Урок по рассказу иностранец зощенко. Конспект урока по литературе на тему "М.М. Зощенко. Драматизм творческой биографии писателя". средняя общеобразовательная школа с. Подстепки

План – конспект открытого урока по чтению на тему:
«Самое главное» М. Зощенко

учитель 1 квалификационной категории

ГБОУ СОШ № 000

Тема: Михаил Зощенко. «Самое главное».

Цель урока : анализ художественного произведения М. Зощенко «Самое главное».

Задачи урока.

1. Предметные: учиться давать характеристику героя, анализировать текст, учиться выразительному чтению и чтению по ролям; учиться определять тему и главную мысль рассказа;

2. Метапредметные:

Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста, выбирать нужную информацию из текста;

- регулятивные; учиться ставить совместно с учителем учебную задачу на основе усвоенного и нового материала; формировать навыки самоконтроля – взаимоконтроля;

Коммуникативные: умение интегрироваться в малую группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие; учиться владеть монологической и диалогической формами речи; отстаивать свою точку зрения, аргументировать её.

3. Личностные: формирование способности оценивать содержание художественного рассказа, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей;

Оборудование: портрет М. Зощенко, выставка его книг; Толковый словарь; раздаточные листы на парту; карточка с заданиями; интерактивная доска;

1.Организация детей на урок.

У нас гости, поздоровайтесь.

Проверьте готовность к уроку: учебник, дневник, пенал, раздаточные листы.
Какое задание готовили к уроку? (Должны были прочитать рассказ М. Зощенко «Самое главное).

Проверим домашнее задание.

Соотнесите иллюстрацию с пунктом плана в соответствии с сюжетом рассказа (работа в парах) (Прил.1)

Проверьте ваши результаты (ответы на доске)

Дайте оценку своей работе, опираясь на критерии оценивания. (Критерии на доске)

2.Сообщение темы урока. Постановка цели.

Продолжим работу над произведением.

Какие задачи на урок должны (можем) поставить?

Будем анализировать

Выделять главную мысль

Определять тему

3. Работа с текстом.

Откройте учебник на стр. 122.

Свои ответы подтвердите цитатами из текста .

Каким был мальчик Андрюша?

От чего грустила мама Андрюши?

А что сказал Андрюша мальчишкам во дворе? Что произошло дальше?

Дайте оценку поступкам мальчиков. Была ли у вас такая ситуация?

Может ли такое произойти и с вами? Как этого избежать?

Зачем Андрюша незаметно взял палку? Какие слова заставили его это сделать?

Что сказал мальчик собаке? Не силу ли хотел показать?

Как Андрюша плыл в лодке? (не хватало знаний и умений грести)

Как вы относитесь к Андрюше? Чтобы вы ему посоветовали?

А понял ли Андрюша, что самое главное, чтобы быть сильным и храбрым?

(я буду всему учиться)

Какими словами можно выразить главную мысль произведения?

Выполните задание на карточке.

(Пара выбирает тот уровень, который сможет выполнить) (прил.2)

Уровень 1

Какие пословицы наиболее полно отражают главную мысль рассказа. Подчеркни .

Уровень 2

Вместо точек вставьте нужные слова.

Кто выбрал первый уровень? Проверим. (Учащиеся зачитывают свои ответы, верно выбранные пословицы выносятся на доску).

Кто выполнял задание 2 уровня? Прочитайте полученные предложения.

Давайте сделаем вывод: тот, кто учится, значит - много знает и может применить свои знания в разных жизненных ситуациях.

Вернемся к пословицам. Объясните одну из пословиц, доказывая своим опытом, что с вами случилось и как знания вам помогли.

4.Физкультминутка (стоя).
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге).
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ножке).
По тропинке побежим,
До лужайки добежим (бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки (прыжки на месте на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнём
И домой пешком пойдём (ходьба на месте)

5. - Найдите в тексте момент, когда Андрюша вышел во двор к мальчишкам, и прочитайте отрывок по ролям.

Учащиеся читают по ролям отрывок из текста.

6. Творческая работа

Составьте синквейн: с ключевым словом “Андрюша”.

Опорная схема для составления синквейна

7. Игра «ИДЕАЛ» (работа в группах).

Давайте сделаем доброе дело: поможем Андрюше Рыженькому исправить ситуацию.

Вспомните, в чем заключалась причина неудач Андрюши?

И нтересно, в чем проблема? (Как поступить герою, чтобы стать храбрым, сильным и умным .)

Д авайте найдем как можно больше способов решения проблемы!

