Откуда родом михаил врубель. Михаил Врубель – биография и картины художника в жанре Символизм – Art Challenge. Символизм - художественное направление начала XX века - получает отражение во многих картинах художника. "", "", "" не являются пейзажами, хотя

Врубель - фамилия польская, но к моменту рождения Михаила уже три поколения предков художника жили в России, выбрав военную стезю. Михаил рано остался без матери, семья переезжала с места на место, вслед за отцом, офицером казачьего войска.

Увлечение живописью проявилось рано. Отец всячески поощрял увлечение младшего сына. Водил его на занятия в художественные школы и студии. Когда пришла пора выбирать себе профессию, будущий мастер полностью покорился воле отца, который считал, что будущее сына должно быть связано с "пользой для общества". Врубель поступает в Петербургский университет на юридический факультет.

Университет был окончен, но юристом будущий художник не был ни одного дня. Он с большим трудом прошел все трудности годовой воинской повинности и вопреки желанию отца поступил в Академию художеств.

С художниками Врубель познакомился еще будучи студентом-правоведом. Всякий свободный час Михаил проводил в , изучая работы великих мастеров. В художественной "тусовке" он давно стал своим, успевая учиться не только в классах академии, но и в мастерских своих друзей.

Педагоги Врубеля отмечали его острое чувство формы, цвета, умение передать самую сложную фактуру. Его главный учитель Чистяков считал Михаила самым талантливым из своих учеников. Именно этот профессор рекомендовал молодого мастера для реставрации фресок в средневековом монастыре под Киевом.

Киевский период жизни Врубеля тесно связан с изучением канонов Византийской живописи. Художник работает с упоением, забывая обо всем на свете. Но скоро увлечение сменяется метаниями. Мастер то бросает работу и уезжает из Киева, то возвращается и принимается за реставрацию. Подобные метания не могли понравиться заказчику. К творческим метаниям добавляются финансовые проблемы.

В свои работы художник вносил свое понимание библейских сюжетов. Церковь отказалась от услуг Врубеля, и только после его смерти признала его правоту и философскую трактовку церковных росписей.

После киевского периода в жизни художника наступает период московский. Работы Врубеля не пользуются популярностью, заказчиков у него нет. Счастливая встреча с известным меценатом Саввой Морозовым позволяет художнику отчасти решить финансовые проблемы.

В этот период мастера занимает демоническая тема. Его серия "демонов" до сих пор считается самыми известными произведениями мастера, хрестоматийными для искусства модерна рубежа XIX и XX веков.

Несмотря на неоспоримую гениальность и новаторство работ, в них уже можно разглядеть признаки того недуга, который прервет творческую деятельность художника.

Покровительство Мамонтова позволяет Врубелю активно работать в своей манере, не считаясь со вкусами публики. Художник оформляет несколько оперных спектаклей, пробует свои силы в архитектуре, керамической пластике. Критика часто отзывалась о работах Врубеля резко и незаслуженно уничижительно.

XX век принес мастеру две большие трагедии: умирает его отец, а долгожданный сын рождается в серьезным дефектом - заячьей губой. К личным трагедиям добавляются жесточайшая творческая депрессия.

В 1902 году художника помещают в психиатрическую клинику. Состояние его постоянно ухудшается и родственники с друзьями готовятся к самому худшему. Однако, усилия профессора Бехтерева возымели успех. Спустя год Врубель уезжает на отдых в Крым. И хотя работать он практически не может, но появляется надежда на выздоровление. Надежда рухнула в один момент: Врубель теряет сына.

Небольшие периоды прояснения, сменялись безумием... Последнее событие, которое мастер сумел воспринять - избрание его академиком в 1905 году.

Последующие пять лет художник лишь существовал, являясь постоянным пациентом различных клиник.

Предвестник кубизма, яркий представитель символизма, человек, который отлично совмещал в себе талант к графике и живописи в равной степени.

Детство

Михаил Александрович родился в Омске в 1856 году в этом же городе были рождены его младшие брат и сестра которые не дожили до юности. По причине частых родов и ослабленного здоровья в 1859 году скончалась мать мальчика. Пока овдовевший отец пытался справиться со всеми хлопотами, которые лежали на его плечах, мальчик проводил свои будни за рассматриванием картинок в детских книжках.

В 1863 году отец Михаила взял в жены Е. Х. Вессель которая была из знатного рода, что помогло ему в продвижении по службе. Новая мама для семейства оказалась настоящим сокровищем, она целыми днями занималась воспитанием всех детей.

В 1867 году семейство переехало в Саратов где у отца мальчика было новое назначение по службе. Вопреки любящей атмосфере, которая царила в доме Михаил и его сестра Анна всегда проводили время вместе и не были особо заинтересованы в дружбе с новыми родственниками.

