Новый образовательные технологии по музыкальной деятельности. Информационные технологии в музыке. Аналоговый синтез и спектры

Людмила Метелёва
Краткосрочный творческий проект для старшей группы «Радужные дни»

вид проекта : творческий

актуальность :в нашей группе очень активные ребята, зачастую им трудно справляться с эмоциями. Группа вновь сформирована .

Участники :группа детей , родители, педагоги.

Цель :развитие детской эмпатии, творческих способностей , воображения, наблюдательности, развитие связной речи и сплочение детского коллектива. Развитие интереса семьи к совместному творчеству .

Задачи :изучать и активно применять нетрадиционные техники в изобразительной деятельности. Учить ребенка ставить цель, подбирать соответствующие материалы. Развивать чувство вкуса. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, воодушевлять их на совместное творчество с детьми .

формы реализации :

в продукивной совместной деятельности (воспитатель,ребёнок, родитель)

дополнительное использование нетрадиционных техник рисования (монотипия, кляксография, печать по трафарету, рисование ладошкой)

выставки детского и совместного с родителями и педагогами творчества .

Основные средства :вовлечение семьи в совместную работу над проектом для создания радостной атмосферы при сотворчестве . Подготовка материалав по изобразительной деятельности.

Алгоритм проведения :

Каждый день недели соответствует определённому цвету радуги . Первый день- вводный, и один, последний заключительный. Проект длиться две недели .

Этапы реализации проекта :

1 этап : Организационно- подготовительный (выбор темы, изучение методической литературы. подготовка материалов и оборудования)

2 этап : Планирование реализации проекта (определение задач воспитательно- образовательной работы, составление алгоритмических действий ребёнка исходя из плана работы, планирование совместной деятельности ребёнка со взрослыми.

3 этап :реализация проекта .

В первый день вспомнили все цвета радуги , поговорили для чего они нужны в нашем мире. Познакомили детей с приключениями Девочки, которая отправилась в разноцветную страну. Затем начались "разноцветные дни". Дети приходили с воздушным шариком, в одежде соответствующего цвета, приносили фрукты и овощи подобранные родителями по цвету дня,рассматривали картинки подобранные по цвету или нарисованные дома с родителями, рассказывали сказки про цвет сочиненные дома. Рисовали рисунок определенного цвета, используя нетрадиционные техники рисования, дома закрепляли их с родителями. Делали отпечаток ладонью на коллективной картине "Радужные дни ".

Результат проекта :

возросла детская эмпатия, дети стали дружнее. На протяжении всего проекта у детей и родителей сохранялся интерес и хорошее настроение. Проект дал толчок для развития детского творчества . Отчет в форме презентации был дан на педсовете и родительском собрании. Выставка творческих работ украсила нашу раздевальную комнату.

Литература : Нищева Н. В. "Разноцветные сказки : "Детство-пресс"СПб-2004

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Д.Д.Яфарова с.Татарский Канадей

ПРОЕКТ

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Старшая группа

Воспитатель: Санжапова Г.Р.

2014 – 2015 уч. г.

Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Срок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).

Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Цель : формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи:

Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

Расширить кругозор детей о зимующих птицах.

Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Перспективное планирование проекта.

Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический).

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

III этап – заключительный.

Оформление результата проекта в виде презентации.

Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц» .

Проведение акции «Птичья столовая»

Родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:

Совместно с ребенком сделать кормушку.

Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.

2. Заучивать стихотворения о зимующих птицах.

3. Отгадывать загадки про зимующих птиц.

4. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в дошкольную группу.

5. Рассматривая с детьми книги, поставила цель, что всю неделю будем говорить о зимующих птицах. С помощью детей составили план реализации проекта. Дети запланировали узнать о птицах из фильмов, энциклопедий, презентаций и т.д.

Содержание работы в процессе реализации проекта.

I. Игровая деятельность:

Дидактические игры.

Сюжетно-ролевые игры.

Театрализация.

