Кружок декоративное рисование в средней группе. Тамара Комарова - Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. Использование других видов изобразительной деятельности и нетрадиционных техник

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации досуга ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность.
Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);
развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);
воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие).

Цель: создание условий для развития познавательных способностей детей через игру.

Задачи:

Образовательные (учебные):

  1. Побуждать к познавательно-исследовательской деятельности, благодаря погружению в различные игровые ситуации, опираясь на предыдущий опыт.
  2. Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно или коллективно.
  3. Закреплять навыки прямого счета в пределах 5.
  4. Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), и составлять по схемам строения из геометрических фигур;
  5. Упражнять в умении классифицировать предметы по группам.

Развивающие:

  1. Создать условия для развития внимания, памяти, воображения, двигательной активности.
  2. Развивать социально-коммуникативные качества путем коллективного решения общих задач.
  3. Поощрять и стимулировать проявление речевой активности каждого ребенка.
  4. Формировать навыки самоконтроля.
  5. Способствовать развитию творческих способностей детей.

Воспитательные:

  1. Создание положительного эмоционального настроя.
  2. Воспитывать интерес к математическим знаниям.
  3. Воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу.

Интеграция образовательных областей:

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная.

Методические приемы:

  • Мотивационно-побудительный этап: Игровая мотивация (проблемная ситуация)
  • Организационно-поисковый этап: Познавательная и практическая мотивация. Наглядный метод (показ образца, демонстрация). Практический (работа с карточками, работа с раздаточным материалом, работа со схемой, игровые упражнения). Словесный (напоминание, пояснение заданий, вопросы, хоровые ответы, индивидуальные ответы)
  • Рефлексивно-корригирующий этап: Поощрение, анализ заданий, получение сюрприза.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые (квест-технология).

Использовалось оборудование:

  1. Карта-схема направления движения;
  2. Опознавательные знаки (береза, ель, цветочная поляна, ключ);
  3. Наборы геометрических фигур;
  4. Телеэкран – фрагмент мультфильма: «Смешарики»;
  5. Карточки с ключами;
  6. Набор материалов для изготовления цветов;
  7. Предметы для классификации;
  8. Музыкальное сопровождение.

Ход игры

Дети заходят в зал.

Воспитатель: Все разрушено, разбросано, поломано. Что же тут произошло?

Воспитатель обращает внимание детей на экран, затем опять на себя.

Воспитатель: Вы слышите чей-то тоненький голосок (находит в развалинах гномика). Чем ты так расстроен, гномик?

Гномик: На этом месте был мой дом, но ураган его разрушил, а еще разбросал вещи, сломал мою любимую клумбу с цветами. Теперь у меня нет дома, и я не смогу приглашать к себе гостей. Я остался совсем один на улице.

Воспитатель: Ребята, что же можем сделать?

Дети: Помочь гномику построить дом.

Воспитатель: А как мы его построим, если не знаем, как он выглядел?

Гномик: У меня была фотография моего любимого дома, но ее тоже разорвал и унес ураган. Вы поможете ее найти?

Дети: Да!!!

Воспитатель: Гномик, а мы не знаем куда идти?

Гномик: Я нарисовал вам карту, где пронесся ураган и навел беспорядок, там могут быть и части фото моего дома. Я останусь ждать вас здесь у своего любимого домика.

Воспитатель: Давайте отправляться. Но сначала, узнаем с помощью считалки, кто понесет сумку для фотографии.

Наш путь начинается прямо отсюда. Посмотрим на схему и решим, куда отправимся дальше?

Дети: К цифре 1, у «Березки».

1 задание…

Дети проходят и становятся вокруг стола с заданием.

Воспитатель: Тут пронесся ураган, он смешал все геометрические фигуры. Как вы думаете, что же можем здесь сделать?

Дети: (Василиса) Разложить геометрические фигуры по схеме.

Воспитатель: А что же у вас за схемы?

Дети: Схемы домов.

Воспитатель: Для вас это отличная тренировка попробовать себя в роли строителей. Ведь вам предстоит построить дом для гномика.

Воспитатели: Вы отлично справились. Может быть нам получится здесь найти часть фотографии дома, которую унес ураган?

Воспитатель: Посмотрим на схему. Куда мы отправимся дальше?

Дети: Цифра 2, у «Елочки».

Воспитатель: Будьте внимательны, нам надо преодолеть препятствие, которое устроил ураган.

Дети проходят по змейке друг за другом к следующему заданию.

2 задание…

Воспитатель: Вот мы и на месте. Тут тоже пронесся ураган. Что натворил здесь?

Дети: (Варя) Он разбросал все вещи гномика. Нам надо навести порядок, и разложить предметы по корзинам: одежда, обувь, посуда, игрушки.

Воспитатель: Вы настоящие помощники. Может нам опять получиться найти часть фотографии дома?

Дети находят часть, кладут в сумку.

