Введение регионального компонента в учебный процесс: Учебное пособие. Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество(обзор)

Название ОУ: МКОУ «Радюкинская основная общеобразовательная школа»

Предмет: литература

Форма урока: урок с применением опорной схемы

Тема урока: «Шинель». Образ «маленького человека». Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире.

Цели урока:

Проследить творческую эволюцию произведения: от источника – к замыслу произведения;

Ход урока.

Организация класса. Работа с повестью «Шинель».

а) Сообщение задач урока: проникновение в творческую лабораторию автора, определение авторской позиции к изображаемому.

б) Сообщение учащегося. (Учащийся рассказывает , который послужил источником написания повести «Шинель»:

«Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот (под словом «анекдот» тогда разумели истинное, чем-то любопытное происшествие) о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей.

Необычайной экономией и усиленными трудами в часы, свободные от службы, скопил он немалую по тем временам сумму в 200 рублей. Именно столько стоило лепажевское ружьё. (Лепаж был искуснейшим оружейным мастером того времени), предмет зависти заядлого охотника.

Наступил долгожданный час. Счастливый обладатель только что купленного ружья выплыл на лодочке в Финский залив, предвкушая богатую добычу. Каков же был его испуг, когда обнаружилось, что ружьё, которое он бережно положил на носу, чтобы не упускать его из виду, - исчезло. Очевидно, его стянуло в воду густым камышом, сквозь который пришлось продираться.

Как он мог хоть на миг выпустить из поля зрения свою драгоценность? По его собственным словам, дорвавшись наконец до исполнения заветнейшего желания, он «находился в каком-то самозабвении».

До позднего вечера он пытался отыскать ружьё. Шарил по дну в тростниковых зарослях, совершенно выбился из сил но все поиски были тщетны. Ружьё, из которого он не успел сделать ни единого выстрела, навеки было похоронено на дне Финского залива.

Чиновник возвратился домой, лёг в постель и уже не встал: его схватила жестокая горячка. Сослуживцы пожалели его и в складчину купили ему новое ружьё. Так, «возвращён он был к жизни, но о страшном событии он уже не мог никогда вспоминать без смертельной бледности на лице».

Слушателей позабавил случай с незадачливым охотником. Все смеялись.

В с е, и с к л ю ч а я Г о г о л я».

в) Вопрос учителя:

Итак, в основу повести лёг анекдот, услышанный Гоголем. Что изменил автор, работая над повестью, что решил оставить? (пропажа вещи, лишения, связанные с накоплением для приобретения вещи, болезнь героев).

Одновременно с анализом произведения составляется опорная схема:

АНЕКДОТ ПОВЕСТЬ

ружьё пропажа шинель

роскошь болезнь необходимость

возвращение к жизни смерть

ТРАГЕДИЯ «МАЛЕНЬКОГО

ЧЕЛОВЕКА»

Вопросы для анализа.

В анекдоте или в повести ситуация более драматичная? (ружьё – роскошь, шинель – необходимость в условиях суровой зимы: « есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз…» Он раздает «такие сильные и колючие щелчки без разбору по всем носам, что бедные чиновники решительно не знают, куда девать их…»). Охарактеризуйте главного героя повести: кто он, чем занимается, каков круг его интересов, как относятся к нему окружающие? (нищета, забитость, приниженность: «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приёмную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически… Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия… сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом.») Гоголь не сразу дал фамилию Башмачкин своему герою. В черновиках можно встретить фамилии Башмакевич, Башмаков. Почему автор остановился на фамилии Башмачкин? (уничижительная фамилия подчёркивает ничтожность, незначительность героя). Интересна этимология имени Акакий: с греческого «человек, делающий добро». Был ли таким человеком этот герой? (Он просто не делал зла) А есть ли в повести ещё герой, которому Гоголь уделяет большое внимание? (Конечно же, шинель! Она обставлена множеством деталей. Автор не скупится на подробности, подмечая малейшую мелочь, касающуюся шинели, дорожа каждой. Гоголь внушает читателю, что погружение в эту кучу мелочей вовсе не мелочность. Речь идёт о деле безмерно важном. жизненно важном) В чём причина смерти Башмачкина, кто непосредственно виноват в ней? Почему Гоголь не даёт имени значительному лицу? Есть ли в повести слова, непосредственно выражающие позицию автора, его отношение к герою? («Я брат твой»).

