Жанр сказки пузырь соломинка и лапоть. Пузырь, Соломинка и Лапоть: интерактивная книга о любимых героях. Иван сученко и белый полянин

Педагогические условия повышения эффективности

методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении.

В помощь педагогическим работникам ДОУ

Пояснительная записка

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования , связанного с созданием условий для развития личности ребёнка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально – педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.

Однако, педагогическая практика свидетельствует о том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений недостаточно готовы к отбору и оцениванию позитивных инноваций в дошкольном образовании, к разработке инновационных программ и технологий, к качественной реализации их в работе с детьми.

Инновационная методическая работа – часть профессионально - педагогической, управленческой деятельности, имеющая отличительные особенности:

Обеспечение информирования педагогов об инновационных фактах и явлениях и организация их экспертизы;

Обеспечение дополнительных образовательных услуг в плане развёртывания содержания дошкольного образования по направлениям инновационной деятельности .

Для обеспечения активного участия педагогов ДОУ в инновационной методической работе необходимо проектирование продуктивных форм.

К комплексу необходимых педагогических условий относятся:

1. отбор и экспертиза (оценивание) инновационного содержания дошкольного образования;

2. проектирование продуктивных форм методической работы, активизирующих педагогов ДОУ на повышение профессиональной компетенции;

3. нормирование форм методической работы, сориентированных на

освоение и разработку педагогами инновационных программ и технологий, на освоение новых способов профессионально – педагогической деятельности.

Инновационная методическая работа – часть профессионально – управленческой, педагогической деятельности, отличительными особенностями которой являются:

Обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития;

Обеспечение информации педагогов об инновационных фактах и явлениях и организация экспертизы;

Оснащение педагогов способами профессионально – педагогической деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие ребёнка.

Условия инновационной методической работы

Повышение качества и уровня образовательных услуг;

Повышение уровня конкурентно - способности педагогов на рынке образовательных услуг;

Методическое и научно – методическое обеспечение образовательного процесса;

Дидактическое обеспечение образовательного процесса.

Понятие «инновационная методическая работа» подразумевает часть профессионально – педагогической деятельности, ориентированная на создание или освоение новых (инновационных) способов профессионально – педагогической деятельности. Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев деятельности, а если рассматривать проблему методической работы в дошкольном учреждении как одну из первоочередных, то неизбежно возникает чувство неудовлетворённости её нынешним состоянием. Проблема совершенствования методической работы в детском саду актуальна ещё и потому, что в ней самой накопилось много такого, от чего надо решительно отказаться. Главный её недостаток – слабое воздействие на качество воспитательного процесса, а значит и на конечные результаты деятельности дошкольного учреждения. Это обусловлено рядом недостатков в постановке и организации методической работы:

Задачи методической работы ставятся без указания конкретных желаемых недостатков;

Имеет место разрыв между содержанием методической работы и анализом содержания воспитательной работы в педагогическом коллективе ;

Методическая работа ведётся бессистемно, педагогические проблемы, над которыми работают педагогические коллективы, выбираются случайно, без должного обоснования;

Формы организации методической работы страдают однообразием, слабо учитывают конкретные особенности разных педагогов, слабо активизируют творчество и инициативу каждого педагога;

Даёт о себе знать разрыв между теорией и практикой в методической работе, недостаточна её практическая направленность, нацеленность на оказание реальной помощи педагогам и воспитателям;

Администрация многих садов недостаточно изучает возможности педагогов, не заботится о создании благоприятных условий для развития творческого потенциала коллектива;

В методической работе много формализма, когда за благополучными показателями «охвата» педагогов разными видами повышения квалификации теряются главные реальные положительные сдвиги в их работе, в отношении к делу, воспитанникам.

Непосредственная цель методической работы в дошкольном образовательном учреждении – это постоянное повышение уровня профессионального мастерства педагога и педагогического коллектива.

Методическая работа может существенно влиять на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы дошкольного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать её как важный фактор управления.

Разнообразие форм методической работы определяется, прежде всего, сложностью стоящих перед ней целей, многоликостью конкретных условий, в которых находится дошкольные образовательные учреждения.

Целесообразно выделить две группы организованных форм методической работы - коллективные и индивидуальные. К первым относятся семинары и практикумы, научно – практические конференции, методические объединения, творческие микро группы педагогов, методические кабинеты ДОУ. Ко вторым - стажировка, индивидуальные консультации, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование.

К новым формам методической работы относятся так называемые ролевые игры, мозговые атаки, инициативные творческие микро группы педагогов, а так же по – новому проводимые, обучающие семинары на основе открытых занятий и отдельных мероприятий.

Педагоги издавна использовали так называемые дидактические игры – игры с целью обучения. Широкое распространение приёмов практической психологии позволило использовать ролевые и деловые игры для взрослых с целью наилучшего освоения тех или иных приёмов, в том числе и приёмов работы с детьми.

Ролевой игрой применительно к методической работе можно назвать игровой процесс, в котором участвует группа педагогов, причём каждый имитирует либо деятельность педагогов на занятии, либо воспитанников, либо заведующего или старшего воспитателя. Результатом этого процесса должны стать новые методические навыки и приёмы, полученные всеми участниками. Примером ролевой игры может служить занятие, проведённое одним из начинающих педагогов в манере имитирующей почерк педагога – мастера со всеми, свойственными тому приёмами, направленными на активизацию познавательной деятельности воспитанников – на обучение умению выделить главное, существенное.

При проведении игр необходимо иметь в виду, что педагоги, исполняющие роли воспитанников, могут испытывать большие затруднения, чем дети, оказавшиеся в данной ситуации. Такая форма методической работы предоставляет педагогам большие возможности по овладению приёмами. требующими практической тренировки, приёмами имитации, возможно неоднократной, и развивает умение действовать в новой ситуации.

Вариантом деловой обучающей игры является подготовка и имитация проведения занятия разными педагогами по одной и той же теме, но с разными возрастными группами детей. По окончании игры необходим серьёзный анализ представленного материала.

Не менее эффективна в методическом отношении игра, при которой педагог имитирует на занятии своё воспитательное дело, сконструированное им по одной и той же теме, но для детей разных возрастных групп с разными реальными учебными возможностями.