Воспитатель: Куда же мы отправимся дальше? Давайте посмотрим на схему.

Дети: Это место у цифры 3, у «цветов»

Воспитатель: Перед нами еще одно препятствие, которое оставил после себя ураган.

Дети проходят друг за другом к следующему заданию.

3 задание…

Воспитатель: Ураган и тут побывал. Посмотрите, он разломал все цветы, а гномик их сажал, поливал, ухаживал за ними. Давайте порадуем гномика. Как мы можем это исправить?

Дети: (Никита) Сделать цветочную клумбу. Нанизать на стебель разноцветные части цветка, от большей к меньшей.

Воспитатель: Вы настоящие садоводы. Посмотрите, может тут найдется часть фотографии.

Дети находят часть, кладут в сумку.

Дети: Цифра 4, «у ключа».

Воспитатель: И тут ураган отставил препятствие для нас.

Дети прыгают друг за другом к следующему заданию.

4 задание…

Воспитатель: Что же сделал ураган здесь?

Дети: (Руслан) Перепутал ключи. Надо найти ключик от домика гнома.

Воспитатель: Вы настоящие сыщики. Может и здесь ураган что-нибудь оставил?

Дети находят часть, кладут в сумку.

Воспитатель: По-моему мы собрали все части фотографии. И теперь сможем помочь гномику.

Гномик, мы вернулись. Мы нашли все части фотографии и теперь, узнаем как выглядел твой дом.

Дети собирают фото.

Теперь мы можем сделать гномика счастливым – построить ему дом.

Дети строят дом.

Гномик: Спасибо вам большое. Вы очень дружные, заботливые и добрые ребята.

Воспитатель: Дети, давайте расскажем гномику, какие важные дела мы совершили.

Дети:

Собрали домики по схеме;

– Разложили вещи гномика по корзинам. Несут к гному корзинки.

– Восстановили клумбу. Несут клумбу.

– Нашли ключ от дома. Несут ключ.

– Построили дом.

Гномик : Вы сделали много добрых дел. Очень мне помогли. Сделали меня самым счастливым гномом на свете. Я тоже хочу вас порадовать.

Достает сундук с сюрпризом.

Анна Цареградская

Тема нашей встречи «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи». Сегодня мы с родителями старшей группы отправились в путешествие по стране «Развития речи». Путешествие состояло из нескольких станций, на которых необходимо было выполнить творческие задания.

Цель: Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи речевого развития детей.

Задачи:

Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Расширить представление родителей о речевом развитии детей 5-6 лет.

Познакомить с речевыми играми для их использования в домашних условиях.

Предварительная работа:

1. Изготовление буклетов по развитию речи «Играя, развиваем речь детей!»;

2. Выставка детских книг «Читаем дома»;

3. Оформление мини - выставки настольно печатных игр по развитию речи «Мама, Папа - давайте поиграем!»


Алгоритм проведения:

1. Вступительное слово воспитателя.

2. Игра - путешествие «Страна речевого развития»(Город «Общения» (психология); Город «Красивая речь» (логопед); Город «Играя, развиваем речь детей» (воспитатель); Город «Слово и движение» (инструктор по физической культуре);

3. Консультация логопеда «Причины нарушения речи?»

4. Консультация психолога «Речевое развитие детей, в домашних условиях»

5. Подведение итогов.

Город «Играя, развиваем речь детей» (воспитатель).


Город «Красивая речь» (логопед).


Город «Общения» (психология).


Город «Слово и движение» (инструктор по физической культуре).



Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Путешествие по сказкам или проказы Бабы Яги». Квест-игра по развитию речи для детей старшей группы Цель: Создание условий для расширения и обогащения представлений детей об истоках русской народной культуры через знакомство с устным народным.

Дидактическая игра для развития речи детей «Определи слово» Авторская дидактическая игра для развития речи детей:"Определи слово". Цель: учить детей различать близкие по звучанию слова; развивать.

Возраст: игра подходит для детей старшего дошкольного возраста, но может использоваться с детьми среднего дошкольного возраста. Оборудование:.

Анное пособие игра предусмотрено для детей возраста от 1-2, 2-3 лет. С детьми от 1-2 лет, рассматривая картинки, нужно побуждать их показывать.

Данная игра рассчитана для детей 3-7 лет. Игру могут использовать не только учителя-логопеды, воспитатели, а так же родители. Особенность.

Цель: развивать все стороны ребенка (фонематический слух, звукопроизношение, словарь, связную речь. Задачи:улучшить дикцию детей. Для этой.

Дошкольный возраст – начальный этап приобретения общественного опыта. Ребенок развивается под сферой воспитания, под испытанными впечатлениями.

Занятие по декоративному рисованию «Украшение фартука» в средней группе

Программное содержание : учить детей составлять простой узор из элементов народного орнамента; развивать цветовосприятие. Оборудование : силуэт фартука, акварель красного, зелёного, желтого цвета, банки с водой, салфетки, подставка для кисточек, два образца украшенных фартучков, заяц.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости пришел зайчик. Но почему то он очень грустный?

