Знаки и символы в искусстве. Знаки и символы С первобытных времен различные виды изображений(скульптур ные, живописные, графические) являлись знаковыми. Символика в скульптуре и живописи

Знаки и символы С первобытных времен различные виды изображений(скульптур ные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.






Знаки и символы Знаки- это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы SOS или сирены скорой помощи, самые разные жесты и т.п.


Знаки и символы Символ может быть обозначен числом, свойством, формой. Например, число 7 символ совершенства и завершённости (семь дней в каждой фазе луны, семь цветов радуги, семь нот, семь дней недели, семь добродетелей, семь смертных грехов, семь таинств Иероним Босх (ок) Семь смертных грехов


Знаки и символы Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции. Иероним Босх (Около) Триптих Сад земных наслаждений.


Знаки и символы С. Боттичелли «Благовещение» В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб символы таинства причащения; цветы лилии или ириса символ Богоматери.


Знаки и символы Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни. Троица. Андрей Рублев.


Знаки и символы С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом религиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная символика Средневековья. В бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жизни человека.


Джузаппе Рекки. Натюрморт с пятью чувствами. Джузеппе Рекки, мастер натюрмортов, решил эту проблему как настоящий последователь лаконизма в одной картине. На небольшом столе он разложил несколько предметов, которые олицетворяли пять чувств человека: лютня - слух, тетрадь с нотами - зрение, блюдо из ижею - вкус, подзорная труба и очки - ещё одно напоминание о зрении, цветы - обоняние. Для олицетворения осязания осталась небольшая шкатулка. В искусстве Неаполя своё место занимали картины на темы пяти чувств человека - слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания. Известные картины Хосе де Риберы на эту же тематику. Осязание у Риберы олицетворял слепой скульптор, обоняние - крестьянин с чесноком, слух - весёлая девчонка с тамбурином. Для каждого из чувств была отдельная картина.


Ю. Ван Стрек. Суета сует Многие произведения XVII в. носят символический характер, который зачастую передается представленными в них предметами: бокалами с вином, хлебом, рыбой, увядшими цветами, часами и др. Иногда обычные предметы, необычно соединенные в одной композиции, представляют собой сложные для разгадывания образные коды. Особенно это характерно для распространенного в XVII в. натюрморта, называемого ванитас (vanitas суета сует) и напоминающего человеку о бренности его существования.


Череп напоминание о неизбежности смерти. Череп напоминание о неизбежности смерти. Мыльные пузыри краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla «человек есть мыльный пузырь». Мыльные пузыри краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla «человек есть мыльный пузырь». Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Песочные и механические часы быстротечность времени. Песочные и механические часы быстротечность времени. Музыкальные инструменты, ноты краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств. Музыкальные инструменты, ноты краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств. Оружие и доспехи символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу. Оружие и доспехи символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу. Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок.


Балтазар ван дер Аст «Корзина фруктов» Если предположить, что здесь яблоки символизируют победу над грехом, а насекомые и ящерицы часто связывались со злом, то этот обычный В картине множество замаскированной символики. Присутствие дефектов и червоточин, бабочек, стрекоз и мух - очень необычно для натюрмортов. сюжет - ящерица грызущая яблоко, выпавшее из корзины, превращается в сцену борьбы добра и зла.


Кипренский Орест Адамович - Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной. На Авдулиной жемчужное ожерелье. Жемчуг в христианской символике означает одновременно и богатство духа, и горе,печаль. И если сама Авдулина является воплощением хрупкой молодой красоты и духовности, то тёмные грозовые тучи и едва заметная в сумраке, полого поднимающаяся по холму дорога символизируют трудный жизненный путь и навевают мысль о хрупкости и беззащитности одухотворённой красоты в нашем суровом мире. Во время работы над портретом художником владели грустные думы, которые кратко можно выразить словами Фридриха Шиллера: Прекрасное всё гибнет в лучшем цвете, Таков удел прекрасного на свете. Свёрнутый и опущенный вниз веер в руке символизирует исчезновение.


Символы в архитектуре.Очень выразительна, например, символика православных храмов. Символично и количество глав на храме. Если у храма одна глава, значит он посвящен Господу Иисусу Христу. Две главы напоминают нам двойственную природу Христа: Бога и Человека. Три главы храма указывают на три лица Святой Троицы; Пять глав означают Иисуса Христа и четырёх евангелистов; семь глав семь святых таинств и семь Вселенских Соборов; тринадцать Иисуса Христа и 12 апостолов.


Автопортрет в фетровой шляпе. Ван Гог Винсент.. Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены Винсента ван Гога () отражают его мятежную, независимую от канонов и норм, одинокую душу.


В. Ван Гог. Звездная ночь. Его работы пронизаны чувством острой тревоги и смятения. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог стремился отразить содержание с помощью экспрессивных, психологически насыщенных цветов.


