17.3.1. Характеристика процесса планирования. Виды планирования Процесс планирования
Раскрывая данное понятие, отметим, прежде всего, тот факт, что в литературе синонимом используется «плановый процесс». И этот момент нужно прояснить.
Плановый процесс как понятие можно использовать в двояком смысле. Широкое толкование обозначает любой процесс, возникший не стихийно, развивающийся не спонтанно, а в рамках замысла, предусмотренный, предвиденный, ожидаемый. Этот процесс - не в системе, не в субъекте управления, а в обществе, внешней среде, в объекте. Так можно оценивать к примеру, повышение рождаемости детей в условиях стабильного и динамичного экономического развития страны, повышение интереса к образованию у молодежи и рост в связи с этим конкурса на поступление в вузы. Понятно, что в этих процессах в обществе никто планов не устанавливает, но ситуация не вы ход ит за пределы «неожиданного». Вот тогда о них и можно говорить как о «плановых», соответствующих курсу социального государства на обеспечение населению достойного образа жизни.
Более узкое толкование понятия «плановый процесс» - предполагает ограничение его в управленческом пространстве как административно-плановый процесс - это действия, совершаемые субъектами управления и связанные с определением показателей экономического и социального развития объекта управления. Именно как административно-управленческую категорию мы будем использовать понятие «плановый процесс» в одном синонимичном ряду с другими: процесс планирования, планирование.
Планирование можно по-разному применять к целому ряду видов управленческой деятельности. Общее у них то, что планирование используется для разрешения проблем. Диапазон проблем, с которыми сталкиваются органы государственного и муниципального управления, очень велик, и поэтому к планированию в разных ситуациях подходят по-разному.
В литературе даются различные формулировки планирования:
Это процесс определения соответствующих будущих действий через последовательность выборов этих действий;
Это предвидение при одновременном формировании и осуществлении программ;
Это процесс подготовки ряда решений для" осуществления по следующих действий, направленных на достижение целей предпочитаемыми средствами;
Это способ логического преобразования намерений, фактических данных и предположений в пригодную для целедостижения политику.
Любое из этих определений допускает, что у субъекта планирования есть четко сформулированные цели и возможность (условия, ресурсы) получить и использовать информацию для выработки политики.
Намерения и цели, которых надо достичь, формулируют либо лица, принимающие решения (ЛПР) в организациях, либо полномочный орган предписывает организации выполнение определенных задач. Чтобы выполнить поставленные задачи, организация должна планировать свою работу. Для этого ей нужно «провести инвентаризацию» своих возможностей, как внутренних (по отношению к организации) факторов, таких как ее активы и особенности персонала и т. п., так и факторов воздействия со стороны окружающей среды, таких как курс правительства, соотношение политических сил, запросы граждан и т. д.
Особое значение организация работы по планированию имеет для органов исполнительной власти всех уровней. Последние осуществляют разнообразные и масштабные функции, реализуют широкие полномочия - самостоятельно или через другие органы управления: территориальные либо функциональные. Нормальную работу всего этого сложного механизма, достижение согласованности можно обеспечить только путем четкого планирования работы. Нельзя обеспечить компетентный подход к делу, если сама деятельность органов управления и его сотрудников не введена в организованное, целенаправленное русло.
План - это специфический акт управления. Плановый акт - это решение, посредством которого определяются конкретные результаты (как задачи) для выполнения намеченной цели в какой-либо сфере деятельности (в экономической, социальной, хозяйственной или какой-либо иной) организации в течение установленного" срока.
Существо и содержание любого плана составляют плановые показатели. Их характерные черты:
Они всегда адресны;
Рассчитаны на определенный период, установленный срок;
Имеют организационное значение, фокусируют внимание на решении важнейших задач;
Исчерпываются однократным, хотя и длительным исполнением;
Теряют силу по истечении планового периода независимо от исполнения;
Не изменяют и не отменяют правовых норм;
Отмечаются особым порядком (процедурами) изменения;
Органически сочетаются с экономическим ресурсным обеспечением возможности их исполнения и стимулированием;
Не обеспечены сами по себе санкциями;
Приобретают обязательную силу после утверждения в виде определенной системы показателей;
Важно учитывать и соподчиненность многих плановых показателей (заданий) по уровням системы управления.
Плановый акт принципиально отличается от нормы права: в нем нет и не может быть гипотезы. Плановый акт - это ненормативный, юридически обязательный к исполнению акт. Отрицание нормативного характера плана ни в коей мере не принижает статуса, авторитета, плана.
План - это эффективное средство достижения цели, которое требует предпринять одновременно или в последовательности определенные действия.
План принятый становится политикой. Принятие плана формирует особую творческую атмосферу в коллективе: повышает ответственность руководителя и исполнителей; ибо создает конструктивную напряженность, оказывает организующее воздействие, побуждает браться своевременно за выполнение решений и задач, анализировать ход работы, выявлять и устранять недостатки.
Надо учитывать, что чем выше статус органа в иерархии власти, т ем регламентированное должна быть его основная деятельность, тем больше планы его работы должны быть научно обоснованными, стабильными.
Тем, кто сам работает в каком-либо органе власти, зачастую «за деревьями леса не видно», и поэтому нетрудно увязнуть во внутренних перипетиях организации, не обращая внимания на серьезные тенденции в обществе, во внешнем мире. Так, например, организации усиленно занимаются совершенствованием малозначащих внутренних процессов, забывая подготовиться к «единому европейскому рынку», глобализации проблем, интернационализации управления.
Органы исполнительной власти должны уметь приспособиться к меняющейся среде, и поэтому администрирование как процесс социального управления и организационного строительства должно быть сориентировано на среду. Чтобы деятельность руководителя была результативной, он должен сосредоточить внимание на планировании развития организации в целом, социально значимых изменений, а не на искусственно выделенных участках внутри организации.
Итак, планирование связано с достижением желаемых будущих состояний, которые маловероятны без вмешательства человека (субъекта управления).
Виды планирования. По методологии процесса планирования различают:
Формальное планирование (когда сужается область проблемы для того, чтобы использовать количественные модели и технику оптимизации плана);
Инкрементальное планирование (используется здравый смысл, чтобы произвести незначительные модификации существующих политик. Здесь полагаются на политические торги и компромиссы для
достижения консенсуса);
Системное планирование - более широкий подход, который базируется на совокупности количественных и качественных методов, на поиске соединения инкрементализма, оптимального и возможного планирования с учетом множества участвующих сил и отношений между ними.
Формальное планирование. Сен-Симон, философ XVIII в. верил, что его эра провозгласит новый подход к планированию общественного порядка. Он представлял планирование как область действий не чиновников и политиков, а ученых и инженеров, которые обладают специальными знаниями объективно-рационального выбора при составлении планов будущего управления обществом. "
Формальное планирование - это путь мышления, когда планы определяются посредством «фактов», как они представляются, а не субъективными суждениями или интересами исследователя-аналитика.
Ищутся решения, а не перспективы в проблеме планирования. Формальное планирование предполагает, что после того, как план составлен, его реализация будет естественно или механически следовать логике его формализации. Подобно тому, как проблемы считаются объективными состояниями, существующими независимо от ценностей и восприятия, считается, что обоснованность предполагаемого плана говорит сама за себя. Другими словами, считается, что обоснованность плана опирается не на восприятие потенциальных пользователей, а скорее на соответствие критериям, методологическим установкам.
Эти критерии исключают интуицию, личные убеждения, здравый смысл или практический опыт. Следовательно, они освобождают специалиста по формальному планированию от необходимости в консультациях с теми, кто действительно будет реализовывать план, или с тем, кто вложил капитал в дело. Сторонники этого подхода потратили много времени и интеллектуальной энергии на изобретение и совершенствование процедур прогнозирования и оптимизационных моделей.
Слабость формального подхода состоит в пренебрежении человеческой стороной, не учитывается, что выбор желаемого будущего, по существу, обусловлен ценностями и часто конфликтен. Формальная философия планирования предполагает механистический взгляд на будущее, не имеет эффективных процедур для случая, если решение принимают несколько лиц, имеющих противоречивое восприятие проблемы и стремящихся удовлетворить различные ценности. Сложность и изменчивость внешней среды обрекают специалистов формального планирования на сизифов труд.
Инкрементальное планирование - антитеза формальному.
