Инновационная деятельность в сельской школе. И их влиянии на детей. Инновационные проекты в области начального

Н.Н.Дусманова
Основные направления развития сельских школ Ленинградской области 2

В.К.Павлова
Актуальные направления развития сельской школы в современных условиях 3

Е.А.Наумов, А.П.Смирнова
Роль проектной деятельности в развитии инновационных процессов в школе-центре агроэкологического образования и воспитания на примере МОУ «Полянская СОШ» 22

Л.М.Шевелева
Эколого-краеведческая деятельность школы как средство развития личности учащихся 33

Л.И.Авдеева
Реализация модели развития Лебяженской средней школы как условие повышения качества образования 39

О.Н.Чеснокова
Школа – социокультурный центр (МОУ «Ушакинская СОШ №1» Тосненского района Ленинградской области) 47

В.В.Терентьева, Е.В.Петрова, М.В.Кургина
Школа - социокультурный центр (из опыта работы МОУ «Вартемягская СОШ» Всеволожского района Ленинградской области) 52

С.И.Бондаренко
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в процессе профильного обучения 57

Г.Н.Гастоль
Из опыта использования дистанционных образовательных технологий при организации индивидуального маршрута учащихся 66

Е.В.Тюльпанова
О роли помощника тьютора в системе дистанционного обучения 70

Н.Н.Дусманова
Основные направления развития сельских школ Ленинградской области

Сегодня почти 67% школ Ленинградской области расположены в сельской местности. Сельская школа изначально является очагом культуры, выполняя просветительную функцию. За годы перестройки закрылись многие сельские клубы и дома культуры, библиотеки, сократился контингент учащихся, реже стали строиться новые школы, сократилось число рабочих мест в сельских поселениях.

Но, несмотря на все эти негативные факторы, сельские школы области не только сохранили свою образовательную значимость, но сегодня всё чаще становятся основой социального развития села, выполняя культурно-просветительные, информационные, организационно-педагогические функции.

Большинство школ работают в режиме инновационного развития. За последние 3 года многие сельские школы получили Гранты Президента Российской Федерации, став победителями в Национальном проекте «Образование».

В программах развития эти школы были представлены как центры образования и воспитания, социокультурные центры, аграрно-экологические, эколого-краеведческие, художественно-эстетические, спортивно-оздоровительные и др. В самих названиях этих центров определены основные направления, по которым выстраивают и расширяют образовательное пространство сельские школы, стремясь полнее удовлетворить запросы своих учеников и их родителей. При этом особо возрастает значение дополнительного образования и воспитательной работы как системообразующего стержня.

Для решения своей основной задачи - обеспечение качества образования, развитие способности и интересов сельского школьника и его социализация в современной образовательной среде - школы используют программно-проектное планирование инновационной деятельности. Например, активно реализуются такие проекты: «Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе», «Одаренные дети», «Индивидуальное сопровождение ребенка», «Здоровье», «Семья», «Творчество», «Интеграция основного и дополнительного образования», «Социальное партнерство», «Ученическое самоуправление как способ социализации подростка», «Природная школа» и др.

Представленные в данном сборнике материалы наглядно демонстрируют и наполняют практическим содержанием обозначенные направления развития сегодняшней сельской школы Ленинградской области.

В.К.Павлова
Актуальные направления развития сельской школы в современных условиях

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Сельцовская средняя общеобразовательная школа имени Е.М. Мелашенко» находится на расстоянии 100 км от Санкт-Петербурга. Школа сельская, 140 обучающихся из 436 проживают в деревнях и селах на расстоянии от 3 до 35 км. До Санкт-Петербурга не так далеко и, кажется, всеми благами большого культурного центра наши учащиеся могут воспользоваться, но добраться до Санкт-Петербурга не так просто, поэтому все родители и учащиеся хотят приобщаться к культуре и науке, получать качественное образование там, где они живут. И школа вынуждена так перестроить свою работу, чтобы максимально удовлетворить запросы участников образовательного процесса: и родителей, и учеников.

С 1997 года школа осуществляет свою деятельность на основе программно-целевого управления, так как именно такой подход позволяет предоставить сельскому школьнику качественное образование, находить эффективные пути социализации и конкурировать в современной образовательной среде.

Традиция коллективного творческого анализа каждого целевого проекта дает возможность более глубоко подвести итоги, определить результаты деятельности по его реализации, выявить проблемы, обосновать значимость продолжения проекта. В результате каждый целевой проект настоящей программы развития явился логическим продолжением предыдущих с четко сформулированной целью, поставленными задачами для каждой категории участников образовательного процесса, для каждой возрастной группы учащихся. Определены предполагаемые результаты, выработаны критерии оценки и контрольные показатели.

Предшествующая программа развития реализовывалась по трем проектам:

    Школа как центр аграрно-экологического образования

    Сельская школа – школа равных возможностей

    Сельская школа – центр социальной адаптации.

Общая цель предыдущего этапа развития - становление школы как центра агроэкологического образования - была достигнута. Создана учебно-материальная база для предпрофильной и профильной подготовки учащихся. По данному направлению школа стала координатором пропагандистской и просветительской работы в распространении агрономических знаний и формировании экологической культуры населения не только в районе, но и в области и Северо-Западном регионе России; расширились международные связи школы в рамках экологических проектов; кабинет английского языка стал центром передовых технологий для совершенствования педагогического мастерства коллектива учителей; создана новая концепция системы воспитательной работы, ориентированной на вовлечение учащихся в различные виды дополнительного образования для расширения общекультурного кругозора и формирования мотивации достижения успеха. Источниками финансирования было участие в различных грантовых программах. Школой были получены 3 гранта Института Открытого Общества (Фонд Сороса) в 1999, 2001 и 2002 годах.

Вовлечение учащихся в творческие коллективы, исследовательские лаборатории, в работу над проектами, участие в различного рода акциях повлекло за собой улучшение успехов в учебе и поведении. О положительных результатах деятельности свидетельствуют многочисленные успехи и достижения школьников в конкурсах, фестивалях, социально-значимых проектах различного уровня. Наиболее значимые:

2000 год - школа стала победителем областного конкурса «Школа года - 2000»,

2000 год - школа – победитель во Всероссийском смотре-конкурсе учебно-опытных участков (номинация «Село»).