Подведение итога работы: делается вывод о том, что автор показал трагедию «маленького человека», поведав читателю о, казалось бы, совсем неинтересном, не стоящем внимания. «Гоголь не приукрашивает своего героя, чтобы возвысить его до себя. Но и не возвышается над ним. Чем неказистее герой, тем острее горькая жалость к нему и ему подобным, тем повелительней завет человечности».


Введение регионального компонента в учебный процесс В данный раздел в рамках регионального компонента следует включить отрывок из «Повести временных лет». «Повесть вре- менных лет» - общерусский летописный свод, составленный в Киеве во 2-м десятилетии XIв. Нестором, самый ранний русский источ- ник, в котором говорится о мордве и её расселении («...а по Оце реце, где потече в Волгу же, Мурома язык свой, и Черемиси свой язык, Мордъва свой язык»). Для национальных мокшанских и эрзянских школ республики подготовлены и изданы учебные пособия по мордовскому фольклору. Для эрзянских школ - «Пингеде пингес кандозь вал», (автор- составитель Л.В.Седова). На русском языке подготовлено такое же пособие - «Родники народной мудрости», (автор - составитель Л.В.Седова). Это издание вбирает в себя все жанры мордовского фольклора. Предисловие, краткая характеристика каждого жанра, наиболее яркие образцы произведений, вопросы и задания к темам, а также толкование устаревших и малопонятных слов и вы- ражений помогут учителю более полно представить богатство на- родной поэзии. Николай Васильевич Гоголь (7 ч). Слово о писателе. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. По- теря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в хо- лодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, об- ладающего духовной силой и противостоящего бездушию об- щества. Роль фантастики в художественном произведении. «Мертвые души» - история создания. Смысл названия по- эмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков – «подлец-приобретатель» - новый герой эпохи. Теория литературы. Развитие понятий о литературном ти- пе, о сатире. Образ-символ (начальные представления). Из мордовской литературы. Василий Максимович Коломасов – жизнь и творчество писа- теля. История создания романа «Лавгинов» - первого сатирико– юмористического произведения в мордовской литературе. Художе- ственное решение социально–нравственных проблем мордовской де- ревни 30 – 40 годов XX века. Роль жанра сатиры в раскрытии образов 21 Введение регионального компонента в учебный процесс Лавгинова, Насти, Прокопыча, Егора Кирилловича, Лизы, Феди и других. Художественная ценность романа. 10 класс Николай Алексеевич Некрасов (4 ч). Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литератур- но-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с ро- мантиками и переход на позиции реализма. Прозаизация ли- рики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и в деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Инто- нация плача, рыданий, стона как способ исповедального выра- жения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героиче- ское и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психо- логизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформен- ная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое много- образие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема со- циального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольк- лорное начало в поэме. Особенности поэтического языка. Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки…», «Душно! Без счастья и воли…», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро…», «Музе». Поэмы: «Де- душка», «Кому на Руси жить хорошо». Теория литературы. Понятие о народности. Фольклоризм художественной литературы. Стиль как выражение художест- венной мысли писателя. Из мордовской литературы. Вклад Дмитрия Ивановича Малышева (Морского) в зарожде- ние и развитие мордовской литературы. Идейно-эстетические по- иски поэта в начале творческого пути. Личное знакомство и влия- ние на Д. Малышева идеалов С. Есенина, Б. Пастернака, В. Маяков- ского, В. Брюсова и других. История псевдонима Д.И. Малышева. По- иски творческого кредо. Приверженность Д. Морского к имаженизму. Поэтические посвящения С.А.Есенину. Поэма «Нувази» - попытка создания авторского поэтического ге- 22 Введение регионального компонента в учебный процесс роического эпоса. Национальные черты и интернациональный пафос в изображении главных героев произведения. Поэма «Ульяна Соснов- ская» - о тяжёлой доле сельской женщины в мордовской семье XIX ве- ка. Уместное использование в произведении особых жанров фолькло- ра – плачей, причитаний. Фольклорные традиции в поэзии Н.А. Некрасова и Д. Морского Антон Павлович Чехов (10 ч). Жизнь и творчество. Сотруд- ничество в юмористических журналах. Основные жанры – сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изо- бражения «маленького человека» («Смерть чиновника», «Тол- стый и тонкий»). Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов («Хирургия», «Злоумышленник», «Унтер Пришибе- ев» и др.). многообразие философско-психологической про- блематики в рассказах зрелого Чехова («Скучная история» и др.). Художественный объективизм Чехова («Враги», «Имени- ны», «Гусев» и др.). Темы настоящей правды, социального и философского безумия («Дуэль», «Палата №6»), конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего – предметы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О люб- ви», «Ионыч», «Учитель словесности» и др. Драматургия (одна пьеса по выбору: «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня» или «Вишневый сад»). «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хо- зяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комиче- ских персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, символика цвета, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для рус- ской и мировой литературы. Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: «открытые финалы», «музыкальность», «поэтичность», психологическая и символическая деталь. Уг- лубление понятия о драматургии. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Соче- 23 Введение регионального компонента в учебный процесс тание лирики и комизма. Из мордовской литературы. Григорий Яковлевич Меркушкин – известный мордовский дра- матург. Идейно-художественное содержание пьесы «Сенем вал- да»(«На рассвете»), морально–этические и нравственные проблемы произведения. Главный герой - ветеран Великой Отечественной вой- ны, профессор Михаил Тумов. Историко–биографическая пьеса «Поэтть тяштец»(«Звезда по- эта»), посвящённая жизни и творчеству зачинателя мордовской литературы Захара Федоровича Дорофеева. Система образов произ- ведения – известные мордовкие личности М. Евсевьев, Л. Кирюков. Вклад Г.Я. Меркушкина в развитие мордовской культуры и литера- туры. Александр Иванович Пудин. Жизнь и творчество писателя. Драма «Орда» раскрывает серьёзные проблемы отношений молодёжи к сложившейся ситуации в современном обществе. 11 класс Новокрестьянские поэты (обзор) (2 ч.). Николай Клюев. Стихотворения по выбору учителя и уча- щихся. Поэмы: «Погорельщина», «Песнь о Великой матери». Сергей Клычков. Стихотворения. Петр Орешин. Стихотворе- ния. Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии. Активизация интереса к художественному богатству славянско- го фольклора, наследию древней русской книжности. Группа «Краса». Н. Клюев и А. Блок. Полемика новокрестьянских по- этов с пролетарской поэзией, художественные, социальные и идейно-нравственные аспекты этой полемики. Теория литературы. Провидческая функция поэзии. Фольклоризм поэзии (закрепление понятия). Сергей Александрович Есенин (5 ч). Стихотворения: «Русь», «Песнь о собаке», «Я покинул родимый дом», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Персидские мотивы». Поэмы «Анна Снегина», «Черный человек». Из мордовской литературы. Своеобразие поэзии Александра Макаровича Доронина. По- этический сборник «Одкс пингонь валда»(«Свет молодости»). Лю- 24 Введение регионального компонента в учебный процесс бовь к малой Родине, светлые воспоминания, связанные с родными местами, дорогими сердцу каждого человека. Традиции С.А. Есенина в ранней поэзии Виктора Александро- вича Гадаева. Поиски новых типов формы и содержания в первых сборниках стихов («Вечная мельница» (1969), «Свет отчего до- ма»(1972), «Праздники сердца»(1975). Свод поэм о самых ярких художниках земли (трехкнижие «Озаренная жажда»(1986), «Прозрение»(1989), «Жемчуг иска- ний» (1993)). Радость бытия, высокий идеал любви и способы передачи автор- ской позиции (на примере сборника стихов «Любви высокая звез- да»(1983). Литература 50 – 90 годов (обзор). Валентин Григорьевич Распутин «Последний срок», «Про- щание с Матёрой», «Живи и помни» (по выбору) Нравственное величие русской женщины, её самоотвержен- ность. Связь основных тем романа «Живи и помни» с традиция- ми русской классики. Из мордовской литературы. Жизнь и творчество Григория Ильича Пинясова. Сборник «Жаркое лето». Предательство Родины, дезертирство и раскаянье – вопросы, над которыми предлагает задуматься писатель. Проведение урока по повестям В. Распутина и Г. Пинясова может быть осуществлено в различной форме: читательская конференция, диспут и т.д. Возможна творческая встреча с пи- сателем Г. Пинясовым. Отдавая дань традициям классического образования, можно провести интегрированные уроки по изу- чению творчества В. Распутина и Г. Пинясова. Тема урока: « Тематика и проблематика произведений В. Распутина «Живи и помни» и Г. Пинясова «Жаркое лето» Цели урока: 1. Раскрытие своеобразия творчества мордовских писателей в процессе сопоставления с произведениями русской литературы. Знакомство учащихся с творчеством В. Распутина и Г. Пинясова. 2. Развитие умений анализа эпизода на примере произведе- 25 Введение регионального компонента в учебный процесс ний русских и национальных писателей. 