Маркетинг что такое для чего нужен. Что такое маркетинг — полный обзор понятия, его определения, функции и виды простыми словами от практиков. Зачем нужен маркетинг, и какова его роль в управлении организацией

Про суть работы маркетологов. Основные тезисы я забрал в работу и начал бессовестно эксплуатировать. Ну а что, речь в статье как раз об эксплуатации. Чтобы получить что-то новое, нужно проэксплуатировать что-то старое. Например, что эксплуатирует предприниматель?

Предприниматель эксплуатирует ресурсы. Любые ресурсы. Вот до каких дотянется - такие и эксплуатирует. Самые популярные ресурсы - труд, капитал, информация, земля - на слуху и всем известны... сейчас дело активно смещается в сторону поиска ресурсов. Ведь только из ресурса (своего, чужого, ничейного, украденного, случайно найденного) предприниматель может строить машинки по деньгозарабатыванию.

А что эксплуатирует маркетолог?

Сначала маркетолог составляет бесконечные списки. Клиентов, журналистов, подрядчиков, конференций, публикаций, конкурентов, ключевых слов, презентаций и так далее. Очень разные, но - списки. А потом он эти списки начинает эксплуатировать. ... Короче, жонглирует своим списочным инвентарем. Такая вот ежедневная работа.

Но всё это игра в бирюльки, потому что внешние списки - ресурс бедный. Чтобы извлечь из него полезный продукт нужно оооочень постараться. К сожалению, ни предприниматели, ни маркетологи не видят внутренний ресурс, который лежит у них буквально под ногами.

Дело в том, что по ходу развития фирмы в ней накапливается то, что принято называть экспертизой. Знания специалистов, опыт проведения проектов, архив старых материалов, полезные знакомства на рынке и в СМИ, да все та же клиентская база. Однако накапливается она в очень средневековом формате: большая часть - устные предания и ходячие мудрецы в маразме, остальное по мелочи обрывками небрежно записано там и сям и пылится в подвалах Dropbox.

Вот тут и напрашивается ответ на животрепещущий вопрос, зачем нужен маркетолог. С одной стороны есть предприниматель, который ищет всё новые и новые ресурсы для эксплуатации. У него есть экспертиза, но он не знает, как выжать из неё полезный продукт. С другой стороны, есть человек, который обучен эксплуатировать данные. В том числе, эти знания подходят для эксплуатации экспертных знаний компании. Паззл сошёлся.

Маркетолог - это человек, который эксплуатирует экспертизу компании.


1. Собирает, упорядочивает и актуализирует экспертизу и знания всех видов. Иначе говоря, материализует тот эфемерный ресурс, который на самом деле повышает стоимость компании и усиливает ее рыночные возможности даже сам по себе, просто будучи отделенным от носителей тайных знаний и зафиксированным в файлах и бумагах.
2. Берет ответственность за бизнес-эксплуатацию накопленных богатств. То есть организует, планирует, много чего делает руками, отчитывается о процессах и демонстрирует результаты.

Вообще, статья Ольги посвящена вопросу, можно ли автоматизировать для малого и среднего бизнеса процесс эксплуатации экспертизы. Нельзя надеяться на горе-маркетологов в силу объективных причин:


Бессистемность маркетинговых активностей. Статья - и год молчания. Десяток записей в блоге - и перерыв на месяц.

Низкая плотность этих активностей. И можно было бы делать доклады на конференциях раз в квартал, но организовать выступление - целое дело, а на него нет сил.

Растворяющийся в тумане наработанный опыт. Кто из нас не страдал над кейсами, которые почему‐то всегда так сложно написать, когда проект уже закрыт, а в дверь колотит ногами новый заказчик.

Одноразовый контент. Гигантские усилия на проведение конференции - а видеозаписью никто не заморочился. И аудитория (потенциально огромная) мгновенно сузилась до незначительного числа присутствующих.

Бессистемность продаж. Ключевые контакты и детали сделок - опять в голове у главного, на вынимание нет сил и времени, как‐то оно так живет потихоньку, но весь бизнес зависит от памяти единственного человека.