Е сть ли какое-либо хорошее решение?

А теперь сделаем выбор!

Л юбопытно, как осуществить это на практике?

Вывод: Какой жизненный опыт мы приобретаем в этой игре? Чему учит эта игра? (Учимся находить выход из трудных и неприятных ситуаций, никого не огорчая и сохраняя мир и согласие).

7. Рефлексия

Подведём итог урока. Подсчитайте в карте самооценки полученные вами баллы. По шкале отметок, оцените свою работу на уроке.

8-9 баллов – отметка «5»

6-7 баллов – отметка «4»

4-5 баллов – «3»

8. Домашнее задание

1. Рассказать ситуацию от лица Андрюши.

2. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку (по желанию)

Приложение 1

Критерии оценивания анализа текста

(нужное подчеркнуть)

№ задания

ФИО учащихся, работающих в паре

Иванов И.

Сидоров В.

2

3 балла

2 балла

1 балл – я сам не смог справиться;

3 балла – я выдвигал идеи, у меня не было затруднений;

2 балла – я только слушал высказывания других;

1 балл – я сам не смог справиться;

3

3 балла

2 балла – допущена 1-2-ошибки;

1 балл – допущено более 2-х ошибок;

3 балла – правильно выполнено задание;

2 балла – допущена 1-2-ошибки;

1 балл – допущено более 2-х ошибок;

синквейн

3 балла – правильно выполнено задание;

2 балла – допущена 1-2-ошибки;

1 балл – допущено более 2-х ошибок;

3 балла – правильно выполнено задание;

2 балла – допущена 1-2-ошибки;

1 балл – допущено более 2-х ошибок;

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа с. Подстепки

муниципального района Ставропольский Самарской области


Смешное в рассказах М.Зощенко «Галоша», «Встреча» 6-й класс

Цели урока:

Образовательные : знакомство учеников с произведениями М.Зощенко;

знакомство со средствами создания комического

Развивающие: развивать умение работать самостоятельно с книгой

Воспитательные: овладевать культурой общения.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; Слайдовая презентация «Биография М.М.Зощенко»; распечатанные рассказы «Встреча», «Галоша», видеоролик «Кошка. А.Филиппенко; презентация «Словарь урока»

ХОД УРОКА

  1. Организационная часть.
  2. Сообщение темы и постановка цели урока:

 Сегодня на уроке мы познакомимся с творческой биографией писателя, проанализируем его рассказы «Встреча» и «Галоша», выясним при помощи каких средств М.Зощенко создает смешное в своих произведениях.

Обратите внимание на эпиграф к теме нашего урока:

«Постарайтесь рассмеяться,

(Ведь смеяться не грешно)

Рассмеявшись, докопаться,

Почему нам так смешно.»

Скажите, что он означает, какой у него смысл? (Не бояться смеяться над смешным, знать причину смеха)
IV. Знакомство творческой биографией писателя. (использование Презентации)

1 ученик Михаил Михайлович Зощенко родился в 1895 году (по другим источникам – 1894 году) в семье небогатого художника – передвижника Михаила Ивановича Зощенко и Елены Иосифовны Суриной. В семье было 8 детей, Миша был третьим.

Редкая фамилия Зощенко произошла от прадеда. Он был архитектором и строил дома. В старину архитекторов называли зодчими. Отсюда эта фамилия и пошла: Зодченко, а чтобы было легче произносить, превратилась в Зощенко.

Миша с детства знал, что станет писателем. К тому же один гастролирующий гипнотизер, большой умелец гадать на картах, так и предсказал: «Ты станешь большим писателем. Правда, кончишь плохо.»

2 ученик На экзамене на аттестат зрелости Зощенко получил единицу по сочинению. Тогда он в припадке отчаяния проглотил кристалл яда. К счастью его откачали, но о писательстве он больше не мечтал

В 1914 году началась Первая мировая война. В девятнадцать лет он был уже поручиком. В двадцать лет имел пять орденов и был представлен в капитаны. Участвовал во многих боях. Был ранен. Отравлен газами.

1 ученик После войны Зощенко переменил двенадцать городов и десять профессий. Был милиционером, сапожником, счетоводом, инструктором по птицеводству, телеграфистом пограничной охраны, агентом уголовного розыска. Секретарем суда.

К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Его юмор был оценен читателями. Книги стали раскупаться мгновенно, едва появившись на книжном прилавке.

2 ученик Зощенко стал писать об очень серьезных вещах и человеческих недостатках смешно и весело. Люди, читая его рассказы, как бы излечивались, с трудом, постепенно они расставались с недостойными привычками.

