Национальная культура молдовы в современном этапе. Культура молдовы. Вклад выходцев из Молдовы в мировую науку

Восточная Европа - часть Европы, характеризующая ее восточные территории. Как термин, "восточная Европа не имеет строго определения и четких границ. Ее территория менялась с ходом истории. Так, во время холодной войны к восточной Европе относили все страны советского блока. После окончания холодной войны, многие страны стали относить к другим регионам.

Согласно определению ООН, в Восточную Европу входят следующие государства: Белоруссия, Болгария, Венгрия, Молдавия, Польша, Румыния, Россия, Словакия, Украина и Чехия.

БЕЛОРУССИЯ (белор. Беларусь) - неофициальное название, полное официальное название - Республика Беларусь, второе сокращённое название Беларусь - государство в Восточной Европе. Граничит с Россией на востоке, Украиной на юге, Польшей на западе, Литвой и Латвией на северо-западе.

Столица Республики Беларусь - Минск.

Белоруссия делится на 6 областей, области делятся на районы и города областного подчинения. Общее число районов во всех областях составляет 118, а городов областного подчинения - 12. Город Минск является самостоятельной административной единицей, которая не входит ни в одну область.

Области: Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Минская, Могилёвская.

Экономика

Экономика в Беларуси строится на принципах социально-ориентированной, рыночной, модели.

Структура экономики Белоруссии характеризуется доминированием государственной собственности в производственной, энергетической, транспортной, добывающей, строительной, сельскохозяйственной и банковской сферах, и незначительной долей частного сектора.

Централизованные распределение и планирование, кроме макроэкономических показателей, отсутствует. Государство регулирует цены на социально значимые группы товаров.

В розничной и оптовой торговле, в сфере услуг преобладает частный сектор.

Наличие значительного государственного сектора позволяет правительству поддерживать социальные программы, оплачивать медицину и образование, дотировать сельское хозяйство и ЖКХ, выделять льготные кредиты на строительство жилья.

В стране развиты энергетика, машиностроение, сельское хозяйство, химическая и лесная промышленность, строительство и производство стройматериалов и добывающая промышленность.

Основные статьи экспорта - нефтепродукты, калийные удобрения, продовольствие, продукция машиностроения и химической промышленности и металлургии.

В марте 2011 года в Белоруссии начался валютно-финансовый кризис.

Население

По данным переписи населения 2009 года, в стране проживало 9 миллионов 504 тысячи человек. Белорусы (83,7 %), русские (8,3 %), поляки (3,1 %), украинцы (1,7 %), евреи (0,1 %). Городское население - 74,3 %


По оперативным данным, численность населения Беларуси на 1 марта 2013 года составила 9 млн 461,8 тыс человек.

Преступность

В 2010 году в Белоруссии было зарегистрировано 140 920 преступлений.

Самый высокий уровень преступности среди регионов Белоруссии наблюдается в Минске

на втором месте - Минская область (153,7). Самым криминогенным городом по коэффициенту преступности является Бобруйск, лидером по числу убийств «на душу населения» - Лида. По данным Генпрокуратуры и МВД, уровень преступности в стране снижается.

При этом выросло число преступлений, совершаемых иностранцами и ранее судимыми.

Основная статья:

На 2008 год в Республике зарегистрирована 61 религиозная и 3 монашеские общины. Действуют 25 религиозных конфессий и направлений.

Вооружённые силы Республики Беларусь

Министерство обороны и белорусская армия были созданы в январе 1992 года. Они создавались на основе бывших советских войск, размещенных на территории Белоруссии, с привлечением белорусов, служивших в других регионах Советского Союза.

В настоящее время в Вооружённых силах два вида войск - Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны. Также непосредственно генеральному штабу подчиняется род войск - Силы Специальных операций (ССО). Существуют также специальные войска (службы), органы тыла.

Численность Вооружённых сил составляет штатной численностью 62 000 человек, в том числе 48 000 военнослужащих и 14 000 гражданского персонала. По состоянию на конец 2006 года на контрактной основе службу проходило 23,1 % военнослужащих.

УКРАИНА- государство в Восточной Европе.

Столица - Киев.

Государственный язык - украинский.

Унитарное государство, президентско-парламентская республика.

В марте 2010 года пост президента занял Виктор Янукович.

Подразделяется на 27 административно-территориальных единиц, 24 из которых являются областями, 1 - автономной республикой и 2 представляют собой города государственного подчинения (Киев, Севастополь).

Независимость страны провозглашена 24 августа 1991 года. Предшествовавшие этому 69 лет она находилась в составе СССР.

Население

к июлю 2012 года его численность уменьшилась до 45 561 989 человек. Украина, таким образом, является наиболее населённой страной Восточной Европы и занимает тридцатое место в мире по количеству жителей.

Киев - столица и крупнейший город Украины с населением более 2,8 млн человек

Средняя плотность населения составляет около 77,3 человек на км², при этом население распределено неравномерно: наиболее плотно заселены индустриальные восточные области (Донецкая, Луганская, Днепропетровская, Харьковская) и прикарпатские области (Львовская, Ивано-Франковская, Черновицкая).

Доля городского населения составляет 64 %. По состоянию на 2013 год 4 города имеют население численностью более 1 миллиона человек: Киев Харьков Одесса Днепропетровск.

Вооружённые силы

В настоящее время Украинское войско активно участвует в миротворческих операциях.

Комплектуются за счёт призыва на срочную службу мужчин 18-25 лет. Численность на 2012 год составляет 184 тысяч человек.

Военное управление Вооруженными силами осуществляет Генеральный штаб.

Организационно Вооруженные силы Украины состоят из органов военного управления, объединений, соединений, военных частей, военных учебных заведений, учреждений и организаций.

Сегодня в состав вооружённых сил Украины входят:

Сухопутные войска

Механизированные и танковые войска

Ракетные войска и артиллерия.

Войска противовоздушной обороны

Воздушные силы

Организационно Военно-морские Силы включают:

Главная база Военно-морских Сил - Севастополь. Основные пункты базирования ВМС Украины: Одесса, Новоозёрное, Саки.

Экономика

Общее состояние, основные показатели

Украина считается экспортно ориентированной страной, по некоторым оценкам, она получает за счёт экспорта 50 % ВВП.

Отраслями промышленности, которые пока ещё в той или иной степени работают, являются металлургия, энергетика (имеются атомные электростанции и целый каскад гидроэлектростанций на реке Днепр), а также химическая и горнодобывающая промышленность (добыча угля, руды).

Наиболее развитые в экономическом отношении регионы - Донбасс (Донецкая область и Луганская область), Приднепровье (Днепропетровская область и Запорожская область), а также города Киев, Харьков, Одесса и Львов.

Для экономики, при её рыночном характере, характерна активная роль государства: оно владеет примерно 140 крупными предприятиями в различных секторах национального хозяйства, а также контролирует цены на ряд товаров, включая базовые продукты питания и горюче-смазочные материалы.

МОЛДАВИЯ, официальное название - Республика Молдова- государство в Юго-Восточной Европе. Граничит с Украиной и Румынией.

Унитарное государство, парламентская республика. С марта 2012 года пост президента занимает Николае Тимофти.

Подразделяется на 39 административно-территориальных единиц, 32 из которых являются районами, 5 муниципиями и 2 автономно-территориальными образованиями - Гагаузия и Левобережье Днестра.

Отличается значительным этнокультурным разнообразием. Большая часть верующих (около 88 % населения) исповедует православие.

Независимость страны была провозглашена 27 августа 1991 года. С 1940 по 1991 год входила в состав СССР под названием Молдавская Советская Социалистическая Республика.

Население

По оценочным данным, на 1 января 2012 года численность постоянного населения Республики Молдова составило 3559,5 тыс. чел. (без Приднестровья (ПМР)).

Население Республики Молдова многонационально и поликультурно. Основная часть населения, или 75,8 %, (по данным переписи 2004 года) - молдаване. Проживают также: украинцы - 8,4 %, русские - 5,9 %, гагаузы - 4,4 %, румыны - 2,2 %, болгары - 1,9 % и др.

Плотность населения - 111,4 человек на 1 км².

Экономика

Климат Молдавии способствует сельскому хозяйству. В стране нет месторождений минеральных ресурсов, в связи с чем экономика страны основана на сельском хозяйстве. Практически все энергетические ресурсы приходится импортировать.

