Проект по хореографии в детском саду. Проектирование образовательной среды хореографического коллектива как средство развития компетенций обучающихся. Проект по хореографии «Сохранение традиций»

Рафикова Ирина Ришатовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: г. Норильск
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ"
Дата публикации: 14.04.2017
Раздел: дополнительное образование

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ

Рафикова И.Р., педагог д/о

МБУ ДО «Центр внешкольной работы», г. Норильск

Уважаемые коллеги, мы на протяжении последних лет много слышим о

модернизации образования, о преобразованиях в системе обучения и воспитания

подрастающего поколения, о новых идеях, реформах, которые необходимо внедрять

образовательный

Появляются

нормативные

документы,

регламентирующие наши действия, предъявляющие к нам, как педагогам, новые

требования.

Педагогические

технологии

дополнительного

образования

сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить

ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать

оценивать

результаты

затруднений

преодолевать их.

Технология

игрового

обучения

применяется

учащихся составляют дети младшего школьного возраста.

начальных

обучения

хореографии

характер

свободной деятельности, (ради удовольствия от самого процесса деятельности), так

и творческий характер, где ребенок может раскрыть себя как личность, снять

внешние и внутренние зажимы. Игру как метод обучения можно использовать с

хореографии,

развития

пластики,

эмоционального

раскрытия,

координации

движений

удовольствием усваивают знания, полученные игровым методом. Значение игры

невозможно исчерпать и оценить развлекательно - реактивными возможностями.

Игра - путь детей к познанию мира», - писал А. М. Горький. Игра обогащает

знания, способствует проявлению способностей и наклонностей, совершенствует

средство

диагностики.

отследить

физическое, творческое и личностное развитие ребенка. Ребенок раскрывается в

игре, воспринимает задания как игру, чувствует заинтересованность в получении

верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений. Игра в команде

позволяет

сплотить

коллектив

организм,

способный

высокого

доступные

зачастую

Соревновательность

обучающегося или группы учащихся стремление выполнить задание быстрее и

качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с

одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой. В том и

состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в

обучение,

творчество,

человеческих

отношений.

Основная задача игровой технологии – дать ребенку раскрепоститься, побывать

актером, обрести уверенность в себе. Все это работа по формированию творческого

мышления через игровые технологии

Технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение.

Данная технология позволяет организовать обучение воспитанников в тех

формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией. Технология

обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает индивидуально-

групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае занимающиеся

разбиваются на группы в несколько человек. Группам дается определенное задание,

например, самостоятельно составить танцевальный этюд. Это эффективная работа

для усвоения нового материала каждым ребенком. Разновидностью индивидульно-

групповой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде.

Каждая команда придумывает свой этюд, и показывают друг другу. Члены команды

просматривают этюды, ведется обсуждение, указывают на недочеты. Основные

принципы педагогики сотрудничества: -учение без принуждения; -право на свою

точку зрения -право на ошибку; -успешность; -сочетание индивидуального и

коллективного воспитания. Для того чтобы ребенок ощущал эмоциональное

благополучие, чтобы ему было уютно и комфортно на занятии, должна быть

создана нужная атмосфера, важными составляющими которой являются взаимное

уважение, искренность, юмор и веселье. При такой атмосфере дети смогут вести

себя свободно и реализовывать свои собственные интересы, то есть постепенно

начнет создаваться атмосфера сотрудничества.

Информационные технологии.

В своей работе данные технологии мною используются для обеспечения

материально-технического

оснащения.

Деятельность

танцевального

коллектива

предполагает

постановку

проведение

концертных

выступлений

воспитанников.

качественного

звучания

танцевальных

фонограмм,

соответствующих

современным

техническим

требованиям

используются

компьютерные технологии. Применение компьютера позволяет: - накапливать и

музыкальные

звуковысотность

музыкального

произведения;

производить

компоновку

музыкального

произведения;

хранить фото- и видеоматериалы коллектива; поддерживать контакты с коллегами и

осуществлять

Компьютер

возможность

воспитанникам:

Эффективно осуществлять поиск и переработку информации. методика работы с

Интернет

технологиями

(путешествие

Интернет,

посещение

танцевальных сайтов, поиск специальной литературы и необходимой информации

по хореографии); методика использования обучающих видео - программ (видео-

пособие по современным танцевальным направлениям и др.).

При условии систематического использования информационных технологий

в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно

значительно повысить эффективность обучения хореографии.

Технология здоровье сберегающего обучения.

Здоровье формирующие образовательные технологии по определению Н.К.

Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы,

которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных

способствующих

сохранению

укреплению,

формирование

представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа

хореографией

принимаются

различными

физическими данными, поэтому возникает необходимость на уроках заниматься

физическим

развитием

исправлением

(коррекцией)

физических

недостатков.

Формирование

правильной

исполнения

движений создает и совершенную, в смысле «скульптурности», форму тела. В

процессе

обучения

коллективе

формируются

необходимые

здоровому

Воспитанники

использовать

полученные

повседневной

способствует

оздоровлению

использую

здоровье

сберегающие

образовательные

технологии.

подразделяются

п од г ру п п ы:

1.организационно–педагогические

2.психолого

педагогические

технологии

3.учебно-воспитательные

технологии

4.лечебно

оздоровительные

технологии

5.физкультурно-оздоровительные технологии

Технология проблемного обучения.

повышения

эффективности

воспитательной

использовать

проблемную

методику.

Особенностью

является

реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление,

закономерность,

свойства,

неизвестный ему вопрос. Принципы проблемного обучения: -самостоятельность

учащихся; - развивающий характер обучения; - интеграция и вариативность в

применении

различных

областей

Использование

дидактических

алгоритмизированных задач. В отличие от традиционной, когда детям сообщается

«готовая» информация обучения, проблемная методика предлагает более активную

умственную

эмоциональную

деятельность.

