Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ
4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видеокассеты, видеодиски).
Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам
Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):
Куклы-леваляшки;
Образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);
Игрушки-инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки;
Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
Набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);
Атрибуты к музыкальным подвижным играм;
Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);
Ширма настольная с перчаточными игрушками;
Магнитофон и набор программных аудиозаписей;
Поющие и двигающиеся игрушки;
Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.
Перечень материалов для детей 4-5 лет (средней группы детского сада):
В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно:
Металлофон;
Шумовые инструменты дтя детского оркестра;
Книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);
Фланелеграф или магнитная доска;
Музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др.;
Арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;
Музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;
Ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону;
Ширма настольная и набор игрушек;
Музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:
Магнитофон и набор программных аудиозаписей.
Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):
Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:
Погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;
Музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);
Музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);
Портреты композиторов;
Иллюстрации из «Музыкального букваря»;
Музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнан и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др.;
Атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);
Детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
Ширмы: настольная и ширма по росту детей;
Музыкальные лесенки трех-, пяти - и семиступенчатые - озвученные;
Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;
Разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;
Атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону - листики, снежинки, цветы и т. д.):
Магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.
Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):
Музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);
Портреты композиторов;
Иллюстрации по теме «Времена года»;
Картинки к пособию «Музыкальный букварь»;
Альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
Графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
Альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;
Музыкальные лесенки (трех-, пяти - и семиступенчатые - озвученные);
Набор самодельных инструментов для шумового оркестра;
Музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора музыки», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т. д.;
атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т. п.);
Атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танценальных импровизаций;
Магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.
МБДОУ №19
Консультация для воспитателей
«Организация музыкальной предметно - развивающей среды в ДОУ с целью эффективной оздоровительной работы образовательной области «Музыка»
Музыкальный руководитель Петрова М.В.
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей, так как разнообразие игрушек не является основным условием их развития.
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима деятельность всех педагогов ДОУ. Создавая "среду обитания" для воспитанников необходимо, прежде всего, уделять внимание ее развивающему характеру. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности .
Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания в детском саду . Основная цель музыкального воспитания ребенка - получить эстетически воспитанную и развитую, умеющую эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения личность, научить малыша проникаться настроением, мыслями, чувствами.
Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и обучения. Опираясь на работы выдающихся педагогов-психологов, можно отметить, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность».
Б.М.Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей «творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д.» развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления.
В структуру музыкальности включаются три основные музыкальные способности:
ладовое чувство , которое проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, чувствованное восприятие;
музыкально-слуховое представление (включает в себя память и воображение). Эта способность, проявляющая себя в воспроизведении по слуху мелодии;
чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицировани ем .
Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специ альной предметно-развивающей среды, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.
Огромное зна чение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успеш но используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-твор ческих проявлениях. Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразны ми музыкально-дидактическими материалами.
Требования к проектированию музыкальной среды:
● Требуется учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности. При этом важно руководствоваться таким положением: в каждый момент жизни все ведущие виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста (предметная, игровая, предпосылки учебной деятельности) присутствуют одновременно, но каждая из них проходит свой путь развития до момента, когда она становится ведущей.
● Среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л.С. Выготский).
● Музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже известные ребенку) компонеты, так и проблемные, подлежащие исследованию.
● Следует помнить: нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и, наоборот, постоянно используемые ребенком знания живут и обогащаются.
Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей со взрослым в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности.
Критерии качества музыкальной среды :
Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество). Каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности:
- восприятие музыки - пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей ;
- воспроизведение музыки - пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению;
- пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности : к восприятию, исполнению музыки для игры или танца, к творческой выразительности танца и т.п.;
- пособия, побуждающие к игре на детских музыкальных инструментах : восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации;
- музыкально-творческая деятельность – пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.
Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет, дисков к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон, DVD плеер, мультимедиапроектор).
Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.