Слава ходила за Зощенко по пятам. Почтальон приносил ему пачки писем. Ему звонили по телефону и не давали проходу на улицах. Выезжая из Ленинграда. Он вынужден был скрываться под чужой фамилией.

V. Знакомство с выставкой книг М. Зощенко VI. Просмотр презентации (со слайда «Обложки книг М.Зощенко) VII. Работа с понятиями ЮМОР и САТИРА - Прежде, чем перейдем к работе с произведениями, давайте вспомним, что такое ЮМОР и САТИРА. ЮМОР – изображение чего – то или кого –то в смешном, комическом виде. (добрый смех) САТИРА – обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности. (злой смех)
VIII. Работа с текстом рассказа «Встреча» 1. Чтение рассказа «Встреча» хорошо подготовленным учащимся. Напомнить о правильной осанке и положении книги!

2. Инсценирование фрагмента из рассказа «Галоша».

Физминутка: Произношение звуков [а], [о], [и], [о-и];

«Ловим комара».

- Мы прослушали два рассказа М.Зощенко, но в каком же из них присутствует юмор, а в каком – сатира?

Что высмеивает писатель в рассказе «Галоша»? (Ввести понятия ВОЛОКИТА и БЮРОКРАТИЗМ)

Давайте выясним, при помощи каких средств писателю удается создать смешное? Начнем с того, что вызвало смех?

1) СМЕШНАЯ СИТУАЦИЯ , в которую попадают герои Зощенко;

2) М.Зощенко создает новый «ЗОЩЕНКОВСКИЙ ЯЗЫК», уродливый, смешной, те, кто на нем говорит – люди очень невысокой культуры и морали. Поищем такие примеры в речи героев рассказа «Встреча»;

3)Для создания смешного автор использует КОМИЧЕСКИЕ НЕСООТВЕТСТВИЯ . Я помогу вам их выделить: «Люблю людей, но их боюсь» («Встреча») , а в рассказе «Галоша» на этом несоответствии построен весь сюжет: сколько сил и времени тратит герой на поиски старой галоши, сколько документов надо собрать, чтобы получить ее обратно, потеря другой калоши во время поисков, а также – оставить галошу, как память!

IX. Подведение итогов:

Так при помощи каких средств М.Зощенко удается создать смешное в своих рассказах?

X. Просмотр видео «Театр одного актера. А. Филиппенко. Кошка.»

XI. Игра «Угадай-ка»

М.Зощенко иногда устраивал со своими читателями такую игру: он приводил несколько характерных примеров, выхваченных из речи малокультурных людей. А также из школьных тетрадей. И предлагал угадать, какие фразы он взял из жизни. Какие из его рассказов. Вот и вы попробуйте сейчас угадать. Какие фразы я взяла из рассказов Зощенко. А какие из ваших сочинений.

1) Он продолжал хлестать меня по роже. Тогда я подумал: к чему мне такие варианты? (Зощенко)

2) Услыхав свое имя, помесь таксы с дворянкой вышла из-под верстака, где она спала. (сочинение)

3) В сказке Иван царевич играл роль сына царя, у которого была невеста лягушка. (сочинение)

4) Когда мы вошли в комнату, он сидел на обломках мебели и нецензурно удивлялся нашему появлению. (Зощенко)

5) Наступило лето. Пора было сажать урожай. (сочинение)

6) Отличная атмосфера, нюхать ее можно, у меня дома атмосфера хуже воняет. (Зощенко)

7) Люблю лес за дикую тишину, где только поют птицы и щебечут кузнечики. (сочинение)

страница 1

МОУ «УСТЬ – ВЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23»
Методическая разработка

урока литературы в 11 классе

(по творчеству М.Зощенко)

Разработана:

Водопьяновой Ольгой Анатольевной,

учителем русского языка

и литературы

2007 год
«Смех сквозь слезы»
Цели и задачи:


  • Выявить художественное своеобразие сатиры М.Зощенко.

  • Заставить задуматься о человеческой ценности, о настоящей интеллигентности.

  • Продолжать воспитывать в учащихся чувства доброты и благородства.

Оформление доски:

План урока:


  1. Актуализация знаний учащихся.

  2. Анализ произведений М. Зощенко.

  3. Обобщение. Произведения М. Зощенко – сатирическая энциклопедия.

Ход урока:
I. Актуализация знаний учащихся.


  1. Вступительное слово учителя.