В 2005 году была принята Программа «Сельская школа как центр образования и воспитания» , основной идеей которой стало обеспечение доступности качественного образования, сохранение здоровья школьников, информатизация школы, улучшение социальной ориентации учащихся, расширения круга социального партнерства.

Перед педагогическим коллективом стояли конкретные цели:

    разработка и внедрение образовательных программ, учитывающих накопленный школой опыт аграрно-экологического образования учащихся и отражающих современные тенденции в образовании;

    обучение педагогических кадров инновационным технологиям;

    создание максимально благоприятных условий для общего развития, воспитания и проявления творческих способностей школьников;

    максимальное использование возможностей социума для укрепления здоровья школьников;

    вовлечение учащихся в различные виды дополнительного образования для расширения общекультурного кругозора и формирования мотивации достижения успеха.

Сегодня школа не только обеспечивает обучение по базовым государственным программам, но и предоставляет возможность получения знаний на расширенном уровне по многим предметам инвариантной части БУП (английский язык, математика, русский язык и литература, физика) и вариативной части (экология, основы растениеводства) через систему факультативов, спецкурсов, элективных курсов.

В период с 2005 года педагогическому коллективу удалось:

    ликвидировать отсев и добиться положительной динамики успеваемости;

    создать психологический микроклимат и обеспечить социальную поддержку учащихся;

    разработать программы «Аграрно-экологическое образование учащихся» (аграрно-технологический профиль), «ДРУЗьЯ», «Здоровый образ жизни», «Патриот», «Хорошая семья - основа воспитания личности», «Школьный учебно-методический центр интеграции обучения физике, математике, информатике»;

    совершенствовать проекты: «Создание широкой возможности овладения учащимися иностранными языками как путь приобщения к мировой цивилизации»; «Комплексная программа по использованию учебно-опытного участка, теплицы и пасеки»;

    модернизировать компьютерный класс;

    оборудовать мультимедиа-кабинет;

    организовать курсовую подготовку педагогов по информационным технологиям (91% владеют компьютером) и по предпрофильной подготовке (55% прошли курсы), создать медиатеку;

    создать условия для дистанционного участия в олимпиадах и конкурсах через Интернет;

    продолжить работу по аграрно-экологическому образованию учащихся.

В настоящее время все усилия педагогического коллектива школы направлены на то, чтобы выстроить систему образования в п. Сельцо как открытую, саморазвивающуюся, действующую в соответствующей правовой среде, с учетом складывающихся динамичных социально-экономических и социокультурных условий, традиций, насущных потребностей, наличных потенциалов, приоритетов перспектив развития территориального сообщества, семьи и личности.

1.Расширен школьный компонент учебного плана:

    введены дополнительно предметы или курсы естественного цикла:

    основы растениеводства

    «Окружающая среда и человек»

    «Ты и твое здоровье»

    краеведение, поисковая работа

    информатика (3, 8, 9 классы)

2. Перестраивалась система воспитательной работы. Она приобрела комплексный и системный характер путем включения в работу целевых направлений и подпрограмм.

Все это позволяет создать дополнительные условия для расширения и углубления знаний учащихся и для реализации их творческих способностей.

Педагогический коллектив работоспособный, творческий, увеличивается число учителей, активно внедряющих новые педагогические технологии в учебный процесс, стремящихся к повышению методического уровня, многие освоили работу на компьютере, растет число учителей активно использующих возможности школьной медиатеки на уроках. Многие учителя дома имеют компьютеры (25 человек – 62,5%).

Процент учителей, эффективно использующих на уроках компьютерные технологии по предметным областям:

Ежегодно увеличивается количество желающих посещать курсы по информационно-коммуникативным технологиям.

С каждым годом повышается уровень информационной культуры педагогов:

В школе проводятся семинары, на которых учителя рассказывают о своих творческих достижениях с применением информационных технологий (демонстрируются наглядные и раздаточные материалы, электронные презентации, методические наработки).

Широко используются информационные технологии во внеурочной деятельности, во время проведения педсоветов, конференций, презентаций, в поисково-исследовательской деятельности учащихся, на отчетных конференциях об итогах опытнической работы.

Все активнее используется Интернет, где педагоги вместе с учащимися проводят поиск информации, работают с электронной почтой и почтовыми программами, обновляют странички Сайта.

Учет состояния физического и психического здоровья учащегося, его склонностей и интересов, сравнение ученика только с ним самим, изучение состояния его учебной мотивации, дают возможность исключить ошибку при выборе индивидуального маршрута.

Этим объясняется выбор школой технологий, позволяющих учить всех на максимальном для каждого уровне успешности, обеспечивая формирование мотивационных компонентов деятельности одновременно. Педагогические технологии позволяют успешно реализовывать внутреннюю дифференциацию в классе, избежать отрицательных мотивов внешней дифференциации. Диагностические исследования показали, что более 80% педагогов заинтересованы работать в режиме инновационных технологий.

Применение инновационных технологий позволило нам перейти на качественно новую ступень эффективности, оптимальности, научности образовательного процесса. Формирование инновационной культуры учителей в течение последних лет проходило при активном участии учеников, поскольку многие из них освоили современные технические средства быстрее педагогов. Необходимо отметить, что именно использование информационно-компьютерных технологий способствует формированию педагогической мотивации, является основой вовлечения учителей в инновационную деятельность, позволяет преодолевать противоречие между стремительным темпом роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения, снимать многие проблемы в общении с учащимися, сделать шаг к организации личностно-ориентированного образования в сельской школе.

Для решения поставленных задач разработаны проекты и программы, тесно связанные между собой и составляющие одно целое.

Программа «Природная школа»:

«На природу в любую погоду»

«Природа – учебный класс»

«Природа – кладовая здоровья».