Символы в живописи. «Я попытался выразить красным и зеленым цветом ужасные страсти человека», говорил художник. Эмоциональный накал во много раз усиливался благодаря используемому мастером приему наложения краски мелкими штриховыми линиями и волнообразному ритму их движения. В. Ван Гог. Натюрморт с олеандром В. Ван Гог. Церковь в Овере


Символы в живописи. П. Пикассо. Музыкальные инструменты. П. Пикассо. Скрипка. Использовал символику в своих произведениях и Пабло Пикассо (). Персонажами его натюрмортов часто были музыкальные инструменты. Возможно, это связано с изысканностью их форм, а может быть, со стремлением синтезировать живопись и музыку.


Символы в музыке Н. Паганини «Вечное Движение» Символом воплощения образа «вечного движения» стали инструментальные пьесы «Pегреtuum mobile» («Вечное движение») самых разных композиторов: Н. Паганини, Ф. Мендельсона, Н.Римского-Корсакова и др.. Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков и наполнено тайнами. С поразительным разнообразием и глубиной с помощью системы знаков и символов музыка выражает богатейший мир человеческих чувств. Даже отдельный звук с учетом всех его сторон высоты, длительности, тембра, громкости представляет собой знак-интонацию. Он может свидетельствовать о робости или уверенности, скованности или свободе, нежности или грубости.


Симфония 5 Л. Бетховена Симфония 5 Л. Бетховена. Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы зерно- интонацию, из которой вырастает вся Симфония 5 Л. Бетховена. И таких примеров в музыкальном искусстве множество. Симфония 5 Л. Бетховена Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны.


Домашнее задание Подберите произведения музыкальные, поэтические или изобразительного искусства, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии вашей жизни, о том, что оставило след в вашей памяти, в душе. Подберите произведения музыкальные, поэтические или изобразительного искусства, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии вашей жизни, о том, что оставило след в вашей памяти, в душе.



Образ льва - самый распространённый в скульптурном искусстве как в городской среде, так и в интерьерах. Все художники изображают этих животных по-разному, встречаются порой очень даже интересные и любопытные экземпляры. У каждого свой характер. Скульптуры львов можно увидеть в Пекине, Престоне, в Париже, в Одессе, во многих городах Германии, в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове, в Ливерпуле, Лондоне, Алупке, Лас-Вегасе, Вене, в городах Греции и других стран мира. Почему так распространены скульптуры этого царственного животного? Какие из них самые знаменитые? Об этом и пойдет речь в статье.

Почему именно лев?

Именно лев внушил человеку трепет и страх, уважение и величие. Из-за его гордого вида и поведения его называют царем зверей. Мы в своих фантазиях представляем это животное в расцвете сил, сильного, молодого, с пушистой гривой.

В архитектуре с древних времен используют огромное количество различных форм - как малых, так и больших, среди которых одной из самых распространённых является скульптура льва. Почему именно это животное?

Во-первых, лев - это образ, который символизирует мощь, царство. К этим качествам люди всегда были неравнодушны. Скульптура льва - это символ богатства.

Дома всех высокопоставленных граждан, которые имеют или имели отношение к власти, украшались этими животными.

Во-вторых, массивное, мощное, но в то же время гибкое тело льва с множеством мышц, обладающее огромной силой - это символ мощи и проворства, способности справиться с любым врагом.

В поведении царственного животного были подмечены такие качества, которые очень высоко ценились в человеческом обществе - верность, храбрость, бесстрашие. Недаром есть выражение «драться, как лев». Именно поэтому животное удостоилось такой чести, как увековечение в скульптурно-архитектурном искусстве.

История использования образа льва в скульптуре

С древних времен этих животных увековечивают в скульптуре. У каждого рода было свое тотемное млекопитающее, но самым распространенным был именно лев. Это животное у всех народов имело положительную символику. Скульптуры льва распространены в древней Ассирии, Египте, Вавилоне, Индии. Внешность этого животного можно усмотреть у многих мифических персонажей: химеры, грифона, сфинкса.

В мировых религиях львы окружены ореолом святости:

  • в буддизме именно Будду называли львом среди людей, он символизировал отвагу, защиту порядка, мудрость, веру;
  • в исламе львом Аллаха называли зятя Мухаммеда, он является символом уничтожения зла и защиты добра;
  • в индуизме Вишну превращался в полульва-получеловека;
  • в христианстве многие святые были брошены на съедение львам, но были не тронуты животными.

В Средневековье животное олицетворяло бдительную стражу, так как было наделено способностью спать с открытыми глазами. В изображали играющим с шарами, которые символизируют небесное светило - солнце. В эпоху Ренессанса лев стал символом гордости, храбрости. Именно с этого времени и началось массовое поклонение этому животному и использование его образа в скульптурном искусстве.

Скульптуры льва

Скульптурные львы встречаются в основном в городах. Это и понятно, так как искусство в основном зарождалось в крупных населенных пунктах.