Качество структуры
Структура музыкальной среды представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес . Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или подгруппой.
Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей.
Функциональный и эмоциональный комфорт детей.
Оформление музыкальных мини-центров для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего - иметь дидактическую направленность.
Предметная среда должна быть сомасштабна глазу действиям руки, росту ребенка .
Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними.
Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому следует уделять большое внимание эстетике уголка.
Рекомендации по оборудованию музыкальной предметно-развивающей среды (статья Е.Ю.Матвиенко "Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ" - сборник "Опыт лучших - детям. Об инновациях в дошкольном воспитании"):
Таким образом, при создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:
1.Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.
2.Разнообразие оборудования.
3.Учет возрастных особенностей детей.
4.Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
5.Возможность переноса оборудования в другие места.
Классификация оборудования для музыкальных зон:
1.Материал для творческих сюжетно-ролевых игр - мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами).
2.Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования :
С хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);
С фиксированной мелодией (шарманки, органчики);
С одним фиксированным звуком (дудки):
Шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)
3.Музыкально-дидактические игры и пособия:
нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).
4. Аудиовизуальные пособия : диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио- и видеокассеты, видеодиски).
Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам:
Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):
Куклы-неваляшки;
Образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.);
Игрушки-инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки;
Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
Набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.);
Атрибуты к музыкальным подвижным играм;
Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по сезонам);
Ширма настольная с перчаточными игрушками;
Магнитофон и набор программных аудиозаписей;
Поющие и двигающиеся игрушки;
Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.
Перечень материалов для детей 4-5 лет (средней группы детского сада):
В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно:
Металлофон;
Шумовые инструменты для детского оркестра;
Книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);
Фланелеграф или магнитная доска;
Музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др.;
Арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;
Музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;
Ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону;
Ширма настольная и набор игрушек;
Музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:
Магнитофон и набор программных аудиозаписей.
Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):
Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:
Погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;
Музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);
Музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);
Портреты композиторов;
Иллюстрации из «Музыкального букваря»;
Музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др.;
Атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);
Детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
Ширмы: настольная и ширма по росту детей;
Музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые - озвученные;
Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;
Разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;
Атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону - листики, снежинки, цветы и т.д.):
Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):
Музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);
Портреты композиторов;
Иллюстрации по теме «Времена года»;
Картинки к пособию «Музыкальный букварь»;
Альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
Графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
Альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;
Музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые - озвученные);
Набор самодельных инструментов для шумового оркестра;
Музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т.д.; атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т.п.);
Атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танцевальных импровизаций;
Магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.
Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекатель ности. Мини-центры оформляются в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы. Созданная «по законам красоты» среда спо собствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эсте тического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмо ционально-положительное отношение к детям, детскому учреждению, желание посещать его.
Необходимы оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также доста точное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий (музы кально-дидактические игры должны быть разно образны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку), демонстрационного материала, атрибутов.
Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1раз в квартал) обновлять пособия в музыкаль ном уголке, вносить новое оборудование.
Для изготовления пособий можно привлечь родителей воспитанников. Дети испытывают удовольствие от совместного с ро дителями творчества, приобретают уверенность в ceбe. Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.
Одной из характерных тенденций в современном дошкольном образовании является создание в дошкольном учреждении
эстетически-развивающеи предметно-пространственной среды. В исследованиях можно встретить различные определения этого понятия. Рассматриваются и предметно-пространственная, и социокультурная, эстетически-развивающая, культурно-образовательная среда и т. п. Но при различии названий речь всегда идет о создании оптимальной среды, обеспечивающей психологический комфорт личности ребенка (схема 32).
Среда дошкольного учреждения рассматривается в настоящее время как условие реализации ребенком своих способностей, средство воспитания личностных качеств, обогащающий фактор развития, который служит фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и с другими детьми.