Юность

Уже в юном возрасте Врубель проявил себя как человек творческий и самостоятельный. Настоящая страсть к рисованию проснулась у юноши, когда в Саратов на выставку завезли «Страшный суд» Микеланджело. Это произведение настолько запало в душу юному дарованию что он позже исполнил его точную копию по памяти, со всеми мельчайшими деталями и нюансами. Во время обучения в гимназии Врубель рисовал под покровительством ОПХ. После перевода отца в Одессу и смены учебного учреждения Врубель на время прекратил активную творческую деятельность и больше уделял внимания естественным наукам. Обучение в целом, у юноши не отнимало много времени, он был лучшим учеником пока это было ему интересно. В один момент его жизни Михаил сильно загорелся идеей актерской карьеры, но оставил эту затею с поступлением в университет.

Юридический университет

Родителями Врубеля было принято решение отправить его на юридический факультет. Возможно, на это повлияла способность мальчика быстро запоминать сложные тексты или знание нескольких языков. В конечном итоге мысли о творческих начинаниях отошли на второй план. Обучение шло медленно и трудно, в конечном итоге юноша больше заинтересовался философией и совершенно забросил юридическое дело. Рисование хоть и присутствовало в жизни художника, но играло отнюдь не ведущую роль. В период обучения в университете им были нарисованы несколько иллюстраций к популярным в то время литературным произведениям. Начиная с 1875 года Врубель активно начал развивать актерские таланты, но это требовало больших капиталовложений и ему приходилось подрабатывать репетитором. Для юного дарования стали находкой его знания латыни и юридического дела.

Начало художественного развития

Такой образ жизни привел Михаила в семью Папмелей, которые нуждались в его репетиторских навыках. Отзывчивая семья приняла молодого человека как своего сына, и он надолго поселился у них в поместье. Именно после переезда в их имение Врубель начал активно рисовать. Эстеты Папмели поддерживали его высоко оценивая любую его работу. Не только любовь к искусству привили ему его новые знакомые, любовь к вину, которого было всегда много на столе гостеприимных знакомых, накрепко засела в жизни Врубеля. Начиная с 1880 года, художник начал посещать курсы в Академии искусств где познакомился с Чистяковым и стал частым гостем в его студии. Наставник стал хорошим другом для молодого гения, о чем сам Врубель неоднократно упоминал в письмах к сестре. Работа над оттачиванием пластики форм и передачи живости светотени до конца жизни чувствовалась в работах живописца.

Творческие эксперименты

Несмотря на своенравную манеру исполнения, далеко идущую от традиционного академизма, Чистяков поощрял творческие эксперименты своего ученика. Одной из немногих работ, которые художник пытался изобразить во всей строгости академизма является зарисовка «Пирующие римляне». Будучи человеком целеустремленным, Михаил не оставил попыток совмещать свое творчество с развитием своего бизнеса. С помощью своих давних знакомых Пампелей он нашел заказчика, который предложил гонорар в 200 рублей за любое его полотно на выбор. Темой для его картины стали «Гамлет и Офелия», но успехом эта затея не увенчалась, и художник перешел на другую более реалистичную задумку. Для работы над полотном «Натурщица» была приглашена известная и подготовленная Агафья которая позировала для многих художников того времени. Знакомые художника помогли раздобыть предметы декора, которые использовались как фон в постановке. После окончания картины его пригласили в Киев для работы над восстановлением фресок Кирилловской церкви. Наиболее ярким моментом в его работе над фресками стало изображение «Сошествие Святого Духа на апостолов».

Последнее путешествие в Италию

После завершения работы над этим проектом художник отправился в Италию для пополнения своих творческих знаний. Во время его проживания в Венеции город так сильно вдохновил его что Врубель закрылся в себе и целыми днями писал иконы и полотна повседневной тематики. После выхода из творческого наплыва художник начал ощущать жажду общения и недостаток любви. По возвращению в Киев художник делает предложение жене своего покровителя Прахова. Однако женщина высмеяла его чувства и указала на очевидное обстоятельство отказа, ее замужество. После отказа у Врубеля начался кризис, он практически не рисует, а если и начинает полотно, то забрасывает его. Единственное завершенное произведение - это «Девочка на фоне персидского ковра» сделанное по заказу владельца ссудной кассы.

Проблемы с психическим здоровьем

В 1890 году художник переехал в Москву. Здесь у него начался период депрессии, которая отразилась на цикле работ «Демон». Мрачные краски и трагические сюжеты можно увидеть во всех его последующих работах. С 1890 года художник увлекся керамикой и сделал множество ярких заказов для богатых домовладений России. Вплоть до 1896 года художник путешествовал по Италии, где работал в различных гончарных мастерских. По возвращению в Москву художника пригласили создать декорации для театра где он встретил свою будущую жену Надежду Забел. Их встреча была такой же внезапной и полной эмоций, как и вся жизнь художника. Решение о свадьбе было принято на следующей же неделе после знакомства. С приходом любви в жизнь художника пришло и вдохновение. Он творил целыми днями и именно тогда окружающие впервые заметили его психический недуг. В 1900 году он, вдохновленный театральными постановками, пишет «Царевна-Лебедь». Это полотно примечательно тем что художник создал его за сутки, на холсте, предназначенном для портрета любимой жены, что делает произведение довольно символичным. Осложнения в душевном состоянии художника стало заметно в период его возвращения к циклу работ «Демон». «Демон летящий» и «Демон поверженный» стали дополнением к мрачному хороводу демонического творчества.

