Карьеризм в литературе. Теодор драйзер - великий мастер американской реалистической литературы. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова

Заинтересовало меня, как в литературных произведениях описывается карьера героев: этапы, уловки, технологии. Интересно было почитать именно художественное описание. И вот, что я нашла по теме:

Конечно, Артур Хейли «Аэропорт», «Отель», «Менялы», «Перегрузка». В каждой книги описывается механизм функционирования перечисленных объектов (в последнем - электростанции) через работу отдельных людей. Романы афористичны, интересны и техническими подробностями и художественной линией. Любимые герои Хейли - успешные наемные работники и основными слагаемыми успеха Хейли считает порядочность и компетентность. Те, кто не обладает, этими составляющими во всех романах этого автора в конце ждет сокрушительное поражение вплоть до самоубийства.

Вместе с тем, герои - живые люди и при всей своей компетентности могут быть супербабниками с двойной моралью (герой романа «Перегрузка»), иметь любовниц, проявлять слабость. Это и привлекает в романах, плюс масса полезных советов и афоризмов, например:

Лучший способ победить - поднять соперника на смех (рассказывается, как адвокат добилась повышения оплаты сантехникам аэропорта, после того, как они провели весь день, заняв все туалеты - «туалетную забастовку») - роман «Менялы»

Хотите, чтобы о Ваших деньгах позаботились правильно? Заботьтесь о них сами - роман «Менялы»;

Лучший способ помочь бедным и бездомным - не пополнить собой их ряды - «Перегрузка»;

Я получила эту должность не благодаря какой-то борьбе за права женщин, а благодаря тому, что пахала как лошадь - «Менялы».

Особенности женской карьеры, как ни странно, очень хорошо описаны в двух женских романах Рут Харрис «Мужья и любовники» и «Десятилетия». Не смотря на название первого, в романах мужья и любовники играют второстепенную роль. А главную роль играет карьера героинь в мире большого бизнеса, дизайна и паблик релейшенз. Опять же романы афористичны с многочисленными профессиональными подробностями, и опять же красной нитью в них проводится мысль, что только успешная в карьере женщина может построить нормальные отношения с мужчиной, в противном случае её ждет использование, манипуляции, унижения, в последнем романе дело даже доходит до самоубийства жены-домохозяйки и торжества любовницы-карьеристки.

Когда я попыталась найти отечественную литературу на эту тему, меня ждало жестокое разочарование. Работающие героини, в основном, решали не карьерные вопросы, а добивались внимания босса, работающие герои не делали карьеру, а думали о судьбах Отечества. Причем, как в современной, так и в классической русской литературе.

Единственное, что с большой натяжкой можно отнести к теме - это эпопею Александры Марининой об Анастасии Каменской. На мой взгляд, при всех шероховатостях сюжета очень хорошо показано, как можно сделать карьеру не скрывая недостатки (болезненность, лень, склонность к одиночеству), а акцентируя достоинства (ум, аналитические способности, профессионализм).

Ещё есть «Духлесс» Сергея Минаева, после прочтения описанного в нем результата удачной карьеры, хочется немедленно уволиться, уехать в деревню Гадюкино, где идут дожди и выращивать картошку.

А вот универсальным пособием для начинающих карьеристов можно назвать пьесу А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», герой которой решил делать карьеру при помощи лести, причем самой грубой. И достиг фантастических успехов.

Помнится в восьмом классе, я посмотрела постановку этой пьесы по телевизору с Юрием Яковлевым в главной роли и решила повторить эксперимент. Результат поразил мою тогда наивную детскую душу: мне вдвое увеличили деньги на карманные расходы без всяких просьб с моей стороны, я вообще перестала учить уроки, т.к. пятерки получала просто так. К сожалению, по техническим причинам (надоело) эксперимент прервался, но память осталась надолго.

А какие художественные произведения, хорошо описывающие технологии карьеры, знаете Вы?

В своем грандиозном романе «Идиот» Федор Михайлович Достоевский изобразил положительного и духовно обогащенного героя, который своей добротой и порядочностью пытается противостоять грязному и развратному миру, населенному хищниками и честолюбцами. Общество, окружающее князя Мышкина, погрязло в бесчеловечном отношении друг к другу, его заботят только меркантильные ценности.

Центральный персонаж романа – искатель правды, герой, идеальный во всех отношениях и проявлениях. Такого человека изобразить, конечно, трудно. И Достоевский четко понимал всю сложность поставленной задачи. Писатель постоянно переживал по поводу обесценивания души, повсеместного духа наживы, цинизма. Это было его больной темой.

Князь Лев Николаевич Мышкин наделен такими чертами, как доброта, жалость ко всему живому, сострадание и сочувствие, бескорыстие. Он настолько чист в нравственном отношении, что вызывает уважение у окружающих его людей. Причем не только у измученной женщины с тяжелой судьбой, Настасьи Филипповны Барашковой, но и у жестокого и бесцеремонного купца .

Пытается во что бы то ни стало спасти Настасью Филипповну, пусть даже принеся в жертву собственное счастье, ведь он не любит эту женщину, ему ее попросту жаль. Он выступает против людской и общественной несправедливости, готов идти до конца, чтобы облегчить страдания. Этот светлый человек несет добро одним своим присутствием. Но вот только спасти Настасью Филипповну ему так и не удается, от чего он становится безумным. Женщина погибает от ножа ревнивца Рогожина.

Барашкова – красивая женщина, способная перевернуть целый мир, вот только окружающее общество принесло ее в жертву. Она пострадала от бесчеловечности, жестокости и лицемерия. Только все же до конца остается гордой и благородной. Хотя страдает безмерно. В первую очередь от того, что поругано ее женское достоинство. Ее честь запятнана, и уже ничего нельзя изменить. Ей остается только откровенно и прямо выступить против этого общества.

С презрением и ненавистью относится к людям, проходящим по головам ради собственной выгоды, видящих в прекрасном поле только предмет для удовлетворения своих низменных желаний. Только вот выхода она уже не видит. И, как ни печально, не находит. Она мечется и страдает, испытывая разные и диаметрально противоположные эмоции. В конечном итоге ее поглощает отчаяние и невозможность исправить случившееся.

И ведь можно было спастись и стать выше этого жестокого мира, но Настасья Филипповна слишком горда, чтобы принять предложение Мышкина и сломать его судьбу. Она решительно отвергает жалость князя и возвращается к Рогожину, пытаясь спрятать все лучшее в своей натуре и уподобиться этому развратному и ревнивому дельцу.

Князь Мышкин оказывается один на этом поприще борьбы с опустившимся человеческим обществом. Он не может изменить природу людей и не спасает ни Настасью Филипповну, ни Рогожина от неминуемой каторги.

Сочинение

Уо́ррен Роберт Пенн (1905-89), американский писатель, критик. В философско-психологическом романе «Вся королевская рать» (1946) - судьба политика-демагога. Прошлое и настоящее в его книгах постоянно взаимно пронизывают друга друга. История в них - не просто исторические сюжеты и не просто исторические персонажи, которые могут быть, а могут и не быть, но как раз историческое чувство, размыкающее всякий летучий миг в перспективу.

Гул Времени - вот постоянный звуковой фон прозы и поэзии Уоррена, начиная с ранних стихотворений и кончая работами самых последних лет. Взгляд на жизнь как на Бытие позволяет писателю пребывать в безграничном пространстве таких величин, как Вечность, Время, Истина.

Наиболее отчетливо особенности мировидения и поэтики Уоррена проступили в эпическом романе «Вся королевская рать» (1946). Прототипом одного из главных персонажей, губернатора Вилли Старка, является известный в свою пору американский политик, губернатор Луизианы и вероятный претендент на место в Овальном кабинете Белого дома Хьюи Лонг по прозвищу «Царь-Рыба» - личность с явно диктаторскими замашками, чья дешевая демагогия снискали ему необыкновенную популярность в толпе. Роман был написан сразу после окончания Второй мировой войны, так что сама дата публикации, помимо личности героя, в котором проглядывают черты фашистского свойства, могла способствовать восприятию книги как произведения на злободневную тему. Однако какой-либо ясной актуальности, а также биографизма «Вся королевская рать» лишена. События, происходящие здесь и сейчас, а также идеологическую доктрину и социальную практику, пусть самую ужасную и бесчеловечную, писатель растворяет в безбрежном пространстве человеческого опыта.

