Татьяна Гатова, генеральный директор и художественный руководитель Краснодарского творческого объединения «Премьера» им. Л.Г. Гатова: «Если женщина захочет, она сделает своего мужчину гением. Краснодар. Театр "Премьера" - уникальный театр высокого уровня

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фонтана. Не следует путать с Джованни, братом Доменико Фонтана. Джованни Мария Фонтанa (итал. Giovanni Maria Fontana; 1670(1670), Лугано 1712 ?) российский… … Википедия

Кампо-де-Турия - исп. Campo de Turia Комарка Испании (АЕ 3 го уровня) … Википедия

Список заслуженных артистов Российской Федерации 2008 - Список заслуженных артистов Российской Федерации за 2008 год Указ № 16 от 09.01.2008 Андриенко, Александр Иванович артист Театра студии «Человек» (Москва) Беседина, Валерия Викторовна музыкант, композитор, город Москва Егорова,… … Википедия

Котляров, Николай Семёнович - Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия

ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович - Иван Петрович (1660? 19.03.1727, Москва), один из руководителей строительного дела в 1 й четв. XVIII в., крупный чиновник, «в некоторых документах иногда называется архитектором, хотя и не владел необходимыми профессиональными навыками» (Гатова.… … Православная энциклопедия

Бирилев, Алексей Алексеевич - вице адмирал. Род. в 1844 г. Командовал миноносцем, потом клипером. В 1889 г. ему было поручено заведование миноносками и их командами; позже он состоял командиром разных броненосцев. В 1900 г. назначен командующим эскадрою в Средиземном море, в… …

Кулык, Иван Юлианович - современный украинский пролетарский поэт. Род. на Киевщине в семье деревенского учителя. Приняв участие в революционном движении на Украине при царизме, был вынужден эмигрировать в Америку. Член ВКП(б) с 1916. Лит ая деятельность К.… … Большая биографическая энциклопедия

Мурадели, Вано Ильич - род. 6 апр. 1908 в Гори, Грузия, ум. 14 авг. 1970 в Томске. Композитор. Нар. арт. СССР (1968). В 1931 окончил Тбилисскую конс. по кл. композиции С. В. Бархударяна (ранее занимался у В. В. Щербачева) и по кл. дирижирования М. М. Багриновского. В… … Большая биографическая энциклопедия

Тычина, Павел Григорьевич - крупнейший украинский советский поэт, академик и доктор литературы. Род. на Черниговщине, в семье сельского псаломщика. Окончил Киевский коммерческий ин т . Член президиума правления ССПУ и член правления ССП СССР. В 1937 избран… … Большая биографическая энциклопедия

Вороный, Мыкола - (Мыкола Киндратовыч) украинский поэт, драматический артист и теоретик театра, один из зачинателей украинского модернизма, отобразившего в литературе начала XX в. факт нарождения на Украине городской буржуазной интеллигенции. Начал… … Большая биографическая энциклопедия

27.12.2017 в 18:31

Виктор Иванович Лихоносов… Живой классик нашей отечественной литературы – это о нём. Его роман «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж» – это о Кубани как о маленьком центре большого мироздания. Но это не просто книга, не просто роман, а неиссякаемая «житница» человеческих судеб. Это галерея портретов и драматические переломы истории. Это терпкий колорит южных характеров и не написанная , но запечатленная в душе и мыслях автора ода кубанскому казачеству. Это размашисто-живой срез прошлого, памятник тому, что ушло и никогда уже не вернется. По словам Валентина Распутина, «главный герой этого романа – Память. Память – как вечность и непрерывность человека, как постоянное движение из поколения в поколение духовного вещества».

Этот роман-эпопея – главный труд жизни писателя: он охватывает огромный пласт истории Кубани практически от начала XX века до наших дней. Роман создавался в 1978–1983 годах, а впервые вышел в свет в 1987-м. Через три десятилетия, уже в XXI веке, когда той огромной страны, в которой этот роман родился, давно уже нет, но по-прежнему есть великая Россия, к нему начинаешь относиться по-особому трепетно. Патриотизм сегодня снова в цене, и пробудить его вновь способна лишь по-настоящему великая литература, к которой этот роман, несомненно, принадлежит. Животворящее русское слово и цветисто-пряный диалект казачьего этноса, соединяя прошлое с настоящим, на сей раз воздвигают нерукотворный литературный памятник самому Екатеринодару.

Прошлое – это Кубань как исторический регион Северного Кавказа, прилегающий к реке Кубань и ее притокам. Настоящее – это Краснодарский край (субъект Федерации, появившийся на карте России в 1937 году) и его столица Краснодар (бывший Екатеринодар). И кажется, что в год 80-летия образования Краснодарского края, лучшего выбора, чем обращение к роману Виктора Лихоносова «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж», Краснодарское творческое объединение «Премьера» им. Л.Г. Гатова сделать просто и не могло! На сей раз речь идет не об опере, и не о балете, а о музыкально-драматическом спектакле синкретического жанра, и поэтому музыка – симфоническая, духовая, хоровая и вокально-камерная – создает теперь необходимый объединяющий базис, психологически-мощную невербальную «подкладку» для пьесы-квинтэссенции по мотивам романа, которая и легла в основу этой экспериментальной юбилейной постановки.

Но сам спектакль – это приношение не только Краснодарскому краю, но и, конечно же, автору романа. Тепло встреченный публикой, он присутствовал на премьере, состоявшейся в Музыкальном театре 9 декабря. Пьеса в необычной эстетике синтеза крупной плакатно-выразительной – почти оперной – формы и многопланово-динамичного «киносценария», оживающего в мистерии театра за счет современных высокотехнологичных постановочных средств, компактна, вдумчива, глубоко содержательна. Ее автор – режиссер-постановщик спектакля Николай Панин (Санкт-Петербург, Москва), но она, что абсолютно естественно и вполне ожидаемо, щедро наполнена цитатами из романа. Драматический (вербальный) пласт эффектно закольцованной композиции эпизодов органично вписан в абстракцию театра, изумительно стилизованную под альбом старых фотографий в стиле сепия. Альбом воспоминаний перелистывает страницы-эпизоды, фиксируя места и события в текстах-пояснениях, как в книге, но глобальная сценографическая конструкция и есть гигантская книга: распахнутая и установленная вертикально, она взмывает под колосники сцены!