Последние годы жизни

Все чаще у художника случались срывы, которые практически не прекращались после рождения сына в 1901 году. Стресс и давление, которое испытывал на себе рисовальщик, проявлялось в депрессии и буйном поведении. Жена с ребенком не могли находиться в такой атмосфере и уехали в Рязань к родственникам. Такое поведение привело к его принудительному заключению в клинику для психически больных. В 1903 году после выписки из клиники и возвращения домой художник потерял сына. Это событие в конец подкосило как физическое, так и психическое состояние живописца. Его поместили в клинику для душевно больных где он, несмотря на частые галлюцинации продолжал писать картины. «Жемчужина» и «Видение пророка Иезекииля» стали последними работами художника. У Врубеля начались приступы агрессии, которые чередовались с апатией, не редки были и галлюцинации. Художник утверждал, что он стал пророком и точно знает, что ему уготовано. В последний день своей жизни на него сошло просветление, он был бодрым и веселым, привел себя в порядок и к удивлению врачей, уснул во фраке. Той же ночью 14 апреля 1910 года художник скончался.

  • Сильное и устойчивое воздействие Врубеля испытали почти все крупные русские художники 20 века. Его манера писать «разноцветными кубиками» иной раз трактовалась как преддверие кубизма. Однако Врубель, доказавший своим творчеством, что глубинное постижение натуры закономерно предполагает переход по ту сторону ее внешних видимостей, стоит у истоков не одного какого-то направления, а практически всех авангардных поисков русского искусства 20 века.
  • В 1902 году знаменитый психиатр Владимир Бехтерев поставил Врубелю диагноз – острое душевное расстройство. Неизлечимая болезнь загнала художника в клинику, ему оставалось жить восемь лет. Доктор Федор Усольцев, лечивший Врубеля, вспоминал, что даже в болезненном возбуждении, спутанности мыслей и чувств, Врубель творил – лепил из глины странные фигуры, рисовал.
  • Врубель автомизировал реальность в живописи, расщеплял мир и видел в нем второе дно, непостижимое и демоническое. Картины Врубеля почти всегда тревожат душу, хотя глаза его Демона и Царевны-Лебеди прекрасны и одухотворены. Эти персонажи живописи Врубеля, которой в Третьяковке отдан целый зал, – пожалуй, самые известные. Художник-символист любил сказочные, мифические образы, их молчание и тайну, многозначность.
  • На протяжении всего творчества Врубель неоднократно обращается к теме пророчеств, в моменты болезни – тема становится почти навязчивой. В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» — последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления. Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка. И как в ветхозаветной притче Серафим очищает от грехов пророка Исайю, тем самым подготавливая к пророческому служению, так и Азраил Врубеля предстает, чтобы окончательно утвердить художника в роли провидца, знающего свою судьбу.

Награды:

  • Золотая медаль Парижской всемирной выставки (1900 год)
  • Вторая серебряная медаль Академии художеств (1883 год)

Автопортрет. 1905 г.

Предки Михаила Александровича Врубеля за рубежом и в Российской империи

Дальние корни Врубеля лежат вне России. Гражданином Российской империи первым из Врубелей стал прадед Михаила – Антон Антонович. Он служил судьей в Белостоке, польском городе, который находился в составе Восточной Пруссии. В 1807 году по Тильзитскому миру Белосток был передан России и стал центром Белостокского уезда Гродненской области.

Его сын Михаил Антонович – тёзка и дед художника, стал первым российским дворянином из этого рода. Был военным и по долгу службы оказался в Астраханской губернии. Здесь один из его сыновей – Александр Михайлович, тоже офицер, женился на Анне Григорьевне Басаргиной, дочери астраханского губернатора. Невеста была из более аристократичной и родовитой семьи, истоки которой уходят к ордынским и датским предкам.

Детские годы Врубеля

Будущие родители художника Александр Михайлович и Анна Григорьевна поженились в Астрахани. Но Михаил на свет появился в Сибири по месту новой службы отца в городе Омске 17 марта 1856 года. Он был вторым ребёнком из четырёх, которых за 6 лет родила Анна. Мише было всего 3 годика, когда его мама умерла. Отца перевели снова в Астрахань, ближе к родственникам, которые могли помочь по уходу за малолетними детьми.