Наиболее существенная проблема романа, сообщающая ему высокий драматизм, это мера ответственности человека, который, быть может, того и не осознавая, неизменно держит ответ перед историей. На полюсах два персонажа: Вилли Старк с его полным имморализмом и наследник старинного южного семейства Адам Стентон, безупречный гуманист традиционной выучки. Выясняется, однако, что «человек идеи», готовый отвернуться от «страшной дисгармоничности века», не в состоянии, при всем своем благородстве, превозмочь зло. Адам Стентон убивает губернатора, но и сам гибнет, очищая таким образом повествовательное пространство герою, выступавшему до того момента скорее резонером и несколько отстраненным наблюдателем-комментатором происходящих событий.

От выработанных им теорий «исторических издержек» и «моральной нейтральности» истории Джек Берден тяжело приходит к мысли о неизбежном участии в мировых событиях, пусть даже обретают они форму случайных, незначительных эпизодов жизни. История выступает как бремя, от которого личности не уйти. И только тогда он действительно станет человеком, а не Шалтаем-Болтаем, которого, по известной песенке, подсказавшей автору название романа, не может собрать ни вся королевская конница, ни вся королевская рать.

Аннотация. В центре внимания писателей XIX века зачастую оказывался молодой человек (из провинции, дворянин из обедневшего рода или человек из третьего сословия), который приезжает в столицу (Париж, Санкт-Петербург), чтобы сделать карьеру, покорить большой город своим талантом, разбогатеть и т.п. Интересно, что личность героя раскрывается автором именно в процессе "освоения" большого города. Автор как будто спрашивает, а сможет ли молодой человек сохранить себя, свою молодость и чистоту, свой талант? Или, чтобы подняться на вершину, нужно пожертвовать своими лучшими качествами, своей душой? Так ли это неизбежно? Рассмотрим в этой связи наиболее характерные для своей эпохи произведения.
Ключевые слова: А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, И. А. Гончаров, карьера, карьерист.

Начнем с замечательного произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума». Написанное в 1828 г. (так называемая, Булгаринская рукопись), оно затрагивает проблемы общества: преклонение перед всем иностранным, чинопочитание и снобизм дворянства, невежество и гонение на всякий «ум». Неслучайно первоначально комедия называлась «Горе уму». Написанная на пересечении традиций классицизма, романтизма и реализма, она наполнена едкой сатирой на «фамусовское общество», имеет блестящую афористичность языка.

Тема молодого карьериста присутствует и здесь. Более того, любовный конфликт, благодаря ей, приобретает острую социальную окраску. В пьесе два молодых человека - Александр Андреевич Чацкий и Алексей Степанович Молчалин, противопоставленные друг другу по отношению к карьере. Первый - дворянин, друг детства Софьи Фамусовой, образованный человек, возвращается к своей возлюбленной из-за границы, где он пробыл три года из романтической «охоты к перемене мест», желания странствовать. Второй - секретарь Фамусова, беден и, по словам Фамусова, не пара его дочери.

В ходе пьесы герои раскрываются как антиподы. Чацкий - враг всякой лжи, лицемерия, невежества. Он умен, и Фамусов прочит ему блестящую карьеру, если он пойдет служить. Свое отношение к карьеризму Чацкий выражает в емкой фразе: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он готов служить «делу, а не лицам». Молчалин же, наоборот, не упустит возможности выслужиться, он угождает Фамусову, Софье, гостям в доме: «Там моську вовремя погладит, там в пору карточку вотрет...» Для Молчалина все средства хороши! Софья влюблена в него и оправдывает его поведение бедностью, жалеет его. Однако автор показывает, что Молчалин не чувствует унижения, у него это целая философия жизни: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь...» Чацкий о нем говорит: «Нынче любят бессловесных». Молчалин наблюдателен и понимает, что унизиться - самый верный путь пробиться наверх. Пора наполеонов прошла, и нужно быть хитрым. Тем более, что подтверждения своей правоты он находит повсюду. Вспомним хотя бы историю о карьере, которую сделал дядя Фамусова, Максим Петрович, нарочно падавший перед императрицей несколько раз, чтобы вызвать смех, и также через унижение возвысился.

На куртаге ему случилось обступиться;

Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;

Был высочайшею пожалован улыбкой;

Изволили смеяться; как же он?

Привстал, оправился, хотел отдать поклон,

Упал вдругорядь - уж нарочно .

Но Чацкому противен такой путь. Он резко высказывается о фамусовском обществе, когда задеты его чувства (знаменитый монолог Чацкого). И что же? Многие даже не понимают смысла его слов. Самого Чацкого объявляют сумасшедшим, Софья отказывается от него, предпочитая Молчалина, он в отчаянии покидает дом Фамусовых, Москву и, возможно, родину:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!..

Карету мне, карету!

Как видим, в комедии Грибоедова и любовный, и социальный, и нравственный конфликты завязаны именно на мотиве карьеры героев. Автор приходит к печальному открытию: честным путем, талантом, умом невозможно достичь положения в обществе, а тот, кто пренебрегает «правилами игры» (не унижается, «не мечет бисер»), становится изгоем. Карьеризм же в устах классика приобретает отрицательный оттенок.

Подобно А. С. Грибоедову, и Н. В. Гоголь карьерой проверяет своих персонажей. Чиновники всех рангов проходят через его произведения. Сам Гоголь сказал: «В "Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я знал... и за одним разом посмеяться над всем» . На главного героя почет и слава «свалились» по воле случая. В одночасье Хлестаков превратился из коллежского регистратора в важного чиновника, прибывшего инкогнито из Петербурга. Возникшая путаница вознесла Хлестакова до небес: он вхож в лучшие дома, «волочится» за дочкой (да и женой) городничего, «с Пушкиным на дружеской ноге», сам немножко «пописывает»..., фантазии и аппетитам Хлестакова нет предела.

Для нас важно, что в этой комедии не только главный герой, но и все окружающие проверяются его карьерой. Гоголь сатирически изображает раболепие чиновников, слепое чинопочитание: «сосульку, тряпку» приняли за важного человека.

Похожий сюжетный ход есть в другом произведении Николая Васильевича: в поэме «Мертвые души». В губернский город N приезжает человек, выдающий себя за помещика, Павел Иванович Чичиков, быстро завоевывает славу человека состоятельного. Внешний лоск Павла Ивановича, манеры открывают перед ним все двери, ему все рады, женщины привечают его.

Однако Чичиков герой другого типа. В нем нет мечтательности, легкомысленности Хлестакова, его озорства. Холодный расчет проявляется во всем: внешности («он не стар и не слишком молод, не толст и не тонок, внешности скорее приятной и несколько округлой» ), манере говорить. Особенно раскрывается герой опять через историю своей карьеры. В финале первого тома рассказывается о том, как в начале пути Павел Иванович был беден и любыми способами хотел разбогатеть. От отца он получил напутствие: «больше всего береги и копи копейку», «водись с теми, кто побогаче», «угождай начальству». Приторговывал в гимназии, подворовывал не разных должностях, занимался махинациями на таможне, потерпел крах. Теперь задумал аферу века: скупку мертвых душ.

Отношение автора к своему герою и его карьере мы понимаем и из лирических отступлений, и из того, как завершается карьера Чичикова в первом томе. Так могло быть и с Хлестаковым: обман неожиданно вскрылся, прошел слух, что Чичиков - шпион. Ему отказывают в приеме, гонят отовсюду. Но перед нами не оскорбленный фамусовским обществом Чацкий - на птице-тройке несется карьерист и отъявленный пройдоха. Чичиков не сложит руки. За первым томом должен был появится второй, задуман третий. Оправданием герою может служить то, что он не один такой, он продукт самого буржуазного общества. Гоголь рисует множество типов чиновников, «толстых и тонких», «прометеев и мух». Из авторских отступлений видно, как горько рассказывать Гоголю о такой России!

И такая же «обыкновенная история» карьериста рассказана И. А. Гончаровым в одноименном романе. Молодой человек из провинциальных дворян Александр Федорович Адуев отправляется в Петербург, чтобы раскрыть свой поэтический дар, послужить (он владеет тремя языками), испытать себя как самостоятельного человека, мужчину. Он по-обломовски изнежен маменькой, растворен в природе; натура романтическая, хорошо понимает поэзию, музыку, дорожит дружбой, ценит любовь. Все эти приятные качества Сашеньки проверяются буржуазным Петербургом, в первую очередь, в лице дядюшки Петра Ивановича.