По некоторым оценкам (справочник ЦРУ США) до 25 % рабочей силы Молдавии трудится за границей.

Основные импортеры - Россия 29 %, Румыния 15 %, Италия 10 %.

Основные экспортеры - Россия 21 %, Румыния 16 %, Украина 15 %.

В Молдавии 174 винзавода.

Внешняя политика

ГУАМ - межгосударственная организация, созданная в октябре 1997 бывшими советскими республиками - Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 годы в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ. Политика организации направлена на укрепление связей между её членами.

ЕВРОСОЮЗ

Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между ЕС и Молдовой, в основном посвященное торговому и финансовому сотрудничеству, вступило в силу только в 1998 году.

Один из вариантов объединения Румынии и Молдавии (без Приднестровья)

Румыния неоднократно заявляла о желании присоединить к себе Молдавию. Основной причиной этого румынские официальные лица называли незаконное, по их мнению, отторжение этой территории от Великой Румынии и её присоединение к СССР в 1940 году.

Ассоциация внешней политики при финансовой поддержке Foundation Open Society Institute подготовила аналитический доклад "Молдавско-российские отношения: позитивные и деструктивные тенденции двустороннего сотрудничества на современном этапе". Приводим его полностью.

Молдавско-российские отношения, рассматриваемые сквозь призму стратегического партнерства, продолжают сохранять напряженность, несмотря на попытки сближения общих позиций по целому спектру ключевых вопросов. Вывести двусторонний диалог между государствами на качественно новый уровень пока не удается. Политическое недоверие, частое использование дипломатических и экономических инструментов противодействия политики друг друга порождает фактически перманентный характер стагнации молдавско-российских отношений.

Культурное пространство все чаще испытывает на себе всю тяжесть духовных и социальных вызовов, которые являются следствием политического давления и продвижения внутреннего и внешнего политического влияния, ангажированности политическими элитами молдавско-российского культурного пространства. Широко используемые властями Молдовы и России популистские тактики ведут ко все большей активизации деятельности агентов российского влияния в Республике Молдова и нарастанию разделительных линий в обществе по геополитическому принципу.

Опыт многолетнего сотрудничества, достижения в различных областях, многогранность взаимовыгодных связей не в полной мере используются государствами. Именно на этих постулатах должна основываться новая платформа двустороннего взаимодействия, которая в сочетании с уважительным отношением к европейскому внешнеполитическому вектору развития Республики Молдова и роли России на региональном и международном уровнях, окажется способной к выстраиванию и развитию нового формата молдавско-российского сотрудничества в современных условиях.

Напряженность политических отношений

После ратификации Парламентом Республики Молдова Соглашения об Ассоциации с ЕС 2 июля 2014 года в молдавско-российском диалоге наметилась тенденция к ухудшению отношений. Молдова руководствовалась в этом вопросе внешним прагматизмом, который основывался в том числе и на попытке ослабить российское влияние. Невзирая на предрекаемый раскол молдавского общества, позицию Гагаузии и Приднестровского региона Молдова сделала свой выбор в пользу европейской цивилизации.

В России принятое решение посчитали нелогичным, безотлагательно были приняты симметричные меры. В тот же день состоялось подписание 7 меморандумов о межведомственном сотрудничестве между органами власти России и непризнанным Приднестровьем, которые были направлены на активизацию двусторонней торговли, обеспечение оптимальных схем доставки приднестровских товаров на российский рынок и других государств Евразийского экономического союза, привлечение инвестиций в Приднестровский регион, взаимодействие в вопросах международных пассажирских и грузовых перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом, а также сотрудничества в области антимонопольной политики и в сфере образования и культуры.

Этот шаг молдавская сторона восприняла как начало использования Россией политических инструментов, направленных на наиболее уязвимые области в отношениях государств в знак протеста и выражения недовольства европейским выбором Республики Молдова. Свертывание политического диалога существенно накаляло ситуацию, проявились сложности двусторонних отношений, все более ощутимой становилась необходимость снятия напряженности в двустороннем взаимодействии.

В апреле 2016 года, после приглашения заместителя премьер-министра, министра иностранных дел и европейской интеграции А. Галбура в Москву, сделанного министром иностранных дел РФ С. Лавровым, возлагались надежды на прорыв в отношениях между Молдовой и Россией. Во время рабочей встречи рассматривались вопросы придания импульса молдавско-российскому сотрудничеству. Это явилось проявлением стремления со стороны молдавских властей к возобновлению двустороннего взаимодействия, а с российской стороны готовности к пересмотру и сближению позиций по ключевым вопросам двустороннего сотрудничества. Причина поиска путей сближения проевропейских партий с Россией состояла не только в приближавшихся Президентских выборах, но и в понимании необходимости преодоления кризиса в политическом диалоге, в попытке начать выстраивать новую платформу сотрудничества между государствами. Однако, прийти к этому сторонам не удалось.

В политическом диалоге глав государств Республики Молдова и Российской Федерации была довольна длительная пауза, которая во многом была связана с особенностями внутриполитического развития Республики Молдова. Однако, 17 января 2017 года после девятилетнего перерыва отношения между президентами были вновь возобновлены. Первый зарубежный визит новоизбранного Президента И. Додона был именно в Москву, что воспринялось многими как подтверждение его пророссийских устремлений, намерений нормализовать молдавско-российское сотрудничество и заявлений о восстановлении стратегического партнерства с Россией, сделанных им во время предвыборной гонки.

Изменение внешнеполитических приоритетов Республики Молдова, расторжение Соглашения об Ассоциации с ЕС, равно как и его высказывание о необходимости сохранения миротворцев в Приднестровье можно счесть необдуманными. Это вызвало резонанс мнений в молдавском обществе, бурную реакцию экспертов и аналитиков, и баталии дискуссий, инициированных СМИ.

Интересным представляется восприятие Россией заявлений, сделанных Президентом Молдовы. В. Путин заявил: «Я очень рассчитываю, что ваш первый визит в Россию, это первая ваша зарубежная поездка в качестве президента, она будет хорошим толчком для развития наших межгосударственных связей по всем направлениям». Необходимость активизации молдавско-российского диалога неоспорима.

Крайне важным представляется диалог глав государств, который задает тон двустороннему взаимодействию в целом. Это видится объективным. Однако, не до конца понятным остается вопрос о политическом доверии. В России не могут не понимать, что полномочия Президента согласно Конституции Республики Молдова не позволят ему реализовать сделанные им заявления, ввиду отсутствия рычагов влияния на политику. Следовательно, допускают долю двоемыслия и политического оппортунизма в сделанных заявлениях Первого лица государства, однако, несмотря на это, предпочли налаживать с ним диалог. За 2017 год на уровне глав государств состоялось четыре двусторонних встречи. Кроме того, главы государств обсуждали возможности развития сотрудничества на постсоветском пространстве в рамках Саммита лидеров СНГ и заседания Высшего евразийского экономического совета, прошедших в Сочи в октябре 2017 года.

В свою очередь, Парламент и Правительство Республики Молдова возмутил тот факт, что Президент, чьи полномочия во внешней политике ограничены, не координирует свои действия с властными структурами касательно заявлений, сделанных в Москве. П. Филип заверил, что Соглашение об Ассоциации с ЕС часть правительственной программы, которая, как и европейский вектор развития страны останутся неизменными. Можно предположить, что болезненная реакция властей Молдовы последовала и на предпочтение Москвы развивать диалог только с Президентом, тогда как проевропейское большинство предприняло целый ряд действий, направленных на возобновление двустороннего сотрудничества.

В условиях неоднозначности, характеризующей нынешний молдавско-российский политический диалог, стороны отметили в 2017 году 25-е со дня установления дипломатических отношений. Приверженность и готовность к сотрудничеству были отражены в поздравительных посланиях президентов и министров иностранных дел государств, особо отмечены основные достижения многолетнего сотрудничества, а именно, создание прочных, многогранных, дружественных и взаимовыгодных связей практически во всех областях, намечены и перспективы двустороннего диалога – выход на новый уровень стратегического партнерства.

