Проект "сказки городских домовых". Творческий проект «Легко ли быть сказочником Іі. технические процессы

Конспект тематической беседы для начальной школы "Знакомство с профессией архитектора".

Панфилова Надежда Павловна, учитель начальных классов МБОУ "Раздольненская школа-гимназия №2 им Л.Рябики" Республика Крым

Тематическая беседа для начальной школы по теме: "Профессия архитектор"

Описание: тематическая беседа с учащимися начальной школы о профессии архитектор, о памятниках архитектуры Республики Крым будет интересна учителям начальной школы, воспитателям, педагогам дополнительного образования при проведении уроков, бесед, классных часов. Данный материал окажет большую помощь при проведении уроков ИЗО, технологии, окружающего мира.
Цель: знакомство с профессией архитектора.
Задачи:
-дать представление об архитектуре как виде искусства;
-расширить знания о видах архитектуры;
-ознакомить с памятниками зодчества;
-развивать воображение, творческие способности, внимательность, речь;
-воспитывать уважение к труду архитектора, чувства гордости к своей Родине, бережное отношение памятникам архитектуры, трудолюбие.

Ход беседы.

1. Организация класса.
2. Актуализация опорных знаний. Беседа.
-Дети, где мы живём? (Город или сельская местность.)
-Что нас окрузает? (Здания, деревья, машины.)
-Можем ли мы обойтись без всего, что нас окружает? (Нет.)
3.Мотивация учащихся.
Учитель.
-Как понимаете эту пословицу?
Дом построить- не шапку на голову надеть.
(Ответы детей.)
У медведя есть берлога.

У ласточки- гнездо.


У Бабы Яги избушка на курьих ножках.


А у человека есть дом.
Учитель. Чтение сказки.
Жил- был Дом. С красивым крылечком, большими окнами, надёжной крышей, с доброй печью и трубой. Дом как дом. Немного сказочный и волшебный. Дом стоял хороший, но он никогда не улыбался. Потому, что в нём не было жильцов. Но вот однажды в нём поселились люди. Хозяйка стала наводить порядок, а хозяин, чтобы всё в нём было поправно. И Дом немного встрепенулся, ожил. Но ему всё равно было грустно.
-Как вы думаете, что не хватало Дому?
-Я думаю, что детского смеха, детских игр, улыбок.
Так и случилось. Когда появились дети, Дом ожил, заулыбался озорной широкой улыбкой.

Почему Дом грустил?
-Чему учит сказка? (Дом не должен пустовать.)
4.Изучение нового. Учитель.
-С чего начинается строительство любого здания?
Дома, в которых мы живём, магазины, школы, театры, вокзалы, больницы- все эти здания, или архитектура.
-А кто придумывает дом?
Архитектор придумывает и рисует дом на бумаге.


Архитектор (от греческого- основа, происхождение;
и латынского слова- дом, укрытие)- профессия, которая занимается архитектурой, то есть планированием, дизайном, расчётом конструкций зданий и других сооружений.
Изначально греческое слово означало- глава плотников.
Ученик.
Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листе бумажном.
Нужно всё нарисовать,
Вычислить, проверить,
Все квартиры сосчитать,
Лестницы и двери.
Чтоб стоял он много лет,
Чтобы был в квартире свет,
Ванны, умывальники
Для больших и маленьких.
(С. Баруздин.)
Пословицы.
Построить здание- надо иметь знание.
Дом возвести- не плетено заплести.
(Дети объясняют значение высказываний.)
Учитель.
Все здания, которые вокруг нас, можно разделить на группы:
а.) жилые, то есть те, в которых живут люди;
б.) общественные- те, куда жители приходят учиться, отдыхать, работать, решать важные вопросы.
в.) культовые- те, в которых люди молятся и размышляют.
Есть много сооружений, перед которыми хочется остановиться и рассмотреть их. Среди них есть как современные
здания, так и те, что были построены много столетий назад. Все они созданы по законам красоты. В Древнем Риме
были сформулированы основные требования к архитектору. Если здание соответствует своему назначению, если оно
прочно, то, чтобы стать произведением искусства, ему нужно быть красивым. Красивое, но недолговечное строение-
бессмысленно. Архитектор создаёт произведение архитектуры. Из свода этих законов и возникла архитектура- наука
о строительстве красивых и удобных зданий. Разнообразие видов построек, которые нас окружают, зависит от
уровня развития общества, от быта и культуры народов, живущих в регионе, от рельефа и климата, от строительных
материалов.
Архитектура, или зодчество- это искусство организовывать пространство, которое необходимо для жизни и деятельности людей.
По своему назначению архитектуру делят на три основных вида:
1.) градостроительство (создание новых городов, посёлков, реконструкция старых городских районов);


2.) архитектура объёмных сооружений (жилые дома, театры, школы, магазины, заводы, фабрики);


3.) ландшафтная архитектура (сады и парки, городские скверы, бассейны, фонтаны.)


В русском языке слово "архитектор" появилось в начале пятнадцатого века. До этого использовались термины
"муроль" и "каменных дел мастер".
Учитель.
-Архитектор придумал проект здания на бумаге, кто воплощает его чертежи в жизнь?
(Рабочие строительных специальностей.)
-Какими качествами должны обладать строители?
(Физически крепкими, трудолюбивыми, повышать своё профессиональное мастерство, обладать желанием делать нужное
людям дело.)
Ученик.
Маляр.
Есть у мастера сноровка-
Водит кистью очень ловко.
Тянет следом за собой
Ленту краски голубой.
(О. Емельянова.)
Плотник.
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Это плотник делает
Рамы и полы.
Топором, рубанком
Выстругивает планки.
Сделал подоконники
Без сучка- задоринки.
(О. Емельянова.)


