В а осеева хорошее. Методическая разработка по чтению (2 класс) на тему: Тема: В.А.Осеева «Хорошее. Планируемый результат обучения

Ход урока:

I . Орг. момент

Все мы знаем, был звонок, начинаем наш урок!

II . Настройка на урок

    Урок литературного чтения. - Для того чтобы получить знания на уроке и уметь ими пользоваться, нам необходимы определённые личностные качества. Какие?

В нимание, старание, желание работать дружно, активно, уважая мнение говорящего, не стесняясь высказывать своё мнение по возникшим вопросам.

III . Подготовка к работе

1) Разминка речевого аппарата

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

Для чего нужны скороговорки? (Чтобы правильно произносить все звуки языка. Улучшается речь)

    Какие правила чтения скороговорок мы знаем? (Сначала надо читать медленно, затем в обычном темпе, а потом быстро.)

Читаю вместе с детьми.

    Проговорите шёпотом медленно, проговаривая каждый звук. Теперь прочитайте в обычном темпе. А сейчас постарайтесь прочитать быстро.

Проверка домашнего задания.

    какое произведение мы изучали на прошлом уроке. Кто помнит автора этого произведения?

Читаю вопросы:

Как зовут мальчика?

Что было в руке у старика?

Как зовут девочку?

Кто пекла пирожки?

На чем сидел старик в начале рассказа?

Кого попросил Павлик, чтобы его взяли кататься на лодке?

Где Павлик нашел бабушку?

Что пекла бабушка?

На чем чертил старик зонтиком?

Что попросил Павлик у Лены?

На чем хотел покататься Павлик?

Куда положил Павлик руку, когда попросил брата взять его покататься?

Как назвал старика Павлик?

Какое волшебное слово сказал старик?

    Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством В.А.Осеевой.

    Творчество В. А. Осеевой

Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств.

В 1923г. семья Осеевых переезжает в Москву. В 35 лет она начинает печатать свои книги. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборники “Рыжий кот”, “Волшебное слово”, “Отцовская куртка”, “Простое дело".

Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Она проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны.

    Ребята, кто такие беспризорники? (Человек, оставшийся без присмотра, живущий на улице, бездомный.)

Заслуги Валентины Александровной Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть “Васёк Трубачёв и его товарищи”. Это трилогия. По II части создан кинофильм “Отряд Трубачёва сражается”.

Осеева прожила 67 лет.

Для детей, читающих её книги, она написала вот это письмо.

Дорогие ребята!

- Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

- Не знаю. Я о нем не думала.

Мама огорчилась.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать.

В.Осеева. (Из предисловия к книге:

Осеева В. Три сына. М.:Детская литература, 1975.)

Чему хотела научить детей В.А.Осеева?

О чём, о ком её рассказы, догадались? (О детях, их хороших и плохих поступках)

С каким произведением мы сегодня познакомимся на уроке, прочитайте (на слайде)?

Предположите, о чём может говориться в этом рассказе?

Что означает слово «хорошо», "хороший"? (Значит, достойно, прилично, о человеке с образцовым поведением говорят, что он хороший.)

2. Работа над рассказом "Хорошее"

1) Первичное чтение рассказа (учитель)

Я прочитаю рассказ,а вы подмечайте всё хорошее в этом рассказе.

П роснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

Погуляй со мной, Юра!

1 остановка

Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестрёнка, отошла.

А Юра думает:

«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

Убери посуду, Юрочка.

2 остановка

-Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?

Убери сама - некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

3 остановка

-Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?

Пошёл вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

Что бы мне такое хорошее сделать?

2) Проверка первичного восприятия.

Ожидали ли вы, что у рассказа может быть такой конец?

Рассказ называется "Хорошее". Как вы думаете, что хорошего в рассказе? Как можно назвать одним словом? (мысли, желания)

А есть ли такое в рассказе, что вам не понравилось? (поступки Юры)

3) Чтение рассказа детьми

- А теперь внимательно прочитаем весь рассказ и выделим то, о чём думал Юра, о чём он мечтал?

Откройте учебники. Читаем по частям.

4) Гимнастика для глаз .

После чтения выполним гимнастику для глаз. Встали возле своих парт.

Вверх-вниз, влево- вправо. Зажмурились, широко открываем глаза.

Представьте себе, что ваш нос стал длинным и вы можете им рисовать. Закрываем глаза, и с закрытыми глазами нарисуйте что-нибудь хорошее, красивое.