Отсутствие полных и совершенных знаний, ограничение интеллектуальной возможности специалистов по планированию, несовершенство информации о проблеме для глубокого анализа и др. привели к модификации формальной философии. Г.Саймон предложил концепцию ограниченной рациональности, она предполагает, что процесс отбора желательных состояний и планирования их реализации происходит в рамках внутренних ограничений вычислительных способностей человека. Другими словами, составитель плана стремится просто «удовлетворить», определить такой способ действия, который «достаточно хорош», чтобы произвести разумное совершенствование текущего состояния системы.
Теоретики «инкрёментализма» убеждены в том, что в большинстве случаев несколько ЛПР рассматривают толькб ограниченное число альтернативных вариантов и добиваются цели уменьшить конфликты п о ценностям, ресурсам путем торгов, компромиссов, обоюдных услуг («псевдоконсенсус» обеспечивает восприятие и веру в тех людей, которые обладают наибольшей силой в процессе принятия решений).
Инкрементализм проявляет скептицизм в отношении человеческих интеллектуальных возможностей, намеренно ограничивает количество переменных величин и упрощает отношения между ними.
Критерии, используемые при таким подходе, редко описываются в объективных и точно измеримых терминах (как при формальном подходе). Здесь важнее, чтобы все участники были согласны (например, депутатов заботит политический риск, связанный с различными налоговыми программами. Главное - договориться.
Здесь и не требуют от планоразработчиков четких критериев, ибо каждый автор альтернативной политики может описать и расставить по приоритетности критерии составления плана, придерживаясь единственно значимого для него набора ценностей, В результате общеприемлемого, т. е. оптимального, плана может не получиться, хрупкий консенсус будет нарушен (решение не принято!).
При инкрементальном планировании редко бывает установлена твердо определенная стратегия реализации. Интерпретация ц способ выполнения плана часто бывает делом тех администраторов, которые в повседневной деятельности испытывают его воздействие, приспособляются и модифицируют планы согласно личной интерпретации цели. На всех этапах (видах деятельности) характерны политический и интеллектуальный конфликты, сделки и компромиссы при достижении псевдоконсенсуса, малые продвижения в направлении желаемых целей, использование существующих политик в качестве отправной точки.
Это не лучший, но наиболее распространенный подход в планировании в правительственных учреждениях, в больших многоаспектных (многоплановых) частных организациях.
Не существует двух ситуаций, в которых такой подход проявит одинаковые способы получения, обмена и анализа информации.
Сильные стороны инкрементального подхода: признает человеческий и политический аспекты планирования и тем выигрывает по сравнению с безыскусственностью формального планирования. В нем допускается, что в жизни немногое известно определенно, проблемы не статичны, а динамичны и, следовательно, маловероятно, чтобы они остались решёнными надолго (до конца).
Недостатки - чрезмерная вера во взаимное приспособление различных действующих сил (акторов), ибо на деле это Гарантирует интересы наиболее мощных организационных сил, превалирующих над Другими (иногда приводит к «выкручиванию рук в политике»). Упрощения инкрементальной модели обладают конкретным свойством ста новиться сверхупрошениями: не существует заранее определенного набора базовых ценностей, количественных показателей, не аргументируются «фундаментальные» решения, не корректируются принятые политики. И результатом бывает: «хотели, как лучше (а что значит лучше и для кого?), а вышло, как всегда».
Системное планирование. Проблемы при таком подходе не решаются, а скорее разрешаются и постоянно переопределяются через процесс их изучения. Планирование понимается не как дискретная деятельность, а как непрерывно развивающийся процесс. Подход предполагает, что будущее неопределенно и не может быть предсказано исходя из условий настоящего и прошлого. Акцент ставится на создание альтернативных сценариев будущего, с опорой на сегодняшнее.
Все данные прогнозов основаны на теории (современные знания) и контексте идей (субъективной интерпретации значения, проблемы, которая есть у авторов системы).
Определение и структурирование проблемы - наиболее важные действия для специалиста по системному планированию.
Например, проблема трущоб (грязных подъездов) в центральной части города может быть определена различным образом разными людьми. Для одних - это социокультурная проблема, возникшая из-за отсутствия интереса бедных жителей центральной части города поддерживать стандарты эстетики и санитарии. Для других - это проблема инфраструктуры, возникающая из-за фактического отсутствия благоприятных возможностей для работы жителей в своем районе и неудовлетворительных транспортных связей с местами работы. Для третьих - это проблема недостаточных побудительных мотивов у домовладельцев (квартировладельцев и съемщиков) содержать дома в хорошем состоянии и улучшать жилищные условия в районе. Это может, наконец, быть проблемой образования, дискриминации какого-либо этноса, расселенного в районе, либо истории (район традиционно грязный, окраинный, непрестижный). По-разному иногда оценивают и актуальность проблемы, масштабы ее взаимосвязи с другими.
Принимая все это во внимание, специалист по системному планированию подходит к проблеме с несколькими допущениями. Главное допущение: 1) проблемы и их решения не остаются неизменными, а постоянно видоизменяются; 2) к формулировке проблемы привлекаются несколько акторов альтернативы и предпочтения которых могут быть множественными и конфликтующими. Появляется при этом вероятность того, что заданная альтернатива приведет к оптимальному результату; 3) структурирование проблемы не состоит в перечне фактов и цифр (как в формальной аналитике) и не возникает из представления предпочтений нескольких высокопоставленных ЛПР, как допускает инкрементализм.
Объекты планирования в широком смысле могут классифициро-раться как пространственные и поведенческие явления, методики, безусловно, различны.
В первом случае предусматривается развитие физических систем, и спользование теории и метода исследования операций, инженерной науки и архитектуры для определения, например, местоположения торгового центра и определенного экономического развития города.
При поведенческом планировании обращаются к социальным системам и пытаются определить воздействия предлагаемых политик (план принятый становится политикой) на поведение отдельных граждан или лиц, будет ли план мотивировать деятельность людей или наоборот. Теория и концепция планирования черпаются из таких сфер деятельности, как социальная психология, социология и экономика.
Планирование может быть распределено по широте (узости) проблемы. Общее планирование в городах объединяет в один план широкий спектр социально-экономических вопросов, таких как характер транспортных потоков, землепользование, муниципальные расходы, общественные услуги, отношения между центральной и местной властями.
Специализированное - ограничивает сферу исследования до одного вопроса (например, роста муниципальных доходов), избирательно рассматриваются факторы окружения, которые воспринимаются как прямо или косвенно воздействующие на этот вопрос.
Планирование по уровню анализа проблем может быть определено в пространственных понятиях - в масштабах страны, локальное, региональное; во временных понятиях - долгосрочное, стратегическое, краткосрочное, тактическое. Конечно, уровень анализа является производным от предмета анализа.
17.3.2. Перспективы планирования
Планирование имеет свою историю, давно получило широкое распространение. Однако в специальной литературе по государственному и муниципальному управлению вопрос организации подготовки, составления и утверждения планов пока изучен недостаточно, нет необходимого единства в подходе к современной методике планирования, к форме, структуре планов, уровню включаемых вопросов, порядку рассмотрения и утверждения плана. Между тем планирование в государственном и муниципальном управлении применимо во многих сферах.
Планирование экономического и социального развития (страны, региона, местного территориального образования, отдельного предприятия).
Отличительной особенностью советского периода были народнохозяйственные планы, в них органически соединялась деятельность органов планирования с участием широких масс. Планирование представляло собой, с одной стороны, разносторонний процесс изучения, обобщения и выражения интересов членов общества, а с другой - процесс переложения этих интересов на язык заданий и доведения до коллективов. Конечно, деятельность плановых органов и действия трудящихся в процессе планирования не совпадали. В Законе СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями...» стимулировалось реальное участие трудящихся в планировании производства, в выборе оптимальных вариантов социальных плановых заданий, вскрытие внутренних резервов производства, снижении затрат труда, достижении высокого качества продукции. Общее собрание (конференция) трудового коллектива рассматривало и утверждало планы экономического и социального развития предприятия. Нормы Закона предусматривали право трудового коллектива разрабатывать и принимать встречные планы, учитывающие дополнительные резервы и возможности.