Подвижные игры.

Упражнения на дыхание.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

II. Познавательная деятельность:

Формирование целостной картины

III. Беседы.

IV. Решение проблемной ситуации .

V. Наблюдение за птицами зимой.

VI. Труд. VII. Коммункация.

VIII.Творческое рассказывание.

IX. Художественное творчество:

Рисование.

Лепка из пластилина.

Аппликация.

X. Музыка.

XI. Работа с родителями.

Ожидаемый результат.

Расширение кругозора детей о зимующих птицах.

Улучшение предметно-развивающей среды.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.


« Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».

Э.Н. Голованова


Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями. Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический)

Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

Домашние задание родителям Рекомендации на совместные прогулки. Совместно с ребенком сделать кормушку. Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка. Заучивание стихотворений о зимующих птиц. Отгадывание загадок про зимующих птиц. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

Игровая деятельность Дидактические игры:

«Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», « Узнай по голосу», «Что едят птицы». Н/и «Домино» (птицы), «Разрезные картинки», Лото. Лабиринт Зимующие птицы. Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор». Театрализация: «Где обедал воробей».

Лото. Лабиринт Зимующие птицы.

«Разрезные картинки»

Подвижные игры

«Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Совушка».

Познавательная деятельность:

Формирование целостной картины мира.

Тема: «Зимующие птицы»

Цели: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

ФЭМП Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»

Беседы:

«Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».

Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».

Наблюдение за птицами зимой:

Наблюдение за синицей, наблюдение за зимующими птицами, наблюдение за вороной, наблюдение за голубями.

Труд:

изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц.

Коммуникация :

Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма, Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона». Сухомлинского «О чём плачет синичка», просмотр мультфильма «Высокая горка», просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки". Творческое рассказывание «Как я спас птичку». Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Художественное творчество :

Рисование «Снегири».

Цель: развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – ладошками.

Лепка из пластилина «Учимся лепить птиц»:

Цель: учить лепить птиц из целого куска.

Аппликация «Синичка».

Цель: учить передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания. Музыка: Аудиозапись «Голоса птиц». Музыкально - дидактическая игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой

Работа с родителями:

Консультации для родителей:

«Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?

III этап - заключительный

Оформление результата проекта в виде презентации. Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц». Проведение акции с родителями «Птичья столовая»

Результаты реализации проекта.

Расширен кругозор детей о зимующих птицах. Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.


В последнее время появился значительный интерес общества к электронной музыке и, в частности, к музыкально-компьютерным технологиям. Это обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, компьютерные технологии проникают во все сферы деятельности, привнося новые возможности самореализации.

Во-вторых, многогранность, фантастическая безграничность в совершенствовании, глобальная применимость электронной музыки поднимают обучение на новый уровень, стимулируют стремительное развитие интеллекта, делают занятия музыкой востребованными в широких кругах любителей искусства и творчества.

В-третьих, совместимость электронной музыки с традиционными музыкальными технологиями создает условия для преемственности музыкальных эпох и стилей, их взаимопроникновения и синтеза, способствуя, таким образом, развитию творческого потенциала учащихся и укрепляя интерес к музыкальной культуре в целом.

Всякий, кому небезразлично, что будет происходить в нашей стране с музыкальным образованием в ближайшие десятилетия, согласится, что одно из направлений, по которому уже сегодня идет современное музыкальное не только теоретическое, а уже и исполнительское образование - это компьютерное обучение и компьютерные коммуникации. В последние годы компьютерные и коммуникационные технологии все больше затрагивают сферу культуры и особенно музыки.

Прошло лишь около десятилетия с тех пор, как компьютер появился в нашей жизни, и сегодня уже невозможно представить, как можно без него решать многие профессиональные и бытовые проблемы. Цифровые технологии коснулись и сферы музыкальной деятельности, как профессиональной, так и любительской, и происходящие в ней преобразования поражают своей масштабностью и радикальностью.

