение потомственного дворянства личными достижениями фактически невозможным: теперь потомственным дворянином становился лишь тот, кто дослужился до 6-го класса воинской службы (полковник, простому человеку стать им было нереально) или до 4-го класса гражданской (действительный статский советник: не дворянин им стать не мог). В 1917 году Табель перестал существовать.

В 2003 году был принят Федеральный закон «О системе государственной службы в РФ». Он также включает в себя три вида «государевой службы»: военную, правоохранительную, федеральную государственную гражданскую.

В современной российской армии тоже 14 званий - негласная традиция петровской Табели о рангах. В Советской армии в 1943 году были введены погоны и воинские звания - их также было 14.

В правоохранительной службе (в разных ее ведомствах) - от 10 до 16 чинов.

В федеральной государственной гражданской службе (с 2005 года) - 15 чинов.

Так что и в наше время существует Российская «Табель о рангах», унаследовавшая форму закона Петра Великого.


Заключение


«Табель о рангах», является особым правовым явлением в истории России. При создании документа разработчики опирались на русскую практику, челобитные (просьбы-предложения разных органов и лиц) и иностранное законодательство. Если Судебники 1497 и 1550 г.г. были сугубо русским творением, основанным на традициях, идущих от Русской Правды и более древних источников, то Табель представляет документ, составленный на базе изучения и заимствования опыта законодательства европейских абсолютистских государств. Однако именно анализ русского опыта организации государственной службы при составлении «Табеля о рангах» стоял на первом месте.

Принятие «Табели о рангах» имело следующие последствия:

в формировании государственного аппарата утвердилось бюрократическое начало, приоритет составляли профессиональные качества, личная преданность, выслуга, вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти и руководства в деятельности точными предписаниями закона, регламента, инструкции;

в работе государственных органов появились требования к профессионализму, специализации, нормативности; оформился принцип выслуги как ступни карьеры служащего;

были выделены военная, гражданская и придворная службы, при этом все обязаны были служить императору, и даже придворная служба, вызванная исключительно потребностями императора и членами его семьи, рассматривалась в качестве службы Отечеству.;

подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом степень квалификации служащих определялась не только чином, но и специальным образованием.

Формирование единой государственной службы способствовало укреплению Российского государства, стало условием и фактором ее дальнейшего существования, укрепления и развития.

Таким образом, сложно преувеличить то значение, которое оказала «Табель о рангах» на формирование гражданского управления в целом. В настоящее время существуют тарифные сетки, которые по форме и содержанию информации перекликаются с документами, созданными почти триста лет назад.


Список использованных источников


1. Административные Реформы Петра I: ote4estvo.ru

История развития государственной службы в России: panov.in

Как Петр I боярам свинью подложил: pravda.ru

Кречетников А. «Вертикали власти» - 290 лет: bbc.co.uk

. «Табель о рангах» и его значение: 0zd.ru

. «Табель о рангах» Петра I: teachpro.ru

. «Табель о Рангах» царя Петра I в матрице Мироздания: amenra.ru

04.02 - Петр I ввел «Табель о рангах»: e-teatch.ru

ено н


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

– специальный законопроект, регулирующий порядок государственной службы в Российской Империи.

Табель о рангах был утвержден 24 января 1722 года императором Петром 1 и просуществовал вплоть до ноября 1917 года (на некоторых территориях до ноября 1922 года); за это время табель регулярно пополнялся новыми сведениями и дополнялся в соответствии с военными реалиями.

Основная идея табеля о рангах заключалась в грамотном описании и систематизации всех существующих в империи чинов. Для этого они все были описаны, соотнесены по старшинству и расположены в четкой последовательности.

История создания табеля о рангах Российской Империи

Идея принятия подобного закона принадлежала самому Петру, который лично принимал участие в составлении табеля. В качестве основы и образца были взяты аналогичные законопроекты Франции, Пруссии, Швеции и Дании. После создания черновика, Петр лично редактировал его и велел передать на рассмотрение Сената, а затем Военной коллегии и Адмиралтейской. Несмотря на то, что эти инстанции внесли некоторые замечания касательно текста законопроекта, табель о рангах остался практически неизменным и вскоре был принят.

В широком смысле петровский табель о рангах 1722 года представлял собой документ, в котором последовательно по рангам были описаны все чины, существующие на данный момент в России, а также сведения о заработных платах, обязанностях и правах, штрафах и многом другом.

Все чины делились на три типа – военные, статские и придворные – а затем разделялись на четырнадцать классов. Изначальный документ содержал описание 263 должностей, некоторые из которых позднее были упразднены.

Особо важным в документе было то, что чины не просто описывались, а сравнивались между собой. В частности, равными по рангу были следующие чины: гражданская служба – тайный советник, придворная служба – обер-шталмейстер. Отдельно были представлены военные чины (которые имели некоторое преимущество над гражданскими), которые также делились по родам войск. Чины присваивались не только мужчинам, но и женщинам, находящимся на службе при дворе.

Военные чины ставились выше на ранг, нежели гражданские и придворные, что позволяло военным быстрее продвинуться по карьерной лестнице и иметь шанс стать высшим дворянином гораздо раньше.

Табель о рангах царской России содержал подробные сведения о праве наследования, продвижения по службе и даже о необходимом обращении к чиновнику того или иного ранга. Все это было создано для того, чтобы облегчить государственную службу и создать четкую систему управления чиновничеством в Российской Империи.

