Проект на тему курочка ряба. Презентация на тему "проект "курочка рябушечка"". III этап - заключительный

Творческий проект: В гостях у сказки «Курочка Ряба» для детей средней логопедической группы

Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры.
Описание работы: творческий проект разработан для средней логопедической группы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям детских садов по театрализованной деятельности с детьми средней группы.

Проблема: в драматизации сказок все дети желают играть и говорить. Как задействовать всех детей группы в драматизации сказок с малым количеством героев?
Тип проекта: творческий, коллективный, средней продолжительности
Участники: дети среднего возраста с ОНР, учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатели, родители воспитанников.
Срок реализации: январь – апрель
Цель: коррекция произносительной стороны речи в театрализованной деятельности.
Задачи:
Сплотить детско-родительские взаимоотношения через совместную деятельность.
Обогащать и активизировать словарь детей.
Систематизировать знания о домашних птицах.
Развивать грамматический строй речи.
Развивать общую и мелкую моторику.
Формировать связную речь.
Автоматизировать поставленные звуки во фразах.
Познакомить с русскими народными сказками.
Обучать разыгрывать несложные сценки по знакомой сказке.
Развивать ориентировку в пространстве.
Формировать достаточный запас эмоций.
Развивать выразительность движений, умение передавать двигательный характер образа.
Воспитывать уважение к традициям русского народа.
Актуальность проекта:
В логопедические группы поступают дети с различными речевыми нарушениями: полиморфной дислалией, дизартрией, заиканием. Иногда речевой дефект является весьма стойким и сопровождается нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Дети имеют повышенную двигательную активность, отвлекаемость, неуверенны в себе, отмечается агрессивность. Наиболее оптимальным средством, воздействующим на всестороннее развитие ребенка с нарушением речи, является театрализованная деятельность, в которой развиваются:
- связная монологическая и диалогическая речь;
- лексико-грамматический строй речи;
- психические процессы (воображение, эмоционально-волевая сфера, внимание, восприятие и других);
- координация движений;
- мимика, пантомима;
- мелодико-интонационная выразительность;
- творческие способности;
- автоматизируются звуки в тексте.
Обеспечение проектной деятельности:
Планирование, методическая и художественная литература, иллюстративный, изобразительный, музыкальный материал.
Предполагаемый результат:
Положительная динамика речевого развития детей.
Обогащение развивающей предметно - пространственной среды по театрализованной деятельности декорациями, атрибутами, элементами костюмов, видеоматериалом.
Продукт проектной деятельности:
Сценарий драматизации сказки «Курочка Ряба».
Драматизация сказки «Курочка Ряба».

Этапы создания проекта:

Подготовительный этап:
Определение цели и задач.
Составление плана деятельности.
Подбор методического материала.
Подбор речевого материала для всех детей.
Подбор музыкального материала.

Основной этап:
Беседы с детьми по темам: «Домашние птицы», «Семья».
Составление описательных рассказов о курице, петухе, цыпленке.
Чтение русских народных сказок. Беседа по прочитанному.
Разучивание стихов.
Отгадывание загадок.
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Чтение сказки «Курочка Ряба», стихотворения В. Берестова «Курица с цыплятами».
Пересказ сказки по опорным картинкам, по ролям.
Артикуляционная гимнастики: «Клюв», «Цыпленок пьет воду».
Голосовое упражнение «Цыпленок пищит».
Дыхательная гимнастика «Петушок».
Пальчиковые игры: «Петушок». «Курочка»,
Физкультурная пауза «Домашние птицы»
Психогимнастика и этюды для развития мимики.
Фланелеграф, настольный театр по сказке «Курочка Ряба»
Игры: «Птичий двор», «Приготовим корм птицам».
Дидактические игры: «У кого кто?», «Найди маму», «Назови ласково», «Кого не стало?», «Что изменилось?», «Кто лишний?».
Подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Коршун», «Вышла курочка гулять».
Игры на внимание: «Что изменилось в знакомой сказке?», «Чего не бывает?»
Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «В деревне»
Рисование, лепка, аппликация домашних птиц.
Обсуждение, распределение ролей.
Разучивание речевого материала с детьми.
Разучивание музыкального материала с детьми.
Изготовление атрибутов, декорации, афиши к спектаклю.

Заключительный этап.
Драматизация сказки "Курочка Ряба".

Проект достиг своей основной цели. Совместно с детьми, специалистами, воспитателями и родителями была поставлена драматизация сказки «Курочка Ряба». Все дети имели роли и активно участвовали.

Используемая литература:
Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. «Театрализация сказок в коррекционном детском саду», СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007 г.
Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009
«Логопед» научно-методический журнал №6, 2008г.

«Курочка Ряба»

Драматизация сказки

Действующие лица:
Сказочник - мальчик
Дед Матвей
Баба Матрена
Курочка Ряба
Мышка
Мотыльки - мальчики
Цветочки - девочки
Цыплята
Декорации: домик, стол и стулья, заборчик, клумба с цветами.


