Создание предметно-развивающей среды по музыкальному развитию в доу. Музыкальная предметно-развивающая среда мбдоу Музыкальная развивающая среда в доу по фгос

Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ

4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видео­кассеты, видеодиски).

Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам

Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):

Куклы-леваляшки;

Образные музыкальные «поющие» или «тан­цующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);

Игрушки-инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки;

Игрушки-инструменты со звуком неопреде­ленной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

Набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);

Атрибуты к музыкальным подвижным играм;

Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточ­ки с колечками, погремушки, осенние листоч­ки, снежинки и т. п. для детского танцевально­го творчества (по сезонам);

Ширма настольная с перчаточными игрушками;

Магнитофон и набор программных аудиоза­писей;

Поющие и двигающиеся игрушки;

Музыкальные картинки к песням, которые мо­гут быть выполнены на кубе и в виде большо­го альбома или отдельные красочные иллюс­трации.

Перечень материалов для детей 4-5 лет (средней группы детского сада):

В музыкальной зоне для самостоятельной де­ятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно:

Металлофон;

Шумовые инструменты дтя детского оркест­ра;

Книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие ил­люстрации к знакомым песенкам);

Фланелеграф или магнитная доска;

Музыкально-дидактические игры: «Три мед­ведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш ор­кестр», «Цветик-семицветик", «Угадай коло­кольчик» и др.;

Арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;

Музыкальные лесенки (трехступенчатая и пя­тиступенчатая), на которых находятся ма­ленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;

Ленточки, цветные платочки, яркие султан­чики и т. п. (атрибуты к танцевальным имп­ровизациям но сезону;

Ширма настольная и набор игрушек;

Музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

Магнитофон и набор программных аудиоза­писей.

Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

Погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;

Музыкальные игрушки-инструменты с диато­ническим и хроматическим звуком (металло­фон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

Музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);

Портреты композиторов;

Иллюстрации из «Музыкального букваря»;

Музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнан и назови», «Сту­пеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный парово­зик», "Угадай, что звучит и др.;

Атрибуты к подвижным играм («Хоровод в ле­су», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);

Детские рисунки к песенкам и знакомым му­зыкальным произведениям;

Ширмы: настольная и ширма по росту детей;

Музыкальные лесенки трех-, пяти - и семиступенчатые - озвученные;

Атрибуты для детского танцевального твор­чества: элементы костюмов к знакомым на­родным танцам;

Разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

Атрибуты к танцевальным импровизаци­ям по сезону - листики, снежинки, цветы и т. д.):

Магнитофон и набор программных аудиоза­писей или дисков.

Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):

Музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, коло­кольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);

Портреты композиторов;

Иллюстрации по теме «Времена года»;

Картинки к пособию «Музыкальный бук­варь»;

Альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы ри­суем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о про­слушанных музыкальных произведениях и по­любившихся песнях;

Графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмо­циональными настроениями) для определе­ния характера мелодии при слушании про­изведений;

Альбомы для рассматривания: «Симфони­ческий оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;

Музыкальные лесенки (трех-, пяти - и семиступенчатые - озвученные);

Набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

Музыкально-дидактические игры: «Три поро­сенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композито­ра музыки», «Веселая пластинка», «Музыкаль­ные птенчики» и т. д.;

атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т. п.);

Атрибуты для детского танцевального твор­чества, элементы костюмов к знакомым на­родным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизаци­ям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танценальных импровизаций;

Магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

МБДОУ №19

Консультация для воспитателей

«Организация музыкальной предметно - развивающей среды в ДОУ с целью эффективной оздоровительной работы образовательной области «Музыка»

Музыкальный руководитель Петрова М.В.

Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей, так как разнообразие игрушек не является основным условием их развития.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима деятельность всех педагогов ДОУ. Создавая "среду обитания" для воспитанников необходимо, прежде всего, уделять внимание ее развивающему характеру. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности .

Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания в детском саду . Основная цель музыкального воспитания ребенка - получить эстетически воспитанную и развитую, умеющую эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения личность, научить малыша проникаться настроением, мыслями, чувствами.

Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и обучения. Опираясь на работы выдающихся педагогов-психологов, можно отметить, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность».

Б.М.Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей «творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д.» развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления.

В структуру музыкальности включаются три основные музыкальные способности:

ладовое чувство , которое проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, чувствованное восприятие;

музыкально-слуховое представление (включает в себя память и воображение). Эта способность, проявляющая себя в воспроизведении по слуху мелодии;

чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицировани ем .

Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специ альной предметно-развивающей среды, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

Огромное зна чение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успеш но используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-твор ческих проявлениях. Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразны ми музыкально-дидактическими материалами.

Требования к проектированию музыкальной среды:

● Требуется учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности. При этом важно руководствоваться таким положением: в каждый момент жизни все ведущие виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста (предметная, игровая, предпосылки учебной деятельности) присутствуют одновременно, но каждая из них проходит свой путь развития до момента, когда она становится ведущей.

● Среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л.С. Выготский).

● Музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже известные ребенку) компонеты, так и проблемные, подлежащие исследованию.

● Следует помнить: нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и, наоборот, постоянно используемые ребенком знания живут и обогащаются.

Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей со взрослым в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности.

Критерии качества музыкальной среды :

Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество). Каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности:

  1. восприятие музыки - пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей ;
  2. воспроизведение музыки - пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению;
  3. пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности : к восприятию, исполнению музыки для игры или танца, к творческой выразительности танца и т.п.;
  4. пособия, побуждающие к игре на детских музыкальных инструментах : восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации;
  5. музыкально-творческая деятельность пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.

Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет, дисков к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон, DVD плеер, мультимедиапроектор).

Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.

Качество структуры

Структура музыкальной среды представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес . Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или подгруппой.

Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей.

Функциональный и эмоциональный комфорт детей.

Оформление музыкальных мини-центров для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего - иметь дидактическую направленность.

Предметная среда должна быть сомасштабна глазу действиям руки, росту ребенка .

Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними.

Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому следует уделять большое внимание эстетике уголка.

Рекомендации по оборудованию музыкальной предметно-развивающей среды (статья Е.Ю.Матвиенко "Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ" - сборник "Опыт лучших - детям. Об инновациях в дошкольном воспитании"):

Таким образом, при создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:

1.Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.

2.Разнообразие оборудования.

3.Учет возрастных особенностей детей.

4.Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.

5.Возможность переноса оборудования в другие места.

Классификация оборудования для музыкальных зон:

1.Материал для творческих сюжетно-ролевых игр - мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами).

2.Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования :

С хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);

С фиксированной мелодией (шарманки, органчики);

С одним фиксированным звуком (дудки):

Шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)

3.Музыкально-дидактические игры и пособия:

нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).

4. Аудиовизуальные пособия : диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио- и видеокассеты, видеодиски).

Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам:

Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):

Куклы-неваляшки;

Образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.);

Игрушки-инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки;

Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

Набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.);

Атрибуты к музыкальным подвижным играм;

Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по сезонам);

Ширма настольная с перчаточными игрушками;

Магнитофон и набор программных аудиозаписей;

Поющие и двигающиеся игрушки;

Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Перечень материалов для детей 4-5 лет (средней группы детского сада):

В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно:

Металлофон;

Шумовые инструменты для детского оркестра;

Книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);

Фланелеграф или магнитная доска;

Музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др.;

Арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;

Музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;

Ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону;

Ширма настольная и набор игрушек;

Музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

Магнитофон и набор программных аудиозаписей.

Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

Погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;

Музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

Музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);

Портреты композиторов;

Иллюстрации из «Музыкального букваря»;

Музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др.;

Атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);

Детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;

Ширмы: настольная и ширма по росту детей;

Музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые - озвученные;

Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;

Разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

Атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону - листики, снежинки, цветы и т.д.):

Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):

Музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);

Портреты композиторов;

Иллюстрации по теме «Времена года»;

Картинки к пособию «Музыкальный букварь»;

Альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;

Графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;

Альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;

Музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые - озвученные);

Набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

Музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т.д.; атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т.п.);

Атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танцевальных импровизаций;

Магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекатель ности. Мини-центры оформляются в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы. Созданная «по законам красоты» среда спо собствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эсте тического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмо ционально-положительное отношение к детям, детскому учреждению, желание посещать его.

Необходимы оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также доста точное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий (музы кально-дидактические игры должны быть разно образны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку), демонстрационного материала, атрибутов.

Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1раз в квартал) обновлять пособия в музыкаль ном уголке, вносить новое оборудование.

Для изготовления пособий можно привлечь родителей воспитанников. Дети испытывают удовольствие от совместного с ро дителями творчества, приобретают уверенность в ceбe. Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.