Индивидуальные формы работы с педагогами.

В систему индивидуальной методической работы входит организация целенаправленного самообразования. Важнейшее направление в самообразовании педагогов – повышение педагогической квалификации, переосмысление содержания и методов своей работы в свете новых требований педагогической и психологической наук.

Основными направлениями в системе самообразования педагогов могут быть:

Изучение новых программ и пособий, их особенностей и требований к образовательной деятельности детей;

Изучение дополнительного материала;

Проведение самостоятельной работы по решению дидактических задач, организации игровой деятельности, творческих опытов и упражнений;

Освоение ТСО.

В области методики особое внимание следует уделять приёмам дифференцированного обучения, развитию мыслительной деятельности воспитанников. Развитию их самостоятельности, формированию практических навыков и установлению связей в проводимых занятиях по различным разделам программы.

Самообразование даёт положительные результаты в том случае, если оно ведётся целенаправленно, планомерно и систематически. Систематическую и разностороннюю индивидуальную методическую помощь следует прежде всего оказывать молодым педагогам.

Создание условий для осуществления методической работы.

Организационно – педагогические условия.

Первейшим и незаменимым условием является обеспечение педагога свободным временем . Каждый работник системы образования должен взвесить, во что оборачивается для педагога выполнение его требований, просьб, рекомендаций. Руководителям ДОУ необходимо провести хронометраж рабочего времени педагога, тщательно проанализировать его, выявить все непроизводительные затраты и решительно ограждать свой коллектив от необоснованных, надуманных посягательств на время педагогов, твёрдо отстаивая их интересы перед всеми.

К организационно – педагогическим условиям относятся так же согласование всех мероприятий, оптимальность нагрузки и общественных поручений, равномерная загруженность педагогов по дням недели и в течение года – всё то, что в конечном счёте обеспечивает экономию времени.

Морально – психологические условия

Вторыми по значимости условиями развития педагогов в детском саду являются морально – психологические. Создавать благоприятные морально – психологические условия для работы – значит всемерно поощрять самообразование педагогов, учиться предвидеть возможные конфликты и уметь предотвращать их. Проявлять внимание к нуждам, бедам и радостям каждого педагога, уметь поддерживать и культивировать любые полезные инициативы педагогов, замечать, раскрывать и ценить в каждом педагоге его творческую жилку. Это должно стать доминирующим фактором в работе руководителя. Умение видеть в людях их лучшие качества, а это специфический талант: ведь психологи отмечают, что в человеке гораздо легче увидеть недостатки, чем достоинства.

Материальные условия.

Упорядоченность и систематизация материалов методического кабинета или помещения своей группы позволяют педагогу здесь же, а не только дома готовиться к занятиям, продумывать индивидуальные подходы к воспитанникам. Используя для этого раздаточный материал и всё то, чего может не быть в домашних условиях. Здесь же рождаются новые методики занятий, отрабатываются приёмы экспериментов, анализируются творческие работы детей, их типичные ошибки. Хорошим помощником педагогов в самообразовании является библиотечный фонд постоянно действующие выставки: «В помощь молодому воспитателю», где к их услугам всегда методические разработки, брошюры, статьи, книги известных педагогов и методистов, списки литературы для коллективного чтения, рекомендации.

Эффективность методических кабинетов определяется тем, в какой мере он обеспечивает высокие конечные результаты – знания, умения и навыки детей, уровень их воспитанности развитости.

Нововведения в образовательном процессе обусловили многообразие педагогической деятельности, что потребовало обновления организации научно – методического обеспечения, внедрения новшеств, адаптации к непрерывным изменениям.

Стало очевидным, что традиционная форма управления методической работой методические объединения педагогов уже не справляется с обеспечением должного научно – методического творческого уровня деятельности.

Обусловленное потребностями новой стадии развития детского сада, появилось новое структурное образование в инновационной подсистеме - кафедра ДОУ. Кафедры создаются в образовательных учреждениях, переходящих в режим развития. Они представляют собой сообщества педагогов одного или нескольких линий развития ребёнка. Кафедры планируют, организуют, осуществляют руководство и контроль за опытно – экспериментальной деятельностью педагогов. Иначе говоря, кафедры планируют разработку и освоение нововведений, отслеживают процессы и результаты экспериментальной деятельности каждого педагога. Любая новая учебная программа , разработанная педагогом, новая методика или форма организации воспитательного процесса подлежит обязательному рецензированию членов кафедры.

Важное направление в деятельности кафедры – координация воспитательного материала и реализация программ, по которым работают ДОУ или отдельные педагоги. Кафедра обеспечивает целостность содержания воспитательного материала и технологии,

обучения и воспитания в рамках курируемых ею учебных программ. Права кафедры расширяются: распределение педагогической нагрузки, составление расписания занятий , замещение педагогов и воспитателей. Кафедры организуют деятельность педагогических научных сообществ, осуществляют кураторство по написанию и разработкам научных работ , исследовательских проектов.

Проведённый анализ содержания методической работы показывает, что необходимо искать новые пути организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении. Создать такую образовательную среду, в которой будет полностью реализован творческий потенциал каждого в отдельности и педагогического коллектива в целом Обобщение, передового опыта – одна из важных функций инновационной методической работы ДОУ. В постоянно и быстро меняющихся ситуациях жизни детского сада на современном этапе возникает настоятельная необходимость проявлять изобретательность, выбирать нужные действия, принимать нестандартные решения. Творческий подход проявляется и в том, что учебный, воспитательный и развивающий материал при всей стабильности основных понятий, законов, ценностей, которые отражены в педагогических учебниках, пособиях и программах, может быть преподнесён и усвоен разными способами.

Выявить педагогический опыт, имеющий значение для конкретного педагога, группы педагогов или всего педагогического коллектива – первый этап деятельности руководителей ДОУ по данному направлению. На этом этапе наилучших результатов добивается тот руководитель, который систематически изучает опыт своего коллектива, используя, различные методы: наблюдение, анализ, знакомство с первичной документацией педагога, творческие работы детей, собеседования. Метод наблюдения при изучении опыта практически незаменим, ибо интонация, мимика, смысловые оттенки, улыбка и даже паузы могут подсказать наблюдателю многое в замысле педагога.