Столь горькое начало жизни Врубеля словно задало тон всей последующей. К тому же от рождения он был слабого здоровья, а по характеру тихим, неразговорчивым и вдумчивым ребенком. В семилетнем возрасте получил домашнее прозвище «молчун и философ». Он любил рассматривать книжные иллюстрации. Благо с давних пор сохранилась часть немецкой библиотеки белостокского прадеда.

Из-за передвижений отца по службе семья неоднократно меняла место жительства. Астрахань, Омск, Саратов, Петербург, Харьков, Одесса – переезд в некоторые города был неоднократным. Биография Врубеля пестрит географическими названиями с самого детства. В 1863 году в Харькове у детей появилась мачеха Елизавета Христиановна Вессель. По воспоминаниям сестры Анны, семилетний Михаил завороженно вслушивался в звуки музыки во время игры Елизаветы Христиановны, которая была хорошей пианисткой.

Образование и место живописи в детской и юношеской биографии Михаила Врубеля

Поначалу рисование привлекало Михаила на том же уровне, что и другие виды искусств. Способности проявлялись, но особенно горячего желания заниматься только живописью в ребёнке не наблюдалось.

В Саратове с 1864 года мальчик получал уроки начального образования у политического ссыльного Николая Пескова. Он водил Мишу изучать естественные науки на природу в окрестностях города. А Андрей Сергеевич Годин давал ему частные уроки рисования с натуры.

Старшая сестра Анна вспоминала о брате: «Он зарисовывал с большой живостью сцены из семейного быта». В 1865 году с ним произошло удивительное событие:

С переездом семьи Врубелей в Петербург в 1867 году Миша начал учебу в Пятой гимназии и Рисовальной школе Общества поощрения художников.

В 1870 году очередной переезд на место нового назначения отца. На этот раз в южную Одессу. Общеобразовательное обучение Михаил продолжил в Ришельевском лицее. А художественное в Одесской рисовальной школе. Учился везде успешно, увлекался театром, чтением латинской классики, музыкой.

1874 год – год окончания гимназии с золотой медалью. Затем семья переехала из Одессы в Вильно. А Михаил поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Вечерами занимается в классах Академии художеств. Оканчивает университет в январе 1880 года.

Наконец будущий гениальный живописец в 24-летнем возрасте от любительского рисования переходит к профессиональному обучению: осенью 1880 года Михаил Врубель поступает в Академии художеств. Он попадает к Павлу Чистякова, у которого своя методика создания на полотне объема, подобно тому как то делают архитекторы. По воскресеньям Врубель берет уроки акварели у Ильи Репина.

Киевско-итальянский этап в биографии Врубеля

Искусствоведу профессору Адриану Прахову понадобился специалист для художественных работ по восстановлению Кирилловской церкви. Павел Чистяков предлагает Врубеля. И тот в 1884 году едет в Киев, где начинается важный этап не только в его биографии как художника, но и в личной жизни. По мнению некоторых современников он был влюблён в жену своего заказчика Эмилию Львовну Прахову.

Считается, что она стала прототипом иконы «Богоматерь с Младенцем» для алтаря Кирилловской церкви. А когда Врубель уезжает в Италию для изучения средневековых мозаик и живописи эпохи раннего Возрождения, между ними ведётся активная переписка, которая по просьбе Эмилии была уничтожена её дочерью Ольгой, о чём свидетельствует внучка Праховой.

1. Богоматерь с младенцем, 1885 г. 2. Эмилия Прахова.

В Венеции Врубель написал три иконы - «Святой Кирилл», «Святой Афанасий» и «Христос Спаситель».

В апреле 1885 года Врубель возвращается из Италии, а в мае уезжает в Одессу. Однако в конце года возвращается в Киев. Он активно работает, но живёт в бедности, во многом из-за его неумения здраво распоряжаться деньгами.

Творчество и Демоны Врубеля

В 1889 году Михаил Врубель приезжает в Москву. Здесь он знакомится с промышленником и щедрым меценатом Саввой Мамонтовым и становится участником его кружка художников в Абрамцево.

Он создает панно, оформляет оперы, занимается майоликой, пишет картины, иллюстрирует произведения литературы. Участвует в иллюстрировании юбилейного двухтомника Лермонтова, в т.ч. делает рисунки к поэме «Демон». Рецензенты нещадно раскритиковали иллюстрации Врубеля.

Свидание Тамары и Демона. Иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова «Демон». 1890-е годы.

Но в итоге Демон становится главной темой в его творчестве. В 1890 году он создает «Демона сидящего», а в 1902 «Демона поверженного». «Летящего Демона» художник не завершил.

Демон в обычном понимании – это какая-то сверхъестественная и злая сила. Но Врубель видел в нем страдающий человеческий дух, обуреваемый думами и разрываемый страстями, существующий между небом и землёй.