В раннехристианском скульптурном искусстве лев был символом Иеронима и Марка, а чуть позже - и самого Иисуса Христа. Спустя время эти животные стали неотъемлемым украшением гербов многих государств и княжеств. Их статуями стали украшать дворцы и храмы. Так, например, Святого Марка стоит у главного входа во Дворец Дожа в Венеции.

Умирающий лев

Очень известной скульптурой льва во всем мире является памятник «Умирающий лев» в Люцерне. Он посвящен печальному эпизоду европейской истории. Создан по эскизу всемирно известного художника и скульптора Торвальдсена.

Скульптура посвящена швейцарским гвардейцам, 660 представителей которых стали жертвами разъяренной толпы, осаждавшей Тюильри. Отряд гвардейцев составлял дворцовую охрану Людовика - последнего французского короля.

Когда толпа людей прорвалась к дворцу, король отдал приказ: «Никому не стрелять в людей». Он не хотел стрелять в свой народ. Но граждане этого жеста не оценили. Монарх погиб, и вместе с ним погибли и его верные гвардейцы. Именно в честь их подвига и самопожертвования была высечена скульптура «Умирающий лев».

Небесные львы Будды

По традиции китайского льва многие называют «корейским» или «собакой Фу». В буддийской религии он является священным животным. Изображается он всегда в виде подносящего букет цветов Будде. Встречаются изображения божеств, сидящих верхом на льве. Царственное животное - это образ энергии, доблести и мудрости.

Собаку Фу изображают перед Буддой, как его защитника, в лапке у нее копье. Они бывают разных форм, размеров, цвета и изготовленные из различного материала. Иногда они изображены со свирепой мордой, готовые пойти на любые меры, чтобы защитить Будду от демонов.

Собаку Фу часто вышивали на древних одеждах. У китайцев есть поверье, что в лапах животного - молоко, и они очень любят играть с шарами. Древние люди, придя в лес, обязательно оставляли для них шары.

Собака Фу очень популярна в Китае и в настоящее время. Считается, что ее изображение защищает от воровства, забирает негативную энергию. Их располагают перед входной дверью в помещение.

Китайские львы, как правило, не свойственны культуре страны. Отдельные экземпляры привозились императору как подарки. Лев не присутствует в ранних китайских произведениях искусства, а получил широкое распространение только с появлением буддизма. Скульптурами львов стали украшать входы в храмы. Все китайские статуи изображают животное сидящим с одной приподнятой лапой.

Львы Санкт-Петербурга

Мраморные львы украшают многие города мира, но в Санкт-Петербурге львы, сфинксы и грифоны чувствуют себя превосходно, украшая парки, сады, набережные, площади и просто фасады домов. Итак, каменные цари зверей северной столицы России:

  • Львы Дворцовой пристани. Сторожевые животные являются самыми популярными в городе на Неве. Были установлены в 1832 году по приказу императора Николая Первого. Представляют собой пару львов-близнецов, охраняющих пристань Адмиралтейской набережной.
  • Львы на канале Грибоедова . Он был открыт в 1825 году. С тех пор чугунные двухметровые скульптуры животных восхищают коренных жителей и гостей города. Сторожевые львы мостика в пасти удерживают свисающие канаты, впившиеся в постамент лапы и напряженные спины дают понять, насколько тяжело нести веками этот груз.
  • Львы у Русского музея. Это два брата-близнеца, которые установлены на лестнице, ведущей в парк. Отлиты из чугуна, стоят в позе, вдавливая в гранит шары.
  • Дом со львами . Это роскошный особняк, который был передан Военному министерству. Его охраняют мощные львы из мрамора.
  • Львы с лестницы дворца Елагина. Первые отлитые из чугуна животные Петербурга.
  • Львы Самое многочисленное семейство скульптурных львов Петербурга расположено именно на этой набережной. Имя автора неизвестно, известно лишь примерное время их появления - это приблизительно 1790-е годы. Это очень благодушные животные, которые держат в зубах чугунную цепь.
  • Китайские львы на Петровской набережной . Уникальными и мифическими животными являются львы «Ши-цза». Высота их - около 4,5 метров, вес - 2,5 метров.
  • Гранитные львы у дома Лаваля. Точное время появления скульптур у стен особняка неизвестно.
  • Львы у Павловского дворца. Они с задумчивыми и печальными мордами, напоминающие львов-философов, установлены у флигелей дворца.

Заключение

Льва называют Он является символом власти, мощи, благородства и царственности. В египетской мифологии он - символ власти божественной. У ассирийцев и греков эти животные были спутниками богинь. Скульптуры льва создавали еще в древние времена и продолжают увековечивать это грациозное животное по сей день.

В настоящее время искусство вновь набирает силы, все, что ценилось в древние времена, становится еще более популярным сейчас.

С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. Скульптуре принадлежало первое место в изобразительном искусстве этого времени. Она усиливала эмоциональность и зрелищность готической архитектуры, в ней наиболее очевидно проявлялось стремление к чувственно-поэтическому, изобразительному воплощению не только религиозных представлений времени, но и наивно обоготворенной человеком природы и его самого как ее совершенного порождения. Особенно богато украшался готический собор, который Виктор Гюго образно сравнивал с гигантской книгой. Главное место в его внешнем и внутреннем декоративном убранстве принадлежало статуе и рельефу. Композиционный и идейный замысел скульптурного декора был подчинен разработанной теологами программе.