Казалось бы, намечающаяся позитивная динамика в политическом диалоге государств постепенно прочно установится, однако объявление персоной нон-грата российского вице-министра Д. Рогозина и высылка российских дипломатов стали прецедентами ухудшения отношений и демонстрацией взаимного непонимания и политического недоверия. Одним из последних событий уходящего года явился отзыв Посла Республики Молдова в Российской Федерации А. Негуца на неопределенный период времени, что явилось предметом бурной критики как со стороны Президента Молдовы, так и с российской стороны.

Безусловно, для дипломатических отношений государств эта мера может рассматриваться как недружественная акция, не лишенная провокационных мотивов, связанных с внутриполитической ситуацией в Республике Молдова.

В сложившихся условиях взаимовыгодное молдавско-российское сотрудничество видится возможным только посредством создания новой платформы взаимодействия государств, основанной на прагматичности, лишенной иллюзий и подстрекательства, с учетом европейского внешнеполитического вектора Республики Молдова и роли России в региональном и международном контексте.

Экономический фактор: основные инструменты, стратегии и тактики двустороннего сотрудничества

В целом, период с 2014 по 2017 годы характеризуется напряженностью молдавско-российских отношений. Противодействие России не ограничивалось дипломатическими методами, достаточно широко были использованы и экономические инструменты, которые привели к сокращению товарооборота между двумя странами более чем в два раза. С 1 сентября 2014 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 года «О введении ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, страной происхождения которых является Республика Молдова» в целях защиты интересов российских экономических операторов. Так, к запретам на поставки в РФ молдавских консервов, фруктов и мяса, которые были введены накануне подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС примкнули и пошлины на ввоз 19 товарных позиций. Несмотря на то, что Республика Молдова не ввела ответные запретные меры на импорт российской продукции в Молдову и выступала за отмену таможенных пошлин, введенных Россией на отдельные категории молдавских товаров, снять ограничительные меры не удалось. Результатом явилась значительная потеря Молдовой своих позиций на российском рынке. В январе-сентябре 2016 года по отношению к январю-сентябрю 2015 года российско-молдавский товарооборот уменьшился на 13,9% и составил 788,1 млн. долл. США, экспорт - 631,8 млн. долл. США (-19%), импорт - 156,3 млн. долл. США (+16,1%). Лавировать между двумя зонами влияния - РФ и ЕС становилось все труднее, а выработать компромиссное, взаимовыгодное решение молдавской и российской сторонам, исходя из изменившегося внешнеполитического вектора Молдовы, не удавалось.

Политический характер эмбарго отрицался российскими властями. Россельхознадзором и Роспотребнадзором делался акцент на нарушение фитосанитарных норм. Кроме того, РФ была всерьез озабочена практикой реэкспорта продукции из ЕС на российский рынок под видом молдавских товаров. Данная проблема еще больше усугубилась в результате возникших сложностей в отношениях между Россией и Европейским союзом.

Понимая сложность сложившейся ситуации, усугублявшейся недовольством представителей бизнес-среды, трудовых мигрантов и рядовых граждан в 2016 году молдавские власти предприняли целый ряд усилий по разработке «дорожной карты» восстановления торговых отношений между странами. Особое внимание уделялось перспективам возобновления экспорта агропродовольственной и алкогольной продукции на рынок России, обсуждались возможности двустороннего сотрудничества в энергетической сфере, транспорта, инвестиций, миграции и других вопросов. Это была непростая задача, поскольку со стороны России неоднократно звучала критика Восточного Партнерства и его антироссийской направленности. В ноябре 2016 года была возобновлена работа молдавско-российской межведомственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

Вместе с тем эффект видимости прорыва в налаживании экономического сотрудничества связывают с диалогом между президентами двух стран. Молдова за первый квартал 2017 года увеличила в годовом выражении на 42% экспорт товаров в Россию. В январе-марте 2017 года экспорт товаров составил 528,2 миллионов долларов, что на 26,8% больше в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года.

Кроме того, российская стороны возобновила диалог с Республикой Молдова по миграционной проблематике. С 1 марта 2017 года начала действовать амнистия для трудовых мигрантов из Молдовы. Важным видится отметить, что решения, которые были приняты Россией в результате молдавско-российских переговоров по вопросам практического решения наиболее важных проблем, связанных с трудовыми мигрантами и открытием сегментов российского рынка для возобновления поставок молдавской продукции, сделаны с целью поддержки усилий молдавского Президента, направленных на нормализацию молдавско-российских отношений.

Важным видится сохранять позитивную динамику торгово-экономического сотрудничества. Сторонам следует развивать экономические отношения руководствуясь принципами взаимовыгодного сотрудничества, основанного на прагматизме и взаимовыгодных интересах. Необходимо отойти от декларативного и формального характера этих принципов и направить усилия на выработку нового формата экономического взаимодействия с учетом вышеназванных принципов и сложившихся нынешних реалий развития государств, в частности, европейского вектора развития Республики Молдова.

В данном контексте, можно предположить, что Россия радужно воспримет прекращение финансовой помощи ЕС для Республики Молдова. Это особенно очевидно в контексте ее ожиданий смены геополитического вектора нашей страной, что постоянно подкрепляется критикой Восточного Партнерства. Данный факт наглядно можно продемонстрировать на примере заявлений постпред РФ при ЕС В. Чижова, сделанных по итогам саммита Восточного партнерства, прошедшего в ноябре 2017 года в Брюсселе. «Итоги саммита показывают, что «Восточное партнерство» выдыхается как судьбоносная политическая и экономическая инициатива Европейского союза». Это свидетельствует о возможности пересмотра всей повестки дня молдавско-российского сотрудничества, в том числе и торгово-экономического взаимодействия в зависимости от результатов, предстоящих в Молдове парламентских выборов в 2018 году.

Важным продолжает оставаться вопрос о молдавско-российском сотрудничестве в топливно-энергетической сфере. ПАО «Газпром» продолжает обеспечивать потребности Республики Молдова в природном газе. В 2016 году АО «Молдовагаз» производило оплату газа, поставленного потребителям Республики Молдова без учета Приднестровья. Несмотря на это, российская сторона констатировала рост задолженности АО «Молдовагаз» перед ПАО «Газпром» в 2015-2016 годах. Согласно постановлению Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Республикой Молдова и Российской Федерацией сторонам следует продолжать консультации по комплексному разрешению проблемных вопросов сотрудничества в газовой сфере.

В этом контексте следует упомянуть и о задолженности Приднестровья перед «Газпромом». В ходе своего визита в Москву И. Додон заявил о готовности Молдовы принять ответственность за газовый долг Левобережья, поскольку в совокупности это долг Республики Молдова.

Несмотря на критику сделанных им заявлений, можно предположить, что он вероятнее всего хотел не только заручиться российской поддержкой, но и рассматривал этот шаг с точки зрения так называемого «возврата» Приднестровья в Молдову. Не совсем понятно, как при своих полномочиях, он планирует это реализовать, ведь газовые соглашения в компетенцию Президента не входят.

Вместе с тем вопрос зависимости Молдовы от российских энергетических поставок продолжает оставаться проблемным, особенно в свете намерений России отказаться от транзита газа через территорию Украины путем создания альтернативных газопроводов. В частности, речь идет о разработанном и ратифицированном проекте «Турецкий поток», который способен полностью обеспечить газом юг Европы. Его запуск запланирован на 2019 год. Это ставит перед Молдовой новые проблемные вопросы в этой сфере. В случае успеха данного проекта, транзит газа в Молдову будет осуществляться через Румынию. Это неизбежно приведет к повышению цены на энергоресурсы, так как будет увеличено плечо подачи и число стран транзитеров, через которые российский газ будет попадать в молдавские газопроводы. Кроме того, Молдова лишится возможностей получения платежей за транзит газа. Это важный аргумент, поскольку большая часть дохода государственного бюджета Республики Молдова закрывается за счет таможенных платежей по импорту, в них доля НДС на импорт природного газа составляет почти половину. Все это свидетельствует о зависимости Молдовы от России в энергетической и газовой сферах.

Не стоит забывать о том, что Республика Молдова, будучи членом Европейского энергетического сообщества, взяла на себя обязательства по реализации энергетических пакетов. Молдове удалось добиться переноса срока до 2020 года по внедрению технических норм, которые вызвали разногласия с российской стороной. Однако, гармонизация законодательной базы в соответствии со стандартами ЕС, реформирование рынка электроэнергии, модернизация инфраструктуры и реструктуризация энергетической системы продолжают оставаться проблемными и требуют значительного внутреннего потенциала и человеческих ресурсов для реализации намеченных планов.