Мучительным и долгим, непростым было возвращение имени писателя в сегодняшний наш обиход. Сколько труда и душевных сил пришлось положить многим энтузиастам нашей литературы, чтобы книги Зощенко стали выходить одна за другой.

Когда о ком-то говорят – возвратился, вернулся – значит, человек уходил. А Зощенко никуда не уходил и не отлучался. Его отлучили. От литературы, от читателя.

За что? За какие грехи? Грех был один, Зощенко имел несчастье родиться сатириком.

Ведь сатириком везде и во все времена жить было куда как опаснее. Ювенал закончил жизнь в ссылке. Свифта охранял народ. О Гоголе писали, что «он враг России». Таким был и Зощенко. Давайте вспомним его биографию.


  1. Викторина по биографии М. Зощенко.

    1. Годы жизни писателя? (1894 – 1958 г.г.)

    2. Что он закончил? (Санкт-Петербургский университет, юридический факультет, Павловское военное училище)

    3. Кем стал после Февральской революции? (комендантом Главного почтамта и телеграфа)

    4. Когда перешел в литературу? (1902 - 1905)

    5. Продолжите слова Зощенко: «Цель в жизни… (найти призвание)

    6. Чем озабочен человек в рассказах Зощенко? (водопроводом, канализацией, копейками)

    7. Назовите книги рассказов: («Сентиментальные повести», «Письма к читателю», «Возвращенная молодость», «Голубая книга», «Перед восходом солнца»)

    8. Творчество каких писателей продолжил Зощенко? (Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова)

  1. 20 – 40 годы ХХ века.

А теперь вспомним 20, 30 – 40 годы 20 ХХ века.


  • Чем они характеризуются? (жестокостью, бесчеловечностью, доносительством)

  • Какой режим установился в стране после Октябрьского переворота? Перенесемся в то время.

II. Анализ рассказов М. Зощенко.
1. Сюжет и система персонажей в произведениях писателя.
Рассказ «На живца» (инсценировка)


  • Что советует рассказчик? («Мамаша! Гляди, пакет унесут. Убери на колени»)

  • Действия гражданки? (Сердито смотрит, палец к губам прикладывает и, не выдержав, обрушивается на спутника: «Может, я вора на этот пакет хочу поймать!»)
Стоп! Вдумаемся в смысл сказанного. Старуха не просто уверена, что кишмя кишат воры и жулики, но хочет, чтоб все воровали, чтоб можно было поймать человека и донести на него и сдать «куда следует». Тут уже спортивный интерес, тут азарт доносительства.

  • Чему она радуется? (Удалось кого-то «заловить»)

  • Чувствуете пафос? (Общество охвачено доносительством, жаждой ловить и разоблачать. Безразлично кого: шпионов, воров, классовых врагов)

  • Когда был написан рассказ? (1923 г.)
Рождается трагическое предчувствие всеобщей вражды и тотального страха 30-х годов. Не такие ли гражданки в теплых платках помогали упрятать в ГУЛАГ сотни тысяч невинных людей?

2. Рассказы М.Зощенко – сатирическая энциклопедия.

Жестокий бюрократический контроль за каждым шагом человека устанавливается в это время.

И уж совсем до абсурда доведен контроль в рассказе

«Ночное происшествие » (пересказ).

- В чем он? (Старичок - сторож сидит между двух закрытых дверей). Пренебрежение к человеку. Какая свобода между дверьми?


3. Главный интерес М.Зощенко – «маленький человек»
Зощенко жил в эту эпоху большой лжи, в годы, когда все газеты и журналы трубили об успехах социализма, о якобы счастливой судьбе человека труда. Многие деятели науки и искусства искренне верили в эти сказки, не допускали мысли, что рядом с ними, в соседней квартире, в соседнем доме, на соседней улице, люди живут в вопиющей нищете.

  • Но не таков Зощенко. Он понимал, что положение простого люда не только не улучшилось после революции – а наоборот, ухудшилось.
а) «Баня» (1924 г.) (чтение наизусть)

б) «4 дня» (1925 г.)

в) «Операция» (1927 г.)


  • Заметили главное? (Все в равных штанах ходят. Пальто: один карман рваный, другого нет. Пуговицы .) Вот такая униформа для человека труда.

  • А вот контраст – портрет советского депутата Дмитрия Наумыча.

«Пациентка» (1924 г.)

Беседа по рассказу:


  • Чем он отличается? (пальто, штиблеты, 4 действия математической дробь )

  • Какие черты героя вы отметили? (Спесивость, стыдится собственной необразованной женой ) И это изрекает не сторож склада, а депутат! Человек, наделенный властью.