Кровельщик.
Чтобы в доме было сухо и тепло,
Чтобы снег зимою в дом не занесло,
Чтоб не мокли люди в доме под дождём,
Кровельщик железом покрывает дом.
(О. Емельянова.)
Снабженцы.
Чтоб дом построить новый,
Запасают тёс дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.
(И. Демьянов.)

Учитель.
- Отгадай загадки и узнаешь, какие инструменты использовали мастера для постройки жилища.
1.Быстро грызёт,
мелко жуёт,
Сама не глотает.
Что это, кто отгадает? (Пила.)

2.Где упрётся хвостом,
Станет дырка потом. (Гвоздь.)

3.Сам худ- голова с пуд. (Молоток.)

4.У конька, у горбунка
Деревянные бока.
У него из-под копыт.
Стружка белая бежит. (Рубанок.)
5.Цепкий рот
на тех сердит,
Кто зазря
в доске сидит. (Клещи.)


- Какие ещё профессии помогают архитектору воплотить в жизнь его замыслы?
(Штукатуры, каменщики, крановщики, шофёры и много других.)

5. Учитель. Знакомство с историческими памятниками архитектуры Крыма.
Крым- уникальное место. Здесь уживаются отвесные скалы и просторные степи, засушливые долины и лазурное море.
Это стык двух миров, двух эпох. Здесь уживается неповторимая культура крымско-татарского народа и славянские
постройки.
Крым славится своими памятниками архитектуры, которые спроектировали талантливые архитекторы, известные во
всём мире. Мечеть Джума- Джами в городе Евпатории придумал турецкий мастер Хаджи Синан, который создал
знаменитую Голубую мечеть в Стамбуле.


Алупкинский дворец проектировали английские архитекторы Эдвард Блор и В. Гунт- резиденцию генерал-губернатора
Новороссии графа Воронцова.


Ливадийский дворец создали архитекторы итальянец И. Монигетти и россиянин Н.Краснов.


У подножия горы Митридат (город Керчь) более 1000 лет назад появилась церковь Иоанна Предтечи.

Уникальный памятник архитектуры средневековья является Судакская крепость: грозные, соединённые стенами шестнадцать башен ярусами обвивают конусообразную гору.


Одним из первых сооружений города Бахчисарай был ханский дворец, утопавший в зелени садов и виноградников.
Отсюда название города- Бахчисарай-дворец садов или дворец в саду.

Уникальными памятниками средневековья в Крыму являются "пещерные города", расположенные в труднодоступных
местах гор- это большие укреплённые города: Мангуп, Чуфут-Кале, Эски-Кермен и другие.

Дошкольный возраст – возраст сказок. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным в том, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

Считаем, что тема сказок в дошкольном возрасте очень актуальна, т.к. с каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все труднее, все хуже они понимают друг друга. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. Речевое общение становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. И сказка - это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Поэтому наша цель педагогов дошкольной образовательной организации заключается в том, чтобы дать ребенку необходимую гамму переживаний, создать особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызвать добрые и серьёзные чувства через восприятие сказок. Сделать так, чтобы сказка была средством эмоционального погружения ребенка в новую область познания.

Эмоционально погружая ребенка в какую - либо тему, мы, педагоги, даем общее ведение того нового представления, которым будет овладевать ребенок, постепенно шаг за шагом со своими новыми друзьями - сказочными героями.

Ежедневно, в свободной деятельности, знакомя детей со сказками, прочитывая их, мы замечали, что дети проявляют большой интерес к сказкам: внимательно слушают, с интересом рассматривают иллюстрации, активно принимают участие в беседе по содержанию, чувствуют содержание художественного произведения, задумываются над поступками героев. Мы решили поддержать этот интерес детей к сказкам, через беседы с детьми в свободное от занятий время на темы: «Что за прелесть эти сказки», «Путешествие в сказку», «Герои любимых книг», а также через НОД по познавательному развитию на темы: «Хорошая книга – лучший друг», «Иван Яковлевич Билибин и его книжки», «Умный Ивашка» по речевому развитию, через развлечения на тему «В гостях у сказки», «Там ступа с бабою Ягою идёт - бредёт сама собою». Участие детей в этих мероприятиях помогли выяснить, какие сказки знают дети, какие герои больше им нравятся, какие бывают сказки: народные и авторские, выяснили, что народные сказки придумывает народ, а авторские один человек, что сказки делятся на несколько групп: сказки о животных; сказки о взаимодействии людей и животных; сказки-притчи; бытовые сказки; сказки-страшилки, сказки о нечисти, заветные сказки; волшебные сказки и другие.

Мы заметили, что детям наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения, а также с человеческими персонажами: принцессами, царевнами, солдатами. С большим удовольствием дети слушают сказки о людях, потому что в них содержится рассказ о том, как человек познает мир. Часть детей предпочитают волшебные сказки.

Прочитывая детям очередную народную сказку, мы предположили, что как интересно было бы придумать свою сказку! Мы предложили и дети согласились. Сначала на первом этапе пробовали придумать продолжение сказки или счастливый конец, например, в сказке про Красную Шапочку, а также придумывали сказки – наоборот, например, про Колобка, который из доброго превратился в сердитого.

