Авиация ВМФ РФ: история, вооружение, состояние на текущий момент. Морская авиация вмф рф

100 лет исполняется со дня первой победы русских морских летчиков в ходе Первой мировой войны. 17 июля (4 июля по старому стилю) 1916 года четыре гидросамолета М-9 с авианосного судна "Орлица" Балтийского флота защитили от германского авианалета русскую военно-морскую базу на острове Сааремаа (ныне - территория Эстонии). Два кайзеровских самолета были сбиты, русские гидропланы вернулись без потерь.


Морская авиация - род сил ВМФ России, предназначенный для поиска и уничтожения противника, прикрытия группировок кораблей и объектов от ударов с воздуха, а также для ведения воздушной разведки.

Морская авиация функционально подразделяется на несколько родов: морскую ракетоносную, противолодочную, истребительную, разведывательного и вспомогательного назначения. В зависимости от места размещения условно делится на палубную и авиацию берегового базирования.

В составе ВМФ РФ в настоящее время находится один авианосец - тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". На нем базируются:

палубные истребители Су-33, МиГ-29К/КУБ;

учебно-тренировочные самолеты Су-25УТГ;

многоцелевые корабельные вертолеты Ка-27, Ка-29 и Ка-31.

Ожидается, что в ближайшее время на крейсере будут базироваться ударные вертолеты Ка-52К "Катран". В разработке находятся проекты перспективного авианосца и универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев.

На вооружении береговой авиации ВМФ России:

дальние противолодочные самолеты Ту-142 (модификация стратегического бомбардировщика Ту-95);

противолодочные самолеты Ил-20 и Ил-38;

истребители-перехватчики МиГ-31;

транспортные самолеты Ан-12, Ан-24, Ан-26;

вертолеты Ка-52К, Ми-8, Ми-24, Ка-31 и другие.

Истребительная авиация


Су-33

Российский палубный истребитель четвертого поколения, разработанный для ВМФ России в ОКБ Сухого под руководством Михаила Петровича Симонова, ранее известный как Су-27К (по кодификации НАТО: Flanker-D).

Первый полет Су-27К состоялся 17 августа 1987 года, а 1 ноября 1989 года Су-27К впервые в СССР осуществил взлет и посадку на авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов".

Принят на вооружение 31 августа 1998 года и с тех пор является основным самолетом палубной авиации ВМФ России.

Самолет управляется одним пилотом, имеет на вооружении встроенную 30-мм пушку ГШ-30-1, управляемые ракеты класса "воздух-воздух", неуправляемые ракеты, а также авиабомбы.

Максимальная скорость истребителя составляет 2300 км/ч, практический потолок - 17 000 метров, дальность полета - 3000 км.

Из 26 серийных машин 4 самолета потеряны в авариях.

Су-33 входят в состав крейсера "Адмирал Кузнецов".


МиГ-29К

МиГ-29К/КУБ

Российский палубный многоцелевой истребитель четвертого поколения, являющийся дальнейшим развитием МиГ-29 (по кодификации НАТО: Fulcrum-D).

Истребители палубного базирования представляют собой многофункциональные всепогодные машины поколения 4++. В их задачу входит противовоздушная и противокорабельная оборона соединения кораблей, нанесение ударов по наземным объектам противника.

МиГ-29К могут базироваться на авианесущих кораблях, способных принимать самолеты массой свыше 20 тонн, оборудованных взлетным трамплином и посадочным аэрофинишером, а также на наземных аэродромах.

Самолеты вооружены управляемыми ракетами РВВ-АЕ и Р-73Э для воздушного боя, противокорабельными ракетами Х-31А и Х-35, противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми авиабомбами КАБ-500Кр для поражения наземных и надводных целей.

Максимальная скорость полета составляет 2300 км/ч, практический потолок - 17500 м, дальность полета - 2000 км.

Планируется, что в дальнейшем основу палубной истребительной авиации России составят самолеты МиГ-29К/КУБ.

Истребители МиГ-29К/КУБ введены в состав корабельного палубного авиаполка, несущего службу на крейсере "Адмирал Кузнецов", не вместо имеющихся у него Су-33 и Су-25УТГ, а в дополнение к ним и будут применяться совместно с ними.

Ударные и учебно-боевые самолеты

Всепогодный фронтовой бомбардировщик. Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным и надводным целям, в том числе на малых высотах.

Первый полет прототип (Т-6) совершил 2 июля 1967 года. Принят на вооружение ВВС СССР 4 февраля 1975 года.

Серийно строился в 1971-1993 годах в Комсомольске-на-Амуре и Новосибирске. Всего выпущено около 1400 самолетов.

Максимальная скорость - 1400 км/ч, практическая дальность - 2850 км, практический потолок - 11 тысяч метров. Экипаж - 2 человека.

Вооружение - пушка калибра 23 мм, на 8 точках подвески самолет может нести ракеты "воздух-поверхность" и "воздух-воздух", неуправляемые и корректируемые авиационные бомбы и снаряды, съемные пушечные установки. На борту может нести тактические ядерные бомбы.

Порядка 120 модифицированных единиц планируется заменить на Су-34 к 2020 году.


Истребитель Су-25УТГ

Су-25УТГ

Учебно-тренировочный самолет на базе учебно-боевого штурмовика Су-25УБ. Отличается от него отсутствием прицельного оборудования, блоков системы управления , пушечной установки с пушкой, балочных держателей и пилонов, бронеэкранов двигателей, радиостанции связи с сухопутными войсками, блоков и элементов системы обороны.

Первый летающий образец был создан на базе Су-25УБ (Т8-УТГ1) в начале 1988 года.

В 1989-1990 годах была выпущена первая партия из 10 самолетов.

В 1991-1995 годах была построена вторая и последняя партия из пяти Су-25УТГ.

Максимальная скорость - 1000 км/ч, практическая дальность - 1850 км, практический потолок - 7000 метров. Экипаж - 2 человека.

Стоит на вооружении в 279-м корабельном истребительном авиационном полку авиации Северного флота, а также смешанного авиакрыла 859-го центра боевого применения и переучивания летного состава в Ейске.

Противолодочные самолеты


Бе-12

Противолодочный самолет-амфибия (по кодификации НАТО: Mail).

В октябре 1960 года самолет осуществил свой первый полет, а с 1963 года стал поступать на вооружение авиации ВМФ. Создан в ОКБ имени Г. М. Бериева.

На самолете-амфибии установлен комплект целевого оборудования, позволяющего вести поиск и борьбу с подводными лодками противника.

Максимальная скорость - 550 км/ч, практический потолок - 12100 метров, максимальная дальность полета - 4000 км.

По состоянию на 2015 год на вооружении морской авиация ВМФ РФ состоит 7 самолетов Бе-12.


Ил-38Н

Противолодочный самолет, разработанный в ОКБ имени С. В. Ильюшина на основе пассажирского Ил-18В (по кодификации НАТО: May).

Самолет предназначен для самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и уничтожения подводных лодок, морской разведки, поисково-спасательных операций и постановки минных заграждений.

Экипаж - 7 человек. Максимальная скорость - 650 км/ч, максимальная дальность полета - 9500 км, практический потолок - 8000 метров.

Вооружен противолодочными торпедами, противолодочными бомбами и морскими минами.

В 2015 году "Авиационный комплекс им. Ильюшина" завершил выполнение контракта на ремонт и модернизацию пяти самолетов Ил-38 до уровня Ил-38Н.


Ту-142М

Ту-142

Российский дальний противолодочный самолет (по кодификации НАТО: Bear-F).

Применяется для дальней океанской разведки, визуальной или радиотехнической, для дежурства в системе поисково-спасательной службы, и только потом, для поиска и слежения за атомными подводными лодками с баллистическими ракетами.

Первый Ту-142 завод № 86 в Таганроге выпустил в 1975 году. Последний самолет Ту-142М3 покинул сборочный цех в 1994 году.

Всего в 1968-1994 годах было изготовлено около 100 экземпляров Ту-142 различных модификаций.

Экипаж - 9 человек. Максимальная скорость - 855 км/ч, практический потолок - 13500 метров.

Вооружен взрывными сбрасываемыми источниками звука, торпедами, противолодочными авиационными ракетами, противолодочными и практическими бомбами, а также морскими минами.