4. Опустошенная душа героев М.Зощенко.
Гневно бичует Зощенко фразерство , хвастовство , очковтирательство , дрязги , ссоры , склоки в рассказах:

а) «Аристократка» ,

б) «Любовь» ,

в) «Нервные люди»


  • Рассказ «Любовь» ( инсценировка)
- Что здесь высмеивает Зощенко?

  • Уродливые гримасы коммунального быта показаны в рассказе «Нервные люди » (работа с текстом)
- Как начинается произведение? («Недавно в нашей коммунальной квартире драма произошла… Инвалиду Гаврилову последнюю башку чуть не оттяпали.» )

-Какова же причина? (Не поделили жильцы ежик для чистки примуса )

«Тут в это время кто-то и ударяет инвалида кастрюлькой по кумпалу. Инвалид – брык на пол и лежит. Скучает… И из башки кровь каплет»


Смерть человека превращается в заурядный факт. И никто из

персонажей не испытывает к убитому сочувствия, сострадания. Поистине искажен, исковеркан, разрушен человек! Опустошена его душа.


  • Анализ рассказа «Аристократка»
- Почему так называется рассказ? (доверительное признание, что герой не любит баб в шляпках )

- Почему в шляпках? (быт нового человека – шляпка, галстук. Это классовый признак. Он понятия не имеет, кто такой аристократ, но поясняет )

- Зачитайте. А как в словаре? (герой заходит к объекту любви с вопросом об исправности водопровода и уборной ) (Больше говорить им не о чем )

- Кто же героиня аристократка? (Дама – одного поля ягода с героем )

- Чем привлекает ее герой? (Мужчина, кавалер, у власти, ей хочется, чтоб все было как у людей, «сводил в театр» )

- Интересует их театр? (нет )

- А что же интересует? (действует ли водопровод )

- А какова ее цель? (буфет )

- В чем конфликт? (съела три пирожка )

- Как конфликт раскрывает героев? (Она видит подлинную цену своему кавалеру. Он бедняк, никакая не власть. Дурак. Разочарование )

- Речь героев. Как их характеризует? («волочусь, как щука», «хожу вокруг нее, что петух», «вожжа под хвост» - город + деревня )

- Вызывают сочувствие? (мелочность, пошлость, мещанство, крайняя ограниченность )

Этот рассказ дал русской разговорной речи новый, иронический оттенок

слову «аристократка » - «мещанка », «дура ».

Назовите классическую фразу примитивности: («Ложи, - говорю, - взад!» )

В чем комизм? (Неумение вести себя, говорить, двигаться, выражать свои чувства )

Для чего служит сюжет и языковая характеристика? (Средства создания характеров героев невысокой культуры, узких интересов, но стремящихся держаться на уровне современных требований )


Рассказы:

«Спи, скорей »

«История болезни »


  • Для чего предназначены рассказы М.Зощенко?

  • В чем мужество писателя? (Сказал горькую правду о своем времени, о своей стране )

  • Какой мир создал М.Зощенко? («Сатирический антимир»; мир, кишащий доносчиками, взяточниками, болтунами, волокитчиками, взяточниками, льстецами, приспособленцами, самодурами)

5. Язык произведений М.Зощенко.

Вы, конечно, обратили внимание на своеобразный язык произведений Зощенко.

Как вы думаете, почему он употребляет «неправильные слова»?

А К.Чуковский вспоминает:

«Пестрый бисер вашего лексикона» показался своеобразным и ценным, что профессор В.Виноградов написал тракт «Язык Зощенко»

Это живая, свежая, неподдельная речь, которая звучала тогда на базарах, в трамваях, в очередях, на вокзалах, в банях.

Зощенко первый из писателей ввел в литературу внелитературную речь и стал свободно ею пользоваться. Она нелепа и смешна.

О какой-то женщине они, например, говорят, что она …нюхала цветки и настурции. Как будто настурции не цветки. «Раздаются крики, возгласы и дамские слезы» Как будто слезы могут раздаваться.

Что ты нарушаешь беспорядок?
- М.Зощенко говорил: «Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая. Доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей»

Чем больше мы смеемся над грубостью, невежеством, тем меньше хотим на них походить.

Смех осуждения вызвала речь, язык героев.

Что можно сказать о словах?

(слова грубые, неверно употребляются )

Это литературный прием – сниженная неверная речь – смех над невежеством, бескультурьем. Быт определяет речь.


III. Обобщение.
- Каков же герой рассказов М.Зощенко?

Как проявляется языковой комизм писателя?

