Цифровая графика современных художников. Цифровая живопись: три способа создания иллюстраций на компьютере. Текущий предел возможностей компьютерной техники

Huawei Р20 Pro отличается самым высоким разрешением среди смартфонов на сегодняшнем рынке. Основная камера имеет разрешение 40Мп, оснащена 1/1,73-дюймовым датчиком RGB и 27мм объективом с диафрагмой F/1.8. Вторичная камера с разрешением 20Mп, 1/2.78-дюймовым монохромным датчиком и 27мм объективом с диафрагмой F/1.6. И третья камера имеет разрешение 8Mп, 1/4,4-дюймовый датчик RGB и снабжена 80мм телеобъективом светосилой F/2.4 и оптической стабилизацией изображения.

Очевидно, три камеры в системе работают вместе, и данные с них комбинируются для создания итогового изображения. Максимальная светочувствительность смартфона – ISO 102 400. Может ли он сравниться с полнокадровой зеркальной фотокамерой Canon с разрешением 50 мегапикселей? Давайте посмотрим.

На 5DS R установили 24мм F/2.8 объектив Canon, поскольку он сопоставим с 27-миллиметровым на смартфоне (с учётом разницы между 40 и 50 мегапикселями). Оба были в режиме «Авто» (на Canon режим P).

Итак, три фотографии:

Верхнее изображение – с 5DS R, среднее – JPEG с P20 Pro, нижнее – DNG с P20 Pro. Очевидно, что у P20 Pro некоторые проблемы с виньетированием, но в остальном хорошо. Также не будем забывать, насколько проще получить снимок на мобильный телефон, чем с тяжеловесной зеркалкой.

Посмотрим детальнее.

Догадались? Верхний снимок с зеркалки, а нижний со смартфона. Это фрагменты снимков, взятые из центра изображений, сделанных обеими камерами.

Здесь очевидны аберрации в виде фиолетовых полос (кабель справа на нижней фотографии), но P20 Pro всё же хорош в работе.

В следующем наборе снимков по порядку: 5DS R, DNG с P20 Pro, JPG с P20 Pro.

Итак, видно, что P20 Pro вполне чётко восстанавливает JPEG в камере, устраняет виньетирование и улучшает цвета, чтобы произвести хорошую фотографию (если вы хотите получить изображение без дополнительной обработки, как большинство пользователей камерофонов).

Давайте взглянем на детали. Джолион отрегулировал уровни на обоих RAW-изображениях в Lightroom. Далее снимок с 5DS R, затем с P20 Pro.

Теперь давайте сосредоточимся на деталях. Вот исходное изображение с Р20 Pro (номера машины замаскированы):

А вот фрагменты из 5DS R, а затем из снимка с P20 Pro:

Итак, цветовая окантовка заметна. Это, вероятно, из-за «Quad Bayer Filter». Фильтр Байера имеет разрешение 10 мегапикселей, а не 40 Мп (как в камере), поэтому каждый блок, состоящий из 4 пикселей, поддерживает один и тот же цвет. Это позволяет получать хорошие результаты в авто HDR, но при съёмке 40-мегапиксельных изображений получается такая окантовка.

Если на мгновение забыть о хроматической аберрации, уровень детализации со смартфона поражает при сравнении с гораздо более дорогим 5DS R. И не забывайте, что при съёмке на P20 Pro он переключается на монохромный датчик, в котором, конечно, нет фильтра Байера.

Теперь, давайте посмотрим, что получится при слабом освещении.

Для сравнения съёмочных способностей полнокадровой зеркальной фотокамеры стоимостью более 3000 долларов со смартфоном фотограф испробовал всевозможные ухищрения кроме штатива.

Вот что получилось с P20 Pro (без изменений) при попытке сделать фотографию в самом тёмном углу ванной с выключенным светом (при слабом отражённом свете через открытую дверь).

Что выдал 5DS R?

После съёмки 13 фотографий с ручной фокусировкой, наконец, получился один хороший снимок, который можно было улучшить в Lightroom, чтобы вышло это:

Но это было далеко не просто. Видоискатель был чёрным, фокусировка не работала.

