Дубровский смысл произведения. Анализ романа «Дубровский» Пушкина: суть и смысл, темы и проблемы произведения. Несколько интересных сочинений

Роман «Дубровский», написанный А. С. Пушкиным в 1833 году, был и остается одним из главных произведений русской литературы. Несмотря на то, что действие происходит в начале 19 века, он не потерял своей актуальности и в наши дни. Главная суть произведения «Дубровский» – противопоставление двух миров – помещичьего и крестьянского.

Месть, как социальный протест в романе «Дубровский»

Сын провинциального помещика, после смерти отца, незаконно лишается крова. Он возглавляет бунт крестьян своего имения и становится разбойником. Месть – главная цель его жизни. Однако образ Владимира автор идеализирует. Перед читателем он предстает не простым разбойником, а борцом за справедливость. Он умен, добр, смел, красив. Все его действия, борьба против несправедливости, проснувшаяся любовь к дочери своего врага, не оставляют в сердце читателя равнодушия.

Все поступки и характеристики главных героев романа «Дубровский» объясняются временем, в котором они живут. В романе затронута главная острая проблема прошлого века: взаимоотношения крестьян и помещиков. И с помощью крестьянского бунта под предводительством Владимира Дубровского Пушкин очень полно показывает картину несправедливости и угнетения крестьян помещиками.

Вынужденный разбой

Но Владимира Дубровского назвать единомышленником крестьян и их заступником трудно. Им руководит лишь чувство мести за обиду, которую нанес Троекуров его отцу. Тема романа «Дубровский» – как беззаконие может повлиять на судьбу человека. Владимир стал разбойником поневоле, а не по убеждениям. Он был вынужден стать бунтарем, бросив тем самым вызов обществу. Однако этот вызов не стал выходом из ситуации. Это не принесло ничего хорошего в жизнь героев.

Выдвинутый Владимиров Дубровским протест – единственно возможная в то время форма самозащиты. Таким образом, герой пытается не стать таким же, как Троекуров. Он самоутверждается как личность. Но все изменения происходят только в судьбе героя, не затрагивая его характера. Отсутствие эволюции во внутреннем мире, Пушкин считает главной причиной поражения, которое потерпел Дубровский в своих начинаниях.

Подводя итог, можно утверждать, что Владимир – жертва обстоятельств. Он чужой для крестьян. Он оказался за чертой закона, за чертой любви. И он не может исправить ситуацию и вернуть прежнюю жизнь и свой статус.

Тест по произведению

Практически все литературоведы, знакомые с творчеством А.С. Пушкина, признают, что роман “Дубровский” стоит особняком в списке творений русского гения. Всё дело в том, что именно в этом романе автор, не вспоминая традиционные мотивы русского фольклора, поднимает вопросы, колышущие общество середины XIX века. Здесь проглядываются и опасения, вызванные своеволием и безрассудством помещиков, видно и беспокойство от проходящих в губерниях восстаниях крестьян.

Образ разбойника, действующего по своему “Кодексу чести”, привлекал авторов многих литературных произведений. Достаточно вспомнить, например, бессмертного в веках Робина Гуда из Шервудского леса. Серьёзные поиски в литературе выведут, например, к романам “Лара” и “Корсар”, написанные Д. Байроном, к которому А.С. Пушкин испытывал чрезвычайное уважение.

Сюжет таких романов схож между собой – лирический герой смел, им владеет простая идея, он грабит не для наживы, а во имя великой цели. События же в таких произведениях развиваются динамично, не давая читателям момента, когда можно было бы из-за пространных отступлений, усомниться в дальнейшей целесообразности чтения.

Российская империя дала очень большой толчок к написанию такой литературы. Десятками, а то и сотнями лет, на дорогах появлялись проходимцы, грабившие повозки с их владельцами. Из-за тяжёлого бремени рабства, крестьяне часто уходили в лес целыми деревнями, лишь бы избавиться от власти “ненасытного барина”, помыкавшего ими день ото дня. И А.С. Пушкин об этом очень хорошо знал.