Поскольку книга необычная, театральная, то фото- и видеоконтентом занят и ее не менее информативный корешок-переплет. На явном контрасте с пастельной абстракцией содержательно-действенной «книжной рамы» внутреннее пространство этой распахнутой книги – яркий мир актеров. Мир романа и театра оживает в скупом реализме камерно-лирических и бытовых сцен, в хоровых картинах и массовой пластике. Полупрозрачные веревочные ширмы-перегородки (опускающиеся-поднимающиеся театральные «закладки») то и дело акцентируют внимание на многополюсности спектакля, словно невзначай взывая к многолико-пестрой, но монолитной психологической «ячеистости» мира «ненаписанных воспоминаний» романа. В спектре характеров и уклада жизни Юга России, воссозданном на драматическом переломе начала XX века, огромную роль играют и располагающие к доверию фактурно-красочные, стилизованные под эпоху костюмы. Спектакль, в сюжете которого позитив и негатив истории всегда идут рука об руку, – на редкость счастливое дитя современного театра, ибо выстроен он на созидательно-творческом позитиве.

Кубань с ее «маленьким Парижем» (Екатеринодаром), Санкт-Петербург (столица России) и французский большой Париж (столица русской эмиграции) – «три кита» старого мира, возникающего и уходящего в небытие перед нашими взорами. Мир спектакля – словно «волшебное зеркало» истории кубанского казачества, запечатлевшее ее важные вехи. В их числе – назначение в 1908 году начальником Кубанской области и наказным атаманом Кубанского казачьего войска Михаила Бабыча (первого потомственного казака на этом посту и последнего атамана), 100-летие Собственного Его Императорского Величества Конвоя, основу которого составляла элита Кубанского и Терского казачьих войск, а также открытие памятника первому десанту запорожцев в Тамани. Тема 300-летия Дома Романовых – штрих лишь конспективный, но темы Первой мировой войны (приезд Николая II на Кубань вскоре после ее начала) и отречения звучат в полный голос. Особо важны темы Октябрьской революции в России, 100-летие которой подоспело в этом году, и братоубийственной Гражданской войны, в которой одним из оплотов белогвардейского сопротивления становится многострадальная Кубань (к белому движению в ту пору как раз и примыкает, пожалуй, главный герой инсценировки, лихой казак-воин Пётр Толстопят).

Визуальный облик спектакля как пристальный (эпический по масштабам исторически-театрального обобщения) взгляд из современности на литературную классику XX века – неоспоримый факт того, что идейно-творческие устремления режиссера Николая Панина, художника Татьяны Барановой (сценографа, автора фото- и видеоконтента), художника по костюмам Анны Арутюновой и художника по свету Константина Герасимова сливаются в органично связанное, единое целое. В общую канву сквозного развития сюжета режиссер встраивает не только массово-хоровые сцены, но и мощную сцену массовой хореографии: пронзительно-сильный по эмоциональному аффекту пластический этюд «вечного боя» как символа смертельного противостояния красных и белых. Есть в спектакле и пластическая зарисовка царской семьи – ее прощальный портрет перед отречением и гибелью.

Уместить целый роман-эпоху в стандартный хронометраж театрального действа в двух отделениях с антрактом, при всём желании, невозможно, ведь упоение живой и терпкой красотой русского слова, испытываемое при чтении романа, и атмосфера театра, воздействующего на сознание зрителя по принципу «здесь и сейчас», – категории заведомо разнородные, несопоставимые. Но зато на сей раз специфика музыкально-драматического спектакля дает уникальный шанс объединить в рамках одного проекта разные творческие коллективы «Премьеры». Задача их режиссерской и музыкальной координации непроста, но как истинные профессионалы своего дела и режиссер-постановщик Николай Панин, и дирижер-постановщик Владислав Карклин (художественный руководитель Музыкального театра) справляются с этим отлично! Симфонический оркестр, Хор (хормейстер – Игорь Шведов), а также солисты и артисты Музыкального театра в составе «Премьеры» как раз и составляют академический остов, музыкально-драматическое ядро спектакля.

Покоряя мастерством живых народных традиций, не забытых и сегодня, этнический музыкальный колорит придают всему действу два известнейших коллектива «Премьеры» – Ансамбль казачьей песни «Криница» (художественный руководитель – Владимир Капаев) и Кубанский духовой оркестр (художественный руководитель и главный дирижер – Валентин Спиридонов). Хореографический номер-дуэт (единственный подобного рода элемент спектакля) – общеромантическая аллегория любви и очень важная метафора, ведь на любовные линии взаимоотношений главного квартета персонажей (Петра Толстопята, Дементия Бурсака, Калерии и Юлии) «надстраивается» всё многослойное историческое и этническое здание спектакля. Светлый, прелестно-воздушный номер балетмейстера Олега Рачковского на музыку фрагмента второй части Третьей симфонии Сергея Рахманинова изящно, одухотворенно-тонко проводят Владимир Морозов и Надежда Цветкова – солисты Театра балета Юрия Григоровича (еще одного знаменитого коллектива «Премьеры»).

Автор цельно-музыкальной композиции, в которой огромное место уделено хоровой музыке как a cappella , так и в оркестрово-симфоническом сопровождении, – также Николай Панин, и когда в хоровых эпизодах сливается звучание голосов двух коллективов (Хора Музыкального театра и Ансамбля казачьей песни «Криница»), создается особенно сильное эмоциональное впечатление. В пандан к теме кубанского казачества в спектакле дважды возникают фрагменты из Концерта «Тихий Дон» для хора Сергея Слонимского на слова старинных казачьих песен. Интересно вписан в сюжет хор «Посмотри, какая мгла» из «Двенадцати хоров a cappella » на стихи Якова Полонского. Массово-хореографическая сцена сражения между белыми и красными (пластический этюд «вечного боя») идет под музыку «Развязки» из Симфонической сюиты Сергея Прокофьева, созданной на основе его оперы «Игрок». Настрою этой сцены она созвучна так же поразительно точно, как и первая из «Трех гимнопедий» Эрика Сати – элегантному погружению в атмосферу ностальгии русской эмиграции в Париже (в спектакле эта пьеса для фортепиано звучит в записи). «Романс» из Сюиты для оркестра «Поручик Киже» Прокофьева становится музыкальной характеристикой сáмого колоритного казачьего персонажа постановки Луки Костогрыза во многих ее эпизодах, а три аллегорических сна этого стихотворца-самоучки, известного на весь Екатеринодар мастера шуток и прибауток, – игровыми философскими врезками.