3. Воспитание чувства долга, ответственности перед общест- вом за свои поступки. План урока: - слово учителя (краткие биографические сведения о писателях В. Распутине и Г. Пинясове, общность и различия их творчества); - сопоставительный анализ произведений «Живи и помни» и «Жаркое лето» (анализ эпизодов); - комментированное чтение отрывков произведений. Ход урока. Вступительное слово учителя: 1.Тема Великой Отечественной войны актуальна и в русской, и в национальной литературе. В произведениях известных пи- сателей глубоко анализируется психология геройства и преда- тельства, главные герои представляются читателю в ситуации исканий, проб, ошибок. Таковыми являются повести В. Распу- тина «Живи и помни» и Г. Пинясова «Жаркое лето». Преда- тельство Родины, дезертирство и раскаянье – вопросы, над ко- торыми предлагают задуматься писатели. На примерах произ- ведений русской и национальной литературы, которые объе- динены общей тематикой, поразмышляем мы с вами. 2. Биографические сведения о В. Распутине и Г. Пинясове. Распутин Валентин Григорьевич (15.III.1937, пос. Усть–уда Усть-Удинского р-на Иркутской обл.) – прозаик. «Родился я в трехстах километрах от Иркутска, - рассказыва- ет писатель, - в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я – коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьян- ствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал… Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управля- лась с делами и семьей, - ей забот, сколько помню, всегда хвата- ло» (Вопросы литературы. – 1976. - №9). Детство Распутина прошло в низовьях Ангары, в небольшой деревне Атланке, ко- торая впоследствии была перенесена на берег Братского моря. С 1944 по 1948г. учился в Атланской начальной школе, с 1948 по 1954г. учеба на историко-филологическом факультете Иркут- ского университета. В 1955 г. познакомился с А. Вампиловым, 26 Введение регионального компонента в учебный процесс будущим драматургом, с которым его связывали близкие дру- жеские и творческие отношения. 30 марта 1957 г. в газ. «Совет- ская молодежь» появилась первая публикация Распутина – «Скучать совсем некогда». В 1974г. в журнале «Наш современ- ник» (№10, 11) была напечатана повесть Распутина «Живи и помни» - одно из лучших произведений русской послевоенной прозы. Задуманная писателем как повесть о женщине «в ее природном и нравственном целомудрии», она воспринималась критикой как произведение о войне, о дезертире, сбежавшем домой, чтобы «поглядеть» на родственников и жену. Критики даже сравнивали ее с повестями Ю. Гончарова «Дезертир» (1962) и Ч. Айтматова «Лицом к лицу» (1958). Но Распутин не уставал повторять: «Ради Настены и задумывалась эта вещь, и писалась. А для того, чтобы характер ее проявился в полную меру, пришлось искать какие-то особые обстоятельства, како- выми я посчитал историю с ее мужем. А что потребовало и в отношении к нему некоего судебного разбирательства перед приговором. Не хотелось «его мазать одной лишь черной крас- кой…» (15 встреч в Останкине. – С. 217). Характер Настены Гуськовой максимально приближен к идеальному. Она «с само- го начала мечтала отдавать больше, чем принимать, - на то она и женщина, чтобы смягчать и сглаживать совместную жизнь, на то и дана ей эта удивительная сила, которая тем удивительней, нежней и богаче, чем чаще ею пользуются», - писал Распутин. Самоотверженная, чудесная и удивительно светлая женщина поставлена жизнью в ситуацию трагического выбора, ее душа не может примирить противоположные решения: как жить по совести, вместе со всем деревенским миром, сплоченным в го- рестях военной жизни, и как сохранить верность и преданность мужу, нарушившему закон братства и товарищества и бежав- шему с поля боя. Преступление Андрея Гуськова отчуждает Настену от людей, лишает ее уверенности в настоящем, которое расходится на «от- дельные, равные, чужие друг другу куски», и даже долгождан- ный ребенок обещает ей в будущем только позор. Не умея жить без единения с общей судьбой, в разорванном мире и в измучен- ном сознании, чтобы сохранить свою душу, Настена уходит в во- 27 Введение регионального компонента в учебный процесс ды Ангары. Повесть Распутина отличают психологизм, строй- ность композиции, интонационное богатство, тональность, тон- кая метафоричность, разнообразие фольклорных и христиан- ских ассоциаций. При изучении произведения В. Распутина «Живи и помни» рекомендуем для анализа эпизод убийства Андреем Гуськовым телёнка (ХV глава, стр. 339–343). (Методика анализа эпизода: внима- тельное чтение эпизода, продумывание и мотивация его связей с пред- шествующим и последующим содержанием всего произведения, услов- ное заглавие, составление плана эпизода.) Условное заглавие эпизода Убийство Андреем Гуськовым телёнка. Предшествующие эпизоды и сцены (часть 8, стр. 239) Убийство Андреем косули; встреча с волком; «уподобление» Андрея зверю: «Страдая, что не может ничем пугнуть