Полномочия трудовых коллективов, связанные с участием в централизованном планировании, носили консультативный, а во «встречном планировании» императивный характер. Вышестоящие органы управления не могли отвергнуть встречный план, принятый коллективом. Трудовым коллективам предоставлялось право заслушивать администрацию о ходе выполнения планов, о причинах их изменения, результатах производственно-хозяйственной деятельности и давать соответствующие рекомендации, а в необходимых случаях доводить их до сведения вышестоящих органов. Отчеты администрации о выполнении планов принимались во внимание на выборах директора (руководителя) предприятия (учреждения) трудовым коллективом.
Государственный пятилетний план экономического и социального развития страны (с распределением заданий по годам) принимался на основе следующих предплановых разработок:
1) концепции экономического и социального развития;
2) документов, фиксирующих возможную степень достижения конкретных целей экономического и социального развития - прогнозов;
3) комплексной программы научно-технического прогресса на 15-20 лет;
4) генеральной схемы размещения производительных сил, схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности, схем развития и размещения производительных сил союзных республик и экономических районов страны;
5) генеральной схемы расселения на территории СССР, схем союзных республик, экономических регионов;
6) проектов долгосрочных целевых комплексных программ;
7) схем генеральных планов формирования и развития территориально-производственных комплексов (ТПК) и промышленных узлов;
8) проектов генеральных планов развития, планировки и настройки городов;
9) схем районных планировок;
10) проектов районной планировки сельскохозяйственных административных районов.
Централизованное планирование советского периода, разрушенное ныне, подверглось, и вполне обоснованно, резкой критике за неэффективность и неспособность изменяться в соответствии с «вызовами времени».
Центральные плановые органы допускали «сверхпланирование» экономической и социальной деятельности и сверх всякой меры государственно-партийное и государственно-административное вмешательство в деятельность предприятий, учреждений:
Центральные плановые органы распределяли ресурсы, а партийно-советские органы управления осуществляли жесткий административный (сверху вниз) контроль за производством и распределением национального богатства.
Методы со стороны органов власти за процессами планирования и выполнения планов использовались чаще всего директив но-командные, приказные, репрессивные.
Все это не позволяло развиваться инициативе «снизу», ощущалась огромная дистанция между продекларированными нормами в Конституции и законах и реальной практикой реализации прав и свобод в обществе.
И все же практику планирования нельзя было «разрушать до основания». С практической точки зрения принципиально важно соединить государственно-правовое регулирование с созданием эффективной системы стратегического государственного планирования, основанной на знаниях объективной необходимости, осуществить переход к новым принципам планирования и управления социально-экономическими процессами и их государственно-правовому регулированию. Иначе неизбежны новые потери в экономике и социальной сфере. Итак, стоит задача восстановить как таковое стратегическое управление и стратегическое планирование в масштабе страны, регионов, муниципальных образований.
В стратегическом планировании должны участвовать все руководители высшего звена соответствующего уровня управления, которые формулируют цели, задачи и вырабатывают стратегию их достижения. Стратегическое управление и планирование обеспечивают эффективность управления за счет достижения взаимопонимания в обществе, коллективе целей развития, за счет координации действий и контроля. Но положительный результат стратегического управления и планирования напрямую зависим от моральных качеств руководителей-стратегов.
Основные качества, которые должны у них быть: четкая идеологическая позиция, мировоззрение, соответствующее взглядам, представлениям, господствующим в обществе (организации), черты лидера, перспективное мышление, приверженность ценностям демократии.
Те, кто планирует стратегию, используют все методы системного анализа (см. тему 1), в том числе SWOТ. Он включает анализ внутренне присущих обществу (организации) сильных и слабых сторон, а также потенциальные возможности и грозящие опасности (именно так расшифровывается англ, аббревиатура: Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats). Цель стратегического планирования - общее улучшение деятельности общества (организации) путем устранения слабостей и укрепления сильных сторон. Необходимо максимально расширить потенциальные возможности? а опасности нужно либо обойти, либо превратить в благоприятные возможности.
Планирование в территориальных (местных) органах власти - в. городах, муниципальных образованиях.
Законодательство о местном самоуправлении (законы, уставы) содержит основу для современной системы планирования, требующей;от местных органов власти сверстывать планы для своих районов и контролировать землепользование,в них. Используется общее (объединенное) планирование.
Когда плановики принимают решение отвести какие-то конкретные зоны под промышленные застройки, а другие - под торговые центры и жилые кварталы, они одновременно пытаются упорядочить движение транспорта, прогнозируют прочность в организации подъездных путей к местам работы или отдыха, предусматривают весь комплекс социальных и бытовых услуг, прежде всего здравоохранения, образования. Здесь очень важно предвидеть и опережать события, вести исследование развития потребностей жителей на будущее. Условиями эффективного планирования развития территорий является профессионализм плановых органов и должностных лиц на местах, а также достаточные материальные ресурсы.
Систему местного территориального планирования критикуют за неповоротливость, формализм (излишний), а также узковедомственный подход. До сих пор случается, что такие департаменты, как жилищного строительства, образования, социального развития и торговли, оказывают услуги в отрыве один от другого. Это отражается и на сверстывании планов, которые делаются каждым департаментом о т " дельно, вне общей компетенции. Не преодолеваются при этом дисфункциональные тенденции и явления (экологическая, демографическая проблема и т. д.). Совершенствование планирования местными органами власти необходимо связывать со следующими мерами (если они не используются) в практике управления:
В соответствии с принципом гласности обнародовать проекты планов экономического и социального развития территории и призвать общественность вносить в них свои коррективы, одновременно организуя самую широкую сеть каналов связи;
Ввиду комплексного характера местной политики при планировании и управлении различными сферами привлекать к участию в ней организации местного гражданского сообщества, межправительственные организации (образования), созданные при муниципалитетах;
Использовать такую инновационную технологию в управлении, как создание корпораций городского планирования и развития с целью привлечь людей с опытом предпринимательской и аналитической деятельности и приумножить потенциал (финансовые, кадровые ресурсы);
Интеграция совместных усилий местного населения и органов местного самоуправления будет достигнута, если процесс планирования возглавит и будет контролировать глава местной исполнительной власти, а принятие решений будут координировать члены руководства при главе исполнительной власти и параллельные политические структуры, состоящие из выборных населением районных советников.
17.3.3. Процедуры планирования
Процесс планирования независимо от подхода (вида планирования) делится на следующие основные стадии: предплановая подготовка; разработка планов; утверждение их; возможное изменение; организация выполнения; контроль за выполнением (шесть стадий).
На каждой стадии совершаются определенные процедуры планирования. Юридическое значение процедур планирования состоит в том, что они охватывают такие действия, которые вызывают изменения в объеме, составе, распределении и использовании прав субъектов планирования, а также в составе и назначении обязанностей - источников обеспечения этих прав.
В комплексе процедур планирования есть плановые процедуры - это действия, которые обусловливают изменения в плане и его реализации.
В целом сущность (и цель) процедур планирования состоит в содействии осуществлению установленных задач экономического и социального развития и непосредственно - в обеспечении рационального осуществления субъектами планирования их прав и обязанностей, закреплении наиболее рациональных приемов плановой работы, другими словами, упорядочении реализации субъектами плановой деятельности их компетенции.
В административно-управленческом процессе планирования возникают процессуальные правоотношения. Характерные их черты:
Они. возникают в особой сфере общественных отношений -
в области государственного регулирования экономического и социального развития;
Главными субъектами этих правоотношений являются органы планирования;
Объект такого рода правоотношений - плановый акт;
Правоотношения имеют временной, срочный характер, т. е. действуют в течение определённого, заранее установленного времени.
1 Стадия предварительная (предплановая), в специальной литературе иногда именуется стадией предплановых разработок. Ее содержание составляют юридические действия и отношения, связанные с подготовкой предплановых документов (концепции развития, прогнозных документов, фиксирующих возможную степень достижения конкретных целей, комплексной программы развития объекта планирования, проектов планов и т. д.).
Так как планирование связано с достижением желаемых будущих состояний объекта, то наряду (а) с нормативными вопросами (что должно быть сделано), субъекты планирования обращаются к вопросам, (б) в какой степени таковое обусловлено ценностями тех, для кого производится планирование, (в) предплановая стадия предполагает структурирование проблемы (эта процедура означает, что определяется цель (Одна или несколько) и ограничения, налагаемые на их достижение. Ограничения могут быть политическими, экономическими, социальными, технологическими, экологическими и т. п. Проблему нужно сформулировать таким образом, чтобы оставить возможность для некоторого рода вмешательства и управления), (г) прогнозирование связано с формированием событий как в настоящем, так и в будущем посредством наилучшего размещения наличных ресурсов для выполнения краткосрочных (тактических) целей с определенными надеждами или допущениями, направлением таким образом текущей деятельности в контекст долгосрочных (стратегических) целей.