Зайка, почему ты такой грустный, разве ты не рад снова встретиться с ребятами?

Ну что вы, я очень люблю приходить к Вам в гости. А грустный я, потому что ко мне должны завтра прийти гости, я буду печь торт и очень боюсь испачкать свой пушистый мех.

А давай, зайка, спросим у ребят, что нужно сделать, чтобы не испачкаться?

Правильно, ребята, надо одеть фартук.

Посмотри,зайка, а у нас есть фартуки и мы готовы тебе помочь.

Вот, только они совсем не украшены.

Мы с ребятами с удовольствием раскрасим их для тебя. Согласны ребята?

У меня есть несколько фартуков с разными узорами. Давайте все вместе посмотрим на них.

Чем украшен этот фартук?

Правильно, полосками. Где на фартуке расположены полоски?

Вверху и внизу фартука.

Вы знаете как нарисовать полоску? Нужно приложить кисточку всем ворсом к бумаге и провести линию слева направо, не отрывая кисть от бумаги.

А какой узор между полосками?

Правильно, листочки и цветочки. Как они расположены на этом фартуке?

Какие вы молодцы, конечно, один листочек – справа, другой – слева, а между ними цветочек. На что похожи цветочки?

Правильно, на кружочки. Какого цвета листочки?

Молодцы, конечно зелёные. А цветы?

Великолепно, молодцы, цветы красного цвета.

А как нам нарисовать листочки?

Нужно приложить кисточку всем ворсом к бумаге и убрать – вот наш листочек и готов.

А как нарисовать цветочек?

Замечательно, молодцы, нарисуем кружочек и закрасим его.

Давайте посмотрим на узор второго фартука. Он похож на первый?

Правильно, ребята, на этом фартуке другой узор. Посмотрим ещё раз на оба фартучка, чем же они похожи?

Правильно, элементы узора одинаковые : листочки, цветочки и полоски.

Скажите, с чего вы начнете украшать свой фартучек?

Правильно, конечно с полосок, а между полосками нарисуем узор из листочков и цветочков. Полоски рисуем слева – направо, одним движением кисти не останавливаемся и не отрываем кисть от листа бумаги. Полоски рисуйте дальше друг от друга. Не забудьте оставить место для узора.

Подумайте, как будет расположен ваш узор, сколько цветочков и листочков вы будете рисовать.

А пока вы думаете над своим узором, немного передохнем.

Физкультминутка :

Тесто ручками помнем, (сжимаем и разжимаем пальцы)

Сладкий тортик испечем,

Серединку смажем джемом,

А верхушку сладким кремом (трем ладошка о ладошку)

И кокосовою стружкой,

Мы посыплем торт немножко (пальцы собираем в щепотку)

А потом заварим чай.

И пойдем гостей встречать (разводим руки в стороны) .

Кто уже придумал узор приступайте к рисованию. Держите спину прямо, кончики кисточек смотрят вверх.

2 часть. Самостоятельная деятельность детей.

Мы с зайкой будем смотреть как Вы рисуете.

Если нужно, помочь детям индивидуально. Напомнить, как купать кисточку, как наносить на кисточку краску, излишки краски снимать о край баночки.

3 часть. Анализ детских работ.

А теперь давайте посмотрим на наши украшенные фартуки.

Ты тоже, зайка, посмотри.

Зайчик, тебе нравятся наши фартучки?

Конечно, нравятся!

Мы тебе дарим все эти фартучки, чтобы ты не испачкал свой красивый мех, когда будешь печь для гостей торт.

Ребята, а теперь давайте попрощаемся с нашем гостем.

Ну а теперь надо убрать своё рабочее место.

Ребята, вы молодцы, хорошо потрудились.

Рисование является одним из любимый видов изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. Сначала ребёнок получает удовольствие от рисования цветных линий, завитков, пятен. К 4–5 годам у него появляется желание изобразить на листе бумаги то, что его особенно впечатлило. В художественной деятельности ребёнка наблюдается переход к ассоциативному рисованию: в пятнах и каракулях он находит очертания знакомых предметов. Начинается осваивание предметного рисования: ребёнок рисует по своему замыслу. Воспитателю важно научить детей видеть простые формы в основе предметов, подбирать и смешивать цвета, следить за тем, чтобы карандаш и кисть держались правильно. В средней группе начинается обучение новому виду рисования - декоративному, когда полученные навыки дошкольники применяют в создании узоров для украшения какого-либо предмета, например, свитера.

Подготовка к занятию по декоративному рисованию в средней группе.