Звучит музыка «В гостях у сказки». Выходят девочка и мальчик.
Девочка
В мире много сказок –
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Мальчик
В сказке может все случится,
Наша сказка – впереди,
Сказка в двери к нам стучится
Скажем гостю: «Заходи!»

Песня «Солнышко»


Сказочник.
Жил в деревушке дед Матвей
Музыка звучит, к избушке подходит Дед и садится на стул.
Сказочник.
…и бабушка Матрёна.
Звучит музыка, к избушке подходит Баба и садится рядом.
Сказочник.
Жила вместе с ними хохлатка - курочка Ряба.
В пёстром наряде выбегает курочка Ряба.

Песня курочки Рябы, Бабы и Деда


Сказочник.
Дед Матвей и баба Настя курочку любили.
Курочка сидит между дедом и бабой, они её гладят.
Сказочник.
Зёрнышком отборным курочку кормили.
Дед приносит ведерко с водой.
Дед.
Вот водица из колодца,
Пей водицу из ведёрка.
Подносит ведёрко, Ряба «пьет» из ведра. Баба подносит миску.
Баба.
Кушай, Ряба, ешь зерно,
В нём здоровьице твоё.
Ряба с удовольствием клюет.
Сказочник.
Ряба - курочка наелась,
И водицы напилась,
Ей теперь гулять пора.

Песня «Вышла курочка гулять»


Сказочник.
У окна старики сидят курочку поджидают.
Выходят мотылек и цветочек.
Мотылек.
Проснулся лес весной и луг,
Проснулись бабочки вокруг.
Цветочек.
Проснулись травы и цветы
Повсюду столько красоты.

Танец цветов и мотыльков.


Сказочник.
Что я слышу, во дворе курочка кудахчет.
Рябушка яйцо снесла, ведь не зря кудахчет.
Из–за дома появляется курочка с «золотым» яйцом.
Курочка Ряба.
Дед и баба, посмотрите,
Что сегодня я снесла.
Подаёт деду яйцо.
Дед.
Что за диво, вот так диво!
Вот спасибо за яичко!
Баба.
Ах, яичко не простое?!
Глянь-ка Дед, ведь золотое!
Удивлённые старики садятся за стол, рассматривая яйцо.
Дед.
Как блестит оно однако,
Глаза слепит даже страшно.
Надо бы его разбить,
Да узнать, что там внутри?
Стучит яйцом об стол.
Баба.
Ах, ты старый дед!
Кто ж так бьёт,
Давай сильней!
Бабушка с большим размахом бьёт яйцо об стол, не получается разбить.
Дед.
Ах, вот ведь не задача,
Яйца, похоже, не разбить,
Что же делать, как тут быть?
Пригорюнившись, сидят Дед с Бабой.
Сказочник.
Мышка мимо пробегала...
Выбегает мышка.
Сказочник.
Хвостиком своим махала.
Яйцо тут же покатилось,
На глазах у всех разбилось!
Дед и Баба, всплеснув руками, плачут.
Ряба.
Не горюйте и не плачьте,
Мы сейчас устроим праздник!
Дед и Баба в растерянности, курочка уходит.

Хоровод «Весенний»



Сказочник.
Ряба курочка идёт и корзиночку несёт.
В нём яйцо лежит большое
Белое, не золотое!
Выходит курочка с цыплятами и с простым яйцом.

Песня курочки Рябы.

Творческо – игровой проект «Курочка Ряба».

Тема проекта: «Курочка Ряба»

Время проведения: январь-февраль

Вид проекта: педагогический

Организация заявитель: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад № 410»

г. Перми

Тип проекта: творческо-игровой проект

Участники: воспитатели, дети группы раннего возраста, родители, ближайшие родственники

Масштаб проекта: среднесрочный (16.01.2017 -12.02.2017)

Сроки проведения: январь-февраль 2017 года

Цель: расширение знаний детей о курице, петушке, цыпленке, об их пище; развитие познавательной активности детей через совместную деятельность.

Задачи:

    Расширить знания детей о курице, петушке и цыплёнке;

    Развивать творческие способности детей, любознательность.

    Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

    Активизировать речь и обогащать словарь детей.

    Формировать чуткое отношение к домашним птицам через чтение художественной литературы.

    Воспитывать интерес к труду взрослых.

    Обогащать предметно-пространственную среду в группе с учетом ФГОС к предметно-развивающей среде ДОУ.

Планируемый результат:

    Сформированы знания о курице, петушке, цыплёнке;

    Сплочение коллектива родители – воспитатели – дети.

    Обогащение предметно - развивающей среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Актуальность:

Ранний возраст - это самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Дети открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней.

Проект «Птичий огород» поможет городским малышам узнать домашних птиц, где они живут, чем питаются, какие растения садит человек для корма птиц.

Основание для разработки: часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – это самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире.

Риски: трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ.

Предупреждение рисков: заинтересованность родителей и учет индивидуальных особенностей семей.