Для обороны применяется стрелково-пушечная кормовая установка с двумя пушками АМ-23 или ГШ-23Л, а также комплекс средств радиопротиводействия.

На вооружении ВМФ России стоит по одной эскадрилье на Северном и Тихоокеанском флотах.

В 2013 году стало известно, что в России разрабатывается новый противолодочный самолет на замену Ту-142М3.

Транспортная авиация

Военно-транспортный самолет, разработанный в ОКБ им. О. К. Антонова (по кодификации НАТО: Cub - "Юнец").

Первый Ан-12 взлетел в Иркутске 16 декабря 1957 года. Самолет зарекомендовал себя как очень надежный аппарат, способный работать в сложных климатических условиях и неприхотливый в обслуживании.

Самолет активно применялся в военных целях, в чрезвычайных ситуациях, для переброски военной техники и личного состава, также для пассажирских и грузовых перевозок, поиска и спасания космических объектов, экипажей пилотируемых космических кораблей и воздушных судов, терпящих бедствие.

Артиллерийское вооружение самолета состоит из пушечного вооружения ПВ-23У, которое включает в себя кормовую башню ДБ-65У с двумя 23-мм пушками АМ-23, электросистему дистанционного управления башней и прицельно-вычислительный блок.

Кроме того, может нести на борту до 70 осколочно-фугасных или зажигательных авиабомб калибра 100 кг.

Максимальная скорость полета - 660 км/ч, практический потолок - до 10 000 м, дальность полета - до 5530 км.


Ан-26

Военно-транспортный самолет, разработанный в ОКБ им. О. К. Антонов (по кодификации НАТО: Curl - "Вихрь", в народе - Горбатый, Фантомас, Настя, Настенька).

Является модификацией исходной модели Ан-24.

Экипаж самолета - 6 человек. Может нести на борту 38 человек личного состава или до 30 десантников.

Максимальная скорость - 540 км/ч, дальность полета - до 2660 км, практический потолок - 7300 м.

Также может оснащаться авиабомбами калибром до 500 кг.

Вертолеты


Ка-27

Корабельный противолодочный вертолет (по кодификации НАТО: Helix - "Спираль").

Предназначен для решения задач противолодочной обороны флота с базированием на кораблях различного класса, в том числе на авианесущих кораблях.

Вертолет способен обнаруживать современные подводные и надводные цели, передавать данные о них на корабельные и береговые пункты слежения, а также атаковать их с применением бортового вооружения.

Для уничтожения подводных лодок к вертолету могут подвешиваться противолодочные торпеды АТ-1МВ, ракеты АПР-23 и свободнопадающие противолодочные авиабомбы ПЛАБ калибра 50 и 250 кг.

Экипаж - 3 человека, максимальная скорость - 270 км/ч, практическая дальность полета - до 900 км, практический потолок - 5000 м.

Перспективный вертолет морской авиации, который разрабатывается на смену многоцелевому Ка-27, получил шифр "Минога".


Вертолет Ка-52K (корабельный)

Ка-52К

Ка-52 - многоцелевой ударный вертолет, является модернизацией "Черной акулы". Разработан в Москве конструкторским бюро ОАО "Камов".

Предназначен для уничтожения танков, бронированной и небронированной боевой техники, живой силы и вертолетов противника в любых погодных условиях и в любое время суток.

Может обеспечивать огневую поддержку десанта, производить патрулирование и сопровождение военных колонн.
Первый полет совершил 25 июня 1997 года. Серийно производится с 2008 года.

Ка-52 - вертолет с соосным расположением несущих трехлопастных винтов, двумя газотурбинными двигателями, прямым крылом, развитым вертикальным и горизонтальным оперением и убирающимся в полете трехопорным шасси.

Ка-52К - вертолет корабельного базирования.

Экипаж состоит из двух человек. Максимальная скорость - 300 км/ч, практическая дальность - 1 тыс. 160 км, практический потолок - 5,5 тыс. метров.

Оснащен пушкой калибра 30 мм, управляемыми и неуправляемыми ракетами до 2 тыс. кг на 4 узлах подвески.

По словам замминистра обороны Юрия Борисова, Ка-52, продемонстрировавший свои высокие боевые качества в ходе сирийской кампании, имеет серьезный модернизационный потенциал.

В 2015 году Россия заключила контракт с Египтом на поставку 46 вертолетов Ка-52 "Аллигатор". Также могут поставить корабельные Ка-52К "Катран", разработанные под вертолетоносцы типа "Мистраль".

В статье известного зарубежного эксперта А. Младенова рассматривается история, состояние и перспективы российской военно-морской авиации. Редакции П.2 данный материал показался небезынтересным для отечественного читателя.

Бе-12ПС. Игорь Двуреков | Airliners.net

Авиация ВМФ России в настоящее время проходит сложный период реформ. В соответствии с приказом Генерального штаба Вооруженных сил, вышедшим в марте 2011 г., авиация флота в сжатые сроки должна была передать в состав ВВС всю ракетоносную авиацию в составе трех эскадрилий дальних бомбардировщиков Ту-22М3, основную часть ударных и истребительных частей, а также большую часть транспортной авиации. В результате таких разительных перемен морская авиация России в настоящее время концентрируется на задачах противолодочной обороны (ПЛО), патрулирования, поисково-спасательных операциях, при этом сохраняя в своей структуре единственный полк истребителей корабельного базирования и ограниченные возможности по выполнению ударных задач с сухопутных аэродромов

К середине 2011 г. в составе российской морской авиации насчитывалось более 300 летательных аппаратов, из которых боеготовыми было примерно 130, таким образом уровень боеготовности составил 43%. По большей части средний возраст самолетов ВМФ ускоренными темпами приближается к 30-летнему рубежу, примерно половина самолетного парка выпущена более 25 лет назад.

Авиация ВМФ имеется на всех четырех флотах – Северном, Тихоокеанском, Балтийском и Черноморском, кроме того имеется несколько частей центрального подчинения. Каждый флот в структуре своего штаба имеет Управление морской авиации, которое отвечает за боевую подготовку и снабжение подчиненных ему авиационных баз.

Оценка возможностей реформированной морской авиации позволяет сделать вывод о том, что она все еще боеспособна. Имея на вооружении некоторое число боеготовых патрульных самолетов Ил-38 и Ту-142МК/МЗ, авиация ВМФ может показать свои возможности в качестве элемента российской внешней политики, в первую очередь в Азиатско-Тихоокеанском регионе, за счет демонстрации своего присутствия, мускулов и силы. Высокое политическое значение было недавно продемонстрировано в ходе патрульных полетов в районе Северного Полюса, когда перед морской авиацией стояли задачи по мониторингу окружающей среды и ледовой обстановки, а также наблюдения за деятельностью иностранных судов. Это было прямым следствием недавних российских устремлений по перенесению своих границ на север с целью расширения своего контроля над континентальным шельфом, который тянется от Северной Сибири до богатых полезными ископаемыми и до сих пор неразработанными территориями вокруг Северного Полюса. Это должно позволить России установить контроль над обширными участками в Арктике, а авиация флота играет в этом важную роль.

1990- е годы — время глубокого кризиса морской авиации

К моменту распада СССР в 1991 г. мощная морская авиация советского ВМФ насчитывала в своем составе 1702 самолета, включая 372 дальних бомбардировщика, оснащенных противокорабельными крылатыми ракетами, 966 тактических боевых самолетов и 455 вертолетов. Эти летательные аппараты составляли боевую мощь 52 авиационных полков и десяти отдельных эскадрилий и групп. Новая российская морская авиация унаследовала львиную долю советского наследия, но практически сразу приступила к серии масштабных сокращений, выводя из боевого состава самолеты устаревших типов.

К началу 1995 г. в составе морской авиации находилось 63 дальних бомбардировщика Ту-22М2 (из них 52 боеготовых), 82 бомбардировщика Ту-22М3 (52 боеготовых), 67 патрульных самолета Ту-142 (19 боеготовых), 45 патрульных самолетов Ил-38 (20 боеготовых), 95 вертолетов Ка-27 (75 боеготовых) и 128 вертолетов Ми-14 и Ка-25 (68 боеготовых).

К 1997 г. уровень боеготовности упал до 35%, но к 2000 г. ситуация стала улучшаться, и он вырос до 45-50%. Эти показатели остаются более или менее стабильными и по настоящее время.