процессе

возможно

предложить

дополнить

танцевальную

комбинацию

сочинить

полностью, исполнить то или иное движение, которое не касается их программы

обучения. Дети сначала робко, а потом и смело, при поддержке преподавателя,

активно включаются в творческую работу. Важно, чтобы ребенок смог применить

осуществлении

задуманного.

Необходимо

поощрять

творческую инициативу детей, так как многие из них впоследствии, становясь

старше, помогают своим педагогам в работе с младшими детьми. Разумный педагог

доверяет своему ученику, направляет его в учебной и постановочной работе. Таким

включившись

творческую

хореографическую

атмосферу,

выбирают

профессию

хореографа.

Увлекаясь

хореографией,

начинают

приобретать

просматривать

различных

танцевальных

направлений, смотреть танцевальные проекты и т.д. Здесь уместно привлечь детей

аналитической

организуя

различные

правильно понимали содержательную сторону хореографического искусства

Технология проектной деятельности.

Введение в образовательную деятельность метода проекта, дает возможность

преподавателю

целенаправленно

эффективно

осуществлять

эстетическое

воспитание учащихся, потому что на уроках хореографии можно дать глубокие

всесторонние

народному,

классическому,

современному

расширить

кругозор

Проектная

деятельность

хореографии,

является

эффективной

методикой,

формирует

определенные

личностные

качества

необходимые

становления

творческой личности: - умение работать в коллективе; - умение анализировать

результаты

деятельности;

определять

особенности

различных

танцевальных жанров; - приобретение навыков импровизации на заданную музыку;

оценивать

профессиональные

достижения;

самокритичным,

принимать

замечания;

заинтересованность.

Использование метода проектов на уроках хореографических дисциплин, является

средством, которое способно обеспечить высокую эффективность в эстетическом

воспитании

поскольку

направлен

достижение

интересов

учащихся,

посредством

познавательной

практической

деятельности.

Занимаясь проектом, ученики выполняют и исследовательскую работу: сравнивают,

сопоставляют, анализируют изложенные факты, делают собственные выводы. У

детей формируется, например, креативное мышление, которому трудно научить при

традиционной форме обучения на уроках хореографии. С одной стороны, проект

является методом обучения, а с другой - дает возможность общения в рамках

определенной

предметной

деятельности,

интеграции

образовательных предметов и из собственного жизненного и культурного опыта.

Педагогическая деятельность с использованием проектных технологий помогает

педагога-

хореографа

формирование

творческой личности, что решает одну из главных задач эстетического воспитания.

В процесс проектной деятельности необходимо включать элементы эстетического

образования, а также создавать условия, на страивающие учащихся на восприятие и

создание прекрасного. Проектная форма работы является одной из актуальных

технологий,

позволяющих

обучающимся

применить

накопленные

предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, получая опыт от практического его

использования, учатся слушать и понимать друг друга при защите проектов, что

способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных

психологических комплексов. Работа над проектом - процесс творческий, который

содействует

развитию

воображения,

фантазии,

творческого

мышления,

самостоятельности и других личностных качеств участников проекта. Работа по

методу проектов включает чёткое планирование действий, наличие замысла или

гипотезы решения этой проблемы, распределение ролей при групповой форме

процессе

проектом,

обращаются

различным

справочникам, используют internet, другие источники информации, советуются с

родителями, компетентными лицами данной области знаний, изучают материалы,

необходимые для выполнения проекта. Результат проекта должен быть реальным,

ощутимым. Участниками проекта собирается папка документов (портфолио), в

которых работа над проектом представлена подробно. Проекты могут оформляться

как путем публичной защиты, так и в письменном виде. Оценки проекту могут

давать сами разработчики, или эксперты, окружающие люди (учащиеся, педагоги,

родители).

процессе

творческой

деятельности

учащихся

формируются

р аз в и вают ся

о б щ е- у ч еб н ы е

ум ен и я:

р е флекси в н ы е

п о и с ко в ы е

(исследовательские);

оценочной

самостоятельности

сотрудничестве, а также способности достойно представлять и защищать свой

проект. Внедрение этих инноваций в программу позволяет:

1.Повысить качество обучения

2.Расширить рамки образовательных результатов

3.Исполнение хореографических номеров сделать более качественны

4.Улучшить процесс самостоятельное творческой деятельности ребенка. Это

отражается и в учебном процессе, и в концертном репертуаре коллектива, что

способствует достижению высоких творческих результатов.

Таким образом, инновационные технологии, используемые в любой области

дополнительного

образования

способствуют

гармоничному

развитию

личности учащихся, их самоопределению и самореализации.

Лимаренко Наталия Александровна

педагог дополнительного образования

МБОУ СОШ №22 города Нижневартовска

Проектная деятельность в школьной хореографической студии

Хореография является важным компонентом культурно-эстетической среды школы, влияющим на формирование общей культуры и физическое развитие школьников. В то же время исследования ученых показывают, что процент занимающихся хореографией школьников к подростковому возрасту снижается. Представляется, что причины такого явления – отсутствие свободы выбора видов хореографии, слабая ценностно-смысловая мотивация хореографических занятий. Видимо, проблема заключается в том, как организовать хореографическую деятельность учащихся в системе дополнительного образования школы таким образом, чтобы она не сводилась только к техническим решениям, а способствовала духовному становлению, эстетическому развитию школьников, становилась для них ценностно-значимой.

Одним из способов решения может служить использование проектных педагогических технологий как формирующих условий процесса обучения в старших группах школьной хореографической студии.