При этом в дошкольном образовательном учреждении осуществляются различные направления развития и воспитания детей, создание среды для которых будет обладать определенной спецификой. Нас интересует художественно-эстетическое направление, и прежде всего музыкальное воспитание как его неотъемлемая часть, и особенности создания развивающей среды для более эффективного его осуществления.
Э.П. Костина, специалист по проблемам музыкального воспитания, рассматривает его как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре и считает, что можно говорить о музыкальной предметно-развивающей среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре.
Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.
Автор на основе анализа данной проблемы утверждает, что для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, включающая музыкальную среду ДОУ, семьи, учреждений культуры и образования.
Музыкально-образовательная среда ДОУ включает в себя:
■ блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки. Здесь ребенок впервые слышит музыкальные произведения, получает знания, умения и навыки, здесь создается положительный эмоциональный фон, формируется желание и далее встречаться с музыкой;
■ блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий:
- совместная с воспитателем музыкальная деятельность - в играх: сюжетно-ролевых с использованием музыкального репертуара, музыкально-дидактических, музыкально-творческих и др.; в процессе условно-образного и условно-схематического моделирования содержания, характера музыки, средств музыкальной выразительности и т. п.;
- самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий, возникающая по инициативе детей - песни, музыкальные игры, упражнения, танцы, а также песенное, музыкально-ритмическое, инструментальное детское творчество.
Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляется нерегламентированная музыкальная деятельность детей, это:
■ совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогичной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ) организация семейного досуга (Л. Н.
Комисарова, Г. В. Кузнецова):■ проведение семейных праздников;
■ посещение с ребенком музеев, театров (драматического, музыкального (оперы, балета, мюзикла), кукольного);
■ создание «домашнего музея» (например, музея любимого композитора) ;
■ коллекции детских музыкальных игрушек и музыкальных инструментов, домашнего оркестра, домашнего «театра» (кукольного, драматического);
■ организация в домашней обстановке разнообразной музыкальной деятельности детей, развлечений с использованием музыки;
■ наличие музыкальной фонотеки из ценных в художественном отношении произведений;
■ самостоятельная работа (аналогична самостоятельной музыкальной деятельности детей в ДОУ). Организуемая родителями музыкальная деятельность дает ребенку богатые впечатления, являющиеся мощным стимулом для его творческих проявлений. Кроме того, ему предлагаются различные модели поведения, что важно для его социализации, для развития взаимоотношений с окружающими.
Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей,
посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, театральные спектакли и т. п.).
В целом музыкально-образовательная среда имеет свою структуру. Она состоит из предметного и музыкального компонентов.
Музыкальный компонент представлен аудиомузыкальной информацией, т. е. музыкой независимо от ее источника. Все остальное, в том числе музыкальные инструменты, игрушки, пособия и средства извлечения музыки (магнитофон и т.д.), относится к предметному компоненту. Таким образом, предметно-развивающая среда - система материальных объектов деятельности ребенка.
Поскольку ребенок постепенно входит в пространства предметного (рукотворного) мира и социальных отношений, помимо предметной и социальной выделяют развивающую среду, в которой происходят социальные взаимодействия ребенка, влияющие на его
Схема 32
развитие.
Окружающие ребенка сверстники и взрослые составляют его среду обитания, а взрослые, кроме этого, являются организаторами педагогического процесса. В социальной составляющей среды выделяют такой существенный момент, как организация мотивирующего фактора, эмоционального фона среды. Поддержание такого фона, создающего комфортные условия для ребенка и культивирующего его музыкальное творчество, - важная задача педагога.Выделяется ряд требований к проектированию музыкальной предметно-развивающей среды (С.Л.Новоселова, Э.П.Костина):
■ учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности;
■ среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л.С.Выготский);
■ музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже известные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию;
■ нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются; и, наоборот, - постоянно используемые ребенком знания живут и обогащаются.