Но к началу нового тысячелетия боевые возможности морской авиации упали до критической отметки из-за недостаточной летной подготовки, вызванной ограниченными лимитами на топливо, которые были в 10 раз меньше потребностей. Как следствие, только одна треть экипажей могла считаться боеготовой, и даже достижение этого скромного уровня требовало больших усилий.

Организационная структура и вызовы

Начиная с 2009 г. все летные части и подразделения каждого из четырех российских флотов были преобразованы в авиационные базы, которые пришли на смену старой системе полков и отдельных эскадрилий, которые, в свою очередь, состоят из авиационных эскадрилий и подразделений. Авианосная истребительная авиация все еще организационно сведена в единственный отдельный полк корабельной авиации — 279-й ОКИАП. Штабу морской авиации в Москве непосредственно подчиняются 859-й Учебный Центр Морской Авиации в Ейске на Азовском море. Он предназначен для переучивания на новые типы самолетов и углубленного обучения применению всех видов вооружения и тактики для всех структур морской авиации, а также подготовки наземного персонала и проведения его квалификации.

7055-я Авиационная База (ранее 46-й ОТАП — отдельный транспортный авиационный полк), расположенная в Астафьево неподалеку от Москвы, отвечает за выполнение транспортных перевозок в интересах командования морской авиации в пределах России.

В 1990-х и 2000-х гг. основная задача, стоящая перед российским ВМФ и его авиацией, заключалась в сохранении своего потенциала, при этом избегая глубокой трансформации. Эта эпоха отличалась постоянно сокращавшимся количеством авиационной техники, а также весьма ограниченными финансовыми ресурсами, которые не позволяли обеспечивать адекватное финансирование даже базового обучения летного состава и обслуживания летного парка. Тогдашние командующие морской авиацией оказались неспособными или нежелающими инициировать реалистичные долгосрочные реформы и разработать планы по развитию хиреющего организма морской авиации. Вместо этого они пытались найти временные паллиативные решения для решения проблем с боеспособностью, которые возникали из-за недофинансирования. Для того, чтобы сохранить достаточный уровень боеготовности самолетов, командование авиации ВМФ разрешило продлевать как назначенный, так и межремонтный ресурс летательных аппаратов. Это вызвало массовую «каннибализацию» авиационной техники с целью удержания степени боеготовности на уровне 50%.

Модернизация основных типов летательных аппаратов в авиации ВМФ шла минимальными темпами, в результате чего ни одного серьезно модернизированного вертолета или самолета морской авиации так и не поступило на вооружение. За редким исключением с конца 1990-х гг. (когда был передан последний палубный истребитель Су-33) поставок новых самолетов также не осуществлялось; небольшое количество вертолетов ДРЛО Ка-31 было поставлено в 2011 и 2012 гг. [вероятно, речь о контракте 2009 г. на поставку двух Ка-31. Впрочем, сведений о передаче вертолетов в открытой печати не проходило -- П.2].

Морская авиация пережила нелегкое время в конце 1990-х — начале 2000-х гг., когда из-за недостатка топлива резко сократился налет, а боеготовность поддерживалась за счет навыков и умений летного состава, полученных еще в советские времена. Однако подготовка новых экипажей практически не осуществлялась, в результате чего к 2001 г. средний возраст летного состава превысил 40 лет.

Заглядывая в будущее, следует отметить, что авиации ВМФ придется не только решать проблемы, связанные со стремительно устаревающим самолетным парком, но и отвечать на вопросы, связанные с обеспечением качественной начальной летной подготовки экипажей и поддержанием боеготовности недавно выпущенных из училищ летчиков, призванных сменить нынешнее поколение морских авиаторов, которые выносят всю тяжесть службы, но чей возраст стремительно повышается. Неизбежное списание с летной службы многих опытных летчиков, штурманов и операторов систем вооружения, подготовленных по высоким советским стандартам, угрожает боеготовности морской авиации. Частичным решением проблемы может стать использование опыта лучших летчиков уже после их демобилизации, за счет приема их на работу в учебном центре в Ейске в качестве гражданских инструкторов, где они будут служить в качестве резервистов.

В настоящее время благодаря резкому увеличению лимитов на топливо и средств на обслуживание летного парка, наблюдаемому с начала этого десятилетия, средний налет в морской авиации составляет 100-120 часов. И хотя этот показатель значительно меньше тех уровней, которые рекомендованы пилотам НАТО, он все равно является огромным шагом вперед по сравнению с ранним постсоветским периодом.

Авиация корабельного базирования

Как полк палубной авиации, так и единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов», приписаны к Северному флоту. Основной задачей корабельных истребителей Су-33, которые лишены ударных возможностей, является дальняя оборона авианосной группы. Основная ударная сила «Адмирала Кузнецова» заключается в 12 ПКР П-700 «Гранит», имеющих дальность стрельбы 550 км. Требование к осуществлению ПВО дальних рубежей вытекает из мнения руководства морской авиацией, которое считает его необходимым для корабельных ударных группировок, действующих в океане за пределами дальности стрельбы сухопутных комплексов ПВО. Другой важной задачей российского авианосца, по словам главкома ВМФ В. Высоцкого, является контроль воздушного пространства над районами боевого патрулирования российских ПЛАРБ, которые в ином случае будут испытывать угрозу со стороны патрульной авиации вероятного противника.

Су-33, стоящие на вооружении 279-го ОКИАП были получены в 1993-1998 гг. в количестве 24 единиц, из которых четыре были потеряны в авариях и катастрофах. Полк базируется на аэродроме Североморск-3 в 25 км к северу от Мурманска. Кроме Су-33 на его вооружении имеется несколько палубных учебно-тренировочных самолетов Су-25УТГ и несколько сухопутных учебно-тренировочных самолетов Су-27УБ, предназначенных для переучивания и обучения. Несмотря на тот факт, что двухместная модификация Су-27КУБ, в кабине которой летчики сидят рядом друг с другом, была разработана и испытана, заказа на нее не поступило и будущее этого самолета остается неизвестным.

С момента своего основания единственный полк корабельной авиации испытывал серьезные трудности с подготовкой летного состава, в основном из-за совокупности факторов: ограниченной боеспособности «Адмирала Кузнецова» и сложных погодных условий в Баренцевом море. Кроме того, у летчиков полка был трехлетний период, когда они не могли использовать сухопутный центр подготовки НИТКА, расположенный в Крыму, из-за политических разногласий с Украиной, и только в 2010 г. тренировочные полеты удалось возобновить.

Следует отметить, что за редким исключением молодое пополнение сначала должно пройти тренировки по взлету и посадке на НИТКЕ, после чего при наличии благоприятных погодных условий они допускаются к полетам с палубы «Адмирала Кузнецова». Из-за неблагоприятной обстановки для обучения новых пилотов, их подготовка идет очень медленно. По словам командующего морской авиацией генерал-майора И. Кожина, основные усилия в области подготовки летного состава в ближайшее время будут направлены на сохранение постоянной численности летчиков палубной авиации на уровне 15-18 человек. В настоящее время наиболее опытные пилоты имеют более 200 посадок на авианосец. 279-й ОКИАП считается наиболее подготовленным соединением морской авиации и имеет наибольший процент полностью подготовленных летчиков и боеготовых самолетов.

Чтобы уйти от зависимости от украинской НИТКИ, в Ейске планируется построить новый центр подготовки летчиков палубной авиации, но он станет полностью готовым не ранее 2015 г.

Кроме полка палубной истребительной авиации в составе морской авиации имелось два полка сухопутных истребителей – 698-й ОГИАП и 865-й ИАП. Первый полк в 2009 г. был переименован в 7052-ю авиационную базу и приписан к Балтийскому флоту с местом базирования в Чкаловске (неподалеку от Калининграда). На вооружении полка стоят истребители Су-27. 865-й полк был приписан к Тихоокеанскому флоту и в 2009 г. стал 7060-й авиационной базой. На его вооружении стоят истребители-перехватчики МиГ-31, он дислоцируется в Елизово на полуострове Камчатка. В марте 2011 г. оба соединения были переданы в состав ВВС.