Каковы черты духовного мира людей 20-40 г.г. ХХ века?

Урок я заканчиваю словами Б. Окуджавы. Именно таким хотел видеть человека М. Зощенко.


Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно, святое наше воинство –

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь, как человек. Б. Окуджава

Литература.


    1. М.Зощенко. Рассказы. М.: «Художественная литература». – 1987.

    2. М.Зощенко. Возвращенная молодость. М.: ОНИКС.- 2003.

    3. Н.Л. Крупинина, Н.А.Соснина. Сопричастность времени. М.: «Просвещение». – 1992.

    4. Русские писатели ХХ века. Библиографический словарь. – М.: «Рандеву - АМ». – 2000

    5. Энциклопедия. Русская литература. «Аванта+». – 1999.

Конспект урока по литературе

М. М. ЗОЩЕНКО. РАССКАЗ «БЕДА»

Цели :

    познакомить с творчеством писателя;

    выявить сатирическую направленность рассказа;

    совершенствовать умение анализа литературного произведения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение новой темы.

1. Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с одним из сатирических рассказов М. Зощенко. Однажды писатель заметил: «Почти 20 лет взрослые считали, что я писал для их забавы. А я для забавы никогда не писал». Юмор предполагает веселый, доброжелательный смех, а в рассказах Зощенко к смеху примешивается досада, грусть. Автор высмеивает нелепость жизни, пошлость и никчемность существования обывателей, изображает героев в карикатурном виде. Это признаки сатиры. Высмеивая зло, автор утверждает добро.

Михаил Михайлович Зощенко родился в Санкт-Петербурге 28 июля 1894 года. Его отец - русский художник Михаил Иванович Зощенко. Мать - Елена Осиповна Зощенко - до замужества была актрисой театра, издавала свои рассказы в газете. Михаил Михайлович поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета в 1913 году. В это время Зощенко начал писать свои первые рассказы. В 1915 г. он ушел добровольцем на фронт Первой мировой войны, где командовал батальоном и стал Георгиевским кавалером. В 1917 г. Зощенко вернулся в Санкт-Петербург и через год ушёл добровольцем в Красную армию, несмотря на болезнь сердца. В 1919 г., после Гражданской войны, Зощенко поступил в творческую студию при издательстве «Всемирная литература» в революционном Петрограде, руководимой Корнеем Ивановичем Чуковским. В 1920-1921 гг. издаются рассказы Зощенко. Первая книга писателя вышла под названием «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» в 1922 г. К середине 20-х гг. XX в. Зощенко становится одним из самых популярных писателей в Советской России. Фельетоны занимают значительное место в творчестве Зощенко. Писатель работал на радио, в ленинградских газетах и журнале "Крокодил". С начала Великой Отечественной войны Зощенко был в эвакуации в Алма-Ате, где работал в сценарной студии "Мосфильма". Весной 1943 года Зощенко вернулся в Москву из эвакуации, был членом редколлегии сатирического журнала "Крокодил". Много работал для театра.
Умер Михаил Зощенко в Ленинграде 22 июля 1958. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.

2. Чтение статьи учебника (с. 205–207) о М. Зощенко.

3. Беседа.

Чем вас удивила личность писателя?

Чем объяснить тот факт, что к Зощенко пришла громкая слава почти сразу после выхода его рассказов?

Кем были его основные читатели?

Почему писатель считал, что над его рассказами надо не только смеяться, но и плакать?

4. Работа в тетради .

Юмор – изображение чего-то в смешном, комическом виде; юмор – смех веселый и доброжелательный.

Сатира – обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности; беспощадное осмеяние.

5. Чтение учителе м рассказа «Беда».

6. Беседа по вопросам.

Какой он, герой рассказа? Что за человек?

Почему он отказывается от покупки лошади у мужика из соседнего села?

Как вы охарактеризуете действия героя на базаре? Почему он себя так вел?

Вспомните, как герой шел со своей покупкой домой. Что же с ним произошло и почему?

Что в тексте указывает на глубину его переживаний?

Что вызывает в этой истории смех, раздражение, слезы?

Кто виноват в том, что все так печально закончилось?

Как вы думаете, от каких «обывательских черт» надо было бы избавиться мужику?

Каким языком говорит герой Зощенко? (В рассказе много просторечий, так называемой «сниженной» лексики, грамматических неправильностей: «а тут на-кося», «сомневаюсь я, милый, в смысле лошадиного цвету», «пущай уж», «вспрыснуть», «за какое самое это… вином торгуют».)