Именно природа позволяет человеку прийти в согласие с самим собой, избавиться от агрессии, развить чувство прекрасного, повысить мотивацию и в конечном итоге обеспечить, сформировать и развить учебные навыки.

Как это влияет на качество образования?

Обучение и воспитание идет параллельно с оздоровлением детей посредством общения с природой, когда задания выполняются не сидя за партой, а в ходьбе, в игре, стоя, опираясь на дерево. Ребенок дышит свежим воздухом и одновременно с обучением проходит еще и курс восстановительной терапии.

И в результате идет интегрированный педагогический процесс, способствующий решению любых воспитательно-образовательных задач через ознакомление и общение с природой, сохранение и укрепление здоровья детей экономически малозатратными и в то же время эффективными методами.

Международный российско-шведский проект «Семена Дружбы»

Чем занимаются школьники в этом проекте?

Наблюдают за ростом и развитием овощных и декоративных культур, выращенных из семян, полученных из Швеции, в условиях Ленинградской области. Очень интересно сравнение полученных результатов по шведским видам растений с аналогичными российскими видами с целью дальнейшего практического использования наилучших сортов в нашей местности.

Как такая деятельность помогает им в учебе?

При выполнении исследования дети анализируют информацию, выявляют основные противоречия, предлагают варианты решения возникающих проблем, выбирают их оптимальный вариант, обмениваются вопросами, разрабатывают форму творческого проекта. По итогам оформляют дневник наблюдений, упражняются в защите творческой работы, определяют уровень эффективности результатов. Выступают перед аудиторией, отвечают на вопросы. Оценивают результаты своей деятельности, определяют пути достижения успеха.

Участники проекта выступают в школе перед широкой аудиторией учащихся и педагогов, а затем – на фестивале «Семена Дружбы» в Санкт-Петербурге перед координаторами проекта из Швеции и России и представителями других учебных заведений города и области. Получают Дипломы и подарки. Таким образом ребенку обеспечивается «ситуация успеха».

Программа «Аграрно-экологическое образование учащихся»

Задача - воспитатьэкологически грамотного, культурного землепользователя, умеющего не навредить земле и природе.

Благодаря работе по данной программе достигается понимание учащимися современных экологических проблем, способность видеть эти проблемы в окружающей действительности, видеть пути их решения, осознавать причастность каждого человека к экологическим проблемам. Каждый учащийся имеет возможность встать в позицию исследователя, экспериментатора в зависимости от своих возможностей и направленности личности. Ребятам интересны встречи с учеными, занимающимися вопросами экологии и рационального использования земельных ресурсов; исследовательская работа на пришкольном участке, в Микрозаказнике «Муравей», на территории п. Сельцо.

Они получают основные представления о методике, методах исследования, приобретают умения сформулировать гипотезу, правильно поставить и описать опыт, обеспечить получение надежных результатов, сделать выводы; учатся оформлять результаты опытов и выступать на школьной научно-практической конференции. Успешное выступление на различных конкурсах по аграрно-экологическому направлению помогает в профессиональном самоопределении школьника.

Российско-финский проект «Сельские школы»

Этот проект явился преемником предшествующего русско-финского проекта «Лесные экосистемы севера и обучение».

Главная цель – расширение объема знаний учеников по экологии, рациональному использованию земельных и лесных ресурсов. Планета Земля – наш общий дом, и мы хозяева в нем.

Характер влияния на качество образования:

    прогрессивное развитие взглядов и деятельности учеников по защите окружающей среды;

    способствование интернациональному воспитанию;

    повышение объема знаний учеников в области культуры национальных языков;

    активизация использования принципов устойчивого развития в преподавании и обмена наблюдениями за природой.

Благодаря работе в этом проекте установились партнерские отношения с двумя школами г. Куопио (Хатсала и Вуорела).

В результате обмена визитами учащиеся получили:

    возможность в языковой практике (общались на английском и немецком языках во время встреч);

    знакомство с культурой страны-соседа, ее обычаями;

    внедрение опыта художественного и эстетического воспитания;

    знакомство с опытом финских коллег и представление своего в использовании информационных систем и средств связи.

Результат - воспитание у детей чувства гордости за свою страну и нашу систему образования.

Программа для младших школьников «ДРУЗьЯ» (Досуг, Развитие, Учеба, Здоровье и Я)

Поскольку большинство родителей выезжают на работу за пределы поселка, дети вторую половину дня находятся практически без контроля. Поэтому 95% учащихся I ступени посещают ГПД (группу продленного дня). Ребенок постоянно находится в зоне педагогического влияния, что гарантирует его безопасность и здоровье (как физическое, так и нравственное). Работа по этой программе обеспечивает целенаправленность, комплексность и непрерывность учебно-воспитательного процесса.

Обеспечены условия не только для качественного выполнения домашних заданий, но и для организации досуга, оздоровления, занятий по интересам, вовлечения школьников в общественно-полезную деятельность. Организация 2-хразового горячего питания, посещение бассейна 3 раза в неделю, обязательные ежедневные прогулки на свежем воздухе – всё это обеспечивает сохранение здоровья, закаливание.

Для детей в группе продленного дня создана обстановка, благоприятная для развития каждого ребенка.

В результате:

    успешное обучение, нет правонарушений;

    укрепление здоровья;

    приобщение к соблюдению режима дня и планированию своей деятельности;

    отработка навыков самообслуживания;

    овладение навыками самостоятельной, групповой, индивидуальной работы, необходимым учащимся в учебной практике;

    положительное отношение родителей и желание устроить ребенка именно в эту школу;

    заинтересованность родителей и их участие в создании и поддержании условий пребывания детей в школе.

Микрозаказник «Муравей» с эколого-оздоровительной тропой

Суть идеи инновации:

создание единого комплекса с пришкольным учебно-опытным участком – «зеленый класс», природная лаборатория. Микрозаказник «Муравей» - не только объект научно-практических исследований, но и зона отдыха населения.

развития современной сельской школы ...