Теперь давайте проверим режим съёмки при слабом освещении в P20 Pro. На это потребовалась 6-секундная выдержка и цифровая стабилизация:

Можно разглядеть некоторые искажения, но конечный результат действительно впечатляет. Фрагмент:

Совсем другое дело зум. На P20 Pro нельзя выбрать конкретный объектив и снимать с ним в формате RAW. RAW-файлы получаются только из 40-мегапиксельного цветового сенсора или, если переключиться на «моно», то из 20-мегапиксельного монохромного сенсора.

Чтобы включить зумирование (и получить доступ к 8-мегапиксельной камере), нужно вернуться к 10-мегапиксельному разрешению. Если просто включить максимальный зум и снимать на удачу, вот что получится:

Таков ужасный цифровой зум с 10-кратным (максимальным) увеличением на смартфоне. Ральф предлагает останавливаться на 3-кратном увеличении.

Заключение. «Я, конечно, не тороплюсь отказываться от своего 5DS R, но качество фотографий с P20 Pro поражает, – пишет на Petapixel Джолион Ральф. – Более того, это чёткий показатель важности вычислительной фотографии (computational photography) и того, как она станет ведущим фактором успеха беззеркальных фотокамер по мере их развития. Удивительные настали времена!».

Создание рисунка/картины от начала и до конца на компьютере - относительно новое направление в изобразительном искусстве. Точную дату создания первого компьютерного рисунка устанавливать нет смысла (можно погрязнуть в определении того, что является достаточно художественным и серьезным для рисунка как такового); однако примерная дата широкого появления впечатляющих и красочных работ, выполненных на ПК - 1995-1996 годы (на эту дату приходиться появление и широкое распространение относительно доступных по цене SVGA-мониторов и видеокарт, способных отображать 16,7 млн. цветов)). Компьютер в цифровой живописи - это такой же инструмент, как и кисть с мольбертом. Для того, чтобы хорошо рисовать на компьютере также необходимо знать и уметь применять все накопленные поколениями художников знания и опыт (перспектива, воздушная перспектива, цветовой круг, блики, рефлексы и т.д.).

Примеры работ цифровых художников

Достоинства цифровой живописи

Доступность

Для того чтобы создавать цифровые работы любого уровня необходимо приобрести/иметь персональный компьютер достаточной мощности, и несколько программ, для компьютерной живописи. Все это обойдется в сумму ~1500$ (большая часть этой суммы - стоимость лицензионных программ) в начальном варианте (профессионалы покупают более дорогие компьютеры, мониторы и планшеты, но они только повышают удобство работы). Более подробно об оснастке современного (на 2006 г.) CG-художника вы можете прочитать в статье «Цифровой арт: с чего начать?» .

Большая скорость работы

Особенно критичная в сфере оплачиваемой художественной деятельности: оформление книг, кино, игры. Специализированные программы для CG-художников (например ) содержат большое количество инструментов, ускоряющих работу. Выбор нужного цвета - дело секунд (в отличие от традиционной живописи, где надо смешивать краски для получения нужного цвета - требует опыта и времени), выбор нужной кисти/инструмента - также почти мгновенная операция. Возможность отменять свои действия, а также возможность сохраняться в любом моменте своей работы и возвращаться к нему в последующем и еще большой список возможностей и преимуществ - все это делает работу профессионального художника в несколько раз быстрее при том же качестве. Кроме того, компьютерная работа сразу готова к использованию в цифровых технологиях кино, игр, верстки - полотно, написанное маслом надо предварительно перенести в цифровой вид.

Уникальный инструментарий

Например работа со слоями или нанесение текстур с фотографий на нужные вам участки картины; генерация шумов заданного типа; различные эффекты кистей; HDR картины; различные фильтры и коррекции - всё это и многое другое просто недоступно в традиционной живописи.

Перспективы

Традиционное искусство практически достигло своего предела по совершенству техники и средств еще в 18-м веке. С тех пор не добавилось ничего нового - по прежнему у вас есть пигмент, масло (или их готовая смесь), холст и кисти. И ничего нового уже не появится. Справедливо сказать, что современная компьютерная живопись еще далека от лучших полотен гениев прошлого по качеству и масштабности работы - но ей есть куда развиваться. Разрешение мониторов растет, повышается качество цветопередачи, растет мощность компьютеров, меняются и совершенствуются программы для цифровой живописи, есть принципиальная возможность создания новых способов и устройств для работы с цветом/вывода цвета (проекторы или голография).