Проектный метод дает возможность развивать у обучающихся комплекс умений самостоятельно и под руководством педагога осваивать новые способы деятельности в сфере хореографического творчества, помогает в достижении результатов, которые повышают в обучающихся интерес к хореографическому искусству, обеспечивает интеграцию хореографии с такими общеобразовательными предметами, как история, литература, музыка, мировая художественная культура.

Возможны следующие виды хореографического проектирования: творческие задания по сочинению учебных и танцевальных комбинаций, этюдов, постановка хореографического номера, разработка системы упражнений в соответствии с задачами обучения, подготовка рефератов, микро - исследований, учебных проектов, создание компьютерных презентаций к разделам учебной программы.

Формы обучения при этом могут быть разными: групповыми и индивидуальными, с применением информационно-коммуникационных технологий и без них. Результаты проектирования всегда конкретны и могут быть использованы в хореографической практике.

За три года обучения мои воспитанники - учащиеся старшей группы хореографической студии разработали проекты как краткосрочные (групповые проекты «История хореографии», «Балет в России», «Особенности танцев коренных народов Севера»), так и долгосрочные (индивидуальные проекты «Моделирование исторического костюма», «Парадоксы судьбы Кармен», «Современный костюм для современного танца», «Времена и люди в зеркале»)

Вне зависимости от вида проекта структура проектировочной деятельности отражает следующий алгоритм действий:

Целеполагание (определение замысла учебно-творческой деятельности, выявление проблемы, постановка задач, выбор идей для их решения);

Моделирование (разработка и оценка вариантов решения, теоретическое представление будущего образа деятельности);

Конструирование (определение и обоснование условий и средств достижения цели, разработка тактики действий, планирование этапов осуществления деятельности);

Реализация (осуществление запланированного, координация действий, оценка процесса через обратную связь);

Анализ (анализ качественных изменений и рефлексия деятельности, определение дальнейших направлений учебно-творческой деятельности).

На всех этапах подготовки проекта педагог выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта.

Пример ученического проекта «Парадоксы судьбы Кармен» (фрагмент ).

Ученица 9 класса решила выяснить, в чем загадка Кармен. Почему многочисленные актрисы мечтают сыграть ее роль, а женщины хотят чем-то быть похожими на нее? Откуда образ Кармен появился в нашей культуре?

Вступление .

Кармен… Каждый человек в своей жизни хоть раз слышал это имя. Когда мы произносим слово «Кармен», сразу возникают ассоциации: сочетание черного с красным, страсть, смешанная с трагизмом, жгучий огонь и яркая роза, хабанера и Испания. «Кармен» - это бесценное произведение, которое написал известный писатель Проспер Мериме. Кармен» - это опера Бизе. «Кармен» -это многочисленные фильмы режиссеров разных стран.

Определение цели и задач.

Цель работы: исследовать особенности образа Кармен как культурного символа в разных жанрах литературы и искусства

Выяснить, как менялся образ свободолюбивой цыганки под пером поэта-символиста А. Блока.

Исследовать особенности трактовки характера героини средствами разных видов искусства: оперы, балета, кинематографа.

Основной этап.

Сравнительный анализ новеллы Проспера Мериме и оперы Жоржа Бизе.

В новелле Проспера Мериме "Кармен" много загадочного и странного - такого, о чем опера, в силу особенностей своего жанра, просто не в силах рассказать.

1.Трехмерное изображение Кармен в художественном произведении. Образ Кармен формируется в сознании читателя в результате непростой процедуры «наложения» трех изображений героини. Трое повествователей - мужчины, каждый из которых по-своему участвует в описании портрета и характера героини.

2. Символика образа Кармен связана с фольклорно-мифологическим комплексом, причем, не только с испанским.

3.Мериме не идеализирует свою героиню. В отличие от писателя Бизе облагородил Кармен, устранил в ее характере такие черты, как хитрость и воровскую деловитость, но подчеркнул в ней прямоту чувств, независимость, свободолюбие. Опера самобытна своими колоритными народными сценами. Эти сцены придали трагическому сюжету оптимистическое звучание.

4. Парадокс художественной судьбы Кармен заключается в том, что оперная героиня в значительной степени заслонила образ, созданный Мериме.

Кармен «поэтическая».

Жизнь образа Кармен не закончилась с премьерой оперы Бизе, она была продолжена в поэзии Александром Блоком, Мариной Цветаевой, Гарсиа Лоркой. Интересно проследить, как преобразовался образ свободолюбивой цыганки под пером поэта-символиста А. Блока.

Трансформация образа в балете «Кармен-сюита» в сравнении с оперой Ж.Бизе

«Кармен-сюита» в целом сохраняет музыкальную фабулу, драматургию и даже сюжетную канву оперы. Но изменилась «окраска конфликта - усилен трагизм, во многом сместилась расстановка смысловых и музыкальных акцентов. Изменения эти определены различием жанров оперы и балета. Сюита представляет собой картины из жизни, а точнее - духовной судьбы Кармен. Условность балетного театра легко и естественно смещает их во времени, позволяя проследить не внешние бытовые события, а события внутренней духовной жизни героини.

Приключения Кармен в кинематографе. Анализ трактовок образа разными режиссерами (Сессиль де Миль, Карлос Саура, Франческо Росси, Александр Хван, Андрей Жолдак) Заключение

Нередко писатели, поэты, композиторы и художники обращаются к вечным образам литературы и искусства. Каждый автор имеет право на то, чтобы привнести в уже существующий образ другие черты, а прежние и вовсе убрать. Так называемые «бродячие» сюжеты и образы интересны во всем многообразии этих преобразований. Известно много вечных образов: Дон Жуан, Дон Кихот, Санчо Пансо, Ромео и Джульетта, Гамлет, Отелло. Одним из самых узнаваемых, популярных и, может, даже, самым любимым можно назвать образ Кармен. Он лубоко укоренился в мировой гуманитарной традиции, известен очень давно, и до сих пор интерес к этому персонажу не гаснет. Образ Кармен, как всякий культурный символ, используется на самых разных уровнях: высокого искусства, поп-арта и даже бытового поведения.