Культурное пространство: духовные и социальные вызовы

Русское наследие является неотъемлемой частью культурного пространства Молдовы. Этот общий ценностный фундамент живущих в Молдове народов нередко используется в целях политического давления или продвижения политического влияния как внешнего, так и внутреннего характера. Важно не допускать так называемых линий разломов в общенациональном культурном пространстве Республики Молдова. Многие из них отчетливо просматриваются и затрагивают вопросы размеживания наций и проведения культурных границ, языкового фактора, ревизии многовекового общего культурного наследия, перестройки системы ценностных ориентаций в отношении государственных праздников, тотальное изменение общественного сознания. Усугубление разделений в молдавском обществе на проевропейских и пророссийских сторонников, равно как и тенденцию к нарастанию пророссийских взглядов, справедливым было бы назвать результатом разочарованности населения в Демократической коалиции, проводимой ею политике, приведшей к весьма серьезным проблемам, с которыми пришлось столкнуться гражданам Республики Молдова.

Укрепление единого молдавско-российского культурного пространства необходимо рассматривать с точки зрения общенациональной значимости и не прибегать к его ангажированности политическими элитами обоих государств. Значительная часть мигрирующего населения этнические меньшинства. Многие из низ хорошо образованы, имеют профессиональную квалификацию и оказываются востребованными как в странах ближнего, так и дальнего зарубежья. Основными причинами миграции выступают низкий уровень знания государственного языка, невозможность в полной мере реализовать себя ввиду этого в профессиональной деятельности, сложная экономическая ситуация в стране, нехватка рабочих мест и мизерная оплата труда, а также низкая вероятность кардинальных изменений в среднесрочной перспективе. В результате, изменяющаяся структура общества характеризуется не самой благоприятной динамикой. Местные власти фактически не предпринимают решительных действий, направленных на сохранение квалифицированной рабочей силы и человеческого потенциала. Вместе с тем эффективная переселенческая политика Российской Федерации, направленная на оказание содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом оказалась весьма успешной. Многие жители Республики Молдова воспользовались представившейся им возможностью и эмигрируют на постоянное место жительства в Россию.

При этом переселение соотечественников рассматривается самой Россией как возможность наполнения ее регионов новой рабочей силой, специалистами по многим отраслям жизнедеятельности и возвращение в родную культуру. Властям Молдовы следует сосредоточить свои усилия в разработке комплекса эффективных мер, направленных на профилактику рисков, связанных с оттоком молдавских граждан и как следствие потерю человеческого капитала, обострение демографической проблематики, снижение числа налогоплательщиков и избирательной явки на выборы.

В Республике Молдова сохраняется манипуляционное воздействие за счет влияния российских идеологических и информационных ресурсов, что подпитывает сложившиеся социально-культурные стереотипы. Проблема заключается не только в распространяющейся пропаганде и дезинформации со стороны Российской Федерации, но и в том, что для Молдовы характерна вторичность восприятия себя. Властные структуры и экс- пертное сообщество нередко ставят вопрос: «Кто мы для России?». Тогда как первостепенное внимание должно отводиться национальным интересам Республики Молдова и поиску прагматичных решений для их реализации.

Борьба с российской пропагандой и дезинформацией давно является предметом бурных дискуссий в Республике Молдова, однако практические меры не предпринимались. Радикальным шагом изменения данной ситуации видится принятие Парламентом Республики Молдова Закона по изменению Кодекса о телевидении и радио 7 декабря 2017 года, который направлен на ограничение трансляции и ретрансляции на территории Молдовы информационно-аналитических, политических и военных передач из государств, которые не ратифицировали Европейскую конвенцию о трансграничном вещании. По сути, данный закон ограничивает трансляцию указанных передач из России, поскольку Российская Федерация данную конвенцию не ратифицировала.

Президент Республики Молдова выступил с критикой данной инициативы и заявил, что не подпишет данный закон поскольку он носит антиконституционный характер. Остро отреагировала и российская сторона. Замглавы МИД РФ Г. Карасин назвал данную меру «информационной блокадой Республикой Молдова собственного населения». Мнения в молдавском обществе разделились. Одни, сочли это ожидаемым, предсказуемым и необходимым. Другие пытались найти причину, подтолкнувшие к такому решению. При этом мало кто вспоминал об обязательствах, взятых на себя Молдовой перед ЕС в отношении совершенствования законодательной базы регулирования деятельности СМИ и ключевой цели данного законопроекта – информационной безопасности государства.

На Приднестровский регион и Гагаузию существенное влияние оказывают в том числе и российские СМИ. Это наглядно продемонстрировали проведенный в 2014 году незаконным путем на ее территории референдум об отношении к внешнеполитическому курсу страны и результаты президентских выборов 2016 года, в ходе которых И. Додон, сумевший выстроить свою избирательную кампанию на тезисе о сближении с Россией, набрал в ходе выборов в Гагаузии 99% голосов.

Данные события привлекли повышенное внимание международного сообщества к региону и его проблемам и выявили необходимость снижения роли российских СМИ. Ввиду этого, важным видится сосредоточить усилия на проблематике этнических меньшинств, проживающих на этих территориях и выработать инструменты и механизмы, которые позволят ускорить их интегрированность в молдавское общество, обосновать как важность их заинтересованности быть неотъемлемой частью модернизирующегося молдавского общества, так и ценность наличия этнических меньшинств для единого государства.

Российское влияние подпитывается так называемой пятой колонной, оказывающей противодействие основной политики государства – курсу на европейскую интеграцию. Активизируется не только деятельность российских фондов в Молдове, но и политических партий, российских агентов влияния, экспертов, журналистов, общественных деятелей, действующих под политическим прикрытием. Их основная цель - разрыв политических и финансовых отношений Республики Молдова с ЕС.

Трудность проведения разделительных линий между оппозицией и пятой колонной становится все ощутимее.

В этом контексте важно отметить создание в Парламенте сильной фракции пророссийской партии – партии социалистов Республики Молдова, избрание лидера пророссийских сил президентом страны, который широко использует популистскую тактику, выражающуюся в необоснованных обещаниях народу с целью приобретения широкой популярности. При этом, понимая суть происходящего он апеллирует категорией «промолдавский парламент», пытаясь тем самым акцентировать свою приверженность национальным интересам страны.

Следует отметить также политизированность распространения и использования в своих интересах статуса «имперского меньшинства». Подпитывая этническую напряженность различного рода инициативами, размежеванием общества по геополитическому принципу, экономическим, культурным и медийным влиянием, искусственно создается раскол общества. Следует понять, что оппозиционеры это прежде всего патриоты свой страны, которые продвигают собственные идеологические взгляды, идущие в разрез с официальной политикой, на благо своей Родины.

Действия же оппозиционеров, которые вредят национальным интересам страны, относятся уже к категории упомянутой пятой колонны. Проблематика превосходства имперского меньшинства, сохранение широкого распространения русского языка и ностальгия этнических меньшинств о советском прошлом используются агентами российского влияния отнюдь не для решения этих проблем в Республике Молдова, а для консолидации ментальной зависимости от Российской Федерации в молдавском обществе с целью использова- ния этого фактора в продвижении собственных политических интересов. Важная роль в активизации деятельности пятой колонны принадлежит российским СМИ, вещающим на территории Республики Молдова. Все это ведет к нарастанию этнической напряженности.

Вопросы духовных и социальных вызовов, которые стоят перед всем православным миром, во многом объединяют молдавский и российский народ. Высокий уровень религиозности в обоих государствах позволяет укреплять православную церковь и одновременно с этим, опираясь на мировоззрения людей выстраивать определенные политические и социальные программы. В ходе встречи Патриарха Кирилла и И. Додона, состоявшейся 22 сентября 2016 года, обсуждались угрозы государственности, ценностям и традициям. Церковь играет важную роль в том числе и в формировании политических предпочтений граждан. Президенты Республики Молдова и Российской Федерации пользуются популярностью в том числе и благодаря декларируемой ими открытости своего отношения к церкви и христианским принципам и ценностям. Инициатива, предложенная И. Додоном о национальном примирении правого и левого берегов Днестра, отчасти опирается на православие и веру как стимулы объединения страны и воссоединения территориальной целостности.