А затем, уже на втором этапе предложили сочинить свою сказку. Чтобы детям было легче фантазировать, мы решили использовать методику «Карты Проппа», известного фольклориста, который занимался изучением русских народных сказок. С этой методикой мы познакомились на семинаре – практикуме и решили использовать её в своей работе с детьми. Мы отыскали дополнительную информацию в интернете об этой методике, изучили её, поняли, что Пропп разделил сказку на набор, состоящий из множества функций в виде схем (карт): «жили-были», «запрет», «особое обстоятельство», «появление друга - помощника», «одержание победы», «получение волшебного средства», «счастливый конец», «мораль» и пр. Далее мы изготовили карты Проппа из бумаги на плотном картоне и расположили их на полотне с прозрачными кармашками, чтобы детям было удобно пользоваться. Мы предположили, что при помощи карт дети легко усвоят содержание сказки, что облегчит ее пересказ, а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной сказки.

Сначала мы познакомили детей с содержанием всех карт, объяснили детям, что обозначает каждая из них, и попробовали сочинить коллективную сказку, однако, мы заметили, что у детей наблюдаются некоторые трудности в работе с картами: выборе темы сказки, трудности по развитию сюжета, последовательности изложения, подбора нужной карты и вывода – морали в конце сказки. Исходя из этого, мы задумались над тем, как легче донести до сознания детей содержание и использование карт. Поэтому, первоначально, мы решили с детьми выложить любую сказку, полюбившуюся детям, например «Баба - Яга и Дарьюшка», «Гуси-лебеди» с помощью карт, используя наводящие вопросы по содержанию сказки (какими словами начинается сказка, какой картой обозначим: («жили-были»), что нарушила Машенька – запрет родителей, какой картой обозначим: «запрет», кто помогал девочке – обозначаем картой «появление друга – помощника» и чем закончилась сказка, какова её мораль).

Таким способом мы весте с детьми выложили несколько сказок по выбору детей картами Проппа, закрепили тем самым названия карт, после чего рассказали по ним сказку. Далее мы предлагали детям выбрать минимальное количество карт (5-6) для составления сказок и по ходу объяснили детям структуру сказки: у неё есть начало или зачин (с каких слов начинается любая сказка), завязка (основное содержание сюжета), развязка, концовка (счастливый конец).

Всю деятельность по сказкосочинительству строили в форме игры. Так для составления коллективной сказки мы предложили детям игру с кубиками, на сторонах одного из которых изображены любимые герои сказок (добрые и злые), а на сторонах другого кубика изображены герои – помощники (ёжик, серый волк). Таким образом, дети выбрали героев для будущей сказки.

В ходе речевой игры «Угадай по описанию» дети выбирали сказочного героя, описывали его внешний вид, костюмы, повадки, его действия в сказке, а остальные дети угадывали его и выбирали его для сочинительства будущей сказки.

Интересно прошла игра со шкатулкой, из которой дети доставали волшебные предметы: клубочек, гусли, волшебная палочка, скатерть – самобранка, дудочка, перо и другие, которые также стали основой для будущей сказки.

Большой интерес вызвала командная игра «Кто в домике живёт», в ходе которой дети распределяли картинки с изображением как положительных и отрицательных героев сказок (Золушка, Баба-Яга, Кощей Бессмертный и пр.), а затем отбирали по выбору героев своей сказки.
Игра по цветотерапии «Определи характер героя» помогла детям определить характеры сказочных героев (добродушные, жестокие, добрые, злые), обозначив их цветом с помощью цветных планшетов.

Первоначально мы решили сочинить коллективные сказки, в ходе которых дети сами предлагали тему, героев сказки, а педагог занимался сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Они являются как бы основой и подготовкой к придумыванию авторских сказок. Присутствие сразу нескольких участников – детей делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким.

В процессе составления совместной коллективной сказки дети получают наглядное представление о том, что значит сочинять сказку поэтапно. Такая игра позволяет ребёнку более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение.

Далее мы предложили придумать название сказки, героев, рассказать, какими они будут, описать их внешний вид, настроение. Потом сказку мы «собирали» из детских ответов на наши вопросы: «С чего начнется сказка? Как будут развиваться события? (что произойдет дальше?) Какой момент будет самым острым? Какой - самым интересным, забавным? Чем закончится сказка?» Свои ответы-продолжения дети высказывали по цепочке, друг за другом. Смена вопросов в процессе сочинения сказки активизирует внимание детей. Сначала дети предлагали простейший сюжет из нескольких предложений. Например: как мальчик Степа пошел в лес за грибами и заблудился. Затем педагог обращается с просьбой закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Если возникают трудности, можно помогать ему наводящими вопросами: «Что увидел мальчик? Что он собирал? Что могло случиться с ним в лесу? Кто мог помочь Степе выбраться из леса?». Затем мы устроили конкурс разных вариантов окончания сказки, после чего был выбран лучший вариант. Такой план сочинения сказки позволил нам совместно с детьми сочинить ряд коллективных сказок на тему: «Чудеса на лесной полянке», «Путешествия осени», «Сказка о плохом человеке» и др. Далее чтобы поддержать интерес к сказкосочинительству у остальных детей, мы предложили придумать свои авторские сказки.