В 1896 году по просьбе Саввы Мамонтова Михаил Врубель исполняет два панно для Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде: «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза». Но их жестко раскритиковала профессура Академии художеств и оба панно сняли с выставки, а художника подвергли травле. Предприимчивый Мамонтов построил собственный павильон и выставил в них огромные полотна Врубеля. Они пользовались большим интересом публики, а имя Врубеля получило широкую известность.

Любовь и семейная драма Михаила Врубеля

Врубелю было почти 40 лет, когда его посетила глубокая и мгновенная любовь. Сначала его покорил незнакомый красивый голос. Он ринулся на его звук, когда услышал на репетиции оперы в Панаевском театре Петербурга. Так он встретил свою будущую жену оперную певицу Надежду Забелу. Эта любовь была взаимной. 28 июля 1896 года они повенчались в Женеве. Супруга стала его идеалом, музой, героиней его произведений и преданной спутницей до конца его дней.

1 сентября 1901 года у них родился сын Савва, и Надежда Забела ушла со сцены. Материальное благополучие семьи тяжелым грузом легло на плечи Врубеля. Ему было сложно добывать хлеб насущный. Он нервничал, переживал, боялся, что не сможет обеспечить семью, страдал неврозом и бессонницей. Но главное страдание было от того, что мальчик родился с дефектом лица. У Саввушки была «заячья губа» и Врубель считал, что это по его вине. Наказание за его грехи. Это выводило его из равновесия и сводило с ума. Всё чаще он вёл себя неадекватно.

Угасание и смерть Врубеля

Он одержимо работал над «Демоном поверженным». Закончил его в 1902 году. И в этом же году попал в психиатрическую лечебницу. Психиатр Владимир Бехтеров поставил Врубелю неутешительный диагноз.

Друг Врубелей Владимир фон Мекк пригласил их на все лето отдохнуть и набраться сил в его имении в Киевской губернии. С маленьким сыном они отправились в поездку. Там они потеряли своего единственного сына. 3 мая 1903 г. обожаемый Саввушка скоропалительно умирает от крупозного воспаления легких.

Психическое угасание Михаила Врубеля убыстряется. Он много времени проводит в лечебницах. Живет в мире бреда и галлюцинаций. А в моменты просветления пытается писать. В этот тяжелый период он смог создать свой шедевр «Роза в стакане», написал «Шестикрылый серафим», «Жемчужина». Но не смог закончить портрет поэта Валерия Брюсова. К концу 1905 года живописец начал быстро слепнуть.

Несколько последних лет своей жизни он провел в психиатрической лечебнице. Жена Надежда и старшая сестра Анна опекали его до конца.

Они покоятся рядом на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга.

Жизнь после жизни

Врубель написал более 200 произведений. В 1995 году на родине Михаила Александровича Врубеля Омскому государственному музею изобразительных искусств присвоено его имя.

Врубель Михаил Александрович краткая биография русского художника Серебряного века изложена в этой статье.

Врубель Михаил краткая биография

Будущий художник появился на свет 5 марта 1856 года в городке Омска в семье штабс-капитана. С юных лет в мальчике неутолимо росла любовь к художеству и прекрасному. Но связать свою жизнь он решил, по настоянию родителей, с юриспруденцией, поступив осень 1874 года в Санкт-Петербургский университет. Окончил он ее спустя 6 лет, но заниматься скучным делом ему не хотелось. Поэтому в 1880 году Михаил поступает в Петербургскую Академию художеств, обучаясь у педагога Павла Чистякова. Кстати его учитель обучал Репина, Сурикова, Васнецова и Серова.

Жизнь юного художника баловала не часто. Ему доводилось выживать на 3 рубля в месяц, питаясь только водой с хлебом. Но взаймы он никогда не брал, гордость не позволяла. Манера художества Врубеля была нова и неожиданная. Михаила не привлекала классика, он в живопись внедрял черты модернизма.

В 1884-1989 года он проживал в Киеве. Работал над росписями и иконами в Кирилловской церкви, создавал эскизы для росписей во Владимирском соборе, которые не были осуществлены. В 1889 году переезжает в Москву.

Первая выставка художника состоялась в 1896 году. После ее окончания Врубель нашел свое счастье в лице оперной певицы Надежды Забелы, которая стала его музой и женой. В браке родился сын Савва, однако прожил он недолго и вскоре умер. Это событие пошатнуло психику Врубеля, положив душевной болезни.

Знаменитая картина «Демон сидящий» была нарисована в 1890 году, вызвав у ценителей искусства противоречивые чувства. Кроме живописи, Михаил Врубель серьезно увлекался керамикой, скульптурой, оформлением постановок в театрах.

Продолжением первого «Демона» стала картина «Демон поверженный». Но у художника прогрессировала душевная болезнь, которая помешала закончить картину. Также в 1905 году у Врубеля резко стало падать зрение, и спустя полгода он ослеп полностью. Последней его работой был портрет Валерия Брюсова — мэтра русского символизма. Последний годы художника прошли в полной темноте, от которой он скончался в 1910 году.