При этом отмечается, что станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности, зависит от компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к музыкальной деятельности детей, прежде всего самостоятельной. Развивающие воздействия художественно-эстетической среды может реализовать только педагог, увлеченный музыкой, проявляющий интерес к музыкальным играм, демонстрирующий детям возможности музыкальной предметной среды, создающий творческие ситуации, пробуждающий интерес к музыкальным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.
При разработке и оценке музыкальной среды рекомендуется опираться (Э.П.Костина и др.) на следующие критерии ее качества.
Качество содержания. В музыкальной среде должен отражаться весь спектр детской музыкальной деятельности.
Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество), каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности:
■ восприятие музыки - пособия, помогающие воспринимать произведения;
■ воспроизведение музыки - пособия, побуждающие к исполнительской деятельности (пению, игре или танцу, инструментальному музицированию);
■ музыкально-творческая деятельность - пособия, побуждающие к творческой импровизации в различных видах музыкальной деятельности).
Это обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон).
Содержание музыкальной среды должно отражать принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности получения из среды необходимой информации для музыкально-творческой деятельности.
Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней. К Качество структуры. Музыкальная среда должна быть представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована так, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или подгруппой.
Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей.
наталья жиркина
Предметно-развивающая среда по музыкальному воспитанию детей раннего возраста
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников . Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей , но и в самостоятельной деятельности детей , а также при проведении режимных моментов.
Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда .
Основные знания и умения ребёнок получает на специально-организованных занятиях, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности, т. е. в группе. Вот почему педагоги нашего ДОУ очень вдумчиво и внимательно относятся к проектированию и организации музыкально-развивающей среды в группах , стремятся сделать её интересной, насыщенной и доступной. При создании условий для музыкального и творческого развития детей , мы учитываем, что обстановка во всех группах в первую очередь должна быть комфортной и безопасной для ребёнка, пособия должны быть доступны детям, соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей .
Музыкальное искусство и музыкальная деятельность в дошкольном возрасте - средство и путь всестороннего развития ребенка. Музыка тесно связана с другими видами искусства и сопровождает всю жизнь ребенка в детском саду. Все дети приобщаются к музыке , содержание которой отвечает общим и специальным задачам и учитывает возрастные ступени и индивидуальные различия.
Ведущая деятельность наших детей (2-3 года) – предметная , предметно-манипулятивная . Поэтому формы музыкальной деятельности детей возрастосообразные .
При организации предметной среды , а также в процессе разработки её компонентов, мы столкнулись с проблемой нехватки материальных средств на приобретение различного оборудования, пособий и детских музыкальных инструментов . Как бы парадоксально это не звучало, но эта проблема способствовала развитию творчества педагогов, родителей, так как многие компоненты среды были сделаны своими руками с минимальными материальными затратами
На мой взгляд, использование нестандартного музыкального оборудования , изготовленного руками воспитателей , очень полезно, так как позволяет обеспечивать динамичность музыкальной среды , постоянное её обновление, а это, в свою очередь, вызывает у детей интерес к музыкальной деятельности , мотивацию, а затем и потребность в ней. Часто эти звучащие атрибуты позволяют ребёнку «слышать» окружающий мир. Они легки в исполнении, требуют минимум материалов и функциональны по выполняемым задачам.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей носит инициативный , творческий характер и основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения и развития.
Музыка в повседневной жизни детского сада обуславливает ее включение в разные моменты детской деятельности и помогает разнообразить жизнь детей в условиях детского сада.
Следует отметить, что при проектировании и создании предметных зон для развития творческих способностей детей , мы стараемся, чтобы музыкальная среда органично соседствовала с театральной и уголком по изодеятельности.
Эти виды детской деятельности тесно связаны, взаимопроникновенны и как бы вытекают один из другого. В уголка для театрализованной деятельности представлены разные виды театров . Дети с удовольствием разыгрывают сценки кукольного театра, небольшие сказки, которые «озвучивают» при помощи музыкальных инструментов , и по желанию могут зарисовать сюжет полюбившейся сказки.
Отрадно видеть, как кукла оживает в руках ребёнка. Эти куклы изготовлены руками наших воспитателей . Большую помощь в этом оказывают наши родители.
Использование музыки возможно не только на музыкальных занятиях , но и в быту, в разных режимных моментах : в часы досуга, во время игр детей , на прогулке, в условиях различных занятий, связанных с художественной деятельностью детей .
Ребенок приобщается к искусству не только на занятиях, но и в свободной деятельности.
Силами наших воспитателей в каждой группе созданы предметные зоны для развития творческих способностей дошкольников. Здесь наши воспитанники имеют возможность в игровой форме закреплять знания, полученные на занятиях : исполнить знакомые песни, аккомпанируя себе на детских музыкальных инструментах ; зарисовать сюжет полюбившейся песни или инсценировать её, используя элементы костюмов.
Музыка и стихи звучат на праздниках, развлечениях в исполнении взрослых и детей . Художественное оформление усиливает эмоциональное переживание ребенка. Театрализованные действия также требуют изобразительного и музыкального оформления . Яркие зрелища, праздники, развлечения так же вызывают желание детей выразить свои впечатления. И чем они ярче - тем интереснее дети музицируют.
Насыщенная предметно -развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад № 38»
Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада
консультация
для
воспитателей
- Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием.
- Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды.
- Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона).
- Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК – это место, где дети познают музыку и её красоту.
ЗАДАЧИ:
Творчески оформленный музыкальный уголок поможет:
- не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней,
- но и разовьет воображение детей,
- активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.
ТРЕБОВАНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ УГОЛКУ:
- Соответствие возрасту, требованиям Программы, ФГОС.
- Рациональность расположения, доступность, подвижность.
- Наличие фонотеки, аудиотеки с песнями, сказками, музыкой
- Наличие атрибутов из бросового материала, нетрадиционного оборудования.
- Наличие иллюстративного материала для ознакомления детей с разными видами музыкальных инструментов
- Разнообразие детских музыкальных и шумовых инструментов.
- Эстетика в оформлении оборудования и самого уголка.
- Креативность (творчество) педагогов в дизайне уголка.
- Безопасность оборудования и материалов уголка музыкальной деятельности;
- Разнообразие дидактических игр по разным видам музыкальной деятельности и их соответствие возрастным особенностям детей;
- Наличие и разнообразие иллюстративного материала по музыкальным произведениям;
- Наличие портретов известных музыкантов в соответствии с программой;
Важно, чтобы музыкальный уголок находился:
- в освещенном, легкодоступном для детей месте;
- кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.
- При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей.
- Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе ,
- Для детей более старшего возраста – на дидактической .
Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка.
В музыкальном уголке должны стоять:
- шкаф,
- полки для музыкальных пособий,
- пару столов,
- стулья для дидактических игр.
Пособия развивающей среды должны быть:
- эстетичны,
- привлекательны,
- просты в обращении,
- вызывать желание действовать с ними.
В углу лучше поставить магнитофон, с помощью которого дети прослушают музыку, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.
В музыкальном уголке должны лежать игрушечные музыкальные инструменты:
- барабан,
- дудочка,
- миниатюрное пианино,
- металлофон,
- также музыкальные игрушки.
Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды.
На них закрепляются:
- фотографии детских выступлений,
- портреты композиторов,
- красочные плакаты,
- картинки с музыкальными инструментами.
Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня:
для воспитателя и для детей
- На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозированно (например, металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно - эпидемиологическими нормами ДОУ
- На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!
МЛАДШИЕ ГРУППЫ
- Ванька – встанька
- Музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. д.)
- Музыкальные инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки
- Шумовые инструменты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан
- Неозвученные бутафорские музыкальные инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.)
- Атрибуты к музыкальным подвижным играм
- Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки для детского танцевального творчества (пополняется по необходимости)
- Ширма настольная с перчаточными игрушками
- Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде альбома или отдельные красочные иллюстрации.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
- Целесообразно пособия, атрибуты и музыкальные инструменты оставить
с младшей группы и добавить:
- Металлофон
- Шумовые инструменты для детского оркестра
- Книжки «Наши песни» (каждая книжка иллюстрирует знакомую детям песню)
- Фланелеграф или магнитная доска
- Музыкально-дидактические игры: «
- Музыкальные инструменты», «Звонкие ладошки», «Ритмические палочки» и др.
- Атрибуты к подвижным музыкальным играм:
- «Кошка и котята», «Заинька», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.
- Музыкальные лесенки (трехступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка
- Ленточки, цветные платочки, султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону)
- Ширма настольная и набор игрушек
- Магнитофон и набор программных аудиозаписей
СТАРШАЯ ГРУППА
- Дополнительно к оборудованию музыкального уголка средней группы используется следующее:
- Погремушки, бубны, барабаны, треугольники
- Музыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим звуком
(металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта)
- Иллюстрации по теме: «Времена года»
- Музыкальные игрушки-самоделки (Дети с удовольствием примут участие
в изготовление инструментов для шумового оркестра)
- Музыкально-дидактические игры: «Узнай песенку по двум звукам», «Бубенчики», «Музыкальная лесенка», «Ритмическое лото» и др.
- Атрибуты к подвижным играм
- Рисунки детей к песенкам и знакомым музыкальным произведениям
- Настольная ширма и ширма по росту детей
- Музыкальные лесенки пятиступенчатая и семиступенчатая
- Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
- Дополнительно к материалу, использованному в старшей группе, добавляется:
- Музыкальные инструменты: маракасы, бубны, арфа, детское пианино,
металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны.
- Портреты композиторов
- Папки-альбомы: «Мы рисуем песенку» с рисунками детей, в которых они
отображают эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях
и полюбившихся песнях
- Пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании музыки
- Наглядные пособия: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты»
- Самодельные инструменты для шумового оркестра
- Музыкально-дидактические игры
В МУЗЫКАЛЬНЫХ УГОЛКАХ ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ:
- Материал для творческих сюжетно-ролевых игр:
мягкие игрушки
мягкие музыкальные игрушки;
куклы - неваляшки,
образные музыкальные «поющие» или
«танцующие» игрушки
- Музыкально-дидактические игры:
- Образные пособия
- Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают)
Чайковский П.И.
Чайковский Д.Б.
Прокофьев С.С.
Рахманинов С.В.
2) Иллюстрации - пособия типа «Лото»: карточки
с нарисованными или наклеенными на них картинками
- Всевозможные картинки:
- Книжки-малютки «Мы поем»,
- Музыкальные картинки к песням, которые могут
- быть выполнены в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации,
- Иллюстрации по теме «Времена года»,
- Иллюстрации музыкальных инструментов,
- Картинки с изображением животных поющих, танцующих
- или играющих на музыкальных инструментах,
- Альбомы «Мы рисуем песенку»
- Альбомы для рассматривания:
- «Симфонический оркестр»,
- «Народные инструменты»,
- «Танцы народов мира»,
- Графическое пособие «Эмоции»
- Не озвученные детские музыкальные игрушки и инструменты
- Озвученные музыкальные инструменты и игрушки
- игрушки-инструменты со звуком неопределённый высот
- игрушки-инструменты, издающие только один звук
- игрушки-инструменты с фиксированной мелодией
- игрушки-инструменты с диатоническими и хроматическими звукорядом для творческого музицирования
- Технические средства
Желательно в каждой группе иметь магнитофон и оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром
АТРИБУТЫ к подвижным музыкальным играм и для детского танцевального творчества
- Театры
Виды театров:
- Театр картинок (Фланелеграф)
- Пальчиковый театр
- Кукольный театр
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.
Станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности зависит:
- от компетентности взрослого,
- его доброжелательности,
- заинтересованного отношения к детям,
Ребёнок и взрослый
действуют вместе –
им обоим должно быть
комфортно в музыкальной среде.