Значение табели о рангах

Появление подобного документа существенно изменило государственное устройство. Старорусские чины не были упразднены, но прекратили жаловаться, что означало окончательное удаление современной России от порядком Московской Руси.

Наиболее заметные изменения произошли среди дворян. С новым документом первостепенное значение в положении дворянина стала иметь личная выслуга, а не родословная или выслуги отца и рода в целом, что также значительно меняло старый, принятый еще со времен Киевской Руси, уклад жизни. Начали появляться новые дворяне, что привело к расколу дворянства наличное и потомственное, причем каждый из новоявленных классов имел свои преимущества.

Также произошло окончательное разделение службы на военную, гражданскую и придворную.

Новый табель и, соответственно, новый порядок продвижения по службе и получения титулов (не родовой или сословный) давал возможность даже бедным молодым людям из низших сословий заработать хорошее место и пробиться в более высокие сословия.

На сегодняшний день в современной России существует аналогичный документ, описывающий должности военной службы.

Цитата : «Табель о рангахъ всѣхъ чиновъ, воинскихъ, статскихъ и придворныхъ, которые въ которомъ классѣ чины; и которые въ одномъ классѣ» — Пётр I 24 января 1722 г.

История создания

Пётр лично принимал участие в редактировании закона, в основу которого легли заимствования из «росписаний чинов» французского , прусского , шведского и датского королевств. Собственноручно исправив черновой проект, Пётр подписал его 1 февраля 1721 года , но повелел перед опубликованием внести его на рассмотрение Сената . Кроме Сената, табель о рангах рассматривалась в военной и в адмиралтейской коллегии, где был сделан ряд замечаний о размещении чинов по рангам , об окладах жалованья, о введении в табель и древних русских чинов и об устранении пункта о штрафах за занятие в церкви места выше своего ранга. Все эти замечания были оставлены без рассмотрения. В окончательной редакции табели о рангах принимали участие сенаторы Головкин и Брюс и генерал-майоры Матюшкин и Дмитриев-Мамонов .

Рис. 1. Фрагмент документа Табели о рангах.

Пётр I Вели́кий (Пётр Алексе́евич; 30 мая (9 июня) – 28 января (8 февраля) ) — царь Московский из династии Романовых (с 1682 года) и первый император всероссийский (с 1721 года). В российской историографии считается одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке .

Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года . С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы . По возвращении из него в 1698 году Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада».

Рис. 2. Портрет Петра I. Август Толяндер (1835-1910 гг.) Холст, масло. 140 х 115. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск. В 1703 г. Пётр Великий приказал построить пушечнолитейный завод в устье реки Лососинки, впадающей в Онежское озеро. Он получил название Петровского. Благодаря заводу явилась Петровская слобода, в 1777 году преобразованная в город Петрозаводск .

КОММЕНТАРИЙ:

В таблице 1. показаны названия чинов в зависимости от номера чина в «Табеле о Рангах» утвержденном 24 января 1722 года Царем Петром I:

Таблица 1.

Военные должности Штатские должности
1 Генералиссимус, Фельдмаршал 1 Канцлер
2 Генерал-аншеф 2 Действительный тайный советник
3 Генерал-лейтенант 3 Тайный советник
4 Генерал-майор 4 Действительный статский советник
5 Бригадир 5 Статский советник
6 Полковник 6 Коллежский советник
7 Подполковник 7 Надворный советник
8 Майор 8 Коллежский асессор
9 Капитан 9 Титулярный советник
10 Штабс-капитан 10 Коллежский секретарь
11 Поручик 11 Сенатский секретарь
12 Подпоручик 12 Губернский секретарь
13 Прапорщик 13 Сенатский регистратор
14 Фендрик 14 Коллежский регистратор

На рисунке 3. показана графическая аналогия «Табеля о Рангах» или «лестница чинов » с расположением этой лестницы в матрице Мироздания.

Рис. 3. На рисунке показана графическая аналогия «Табеля о Рангах» или «лестница чинов », утвержденная 24 января 1722 года Царем Петром I. «Табель о Рангах», которая представлена в виде ступенчатой пирамиды, совмещенной с «энергетической матрицей мироздания ». У пирамиды 14 ступеней, численно совпадающих с четырнадцатью уровнями гражданских и военных чинов. В целом «лестница чинов » отражает идею соподчиненности от единого «высшего начала » вплоть до 14-го уровня вниз. Это соответствует уровням — от первого высшего — Канцлера (штатская должность) или Фельдмаршала (военная должность) вплоть до 14-го низшего уровня — Коллежского регистратора (штатская должность) или Фендрика (военная должность). С увеличением «номера » должности в «Табеле о Рангах» — растет и количество носителей данной должности также как и элементов в матрице Мироздания.

До сегодняшнего дня в военных должностях в основном сохранен аналогичный порядок должностей.

Фактически мы рассмотрели графический пример принципа соподчиненности от высшего к низшему уровню, который присутствует как в построении Мироздания, так, в частности, и в нашей жизни.

Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология» – Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах и Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта .

Пишите нам ваши отзывы и обязательно указывайте адрес вашей электронной почты. На сайте адрес вашей почты не публикуется. Нам интересно ваше мнение по существу статей, которые публикуются на сайте.

Вы можете помочь развитию нашего проекта, нажав в правом верхнем углу главной страницы сайта клавишу «Пожертвовать» или перечислить по вашему желанию средства с любого терминала на наш счет - Яндекс Деньги – 410011416569382

©Арушанов Сергей Зармаилович 2010 г.