Профессиональному композитору сегодня не нужен ни симфонический оркестр, ни исполнители-солисты, чтобы озвучить свою музыку - будь-то экспериментальное произведение или произведение песенно-танцевального жанра, сопровождение к спектаклю, кинофильму, теле и радиопередаче или компьютерной игре. Музыкант любого, в том числе начального уровня подготовки сегодня может создавать развернутые, многообразные по характеру звучания электронные композиции, и распространение такой деятельности среди подростков и молодежи по своей массовости не имеет исторических прецедентов.

Цифровой инструментарий завоевывает все более уверенные позиции и в музыкальном образовании. В детских музыкальных школах, школах искусств и других учреждениях дополнительного образования открываются классы и отделения электронного музицирования; к данной деятельности все чаще прибегают и на уроке в общеобразовательной школе; в разных городах России проводятся фестивали музыки для электронных музыкальных инструментов. При этом у многих педагогов цифровые инструменты вызывают противоречивые чувства. Возникающие вопросы схожи. Каково предназначение синтезатора и компьютера на музыкальных занятиях - они призваны облегчить процесс усвоения необходимых знаний, умений и навыков в традиционных сферах музыкальной деятельности или нужны для электронного музыкального творчества? Использовать в музыкальной деятельности компьютеризированные инструменты - не означает ли это заведомо ограничивать ее рамками электронной музыки экспериментального, по сути элитарного направления? Рамками поп или рок-музыки, в большинстве случаев построенных на примитивных штампах? Ведь подобные жанровые или стилистические ограничения неизбежно приведут к снижению уровня музыкальной культуры учащихся.

Активные процессы модернизации образования молодежи проходят в учебных заведениях многих регионов России. В ближайшем будущем электронные музыкальные инструменты и музицирование займут прочное место не только в массовом - начальном музыкальном образовании, но и в современном профессиональном образовании, в частности, его среднего звена.

Музыкально-компьютерные технологии в последние годы стали очень привлекательными для огромного числа любителей музыки, у которых, к сожалению, нет достаточного образования, чтобы профессионально заниматься музыкальным творчеством, но есть желание сочинять, экспериментировать со звуками, отдавать все свободное время музицированию. Это поистине благородные устремления. Среди таких любителей немало людей с техническими профессиями: инженеров, специалистов в области информатики, акустики, звукозаписи, компьютерных технологий. Ряд современных компьютерных программ создания и аранжировки музыки, действительно, рассчитан на то, что их пользователи не владеют профессиональным музыкальным образованием. Большей частью эти программы ориентированы на современные песенно-танцевальные жанры в европейских и латиноамериканских массовых культурах.

Конечно, когда композиция рождается из набора заготовок-семплов или из ритмофактурных элементов тех или иных жанровых шаблонов, такой вид "творчества" может быть лишь неким промежуточным этапом на пути к постижению основ настоящего искусства. Но и здесь творческая натура способна преодолеть штампы, извлечь для себя-либо интуитивно, либо осмысленно-определенные законы, правила композиторских технологий, чтобы в результате любитель музыки мог нащупать свои приемы творчества.

Значительно большой простор для композиторской фантазии дает работа в секвенсорных программах типа: Cakewalk, Cubase, Ableton Live, FL. Studio. Поздние версии этих программных продуктов, рассчитанные на мощные быстродействующие компьютеры, интегрируют в себе различные функции секвенсорных MIDI-редакторов, многодорожечных цифровых аудио студий, виртуальных синтезаторов.

Для музыкантов эти программы трудны множественностью и "навороченностью" своих опций; от любителей музыки, напротив, они требуют безусловного профессионального музыкального образования.