На первом этапе изучают суть опыта, задачи, содержание, методы, формы, приёмы, средства, конкретные проявления личных качеств педагога, продолжительность становления опыта. Исключительную важность при изучении опыта имеет не только результат – сам опыт, но и весь процесс его создания.

Качество изучения опыта можно существенно повысить, если к работе привлечь несколько человек – творческую группу из членов педагогического коллектива: чем большее число исследователей и экспертов будут изучать опыт, тем скорее и глубже будут поняты его новаторские находки, выявлены ошибки и просчёты, точнее будут определены причины удач и недостатков.

При определении критериев оценки опыта важно учитывать следующие показатели.

При определении критерия «Высокая эффективность»; опыт может быть признан передовым лишь в том случае, если достигнуты педагогом результаты обучения, и развития выше, чем традиционные, характерные для массового опыта.

При определении критерия «устойчивость результатов»: мгновенное улучшение или одиночный результат могут быть случайными или даже не зависеть от педагога.

Критерий «сбалансированность и комплексность результатов» позволяет установить не только основные слагаемые опыта, причинно – следственные связи между ними, но и то, какими средствами и при каких условиях он достигнут; позволяет определить уровень каждого слагаемого, эффективность их взаимодействия в целостной системе.

Критерий «рациональность затрат» времени, усилий, средств» оценивает перегрузку педагогов: результаты оторванные от анализа процесса труда педагогов и детей не дают основания отнести опыт к передовому. Передовой педагогический опыт предполагает высокие результаты, но достигнутые при разумной интенсификации сил, средств и при рациональном использовании времени.

Критерий «соответствие реальным возможностям основной массы педагогов, материальной базе» определяет, насколько возможно воспроизвести данный опыт другими педагогами, насколько он заинтересует всех педагогов.

Методистам следует иметь в виду, что все названные критерии должны применяться только в совокупности, а не выборочно, важно как не дооценивать так и переоценивать роль критериев. Недооценка использования критериев может привести к субъективным, ошибочным выводам, а переоценка к формализму.

Второй этап деятельности руководителей ДОУ по изучению, обобщению и распространению передового опыта – вычленить прогрессивный опыт из массовой практики на основе определённых критериев. На этом этапе возникают определённые затруднения. Во – первых, при анализе занятий порой отмечается лишь внешняя сторона наблюдаемого педагогического явления. Во – вторых, имеет место формальность отдельных дидактических средств обучения (например, опорный конспект занятий, использование методики отдельных авторов, проблемная беседа с детьми и т. д.), при этом нарушается органичная целостность процесса обучения и воспитания, его системность.

Следует обратить внимание руководителей ДОУ ещё на один важный момент. Любой выявленный, передовой опыт на первых порах индивидуален и таким может и остаться, если творческая сторона опыта определяется только личностными, неповторимыми качествами педагога, и если сущность опыта базируется на специфических местных условиях. При обобщении опыта необходимо учитывать эти стороны.

Третий этап деятельности руководителя ДОУ по данному направлению - обобщение передового опыта. Некоторые считают, что прямое и точное описание опыта – это и есть основная форма обобщения.

Однако, практика показывает, что талантливое описание ещё не обеспечивает

возможности перенести и должным образом воспроизвести данный опыт в других условиях. Эмпирический уровень не обеспечивает должного обобщения.

Необходимо: научно – обоснованное обобщение, которое предполагает: определение главных идей опыта, оценка по критериям педагогики (т. е. цель, содержание, формы, методы, средства, приёмы, условия, результаты), обозначение составных элементов опыта и раскрытие связи между ними).

Трудность этапа обобщения опыта состоит в том, что необходимо знать педагогическую теорию. Перевод в процессе обобщения конкретного педагогического опыта на язык педагогической теории, единственная возможность отойти от кустарного способа его дальнейшего распространения.

Если речь идёт о занятии или системе занятий, то кроме вышеуказанных, опыт педагога может быть описан в структуре видов дидактических действий: обучающих, организующих, оценочные, корректирующие.

Система работы педагогов может быть обобщена и по типам проводимых им занятий: занятия – сообщения новых знаний; формирования умений, закрепления новых знаний, интегрированные и т. д.

С учётом возрастного аспекта детей может быть выделена следующая структура: воспитательная работа с младшими дошкольниками, с детьми средней группы, старшей и подготовительной групп.

В любом целостном опыте все эти структуры реально существуют, хотя та или иная обычно доминирует. Оценка опыта работы педагога или группы педагогов с позиций той или иной структуры позволяет, во – первых, высветить слабые места конкретного опыта во – вторых, видеть опыт всесторонне и взаимосвязано и, в - третьих. Познавать опыт со всех сторон, углублять и расширять знания о нём, приближаясь к реальному уровню.

Обобщение опыта заведующими ДОУ или методическими объединениями не исключает работы самого педагога по описанию своего опыта. работая над обобщением своего опыта, педагог не может не использовать научной и методической литературы. Ознакомление с содержанием близких к избранной им теме книг и статей имеет большое значение. Во – первых. Это предостерегает от повторения того, что уже опубликовано в печати, а во – вторых, позволяет сослаться на идеи авторов работающих над данной проблемой. Создав материал и систематизировав его, педагог приступает к письменному изложению. В краткой вводной части предельно сжато формулируются цели проведённой педагогом работы, задачи, которые решались в ходе её, и основные пути практического осуществления. В основной части следует описывать сам ход проведённой автором работы. Особое внимание необходимо уделить тому, как именно проходила работа, какие организационные принципы положены в основу, каковы методика и техника её проведения. Кроме того, указываются трудности, возникшие в работе и пути её преодоления. В заключение целесообразно аргументировано разъяснить педагогический эффект от предлагаемого новшества, дать качественный анализ того, как применяемые приёмы повлияли на степень глубины и осознанности знаний дошкольников. на развитие у них тех или иных навыков.