Глубокий и важный аспект спектакля – музыка Георгия Свиридова. Это «Военный марш», «Венчание» и звучащий в финале во время встречи Калерии и Бурсака «Романс» из музыкальных иллюстраций для оркестра к повести Александра Пушкина «Метель». Это «Душа моя, печальница о всех в кругу моем» для женского хора и «Ночь» (только оркестр) из Маленькой кантаты «Снег идет» на слова Бориса Пастернака, «Матушка Русь» из «Весенней кантаты» для хора и оркестра на слова Николая Некрасова, а также хоры «Любовь святая» на слова неизвестного автора XVII века из музыки к драме «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого и «Зорю бьют…» из Концерта для хора «Пушкинский венок».

Не только балетный классический дуэт связан с музыкой Рахманинова: фрагменты его «Симфонических танцев» – динамичные «зачинщики» обоих частей инсценировки, и в начале второй части под эту музыку, словно отринув саму реальность окружающего бытия, самозабвенно вальсируют влюбленные друг в друга Пётр Толстопят и Юлия. Трижды, словно лейттема отношений внутри «квартета» главных героев, возникают в спектакле фрагменты из «Поэмы экстаза» Александра Скрябина. Сначала – в весьма живых, экспрессивных завязках обеих линий: Калерии и Бурсака – в Екатеринодаре, а Юлии и Толстопята – в Петербурге, где тот служит в царском Конвое. Вторично – в отношении лишь второй пары в лазарете Царского села, куда после ранения во время Первой мировой попадает Пётр и где Юлия несет вахту сестры милосердия. Финальный «аккорд» этой «лейттемы» – встреча постаревших Юлии, Толстопята и Бурсака в эмиграции. Парижский «квартет» неполон: Калерия из России так и не уехала – Бурсак ее фактически бросил...

Пусть акапельные хоры, симфонически-хоровая и чисто оркестровая музыка звучат в спектакле фрагментарно, в прикладном аспекте, для Симфонического оркестра и Хора Музыкального театра шанс прикоснуться к такому потрясающе благодатному материалу можно расценить, как большую удачу. В этой музыке Оркестр и Хор раскрывают свой потенциал в полной мере, и творческий союз обоих коллективов с маэстро-дирижером правит свой очевидный триумф! Но и впечатление от этнически-фольклорного пласта – отнюдь не меньшее! И русские народные, и казачьи песни – «Милосердная сестра», «Вдоль по Питерской», «Ой, нэ розвывайся ты, сухый дубэ», «Ой, годи ж нам журытыся» (на слова казачьего атамана Антона Головатого), «Славные кубанцы» (песня линейных казаков, записанная на хуторе Кубанский) – в исполнении Ансамбля казачьей песни «Криница» звучат в обработке его руководителя Владимира Капаева. Неповторимый колорит эпохи создает Кубанский духовой оркестр, щедро даря яркие впечатления от старинного марша «Генерал Скобелев», «Военного марша» Свиридова из «Метели», вальса «Осенний сон» Арчибальда Джойса и «Встречного марша Кубанского казачьего войска», написанного руководителем этого коллектива Валентином Спиридоновым.

Есть в спектакле и фоновая музыка. Это фрагменты фортепианных ноктюрнов Глинки («Разлука») и Шопена, а также одной из прелюдий Рахманинова, фрагменты польки «Трик-трак» Иоганна Штрауса и Одиннадцатой симфонии Шостаковича («1905 год»). Это русская народная песня «Гэй, в саду пташечка», это и русские романсы («Очаровательные глазки», «Я обожаю», «Не уходи, побудь со мною» Николая Зубова, «Но это только сон» Леона Калишевского, «Сияла ночь» Николая Ширяева). А есть и романсы, которые, словно арии в опере, поет по ходу действия «самый певучий» персонаж спектакля Пётр Толстопят. На его счету – три соло («Обойми, поцелуй» Милия Балакирева, «Рвемся в бой» Юрия Морфесси, «Баллада о короле» Александра Вертинского), и Алексей Григорьев в партии Петра – точный выстрел в десятку: темпераментность и обнаженный нерв патриотизма проступают в нем и потрясающе сочно, и – что, казалось бы, несовместно – психологически тонко!

Партия Юлии – прекрасная работа Марины Шульги (она же солирует в опусе «Любовь святая» Свиридова, сопровождающем пластическую прощальную сцену с царской семьей). В партиях Бурсака и Калерии, от имени которой в пожилом возрасте через весь спектакль протянута нить памяти «от автора», вокал не предусмотрен вообще, но все три образа драматически привлекательны. Дементий Бурсак, внук Фёдора Бурсака (наказного атамана Черноморского казачьего войска в 1799–1816 годах) – казак по крови, но в душе – типично рафинированный интеллигент, сомневающийся и нерешительный, и в трактовке его образа Владиславом Емелиным это очень хорошо видно. Калерия (Наталья Арзяева) и Старая Калерия (Карина Петровская) – две проникновенно коррелирующие друг с другом грани одного характера, в котором загадки и тайны существенно больше, чем в Юлии. Пётр и Юлия рвутся домой в Россию, и нет сомнений: они вернутся! Но визит Старого Бурсака (Александр Безуглый) к Старой Калерии – тот единственно возможный открытый финал пьесы, который не оставляет сомнения: Бурсак к своей бывшей жене приехал лишь в гости.

Пестрая череда героев спектакля, «надстроенных» над судьбами четырех маленьких людей с большими человеческими характерами, также таит в себе немало интересного, психологически ценного. Это «темная лошадка», Муж Юлии, которого она бросает ради Толстопята (Владимир Булатов). Это Манечка, нежно любимая сестричка Петра, читающая ее трогательные наивно-«детские» дневники (Екатерина Стебекова). Это добряк-пацифист Попсуйшапка, знатный екатеринодарский скорняк по выделке папах (Артем Агафонов). Наконец, это и запоминающийся «царственно-благородный» последний русский император Николай II, типаж которого так притягательно фактурен (Максим Рогожкин)!

Однако два наиболее харизматичных персонажа эпической «надстройки» – праведный, исключительно положительный Атаман Бабыч (Владимир Гадалин) и, в особенности, бывалый и неутомимый Лука Костогрыз, в беспокойной голове которого роится целый рой идей и вещих снов (Анатолий Бородин), – держатся привилегированным в актерском плане особняком. В их незабываемо терпких, выразительных образах заключена вся мудрость и память предшествующих поколений войскового кубанского казачества: они – тот самый ориентир, курс на который на протяжении всего спектакля держит поколение молодого казачества начала XX века. Безрассудно-запальчивый Пётр Толстопят, для которого долг и воинская честь превыше всего, к этому славному поколению как раз и принадлежит.