5) Анализ произведения. Выборочное чтение:

Итак, насколько вы были внимательны во время чтения, сможете ли ответить на мои вопросы.

Скажите, почему мальчику Юрику захотелось сделать что-нибудь хорошее?

В какое время суток происходит действие рассказа?

Какая погода была в тот день? Найдите и прочитайте эти строки.

Прочитайте о чём мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).

Есть ещё слово сестра. А чем отличаются между собой слова сестра и сестрёнка ?

- Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)

О чём он мечтал потом? Прочитайте. (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)

Что можете сказать об этой мечте?

Прочитайте о чём Юрик ещё мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)

- Что можете сказать об этой мечте?

Итак сделайте вывод, какие мечты были у Юры? (Мечты у Юры были хорошие)

- А теперь посмотрим на его поступки.

Найдите в тексте и прочитайте разговор Юры с сестрой.

Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)

А как он поступил? (Он обидел сестру)

Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)

Как он разговаривал с сестрой? (Грубо)

Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи не мешай думать)

- Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)

Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)

Прочитайте диалог Юры и няни.

Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)

- А как он поступил? (Обидел няню)

Как он с ней разговаривал? (Грубо)

Что он ей сказал? (Некогда мне)

А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)

- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)

Прочитайте, как Юра общался с Трезором. Что Трезорка будто бы хотел сказать Юре?

Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).

Как он поступит с Трезором? (Прогнал его)

Сделайте вывод: какие же были поступки Юры?

Мысли и желания Юры были хорошие, а вот его поступки плохие.

Каким вы себе представляет Юру, был ли он плохим, злым мальчиком? (Нет, просто он не знал, как он может сделать хорошее)

Какой совет вы можете дать Юре? Что бы ему сделать хорошего?

Как вы думаете, какой совет дала Юре мама?

В. Осеева написала этот рассказ очень давно. Когда рассказ был напечатан первый раз, то он заканчивался так: «Что бы мне такое хорошее сделать?» - спрашивает Юра. А мама и отвечает: «Погуляй с сестренкой, помоги няне, напои собаку».

Почему в следующем издании Осеева изменила конец этого рассказа? (Чтобы дети сами догадались, что надо Юре сделать.)

Да, ребята, хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях. Я надеюсь, вы своим родным помогаете по-настоящему. Наша физминутка так и называется "Помогаем маме".

5) Физминутка

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)

6) Работа по характеристике Юры

Продолжим разговор о главном герое рассказа - Юре.

Хотел ли Юра что-то сделать для себя?

Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?

Кто такой герой? (Герой - это тот, кто совершил подвиг.)

О ком думает Юра на самом деле? Думает ли он на самом деле о своих близких - сестрёнке, няне, Трезорке?

(Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

Как считаете, можно ли сделать что-то хорошее, когда думаешь только о себе, а не о других людях?

На партах у вас лежат листочки с разными личностными качествами человека. Переверните и положите поближе к себе. Работать будете в парах. Вам необходимо выбрать и отметить те качества, которые соответствуют характеру Юры. Чья пара будет готова покажите свою готовность.

Мужественный +

трусливый

Непослушный +

послушный

вежливый

думающий о себе +

внимательный

Заботливый +

      Проверим, что вы выбрали и почему именно это качество.

V . Итог урока. Рефлексия.

Итак, мы прочитали и разобрали рассказ.

Как вы думаете, зачем В. Осеева написала рассказ « Хорошее»? (Чтобы дети совершали хорошие дела.)

Вспомните, какие добрые дела недавно вы совершили?

    Будете ли вы ждать награды за свои поступки?

Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я - да, да, да!

Будем старших уважать?

-Да!
Будем дерево сажать? ---Да!
Будем маме помогать? --Да!
А братишку одевать?

-Да!
Позаботимся о кошке? --Да!
Птицам мы насыплем крошки?

-Да!
Позаботимся о друге? ---Да!
И цветы польем на клумбе?

-Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет»

-Да! Да! Да!

Я желаю, чтобы вы совершали только добрые дела и поступки. - Помните, что "Жизнь дана на добрые дела".

Все рассказы В.А. Осеевой интересны и поучительны. Я рекомендую прочитать их.

VI . Домашнее задание

Пересказ текста.