Пророк Иеремия


Пророк Даниил


Колодец пророков

Клаус Слютер, Колодец пророков, 1395–1406 годы, монастырь Шанмоль, Дижон, Франция

В храме, олицетворяющем, как и прежде, образ вселенной, теперь наиболее развернуто в зримых чувственных формах представлялась религиозная история человечества с ее возвышенными и низменными сторонами, с ее жизненной многосложностью. Тысячи статуй и рельефов выполнялись в мастерских при соборах. В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев. Средоточием скульптурных композиций стали порталы, где большие по размеру статуи апостолов, пророков, святых располагались вереницами, как бы встречая посетителей. Тимпаны, арки порталов, промежутки между ними, галереи верхних ярусов, ниши башенок, вимперги украшались горельефами, декоративными рельефами и статуями. Множество мелких фигур и отдельных сцен размещалось в трансептах, на консолях, цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах. Капители и карнизы заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам точно пробегали каменные полураспустившиеся листочки (краббы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Все эти орнаментальные мотивы как бы вдыхали чувство жизни природы в архитектурные формы. Подобное изобилие растительной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях.

Готическая скульптура – органическая часть архитектуры собора. Она включается в архитектурную конструкцию, входит в состав функциональных элементов постройки. В Реймском соборе она даже определяет его внешний облик. Взаимодействие архитектуры со скульптурой и живописью порождало то неповторимое разнообразие впечатлений, которым готика обогащала современников. Статуи сохраняют теснейшую связь со стеной, с опорой. Фигуры удлиненных пропорций как бы вторят вертикальным членениям архитектуры, подчиняясь динамическому ритму целого, образуя единый архитектурно-скульптурный ансамбль. Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами, зависели от установленного религиозными канонами месторасположения. В готической архитектуре увеличилась не только степень подчинения скульптуры архитектуре, но и поднялось самостоятельное значение скульптуры. Готика продолжила начатое романскими ваятелями обособление человеческого образа от общего декоративного убранства. Стала более свободной трактовка художественной формы, усилилась роль статуарной круглой пластики, ее взаимодействие с окружающей пространственной и световоздушной средой. Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах. Легкие изгибы, повороты торсов и перенесение тяжести тела на одну ногу, характерные живые позы и жесты придают фигурам динамичность, которая несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора.


Санта Репарата
Музей дель Дуомо, Флоренция


Кампанила собора Санта
Мария дель Фьоре, 1337–1343


Надежда, 1330
Баптистерий, Флоренция

Скульптор и архитектор Андреа Пизано, двери флорентийского баптистерия, рельефы и статуи флорентийского собора

Огромную эмоциональную выразительность статуям придавали драпировки одежд, подчеркивающие пластичность и гибкость человеческого тела, его жизнь в пространственной среде. Складки приобрели естественную тяжесть; глубоко западая, они порождали богатую игру света и тени, уподоблялись то каннелюрам колонн, то образовывали напряженные резкие изломы, то струились легкими потоками, то ниспадали бурными свободными каскадами, как бы вторя человеческим переживаниям. Часто сквозь тонкую одежду просвечивало тело, красоту которого начинали признавать и чувствовать и поэты и скульпторы того времени. Внимание сосредоточивалось на пластической и духовной выразительности лиц. В характеристике святых появлялись человечность, мягкость. Их образы становились разнообразными, остроиндивидуальными, конкретными, возвышенное сочеталось в них с повседневным житейским. Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью или переживаниями. Обращенные к окружающим и друг к другу святые, исполненные душевной близости, как бы сердечно беседовали между собой. Готический художник передавал тонкие душевные движения, радость и тревогу, сострадание, гнев, страстную взволнованность, томительное раздумье.

Появляются скульптурные группы, объединенные сюжетом и драматическим действием, разнообразные по композиции. Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер. Стремление усилить чувственную достоверность образа обнаруживало себя в острой наблюдательности и жадном интересе к единичному, частному, индивидуальному, портретному и даже необычному, случайному. Человеческое лицо, как красивое, так и уродливое, для средневекового мастера было отблеском вечной красоты и мудрости мироздания. Отсюда интерес к характерным жизненным деталям, которыми они обогащали пластику. Расцвет скульптуры начался на рубеже 12–13 столетий во Франции, когда процесс национального пробуждения был на подъеме. Простота и изящество четких форм, плавность и чистота контуров, ясность пропорций, сдержанные жесты служили во французской скульптуре выражением нравственной силы, духовного совершенства.