В младших группах детского сада дети выполняли задания по рисованию на бумажных заготовках в виде предметов одежды (платье, платочек). Рисование имело декоративный характер, но было направлено на оттачивание навыка работы с кистью и красками: проведение прямых горизонтальных и вертикальных линий по краю заготовки, нанесение точек в пределах обозначенных контуров. Обучение непосредственно декоративному рисованию начинается в средней группе. Воспитатель знакомит ребят с народными промыслами, выделяет особенности дымковской, филимоновской, городецкой росписей. Через изучение предметов, созданных и расписанных мастерами из народа, дети учатся уважать ручной труд, видеть прекрасное в предметах интерьера, глиняных и деревянных игрушках. Возникает желание к самостоятельному созданию узоров.

Задачи обучения декоративному рисованию в средней группе:

  • Оттачивание технических навыков. Дети 4–5 лет создают узоры из точек, линий, простых геометрических фигур при помощи кисти и красок или карандаша.
  • Развитие композиционных умений. Ребята осваивают понятия «симметрия» и «ритм», учатся располагать узоры на поверхностях предметов, различных по форме.
  • Развитие чувства цвета. Воспитатель обучает ребят смешиванию цветов, использованию контрастных цветовых сочетаний в узоре.
  • Обучение способности различать различные виды народной росписи и выполнять отдельные элементы в собственных работах.

Занятие по декоративному рисованию в средней группе

Материалы для занятия

Для декоративного рисования в средней группе рекомендуется использовать фигурные заготовки из плотной бумаги (для акварели или гуаши) или картона. Заготовки в виде предметов посуды (чашки, ложки, тарелки), одежды (фартук, платье, свитер, варежки) или игрушек могут быть заранее вырезаны и храниться в шкафу с материалами для занятий по изобразительной деятельности. Другой вариант основы для декоративного рисования - использование шаблона. Ребятам раздаются картонные шаблоны свитера, они должны обвести его карандашом на лист бумаги. В средней группе можно не давать задания вырезать по контуру для экономии времени, но тем из ребят, кто быстро справится с рисованием узора, следует предложить вырезать украшенный предмет.

Также используется в качестве основы цветная бумага или картон. Яркий материал привлекает внимание детей и развивает способность сочетать цвета узора и фона.

Фигурные заготовки для тематических занятий по декоративному рисованию можно поручить сделать воспитанникам дома вместе с родителями и принести к следующему занятию для украшения узором. Например, на выходные даётся задание подготовить вырезанный из плотной бумаги заготовку для занятия «Украшение свитера» . Творческий процесс для ребят начнётся уже с момента выбора фасона свитера (широкий или узкий, рукава с резинками или без, воротник хомутом или под горло, или он отсутствует и тогда нужно определиться с формой горловины) и цвета бумаги, из которой будет вырезана заготовка. В качестве идеи воспитатель может предложить родителям найти бумагу с тиснением. Она продаётся в специализированных магазинах для творчества, имеет рельефную поверхность и послужит материалом для различных поделок, в том числе для заготовки свитера.

Вариант материала для основы

Эта тема может быть использована для проведения кратковременного проекта - «Украшаем свитер для любимой игрушки» . Ребёнок выбирает, для какой игрушки в подарок он хочет украсить свитер, а родители помогают нарисовать контуры подходящего по размеру свитера. Дома дети могут попробовать самостоятельно вырезать заготовку.

Варианты шаблонов для заготовки «Свитер».

На занятиях по декоративному рисованию в средней группе ребята рисуют цветными карандашами, восковыми мелками, акварелью и гуашью. Воспитанникам предоставляется свобода выбора (краски или карандаши) во время занятий, направленных на закрепление приёмов декоративного рисования.

Техники и приёмы рисования в средней группе.

Дети 4–5 лет учатся правильно держать карандаш. Выполняют обведение шаблонов по контуру, рисуют узоры из прямых и изогнутых линий, простых геометрических фигур. В средней группе начинается обучение карандашной штриховке: закрашивание кругов и овалов линиями в одном направлении, не заходя за контуры.

Большое внимание уделяется развитию навыков рисования красками. Дети закрепляют навыки работы кисточкой: смачивание, набирание краски, смешивание красок, рисование всем ворсом или кончиком кисти. Дошкольники среднего возраста создают узор при помощи следующих приёмов рисования:

  • Мазки . Простой декоративный элемент, не требующий предельной точности выполнения. Ребята создают узор лёгким прикладыванием ворса кисти к бумаге. В задания по закреплению этого приёма включается освоение техники чередования: в определённом порядке наносятся мазки красками разных цветов.
  • Точки . Более сложный элемент, дети должны научиться рисовать кончиком кисти в вертикальном положении. Точки ставятся в определённом ритме в пределах контуров декорируемой заготовки. В отличие от заданий в младшей группы («При помощи точек изобрази снег, капли дождя, ягодки, зёрна для птичек») детям предлагается нарисовать узор с точками в соответствии с замыслом: параллельные ряды, шахматный порядок или точечный контур фигуры, например, круга. Навык чередования сначала закрепляется в выполнении задания по нанесению точек разных цветов, затем развивается при рисовании точек и мазков в заданном порядке.
  • Кольца и круги . Эти элементы дети учились рисовать в младших группах. На занятиях по декоративному рисованию их выполнение усложняется: ребята должны рисовать круги и кольца одинакового размера.