Существует компромисс между тем, что представляется наилучшим при взгляде только на настоящее, и тем, что представляется наилучшим при одновременном рассмотрении настоящего и будущего. Компромисс достигается с помощью того, что называют процессом дисконтирования, так как мы более уверены в настоящем, чем в будущем.
Планирование включает в себя проецирование вероятного будущего с опорой на то, что представляется разумным и достижимым при существующих в настоящее время мотивациях действующих сил (акторов) и имеющихся у них технических, финансовых, интеллектуальных ресурсов.
С чем связано совершенствование процедур на стадии предварительной, предплановой?
Весьма актуальна проблема обеспечения четкости и определенности в правовой силе предплановых документов. Целесообразно прежде всего нормативное закрепление перечня предплановых разработок. Не менее важное научное и практическое значение имеет обоснованная классификация предплановых документов, которая позволит решить ряд дискуссионных вопросов их правового значения.
В отдельных нормативных актах предплановые документы характеризуются как правовое основание плановых решений. Органы, разрабатывающие проекты планов, отвечают за то, чтобы содержащиеся в них показатели экономического и социального развития соответствовали предплановым документам. Однако в целом стадия предплановых работ и правовые формы их выражения слабо увязываются с последующими стадиями планирования, между ними юридически не установлены стабильные и четкие системные связи. Из практики известно, что предплановые аналитические, прогностические разработки, к сожалению, не всегда используются на последующих стадиях процесса планирования. Есть необходимость юридически укрепить взаимосвязи прогнозирования, перспективного и текущего планирования.
Общий вывод таков: разработка, утверждение и использование предплановых документов в общем процессе планирования нуждается в более четкой нормативной документации.
2. Стадия разработки планов начинается уже с момента выражения инициативы будущих исполнителей планов, направляемой государственными заказами и контрольными цифрами. Поэтому действия субъектов предплановой разработки дополняются действиями субъектов подготовки проектов плана и их представления в вышестоящие органы, а также действиями по утверждению планов и доведения до исполнителей. Главными субъектами возникающих при этом отношений выступают плановые органы. Перед ними стоит ряд организационно-правовых задач: методическое руководство работой отраслевых органов, первичных звеньев системы управления при подготовке ими планов; утверждение единых форм и показателей плана и методики их расчетов; конкретизация показателей и форм применительно к специфике различных отраслей производства (хозяйства). Организация работ по составлению проектов планов и рассмотрению проектов планов нижестоящих звеньев.
Правовые отношения по разработке планов возникают на всех уровнях управления, их содержание составляют право вышестоящего органа получить предложения к (Комплексному) плану (экономического и социального развития, Основным направлениям...) и обязанность нижестоящего звена представить эти предложения. Не исключается, конечно, возникновение при этом «обратных» правоотношений, поскольку на каждом уровне происходит сравнение проекта плана, полученного снизу, с контрольными цифрами, государственными заказами и в случае расхождения происходит их корректировка.
Представляя проекты планов, первичные звенья обязаны доказать, что в основу проекта положены прогрессивные нормы и нормативы, расчеты по видам работ, затратам труда, сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов, а вышестоящие органы имеют право проверить это.
Важной процедурой представляется идентификация и оценка альтернативных вариантов: оцениваются расходы и доходы, осязаемые и неосязаемые, связанные с альтернативными средствами достижения желаемой цели. Выбор делается на основе заранее определенных критериев.
3. Стадия утверждения плана - ее следует считать заключительной стадией процесса планирования на всех уровнях.
Органы общей компетенции всесторонне и окончательно рассматривают проекты планов. Процедура эта включает: детальное предварительное изучение проектов комиссиями, образуемыми правительствами (местными органами власти);, анализ предложений этих комиссий и принятия по ним решения; внесение поправок и уточнений в проекты планов; урегулирование разногласий по проектам, возникающих между плановыми органами, с одной стороны, и органами обшей компетенции, отраслевыми органами (подразделениями) управления - с другой; всестороннее рассмотрение проектов в целом; принятие решения о проекте плана, внесение плана на рассмотрение соответствующему представительному органу власти.
Именно с момента одобрения исполнительным органом власти начинается отсчет сроков доведения юридически обязательных плановых заданий до исполнителей.
Представительные органы принимают решение об утверждении плана, могут вносить и обычно вносят в него* изменения, а также устанавливают основные показатели плана (правда, это решение об основных показателях плана имеет общий характер и может быть изменено, уточнено правительством, исполнительным органом, местной власти). Таким образом, наличие в актах (представительных органов) о планах двух разных предписаний: «утвердить план» и «установить показатели» - имеет глубокий смысл и юридическое значение. Каждый исполнитель имеет право утверждать свой (повышенный) план, представительные органы, утверждая план, не утверждают всех их показателей, а устанавливают лишь основные из них.
4. Стадия изменения плана вызывается необходимостью приспрсобить утвержденный план к действительным, конъюнктурным, изменчивым условиям экономического и социального развития.
Основное назначение этой процедуры состоит в поддержании регулятивной роли права. С содержательной стороны в процедуре изменения планов выделяются операции получения информации о ходе выполнения планов; анализа оперативной информации, в том числе отчетно-статистической, отчетов и других данных о проверках выполнения планов; уяснения тенденций фактического экономического и социального развития; направления обратной информации, выдачи предписания с целью ликвидации отклонений от планов. Юридическая сущность предписаний состоит в установлении нового планового задания или снижения задания.
Необходимо различать основания возникновения права на изменение планов и условия реализации этого права. Плановые задания могут быть изменены лишь вследствие новых обстоятельств, связанных с выполнением плана. В нормативных актах целесообразно иметь достаточно широкие формулировки двух критериев, которыми надлежит руководствоваться при изменении плана: хозяйственной целесообразности (выражаемой в определениях «потребности народного хозяйства», «при необходимости» и др.) и законности (выражаемой такими терминами, как «изменения, вытекающие из послания Президента...», «из решения Правительства...» и др.). Эти формулировки дают возможность нижестоящим инстанциям самостоятельно оценивать конкретную ситуацию и оперативно принимать решения об изменении плана в пределах своей компетенции и с соблюдением текущего законодательства.
5. Стадия организации выполнения плана
связана с правоприменительной политикой органов власти и управления, нормативной и организационной деятельностью администрации различных уровней
управления. При этом складываются отношения по поводу определения фондов стимулирования, показателей стимулирования, нормативов образования фондов стимулирования, показателей напряженности
планов, оценки напряженности планов.
План должен обеспечивать выполнение установленных плановых заданий и рациональное использование материальных и людских, природных и духовных ресурсов. Отношения, возникающие в связи с распределением, расходованием и выплатой средств из фондов стимулирования, регламентируются нормами трудового, гражданского, финансового и других отраслей права.
6. Стадия контроля за выполнением плана - относительно самостоятельная стадия процесса планирования. Процессуальные отношения возникают по поводу контроля за выполнением плановых заданий и анализом такого выполнения; сравнения величины реальных показателей деятельности с установленным планом; фиксации результатов такого сопоставления в форме, удобной для получения данных об отклонениях от показателей, закрепленных планом; определения звена, характера, причин невыполнения.
Важное место в системе этих процедурных отношений занимают отношения, Связанные со сбором информации с мест (отчеты, сообщения, первичные документы и т. д.), получение статистической отчетности.
Процедура контроля за выполнением планов имеет универсальный характер. С ее помощью решаются задачи обнаружения возможных ошибок в самом плане, предупреждения срывов в его выполнении, повышения эффективности планирования, предотвращения ошибок, внесения исправлений в порядок разработки планов.
К числу отношений на стадии контроля следует отнести и отношения, связанные с подготовкой и утверждением отчетов о выполнении планов. По сложившейся практике такие отчеты рассматриваются, как правило, соответствующим государственным органом совместно с проектом плана на предстоящий период.
Значимость и органичность стадии контроля в процессе планирования не позволяют согласиться с мнением тех, кто не выделяет эту стадию как самостоятельную, ссылаясь на то, что оценки порой занимают месяцы или годы, а авторы - разработчики планов зачастую не принимают участия в оценке.