Морская патрульная и противолодочная авиация

Некогда весьма мощная противолодочная авиация сохранила свою дореформенную структуру более или менее в прежнем виде и продолжает эксплуатировать два типа самолетов Ил-38 и Ту-142МЗ/МК. Эти четырехмоторные самолеты имеются на вооружении двух «больших» флотов – Северного и Тихоокеанского. Их основная задача состоит в поиске, обнаружении, слежении и уничтожении вражеских подводных лодок. Следует отметить, что эти функции также подразумевают выполнение реальных задач мирного времени – так называемые «вылеты на боевое патрулирование», в рамках которых самолеты ведут поиск и слежение за подводными лодками в международных водах. Эти вылеты могут быть «наступательными» и «оборонительными». К первым относятся зоны патрулирования ПЛАРБ потенциального противника, в первую очередь американских подводных лодок. Во втором случае российская противолодочная авиация прикрывает зоны вероятного патрулирования своих стратегических ракетоносцев, наблюдая за активностью вражеских подводных лодок, которые могут представлять угрозу российским ПЛАРБ при ведении ими боевого дежурства.

Например, подобные вылеты осуществляются Ту-142 и Ил-38 вокруг полуострова Камчатка, где обычно находятся российские ПЛАРБ. Согласно российским источникам, в 1990-е гг. наблюдалась высокая активность американских подводных лодок, которые отслеживали перемещения российских ПЛАРБ в ходе их боевых служб в Баренцевом и Японском морях.

Самолеты противолодочной авиации также имеют задачу по демонстрации флага в удаленных точках, как например Северный Полюс и воды вокруг полуострова Камчатка, где у России имеются серьезные политические и экономические интересы. Ил-38 и Ту-142 с Северного и Тихоокеанского флотов совершают эти патрульные полеты на регулярной основе несколько раз в месяц.

Патрульный и противолодочный самолет Ту-142 был разработан на базе стратегического бомбардировщика Ту-95 специально для проведения дальних операций в океанских водах. Радиус действия составляет 4500 км. Самолет поступил на вооружение в 1972 г., нынешние модификации Ту-142МК и Ту-142МЗ поступили на вооружение в 1980-х гг. и находились в производстве до начала 1990-х гг. Оба флота имеют по одной эскадрилье этих самолетов. Ресурс планера самолетов еще весьма значительный, но их модернизация не планируется. Последние Ту-142 будут вероятнее всего списаны к 2020 г.

Ил-38 является вторым типом российского противолодочного и патрульного самолета. Изначально предназначавший для действий в «средней океанской зоне», он был принят на вооружение в 1968 г., и оставшиеся экземпляры постройки конца 1960-начала 1970-х гг. имеются на вооружении одной эскадрильи Северного флота и двух – Тихоокеанского. Несмотря на свой возраст, ресурс планеров остается весьма значительным, а стоимость эксплуатации относительно невысока. Часть парка предполагается модернизировать (общее число до сих пор не озвучивалось) с целью повышения их возможностей.

Вертолеты

Корабельные вертолеты ПЛО и ПСО представлены прочными и надежными вертолетами Ка-27, чей ресурс остается весьма значительным, а сами вертолеты в обоих вариантах будут эксплуатироваться как минимум до 2020 г., а возможно и дальше. Модификация Ка-27ПЛ является специализированной противолодочной версией, а Ка-27ПС выполняет поисково-спасательные и транспортные функции. Большинство эксплуатирующихся Ка-27 были выпущены в начале-середине 1980-х гг., в эксплуатации находится чуть более 70 машин, которые приписаны к четырем вертолетным полкам (на каждый из флотов), а также недавно созданному учебному центру в Ейске.

Ка-27ПЛ также привлекаются к боевым службам, в основном в российских территориальных водах, базируясь на кораблях или береговых аэродромах. Имеется также небольшое число транспортно-боевых вертолетов Ка-29, несколько экземпляров приписаны к каждому из флотов и входят в структуру смешанных вертолетных полков, где служат вместе с Ка-27ПЛ и Ка-27ПС. В 2001 г. не менее 16 «избыточных» Ка-29 были переданы авиации МВД.

Кроме того, в авиации ВМФ имеется с десяток вертолетов Ми-8Т/П/МТ/МТВ, которые в основном используются для транспортных перевозок и поисково-спасательных операций. Они включены в структуру отдельных транспортных или вертолетных полков, или групп, приписанных к каждому из флотов. Кроме того, на Черноморском флоте летают восемь Ми-8, оснащенных аппаратурой РЭБ. До 2011 г. в структуре авиации ВМФ числился один отдельный вертолетный полк, приписанный к Балтийскому флоту. На его вооружении имелись ударные вертолеты Ми-24ВП/П и Ми-8МТ, в его задачи входила огневая поддержка частей морской пехоты, а также осуществление транспортных перевозок в интересах флота. Перед Ми-24 полка также стояла второстепенная задача по обеспечению низковысотной ПВО и перехвата низколетящих самолетов. Однако считается, что в ходе реформ этот полк передан российской армейской авиации.

Ударная авиация берегового базирования

После марта 2011 г. в составе морской авиации осталась только одна эскадрилья ударной авиации. Этот остаток былой мощи морской авиации сохранился за счет базирования на территории Крыма. В 1997 г. Россия и Украина заключили соглашение, в соответствии с которым России дозволялось сохранить 43-ю Отдельную морскую штурмовую авиационную эскадрилью (ОМШАЭ) Черноморского флота на аэродроме Гвардейское, в результате чего эскадрилья не может быть передана в состав ВВС без серьезных международных осложнений. Это соглашение рассчитано сроком на 20 лет, и позволяет одновременно базироваться в Крыму только 22 российским боевым самолетам, а максимальное число летательных аппаратов, которые могут располагаться на двух арендованных Россией аэродромах, составляет 161. В настоящее время в составе эскадрильи имеются 18 фронтовых бомбардировщиков Су-24. Они являются старейшими представителями этого типа в российской авиации, кроме того они лишились оборудования, позволяющего применять ядерное оружие, перед передачей в состав 43-й ОМШАЭ в 2000 г. на замену имевшихся в ней Су-17М3. Кроме того на вооружении эскадрильи имеются четыре разведывательных самолета Су-24МР.

Крымские Су-24 стали первыми российскими боевыми самолетами, получившими государственную регистрацию «RF- », что считается обязательным для российских самолетов, эксплуатирующихся за рубежом.

Также оснащенный Су-24 4-й Отдельный морской штурмовой авиаполк (ОМШАП), дислоцирующийся в Черняховске (Калининградская область), в 2009 г. стал 7052-й авиационной базой, но был передан ВВС в марте 2011 г.

Транспортная авиация и самолеты специального назначения

Эта часть морской авиации отвечает за перевозку войск и грузов между базами, осуществление вспомогательных операций, включая поисково-спасательные, в зоне ответственности полка, парашютно-десантную подготовку морских пехотинцев и подразделений боевых пловцов, эвакуацию раненых и больных, а также спасение спускаемых аппаратов с космонавтами. Кроме того на Северном и Тихоокеанском флотах имеется некоторое количество самолетов Ан-12ПС, специально предназначенных для операций по спасению на море.

Военно-транспортные самолеты Ан-26 и Ан-12 являются рабочими лошадками транспортной авиации флота, их число достигало трех десятков до реформ марта 2011 г. Имеется также единственный самолет укороченного взлета и посадки Ан-72, а также несколько пассажирских Ту-134. Для перевозок на дальние расстояния и транспортировки VIP-персон имелось два Ту-154, но остается неясным, сохранились ли они на сегодня. Также остается неизвестным, сколько самолетов было передано ВВС в марте 2011 г. На ТОФ и СФ имеется два Ил-20РТ, использующихся для пассажирских и транспортных перевозок, а также один Ил-18 для подготовки летчиков Ил-38.

На Черноморском флоте имеется три-четыре турбовинтовых амфибии Бе-12ПС, которые в основном применяются для поисково-спасательных и патрульных операций. Эти устаревшие самолеты практически выработали свой ресурс и им понадобится его продление в случае принятия решения об их сохранении в составе флота.