Высшие достижения готической скульптуры связаны со строительством Шартрского, Реймского и Амьенского соборов, насчитывающих до двух тысяч скульптурных произведений, которые отличаются высоким эстетическим пафосом. Здесь вырабатывались классические приемы скульптурного декора и разрабатывался синтез всех искусств под эгидой архитектуры. Шартрские мастера создали ряд превосходных по яркой индивидуальной характерности и одухотворенности образов, например, мудрых ветхозаветных «царей» западного портала – с печатью надменности и замкнутости в лице или в состоянии внутренней напряженности. Зрелым мастерством отличается статуя святого Феодора с южного портала – в нем воплощен идеальный чистый образ христианского рыцаря с доверчивым открытым лицом юноши, сосредоточенного, немного грустного и вместе с тем непоколебимо мужественного. Меняя точку зрения, зритель обнаруживает различные аспекты характера воина. Исключительна по сложности и многогранности внутреннего мира портретная голова Ренье де Мусона (надгробие аббатства Иософат около Шартра), шартрского епископа с лицом, отмеченным интеллектуальностью, силой мысли, нервным напряжением.


Ханс Мульчер
Святая Троица, 1430,
Собор в Ульме, Германия


Мишель Коломб
Надгробная плита Маргриты де Фой,
1502, собор, Нант, Франция


Мишель Коломб, Святой
Георгий, поражающий дракона,
замок Гайон, Франция

В статуях святых – Мартина, Григория и Иеронима южного портала Шартрского собора сделан решительный шаг в совершенствовании построения человеческой фигуры. Сохраняя необходимое для архитектуры фронтальное положение, мастер оживил фигуры святых едва заметным движением – легким поворотом голов, сдержанным жестом. Каждый образ – определенный характер с соответствующим ему состоянием: Мартин гневен и властен, Георгий сердечен, тихий Иероним вдумчив. Вместе с тем все три фигуры объединены единым ощущением нравственной силы, душевного благородства – люди этой эпохи сообразовывались в своих помыслах и поступках с высоким, но отвлеченным понятием чести, верности, великодушия. В дальнейшем французская скульптура шла по пути все большей свободы в постановке фигур, повороты, жесты, движения становились отчетливыми и разнообразными. Среди реймских статуй особой силой пластического выражения отмечены мощные фигуры двух женщин – Марии и Елизаветы. Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение. Вместе с тем они внутренне объединены молчаливым диалогом, переживаниями. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. Ее голова наиболее пластически сложна. Ниспадающее с вьющихся волос покрывало то затеняет, то открывает лицо и позволяет с разных точек зрения уловить тонкие оттенки настроений, проскальзывающих в чертах: то спокойствия, то грусти, то просветленности, которая доминирует в профиле. Духовное волнение выражено не только в классически прекрасных чертах, но в движении корпуса, в трепетной вибрации драпировок одежд, гибких извилистых линиях контуров. Марии с ее духовным подъемом, с ее величавой грацией противопоставлен образ пожилой, суровой, умудренной, исполненной чувства достоинства и трагического предчувствия Елизаветы. Созданные реймскими мастерами образы привлекают нравственной силой, высотой душевных порывов и в то же время близкой античному идеалу телесной жизненностью, простотой и характерностью, обаянием женской красоты. Задумчива Анна с тонкими чертами лица француженки, темпераментен святой Иосиф (группа «Сретение», 1240-е годы) – элегантный светский человек с искрящимся галльским умом. Выразительны детали: острый, задорный взгляд, франтовато закрученные усы, буйно вьющаяся шевелюра, кудрявая бородка, стремительный поворот головы к собеседнику. Энергичная светотеневая моделировка усиливает живость выражения.

Изменяется трактовка традиционных образов. Изображая сцены из жизни Христа, готический мастер обнаруживает близость его к страдающему человечеству. Таков образ Христа-страннника (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. В Христе благословляющем (Амьенский собор) гармоничные черты отмечены печатью мудрой нравственной красоты и мужественной силы. Повелительный жест руки точно призывает зрителя к достойной чистой жизни. В народной среде был любим образ Мадонны с младенцем па руках, воплощающий девичью чистоту и материнскую нежность. С 13 века ей часто посвящаются порталы. Она изображается с гибким станом, с нежно склоненной к младенцу головой, улыбающейся, с полузакрытыми глазами. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (конец 13 века). Широкие волны линий, идущих от бедра к ступне, уже заметные в реймских статуях, приобретают здесь характер движения, полного благородного ритма. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. В статуях Амьенского собора пропорции правильны, драпировки естественно ложатся по фигуре. Им не свойственна экспрессия произведений шартрских мастеров. Они полнокровны и просты, пластически более совершенны. Реймские мастера порою приближаются к античной классике. Две женские статуи Страсбургского собора (1230-е годы) привлекают духовной чистотой, изяществом стройных пропорций. Одна из них символизирует торжествующую христианскую Церковь, другая – побежденную Синагогу. Образ Церкви, с властным взглядом, с гордой осанкой, оттененной плавным ритмом складок одежд, дан как положительный. Роняющая разорванные скрижали Завета Синагога с завязанными глазами трагична. Она воплощает осужденную католицизмом ложную иудейскую религию. Поникшая голова, сложное спиралевидное движение гибкого тела, неожиданно резкий надлом копья выражают душевное смятение, неустойчивость. Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали. Сквозь повязку на лице Синагоги просвечивают очертания глаз, через тонкую ткань, покрывающую руку Церкви, проступают ее изящные формы.