Мировоззрение людей и их религиозная открытость не должны становиться частью политических программ. Уважение духовных ценностей и традиций, сохранение веры являются важной составляющей в развитии государств. Однако, они не должны использоваться для продвижения политических схем и служить основой разного рода политических спекуляций.

Приднестровский конфликт

Приднестровская проблематика может рассматриваться как часть общей стратегии России, направленной на сохранение своего влияния в регионе и возможностей влияния на внешнюю политику, в том числе на смену внешнеполитических приоритетов.

Вопрос о выводе российских войск с территории Приднестровья продолжает оставаться проблемным. Россия неоднократно заявляла, что Оперативная группа российских войск не покинет Приднестровье, ссылаясь на то, что в Колбасне хранятся боеприпасы, апеллируя к исторической памяти и правовым основаниям, в частности к Соглашению о принципах мирного урегу- лирования вооруженного конфликта от 21 июля 1992 года. Эти же аргументы используются для обоснований скептицизма российской стороны в отношении изменения формата миротворческой миссии, которые подкрепляются опасениями об обострении конфликта ввиду возникновения нового источника открытой напряженности в Юго-Восточной Европе.
В Молдове полагают, что трансформация миротворческой миссии в полицейскую способна привести к решению проблемы. В России выступают исключительно за политическое урегулирование конфликта, а рассуждения о возможности слома действующего формата миротворческой операции и вывода российских военных с левобережья Днестра – оторванными от реальности.

Премьер-министр Молдовы Павел Филип в своем выступлении на 72-й сессии Генассамблеи ООН, которая проходила 19- 22 сентября 2017 года, попросил поддержки в выводе ОГРВ из Приднестровского региона, сославшись на декларацию молдавского Парламента от 21 июля согласно которой пребывание российских войск на территории Республики Молдова было названо незаконным. Российская сторона расценила этот шаг как провокационную инициативу молдавских властей.

После длительной паузы в Вене 27-28 ноября 2017 года состоялся очередной раунд переговоров в формате “5+2” по Приднестровскому урегулированию. Особое внимание уделялось соглашениям, достигнутым между Кишиневом и Тирасполем и значительному прогрессу в переговорном процессе.

Открытие моста у сел Гура Быкулуй-Бычок является важным шагом в Приднестровском урегулировании, который принесет позитивные изменения для местного населения и благоприятно отразиться на всей зоне ОБСЕ. Вместе с тем, в экспертном сообществе Республики Молдова есть мнение, что спешность принятых документов способно затянуть решение Приднестровской проблематики.

Российская Федерация - важный партнер для Республики Молдова. Модификация проводимой ею политики в отношении нашего государства или пересмотр отдельных решений видятся возможными в случае выработки ясной позиции молдавской стороны. Напряженность политических отношений между государствами можно преодолеть посредством отхода от противоречивых дискуссий и поиска общего знаменателя в двустороннем сотрудничестве. Это может стать ключом успеха и началом выработки новой платформы для диалога.

Использование политического давления и инструментов противодействия во взаимодействии двух стран ведут к стагнации отношений, подрыву достигнутых договоренностей, политического доверия между властными структурами, повторяемости ошибок и про- счетов. Партнерство следует строить исходя из изменившихся современных реалий развития государств, регионального и международного контекста. Торгово-экономическое сотрудничество должно основываться на прагматизме и взаимовыгодных интересах.

Усугубляющиеся и подпитывающиеся извне линии разлома в культурном пространстве являются серьезным вызовом для будущих молдавско-российских отношений. Культурный фактор должен служить площадкой для сплоченности, реализации общих интересов и совместных социально-культурных программ и проектов, направленных на улучшение жизни населения обоих государств. Приднестровский конфликт продолжает оставаться краеугольным камнем в двусторонних отношениях государств. Властным структурам Республики Молдова следует сконцентрировать усилия на выработке собственной четкой позиции в этом вопросе, которая будет одинаково декларироваться всеми внутренними государственными институциональными структурами, а не поддерживаться парламентским большинством и критиковаться президентом. Только в этом случае Республика Молдова сможет заручиться поддержкой международных структур по демилитаризации Приднестровского региона.

Проведенный анализ молдавско-российских отношений позволяет сформулировать следующие рекомендации:

Необходимым видится пересмотреть проблемные области, касающиеся сближения позиций по основополагающим вопросам двустороннего сотрудничества. Следует обстоятельно походить к выстраиванию основ для политического доверия, которое является залогом успеха последующего сотрудничества. Следует избегать двойственности, политического оппортунизма и подстрекательства в политических отношениях между государствами. Это позволит вывести отношения на качественно новый уровень и явится прочным фундаментом обновленной платформы сотрудничества.
- Экономические инструменты не следует использовать в качестве противодействия проводимой политики, важно сосредоточиться на общих прагматичных экономических интересах. Новый формат торгово-экономического сотрудничества следует строить исходя из сложившейся данности – европейских устремлений Республики Молдова. Область двусторонней экономической кооперации между государствами остается достаточно широкой даже с учетом этого фактора, в ней есть место для развития новых направлений торгово-экономического сотрудничества.
- Недопустимым видится проведение культурных границ, использование языкового фактора и популистских тактик с целью продвижения определенных политических интересов в молдавско-российских отношениях. Это же относится к российским идеологическим и информационным ресурсам, направленным на пропаганду, дезинформацию и подпитку сохраняющихся социально-культурных стереотипов в Республике Молдова.
- Необходимо отойти от размежевания общества по геополитическому принципу, что ведет к усугублению этнической напряженности. Религиозная открытость населения Республики Молдова не должна использоваться в целях реализации политических интересов и продвижения отдельных политических схем по продвижению и распространению и без того сохраняющегося влияния Российской Федерации.
- Решение Приднестровской проблематики продолжает оставаться зависимым в большей степени от внешних акторов и требует выработки четкой позиции молдавских властей, которой они будут планомерно следовать.

Стеркул Наталья

Директор по программам, Департамент Восточных исследований: Украина и Россия Ассоциация Внешней
Политики Республики Молдова

, Украина и России , а также других соседних с Молдовой стран.


1. История

Развитие культуры Молдавии тесно связан с историей страны. На нее повлияло румынские корни, что эпохе II века нашей эры, период Римской колонизации Дакии . Вследствие этого большинство населения Молдовы, молдаване , имеют общую этническую принадлежность с румынами . Становления собственно молдавской культуры произошло в средние века с возникновением Молдавского княжества . Она формировалась в условиях контактов с восточнославянским и древнерусским населением, а также соседства и владычества Османской империи . Течение XIX века территория современной Молдавии была освобождена от османского и включена в Бессарабскую губернию , что наложило свой ​​отпечаток на культуру. После Октябрьской революции Бессарабия отошла к Румынии на 22 года, а на левом берегу Днестра была образована Молдавская АССР , вследствие чего время развитие культуры в них складывался по-разному. В годы существования МССР началось бурное развитие культуры, была создана киностудия "Молдова-фильм", развивалась наука и т. д. Развал СССР и обретения независимости привели к выходу на первый план национальных мотивов в современной культуре Молдовы.


1.1. Средние века

В течение многих столетий после ухода римлян в году нашей эры, население сегодняшней Молдовы не обладало собственной государственностью, находилось под влиянием Византийской империи и соседних славянских , а также венгерских народов, а позже и под длительным турецким игом.

Местное население начало идентифицировать себя под названием "Молдова" до четырнадцатого столетия, но продолжило поддерживать близкие культурные связи с другими Дунайских княжеств. Одним из древних источников, удостоверяющих появление этнонима "Молдаванин" , является пасторальная баллада "Миорица". Другим примером молдавской средневековой творчества является "легенда об основании Молдавского княжества". Были распространены дойны, Колинда, уретуры, сноавы, многие из которых сохранилось и до наших дней. Большинство населения средневековой Молдовы исповедовали православие , что обусловило культурные связи с другими православными народами, которые проживали на территории современной Украина . Византийско-южнославянская письменность повлияла на молдавско-славянские летописи, Польский же историография оказала влияние на официальное летописание, что осуществлялось под патронатом молдавских хозяев.