Какую роль играет язык в рассказе? (Речь говорит о человеке многое. Например, мы понимаем, что перед нами человек недалекий и не очень-то грамотный.)

Над чем смеется и над чем горюет автор рассказа?

Какой смысл вкладывает писатель в слово «беда»? Почему он так назвал рассказ?

Как вы думаете, актуальны ли рассказы М. Зощенко сегодня и почему?

Так что же характерно для рассказа М. Зощенко: юмор или сатира?

V. Подведение итогов урока.

М. Зощенко смеялся в своих рассказах над безобразием и глупостью, чтобы убедить людей жить умнее, достойнее. «Не злорадное потирание рук при виде подмеченных в жизни всякого рода нелепостей гонит его [сатирика] к столу, а любовь и боль. Любовь к людям, боль за несовершенства их жизни», – отмечал Ю. Томашевский. Высмеивая зло, М. Зощенко показывает, учит, разъясняет, обращаясь к уму и совести читателя.

Домашнее задание: вопросы на с.216

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Исаева Елена Александровна

Учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №5» г.Усть- Илимска

Иркутской области

по рассказу М.Зощенко «Аристократка»

Цели урока:

- совершенствовать умения анализа литературного произведения;

- вызвать у учащихся устойчивый интерес к творчеству М. Зощенко и к

литературе вообще;

- показать, как решается проблема соотношения юмора и сатиры в рассказах

Зощенко.

Оборудование:

словари, исторические материалы, тексты, мультимедийный проектор,

компьютер.

Ход урока

I. Индуктор.

II. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о рассказе М.Зощенко

(Демонстрация фильма о 20- х 30 - х годах XX столетия).

Слово учителя:

официально провозглашен Союз Советских Социалистических Республик.

Вскоре СССР заявил о себе, как о мощном, непобедимом государстве. Этот

фильм отражает все стороны жизни Советского Союза эпохи строительства

социализма. Эти же достижения индустриализации, коллективизации,

культурной революции воспевались и в литературе того времени.А все ли

было так гладко? Обратимся к материалам, отражающим эпоху.На ваших

столах лежат исторические справки, ознакомьтесь с ними и обсудите в

группах следующий вопрос:« Почему произведения Михаила Зощенко

были запрещены до середины 80- х годов?» (слайд 4)

Историческая справка:

80-

Был еще один момент, о котором многие не подозревали. В 30- годы Сталин

вместо идеала революционера- разрушителя провозгласил героем

“простого, обычного человека, “винтика”, который держит в состоянии

активности наш великий государственный механизм”.

III. Чтение отрывка №1.

Итак, мы с вами обозначили глубокие несоответствия эпохи. Эти же

противоречия обнаружил и М. Зощенко. Вы знаете, что Зощенко –автор

юмористических рассказов. Его представляли так, но на самом деле он был

совершенно другим.Обратимся к тексту рассказа М.Зощенко

«Аристократка».Прочитаем отрывок №1.

IV. Работа в группах. Обсуждение вопросов.

Вопросы для 1 группы (слайд 5) :

Кто такие аристократы? (найти определение в толковом словаре) По каким

признакам главный герой определил, что дама, за которой он ухаживал,

является аристократкой?

Вопросы для 2 группы (слайд 6) :

Что такое речевая характеристика?(обратитесь к литературоведческому

словарю) Как можно охарактеризовать речь Григория Ивановича? О чём

свидетельствует неуместное употребление слов героем?

Вопросы для 3 группы (слайд 7) :

Что вы вкладываете в определение «ухаживать за дамой»? Каким образом

Григорий Иванович ухаживает за дамой? Подтвердите примерами из текста.

Вопросы для 4 группы (слайд 8) :

Что такое театр? (обратитесь к толковому словарю) Зачем люди ходят в

театр? Почему главная героиня рассказа хотела пойти в театр? Подтвердите

примерами из текста.

V. Разрыв.

Как вы думаете, чем закончится данный рассказ? Обсудите в группах.

Придумайте продолжение рассказа и опишите в 2х- 3х словах на листах А4.

Продемонстрируйте свои ответыклассу (слайд 9).

Афиширование.

VI. Социализация.

Чтение отрывка №2.

(слайд 10) Попробуем ответить на эти вопросы, обратившись к сюжету

«Аристократки».

Обсуждение в группах вопросов.

Вопросы для 2 группы:«Сюжет рассказа»

В чём комизм описанной ситуации? Испытывали ли чувства главные герои

друг к другу? Какие уроки вы вынесли из рассказа?