Одной из характерных тенденций в современном дошкольном образовании является создание в дошкольном учреждении


эстетически-развивающеи предметно-пространственной сре­ды. В исследованиях можно встретить различные определения это­го понятия. Рассматриваются и предметно-пространственная, и со­циокультурная, эстетически-развивающая, культурно-образователь­ная среда и т. п. Но при различии названий речь всегда идет о созда­нии оптимальной среды, обеспечивающей психологический комфорт личности ребенка (схема 32).

Среда дошкольного учреждения рассматривается в настоящее время как условие реализации ребенком своих способностей, сред­ство воспитания личностных качеств, обогащающий фактор раз­вития, который служит фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и с другими детьми.

При этом в дошкольном образовательном учреждении осущест­вляются различные направления развития и воспитания детей, создание среды для которых будет обладать определенной специфи­кой. Нас интересует художественно-эстетическое направление, и прежде всего музыкальное воспитание как его неотъемлемая часть, и особенности создания развивающей среды для более эффектив­ного его осуществления.

Э.П. Костина, специалист по проблемам музыкального воспита­ния, рассматривает его как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре и считает, что можно говорить о му­зыкальной предметно-развивающей среде как о средстве приобще­ния ребенка к музыкальной культуре.

Таким образом, музыкальная среда становится одним из компо­нентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.

Автор на основе анализа данной проблемы утверждает, что для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, включающая музыкальную среду ДОУ, семьи, учреждений культуры и образования.

Музыкально-образовательная среда ДОУ включает в себя:

блок организованной (регламентированной) музыкальной деятель­ности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки. Здесь ребенок впер­вые слышит музыкальные произведения, получает знания, умения и навыки, здесь создается положительный эмоциональный фон, формируется желание и далее встречаться с музыкой;

■ блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и са­мостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий:


- совместная с воспитателем музыкальная деятельность - в играх: сюжетно-ролевых с использованием музыкального репертуара, музыкально-дидактических, музыкально-твор­ческих и др.; в процессе условно-образного и условно-схема­тического моделирования содержания, характера музыки, средств музыкальной выразительности и т. п.;

- самостоятельная музыкальная деятельность детей вне за­нятий, возникающая по инициативе детей - песни, музыкаль­ные игры, упражнения, танцы, а также песенное, музыкально-ритмическое, инструментальное детское творчество.

Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляет­ся нерегламентированная музыкальная деятельность детей, это:

■ совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогич­ной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ) организация се­мейного досуга (Л. Н.

Комисарова, Г. В. Кузнецова):

■ проведение семейных праздников;

■ посещение с ребенком музеев, театров (драматического, музы­кального (оперы, балета, мюзикла), кукольного);

■ создание «домашнего музея» (например, музея любимого ком­позитора) ;

■ коллекции детских музыкальных игрушек и музыкальных ин­струментов, домашнего оркестра, домашнего «театра» (куколь­ного, драматического);

■ организация в домашней обстановке разнообразной музыкаль­ной деятельности детей, развлечений с использованием музы­ки;

■ наличие музыкальной фонотеки из ценных в художественном отношении произведений;

■ самостоятельная работа (аналогична самостоятельной музы­кальной деятельности детей в ДОУ). Организуемая родителями музыкальная деятельность дает ребенку богатые впечатления, являющиеся мощным стимулом для его творческих проявлений. Кроме того, ему предлагаются различные модели поведения, что важно для его социализации, для развития взаимоотношений с окружающими.

Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей,


посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, театральные спектакли и т. п.).

В целом музыкально-образовательная среда имеет свою струк­туру. Она состоит из предметного и музыкального компонен­тов.

Музыкальный компонент представлен аудиомузыкальной инфор­мацией, т. е. музыкой независимо от ее источника. Все остальное, в том числе музыкальные инструменты, игрушки, пособия и средства извлечения музыки (магнитофон и т.д.), относится к предметному компоненту. Таким образом, предметно-развивающая среда - си­стема материальных объектов деятельности ребенка.

Поскольку ребенок постепенно входит в пространства предмет­ного (рукотворного) мира и социальных отношений, помимо пред­метной и социальной выделяют развивающую среду, в которой про­исходят социальные взаимодействия ребенка, влияющие на его

Схема 32


развитие.