1. Планирование как функция управления предприятием
Функция планирования как одна из основных функций управления в настоящее время приобрела качественно новые черты и особенности; планирование получило принципиально новое содержание, поскольку потребность в нем обусловлена масштабами обобществления производства. Расширение горизонтов планирования означает, что оно выполняет не только оперативные задачи, но и задачи перспективного развития, что является новым моментом планирования. Его назначение как функции управления состоит в стремлении по возможности заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия.
До середины ХХ столетия фирмы действовали преимущественно в условиях стабильного превышения спроса над предложением, неизменности внешней среды. Это позволяло им работать на основе текущих планов, составляемых исходя из поступающих заказов.
В 1950-е гг. темп изменений во внешней среде стал нарастать, но они еще оставались предсказуемыми. Здесь уже, наряду с текущим приходилось заниматься среднесрочным и долгосрочным планированием, составлять перспективные целевые программы.
В 1960–1970-е гг. общий темп развития ускорился, а изменения в среде стали неожиданными. Это обусловило превращение долгосрочного планирования в стратегическое, которое исходило из будущих возможностей. Планирование стало осуществляться от будущего к настоящему на основе мнений экспертов и сложных математических моделей.
С начала 1970-х гг. изменения во внешней среде стали протекать столь стремительно и непредсказуемо, что перспективные стратегические планы перестали соответствовать потребностям хозяйственной практики. В дополнение к ним стали составляться стратегические программы, позволяющие оперативно учитывать эти изменения в текущих решениях.
В планах отражаются: прогнозы развития организации в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.
Сам процесс планирования начинается с анализа настоящего и будущего состояния предприятия и среды. На этой основе ставятся цели, вырабатываются стратегии и определяется комбинация инструментов, позволяющих наиболее эффективно их реализовывать.
В некоторых крупных организациях планирование осуществляет плановый комитет , членами которого обычно бывают руководители подразделений, а также плановый отдел и его структуры на местах. Деятельность плановых органов координируется первым лицом либо его заместителем.
В задачу плановых органов входит определение того, какие подразделения будут участвовать в реализации тех или иных организационных целей, в какой форме это будет происходить, как обеспечиваться ресурсами.
Если организация многоуровневая, планирование осуществляется одновременно на всех уровнях. Причина состоит в том, что ни одно плановое решение не является независимым от других, и требуется понимание проблем всех связанных между собой звеньев управленческой цепочки.
С учетом степени централизации управления организацией процесс планирования может осуществляться тремя способами.
1) если она высока, плановые органы единолично принимают большинство решений, относящихся не только к организации в целом, но и к отдельным подразделениям.
2) при среднем уровне ими принимаются только основополагающие решения, которые впоследствии в подразделениях детализируются.
3) в децентрализованных организациях «сверху» определяют цели, лимиты ресурсов, а также единую форму планов, а планы уже составляют сами подразделения. В этом случае центральные плановые органы их координируют, увязывают и сводят в общий план организации.
В зависимости от экономических возможностей организации, могут использоваться три подходак составлению планов. Если ее ресурсы ограничены, и появление новых в будущем не предвидится, то цели ставятся, в первую очередь исходя именно их них. В дальнейшем планы не пересматриваются, даже если и появляются какие-то благоприятные возможности. Ибо на их реализацию может просто не хватить средств. Такой удовлетворенческий подход используется преимущественно небольшими фирмами, главная цель которых – выживание.
Более богатые организации могут позволить себе изменять планы, подстраиваясь под новые возможности и, привлекая для их использования дополнительные средства, излишками которых они располагают. Таким образом, составленные однажды планы в зависимости от ситуации могут корректироваться. Такой подход к планированию получил название адаптационного.
И, наконец, предприятия, располагающие значительными ресурсами, могут использовать оптимизационныйподход к планированию, исходящий из целей, поэтому, если проект ожидает быть прибыльным, средств на него не жалеют.
2. Понятие, цели и задачи планирования
Планирование – это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения операций, это своего рода инструмент принятия управленческих решений.Плановые решения могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком – планированием является составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению поставленных целей.
Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли . С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.
К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:- формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;- обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;- планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;- определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;- проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.
3. Предмет, объекты и этапы планирования на предприятии
В качестве предмета планирования, как науки, выступают отношения, которые складываются между участниками производственного процесса по поводу установления и реализации приоритетов, пропорций и комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение.
Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение им своих функций. А основными функциями (видами деятельности) являются: хозяйственная деятельность (главной задачей которой является получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических потребностей собственника и членов трудового коллектива);социальная деятельность (обеспечивает условия для воспроизводства работника и реализации его интересов: оплата труда, безопасность условий труда и т.д.);экологическая деятельность (направлена на снижение и компенсацию отрицательного воздействия его производства на природную среду)
4. Основные принципы и методы планирования
В современной практике планирования помимо рассмотренных классических широкую известность имеют общеэкономические принципы.
1. Принцип комплексности . На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов.
Все они образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других экономических показателей.
Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.
2. Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.
Планирование – это формирование образа будущего в сознании субъекта. Это обязательная предпосылка воплощения поставленных целей. Планирование является одной из важнейших функций управления.
Цель планирования - обеспечение достижения намеченных целей, выполнение поставленных задач.
Процесс планирования состоит как минимум из пяти этапов:
1. Прогнозирование. Под прогнозированием понимается работа, выполняемая менеджером, пытающимся заглянуть в будущее. На этом этапе дается оценка риска.
2. Выяснение и выбор альтернатив развития.
3. Формулирование целей.
4. Разработка программы действий и составление графика работ.
5. Формирование бюджета.
Виды планов:
I По степени охвата:
Общее (охватывающее всю сферу деятельности фирмы);
Частное (охватывающее определённые сферы деятельности);
Стратегическое (поиск новых возможностей);
Тактическое (создание определённых предпосылок);
Оперативное (реализация возможностей).
III По предмету планирования:
Целевое (определение целей);
Планирование средств (материальные и трудовые ресурсы, финансы);
Программное (планирование программ производства и сбыта);
Планирование действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг).
IV По сферам функционирования:
Планирование производства;
Планирование сбыта;
Планирование персонала;
Расширенное общее планирование.
V По срокам:
Краткосрочное – до 1 года (полугодовое, квартальное, месячное, недельное);
Среднесрочное (на срок от 1 до 5 лет);
Долгосрочное (на срок от 5 и более лет).
VI С точки зрения структуры управления:
Общее планирование предприятия;
Планирование сфер деятельности;
Планирование работы подразделений фирмы.
VII По возможностям изменения планов:
Жёсткое планирование;
Гибкое планирование.
Весь процесс планирования на предприятии делится на 2 стадии:
1) Разработка стратегии фирмы (перспективное, стратегическое планирование).
1) Определение тактики планирования (оперативное, тактическое планирование).
Принципы планирования (общие правила соблюдения планирования). От их соблюдения зависит эффективность планирования:
1. Принцип единства. Организация – это система. Плановая деятельность любого звена организации должна быть связана с плановой деятельностью всей организации. Изменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в планах других подразделений;
2. Принцип участия. Процесс планирования должен привлекать к себе тех, кого он непосредственно затрагивает. Преимущества реализации принципа: 1. Каждый участник приобретает более глубокое понимание организации, знание различных сторон её жизни. Упрощается процесс обмена внутрифирменной информацией. 2. Личное участие членов организации, в том числе рядовых работников, приводит к тому, что планы становятся личными планами работающих, а участие в достижении целей организации приносит им удовлетворение. У каждого работника появляются новые мотивы к эффективному труду; в организации укрепляется командный дух. 3. Работники, занимаясь планированием, развиваются как личности, у них появляются новые навыки, знания, расширяется горизонт личных возможностей, а значит, организация приобретает дополнительные ресурсы для решения будущих задач.
3. Принцип непрерывности. Процесс планирования должен осуществляться постоянно. Неопределённость внешней среды и частые её изменения делают необходимой постоянную корректировку ожиданий относительно внешних условий и соответствующее исправление, и уточнение планов. Следует учитывать и постоянные изменения представлений фирмы о своих внутренних возможностях.
4. Принцип гибкости, связанный с принципом непрерывности, заключается в обеспечении возможности для планов менять направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. С финансовой точки зрения обеспечение данного принципа нуждается в дополнительных затратах, причём их уровень должен соотноситься с вероятным будущим риском (затраты могут оказаться настолько высокими, что гибкость плана и связанные с этим преимущества не окупят их).