  • Состояние и основные проблемы сельской школы

    Доклад

    ... сельской школе должно иметь прикладную направленность , ориентируя на профессии, актуальные в условиях ... направления развития сельской школы Состояние системы образования и условия ее... из важнейших задач школы в современных условиях ; социальная среда, ...

  • Программа развития «сельская школа вперед!» нормативная база для разработки программы развития школы

    Программа

    ... развития «Сельская школа , вперед!» Нормативная база для разработки программы развития школы ... профильному обучению в условиях сельской школы» . ■ Учителя школы приняли участие в... Достижение современного качества образования направления мероприятия...

  • Современное время – это время позитивных перемен, перехода к инновационному развитию. Наша школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновационная деятельность подлежит профессионально грамотному, научно обоснованному управлению, включению в деятельность системы управления образовательным учреждением и самого руководителя как основного лица, управляющего им. Школа ориентирована на обучение и воспитание учащихся, развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей с учётом возможностей, личностных склонностей, способностей. Это достигается через реализацию личностно-ориентированного образования. К условиям и факторам личностно-ориентированного образования мы относим природные задатки человека; особенности семьи и её отношение к ребёнку; социальную среду, в которой живёт и развивается человек; воспитательное учреждение, в котором он получает образование.

    Основные направления инновационной деятельности:

    • Совершенствование структуры и содержания образования;
    • Предпрофильная подготовка;
    • Информационно-коммуникативные технологии в воспитательном процессе;
    • Здоровье и здоровье сберегающие технологии;
    • Воспитательная работа.

    Координационным центром, обеспечивающим управленческую деятельность, является директор и Совет школы. Управление школой осуществляется на основе демократии, гласности, самоуправления. Осуществлён переход к виду контроля, образующего коммуникативную сеть, через которую поступает информация, необходимая для управления педагогическим процессом, сотрудничества директора и его заместителя с учителями, учащимися и их родителями.

    Произошли изменения и в научно-методической работе школы. Это использование дифференцированного подхода в работе с кадрами, работа в творческих группах; изучение и внедрение инновационных методик, осуществление профессионального развития и поддержка педагогов в области применения информационно-коммуникационных технологий; индивидуализация учебно-воспитательного процесса (планирование различных видов деятельности, разработка разноуровневых заданий, подбор материалов и др.).

    Существенные изменения видны в организации учебно-воспитательного процесса:

    организация учебно-развивающей среды → трансформация содержательных компонентов обучения (переход на образовательные стандарты первого поколения, подготовка к переходу на ФГОС) → структурирование содержания обучения → изменения в структуре урока: организация ситуации выбора на уроке, партнёрское взаимодействие учеников и учителей, использование исследовательских методов, научных проектов.

    Важнейшее условие совершенствования образования в 21 веке – союз семьи и школы: учитель, ребёнок, семья.

    Обновление содержания образования в нашей школе:
    – Учителя начальных классов работают по УМК “Школа России” и “Классическая начальная школа”;
    – В среднем звене концентрированное изучение предметов: литература 5–9, химия 8–9 классы;
    – Курсовая подготовка всех педагогов по использованию персонального компьютера;
    – Предпрофильное обучение учащихся 8–9-х классов; курсы по выбору;
    – Работа школы раннего развития.

    Действуют и обновляются такие программы как “Программа развития школы”, “Образовательная программа школы”, “Программа воспитания”, “Программа информатизации”, программы “Школа и здоровье” и “Одарённые дети”.

    Предпрофильное обучение направлено на самоопределение выпускника основной школы. Учителями разработаны программы элективных курсов, модели портфолио учащихся. Активно ведётся профориентационная работа с учащимися классными руководителями. Богатый опыт работы по данному направлению у Калинкиной Надежды Геннадьевны.

    Актуальным для всех сфер деятельности школы стало использование информационно– коммуникационных технологий. ИКТ используются в ходе всех открытых уроков, внеклассных мероприятий. Программы элективных курсов созданы на основе дополнительной литературы и Интернет – ресурсов. Результатами работы элективных курсов являются защита рефератов, демонстрация презентаций.

    2010 год… На съезде работников образования нашей области на слайде был тезис “Мы стремимся в послезавтра”. Каким оно будет? Что потребует от педагогов и выпускников? Какими качествами должен обладать выпускник, чтобы достойно жить и трудиться? Ответы на эти и другие вопросы ищут педагоги нашей школы.

    Челюканова Наталья Юрьевна, учитель математики, активно применяет на уроках исследовательскую деятельность, развивает творческий потенциал учащихся через применение личностно-ориентированного подхода.

    Всеми педагогами школы эффективно используются на уроках проектные и информационные технологии обучения. Проектная технология даёт возможность воспитать ученика – исследователя проблемы.

    Результатами поиска новых форм, моделей, технологий работы, обменом оригинальными идеями и творческими находками, обобщением опыта являются победы педагогов школы в традиционном районном конкурсе на лучшую методическую разработку урока “Формула успеха”: ИЗО в 1 классе “Элементы цветочного узора Городца” – учитель Аржанова А.А., география в 6 классе “Реки” – учитель Зудова Ю.Ю., физкультура в 5 классе “Спортивная эстафета с нестандартным оборудованием” – учитель Калинкина О.А. и др. В Год учителя Летягина Т.М. стала дипломантом всероссийского конкурса “Управление современной школой”. Радует и участие детей в олимпиадах, научно-практических конференциях (Никишков Иван – 2 место во всероссийском конкурсе “Моя Родина” в номинации “Я сам”; Аржанов Игорь – во всероссийском географическом чемпионате занял 68 место, оставив после себя 50 тысяч участников; трое учащихся школы награждены сертификатами за участие во всероссийском конкурсе “Мамонтёнок – талисман” и др.) и традиционных районных конкурсах “Ученик года”.

    Именно в школе формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. В рамках направления здоровье и здоровье сберегающие технологии ведётся работа по программе “Школа и здоровье”, главной задачей которой является привитие желания учащимся заботиться о своём здоровье с начальных классов. Богатый опыт работы по данному направлению имеют учителя начальных классов Аржанова Аксана Александровна и Глебова Елизавета Фридриховна.