Легкость освоения некоторыми группами людей и простота работы

Если вы умеете работать на компьютере и являетесь любознательным и энергичным человеком - вам не составит большого труда разобраться в интерфейсе программ компьютерной живописи - он такой-же, как и у большинства Windows-программ + вполне логичный инструментарий цифрового художника. В интернете доступны как платные, так и бесплатные видео-уроки по работе в той или иной программе. Применительно к программам cg-art’a - такие видео-уроки содержат запись всех этапов работы цифрового художника над картиной.

Недостатки цифровой живописи

Сложность освоения

На текущий момент очень мало школ или более серьезных учебных учреждений, обучающих по этой специальности - цифровыми художниками становятся в основном самые энергичные и любознательные люди и особенно дети, умеющие самообучаться и находить информацию самостоятельно; дизайнеры и полиграфисты (имеющие опыт работы с графикой на ПК); большинство известных цифровых художников закончило учебные заведения по традиционной живописи и только потом самостоятельно перешло в cg-арт. Также современный цифровой художник немыслим без интернета (общение с коллегами, работодателями, поиск новых программ или способов рисунка и т. п.) - а он опять-таки есть не у всех. Книг по созданию рисунков на компьютере практически нет, но ситуация постепенно улучшается.

Текущий предел возможностей компьютерной техники

Современные мониторы всё ещё не работают в разрешениях, близких к разрешающей способности нашего глаза. Т. е. монитор не способен вывести такое количество деталей и подробностей, которое может обеспечить наблюдение в живую такого же по размерам участка полотна классической живописи. Можно распечатать свою картину на принтере - но это порождает третью проблему cg-арт’а:

Проблема с выводом компьютерного изображения на материальный носитель

Мониторы работают в цветовом пространстве - 16.7 миллионов цветов. Печать на бумаге не может физически охватить весь этот диапазон цветов - цветовое пространство охватывает меньшее количество цветов и оттенков. На текущий момент нет достойного носителя для цифрового рисунка. Мониторы, способные показать все цвета рисунка (и имеющие настройку яркости, контраста, цвета), имеют слишком маленькое разрешение, не позволяющее показать все детали рисунка (не показывают его в полном размере без интерполяции - больше 1-2х мегапикселей обычный монитор одновременно показывать не может, специальные и достаточно дорогие ЖК мониторы могут показать около 8 Мп).

Проблема авторского права

Тот, у кого есть оригинальный (исходный) файл рисунка - является хозяином рисунка. Но, как и любую цифровую информацию, файл можно сдублировать (копировать) и тиражировать в неограниченном количестве без каких либо ощутимых затрат. Простейший пример защиты своего рисунка - выкладывание в интернет уменьшенной копии (обычно профессиональные художники рисуют в большом разрешении - 6000×10000 пикс и даже более - удобно прорисовывать детали, а в интернет выкладывают маленький вариант - 1600×1200 и менее; или даже фрагмент). В таком случае - кто имеет большой вариант рисунка - тот является его автором и владельцем. Копирайт на цифровом рисунке легко изменить и реальную помощь от его наличия могут ощутить только широко известные художники.

Ссылки

Внешние ссылки на русскоязычные форумы

где общаются художники всех направлений

  • GURO ART FORUM - старейший специализированный форум, основанный известным художником Guro в декабре 2002 г.
  • SKETCHERS.RU - несколько более молодой ресурс, имеющий много удобных функций (журналы, галереи) для художников. Основан 17 января 2004 г. художником/дизайнером ЭйДжи.
  • RealTime - подраздел школы Реального Времени. Одно из не многих учреждений, обучающих компьютерному искусству по всем направлениям (2D, 3D). В начале развития форума направление рисунка вел известнейший российский CG-художник -Anry . На текущее время форум малоактивен, но архивы очень полезны как новичкам, так и профессионалам.
  • 3d center - Популярный сайт и форум по CG (Галереи 3d и 2d работ, W.I.P, уроки и статьи).

Компьютерных моделей, а за счёт использования человеком компьютерных имитаций традиционных инструментов художника.