Скульптура Страсбургского собора соединила черты, свойственные французской и немецкой готике: высокий этический строй французской пластики и экспрессивность немецкой. В мир возвышенных образов готической скульптуры часто включались бытовые мотивы, в которых давала себя знать народная струя искусства: гротескные фигуры монахов, жанровые фигуры мясников, аптекарей, косарей, сборщиков винограда, торговцев. Тонкий юмор царит в сценах «Страшного суда», утративших суровый характер. Среди уродливых грешников часто встречаются короли, монахи и богачи. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. В 1385 году герцог Бургундии Филипп Смелый основал картезианский монастырь Шанмоль в окрестностях Дижона во Франции. С 1390-х годов по заказу герцога лучшие мастера возводили монастырские здания и создавали произволения скульптуры. Одним из них был нидерландский скульптор Клаус Слютер, который исполнил для монастыря шесть каменных статуй пророков в человеческий рост.

В Германии скульптура была менее развита. Более тяжеловесная в своих формах, чем французская, она захватывает силой драматических образов. Тенденция к индивидуализации характера и чувств рождает почти портретность Елизаветы Бамбергского собора (1230–1240), с суровыми чертами волевого лица, с мрачно-взволнованным взором. Резкие угловатые формы, беспокойные ломаные складки одежд усиливают драматизм образа. В Германии рано появляются конные изображения. Бамбергский всадник – воплощение мужества и рыцарской энергии.

Немецкая готика сыграла важную роль в развитии портретной скульптуры. В статуе маркграфа Эккехарда Наумбургского собора (середина 13 века) дан типичный образ властного, грубого рыцаря с чувственным надменным лицом. Хрупкость и лиричность отличают его супругу Уту – меланхоличную, сосредоточенную, с неповторимо индивидуальной выразительностью как бы внезапно запечатленных движений. С 60-х годов 13 века одухотворенность вытеснялась манерностью миловидных образов, особо проявлявшейся в мелкой пластике. В 14 столетии доминировало холодное изящество, натуралистическая приземленность. Искреннее вдохновение зачастую подменялось условной схематизацией.

Cтраница 1 из 2

Искусству каждой эпохи свойствен свой собственный язык сим­волов и аллегорий. В иносказательной форме в нем раскрыва­лись идеи и понятия, волновавшие то или иное общество, отра­зились взгляды классов, стоявших у власти. Переломные этапы в развитии различных стран, смена общественных формаций рождали новые образные символы и аллегории.

В качестве при­мера можно привести Россию XVIII века, где преобразования Петра Великого вызвали необходимость воплощения в аллего­рических изображениях много новых понятий и представлений. В связи с этим по приказу Петра был издан в 1705 году сбор­ник «Символы и эмблематы», содержавший большое число изо­бражений с пояснительными надписями. Необходимость та­кой книги была столь велика, что она выдержала три издания на протяжении столетия. Ту же роль играли даже печные из­разцы с соответствующими изображениями. Великое револю­ционное потрясение, приведшее к падению феодального строя во Франции, обусловило обращение к античности, в которой художники черпали народные, демократические образы, спо­собные передать мысли и чувства, переживавшиеся восстав­шим народом. Если в ранней картине Л. Давида «Клятва Го-рациев» в иносказательной форме выражалась борьба за свобо­ду родины в образах античности, то «Марсельеза» Ф. Рюда на Триумфальной арке в Париже воссоздает весь пафос, все величие революционного порыва народа более современными средствами, хотя в формах всей группы еще многое восходит все к той же античности. Но нас интересует не столько станов­ление и развитие аллегорических и символических образов в ис­кусстве прошлого, сколько их возникновение и существование в нашем советском современном искусстве, в особенности в скульптуре.

При образовании Советского государства в его герб были включены серп и молот -символы труда и единства рабочего класса и крестьянства. Эти предметы, взятые из реальной дей­ствительности, говорили о характере трудовой деятельности победившего народа. Жизненный, действенный характер лако­ничной эмблемы, обладающей запоминающимся декоративным силуэтом, как бы задал необходимый тон символическим изо­бражениям тех лет.