Циничному осмеянию подвергается буквально все: локон возлюбленной Софьи (в окно!), письмо к другу («пиши мне пореже!»), поэтические опыты племянника. «Петербург слезам не верит!»,- так можно перефразировать на современный лад наставления Петра Ивановича. Только деньги и «дело» в цене. Дядя настаивает, что он никакой не «пушкинский демон», каким Сашенька описал дядю в письме к Поспелову, он ОБЫКНОВЕННЫЙ, так все живут, и только так жить правильно!

Постепенно Александр переживает разочарование в прежних романтических идеалах, в любви, в желании писать стихи, пытается вернуться в родные Грачи, но и там себя прежнего не находит. В финале мы видим Александра Федоровича Адуева в Петербурге, он «коллежский советник, с хорошим казённым содержанием, посторонними трудами». Достойный ученик, превзошел своего учителя. Он циничен, взор его утратил прежний юношеский блеск.

На наш взгляд, произведения И. А. Гончарова, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова актуальны и в наши дни. До сих пор признаком успешного человека считается служебная карьера, материальное богатство любым путем. Так и хочется спросить по-гоголевски: «Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа».

  1. Гоголь, Н. В. Мертвые души / Н. В. Гоголь. - М. : Детская литература, 1985. - 416 с.
  2. Гончаров, И. А. Обыкновенная история / И. А. Гончаров. - М. : У-Фактория, 2002. - 376 с.
  3. Грибоедов, А. С. Горе от ума / А. С. Грибоедов. - М. : Детская литература, 2000. 161 с.
  4. Гоголь, Н. В. Авторская исповедь / Н. В. Гоголь. - М. : Детская литература, 1952. - 476 с.
  5. Набоков, В. В. Николай Гоголь. Лекции по русской литературе / В. В. Набоков. - М., 1996. - 440 с.
  6. Смирнова-Чикина, Е.С. Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» - литературный комментарий / Е. С. Чикина. - М. : Просвещение, 1964 г. - 234 с.
  7. Цейтлин, А. Г. И. А. Гончаров / А. Г. Цейтлин. - М: Изд-во АН СССР, 1950. - 492 с.
  8. Цимбаева, Е. Художественный образ в историческом контексте / Е. Цимбаева. - 2003. - № 4.

Глава 1. Художественная модель «героя-карьериста» в творчестве Т.Драйзера.

Глава 2. Типы финансиста и «гения» в творчестве Т.Драйзера.

Глава 3. Исследование личности преступника в творчестве Т.Драйзера.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

  • Идеи Ф. Ницше в литературном сознании США конца XIX - начала XX вв. 2001 год, кандидат филологических наук Вишленкова, Светлана Геннадьевна

  • Романы Сола Беллоу 1940-60 годов: Своеобразие конфликта и концепция личности 2000 год, кандидат филологических наук Морозова, Наталья Сергеевна

  • Лингвостилистические особенности портрета как жанра художественного дискурса: На материале произведений Т. Драйзера 2004 год, кандидат филологических наук Малетина, Оксана Андреевна

  • Лингвокультурная специфика сферы юриспруденции и особенности ее реализации в языке произведений Т. Драйзера 2006 год, кандидат филологических наук Тагиева, Надежда Ивановна

  • "Женская тема" в американском романе 1870-1910-х годов 2003 год, кандидат филологических наук Костина, Елена Васильевна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественные модели личности в творчестве Т. Драйзера»

Теодор Драйзер (1871 -1945) - один из выдающихся писателей США рубежа XIX-XX веков. Именно в это время в американской действительности происходят изменения, которые затрагивают не только социальные стороны существования американцев, но и трансформируют личность. Размышляя над нравственным состоянием современного ему американского общества, писатель отмечает аморализм и возрастающую агрессию отдельной личности. По мнению исследователей, Драйзер является «одним из величайших североамериканских писателей-реалистов современности». Его творчество вобрало в себя достижения лучших писателей и мыслителей прошлого. В художественном творчестве он опирался на реалистические и натуралистические традиции О. де Бальзака, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.Дюма, Э.Золя, М.Твена. Писатель-реалист, Драйзер поднимает в своем творчестве вопросы о роли и месте личности в жизни общества, в художественном ключе исследует проблему противопоставления личности отдельного человека и социума, детально рассматривает различные психологические и социальные аспекты существования индивида в человеческом сообществе.

Творчество Драйзера было предметом внимания исследователей, начиная с выхода в свет его первого романа «Сестра Керри» в 1900 году, уделявших особое внимание своеобразию творческой манеры писателя, посвятившему свое творчество художественному анализу личности в американском обществе. Первые критические публикации, таким образом, в которых освещался творческий опыт Драйзера и содержалась противоречивая оценка его творчества появились в самом начале века, положив начало обширной критической литературе, посвященных искусству писателя. Необходимо отметить, что американская критика не была благожелательна к Драйзеру, понадобилось время, чтобы творчество писателя оценили на родине, в то время как в Европе оно нашло признание. В США долгое время рассматривали писателя как представителя «механического натурализма», а его произведения называли «посредственными» и «антигуманными», как, например, это делает Р.Шейфер в статье «Американская трагедия» Возражения одного гуманиста». Подобное отношение к личности и творениям Драйзера, ярко проявившееся в первых критических отзывах, долгое время являлось отличительной чертой американского драйзероведения. Сам писатель был автором целого ряда автобиографических и философских работ, более детально освещавших его жизненный и творческий путь. Так, уже в 1922 г. выходит книга Драйзера « A Book about Myself» , а в 1931 году автобиографическое эссе «Заря». Одной из первых работ, посвященных биографии и творчеству Драйзера, можно назвать книгу Д.Дадли , где содержатся не только биографические данные, но и представлены отзывы современников о личности писателя и его творчестве.

Среди работ, посвященных изучению биографии и творческого наследия писателя, необходимо выделить книги Ф.Матиссена , А. Кейзина и Ч.Шапиро , М.Тьядер , Р.Лундена , Р.Лехана , которые явились отражением пристального внимания зарубежных исследователей к творчеству и биографии Драйзера. Монография Р.Лехана является одной из основополагающих работ в зарубежном драйзероведении, однако и в ней содержится акцент на биологический детерминизм героев Драйзера. Для перечисленных авторов характерно внимание не только к биографии писателя, но и к его художественным образам. Они являются объектом исследования многих критиков, однако не представлены в виде единой образной системы.

Особо среди работ, посвященных Драйзеру и его творчеству, следует выделить трехтомное издание эпистолярного наследия Драйзера, выпущенное под редакцией Р.Элиаса и вызывающее большой интерес, так как представляет дополнительные сведения, как о личности писателя, так и о его мировоззренческих принципах.

В российской американистике существенный вклад в изучение творчества наследия Драйзера внесли С.С.Батурин , Я.Н.Засурский , Г.П.Злобин , Н.И.Самохвалов и некоторые другие. Среди них необходимо отметить имя С.С.Динамова - первого советского литературного критика, обратившегося к изучению художественного наследия писателя, который был лично знаком с Драйзером.

Анализ отдельных аспектов творчества писателя представлен в диссертациях В.В.Крушевской (1951) , Г.С.Постнова (1956) , А.П.Шпаковой (1959) . В 1960-е - 1970-е годы появляются работы, посвященные исследованию философско-эстетических взглядов писателя, а также труды, осветившие особенности художественного метода Драйзера. Это диссертационное исследование Л. А. Крыловой «Эстетические взгляды Драйзера и современность» (1968) , В.И.Солодовник (диссертация «Стиль Драйзера - романиста» (1974) ) и некоторых других.

Специальные разделы отведены Драйзеру в исследованиях по истории американской литературы В.Л.Паррингтона и Р.Спиллера. Изучению отдельных проблем художественного метода и творческого наследия писателя посвящены исследования А.И.Лозовского , Ю.В.Ковалева , Б.А.Гиленсона , Г.Менкена , Н.И.Анисимова , Е.А.Морозкиной и других.

Последние работы, посвященные Драйзеру, преимущественно раскрывают философско-психологический аспект творчества писателя. Так, в диссертационном исследовании Е.Ю.Гордеевой (1996) детально исследуется «Трилогии желания» Драйзера, раскрытию особенностей новеллистического наследия писателя посвящена работа Н.Т.Козько и Е.А.Кривошеевой (1990) «Загадка Эрниты» . Проблемы философско-психологического характера раскрываются в диссертации С.Г.Вишленковой (2001) . Отдельные статьи в зарубежных и отечественных литературоведческих и энциклопедических сборниках освещают различные аспекты жизни и творчества Драйзера как одного из крупнейших писателейреалистов рубежа XIX и XX века. Так в энциклопедии «World authors 19001950» , изданной в 1996 году в США, американскому писателю посвящается большая статья почти на четыре страницы, а также приводится обширный список англоязычных литературоведческих работ, посвященных его жизни и творчеству, что говорит о неугасимом интересе исследователей.