Интересно - не интересно

Не устал - устал

Доволен собой - не доволен собой

Старался - не старался

Волновался на уроке - не волновался

VII . Выставление оценок


Методическая разработка урока литературного чтения по теме "В.Осеева "Хорошее", проведённого учителем начальных классов МБОУ КСОШ Топоровой А.В. во 2ᴮ классе по программе "Гармония"
Тема урока: В. Осеева «Хорошее»
Цель: создание условий для восприятия рассказа В. Осеевой «Хорошее».
Задачи:

1.Образовательные: познакомить с произведением, выявить главную мысль рассказа , дать характеристику главного героя произведения, совершенствовать навык правильного, осознанного чтения.

2. Развивающие: развивать воссоздающее и творческое воображение, развивать читательский и познавательный интерес, развивать стремление расширить свой кругозор, развивать умение оценивать свою работу.

3. Воспитательные: воспитывать нравственные качества личности ребёнка: честность, чувство ответственности за свои поступки, чувство доброго отношения к людям , воспитывать наблюдательность, воспитывать интерес к рассказу, как к жанру.

Оборудование:

учебник по литературному чтению 2 класс; книги В.Осеевой; дидактические карточки для определения характеристики Юры.
Материально – техническое обеспечение: компьютер с мультимедиапроектором.
Ход урока:

I. Орг. момент

Все мы знаем, был звонок, начинаем наш урок!
II. Настройка на урок

Урок литературного чтения. -Для того чтобы получить знания на уроке и уметь ими пользоваться, нам необходимы определённые личностные качества. Какие?
- Наша с вами задача «открыть» новое в литературной области. Чтобы «открыть» новое, вам, ребята, необходимо «подключить» внимание, старание, желание работать дружно, активно, уважая мнение говорящего, не стесняясь высказывать своё мнение по возникшим вопросам.
III. Подготовка к работе
1) Разминка речевого аппарата

Про перья пышные, про пух.
- Для чего нужны скороговорки? (Чтобы правильно произносить все звуки языка. Улучшается речь, дикция. Это упражнение для дикторов радио и телевидения, ораторов.)

Какие правила чтения скороговорок мы знаем? (Сначала надо читать медленно , затем в обычном темпе, а потом быстро.)

Проговорите шёпотом медленно, проговаривая каждый звук. Теперь прочитайте в обычном темпе. А сейчас постарайтесь прочитать быстро.
2) Подготовка к изучению нового материала

Я не зря подготовила для вас именно эту скороговорку.

О ком говорится в скороговорке? (О петухе)

Недавно мы с вами читали одно произведение, где одним из героев тоже был петушок, который так любил свою хозяйку, но хозяйка эта не очень хорошо поступила с ним и другими своими друзьями.

Догадайтесь, о коком рассказе идёт речь? А кто его автор? СЛАЙД 3
"Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт:

Ку-ка-ре-ку! Доброе утро, хозяюшка!" (В.Осеева "Добрая хозяюшка")

Итак, о ком будем говорить на уроке? (О В.Осеевой)

Попробуйте поставить перед собой цели на сегодняшний урок. Что нам надо выполнить, как думаете? (Наверно, прочитать и проанализировать новый для нас рассказ.)
IV. Изучение нового материала
1. Знакомство с творчеством В. А. Осеевой

Ребята подготовили сообщение о творчестве этой писательницы, а вы послушайте и подумайте, хватит ли нам информации, чтобы предположить, о чём она писала рассказы. СЛАЙД 4
1 ученик :

Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств.

В 1923г. семья Осеевых переезжает в Москву. В 35 лет она начинает печатать свои книги. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборники “Рыжий кот”, “Волшебное слово”, “Отцовская куртка”, “Простое дело".
2 ученик :

Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Она проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны.
- Ребята, кто такие беспризорники? (Человек, оставшийся без присмотра, живущий на улице, бездомный.)
3 ученик

Заслуги Валентины Александровной Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть “Васёк Трубачёв и его товарищи”. Это трилогия. По II части создан кинофильм “Отряд Трубачёва сражается”.

Осеева прожила 67 лет. СЛАЙД 5
- Для детей, читающих её книги, она написала вот это письмо.

Дорогие ребята!

- Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

- Не знаю. Я о нем не думала.

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)
6) Работа в парах по характеристике Юры

Продолжим разговор о главном герое рассказа - Юре.

Хотел ли Юра что-то сделать для себя?

Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?

Кто такой герой?

А если вы не знаете значение слова, но хотите узнать, как это можно сделать? (Герой - это тот, кто совершил подвиг.)

Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестрёнка тонет, а он ее спасает.

Что сестрёнка испытывает в этот момент?