5. Принцип точности – планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия.
6. Реальность.
7. Обеспечение плановых заданий ресурсами.
8. Директивность.
Вопросы для закрепления:
1. Дайте определение планированию как основной функции управления.
2. Какие существуют этапы планирования?
3. Перечислите виды планов.
4. Каковы основные принципы планирования?
Укажите один верный вариант ответа:
1. На стадии планирования определяются:
А) Цели предприятия
Б) Результаты оконченной работы
2. Планы, охватывающие всю сферу деятельности фирмы, называют:
А) Частными
Б) Общими
3. Краткосрочное планирование имеет сроки:
А) 0 – 1 год
Б) 1 – 5 лет
В) 5 – 7 лет
Г) 7 – 10 лет
4. Какой из перечисленных принципов не относится к планированию:
А) Принцип единства
Б) Принцип точности
В) Принцип разделения властей
Г) Принцип непрерывности
5. К оперативному планированию относят:
А) поиск новых возможностей
Б) создание определённых предпосылок
Реализацию возможностей
Управление - это функция или элемент организованных систем (социальных, биологических, технических и так далее), которая хорошо обеспечивает осуществление режима деятельности, сохранение их структуры, исполнение цели деятельности и программы. Предметом науки управления являются управленческие отношения, где проявляются социальные, экономические, политические интересы и отношения, методы и технологии управления. А - это отрасли (сельское хозяйство, промышленность); аспекты экономической деятельности (маркетинг, территориальные общности (район, область); виды финансовые); стадии воспроизводства (сбыт, снабжение); характеристики производства (качество жизни, эффективность).
Управление имеет и свои функции. Их всего одиннадцать. Вначале происходит целеполагание, потом - анализ, далее - прогнозирование, затем - планирование, следом - организация, потом - координация, за ней - мотивация, дальше - обучение, следующая функция - учет и контроль, далее следует коммуникация и, наконец, принятие решений. Все эти функции взаимно дополняют и тесно связаны между собой. Но планирование как имеет огромное значение.
Известно, что управление является процессом взаимосвязанных между собой функций. И главное звено в это цепи - планирование как функция управления. План - не что иное, как официальный документ. В нем отражается прогноз будущего обязательно есть не только промежуточные, но и конечные задачи, а также цели, которые стоят перед ней или ее отдельными подразделениями. В плане всегда отражаются механизмы координации всей текущей деятельности, стратегия для самых неожиданных случаев.
Планирование как функция управления - построение плана действий в будущем. При помощи него определяется последовательность и содержание шагов, которые должны привести к намеченной цели, устанавливаются намеченные конечные результаты. Планирование как функция управления производством имеет свою сущность, которая проявляется в четкой конкретизации целей дальнейшего развития всего предприятия и каждого его подразделения на отдельно установленный период, в грамотном определении задач и возможных средств их достижения, а также установленных сроков и четкой последовательности организации. При помощи планирования выявляются трудовые, материальные и финансовые ресурсы, которые понадобятся, чтобы решить поставленные задачи.
Можно с уверенностью говорить о том, что планирование как функция управления - это стремление по возможности заблаговременно учесть все внешние и внутренние факторы, которые обеспечивают все благоприятные условия для нормального развития и функционирования предприятий, входящих в конкретную организацию.
Обязательно предусматривает разработку целого комплекса мероприятий, который определяет четкую последовательность достижения поставленных целей.
Существует несколько видов планирования. Первый - от достигнутого уровня. Данный способ не призван нацеливать коллектив фирмы на поиск резервов, при помощи которых можно было бы повысить То есть, как все есть сейчас, так пусть будет и в следующем году.
Второй называется оптимальным. Оно стремится достигнуть более высоких итоговых результатов. Этот способ является более прогрессивным. И третий вид - адаптивное планирование. Оно позволяет более гибко реагировать на различные изменения во внешней среде. То есть их можно учитывать в процессе планирования и эффективнее к ним приспосабливаться.
Предлагаемые тесты включают в себя 3 варианта итоговых тестов по изучаемой дисциплине, а также разноплановые тесты, нацеленные на выявление сформированных компетенций по принятию управленческих решений в заданной ситуации, по постановке целей и определению оптимальной сферы трудовой деятельности обучающихся.
Для формулировки обучающимися выводов по результатам выполнения тестовых заданий предлагается шкала оценки результатов в зависимости от количества набранных баллов.
Как правило использование в ходе учебных занятий данных тестов повышает привлекательность изучаемой дисциплины для обучающихся и способствует росту их мотивации к приобретению компетенций, определённых действующим ФГОС для соответствующей специальности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тест 1 .
1. По отношению к управлению планирование рассматривают как:
а) его функцию;
б) метод.
2. Определяющей характеристикой менеджера является:
3. Менеджмент как наука сформировался:
а) в средние века;
4. Функцией менеджмента является:
а) формулирование целей;
б) аттестация персонала;
в) организация работы;
г) оценка результатов деятельности.
5. Универсальный принцип управления - единоначалие - предложен учеными научной школы:
а) человеческих отношений (М. Фоллет, Э.Мейо);
б) административного управления (А. Файоль);
в) научного управления (Ф.Тейлор).
6. Главное качество, которым должен обладать японский менеджер, это:
а) профессионализм;
б) координация действий подчиненных.
7. Верным является следующее умозаключение:
а) каждый менеджер - руководитель;
б) каждый руководитель - менеджер.
8. Определяющим фактором среды прямого воздействия промышленного предприятия является:
а) научно-технический прогресс;
б) состояние развития экономики; в)потребители продукции.
9. В учебных заведениях США стремятся готовить менеджеров-универсалов:
а) да;
б) нет
10. Перегрузка менеджеров высшего звена управления характерна для организационной структуры:
а) линейного типа;
б) матричного типа.
11. Для традиционного принципа хозяйствования как составной части процесса управления характерны индивидуализм, имущественное право, самостоятельность решений:
а) да;
б) нет.
12. Современный («экологический») научный подход к работе менеджера по контролю деятельности подчиненных предполагает:
а) утверждение планов по отдельным видам продукции;
б) координацию работы по производству группы продукции;
в) сочетание этих вариантов.
13. Мотивация труда - это:
г) подведение итогов.
а) да;
б) нет.
16. К преимуществам штабной структуры управления относится:
а) повышение персональной ответственности за результаты работы;
б) централизация управления в организации;
в) высокая степень специализации деятельности.
17. Процесс принятия решений начинается:
а) с определения альтернатив;
б) анализа факторов внешней среды;
в) диагностики проблемы;
г) сбора информации о состоянии внутренней среды организации.
18. Оптимальный прием снижения отрицательного воздействия стресса в работе предполагает:
а) делегирование полномочий;
б) тщательное планирование загрузки;
в) организацию работы сверх установленного лимита времени.
19. Основная цель заключительного контроля в менеджменте заключается:
а) в учете материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
б) предотвращении ошибок в будущем;
в) проверке нормативной документации; г) оперативной корректировке плановых показателей.
20. Конфликтная ситуация - это:
а) синоним слова «конфликт»;
б) основной элемент конфликта;
в) следствие конфликта.
Тест 2 . Выберите правильный вариант ответа.
1. Основным лимитирующим показателем деятельности менеджера является:
а) ограничение ресурсов;
б) потребительский спрос;
в) фактор времени;
г) бюрократические барьеры.
2. Впервые необходимость разработки норм выработки была обоснована учеными:
а) школы научного управления (1885-1920 гг.);
б) административной школы (1920-1950 гг.);
в) школы человеческих отношений (1930-1950 гг.);
г) школы количественных методов (1950 г. - настоящее время).
3. Способный менеджер в работе с людьми:
а) беспокоится о том, что они не справляются с поставленной задачей;
б) обращает внимание на то, что они хорошо делают.
4. Классическая модель японского менеджмента предполагает организацию системы оплаты труда персонала на основе индивидуальных результатов работы:
а) да;
б) нет.
5. Основным критерием оценки эффективности работы менеджеров в Германии является:
а) выполнение текущего плана;
б) получение прибыли;
в) повышение квалификации сотрудников;
г) организация оплаты труда персонала;
д) обеспечение производства ресурсами;
е) охрана труда.