Без живого и содержательно емкого романа-эпопеи Виктора Лихоносова, который в самóм Музыкальном театре абсолютно справедливо сравнивают с «Войной и миром» Льва Толстого в приложении к здешней географии и новой исторической эпохе, обсуждаемой премьеры просто бы не было. В силу этого, завершая наше театральное путешествие по страницам романа, хочется увенчать его действительно не написанными словами самогó автора – словами, не написанными, но сказанными после премьеры со сцены:

- Это очень патриотичный, благородный, тонкий спектакль. И всякий из нас, кто живет, думает, кто переживает за судьбу Отечества, за нашу общую судьбу, будет приходить сюда и смотреть этот спектакль <…>. Повторяю, это очень патриотичный спектакль, но он очень современный. Режиссер Николай Панин взял из многослойного довольно моего произведения самое насущное для сегодняшнего времени. Ведь я написал роман тридцать пять лет назад, как проходит слава земная. Я сам уже в четвертой части романа, как и Толстопят, прошедший по службе царю <…>. И я сидел и думал, что нет уже тех – даже не то, что тех, которые в романе, – но и тех, к кому я по дворам ходил <…>. Их нет, но есть вы, и корни ваши уходят в это неблизкое дальнее родство. И дай вам бог, чтобы вы после этого спектакля, уходя, так несколько слов сказали друг другу: «А бабушка мне рассказывала!..» Ибо всё это происходило на великой Кубани, в городе Екатеринодаре, великом казачьем городе. Да будем живы и богу милы, как говорили в старину и как повторял не раз в спектакле Лука Костогрыз! Спасибо!..

Фото со спектакля Татьяны Зубковой

Краснодарский край богат на творческие коллективы, различные театры и другие объединения талантливых людей. В этом регионе широкую известность приобрело Краснодарское ТО "Премьера", которое сегодня носит имя своего основателя Л. Гатова. Чем уникально это творческое объединение? Оно включает в себя разножанровые, непохожие друг на друга коллективы. Их в общей сложности 14, они дают свои представления на 6 концертных площадках.

Основателем музыкального театра, в который постепенно вошли другие коллективы, является народный артист России Леонид Гатов. Благодаря его организаторскому таланту и невероятному чутью во всем, что касается искусства, "Премьера" входит в число самых известных творческих союзов всей России. Под своим крылом она объединила около двух десятков разнообразных коллективов. Сегодня Краснодарский театр «Премьера» состоит из балетной труппы, музыкального, кукольного и молодёжного театра, симфонического и духового оркестров, ансамбля казачьей песни и других творческих групп.

Леонард Гатов и развитие ТО "Премьера"

Начало этому объединению было положено шоу-театром, который и сегодня успешно функционирует в городе, собирая полные залы. Образовалось оно в 1990 году, его художественным руководителем и генеральным директором стал Леонард Григорьевич Гатов. Этот гениальный человек начинал свою профессиональную деятельность в качестве руководителя оркестров, различных ДК, был режиссёром-постановщиком. В мае 1990 года он и возглавил "Премьера". Л. Гатов прошёл путь от руководителя обычных клубных учреждений до народного артиста России. Только благодаря его настойчивости и неутомимой энергии творческое объединение «Премьера» сумело стать многопрофильным и объединило в себе множество других творческих коллективов. Леонард Григорьевич прилагал немало усилий, чтобы подобрать опытный художественно-руководящий состав и укомплектовать артистический персонал.

Состав творческого объединения "Премьера"

В России и сегодня не найти творческого коллектива, который был бы похож на "Премьеру". Ведь это могучий концерн искусств, самодостаточная империя, способная вершить великое волшебство.

Руководитель Краснодарского театра "Премьера" Л. Гатов упорно шёл к своей цели, умело поднимал коллектив объединения на новые вершины, обогащая при этом культуру России и родной Кубани. Он со своими коллегами постоянно работал над совершенствованием театрального репертуара, привлекал новых музыкантов, вокалистов, известных режиссёров, знаменитых балетмейстеров и художников. Под чутким руководством осуществлялись многочисленные театральные и просветительские проекты, в которых принимали участие известные музыканты и деятели отечественной культуры.

Таким образом, в Краснодаре стали собираться лучшие творческие силы страны: режиссёры, художники-постановщики, молодые и народные солисты, артисты. Реализации творческих планов объединения помогали известные театралы: Г. Гаранян, Ю. Григорович, П. Хомский и другие.

О Краснодарском музыкальном театре

Этот театр является старейшим театром на Кубани. Он пережил за время своей истории всё: головокружительные успехи, взлеты, тяжёлые времена. Несколько раз Краснодарский музыкальный театр менял свой статус, всё время на более высокий. В 2002 году он присоединился к "Премьере". В его зрительном зале помещается 1 256 зрителей.

Музыкальный театр "Премьера" в Краснодаре оснащен всем необходимым. Здесь есть полный комплект современной аппаратуры, это не только световая, звуковая, но также лазерная установка для создания световых спецэффектов. Есть в театре пошивочные, декорационные цеха. В его распоряжении балетные и репетиционные классы. Художественным руководителем этого театра сейчас является Алексей Львов-Белов, заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Современный репертуар театра

Творческое объединение "Премьера" представляет вниманию зрителей разнообразие программ. С помощью мощной технической службы театр успешно выступает в Краснодаре, других городах России и даже во многих европейских странах. Даже после смерти Леонида Гатова созданный им в Краснодаре театр "Премьера" живёт, развивается и процветает. В каждом новом сезоне зрители наслаждаются как синкретичными современными постановками, которые не вписываются ни в один жанр, так и драматическими спектаклями, комедиями, балетами, классическими операми. Огромное внимание уделяется музыкальным программам - необычным и очень интересным.

Адрес "Премьеры"

Краснодарское творческое объединение "Премьера" имени Л. Г. Гатова находится на улице Красной, 44. Каждому местному жителю хорошо известен театр "Премьера" в Краснодаре и адреса его залов. Главной концертной площадкой и репетиционной базой для некоторых театров и творческих групп, входящих в "Премьеру", является Дворец искусств на ул. Стасова, 175.