Церковь монастыря "Хинку"

Поскольку развитие культуры проходил в Молдавском княжестве в условиях феодального общества , можно выделить культуру господствующего класса, представленную письменными памятниками и народную культуру, нашедшая отражение в фольклоре и в обустройстве быта . Формирование идейной направленности средневековой культуры Молдовы проходило в два этапа. В первый, доосманський период (XIV - первая половина XVI в.) В культуре проявляется идеологическая необходимость создания крепкой централизованной и независимого государства. Период империи характеризуется развитием идеи борьбы за свержение турецкого ига и обретения независимости.

С средневековых молдавских летописцев известные Григоре Уреки, Мирон Костин и Николай Костин.

Первые книги (в виде религиозных текстов) появились в Молдове в середине XVII столетия при хозяине Василии Лупу с участием митрополита Варлаама и с помощью Москвы , Киев и Львова , откуда было завезено оборудование для книгопечатания и бумага.


1.2. XIX века

Начиная с девятнадцатого века, начинается офранцуження румынской литературы и искусства, обогатило культуру и приблизило ее к общеевропейской. Такой процесс проходил и в Запрутский Молдове , входившей в состав Румынии , однако в Бессарабии он происходил значительно медленнее.

После присоединения Бессарабии к России связь с Запрутский Молдовой, оставшейся под владычеством Османской не был полностью прерван. Например, это проявилось в художественной литературе. В XIX веке творили такие писатели, как Георге Асаки, Александру Донич, Константин Негруцци, Алику Руссо, Михай Когелничану, Василе Александри, Константин Стамати и многие другие. Молдавском языке были переведены произведения Державина, Жуковского , Лермонтова , Карамзина , Пушкина .

Во второй половине XIX века дебютируют Ион Крянгэ, Михай Эминеску, Богдан-Петричейку Хашдеу.


1.3. Бессарабия в составе Румынии

После присоединения к Румынии образование была реорганизована на основе румынской системы. С по год количество начальных школ выросла с 1564 до 2188, однако число средних школ напротив сократилось почти вдвое - с 76 в году до 39 в 1940 году. К середине -х годов наблюдался рост количества профессиональных школ, но их число сократилось с 55 в году до 43 в году. В по румынским переписи неграмотными оставались более 72% населения, среднее образование имели 86,3 тыс. человек (3,02%), выше - 10,8 тыс. (0,3%).


1.4. Молдавская АССР

Из негативных тенденций межвоенного периода следует отметить закрытие церквей, что сопровождалось уничтожением или потерей многих церковных документов. Была распространена критика буржуазного национализма, проводились преследования части писателей, ученых и деятелей культуры, объявленных буржуазными.


1.5. Молдавская ССР

Хотя Советская власть развивала образование, она также делала все, чтобы разорвать культурные связи региона с Румынией. Много этнически румынских интеллектуалов или эмигрировали, или были убиты , или сосланы во время или после Немецко-советской войны , безусловно привело к ухудшению культурной ситуации в Молдове. Чтобы восполнить потери, советская власть развивала городские, культурные и научные центры и учреждения, которые были впоследствии заполнены российскими и другими не-румынскими этническими группами.

Сразу после присоединения Бессарабии к СССР в июне года Советская власть взяла на себя ответственность за обеспечение общей бесплатного образования. Была создана сеть учреждений народного образования, печати, книгоиздания, культпросветработы, физкультуры и спорта. К года в Молдавской ССР работало 1896 школ, в 70% из которых обучение велось на молдавском языке. В 1940-41 гг более 100 тысяч школьников получили бесплатно одежду и обувь. Количество учителей выросла за год почти вдвое. Осенью 1940 года были созданы союзы писателей, композиторов, архитекторов и художников, образована государственная филармония, созданы три новых театра, оперную студию. В 1940 году было выдано 138 книг тиражом 1,5 млн, из которых 1,2 млн - на молдавском языке. Получалось 56 газет и 3 журнала.

Развитие культуры был прерван Немецко-советской войной , однако после окончания войны началось бурное развитие, в результате чего культура стала достоянием широких масс населения.

Именно во времена МССР началось становление кинематографа в Молдове. Была создана киностудия "Молдова-фильм", выпускавшей несколько полнометражных художественных фильмов в год, не считая документальных и мультипликационных фильмов.

В советский период развивалась и культура гагаузов , компактно проживающих в южных районах Молдовы. Была создана азбука на основе кириллицы , издавались словари, школьные учебники, книги: "Легенданин изи" (Следует легенд ), "Узун керван" (Длинный караван ), "Жанавар йортулары" (Святая волка ) и многие другие.


1.6. Музыка

В 1940 году в Кишиневе были открыты государственная консерватория, филармония, музыкально-драматический театр, средняя музыкальная школа. В состав филармонии вошли симфонический оркестр, хоровая капелла "Дойна", а также группа эстрадных артистов. Осенью того же года была проведена первая олимпиада художественной самодеятельности. В 1940 году был организован джазовый оркестр под руководством Шико Аранова в годы Немецко-советской войны выступал в воинских частях и госпиталях. На годы войны пришелся плодотворный период творчества молдавского композитора Штефана Нягы. В году он написал симфоническую сюиту "Молдавия", в 1943-44 гг - "Дойна" для колоратурного сопрано в сопровождении фортепиано и концерт для скрипки и симфонического оркестра, в - "Поэму о Днестре", посвященную борьбе молдавского народа против захватчиков. Ему же принадлежат хоровые произведения на стихи Емелиана Букова "Хора победы" и "Несем на знаменах победу". В жанре патриотической песни работали Д. Г. Гершфельд, С. Б. Шапиро и другие.

После войны возобновили свою деятельность музыкальные коллективы, началось бурное развитие музыки. Штефан Няга создает кантаты "Штефан Великий" (1945), "Бессарабке" (1947), "Юбилейная" (1949), ораторию "Песнь возрождения" (1951). Евгений Кока создает струнные квартеты, симфоническую поэму "Кодры" (1948), ораторию "Песнь о Котовском" (1950), композицию "Новая Дойна" для голоса с оркестром народных инструментов. Приобретают популярность такие композиторы, как Л. С. Гуров, С. М. Лобеля, В. Р. Загорский, В. Л. Поляков, Г. С. Няга, П. Б. Ривилис, Н. И. Маковый, Т. В. Кирияк.

В жанре инструментального концерта работают Д. Р. Гершфельд, Д. Р. Федов, А. Б. Муляр, С. М. Ткач, Е. Д. Дога. Молдавские композиторы советского периода создают многочисленные рапсодии, сюиты, баллады, обработки молдавских народных песен, музыку для детей, романсы. Большое внимание уделяется развитию хорового искусства.

Не обойдены стороной жанры оперы и балета. Популярность приобрела молдавский историко-легендарная опера "Грозован" () Давида Гершфельда на либретто В. А. Руссо. Опера Гершфельда "Аурелия" (1958) посвящена защитникам родины в Великой Отечественной войне. Опера А. Г. торчу "Сердце Доминики" () повествует о борьбе подпольщиков Бессарабии за воссоединение с Советским Союзом. Е. Л. Лазарев создает оперы "Клоп" (1963) по пьесе Владимира Маяковского , "Революцией призванный" (1970), "Дракон" (1976) по сказке Евгения Шварца, радиооперу "Голуби в косую линейку" (1976). Признание публики получают балеты "Рассвет" В. Г. Загорского (1959), "Сломанный меч" (1959), "Призраки" (1959), "Антоний и Клеопатра" (1965), "Арабески" (1970) Е. Л. Лазарева, "Радда" Д. Г. Гершфельда (1975), "Перекресток" В. Г. Загорского (1974).

В советский период большое внимание уделялось развитию музыкального образования. В году был создан государственный институт искусств имени Г. В. Музическу, работали три музыкальные училища, более 50 детских музыкальных школ, средней специальной музыкальной школы-интерната.

Большой популярностью пользовались академический ансамбль народного танца "Жок" , оркестр молдавских народных инструментов "Флуераш", ансамбль "Кодру", группы "норок", "Контемпоранул", "Оризонт", "Плай".