Работа над проектом является чрезвычайно эффективной, так как способствует формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитию творческих способностей и коммуникативных навыков, развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно, готовит к обучению в средних специальных и высших учреждений хореографической направленности.

Номинация «Первые шаги в науке»

В данной работе я хочу вам рассказать о современных танцах. Я уже третий год занимаюсь в танцевальном кружке. На занятиях нам рассказывали о разных видах танца. Мне стало интересно более подробно узнать о современных танцах.

Объект исследования: танец.

Предмет исследования: современные танцы.

Цель проекта: рассмотреть историю и стили современного танца.

Задачи:

  • Рассмотреть историю возникновения современного танца.
  • Ознакомиться со стилями современного танца.
  • Обобщить результаты и сделать выводы.

Этапы проектной деятельности:

1. Изучение материалов о танцах.

2. Обобщение наблюдений, выводы.

3. Составление презентации.

4. Выступление с проектом в классе.

Гипотеза исследования: танец является средством внутренней и внешней гармонизации личности.

«Говорят, что танец - это всегда любовь. Повороты, наклоны, прыжки,ритмичные движения - это танец. Это первичное искусство - самое физическое и самое личное. Мы используем наши руки, для того чтобы рисовать картины на холсте или создавать формы из камня, а танец требует всего нашего тела, которое движется в пространстве.

Танец - самое непостоянное и текучее из искусств. Для стороннего наблюдателяэто беспорядочная последовательность различных движений, которую почти невозможно запомнить.

С доисторических времён художники и скульпторы пытались отразить волнение, текучесть и красоту танца на стенах пещер и храмов, в фигурках из глины и мрамора. Но никакой рисунок, никакая скульптура не, могли предать основное свойства танца - движение. Без движения танец был мёртв». Эти слова Джин Келли произнёс в фильме «Всё это танец», где он рассказывает, как начинался и развивался современный танец.

В школе танцев Essentia царит теплая, полная энергии и жизни атмосфера. Это не просто студия танца, а настоящий клуб людей, объединенных любовью к танцам, желанием работать над своим телом, пробуждать в себе вдохновение и творить, с каждым днем становясь все прекрасней!

Стили современного танца.

Выделяют стилевые особенности основных направлений «Street dance», музыкальные темпы и характерные базовые движения:«Hip-hop», «Disco», «Techno», «Breaking», «Electric Boogie», «King Tut», «Locking».

Вывод

  • Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердце.
  • Если внимательно посмотреть на современные стили и техники танцоров, легко можно увидеть в них движения, имеющие аналоги в народном танце.
  • Нельзя говорить о том, что все стили танца уже окончательно сформировались. Каждый исполнитель, хореограф, постановщик всё время что-то привносят в них.

Проект «Современные танцы»

Наталия Косолапова
Здоровьесберегающий проект по хореографии в детском саду «Здоровое движение»

Область интеграции : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.

Тип проекта: продуктивный, групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь - май).

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, педагог дополнительного образования (хореограф, воспитатели, родители, .

Ресурсы проекта: музыкальный центр, ноутбук, проектор, принтер, диски с музыкальными произведениями, коврики на каждого ребенка

Актуальность проекта:

Наш детский танцевальный коллектив называется «Незабудки». Незабудки – это маленькие, но очень красивые, небесного цвета с солнышком посередине, цветы. И для нас не секрет, что только здоровый цветок радует своей красотой.

Также как и цветок, красивый ребенок – это здоровый ребенок. Поэтому забота о здоровье детей - важная задача общества, педагогов и родителей. Наш долг сохранить и укрепить здоровье наших детей.

Хореография – искусство, любимое детьми, обладающее огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятия танцами формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу, дает организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. И считаю, что именно хореография предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей. Каждый вид деятельности на занятии (музыкально-ритмические упражнения, партерная гимнастика, творческая импровизация, подвижные игры, самомассаж,улыбкотерапия) способствует укреплению здоровью. Поэтому на своих занятиях стараюсь уделять большое внимание работе по сохранению и укреплению здоровья детей. Однако достичь успеха можно только в результате совместной работы педагогов и родителей.

Цель проекта : Содействие правильному физическому развитию и осознание своего отношения к своему здоровью через хореографическое искусство.

Задачи проекта:

Сохранять, укреплять здоровье дошкольников через движения под музыку;

Содействовать правильному физическому развитию на занятиях;

Повышать с помощью средств двигательной активности умственную работоспособность;

Укреплять мышечный аппарат, развивать координацию движений, ориентацию в пространстве через овладение детьми хореографического искусства;

Развивать двигательные качества (силу, ловкость, скорость, прыгучесть, реакцию, гибкость, выносливость);

Воспитывать в ребенке бережного отношения к своему здоровью;

Способствовать социализации детей, формировать у детей доверие и внимание друг к другу, свободного общения с взрослыми.

Формы реализации проекта:

Интегрированные занятия с использованием здоровьесберегающих упражнений;

Развлечения с использованием здоровьесберегающих упражнений и игр;

Работа с познавательной литературой;

Поисковая деятельность детей совместно с родителями;

Самостоятельное использование упражнений в повседневной

жизни детей;

Родительское собрание.

Ожидаемые результаты:

Дети:

Снижение уровня заболеваемости;

Владеют основными навыками хореографического искусства;

Развиты двигательные качества (в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями);

Умеют ориентироваться в пространстве;

Бережно и внимательно относятся к своему здоровью;

Умеют общаться со сверстникам;

Свободно общаются с взрослыми.