Общая информация

Создание рисунка/картины от начала и до конца на компьютере — относительно новое направление в изобразительном искусстве. Точную дату создания первого компьютерного рисунка устанавливать нет смысла (можно погрязнуть в определении того, что является достаточно художественным и серьёзным для рисунка как такового); однако примерная дата широкого появления впечатляющих и красочных работ, выполненных на ПК — 1995—1996 годы (на эту дату приходится появление и широкое распространение относительно доступных по цене SVGA-мониторов и видеокарт, способных отображать 16,7 млн. цветов)). Компьютер в цифровой живописи — это такой же инструмент, как и кисть с мольбертом. Для того, чтобы хорошо рисовать на компьютере также необходимо знать и уметь применять все накопленные поколениями художников знания и опыт (перспектива, воздушная перспектива, цветовой круг, блики, рефлексы и т.д.). Использование цифровых технологий в фотографии породило также гибридные технологи (например, фотоимпрессионизм).

Примеры работ цифровых художников

  • Опиум , автор Миленький Евгений. milenkiy.com — галерея работ
  • Кража в караван-сарае , автор Гуро Роман.
  • Ромашки и горгуль , автор Эллион.
  • Evil Guy , автор Эллион.
  • Банковский мостик в Питере , автор Б.Слободан.
  • Летающий замок для маленькой принцессы , автор Эдуард Манго Кичигин

Прогресс цифровой живописи

В конце XX — начале XXI веков CG-арт (Computer Graphics Art) бурно развивается и занимает прочные позиции в оформлении книг/плакатов, преобладает в индустрии компьютерных игр и современном кино, популярен в любительском творчестве. Причины быстрого вытеснения прежних средств из этих областей:

Доступность

Для того чтобы создавать цифровые работы любого уровня необходимо приобрести/иметь персональный компьютер достаточной мощности, графический планшет и несколько программ для компьютерной живописи. Все это обойдется в сумму ~1500$ (большая часть этой суммы - стоимость лицензионных программ) в начальном варианте (профессионалы покупают более дорогие компьютеры, мониторы и планшеты, но они только повышают удобство работы).

Большая скорость работы

Особенно критичная в сфере оплачиваемой художественной деятельности: оформление книг, кино, игры. Специализированные программы для CG-художников (например Painter) содержат большое количество инструментов, ускоряющих работу. Выбор нужного цвета — дело секунд (в отличие от традиционной живописи, где надо смешивать краски для получения нужного цвета — требует опыта и времени), выбор нужной кисти/инструмента — также почти мгновенная операция. Возможность отменять свои действия, а также возможность сохраняться в любом моменте своей работы и возвращаться к нему в последующем и ещё большой список возможностей и преимуществ — всё это делает работу профессионального художника в несколько раз быстрее при том же качестве. Кроме того, компьютерная работа сразу готова к использованию в цифровых технологиях кино, игр, вёрстки — полотно, написанное маслом, надо предварительно перенести в цифровой вид.

Уникальный инструментарий

Например работа со слоями или нанесение текстур с фотографий на нужные вам участки картины; генерация шумов заданного типа; различные эффекты кистей; HDR картины; различные фильтры и коррекции — всё это и многое другое просто недоступно в традиционной живописи.

Перспективы

Традиционное искусство практически достигло своего предела по совершенству техники и средств ещё в 18-м веке. С тех пор не добавилось ничего нового — по прежнему у вас есть пигмент, масло (или их готовая смесь), холст и кисти. И ничего нового уже не появится. Справедливо сказать, что современная компьютерная живопись ещё далека от лучших полотен гениев прошлого по качеству и масштабности работы — но ей есть куда развиваться. Разрешение мониторов растет, повышается качество цветопередачи, растет мощность компьютеров, меняются и совершенствуются программы для цифровой живописи, есть принципиальная возможность создания новых способов и устройств для работы с цветом/вывода цвета (проекторы или голография).

Легкость освоения некоторыми группами людей и простота работы

Если вы умеете работать на компьютере и являетесь любознательным и энергичным человеком — вам не составит большого труда разобраться в интерфейсе программ компьютерной живописи — он такой-же, как и у большинства Windows-программ + вполне логичный инструментарий цифрового художника. В Интернете доступны как платные, так и бесплатные видеоуроки по работе в той или иной программе. Применительно к программам cg-art’a — такие видеоуроки содержат запись всех этапов работы цифрового художника над картиной.