Формами отчёта участников проекта будут:

Создание мини-музея «Курочка Ряба»;

Постановка сказки «Курочка Ряба».

Работа с родителями:

- создание атрибутов к сказке «Курочка Ряба».

Январь-февраль.

Этапы реализации проекта:

п/п

Мероприятия с детьми

Сроки

Участники

Подготовительный этап

1.

Анализ имеющихся условий в группе.

16.01.2017

воспитатели

2.

Создание условий для организации работы.

16.01.2017

воспитатели

родители

Проектировочный этап

1.

Диагностика уровня развития детей

16.01.2017

воспитатели

2.

Разработка комплексно - тематического плана работы

16.01.2017

воспитатели

Сроки реализации проекта

Январь - февраль

(16.01 – 12.02.2017)

1.

Дыхательное упражнение «Перышко, лети »

Цель: развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, вырабатывать правильное ритмичное дыхание. (№ 1, с.110)

16.01.2017 –

31.01.2017

воспитатели, дети

2.

Физкультминутка : «Утка в камышах». Цель : Развитие внимания, координации движения, снятия утомляемости. (№4, с.77)

16.01.2017 –

31.01.2017

воспитатели, дети

3.

Дидактическая игра : «Найди маму» Цель : Развитие восприятия, внимания и умения находить маму и её детёныша.

16.01.2017

воспитатели, дети

4.

Чтение сказки «Курочка Ряба». Цель : Учить детей внимательно слушать сказку, самим её рассказывать.

17.01.2017

воспитатели, дети

5.

Беседа о семье курочки.

Цель : Расширить знания детей о семье курочки.

18.01.2017

воспитатели, дети

6.

Лепка «Червячки для курочки» Цель : Учить детей лепить из пластилина тоненьких червячков.

19.01.2017

воспитатели, дети

7.

Сюжетно-ролевая игра : «Угостим курочку чаем». Цель : Учить детей поить курочку чаем; формировать умение последовательно выполнять действия, называть предметы и действия с ними.

20.01.2017

воспитатели, дети

8.

Подвижная игра : «Курочки-и лисичка». Цель : Учить детей действовать согласно словам текста.

16.01.2017 –

31.01.2017

воспитатели, дети

9.

Артикуляционная гимнастика «Как Язычок гулял с курочкой » Цель: развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат.. (№ , с.24)

16.01.2017 –

31.01.2017

воспитатели, дети

10.

Беседа «Чем питаются курочки»

Цель : Расширить знания детей о том, что едят домашние птицы.

23.01.2017

воспитатели, дети

11.

Конструирование из кубиков «Загородка для курочки».

Цель : Научить детей строить загородку из кирпичиков.

(№2, с.17)

24.01.2017

воспитатели, дети

12.

Физкультминутка: «Колоски». Цель : развитие внимания, координации движения, снятия утомляемости. (№4, с.98)

01.02.2017-

12.02.2017

воспитатель, дети

13.

Подвижная игра «Петушок». Цель : Развивать целенаправленное внимание, учить ориентироваться в пространстве. (№7, с.72)

25.01.2017

воспитатели, дети

14.

Театральное представление сказки «Курочка Ряба». Цель : Учить детей внимательно смотреть театральное представление.

26.01.2017

воспитатель, дети

15.

Рисование с помощью кисточки «Червячок» Цель : Учить рисовать при помощи кисточки.

(№5, с.60)

27.01.2017

воспитатель, дети

16.

Пальчиковая игра «Цыплёнок» Цель : Развивать мелкую моторику рук. (№7, с.100)

01.02.2017-

12.02.2017

воспитатель, дети

17.

Подвижная игра «Петушок и курочки» Цель : (№7, с.115)

01.02.2017

воспитатель, дети

18.

Рассматривание альбома «Домашние птицы».

Цель : Закреплять знания детей о домашних птицах, развивать речь.

01.02.2017-

12.02.2017

воспитатель, дети

19.

Обучающая игра : «Птицы - звери». Цель : Учить сравнивать и выбирать птиц и зверей. (№1, с.111)

02.02.2017

воспитатель, дети

20.

Чтение стихотворений о домашних птицах. Цель : Познакомить детей с художественными произведениями воспитывать любовь к природе. Предложить родителям повторить дома стихи о домашних птицах.

01.02.2017-

12.02.2017

воспитатели,

дети,

родители

21.

Песня – игра «Курочка – хохлатка».

Цель : Развивать слуховое восприятие, учить детей делать движения согласно тексту.

(№7, с.74)

01.02.2017-

17.02.2017

воспитатели, дети

22.

Загадки «Гусь», «Петух».

Цель : Учить детей отгадывать загадки по признакам описания домашних птиц.

03.02.2017

воспитатели, дети

23.

Подвижная игра «Сердитый петушок»

Цель : Развивать у детей внимание, ориентироваться в пространстве детей (№7, с.104)

06.02.2017

воспитатели, дети

24.

Разучивание потешки «Петушок золотой гребешок».