Справочный материал:


Рис. 4.
«Новых солдат набирали ежегодно , а то и по нескольку раз в год. В общей сложности при Петре I в армию ушли около 300.000 рекрутов, то есть каждый десятый молодой парень. Рекрут должен был быть не ниже 2 аршин и 4 вершков (около 160 сантиметров), но во время войны требования снижались до 2 аршин 2 вершков – чуть больше полутора метров. Чтобы стать настоящими солдатами, они должны были научиться держать строй, стрелять и действовать штыком. А еще совершать долгие переходы, осаждать и штурмовать крепости, лить пули и шить мундиры, строить переправы, наконец, «варить кашу из топора», когда есть было нечего. И армия решала все эти проблемы, приучая крестьянских детей к новой жизни. Русские солдаты старательно учились побеждать. Как описывает в своем дневнике драгунский капитан Семен Курош, после боев воины упражнялись сами и заставляли пленных шведов себя учить: те дрались друг с другом тупыми шпагами, позволяя русским изучать приемы ближнего боя».

Описание табели о Рангах

«Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался чин , однако само понятие «чин» не разъяснялось, в силу чего одни историки его рассматривали буквально и лишь в системе чинопроизводства, другие же — как ту или иную должность .

Петровская «Табель о рангах» насчитывала 262 должности, однако постепенно должности из «Табели» исключались и в конце XVIII века исчезли вовсе. Названия же ряда гражданских должностей превратились в гражданские чины, безотносительно к реальным обязанностям их носителя. Так, названия чинов «коллежский секретарь », «коллежский асессор », «коллежский советник » и «статский советник » первоначально означали должности секретаря коллегии , члена совета коллегии с совещательным и решающим голосом и президента «статской» коллегии. «Надворный советник » означало председателя надворного суда ; надворные суды были отменены уже в 1726 году , а название чина сохранялось вплоть до 1917 года .

Петровская «Табель», определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий . «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать», — гласила одна из описательных статей закона.

Закон 4 февраля (24 января) года состоял из расписания новых чинов по 14 классам или рангам и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. К каждому классу порознь были приписаны вновь введённые воинские чины (в свою очередь подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские), статские и придворные. Содержание пояснительных пунктов сводится к следующему:

Влияние на общество и дворянство

При введении в действие табели о рангах древние русские чины — бояре , окольничьи и т. п. — не были формально упразднены, но пожалование этими чинами прекратилось. Издание табели оказало существенное влияние и на служебный распорядок и на исторические судьбы дворянского сословия . Единственным регулятором службы стала личная выслуга; «отеческая честь », порода, потеряла в этом отношении всякое значение . Военная служба была отделена от гражданской и придворной. Узаконено было приобретение дворянства выслугой известного чина и пожалованием монарха, что повлияло на демократизацию дворянского класса, на закрепление служилого характера дворянства и на расслоение дворянской массы на новые группы — дворянства потомственного и личного.

При Петре I чин низшего XIV класса в военной службе (фендрик, с 1730 г. прапорщик) давал право на потомственное дворянство . Гражданская служба в чине до VIII класса давала только личное дворянство, а право на потомственное дворянство начиналось с чина VIII класса.

Дальнейшее развитие идеи

Дальнейшее законодательство о чинопроизводстве несколько уклонилось от первоначальной идеи Табели о рангах. По идее чины означали сами должности, распределённые по 14 классам, однако с течением времени чины получили самостоятельное значение почётных титулов, независимо от должностей. С другой стороны, для производства в некоторые чины для дворян установились сокращённые сроки; затем были повышены чины, дававшие право потомственного дворянства. Эти мероприятия имели целью ограничить демократизирующее действие табели на состав дворянского сословия.

Табель о рангах — Уставное обращение соответственно классу

I — II Ваше высокопревосходительство

III — IV Ваше превосходительство

V — Ваше высокородие

VI — VIII Ваше высокоблагородие

IX — XIV Ваше благородие

Военные чины выше табели о рангах

1. Названия статуса (не должности) сотрудников в МИДе РФ – «Посланник 1, 2, 3… ранга»

2. Соблюдение протокола Вежливости при обращении:

— Посол — Your Excellency (Ваше Превосходительство)

— Посланник — Your Highness (Ваше Высочество)

— Советник — Your Serenity (Ваша Светлость)

— Генеральный консул — Your Honour (Ваша честь)

— Первый/Второй/Третий секретарь -Your Worship (Ваша Милость)

— все нижестоящие сотрудники — Sir (сэр, господин, сударь)

— работники обслуживающего персонала дип. корпуса — Mister (мистер, господин).

3. В соответствии с табелем о рангах нижестоящий ранг не может напрямую общаться с рабочими вопросами с представителями вышестоящих рангов, если их не связывают прямые служебные зависимости.

4. В соответствии с табелем о рангах вышестоящий ранг может дать рабочее распоряжение любому нижестоящему рангу, даже если их не связывают прямые служебные зависимости.

Со времен Петра I вплоть до 1917 года, когда в нашей стране произошел коренной переворот в жизни , в Российской империи действовала сложная система служебных разрядов, которые присваивались гражданским и военным служащим. В классической русской литературе часто встречаются такие слова, как титулярный советник, коллежский асессор, без понимания сути которых современному читателю сложно разобраться, какое социальное положение занимает тот или иной персонаж. Многолетнему существованию чинов в царской России положила конец только .