Вопросы для 3 группы:«Композиция рассказа»

В чём особенности композиции рассказа? Почему М.Зощенко использует

жанр короткого рассказа?

Вопросы для 4 группы:«Художественные приёмы»

Какую роль в тексте играют детали? Какие художественно- изобразительные

V. Рефлексия.

Вот они герои эпохи, над которыми смеётся М.Зощенко. Могли ли эти

“винтики” быть олицетворением силы и мощи государства,наверное, вряд

ли. Вернёмся к теме нашего урока "Смех –это…" Перед вами 3

высказывания о смехе, прочитайте их и прокомментируйте, какое

высказывание больше всего подходит к произведениям М.Зощенко и

почему(слайд 11).

Высказывания:

«Смехом исправляют нравы».

Оноре де Бальзак

«Смех – дело серьёзное».

Историческая справка

В прошлом (1921 г.) Зощенко являлся членом литературного содружества «Серапионовы

братья» –группировки, вредной по своему идеологическому характеру. В выпущенном в

1921 году «Манифесте» этой группы говорилось: «В эпоху регламентации и установления

казарменной жизни, создания железного и скучного устава, мы вынуждены

организоваться. Нас атакуют и справа, и слева.

У нас спрашивают, с кем мы –с монархистами, с эсерами или с большевиками? Мы –ни с

кем, мы просто русские... Нас ни одна партия в целом не удовлетворяет. Искусство не

имеет общественной функции. Общественная функция убивает искусство, убивает талант.

Мы пишем не для пропаганды...»

близких ему литературных кругах.

Зощенко постоянно высказывает свое враждебное отношение к советской цензуре,

жалуясь на невозможность заниматься творческой работой.

Еще в 1927 году он заявил: «Мы беззубые юмористы, нам не позволяют трогать

существенные вопросы. Всякая критика запрещена, непременное требование идеологии

лишает возможности объективно отражать быт и жизнь».

Историческая справка

«В 1943 году Зощенко была написана книга «Перед восходом солнца», в которой показал

советскую действительность в вульгарно- обывательских тонах. Советские люди

изображены им, как нравственно уродливые, мелкие и корыстные. Это произведение было

осуждено литературной критикой и общественностью как идеологически вредное.

Зощенко М.М. считал, что критика и осуждение его повести «Перед восходом солнца»

была направлена не против книги, а против него самого.

„повалить“ меня вообще как писателя, так как вся моя писательская работа, а не только

повесть „Перед восходом солнца“, была осуждена „вверху“».

Зощенко рассказывал, что его повесть, якобы, вызывала всеобщее восхищение, ее

одобряло руководство Союза советских писателей, академик Сперанский, психиатр

Тимофеев согласились с его «научными» выводами Зощенко. Некоторые работники

аппарата ЦК ВКП(б) разрешили ее печатать, а во время «проработки» большинство этих

лиц «продали» его и выступили против книги.

В этой связи Зощенко давал следующую оценку состояния советской литературы: «Я

считаю, что советская литература сейчас представляет жалкое зрелище. В литературе

господствует шаблон. Поэтому плохо и скучно пишут даже способные писатели. Нет

зачастую у руководителей глубокого понимания задач искусства». «Творчество должно

быть свободным, у нас же –всё по указке, по заданию, под давлением».

Историческая справка:“…в условиях, когда рабочий класс, когда партия и

СССР осуществляет самокритику через партийные чистки, через

действенный контроль масс… нужна ли сатира? … в 1946 году вышло

постановление партии “ О журналах “ Звезда” и “ Ленинград”. Зощенко был

заклеймен, как пошляк, “хулиган” и “подонок литературы, глумящийся над

советскими людьми”. Творчество Зощенко было запрещено. Лишь в конце

80-х годов XX века, в эпоху гласности его творчество было возвращено нам.

великий государственный механизм”.

Историческая справка:“…в условиях, когда рабочий класс, когда партия и

СССР осуществляет самокритику через партийные чистки, через

действенный контроль масс… нужна ли сатира? … в 1946 году вышло

постановление партии “ О журналах “ Звезда” и “ Ленинград”. Зощенко был

заклеймен, как пошляк, “хулиган” и “подонок литературы, глумящийся над

советскими людьми”. Творчество Зощенко было запрещено. Лишь в конце

80-х годов XX века, в эпоху гласности его творчество было возвращено нам.

Был еще один момент, о котором многие не подозревали. В 30- годы Сталин

вместо идеала революционера- разрушителя провозгласил героем “простого,

обычного человека, “винтика”, который держит в состоянии активности наш