Каждый педагогический опыт содержит признаки общего и частного, особенного, единичного. Всеобщее относится ко всем педагогам, работающим, с различными возрастными группами воспитанников. Всеобщее переносимо в любые условия, ибо в нём заключена общепедагогическая и дидактическая идея. Особенное в опыте педагога – это то содержание, которое специфично для определённого возраста дошкольников и не может быть эффективно использовано при изучении других разделов программы или при работе с другими возрастными группами.

В передовом опыте всегда проявляется единичное, конкретное, индивидуальное, что обусловлено уникальностью, неповторимостью личности педагога – новатора.

Следует учитывать, что индивидуальное своеобразие опыта не может стать причиной отказа от его обобщения. Обобщая индивидуальный, своеобразный, связанный с личностными особенностями опыт важно показать, при каком стиле работы его можно его можно и даже нужно использовать.

Следующий этап деятельности руководителей – распространение и организация передового педагогического опыта. Чтобы передовой опыт стал достоянием. Он нуждается в пропаганде. И это не личное дело педагогов, а. прямая обязанность руководителей. Знание различий и специфичности видов передового опыта позволяет понимать и планировать все условия и возможности для внедрения в дошкольную практику.

Индивидуальная карта.

Педагогический опыт .

Название П О

Педагогическая иде

Формулировка цели

Самоанализ деятельности

Результат

Технологическая карта «Педагогический опыт»

Наименование опыта

Коррекция эмоционально – личностной сферы.

Формулировка цели

Педагогическая идея

Прогнозируемый результат

Выбор и обоснование технологии

Описание педагогических условий осуществления опыта

Самоанализ деятельности

Педагогический опыт – отражение законов педагогической практики, полученное в результате активного практического познания воспитательных приёмов, воздействий;

Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений в воспитании и обучении детей;

Результат изучения целого ряда педагогических ситуаций.

Технология-

Научное описание способов изучения и воспитания;

Классическая технология (алгоритмическая парадигма):

Модель личности воспитанников и способы диагностики;

Система педагогических воздействий на воспитанников;

Система определённых целей образования.

Педагогический опыт подлежит обобщению, распространению, если:

Деятельность педагога по сравнению с массовой практикой, даёт лучшие результаты: высокий уровень воспитанности, развития воспитанников.

Отвечает современным запросам общества, ориентирован на выполнение социального заказа , решение основных приоритетов ДОУ.

Отличается новизной – в компоновке методических приёмов, или в содержании программ, или в дополнении учебных блоков и т. п.

Основные элементы опыта могут быть творчески использованы другими педагогами, в других условиях;

Средства, с помощью которых достигаются высокие результаты, оптимальны, т. е. требуют минимальной затраты времени исил воспитанников;

Открывает возможности постоянного совершенства.

Базовая модель опыта (БМ) – ДОУ.- структура информации об опыте, которая наиболее полно отражает систему работы педагога в целом. БМ содержит ответы на вопросы:

Что ЭТО (система, технология, приём и т. д.)?

Для чего ЭТО (цель, задачи, место в системе)?

Теоретическое обоснование ЭТОГО.

Достигаемый результат.

За счёт чего достигается результат (собственно описание опыта)?

Трудоёмкость (на этапах освоения использования).

Методическая работа должна носить опережающий характер и отвечать за развитие и совершенствование всей работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке.

Чтобы оценить систему методической работы в дошкольном образовательном учреждении, необходимо выделить критерии оценки. Их количество может быть разным и зависит от конкретного детского сада. Но наиболее общие нужно учитывать всегда.

Первый критерий результативности методической работы можно считать достигнутым, если результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребёнка или приближаясь к нему, за отведённое время без перегрузки детей.

Второй критерий рациональных затрат времени, экономичности методической работы достигается там, где рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование.

Третий критерий стимулирующей роли методической работы заключается в том, что в коллективе наблюдается улучшение психологического климата, рост творческой активности педагогов и их удовлетворение результатами своего труда.

Воспользуйтесь представленной ниже таблицей:

Показатели развивающего ДОУ.

Степень реализации

(факты, результаты срезов, анкет)

Какие проблемы

необходимо решать

управленческой

деятельности

1.Удовлетворение изменяющихся образовательных потребностей населения:

Обеспечение психического и физического развития ребёнка.

Обеспечение развития ребёнка за счёт реализации базового компонента и дополнительных услуг.

2.Непрерывность инновационной деятельности и поисковый характер деятельности воспитателей.

3.Периодическое внесение изменений в цели ДОУ.

4.Высокий уровень развития ДОУ как системы:

Профессиональный коллектив, высокая индивидуальная эффективность каждого;

Способность коллектива к нововведениям;

Структура управления и распределения функций:

ДОУ имеет прочные традиции, обеспечивающие устойчивость системы в изменяющейся среде;

Созданы условия, способствующие самореализации каждого педагога;

Рациональная организация труда каждого педагога;

Удовлетворяющая материальная база;

Осуществляется систематическое обучение кадров в соответствии сих потребностями, интересами, проблемами;

Создан благоприятный психологический климат.

Оценка инновационной деятельности и нововведений в ДОУ .

Уважаемые коллеги!

Постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1. Какие изменения произошли в управлении ДОУ за последние 3 года, год и как они повлияли на результаты работы? Дайте оценку в баллах (заполняя вторую графу таблицы) и определите общий оценочный показатель, используя условные обозначения:

3 балла – успешно решается (оптимальный уровень)

2 балла – решается (допустимый);

1 балл решается слабо (критический)

0 – не решается (недопустимый уровень)

Оценочный показатель КР 2 определяется по формуле

КР = К (факт) делим на К (максимальный)

К - фактическое - сумма баллов, проставленная в таблице;

К - максимальное, максимально – возможное количество баллов.

2. Что нового было внесено:

В структуру ДОУ и управление ею;

В методы и формы работы с детьми;

В организацию воспитательной работы.

3. Как повлияли нововведения на качество обучения, микроклимат в коллективе, мотивы и потребности педагогов, их ценностные установки?

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 (дошкольное отделение) г. Челябинск, Челябинской области

Выполнила: воспитатель 1 квалификационной категории Лавренко Любовь Эдуардовна Челябинск

В дошкольном образовательном учреждении экологическое образование в соответствии с ФГОС должно осуществляться на основе принципа интеграции. Принцип – это основное исходное положение, внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности. Принцип интеграции – это основа образовательной деятельности в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает формирование экологической культуры дошкольников.