На третьем этапе , в ходе свободной, игровой деятельности дети предлагали детям свои варианты развития сюжета сказки на разные темы или ее примерный план: придумать зачин, кульминацию, концовку, нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т.д.); определить его характер, мотивы и цели поступков; решить, в какую ситуацию его поместить (выбор места действия); описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате какого действия). Затем подводится итог: как изменился герой и придумывается название сказки. Со слов детей мы от руки записывали содержание авторских сказок, сочинённых детьми, рассказывали их. Затем отобрали самые интересные из них, по мнению детей и решили что, чтобы наши сказки узнали, прочитали и услышали другие дети, их нужно оформить в книгу.

Поэтому на четвёртом этапе нами был составлен план действий: познакомить детей со структурой книги, выбрать технику оформления рисунков, познакомить с иллюстрациями художника Ивана Яковлевича Билибина, в соответствии с этим познакомить детей с буквицей.
В результате НОД на тему: «Как появилась книга», «Книга – лучший друг» дети познакомились со структурой книги (обложка, титульный лист, страницы с текстом и рисунками, оформленными художниками), познакомились со сказками, которые проиллюстрировал художник И. Я. Билибин, узнали о способах оформления рисунков и рамок на страницах книг в изобразительной технике «лубок» - грубоватый штрих, яркая раскраска, круги, штриховка. Нам самим было интересно изучить эту технику изображения, однако поначалу было не очень-то понятно, но в ходе проведённых консультаций с педагогами, семинара-практикума, мы расширили свои представления и овладели элементами и способами изображения в технике «лубок», а потом уже пробовали с детьми оформлять рисунки в технике «лубок», предварительно выбрав форму рисунка (круглая, овальная, прямоугольная), используя при этом нетрадиционные техники рисования – гелевыми ручками, цветными мелками, простыми и цветными карандашами.

Ребята помогали своим любимым сказочным героям, выполняя для этого различные рисунки и графические работы, после чего рассматривали все рисунки с детьми и выбирали самые яркие, красочные. Обратили внимание детей на то, что название сказки на обложке книги оформлено буквицей, а также и текст сказки на первой странице начинается с буквицы. Для начала мы сами изучили материал о буквице в интернете, прослушали консультации педагогов на эту тему, а потом уже объяснили детям, что такое буквица и предложили изобразить буквы в технике «лубок». Сначала дети просто простым карандашом придумывали эскиз буквицы, рисовали буквицу в своих именах, а потом украшали их цветными мелками и карандашами, а также гелевыми ручками элементами «лубка». А с каким интересом дети лепили буквицы из солёного теста, придумывая различные элементы украшения буквицы.

Большой интерес вызвала игра «Изобрази букву», в ходе которой дети движениями должны были какую-либо букву, а остальные дети отгадывали и называли букву, отыскивали её на столе и красочно раскрашивали. Дети с большим удовольствием совместно с педагогом старательно оформляли каждую страницу будущей книги.

Работу по сочинительству детьми сказок мы проводили в тесном контакте с родителями: проводили консультации по темам: «Сочиняем сказочные истории вместе с детьми», «Воспитание сказкой», устраивали выставки совместного творчества родителей и детей, например, «Добрые сказки, яркие краски», «Как мы читаем дома». Родители принимали активное участие в изготовлении книги – печатали тексты сказок.

В результате такой совместной деятельности у нас получились замечательные книги с авторскими сказками, такие как «Сказка о капризной принцессе», «Как зверята тучку искали», «Полинка и Дружок», «Сказка про звёздочку», «Облачко и Солнышко», «Сказка про снег», на титульном листе которых дети, совместно с педагогом написали фамилии авторов книги и художников, принимавших участие в оформлении книги.
Особенно хочется выделить авторов сказки, а также художников – оформителей Малышеву Машу и Абросимову Полину, которые наиболее удачно подобрали цвета, использовали перспективу в рисунке, располагая изображения предметов вблизи и вдали, смогли передать характер, настроение героев сказки.

На своем опыте мы убедились, что сочинительство сказок на свободную тему - вершина словесного творчества детей. С помощью методики «Карты Проппа» они способны самостоятельно придумать сказку, название к ней, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку, используют свой жизненный опыт, передавая его в связном повествовании. При этом у детей формируются способности понятно, четко, последовательно излагать свои мысли.

В заключение хотим отметить, что опыт сказкосочинительства по методике «Катры Проппа» оказал благотворное влияние на развитие детей. Родители отметили, что дети стали более заинтересованно слушать сказки, делать выводы, понимать смысл и поступки героев. Творчески подходят к рисованию, умеют использовать в рисунках разные техники рисования. С удовольствием рисуют восковыми мелками, акварелью, карандашами и т.д.

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. Сказки позволяют развивать творческие способности, т.е. способность удивляться и познавать, способности находить решение в нестандартных ситуациях. Сказки помогают развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим.

Как архитектурные утопии помогают развиваться городам


На днях в Центральном доме архитектора состоялась лекция ведущего отечественного архитектора-футуролога Артура Скрижали-Вейса, где он рассказал о значении вымышленных проектов в развитии мировой архитектуры.


С древних времен люди пытались представить образы идеальных городов будущего. Многие идеи с позиций сегодняшнего дня могут казаться примитивными, но когда-то они поражали воображение людей. Со временем проекты архитекторов-футурологов становились все сложнее и детальнее, постепенно фантазии художников превратились в двигатель архитектурного прогресса. Архитектурные шедевры, которыми сегодня восхищается весь мир, могли бы не появиться на свет, если бы не было тех, кто занимался архитектурным фантазированием.