Низкое качество коммуникаций с рынком. Точнее, качество, завязанное на конкретную персону. Не масштабируемое, не воспроизводимое, не стандартизированное‐шаблонизированное.

Может быть маркетологов вообще исключить из этого информационного потока?

Как маркетологу не проиграть схватку со средствами автоматизации? Для меня ответ напрашивается простой. Нужно стать проводником между внутренней и внешней средой:

1. Внимательно следить за тем, что во внутренней среде делается хорошо.
2. Точно описывать экспертные знания компании.
3. Интересно и регулярно рассказывать об экспертизе во внешней среде.

Вот и весь секрет в работе маркетолога.

Совет дня.
Будьте сами себе маркетологами. Начните сохранять свою экспертизу прямо сегодня: описывайте выполненные проекты, ведите список достижений, собирайте портфолио в фоновом режиме. Не сомневайтесь, повод продемонстрировать накопленную экспертизу вам обязательно представится.

Наверняка вы встречали таких людей, которые работают играючи, и всё, что они придумывают, улетает, как горячие пирожки. Тем, кто тратит немалые ресурсы на выстраивание системы маркетинга в бизнесе, всегда хочется спросить у этих везунчиков: «Как ты это делаешь? Сколько ты тратишь на рекламу?» А в ответ чаще всего звучит: «Зачем мне реклама: оно само продаётся!» Мой преподаватель по маркетинговым исследованиям любил повторять, что, если всё и так продаётся, маркетинг не нужен. Давайте разберёмся, насколько справедливо это утверждение.

Маркетинг - это не продвижение и не реклама

Реклама - это любые коммуникации, которые мы осуществляем для прямой продажи своего продукта. Рекламой будет пост в соцсети с призывом «Приходите на тренинг!» и ТВ-ролик с обещанием «Мой йогурт самый вкусный!»

В ситуации, когда «и так всё продаётся», реклама действительно не нужна. Когда производственные мощности полностью загружены, возникает возможность роста: можно увеличить производство, расширить продуктовую линейку и так далее. И при росте рекламная поддержка может потребоваться. Но здесь и сейчас она не нужна.

А продвижение - это действия, направленные на поддержание вашего бренда в целом. Сюда входят выступления на конференциях, интервью, публикации в каких-то изданиях, ведение блогов и так далее.

Даже если у вас здесь и сейчас всё продаётся, действия по продвижению скорее всего оправданы как вложение в будущие продажи. Вам не нужно продвижение, если вы задыхаетесь под валом заявок и ваша проблема - маленькие возможности. Проще говоря, делать больше продукта или оказывать больше услуг вы не можете и не хотите. А если бы захотели, то расширяли бы производство - а значит, вам потребовалась бы поддержка в виде продвижения и рекламы.

Маркетинг - широкое понятие.

Маркетинг нужен, чтобы понять, каким будет товар А и сколько он может стоить. Придумать такие скидки, чтобы они были в пользу прибыли. Или наоборот, придётся поднять цену. Нужно придумать товар Б и сделать его таким, чтобы клиент после покупки товара А автоматом покупал и Б. Создание упаковки продукта тоже относится к маркетингу. Упаковка бывает как материальная, так и нематериальная (описания и доказательная база для продажи). Не лишним будет выстроить партнёрскую систему, чтобы продавать свой продукт чужими руками. А ещё нужно понять, что мешает твоему клиенту выбрать именно тебя, сказать о себе так, чтобы не приходили «лишние», не ваши клиенты. Всё это маркетинг.

Неужели кому-то маркетинг всё-таки не нужен?

Я считаю, что сильные интуиты, не заинтересованные в достижении каких-то определённых показателей в своём бизнесе или частной практике, не нуждаются в специальных маркетинговых действиях.

Сильные интуиты - это именно те, у которых «продаётся само». Мне кажется, это особый талант - чувствовать своего клиента и интуитивно делать именно то, что клиенту нужно, и именно так, как нужно.