К педагогическим условиям организации экологического образования в ДОУ мы относим:

  1. интегрированный подход в экологическом образовании детей дошкольного возраста;
  2. работа по повышению компетентности педагогов в экологическом образовании детей дошкольного возраста;
  3. работа с родителями по экологическому образованию детей дошкольного возраста.

Первое условие - интегрированный подход в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Говоря об интеграции в экологическом образовании, следует отметить мероприятия, которые использует дошкольный педагог в своей работе - это комплексные занятия. Их можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны для старших дошкольников.

Рассмотрим особенности комплексных занятий на конкретных примерах. В конце осени с детьми старшей группы обычно подводится итог – формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разные виды деятельности. Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Важную роль в этом играет календарь природы, который на занятии является наглядным демонстрационным пособием, помогающим детям увидеть и осмыслить особенности сезона в целом.

Воспитатель строит беседу следующим образом: рассматривает по очереди каждую страницу календаря, формируя представление о том, какая осень вначале, середине, в конце. Воспитатель ведет последовательный разговор. Опираясь на первую страницу календаря, а потом сам подводит итог о том, что представляет собой осень в многообразии своих явлений и во все периоды протекания. Таким образом, ведущим методом первой части занятия является логически построенная беседа, а ведущей деятельностью детей – умственно-вербальная.

Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности. К занятию специально организуется небольшая выставка на тему: «Осень» : несколько репродукций картин знаменитых художников (И. В. Левитан, И.С. Остроухов и др.) , художественные фотографии, на которых могут быть изображены картины природы, дары осени (грибы, овощи, фрукты) , 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи или графике. Осмотр выставки, поиск красоты, ее переживание – это другой вид деятельности, позволяющий решать эстетические задачи.

Третья часть занятия - художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию (рисование пейзажа, букета осенних цветов, аппликации грибов в траве или корзине, аппликация фруктов в вазе, поделки из природного материала и др.) . Педагогические задачи этой части занятия иные – развитие творческих способностей детей, их художественно – ручных умений.

Комплексное занятие по времени может выходить за рамки обычного занятия – это не страшно, так как смена деятельности не вызовет усталости и скуки, тем более, что – по своему усмотрению – воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, провести веселую физкультминутку.

Второе условие - работа по повышению компетентности педагогов в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Компетентный педагог сочетает теоретическое знание методики экологичесокого образования дошкольником с пониманием возможностей ее практического применения и умеет применять данное знание. Повышению компетентности воспитателей в детском саду признана методическая работа. Оптимальным вариантом методической работы в детском саду являются следующие формы:

  • Совет педагогов.
  • Обучающие семинары.
  • Консультации.

Значительную роль в образовательном процессе в целом и системе повышения профессиональной компетентности педагогов играют открытые просмотры занятий.

  • Смотр-конкурс.

Разнообразие формы методической работы в ДОУ способствуют тому, что каждый педагог может самореализоваться как личность.

Третье условие - работа с родителями по экологическому образованию детей дошкольного возраста.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей» , в течение которых родители могут побывать в любой группе. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку» , приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.

Особая роль при любой форме организации взаимодействия с родителями отводится социологическим вопросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Вывод - к педагогическим условиям организации экологического образования в ДОУ мы относим: интегрированный подход в экологическом образовании детей дошкольного возраста; работу по повышению компетентности педагогов в экологическом образовании детей дошкольного возраста; работу с родителями по экологическому образованию детей дошкольного возраста.

Говоря об интеграции в экологическом образовании, следует отметить мероприятия, которые использует дошкольный педагог в своей работе. Прежде всего, это комплексные занятия. Это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Их можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны для старших дошкольников.

Компетентный педагог сочетает теоретическое знание методики экологичесокого образования дошкольником с пониманием возможностей ее практического применения и умеет применять данное знание. Повышению компетентности воспитателей в детском саду признана методическая работа. Оптимальным вариантом методической работы в детском саду являются следующие формы.

Взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и работниками ДОУ. Поэтому в современных условиях активное участие родителей в образовательном процессе является обязательным условием.

Библиографический список.

  1. Бутенко, Н.В. Интеграция деятельности ДОУ и семьи в экологическом образовании детей /Н. В. Бутенко, О.В. Джалмагамбетова // Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ // Актуальные проблемы дошкольного образования процесса в ДОУ: Материалы IX Международной научно-практической конференции, Челябинск, 2011г. /ЧГПУ. - Челябинск: Изд-во ООО «Три кита» , 2011.
  2. Данилина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей /Т. Данилина //Дошкольное воспитание. – 2000. -№1
  3. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями /Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. -2004. - №1.
  4. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс, 2001.
  5. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. -М.: Сфера, 2004.
  6. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: практическое пособие / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2006.
  7. Трубайчук, Л.В. Интеграция как форма организации образовательного процесса /Л. В. Трубайчук // Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ // Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ: Материалы IX Международной научно-практической конференции, Челябинск, 2011 г. //ЧГПУ. - Челябинск: Изд-во ООО «Три кита» , 2011.

создание организационно-педагогических условий

введения фгТ в ДОУ


Буторина наталья николаевна, старший воспитатель МБДОУ №45 «Добрая фея»
В настоящее время деятельность дошкольных образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию регламентируется Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования и условиям ее реализации на практике образовательными учреждениями (далее – ДОУ).
Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются в следующем:

1) Решать поставленные цели и задачи предлагается:

Максимально приближаясь к разумному «минимуму» (не за счет раздувания сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей);

В совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

2) Причем, в совместной деятельности взрослого и детей предписывается отказ от стратегии руководства в пользу стратегии сопровождения процесса развития дошкольника, основанной на субъектном отношении педагога к ребенку; индивидуально-мотивационном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка.

3) Также предписывается отказ от занятий, в детском саду в пользу новых адекватных форм работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Акцент делается на игровые формы образования дошкольников, на образовательные технологии деятельностного типа, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности.