Окружающие ребенка сверстники и взрослые составляют его среду обитания, а взрослые, кроме этого, являются организато­рами педагогического процесса. В социальной составляющей среды выделяют такой существенный момент, как организация мотиви­рующего фактора, эмоционального фона среды. Поддержание тако­го фона, создающего комфортные условия для ребенка и культиви­рующего его музыкальное творчество, - важная задача педагога.

Выделяется ряд требований к проектированию музыкальной предметно-развивающей среды (С.Л.Новоселова, Э.П.Костина):

■ учитывать необходимость развития ведущей детской деятельно­сти;

■ среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л.С.Выготский);

■ музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитив­ной сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже из­вестные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию;

■ нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются; и, наобо­рот, - постоянно используемые ребенком знания живут и обо­гащаются.

При этом отмечается, что станет ли эта среда развивающей, за­хочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности, зависит от компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтере­сованного отношения к музыкальной деятельности детей, прежде всего самостоятельной. Развивающие воздействия художественно-эстетической среды может реализовать только педагог, увлеченный музыкой, проявляющий интерес к музыкальным играм, демонстри­рующий детям возможности музыкальной предметной среды, соз­дающий творческие ситуации, пробуждающий интерес к музыкаль­ным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.

При разработке и оценке музыкальной среды рекомендуется опираться (Э.П.Костина и др.) на следующие критерии ее качества.

Качество содержания. В музыкальной среде должен отражаться весь спектр детской музыкальной деятельности.

Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творче­ство), каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности:


■ восприятие музыки - пособия, помогающие воспринимать про­изведения;

■ воспроизведение музыки - пособия, побуждающие к исполни­тельской деятельности (пению, игре или танцу, инструменталь­ному музицированию);

■ музыкально-творческая деятельность - пособия, побуждающие к творческой импровизации в различных видах музыкальной деятельности).

Это обеспечивается разнообразием детских музыкальных ин­струментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон).

Содержание музыкальной среды должно отражать принцип си­стемности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной дея­тельности, поэтому следует усложнять содержание среды по воз­растным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности получения из среды необходимой информации для музыкально-творческой деятельности.

Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музы­кальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней. К Качество структуры. Музыкальная среда должна быть представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована так, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкаль­ными инструментами. Мини-центры удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или под­группой.

Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функцио­нальную нагрузку детей.

наталья жиркина
Предметно-развивающая среда по музыкальному воспитанию детей раннего возраста

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников . Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей , но и в самостоятельной деятельности детей , а также при проведении режимных моментов.

Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда .

Основные знания и умения ребёнок получает на специально-организованных занятиях, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности, т. е. в группе. Вот почему педагоги нашего ДОУ очень вдумчиво и внимательно относятся к проектированию и организации музыкально-развивающей среды в группах , стремятся сделать её интересной, насыщенной и доступной. При создании условий для музыкального и творческого развития детей , мы учитываем, что обстановка во всех группах в первую очередь должна быть комфортной и безопасной для ребёнка, пособия должны быть доступны детям, соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей .

Музыкальное искусство и музыкальная деятельность в дошкольном возрасте - средство и путь всестороннего развития ребенка. Музыка тесно связана с другими видами искусства и сопровождает всю жизнь ребенка в детском саду. Все дети приобщаются к музыке , содержание которой отвечает общим и специальным задачам и учитывает возрастные ступени и индивидуальные различия.

Ведущая деятельность наших детей (2-3 года) предметная , предметно-манипулятивная . Поэтому формы музыкальной деятельности детей возрастосообразные .

При организации предметной среды , а также в процессе разработки её компонентов, мы столкнулись с проблемой нехватки материальных средств на приобретение различного оборудования, пособий и детских музыкальных инструментов . Как бы парадоксально это не звучало, но эта проблема способствовала развитию творчества педагогов, родителей, так как многие компоненты среды были сделаны своими руками с минимальными материальными затратами

На мой взгляд, использование нестандартного музыкального оборудования , изготовленного руками воспитателей , очень полезно, так как позволяет обеспечивать динамичность музыкальной среды , постоянное её обновление, а это, в свою очередь, вызывает у детей интерес к музыкальной деятельности , мотивацию, а затем и потребность в ней. Часто эти звучащие атрибуты позволяют ребёнку «слышать» окружающий мир. Они легки в исполнении, требуют минимум материалов и функциональны по выполняемым задачам.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей носит инициативный , творческий характер и основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения и развития.

Музыка в повседневной жизни детского сада обуславливает ее включение в разные моменты детской деятельности и помогает разнообразить жизнь детей в условиях детского сада.