Новые закупки

Все подразделения морской авиации в ближайшие годы получат новую технику, но самые крупные заказы связаны с приобретением в июне 2011 г. четырех французских универсальных десантных кораблей (УДК) Mistral. Авиационная группа каждого из этих кораблей будет включать восемь ударных и восемь транспортно-боевых вертолетов. Морская модификация вертолета Ка-52 — Ка-52К была выбрана в качестве морского ударного вертолета. Она будет отличаться складывающимися лопастями, крылом, системами жизнеобеспечения экипажа, которые будут летать в гидрокомбинезонах. Фюзеляж и оборудования будут покрыты специальным антикоррозийным покрытием, вертолет также получит новые противокорабельные ракеты и РЛС управления огнем. Российскому флоту нужно не менее 40 вертолетов Ка-52К, первый из которых должен быть поставлен заказчику к концу 2014-началу 2015 гг. одновременно с поставкой первого УДК.

Испытанный и проверенный Ка-29 станет выступать в роли транспортно-штурмового вертолета. Вертолеты новой постройки должны получить обновленное БРЭО, аналогичное установленному на Ка-52К. Общее число закупаемых вертолетов для УДК Mistral составит не менее 100 единиц, которые будут распределены между СФ и ТОФ, некоторое число также поступит в учебный центр в Ейске.

Также ведется программа по закупке вертолетов ДРЛО Ка-31, которые поступят на СФ и ТОФ. Заказана первая партия из двух вертолетов и ожидается закупка небольших партий этих вертолетов.

По информации в российских СМИ, озвученной в конце 2009 г., авиационное крыло авианосца «Адмирал Кузнецов» в будущем может состоять из не менее 24 истребителей МиГ-29К. В середине июля 2011 г. командующий авиацией ВМФ генерал-майор И. Кожин сообщил, что российское Министерство обороны к августу 2011 г. планирует разместить заказ на МиГ-29К, и первый самолет должен поступить заказчику в 2012 г. Впрочем разместить заказ вовремя не удалось, в результате чего первые поставки откладываются на 2013 г., но считается, что производству МиГ-29К для индийского авианосца Vikramaditya отдается приоритет.

В июле источники в российской авиационной промышленности также сообщили о том, что ожидается заказ на 12 истребителей Су-30СМ (вариант экспортного истребителя Су-30МКИ производства корпорации «Иркут») для авиации ВМФ, предназначенных для замены устаревших бомбардировщиков Су-24 Черноморского флота. Однако этот заказ не был подтвержден источниками в российском Министерстве обороны.

Имеются планы по модернизации поисково-спасательной и патрульной авиации, в 2008 г. сообщалось о заказе на четыре амфибии А-42 (развитие проекта А-40 «Альбатрос»), но ни одного самолета не было поставлено и будущее программы остается под вопросом.

Говоря о долгосрочных перспективах в области закупок новой техники, И. Кожин отметил, что они будут включать патрульные самолеты нового поколения на базе Ту-214 для замены как Ту-142, так и Ил-38/38Н. Кроме того был упомянут новый многоцелевой корабельный вертолет.

Модернизация существующего парка

В авиации ВМФ ведется три программы модернизации. Первая касается Ил-38, который получит новый бортовой электронный комплекс и получит индекс Ил-38Н. Первый Ил-38 получил прицельно-поисковый комплекс (ППК) «Новелла» разработки холдинга «Ленинец» в 2001 г., вторая машина приступила к испытаниям в середине 2011 г. Программа модернизации Ил-38 предусматривает проведение работ на одном самолете в год, остается неясным, когда модернизированные Ил-38 поступят на вооружение.

Интегрированный ППК «Новелла» был разработан с целью превращения Ил-38 в эффективный многоцелевой патрульный и разведывательный комплекс. На модернизированном Ил-38Н установлена РЛС с высоким разрешением, оптико-электронная разведывательная система, инфракрасные датчики и принципиально новая гидроакустическая система, новый магнитомер и новая система связи. Ил-38Н также может применять новые высокоскоростные противолодочные торпеды АПР-3 и оснащается новым комплексом РЭБ.

Вторая реализуемая программа модернизации предусмотрена для вертолетов Ка-27ПЛ. В базовом варианте, предложенном ОКБ «Камова», предусматривается замена ППК «Осьминог» на новый ППК «Лира» разработки холдинга «Ленинец». Он разработан на основе ППК «Новелла» для применения на вертолетах и позволяет увеличивать дальность обнаружения и интегрировать в арсенал Ка-27 новые противолодочные торпеды и управляемые глубинные бомбы, а также новые противокорабельные ракеты. С установкой нового комплекса ранее исключительно противолодочный вертолет становится по-настоящему многофункциональным, способным применяться для выполнения различных задач: борьбы с пиратством, ведения перевозок «берег-корабль», оптической и РЛ-разведки. Модернизацию БРЭО планируется совместить с масштабной программой по увеличению ресурса с целью сохранить высокий уровень модернизированных вертолетов с индексом Ка-27М на протяжении 15 лет эксплуатации.

Согласно информации, опубликованной в российских СМИ, программа модернизации Ка-27ПЛ была запущена в марте 2003 г., но столкнулась со значительными задержками, в первую очередь из-за недостаточного финансирования (это случалось со всеми программами по модернизации российской авиационной техники в 1990-х — начале 2000-х гг.). Однако в 2005-2006 гг. программа модернизации Ка-27 вышла на этап летных испытаний, и к 2011 г. появились фотографии, на которых был запечатлен как минимум один Ка-27М, проходивший испытания в воздухе. Но модернизированный Ка-27 все еще далек от поставок в строевые части.

Таким образом единственная программа по модернизации авиационной техники флота, которая продвигается быстрыми темпами, связана с работами на истребителях Су-33. Это не очень крупная программа, которая нацелена на улучшение возможностей бортового комплекса обороны за счет замены системы предупреждения об облучении СПО-15 «Береза» на систему Л-150 «Пастель». Кроме того модернизации подверглись навигационное оборудование самолеты и мониторы в кабине пилота.

Оригинал публикации: Russian Naval Aviation Service Today: A rapidly shrinking force — Air Forces Monthly, January 2012

Перевод Андрея Фролова

17 июля 1916 года российские морские летчики в своем первом воздушном бою героически победили немецкие самолеты. Значимость этой даты еще и в том, что это были именно морские летчики, местом дислокации самолетов которых было авианосное судно «Орлица» Балтийского флота. В честь этой исторической даты с 1917 года по Указу Главнокомандующего ВМФ 17 июля отмечается День морской авиации ВМФ России. В довоенные годы морская авиация не только стояла на страже рубежей страны, но и принимала участие в обеспечении и спасении полярных экспедиций, а во время Великой Отечественной войны морская авиация стала главной угрозой для захватчиков. Если во времена становления морской авиации основной техникой были купленные заграницей гидросамолеты, то сейчас это современные палубные истребители и вертолеты высочайшего уровня сложности, управляют которыми только профессионалы.

И в небе вам счастье, и море - не горе,
Ведь ваша стихия и небо, и море.
И день авиации - праздник для вас,
И день ВМФ - отмечай еще раз!
И нынче, конечно, для вас праздник снова -
День авиации флота морского!

Желаю в День морской авиации
Успехов и, конечно же, удачи,
Отличных планов, их реализации,
Пускай легко решатся все задачи!

Желаю сил, здоровья вам стального,
Пускай мечты сбываются всегда,
Желаю вам дохода пребольшого
И только плодотворного труда!

Поздравляем с профессиональным праздником всех, чья служба связана с морской авиацией ВМФ России. Чистого вам неба и отличной погоды, пусть все ваши задания проходят удачно, и вы всегда возвращаетесь к тем, кого любите и кто любит вас. С праздником и успехов на службе.

Я сегодня шлю почтение,
Восторг и овации.
Тем, кто жизнь свою отдал
Морской авиации.

Вам желаю бед не знать,
Жить с собой в гармонии.
Путь, что выбран по судьбе
Будет вам симфонией.

И море и суша всегда им покорны,
И их не пугают ни бури, ни волны,
Морской авиации честь отдаем,
Великому подвигу славу поем!

Как часто на гибель они отправлялись!
С задачей любою, шутя, управлялись,
Они зачищали родную страну,
Родным берегам, подарив тишину.

Мы летчикам дарим земные поклоны,
Ведь жизней они сберегли миллионы.
На суше и в море отвага и честь,
На флоте российском у летчиков есть!

День авиации морской мы отмечаем,
В России это важный день всегда,
И всем сотрудникам мы пожелаем
Любви и счастья, мира и добра!