В преддверии 8 Марта в нашей постоянной рубрике «Персона недели», в основном занятую мужскими лицами, судьбами и успехами, захотелось увидеть настоящую женщину. Кандидатура на это место возникла как-то сама собой. Татьяна Гатова возглавляет известнейший в России и за рубежом мощный концерн искусств - КГТУ «"Премьера" им. Г.Г. Гатова».

Именно Татьяна Михайловна представляет собой образ красивой, обаятельной, умной и успешной леди. И более того, имеющей уникальный талант - талант быть женщиной, обладающей терпением и силами находиться рядом с успешным мужчиной.

Был бы Леонард Григорьевич таким, каким его помнят и до сих пор любят кубанцы, если бы не Татьяна Михайловна? И была бы она сама собой, не встретив этого властного, нацеленного на успех мужчину?.. О том, как умная жена может сделать из мужа гения; как работа становится настоящей семьёй, а время - слишком быстрым; о простом женском счастье и непростых отношениях между людьми наша беседа с Татьяной Гатовой.

Татьяна Михайловна, наша с вами встреча в канун Международного женского дня. А как бы вы описали, кто такая современная женщина?

Я никогда не соглашусь с этим термином - «современная женщина». Мне кажется, женщины всегда были просто женщинами, они остаются ими и впредь. Все: мамы, жёны, дочери, сёстры, руководители коллективов и предприятий или хозяйки своего очага… Просто время заставляет нас несколько оперативнее реагировать на жизненные реалии. У мужей появилось больше заданий в быту, с которыми надо справиться, и при этом успевать быть лидером на работе; а у детей такая скорость в образовании, что мама должна и в этом успевать разобраться. Вот что такое, мне кажется, современная женщина. А так женщины были и есть создания милые, улыбчивые, добрые, отзывчивые, любящие.

- А можно ли сказать, что кубанские женщины чем-то отличаются от других?

Кубанской женщиной, если брать место жительства, я стала с девяти лет. Но до сих пор не могу определить это понятие. Вообще я урожденная сибирячка и горжусь этим, но в то же время я и кубанская женщина. Что касается говора, традиционно другого, - этому я так и не научилась. Но в моих дорогих кубаночках, как и в сибирячках, есть тепло, добродушие, гостеприимство.

Гатова Татьяна Михайловна Должность: генеральный директор и художественный руководитель Краевого государственного театрально-концертного учреждения «Краснодарское творческое объединение «Премьера» имени Л. Г. Гатова». Дата рождения: 02 марта 1952 года. Место рождения: г. Кемерово. Место жительства: г. Краснодар. Образование: Краснодарский государственный университет культуры и искусства. Достижения: заслуженная артистка России Семейное положение: вдова; есть дочь, внучка, мама, сестра.

- Что, по-вашему, может позволить себе женщина в любые времена?

Мне кажется, любая женщина должна иногда делать глупости. Ей можно остаться всегда той семнадцатилетней, двадцатилетней - у каждого свой «возраст глупостей». Порой я делаю такие поступки. Вот сейчас подумываю совершить маленькую, но приятную глупость - 18 апреля прилечу к дочери на день рождения. Она живёт в Италии. И огромным букетом цветов из Краснодара поздравлю её с 40-летием! Никого не предупреждая, приеду, постучу в дверь и скажу: «Здравствуйте, я прилетела!»

Как вам удаётся сочетать в себе деловую хватку (ведь вы руководите такой, можно сказать, большой империей) и вместе с тем женственность, легкость, теплоту?

Да я не ощущаю этой, так называемой, деловой хватки! Я могу прийти домой и сказать: «Знаете, я так устала, хочу всё бросить и уехать куда-нибудь в лес». Устаешь от этой на самом деле гонки. Но потом наступает новый день, ты просыпаешься, приезжаешь на работу, кто-то заходит к тебе, искренне улыбаясь. Ты вроде бы и не хотел видеть этого человека, а потом вдруг оказывается, - как хорошо, что я нашла для него минутку! Кажется, этот человек дал тебе такие силы! Главное, чтобы ты не терял желание «увидеть» каждого, кто заходит в твою дверь, в твою жизнь. Кто знает, со временем эта встреча может оказаться не случайной и поможет ответить на какие-то вопросы в твоей судьбе.

Еще я уверена, что у каждого из нас не может в душе быть пасмурно и постоянно лить дождь. И если даже сегодня у тебя тяжёлый день, не надо выплёскивать какой-то негатив на других. Иногда, конечно, так случается, и от этого страдают в основном близкие люди. Надо уметь, наверное, разговаривать с собой и где-то себя приостанавливать. А на это сейчас не хватает времени. Поэтому и говоришь иногда: «Всё, уезжаю!».

Хорошо, что сегодня дом для меня - это не дети, которых надо воспитывать. Иначе я просто не справилась бы со всем. Меня окружают замечательные коллеги, которые во многом помогают. Часто мне приходится слышать: «Ой, вы такую огромную работу делаете, такой человек сильный». Я считаю наоборот. Бывает, я что-то не доделала. Значит, сегодня я просто не могу ответить на какие-то вопросы, не могу изменить ситуацию, не нашла верный путь. Но я снова и снова ищу ответы на эти вопросы. Бывают и сомнения, но для женщины это нормально: мне кажется, она всегда может сомневаться.

Вы сказали, что устали от гонки. Но сейчас так много техники, помогающей нам, в первую очередь женщинам, упростить жизнь…

Я часто думаю: стала ли быстрее проходить минута? Это иллюзия, которую мы сами выдумали. В минуте по-прежнему 60 секунд. Не жизнь нас заставляет вращаться быстрее, а мы сами её разгоняем, придумывая для себя все эти «ускорители» в виде электрочайника и электронной почты. Нажимая на кнопочку, мы не понимаем, что сами себя загоняем в адскую машину скорости.

Да, с бытом сейчас всё проще. Закинул тарелки в посудомойку, включил стиральную машину, кофеварку и с «бытом» покончено. Но иногда хочется от этого уйти, разжечь по-старинке русскую печь, поставить самовар, а не включить в розетку электрочайник. И начинаешь представлять себя в те спокойные давние времена, когда не было такой спешки.

- Кем вы хотели стать в детстве?

Я очень хотела стать океанологом. Почему? Это так неординарно! В Туапсе был, а может, и остался, морской техникум. Но мне в нем мягко дали понять, что девочек этой специальности не обучают. А так, наверное, я бы поступила в него, такое желание было. В восьмом классе я подумала, почему бы мне не быть агрономом? Сдала документы в Пашковский сельскохозяйственный техникум. Я хорошо училась в школе, но не пошла в 9-й класс. Может быть, потому что начали появляться какие-то творческие мысли.