Первоначально дети обучаются простейшему композиционному приёму в создании орнамента - повтору, после - чередованию. Закрепляется навык создания линейного узора на полосках бумаги или по краю заготовок (подол платья, каёмка чашки). На заготовках, имеющих форму квадрата или круга, ребята учатся определять центр фигуры, рисуют узор по окружности или с поворотом на 90 градусов.

Использование других видов изобразительной деятельности и нетрадиционных техник.

На занятиях по декоративному рисованию могут быть использованы приёмы других изобразительных видов деятельности - аппликации и лепки. Изображение с орнаментом дополняется по замыслу элементами из бумаги или пластилина. Например, на заготовки в форме варежек можно приклеить бумажные полоски - это будут вязаные резинки; заготовку сарафана можно украсить аппликацией в верхней части - оформить лиф сарафана; к перчаткам, шапочке или свитеру можно добавить пластилиновые шарики для имитации шерстяных помпонов; украшение готовой работы маленькими пластилиновыми шариками - бисер, бусины или пуговицы на предметах одежды и головных уборах.

На занятиях по созданию узоров могут быть применены следующие нетрадиционные техники рисования:

  • Пальчиковая живопись. У детей 4–5 лет ещё сохраняется интерес к рисованию кончиками пальцев и ладошками.
  • Печатание - создание узора путём обмакивания в краску и прикладывания к бумаге кусочков поролона, листьев, пуговиц и т. д.
  • Пуантилизм - рисование точками, как правило, при помощи ватных палочек.
  • Монотипия - техника единственного отпечатка. Рябята рисуют на одной половине симметричной заготовки, не дав высохнуть узору, складывают лист бумаги пополам и получают зеркальный отпечаток.
  • Рисование восковыми мелками с акварельной заливкой. Ребята рисуют узор восковой свечкой или мелком, затем полностью закрашивают заготовку акварелью (поверх воскового рисунка). При высыхании краски красиво проступают восковые контуры.
  • Граттаж - процарапывание рисунка на высохшей гуаши, под которой находится цветной восковый фон.

Примеры работ, выполненных в нетрадиционных техниках.

Пальчиковая живопись Пальчиковая живопись Печатание пуговицами Рисование ватными палочками Монотипия Рисование ватными палочками Пальчиковая живопись Граттаж Граттаж Рисование ватными палочками Печатание

Индивидуальные задания на занятиях по декоративному рисованию.

Обучающая деятельность в детском саду реализуется в рамках личностного-ориентированного подхода. Это означает, что при проведении занятий (в том числе по изобразительной деятельности) воспитатель должен учитывать особенности развития каждого ребёнка, уровень владениям им теми или иными умениями, эмоциональное состояние в конкретный момент. Поскольку практическая деятельность по декоративному рисованию направлена на выполнение цели создать узор на заданной поверхности, основное задание должно быть доступно к выполнению всеми воспитанниками. Если ребёнок испытывает сложности, воспитатель использует приём индивидуального показа действий. В средней группе допустимо повторение ребёнком действий педагога.

Для тех ребят, которые успешно справляются с поставленной практической задачей, воспитатель должен предоставить индивидуальные задания.

Рассмотрим варианты индивидуальных заданий по теме «Украшаем свитер»:

  1. Используй элементы аппликации или лепки для украшения заготовки.
  2. Затонируй акварельной краской бумажную заготовку.
  3. Обведи фломастером фигуры нарисованные карандашом.
  4. Нарисуй на отдельном листе предметы одежды, похожие по стилю с твоим свитером (шапка, шарф, варежки).

Занятие «Украшаем свитер» в картотеке тем по рисованию.

При составлении учебно-тематического плана по изобразительной деятельности на год нужно учитывать, что занятия по рисованию в средней группе проводятся один раз в неделю. При этом из 35 занятий за год - 5–6 должны быть отведены под обучение декоративному рисованию:

  • «Украшение фартука».
  • «Украшаем свитер».
  • «Украшаем платочек».
  • «Украшаем полоску флажками».
  • «Перчатки для котят».
  • «Платье для куколки».

Занятие «Украшаем свитер» рекомендуется проводить для закрепления навыков рисования точек и линий, простых геометрических фигур. Задачей этого занятия должно быть украшение заготовки по представлению. Ребята самостоятельно выбирают, какой узор они будут рисовать на свитере: геометрический (чередование линий и фигур в различных цветовых сочетаниях) или тематический (попробуют создать растительный или природный узор - цветы, листья, снежинки).

Мотивирующее начало занятия на тему «Украшаем свитер».