2. Современная Молдавия

2.1. Исторический очерк

Развал СССР и обретения независимости сопровождались объявлением румынского языка как единственного официального, переводом письменности на латинскую основу, введением курса "Истории румын" в школьную программу и другими подобными преобразованиями, частично послужили причиной приднестровского конфликта. В году был опубликован декрет президента, согласно которому в году предусматривалось проведение экзамена на знание государственного языка для госслужащих, причем экзаменаторам предоставлялось право решать вопрос об освобождении любого работника. Позже парламент Молдовы отложил языковую аттестацию. В году была принята новая конституция, согласно которой официальным языком страны объявлялась молдавский, а гражданам предоставлялось право выбирать язык обучения детей.


2.2. Строительство церквей

Конец XX - начало XXI века характеризуется массовым восстановлением храмов, соборов, церквей и монастырей: Каларашовський монастырь, Каприянський, Хинку , Кафедральный собор Кишинева и многие другие. Одновременно с приходом к власти были восстановлены и снесены ранее памятники Ленину в ряде населенных пунктов страны, реставрируется и мемориал воинам, павшим в Великой Отечественной войне.

Большой наиболее


2.3. Кинематограф

После распада СССР из-за недостатка средств деятельность киностудии "Молдова-фильм" резко сократилось. Новые фильмы после года практически не выпускаются. Если и выпускаются, то обычно это малометражные короткие фильмы.

2.4. Музыка

Молдавская музыка имеет глубокие национальные традиции. Для нее характерно использование таких народных музыкальных инструментов как наиболее, флуер и др.. В последние десятилетия получают развитие современные музыкальные направления. В стране и за ее пределами становятся известными музыкальные рок-коллективы "Zdob СИ Zdub" и "Гиндул Мицей", а также поп-певцы Аура, Рики Артезиан и др.. Клеопатра Стратан - дочь молдавского певца Павла Стратан, занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая молодая эстрадная певица. Начала выступать на сцене в году в возрасте трех лет. В последние годы Молдова активно участвует в конкурсе европейской песни - "Евровидении" . В году за Молдову выступала группа "Zdob СИ Zdub", в 2006 - Наталья Гордиенко и Арсениум.

История

Развитие культуры Молдовы тесно связано с историей. На неё повлияли романские корни, уходящие ко II веку нашей эры, к периоду римской колонизации Дакии. Вследствие чего большинство населения современной Молдавии, молдаване, будучи потомками переселенцев в этот регион из-за Прута (начиная с XIV в.), имеют общую этническую принадлежность с румынами.

Становление молдавской культуры произошло в Средние века с возникновением Молдавского княжества. Она формировалась в условиях контактов с восточнославянским (древнерусским) населением, а в дальнейшем в условиях владычества Османской империи.

В 1812 г. территория современной Молдовы была освобождена от османского господства и включена в Бессарабскую губернию Российской империи , что оказало большое влияние на развитие культуры региона.

После Октябрьской революции в 1918 г. Бессарабия отошла к Румынии на 22 года, а на левом берегу Днестра была образована Молдавская АССР, вследствие чего некоторое время развитие культуры в них складывалось по-разному.

В годы существования МССР началось бурное развитие культуры, была создана киностудия «Молдова- фильм» , развивалось образование и т. д. Распад СССР и обретение независимости привели к усилению национальной молдавской составляющей в современной культуре Молдавии.

Средние века

Местное население стало идентифицировать себя широко под названием «молдаване» к четырнадцатому столетию. Одним из старейших источников, удостоверяющих появление этнонима «молдаванин», является пасторальная баллада «Миорица» .

Другим примером молдавского средневекового творчества является легенда об основании Молдавского княжества. Были распространены дойны, колинды, урэтуры, сноавы, многие из которых сохранились и по сей день.

Большинство населения средневековой Молдавии исповедовало православие , что обусловило культурные связи другими православными народами, проживавшими на территории современной Румынии и Украины.

Византийско-южнославянская письменность повлияла на молдавско-славянские летописи, польская же историография оказало влияние на официальное летописание, осуществлявшееся под патронажем молдавских господарей.

Так как развитие культуры проходило в Молдавском княжестве в условиях феодального общества, можно выделить культуру господствующего класса, представленную письменными памятниками и народную культуру, нашедшую отражение в фольклоре и устройстве быта.

Формирование идейной направленности средневековой культуры Молдавии проходило в два этапа. В первый, доосманский период (XIV - первая половина XVI вв.) в культуре проявляется идеологическая необходимость создания крепкого централизованного и независимого государства.

Османский период характеризуется развитием идеи борьбы за свержение турецкого ига и обретение независимости.

Из средневековых молдавских летописцев известны Григоре Уреке, Ион Некулче, Мирон и Николай Костин.

Первые книги (в виде религиозных текстов) появились в Молдове в середине семнадцатого столетия при господаре Василе Лупу при участии митрополита Варлаама и с помощью Москвы, Киева и Львова, откуда были завезены оборудование для книгопечатания и бумага.

XIX век

После присоединения Бессарабии к России связь с запрутской Молдовой, оставшейся под османским владычеством, не была полностью прервана.

Особенно это проявилось в художественной литературе. В XIX веке творили такие писатели, как Георге Асаки, Александру Донич, Константин Негруцци, Алеку Руссо, Михай Когэлничану, Василе Александри, Константин Стамати и многие другие. На молдавский язык были переведены произведения Державина, Жуковского, Лермонтова, Карамзина, Пушкина.

Начиная с девятнадцатого столетия, начинается офранцуживание румынской литературы и искусства , что обогатило культуру и приблизило её к западноевропейской. Данный процесс проходил и в Запрутской Молдове, входившей в состав Румынии, однако в Бессарабии он шёл в гораздо меньшей степени.

В течение 1812-1917 гг, когда Бессарабия в состав Российской империи, молдавская культура почерпнула многое из русской культуры .

Если до 1812 года в Бессарабии не было широко распространено светское образование, то после 1812 года стала складываться государственная система образования: начали открываться начальные школы, уездные училища и гимназии во всех уездных городах. К 1858 году в Бессарабии действовало около 400 школ всех типов, где обучалось более 12 тысяч учеников.

Несмотря на широкую сеть учебных заведений, грамотность в крае оставалась довольно низкой. К 1897 году насчитывалось только 15,6 % грамотных (22 % мужчин и 8,83 % женщин).

В Бессарабии были разработаны и изданы «Русско-молдавский букварь» (1814), «Краткая Российская грамматика с переводом на молдавский язык» (1819).

Во второй половине XIX века дебютируют Ион Крянгэ, Михай Еминеску, Богдан-Петричейку Хашдеу.

Бессарабия в составе Румынии

После присоединения к Румынии образование было реорганизовано на основе румынской системы. С 1920 по 1940 год количество начальных школ выросло с 1564 до 2188, однако число средних школ напротив сократилось почти вдвое - с 76 в 1917 году до 39 в 1940 году.

До середины 1930-х годов наблюдался рост профессиональных школ, но их число сократилось с 55 в 1932 году до 43 в 1940 году. В 1930 согласно румынской переписи неграмотными оставались более 72 % населения, среднее образование имели 86,3 тыс. человек (3,02 %), высшее - 10,8 тыс. (0,3 %)

Молдавская АССР

На развитие культуры в левобережных регионах Молдовы , где была образована Молдавская АССР влияние оказывала как борьба между направлениями румынизаторов и самобытников, так и классовая идеология. Значительных успехов достигло народное образование. Грамотность увеличилась с менее чем 20 % до революции до 36,9 % к 1926 году.

В 1930 году было введено обязательное начальное образование, а с середины 1930-х годов обязательное семилетнее образование. Была основана система профессионального образования , заложены основы науки, основывались высшие учебные заведения.

Были открыты Тираспольский институт народного образования (1930), Тираспольский плодоовощной институт (1932), Балтский учительский институт (1939). Из отрицательных тенденций межвоенного периода следует отметить суровые репрессии (преследования части писателей, учёных и других деятелей культуры, объявленных буржуазными), закрытие церквей.

Молдавская ССР

Сразу после присоединения Бессарабии к СССР в июне 1940 года Советская власть взяла на себя ответственность за обеспечение всеобщего бесплатного образования.