Период 20-х годов XIX века в истории был прозван “холерным”. Бунты то и дело вспыхивали в окрестностях крупных городов, а позже к восставшим присоединились и части военных поселений, добавившие солидный арсенал бунтовщикам. В это время, как считают историки, многие писатели и замысливали написать роман о свободолюбивом разбойнике. Среди них находился и А.С. Пушкин, вынашивавший идею народного романа довольно давно.

Внешне роман “Дубровский” очень напоминает классический французский роман того периода. Есть даже сцены, выстроенные по канонам драмы – например, сцена “Герой в доме обидчика”, когда Дубровский, скрываясь под именем Дефорж, находится в доме своего антагониста – Троекурова. Есть и мотивация любви, классическая для “будуарного романа”. Однако А.С. Пушкин в романе шагнул немного дальше, чем его коллеги – он писал роман, опираясь на реальные события.

Отмечают, что 1832 год стал основным – осенью был оформлен “костяк” сюжета. Общий друг одного из лицеистов А.С. Пушкина рассказал ему историю, главным героем которой был некий Островский, белорусский молодой помещик дворянской крови. Богатый и влиятельный сосед Островского, воспользовавшись нерасторопностью юноши, отсудил у него имение и крестьян. Однако вышло так, что некоторые из крестьянских сёл, придя к Островскому, заявили, что не желают переходить под власть соседа.

Так и вышло, что юноша, выслушав крестьян, предложил им создать банду, чтобы постараться вернуть своё имение силой. Сначала были ограблены чиновники, способствовавшие скорейшему переходу имения, затем – судейский аппарат, а после под горячую руку начали попадаться все, кто хоть мало-мальски был связан с делом. Это продолжалось недолго – группу крестьян изловили и предали суду. Именно эти события, рассказанные приятелем А.С. Пушкина, позже и легли в основу сюжета. Нетрудно заметить и сходство фамилий главных героев, что ещё больше подтверждает сказанное выше.

Автор, понимая, что цензура может критически отозваться на такое произведение, решил перенести действия на полвека назад, мотивируя это тем, что “по большому счёту в стране за эти годы ничего не изменилось”.

Персонажи, описанные в романе, описаны в ярких красках. Барин Троекуров, главный отрицательный герой “Дубровкого” – настоящий кладезь человеческого вырождения в комфорте. Раньше он “был неплох, крестьян он слушал”, но из-за постоянного присутствия власти в руках, переродился в настоящего деспота.

Дубровского он знал давно. Испытывая к нему симпатию, он видит, как тот перечит ему, не соглашаясь в принципиальном вопросе, и не может этого стерпеть. Зная, что Дубровский влюблён в его дочь Машу, он, чтобы насолить тому, выдаёт её насильно замуж за князя Верейского – старого, доживающего свои годы помещика. Самодурство Троекурова – одна из ярких черт характера всей русской литературы XIX века.

Под стать Троекурову и его крестьяне. Некоторые из них, допущенные ко двору (кучеры, дворники, половые), почувствовав своё положение, стараются выделиться хвастовством и чванливостью среди своих же. В противоположность этому видно крестьян Дубровского – тихих, грамотных и “толковых”, привыкших к своему быту, не испытывающих раболепства перед барином.

Тема крестьян и простых людей – особая в романе. С необычайной теплотой А.С. Пушкин описывает няню Дуброского – Орину Егоровну, в которой, конечно, угадывается образ знакомой с детства Арины Родионовны.

Кузнец Архип, которому автор уделяет серьёзное внимание в произведении, тоже важен для повествования. Именно его тяжёлая рука и берёт топор, чтобы вершить самосуд. Именно он берёт на себя первую серьёзную кровь в романе – запирая приказных в доме, когда тот уже в огне, он обрекает их на неминуемую смерть. И именно он через несколько абзацев уже рискует жизнью, спасая кошку, не успевшую скрыться от пожара и сидящую на крыше.