Пусть небо будет ясным, чистым,
А море, океаны не бушуют никогда,
И жизнь пусть будет лишь лучистой,
Согретой солнцем ясным на века.

Морские защитники, честь вам и слава!
Вами гордится наша держава,
От южных морей до полярных широт
Морской авиатор службу несёт.

Много в истории славных страниц,
По охране великих российских границ.
Морские орлы, мы вас всех поздравляем,
Мирного чистого неба желаем!

Вам море и небо стихия родная,
Страну защищая от края до края,
Вы силою духа и верой крепки,
Пусть дни на службе будут легки.

Желаю здоровья, успеха и счастья,
Пусть не коснутся беда и ненастья.
Вам мирного неба, спокойного моря,
Судьба оградит Вас от тягот и горя!

Авиация морская, ВМФ России,
От души приветствую всех вас!
Не тревожат пусть вас беды никакие,
А повсюду окружает пусть успех.

Смелость, сила и отвага...
Это всё присуще вам!
Будет всё пускай, как надо.
И любой военный удается план.

С днем морской авиации
Поздравить хочу от души.
Вы смелые, славные парни,
Вы все, как один, хороши.

Желаю вам мира и радости,
Пусть небо вам дарит мечту,
Здоровья, успехов и доблести,
В счастливую верить звезду.

Пусть дарит вам вдохновение
Красивый, высокий полет,
Пускай повышение по службе
Вас всех, наши воины, ждет.

Желаем вам проверенного курса,
Чтобы к мечте приплыть иль улететь.
Пускай враги пока еще смеются,
Но вас им точно не преодолеть.

Пусть праздник даст в работе передышку,
И отвлечет от сложных важных дел,
Вам ощутить желаем счастья вспышку,
Чтоб дом ваш процветал и богател.

Поздравлений: 25 в стихах, 5 в прозе.

Матросский воротник входит в состав парадно-выходной формы рядового состава ВМФ и носится с фланелевкой. Форменный матросский воротник также носит сленговое наименование Гюйс (гюйс - носовой флаг корабля) Изготавливается из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета, с тремя белыми полосками по краям. Подкладка синего цвета На концах воротника по одной петле, посредине выреза горловины на рубахе две пуговицы для пристегивания воротника

Зимняя куртка для сухопутных войск, ВМФ и ВВС надежно защищает от ветра и снега. Утеплитель отлично сохраняет тепло, мало весит, не деформируется, не впитывает влагу. Сочетание мембранной ткани и утеплителя обеспечивает защиту от сильных морозов. ХАРАКТЕРИСТИКИ Защита от холода Уставной крой Для военных операций Только ручная стирка МАТЕРИАЛЫ Рип-стоп Мембрана Утеплитель "Файберсофт"

Фуражка Военно-космических сил Российской Федерации офицерская с верхом синего цвета, голубым околышем и голубым кантом. Фуражка укомплектована кокардой, эмблемой на тулью и металлизированным филигранным шнуром. Высота тульи -7 см. Фуражка производится в течении 3-5 рабочих дней.

Куртка предназначена в качестве зимней повседневной униформы, оснащена семью карманами различного назначения и широким меховым воротом для защиты лица от ветра. Куртка не является защитным обмундированием ВВС. Вес -1900гр. Куртка в продаже без шевронов и без липучек (контактной ленты). Цвет: синий. Материал: смесовая ткань.

Костюм предназначен для пилотов и техников гражданской и малой авиации, не является защитным обмундированием ВВС. Костюм комплектуется курткой мод. 1162 и брюками мод. 1163. Костюмы в продаже без шевронов. Цвет: синий. Материал: твил.

Зимняя куртка для сухопутных войск, ВМФ и ВВС надежно защищает от ветра и снега. Утеплитель отлично сохраняет тепло, мало весит, не деформируется, не впитывает влагу. Сочетание мембранной ткани и утеплителя обеспечивает защиту от сильных морозов. ХАРАКТЕРИСТИКИ Защита от холода Уставной крой Для военных операций Только ручная стирка МАТЕРИАЛЫ Рип-стоп Мембрана Утеплитель "Файберсофт"

Комбинезон мужской предназначен для пилотов и техников гражданской и малой авиации. Комбинезон хорошо сидит на фигуре. Срок носки изделия увеличен благодаря качественным отечественным материалам, конструктивным решениям и многолетнему опыту специалистов. Изделие разработано в соответствии с ГОСТ 12.4.100-80 . Комбинезон с центральной застежкой на двухзамковую молнию; внутренним ветрозащитным клапаном; плечевыми накладками; в области подмышечных впадин размещены вентиляционные отверстия, внутри вентиляционные отверстия закрываются сеткой в цвет ткани. Ширина комбинезона по линии талии регулируется с помощью эластичной тесьмы (резинки) на контактной ленте (липучке). В боковых швах разрезы на «молнии»; внизу брюк комбинезона выполнены «молнии» для ношения поверх обуви. Карманы различного назначения: накладные карманы с наклонным входом на «молнии» на полочках, на левом рукаве - накладной карман на «молнии» с клапаном, застегивающимся на контактную ленту (липучку); на него настрачивается карман для авторучек с тремя отделениями, нижние накладные карманы на «молнии», на правой задней половинке комбинезона расположен карман для инструментов, застегивающийся на кнопку; который настрачивается на деталь усиления. Для фиксации инструментов предусмотрен шнур, который закрепляется на кармане через люверс и держатель с полукольцом. На правой полочке – ответная часть контактной ленты (мягкая) для размещения летного шеврона, на левой полочке – ответная часть контактной ленты (мягкая) для размещения стандартного именного шеврона, шлевка под бейдж. Спинка с вертикальными складками для свободы движения. Рукава втачные одношовные, по низу регулируются с помощью хлястика на контактной ленте (липучке). Над карманом на левом рукаве настрачивается ответная часть контактной ленты (мягкая) для размещения шеврона.

Костюм МПА-35 предназначен для комфортной работы сотрудников Министерства обороны в жаркую погоду. Состоит из брюк и куртки с длинными рукавами. На рукавах присутствуют усилительные накладки в области локтя. Низ куртки регулируется по объему. ХАРАКТЕРИСТИКИ Для жаркой погоды Уставной крой Для работы в штабе МАТЕРИАЛЫ Габардин (100% п/э)

Фуражка Военно-морского флота Российской Федерации офицерская парадная с белым верхом, черным околышем и белым кантом. Фуражка укомплектована кокардой и металлизированным филигранным шнуром. Высота тульи - от 8 до 10 см. Фуражка производится в течении 3-5 рабочих дней.

Ранее производилась только в СССР Двойная вязка обеспечивает толщину изделия Материал: 100% Хлопок

Штабной костюм состоит из брюк и рубашки с короткими рукавами, выполнен из облегченной ткани, которая не мнется, не выгорает и не теряет свою форму даже после многочисленных стирок.

Повседневный костюм военнослужащих МО РФ. Куртка мужская: на поясе застегивается на «молнию», с длинными рукавами, без подкладки. Воротник отложной со стойкой и фиксацией углов пуговицами. Карманы застегиваются на контактную ленту. Ниже располагаются прорезные карманы «рамка», застегивающиеся на молнию. Внутренний карман для документов застегивается на пуговицу. Брюки с притачным поясом, застегивающимся на пуговицу. Цвет: Синий, зеленый, черный. Размер: 88-132 Размер: 84-100 Рост: 158-200 Ткань: Рип–стоп Фурнитура: Усиленная Цвет: синий, зеленый, черный. Материал: рип–стоп.

Штабной костюм состоит из брюк и кителя с длинными рукавами из полушерстяной ткани.

Зарождение авиации в России стало возможным благодаря инициативе военных моряков. Именно моряки первыми усмотрели в летательных аппаратах важное средство повышения мощи военного флота и приложили немало усилий и средств для подготовки авиационных кадров, приобретения самолетов и организации отечественного самолетостроения.

Первое в мире предложение, в котором было предопределено взаимодействие корабля и самолета, тоже родилось на Российском военно-морском флоте. Автором его был капитан корпуса инженеров флота Лев Макарович Мациевич. Еще 23 октября 1909 г. в своей первой докладной записке в Главный морской штаб он предсказывал будущее корабельной авиации, предлагал приступить к строительству авианосца, гидросамолета и катапульты для его запуска с палубы корабля. Не случайно в России сам процесс движения летательных аппаратов называется воздухоплаванием, авиация — воздушным флотом, небо — пятым океаном, а тяжелые самолеты — кораблями.