Недостатки цифровой живописи

Сложность освоения

На текущий момент очень мало школ или более серьёзных учебных учреждений, обучающих по этой специальности — цифровыми художниками становятся в основном самые энергичные и любознательные люди и особенно дети, умеющие самообучаться и находить информацию самостоятельно; дизайнеры и полиграфисты (имеющие опыт работы с графикой на ПК); большинство известных цифровых художников закончило учебные заведения по традиционной живописи и только потом самостоятельно перешло в cg-арт. Также современный цифровой художник немыслим без Интернета (общение с коллегами, работодателями, поиск новых программ или способов рисунка и т. п.) — а он опять-таки есть не у всех. Книг по созданию рисунков на компьютере практически нет, но ситуация постепенно улучшается.
По состоянию на 2007 год ситуация находится в довольно неплохом положении - на данный момент делается довольно много различных образовательных ресурсов по подготовке будущих учителей ИЗО для работы с цифровыми устройствами. Усиленно осваиваются методики по работе на компьютере с графическим планшетом и различными программами, позволяющими заниматься медиарисованием. В ближайшее время подобные курсы будут запущены в основных педагогических ВУЗах страны, что в свою очередь впоследствии благоприятно отразится на школах и других ВУЗах при приеме новых учительских кадров, имеющих в своем арсенале неплохой опыт работы с медиарисунком и цифровой живописью.

Текущий предел возможностей компьютерной техники

Современные мониторы всё ещё не работают в разрешениях, близких к разрешающей способности нашего глаза. Т. е., монитор не способен вывести такое количество деталей и подробностей, которое может обеспечить наблюдение вживую такого же по размерам участка полотна классической живописи. Можно распечатать свою картину на принтере — но это порождает третью проблему cg-арт’а:

Проблема с выводом компьютерного изображения на материальный носитель

Мониторы работают в цветовом пространстве RGB — 16,7 миллионов цветов. Печать на бумаге не может физически охватить весь этот диапазон цветов — цветовое пространство CMYK охватывает меньшее количество цветов и оттенков. На текущий момент нет достойного носителя для цифрового рисунка. Мониторы, способные показать все цвета рисунка (и имеющие настройку яркости, контраста, цвета), имеют слишком маленькое разрешение, не позволяющее показать все детали рисунка (не показывают его в полном размере без интерполяции — больше 1—2 мегапикселей обычный монитор одновременно показывать не может, специальные и достаточно дорогие ЖК-мониторы могут показать около 8 Мп).

Проблема авторского права

Тот, у кого есть оригинальный (исходный) файл рисунка, является хозяином рисунка. Но, как и любую цифровую информацию, файл можно сдублировать (копировать) и тиражировать в неограниченном количестве без каких-либо ощутимых затрат. Простейший пример защиты своего рисунка — выкладывание в Интернет уменьшенной копии (обычно профессиональные художники рисуют в большом разрешении — 6000×10000 пикс и даже более — удобно прорисовывать детали, а в Интернет выкладывают маленький вариант — 1600×1200 и менее; или даже фрагмент). В таком случае — кто имеет большой вариант рисунка, тот является его автором и владельцем. Копирайт на цифровом рисунке легко изменить и реальную помощь от его наличия могут ощутить только широко известные художники.

Ссылки

Внешние ссылки на русскоязычные форумы

где общаются художники всех направлений
  • 3d center — популярный сайт и форум по CG (Галереи 3d и 2d работ, W.I.P, уроки и статьи).
  • Guro art forum — старейший специализированный форум, основанный известным художником Guro в декабре 2002 г.
  • СGTalk.ru — форум на СGTalk.ru
  • Manga.ru — форум художников в стиле "манга"
  • Real time — подраздел школы Реального Времени. Одно из немногих учреждений, обучающих компьютерному искусству по всем направлениям (2D, 3D). В начале развития форума направление рисунка вел известнейший российский CG-художник — Anry . На текущее время форум малоактивен, но архивы очень полезны как новичкам, так и профессионалам.
  • Render.ru — он-лайн журнал по компьютерной графике и анимации
  • "Определённая эстетика" — комьюнити молодых художников. Основатель Ketka.
  • Sketchers.ru — несколько более молодой ресурс, имеющий много удобных функций (журналы, галереи) для художников. Основан 17 января 2004 г. художником/дизайнером ЭйДжи. На данный момент этот домен не работает. 2010.01.10
  • Hofarts.com - форум со специализированным разделом "Школа" и журналом CG-новостей.