Вконтакте

Издание Табели о рангах

Еще в 1713 году в голове царя зародилась мысль о создании аппарата должностных разрядов. Заимствования происходили из таких стран, как Франция, Швеция, Дания и Пруссия. Чем объяснялась необходимость такого шага, как принятие Табели о рангах? Царь Петр Великий стремился создать систему ранжирования придворных служебных разрядов по занимаемым должностям.

Итак, 24 января 1722 года на территории России стала действовать Табель о рангах. Она регламентировала утверждение военных, гражданских и придворных званий, обладатели которых могли получать от государства разные привилегии.

Важно! Для внедрения такой системы были предпосылки экономического и политического характера. Сама система Табели менялась неоднократно на протяжении 195 лет.

Система должностей

Сегодня доподлинно известно, что петровская Табель о рангах представляла собой сложный структурный механизм , который мог быть подвержен изменениям только в ходе реформ . Дворяне, независимо от занимаемых должностей, отныне делились на ранги от первого до четырнадцатого. Самым высоким был первый. К нему могли принадлежать только представители высшей знати. Табель была важна чиновникам, которые являлись лицом государства и выполняли представительскую функцию.

Был узаконен переход дворянского звания по линии ближайшего родства. Например, жена дворянина, имевшего статус чиновника восьмого ранга, также приобретала еще при жизни мужа его социальное положение. При данном случае значения не имело, какое у нее самой было социальное происхождение.

Самым низким классовым рангом считался четырнадцатый . Он относился ко всем категориям служащих России, затем Российской Империи. То есть эти четырнадцать рангов распространялись на военных, статских и придворных.

Чины в царской России

Как сказано выше, категории граждан подразделялись на разные сословия . Это имело место вплоть до революционных событий 1917 года, когда большевики отменили классы, которые применялись при царской власти.

Во время царского правления существовали такие должности, как:

  1. Титулярный советник.
  2. Статский советник.
  3. Коллежский секретарь.
  4. Губернский секретарь.
  5. Надворный советник.

Давайте по порядку разберемся, какие функции включал весь аппарат вышеозначенных чиновников и какие лица могли входить в данный сословный строй.

Табель о рангах

Титулярный советник представляет собой гражданский чин девятого класса. Под словами «титулярный советник» следует понимать, что этот чиновник занимает промежуточное положение между советником и секретарем. Введение этого служебного разряда было одобрено лично царем Петром I от 24 января 1722 года, а отменено 11 ноября 1917 года. С 1845 года титулярный советник мог иметь личное дворянство , которое раньше получали только начиная с четырнадцатого класса.

По аналогии с военной сферой служащий этого уровня в нашей стране соответствовал таким должностям, как штабс-капитан пехоты с 1884 года, казачьего подъесаула, а также лейтенанта военного флота России. Таким образом, для эффективного управления государственными делами требовалась качественно новая система отношений. Именно она создала предпосылки для расширения Российского государства вплоть до Тихого океана, ибо без внедрения чинов по западному образцу было бы невозможно создать столь мощную и быстро развивающуюся империю.

Как и титулярный советник, статский советник был гражданским лицом. В его обязанности не входила военная деятельность, он не отвечал за религиозную сферу жизни. Вплоть до 1917 года он занимал гражданский чин пятого класса. Это считалось высоким социальным положением . Обращение к чиновнику данного уровня было «Ваше высокородие». Оно подчеркивало высокий статус данного должностного лица.

Начиная с середины девятнадцатого века статский и титулярный советник занимают важное социальное положение и относятся к первой группе чиновников. Именно данная прослойка определяла внешнюю политику России и относилась к высшей номенклатуре.

Должностные оклады у этой группы чиновников считались одними из самых высоких, были у них особые права в сфере получения имений . Крепостные крестьяне становились их собственностью, поскольку вплоть до 1861 года они не обладали личной свободой.

Согласно Указу Петра Великого от 22 февраля 1722 года статские советники причислялись к лучшему старшему дворянскому роду. Это положение закреплялось законодательными актами Российского государства. Потомственные дворяне могли получить чин статский советник по завершении выслуги отведенного законом срока.

Коллежский секретарь

В России имелась также такая категория чиновников, как коллежский секретарь. Что входило в его функции? Лица, которые относились к такому социальному статусу, занимали невысокую должность . Оплата труда тоже была не самой высокой в государстве. Это невоенный чин десятого ранга. С 1884 по 1917 годы соответствовал армейскому поручику, а также флотскому мичману.

Звание коллежский секретарь носили многие известные люди и литературные персонажи:

  • Поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин.
  • Писатель и литератор Иван Сергеевич Тургенев.
  • Самый яркий персонаж российского писателя И.А. Гончарова – Илья Ильич Обломов.
  • Вдова коллежского секретаря Коробочка Настасья Петровна – персонаж Н.В. Гоголя.
  • Алена Ивановна (коллежская секретарша), то есть вдова коллежского секретаря, из произведения Достоевского Ф.М. « ».

Следующим важным звеном в системе иерархии среди чиновников в Российской империи является губернский секретарь. Какие у него были полномочия, и что представляла собой данная должность?