Родители:

Активные и заинтересованные участники педагогического процесса;

Активные участники на развлечениях;

Проявляют интерес к поиску дополнительного материала

Педагоги:

Пополнение накопительных папок с подвижными играми, оздоровительными упражнениями, стихами, рассказами и т. п.

Этапы реализации проекта

1 этап – формирующий, подготовительный этап реализации проекта (сентябрь)

2 этап – технологический, основной этап реализации проекта (сентябрь – апрель)

3 этап – итоговый этап реализации проекта (май)

4 этап – презентационный этап реализации проекта.

Формирующий этап реализации проекта

С педагогами

С родителями

сентябрь 1. Сбор сведений о состоянии здоровья детей. 2. Составление перспективного плана.

3. Подбор репертуара для детей.

4. Отражение целей и задач.

5. Изучение методической литературы.

6. Подготовка аудио записей.

Мониторинг детей (выявление детей с нарушением осанки, с нарушением координации движений) 1. Изучение степени потребности желание сотрудничать по данному направлению.

2. Родительское собрание на тему: «Здоровье сберегающие технологии на занятиях хореографии».

Технологический этап реализации проекта.

Месяц С педагогами С детьми С родителями

октябрь -Консультация с педагогами на тему: «Что такое здоровье, что такое болезнь?» «Чем отличается здоровый человек от больного?» «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?»

Консультация с воспитателями по проведению подвижных игр

Пополнение папки по чтению художественной лит-ры: «Война грибов» Г. Даль

Беседа-знакомство о правильном дыхании на занятии хореографии.

Упражнения на развитие гибкости: «бабочка»(сидя на полу, ноги соединить стопами. Поднимать колени вверх-вниз); «корзинка»(лежа на животе. Взять правой рукой правую ногу, левой-левую, прогнуться).

Обращать внимание на правильное дыхание при выполнение упражнений.

Игра: «Зеркало»(в паре)

Проведение консультации «Умеем ли мы правильно дышать?».

Мастер – класс по изготовлению пособий для формирования «Правильного» дыхания.

ноябрь Консультация с воспитателями по проведению спортивного праздника «Игры Госпожи Осени»

Пополнение папок пословицами и поговорками о здоровье.

Консультация с воспитателями по включению творческих игр в различные режимные моменты. Н-р: «Говорящие движения» М. Лазарев (выражать свои чувства и мысли движениями)

Пополнение папок загадками об овощах и фруктах: Д. Тувим «Овощи», играми: «Узнай по запаху с закрытыми глазами (овощи и фрукты). Проведение спортивного праздника: «Игры Госпожи Осени».

Музыкально-ритмические упражнения: «Овощи на грядке»

Самомассаж: «Любимые ножки»(поглаживание)

Партерная гимнастика: «Чемодан»(и. п. -лежа. Согнуться пополам). «Мостик» (лежа, прогнуть тело вверх)

Творческая импровизация: игра «Подражание»М. Лазарев. (ведущий изображает в движении какой-нибудь образ, остальные отгадывают)

Подвижная игра:«Будь ловким» Н. Ладухина, «Чей кружок скорее соберется». Изготовление стенда на тему: «Здоровый выходной в моей семье»,

декабрь Пополнение папки по чтению художественной лит-ры: К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе».

Консультация с воспитателями по играм «Физкультурный свисток» - чей дольше просвистит (на дыхание) Ритмическое упражнение «Эхо»(повторяют ритм за ведущим)

Дыхательная гимнастика: «Песенка Нытика» М. Лазарев. (Изобразить звуком и движением).

Партерная гимнастика: «Кобра»(лежа на животе, упор на руки-прогнуться); «Свеча»(лежа на спине. Поднять ноги вверх, руками поддерживать поясницу).

Музыкально-ритмические упражнения:»Делай как я»

Использование игр с движениями на новогоднем утреннике:«Мы повесим шарики»,«У тебя Дед-Мороз». Работа с познавательной

литературой.

Поиск аудиозаписей.

январь Консультация с воспитателями по ритмическим упражнениям.

Пополнение папки по чтению художественной лит-ры: «Девочка чумазая» А. Барто. Музыкально-ритмические упражнения: «Вечное движение» (стоя по кругу по очереди показывают движения, остальные повторяют пофразно).

Партерная гимнастика «Лягушки»(лежа на животе, наги согнуты в коленях, стопы соединены).

Творческая импровизация: «Зоопарк»(по М. Лазареву, с. 217)

Ритмические игры:«Мы в кружочек встали», «Тук –ток»(развивает речевые двигательные качества).

Подвижные игры: «Найди свою пару»,«Снег снежок» -ориентировка в пространстве. Подбор пословиц и поговорок о здоровье.

февраль Консультация с воспитателями по проведению спортивного развлечения «Как Баба – Яга сына в армию провожала».

Пополнение папки по чтению художественной лит-ры: «Как вести себя во время болезни» Е. Шкловский.

Пополнение папки с подвижными играми. Проведение спортивного развлечения «Как Баба – Яга сына в армию провожала». с использованием творческой импровизации, ритмических, подвижных игр.

Партерная гимнастика: «Панда» (сидя, обхватить ноги и притянуть их к груди. Перекаты вперед-назад). «Лодочка» (лежа на животе. Руки и ноги вытянуты, прогнувшись, дети качаются вперед-назад)

Ритмические игры:«Превращение», «Сороконожка» Е. Железновой.

Музыкально-ритмические упражнения: «Веселые спортсмены» М. Лазарев (с. 228).

Привлечение родителей к участию на спортивном развлечении.

март Консультация с воспитателями по проведению развлечения «Вечер пословиц и поговорок о здоровье».