Современные архитекторы признаются, что неоценимое влияние на формирование их профессионального восприятия оказало творчество Джованни Пиронези, Антонио Сант-Элиа, Питера Брейгеля-старшего, Этьена-Луи Булле, Якова Чернихова и многих других архитекторов-фантастов. Как говорит Артур Скрижали-Вейс, произведения архитектурной фантастики побуждают общество к смелым размышлениям и поиску новаторских образов.



Питер Брейгель. Вавилонская башня. 1563г.



Этьен Булле. Кенотаф Ньютона. 1784г.



Архитектурные фантазии Якова Чернихова в 1920-х годах...



Повседневная реальность в XXI веке




Архитектор-футуролог Артур Скрижали-Вейс:


Направление архитектурного фэнтези у меня связано с переосмыслением архитектурной классики. Историческое наследие привлекает, как гигантская творческая лаборатория, в которой я провожу свои эффективные эксперименты по созданию синтезированных фантастических сооружений. Историческая архитектура в стиле фэнтези - это не реконструкция, а воссоздание духа античного мира в невероятных формах.


Взгляд в будущее


Футурология в архитектуре - это взгляд в будущее, прогнозирование. "Нужно стараться предвидеть появление архитектурных форм, - объясняет Артур Скрижали-Вейс. - Мы не просто рисуем на пустом месте то, что первое приходит в голову. Необходимо представлять и предвидеть, к чему движется общество". При создании фантастических сооружений у художника должно сложиться представление, в каком месте и в каком времени находится воображаемый проект, кто в нем будет жить (пусть персонажи тоже будут придуманными). Необходимо определить функции проектов, конструкции должны быть правильно рассчитаны, изображены в пропорциях, приближенных к реальным. Нужно выстроить для них причинно-следственную связь, тогда это будет интересно и полезно.


По словам архитектора, даже в сказочные "бумажные" проекты необходимо закладывать использование современных технологий. В том числе при переосмыслении каких-то концепций старых авторов, которые вдохновляют их современных последователей. "Техногенная эстетика продиктована новыми открывающимися возможностями, - рассказывает архитектор. - Города и сооружения в воздухе, на воде, под водой, под землей и в космосе".


Прикладное значение


Кто-то скажет: архитектурная сказка - и не более. Однако проекты футурологов зачастую имеют прикладной смысл. Скажем, та же Москва - это в некотором роде воплощение представлений древних философов и художников о "городе-Солнце". В далеком прошлом появились проекты небоскребов, освоения подземных пространств, намывных островов, которые сегодня - обычная вещь. По словам Артура Скрижали-Вейса, футуристическая архитектура в качестве научно-фантастических архитектурных концептов, выходящих за рамки сегодняшнего дня, должна иметь прикладное значение. Ее создание вызвано желанием создавать образы, которые смогут формировать новые тренды и векторы развития глобальной архитектуры. Это некий путь, который поможет найти оптимальные интересные решения для сооружений будущего, это универсальные зрительные коды, которые имеют возможность сбываться при определенных условиях. "Например, если я создаю дома-амфибии для климатических беженцев, я же пока точно не знаю, насколько и в какие сроки поднимется Мировой океан, - говорит архитектор. - Но то, что катаклизмы происходят и их темпы будут со временем нарастать, уже всем очевидно. Поэтому некий смысл в создании таких проектов "впрок" определенно существует".


В то же время в мировой практике пока нет как таковых реализованных проектов, которые можно было бы четко отнести к стилю фэнтези. Этот архитектурный жанр не используют для реального строительства. Им вдохновляются, черпают новые художественные образы. На сегодняшний день футуристическую архитектуру активно используют в Голливуде, выстраивая мощные виртуальные миры, используя новые компьютерные технологии. Достаточно вспомнить "Звездные войны" Джорджа Лукаса.


Если вернуться в наше настоящее, то представляется, что возможности по внедрению идей-фантазий в конкретные проекты во многом определяются смелостью архитектора, инвестора и властей, их готовностью отойти от устоявшихся норм и традиционных представлений.


Архитектурные фантазии Артура Скрижали-Вейса









Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кадуйская средняя школа №1 имени В.В. Судакова»

Проект по литературному чтению:

«Легко ли быть сказочником?»

Работу выполнили:

учащиеся 4 «б» класса:

Фоменко Алена,

Ушнурцева Диана,

Тарасенко Дима,

Смирнова Елена,

Никанова Анастасия.,

Карпова Полина,

Ермолаев Максим,

Горбунков Никита

Руководитель проекта:

Берсенева Т.Г.,

учитель начальных классов

Кадуй.2017 г.

1.Введение_________________________________________________стр

2.Основная часть____________________________________________стр

2.1. Теоретическая часть______________________________________стр

2.2 Практическая часть_______________________________________стр

3.Вывод_____________________________________________________стр

Заключение_________________________________________________стр

Литература__________________________________________________стр

I. Введение

В программе начальной школы по литературному чтению большое внимание уделяется сказке как литературному жанру. Рассматриваются виды сказки, раскрываются законы волшебной сказки, отличительные особенности, ее структура и композиция. При изучении сказки Г-Х. Андерсена «Чайник» одно из заданий предполагало составление сказки «по аналогии». Учащиеся нашего класса были заинтересованы этим видом работы. Не секрет, что все дети любят сказки, многие их даже сочиняют, но волшебная сказка хранит в себе секреты. Мы решили, что знание этих секретов поможет составить сказку по аналогии со сказкой Г-Х. Андерсена «Чайник».