Цель : Развивать слуховое восприятие детей, память.

07.02.2017

воспитатели, дети

25.

Дидактическая игра «Подбери пёрышко для петушка».

Цель : Повторить с детьми цвета.

(№6, с.60)

08.02.2017

воспитатели, дети

26.

Дидактическое упражнение «Кто что ест?».

Цель : Повторить с детьми что едят домашние птицы».

(№6, с.38)

09.02.2017

воспитатели, дети

27.

Показ детьми сказки «Курочка Ряба»

10.02.2017

воспитатели, дети

Мероприятия с родителями

1.

Поручение: сделать атрибуты к сказке «Курочка Ряба»

15.01.2017 –

30.01.2017

воспитатели, дети, родители

Результат проекта:

    Дети умеют называть курочку, петушка, цыплёнка, что они едят, показывают их на иллюстрациях.

    Умеют отображать увиденное при помощи рисования, лепки, аппликации.

    Умеют проявлять заботу о животных.

Литература:

    Д.Н. Колдина. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Методическое пособие. – М.: ТС Сфера, 2014.

    Е.Е. Хомякова. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2014.

    С.Н. Теплюк. Занятия на прогулке с малышами. Издательство «Мозаика-синтез» Москва 2005

    Подвижные тематические игры для дошкольников. Составили: Л.В. Лисина, Г.В.Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2014.

    Е.А. Янушко. Рисование с детьми раннего возраста. Издательство

«Мозаика-синтез», Москва, 2007.

    В.В. Гербова «Ознакомление с окружающим миром»

    М.Ф. Литвинова «Играют непоседы».

город Кокшетау

средняя школа № 8

Мини-проект
«Поэтическое достояние»
по русской народной сказке

«Курочка Ряба»

5 класс «А»

Направление: Исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты

Секция: Литература

Руководитель : Анемгурова Л.А.

Объект: Поэтическое достояние русского народа

Предмет: Сказка как жанр фольклора

Тема: Сказка «Курочка Ряба»

Цель: Выявить, почему разбитое яйцо превратилось во вселенское горе (выявить символическую основу яйца).

Задачи:

1. Изучить мифы, сказки, народные традиции, картины художников, объекты архитектуры, связанные с образом яйца.

    Провести опрос в разных возрастных группах (знают ли сказку, помнят ли её наизусть).

    Провести поисковую работу (сбор пословиц, поговорок, загадок по теме проекта).

    Подготовить инсценировку одного из вариантов сказки (как результат поиска вариантов сказки «Курочка Ряба»).

Методы:

    Изучение литературных источников;

    Опрос;

    Выполнение роли собирателей-фольклористов;

    Драматизация.

    Анализ

Гипотеза:

Если разбитое яйцо в сказке превращается во вселенское горе, то , значит, яйцо является предметом не простым.

Вводное слово учителя

С первых дней дети учатся осмысленно читать научный текст. Фольклористический материал делится на части, по которым можно работать индивидуально, коллективно (микро-группой) с последующим представлением наблюдений и их обсуждением. Это развивает навыки осмысленной работы с текстом, сотрудничества.

Именно эти навыки ребята применяли, готовя проект по сказке «Курочка Ряба». Каждый понимал свою ответственность, так как от каждого из них зависел успех всей группы.

Чтобы лучше изложить материал, учащиеся занимались поиском, рисовали, готовили драматизацию, провели опрос, систематизировали материал, создали итоговые таблицы. То есть ученики провели большую поисковую работу, что и вылилось в мини-проект.

Вводное слово ученика

Прежде чем приступить к сбору материала, связанного со сказкой «Курочка Ряба», мы провели опрос среди представителей разных возрастов. 100% опрошенных назвали сказку «Курочка Ряба» в числе тех сказок, которые они слышали и знают наизусть с раннего детства.

Д
емонстрация слайда

А на вопрос, с чем ассоциируются слова «золотое яичко» мы получили самые разные ответы и представляем вам в виде следующего ассоциативного ряда.

Д емонстрация слайда «ЗОЛОТОЕ ЯИЧКО»

Чудо - что-то чудесное – волшебство – Божий дар – красота – прекрасное – что-то необыкновенное – сказочное – фантастическое – непривычное –необычное – таинственное – загадочное – подарок судьбы – сокровище – родной дом – семья – жизнь родных – природа – животные – солнце – небо – земля – человек – разум в природе – умение бегать – прыгать – двигаться – то, что мы существуем – рождение – новая жизнь – дружба – честь – хорошие люди – плата за добро – любовь – коллектив – любовь к ближнему – общение – способности – умение – знания – талант – польза – выгода – богатство – хорошая жизнь – озарение – счастье – любовь – радость –добро – верность – надежда – желание жить – я.

В роли «собирателей» нам удалось сделать подборку пословиц, поговорок и загадок, связанных тематически со сказкой «Курочка Ряба».

Загадки, пословицы, поговорки.