Ушедшие в лес крестьяне не только не разбредаются, но и организовываются, решая, что “лучше они будут в лесу”, чем под властью немилостивого барина. Рядом с ними их предводитель – Владимир Дубровский, человек, кому не нужна нажива. Ему нужна месть. За разорение, за гибель отца, за своё существование в диких условиях. Не стать кровавым разбойником ему помогает любовь – именно из-за Маши Дубровский в финале романа бежит за границу, не в силах больше мстить Троекурову.

Такая незаконченность романа во многом связана с тем, что на горизонте стал показываться сюжет “Капитанской дочки” – произведения более масштабного восстания.

Мир поместного дворянства, различные типы помещиков, взаимоотношения помещиков и крестьян, крестьянский «бунт» против помещиков изображены Пушкиным в неоконченном романе «Дубровский»(1833). Пушкин с большим сочувствием показал в романе крестьян и в то же время отметил, что единства интересов у протестующего дворянина и у угнетённого крестьянства нет. Временно они могут объединяться, но цели их различны.

Вождём крестьянского восстания против рабства и деспотизма может быть только человек, крепко связанный с народом. Это и показал Пушкин в «Капитанской дочке».

    Роман «Дубровский» - одно из самых значительных прозаических произведений Александра Сергеевича Пушкина. Работа над этим романом была начата в октябре 1832 года, а уже в январе 1833 года Пушкин закончил первые два тома. «История Пугачева», а затем «Капитанская...

    А.С. Пушкин написал повесть «Дубровский». В ней главный герой – Владимир Дубровский. Дубровский был высоким, красивым, храбрым. Он носил чин офицера. Очень любил своего отца, ради которого и ушел в отставку. Владимир получил письмо, в котором было...

    Авантюрно-приключенческий роман А. С. Пушки­на «Дубровский» - одно из лучших его произведе­ний. В нем Пушкин размышляет над наиболее остры­ми проблемами своего времени, рисует яркие харак­теры, интересные судьбы. Образ Кирилы Петровича Троекурова...

    Многие поэты и писатели XIX века затрагивают в своих произведениях тему взаимоотношения господ и крепостных крестьян. Не прошел мимо нее Александр Сергеевич Пушкин. В своей повести «Дубровский» он изобразил два непохожих друг на друга типа русского барства. Андрей...

Роман «Дубровский», написанный А. С. Пушкиным в 1833 году, был и остается одним из главных произведений русской литературы. Несмотря на то, что действие происходит в начале 19 века, он не потерял своей актуальности и в наши дни. Главная суть произведения «Дубровский» – противопоставление двух миров – помещичьего и крестьянского.

Месть, как социальный протест в романе «Дубровский»

Сын провинциального помещика, после смерти отца, незаконно лишается крова. Он возглавляет бунт крестьян своего имения и становится разбойником. Месть – главная цель его жизни. Однако образ Владимира автор идеализирует. Перед читателем он предстает не простым разбойником, а борцом за справедливость. Он умен, добр, смел, красив. Все его действия, борьба против несправедливости, проснувшаяся любовь к дочери своего врага, не оставляют в сердце читателя равнодушия.

Все поступки и характеристики главных героев романа «Дубровский» объясняются временем, в котором они живут. В романе затронута главная острая проблема прошлого века: взаимоотношения крестьян и помещиков. И с помощью крестьянского бунта под предводительством Владимира Дубровского Пушкин очень полно показывает картину несправедливости и угнетения крестьян помещиками.

Вынужденный разбой

Но Владимира Дубровского назвать единомышленником крестьян и их заступником трудно. Им руководит лишь чувство мести за обиду, которую нанес Троекуров его отцу. Тема романа «Дубровский» – как беззаконие может повлиять на судьбу человека. Владимир стал разбойником поневоле, а не по убеждениям. Он был вынужден стать бунтарем, бросив тем самым вызов обществу. Однако этот вызов не стал выходом из ситуации. Это не принесло ничего хорошего в жизнь героев.