4) При организации педагогического процесса в детском саду акцент со знаний, умений и навыков переносится на содействие становлению и развитию интегративных качеств личности (активности, самостоятельности, любознательности, рефлексивности и др.), формирование универсальных предпосылок учебной деятельности (умение слушать и слышать, задавать вопросы и находить на них ответы, используя различные источники информации и др.). Эти качества личности как все личностные характеристики являются результатом совокупности взаимовлияния многих факторов – семьи и социального окружения, системы образования, но прежде всего, жизнедеятельности и жизнетворчества самого ребенка. То есть они являются результатом индивидуальной жизни в большей мере, чем плодом планомерного педагогического воздействия.
Следовательно, те изменения в организации образовательного процесса, которые предусмотрены ФГТ неминуемо должны вести к индивидуализации образования в целом.

Но такого рода преобразования в организации педагогического процесса требуют иных технологий. Без их изучения и апробации на практике, предпосылки для радикальных изменений, которые возникли в связи с принятием новых ФГТ могут так и остаться лишь «предпосылками»: слишком сильна инерция прошлого.

Ведь, согласитесь, несмотря на признанность новых социальных реалий, основные направления развития личности в педагогической практике по-прежнему реализуются в контексте социализации – дошкольникам по-прежнему предъявляется линейно выстроенное содержание отобранного взрослыми «культурно-исторического опыта» преимущественно в форме специально организованных занятий.

Очевидно, что формализация обучения и воспитания будет происходить до тех пор, пока педагоги не научатся помогать ребенку совмещать его природную способность быть активным и любопытным с развитием умения познавать, осознавать, творить в ситуации свободного выбора, в самостоятельной деятельности и со-деятельности с другими.


Понимая важность данного момента, коллектив нашего учреждения был погружен в поиск эффективных форм повышения качества дошкольного образования с учетом требований ФГТ.

На этом этапе мы потратили достаточно времени для того, чтобы педагоги поняли смысл вносимых изменений не на уровне отдельных действий, а на более глубоком уровне ценностей и целей.

С помощью системы обучающих практических семинаров, наши педагоги, вместо специально организованных занятий учились решать задачи развития (воспитания и обучения) в ходе совместной игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной деятельности, во время чтения; в ходе режимных моментов; во время самостоятельной деятельности детей; во взаимодействии с семьями воспитанников.


Комплекс методического сопровождения по вопросу реализации ФГТ в ДОУ

1.Семинар-школа по проблеме «Внедрение ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе ДОУ»

Тема 1: « Содержание ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования – новые ориентиры в дошкольном образовании»

Тема 2 : «Особенности организации жизнедеятельности детей в условиях ДОУ с учетом ФГТ и СанПин.»

Тема 3 : Презентация по теме «Организация образовательной деятельности в ДОУ с учетом изменений нормативных требований к дошкольному образованию»

Тема 5 : Анализ содержания образовательной программы ДОУ в соответствии с образовательными областями, определёнными ФГТ.

Тема 6 : «Анализ условий для реализации ОП в каждой возрастной группе»

Тема 7 :«Алгоритм разработки календарно-тематического планирования»

Тема 8 : «Интеграция образовательных областей – как один из принципов построения основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Тема 9 : «Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по образовательным областям (формы работы с детьми)»

Тема 10 : «Новые требования к календарному планированию образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГТ»

Тема 11 : «Алгоритм календарного планирования образовательной деятельности с детьми воспитателями»

Тема 12 : «Возможности интеграции содержания образовательных областей в образовательном процессе»

Тема 13 : «Определение содержания работы с детьми в рамках тематической недели»

Тема 14 : «Отработка содержания и варианты итоговых мероприятий в рамках тематических недель»

Тема 15 : «Технология оценки промежуточных и итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы детьми.»

Тема 16 : «Развивающая среда в соответствии с ФГТ к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
2.Педсоветы

- «Система планирование в рамках внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ»

- «Результаты работы педагогического коллектива за год в условиях перехода на ООП ДО»
3. Самообразование педагогов

4. Посещение курсов повышения квалификации.

5.Участие в работе городских методических объединений

6. Открытые просмотры и анализ образовательной деятельности
Кроме того, в ходе работы по программе поиска, педагоги изучили ценностно-целевые установки современного дошкольного образования с позиции его индивидуализации; определили каких изменений должны претерпеть результат (а значит, и цели) образования, а также отношение к содержанию образовательных областей и организации работы с детьми.

Конечно, на начальном этапе мы столкнулись с множеством препятствий, тормозящих процесс перехода на ФГТ – это:

Смутное представление по переходу на ФГТ;

Упрощенное понимание сущности и технологии реализации личностно-ориентированного подхода;

Ранее сложившаяся методика проведения занятий;

Принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов освоения ООП;

Высокий процент избегания ситуации неопределенности со стороны педагогов, не желание принимать на себя личную ответственность и др.


мастер-класс для педагогов ДОУ

«Выявление и развитие детей с ярко выраженными интеллектуальными способностями»

Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

Цель: обучение инновационным подходам в области внедрения фгт в воспитательно-образовательный процесс ДОУ; отбор средств и методов инновационной деятельности в ДОУ.

Старший воспитатель рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.


Вступительное слово:
Я, педагог! Я с гордостью об этом говорю.

Пусть я не Бог, но чудо на земле я сотворю.

Я вижу детские лучистые глаза,

Им подарю я знаний чудеса!


Методика «Карта одаренности»

Проблема выявления и развития детей с ярко выраженными интеллектуальными способностями является одной из наиболее сложных и интересных проблем современности. Здесь важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей.

Психологи и педагоги предлагают нам большое количество тестов по выявлению детей с ярко выраженными способностями. В своей работе мы используем методику «Карта одаренности» Хаана и Каффа. Методика адресована как педагогам, так и родителям, что в свою очередь помогает в вопросе работы с родителями по теме одаренности.

Сейчас, мы предлагаем и вам пройти интеллектуальный тест. Уважаемые коллеги, члены жюри:

1. загадайте любое число от 2 до 9;

2. умножьте это число на 9;

3. сложите цифры получившегося двузначного числа;

4. на первую букву вновь получившегося числа загадайте страну в Европе;

5. на третью букву названия этой страны загадайте животное.