Полиция в царской россии

Губернский секретарь

Губернские секретари просуществовали 195 лет: с весны 1722 года вплоть до февральской революции 1917 года. Изначально упоминался в Табели как чин двенадцатого класса. Ниже мы можем представить полномочия данного административного служащего на примере таблицы. Они имеют прямое отношение к Табели о рангах Российской империи:

Таким образом, уже с середины XIX века многие чины в Российской империи могли обходиться без дворянского титула , для того чтобы иметь возможность преуспеть в государственной службе.

При Петре такой привилегией обладали не все жители империи, а только те, кто имел право на получение наследственного дворянского титула. Для более низких социальных слоев дорога к дворянскому обществу и все особые права, которые оно сулило, была закрыта.

Данный чиновник имел гражданский чин седьмого порядка. Такое положение закреплялось на основе правил Табели о рангах. Подчиненные могли обращаться к нему не иначе как «Ваше высокоблагородие».

Внимание! До 1745 года все лица, которые обладали этим социальным статусом, обладали правом на получение потомственного дворянства. Реформа 1856 года отменила его. Государственный чин надворного советника получали доктора наук, преподаватели высших учебных заведений.

Гражданский чин седьмого класса в царской России соответствовал чину подполковника, а также капитана второго ранга на корабле российского флота .

Самым ярким примером из русской классики, который показывает на практике значимость этой должности, является Андрей Иванович Штольц – один из главных героев романа И.А. Гончарова «Обломов». Также Петр Петрович Лужин – один из персонажей Достоевского в «Преступлении и наказании» имел официальный статус надворного советника.

Основные воинские звания в России с 1722 по 1917 годы:

  • Нижние военные сословия: рядовой, ефрейтор, зауряд-прапорщик и другие.
  • Офицеры высшего эшелона: прапорщик, подпоручик, поручик, капитан.
  • Офицеры штабной службы: майор, подполковник, полковник.
  • Высшее командование российской армией: генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-фельдмаршал.

История Государства Российского. Cерия 395. Петровский Табель о Рангах. StarMedia

Аты-баты. Выпуск 48. Воинские звания и чины

Вывод

Большинство воинских званий Российской Империи сформировалось на основе такого шага Петра I, как принятие Табели о рангах, которая почти полностью заимствована из опыта европейских государств. Вышеприведенные чины в России было возможно получить за доблестную воинскую службу Отечеству, при условии дворянского происхождения.

табель правовой ранг исторический

Для становления государственной службы Российской империи особенно важным был ряд событий, из которых нужно выделить принятие привнесенного с Запада 24 января 1722 года закона «Табель о рангах», который упорядочивал иерархию должностей, делал сопоставимыми гражданские, воинские и придворные чины, создавал стройную систему службы государю, а также Ништатский мир, в соответствии с которым в состав Российской империи вошли прибалтийские (остзейские) провинции, сохранившие свой способ управления, что положило начало формированию федерализма в его современном российском понимании.

Развитие государственной службы в России шло с активным использованием зарубежного опыта. Собственно, по западному образу и подобию формировались «коллегии», впоследствии министерства, распределялись уровни управления и ответственность чиновников.

Особенностью организации государственной службы в сословном обществе было то, что на ее высшие должности принимались только дворяне (за редкими исключениями, которые лишь подчеркивали это правило), а также по повелению императора - иностранцы, которые в своей карьере доходили до самых высоких постов, зачастую концентрировали в своих руках огромную административную власть. Особенно много иностранцев, немцев, прежде всего, было на придворной службе, а также в армии. С середины XIX века все больше выходцев из германских княжеств занимает статские должности.

Важное значение в укреплении правового положения дворянства, в усилении дворянской диктатуры имела Табель о рангах, изданная 24 января 1722 г. В ней приводился перечень чинов военных: морских, сухопутных, артиллерийских, гвардейских; а также гражданских и придворных (приложение 1). Чины, установленные для разных ведомств, подразделялись на XIV классов. Службу нужно было начинать с низших чинов.

Еще с отменой местничества (1682) личной заслуге и служебной годности дано было предпочтение перед породой и знатностью происхождения. Местничество, однако, сие жило в понятиях общества, и на практике с ним продолжали считаться. Но если прежде оно противоречило интересам государства, то теперь, сверх всего, оно резко разошлось с новым взглядом, который Петр усиленно прививал своим поданным, а именно: право на первое место и почет принадлежит тем, кто исполняет первейшую свою обязанность - ревностно служит государству. Решительный удар местничеству нанесен был Табелью о рангах (1722, 24 января). Она создала 14 классов - 14 различных чинов в военно-морской, гражданской и придворной службе, новую лестницу восхождения по заслугам. С этих пор грань между служащим и неслужащим определилась еще резче: знатность стала добываться выслугой, а не породой. Недворянин, дослужившись до офицерского чина и, следовательно, ставший потомственным дворянином, становился выше служилого человека, не получившего звания офицера. Новый порядок имел ту хорошую сторону, что, сделав выслугу доступной каждому, обновлял дворянский класс постоянно свежими силами и не допускал его замкнуться в обособленную касту.

Уравнение согласно Табели о рангах службы военной со службой гражданской привело к некоторому укреплению государственного аппарата более способными кадрами. Устанавливались сроки службы в определенном чине. Лица, дослужившиеся до чинов VIII класса, становились наследственными дворянами, чины же с XIV по IX класс давали только личное дворянство. Создавалась возможность способным выходцам из других сословий стать дворянами, что, разумеется, не подрывало классовой дворянской основы государства. Они получали, как правило, вместе с чинами и имения. Таким образом пополнялся класс дворян, интересы которого новые дворяне всемерно защищали. Вместо прежнего деления на бояр, окольничих, стольников и т.д. вводилось новое.