Очевидно, что на повестку дня поставлена проблема движения навстречу друг другу двух векторов образовательных технологий в музыке: научить музыкантов всем премудростям компьютерного программирования современного звукового "полотна", а специалистам в сфере информационно-компьютерных технологий, звукового дизайна обучить грамотному пониманию законов музыкального творчества. Отдельного серьезного обсуждения заслуживают вопросы преподавания музыки в общеобразовательных школах. Известно, с каким жадным любопытством тянутся подростки (особенно - мальчики) к техническим новинкам, в какой восторг их приводит вид радиоаппаратуры на эстраде (микрофоны, операторские пульты и звуковые колонки), заводные ритмы громкой танцевальной музыка, с одной стороны. Но, с другой, как нелегко втолковать им в этом возрасте понимание шедевров вечной классики и уважение к истинно великим музыкантам.

Возможно, наличие музыкального компьютера в классе общеобразовательной школы, инициативный учитель пения, владеющий такими компьютером так же свободно как клавиатурой фортепиано. Умеющий увлечь свой класс разнообразными формами работы с музыкальным репертуаром благодаря компьютерным технологиям, - все это преобразит уроки музыки.

Для внедрения компьютерных технологий в процесс музыкального образования учителю музыки необходимы следующие технические средства: мультимедийный проектор или интерактивная доска, а к ним всевозможные музыкальные программы, компьютер, синтезатор. Синтезатор-инструмент с безграничными электронными возможностями. По мнению П.Л. Живакина, у него большое будущее. Он справедливо отмечает: "В последние годы компьютерные и коммуникативные технологии все больше затрагивают сферу культуры и особенно музыки. В свое время фортепиано произвело революцию в музыкальном образовании. Наступит день, когда схожую роль сыграет и синтезатор".

К примеру, необходимым видом музыкальной деятельности на традиционных уроках музыки было и остается слушание, которое предполагает знакомство с произведениями композиторов различных эпох и народов. Педагог, выбрав музыкальное произведение, может использовать метод сравнения, который заключается в исполнении произведения на фортепиано, затем на синтезаторе и прослушивании этого же произведения в электронной версии аранжировщиков. Учащиеся, восприняв одно и то же произведение в разном исполнении, могут сделать сравнительный анализ, выделить положительные стороны и преимущества каждого инструмента.

Немаловажным видом деятельности на уроках музыки является хоровое пение. При этом мы предполагаем использование аккомпанемента синтезатора или программы "Караоке". Записав "минусовку" песни, педагог сможет направить все внимание на работу с детским хором. Караоке сможет прекрасно влиться и во внеклассную работу. Такие аранжировки будут прекрасным фоном музыкально-ритмических игр и т.д. Сам учитель может придумать массу приемов и методов применения караоке в своей работе по музыкальному воспитанию детей.

Появление обучающих компьютерных программ, игра, игровых вопросов и ответов, мультимедийных кроссвордов позволяет изучать нотную грамоту и получать элементарные знания о музыке.

В музыкальных классах, где проводятся уроки музыки, существует необходимость в установлении мультимедийного проектора либо интерактивной доски. Данные технологии позволят обогатить музыкальный процесс уроков яркими и интересными событиями по музыкальному искусству, и демонстрируемый материал будет усваиваться учащимися глубже.

Наконец, в профессиональном музыкальном образовании, если иметь в виду сложность приобщения талантливого музыканта к премудростям современных компьютерных технологий, то, вероятно, следует начинать его (это приобщение) на более ранней стадии, еще в музыкальной школе или колледже. Но здесь педагогу важно проявить чувство меры, чтобы техническое начало не подавило в юном музыканте художника-творца с тонким и хорошо воспитанным музыкальным слухом.

Музыкальный компьютер открывает широчайшие возможности в творческом освоении пространства музыки, как на уровне профессионального искусства, так и любительского творчества.

Музыкальные компьютерные технологии создали эволюционно новый период технического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки (в том числе - по Интернету).

Одной из главных тенденций в сфере музыкальной педагогики 21 века является ознакомление учащихся с информационно-компьютерными технологиями. Их освоение необходимо:

Во-первых, для профессиональной подготовки композиторов и исполнителей;

Во-вторых, для применения в качестве источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.).