6. В процессе управления получение и обработка информации о состоянии объекта предшествуют выработке решений:
а) да;
б) нет.
7. Верным является утверждение, что неформальные коммуникации обладают высокой степенью достоверности:
а) да;
б) нет.
8. Оптимальным вариантом действий менеджера в условиях лимита времени являеа) отсутствие какого-либо решения;
б) рациональное решение;
в) интуитивное решение.
9. Долгосрочное планирование деятельности предприятия в условиях рыночной экономики - это:
а) нонсенс;
б) полезно, но вряд ли возможно;
в) вполне осуществимо.
10. В соответствии с теорией Ф.Герцберга менеджер должен использовать в качестве средств мотивации:
а) повышение уровня оплаты труда всем сотрудникам;
б) признание и одобрение результатов работы;
в) поощрение за выслугу лет;
г) улучшение условий труда.
11. Контроллинг - это:
а) текущий контроль;
в) заключительный контроль.
12. Можно утверждать, что инновационная деятельность менеджера является следствием «чудесного озарения»:
а) да;
б) нет.
13. Корпоративная культура базируется:
а) на правилах внутреннего распорядка организации;
б) национальных традициях;
в) убеждениях и ценностях, разделяемых большинством сотрудников;
г) общепринятых нормах поведения.
14. Действия менеджера в условиях риска в первую очередь предполагают:
а) определение допустимого уровня риска;
б) оценку рисков;
в) выявление источников риска.
15. Компромисс - наилучший способ разрешения конфликтной ситуации:
а) да;
б) нет.
16. Слухи, распространяемые в организации, можно рассматривать как:
а) нежелательное явление;
б) свидетельство приближающегося банкротства;
в) позитивное явление.
а) формальным;
б) неформальным;
в) частных предприятиях;
г) совместных предприятиях.
20. Справедливым является утверждение, что объектом социальной направленности работы менеджера должно быть общество:
а) да; б) нет.
Тест 3. Выберите правильный вариант ответа.
1. В американской модели менеджмента характер принятия решений:
а) коллективный, на основе единогласия;
б) индивидуальный.
2. Среду прямого воздействия как составляющую внешней среды предприятия формируют следующие факторы:
а) потребители, конкуренты;
3. Обратная связь в коммуникационном процессе может повысить эффективность обмена информацией:
а) да;
б) нет.
4. Структура аппарата управления предприятием определяется, как правило:
а) объемом работы, сложностью продукции, численностью работающих;
б) местом расположения предприятия, принадлежностью к конкретной отрасли, требованиями профсоюза.
5. На глубоких знаниях и большом опыте работы менеджера основано следующее решение:
а) организационное;
б) основанное на суждениях;
в) компромисс;
г) рациональное.
6. Основной лимитирующий показатель в работе руководителя (менеджера) - спрос на продукцию предприятия - характерен:
а) для социалистической (командно-административной) экономики;
б) рыночной экономики.
7. Элементы коммуникационного процесса - это:
а) отправитель, сообщение, канал, получатель;
б) разработка идеи, кодирование, выбор канала, передача сообщения.
8. Менеджер должен наказывать распространителей неформальных коммуникаций (слухов):
а) да;
б) нет.
9. Основным критерием продвижения по служебной лестнице в американской модели менеджмента является:
а) возраст и стаж работы;
б) личный результат работы.
10. Факторы внутренней среды предприятия - это:
а) структура, персонал, технология;
б) поставщики ресурсов, законы. Развитие менеджмента в России сдерживается в первую очередь:
а) отсутствием теории организации и управления производством;
б) дефицитом эффективных менеджеров;
в) бюрократизацией исполнительной власти.
11. Контроллинг - это:
а) текущий контроль;
б) совокупность методов планирования, учета, анализа и контроля;
в) заключительный контроль.
12. Менеджмент как наука сформировался:
а) в средние века;
б) в конце XIX - начале XX в.;
в) после Второй мировой войны.
13. Мотивация труда - это:
а) планирование деятельности на перспективу;
б) организация работы коллектива;
в) формирование необходимых стимулов;
г) подведение итогов.
14. Создание менеджером его подчиненным необходимых условий для профессионального роста, предоставление ответственной работы позволяет удовлетворить их:
а) первичные потребности; б)вторичные потребности; в) одновременно те и другие.
15. Делегированием в менеджменте является не только передача полномочий, но и ответственности подчиненным:
а) да;
б) нет.
16. Среду прямого воздействия как составляющую внешней среды предприятия формируют следующие факторы:
а) потребители, конкуренты;
б) экономика, научно-технический прогресс.
17. Либеральный стиль руководства основан:
а) на снисходительности и терпимости к людям;
б) объективности к сотрудникам;
в) избирательном отношении к руководителям и подчиненным.
18. Менеджер должен стремиться быть лидером:
а) формальным;
б) неформальным;
в) сочетающим эти характеристики.
19. Иерархическую структуру управления используют:
а) на государственных предприятиях;
б) предприятиях всех форм собственности;
в) частных предприятиях;
г) совместных предприятиях.
20. Определяющей характеристикой менеджера является:
а) организация и управление в условиях рыночной экономики;
б) стремление к получению прибыли;
в) наличие подчиненных в организационной структуре.
Тест 4
Развитие российских предприятий значительно повышает требования, предъявляемые к методам принятия стратегических решений менеджерами, последствия которых проявляются не сразу.
Результаты предлагаемого теста могут показать, в какой мере предприятие следует в своей деятельности продуманной стратегии.
В ходе выполнения тестового задания поставьте после приведённых утверждений ответы: «да» или «нет», отражающие, по вашему мнению, справедливость того или иного утверждения, а затем подсчитайте сумму ответов «да».
Направление будущего развития предприятия ясно определено его менеджерами.
Каждый менеджер детально знает стратегию предприятия.
Каждый руководитель разделяет общую точку зрения на новые услуги и рынки, определенные стратегией предприятия.
Стратегия предприятия является важнейшим фактором, который учитывают при анализе новых возможностей.
Процесс создания стратегии проходил независимо от перспективного планирования.
Стратегия лежит в основе планов и распределения ресурсов между подразделениями предприятия.
Стратегия базируется на анализе и предположениях, а не на планах.
Стратегия определяет возможные приобретения других предприятий, а не наоборот.
Каждый филиал или дочерняя фирма предприятия имеет ясную стратегию.
Стратегия каждого филиала (дочернего предприятия) полностью соответствует общей стратегии головного предприятия.
Каждый отдел имеет ясную стратегию.
Тест 5. Умеет ли менеджер ставить правильные цели?
(Составлен с использованием информации еженедельника «Элитный персонал»)
Выберите вариант ответа на соответствующее утверждение и подсчитайте общее число набранных баллов (ответ а - 3 балла; б - 2 балла; в - 1 балл).
1. Вы представляете свое будущее через 5 лет:
а) вполне определенно;
б) в общих чертах;
в) я предпочитаю жить сегодняшним днем.
2. Ваш жизненный стиль лучше определяет следующее классическое суждение:
а) дальновидный человек должен определить место для каждого из своих желаний и затем осуществлять их по порядку;
б) так как вы не можете делать все, что хотите, то желайте только того, что можете сделать;
в) надо ввязаться в бой, а там поглядим, что получится.
3. Серьезное препятствие на пути к цели является для вас:
а) стимулом удвоить усилия;
б) подсказкой, что следует искать другой путь;
в) сигналом, что цель выбрана неправильно.
4. Вы считаете необходимым расширять свой кругозор:
а) да, это необходимо в современных условиях;
б) это желательно, но не обязательно;
в) нет, мой кругозор и так достаточно широк.
5. Вы готовы отправиться в путешествие в ближайшие дни, если выиграли в лотерею экзотический круиз:
а) скорее, я не воспользуюсь этой возможностью, так как это нарушит ритм моей жизни;
б) постараюсь, если удастся отложить текущие дела;
в) разумеется, так как упускать такой шанс нельзя.
6. Вам предстоит решить несколько задач разной трудности, вы начнете:
а) с самой легкой, для разминки;
б) с задачи средней трудности, чтобы оценить общий уровень задач;
в) с наиболее трудной, поскольку возможную неудачу можно компенсировать решением более простых задач.