Я не могу сказать, что была недисциплинированным ребёнком, но меня иногда тянуло туда, куда не надо. И, кстати, мне казалось, если уж быть отличницей, то уметь всё как остальные ребята: и свистеть как на голубятне, и веселиться от души.

Я с энтузиазмом пошла в наше культпросвет училище. Прибежала ко мне подружка, спрашивает: «Ты куда?». Я отвечаю: «В Пашковский сельхоз». «И чего ты там будешь делать? Пойдём со мной в артистки, танцевать будем». Я ходила в танцевальный кружок, но это не значит, что я мечтала заниматься искусством и хореографией. Признаться, я не знала ни одного па. Но я доказывала всем, что могу и хочу. Меня взяли кандидатом и сказали, что, если хорошо покажу себя на трудовом десанте в колхозе, это будет плюсом при поступлении. Я честно работала не разгибаясь. Ставила один за другим ящики собранных помидоров. Но сельскому труду тоже надо учиться. У нас было много девочек из сельской местности, и в сборе помидоров они оказались проворнее. Однако я всё равно поступила и всегда была активисткой: мне нравилось участвовать во всех концертах, что-то придумывать.

- Расскажите вкратце о своем дальнейшем профессиональном пути. Он был стремительным и лёгким?

Я не скажу, что искусство - моя судьба, просто в итоге так получилось. Я не стала танцевать - поняла, что это не моё, но начала заниматься с детьми, руководить вокально-хореографическими коллективами.

Начинался мой путь легко, потому что «на старте» ты еще не понимаешь, куда ты можешь в итоге прийти и с какими трудностями столкнуться. Просто надо быть очень дисциплинированным человеком, любить то, чем ты занимаешься, и идти до конца, повторяя: «Нет, я справлюсь, я справлюсь!».

У меня с юности есть такая черта: если с чем-то не согласна, если меня не убедить, что так должно быть, - не буду делать. Я не то, чтобы конфликтовала, но спорила. И отстаивала эту точку зрения до последнего. Я искала своё место в жизни и в итоге нашла.

Это место оказалось не только работой, но и вашей семьей. Какую роль в вашей судьбе сыграл Леонард Григорьевич?

Мне повезло, я много встречала на своем пути замечательных людей. От каждого я что-то взяла. Если когда-то я бы не разошлась со своим первым мужем, то не повстречалась бы с Гатовым. Хотя я до сих пор считаю, что не я разошлась с первым супругом, а нас развела мама. Но сейчас я могу сказать только: «Мам, наверное, это было правильно. Мы были разными людьми».

У некоторых женщин сейчас своего рода пиар, когда они выходят третий или пятый раз замуж. Я совершенно не горжусь этим. Но я повстречала такого человека, с которым не могла не быть и которому помогла стать тем, кем был он. Он приехал в Краснодар из Ростова от творческого неудовлетворения. И если бы он встретил не меня, а, может быть, кого-то другого, был бы так же не реализован или просто развернулся и уехал дальше, к примеру, в Ставрополь. Ему нужна была опора. Он будто бы просил: «Потерпите, я созрею, дайте мне немного почвы под ногами, поддержите меня, и я вам такое сделаю!»

Конечно, если бы не наша встреча, я тоже была бы другой. Надо по жизни верить и терпеливо ждать.

- «Премьера» - наверное, ваше самое главное детище. Как оно росло и развивалось, какое оно сейчас?

Я всё время не соглашалась с Леонардом, да и многие в окружении Гатова говорили ему, что он собирается сделать невозможное. Не было человека, который бы сказал: «Вперёд, правильно делаете!». Каждый хватался за голову и говорил: «Боже мой, очередной коллектив! Это невозможно»… Вы помните, каким стремительным было преображение Музыкального театра, когда в пожарном порядке проходила его реконструкция, параллельно ставились две оперы - «Кармен» и «Евгений Онегин» и балет «Золотой век». Никто в не верил, что такие темпы возможны. Ни я, ни дочь, которая приезжала и говорила: «Пап, я всё понимаю, но куда ты торопишься, зачем ты так спешишь?».

Сегодня когда в «Премьеру» приезжают из разных уголков страны и спрашивают: «Как можно объединиться? Мы тоже хотим». Я говорю: «Это было не объединение, это была семья, которая росла, в которой появлялись дети - новые творческие коллективы». Объединились мы только один раз - это в 2002 году, когда пришли в Музыкальный театр. Труппа очень болезненно воспринимала этот процесс. Артисты опасались, что их быстренько выгонят, «посадят» здесь «Премьеру», и будут они как младшенькие дети, которые что-то донашивают за старшими. А получилось всё по-другому. Когда люди приходят в Музыкальный театр, они радуются. Говорят, что в нем легко дышится, атмосфера светлая и весёлая.

Сегодня ТО «Премьера» включает Театр балета Юрия Григоровича, музыкальный театр, Краснодарский биг-бэнд Георгия Гараняна, музыкальный шоу-театр «Премьера», ансамбль казачьей песни «Криница»,Молодежный театр, Новый театр кукол, Кубанский симфонический оркестр, концертный духовой оркестр, камерный «Премьер-оркестр», вокально-хореографический ансамбль «Родник»,Дворец искусств «Премьера»,Муниципальный концертный зал органной и камерной музыки, Театр ветеранов сцены,Детский театр песни,Центр культуры и досуга в поселке Лорис, культурно-оздоровительный центр «Премьера» в г.Анапе, Телевидение «Премьера», художественно-производственный мастерские по пошиву и изготовлению костюмов, реквизита и сценической обуви.Всего 19 коллективов, каждый из которых постоянно дарит жителям нашего края новые спектакли, программы, премьеры. ТО «Премьера» - это более 1000 артистов, музыкантов, исполнителей разных жанров, которые имеют возможность увлеченно работать, максимально реализуя свой творческий потенциал.

- Помогает ли вам в жизни интуиция?

Я очень сомневающийся человек. Я боюсь резких перемен, долго думаю над решением. Интуитивно я понимаю, что, если я сегодня не сделаю этот, образно говоря, корабль, другим, то завтра нам будет очень сложно. Но я не скорый в решениях человек. Может быть, это и хорошо. Хотя иногда могу что-то сделать моментально, словно шашкой махнуть. Бывает, что ошибаюсь. Тогда извиняюсь и стараюсь сохранить то, что было.