Методы, открытые в электроакустической музыке, формируют новую композиторскую технику. Современные профессиональные требования к композитору предполагают его знания в области акустики, электроакустики, звукозаписи. Для будущих композиторов важно изучение программного обеспечения, методов звукового синтеза, языка звукового программирования. Необходимо его ознакомление с методами управления отдельными параметрами звуков, моделированием резонанса, сознанием фактурных пластов. Компьютерные технологии дают также возможность композитору проводить техническую работу: осуществлять звуковой коллаж, "сводить" разные фрагменты, редактировать записанный материал.

В консерваториях уже накоплен определенный опыт в преподавании студентам специальности "композиция" учебных дисциплин соответствующей направленности. В ряде вузов (Москва, Санкт-Петербург) электронные технологии применительно к музыкальному творчеству изучаются факультативно, а как предмет учебного плана - в Уральской консерватории (курс "Электронная и компьютерная музыка"). Практическая работа студентов, а так же композиторов Екатеринбурга (Т. Комарова, В. Галактионов, О. Пайбердин и др.), осуществляется в студии электроакустической музыки. Здесь на основе компьютерных систем разрабатываются звуковые "словари", создаются музыкальные композиции с привлечением световых и цветочных спецэффектов, кино-видеоряда, актерской пантомимы. (Т. Комарова. "Осенние отражения" для голоса и электронных инструментов; "Reflections", "Sensations" для синтезаторов и компьютера. О. Пайбердин. "Цивилизация" для синтезатора и компьютера).

Компьютерные программы применимы в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста.

Компьютер также дает возможность разучивать пьесы с "оркестром", выполнять функции "тренажера" по дирижированию (с использованием телеаппаратуры), проводить музыкально-слуховой анализ мелодий в курсе истории музыки. Для многих дисциплин компьютер является незаменимым источником библиографических и энциклопедических сведений. Наконец, компьютер широко используется как средство нотного набора текста музыкального произведения.

Использование компьютерных технологий ориентировано на индивидуальный характер работы, что в целом отвечает особенностям занятий музыкой. Персональный компьютер дает возможность регулировать индивидуальный режим работы музыканта в соответствии с его темпоритмом, а также с объёмом выполняемой работы. И, несмотря на то, что не все методические проблемы еще решены, различные методические пособия издаются в разной системе нотной записи и далеко не во всех учебных заведениях страны ведутся занятия по синтезатору и музыкальному компьютеру, электронные музыкальные инструменты в учебном процессе доказывают свое право на самостоятельность.

Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я.А. Каменский и В.А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. И произошло это не потому, что изменилась природа самого ребенка – принципиально изменилась сама жизнь.

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.

Образование может быть продуктивным только тогда, когда в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей. А для этого и педагог должен быть современным. Опираясь на особенности современных детей, педагог должен уметь разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, создавать такие условия, в которых ребенок будет проявлять познавательную инициативу, развивать свои воображение и творческие способности, удовлетворит свою потребность к самореализации.

Помочь педагогу в решении этих задач может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Использование информационно-коммуникационных технологий, разработка собственных мультимедийных проектов, учебно-методических, игровых пособий и внедрение их в практическую деятельность позволяет педагогу повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, сделать процесс обучения интересным, а развитие ребенка эффективным, открывает новые возможности образования не только для ребенка, но и для самого педагога.

В практике работы музыканта-педагога применение информационно-коммуникационных технологий раскрывает огромные возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой и увлекательной. Занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

В качестве основной цели использования информационно-коммуникационных технологий на музыкальных занятиях можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся.

Применение информационно-коммуникационных технологий в музыкальном образовании и воспитании детей решает и ряд важных задач:

  • повышение мотивации учащихся к обучению;
  • развитие интереса учащихся к самостоятельной творческой деятельности; активизация творческого потенциала учащихся;
  • повышение интереса учащихся к музыкальной культуре;
  • обогащение методических возможностей организации совместной деятельности педагога и учащихся, придание ей современного уровня.