Все руководящие должности в государственном аппарате занимали дворяне.

В интересах господствующего класса, укрепления государственного аппарата Петр I провел ряд мероприятий, которые встретили противодействие со стороны определенной части дворянства.

Так, указы Петра I требовали прохождения дворянами военной службы, начиная с солдатского звания. Позднее, как известно, дворяне обходили это правило, записывая на службу своих малолетних детей. За уклонение от службы виновные сурово наказывались. Периодически проводились смотры, на которых дворян-недорослей распределяли в школы, записывали в службу военную и гражданскую. Посылались они для обучения и за границу. За необучение детей на родителей налагались штрафы. Запрещалось дворянину жениться без изучения начал геометрии и т.д. К таким мерам государству приходилось прибегать, чтобы поднять общий культурный уровень дворянства.

Необходимо отметить, что Анна Иоановна несколько облегчила их положение, ограничив службу 25 годами и отнеся её начало к 20-легнему возрасту. Она разрешила также одному из сыновей или братьев в дворянской семье оставаться дома и заниматься хозяйством.

Исаев И.А. отмечает, что воинские чины (их 14, как и гражданских) были предпочтительнее, чем статские и придворные; высшему воинскому разряду генерал-фельдмаршала не соответствовал никакой гражданский чин. Дослужившийся до восьмого чина причислялся к потомственному дворянству («столбовому») с правом передавать чин детям. Жалованная грамота дворянству 1785 г. распространила это право на личных дворян, у которых отец и дед также обладали личным дворянством.

Для ведения делами дворянского сословия при Сенате в 1722 г. Была учреждена должность герольдмейстера, надзиравшего за составлением дворянских списков и обучением дворян-недорослей.

По Табели о рангах титул «благородие» получали все чины вплоть до обер-офицера. Все сословие было определено как «благородное» в 1754 г. и окончательно утверждено в этом звании в 1762 г. (Манифест).

С 1797 г. стал составляться общий свод дворянских гербов.

С введением 24 января 1722 года Табели о рангах принцип приоритета знатности и родовитости при занятии должностей навсегда уступал место принципу личной выслуги, что привело к упрощению системы вассалитета и превращению дворян в прямых подданных монарха. Социальная структура высшего сословия отныне выстраивалась не по коленам генеалогии родовых фамилий, а в соответствие с рангами и милостью императора, который упразднил боярское звание, собственным именем начал возводить придворных в княжеское достоинство, ввел графский и баронский титулы, упорядочил использование фамильных гербов, основал первый русский орден Святого Андрея Первозванного и распорядился «знатное дворянство по годности считать». Чин, в качестве главного показателя успешной службы и благорасположения монарха, приобретал чрезвычайную значимость, подчиняя своему влиянию все социальные сферы существования личности, включая даже повседневную жизнь и приватные человеческие отношения. Количество лошадей в экипаже, ливреи лакеев, место в церкви, приглашение на публичную ассамблею, наряды супруги и дочерей служащего дворянина и т.д. - все определялось его бюрократическим статусом. Требование «выше своего ранга почести» становилось предметом доноса и облагалось штрафом, что стимулировало уважение подданных к чиновной субординации. В то же время «честолюбие и тщеславие» в борьбе за чины всячески поощрялось повышениями по службе, наградами, титулами. В условиях низкой грамотности даже в среде дворянства Петр I вынужден был объявить получение образования также неукоснительной обязанностью и одновременно привилегией российского шляхетства. Дворянский состав высших эшелонов бюрократии и армии, определенный уровень просвещенности усиливали социальный гонор высшего сословия, которое «ради службы от подлости отлично». В то же время именно Табель о рангах давала шанс выходцам из купечества, разночинцев, посадских людей получить личное или даже потомственное дворянство, что также чрезвычайно поднимало престиж государственной службы.

Смысл обязательной повинности и одновременно привилегии дворянства связывался с основополагающими ценностями русского исторического сознания, из которых центральной был образ монарха, персонифицирующего власть, государство и его возрастающую внешнеполитическую силу.

Мурашев Г.А. отмечает, что строгая иерархия должна была способствовать укреплению дисциплины и субординации, с одной стороны, и служить стимулом, создающим условия продвижения по служебной лестнице в соответствии со способностями и заслугами перед Отечеством, с другой. Больше того, во времена Петра I существовала небывалая демократия в вопросах присвоения очередного звания. Так, архивы рас сказывают о том, что коллектив при обсуждении кандидатуры на присвоение очередного воинского звания из двух кандидатом выбрал не того, за которого выступал царь. Петр I был в негодовании и тем не менее звание присвоил именно тому, за коя выступил коллектив.

В государстве, особенно в армии, было установлено определенное количество высоких должностей, и занять их можно было только при наличии вакансии. Сегодня, вспоминая эпизод из недавнего прошлого, когда Президент одним Указом присвоил 500 полковникам звание генералов, приходится только разводить руками. Подобного тысячелетняя история не знает. Согласно «Табели о рангах», военные, гражданские и придворные чины подразделялись на 14 классов. Высшим был I класс. Воинские чины состояли из четырех разрядов: сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские. При этом в гвардии чины были на класс выше. Например, звание полковника гвардии приравнивалось званию генерала пехоты, артиллерии, позже - кавалерии.