    «Было яичко у нас золотое,

А осталось лукошко пустое…» -

Плачет дед, плачет баба,

Но их утешает … (Курочка Ряба)

    На чём сидит курица? (на яйцах)

    Откуда вылупились цыплята? (из яиц)

    От худой курицы яйца худее.

    Яйца курицу не учат.

    Лучше яйцо сегодня, чем курица завтра.

    Умное яйцо может учить глупую курицу.

    Одного яйца два раза не высидишь.

    Мало снести яйца – надо ещё и кудахтать.

    Яйцу камня не разбить

    В целое яйцо муха не залетит

    Умный из умного яйца вылупился

    Яйцо от курицы, а курица от яйца

    Из змеиных яиц цыплята не вылупятся

    Черепаха кладёт тысячу яиц, и никто не знает, курица кладёт одно – шуму на всю округу

    Лучше лишиться яйца, чем курицы

    Выеденного яйца не стоит

    Белое круглое долго лежало,

Вдруг затрещало,

И неживое, а живым стало

    Из живого – мёртвое,

Из мёртвого – живое.

    Нашёл я шар, разбил его,

Увидел серебро и золото.

    Беленький тулупчик сшит без рубчик.

    Что на стол нельзя поставить?

    В доме еда, а дверь заперта.

    Фунт еды, да фунт воды, да фунт соли,

Сварю, стану есть – не солоно.

Цель исследования:

«Жили-были дед и баба, и была у них Курочка Ряба…» Сказка эта является одной из первых в нашей жизни, с нее начинается долгое и увлекательное путешествие по сказочному миру…

«Снесла курочка яичко – не простое, а золотое…» Слова легко повторяются, запоминаются – навсегда. Это одна из немногих народных сказок, которую каждый человек знает наизусть.

Почему так? Может быть, какая-то тайна кроется в этой незатейливой сказке?.. Тогда в чем она? Ведь неспроста яичко золотое, неспроста утрата его превращается для бабы и деда во вселенское горе: «Плачет дед, плачет баба…»

С чего бы это так по яйцу убиваться?

Мотив яйца в мифологии

Яйцо – предмет не обычный, а мистический и мифологический . С древних времен яйцо является символом жизни, олицетворением Вселенной, зародыша всего сущего, из которого происходит мир и все, что его населяет. С яйцом связаны многие мифы о возникновении Земли и жизни на ней. В мифах народов Индии, Китая, Египта, Америки, Океании, Европы яйцо является первичным домом прародителя человечества. Порожденное космосом или снесенное каким-то таинственным существом (чаще всего птицей), оно неизменно покачивается на безбрежных мировых водах, тая в себе всемогущество творца. Многие столетия он таится в этом яйце, обычно золотом (цвет солнца!), и наконец разбивает его скорлупу, чтобы начать творение.

Вот миф Древней Индии: «Вначале не было ничего. Не было ни солнца, ни луны, ни звезд… Воды породили огонь. Великой силой тепла рождено было Золотое Яйцо. Тогда еще не было года, ибо некому было отмерять время; но столько, сколько длится год, плавало Золотое яйцо в водах, в безбрежном и бездонном океане. Через год из Золотого зародыша возник Прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стало Небом, нижняя – Землёю, а между ними, чтобы разделить Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил Землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была сотворена Вселенная ».

Подобно Брахме явился и китайский Паньгу: «В то время, когда ещё земля и небо не отделились друг от друга, вселенная представляла сплошной хаос и по форме напоминала огромное куриное яйцо. В нем зародился первопредок Паньгу. Он вырос и заснул, тяжело дыша в этом огромном яйце. Прошло 18 000 лет, прежде чем он проснулся. Приоткрыл глаза, чтобы осмотреться, но увы! – ничего не увидел: вокруг был сплошной черный и липкий мрак, и сердце его наполнилось тоской. Не найдя выхода из этого яйца, Паньгу схватил невесть откуда взявшийся топор и с силой ударил им мрак перед собой. Раздался оглушительный грохот, какой бывает, когда трескаются горы… и огромное яйцо раскололось. Все легкое и чистое тотчас же поднялось вверх и образовало небо, а тяжёлое и грязное опустилось вниз и образовало Землю ».

В приведенных мифах повторяется мотив: яйцо является не только «домом», но и как бы основанием вселенной, потому что именно из него образуются небо и земля. А в финском мифе творения желток яйца становится солнцем, а белок – луной. Вот как поэтически описываются эти чудесные превращения в карело-финском эпосе «Калевала»:

Покатились яйца в воду,

В волны вод они упали,

На куски разбились в море

И обломками распались.

Не погибли яйца в тине

И куски во влаге моря,

Но чудесно изменились

И подверглись превращенью:

Из яйца, из нижней части,

Вышла мать-земля сырая;

Из яйца, из верхней части,

Встал высокий свод небесный,

Из желтка, из верхней части.

Солнце светлое явилось;

Из белка, из верхней части,

Ясный месяц появился,

Из яйца, из пестрой части,

Звезды сделались на небе;

Из яйца, из темной части,

Тучи в воздухе явились.