А что испытали бы няня, Трезорка, если бы Юра им помог?

О ком думает Юра на самом деле? Думает ли он на самом деле о своих близких - сестрёнке, няне, Трезорке?

(Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

Как считаете, можно ли сделать что-то хорошее, когда думаешь только о себе, а не о других людях?
-Почему Юра не заметил простых дел: погулять с сестрёнкой, убрать посуду, дать попить собаке?

Какой же был Юра?
- На партах у вас лежат листочки с разными личностными качествами человека. Переверните и положите поближе к себе. Работать будете в парах. Вам необходимо выбрать и отметить те качества , которые соответствуют характеру Юры. Чья пара будет готова, поставьте руки домиком.

Проверим, что вы выбрали и почему именно это качество.
7) Составление плана рассказа

Посмотрите, ребята, на экран. Что вы видите? (Картинный план) СЛАЙД 7

Придумайте название для каждой картинки.
- Составим план к этому рассказу.

1ч. Юрик проснулся. (Захотелось Юрику сделать что-то хорошее.)

2ч. Просьба сестрёнки.

3ч. Нянина просьба.

4ч. Трезорка хочет воды.

5ч. Совет мамы.

8) Работа с пословицами (в парах)

На уроках чтения мы с вами часто вспоминаем один из жанров устного народного творчества - пословицы. СЛАЙД 8

Какие пословицы подходят к этому рассказу? Объясните.

Жизнь дана на добрые дела.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Не мил свет, когда друга нет.

Вежливости открываются все двери.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Итак, мы прочитали и разобрали рассказ.

Как вы думаете, зачем В. Осеева написала рассказ « Хорошее»? (Чтобы дети совершали хорошие дела.)

Вспомните, какие добрые дела недавно вы совершили?

А какие хотели бы совершить?

Будете ли вы ждать награды за свои поступки?
- Теперь потренируемся: я буду читать стихотворение, а вы должны ответить на вопросы в стихотворении словом "да", если, конечно, вы бы ответили так.


Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я - да, да, да!

Будем старших уважать?

Да!
Будем дерево сажать? ---Да!
Будем маме помогать? --Да!
А братишку одевать?

Да!
Позаботимся о кошке? --Да!
Птицам мы насыплем крошки?

Да!
Позаботимся о друге? ---Да!
И цветы польем на клумбе?

Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет»

Да! Да! Да!

Я желаю, чтобы вы совершали только добрые дела и поступки. - Помните, что "Жизнь дана на добрые дела".

Все рассказы В.А. Осеевой интересны и поучительны. Я рекомендую прочитать их. СЛАЙД 9
VI. Домашнее задание

Пересказ от имени Юры. Если надо измените концовку текста.
VII. Самооценка

Интересно - не интересно

Не устал - устал

Доволен собой - не доволен собой

Старался - не старался

Волновался на уроке - не волновался
VII. Выставление оценок

На этом уроке вы познакомитесь с рассказами Валентины Осеевой «Хорошее» и «Просто старушка», проанализируете их; поговорите о доброте и добрых поступках.

Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств (рис. 2).

Рис. 2. Киевский институт искусств ()

В 1923 году семья Осеевых переезжает в Москву.

С 1937 года Осеева начинает печатать свои книги. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборники «Рыжий кот», «Волшебное слово» (рис. 3), «Отцовская куртка».

Рис. 3. Обложка сборника «Волшебное слово» ()

Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорных (рис. 4).

Рис. 4. Валентина Осеева за работой ()

Педагогом она проработала шестнадцать лет, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны.

Заслуги Валентины Александровны в деле подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть «Васёк Трубачёв и его товарищи» (рис. 5).

Рис. 5. Медаль Сталинской премии ()

«Васёк Трубачёв и его товарищи» - трилогия. Трилогия - это три произведения, у которых один автор. Они также объединены замыслом, а их сюжет отличается преемственностью.

По второй части создан кинофильм, который называется «Отряд Трубачёва сражается» (рис. 6).

Рис. 6. Обложка книги «Васёк Трубачёв и его товарищи» ()

Валентина Александровна Осеева прожила 67 лет

Прочитайте рассказ «Хорошее», который был напечатан в сборнике «Рассказы для детей».

Хорошее

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

- Погуляй со мной, Юра!

- Уходи, не мешай думать!

Рис. 7. Иллюстрация к рассказу «Хорошее» ()

Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

- Убери посуду, Юрочка.