Несмотря на обилие исследований творческого наследия Драйзера, многие вопросы, связанные с анализом художественных образов писателя как системы, остались за пределами внимания критиков. Кроме того, в творчестве писателя возможно выделение художественных моделей личности, а также их типов, что требует внимания современных исследователей. В настоящее время определяются дополнительные перспективы для изучения художественного наследия Драйзера в философско-психологическом аспекте. В рамках интереса ученых-американистов могут оказаться многие литературные труды писателя, которые до сих пор мало изучены. Это и многочисленные публицистические очерки, и драматические произведения, а также произведения литературоведческого и философского характера, неопубликованные при жизни писателя и хранящиеся в архивах Пенсильванского университета. Кроме того, в литературоведении все более значительным становится философско-психологический аспект исследования художественных произведений. Это происходит не только вследствие растущего интереса к внутренней, психологической характеристике литературных героев, но и в свете намечающегося междисциплинарного подхода к исследованию художественных произведений, позволяющего комплексно подходить к анализу творчества писателя, учитывая не только его мировоззренческие принципы, но и социальные и культурологические традиции.

Интерес к художественному наследию Драйзера продолжает расти, современные отечественные и зарубежные литературоведы интенсивно работают в области изучения творческого наследия автора. В настоящее время произведения писателя активно издаются. В России главным русскоязычным сборником произведений Драйзера остается двенадцатитомное собрание сочинений, вышедшее в свет еще в середине 50-х годов прошлого века . Оно остается единственным достаточно полным изданием художественного и публицистического наследия писателя. Современные издания произведений Драйзера являются копиями этого двенадцатитомного собрания сочинений. Необходимо сказать, что в настоящее время в России издаются преимущественно романные произведения писателя, тогда как многочисленная новеллистика и публицистика Драйзера оказываются неизвестными широкому кругу.

Творчество Драйзера рассматривалось в отечественном и зарубежном литературоведении преимущественно с социальной и политической точки зрения. Исследовались вопросы истории создания произведений, проблемы отражения в них биографии писателя, а также критика современных Драйзеру общественных отношений. Без сомнения, подобная модель восприятия литературного наследия Драйзера ограничивала и обедняла представление о нем как о писателе и философе.

Драйзер создал в своих произведениях систему образов, с помощью которых анализировал социально-психологические характеристики личности, особенности ее сознания и подсознания. В данной диссертации исследуются художественные модели личности, созданные писателем в романах «Сестра Керри», «Дженни Герхардт», «Трилогии желания», «Гений», «Американская трагедия», «Оплот».

Актуальность темы исследования данной диссертационной работы определяется необходимостью рассмотрения художественных образов творчества Драйзера в виде целостной художественной системы, в которой возможно выделение различных художественных моделей личности, а также задачей анализа художественных средств создания представленных моделей личности.

Предметом исследования в настоящей диссертации является художественные модели личности героев произведений Драйзера, созданные писателем под влиянием сложного комплекса философских, эстетических и нравственно-психологических поисков писателя, отражающих его интерес к теориям позитивизма и социал-дарвинизма, к идеям Ницше, Фрейда, Макиавелли, Эмерсона и других философов.

Объектом исследования в диссертационном сочинении являются романы Драйзера: «Сестра Керри» (Sister Carrie, 1900); «Дженни Герхардт» (Jennie Gerhardt, 1911); «Финансист» (The Financier, 1912), «Титан» (The Titan, 1914), «Гений» (The «Genius», 1915), «Американская трагедия» (An American Tragedy, 1925), «Оплот» (The Bulwark, 1946) и «Стоик» (The Stoic, 1947), в которых наиболее ярко представлены личностные характеристики героев, типологически близких по ряду признаков и составляющих художественную систему образов писателя.

Целью диссертации является исследование различных художественных моделей личности, созданных писателем в его творчестве, а именно: личности «героя-карьериста», гения, финансиста, личности, способной к совершению преступления, личности, склонной к суициду.

Поставленная цель предполагает решение следующих научных задач:

Исследование художественного своеобразия личности «героя-карьериста» в творчестве Драйзера на примере женских и мужских образов, вобравших в себя как общие качества американского национального характера с его стремлением к успеху и богатству, так и личностные характеристики каждого конкретного героя, обусловившие его поведение.

Анализ особенностей художественного типа творческой личности и личности финансиста, с учетом «Сестра Керри влияния «философии успеха» и особой атмосферы в американском обществе в начале XX века.

Изучение психологических особенностей и художественной характеристики личностей, склонных к совершению преступления в романах «Сестра Керри», «Американская трагедия», «Оплот», а также выявление причин асоциального поведения личностей и мотивов преступлений.

Методологической базой диссертационного исследования являются теоретические и методологические труды видных отечественных и зарубежных исследователей американской литературы Р.Спиллера, В.Л.Паррингтона, В.В.Брукса, С.С.Батурина, Я.Н.Засурского, дающие обобщающее представление о литературном процессе США и об эволюции национального характера в американской литературе, а также психологов и философов Г. Спенсера, О.Шпенглера, З.Фрейда, Ф.Ницше и других, исследующих различные аспекты межличностных взаимоотношений человека и вопросы взаимоотношений личности и общества.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в данной работе представлена попытка рассмотрения творчества Драйзера в качестве единой художественной системы, включающей в себя ряд определенных художественных моделей личности, обнаруженных нами в тексте. Художественную систему образов писателя можно, на наш взгляд, обобщенно представить в виде нескольких художественных моделей личности: «героя-карьериста», гения, финансиста, личности преступника и личности, склонной к совершению самоубийства. «Герои"-карьеристы», изображены Драйзером не только на примере молодых людей, стремящихся к успеху и обогащению, но и женских персонажей, показанных писателем преимущественно в образе «женщины-хищницы». Отмечено, что художественная модель личности финансиста и гения представлена исключительными личностями, которые оказались более восприимчивыми к ощущению противоречия общественных норм и естественных потребностей человека. В диссертации впервые выделяется художественная модель преступной личности в ходе анализа персонажей, совершивших противоправные деяния не только вследствие психологических особенностей, но и под влиянием жизненных обстоятельств. В работе дается оригинальная трактовка типа личности, склонной к самоубийству, представлена типологическая система образов, характеризующая данный тип личности. Выявлены и рассмотрены художественные средства создания художественной модели личности.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что ее результаты существенно расширяют и углубляют представление о типологическом своеобразии художественных моделей личности в творчестве Драйзера. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке учебников и чтении лекций по зарубежной литературе рубежа XIX - XX веков.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Драйзер создал в своем творчестве различные художественные модели личности, которые объединяют такие личностные характеристики, как эгоцентризм и индивидуализм, что в определенном отношении является порождением «философии успеха», весьма популярной в американском обществе к. XIX - н. XX вв.

2. Личность в произведении Драйзера вынуждена вести борьбу за возможность реализовать свои желания, но, осуществив их, личность либо трагически погибает, либо утрачивает духовность. В исследовании вопроса эгоистических желаний личности писатель во многом следовал идеям А.Шопенгауэра. Драйзер «препарирует» личность гения и финансиста, объясняя безнравственные поступки исключительной личности потребностями творческой натуры, более подверженной влиянию желаний и страстей.

3. В создании художественной модели личности, склонной к суициду, Драйзер также опирается на идеи Шопенгауэра, соглашаясь с мыслителем в том, что личность зачастую решается на самоубийство потому, что не может отказаться от желаний и страстей, которые как раз и разрушают личность.

4. Писатель исследует самоубийство как социальное явление, в русле современной социологии считая суицид не столько «частным делом», сколько «болезнью цивилизации», во многом обвиняя общество в расцвете суицида. Он исследует психологический тип личности, способной к самоубийству. Теодор Драйзер изображает несколько «типов» суицидальных личностей; а именно: личностей, совершивших «мотивированный суицид», вызванный состоянием длительной психической депрессии; личностей, способных на суицид-шантаж; личностей, решившихся на суицид, обусловленный чувством вины перед близкими людьми или обществом. Специальное внимание писатель уделяет исследованию суицидального порыва «психически разбалансированной» личности.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры зарубежной литературы и художественной культуры Башкирского государственного университета. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на научно-практических конференциях по проблемам филологии в г. Бирске (2005, 2006 гг.), на научной конференции Башкирского государственного университета в г. Уфе (2007 г.). По материалам диссертации опубликованы статьи.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего в себя 215 наименований. Общий объем диссертации 195 страниц.