    Одной из важнейших задач в настоящее время является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Это более приемлемо в условиях малокомплектных сельских школ. “Мы должны воспитать молодёжь, которая сможет поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения”.

    Цель воспитательной работы нашей школы: гармоническое развитие личности учащегося с учётом его возраста, интеллекта и интересов, а так же выявление и раскрытие природных способностей каждого ученика. Составляющими воспитательной деятельности являются:

    • Внеурочная учебная деятельность (олимпиады, конкурсы, научно-исследовательская деятельность, курсы по выбору, объединения дополнительного образования),
    • внеучебная развивающая деятельность (экскурсии, культпоходы, поездки),
    • внутриклассная жизнь (организация традиционных дел, межличностные отношения),
    • организация самообслуживания (дежурство по школе, классу, субботники, выращивание овощей).

    Демократические отношения осуществляются умением учащихся управлять жизнью коллектива. Участие в самоуправлении помогает детям самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их. Школьное самоуправление представлено детской организацией “Организация объединённых планет” (ООП), руководит которой вожатая Калинкина Олеся Александровна.

    При планировании воспитательной работы мы учитываем все сложившиеся традиционные направления и формы, особенности, интересы коллектива как педагогического, так и ученического. Но вместе с тем учитываем и то, что значительно изменилась функция классного руководителя: он занимает позицию тьютера, профессионально сопровождающего и поддерживающего движение ученика. И именно это становится главным в инновационном подходе к воспитанию.

    Личностно-ориентированный подход в воспитании учащихся через совместную деятельность с родителями успешно осуществляет классный руководитель Аржанова Надежда Александровна.

    Воспитательная работа в школе ведётся по следующим направлениям: школа и родители, здоровье сберегающая деятельность, экологическая деятельность, познавательная деятельность, патриотическая деятельность, трудовая деятельность, художественная деятельность, профориентационная работа, традиции школы.

    Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания.

    “От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины”
    В.А. Сухомлинский.

    Память связывает поколения. Силами учащихся под руководством педагогов собран богатый краеведческий материал. Создана история родной школы, история нашего села Вахрушево, которому недавно исполнилось 335 лет. Школа выступала организатором праздника Юбилея села. Налажена тесная связь не только с районным краеведческим музеем, но и с Государственным краеведческим музеем г. Новосибирска. 70 лет назад в нашем селе был найден скелет мамонта, который помещён в Новосибирский краеведческий музей. Он экспонируется в течение 60 лет. Отсюда и завязалась наша дружба с сотрудниками музея. В прошлом году мы дважды принимали экспедицию областного музея, учащиеся школы, педагоги вместе со старожилами села были приглашены на День рождения Матильды (так работники музея назвали скелет мамонта). Много работы сделано по сбору и оформлению информации по теме “Никто не забыт, ничто не забыто”: “Наши земляки на основных фронтах Великой Отечественной войны”, информация о каждом из ветеранов– односельчан – участников Великой Отечественной войны, статистические данные. К сожалению, у нас нет в живых ни одного ветерана, но учащиеся посещают их вдов, тружеников тыла, беседуют с ними, составляют документальные материалы об их трудовой деятельности, приглашают на праздники школы, оказывают шефскую помощь. Собранный материал используется на уроках, классных часах. Во всей этой работе принимают участие и родители учащихся. В настоящее время ведётся работа по сбору материала “Дети войны д. Вахрушево”.

    Педагоги и дети участвуют в районных и областных конкурсах патриотического направления. Например, в районном конкурсе “Лучший сценарий воспитательного мероприятия, посвящённый Юбилею Победы” Аржанова Н.А. и Калинкина Н.Г. заняли 3 место. Учащиеся школы награждены Почётной грамотой губернатора Новосибирской области памятным подарком за активное участие образовательного учреждения в проведении областной патриотической экспедиции “Молодёжь Новосибирской области – 65-летию Великой Победы” и фоторепортаж о проведении патриотической экспедиции.

    Многолетний опыт практической организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися в сельском социуме позволяет утверждать: существенного оздоровления сельских детей можно добиться посредством развития их физической двигательной активности. В условиях нашего населённого пункта может целенаправленно работать в данном направлении только школа. Для этого мы внедряем инновационные технологии развития здоровье сберегающей деятельности. Введён 3-ий час физической культуры со 2 по 9 классы, подвижные перемены, спортивные часы, школьные и районные соревнования, Дни здоровья, систематическая работа факультатива “Разговор о правильном питании” в 1–6 классах, в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования оборудована спортивная площадка. В летний период в вечернее время организованы спортивные игры: педагоги, учащиеся, родители. Подавляющее большинство учащихся относится к основной группе здоровья. За последние 3 года снижается общий уровень заболеваемости учащихся. Все дети охвачены горячим питанием. Малое количество учащихся в классах позволяет наиболее эффективно проводить интегрированные уроки с разновозрастным составом учащихся, а так же уроки на свежем воздухе. Имеются положительные результаты по итогам конкурсов:

    • областной конкурс семейной фотографии “Разговор о правильном питании” в номинации “Кулинарные волшебники” – диплом и памятный подарок (семья Аржановых), 2008 г.;
    • областной конкурс “Наследники Победы – победителям” в номинации “Детские творческие работы” – диплом 2-ой степени;
    • первые места в районном конкурсе “Начальная школа – территория здоровья” (учителя Аржанова А.А., Глебова Е.Ф.), 2009 и 2010 г.г.;
    • 2-ое место в районном конкурсе “Разговор о правильном питании” в номинации “Семейная фотография” (семья Мухортовых), 2009 г.