Под чинами гражданской службы имелись в виду должности, которые были предусмотрены в государственных учреждениях, а также немногочисленные почетные звания, не связанные прямо ни с должностями, ни с определенными обязанностями. В частности речь идет о званиях тайного и действительного тайного советников.

В каждом классе необходимо было прослужить определенный минимальный срок. В низших классах - 3-4 года. При этом за особые заслуги, а также при наличии вакансии срок службы мог быть сокращен. Поскольку высших должностей всегда было гораздо меньше, чем низших, разрешалось по истечении срока присваивать очередное звание с оставлением в прежней должности. Во все времена и во всех государствах существовало понятие протежирования, когда родственнику, хорошему знакомому влиятельный человек помогал занять вышестоящую должность или добивался присвоения ему очередного звания, будь то в армии или в аппарате государственной службы. Однако во времена Петра I, Екатерины II ответственные начальники следили за тем, чтобы назначение и присвоение проводились справедливо. По этому поводу 15 февраля 1742 г. даже был принят закон, обязывающий «…производить в чины по старшинству и по заслугам». 13 января 1753 г. этот закон был обновлен и подтвержден. Видимо, ситуация с присвоением званий была не всегда нормальной, если за полтора десятка лет закон о справедливости принимался дважды. Правда, в обоих случаях делалась оговорка в том смысле, что лица, имевшие исключительные заслуги перед Отечеством, могли получить очередной чин в обход тех, кто выслужил срок. Этот закон, кстати, действует и по сей день. И сегодня, и это справедливо, за боевые заслуги офицер может получить внеочередное воинское звание, повышение в должности. Делается это, как и в далекие времена, по «высочайшему» усмотрению. Петр I столкнулся с фактом, что с введением реформ вынужден был назначать на должности лиц, не успевших выслужить срок. Но, назначая на высокую должность, он тем не менее не предоставлял тех преимуществ, которые получало лицо, выслужившее установленный срок.

Произведенные в XIV класс лица недворянского происхождения получали личное дворянство, произведенные в VIII класс - потомственное.

Постепенно сложилась система титулования. Так, лица IX-XIV классов назывались «ваше благородие», лица VI-VIII классов - «ваше высокоблагородие», лица V класса - «ваше высокородие», III-IV классов - «ваше превосходительство», I-II классов - «ваше высокопревосходительство».

Чин в России, будь то воинский, гражданский или духовный, со временем стал основой успеха. Получение очередного чина позволяло рассчитывать на продвижение по службе, получение ордена. Особенно это стало широко применимо при Павле I. Журнал «Русская старина» за 1899 г. прямо говорит, что в царствование Павла I «…все зависело от чина…». При этом не спрашивалось, что человек может сделать или что уже сделал. Главное - какой у него чин. Каков чин - таково и положение в обществе. Причем если со службы, имеется в виду гражданской, начальник мог уволить подчиненного без объяснения причины, то чин мог быть отобран только по суду.

Рассмотрим некоторые нормы, закрепленные в Табели о рангах 1722 года.

«Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чине, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному над морским» (ст. 2).

«Воинским чинам, которые дослужатся до Обер-офицерства не из дворян; то когда кто получит вышеписанный чин, оной суть Дворянин и его дети, которые родятся в Обер-офицерстве; а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, а отец будет бить челом, тогда Дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить. Прочие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в Рангах не из Дворян, оных дети не суть Дворяне» (ст. 15).

Таким образом, Табель о рангах закреплял строгую иерархию чинов государственной службы, которая способствовала дисциплине и организованности.

Рассмотрим наиболее подробно гражданские, придворные, воинские чины.

Введение «Табели о рангах» явилось прогрессивной мерой, создав стимул для чиновников к примерной службе и открывшей возможность для продвижения по службе выходцев из непривилегированных сословий. В целом «Табель о рангах» носила классовый характер, она способствовала укреплению феодально-крепостнического строя в России, отвечала интересам дворянства и нарождающейся в стране буржуазии. «Табель о рангах» раскрывает нам систему не только чинов, но и званий. Между ними есть разница. Чин происходит от слова «чинить» - делать. Звание присваивалось членам Свиты государя. И хотя чин и звание близки сами по себе, все-таки это не одно и то же, поэтому поговорим чуть подробнее о чинах и отдельно о званиях. Надо заметить, что «Табель о рангах» родилась не на голом месте. Петр, бывая за границей, присматривался, изучал организацию войск, особенности устройства подразделений, системы подчиненности младших старшим. К 1672 г. в Российской армии уже были введены некоторые чины для всех родов войск, а именно: полковник, подполковник (помощник полковника), капитан (командир роты), поручик (офицер для поручений, помощник капитана), прапорщик (знаменосец, от слова «прапор» знамя) и подпрапорщик (помощник прапорщика, не офицер).

Чин генерала в Российской армии впервые был присвоен в 1667 г. командиру Московского выборного полка А.А. Шепелеву. А в 1698 г. с разделением полков на батальоны появились новая должность и новый чин - командир батальона, майор. Этот чин закрепился в 1711 г. Петр I уже имел представление о чинах, их пользе в армии.

Перейдем к рассмотрению придворных чинов, закрепленных в Табели о рангах 1722 года.