Пополнение папки по чтению художественной лит-ры:«Королева Зубная щетка» В. Костылев.

Проведение развлечения «Вечер пословиц и поговорок о здоровье»

Проведение интегрированного занятия с приглашением медицинской сестры: «Вода и мыло» (Кибас Т. В. «Сценарии и игры»)

Партерная гимнастика: «Кошечка» (на коленях, упор на локти: пролезть под препятствием). «Рыбка» (лежа на животе. Стараться ногами коснуться головы).

Ритмические упражнения: «Мое имя» (ритмизация своего имени, фамилии)

Подвижные игры:

Творческая импровизация: «Стоп кадр» (произвольный танец. Стоп. Проанализировать свою фигуру). Организация выходного дня:

«На лыжах вместе с родителями».

апрель Консультация с воспитателями по проведению игр на ритм.

Пополнение папки по чтению художественной лит-ры: «Съедобные сказки»Маши Трауб.

«Баюшки-баю»- (релаксация).

Партерная гимнастика: «Стрекоза» (в паре: один, лежа на животе, руки за головой. Прогибается назад, «машет крылышками»; другой-держит его за ноги).

Творческая импровизация: «Свободный танец» М. Лазарев (с. 220).

Ритмические упражнения: ритмизация движений человека (спокойный шаг, рубка дров, гребля и др.).

Подвижные игры:«Кто скорее ударит в бубен» муз. Ломова (совершенствование двигательных навыков и умений);

«Колобок» муз. Тиличеевой (ловкость, быстроту, координацию движений).

Привлечение родителей к участию на спортивном празднике «Путешествие в страну Здоровей-ка».

Итоговый этап реализации проекта.

май 1. Обобщение опыта работы по реализации проекта на уровне детского сада.

2. Выставление в музыкальный уголок группы, всего накопленного материала. 1. Спортивный праздник: «Путешествие в страну Здоровей - кА».

2. Выставка творческого партфолио. с накопительным материалом по теме «Здоровьесберегающие технологии»

3. Выставка аудио записей с пальчиковыми и ритмическими играми.

1. Распечатка всех собранных накопленных материалов для МАДОУ.

2. Запись всех накопленных аудио и видео материалов для МАДОУ.

3. Показ презентации о проделанной работе над проектом на родительском собрании.

В статье рассматриваются проблемы сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры. В сoвременных условиях все более осознается опасность потери богатейшего наследия народного искусства, традиций русского фольклора во всем его жанровом многообразии, в ее исторической динамике. На первое местo выступает угроза – как сохранить свою самобытность многим национальным культурам, и не раствориться в среде других. Предлагается рассмотреть возможности сохранения и развития русской народной хореографии как неотъемлемой части русской культуры.

Ключевые слова: танцевальные традиции, фольклор, жанр, региональные особенности, форма.

Танец - один из самых древнейших видов народного искусства. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер. Каждый народ хранит свои танцевальные сокровища, передавая их из поколения в поколение, накапливая и оттачивая гармонию составляющих их выразительных средств.

Искусство танца, мастерство и неповторимость оттачивались и шлифовались, ведь в танце народ мог выразить боль и радость, уважение и бесстрашие. Танец развивался вместе с человеком. Человек развивался вместе с танцем. Составляя часть ритуала, обычаев, традиционных праздников и гуляний, народный танец был и остается органичной частью этих событий. Танец позволяет создать своеобразную атмосферу, ритм общения и сам выступает как язык общения. Эта природа танца, заложенная еще при его зарождении, получая многообразные формы, остается неизменной. Красота народного танца известна издавна. Со временем искусство танца развивалось, многообразие форм и стилей было выделено в отдельные виды. Такие как: классический танец, историко-бытовой, эстрадный, бальный, модерн. Среди всего этого многообразия народный танец был и остается одним из основных видов хореографического искусства.

Народный танец - фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное.

Фольклорный танец - это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом - для зрителя (общества, группы, общества).

В наши дни встает проблема принципиального характера, связанная с освоением фольклора, русского народного танца. Фольклор является ценнейшим культурным достоянием народов, которое необходимо осваивать, любить, беречь. Мы озабочены судьбой русского народного танца, как народной культурой в целом. Ведущие деятели русского хореографического искусства всегда осознавали важность сохранения и развития русского народного танца, в его традициях, в исторической динамике. Важнейшей задачей работающих в этой сфере фольклористов, балетмейстеров, искусствоведов – это сoхранить богатство традиций танцевальной культуры, бережно передать танцевальный фольклор в современных условиях.

С развитием педагогики профессиональной хореографии, в научной литературе поднимаются вопросы, связанные с обучением и воспитанием профессионального танцовщика, который способен всячески сохранять и развивать лучшие традиций национальной хореографической культуры народов России. Выявляя возможности создания целенаправленной системы освоения основных черт русского танца, я подчёркиваю, что неотъемлемой частью русской танцевальной культуры является то, что несёт в себе богатство, природные свойства, стилистические черты, связанные с культурной традицией. Образы русской хореографии – это исполнительский эталон, в который необходимо “вписываться”.

Народно-сценический танец на современном этапе можно определить, как художественно-образовательную систему, сформированную в процессе становления и развития художественной и педагогической практики профессиональной и любительской сферы хореографической деятельности. Не одно поколение педагогов, балетмейстеров, исполнителей, критиков, методистов и теоретиков тем или иным образом участвовали в формировании школы народно-сценического танца, в основу которой положено разделение выразительных средств на элементы, отбор и систематизация движений, определение эстетических и этических норм, разработки понятийного аппарата, содержания и пр.

Один из важных вопросов на современном этапе – подготовка специалистов, способных достойно сохранить и развить народно-сценическую хореографию.