Таким образом, яйцо является вместилищем всего, что содержит в себе Вселенная.

А.Афанасьев приводит интересный миф о начале жизни на Земле: «В давние времена Земля была пуста, ничего на ней не было – только камень. Пожалел о том Бог и послал своего петуха. Да оплодит он Землю. Кочет сел в пещере и снес чудесное яйцо, из которого истекло семь рек; они наводнили равнины, и вскоре все кругом зазеленело, запестрело цветами и преисполнилось всяких плодов; без забот, счастливо жили в том раю люди».

У народов Азии популярен мотив появления первопредков из чудесных яиц. Например, в корейских мифах так рассказывается о появлении Пака Хеккосе – основателя древнего государства Силла: «Под горой, посреди леса у колодца старейшины шести поселений увидели пар, озарявший землю подобно блеску молнии, и стоявшую на коленях и кланяющуюся белую лошадь, подле которой лежало пурпурное яйцо. Заметив старейшин, лошадь заржала и поднялась в небо. В яйце нашли отрока, тело которого испускало сияние, птицы и звери, танцуя, следовали за ним, а солнце и луна блистали чистейшим светом».

Иногда из яиц появляются не первопредки и основатели династий, а герои, наделенные каким-то признаком. Елена Троянская, рожденная Ледой от Зевса из яйца гиацинтового цвета, - божественной красотой, Полидевк, её брат, - необыкновенной силой и бессмертием. Кстати, нередок в мифах мотив появления из яйца близнецов, как, например, вышеупомянутые Елена и Полидевк или сыновья Посейдона, рожденные со сросшимися туловищами из серебряного яйца. Вероятно, потому, что рождение близнецов в древности воспринималось, как нечто особенное и необъяснимое, их появление на свет и связывали с яйцом как с предметом божественным.

Славянский огненный дух Рарог вылупляется на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает на печи человек, и похож этот дух на огненную птицу (по-чешски raroh - сокол). Родственен ему и Огненный змей (тоже славянский), он ведает кладами и может приносить богатства.

Но, пожалуй, самым страшным существом, произведенным из яйца, можно назвать василиска – чудовищного змея, способного убивать не только ядом, но и взглядом, дыханием, от которого сохнет трава и трескаются скалы. Спастись от него можно, только показав ему зеркало: он погибает от собственного отражения, также опасен для василиска крик или взгляд петуха. Считалось, что василиск выходит из яйца, снесенного петухом и высиженного жабой.

Это еще одна функция яйца: в нем таится не только начало жизни и все её блага, но и её конец, не только светлое, но и тёмное.

Тот же мотив повторяется в славянских мифах творения, обработанных Бусом Кресенем: « Стала уточка яички откладывать, не простые яички, волшебные. Скорлупа у одних – железная, у других – из чистого золота.

Раскололось яйцо золотое, что исполнено силой Яви, поднималась тогда в небо синее птица Матерь Сва, наша матушка. Из златого яйца вылетел Орёл. Возносился Орёл к Солнцу Красному.

И порхнула за ним Алконост – зоревая птица, рассветная… Вслед за нею Стратим сльнокрылая.

А затем поднялась в небо синяя птица вещая – Гамаюн.

раскололось яичко железное. Явлен был из яйца силой Нави чёрный Ворон…

…А за ним стаей чёрною, мрачным виденьем поднялись птицы, Навью рожденные: птица-лебедь Обида с печальным лицом. Вслед Грифон и Могол – птицы сильные, а за ними сладкоголосая птица Сирин, что песней печальною одурманивает и манит в царство смерти».

Золтое яйцо, разбитое Даждьбогом, влечет за собой потоп, а за ним – Великий Огонь, сулящий конец света:

«Из Яйца возникает Великий Огонь.

Наступает Конец Света Белого!

Поднимаются Воды Великие!

Пришло время очистить Землю!

Расступись во все стороны, Мать Земля! Гнев идёт!

Роль в жизненном процессе Яйцо являет собой всего два вещества, которые, согретые теплом, образуют сложный живой организм…

Как видим, в мифологическом яйце все начала и концы, в нём, как в заветном сундучке, хранятся несметные сокровища и тайны бытия.

Чем объяснить такое почитание яйца, почему именно ему приписывалась столь важная роль в жизненном процессе?

1.
2, 3. Подскорлуповая оболочка
4, 13. Канатик (халазы)
5, 6, 12. Белок (разный по консистенции)
7. Желточная оболочка
8, 10, 11.

9. диск
14. Воздушная камера (пуга)
15.


Долгие наблюдения за окружающим миром, живое воображение многое подсказывали древнему человеку. Например, А.Афанасьев в своем знаменитом труде «Поэтические воззрения славян на природу» связывает яйцо с поэтической метафорой солнца: «По поверью, восходящее солнце рождалось из темных недр ночи, а солнце весеннее – из грозовых туч. Золотое, солнечное яйцо несла чёрная птица-ночь или молниеносная птица-туча.