Выдвинутый Владимиров Дубровским протест – единственно возможная в то время форма самозащиты. Таким образом, герой пытается не стать таким же, как Троекуров. Он самоутверждается как личность. Но все изменения происходят только в судьбе героя, не затрагивая его характера. Отсутствие эволюции во внутреннем мире, Пушкин считает главной причиной поражения, которое потерпел Дубровский в своих начинаниях.

Подводя итог, можно утверждать, что Владимир – жертва обстоятельств. Он чужой для крестьян. Он оказался за чертой закона, за чертой любви. И он не может исправить ситуацию и вернуть прежнюю жизнь и свой статус.

Тест по произведению

Роман «Дубровский А.С. Пушкин начал писать осенью 1932 года, а закончил работу над ним зимой 1933 года. По словам самого автора. В основу романа легли реальные факты из жизни обедневшего белорусского дворянина.

В романе есть несколько основных персонажей: Троекуров, Дубровский-старший, Дубровский-младший, Маша Троекурова.

Троекуров Кирилла Петрович - барин. Он богат, владеет большим имением, гордится своей псарней. Кирилла Петрович очень своеволен, привык командовать всеми, любит лесть, самодур.

Дубровский-старший отставной поручик. Он честен, не богат, владеет небольшим имением, которое досталось ему от отца.

Маша Троекурова дочь Кирилла Петровича. Отец держит ее в четырех стенах. Девушка любит читать французские романы, скромна и боится отца.

Дубровский-младший - это сын Дубровского-старшего. Он был вызван в имение отца, после того, как Троекуров отсудил у того имение.

В романе прослеживаются две сюжетные линии: вражда между Троекуровым и Дубровским-старшим, борьба Дубровского-младшего с богачами.

В первой половине романа Пушкин описал историю вражды между Троекуровым и Дубровским-старшим. Троекуров обиделся на Дубровского-старшего за то, что тот не примчался к нему в имение по первому зову и требовал извинений за слова псаря Кирилла Петровича. Дубровский-старший был оскорблен словами псаря и отказался идти на поводу у Троекурова. Тогда Троекуров подкупил судью, чтобы забрать имение у Дубровского-старшего. Дело он выиграл, а Дубровский-старший вскоре заболел и скончался. В день его смерти у Кирилла Петровича проснулась совесть, он хотел извиниться перед соседом, но тот велел прогнать его со двора. После этого Троекуров разозлился еще больше и выселил Владимира Дубровского из имения.

Крестьяне Дубровских не желали переходить к Троекурову и согласились вместе с Владимиром Дубровским организовать бандитскую шайку. Именно жизни Владимира посвящена вторая часть романа. Из нее мы узнаем о том, что Владимир стал грабить богатеев, которые проезжали через лес недалеко от имения Троекурова. Потом он проник в дом Троекурова под видом учителя французского, чтобы отомстить за смерть отца. Но Владимир влюбился в Машу и отказался от мести. Он хотел помочь Маше уйти от отца-тирана, но не успел, и отец выдал девушку за своего богатого друга.

В своем произведении Александр Сергеевич поднял несколько проблем. Во-первых, неравноправие разных слоев населения в России. Именно эту проблему Пушкин проиллюстрировал при помощи взаимоотношений Кириллы Троекурова и Андрея Дубровского. Троекуров привык всегда получать свое, поэтому пошел наперекор закону и совести и отсудил имени у Андрея Гавриловича. Второй проблемной точкой романа стал конфликт Троекурова и его дочери Маши. Отец решил насильно выдать дочь замуж за старого князя, потому что тот был богат.

В целом роман мне понравился. Он помогает проследить наиболее острые социальные и моральные проблемы первой половины девятнадцатого века. Произведение учит нас тому, что надо отвечать за свои поступки и думать об их последствиях.