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Гумерова, Олеся Фагимовна

Заключение

Нелегкий жизненный и творческий путь одного из крупнейших представителей реализма в США рубежа XIX-XX вв. Драйзера нашел художественное отражение в творческом наследии писателя. Являясь не только писателем, а еще и проявляя активную жизненную позицию, погружаясь в общественную деятельность, Драйзер сумел отразить в своем творчестве как социальные противоречия современного ему американского общества, так и психологические характеристики личности. В своем творчестве Драйзер сумел отразить сложные социальные, политические и психологические процессы современности, показать противостояние личности и общества.

Философско-эстетические взгляды писателя сложились под влиянием различных философских и психологических концепций. В данном случае целесообразно назвать имена Спенсера, Ницше, Фрейда, Макиавелли. Драйзер создает собственную картину мира, основой которой является «антитетическая» модель, основанная на законах контраста, неизбежного равновесия и изменения. Мировоззренческие поиски писателя нашли отражение в художественном творчестве, особенно ярко в первом романе «Сестра Керри». Философские поиски писателя приводят к эклектичности его мировоззрения, он соглашался далеко не со всеми положениями позитивистов и социал-дарвинистов, а также вел полемику с идеями Ницше, Фрейда, Макиавелли.

В исследовании проблемы нравственности Драйзер не соглашался с некоторыми идеями позитивизма, выступал против взглядов на сущность морали Ницше. Писатель не принимает положение позитивистов о возможности достижения гармонии между личностью и обществом, а также отрицает идею универсальности моральных законов, справедливо отмечая их наличие только в человеческом обществе. Также Драйзер не придерживался идей Ницше, связанных с отрицанием морали.

Писатель, формируя в своих произведениях разнообразные художественные модели личности, передавал бездуховность современного ему американского общества, когда эфемерная «американская мачта» стала заменять собой и религию, и нравственные принципы. В переходное время рубежа веков современный человек утратил связи с религиозными принципами прошлого. «Религия» настоящего - успех и обогащение любой ценой. Драйзер описывает крах религиозного сознания американского социума, духовное обнищание личности. В этом аспекте писатель создает художественную модель личности «героя-карьериста», детально анализируя предпосылки ее появления, обращая внимание на особенности как женских, так и мужских персонажей.

Творческая личность в произведениях писателя представлена в ницшеанском ключе. Драйзер вслед за Ницше утверждал, что гениальность не является врожденным качеством личности. Человеку необходимо пройти трудный путь самосовершенствования, прежде чем добиться в каком-либо деле признания. С одной стороны, писатель показывает исключительность творческой личности, с другой, представляет ее как некую квинтэссенцию морального облика всего общества. Так, в случае с Юджином Витлой и Фрэнком Каупервудом Драйзер объясняет их многочисленные любовные похождения потребностью творческой натуры, а внутренний мир творческих людей представляет наиболее близким к естественной, природной сущности личности, противопоставляя, таким образом, общественное мнение и естественные потребности человека. В романе «Гений» и «Трилогии желания» писатель представил художественную модель гениальной личности, соответственно, художника и финансиста.

Драйзер детально изучил многие нравственные преступления современного ему американского общества. Он создал целую галерею мужских и женских образов, подробно исследуя как побудительные мотивы, так и последствия этических преступлений. Писателю удалось изобразить процесс нравственной деградации молодых людей, которые, подобно Стюарту Барнсу, поддавшись голосу страсти, искали всевозможные пути для удовлетворения собственных желаний. Юные девушки, как Керри, стремятся к более обеспеченной жизни и выбирают путь нравственного падения как единственно возможный для осуществления этой цели.

В свою очередь так называемые «столпы общества», которые соблюдают лишь видимость приличий, фарисейски порицают явные проявления моральной распущенности, в то время как сами втайне содействуют их процветанию. Драйзер показывает процесс духовной деградации американского общества, которое само способствует моральному падению граждан, создавая благоприятные условия для разного рода нравственных преступлений. Писатель запечатлел бездуховность современного ему американского общества, где мораль стала только видимостью, а нравственные принципы оказались заменены лицемерием.

Исследование личности финансиста и гения производится Драйзеров с опорой на признание их исключительности. Теодор Драйзер ярко показал все пороки современного ему общества. Он пытался объяснить общественные противоречия, состоящие, с одной стороны, в преследовании и наказании преступников, а с другой стороны, в создании благоприятных условий для возникновения и развития такого явления, как преступность. Писатель, будучи прежде всего гуманистом, рассматривал личность финансиста через призму личностных характеристик, пытаясь выявить как психологические, так и социальные предпосылки преступлений, ставших непременным атрибутом финансовой деятельности.

Драйзер был известным общественным деятелем, которого волновали злободневные проблемы современного ему социума, а потому его не могла не заботить как судьба всего человечества, так и судьба конкретного человека. Он, рассматривая в своем творчестве различные типы художественной модели личности, склонной к совершению преступления, размышляет не только о сущности и предпосылках возникновения преступления как общественного явления, но и о судьбе преступников, о несовершенстве общественного строя, который, подчас, слишком строго судит человека, совершившего противозаконное деяние.

Его героями становятся как выдающиеся, неординарные личности, такие, как «сверхчеловек» Каупервуд, и типичные представители американского общества, подобные Клайду Грифитсу. Драйзер в своих публицистических и художественных произведениях приходит к выводу, что Соединенные Штаты Америки в период после 1865 года вошли в исторически переходный период, когда старые ценности рушились, а новые еще не были сформированы. Настало время авантюристов и преступников разных категорий, самые приспособленные из которых были сильны, энергичны и свободны от угрызений совести. Они смело шли к намеченной цели и добивались ее, несмотря ни на какие препятствия. В этих людях, вероятно, была сильна и генетическая память предков - первых переселенцев, многие из которых создавали свои первые состояния на новом континенте с помощью разного рода преступлений. Новая Америка перестала быть страной индейцев и покорителей фронтира, как изображали ее писатели-романтики.

Религиозный герой Драйзера не порывает с религией, однако суть его веры меняется. Он продолжает считать себя религиозным человеком, но догмы перестают играть для него главенствующую роль. Главное чувство, которое движет таким человеком - любовь. Полное одиночество, утрата связи с семьей и обществом - вот характерные черты героев, отошедших от религиозных представлений родителей и не нашедших новых связей с внешним миром. Религия, выражающаяся в фанатизме, является катализатором распада главных человеческих ценностей. Религия как оплот нравственности ушла в небытие, проиграв практицизму общества.

Писатель исследует самоубийство как социальное явление, во многом обвиняя общество в расцвете суицида. С другой стороны, он рассматривает разнообразные типы личности, склонной к самоубийству, создавая в художественном творчестве собственную «типологию» героев-самоубийц.

В своем творчестве Теодор Драйзер отобразил социальные, психологические, политические, культурологические процессы, происходившие в американской действительности рубежа XIX-XX вв., ярко и достоверно изобразил контрасты, типичные для своей эпохи конфликты и характеры. Особое внимание писатель уделил не только социальным характеристикам эпохи, но и исследовал разные типы личности, изучая психологические особенности противостояния человека и социума, характерные для указываемого времени.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Гумерова, Олеся Фагимовна, 2007 год

1. Алексеев М.П. Американо-русские литературные заметки. Научный бюллетень ЛГУ. 1946. №8.- С.22.

2. Аллен У. Традиция и мечта: Критический обзор английской и американской прозы с 20-х годов до сегодняшнего дня. М.: Прогресс, 1970. - 424 с.

3. Американкая литература. Проблемы романтизма и реализма. Сборник статей. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 1975. - 176 с.

4. Анисимов И.И. Путь, проложенный Драйзером // Живая жизнь классики. -М.: Наука, 1974.-518с.

5. Анисимов И.И. Теодор Драйзер и Америка // Современная американская литература, М: Гослитиздат, 1950.

7. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западно-европейской литературе. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Универсальная книга, 2000. - 511 с.

8. Батурин С. С. Т. Драйзер. М.: Молодая гвардия, 1975. - 333 с.

9. БатуринС.С. Портреты американских писателей: Л.Стеффенс, Дж.Лондон, Т.Драйзер. М.: Художественная литература, 1979. - 422 с.