    Здоровье человека во многом зависит от окружающей среды, а значит необходимо формировать экологическое мышление и создавать экологически здоровую среду. Данное направление рассматривается в различных аспектах: на уроках биологии, химии, литературы и других предметах, где развивается и углубляется гуманное отношение к природе. Работают факультативы “Здоровячок”, “Экология и мы”, “Юные защитники природы” с целью формирования комплексных экологических представлений о природе, человеке и его деятельности. Интересны занятия кружков “Азбука здоровья”, “Земля – наш дом”, на которых проводятся викторины: “Экологическая тропа”, “В здоровом теле – здоровый дух”, практические занятия: “Помоги себе сам”, “Завтра наступает сегодня”, “Дружба человека и животного” и другие, которые воспитывают в детях личностные качества. Учащимися разработаны экологические проекты: “Живая вода”, “Зелёная улица”, “Ставим речке диагноз”, “Был родник совсем ничей, пусть он будет наш”.

    Под руководством учителя биологии Черепановой В.И. была создана добровольная общественная организация “Гармония”, в которую входят педагоги, учащиеся, родители, жители села, общественность. В 2002 году организация защитила проект “Возвращаю долги, Земля” в межрегиональном экологическом фонде “ИСАР – Сибирь” и получила гранд на его реализацию. Направление по благоустройству села действует и сейчас: уборка территории, выращивание цветов, посадка деревьев, ремонт мостика через реку Пальничиху.

    Трудовое воспитание школьников осуществляется в единстве воспитательных усилий школы, семьи и общественности. У нас сложилось плодотворное сотрудничество с администрацией муниципального образования Крутологовский сельсовет, с обществом с ограниченной ответственностью “Лесное”.

    Каковы же виды деятельности наших воспитанников?

    • Уборка школьного двора; озеленение классных комнат; проведение генеральных уборок в классе.
    • Работа на пришкольном участке – выращивание цветов, овощей для школьной столовой.
    • Работа детской ремонтной бригады “Мастерок” по ремонту школы.
    • Благоустройство села. Работа над социально – значимыми проектами.
    • Шефская помощь ветеранам войны и труда.
    • Оказание помощи ООО “Лесное” и участие в праздниках.
    • Экскурсии на предприятия района, села.
    • Выпуск стенгазет о жизни школы для предприятий, где работают родители учащихся (животноводческая ферма, гараж, контора).

    Традиции трудно придумать – они складываются годами. Наши традиции, кажется, существовали всегда. Школа в нашем селе – единственный социо-культурный центр, такие праздники как “Здравствуй, школа!”, “Новогодний карнавал” для школьников и дошкольников, “День защитника Отечества”, “Мамин праздник раз в году”, “День Победы”, “Праздник Последнего звонка” являются значительными мероприятиями для всех жителей. Праздники, концерты, спектакли, КВНы, спортивные мероприятия стали привлекательным местом семейного отдыха в нашей школе не только в будни, но и в воскресные дни.

    Атмосфера человечности, любви и взаимопонимания, уважения и справедливости пронизывает такие дела, здесь происходит передача культурных ценностей от взрослого поколения жителей села старшим и младшим учащимся, возникает возможность взаимодействия и сотворчества различных возрастных групп.

    Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания учащихся, его цели не будут достигнуты, если действовать, не имея постоянной поддержки родителей.

    Вовлечение родителей в воспитательный процесс прослеживает одну большую цель: способствование сплочению семьи, установление взаимопонимания между родителями и детьми, создание комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка. Работа в данном направлении включает в себя следующие разделы:

    1. Повышение психолого-педагогических знаний: родительский лекторий; семинары; практикумы; конференции; открытые уроки;
      индивидуальные консультации; творческие группы.
    2. Вовлечение общественности и родителей в учебно-воспитательный процесс: родительское собрание; совместные творческие дела; помощь в укреплении материально-технической базы; посещение семей; тематические встречи с работниками правоохранительных органов, органов здравоохранения, прокуратуры; индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, трудными подростками.
    3. Участие родителей и общественности в управлении школой: Совет школы; родительский комитет; Управляющий совет.

    Результатом всех направлений учебной и воспитательной работы должна стать личность гражданина, ориентируемая в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностей, способная к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самовоспитанию.

    Таким образом, реализация комплексного проекта модернизации образования в значительной мере способствовала изменению подхода к управлению. Процесс управления школой стал совершенно иным, причём на всех уровнях – на уровне директора и первичного звена образовательного учреждения. В результате этой работы коллектив добился положительной динамики по следующим показателям:
    – готовность педагогов к саморазвитию;
    – готовность обучающихся к саморазвитию;
    – положительная динамика здоровья;
    – удовлетворённость учащихся и родителей отношениями в школе (приложение 1 );

    Что позволяет коллективу малокомплектной сельской школы добиваться положительных результатов? Развитие таланта учащихся, профессиональный труд учителей, умение руководителя школы нацелить весь коллектив на выполнение самых высоких целей и задач, вселить в них уверенность в достижении результатов. В настоящее время учитель – это создатель будущего, мы все должны быть устремлены в будущее. Мы не должны бояться обновлять систему и содержание нашей работы. Успех работы даже сельской малокомплектной школы зависит полностью от руководителя и педагогов школы.

    Один из важнейших ресурсов для повышения качества образовательных услуг - это инновационный потенциал образовательного учреждения в целом и учителей в отдельности. В данной статье говорится об инновациях сельской школы. Школа на селе – это особое полифункциональное учреждение. Она выполняет не только традиционные образовательные, но и культурно-просветительские, культурно-образовательные и социально-педагогические функции.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Инновационное развитие сельской школы

    Развитие творческих способностей обучающихся является важнейшей задачей современной школы, в том числе и МОУ СОШ с.Баскатовка Марксовского района Саратовской области.

    Один из важнейших ресурсов для повышения качества образовательных услуг – в сельской местности это инновационный потенциал образовательного учреждения в целом и учителей в отдельности.

    Мы живем в селе, поэтому школа имеет свои специфические особенности инновационной деятельности, ее осуществления и управления. Школа на селе – это особое полифункциональное учреждение. Она выполняет не только традиционные образовательные, но и культурно-просветительские, культурно-образовательные и социально-педагогические функции.

    На протяжении многих лет мы работаем в режиме инноваций.