Все справились с заданием?

Ну и с чего вы взяли, что в Дании водятся носороги?

99, 9% процентов загадывают, именно Данию и Носорога, если вы не в этом числе, то у вас нестандартное мышление.
МЕТАГРАММЫ

Мы придерживаемся мнения известного математика, Андрея Николаевича Колмогорова «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия … ». Поэтому в работе с детьми мы используем логические задачи, интеллектуальные игры, конкурсы, проекты и эксперименты. Метаграмма - разновидность шарад, загадок, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нем одну или несколько букв так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки. Предлагаем и вам разгадать несколько метаграмм.


ВАРИАНТЫ МЕТАГРАММ:

С «к» я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С «п» - от вас не утаю -

Тоже в школе я стою. (КАРТА)
Встречаешь ты меня, считаешь дни мои,

Но видеть ты меня не можешь,

А если «г» заменишь буквой «й»,

То в сумку санитарную положишь. (год)


На мне качаясь, птичка весела

И чувствует себя прекрасно.

Но только с «в» для птички я мила.

А с «с» я для нее опасна.(ВЕТКА)


Я стою у тротуаров,

На проспектах городов,

Украшение я бульваров,

Парков, скверов и садов.

А заменишь «п» на «с»,

Убегу тотчас же в лес. (ЛИПА)


логические задачи:

  1. Маленький, серенький, на слона похож? (слоненок)

  2. Как перечислить пять дней недели, не называя их по именам? (позавчера. Вчера. Сегодня. Завтра. Послезавтра)

  3. За чем охотник носит ружьё? (за спиной)

  4. Что всегда увеличивается и никогда не уменьшается? (возраст)

  5. В 9-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет 2 человека, на втором 4 человека, на третьем 8 человек, на четвертом 16, на пятом 32 и так далее. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других? (кнопка первого этажа)

  6. На какое дерево садиться ворона во время дождя? (на мокрое)

  7. Чем заканчивается как день, так и ночь? (мягким знаком)

  8. По чему собака бегает? (по земле)

  9. В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули. Сколько свечей останется? (20 свечей, т.к. 30 горевших сгорят полностью)

  10. Какой рукой лучше размешивать чай? (чай лучше размешивать ложкой)

  11. Едет охотник в автобусе, видит - бежит заяц. Он выстрелил. Куда он попал? (в милицию. Стрельба в транспорте запрещена)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Игра «Объединись в группу». Все участники по команде ведущего начинают двигаться, издавая при этом гудение и также по сигналу ведущего все должны интуитивно, без слов объединиться в группы (те у кого глаза одного цвета, у кого вес одинаков, кто одинаков по знаку зодиака, кто одинаково проводит свободное время, кто имеет сходное хобби, у кого одинаковое количество детей в семье и т.д., у кого одинаковые предпочтения в еде, кто работает на группах сходного возраста)

Игра «Пересядут все, у кого (кто )... есть чувство удовлетворения от работы; часто грустит; есть в жизни цель; считает себя уверенным; считает себя успешным и т. п.»

Водящий стоит, остальные сидят по кругу, все сидячие места заняты. Все, кто считает себя принадлежащим к названной категории, должны быстро пересесть на свободное место. Водящий также стремится занять свободное место. Тот, кому не хватило места, становится водящим.

Упражнение «Волна». Участники сидят в кругу. По команде ведущего они должны пересесть на соседний стул и так до тех пор. Пока ведущий не займет чье-то место.

Упражнение «Встреча взглядами ». Участники сидят в кругу опустив глаза. По команде ведущего они должны встретиться с кем-нибудь взглядом, «договориться» взглядом и по команде пересесть.

Игра «Камень, бумага, ножницы ». На счет «три» каждый из участников одновременно выбрасывает либо камень - сжатый кулак, либо ножницы - два пальца, либо бумагу - раскрытая ладонь. Играют до тех пор, пока вся группа не выбросит что-то одно.

Игровое упражнение «Сосчитайте до 10». Члены группы, не договариваясь, называют цифры от 1 до 10. Если кто-то сказал одновременно с кем-то, то счет начинают заново. Это упражнение можно выполнить с закрытыми глазами

Игра «Испорченный телефон». Все участники, кроме одного, выходят за дверь. Оставшемуся участнику ведущий в устной форме передает сообщение, которое он должен постараться как можно точнее запомнить, чтобы передать другому. Например: «Со следующего учебного года в нашем учреждении общение с родителями будет полностью переведено на дистанционную форму. Каждому педагогу бесплатно будет выдано специальное устройство, через которое в определенные часы ежедневно будет проходить общение с родителями воспитанников. 50% помещений учреждения будет сдаваться в аренду для того, чтобы приобрести эти специальный устройства». В конце упражнения подводится сравнение первоначального сообщения с итоговым, которое получил последний участник игры.

Упражнение «Передача движений». Водящий выходит за дверь, группа выбирает ведущего, за которым она будет копировать движения. Каждый 10-15 секунд ведущим меняется упражнение. Водящий должен угадать ведущего.
Уважаемые коллеги, вы прекрасно справились со всеми заданиями, но это лишь небольшая часть приемов, которые мы используем. Применяя их, перед нами раскрылся неиссякаемый источник детской активности, любознательности, логического мышления, воображения, фантазии.
Заключительное слово:
Раскрыть ребенка, как цветок,

Развить способности, талант, умения.

И проявить при этом все свое терпение.

Для творчества открыть ему пути,

Чтоб с ним по жизни было радостно идти,

Чтоб сказка снова вдруг пришла,

И детскую была душа!

Татьяна Кислова
Создание эффективных педагогических условий в ДОУ для социально-личностного развития воспитанников.

Педагогическая система может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий . Специфической чертой понятия «педагогические условия » является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания : цели, содержание, методы, формы, средства. В. И. Андреев считает, что педагогические условия - это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей».

Педагогические условия - это процесс , влияющий на развитие личности , представляющий собой совокупность внешних факторов (обстоятельств, обстановки) с единством внутренних сущностей и явлений.