Проблема исследования вытекает из противоречия между требованиями современного общества к сохранению и развитию педагогических традиций хореографического образования. Проблема традиции в образовании была впервые квалифицированно поставлена великим русским педагогом К.Д.Ушинским.

Качественное обучение специалистов, способных в перспективе решить эту задачу может быть достигнуто при условии, что организация и осуществление процесса преподавания народно-сценического танца будет происходить с опорой на ряд принципов.

Принцип научности;

Принцип системности;

Принцип преемственности;

Аксиологический принцип;

Принцип активизации.

Хореографическое образование в силу своей специфики стремится как можно полнее охватить горизонты индивидуального развития каждого начинающего артиста балета сообразно представлениям эпохи, в связи с чем хореографическое образование в России становится показательным отражением, как приоритет педагогической мысли, так и культурно – исторических реалий каждого периода своего становления. Можно утверждать, что существуют особое культурно – историческое явление – отечественная школа хореографического образования. Это явление, не только теснейшим образом взаимосвязано с культурой нации, но и поднимает ее на новые высоты, определяет существование как одного из направлений высокого искусства – классический танец, так и предъявляет жесткие требования к педагогическим условиям своего существования, развивает педагогическую науку и практику. Формируя личность будущего артиста – балета, балетмейстера или педагога, школа как хореографическая система формирует его сознание, профессиональные и личностные качества.

Проблемой сохранения традиций танцевального фольклора и его органического включения в современную хореографическую культуру заняты отделы фольклора, созданные при центрах народного творчества, выпускающие монографии, методические рекомендации на основе исследований национального хореографического творчества.

К решению задачи выпуска научно – исследовательской литературы в этой области подключены высшие учебные заведения многих стран мира. Каждый день появляется новое количество публикаций, в число которых входят кандидатские диссертации, посвященные изучению истоков танцевальной культуры народов, выявлению стабильных ее форм и тенденций, характерных для современного этапа развития народной хореографии.

В современных социально – экономических условиях создание универсального справочника, имеющего цель не только включить максимальное количество публикаций, содержащих сведения о танцевальной культуре народов России, но и сделать его удобным для специалиста, сталкивается с рядом проблем, о которых следует сказать:

  • информация о выпуске того или иного издания не идет тем централизованным путем, что шла ранее;
  • повсеместное введение на территориях родного языка создает трудности в использовании этой литературы в других регионах без перевода;
  • результаты технического прогресса сказываются на всех сферах нашей жизни. Съемка на видеопленку хореографического произведения является наиболее современной формой его фиксации, чем описательно – графический способ. Но если это не учебный фильм, то огромный пласт информации остается “за кадром”.

Решением этих и других проблем может стать создание единой международной базы данных.

Проблема преподавания традиционной народной хореографии.

На сегодняшний день является важной темой обсуждения не только среди педагогов высших и средних учебных заведений, но и работников культуры. Это связано, прежде всего, с необходимостью направить усилия общества на сохранение культурно-воспитывающей среды и народных традиций, являющихся необходимым условием формирования полноценной духовной жизни современного человека. Решение этой проблемы поможет не только создать условия для более эффективной подготовки будущих специалистов, но и обеспечит преемственность поколений, выступающую фактором формирования национального самосознания, социального развития личности и духовного прогресса народа. Но в этом случае нужна государственная поддержка, выражающаяся в разумном планировании в области образования. Необходимо, чтобы в учебных заведениях, готовящих кадры для учреждений культуры и искусства, не только комплексно реализовывались в учебных программах занятия по изучению русского танца, областным особенностям русского костюма, праздникам и обрядам русского народа, но и отводилось достаточное количество учебных часов на изучение этих дисциплин.

Грамотному хореографу следует хорошо знать “генетический код” передачи наследственности, т.е. те музыкально-пластические мотивы, ритмоформулы, композиционные приемы, которые являются как бы квинтэссенцией национального в хореографии и могут стать живым ядром, основой нового сценического танца. Конечно, для полного успеха этого дела необходимо совмещение фольклориста и постановщика в одном лице. Но поскольку на практике это встречается далеко не всегда, актуальным становится требование” к балетмейстеру хорошо знать фольклор, а к фольклористу - специфику сцены.

Следующая проблема - это пути сценической интерпретации фольклорного танца. Их, по мнению В.И. Уральской несколько.

Первый – опыт воссоздания на сцене аутентичного образца. Скажу сразу, что аутентичность на сцене танец, конечно, теряется, но я имею в виду лишь подлинность источника образца. Эти потери танец несет, даже если его на сцене исполняют сами жители села, так как отдаленность (сцена, зал) и искусственное разделение на смотрящих и творящих разрушает характер сотворчества, изменяет процесс жизни данного танца. Есть потери и хореографические, связанные с изменением точки осмотра. Вступают в противоречие и временные законы фольклорного действия и сцены. Попытка отнести эти противоречия приводит к необходимости вмешаться в текст танца. А это уже следующий путь – сценическая обработка фольклора. Что она включает? Прежде всего, на основе законов сценической композиции уточнение рисунков танца. Так, к примеру, если танец весь исполняется в сомкнутом кругу, медленно вращающемся в одну сторону, то в условиях сцены - это будет восприниматься как утомительная монотонность и подлежит развитию, т е. изменению. Подлежит изменению и бесконечная (для сценических условии) повторность фигур в кадрили (характерная для исполнения в быту.

Современная сцена требует от русского танца новизны сценических форм, выразительных средств, актуальных тем и эстетической направленности. Но они не могут возникать у балетмейстеров без глубоких знаний природы русского танца, его фольклорных источников. Новые условия жизни, эстетические нормы повлияли на содержание танца и на взаимоотношение отдельных его форм. Значительные изменения произошли в женском танце, прежде не имевшем богатого и разнообразного лексического материала. В настоящее время огромное количество движений рук, ног, корпуса и т.д. украшает русский народный танец. Движения ног претерпели наиболее сильные изменения. Характер танцев стал более жизнерадостным.