Гидроавиация в России стала зарождаться в 1911 г. Сначала гидросамолеты закупались за границей, но вскоре русские инженеры В. А. Лебедев и Д. П. Григорович создали несколько моделей летающих лодок, что позволило российскому Военному ведомству в 1912—1914 гг. на базе отечественных гидросамолетов сформировать первые авиационные подразделения в составе Балтийского и Черноморского флотов. При этом летающая лодка конструкции Григоровича М-5 по своим летно-техническим характеристикам превосходила зарубежные образцы аналогичных типов.


Сначала морская авиация использовалась главным образом в интересах разведки, т. е. как средство обеспечения боевой деятельности флота. Однако опыт применения авиации в первые же месяцы начавшейся Первой мировой войны показал, что боевые возможности самолетов выходят далеко за рамки разведки. Они стали применяться для бомбардировки и обстрела с воздуха объектов в пунктах базирования флота и в портах, кораблей и судов противника в море.

В Российском флоте на первом авианесущем корабле «Орлица» базировались гидросамолеты Григоровича М-9, имевшие пулеметы и способные нести бомбы. 4 июля 1916 г. четыре самолета с «Орлицы» провели воздушный бой над Балтийским морем с четырьмя немецкими самолетами, который закончился победой русских морских летчиков. Два кайзеровских аэроплана были сбиты, а два других обратились в бегство. Наши летчики вернулись к своей авиаматке без потерь.

Этот день — 4 июля 1916 г. — день первой победы в воздушном бою над морем морских летчиков на отечественных гидросамолетах, базировавшихся на первом отечественном авианосце, с полным правом принято считать Днем рождения морской авиации.

К середине 1917 г., переломного для истории России, в Российском флоте появились предпосылки превращения авиации в одну из основных сил флота, что и послужило основанием для учреждения в Морском ведомстве специального органа — Управления морской авиации и воздухоплавания.

После Октябрьского переворота уже советское военное руководство в ходе вооруженной борьбы с интервентами и белогвардейцами на фронтах, примыкавших к морю, в регионах с озерами и вдоль крупных рек не могло обойтись без гидроавиации. Началось создание новых формирований морской авиации.

27 апреля 1918 г. стал Днем рождения авиации Балтийского флота. Тогда в его составе была сформирована Воздушная бригада особого назначения.

3 марта 1921 г. считается Днем рождения авиации Черноморского флота СССР. В этот день было завершено формирование Штаба Воздушного флота Черного и Азовского морей. 4 апреля 1932 г. родилась авиация Тихоокеанского флота, а 18 августа 1936 г. — авиация Северного флота.

История свидетельствует, что в 20-е и 30-е годы, когда морская авиация организационно входила в состав Военно-Воздушных Сил Красной Армии, высшее руководство страны и руководство Наркомата обороны отводили авиации задачи по поддержанию сухопутных войск, прикрытию войск и объектов тыла от ударов с воздуха, а также по борьбе с воздушной разведкой противника. В соответствии с этим велись разработка и постройка самолетов и их вооружения, составлялись программы обучения летчиков в авиационных учебных заведениях. На это же была направлена оперативно-тактическая подготовка руководящих военных кадров и вся боевая подготовка военной авиации. Морской авиации при этом отводилась второстепенная роль, поэтому парк морской авиации в эти годы пополнялся лишь гидросамолетами, предназначенными в основном для ведения воздушной разведки в море. Летные кадры для нее готовились только в Ейской школе морских летчиков и летнабов.


Летающая лодка Григоровича М-9

На 30-е годы приходится триумф авиации, конструкторской мысли и прежде всего морских летчиков, показавших выдающиеся примеры летного мастерства, мужества, отваги и героизма.

Они неоднократно привлекались к выполнению специальных и правительственных заданий. Из морских летчиков комплектовалась полярная авиация, сыгравшая огромную роль в освоении Северного морского пути, значение которого для нашей страны трудно переоценить.

Особенно проявили себя летчики при спасении челюскинцев в 1934 г. Их мужество и героизм, готовность к риску во имя спасения жизни людей, попавших в беду, стали убедительным основанием для учреждения в нашей стране высшей степени государственного отличия — звания Героя Советского Союза. Золотая звезда Героя за номером один была вручена морскому летчику Анатолию Васильевичу Ляпидевскому. Одновременно с ним этого звания были удостоены морские летчики И. Доронин, С. Леваневский и В. Молоков.

Страна жила великими стройками. Государство предпринимало меры для укрепления обороноспособности страны. Военно-морской флот получал на вооружение новые боевые корабли, в том числе и способные принимать на свой борт гидросамолеты. Но этого было далеко не достаточно.

Положение к лучшему резко изменилось с образованием Наркомата военно-морского флота, когда морская авиация вошла в его состав организационно. К этому времени окончательно утвердились взгляды на морскую авиацию как на один из основных родов сил флота. На должность Начальника авиации ВМФ СССР первым был назначен комкор Семен Федорович Жаворонков, получивший профессию военного летчика в сравнительно зрелом возрасте (34 года) и успешно командовавший авиацией ВМФ вплоть до 1947 г. В 1944 г. он был произведен в маршалы авиации.

Положительную роль в дальнейшем развитии морской авиации сыграл авиационный летно-испытательный институт. Его специалисты разрабатывали тактико-технические требования к технике и вооружению флотской авиации, проводили испытания опытных и модернизированных образцов авиационной техники и оружия, а также обеспечивали переподготовку руководящего летно-технического состава.

На флоты в больших масштабах стали поступать однотипные с находившимися на вооружении ВВС Красной Армии тяжелые самолеты типа ТБ-1, ТБ-3 и ДБ-3, специально переоборудованные для применения минно-торпедного оружия — традиционного морского средства поражения подводной части кораблей и судов в море.

Вскоре из бомбардировочной авиации выделилась и была организованно оформлена в самостоятельный род морской авиации минно-торпедная авиация.

С передачей флоту авиационных учебных заведений более совершенной и целенаправленной стала система подготовки кадров морской авиации. Школа морских летчиков и летнабов в Ейске и Школа морских летчиков Управления полярной авиации Главсевморпути в Николаеве были преобразованы в Военно-морские авиационные училища, а Военная школа авиационных техников в Перми — в Военно-морское авиационно-техническое училище. За первые три года количество курсантов в этих учебных заведениях увеличилось в несколько раз.

Для подготовки командных кадров морской авиации был учрежден командно-авиационный факультет в Военно-морской академии, при ней же открылись годичные курсы повышения квалификации руководящего состава авиации флотов.

Целенаправленно заработали и авиационные конструкторские бюро и предприятия, ориентированные на производство техники и вооружения для авиации ВМФ. Все это не могло не способствовать тому, что морская авиация к началу Великой Отечественной войны значительно выросла в количественном и качественном отношении; это впоследствии сказалось на результативности ее применения в боевых действиях.

Вместе с тем неопределенность организационной структуры отразилась на характере взглядов ее оперативно-тактического применения. Долгое время считалось, что воздушную борьбу на море будут вести преимущественно оперативные объединения (воздушные корпуса) ВВС Красной Армии. В соответствии с этим в оперативной подготовке отрабатывалось взаимодействие флотов и воздушных корпусов, а на морскую авиацию возлагались обеспечение флота воздушной разведкой и противовоздушная оборона базирования флота и кораблей в море.

На практике этого не произошло. Ни фронтовая, ни сформированная в 1942 г. дальняя авиация ни в одной операции флотов существенного участия не принимали, а морская авиация стала одной из главных ударных сил флота.

С первых дней войны в силу создавшейся обстановки на приморских фронтах морская авиация использовалась для нанесения ударов по боевым порядкам наступающего противника. И эта задача надолго стала основной, хотя к ее решению в предвоенные годы морская авиация не готовилась.

Видимо, этот урок истории должен в полной мере учитываться в боевой подготовке морской авиации и в наше, мирное время.

В книге убедительно показано, что особенно результативными были боевые действия морской авиации по кораблям и судам противника на море, что вполне соответствует ее основному боевому предназначению.