зверя, Гуськов приоткрыл дверь и в злости, передразнивая, ответил ему своим воем. Ответил и поразился: так близко его голос со- шёлся с волчьим. Ну, что ж, вот и ещё одна исполненная по своему прямому назначению правда: с волками жить – по- волчьи выть. «Пригодится добрых людей пугать», - со злорад- ной, мстительной гордостью подумал Гуськов. Он прислушивался к волку и с какой–то радостью, со зло- стью и нетерпением вступал сам. Зверь, где нужно, затем по- правлял его. Постепенно, ночь от ночи, Гуськов, догадавшись надавливать на горло и запрокидывать голову, убрал из своего голоса лишнюю хрипотцу и научился вести его высоко и чисто, поднимая в небо ввинчивающейся спиралью. В конце концов волк не выдержал и отступился от зимовья. Но Андрей теперь мог обходиться и без него. Когда станови- лось совсем тошно, он открывал дверь и, словно бы дурачась, забавляясь, пускал над тайгой жалобный и требовательный звериный вой. И прислушивался, как всё замирает и стынет от него далеко вокруг» (стр. 242). Последующие эпизоды и сцены (часть 18, стр. 367, 369). 28 Введение регионального компонента в учебный процесс Описание внешности Андрея после длительного пребыва- ния в одиночестве. Составление плана эпизода 1. Осознание Андреем Гуськовым цели своего появления у деревни. 2. Первоначальное отношение Гуськова к корове и телёнку. 3. Чувства, охватившие Андрея при мысли о празднике в де- ревне. 4. Месть Андрея Гуськова миру, частью которого он вынуж- ден был стать, за своё безвыходное положение. Вопросы по теме эпизода 1. Какую роль в раскрытии темы и идеи произведения игра- ет эпизод убийства телёнка? 2. Хотел ли изначально Андрей Гуськов убивать телёнка? 3. Что натолкнуло Гуськова на эту мысль? 4. Каково отношение Гуськова к увиденному в деревне? 5. Зачитайте момент, доказывающий сомнение Гуськова в правильности совершённого поступка. («Среди ночи он про- снулся от прерывистого гула, идущего от Ангары: ломало лёд. Гуськов не удивился и не обрадовался: то, что лежало в мешке, казалось, надсадило и выпростало все его чувства. Он и сейчас не знал, только ли ради мяса порешил телка или в угоду чему–то ещё, поселившемуся в нем с этих пор прочно и властно» (стр. 343). Ключевые и опорные слова Опорные слова: корова, бычок, телок, телёнок, поход, неиз- вестное ему дело. Ключевые слова: «Пригнув голову, она (корова) смотрела на него (Андрея) с прежней пристальной неподвижностью, и в её глазах он увидел угрозу – какую–то постороннюю, не коровью, ту, что могла свершиться. «… то, что лежало в мешке, казалось, надсадило и выпростало все его (Андрея) чувства». Григорий Ильич Пинясов родился 11 сентября 1944 года в селе Мордовская Поляна Зубово-Полянского района Мордов- ской АССР в семье крестьянина. После окончания школы по- ступил в Зубово-Полянское педучилище, окончил его 1969 году 29 Введение регионального компонента в учебный процесс и был приглашен в республиканскую газету «Мокшень прав- да». За 16 лет работы в газете прошел путь от ученика литсот- рудника до ответственного секретаря. Три года – с 1963 по 1966 – прослужил в рядах Советской Ар- мии, после демобилизации вновь вернулся в газету. В 1975 году окончил заочное отделение филологического факультета МГУ им. Н.П. Огарева. В 1982 году был утвержден главным редактором журнала «Мокша». В 1998 году возглавил детский иллюстрированный журнал «Якстерь тяштеня» («Красная звездочка»). Первое сти- хотворение «Ваймама шиня» («В день отдыха») напечатано в 1959 году. В 1977 году отдельным изданием выходит повесть «Ве- тецесь» («Пятый»), произведение глубоко гуманистическое, высо- кого нравственного накала. Молодой писатель сказал свое ис- креннее слово о матери, ее высоких нравственных качествах, ве- ликодушии, человеческой простоте, бескорыстии. Григорий Пи- нясов - один из первых мордовских писателей, обратившихся к новой теме – маринистике. В результате многочисленных поездок к военным морякам Черноморского флота, участия в крупных морских учениях появилась повесть «К самому теплому берегу». За последние годы проявил себя как талантливый публи- цист. Забота о возрождении мордовского народа, сохранении целостности Мордовии, борьба за спасение нравственности – вот проблемы, движущие его пером. Отдельные произведения издавались в Москве, Болгарии, в финно-угорских республи- ках. На мокшанский язык перевел пьесу финской писательни- цы Инкери Кильпинен «Белые розы на столе», пьесу венгерско- го драматурга Арпада Гёнца «Камень на камне», а также произ- ведения русских, удмуртских, чувашских, марийских писателей. Г. Пинясов - член правления Союза писателей Мордовии, член коллегии Министерства культуры РМ, представлял рес- публику во Всемирном консультативном комитете финно- угорских народов. Член Союза журналистов СССР (1967), член Союза писате- лей СССР (1982), заслуженный писатель РМ (1994), лауреат Го- сударственной премии РМ (2000). При изучении произведения Г. Пинясова «Жаркое лето» ре- 30