Талант Врубеля был многогранный. Он расписывал храмы, писал огромные многометровые полотна и небольшие станковые картины; он выступал как театральный декоратор, мастер книжной иллюстрации и даже как скульптор.

Михаил Врубель - русский художник, закончил сначала юридический факультет Петербургского университета, затем Академию художеств. По рекомендации своего учителя П.Чистякова работал в древнем храме Кирилловского монастыря под Киевом. Однако, его работы не были должным образом оценены.

Долгое время Врубель был неизвестен публике, только в конце 90-х годов после демонстрации больших панно "Принцесса Греза" и "Микула Селянинович" его заметили, стали интересоваться творчеством художника. Однако, творчество его постоянно вызывало жестокую полемику в печати.

Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Стиль этот основан на господстве объемно-скульптурного рисунка, своеобразие которого заключается в дроблении поверхности формы на острые, колкие грани, уподобляющие предметы неким кристаллическим образованиям. Цвет понимается Врубелем как своеобразная иллюминация, окрашенный свет, пронизывающий грани кристаллической формы. Дробящийся, переливающийся цвет в полотнах Врубеля и их кристаллическая фактура родственны эффектам мозаики.

Заметны в произведениях Врубеля черты символизма и стиля "модерн". Художника интересует тема трагического одиночества и гибели личности, которую он стремится раскрыть символически в образе Демона. В его творчестве есть произведения традиционно реалистические, есть и мифологические, иллюстрации к произведениям Лермонтова, Пушкина, к народным сказкам, былинам и легендам.

Обращаясь к поэтическим картинам природы, Врубель также придавал им мистико-фантастическую окраску. Особенно сильно сказалось воздействие модернизма на декоративных работах Врубеля (панно, скульптура, эскизы витражей и т.п.).

В конце жизни Врубель заболел, периодически лечился в психиатрической клинике. В периоды между приступами душевной болезни писал, творил. В 1910 году, пятидесяти четырех лет, Врубель скончался от воспаления легких.

Подлинная стихия картин Врубеля - молчание, тишина, которую, кажется, можно слышать. В молчание погружен его мир. Он изображает моменты неизреченные, чувства, которые не умещаются в слова. Молчаливый поединок сердец, взглядов, глубокое раздумье, безмолвное духовное общение.

Токами высокого духовного напряжения пронизан мир Врубеля - в этом тайна его монументальности и залог долговечности.

Одна из первых работ Врубеля. Это огромная фреска "Сошествие Святого Духа...", написана художником на коробовом своде Кирилловской церкви в Киеве.

По евангельскому преданию, апостолам явился Святой дух в виде голубя, исходившие от него языки пламени "почили на каждом из них". После этого апостолы обрели дар говорить на всех языках и проповедовать учение Христа всем народам. Как и другие евангельские сказания, сюжет "Сошествия" имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Врубель четко следовал схеме, пользуясь, вероятно, старинными миниатюрами евангелий, но фигуры трактовал по-своему, проявив себя как современный художник.

Двенадцать сидящих апостолов расположены полукругом, так что композиция вписывается в архитектурную форму свода. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Фон синий, золотые лучи исходят из круга с фигуркой голубя, одеяния апостолов светлые, с перламутровыми переливами, создающие эффект свечения изнутри. Сама группа апостолов, охваченная общим высоким душевным подъемом, выражающая это каждый по-своему, производит неизгладимое впечатление: руки, то напряженно стиснутые, то порывисто прижатые к сердцу, то в раздумье опущенные, то трепетно прикасающиеся к руке сидящего рядом.

Врубель во многих своих произведениях обращается к творчеству Лермонтова. Демон - один из таких образов. Но это не просто иллюстрация к произведению Лермонтова, Врубель вкладывает свое видение, свое понимание этого образа.

Демон - это падший ангел, поднявший бунт против бога и низвергнутый небесами на землю. В мифологии Демон - образ титанической, но скованной энергии. Он отвергнут небесами, но не мог быть принят и землей. Сам Врубель так понимал Демона: " он олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе."

Сущность этого образа двойственна. С одной стороны - импонирующее величие человеческого духа, не терпящего ни запретов, ни оков в своих порывах к свободе и полноте познания. С другой - безмерная гордыня, безмерная переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством, холодом, пустотой.

Лишь только божие проклятье
Исполнилось - с того же дня
Природы жаркие объятья
Навек остыли для меня.

Демон изображен восседающим на горной вершине. Безнадежная тоска читается в его взгляде, в наклоне торса, в заломленных руках, обхвативших колени. Даже такой композиционный прием, как срезанная верхней рамой часть изображения, заставляет нас ощущать стесненность, мучительность существования Демона.

Интересна живописная манера художника в этом произведении: картина будто выложена из множества пересекающихся плоскостей-граней.

В картине преобладают холодные, лилово-синие тона.