Однако в последующие годы отношение к аллегории и сим­волу непонятным образом изменилось. Можно было услышать, что аллегория и символ чужды советскому искусству, что рост научных знаний, развитие и углубление реализма ограничили их место и роль в нашем искусстве или даже сделали их про­сто излишними. Против подобных суждений выступила В. Му­хина, практически доказав необходимость существования в на­шем искусстве, в частности в скульптуре, и аллегории и сим­волов. «Из жизни мышления и языка,- говорила она,- нельзя выкинуть понятие и представление. Попятие всегда не образно. Так как скульптурному искусству не свойственны абстрактные понятия, то оно вынуждает широко пользоваться олицетворением, аллегорией. Правосудие, сила, мысль, земле­делие, плодородие, храбрость, доброта и пр. и пр.- все это по­нятия не образные, но передать их нуншо, без них обедняется мысль». Передать все эти понятия в скульптуре весьма сложно, поскольку она оперирует лишь человеческим телом и предме­тами. Поэтому, естественно, тут мы можем говорить только языком олицетворения - аллегорией. В то же время, по мне­нию В. Мухиной, «аллегорическая форма является наиболее сильным образным выражением изобразительного искусства, потому что художник свободен в выборе внешних данных, от­вечающих его задаче». Мухина в своей практической деятель­ности следовала высказанным ею суждениям. В аллегориче­ской скульптурной группе «Рабочий и колхозница» она вопло­тила целый комплекс представлений: и революционный порыв, и движение, и молодость наших республик. Серп и молот - символы Советской страны - как бы осеняли пронизанное не­поддельным пафосом превосходное пластическое и в то же вре­мя декоративное произведение. Именно декоративность формы, непосредственно продиктованная идеей произведения, эмоцио­нальная сила воздействия, взывающая к чувствам зрителей, позволяют художнику не только наиболее остро и полно доне­сти всю глубину замысла, но и выразить чувства и мысли со­ветского народа. При этом эмоциональное воздействие дости­гается не абстрактными жестами и позами, а в меру реалисти­ческим строем как всей группы в целом, так и ее деталей. Здесь следует обратить внимание даже на положение ступеней ног статуй, на характер отброшенных назад рук и т. д. Все взято скульптором из действительности, подмечено художником в жизни и претворено в скульптурную форму. Мухина осущест­вила свой замысел реалистическими средствами, сохранив ту меру условности, которая необходима любому аллегорическо­му произведению и которая предохраняет его от натурализма.

При всей современности образов, при всей реалистичности фигур общий характер их поз и жестов условен, как условны вознесенные ввысь их руками серп и молот -символы Совет­ского государства. Эта условность не вызывает ни малейшего чувства протеста; она в известном смысле слова естественна, поскольку отражает наши чувства, хотя в действительности, в жизни мы вряд ли встретимся с подобными жестами и позами.

Мухина не была одинока в своих благородных, но трудных исканиях. Здесь следует вспомнить И. Шадра. В «Освобожден­ном Востоке» художник еще находился во власти умозрительного понимания аллегорического произведения. Его работа, созданная в манере древнеегипетской пластики, еще не вопло­щала современных понятий, чувств и образов. Однако, когда Шадр взялся за создание памятника Ленину на плотине ЗАГЭСа, он исполнил нечто большее, нежели монументальный портрет основателя Советского государства. Это не только образ вдохновителя электрификации страны-фигура Ленина вырас­тает до могучего символического образа Строителя всей страны, ее Создателя, Победителя сил природы, направленных отныне на удовлетворение нужд народа. Свойственный монументу Шадра обобщенный смысл определил художественные и плас­тические качества этого выдающегося произведения. Следует указать и на декоративную выразительность жеста и позы фи­гуры, которые можно определить краткой полной силы форму­лой- «да будет!» Вместе с тем они, конечно, иные, чем в груп­пе Мухиной, но так же играют первостепенную роль в общем замысле. Условность позы и жеста, как бы пропущенная сквозь призму декоративного начала, в свою очередь углубляет образ­ный смысл памятника.

Декоративность и сочетающаяся с ней известная условность поз и жестов - необходимые качества аллегоричес­ких произведений. Их характер в советской скульптуре нераз-рывн® связан, в первую очередь, с современностью образа, с са­мой жизнью, с индивидуальной манерой человека сегодняшне­го дня держать себя, с его поступью, с его движениями. Работы Шадра и Мухиной убедительно свидетельствуют об этом. По­добные свойства мы видим и в других произведениях Мухиной, например, в группах, предназначавшихся для украшения Мос­кворецкого моста, некоторые из них выполнены по эскизам художницы в бронзе Н. Зеленской, 3. Ивановой и А. Сергеевым. Эти группы, к слову сказать, давно следовало бы установить на предусмотренных для них местах. Положение фигур здесь ус­ловно, но в то же время сколько жизненности в том, как девуш­ки держат сноп над головами, в характере движения рыбака, схватившего большого сома, в восхищенном созерцании жен­ственной девушки собранных в корзину плодов, которую дер­жит юноша! Все тонко подмечено художником в жизни и пере­дано в декоративных аллегорических образах, которые привлекают нас своей пластичностью, красотой линий и завер­шенностью композиции.