Цели урока: продолжение знакомства с “Петербургскими повестями” Гоголя и повестью “Шинель”; работа над понятиями “сквозная тема в русской литературе”, “маленький человек”; закрепление навыков пересказа-анализа, умения вести полемику.

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, иллюстрации Саввы Бродского к повести “Шинель”.

“Весь мир против меня: как я велик!”. М.Ю. Лермонтов. Поэма “Испанцы”

“Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите; он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое”. Н.Г. Чернышевский

“Все мы вышли из гоголевской “Шинели”. Мелькиор де Вогюэ

“Заповедь новую даю вам, да любите друг друга”.
“Возлюби ближнего твоего, как самого себя”. Библия

Слово учителя и заранее подготовленных учащихся.

В 1829-1831 годах Гоголь находился на государственной службе: служил в Департаменте государственного хозяйства и публичных зданий, а затем писцом в Департаменте уделов.

В 1842 году выходит повесть “Шинель”, завершившая цикл “Петербургские повести”.

В основу повести лег анекдот о бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который непосильными трудами и экономией скопил 200 рублей на покупку хорошего ружья. Поплыл на лодке впервые, и ружье было стянуто тростником. Чиновник схватил горячку, и только товарищами, купившими ему ружье, был возвращен к жизни. Зерно анекдота сохранилось, но изменения помогают нам понять творческое задание повести. Никто не заступился за Акакия Акакиевича: ни сослуживцы по департаменту, ни блюстители порядка - полицейские, ни “значительное лицо”. Повесть в заключение лицом к лицу сталкивает “маленького человека” с жестокой бюрократической машиной. И эта машина безжалостно давит и уничтожает его.

Гоголь изменил материал так, чтобы на первый план выступила гуманная идея. Он взял героя, занимавшего одно из самых последних мест в иерархической системе России, тишайшее и безобиднейшее существо, никогда не причинявшее никому никакого зла, покорно сносившее все лишения и насмешки, не обнаруживавшее никаких притязаний, разве что притязание на самое необходимое - на “шинель”, и то лишь тогда, когда без нее уже никак не обойтись.

И вот этого-то человека жизнь беспощадно наказывает и уничтожает, как какого-то злодея и преступника!

Работа с текстом повести.

В каком тоне в основном ведется рассказ?

Рассказ в основном ведется в шутливом тоне “болтовни”. Герой жалок, несчастен, и рассказчик, словно не замечая этого, смеется над ним. Он говорит, что чиновники, насмехаясь, отнимали “благородное имя шинели и называли ее капотом”.

Как меняется тон повествования?

Тон становится торжественным, возвышенным, речь организованной, когда Гоголь говорит о молодом человеке, которого потрясли издевательства чиновников над Акакием Акакиевичем. Он видел в гонимом и всеми презираемом существе – человека, услышал: “ Я брат твой”. Мы уже другими глазами смотрим на смешное в нем. И нам становится не по себе, что мы могли посмеяться над Акакием Акакиевичем. Целью Гоголя было – внушить раскаяние.

Что же заставило Башмачкина завести новую шинель?

“Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того… Враг этот не кто другой, как наш северный мороз…” Вся жизнь Акакия Акакиевича с тех пор, как над ним нависла угроза остаться холодной зимой при своем “капоте”, подчинена выкраиванию из скудных доходов необходимых для новой шинели денег.

Как внутренне меняется Акакий Акакиевич?

Шинель становится подругой жизни. Существование его сделалось полнее, как будто бы он женился.

Мечта о шинели пробуждает человека в Акакие Акакиевиче. Именно такой образ позволяет Гоголю провести гуманистическую мысль о живой душе, скрытой даже в самом ничтожном человеке.

Чем явилась для Башмачкина утрата шинели?

Утрата шинели явилась для Башмачкина катастрофой. “Акакий Акакиевич печальный побрел в свою комнату, и как он провел там ночь, предоставляется судить тому, кто может сколько-нибудь представить себе положение другого”.

Расскажите о попытках Акакия Акакиевича вернуть утраченную шинель.

“Значительное лицо” - сатирический образ, олицетворение власти денег, бездушия системы, неконкретный персонаж. Он, как и многие другие герои Гоголя, не плох сам по себе, “электричество чина” делает его воплощением злой судьбы Акакия Акакиевича.

Акакию Акакиевичу суждено было “на несколько дней прожить шумно после своей смерти”. Прожить? Заставить о себе говорить, “как бы в награду за не примеченную никем жизнь”. “Значительное лицо” испытывает угрызения совести после известия о смерти бедного чиновника. Он стал внимательнее к людям.

Образ бедного чиновник, “маленького человека”, сделался после “Шинели” одним из центральных в литературе 40-х годов. Достоевский, Григорович, Некрасов продолжили и развили эту сквозную тему в русской литературе 19 века.

Аналитическая работа с текстом повести “шинель”.

Для работы оформляется таблица, левая часть которой заполняется совместно, а правая – самостоятельно (с дополнениями после обсуждения).

Вопросы для анализа

В своей повести «Шинель» Гоголь обращается к теме «маленького человека». Гоголь пишет о судьбе бедного, ничем не примечательного петербургского чиновника - «вечного титулярного советника». Лишенный внешней привлекательности, Башмачкин обнаруживает ту же бесцветность и безликость и в своем речевом повелении - в его языке преобладают указательные и служебные слова: «этак», «право», «того».
У Акакия Акакиевича нет перспектив служебного роста, да он и не стремится сделать карьеру. Все его помыслы сосредоточены на переписывании - занятии, которому бедный чиновник посвящает все свое время - не только на службе, но иногда и дома. Интеллектуальные возможности гоголевского героя малы, однако он не убог, а трогателен, говорит нам автор, и заслуживает не презрения, а симпатии и сострадания. Это кроткое и безответное существо, не умеющее постоять за себя, не желающее никому зла.
Автор с грустной иронией описывает будни Акакия Акакиевича, наполненные маленькими радостями и печалями. В департаменте, где служит Акакий Акакиевич, его никто не уважает, даже для сторожей он что-то вроде мухи. Молодые чиновники острят и смеются над ним. Приобретение новой шипели становится главным событием в жизни Башмачки-па. Забота о новой шипели наполняет скудную духовную жизнь героя новым содержанием, вызывает в его душе чувство надежды и радостного ожидания. Лелея мечту о новой шипели, Башмачкин делается живее и тверже характером, смелее и решительнее. Он «как будто женился», в голове его проносятся даже «дерзкие и отважные» мысли («...не положить ли... куницу на воротник?»).
Самый торжественный день в жизни Акакия Акакиевича - день, когда шинель была готова, - становится и днем его жизненной катастрофы. Шинель снимают с его плеч уличные грабители. Раздетый, униженный и раздавленный, Акакий Акакиевич стоит один па пустынной площади и кричит. Эта сцена словно символизирует истинное положение в мире обиженного «маленького человека», ведь позднее - уже не среди заснеженного поля, а в окружении «светских и приличных людей» - он оказывается столь же одиноким, его вопль о помощи также никто не слышит.
Ему следовало обратиться к квартальному надзирателю, однако квартирная хозяйка сразу сказала своему несчастному квартиранту, что к квартальному обращаться бессмысленно - «надует», а лучше обратиться к частному приставу. Но пристав воспринял рассказ об ограблении «как-то чрезвычайно странно», из его вопросов можно было заключить, что ограбленный не заслуживает доверия и сам является лицом подозрительным. Не помогли Акакию Акакиевичу и в департаменте, где он служил верой и правдой много лет. Чиновники департамента собирать денег для него не стали - они и без того уже сильно потратились, «подписавшись на директорский портрет». Последний, на кого приходится рассчитывать Башмачкину, - некий важный чиновник, генерал, «значительное лицо». Не случайно автор даже не дает имени этому персонажу. В «значительном лице» все человеческое и живое давно утрачено, подчинено единственной цели - изображению личного величия. Когда Акакий Акакиевич изложил генералу свое дело, тому «показалось такое обхождение фамильярным». Чиновник пришел в ярость, топнул ногой и возвел голос « до такой сильной ноты», что бедный проситель едва не упал в обморок.
Потеряв последнюю надежду на возвращение шинели и простудившись на морозном ветру, Башмачкин заболел и слег в горячке. Лишь в бреду Акакий Акакиевич обнаружил такие чувства, которые не были свойственны ему в сознательной жизни. Это были чувства ярости и гнева - своеобразный бунт, в котором Башмачкин оказался близок безумному бунтарю Поприщину («Записки сумасшедшего»). Акакий Акакиевич начал неравную борьбу за свои права и погиб (как погиб в сумасшедшем доме Поприщин - такой же титулярный советник).
Но, пишет Гоголь, «здесь еще не все об Акакии Акакиевиче». Башмачкину суждено было шумно прожить несколько дней после своей смерти, «как бы в награду за не примеченную никем жизнь». После смерти бедного чиновника в городе появляется некое его подобие для свершения своеобразного возмездия. Обиженному удается, наконец, восторжествовать над обидчиком: призрак Башмачкина требует, чтобы «значительное лицо» отдало ему свою шинель взамен той, за которую он «не похлопотал», и «значительное лицо» вынуждено исполнить это требование.
В повести «Шинель» Гоголь показал всевластие «канцелярии» и раскрыл бесчеловечность сословно-бюрократического общества, которое, по мысли автора, губит слабых и портит сильных. Продолжатель А. С. Пушкина (образ Самсона Вырина) и предшественник Ф. М. Достоевского (образы Макара Девушкина, Мармеладова и других), Гоголь возвысил голос в защиту «маленького человека», доказал его право на художественное внимание и гуманное отношение со стороны литературы и общества.

« Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

А.Н. Островский (3 часа). Жизнь и творчество (обзор) .Пьеса « Снегурочка ». Мотив любви и «сердечной остуды» в «весенней сказке» «Снегурочка». Власть природы и порывы человеческого сердца. Берендеи и Снегурочка. Гуманизм театра Островского. Ф.И.Тютчев. Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы. Тема могущества и бессилия человека Трагическое звучание темы любви.

А.А.Фет. «Культ мгновения» в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы. Стихотворение «Я тебе ничего не скажу..».

А.К.Толстой . Слово о поэте. Лирика. «Средь шумного бала, случайно..» «Не ветер вея с высоты…», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад» .Стихи о любви и природе. Тема любви в лирике А.К.Толстого. Глубина и непосредственность чувств лирического героя. Живописность и музыкальность стихотворений Толстого.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений. «Отрочество». Место повести «Отрочество» в автобиографической трилогии Л.Н.Толстого. Николенька Иртеньев среди других героев повести.

Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Белые ночи». Традиции сентиментализма в повести «Белые ночи».

Судьба Мечтателя и образ Петербурга. Особенности художественной манеры Ф.М. Достоевского.
Из русской литературы XX века
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. Гуманистический пафос рассказа «Гамбринус».

Человек и общество как одна из «вечных» проблем литературы, ее отражение в рассказе. Своеобразие главного героя. Гуманистический пафос произведения Куприна.

А.М.Горький . «Песня о Соколе». Романтизм раннего творчества М. Горького. Прием контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения: «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О весна без конца и без краю…». Своеобразие лирики А. Блока, отражение в ней высоких идеалов. Тема любви и «страшного мира» в лирике поэта. Мотив отрицания и принятия жизни.

Владимир Владимирович Маяковский. Стихотворение «О дряни». Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Представление поэта о сущности творчества. Сатира в творчестве Маяковского. Мещанство как социальная опасность. Особенности поэтического языка В.В.Маяковского.

А.А.Ахматова . Биография поэта. Стихотворение «Сероглазый король». Психологизм изображения чувств в лирике Ахматовой.Роль художественной детали.

М.А. Булгаков . Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Собачье сердце». Особенности булгаковской сатиры. Сюжет и система образов повести. Авторская позиция и способы ее выражения. "Шариковщина" как социальное и моральное явление. Философская проблематика повести.