Врубель давно задумал патетическое полотно "Демон поверженный". Он хотел потрясти зрителя, создать грандиозное произведение, но, кажется, он не представлял отчетливо замысел картины: Демон владел им больше, чем он - Демоном. Он долго думал, каким изобразить этого Демона - летящим или каким-то другим. Идея "Поверженного" Демона возникла как бы сама собой.

Демон низринут в ущелье среди скал. Некогда могучие руки стали плетьми, жалко заломленными, тело деформировано, крылья разметались. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Они затопляют его, еще немного - и закроют совсем, останется голубая гладь, довременное водяное пространство, в котором отразятся горы. Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривленным ртом, хотя в его венце еще горит розовый отблеск.

Золото, сумрачно-синий, млечно-голубой, дымно-лиловый и розовый - все излюбленные цвета Врубеля - образуют здесь феерическое зрелище.

Только что написанное полотно выглядело не так, как сейчас: сверкал венец, розово сияли вершины гор, искрились и мерцали перья поломанных крыл, похожие на павлиньи. Как всегда, Врубель не заботился о сохранности красок - он добавлял в краски бронзовый порошок, чтобы придать им блеск, но со временем этот порошок начинал действовать губительно, картина неузнаваемо потемнела. Но с самого начала ее цветовое решение было открыто декоративным - ему недоставало глубины и насыщенности цвета, многообразия переходов и оттенков, какое есть в лучших вещах Врубеля.

Когда картину перевезли в Петербург для выставки "Мира искусства", Врубель, несмотря на то, что полотно уже выставлено, каждый день с самого утра переписывал его, и все видели эту перемену. Были дни, когда Демон был страшен, а потом в его лице появлялась глубокая грусть... Врубель тогда уже был глубоко болен.

"Демон поверженный" захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем - "здесь человек сгорел".

Изображая сказочных героев, Врубель не иллюстрировал известные литературные сюжеты, он творил всегда свои сказки, своего Демона. Но это не значит, что он игнорировал первоисточники. Создавая, например, "Богатыря", он искренне вживался в мир былинных сказаний.

Его "Богатырь" - Илья Муромец - кряжистый, огромный, восседающий на коне-битюге. Такой "мужичище-деревенщина" может сражаться палицей "в девяносто пуд", выпить чару вина в полтора ведра, как повествуется в былине; ему "грузно от силушки, как от тяжелого бремени", но едет он"чуть повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего" - на картине верхушки елей виднеются у ног коня. Лес первозданно дремуч, в его густой вязи притаились два ястреба. Широкоплечий, приземистый, как медведь, богатырь глядит зорко и остро, вслушивается чутко, одежда и доспехи у него узорчаты, нарядны - тоже в согласии с былиной, где говорится о щегольстве "старого казака" Ильи:

Обул Илья лапотки шелковые,
Подсумок одел он черна бархата,
На головушку надел шляпку земли Греческой.
Силу богатырского эпоса Врубель чувствовал, но они не были ему близки так, как образы хрупкие, лирические, "тающие и ускользающие".

Говорят, что портрет-картина "Царевна-Лебедь" написана на сюжет "Сказки о царе Салтане" Пушкина, а моделью для написания портрета служила жена Врубеля Надежда Забела-Врубель. Однако, никаких прямых связей со сценической трактовкой "Царя Салтана" в картине нет, и сама царевна даже не похожа на Н.И. Забелу - совсем другое лицо. Вероятнее всего, Врубель придумал лик Царевны, в котором отдаленно отразились и слились черты и его жены, и дочери когда-то любимой им женщины, а может быть, и еще чьи-то.

Конечно, Врубель писал не просто портрет. Не живую женщину из плоти и крови писал художник, а фантастическое существо, для которого морская пучина - дом родной. Красота врубелевской Царевны-Лебеди рождена морской стихией, она как-бы соткана из закатных лучей, игры волн, блеска камней, шума прибоя. На ее неживом лице игра цветов - от иссиня-черного моря до розово-багряной зари - подобна переливу тонов на фарфоре. Только глаза живут на этом лице, и в них безмерная грусть. Шелестят под ветром крылья, сверкают дорогие каменья в ее головном уборе, затягивает, манит прощальный взгляд. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.

Конечно, это не пушкинская "Царевна-Лебедь", и не из оперы Римского-Корсакова. Там она дневная, светлая. Царевич Гвидон спасает ее от злого коршуна и женится на ней, и все устраивается к общему счастью. На картине Врубеля загадочная птица с ликом девы едва ли станет женой человека, и благополучия не обещает ее томный прощальный взор, ее жест руки, предостерегающий, призывающий к молчанию. Царевна не приближается, она уплывает во тьму.

Настроение картины тревожно-печальное. Так написано трепещуще-перламутовое, с отблесками заходящего солнца оперение Лебеди, что мы слышим этот шелест, этот трепет, слышим холодные ровные удары прибоя о берег, усиливающие ощущение безнадежности и грусти. Еще миг - и потухнет полоска зари, исчезнет красота царевны, только взмахнет крыльями большая белая птица и скроется в волнах...