Разделы книги, посвященные боевым действиям авиации военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны, насыщены фактами подвигов морских авиаторов. Первыми среди морских летчиков в этой войне успеха достигла истребительная авиаэскадрилья ВВС Черноморского флота, приданная Дунайской флотилии, под командованием капитана А. И. Коробицына.

На Балтике счет сбитым самолетам врага открыл заместитель командира эскадрильи капитан А. К. Антоненко, а на Северном флоте — командир авиаэскадрильи старший лейтенант Б. Ф. Сафонов.

Всемирную славу обрели летчики Балтики под командованием полковника Е. Н. Преображенского, нанесшие в ночь с 7 на 8 августа 1941 г. первый удар по Берлину.

За годы Великой Отечественной войны авиация военно-морского флота совершила более 350 тысяч боевых вылетов, уничтожила в воздухе и на аэродромах более 5,5 тысячи самолетов противника. В результате действий морской авиации фашистская Германия и ее сателлиты потеряли 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами, что составляет две трети общих потерь врага от воздействия сил флотов.

Родина высоко оценила боевую деятельность морской авиации. 57 государственных наград украсили знамена полков и дивизий, 260 морских авиаторов удостоены звания Героя Советского Союза, а пятеро из них — Б. Ф. Сафонов, А. Е. Мазуренко, В. И. Раков, Н. Г. Степанян и Н. В. Челноков — дважды.

Среди морских летчиков есть герои, повторившие подвиг Алексея Маресьева. На Балтике это — Л. Г. Белоусов, на Черном море — И. С. Любимов, на Северном флоте — 3. А. Сорокин.

Полученный в ходе войны боевой опыт лег в основу разработки планов и направлений дальнейшего развития морской авиации, совершенствования принципов и способов ее применения в войне на море. Об этом тоже рассказывает настоящая работа. Послевоенное развитие морской авиации характеризовалось специализацией создаваемых летательных аппаратов и комплексов вооружения, переходом на реактивную технику с большими возможностями по скорости и дальности воздействия. Самолеты и вертолеты оснащались эффективными средствами поиска и поражения, радиоэлектронной аппаратурой; большинство процессов управления полетами и применения оружия автоматизированы.

Следует учитывать, что эту работу возглавили наиболее опытные авиационные военачальники, лично пережившие за годы войны горечь неудач и радость побед, глубоко знавшие потребности и возможности флотов. Среди них были прославленные авиационные военачальники Е. Н. Преображенский, И. И. Борзов, М. И. Самохин, Н. А. Наумов, А. А. Мироненко, Г. А. Кузнецов, С. А. Гуляев, В. И. Воронов и другие. Их идеи, замыслы и начинания в деле развития морской авиации находили понимание и полную поддержку у высшего руководства военно-морским флотом, возглавляемого Н. Г. Кузнецовым, а затем С. Г. Горшковым.

На флотах на первый план выдвигались проблемы противодействия силам вероятного противника, действующим скрытно из-под воды. Поэтому уже в 50-е годы был создан и поставлен в части гидросамолет дальнего действия Бе-6 конструкции Г. М. Бериева. Для борьбы с подводными лодками самолет имел в качестве средств поиска подводного противника радиогидроакустические буи и магнитометры, а для поражения — глубинные бомбы и торпеды. Противолодочными средствами оборудовались базовые вертолеты Ми-4 и первенец корабельной вертолетной авиации — корабельный вертолет Ка-15 конструкции Н. И. Камова.

В ходе их летной эксплуатации велись широкие исследования и закладывались основы тактики и боевого применения противолодочной авиации, вскоре перешедшей на более совершенные противолодочные комплексы типа Бе-12, Ка-25, Ка-27, Ми-14, Ил-38 и Ту-142 различных модификаций.

Освоение же ракетных комплексов с авиационными крылатыми ракетами значительно повысило боевые возможности ударной авиации флотов в борьбе с корабельными группировками вероятного противника на море.

В начале 60-х годов противолодочная и морская ракетоносная авиация оформилась организационно в самостоятельные рода авиации военно-морского флота. Параллельно шло и преобразование разведывательной авиации флотов.

На флоты открытого моря — Северный и Тихоокеанский — поступили дальние самолеты-разведчики Ту-95рц с автоматизированной системой целеуказания ракетному оружию ударных сил флота, в том числе и ракетным подводным лодкам, несшим боевую службу в море. Это же позволило морской авиации выйти в удаленные районы Мирового океана для наблюдения за морскими силами вероятного противника и своевременного предупреждения об угрозе их воздействия по нашим силам и объектам.

На Балтике и Черном море разведка стала осуществляться сверхзвуковыми самолетами-разведчиками Ту-22р.

Боевые возможности морской авиации СССР существенно расширились за счет вхождения в состав военно-морского флота противолодочных крейсеров «Москва» и «Ленинград». Именно с этого времени официально оформилась как новый род авиации военно-морского флота корабельная авиация.

Первый поход на боевую службу в Средиземном море противолодочный крейсер «Москва» с вертолетами Ка-25 на борту совершил в период с 19 сентября по 5 ноября 1968 г. В последующие годы противолодочные крейсера «Москва» и «Ленинград» неоднократно несли боевую службу в различных районах Мирового океана.

По заключению тогда Главнокомандующего Военно-Морским Флотом Адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова, вертолеты стали составной частью современных надводных кораблей различного предназначения, они придали им совершенно новое боевое качество. Принципиально новое направление в развитии морской авиации открыли создание самолетов вертикального взлета и посадки и постройка авианесущих крейсеров типа «Киев».

Первый авиационный полк корабельных штурмовиков Як-38 формировался на Черноморском флоте. Его первым командиром был Ф. Г. Матковский. Он первым возглавил авиационную группу и обучал летчиков полетам с корабля в дальнем походе авианесущего крейсера «Киев».

На Северном флоте первым командиром авиаполка корабельных самолетов-штурмовиков стал В. Н. Ратненко. В. М. Свиточев первым командовал полком корабельных штурмовиков на Тихоокеанском флоте.

Авианесущие крейсера «Киев», «Минск» и «Новороссийск» неоднократно несли боевую службу в различных районах Мирового океана, а корабельные авиаторы — летчики, инженеры и техники — проявили мужество, мастерство и высокие морально-психологические качества.

Особое внимание в книге уделено корабельной истребительной авиации флота. Такая авиация была создана на базе истребителей четвертого поколения типа Су-27 и МиГ-29, признанных на сегодня лучшими в мире из современных истребителей. Первый авианосный корабль, созданный в нашей стране, способен обеспечить базирование и боевые действия истребителей трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки.

В рождении и становлении корабельной истребительной авиации большая заслуга одного из ведущих летчиков-испытателей Виктора Георгиевича Пугачева. Одним из первых энтузиастов в освоении нового рода корабельной авиации стал Тимур Автандилович Апакидзе. О его мужестве и профессиональном мастерстве свидетельствует тот факт, что еще в 1991 г. он был удостоен Почетного диплома и премии Международного фонда авиационной безопасности за решительные и грамотные действия в аварийной ситуации в полете. Спасая экспериментальный самолет, Т. А. Апакидзе покинул неуправляемый падающий аппарат на последней секунде. Вскоре после пережитой аварии он пошел на новый риск и первым из летчиков строевых частей военной авиации в нашей стране совершил посадку на палубу крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на первом российском корабельном истребителе Су-27к без провозки на спарке. Это было 29 сентября 1991 г. на Черноморском флоте.

В ходе летно-конструкторских испытаний самолета Су-27к была успешно подготовлена к полетам и боевым действиям с палубы корабля первая лидерная группа летчиков ВВС Северного флота. Таким образом, в 1994 г. в морской авиации России родилась новая элита военных летчиков — элита палубных летчиков.

Видео в тему

Морская авиация - На службе флота

Флотские учения 70-х гг. Сотни кораблей, тысячи летательных аппаратов морской авиации. Место действия - моря и океаны. Амфибии, проводящие разведку, противолодочные самолёты и вертолёты, несущие на борту оборудование для поиска и уничтожения субмарин. Ракетоносцы, работающие с берега, способны уничтожить авианосец потенциального противника. А на вооружение вот-вот будут приняты палубные самолёты. Советская морская авиация в 70-х гг. представляла грозную силу.