Если это про вас, возможно вам не нужно забивать себе голову маркетингом, дабы не спугнуть вдохновение. Ведь известно, что при попытке всё усложнить, простые интуитивные решения могут пострадать. А используя вдохновение и шестое чувство как топливо, можно делать успешные проекты без «умной» маркетинговой основы.

При одном условии - о нём я сказала выше - если у вас нет чётких количественных целей в вашем проекте и нет задачи роста в бизнесе.

Например, если вы делаете хэндмэйд-бижутерию (обучаете английскому по скайпу, проводите психологические консультации), всё это продаётся по сарафанному радио, по знакомым, кормит вас достаточно, чтобы вы были счастливы и беззаботны, и у вас нет цели построить проект, приносящий, скажем, пассивный доход, когда могут понадобиться отдельные инструменты маркетинга (допустим, вы заходите сделать удобный сайт или грамотно вести соцсети), то систему можно и не строить. И так есть, что кушать.

Заметьте, я не говорю, что такие интуитивные проекты без KPI (целевых показателей) - это плохо. Это отлично, на самом деле. Я считаю, что не человек служит бизнесу, а бизнес человеку. И если лично вы счастливы в вашем деле, то зачем это счастье сверху нагружать. Я сама периодически отговариваю идти ко мне на тренинги ровно по этой причине.

В остальных же случаях, как только вы задались целью сделать бизнес, вырастить частную практику в некую стабильную и доходную систему, развить фрилансерский проект, маркетинг - ваш первый и лучший друг.

Главное, помнить: маркетинг - это не повальная реклама и не продвижение бессмысленное и беспощадное. Это построение такой системы (с нуля, с фундамента, со знакомства с собой и клиентом, с тщательного продумывания продукта и так далее), при которой даже реклама может оказаться лишней. В крайнем случае, вы будете знать, на какие кнопки нажать, чтобы созданная вами маркетинговая система работала стабильно.

Сегодня сложно представить современную компанию, которая не имеет штатный отдел маркетинга и рекламы. Даже на не больших предприятиях, которые не имеют возможности содержать полноценный департамент маркетинга и рекламы в штате есть человек, который занимается этими вопросами. Часто этим человеком является сам директор предприятия.

Маркетинг на предприятии важен не меньше, чем рекламная деятельность. Компания, которая не следит за действиями своих конкурентов, не когда не сможет претендовать на место лидера рынка, так как она будет совершать те же неизбежные ошибки, что и её конкуренты. Так же очень важно отслеживать новые продукты и рекламные активности, которые предлагают конкуренты для того, чтобы успешно продвигать свой продукт или свои услугу на рынке.

Многие крупные компании, имеющие свой укомплектованный штатный отдел маркетинга и рекламы, всё равно обращаются в маркетинговые агентства для того, чтобы заказать проведение маркетинговых исследований у профессионалов. Маркетинговые исследования помогают грамотно продвинуть свой продукт и вывести свою компанию на новый уровень.

Также перед началом запуска нового продукта или услуги важно тщательно исследовать рынок конкурентов для того, чтобы не действовать в слепую и не допустить неудачи.

Мониторинг конкурентов так же важен для успешной деятельности компании, как и такие не маловажные вещи как цена на предлагаемый Вами продукт или ассортимент.

Также перед запуском любого проекта очень важен грамотный и продуманный бизнес план и точно рассчитанный бюджет. Также очень важна и сама концепция предлагаемого Вами продукта. И условия продажи. К таким условиям можно отнести цену, качество продукта и услуги и многие другие факторы.

Так же не стоит забывать о том, что маркетинг и реклама это только инструмент, который помогает Вам предлагать продукт или услуги. От правильного позиционирования товара зависит и то, кто и сколько у Вас будет покупать и по какой цене.

Важно понимать то, что не возможно силами одной компании организовать весь рабочий процесс и решить все существующие задачи. Московское маркетинговое агентство , проводя маркетинговые исследования рынка, установило, что только те компании добиваются успехов, в которых хорошо налажена маркетинговая деятельность.