Рисование орнамента само по себе может быть неинтересно дошкольникам среднего возраста. Для активизации внимания и побуждения к творческой деятельности, в первую очередь, рекомендуется привлечь личное восприятие зрительных образов у ребят и использовать элементы игры на занятии.

Мотивирующие материал на начальном этапе занятия.

Вариант материала Применение в мотивирующем начале занятия
Наглядный материал Ребята изучают картинки со свитерами. Воспитатель проводит беседу :
Из каких элементов составлены узоры?
Какими приёмами можно выполнить подобные узоры на бумаге (ритмичный повтор, чередование).
Какие цветовые сочетания представлены в этих моделях свитеров?

Вариантом наглядного материала могут быть свитеры на самих воспитанниках.
Особое оживление приносит задание принести в назначенный день свой любимый свитер. Непосредственно в начале занятия воспитатель предлагает устроить показ мод: воспитатель включает весёлую музыку, ребята надевают принесённые свитеры и по очереди дефилируют, демонстрируя узор на изделии. Далее проводится беседа по особенностям увиденных свитеров.

Игровая ситуации Воспитатель обращает внимание ребят на то, что близится зима, начинается морозное время года, а у игрушек/кукол в их группе нет тёплой одежды. Ребятам предлагается выбрать по игрушке и приготовить для них в подарок красивые свитеры.

Перед каждым воспитанником на столе лежит рисунок девочки или мальчика и бумажная заготовка свитера. Детям предлагается нарисовать узор на заготовке и «надеть» свитер на ребёнка с картинки, чтобы он не замёрз на прогулке.

Если в группе есть бумажные куклы с бумажным же «гардеробом», то к занятию можно сделать заготовки с «ушками», чтобы украшенные свитеры ребята использовали в последующей игре.

Сюрпризные моменты В группу заходит Лисичка (младший воспитатель или другой сотрудник в костюме лисы), приветствует ребят и жалуется на морозы. Лисичка просит ребят подсказать ей, что нужно делать, чтобы лисята не мёрзли на прогулке. Когда дети скажут, что можно одевать на лисят тёплые вещи, Лисичка плачет, что она ни шить, ни вязать не умеет. Воспитатель подводит ребят путём наводящих вопросов или подсказок, что они могут нарисовать и украсить для лисят свитеры.

На столе воспитателя стоит коробка. Воспитатель сообщает, что её доставил в группу утром почтальон, зачитывает вслух адрес (реальный адрес детского сада: город, улица, дом, номер группы). На вопрос, как быть с коробкой, ребята, конечно, предлагают открыть её, что воспитатель и делает. В коробке оказываются бумажные заготовки свитеров одного цвета и письмо от Гномика. Воспитатель зачитывает письмо: Гномик рассказывает, что по осени бабушка связала ему и его многочисленным братьям свитеры, но все они одного размера и цвета - гномики путают, какой свитер кому из них принадлежит, и просят у ребят помощи. Воспитатель предлагает разобрать заготовки и украсить по собственному желанию, чтобы у каждого гномика был свой неповторимый свитер.

Дидактические игры С ребятами 4–5 лет проводятся коллективные дидактические игры: задания даются не на карточках, а представлены на больших картинках/плакатах или проецируются на экран.
Варианты игр:
«Найди отличия». На двух одинаковых картинках свитеров нужно найти отличия, воспитатель сразу называет их количество.
«Найди свитер по силуэту». На картинке изображены свитеры и один теневой силуэт.
«Найди пары одинаковых». Среди изображённых на картинке свитеров нужно найти одинаковые.
«Кому какой свитер подходит». В левой части картинки нарисованы свитеры с различными узорами, справа - персонажи. Например, свитер с бантиками подходит для девочки, свитер с машинками - для мальчика, а свитеру с морковками будет рад зайчонок.

Составление конспекта на тему «Украшаем свитер».

Цель занятия: украшение бумажной заготовки декоративным узором.

Задачи: закрепление умения рисовать кистью и/или карандашом линии, мазки/штриховку, точки, кружки и кольца, галочки; развитие умения украшать готовую работу элементами других видов изобразительной деятельности (бумажными полосками или фигурками, пластилиновыми деталями); развитие чувства цвета; развитие умения видеть прекрасное в предметах окружающей действительности; активизация фантазии; воспитание самостоятельности и проявления инициативы.

В соответствии с гигиеническими нормами длительность занятия по рисованию в средней группе составляет не более 20 минут и состоит из следующих этапов:

  • Организационный момент 1 минута.
  • Мотивирующее начало занятия 4–5 минут.
  • Практическая работа 10 минут.
  • Демонстрация и обсуждение готовых работ 2–3 минуты.
  • Подведение итогов занятия 1 минута.

Воспитателю необходимо составлять подробный план каждого занятия с последующим обязательным проведением анализа: были ли достигнуты поставленные цели и задачи, эффективны ли были применяемые методы и приёмы обучения, как вели себя дети на различных этапах занятия, трудности и задержки на каких-либо этапах занятия и их причины, анализ работ воспитанников, примерные пути совершенствования проведения занятия.