Вид проекта: творческий

Продукт проекта : книга «Наши волшебные сказки».

По количеству участников : проект групповой.

По продолжительности : краткосрочный (срок реализации 2 недели).

По характеру контактов между участниками : внутриклассный.

Цель проекта: Развитие умения выделять отличия авторской волшебной сказки от других видов сказок, составление своих сказок по аналогии со сказкой Г-Х. Андерсена «Чайник».

Задачи проекта:

Изучить особенности построения волшебной литературной сказки;

Узнать из словарей значение слова «аналогия»;

Развивать умения анализировать художественное произведение, сравнивать различный литературный материал, владеть элементарными способами получения и обработки информации, работать группами.

Создать книгу «Наши волшебные сказки».

II. Основная часть

2.1. Теоретическая часть

1. Особенности построения волшебной литературной сказки.

Литературная сказка - это эпическое произведение, созданное автором.

В ней изображаются:

Вымышленные, невероятные события и сказочные герои;

Повествование от лица рассказчика;

Он повествует о том, что видит и слышит;

Она может возникать из народной сказки, предания, поверья, саги, легенды, даже пословицы и детской песенки.

В авторских сказках отсутствует зачин, присущий фольклорным сказкам. Используются лишь элементы традиционной схемы, большое значение имеет авторская фантазия. Автор по своему усмотрению убыстряет или замедляет художественное время, передает идеи, свойственные эпохе.

Таким образом:

Литературная сказка - авторское художественное произведение, основанное на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчинённое его воле. Это фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев, произведение, в которых волшебство, чудо играют роль сюжетообразующего фактора, помогают охарактеризовать персонажей.

2. Что обозначает слово «аналогия»?

Аналогия - сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятиями. Пример: Заключить по аналогии. Провести аналогию между чем-нибудь. (Толковый словарь Ожегова.)

Аналогия -

1) Сходство, соответствие в каком-либо отношении между предметами, явлениями, понятиями.
2) Умозаключение, в котором на основании сходства предметов, явлений, понятий в каком-либо отношении делают вывод о сходстве этих предметов, явлений, понятий и в других отношениях (в логике).(Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.)

Таким образом: аналогия - это подобие предметов или явлений в каких-либо свойствах, признаках или отношениях. Создать текст по аналогии- значит используя новых сказочных героев, их жизненные истории создать новый текст, поддерживая главную идею, мысль авторского текста.

2.2 Практическая часть.

1. Работа в группе.

Работая в группе мы продумали систему вопросов для помощи в создании сказки об обыкновенном простом карандаше:

1.Выберем простой, привычный предмет (н-р простой карандаш);

2.Какой у него характер (скромный, спокойный, добрый);

3.Где и с кем он живёт? (в пенале с ручкой и ластиком);

4.Как вы думаете какие его соседи?

5.Как они к нему относятся, как ему живётся с ними рядом?

6. О чём он мечтает? (быть цветным карандашом, оставить яркий след в жизни, раскрасить весь мир, завидует, что цветные карандаши живут в коробке, они братья, их много, они помогают и дополняют друг друга);

7.Какая проблема у карандаша? (он не верит в себя);

8.Кто ему может помочь? (старая ручка, у которой уже кончается паста, разоткровенничалась с карандашом);

9.Какие она могла дать ему советы? (загляни поглубже в себя, у тебя тонкий ум, только нужно постоянно его оттачивать, у тебя доброе, мягкое сердце, ты поможешь любому человеку сделать пробный рисунок, пометку. Каждый человек может ошибаться, а ты позволяешь исправить эту ошибку незаметно для окружающих. Неважно как ты выглядишь, в какой ты одежде, главное, что у тебя внутри);

10.Концовка сказки (так прожил карандаш в пенале долгую жизнь. он был в руках художника, архитектора, школьника. Служил людям до самой старости, его сточили уже так, что удержать его теперь могла только детская рука, Которая чертила какие-то наброски на листе, но он был счастлив, что оставляет след в этой жизни, приносит пользу и позволяет исправлять чужие ошибки.

После групповой работы мы самостоятельно подготовили сказки, которые и послужили нам для создания книги «Наши волшебные сказки».

2. Индивидуальная работа. Создание сказок.

Садовый гномик.

В одном саду старого садовника был гномик, да не простой, а садовый. Гномик был застенчивый и скромный. Вот как-то раз он думает:

Вдруг дождь и ветер испортят меня и я стану не нужным? Наверно люди выбросят меня, ведь я создаю красоту и нужен только для этого!

Но старая роза ответила своему другу: -Не беспокойся! Это мы завянем и нас срежут садовыми ножницами, а ты простоишь много лет, ведь у тебя такая красная шляпка, что так и хочется смотреть на неё. Гномик задумался. Он решил, что роза действительно в чем-то права. Ведь ему совсем немного лет и он ещё долгое время будет украшать цветник и защищать его от маленьких птичек. А ведь для него было так важно - приносить пользу и быть нужным садовнику.

Горбунков Никита.

Золотая рыбка.

Жила-была золотая рыбка. Жила она в аквариуме, вместе с другими рыбками. Она любила хвастаться перед другими своей красотой и умением великолепно держаться на воде. А про то, что если на неё долго не будет попадать свет и она побледнеет, совсем позабыла. Вот однажды в аквариум привезли скалярию по имени Призрак. Она любила темноту и поэтому включать свет стали редко. Золотая рыбка начала бледнеть. Сначала она расстроилась, а потом узнала, что может светиться в темноте и осталась любимицей хозяев.