    В настоящее время уже никто не оспаривает тот факт, что использование инновационных форм оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Учебно-воспитательная система нашей школы строится на принципах, заложенных в Уставе школы, закона РФ «Об образовании».

    Инновационная деятельность в школе осуществляется по следующим направлениям:
    · обновление содержания образования,
    · внедрение новых педагогических технологий и методик,
    · инновации в организации образовательного процесса,
    · организация интеллектуально-творческой деятельности учителей,
    · организация интеллектуально-творческой деятельности учащихся,
    · организация опытно-экспериментальной работы,
    · организация методической работы с педагогическими кадрами, осуществляющими инновационную деятельность,
    · реализация инновационных педагогических проектов и программ,
    · работа над созданием имиджа школы, благоприятной воспитательной среды.
    В основе развития новой образовательной системы лежат современные технологии обучения: Интернет-технологии, технология электронной почты, компьютерные обучающие программы, Web-технологии, тренинговые технологии, технология обучения с применением метода проектов и т.д. Сейчас мы не можем представить себе проведение уроков и внеклассных мероприятий без использования информационно – куммуникационных технологий.

    В школе активно внедряются проектные и исследовательские методики обучения и воспитания. Учащиеся школы реализуют мини-проекты в рамках учебного процесса, активное участие принимают в исследовательской деятельности, научно-практических конференциях различного уровня.

    Целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей наиболее полно реализуется также через внеурочную деятельность. В 201-2015 учебном году в МОУ СОШ с.Баскатовка работали 18 объединений внеурочной деятельности и 5 объединений дополнительного образования, одним из которых является «Журналистика».

    Данный кружок в нашей школе был организован в 2010 уч.году учителем русского языка и литературы О.А.Мохунь. Изначально основной целью творческого объединения учеников был выпуск школьной газеты. Ребятам это хорошо удавалось: в каждом номере периодического издания отражались школьные новости, рассказывалось о праздниках и просто интересных событиях, печатались интересные фотографии. Кроме того, дети под руководством педагога изучали основы журналистики как специальной области знаний.

    За годы работы творческого объединения круг занятий детей расширился. Во-первых, важно, что ученики могут самостоятельно выпускать полноценную школьную газету: выбирать темы и содержание статей, подбирать иллюстрации, верстать номер. Такие умения позволили учащимся школы участвовать во Всероссийском конкурсе для старшеклассников «Издательская деятельность в школе» в Санкт-Петербурге. В других номинациях этого же конкурса ученики нашей школы занимали призовые места и даже одержали победу минувшем учебном году. Речь идет о номинации «Видеоролик».

    О создании видеороликов в рамках творческого объединения «Журналистика» следует сказать отдельно. Ученики с интересом участвуют в подготовке сюжетныхвидеозарисовок. Результат не заставил себя долго ждать – призовые места и победы в областных и всероссийских конкурсах: 2011-2012 уч.год – 2 место занял видеоролик «11 класс против наркотиков» в областном конкурсе, организованном СОИРО. Второе и третье места завоевали видеозарисовки «День Святого Валентина» и «Спорт для молодежи» в открытом Фестивале «Телекласс».

    2013-2014 уч.год – первое место в этом же Фестивале получил сюжет «Гонщик» (созданный с помощью конструктора «Лего»), автор которого - второклассник Мохунь Максим.

    Наконец, в 2014-2015 учебном году третье место в «Телеклассе» занял видеоролик «Закон – мой друг».

    Деятельность объединения «Журналистика» можно в полной мере назвать инновационной: дети не только находятся в постоянном творческом поиске, но и раскрывают свои способности, осуществляют выбор своей профессиональной деятельности; учащиеся осваивают современные технологии, что позволит им быть конкурентоспособными в дальнейшей жизни; ученики находятся в постоянной связи друг с другом (групповой способ обучения) и с педагогом (педагогика сотрудничества); наконец, в процессе создания творческих продуктов (газеты и видеоролика) осуществляется системно-деятельностный подход, достигаются метапредметный и личностный результаты.

    Мы убеждены, что высокая эффективность инновационной деятельности в сельской школе будет там, где нововведения носят научно-обоснованный и системный характер.



    Инновационная деятельность в сельской школе

    Современное общество диктует формирование принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

    Цель образования – создание системы качественного образования, которая позволит подготовить выпускников школы к требованиям рыночной экономики и демократичного общества, учитывая перспективы спроса на образование.

    Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. В связи с этим характерной особенностью развития школы является наличие инновационных процессов, стремление педагогического коллектива преобразовать образовательное учреждение и педагогический процесс в целом.

    В нашей школе новшества введены по нескольким направлениям. Одно из ведущих – инновации в обучении.

    В целях формирования мотивации к дальнейшему обучению на базе школы открыта экспериментальная площадка по апробации учебников русского языка издательства «Дрофа» для школ финно-угорской языковой группы в начальных классах по программе для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения автор Л.Д. Митюшина

    Данная программа закладывает широкие возможности в процесс вовлечения детей в реальное общение на русском языке. Особенностью программы является то, что знание русского и родного языков строится на взаимодополнении.

    Диагностика психических процессов у обучающихся 1 класса


    Логическое

    мышление

    (09.2008-05.2009)


    Слуховая

    (09.2008-05.2009)


    Речь

    (09.2008-05.2009)


    1. Антропова Елена

    2 3

    3 3

    2 2

    2. Бирюкова Анастасия

    5 5

    3 4

    2 3

    3. Волков Игорь

    5 5

    3 4

    4 4

    4. Семёнова Юлия

    5 5

    4 5

    3 4

    5. Чемекова Алина

    5 5

    5 5

    4 4

    6.Ямбаршева Кристина

    3 3

    2 3

    2 2

    Результаты диагностики психических процессов у обучающихся 1 класса показывают, что на конец учебного года динамика процессов положительная. Логическое мышление улучшилось на 3%, слуховая память – 14 %, речь – на 7 %.

    Навыки чтения (1 класс 2008-2009уч.год)


    Ф.И.