Методическая разработка по рисованию (средняя группа) на тему «Декоративное рисование «Украшение свитера»».
Закрепление умения украшать предмет одежды, используя знакомые элементы: линии, мазки, точки, кольца и круги.
Оформление заготовки бумажными полосками.
Развитие эстетического восприятия и самостоятельности. Материалы Заготовки свитеров из плотной бумаги разных цветов, бумажные полоски для оформления горловины, манжет и резинки. Связь с другими аспектами воспитательной работы Изучение декоративных узоров на предметах одежды. Ход занятия Создание проблемной ситуации. Воспитатель приносит в группу плюшевого зайца и читает стихотворение А. Барто «Зайку бросила хозяйка». Ребятам сообщается, что и сам зайка промок под дождём, и, конечно, промок его свитер - стал бесцветным и смылся рисунок. Как можно помочь зайчику? Ребята предлагают заново нарисовать узор на зайкином свитере.
Сообщение цели занятие, обозначение задачи для практической работы.
Проведение физкультминутки «Будь внимателен» под строки стихотворения о цветах.
Прежде, чем ребята приступят к выполнению задания, воспитатель обращает внимание, что на их столах не хватает оранжевой краски, ребята вспоминают, какие цвета нужно смешать для получения оранжевого цвета.
Педагогический показ. Воспитатель предлагает ребятам вспомнить элементы для декоративного рисования и демонстрирует их выполнение на доске/мольберте.
Во время выполнения практической работы воспитатель следит за процессом смешивания красок ребятами на палитре, правильностью рисования кистью, заполнением всей площади заготовки, за осанкой воспитанников.
Украшенные свитеры ребята крепят на магнитную доску.
Обсуждение работ.
Подведение итогов занятия. Зайка говорит, что у ребят получились яркие и красивые свитеры с интересными узорами, благодарит их за старание и фантазию.

Порядок выполнения работ на тему «Украшаем свитер».

Во время выполнения педагогического показа воспитателю рекомендуется показать на доске или мольберте рисование названных ребятами приёмов, а затем показать пример поэтапного рисования узора на свитере. Можно рассмотреть примеры готовых работ на заданную тему и предложить ребятам определить, при помощи каких приёмов создавались эти рисунки и в какой последовательности.

Украшение бумажными полосками и рисование карандашом.

Для украшения свитера подбираются бумажные полоски по размеру горловины, манжет, резинки
Приклеивание бумажных полосок
Рисуем карандашом вертикальные линии
Чередование карандашных линий на свитере
Рисуем кольца в плечевой зоне, располагая полукругом
Штриховка элементов
Рисуем кольца по нижнему краю свитера и манжетов, закрашиваем штриховкой
Рисуем подобные элементы по центральной поперечной линии изделия

Рисование узоров карандашом и украшение пластилиновыми элементами.

Оформление горловины, манжет и резинки карандашными линиями
Рисование зигзагообразных линий розовым карандашом
Рисование зигзагообразных линий зелёным карандашом
Скатывание пластилиновых элементов
Прикрепление пластилиновых шариков путём сплющивания
Процесс украшения свитера
Готовая работа

Создание узора приёмом мазка.

Нанесение мазков одного цвета по диагонали
Нанесение мазков другого цвета по диагонали зеркально ранее нанесённым мазкам
Украшение мазками горловины, манжет, резинки

Рисование узора приёмами линий и точек.

Обозначение линиями горловины и манжет
Оформление манжет и горловины
Рисование линий: чередование линий разных цветов
Рисование точек: ритмичный повтор

Рисование акварелью: тонирование, линии и кольца.

Разделение горизонтальной линией заготовки
Тонирование верхней части свитера
Тонирование нижней части свитера и рукавов другим цветом
Рисование зигзагообразных линий (чередование)
Оформление горловины свитера
Рисование колец (чередование в шахматном порядке)

Рисование гуашью: круги и точки.

Обозначение линиями горловины, манжет, резинки
Рисование точек: чередование точек двух цветов
Рисование кругов в шахматном порядке
Рисование кругов другого цвета
Рисование точек по нижнему краю светера и рукавов
Рисование точек второго цвета
Рисование точек по центру кругов
Готовая работа

«Зимние узоры»: рисование гуашью линий и точек на цветной основе.