7. Неодобрительное или скептическое отношение окружающих может заставить вас отказаться от намеченной цели:
а) напротив, меня это только дополнительно мобилизует;
б) возможно, придется скорректировать свои намерения;
в) я не смогу осуществить задуманное без поддержки окружающих. 8. Ваши юношеские мечты сбылись:
а) да, в значительной степени;
б) во многом нет, но в настоящее время я понимаю, что это были нереалистичные планы;
в) моя жизнь сложилась совсем не так, как когда-то мечталось.
Тест 6 (по мотивам теста Д.Букина и М.Букина)
Одним людям легче иметь дело с техникой. Другие умеют взаимодействовать с людьми - коллегами и клиентами. К какой из этих групп относитесь вы? Какая группа более характерна для собирательного образа менеджера? Выберите вариант ответа на соответствующее утверждение.
1. Я предпочел бы иметь дачу:
а) в оживленном поселке;
б) в маленькой деревне;
2. На работе мне интереснее всего:
а) с техникой;
б) иногда с техникой, иногда с людьми;
в) с людьми.
3. На общественные должности меня выдвигали:
а) не выдвигали никогда;
б) редко;
в) много раз.
4. Чья работа интереснее - химика-исследователя или директора гостиницы:
а) химика;
б) не знаю;
в) директора гостиницы.
5. Вы любите делать подарки:
а) да;
б) не уверен;
в) нет.
6. Вы сделали полезное изобретение. Ваши дальнейшие действия:
а) буду совершенствовать его в лаборатории;
б) затрудняюсь ответить;
в) позабочусь о его практическом применении.
7. На ваш взгляд, интереснее всего в профессии сейлз-менеджера:
а) общение с заказчиками, клиентами;
б) затрудняюсь ответить;
в) ведение счетов и документации.
8. Если бы адвокаты и летчики получали одинаковую заработную плату, интереснее было бы стать:
а) адвокатом;
б) мне трудно выбрать между этими профессиями;
в) летчиком.
9. Если выбирать между профессией художника и общественного деятеля, то интереснее быть:
а) художником;
б) затрудняюсь сказать;
в) общественным деятелем.
10. Лучше всего в музеях я чувствую себя:
а) в одиночестве;
б) когда вокруг только близкие люди;
в) при большом скоплении публики.
Используя табл. 1, подсчитайте общую сумму баллов.
Ответы | Вопрос |
|||||||||
КЛЮЧИ К ТЕСТАМ:
ТЕСТ 1
1 - а; 2 -б; 3-б; 4-в; 5-б; 6-б; 7-а; 8-в; 9-б; 10-а;
11-а; 12-б; 13-в; 14-б; 15-а; 16-в; 17-в; 18-б; 19-б; 20-б.
ТЕСТ 2
1 - б; 2 - а; 3 - б; 4 - б; 5 - б;
6 - а; 7 - а; 8 - в; 9 - в; 10 - б;
11 - б; 12 - а; 13 - в; 14 - в; 15 - б;
16 - в; 17 - а; 18 - в; 19 - б; 20 - а.
ТЕСТ 3
1- б; 2 - а; 3 - а; 4 - а; 5 - б;
6 - б; 7 - а; 8 - б; 9 - б; 10 - а; 11- б.
ТЕСТ 4
Оценка результатов
10 и более ответов «да». Наиболее вероятно, что руководство предприятия является единой командой, которая четко осознает цели его развития. Личные цели каждого менеджера хорошо взаимоувязаны с общей стратегией предприятия. Практически все серьезные решения рассматриваются сквозь призму принятой стратегии. Возможно, на предприятии существует специальное подразделение стратегического планирования, отслеживающее и корректирующее выполнение стратегического плана.
Организационная структура предприятия базируется на стратегических бизнес-центрах, каждый из которых руководствуется собственным планом.
Активная позиция менеджмента повышает устойчивость предприятия на рынке. Концентрация ресурсов на отдельных приоритетных направлениях деятельности дает предприятию возможность усилить свою конкурентоспособность.
5 - 10 ответов «да». Видимо, вопросы разработки и следования принятой стратегии касаются лишь высшего руководства предприятия. Неосведомленность руководителей среднего звена и рядовых сотрудников в основных положениях принятой стратегии приводит к неоправданному распылению усилий и ресурсов в подразделениях предприятия. Деятельность номинально существующего подразделения стратегического планирования воспринимается на предприятии скептически. Ежегодно подразделения предприятия готовят лишь формальные бизнес-планы, которые не используют в работе.
На предприятии существует система, при которой возможно принятие «оперативных» решений без должной проработки, а также в отрыве от решений, принятых ранее и планируемых в будущем.
В такой ситуации вал текущих вопросов и проблем накрывает топ-менеджеров предприятия, не оставляя им ни времени, ни сил принимать просчитанные и последовательные стратегические решения.
Менее 5 ответов «да». Стиль менеджмента можно охарактеризовать как неформальный с крайней степенью гибкости и спонтанности; отсутствие четко очерченных обязанностей, каких-либо планов и внутреннего контроля сопряжено с высокой степенью риска в системе принятия стратегических решений. В условиях усиливающейся конкуренции на рынке увеличивается вероятность поглощения предприятия более крупной структурой. Ощущение нестабильности и отсутствия долгосрочной перспективы, зафиксированной в стратегическом плане, может отразиться на настроениях сотрудников, а в конечном счете и потребителей продукции предприятия.
Результаты теста не являются гарантией будущих успехов или неудач предприятия. В конечном счете, даже наиболее совершенная стратегия базируется на большом числе предположений о будущем. Искусство управления заключается именно в способности менеджера предвосхищать события, умело направляя деятельность предприятия на ранее проложенный курс, а также трезво оценить возможности команды и запас прочности корабля, чтобы противостоять штормам.
ТЕСТ 5
Оценка результатов
Менее 12 баллов. Вы уверены, что, чему суждено произойти, случится, независимо от ваших усилий. Действительно, многое в жизни складывается помимо нашей воли. Однако не стоит недооценивать и собственную активность.
12-18 баллов. Вы умеете соизмерять свои потребности и реальные возможности, предпочитаете не строить детальных планов, ограничиваясь лишь некоторыми общими намерениями. Такой подход позволяет использовать для достижения цели наиболее подходящие средства.
Свыше 18 баллов. Вы - целеустремленный человек, знаете, чего хотите от жизни, и умеете этого добиваться. Для достижения новых успехов вам необходимо больше гибкости.
ТЕСТ 6
Оценка результатов
От 0 до 7 баллов. Вы более склонны работать в одиночестве, чем иметь дело с сослуживцами. «В тишине зреет интеллект» - эта поговорка про вас. Вы стремитесь к четкости и ясности, к проникновению в суть происходящих процессов, к четкой классификации окружающих вас людей, явлений и событий. Вам трудно разобраться в тонкостях отношений между людьми, зато вы легко справляетесь со сложными и трудоемкими задачами.
Вполне возможно, что окружающие воспринимают вас как холодного человека. Если вы не умеете достигать компромиссов, негибки в оценках, то негативное впечатление окружающих только усиливается. Скорее всего, у вас ровные взаимоотношения с людьми, и многие это ценят, но вам трудно добиться глубокой привязанности.
Друзей и близких могут обижать ваше безразличное отношение к ним, отсутствие теплоты и участия, а вы, скорее всего, обвиняете их в непонимании и излишней капризности. Попробуйте иногда как-то выражать свое отношение к тем, кто вам дорог или симпатичен.
От 8 до 13 баллов. Вы одинаково хорошо можете работать с документами и взаимодействовать с коллегами. Вам интересны и сосредоточенная работа с техникой, и контакты с людьми.
Вас сложно назвать замкнутым человеком, хотя иногда вам хочется побыть одному. Вы плохо работаете только в одном случае - когда в вашей комнате нет совсем никого. Вам скучно без общения, в котором вас больше увлекает не цель, а непосредственно процесс. Вам стоит развивать свою способность находить общий язык с людьми.
От 14 до 20 баллов. Вы созданы для работы с людьми. Вам свойственны открытость и доброжелательность, вы отзывчивы и непринужденны, с вами легко общаться. Постоянная готовность к сотрудничеству, внимательность к людям, уживчивость привлекают к вам окружающих. У вас много друзей, еще больше - знакомых.
Вы не боитесь критики, не смущаетесь, легко запоминаете лица и имена, окружающие воспринимают все это как проявление вашего расположения к ним. Однако вам следует больше внимания уделять самым близким людям, чтобы легкость в общении с ними не превратилась в поверхностность.