Ермолаев Максим.

Плюшевый зайчик.

Жила- была девочка Марина. Была у неё любимая мягкая игрушка. Зайчика звали Пушистик. Играла Марина с Пушистиком целый день. Но на день рождения ей подарили мягкую игрушку. Это была прехорошенькая коричневая собачка. И девочка забыла про зайчика. Но однажды к девочке пришли подружки и случайно разорвали собачку. Девочка сильно плакала и вспомнила про зайчика, который пылился в коробке с другими игрушками. Марина стала искать его, зайчишка лежал на самом дне коробки. Девочка попросила прощения у своей любимой игрушки и больше уже никогда с ним не расставалась.

Карпова Полина.

Золотистый галстук.

Жил-был гордый галстук. Он хвастался своей красотой перед другими галстуками, которые висели в шкафу. Ведь хозяин надевал их гораздо реже! А вот золотой галстук часто вместе с хозяином посещал разные важные мероприятия и праздники. Но однажды хозяин купил себе новый галстук и больше уже не вспоминал о старом, золотистом. Вот тут-то галстук и обиделся, ведь он считал себя самым красивым! Прошло три месяца и хозяину надоел старый галстук. Он вспомнил о своем любимом золотистом галстуке. На свадьбу своей старшей дочери хозяин выбрал старый золотистый галстук. Он даже разговаривал с ним как со старинным приятелем. Конечно галстук простил его, ведь он опять стал нужен своему хозяину. А главное для вещи- приносить радость и быть нужным людям.

Никанова Анастасия.

Старая шариковая ручка.

Жила-была ручка. Её купили в магазине. Как-то раз в ней закончилась паста. И стала думать ручка:

Выбросят ли меня и купят новую, яркую и совсем не погрызенную шаловливым щенком? А может быть купят пасту, чтобы я смогла снова писать, ведь я пишу очень красиво и без ошибок? Ручка долго думала и решила узнать мнение карандаша. Она очень боялась, что он посмеётся над ней, ведь они не были друзьями.

Как ты думаешь, что со мной будет?

Карандаш ей ответил:

Не переживай! Ты очень красивая! Ты у девочки Леночки самая-самая любимая!

Три дня они переживали, ведь они не знали, как сложится судьба старой ручки. А на четвертый день Леночка купила новую пасту для своей любимой ручки.

Шариковая ручка была счастлива. Ведь она снова нужна своей юной хозяйке! Да и жизнь теперь не казалась ей такой одинокой, ведь у неё появился друг-карандаш.

Смирнова Елена.

Старая кукла.

Жила-была девочка и была у неё любимая кукла Алёнушка. Шли годы, эта девочка выросла и родилась у неё своя дочка. Мама подарила Алёнушку своей дочке, она с ней все время играла. Но на день рождения девочке подарили новую куклу Барби. А Алёнушку посадили в угол и все про неё забыли. Обидно было Алёнушке! Однажды к девочке в гости пришли подружки и случайно сломали новую куклу. Долго плакала маленькая девочка. Как вдруг мама опять принесла ей Алёнушку. С тех пор девочка никогда больше не бросала свою любимую старую куклу. Она причёсывала её, одевала, мыла, шила ей прекрасные наряды. А Алёнушка нисколько не обижалась на свою хозяйку, она снова была самой счастливой куклой в мире!

Ушнурцева Диана.

Старый друг.

Жил-был плюшевый мишка. Он был старый. Через ветхую, истертую ткань виднелись опилки. Одно ухо у мишутки было оторвано, и с ним давно уже никто не играл. А рядом с ним сидел новенький, красивый медведь. Его подарили девочке Марусе на Новый год. Он пел песенки на английском языке и читал сказки. Маруся целый день играла с новой игрушкой. Напротив старого мишки сидела его добрая приятельница собака по кличке Баранка. Она очень печалилась и думала, что о старых игрушках уже никто не вспомнит. Однажды старый мишка упал с полки. Девочка заметила это. Оказалось, что у медведя оторвалась лапа. Братишка велел выбросить мишутку на свалку. Марусе стало до слез жаль старого друга. Она отнесла его маме. Мама вспомнила историю своего детства. Ведь она так долго играла с этим мишуткой. Было время, когда они не расставались ни на минуту! Вместе мама и дочка починили игрушку. Теперь девочка не делит игрушки на старые и новые. Ведь так замечательно, когда тебя окружают старые добрые игрушки-друзья!

Фоменко Алена.

Жил-был пылесос. Жил он среди других бытовых приборов. Он считал себя самым полезным и незаменимым. Он хвастался своей длинной трубой и пластмассовыми колёсиками. Но однажды, когда мама пылесосила ковер, отключили электричество. Что-то где-то замкнуло и, неожиданно для себя, пылесос сломался. Хозяйка решила не тратить денежки на ремонт и купила себе новый современный агрегат. Старый пылесос муж хозяйки отвез на свалку за город. Пылесос грустил, переживал. Он стал ржаветь и чуть окончательно не упал духом. Но однажды его облюбовала дружная мышиная семья. Теперь в пылесосе живут мышки. Старый пылесос перестал грустить - ведь он опять приносит пользу. Как хорошо, когда у старой вещи появляется вторая жизнь!