10. Бахтин М.М. Эпос и роман.-СПб.: Азбука, 2000.- 304с.

11. П.Беляев А.А. Идеологическая борьба и литература. Критический анализ американской советологии. М.: Советский писатель, 1982. - 462 с.

12. Беляев А. А. Литература США и действительность. М.: Знание, 1965. - 40 с.

13. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Современная версия. М.: Издательство Эксмо, 2002. - 672 с.

14. Брукс В.В. Писатель и американская жизнь. В 2 томах. М.: Прогресс, 1971.

15. Ващенко А.В. америка в споре с Америкой. М: Знание, 1988. - 63с.

16. Вересаев В.В. Живая жизнь: О Достоевском и Л.Толстом: Аполлон и Дионис (о Ницше). М.: Политиздат, 1991. - 336с.

17. Вишленкова С.Г. Идеи Ф.Ницше в литературном сознании США к. XIX-н. XX вв. Дис. . канд. филологических наук. Саранск, 2001.- 221 с.

18. Вольская И. «Дикий капитализм» в книгах Т.Драйзера. М., 1995, 119 с.

19. Волынский А. Литературные заметки: Аполлон и Дионис // Ницше: Pro et contra. Антология. СПб, 2001, с. 180-204.

20. Гиленсон Б.А. Американская литература конца XIX начала Ххвеков. Вып. 1. - Орехово-Зуево: Орехово-Зуев. гос. пед. ин-т. - 62 с.

21. Гиленсон Б.А. В поисках «другой Америки». Из истории прогрессивной литературы США. М.: Художественная литература, 1987. - 318с.

22. Гиленсон Б.А. История литературы США. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 704 с.

23. Гиленсон Б.А. Октябрь в литературе США 1917-1920 гг. М.: Издательство «Высшая школа», 1968. - 95с.

24. Гиленсон Б.А. Социальная сила, преобразующая мир // Иностранная литература. 1971. № 8. - С. 191-196.

25. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. М.: Intrada, 1999.- 411с.

26. Глазами друзей. Зарубежные писатели о Советском Союзе. М.: Художественная литература, 1982. - 430 с.

27. Гордеева Е. Ю. «Трилогия желания» Т.Драйзера: Дис. . канд. филологических наук. Нижний Новгород, 1996. - 244 с.

28. Гриб В.Р. Избранные работы // Литература США XX века. Опыт типологического исследования. (Авторская позиция, конфликт, герой). М.: Наука, 1978.-568 с.

29. Динамов С.С. Зарубежная литература. Сб. статей. М.: Гослитиздат, 1960. -454 с.

30. Динамов С.С. Предисловие // Драйзер Т. Собрание сочинений. В 10 т. М.-Л., 1928.

31. Драйзер Т. Великий американский роман // Писатели США о литературе. В 2 т., т.2. М.: Прогресс, 1982. - С. 57-62.

32. Драйзер Т. Жизнь, искусство и Америка. Статьи, интервью, письма. Сборник. -М: Радуга, 1988.-416 с.

33. Драйзер Т. Мой брат Поль // Драйзер Т. Собрание сочинений / Под общей редакцией Динамова С. В 12 т., т. 10 M.-JL: Земля и фабрика, 1928-30. -С. 245.

34. Драйзер Т. Новый гуманизм // Писатели США о литературе. В 2 т., т.2. М.: Прогресс, 1982.-С. 53-56.

35. Драйзер Т. Письмо Г. JI. Менкену // Жизнь, искусство и Америка. Статьи, интервью, письма. Сборник. М.: Радуга, 1988. - С. 274-277.

36. Драйзер Т. Письмо И. И. Анисимову // Жизнь, искусство и Америка. Статьи, интервью, письма. Сборник. -М.: Радуга, 1988. С. 331-334.

37. Драйзер Т. Письмо Уильяму Ленджелу // Жизнь, искусство и Америка. Статьи, интервью, письма. Сборник. -М.: Радуга, 1988. С. 271-273.

38. Драйзер Т. Преступность и ее корни // Жизнь, искусство и Америка. Статьи, интервью, письма. Сборник.-М.: Радуга, 1988.-С. 116-129.

39. Драйзер Т. Самосохранение и сострадание // Жизнь, искусство и Америка. Статьи, интервью, письма. Сборник. М.: Радуга, 1988. - С. 31-33.

40. Драйзер Т. Сила и борьба за существование // Жизнь, искусство и Америка. Статьи, интервью, письма. Сборник. М.: Радуга, 1988. - С. 40-41.

41. Драйзер Т. Символ веры // Жизнь, искусство и Америка. Статьи, интервью, письма. Сборник. М.: Радуга, 1988. - С. 65-67.

42. Драйзер Т. Я обнаруживаю подлинную американскую трагедию // Жизнь, искусство и Америка. Статьи, интервью, письма. Сборник. -М.: Радуга, 1988.-С. 144-152.

43. Драйзер Э. Моя жизнь с Драйзером. М.: Иностранная литература, 1953.

44. Дьюффус Р. Путь Драйзера // Драйзер Т. Собрание сочинений. В 10 т. М.-Л., т. 7, 1928.-С. 335-343.

45. Елистратова А.А. Духовный кризис молодежи США в американском романе// Современная литература США. М.: Издательство Академии наук СССР, 1962.-228 с.

46. Еникеев М. И. Юридическая психология. М.: Издательство НОРМА, 2000.517 с.

47. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. М.: Просвещение; 1988. - 176с.48.3асурский Я.Н. Американская литература XX века. Некоторые аспекты литературного процесса. М.: Изд-во Московского университета, 1966. -434с.

48. Засурский Я.Н. Американская литература XX века. -М.: Изд-во МГУ, 1984. -498 с.

49. Засурский Я.Н. Проблема критического реализма в современном американском литературоведении // Современная литература США. М.: Издательство Академии наук СССР, 1962.- 228 с.

50. Засурский Я.Н. Теодор Драйзер. Жизнь и творчество. М.: Издательство Московского университета, 1977. - 320 с.

51. Засурский Я.Н. Теодор Драйзер писатель и публицист. - М.: Издательство Московского университета, 1957. - 220с.

52. Зверев A.M. Американский роман 20-30-х годов. М.: Художественная литература, 1982. - 256с.

53. Зверев А. М. Предисловие // Драйзер Т. Рассказы. М.: Правда, 1984. - 448 с.55.3лобин Г.П. По ту сторону мечты: Страницы американской литературы XXвека. М.: Художественная литература, 1985. - 335 с.

54. Иванько С. Т. Драйзер // Драйзер Т. Собрание сочинений в 12 т., т.1. М.: Правда, 1986.-543 с.

55. История американской литературы / Под ред. Н. И. Самохвалова: В 2 ч., ч. 2 -М.: Просвещение, 1971.- 319 с.

56. История литературы США, т. 1.-М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2000. 600 с.

57. История литературы США, т. З.-М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2000. 612 с.

58. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Сочинения: в 4 т. На нем. и рус. языках. М., 1997. Т. 3.

59. Карякин Ю. В. Ф. Достоевский и канун XXI века. М.: Советский писатель, 1989.-656 с.

60. Каули М. Дом со многими окнами. М.: Прогресс, 1973. - 327 с.

61. Ковалев Ю. В. «Молодая Америка». -JL: Изд. Ленинг. ун-та, 1971,- 120с.

62. Ковалев Ю.В. Американский романтизм: хронология, топография, метод // Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М.: Издательство «Наука», 1982. - С. 37-38.

63. Ковалев Ю.В. Теодор Драйзер «открывает Америку» // Драйзер Т. Финансист. Л.: Лениздат, 1987. - С. 542-556.

64. Ковалев Ю. В. Финал // Драйзер Т. Стоик; Оплот: Романы. Л.: Лениздат, 1989.-С. 652-670.

65. Козько Н.Т, Кривошеева Е.А. Загадка Эрниты. Кемерово, 1990. - 174с.

66. Костяков В.А. Американский роман середины XX века. Саратов: Изд-во саратовского ун-та, 1987. - 246 с.

67. Крушевская В.В. Путь Т.Драйзера, общественного деятеля и писателя, к коммунистической партии: Дис. . канд. филологических наук. Л., 1951.476 с.

68. Крылова Л.А. Эстетические взгляды Т.Драйзера и современность: Дис. . канд. филологических наук. -М., 1968. 195 с.