- Что для вас семья? И чему вы больше уделяете внимание: семье и дому или работе?

Семья в нашем возрасте - это и есть работа. Домой приходишь только поспать, потом встать, зубы почистить и опять в свою большую семью - коллектив. Я всегда больше внимания уделяла работе. И сейчас, и раньше. И Леонард Гатов был тем человеком, для которого самое главное - работа.

Дочь росла с моей мамой, самостоятельно. Леонард уделял много внимания воспитанию девочки своим примером. Гатов говорил: «Она же видит, как работают её родители». И, слава богу, что дочь всё правильно воспринимала. Я немного уделяла времени семье. Однажды как-то вдруг поняла, что у меня есть родственники, надо встречаться со своей старшей сестрой и с племянниками. Последние несколько лет бывает, что мы вдруг делаем семейный обед или вечер: собираемся дома или на даче, а иногда и в ресторанчике.

Когда муж известен и многими любим, как это было с Леонардом Григорьевичем, зачастую жена остаётся в тени. Как было у вас?

Скажите, что такое тень? Это место, где человек может укрыться от солнца, зноя, жажды, где ему хорошо. Я так к этому относилась. Я прекрасно знала, что каждый лидер хорош тогда, когда у него есть настоящий зам, правая рука. Я сейчас думаю: «Мне тяжело, что у меня нет такого человека, какой была я у Гатова». Представляете, какое это удовольствие, когда я была ему нужна! Он резкий, он колючий: «Будет так, как я сказал!». А я наоборот, мягкая, сдержанная, может, мы дополняли друг друга? Бывало, хлопнет дверью. Он перед всеми такой был. Но всё равно убедит. У него был этот сумасшедший дар убеждения. И я точно знаю, что это счастье - быть с таким человеком, находиться в его тени.

Когда Александр Ткачев на днях поздравлял женщин Кубани с 8 Марта, он очень просто и очень верно сказал: «Если мужчина выглядит хорошо, значит у него такая женщина». И мужчина рядом с такой женщиной так работает, так нацелен! Но еще есть и характер. Другая на моем месте, быть может, сказала бы: «Я от тебя ухожу. Ты не видишь детей, тебя дома нет сутками, даже деньги твои меня уже не интересуют». Надо иметь терпение, силы, желание, любовь и талант быть женщиной рядом с такими мужчинами!

Если женщина захочет, она сделает своего мужчину гением. И она же его может уничтожить. Я считаю, что мужчина - это росточек, который потом превратится в мощный дуб, если у него будет хорошая подпорка вначале. А потом и крона раскроется. И будет та тень, в которой так легко и хорошо.

Пару лет назад активно говорили о том, чтобы создать в Краснодаре памятник Леонарду Гатову. Как с этим обстоят дела? Такой проект существует?

Городская администрация и дума Краснодара обещали разбить очень красивый сквер имени Л.Г. Гатова возле Дворца искусств на улице Стасова. Есть решение по этому вопросу. Я поставила памятник своему мужу там, где он сейчас находится.

Однако настоящий «живой» памятник - дело, которое он создал. Вот вы заходите в театр, на фасаде которого написано «…имени Леонарда Гатова». Каждый, кто у нас побывает на спектакле или концерте, вспомнит Леонарда Григорьевича. Может быть, со временем получится сделать хороший музей. А просто монумент… Я никогда не буду на этом настаивать, но поддержу все начинания и всё, что будет зависеть от меня, я сделаю. Если будут такие возможности у наших властей, я знаю, что они не забудут.

- В чём ваше, как говорится, простое женское счастье?

Чтобы утром встать, выглядеть свежо и красиво, улыбнуться себе и сказать: «Ой, хорошо, что ты надела старое платье и смогла его застегнуть». Еще заниматься спортом и здоровым образом жизни, чтобы не терялась активность и желание действовать. Счастье - это чувствовать, что тебя жизнь устраивает, что ты находишь в ней прекрасные вещи.

- Остались еще невоплощенные в реальность мечты и цели?

Погодите, я еще должна увидеть свадьбу своей внучки, увидеть её красный диплом, увидеть то, что она станет премьер-министром Италии, потому что дедушка ей сказал, чтобы была не ниже, чем премьер-министр. Я должна за всем этим проследить! В этом году она уже пойдет в школу…

- Что или кто является вашим самым надежным талисманом, своего рода «ангелом хранителем»?

Наверное, это моя мама. Ей ведь уже 92 года! Я на неё смотрю - у неё до сих пор такая хорошая кожа, она умеет радоваться жизни, любит театр. И про себя я часто думаю: «Мамулька, от тебя у меня многое. Хороший ты у меня талисманчик».

- Как вы относитесь к природе?

Очень люблю! Поэтому за городом построили потрясающий русский терем из брёвен. Я люблю сидеть в тишине, созерцать, смотреть на солнышко, ощущать ароматы леса, слушать журчание ручья, пение птиц. Люблю в такой атмосфере что-то записывать. Люблю путешествовать.

- У вас есть какие-то увлечения?

Если правда, то нет. Даже когда я говорю: «Так хочу цветы развести!», меня хватает ровно на то время, пока мне это интересно. Потом цветочками занимается кто-то другой.

- Последний вопрос традиционный предпраздничный. Что бы вы пожелали 8 Марта посетительницам нашего портала 93. ru?

Весна - это начало жизни. Мне всегда нравится картина - снег и тюльпаны. Вот пусть у вас всегда будет и легкий, пушистый сказочный снег, и красивые тюльпаны. И пусть всё будет хорошо: женщины чтобы улыбались, мужчины чтобы ходили с огромными букетами. Нет мужчин - `покупайте себе букеты. А еще всегда сами оставайтесь прекрасными цветами.

Его путь артиста начался в Ставропольском крае, где Леонард Гатов окончил музыкальное училище по классу трубы.

Вернувшись в родной город, выпускник музыкального училища, организовал при заводе «Ростсельмаш» эстрадный оркестр «Юность», слава о котором вскоре прогремела далеко за пределами области.

Леонард Григорьевич играл в оркестре знаменитого Эдди Рознера и не менее знаменитого Юрия Силантьева.

Через какое-то время рамки музыканта-исполнителя оказались слишком тесными для такой сильной личности и деятельной натуры, каким всегда был Леонард Григорьевич Гатов.