Следует отметить, что при проектировании и создании предметных зон для развития творческих способностей детей , мы стараемся, чтобы музыкальная среда органично соседствовала с театральной и уголком по изодеятельности.

Эти виды детской деятельности тесно связаны, взаимопроникновенны и как бы вытекают один из другого. В уголка для театрализованной деятельности представлены разные виды театров . Дети с удовольствием разыгрывают сценки кукольного театра, небольшие сказки, которые «озвучивают» при помощи музыкальных инструментов , и по желанию могут зарисовать сюжет полюбившейся сказки.

Отрадно видеть, как кукла оживает в руках ребёнка. Эти куклы изготовлены руками наших воспитателей . Большую помощь в этом оказывают наши родители.

Использование музыки возможно не только на музыкальных занятиях , но и в быту, в разных режимных моментах : в часы досуга, во время игр детей , на прогулке, в условиях различных занятий, связанных с художественной деятельностью детей .

Ребенок приобщается к искусству не только на занятиях, но и в свободной деятельности.

Силами наших воспитателей в каждой группе созданы предметные зоны для развития творческих способностей дошкольников. Здесь наши воспитанники имеют возможность в игровой форме закреплять знания, полученные на занятиях : исполнить знакомые песни, аккомпанируя себе на детских музыкальных инструментах ; зарисовать сюжет полюбившейся песни или инсценировать её, используя элементы костюмов.

Музыка и стихи звучат на праздниках, развлечениях в исполнении взрослых и детей . Художественное оформление усиливает эмоциональное переживание ребенка. Театрализованные действия также требуют изобразительного и музыкального оформления . Яркие зрелища, праздники, развлечения так же вызывают желание детей выразить свои впечатления. И чем они ярче - тем интереснее дети музицируют.

Насыщенная предметно -развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад № 38»

Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада

консультация

для

воспитателей


  • Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием.
  • Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды.
  • Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона).
  • Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК – это место, где дети познают музыку и её красоту.

ЗАДАЧИ:

Творчески оформленный музыкальный уголок поможет:

  • не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней,
  • но и разовьет воображение детей,
  • активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.

ТРЕБОВАНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ УГОЛКУ:

  • Соответствие возрасту, требованиям Программы, ФГОС.
  • Рациональность расположения, доступность, подвижность.
  • Наличие фонотеки, аудиотеки с песнями, сказками, музыкой
  • Наличие атрибутов из бросового материала, нетрадиционного оборудования.
  • Наличие иллюстративного материала для ознакомления детей с разными видами музыкальных инструментов
  • Разнообразие детских музыкальных и шумовых инструментов.
  • Эстетика в оформлении оборудования и самого уголка.
  • Креативность (творчество) педагогов в дизайне уголка.
  • Безопасность оборудования и материалов уголка музыкальной деятельности;
  • Разнообразие дидактических игр по разным видам музыкальной деятельности и их соответствие возрастным особенностям детей;
  • Наличие и разнообразие иллюстративного материала по музыкальным произведениям;
  • Наличие портретов известных музыкантов в соответствии с программой;

Важно, чтобы музыкальный уголок находился:

  • в освещенном, легкодоступном для детей месте;
  • кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.


  • При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей.
  • Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе ,
  • Для детей более старшего возраста – на дидактической .

Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка.

В музыкальном уголке должны стоять:

  • шкаф,
  • полки для музыкальных пособий,
  • пару столов,
  • стулья для дидактических игр.

Пособия развивающей среды должны быть:

  • эстетичны,
  • привлекательны,
  • просты в обращении,
  • вызывать желание действовать с ними.


В углу лучше поставить магнитофон, с помощью которого дети прослушают музыку, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.

В музыкальном уголке должны лежать игрушечные музыкальные инструменты:

  • барабан,
  • дудочка,
  • миниатюрное пианино,
  • металлофон,
  • также музыкальные игрушки.

Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды.

На них закрепляются:

  • фотографии детских выступлений,
  • портреты композиторов,
  • красочные плакаты,
  • картинки с музыкальными инструментами.


Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня:

для воспитателя и для детей

  • На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозированно (например, металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно - эпидемиологическими нормами ДОУ
  • На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!