Сегодня на мелодии современных песен профессиональные и самодеятельные хореографы сочиняют танцевальные композиции. В песнях наших дней сохранена национальная мелодика, своеобразие музыкальных оборотов. Это органически сливается с новыми темами, получает новую ритмическую организацию. Мелодии современных песен широко распространены, они являются спутниками бытовых и общественных праздников. Песен сегодня создано неизмеримо больше, чем танцев. Качество их значительно выше. Чем же объяснить, что многие танцы, созданные на определенные мелодии, быстро умирают, не получая широкого распространения. Хореографические рисунки их не утилизируются в дальнейшем и не получают лексического запаса. Думается, что одной из причин является механическое приспособление танцевальной схемы к той или иной мелодии. В этом случае ритмическая структура танцев совпадает с ритмом песен, и некогда органичный союз пластики и музыки оказывается односторонним. Выявляет себя и другая тенденция. Мелодии современных песен иллюстрируются модернизированным, “осовремененным” русским танцем. Нелепо смотрятся со сцены серебряные сапожки, пестро раскрашенные мини- юбки, причудливые головные уборы, совершенно не отвечающие эстетическим требованиям русского танцевального творчества. Балетмейстеры, сочиняя современную лексику, часто забывают о национальном характере движений, нарушают то, что делает танец красивым, а самих исполнителей - изящными и привлекательными. Много зависит от музыки современного танца, от инструментальной обработки фольклорного материала. На наш взгляд, в настоящее время хореографы, создающие свои новые произведения, находятся в зависимости от этой музыки, а она далеко не всегда подходит для сочинения хореографического произведения. Сравнивая тематику современных песен и танцев, предпочтение приходится отдавать песням. В них тематические жанровые границы очень широки. Темы любви, встречи, разлуки, расставания обретают новое звучание, новый смысл. В них запечатлен образ человека с его чувствами, переживаниями. Танец же замкнулся в круг ограниченных сюжетов, особенно, если говорить о лирике. А ведь она так же, как и лирические песни, более всего привлекает к себе зрителей и исполнителей. Создание оригинальных лирических танцевальных произведений – задача более сложная, чем создание темповых танцевальных произведений, где на помощь хореографу приходит фантазия. Вот почему необходимо обращаться к народным истокам, находить в них наиболее яркие национальные черты, определяющие характер того или иного народа, а также отличительные особенности танцев, бытующих в различных областях, краях, регионах России. А. Пермякова, художественных руководитель русского народного хора им. Пятницкого отмечает: “Если современные хореографы, работающие в сфере русского народного танца, не начнут, как корифеи прошлого, досконально изучать плясовой фольклор разных областей России, а продолжать готовить некий винегрет, да еще и “приперчив”, “посолив” его трюками, мы придем просто в никуда”.

Приходится отметить, что до сего времени встречаются еще досадные явления чрезмерной стилизации народного танца, можно сказать, когда от него остается лишь внешне эффектная, нарядная, виртуозно-техническая композиция, только по внешним признакам именуемая народным танцем. По мнению М.С. Годенко, в народные русские танцы должно входить современное веяние – ритмы и движения. Он создал определенный жанр современного русского танца. Многие специалисты в области хореографии не разделяют его концепцию, уверяют, что так не сохраняют традиционный народный фольклор. Однако большинство наших балетмейстеров стараются создавать свои танцевальные композиции на основе подлинных народных танцев и бережно относиться к стилистической интерпретации материала. Коллектив ансамбля “Березка” не преследует цель перенесения фольклора на сцену в чистом виде. Это настоящий академический хореографический ансамбль и, тем не менее, как подкупающе прекрасен образ русской девушки во всех его танцах. Сочиненный И.А. Моисеевым танец становится законченной хореографической миниатюрой. Постановщих обращается к самым различным народным традициям. Ощущение достоверности и подлинности “Подмосковной лирики” достигалось не только заимствованием движений из фольклора. Здесь были органично соблюдены и воплощены внутренние законы народной хореографии: непосредственность, живость общения партнеров, простота и четкость перестроений. В каждом движении найден свой, то насмешливый, то лирический подтекст, своя интонация.

Следует помнить, что возврат к прошлому, к традициям русского народа и его культуре не означает его копирование, механическое повторение, дословное использование. Прошлое переосмысливается, включается в контекст современности с учетом новых параметров культурного контекста, в том числе его художественно-технологических инноваций. Старые и новые танцы не только уживаются рядом, но и взаимовлияют друг на друга, творчески обогащая и развивая русский народный танец. Новое время рождает новые вкусы, направления, ритмы и пристрастия. Что бы ни происходило в жизни, каждое поколение должно знать свои корни и помнить родные истоки, иначе исчезнут духовность, патриотизм. Важно беречь и сохранять богатейшее наследие русского народного танца. Поэтому так ответственна роль балетмейстеров-педагогов, которые могут сохранить, сберечь традиционные оттенки в манере исполнения, оценить их и дать новую жизнь народной хореографии.

Список литературы

1. Балет: энциклопедия /гл.ред. Ю.Н. Григорович. – М.:Сов. энциклопедия.,1982. – 623 с.

2. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства / В.В. Ванслов. - М.: Искусство, 1963.

3. Пермякова А.Б. Опираясь на наследие, искать новое// “Балет”, литературно-критический историко-теоретический иллюстрированный журнал. М.: Ред. журн. “Балет”. – 2010. -№3,c.24.

4. Уральская В.И. Природа танца / В.И. Уральская. - М.: Совет. Россия, 1981. 24 c.