69. Литература США XX века. Опыт типологического исследования (Авторская позиция, конфликт, герой) / Ответственный редактор Я.Н.Засурский. М.: Наука, 1978.-568с.

70. Литературная история США / Под ред. Р.Спиллера, У.Торпа, Т.Н.Джонсона, Г.С.Кэнби. В 3 т. М.: Прогресс, 1979.

71. Лозовский А.И. Новеллистика Т.Драйзера: Учебное пособие. Краснодар: Кубанский университет, 1987. - 102 с.

72. Лозовский А.И. Творчество Т.Драйзера (1900 1929 гг.): Дис. . канд. филологических наук. - М., 1951.

73. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

74. Льюис С. Страх американцев перед литературой. (Речь при получении

75. Нобелевской премии) // Писатели США о литературе. В 2 т., т.1. М.: Прогресс, 1982. - С.243-253.

76. Макиавелли Н. Сочинения. В 2т // Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997. - 544 с.

77. Макиавелли Н. Государь.- М.: Изд-во ACT, 2004. 509 с.

78. Мендельсон М.О. «Американская трагедия» Теодора Драйзера. М.: Художественная литература, 1971. - 104 с.

79. Мендельсон М.О. Роман США сегодня на заре 80-х годов. - М.: Советский писатель, 1983. - 415 с.

80. Мендельсон М. «Сестра Керри» в творчестве Теодора Драйзера // Драйзер Т. Сестра Керри. М.: Правда, 1986. - С. 3-16.

81. Морозкина Е. А. Европейский позитивизм и философско-эстетические взгляды Т. Драйзера // Межнациональный фактор в литературном процессе. -Л, 1989.-С. 33-43.

82. Морозкина Е. А. Позитивизм и социал-дарвинизм в литературном процессе США рубежа XIX-XX веков.-Уфа: Издательство Башкирского университета, 1996.- 27 с.

83. Морозкина Е.А., Кутеева Н.Э. Ницшеанские влияния в литературе США на рубеже XIX XX вв. - Бирск: Бирск. гос. пед. ин-т, 2005.- 98 с.

84. Морозкина Е.А. Творчество Теодора Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков. Уфа: Издательство Башкирского университета, 1994.- 160 с.

85. Морозкина Е.А. Традиция изображения бессознательного в американской литературе: По, Андерсон, Драйзер // Поэтика русской и зарубежной литературы: Сборник статей. Уфа: Гилем, 1998. -98 с.

86. Морозкина Е. А. Формирование «южного» романа в литературе США: творчество У. Г. Симмса. Уфа: Издательство Башкирского университета, 1997.- 154 с.

87. Морозова T.JI. Литература США XX века: основные тенденции развития// Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М.: Издательство «Наука», 1982. - 351 с.

88. Морозова Т.Л. Образ молодого американца в литературе США. М.: Высшая школа, 1965.-95 с.

89. Морозова Т.Л. Учение Эмерсона о «доверии к себе» и проблема индивидуализма в американской общественной и духовной жизни // Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М.: Издательство «Наука», 1982. - 351 с.

90. Мотылева Т.Л. Достоевский и зарубежные писатели XX века // Вопросы литературы. 1971.№ 5. - С. 96-128.

91. Мотылева Т. Зарубежный роман сегодня. М.: Советский писатель, 1966. -471 с.

92. Мулярчик А.С. Американский роман в 20-е годы XX века. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968.-48 с.

93. Нартов К. Исследователь трагической Америки // Литература в школе. -1971. №4. -С. 92-94.

94. Николюкин А.Н. Антикультура: массовая литература США. М.: Знание, 1973.-64 с.

95. Николюкин А.Н. Взаимосвязи литератур России и США. Тургенев, Толстой, Достоевский и Америка. М.: Наука, 1987. - 347 с.

96. Николюкин А.Н. Утраченные надежды. М.: Знание, 1984. - 64 с.

97. Ницше Ф. Веселая наука. М.: Олма-пресс, 2001.

98. Ницше: Pro et contra. Антология. СПб, 2001.

99. Ницше Ф. Сочинения. В 2т., М, 1990.

100. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. СПб.: Кристалл, 2001. - 285 с.

101. Ницше и современная западная мысль. Сборник статей / Под ред. В. Каплуна. СПб., М., 2003. - 587 с.

102. Зверев A.M. Американский роман 20-30-х годов. М.: Художественная литература, 1982. - 256 с.

103. Николюкин А.Н. Литературные связи России и США. Становление литературных контактов. М.: Наука, 1981. - 405 с.

104. Обращение к теме больших денег. Интервью // Жизнь, искусство и Америка. Статьи, интервью, письма. Сборник. М.: Радуга, 1988. - С. 197201.

105. Основные тенденции развития современной литературы США.-М.: Наука, 1973.-397с.

106. Палиевская Ю. Путь Драйзера // Драйзер Т. Жизнь, искусство и Америка. Статьи, интервью, письма. Сборник. М.: Радуга, 1988. - 416 с.

107. Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли: Американская литература со времени ее возникновения до 1920-х гг.: В 3 т.: Пер. с англ. -М.: Изд-во иностр. лит., 1963.

108. Парчевская Б. Теодор Драйзер: Библиографические указатели. М.: Книга, 1976,- 119 с.

109. Писатели США о литературе. В 2 т. т. 1. М.: Прогресс, 1982. - 294 с.

110. Писатели США о литературе. В 2 т. т.2. М.: Прогресс, 1982. - 455 с.

111. Писатели США. Краткие творческие биографии / Под ред. Я.Н. Засурского, Г.П. Злобина, Ю.В. Ковалева. М.: Радуга, 1990.- 624 с.

112. Подорога В.А. Ницше // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2001, т.З, с. 94-95.

113. Познакомьтесь с писателем Теодором Драйзером. Интервью // Жизнь, искусство и Америка. Статьи, интервью, письма. Сборник. -М.: Радуга, 1988. -С. 191-193.

114. Постнов Г.С. Реалистические романы Т.Драйзера 1900-1915 гг.: Дис. . канд. филологических наук. М, 1956. - 408 с.

115. Пресс В. Великий американец//Октябрь. 1971. №8.- С. 209-212.

116. Проблемы становления американской литературы / Ответственный редактор Я.Н.Засурский. М.: Наука, 1981. - 380 с.

117. Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М.: Наука, 1982. - 351 с.

118. Самохвалов Н.И. Разоблачение «американского образа жизни» в творчестве Т.Драйзера (Романы и публицистика): Дис. . канд. филологических наук. М., 1950.- 421 с.

119. Соловьев В. С. Идеал сверхчеловека // Ницше: Pro et contra. Антология.- СПб, 2001, С. 294-302.

120. Синклер Льюис. Страх американцев перед литературой. (Речь при получении Нобелевской премии) // Писатели США о литературе. В 2 т., т. 1. -М.: Прогресс, 1982. С.243-253.

121. Современная литература США. М.: Издательство Академии наук СССР, 1962.-228 с.

122. Солодовник В.И. Стиль Т.Драйзера романиста: Дис. . канд. филологических наук. - Краснодар, 1974. - 164 с.

123. Сохряков Ю.И. Русская классика в литературном процессе США XX века. М.: Высшая школа, 1988. - 110 с.

124. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Минск: Современный литератор, 1999. - 1408 с.

125. Спенсер Г. Основания науки о нравственности. СПб., 1899.- 266 с.

126. Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1886. - 539 с.

127. Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М.: Когито-Центр, 2001.- 569 с.

128. Токвиль А. О демократии в Америке. // Человек как субъект культуры / Отв. ред. Э.В. Сайко. М.: Наука, 2002. - С. 378.

129. Толмачев В. М. Становление американского литературного сознания в XX веке// Зарубежная литература XX века: Учеб. для вузов/ Под ред. Л.Г.Андреева. М.: Высшая школа, 2003. - С. 312-342.

130. Фолкнер У. О частной жизни // Писатели США о литературе.-М.: Прогресс, 1974. С.300.

131. Фолькер Г. Смысл земли: к критике ницшевской критики религии // Ницше и современная западная мысль. Сборник статей / Под ред. В. Каплуна.- СПб-М., 2003.- С. 380-403.

132. Фрейд 3. Психоанализ / Сост. и общая редакция В.М.Лейбина. Спб: Питер, 2001.-512с.

133. Уоррен Р.П. Вестники бедствий: писатели и американская мечта // Писатели США о литературе. В 2 т., т.2. М.: Прогресс, 1982. - С. 356-359.