Придворные чины, как военные и гражданские, подразделялись на 14 классов. Важнейшим преимуществом придворных чинов считалось что их обладатели имели возможность постоянного и тесного общения с представителями царской семьи и нередко были с ними дружеских отношениях. Они принимали участие во всех придворных церемониях, им 6 ли присвоены особые нарядные мундиры, а некоторым чинам кроме того давались специальные знаки различия. Так, обер-камергеры и мергеры получали ключи: первые из них - золотые, осыпанные бриллиантами, которые носили на боку - «на правой стороне, на шнуре золотом», вторые - золотые, носимые на андреевской голубой лек связанные бантом на левой стороне подле клапана.

Рассмотрим организацию гражданских чинов по Табелю о рангах 1722 года.

С опубликованием «Табели о рангах» от 24 января 1722 г. в гражданской службе возникли осложнения. Должностей было много, а людей, успевших к моменту присвоения чина выслужить установленные сроки, было мало. К тому же считалось, что чиновник гражданской службы должен прослужить дольше военного, что справедливо. Но как быть в ситуации, когда за счет значительного расширения гражданского ведомства понадобилось множество чиновников? И Петр I разрешил присваивать чины тем, кто их заслужил. Причем даже тем, кто до этого никакого чина не имел. Это была настоящая революция, но Петр смело пошел на нее, понимая, что в противном случае реформы затянутся на долгие годы. Он отдавал себе отчет в том, что при этом могут правдами и неправдами проскочить на высокие должности и бездарные личности. Но время требовало смелого решения, и он принял его. И надо сказать, что в основном решение оправдало себя. На чиновные должности пришли талантливые молодые руководители, которые значительно продвинули вперед в целом все государство.

Естественно, что новое дело не стояло на месте, и Петр от 7 мая 1724 г. вносит изменения в соответствующее положение о гражданской службе. Так, он предписывает тайных советников повысить до III класса, V классу повысить чин. Императрица Елизавета Указом от 23 июня 1745 г. узаконивает чины коллежского советника, надворного советника, коллежского асессора; переводит чин надворного советника из VI класса в VII; подтверждает последовательность выслуги в каждом чине. 13 сентября 1760 г. было принято решение присваивать очередные чины тем, для кого не нашлось вакансии по выслуге лет. И это было мудро. Гражданское лицо могло находиться в одной должности десятилетиями. Ходить десятки лет в самом низшем звании до старости было просто неприлично. Но получив очередной чин, человек успокаивался и продолжал так же добросовестно трудиться в прежней должности.

До Указа Екатерины II от 16 декабря 1790 г. для получения чина лицам недворянского происхождения требовалось прослужить от 10 до 12 лет. И только потом, да еще при определенных заслугах, недворянин мог получить чин XIV класса. Екатерина разрешила присваивать чин уже через три года, и в дальнейшем также через каждые три года до VIII класса включительно VIII класс, как сказано ранее, давал право на потомственное дворянство. При Павле I высокие чины присваивались по усмотрению императора. Но, разумеется, все-таки за особые заслуги. Хотя прямо скажем, что особыми заслугами могли быть подслушивание, наушничество и т.п. Но. своя рука владыка. Что хочу, то и ворочу. При Павле I, да и при Екатерине II, в дело присвоения очередного чина нередко вмешивался Сенат. Когда требовалось назначить на вышестоящую должность лицо, имевшее чин на два-три класса ниже, чем предполагала новая должность, решением Сената присваивался соответствующий чин. И получалось так, что человек, имея, к примеру, чин VIII класса, получал чин V класса. Тем не менее 2 июня 1808 г. подобной практике был положен конец. Император усмотрел в решениях Сената покушение на его монархическую власть. Но дабы не закрыть совсем продвижение талантливых руководителей вне установленных сроков, он разрешил представлять ходатайства о награждении чинами, опять же за особые заслуги, на его усмотрение.

Со временем встал вопрос о наименовании чинов. Статские чины назывались унтерштатгальтерами, экономиигальтерами, регирунгсратами, обер-директорами и им подобными. Эти чины напоминали воинские. И население охотно ими пользовалось, потому что авторитет армейского чиновника был высок во все времена. Забегая вперед, скажу, что впоследствии отдельные гражданские чиновники требовали именовать себя генералами, хотя по гражданскому ведомству они числились советниками. Например, действительным тайным советником, тайным советником, действительным статским советником. Особенно этого придерживались те, кто перешел в гражданскую службу из офицеров.

Юшков С.В. отмечает, что преобразования в рамках дворянского сословия повлияли на изменения в генеалогии и системе социального этикета. Генеалогия до 1682 г. строилась на местничестве. Вместо старых титулов (князья) вводятся новые. К сиятельным князьям и князьям добавились графы и бароны. Система социального этикета, заложенная Петром I, просуществовала в России до конца 1917 г.

Таким образом, в 1-й четверти XVIII в. сформировалась социальная опора абсолютизма, предопределившая необратимость петровских преобразований. Сформировалось единое российское дворянство - привилегированное сословие, которое качественно и количественно отличалось от служилых людей конца XVII в. (после смерти Петра 1 насчитывалось свыше 100 тыс. дворянских семей). Сформировался профессиональный офицерский корпус и чиновническая бюрократия.

Таким образом, Табель о рангах 1722 года сыграл важную роль в развитии государства и права. Необходимо отметить, что Табель о рангах устанавливал чины и классы воинские, придворные и статские. Каждый чин и класс имели свои особенности, которые отражались как на самом служащем, так и на его семье. Необходимо отметить, что правовое положение служащего зависело на прямую от класса и чина государственного служащего.