МЛАДШИЕ ГРУППЫ

  • Ванька – встанька
  • Музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. д.)
  • Музыкальные инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки
  • Шумовые инструменты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан
  • Неозвученные бутафорские музыкальные инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.)
  • Атрибуты к музыкальным подвижным играм
  • Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки для детского танцевального творчества (пополняется по необходимости)
  • Ширма настольная с перчаточными игрушками
  • Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде альбома или отдельные красочные иллюстрации.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

  • Целесообразно пособия, атрибуты и музыкальные инструменты оставить

с младшей группы и добавить:

  • Металлофон
  • Шумовые инструменты для детского оркестра
  • Книжки «Наши песни» (каждая книжка иллюстрирует знакомую детям песню)
  • Фланелеграф или магнитная доска
  • Музыкально-дидактические игры: «
  • Музыкальные инструменты», «Звонкие ладошки», «Ритмические палочки» и др.
  • Атрибуты к подвижным музыкальным играм:
  • «Кошка и котята», «Заинька», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.
  • Музыкальные лесенки (трехступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка
  • Ленточки, цветные платочки, султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону)
  • Ширма настольная и набор игрушек
  • Магнитофон и набор программных аудиозаписей

СТАРШАЯ ГРУППА

  • Дополнительно к оборудованию музыкального уголка средней группы используется следующее:
  • Погремушки, бубны, барабаны, треугольники
  • Музыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим звуком

(металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта)

  • Иллюстрации по теме: «Времена года»
  • Музыкальные игрушки-самоделки (Дети с удовольствием примут участие

в изготовление инструментов для шумового оркестра)

  • Музыкально-дидактические игры: «Узнай песенку по двум звукам», «Бубенчики», «Музыкальная лесенка», «Ритмическое лото» и др.
  • Атрибуты к подвижным играм
  • Рисунки детей к песенкам и знакомым музыкальным произведениям
  • Настольная ширма и ширма по росту детей
  • Музыкальные лесенки пятиступенчатая и семиступенчатая
  • Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

  • Дополнительно к материалу, использованному в старшей группе, добавляется:
  • Музыкальные инструменты: маракасы, бубны, арфа, детское пианино,

металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны.

  • Портреты композиторов
  • Папки-альбомы: «Мы рисуем песенку» с рисунками детей, в которых они

отображают эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях

и полюбившихся песнях

  • Пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании музыки
  • Наглядные пособия: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты»
  • Самодельные инструменты для шумового оркестра
  • Музыкально-дидактические игры

В МУЗЫКАЛЬНЫХ УГОЛКАХ ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ:

  • Материал для творческих сюжетно-ролевых игр:

мягкие игрушки

мягкие музыкальные игрушки;

куклы - неваляшки,

образные музыкальные «поющие» или

«танцующие» игрушки

  • Музыкально-дидактические игры:

  • Образные пособия
  • Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают)

Чайковский П.И.

Чайковский Д.Б.

Прокофьев С.С.

Рахманинов С.В.

2) Иллюстрации - пособия типа «Лото»: карточки

с нарисованными или наклеенными на них картинками


  • Всевозможные картинки:
  • Книжки-малютки «Мы поем»,
  • Музыкальные картинки к песням, которые могут
  • быть выполнены в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации,
  • Иллюстрации по теме «Времена года»,
  • Иллюстрации музыкальных инструментов,
  • Картинки с изображением животных поющих, танцующих
  • или играющих на музыкальных инструментах,
  • Альбомы «Мы рисуем песенку»
  • Альбомы для рассматривания:
  • «Симфонический оркестр»,
  • «Народные инструменты»,
  • «Танцы народов мира»,
  • Графическое пособие «Эмоции»

  • Не озвученные детские музыкальные игрушки и инструменты
  • Озвученные музыкальные инструменты и игрушки
  • игрушки-инструменты со звуком неопределённый высот
  • игрушки-инструменты, издающие только один звук
  • игрушки-инструменты с фиксированной мелодией
  • игрушки-инструменты с диатоническими и хроматическими звукорядом для творческого музицирования

  • Технические средства

Желательно в каждой группе иметь магнитофон и оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром


АТРИБУТЫ к подвижным музыкальным играм и для детского танцевального творчества


  • Театры

Виды театров:

  • Театр картинок (Фланелеграф)
  • Пальчиковый театр
  • Кукольный театр

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.

Станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности зависит:

  • от компетентности взрослого,
  • его доброжелательности,
  • заинтересованного отношения к детям,

Ребёнок и взрослый

действуют вместе –

им обоим должно быть

комфортно в музыкальной среде.