Грозовая туча представлялась восседающей на золотых яйцах, и в сверкающих молниях они видели блеск этих яиц, катаемых облачными демонами. Отсюда русское поверье, что черти на перекрестках яйца катают».

Хрупкость яйца всегда напоминала о хрупкости и недолговечности жизни, заключенной в нём. Отсюда понятно, почему в яйце могли быть спрятаны как начало, так и конец.

Наделенное всеми этими особенностями и свойствами, яйцо становилось предметом ритуальным, магическим. С ним связаны многие обряды: катание яйца в кадке с зерном для посева, разбрасывание скорлупы освященного яйца по засеянному полю, подбрасывание яйца вверх, чтобы выше рожь росла. Яйцо применяется в погребальных обрядах как снедь, укрепляющая покойника по пути в потусторонний мир. А пасхальное яйцо? Оно дарит красоту. Урожай. Оберегает от дурного глаза, спасает от молнии, излечивает болезни и т. д. Оно символизирует воскресение Иисуса Христа. Белый его цвет означает чистоту и совершенство. А окрашенное в традиционно красный цвет яйцо связывается в одной из народных легенд с каплями крови Распятого.

Яйцо – символ Пасхи

«Дорого яичко ко Христову дню»

Сюрпризный момент

Со святой пасхальной недели начинаются первые весенние игры и хороводы.

    Давайте и мы встанем в хоровод.

«Солнышко красно,

гори-гори ясно!

В небо пташкой залети,

Нашу землю освети,

В небе рыбкой поплыви,

Нашу землю оживи!

Всех на свете ребятишек

Обогрей, оздорови!»

    Одним из символов праздника является яйцо. Яйцо – символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. Яйцо – это знак жизни.

Вручение сувениров

Особое отношение к яйцу как ритуальному предмету подтверждает тот факт, что яйцо стало с древних пор предметом искусства. Широко известны украинские писанки – пасхальные яйца, украшенные геометрическим или растительным орнаментом. Их дарят близким, родным, любимым с пожеланием счастья, добра, благополучия. Легкие бумажные крылышки, прикрепленные к нарядному яйцу, позволяют ему парить под крышей деревенского дома, подобно сказочной птице; россыпи ярких писанок поблескивают на божницах… подобные им находили в курганах, относящихся еще к языческим временам.

Традиция расписывать яйца продолжает возрождаться и продолжает жить и в других странах Европы.

Шедеврами ювелирного искусства можно назвать яйца фирмы Фаберже, украшенные причудливыми узорами из золота, серебра, самоцветов и таящие в себе удивительные сюрпризы. Предназначенные в подарок императорской фамилии, они покорили весь мир своей красотой, фантазией, сложностью конструкций и оригинальностью секрета.

Да и те же популярные сегодня «киндер-сюрпризы» с шоколадной скорлупой в серебряной обертке и миниатюрными игрушками в середине – в своем роде подражание древним ритуальным яйцам.

Но об этом можно написать отдельное исследование, нас же интересует яйцо Курочки Рябы.

Мотив яйца в сказках

Сказочное яйцо напоминает мифическое своей необычностью (цветом, узором). Оно похоже на большой белый купол, уходящий ввысь и огромный в окружности, оно « пестро, востро, костяно, мудрено» или «черно, пестро ибагровисто», как в русских сказках, или «блестящее да прозрачное», но чаще всего золотое или серебряное. Несет это яйцо курица или утка, иногда черепаха. А бывает, что несут волшебные яйца золотые и серебряные птицы, которых порой называют жар-птицами, что прямо указывает на связь с солнцем.

Золотое яйцо в некоторых сказках появляется случайно, вдруг: «Был старик и старуха. У них была пестра курочка. Снесла яичко у Кота Котофеича под окошком на шубном лоскуточке» (русская народная сказка « Разбитое яичко»). Иногда его появления ждут: «Три года они курочку кормили, со дня на день яичка от неё ожидали» (украинская народная сказка «Про курочку, которая несла золотые яйца»).

Сказочное яйцо, как и мифическое, дарит жизнь сверхъестественным существам (например, в сказке о Синдбаде – яйцо огромной сказочной птицы рухх) или людям, наделенным сверхъестественными способностями или дивной красотой, силой. Из куриных яиц выходят 40 крепких сыновей деда с бабой и 41-й – Заморышек – самый ловкий, сильный и находчивый (русская сказка «Баба Яга и Заморышек»).

В сказках яйцо нередко является тайником, в котором хранится нечто особенно дорогое для его владельца: сила, жизнь, смерть, душа. Это многочисленные русские сказки о Кощее Бессмертном, чья душа спрятана в яйце.

В белорусской сказке «Трем – сын безымянный» в яйце находится краса Настасьи-девицы. В эстонской сказке «Волшебное яичко» яйцо – залог будущего счастья, но приносит оно счастье только тому, кому предназначено. Бедный юноша-пастух Пяртель, кому досталось это яичко, полюбил белую змейку, которая была заколдованной принцессой, и яйцо помогло ему снять с неё чары и стать королём.