    15.09.2008

    (слов/мин)


    21.05.2009.

    (слов/мин)


    1

    Антропова Елена

    -

    24

    2

    Бирюкова Анастасия

    -

    59

    3

    Волков Игорь

    -

    34

    4

    Семенова Юлия

    33

    71

    5

    Чемекова Алина

    39

    79

    6

    Ямбаршева Кристина

    -

    22

    При анализе навыков чтения также наблюдается положительный результат. На начало учебного года навыками чтения владели 2 ученика, что составляет 33%, на конец учебного года все обучающиеся улучшили свои показатели, что составляет 100%.

    С 2006 года на базе школы организовано профессиональное обучение. Цель организации профессиональной подготовки обучающихся старших классов –


      • обеспечение социальной адаптации выпускников к рынку труда;

      • формирование у них положительной мотивации к получению профессионального образования и профессии, гарантирующей трудоустройство.
    Школа получила лицензию на право ведения образовательной деятельности по программам профессиональной подготовки по профессиям:

    • «тракторист – машинист сельскохозяйственного производства» со сроком обучения 2 года с квалификацией «тракторист – машинист сельскохозяйственного производства категории «С»;

    • «столяр строительный» , 2 разряда;

    • «швея» 2 разряда.
    Для реализации профессиональной подготовки оборудованы кабинеты, мастерские. Организовано взаимодействие с СХА СПК «Лажъял» по проведению производственной практики трактористов-машинистов.

    За два выпуска профессию «Швея» получили 22 обучающихся, «Тракторист-машинист с/х производства» - 12 обучающихся, «Столяр строительный» - 15 обучающихся.

    Получив возможность освоить программы профессиональной подготовки, наши выпускники нашли себя в сфере будущей профессиональной деятельности. 62% выпускника продолжают обучение в профессиональных учреждениях по техническим специальностям.

    Наряду с успешной организацией профессиональной подготовки обучающихся существует ряд проблем, требующих финансовой поддержки:


    • укрепление материально-технической базы;

    • приобретение учебных пособий по профессиональному обучению.

    Основой педагогического коллектива является учитель!

    С целью повышения профессиональной педагогической компетентности и учитывая возрастающую необходимость знаний в области информационных технологий, учителя проходят курсы повышения квалификации по методике и теории учебного предмета и ИТ-компетентности.

    Внедряя систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации коллектив активно включился в реализацию приоритетного национального проекта «Образование». За три года приняли участие в различных конкурсах 7 педагогов, самые активные из них:


    1. ^ Емелькина Маргарита Арсентьевна – победитель Всероссийского конкурса преподавателей русского языка «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности»; участница районного конкурса «Учитель года», «Самый классный классный».

    2. ^ Анисимова Ольга Михайловна – призер Гранта президента РМЭ «Лучший молодой учитель информатики сельской школы».

    3. Вшивцева Людмила Алексеевна – участница Гранта президента РМЭ «Лучший учитель», а также Премии главы Сернурского района «Лучший учитель»; участница XV республиканской научно-практической конференции «Марийское краеведение: опыт и перспективы его использования в системе образования», посвященной 100-летию Йывана Кырля; участница районного конкурса «Самый классный классный».

    Развитие современной школы невозможно без внедрения новых образовательных программ, без которых нельзя достичь необходимых образовательных результатов и решать задачу сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Также необходимо построить систему поддержки талантливых детей и учительского потенциала.

    Мы убеждены, что данный подход к системе школьного образования принесет положительные результаты и жизнь в школе станет насыщенной, интересной и увлекательной.

    Подобные документы

      Изучение путей решения проблемы повышения качества образования школьников. Рассмотрение деятельности, направленной на комплектование школ квалифицированными кадрами, улучшение бытовых условий сельских учителей, внедрение технических средств обучения.

      статья, добавлен 20.05.2017

      Развитие творческой активности и самостоятельности сельских школьников, самопознания себя как субъекта жизнедеятельности. Вовлечение учащихся в учебно-трудовую сельскохозяйственную деятельность. Применение в процессе обучения интеграционных технологий.

      Исследование концепции современного образования и цели профессиональной деятельности учителя. Анализ особенностей и преимуществ инновационных технологий в образовании. Обоснование преимуществ и целесообразности использования Интернета на уроках в школе.

      статья, добавлен 19.01.2018

      Концептуальные основы развития российской системы образования. Влияние западных ценностей на моральные качества учащихся. Обоснование необходимости фундаментальных исследований в области педагогики, направленных на разработку новой концепции образования.

      статья, добавлен 08.06.2018

      Численность обучаемых учеников в общеобразовательных школах сельской местности. Внедрение в высшую школу Болонского процесса. Формирование единого европейского образовательного пространства. Подготовка научно-педагогических работников в аспирантуре.

      статья, добавлен 21.01.2018

      Процесс становления системы образования и отражение этих изменений в Уставах школ разных периодов истории. Первая попытка упорядочить систему образования на Руси, стоглавый собор. Временная демократизация обучения, реформы социалистического времени.

      курсовая работа, добавлен 29.08.2018

      Сущность интегративно-дифференцированного подхода к обучению сельских школьников. Существующие и прогнозируемые тенденции развития образования на селе. Разработка концепции обучения сельских школьников с позиций интегративно-дифференцированного подхода.

      Переход высшей школы России на принципы Болонской декларации и ее ориентация на качество образования. Изменения в педагогической науке и практике. Модернизация общего образования, выдвинувшая новые требования к подготовке будущих учителей школ и ВУЗов.

      статья, добавлен 28.04.2016

      Проблема освоения педагогической общественностью норм стандарта общего среднего образования. Оценка необходимости повышения квалификации учителей. Методологические основания отдельных направлений модернизации общего среднего образования Казахстана.

      статья, добавлен 19.01.2018

      Анализ развития школ высшего архитектурно-художественного образования в соответствии с установленными признаками образовательных парадигм. Рассмотрение художественной составляющей обучения архитекторов. Авторская методика парадигмального анализа.