Его режиссерскими университетами стала работа на международном конкурсе патриотической песни «Красная гвоздика» в Сочи и на Московской Олимпиаде. Именно в Москве творческие возможности Л. Г. Гатова были раскрыты в полной мере. Режиссер-постановщик масштабных праздничных представлений с огромным количеством артистов и массовки - профессия штучная, помимо массы необходимых качеств требующая безграничного полета фантазии и умения заразить своими взглядами других людей. У Гатова всего этого было в избытке.


1990-й год им была создано объединение «Премьера»…

Что происходило с искусством и обществом на территории бывшего СССР и какие ужасы творились в стране рассказывать не стоит.

Театры закрывались, творческие коллективы рассыпались повсеместно. Культура, существовавшая за счет государственного бюджета, практически повсеместно умирала. Выжить в той обстановке могли только талантливые и действительно сильные коллективы и творческие личности. В Москве это были «Ленком», руководимый Эльдаром Рязановым, МХАТЫ им. А.П. Чехова и М.А. Горького под руководством Олега Ефремова и Татьяны Дорониной. В санкт-петербургском БДТ это был Кирилл Лавров…

Краснодару повезло! Здесь такой личностью оказался Леонард Гатов – человек незаурядный, талантливый и энергичный, всегда готовый к преодолению сложнейших трудностей и свято веривший в осуществление своих гениальных идей. Привлечение к работе лучших российских и краснодарских артистических сил, последовательное проведение требовательной художественно-эстетической политики, ориентация на высокие образцы высокого искусства позволили в короткий срок не только создать и широко развернуть деятельность мощного творческого объединения «Премьера», но и вывести Краснодар в число крупных культурных центров России.

Сегодня трудно представить себе Краснодар, родную Кубань без театра балета Юрия Григоровича, без искрометных импровизаций великолепного Биг-бэнда имени Георгия Гараняна, без поражающих воображение концертных программ Кубанского симфонического оркестра и поставленных на сцене Музыкального театра спектаклей всей палитры театральных жанров, без органных фестивалей, которые уже почти два десятилетия созывают друзей, без эпатажных, вызывающих на себя огонь критики и восхищения постановок Молодежного театра, без торжественного дефиле Кубанского духового оркестра в воскресный день по главной улице казачьей столицы… Все это благодаря ему есть и во имя памяти о нем живет и развивается.

Это его смелой идеей превращения Краснодара в культурную столицу Юга России мы обязаны появлением на Кубани таких выдающихся деятелей культуры, как Юрий Григорович, Георгий Гаранян, Владимир Понькин, Владимир Зива, Роман Виктюк и многих других.

20 творческих коллективов он собрал в единую семью объединения «Премьера». Уже более 15 лет на Кубани активно работает Театр балета, руководимый выдающимся хореографом современности Юрием Григоровичем, имя которого знают во всех уголках земного шара. Около двух десятков спектаклей, поставленных маэстро на краснодарской сцене, вывели труппу на мировой уровень. И многочисленные успешные гастроли коллектива лишь подтверждают высокий статус наших артистов в балетном мире.

В Музыкальный и Молодежный театры приезжают работать над спектаклями самые именитые режиссеры и художники.

Творчество Биг-бэнда имени Георгия Гараняна, Музыкального Шоу-театра «Премьера», Ансамблей «Криница» и «Родник», Кубанского симфонического оркестра, Нового театра кукол, Кубанского духового оркестра, Детского театра песни и др. коллективов хорошо известно и любимо российскими и зарубежными зрителями.

В огромном концерне искусств, каковым стало за эти годы творческое объединение «Премьера», создан полный цикл подготовки и проведения самого масштабного спектакля. Костюмы и декорации, качественный свет и звук, афиши и буклеты, а также профессиональная телевизионная съемка, проводимая Телекомпанией «Премьера» – все это стало возможным благодаря Леонарду Григорьевичу Гатову.

Он был одним из самых влиятельных лидеров культуры страны, как истинный патриот много делал для укрепления дружбы и межнационального согласия в нашем доме – России.

За весомый вклад в миротворческие процессы Леонард Григорьевич в 2005 году удостоен высокой правительственной награды – «Ордена Дружбы».

В череде огромных по масштабу замыслов и воплощений его грандиозных идей можно назвать проведение грандиозных праздников – Открытия курортных сезонов и Дней городов, а также многочисленных фестивалей искусств в Сочи и Анапе, Белореченске и Успенском районе, просветительскую программу «Скорая музыкальная помощь», гастрольные туры по всему краю артистов с Поездом Деда Мороза, торжества, посвященные юбилеям Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик и многое-многое другое.

Союз театральных деятелей России высоко оценил творчество Леонарда Гатова, наградив его в марте 2007 года Всероссийской профессиональной премией «Грани театра масс» в номинации «Лучший режиссер-постановщик».

Он был не просто первым. Он был единственным! В России нет творческого коллектива, подобного «Премьере», сумевшей стать могучим концерном искусств, самодостаточной империей, способной вершить великие дела. Гатов упорно и умело шел от вершины к вершине, обогащая культуру родной Кубани и всей России. Он был яркой, неординарной личностью, с огромной волей и такой же огромной работоспособностью, с невероятным чувством юмора и искренним уважением к людям, которые восхищались его мудростью, неисчерпаемой фантазией и умением доводить до конца самые, казалось бы, невероятные проекты.

Леонард Григорьевич был просветителем – хотя, казалось бы, в наш век информационных технологий для просветительства места не остается. Объектом его просветительских «штудий» была… душа. Леонард Григорьевич хорошо понимал, что без прикосновения к прекрасному невозможно воспитание полноценной личности…

После его смерти заботу о главном детище жизни Леонарда Григорьевича взяла на себя его супруга – заслуженная артистка России Татьяна Гатова, которая всегда была его правой рукой и создавала «Премьеру» вместе с ним с первого дня.

Дело, начало которому с любовью положил Леонард Гатов, живет и расцветает год от года новыми именами, событиями и достижениями.

1 июля 2009 года на Славянском кладбище в Краснодаре прошла церемония открытия надгробного памятника основателю, первому генеральному директору и художественному руководителю Краснодарского творческого объединения «Премьера», народному артисту России, профессору, Герою Труда Кубани, почетному гражданину г. Краснодара, Леонарду Гатову.

Оле ся Огиенко специально для издания «Кубанские ведомости»

Фотоматериалы предоставлены пресс-службой ТО «Премьера».