Была создана сеть учреждений народного образования, печати, книгоиздания, культпросветработы, физкультуры и спорта. К 1941 году в Молдавской ССР работало 1896 школ, в 70 % из которых обучение велось на молдавском языке.

В 1940-41 гг. более 100 тысяч школьников получили бесплатно одежду и обувь. Количество учителей возросло за год почти вдвое.

Осенью 1940 года были созданы союзы писателей, композиторов, архитекторов и художников, образована государственная филармония, созданы три новых театра, оперная студия. В 1940 году было издано 138 книг тиражом 1,5 млн, из которых 1,2 млн - на молдавском языке. Выходило 56 газет и 3 журнала.

Развитие культуры было прервано Великой Отечественной войной , однако после окончания войны началось бурное развитие, в результате чего культура стала достоянием широких масс населения.

Между тем советская власть не была заинтересована в сохранении тесных культурных связей региона с Румынией. Представители местной румынской интеллигенции , а также той части, что прибыла из районов старого королевства после 1918 г. вынуждены были эмигрировать. Оставшиеся высланы или даже были уничтожены, что безусловно не могло не отразиться на культурной ситуации в Молдавии.

Для развития сферы культуры , образования и науки советская власть на первом этапе активно привлекала квалифицированных специалистов из других частей СССР.

В дальнейшем с помощью подготовки кадров в крупных советских научных и образовательных центрах была создана национальная молдавская интеллигенция.

Во времена МССР началось становление кинематографа в Молдовы . Была создана киностудия «Молдова-фильм», выпускавшая несколько полнометражных художественных фильмов в год, не считая документальных и мультипликационных фильмов.

В советский период развивалась и культура гагаузов, компактно проживающих в южных районах Молдавии.

Был создан алфавит на основе кириллицы , издавались словари, школьные учебники, книги: «Легенданын изи» (След легенд, 1974), «Узун керван» (Длинный караван, 1985), «Жанавар йортулары» (Праздники волка, 1990) и многие другие.






Краткая информация

Небольшую Молдову часто просто не замечают на карте Европы. Почему-то считается, что Молдова – это своего рода «Румыния в миниатюре». Отчасти, это, конечно, верно. Но, тем не менее, Молдова – самостоятельное уникальное государство, которое понравится любому путешественнику. В Молдове есть средневековые монастыри, церкви, крепости, и другие интересные достопримечательности. Кроме того, в этой стране есть несколько бальнеологических курортов и, конечно же, много вина.

География Молдовы

Молдова находится в Восточной Европе. На западе она граничит с Румынией, а на севере, юге и востоке – с Украиной. Общая площадь Молдовы составляет 33 846 кв. км., а общая протяженность границы – 1 389 км.

Около 13% территории Молдовы занимают леса, самая высокая точка страны – гора Баланешты, чья высота достигает 430 метров.

Столица

Столицей Молдовы является город Кишинев, население которого сейчас насчитывает более 730 тыс. человек. Поселение людей на территории современного Кишинева появилось в первой половине XV века.

Официальный язык

В Молдавии официальный язык – молдавский, относящийся к романской языковой семье.

Религия

Подавляющее большинство населения Молдовы (более 93%) исповедует православное христианство. Однако, в стране есть также незначительное количество протестантов (более 1,9%).

Государственное устройство Молдовы

Согласно Конституции 1994 года, Молдова – это парламентская республика, главой котярой является Президент, избираемым депутатами местного Парламента. Молдавский Парламент состоит из 101 депутатов.

Депутаты молдавского Парламента избираются прямым всеобщим голосованием на 4 года.

Климат и погода

Климат в Молдове умеренно-континентальный с мягкой и сухой зимой и теплым летом. Средняя температура воздуха в январе от -4C, а летом +20C. Что касается осадков, то на севере Молдовы их в среднем за год выпадает 600 мм, а на юге – 400 мм.

Реки и озера

В Молдове есть несколько больших рек. Это, прежде всего, Днестр, Прут, и Реут. Кроме того, Молдова имеет 600 метров береговой линии Дуная.

Что же касается озер в Молдове, то их в этой стране насчитывается почти 60. Самые большие из них – Белеу, Драчеле, Манта, и Ротунда.

История Молдовы

Первые люди на территории современной Молдовы появились примерно 6 500 лет назад. В период энеолита в Молдове жили племена трипольской и гумельницкой культур. Затем на территории современной Молдовы жили киммерийцы, фракийцы, и даже скифы.

В начале VI века в Молдове появились славяне, а в X веке – половцы. Затем значительная часть Молдовы вошла в состав монголо-татарской Золотой Орды.

Только в 1359 году было образовано Молдавское княжество, которое находилось в зависимости от Польши. В 1456 году Молдавское княжество стало вассалом Османской империи.

В XVIII веке Молдавия попадает в сферу интересов Российской империи. В результате длительных войн с Османской империей, после Кючук-Кайнарджийского мира, Молдавское княжество фактически вошло в состав Российской империи.

В соответствии с Бухарестским мирным договором 1812 года Молдавия официально вошла в состав России, имея при этом большую автономию. В 1871 году Молдавия была преобразована в Бессарабскую губернию в составе России.

В январе 1918 года Бессарабия провозгласила свою независимость от России. В результате бурных событий первой половины XX века часть Молдовы (Бессарабия) была присоединена к Румынии, а на остальной территории страны образовали Молдавскую Автономную Советскую Социалистическую Республику, в составе СССР.

В 1940 году Румыния, под давлением СССР, была вынуждены согласиться с присоединением Бессарабии к Молдавской ССР.

В 1970-80-х годах Молдавская ССР получала значительные средства из бюджета СССР на развитие промышленности, науки и для строительства жилья. В это время уровень жизни в Молдове был одним из самых высоких во всем СССР.

В августе 1991 года Молдова объявила о своей независимости. После этого в Тирасполе создали Приднестровскую Молдавскую Республику, которую относят сейчас к т.н. «непризнанным» республикам.

Культура

Молдова расположена на пересечении славянской и латинской (католической) культур. Благодаря этому молдавская культура является очень самобытной и неповторимой.

Самые популярные праздники в Молдове – Новый год, Рождество, День независимости, День национального языка, «Мэрцишор» (встреча весны), Пасха, Троица, и Национальный день вина.

Праздник «Мэрцишор» отмечается в Молдове каждый год 1 марта. В этот день молдаване дарят друг другу цепочки, украшенные цветами – Мэрцишоры. Это означает, что Весна побеждает Зиму.

Кухня Молдовы

Молдавская кухня очень похожа на кухню Румынии. При этом, на молдавскую кухню заметное влияние также оказали русские, украинские, и турецкие кулинарные традиции. Основные продукты молдавской кухни – мясо (говядина, свинина), картофель, капуста.

Туристам в Молдове мы обязательно рекомендуем попробовать суп «Зама», чорбу из баранины, борщ с кукурузными зернами, шницель по-молдавски, мамалыгу (каша из кукурузы), «оливанку» (блюдо из кукурузы, овечьей брынзы, свинины и муки), плацинду с самыми разными начинками (выпечка), сарали с творогом (напоминают пирожки), и многое другое.

Молдавия знаменита своими винами. Вообще в Молдавии существует своего рода культ вина. Каждый год во второе воскресенье октября в Молдове празднуют «День вина». Кроме того, молдаване изготавливают несколько хороших марок коньяка.

Достопримечательности Молдовы

Многовековая история Молдовы нашла свое отражение в большом количестве самых разных достопримечательностей. В десятку лучших молдавских достопримечательностей, на наш взгляд, входят следующие:

  1. Ново-Нямецкий монастырь
  2. Триумфальная арка в Кишиневе
  3. Винные подвалы в Милештий Мичь
  4. Крепость Сорока
  5. Памятник Стефану Великому в Кишиневе
  6. Монастырь Кэприяна
  7. Мемориальный комплекс «Шерпенский Плацдарм»
  8. Монастырь Хынку
  9. Монастырь Ципова
  10. Кэушенская церковь.

Города и курорты

Самые большие города в Молдове – Рыбница, Бельцы, и, конечно же, Кишинев.

В Молдове есть много термальных и минеральных источников. Возле некоторых из них построены бальнеологические курорты. Так, минеральные источники молдавского города Кагул были известны еще во времена СССР.

Сувениры/покупки

Часы работы учреждений