Ни Шадр, ни Мухина не забывали, что их произведения, во­площающие в иносказательной форме большие и глубокие по­нятия, должны обладать яркой, привлекающей глаз декоратив­ностью, эмоциональностью и красотой форм. Об этом не забыл и грузинский мастер В. Топуридзе, выполнивший статую «По­беда» для фронтона театра в Чиатуре. В широко шагнувшей женской фигуре с поднятыми вверх распростертыми руками воплощены безмерная радость, упоение свободой, более того, поза и жест фигуры как бы символизируют освобождение всего мира, она взывает ко всему человечеству - в ее руках словно "весь земной шар, с которого спали оковы вражды, неприязни, тирании. Художественные качества скульптуры таковы, что ее свободно можно сравнить с фигурой Марсельезы Ф. Рюда, а со­поставление со статуей Е. Вучетича на эту же тему из волгоградского мемориала отчетливо обозначает, на чьей стороне высота художественного воплощения.

Скульптура позднего средневековья, связанная эстетически и по содержанию с готическим стилем полностью подчинена христианской идеологии, тесно связана с архитектурой и строгими правилами изображения сакральных фигур.

Фактически, в готические времена скульптура, как самостоятельное искусство не рассматривалось. Она была призвана не только украшать храмы и монастыри, но и служить несущими частями сложных археологических конструкций, и, разумеется, объектом почитания, наряду с иконами.

Произведения средневековое искусство вообще, и готического в частности, полны символического значения, своеобразного кода, который заключает в себе библейские смыслы, значение подвигов во имя Веры христианских святых.

Кроме библейских ветхозаветных персонажей, Иисуса Христа, Девы Марии, апостолов, в готической скульптуре изображались короли, правители, государственные деятели.

В готических скульптурах средневековая сдержанность, статичность и отстраненность уступает место эмоциональности, динамизму и индивидуализацией черт. Разумеется, все эти изменения лишь намечаются и пройдет несколько веков, пока средневековую схематичность, нарочитую упрощенность сменит гуманизм и достоверность Возрождения.

Готическая скульптура внесла изменения в трактовки образа Иисуса Христа. Если в раннем средневековье Спаситель трактовался как грозный судья и вседержитель, то теперь все чаще он предстает, как мудрый пастырь, добрый наставник и учитель. Смягчаются черты лица, на лице можно увидеть полуулыбку.

Все эти изменения не касаются скульптур на распятиях. В это время авторы пытаются всеми силами изобразить страдания Спасителя на кресте максимально достоверно и ярко.

У скульпторов эпохи готики возникает интерес к внутреннему миру своих героев, художники всех европейских стран ищут возможности для передачи особенностей характера, внутреннего мира человека. Авторы подмечают индивидуальные черты лица, добиваются реализма в изображении складок одежды, позы и жестов. С уверенностью можно утверждать, что эпоха Возрождения зарождалась в мастерских ваятелей 12-14 веков.

Внешняя схематичность и простота готических скульптур объясняется, главным образом, тем, что мастера в своих поисках опирались не на античные традиции, а на эстетические и технологические традиции варварского мира, уходящие в языческие времена.


Среди шедевров готического искусства можно назвать собор Нотр-Дам в Париже.

Галерея царей над одним из фасадом изображает ветхозаветных иудейских правителей, подчеркивая неразрывную связь Заветов. Благообразные лица, добродушно и с улыбкой смотрят на прохожих. Удивляет разнообразие лиц, характер каждой из скульптур.


Всем известны скульптуры горгулий и чудовищ, украшающие венцы собора. Мало кто знает, что это только подражание готике, а сами скульптуры появились над собором гораздо позже.


Интересны скульптуры, украшающие раку с мощами волхвов в алтаре Кельнского собора. Каждое изображение индивидуально, каждое выполнено с необыкновенной точностью.


Порталы Шартрского собора позволяют познакомиться с готической скульптурой наиболее близко. Ветхозаветные персонажи, картины страшного суда, изображения Христа и Богородицы - каждая работа скульпторов достойно особенного внимания, каждая уникальна по своему исполнению, содержанию. Отдельно нужно сказать о деревянных скульптурах, которые отлично сохранились в соборе. Поражает мастерство авторов, отлично чувствовавших все возможности дерева, как материала для скульптуры.


"Царством скульптуры" называют Реймсский собор. Здесь можно увидеть тысячи рельефов и сотни скульптур. Мастера, создававшие Реймсский собор, вложили в свои произведения столько внутреннего содержания и динамизма, что даже отодвинули архитектурные красоты на второй план. Скульптура "Улыбающегося ангела" просто завораживает.


Скульптурная группа "Неразумные девы" Магдебургского собора выполнены в реалистичной манере, они полны эмоционального драматизма и образуют самостоятельную группу, привлекающую внимание посетителей.


Нельзя не сказать о погребальных скульптурах эпохи готики. Усыпальница герцогов в Дижоне полна скульптурных изображений самого разного содержания.


Выразительность и художественная стройность готической скульптуры вдохновляют и современных скульпторов. На одном из фасадов Вестминстерского аббатства находится галерея мучеников 20 века, все фигуры выполнены в соответствии с канонами готической скульптуры.