Начинаем рисовать ёлочки в нижней части свитера: повтор диагональных линий
Повтор диагональных линий в зеркальном положении
Посередине обозначаем стволы ёлочек вертикальными линиями
Рисуем точки в шахматном порядке
Оформляем манжеты, горловину и резинку
Готовая работа

Конспект НОД в средней группе по декоративному рисованию "Рукавички для зайчика"

Лябушева Людмила Васильевна, воспитатель МБДОУ Детский сад №1 города Спасска Пензенской области
Описание материала: Этот конспект НОД по рисованию направлен на развитие детского творчества, на закрепление ранее изученных приёмов рисования кистью и красками, а так же на формирование культуры речевого поведения (воспитывать в детях доброту, отзывчивость, чуткость к окружающему миру, решительность в оказании помощи, умение употреблять в речи вежливые слова). Данный конспект будет полезен как педагогам, так и родителям.
Конспект НОД в средней группе по декоративному рисованию " Рукавички для зайчика"
Интеграция образовательных областей: "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Коммуникация", "Социализация", "Познание".
Цель: учить детей самостоятельно определять содержание рисунка и изображать задуманное.
Задачи:
Образовательные : Продолжать учить детей пользоваться красками разных цветов, закреплять технические приёмы рисования, закреплять навыки аккуратной работы.
Развивающие : Развивать эстетические чувства, фантазию, положительный эмоциональный отклик на самостоятельно созданное изображение, детское творчество.
Воспитательные : Воспитывать инициативу, самостоятельность, доброту.
Предварительная работа : Рассматривание образцов «рукавичек» и обсуждение технических приёмов работы с красками, изготовление силуэтов-рукавичек.
Материалы и оборудование : сюжетная картина «Зайчик и Луна», образцы «рукавичек» для рассматривания узоров и элементов декора, краски акварельные, кисточки, баночки с водой, салфетки, «рукавички – заготовки» для раскрашивания.
Методические приёмы : игровая мотивация, беседа - диалог, чтение сказки В.А. Сухомлинского «Как зайчик грелся при Луне», беседа по прочитанному, пальчиковая гимнастика «Дружная семейка », самостоятельная работа, анализ работ, поощрение.Воспитатель : Здравствуйте, мои ребята! Начался новый день, а это значит, что впереди нас ожидает много нового и интересного. Давайте, я улыбнусь вам, вы мне и друг другу, а потом и весь мир улыбнётся всем нам!
Воспитатель : Дети, как вы думаете, могут ли лучи Луны нас обогреть?
Дети: Нет, обогреть может только солнышко.
Воспитатель : А я знаю одного героя, для которого лучики Луны были тёплые-тёплые. Хотите узнать почему? Тогда садимся поудобнее и слушаем сказку « Как зайчик грелся при Луне» (В. А. Сухомлинского « Книга о совести»)
Как Зайчик грелся при Луне
Холодно зимой Зайчику, особенно ночью. Выбежал он на опушку. Мороз трещит, снег под Луной блестит, холодный ветер из оврага дует. Сел Зайчик под кустом, протянул лапки к Луне и просит:
- Луна, дорогая, погрей меня своими лучами, а то долго еще Солнышка ждать.
Жалко стало Луне Зайчика, она и говорит:
- Иди полем, полем, я тебе дорогу буду освещать. Иди прямо к большому стогу соломы.
Пошел Зайчик к стогу соломы, зарылся в солому, выглядывает и улыбается Луне.
- Спасибо, милая Луна, теперь твои лучи теплые-теплые.

Беседа по вопросам
Воспитатель : Почему, ребята, зайчику было холодно? Как вы думаете?
Дети: Была зима, а зимой бывают сильные морозы.
Воспитатель : О чём зайчик попросил Луну?
Дети: Чтобы Луна погрела его.
Воспитатель : Почему зайчик называет лучи Луны тёплыми?
Дети: Потому что Луна помогла ему.
Воспитатель : А, действительно ли, они тёплые?
Дети: Нет.
Воспитатель : От чего тогда зайчику стало тепло?
Дети: От доброты, заботы.
Воспитатель : Благодаря чему он смог добраться до стога?
Дети: Благодаря свету, который излучался от Луны?
Воспитатель : Как зайчик попросил Луну о помощи? Какие слова он использовал для этого?
Дети: Луна, дорогая, погрей меня своими лучиками. Добрые, ласковые, вежливые.
Воспитатель : Как можно назвать зайчика, какой он?
Дети: Вежливый, добрый, воспитанный.
Воспитатель : Давайте, мы тоже зайчику поможем. Изготовим для него подарок «рукавички». Но, сначала мы разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика « Дружная семейка»
Этот пальчик- дедушка
Этот пальчик- бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
А последний - это я
Вот такая вот семья!
(Массажируем каждый пальчик поочерёдно то на левой руке, то на правой).

Самостоятельная работа детей .





Анализ работ .
Воспитатель : Все ребята молодцы, справились. Дети, кому чьи рукавички понравились? Почему?
Дети: Мне понравились рукавички Марины, Киры, Ульяны, потому что они разукрашены аккуратно и красиво.

Поощрение .
Воспитатель : Все молодцы! А мне, дети, понравились и ваши подарки зайчику и вы сами! А, знаете, почему? Потому что помогли попавшему в беду зайчику. В жизни нужно всегда приходить на помощь и делать только добрые дела.