- Убери сама - некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:

«Дай мне попить, Юра!»

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

- Что бы мне такое хорошее сделать?

Погладила мама Юру по голове:

- Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

В рассказе мы видим хорошие мечты, хорошие желания мальчика, но его поступки не очень хороши. Он мечтал совершить подвиг, помочь своим близким, а на самом деле сидел и ничего не делал, а когда его о чём-то просили, отвечал грубо.

Такого мальчика можно назвать фантазёром - он только мечтает, а на самом деле ничего не делает. Но чтобы совершить подвиг или помочь своим близким, не нужно ждать особого случая, нужно действовать.

Какие пословицы подходят к этому рассказу:

  • Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
  • Делу время, а потехе - час.
  • Друзья познаются в беде.
  • Добрый человек доброму и учит.
  • Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

Ответ: первая пословица (Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить ).

Действующие лица рассказа «Хорошее»:

  • Автор
  • Сестрёнка

Прочитайте отрывки рассказа выразительно:

А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

(рис. 9) тут как тут. Хвостом виляет:

«Дай мне попить, Юра!»

- Пошёл вон! Не мешай думать!

Слова мальчика, обращённые к сестре, няне и собаке надо читать грубо, резко.

А сестрёнка (рис. 10) тут как тут:

- Погуляй со мной, Юра!

- Уходи, не мешай думать!

Рис. 10. Сестра мальчика ()

А няня (рис. 11) тут как тут:

- Убери посуду, Юрочка.

- Убери сама - некогда мне!

Рис. 11. Няня мальчика ()

Прочитайте рассказ Валентины Осеевой «Просто старушка»

Просто старушка

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет, - ответил мальчик.

- Мама? - удивилась подружка.

- Нет!

- Ну, тётя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! - ответил ей мальчик. - Это просто старушка!

Рис. 12. Иллюстрация к рассказу «Просто старушка» ()

Мальчик так поступил, потому что он увидел, что старушке нужна помощь. А девочка задавала вопросы, потому что никак не могла понять, зачем он бросился помогать посторонней старушке. Мальчик поступил очень правильно, потому что всегда надо помогать пожилым людям, не выясняя, знакомый это вам человек или нет.

Рассказы Осеевой заставляют задуматься о таких качествах, как доброта, внимание, отзывчивость, о том, что нужно делать добрые дела не на словах, а на деле.

Каждый может совершать хорошие поступки каждый день: поиграть с младшими, убрать посуду, убрать игрушки и совершенно не ждать за это награды. А наградой станут улыбки и добрые слова ваших близких.

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста.

Если доброта как солнце светит,

Радуются и взрослые, и дети.

Доброту можно сравнить с солнцем, а его лучами являются добрые дела.

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  1. Rulibs.com ().
  2. Metod-kopilka.ru ().
  3. Festival.1september.ru ().

Домашнее задание

  1. Прочитать выразительно рассказ «Хорошее» с родителями по ролям.
  2. Подобрать к рассказам «Хорошее» и «Просто старушка» 2-3 пословицы.
  3. Вспомнить, какие добрые поступки вы совершали, рассказать о них.

Урок литературного чтения

во 2 классе

Учитель начальных классов Загвозкина Валентина Викторовна

Тема: В.А. Осеева. «Хорошее»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели деятельности учителя. Создать условия для ознакомления с рассказом В.Осеевой «Хорошее» ,способствовать развитию умений прогнозировать

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: научатся воспринимать на слух произведение, составлять план рассказа, пересказывать по плану; объяснять нравственный смысл рассказа, соотносить пословицы с главной мыслью.

Метапредметные: познавательные: пользуются дополнительной и справочной литературой для нахождения необходимой информации; регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности коммуникативные: активно используют речевые средства для решения познавательных задач.

Личностные: развивают посредством литературных произведений целостный взгляд на мир в его единстве и разнообразии.

Воспитательные:

Воспитывать честность и чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение к людям, стремление помогать людям.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Учебник “ Литературное чтение»2 класс 2 часть Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, с.93-94; Презентация.

Ход урока

I . Мотивация к учебной деятельности.

Учитель:

Возьмите своего соседа по парте за руку, улыбнитесь друг другу.

Что вы почувствовали?

Какое у вас настроение?

II . Актуализация знаний.

1.Проверка домашнего задания. -Над каким рассказом вы работали дома? -Кто автор этого рассказа? -Составьте план этого рассказа.