Тарасенко Дмитрий.

3. Индивидуальная работа.

Иллюстрирование своей сказки. Создание книги с рисунками авторов.

3. Вывод

В ходе работы над проектом изучили особенности построения литературной сказки, узнали из словарей значение слова «аналогия».

Проанализировали сказку Г-Х. Андерсена «Чайник», составили вопросы-помощники для сочинения сказки на примере истории про простой карандаш;

Закрепили умение работать в группе, создали сказки и проиллюстрировали свои произведения;

Выполнили презентацию для представления своей работы, оформили книгу «Наши волшебные сказки»;

Сделали вывод, что настоящим сказочником быть нелегко, нужно сделать сказку интересной, доступной для детей, поучительной. Не зря А.С. Пушкин сказал: «Сказка ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам урок»;

Заключение

Сказки создавались авторами для детей и взрослых. Они очень любимы не только детьми, но и взрослыми. Ведь в них и развлекательный характер, и особый тон, и веселое сочетание слов, и выдумка, и насмешка, которые делают сказки интересными. Они помогают различать правду от лжи, выявлять людские пороки, открывать мир чудес. В каждой сказке добро побеждает зло. Сказка учит смелости, доброте, справедливости и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений; просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. Сказка обладает целебными свойствами. Мы многому научились у сказочных героев.

Литература

1.Г-Х. Андерсен «Чайник» (уч. «Литературное чтение», авт. Л. Климанова, В. Горецкий, изд. «Дрофа» -2011г, 4 класс)

2.С. Ожегов «Толковый словарь русского языка. 100000 слов, терминов и выражений», Издательство: «АСТ», «Мир и Образование» 2016 г.
3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный - М.: Рус. яз. 2000.- в 2 т.- 1209 с. - (Б-ка словарей рус. яз).

Елена Дремова
«Я - архитектор». Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с архитектурой

Тип проекта – информационно-исследовательский – творческий.

По характеру содержания – включают ребенка, общество и культуру.

По характеру контактов – внутри одновозрастной группы, в контакте с семьей.

Количество участников – фронтальный.

По продолжительности – долгосрочный.

Цели: Воспитание интереса и любви к родному краю. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей через знакомство с историческими ценностями мировой архитектуры. Развитие пространственного мышления, познавательных и творческих способностей у детей. Преодоление стереотипности в художественно-творческой деятельности ребенка, разрушение застывших шаблонов, умение анализировать и мыслить самостоятельно. Развитие графических и художественных навыков, мелкой моторики, аккуратности и усидчивости у детей старшего дошкольного возраста. Развить уважительные взаимоотношения между родителями и детьми, сблизить детский сад и семью.

Задачи :Познакомить детей с историй развития строительства домов с древних времен и до наших дней.

Рассмотреть особенности конструкций домов в зависимости от природных условий.

Учить видеть облик своей улицы, города и района.

Видеть особенности зданий, их назначение, форму окон, дверей и балконов.

Учить сравнивать старинные и современные здания, видеть их различия.

Выделять в украшении зданий витражи, мозаику, фрески, барельефы.

Выделять средства выразительности архитектуры (масштабность, пропорциональность, фактуру, цвет, освещенность).

Познакомить детей со строительными профессиями, строительными материалами (глина, дерево, стекло, металл, камень).

Выделять элементы сказочной архитектуры (избушка, терем, дворец).

Отражать в рисунке, аппликации здания современные, старинные, сказочные.

Изготовление собственного макета здания.

Перспективный план работы по ознакомлению детей с архитектурой

1. Тема «Разные дома»2. Тема «Строительные профессии»3. Тема «Архитектура родного края»4. Тема «Архитектура моего города – Москвы»5. Тема «Удивительные дома мира»

Тема: Разные дома» – уточнить представления детей о том, что жилые дома бывают разными. Учить определять, что общего у всех домов, чем они отличаются. Учить рисовать детей разные дома, передовая форму дома, окон, дверей, их пропорции, выбирая цвет. Путем сравнения показать детям, как художники по-разному передают картину городской улицы. Учить создавать композицию современной городской улицы, по-разному изображая дома, закреплять знания основных частей дома. Сформировать понятия о том, что архитекторы создают разного типа сооружения.

Тема: Строительные профессии - воспитывать уважение и интерес к строительным профессиям. Познакомить детей с разными строительными материалами (дерево, глина, стекло, камень, кирпич, бамбук, металл).

Тема «Архитектура родного края» - познакомить детей с архитектурой Древней Руси (деревянная, каменная, предметами быта, профессиями (зодчий, кузнец, плотник). Способствовать созданию детьми собственного образа русской избы. Учить детей в сооружении построек проявлять творчество и фантазию

Тема: «Архитектура Москвы» - познакомить детей с историей Древнего Кремля. Сформировать представления о древнерусской архитектуре. Храмовое зодчество. Современная Москва. Развивать творческие способности детей.

Тема ««Удивительные дома мира» – расширить представления о мире и народах его населяющих. Показать разнообразие архитектурных стилей, характерные средства выразительности.

Работа с родителями:

1. Экскурсии «Мой район», «Кремль», «Музей Москвы».2. Выставки поделок «Дворец для Золушки», «Замок Змея Горыныча», «Солнечный город».3. Фотовыставка «Удивительные дома», «Моя Москва».4. Досуг - игра «Построй дом»5. Информационный стенд «Памятники архитектуры Москвы»