Картину "Царевна-Лебедь" особенно любил А.Блок. Репродукция с нее всегда висела в его кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком "Врубелю". Стихи не иллюстрируют картину Врубеля, они навеяны различными ассоциациями, возникшими от картины...

Дали слепы, дни безгневны,
Сомкнуты уста
В непробудном сне царевны,
Синева пуста...

Будут вёсны в вечной смене
И падений гнет.
Вихрь, исполненный видений, -
Голубиный лет...

Что мгновенные бессилья?
Время - легкий дым...
Мы опять расплещем крылья,
Снова отлетим!

И опять в безумной смене
Рассекая твердь,
Встретим новый вихрь видений,
Встретим жизнь и смерть!

Пастель Жемчужина" - маленькое чудо искусства, удивительная игра переливов в жемчужной раковине.

Кто когда-нибудь держал в руказ и рассматривал натуральную морскую раковину, не мог не дивиться изменчивой игре цвета в ее напластованиях. Они отсвечивают и тонами моря, и закатного неба, и сиянием радуги, и мерцаниями тусклого серебра. Настоящая пещера сокровищ в миниатюре.

Для Врубеля вся природа была пещерой сокровищ, и в переливах раковины он увидел как бы сконцентрированным разлитое в природе волшебство. Надо было его только "скопировать": цветовые нюансы перламутра неуловимы, изменяются при каждом повороте раковины, каждой перемене освещения. Врубель понял, что переливы раковины зависят еще и от фактуры ее - гладкой, шероховатой, слоистой.

Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде, чем писать ее в цвете, со всеми переливами лилового, голубого, розового, зеленоватого. Эти переливы созданы с такой подлинностью, что чудится: если повернуть картину под разным углом, то и краски будут изменяться, вспыхивать и меркнуть, как в настоящей раковине.

Раковина написана немного больше натуральной величины, и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства. Тогда в нем кто-то должен обитать! Кто же, как не дочери морского царя?

Царевны возникли с такой же неизбежностью, как и все фантастические образы Врубеля - из созерцания природных форм, будто изначально в них таились, и надо их было только рассмотреть. Сами фигуры не нравились художнику, они были слишком в духе модерна - несколько жеманны, изысканно игривы, что мельчит замысел художника.

При всем том, что "Жемчужина" - одно из последних произведений Врубеля - остается неподдельной жемчужиной его творчества.

Врубель любил изображать вплотную густые, вьющиеся заросли цветов, трав. Художник вникал в плетения стеблей, колючих еловых веток, в "архитектуру" гроздьев сирени, диковинные формы рогатых раковин, в структуру ледяных кристаллов, образующих зимой на стекле узоры, похожие на папоротники. Все эти чудеса природы под взором художника разрастались в волшебный мир, он всматривался еще и еще - и чудились очертания фигур, глядящие глаза...

Вот картина "Сирень"...Лиловые заросли сирени заполняют все пространство картины, и кажется, им нет конца и за ее пределами. А в кустах - женская фигура, не то девушки, не то феи. Ее дымчато-зеленоватое лицо и руки, почти черное платье и волосы и темные провалы глаз, - ведь это не что иное, как сгустившаяся и ожившая тень в глубине между ветками в предрассветный сумрачный час. Взойдет солнце и она исчезнет.

Картина "Пан" единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня! Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А.Франса "Святой Сатир". И свою картину художник сначала назвал "Сатир". Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Но больше все же от Лешего - и пейзаж русский, и облик Пана. Откуда этот облик, откуда взял художник эту примечательную лысую голову, круглое, бровастое, голубоглазое лицо, заросшее дикими кудрями?. Известно, что никто не позировал Врубелю, и то ли подсмотрел он такого старика где-то в украинском селе, или он просто вообразился ему лунной ночью при виде старого замшелого пня - неизвестно.

А вместе с тем он совершенно фантастичен, он лесная нежить, олицетворение того, что мерещится и мнится заблудившемуся ночью. Начинает шевелиться седой пень, под косматым мхом завиваются бараньи рожки, корявая рука отделяется,сжимая многоствольную свирель, и внезапно открываются круглые голубые глаза, как фосфорические светлячки. Как будто откликаясь на беззвучный зов лесного хозяина, медленно выползает из-за горизонта месяц, голубым сиянием вспыхивает поверхность речки и маленький голубой цветок. Леший - и душа, и тело этих перелесков и топкой равнины; завитки его шерсти подобны встающему полумесяцу, изгиб руки вторит изгибу кривой березки, и весь он узловатый, бурый, из земли, мха, древесной коры и корней. Колдовская пустота его глаз говорит о какой-то звериной или растительной мудрости, чуждой сознанию: это существо вполне стихийное, лишенное каких-либо переживаний, мучительных раздумий...