1. Одна из задач дошкольного образовательного учреждения – социализация ребёнка , т. е. усвоение воспитанником и дальнейшее развитие социально-культурного опыта , необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из : трудовых навыков; знаний; норм, ценностей, традиций, правил; социальных качеств личности , которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей. Коллектив нашего детского сада работает над созданием благоприятных условий для освоения детьми первоначальными представлениями социального характера и включения детей в систему социальных отношений . Решение вышеназванной задачи осуществляется, в частности, через развитие игровой деятельности детей. В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом и с взрослыми. Повышаются коммуникативные способности детей, служащие одним из параметров высокого уровня социальной компетентности .

2. Педагогами детского сада создана и развивается игровая предметная среда, которая является средством тренировки человеческих отношений, позволяя копировать их. Во время игры у детей формируется игровая позиция, соответствующая принятым в обществе нормам, правилам, способам поведения людей в различных ситуациях. Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, атак, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. В процессе игры раскрывается социальная польза выбранной роли. Ребёнок получает представления о многообразии социальных ролей , выполняемых взрослыми.

3. Педагоги стремятся поддерживать коммуникативную инициативу детей, учат их договариваться друг с другом при распределении действий, игрушек, пособий. В коллективных играх успешно соблюдаются правила, поскольку сверстники следят за тем, как партнеры их выполняют. Нарастающая с возрастом потребность играть совместно со сверстниками ставит малыша перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнера, что приводит к развитию коммуникативных умений и навыков.

4. В играх формируются не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры . Воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка : на его сознании, чувства, волю, поведение. Основа гуманного отношения к людям –способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Как в повседневной жизни, так и в специально организованных занятиях, беседах мы работаем над развитием внимания и сопричастности к партнеру. Учим понимать разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе. Воспитываем эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, сочувствовать.

5. При восприятии произведений художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства педагоги стараются вызывать у детей чувство сострадания к тем героям, которые нуждаются в помощи или испытывают тревогу, волнение, физическую боль, огорчение, обиду; формируют представление о добре и зле. На материале сказок, рассказов или драматизаций дети учатся оценивать характеры героев, их поступки, понимать, “что такое хорошо и что такое плохо.

6. В детском саду созданы условия для формирования нравственной основы патриотических чувств.

В непосредственно образовательной деятельности с воспитателями дети получают первоначальные представления о стране, в которой они живут; о названии государства, о его символике, о его территории и расположении; о его многонациональном населении, о том, что государственный язык России – русский, о столице России– Москве. Мы воспитываем детей в духе уважения и интереса к различным культурам.

7. Мы также в своей группе используем систему нравственно патриотического воспитания . Которое способствует гуманистической направленности поведения воспитанников . На материале литературных произведений, исторических фактов, биографических данных, понятных жизненных ситуаций мы знакомим детей с поступками людей, защищавших и отстаивающих ценности жизни, семьи, дружбы, любви и верности, созидания и труда. Такая форма работы, как семейный проект позволяет формировать у детей патриотические чувства, основанные на знакомстве с участием родственников в Великой Отечественной войне, их подвигами; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

8. Семейные проекты помогают ребёнку получить представления о родословной своей семьи, узнать традиции семьи, позволяют поддерживать любовь ребенка как родным и близким людям, своему дому, воспитывать интерес к истории своей семьи. Являясь нетрадиционной формой общения и совместной деятельности родителей и детей, обогащают внутрисемейные связи.

9. Большое внимание мы уделяем организации совместной трудовой деятельности детей со сверстниками и с взрослыми. Это способствует формированию у наших воспитанников таких важных социальных умений , как умение определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнеров, оценивать результат и характер взаимоотношений.

Главным педагогическим условием в подготовительной группе является подготовка к школе. Как отмечал еще Л. С. Выготский, сложность переходного периода от дошкольного к школьному детству заключается в том, что у ребенка уже есть основные предпосылки учения – произвольность, способы познавательной деятельности, мотивация, коммуникативные умения и т. д. Однако он, по существу, "еще дошкольник, который, переступая порог школы, "несет с собой представления о ярком, интересном мире".

В своей группе мы используем следующие методы взаимодействия с детьми :

1. Целенаправленные беседы о школе.

2. Экскурсия в школу, экскурсия в класс.

3. Рассматривание картины "В школе", иллюстраций и открыток с изображением учителей, школьников, класса, рисунков, сделанных бывшими выпускниками детского сада на данную тему.

4. Чтение художественной литературы (рассказа С. Баруздина "Кто сегодня учитель?", А. Барто "Подружки идут в школу" и др.).

5. Серия сюжетно-ролевых и режиссерских игр "Школа" с целью формирования положительного отношения к школе, а также формирования мотивов, связанных с учебной деятельностью.

В начале работы с будущими выпускниками детского сада, мы проводим цикл целенаправленных бесед, в которых рассказывалось бы о школе и существующих в ней порядках, о взаимоотношениях учителя и учеников. Это необходимо с целью расширения кругозора детей, уточнения представлений детей о работе учителя, о взаимодействии учителя и учеников.

Беседы с детьми о школе могут включать следующие вопросы (можно использовать часть из них в первый раз, часть – во второй) .

1. Когда в школе начинаются занятия?

2. Какой это день и как он называется?

3. Как можно догадаться, что находишься у здания школы?

4. Как вас будут называть, когда вы будете учиться в школе?

5. Какие помещения есть в школе и зачем они нужны?

6. Как называется профессия человека, который учит детей?

7. Каким вы себе представляете учителя?

8. Как учитель оценивает ответы детей?

9. Что необходимо ученикам для школы? Как это можно назвать одним словом? Для чего они нужны?

10. Зачем нужно учиться? А вы хотите учиться? Почему?

Беседа проходит сразу со всей группой детей в виде диалога.

Публикации по теме:

Создание педагогических условий и психологического комфорта для математического развития детей дошкольного возраста Подготовила педагог - воспитатель: Борисова Анна Трофимовна Детский сад «Филиппок» Развитие детей зависит от создания воспитателем педагогических.

Создание условий для физического развития детей в ДОУ «Создание условий для физического развития детей в ДОУ» 1 слайд Цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении –.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между.

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно.