Конспект занятия «В гостях у Маши и Миши. Звук и буква Ш. Основные виды учебной деятельности школьников

Цель:

Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].

Познакомить с буквой М.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Закреплять навык:

- определятьпозицию звука в слове;

Анализа и синтеза слова «мама»;

Находить заданный звук в словах,

Дифференцировать твердость и мягкость звука,

Закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим);

Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

Уточнить артикуляцию звуков [М], [ М’];

Согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.

Коррекционно – развивающие:

Развивать:

Слуховую память, внимание, восприятие;

Умение концентрировать внимание;

Слухоречевую память, фонематическое восприятие, мимику, просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);

Речевое дыхание.

Определять по запаху растение.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать:

Умение работать в микрогруппах, группах;

Желание помогать друг другу;

Интерес к играм со звуками.

Словарная работа: поэт, буквоежка.

Предварительная работа: Массаж лица, просмотр и беседа о мультфильме «Маша и медведь», игра «Составь картинку», разучивание физкультминутки, массаж с помощью большой бусинки

Интеграция НОД: «Познание», «Социализация», «Физическое развитие», «Безопасность», «Здоровье».

Оборудование:

Герои мультсериала Маша и Миша, крокодил, буквоежка;

6 конвертов с одной частью от целой картины;

Две ромашки с серединками зеленого и синего цветов, лепестки с предметными картинками в названии которых есть звуки [М], [ М’];

- «волшебные» бусины;

Мешочки с ароматом лимона и пихты;

Кассы букв;

Листы с буквами М, у которых отсутствуют какие-то элементы;

Корзинка для фишек;

Фишки для рефлексии;

Малиновое варенье.

Ход НОД.

Организационный момент.

А) – Придумано кем - то просто и мудро

При встрече здороваться - «Доброе утро».

Доброе утро! Я рада вас видеть! Давайте разогреем свои ладошки, поздоровайтесь друг с другом ладошками.

Массаж лица.

Совместное с логопедом выполнение массажа

Солнышко проснулось, поглаживающие движенья

Лобика коснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

Б) Послушайте внимательно загадку и отгадайте, кто сегодня придет к нам в гости.

Мультсериал про девочку, которая никому никак не даёт покоя, и в первую очередь – собственному другу. Её боится вся живность в доме! Можно подумать, что она - заправский хулиган. Однако движет ей не простое желание что – ни будь натворить, а обычное любопытство. И если оно оборачивается чем-нибудь неприятным, девочка всегда пытается поправить ситуацию. Она и варенье сварила, и волков вылечила. Друг девочки в мультике тоже добрый. Вместо того, что бы съесть или напугать девочку, он терпит её каждый день.

Маша и медведь из мультфильма «Маша и медведь».

Маша каждый день придумывает разные игры. Вот и сегодня она хочет поиграть с вами.

Маша и Миша принесли конверты, в конвертах лежит часть от целой картинки, что бы собрать картинку вам нужно объединиться в группы по три человека.

Возьмите каждый себе конверт, посмотрите на картинку на конверте, подойдите к столу, на котором находится такая же картинка.

Дети объединяются в микрогруппы и собирают из трех частей целые картинки.

Каждая микрогруппа показывает и хором проговаривает название своего предмета.

Со всеми детьми определяем, какие одинаковые звуки повторяются в словах.

III. Сообщение темы НОД.

Догадались, с какими звуками сегодня предлагают поиграть Маша и Миша?

(Со звуками [М], [ М’]).

Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы логопеда и демонстрационный материал «Домик согласных звонких звуков» и таблицу «Характеристика звуков»:

Звук «М» - согласный или гласный? Почему?

Звук «М» - звонкий или глухой? Почему?

Звук «М» - твердый или мягкий?

Фишкой какого цвета обозначаем звук «М»?

Звук «Мь» - согласный или гласный? Почему?

Звук «Мь» - звонкий или глухой? Почему?

Звук «Мь» - твердый или мягкий?

Фишкой какого цвета обозначаем звук «Мь»?

V. Игра №2. «Поэты»

Маша очень любит сочинять чистоговорки и хочет поиграть с вами в поэтов.

Вы знаете кто такие поэты? Поэты сочиняют стихи.

Например: МА-МА-МА – дома я сама.

Я произношу слог и последнее слово чистоговорки, а вы сочиняете всю чистоговорку.

ма – ма - ма – скоро к нам придет зима

му – му - му – молока кому

МО ЭСКИМО

мо – мо – мо – мы любим эскимо

ми –ми –ми – нас в игру прими

VI. Игра № 3 «Ромашки для Маши и Миши»

Следующая игра, нам нужно собрать ромашки. У одной ромашки серединка зеленая, у другой – синяя. Дети берут лепестки.

Задание: Внимательно посмотрите на свой предмет, определите – какой звук слышится в слове «М» или «Мь» и положите лепесток к соответствующей серединке.

Первая команда должна составить цветок с серединкой синего цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «М»).

Вторая команда должна составить цветок с серединкой зеленого цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «Мь»).

Назвать предмет, определить позицию звука в слове.

VII. Физминутка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы топаем ногами:

Топ – топ – топ.

Мы руки опускаем:

Хлоп – хлоп – хлоп.

Мы руки разведем,

По кругу все пойдем.

VIII. Игра №4 «Научим Машу и Мишу правильно говорить».

Усвоение местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.

Однажды Маша пришла в гости к Мише, он решил угостить её мёдом и сказал:

Пей чай с моя мёдом.

Правильно Миша сказал?

Миша не умеет играть со словами, давайте его научим!

Посмотрите на свой предмет и подумайте, как можно про него сказать МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.

Образец: Моя мебель.

Работа с индивидуальными картинками.

IX. Аромотерапия.

Маша с Мишей, что бы ни болеть пьют чай с медом. А я знаю еще волшебное средство, с которым обязательно нужно пить чай – это лимон.

На подносе лежат волшебные мешочки. Возьмите каждый себе мешочек, и мы определим (с помощью носа), где находится лимон.

Волшебные мешочки с лимоном мы подарим Маше и Мише.

Я предлагаю сесть за столы и послушать историю, которая произошла с Машей.


Однажды Маша пошла на рыбалку и поймала рыбку. Вдруг из речки вышел крокодил и сказал: «Маша, я тебя съем». Маша испугалась и хотела закричать: «Мама!», но от испуга все перепутала и закричала «Ам – ам». Крокодил услышал и тоже испугался. Сначала он хотел крикнуть «Ам – ам», но от испуга тоже все перепутал и у него получилось: «Мама».

Так они стояли и разговаривали. Маша говорила «Ам – ам», а крокодил – «мама».

Б) Манипуляции с буквами.

Как кричала Маша? «Ам – ам».

Выложите эти два слога из букв разрезной азбуки.

Как кричал Крокодил? «Мама».

Переставьте буквы так, что бы получилось слово «мама».

Сколько слогов в лове МАМА?

Сколько гласных звуков?

Сколько согласных звуков?

Давайте обозначим звуковыми фишками каждый звук.

Бусинкой круги катаю,

Взад- вперед её гоняю.

Ей поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Пока Маша с Мишей варили варенье, злой Буквоежка съел элементы буквы «М», буква поломалась. Помогите Маше – почините ее, пожалуйста.

Вспомнить из скольки элементов состоит буква.

Молодцы, со всеми играми наших гостей вы справились. Если во время игры вам, было, легко подарите Маше и Мише гнома, а если сложно – Лунтика и скажите, в чем вы затруднялись (фишки в корзиночку).

От наших гостей сюрприз – настоящее Малиновое варенье!

Список литературы и адреса интернет-ресурсов:

1. Нищева Н.В . Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.

2. Журова Л.Е, Н.С. Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская «Обучение дошкольников грамоте»
3.А.В.Никитина «33 лексические темы»
4. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста»
5.Е.В.Бородина «Использование моделирования и символики при подготовке дошкольников обучению грамоте в условиях детского сада»

6. http://www.radionetplus.ru/izobrazhenija/krasivye_kartinki/23165-masha-i-medved-20-kartinok.html

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования / УМК «Перспективная начальная школа» авторская программа по музыке 1 - 4 класс Т.В. Челышева, В.В. Кузнецова. 2012 год.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.

Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «МУЗЫКА»

Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено на достижение следующих целей:

формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира;

развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества;

овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Данные цели достигаются путем решения ключевых задач, отражающих личностное, познавательное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников.

Личностное развитие обучающихся направлено на: реализацию их творческого потенциала; выработку готовности выражать свое отношение к искусству; формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности; проявление ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; становление самосознания, самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма.

Познавательное развитие обучающихся связано с: активизацией творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии; формированием целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе; познанием языка музыки, многообразия ее форм и жанров; осознанием роли музыкального искусства в жизни человека.

Коммуникативное развитие школьников определяет: умение слушать, уважение к мнению других; способность встать на позицию другого человека; готовность вести диалог; участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства; продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Эстетическое развитие учащихся направлено на: приобщение к эстетическим ценностям; формирование эстетического отношения к действительности; развитие эстетических чувств; развитие потребности жить по законам красоты; формирование эстетических идеалов и потребностей; воспитание художественного вкуса; выработку стремления быть прекрасным во всем - в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыке решаются целостно. Учитель самостоятельно осуществляет выбор методов обучения, придавая особое значение сбалансированному сочетанию традиционных и инновационных технологий, в том числе информационных и коммуникационных.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно базисному (образовательному) плану образова-тельных учреждений РФ всего на изучение музыки в началь-ной школе выделяется 135 часов, из них в 1 классе 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели), 2 - 4 классы 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения музыки являются:

наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.

Предметными результатами изучения музыки являются :

устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;

ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

1 КЛАСС (33 Часа).

«Мир музыки в мире детства».

Программа 1 класса нацелена на развитие у младших школьников способности вслушиваться в звучащую вокруг них музыку, на выработку положительной мотивации и потребности в «общении» с музыкой в разных жизненных ситуациях: в будни и праздники, в связи с календарными датами, в процессе встреч со сказкой, с героями фильмов или мультфильмов.

Учебную программу пронизывают идея детскости и ее естественной связи с музыкой, которая сопровождает жизнь ребенка, мысль о том, что разную музыку можно научиться распознавать, вслушиваясь в окружающий мир.

Реализуя главную идею концепции УМК «Перспективная начальная школа», выраженную фразой «познаю мир», а также сверхзадачу музыкального образования (связь музыки с жизнью), программа 1 класса задумана как своего рода азбука музыкальной грамотности.

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

раздела, урока

Наименование раздела, тема урока

Кол-во

часов

дата

Примечания

план

факт

1 четверть. «Звуки вокруг нас»

Звуки в доме Маши и Миши.

Рождение песни.

Колыбельная песня.

Поющие часы.

«Кошкины» песни.

О чём «поёт» природа.

2 четверть. «Музыкальные встречи Маши и Миши»

Музыка осени.

Музыка про разное.

Звучащий образ Родины.

Здравствуй, гостья-зима.

Новогодний хоровод.

3 четверть. «Так и льются сами звуки из души!»

Зимние забавы

Музыкальные картинки.

Мелодии жизни.

Музыкальная азбука

Весенние напевы. «Перед весной».

«Поговорим» на музыкальном языке.

4 четверть. «Волшебная сила музыки»

Композитор - исполнитель — слушатель.

Музыка в стране «Мульти-пульти»

Всюду музыка живет.

Урок - концерт.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

К концу первого года обучения научатся знать и различать:

средства музыкальной выразительности (мелодия, лад, регистр, тембр, динамика, темп, ритм);

основные жанры (марш, песня, танец);

инструменты (фортепиано, скрипка, флейта, труба);

размеры (2/4, 3/4, 4/4);

русских композиторов (не менее 3);

зарубежных композиторов (не менее 3).

Получат возможность уметь:

определять характер и настроение му-зыки с учетом терминов и образных определений;

различать на слух разные (контрастные) или одинако-вые (повторы) части в простых двух- и трехчастных про-изведениях;

привести 2 - 3 примера (название произведения, фамилию автора) музыки разного эмоционального содержания, дать определение ее характера;

привести примеры марша, танца, песни;

назвать свои любимые произведения.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Основная и дополнительная учебная литература (учебники, учебные пособия, хрестоматии).

Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Учебник: 1 класс. - М.: Академкнига/Учебник.

Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник.

«Музыка» Нотная хрестоматия: Методическое пособие для учителя: / Сост. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. - М.: Академкнига/Учебник.

Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 1-2 классы.

«Искусство слышать» под ред. Д.Б. Кабалевского: / Издательство «Учитель» 2009 г.

Справочные пособия (словари, справочники).

Наглядный материал (альбомы, таблицы, работа с проектором).

Оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей образовательной программы (компьютер, колонки, проектор).

– Однажды в той стране появилась Волшебница. Ей так там понравилось, что она захотела поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнала, что все ее жители − невидимки, то очень огорчилась. Но она все-таки была Волшебницей, причем очень доброй. И решила она каждому жителю подарить по волшебному платью.

Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебница была очень довольна. Ведь теперь, прочитав, пропев ее или прошептав, она называла звук по имени. Так они и познакомились.

− Посмотрите на алфавитный столбик, где рядом с буквами изображены звуки (с. 29).

− Какие звуки обозначены красным цветом? (Гласные.)

− Произнесите их хором.

На доске записаны слова: астра, осел, зайка, улитка, лимон, улица, картина, иволга.

− Выпишите слова, в которых первая и последняя буквы − гласные.

− Какие слова выписали?

− Вспомните, почему гласные назвали гласными.

− Встаньте те, чьи имена начинаются с гласной буквы.

− Придумайте имена с оставшимися гласными буквами.

− Почему для обозначения согласных звуков использовали два цвета: зеленый и голубой?

− Произнесите несколько согласных звуков, обозначенных зеленым, и прислушайтесь к себе. Вы использовали голос?

Вывод: при произнесении согласных, обозначенных зеленым цветом, использовали голос. З еленым цветом обозначены з вонкие согласные. (Аналогично о глухих согласных: г олубой цвет − г лухие согласные.)

− Произнесите все звонкие согласные. Обратите внимание, в какой части звукового столбика (в основном) расположены звонкие согласные? (В верхней части.)

− Произнесите все глухие согласные звуки. В какой части звукового столбика (в основном) находятся глухие согласные? (В нижней части.)

Чтение статьи учебника (с. 30) и ответы на вопросы.

− У каких твердых согласных нет парного мягкого?

− Как это показано на звуковом столбике?

Учитель демонстрирует на доске схему − квадратные скобки с пробелом в середине и значком мягкости.

− У каких мягких согласных нет парного твердого? (У тех, где изображены квадратные скобки с пробелом в середине.)

Игра «Назови по цепочке».

Ученики по цепочке произносят по одной паре парных согласных по твердости – мягкости. (Можно провести игру по рядам.)

− «Согласные звуки могут быть парными и по звонкости – глухости! − объявила Волшебница».

Работа по заданию учебника (с. 31).

Отгадайте:

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким сам звеню я на просторе. (Колос − голос.)

С глухим траву она срезает,

Со звонким − листочки объедает. (Коса − коза.)

С глухим согласным мы его читаем,

Со звонким в нем мы обитаем. (Том − дом.)

Урок музыки 1 класс

по программе «Музыка» Т.В. Челышевой, В.В. Кузнецовой

Раздел: «Музыкальные встречи Маши и Миши»

Тема урока: «Музыка про разное»

Цель: установление естественных связей детей с музыкой, которая сопровождает их в жизни.

Задачи:

Организовать встречи детей с любимыми героями;

Создавать поисковые ситуации, чтобы дети разобрались, о чем может рассказать музыка;

Обратить внимание детей на то, как фиксируются при записи музыкальные звуки;

Планируемые результаты:

Предметные результаты – узнают, о чем может рассказать музыка;

Метапредметные результаты:

Личностные :

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в слове, жесте, пении;

Проявлять внутреннюю позицию при аргументированных ответах на проблемные вопросы;

Познавательные :

Сравнивать разные музыкальные произведения и находить в них общие и различные черты;

Объяснять особенности музыкального языка разных музыкальных произведений;

Регулятивные :

Выстраивать пути решения учебных задач в соответствии с вопросами и заданиями, предложенными в учебнике;

Коммуникативные :

- участвовать в коллективном исполнении песен;

Тип урока: первичное усвоение новых знаний.

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийные презентация.

Техническое обеспечение урока: фортепиано, (ноутбук), экран и проектор.

Методы: деятельностный подход

Виды деятельности учащихся:

просмотр презентации

пение

обсуждение

Музыкальный материал :

Р. Роджерс «Звуки музыки»;

Чайковский «Баба Яга»

Ход урока.

    Организационный момент

.

1.Дети входят в класс под музыку песни «Музыкальная азбука. Буква «А».

2. Музыкальное приветствие:

«Звенит звонок – начнем мы урок»

    Актуализация знаний

    Исходная мотивация.

Вступительная беседа.

У.: Ребята, знакома вам песня, под которую вы вошли в класс?

Как вы предполагаете, о чём мы сегодня поведём речь?

Правильно, мы сегодня будем о музыкальной азбуке.

2. Создание учебно-проблемной ситуации.

У.: А что такое «музыкальная азбука»?

Вообще, что такое азбука ? Из чего она состоит?

(Правильно, из букв )

Для чего нам нужны буквы?

(Записывать слова)

А сколько в азбуке букв?

(Правильно, 33)

3 Постановка цели и задач урока.

У.: А как вы думаете, чем музыкальная азбука отличается от обычной азбуки? -

Может быть, и у музыки есть такие буквы, которые можно записать?

Возможно, они помогут нам увидеть, как музыка живет.

III этап (основной) – п огружение в тему урока

1.Формулировка основной учебной задачи.

У.: Обратите внимание на экран – в 1-м слайде обозначена тема урока, а на других слайдах мы увидим:

Где живут ноты;

О чем они могут рассказать.

Как вы думаете, а для чего мы будем всё это изучать?

Правильно, чтобы мы могли спеть любую песенку чисто, правильно и красиво

2.Первичное усвоение новых знаний

Кто знает, как называются музыкальные буквы? (Ноты).

Сколько нот в музыкальной азбуке? (7).

Как называется музыкальная азбука? (Звукоряд).

Где записываются ноты? (На нотном стане).

А как попасть на нотный стан? (Нужен скрипичный ключ).

Вот перед нами дом,

А проживает в нем Семья веселых нот.

Их каждый назовет:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

А теперь давайте познакомимся с голосами наших нот. (Исполняют звукоряд, называя ноты).

Сейчас мы послушаем песню «Звуки музыки».

Понравилась вам песня?

Мы ее с вами сейчас разучим. Я вам буду петь фразы, а вы повторяйте их за мной.

(Слайд 2,3)

3.Первичная проверка понимания

Молодцы. А теперь, если вы были внимательны, то ответите на мои вопросы.

О чем рассказывает музыка в этой песне?

( Каждая нотка рассказывает о чем-то своем: гнедо воробышка, деревья во дворе…)

Кто участвует в исполнении?

- (Учитель и ученики )

Музыкальная физминутка

Ребята, когда мы с вами пели песенку о музыкальном звукоряде, мы выяснили, что музыка, нотки нам могут о многом рассказать. О чем? Давайте еще раз вспомним.

А о чем еще может рассказать музыка?

Давайте послушаем музыкальную пьесу Чайковского.

Как вы думаете, что за герой представлен в ней? (Баба Яга )

Какой изображена Баба Яга? (коварной, злой, страшной, вредной и т.п.)

- Почему вы так думаете? Что в музыке помогло это узнать? (музыка быстрая,резкая, скачущая, с ударениями)

Давайте послушаем ее еще раз.

Слушайте, вот Баба Яга еле идёт, ковыляет (слушают дальше) . А сейчас она ворчит, что – то замышляет, колдует (слушают дальше) . А вот появляются резкие звуки, - это Баба Яга улетает, поднимается всё выше и выше. Какие предметы Баба Яга использует для передвижения? (ступа, метла)

А теперь послушайте, она спускается вниз, ругается, ворчит (слушают) . А в конце мелодии композитор изображает исчезновение Бабы Яги . Музыка это очень ярко показывает .

- Ребята, а каких еще героев народных сказок, похожих на Бабу Ягу вы знаете? (Леший,Кикимора)

А помните, мы с вами слушали музыкальную пьесу «Кикимора», которую написал русский композитор, фамилия которого состоит из двух нот. Кто помнит фамилию композитора? (Лядов).

Давайте еще раз послушаем музыкальную тему Кикиморы и сравним ее с музыкой про Бабу Ягу.

Что в музыкальных пьесах общего и чем они отличаются? (Музыка изображает злых героев; в «Кикиморе две темы, а в «Бабе Яге» - одна)

- IV этап – итог урока.

1.Рефлексия:

У.: Наш урок подходит к концу. Кому на уроке было скучно? Ну, а если всем понравилось, значит, мы работали на «хорошо» или «отлично»?

Давайте вспомним, на какой вопрос мы должны ответить в конце урока? (о чем может рассказать музыка)

Но точку ставить еще рано. На следующем уроке мы продолжим разговор по этой теме.

2.Задание на дом:

Нарисовать иллюстрацию к пьесе Чайковского баба яга и придумать короткий стишок.