Использование в процессе музыкального образования и воспитания информационно-коммуникационных технологий стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти учащихся; позволяет сделать учебный материал более доступным для восприятия; расширить понятийный ряд пройденных музыкальных тем; способствует улучшению усвоения учебного материала. Применение информационных коммуникационных технологии в музыкальном обучении помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии можно включать во все виды музыкальной деятельности учащихся. Существует множество форм современных дидактических материалов, которые может создать педагог – музыкант с помощью информационно-коммуникационных технологий. Эти дидактические материалы способствуют оптимизации образовательного процесса, делают занятия насыщенными, интересными и познавательными. Итак, рассмотрим эти формы дидактических материалов подробнее.

Мультимедийная презентация

Презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Презентации незаменимы при знакомстве учащихся с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

В конце презентации возможны тестовые или творческие задания, которые выполняются как письменно, так и устно. В случае устного выполнения заданий возможны дискуссии, обсуждения, сопоставление различных точек зрения, что приведёт к главному выводу по теме, то есть к осознанию детьми художественно-педагогической идеи урока.

  • Демонстрация видеофрагментов опер, балетов, мюзиклов, документальных фильмов и др.
  • Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем педагогу необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися. То есть видеоинформация должна сопровождаться рядом вопросов развивающего характера, вызывающих ребят на диалог, комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей.
  • Виртуальные экскурсии по музеям музыкальных инструментов, по музеям-квартирам композиторов.
  • Для развития музыкальных способностей учащихся педагог может применять специальные мультимедийные музыкально-дидактические игры. Они в доступной, привлекательной форме способствуют развитию ладового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма.
  • При освоении теоретических сведений уместно использование мультимедийных проектов, учебно-методических пособий, демонстрационных материалов, созданных с помощью информационно-коммуникационных технологий, например плакат-иллюстрация, плакат-схема. Переведенные в цифровой формат, они, бесспорно, будут удобны для частого применения. Их можно демонстрировать по ходу объяснения материала; можно распечатать и раздать учащимся в качестве раздаточного наглядного материала.
  • Такой вид музыкальной деятельности как пение тоже предполагает использование информационно-коммуникационных технологий. Так, условием выразительного пения является понимание учащимися музыкального образа песни, понимание смысла ее текста. Помощь в решении этой задачи может оказать создание картотеки электронных иллюстраций и презентаций к различным песням. Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, дикцией и другими элементами вокально-хоровой звучности можно использовать видеоролики с участием детей: записывается на видеокамеру исполнение детьми песни, затем совместно с учащимися эта запись просматривается и обсуждается.
  • При обучении ребенка игре на музыкальном инструменте можно использовать презентации-концерты, для знакомства с музыкальным инструментом и спецификой его звучания.
  • Возможно также использование интернет-ресурсов для выполнения учащимися домашних заданий, разработку и применение новых тестовых заданий с учётом технологий личностно-ориентированного обучения, а также выполнение учащимися творческих заданий с использованием информационно-коммуникационных технологий.

В заключение хотелось бы отметить важность и нужность использования педагогом-музыкантом информационных технологий. Это способствует повышению интереса учащихся к обучению, повышению эффективности обучения, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей.

Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять.

Использование информационно-коммуникационных технологий – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному образованию.

Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов обучения.

Список использованной литературы

  1. Белобородова В. Методика музыкального образования. - М.: Академия, 2010.
  2. Дмитриева А., Черноиваненко Н. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Академия, 2011.
  3. Захарова И. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для высш. учеб. Заведений. - М.: “Академия”, 2008.
  4. Кларин М. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Просвещение, 2009.
  5. Селевко П. Современные преподавательные технологии. – М.: Просвещение, 2010.
  6. Штепа В. Компьютерные обучающие программы на уроках музыки. – М.: Просвещение, 2011.

Интернет-ресурсы