«Периодически в сети появляются не совсем лестные отзывы на тему, для чего нужен маркетинг в компании. И зачем нужны маркетологи, они только деньги спускают. Естественно у любого специалиста данной сферы такие высказывания редко вызывают положительные эмоции. Эмоции, эмоциями, однако давайте конструктивно разбираться — для чего нужен маркетинг в общем и маркетологи в частности.»

Итак, для чего нужен маркетинг?

За какие такие сферы отвечает маркетинг? А отвечает он за взаимодействие практически всех отделов и подразделений компании с её клиентами. О том, что относится к обязанностям маркетолога, по мнению кадровой службы, писал ранее. Однако это обязанности непосредственно специалиста, а вот способна ли компания обойтись совсем без маркетинга. Лично мое мнение – нормально развивающаяся компания без маркетинга существовать, не способна. Без штата маркетологов, вполне запросто, но дополнительный функционал ляжет на плечи других сотрудников компании – продажников, снабженцев, управленцев и прочий персонал компании. Однако все по порядку.

Для чего нужен маркетинг отделу снабжения? В этой связке есть несколько ключевых моментов:

  • Маркетологи определяют концепцию и направление развития ассортимента.
  • Мы, маркетологи, принимаем непосредственное участие при формировании ценовой политики компании.
  • Кто как не маркетологи осуществляют анализ поставок и продаж компании.
  • Одна из ключевых обязанностей маркетолога – анализ дефицита продукции или, наоборот, затоваривания склада.
  • Кто считает оборачиваемость товарных групп? Зачастую маркетологи.
  • Составление ассортиментной матрицы, должно проходить исключительно с подачи маркетологов.

Естественно, все эти обязанности может выполнять снабженец и своими силами, однако когда выполнять свой собственный функционал – непосредственный заказ товаров и поддержание складских запасов. На все, банально не хватит времени.

Для чего нужен маркетинг продавцам? Какую пользу может оказать маркетолог менеджерам по продажу или продавцам-консультантам:

  • Помощь в обучение продажников оригинальным и новым идеям.
  • Логичность выкладки товара в торговом зале, позволит уменьшить время выбора товара.
  • Маркетолог, ответственный за торговый зал, может способствовать определению основных особенностей и нюансов размещения товара на полках магазина.
  • Помощь в выборе и обозначении товаров, позволяющих увеличить прибыльность компании.
  • Планирует время и место запуска рекламной компании.
  • Разрабатывает и утверждает формат и вид рекламы.
  • Маркетологи оценивают эффективность рекламных мероприятий.

Маркетинг нужен управляющему составу организации. Естественно, такие понятия как миссия или стратегия развития, присутствуют далеко не во всех компаниях, однако:

  • Определение общего направления развития деятельности.
  • Сегментирование рынка и покупателей.
  • Анализ конкурентной среды компании.
  • Анализ собственных показателей компании.
  • Принятие участия в составлении различных инструкций.

Именно такие составляющие маркетинга способствуют взаимосвязи маркетологов и руководства компании. На основании всех этих полученных данных руководство принимает решения о перспективах и дальнейшем развитии компании.

И наконец, для чего нужен маркетинг покупателям . Основные моменты взаимодействия службы маркетинга и клиентов компании:

  • Предоставление полной и понятной информации о товаре, компании, новостях
  • Выявление и удовлетворение потребностей клиентов
  • Своевременное оповещение о проходящих мероприятиях компании
  • Создание благоприятной и спокойной атмосферы для покупателя, пришедшего за покупкой
  • Планирование, разработка реализация и контроль исполнения программы лояльности для клиентов компании.

Естественно, здесь перечислены и кратко описаны не все зоны ответственности службы маркетинга. Абсолютно все процессы, проходящие в компании, так или иначе, касаются маркетинга. В связи с этим, думаю что вопрос — А для чего нужен маркетинг – просто неуместен. Как ты считаешь, уважаемый читатель «Дневника маркетолога». Зачем нужен маркетинг, по твоему мнению? Высказывайся в комментариях.