1.«Лена, дай мне одну краску, пожалуйста.»

2. «Скамейка была пуста…»

3. « Скоро совсем убегу…»

4. «Дай мне зеленый карандаш.»

5. «Возьми меня, пожалуйста,…»

6. « Есть такое волшебное слово…»

7. «Дай мне кусочек пирожка, пожалуйста.»

8. «Я никогда больше не буду трогать твои краски…никогда…никогда…не буду!»

2. Ученики работают самостоятельно.

Проверка. (№2,№6,№1,№7,№5,№2).

О ком этот рассказ?

Что случилось с Павликом?

Как об этом узнал старик?

3. Задание. Выберите эпизод, который относится к рассказу «Волшебное слово».

C лайд№3

Слайд №4. Проверка и выполнение следующего задания.

Проверка. Ответ №3.

Как вы догадались?

Кто на самом деле в рассказе творил «чудеса»?

Знаешь, почему волшебное слово имеет такую силу?

Слайд №5.

4. Чтение пословиц.

Определи общую тему пословиц. (О доброте).

Подбери к слову доброта однокоренные слова. (Добро, добрый, …).

Подбери к слову доброе синоним. (Хорошее, полезное, положительное,…).

Слайд №6

Вывод. Главная мысль в том, что если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми – «За добро добром и платят», волшебные слова действительно существуют.

Постановка проблемного вопроса.

Что такое доброта?

Ответы учеников. Обратимся к толковому словарю Ожегова.

Слайд №7

В каждом из вас есть маленькая частичка доброты, как маленькое солнышко. Добрый человек – тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно везде. Любовь доброго человека, доброе слово, его помощь согревает, как нежное весеннее солнышко.

III Изучение нового материала.

Слайд №8

Сегодня мы прочитаем рассказ В.А.Осеевой «Хорошее»

1. Прогнозирование текста по названию.

Как вы думаете, о чём этот рассказ? Подумайте, о чём мечтает мальчик?

Читая, подмечайте всё хорошее.

Поставьте задачи к нашему уроку

Ученики: Познакомиться с рассказом, учиться выразительно читать.

И анализировать содержание рассказа.

2. Первичное чтение рассказа.

Проверка понимания.

Что же хорошего в рассказе? (Хорошие мысли, хорошие желания.)

А что было не очень хорошим в рассказе? (Поступки мальчика.)

О каких делах мечтал Юра?

А как он поступил на самом деле?

Как это характеризует мальчика?

Надо ли дожидаться беды, или можно найти хорошие дела в обычной жизни?

Мог бы Юрик стать вашим другом? Почему?

Что посоветовали бы вы Юре?

Какие ещё пословицы, кроме той, что напечатана в учебнике, подходит к этому рассказу?

3. Чтение по ролям с предварительной подготовкой.

Сколько действующих лиц в рассказе?

Есть ли слова у Трезорки? (Да, то что он думает, как будто хочет сказать.)

А слова, обращённые к сестре, няне и собаке? (Грубо, резко.)

IV .Физкультминутка.

V . Продолжение изучения нового материала

1.Выборочное чтение.

Какая погода была в тот день?

Что захотелось сделать мальчику?

Что посоветовала мама мальчику?

2.Деление рассказа на части.

1-я часть. Юрик проснулся.

2-я часть. Просьба сестрёнки.

3-я часть. Нянина просьба.

4-я часть. Трезорка хочет воды.

5-я часть. Совет мамы.

VI . Итоги урока. Рефлексия.

Назовите хорошие качества человека.

Каким должен быть человек?

Какой совет вы бы дали Юре

Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день? Будете ли вы ждать награды за эти поступки?

Какие задачи мы ставили к нашему уроку?

Стихотворение И.Н.Гавриловой « Просто делать добро».

(читает заранее подготовленный ученик)

А рядом ходит Доброта.

Её шагов едва услышим.

Но оставляет след она,

В делах благих её мы видим.

И нам её не надо звать,

Она всегда всё примечает.

Не думает, чем время ей занять,

Ведь меру для добра она не выбирает.

Не ждёт в ответ она награды.

Отрада ей, что счастлив ты.

И соберёт в букет улыбки, ваши взгляды…

Плоды её, как свежие цветы.

Она спешит дарить тепло,

Чтоб в мире было всем светло.

И крутится в делах своих быстрей,

Чтоб были с вами мы добрей

VII . Домашнее задание. Стр. 93-95 выразительное чтение по ролям.

Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Хорошее».