134. Уоррен Р. П. Дань Теодору Драйзеру // Уоррен Р. П. Как работает поэт.- М., 1988. 540с.

135. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

136. Хренов Н.А. Парадоксы функционирования российской цивилизации сквозь призму субъекта исторического процесса (социально-психологический аспект) // Человек как субъект культуры / Отв. ред. Э.В. Сайко. М.: Наука, 2002-445 с.

137. Человек как субъект культуры / Отв. ред. Э.В. Сайко. М.: Наука, 2002 -445с.

138. Шакирова Н.Р. Художественное функционирование «теории группы» в творчестве Д.Стейнбека 1930-х гг. : Дис. . канд. филологических наук.- Уфа, 2006.-195 с.

139. Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше // Ницше: Pro et contra. Антология.-СПб, 2001.

140. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992. - 479 с.

141. Шпакова А.П. Американская действительность в изображении Теодора Драйзера: Дис. . канд. филологических наук-М., 1959. -233 с.

142. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. XX век. Антология. -М., 1995.

143. Энциклопедический юридический словарь/ Под общ. ред. В. Е. Крутских.- М.: ИНФРА, 1999. 368 с.

144. Энциклопедия мировой литературы.-СПб.: Невская книга, 2000. 656 с.

145. Эптон С. Американская победа // Драйзер Т. Собрание сочинений. В Ют./ Под общ. ред. С.С.Динамова, М.-Л., 1928., т. 4. С. 705-709.

146. Anonymous Recent Reflection of Novel-Reader // Pizer Donald. Critical Essays on T.Dreiser.- Boston, Massachusetts, 1981.

147. Bourne Randolph. Desire as Hero // Pizer Donald. Critical Essays on T.Dreiser.- Boston, Massachusetts, 1981.

148. Charles Walcutt. American Literary Naturalism. A divided stream, 1956.

149. Dreiser. H. My life with Dreiser. New York, 1957.

150. Dreiser. T. A book about myself. London. Constable, 1929.

151. Dreiser. T. Dawn. A history of myself. New York, 1931.

152. Dreiser. T. Letters of Theodore Dreiser. Vol 1-3. -Philadelphia. 1959.

153. Dreiser"s Russian Diary. Ed. Thomas P. Riggio and James L. W. West III. -Philadelphia, 1996.

154. Dudley D. Forgotten Frontiers: Dreiser and the land of the Free. New York, 1932.

155. Emerson R.W. Camplete Prose Works.- L., 1889.

156. Hart James D. The Oxford Companion to American Literature, 1956.

157. Hawthorne N. Tales and Sketches New York, 1982

158. Lawrence E., Hussman. Jr. Dreiser and his fiction. A Twentieth-century Quest. -Philadelphia. 1983.

159. Lehan R. Th. Dreiser. His World and his Novels. Edwardsville, 1969.

160. Letters to Louise. Th.Dreiser"s Letters to Louise Campbell.- Philadelphia. 1959.

161. Lingeman Richard . T. Dreiser. An American Journey 1908-1945. Vol. II, New York, 1990.

162. Lunden R. The Inevitable Equation. The Antithetic Pattern of Teodore Dreiser"s Thought and Art. Uppsala, 1973.

163. Lundquist James. Teodore Dreiser.- New York, 1974.

164. Mattiessen F. O. Teodore Dreiser. New York, 1951.

165. Menchen H.L. A Literary Behemoth // Pizer Donald. Critical Essays on T.Dreiser.- Boston, Massachusetts, 1981.

168. Mencken H.L. Dreiser"s Novel // Pizer Donald. Critical Essays on T.Dreiser.-Boston, Massachusetts, 1981.

169. Moers Ellen. Two Dreisers.- New York, 1969.

170. Parvulescu N. Compendium of north-american literature in thirty-two episodes. -Bucuresti, 2003.

171. Reedy W.M. "Sister Carrie": A Strangely Strong Novel in a Queer Milieu// Pizer Donald. Critical Essays on T.Dreiser.- Boston, Massachusetts, 1981.

172. Pizer Donald. Critical Essays on T.Dreiser.- Boston, Massachusetts, 1981.

173. Richman Sidney. Theodore Dreiser"s. The Bulwark: A Final Resolution // Pizer Donald. Critical Essays on T.Dreiser.- Boston, Massachusetts, 1981.

174. Sherman S.F. The barbaric naturalism of Mr. Dreiser // Dreiser. A collection of critical essays. Ed. Ludenberg, Englewood Cliffs, 1971.

175. Spenser H. First Principles. London, 1900.

176. Spencer H. The principles of psychology. Vol. I.-New York, Appleton, 1890.

177. The Stature of Teodore Dreiser / Ed. by A. Kazin and Ch. Shapiro. -Bloomington, 1955.

178. Theodore Dreiser. American Diaries 1902-1926. Ed. Thomas R. Riggio. -Philadelphia. 1982.

179. Theodore Dreiser and the Soviet Union by Ruth Kennell.-New York, 1969.

180. Theodore Dreiser. A selection of uncollected prose. Ed. by Donald Pizer.-Detroit, 1977.

181. Tjader M. Dreiser: A New Dimension. Norwalk, 1965.

182. James D. Hart. The Oxford Companion to American Literature, 1956.

183. Wadlington Warwick. Pathos and Dreiser // Pizer Donald. Critical Essays on T.Dreiser.- Boston, Massachusetts, 1981.

184. Warren R.P. Homage to Theodore Dreiser. On the Centenial of His Birth.- NY.-1971.

185. Wertham F. A. Sign for Cain, N.Y.-L., Macmillan, 1966.

186. Westlake N. Theodore Dreiser"s Notes on Life // Library Chronicle, Philadelphia, 1954.

187. World authors. 1900-1950. Vol. 2: Dreiser Ledwidge. - Dublin, Wilson, 1996.

188. Young Dreiser. A critical Study Yoshinobu Hakutani. London, 1981.1. Источники

189. Готорн H. Избранные произведения в 2-х т. Л.: Художественная литература, 1982.

190. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: Роман. М.: Олимп; ООО Фирма «Издательство ACT», 1999. - 704с.

191. Драйзер Т. Американская трагедия. В 2 ч., ч. 1 М.: «Эй-Ди-Лтд», 1993. -399с.

192. Драйзер Т. Американская трагедия. В 2 ч., ч. 2 М.: «Эй-Ди-Лтд», 1994. -412с.

193. Драйзер Т. Дженни Герхардт. Сухуми: «Алашара», 1988, 348с.

194. Драйзер Т. «Гений». М.: Художественная литература, 1973.

195. Драйзер Т. Очерки и рассказы. М.: Государственное издательство Художественной литературы, 1950, 216 с.

196. Драйзер Т. Рассказы. М.: Правда, 1984.- 448с.

197. Драйзер Т. Сестра Керри.-М.: Правда, 1986.-544с.

198. Драйзер Т. Собрание сочинений. В Ют. / Под общ. ред. С.С. Динамова, М.-Л.: Фабрика, 1928.

199. Драйзер Т. Собрание сочинений. В 12 т. М., 1955.

200. Драйзер Т. Стоик; Оплот: Романы.-Л.: Лениздат, 1989.-671с.

201. Драйзер Т. Титан. -М., 1988. 480 с.

202. Драйзер Т. Финансист.-Л.: Лениздат, 1987.

203. Dreiser. Т. An American Tragedy. New York, 1931.

204. Dreiser. T. A gallery of women. In 2 vol. New York, 1929.

205. Dreiser. Т. Free and other stories. New York, 1925.

206. Dreiser Th. Plays of the Natural and Supernatural. New York, 1916.

207. Dreiser. T. Sister Carrie. New York, 1961.

208. Dreiser. T. Stoic. New York, 1981.

209. Dreiser. T. The Bulwark. New York, 1946.

210. Dreiser. T. The Financier. Moscow, 1964.

211. Dreiser. T. The " Genius". New York, 1915.

212. Dreiser. T. The hand of the potter. A tragedy in 4 acts.- New York, 1926.

213. Dreiser. T. Jennie Gerhardt. Moscow, 1972.

214. Dreiser. T. The Titan. New York, 1965.1. ОГЛАВЛЕНИЕ1. Введение.3

215. Глава 1. Художественная модель «героя-карьериста» в творчестве Т.Драйзера.12

216. Глава 2. Типы финансиста и «гения» в творчестве Т.Драйзера.58

217. Глава 3. Исследование личности преступника в творчестве Т.Драйзера.1031. Заключение.177

218. Список использованной литературы.182

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.