Яйцо в сказках становится источником материального богатства. Например, в казахской сказке «Три сестры» одна из сестер кормит весь народ одним яйцом. В украинской сказке «Яйцо-райцо» из разбитого яйца выходит скот.

В украинской сказке «Ивашко - медвежье ушко» яйцо вообще может дать всё, что захочешь, стоит только сказать: «Яичко, отворись и выпади».

На земле это чудесное яйцо становится помощником героя и кладезем удачи и богатства: оттуда он достаёт роскошные платья, черевички, сады, дворцы и целые царства : «…Взял Иван-царевич золотое яичко, покатил его по дороге. Стал перед ним золотой дворец. Зашел Иван-царевич в горницу, вынул из сундука башмаки, золотом шитые…» («Медное, серебряное и золотое царства»).

Иногда яйцо является «пропуском» к заветной цели или «платой» за исполнение желания, как, например, в русской народной сказке «Пёрышко Финиста Ясна Сокола»: Марьюшка, разыскавшая своего любимого мужа, с помощью яйца проникла в его покои. Или: «Достал яичко из кармана и покатил по тропочке. А он как покатилось вперёд, только поблёскивает, так и бежит. Не остановится, а братья за ним» (финская сказка «Девять золотых сыновей»).

В сказках мы можем встретить и ещё одно назначение яйца: оно снимает заклятие, чары, возвращает человек его первоначальный облик (например, в эстонской сказке «Волшебное яичко»). В немецкой сказке «Хрустальныйшар» оно делает юношу королём в замке Солнца, в русской сказке « Хрустальная гора» помогает Ивану-царевичу вывести из горы принцессу.

Мотив яйца в изобразительном искусстве.

Яйцо Курочки Рябы продолжает катиться по нашей матушке-земле.

Демонстрация слайдов

Мотив яйца мы находим и в изобразительном искусстве.

Фантазия художников рождает удивительные образы, связанные с яйцом. На картине худ. Г.Кичигина «Хрупкая жизнь» (1994г .) хрупкость яйца напоминает о хрупкости и недолговечности жизни.

Замысловато читается образ яйца у известнейшего художника 20 века Сальвадора Дали. Из огромного яйца, лежащего на фоне золотистого пейзажа, пытается выкарабкаться человек. Младенец, который обхватил ноги взрослого, с любопытством наблюдает за процессом рождения.

Рождение трудно, но человек все равно явится на свет. Каким он будет, что принесёт в мир?





Демонстрация слайдов

Бесконечен поток произведений, связанных с яйцом Курочки Рябы. Это деревянные скульптуры, причудливые матрешки, яркие вышивки, куклы для пальчикового театра и детские рисунки.

Мотив яйца в облике столицы Казахстана – Астане.

Астана – это административный центр Республики Казахстан и город с бурно развивающейся городской инфраструктурой, обеспечивающей комфорт жителям и гостям столицы.

Астана, словно распускающее бутоны многоцветное и многолепестковое растение, образует оазис среди бескрайних просторов Сарыарки.

Каждый день возникает новый узор в архитектурных контурах Астаны. Вот вырос каменный цветок «Байтерек» и, распустив лепестки, представил миру огромный блистающий шар – символ жизни и добра, озаряющий окрестности яркими бликами отражённых лучей Солнца.

Одним из главных и, пожалуй, одним из самых любимых персонажей казахских народных сказок был и, несомненно. Остаётся батыр Ер-Тостик. Помните, как Ер-Тостик, преодолев все мыслимые и немыслимые преграды, попал в подземное царство и оказался перед огромным деревом, символизирующим начало жизни?

Согласно тюркским легендам, именно на вершине этого древа мифическая синяя птица Самрук приносила одно золотое яйцо, дающее жизнь всему живому и символизирующее саму жизнь. Но, как и времена года, жизнь, рождённая Великой птицей, постоянно замирала – каждый раз, когда из яйца появлялся на свет птенец, по стволу огромного дерева наверх заползала огромная змея-дракон, которая съедала беззащитного новорождённого. Батыр Ер-Тостик направил свою стрелу прямо в сердце дракона и убил его. Благодарная птица помогла Ер-Тостику выбраться из подземелья на поверхность земли.

Мысль о том, что новой столице просто необходим некий знаковый символ, нечто такое, что отличало бы Астану от других столиц, пришла почти одновременно с решением о переносе административного центра столицы на левобережье.

Что именно должно стать символом новой столицы? Некогда прочитанная сказка возымела действие.

Байтерек, органично сплетённый из металла, стекла и железобетона, состоялся и радует глаз. Высота этой замечательной пространственной конструкции составляет 97 метров. От влаги «ствол» защищает листовой материал весом 85 тонн. Сам золотой шар диаметром 22 метра расположен на высоте 76,9 метров. Вес купола, остеклённого специальными стеклопакетами, составляет почти 70 тонн, а площадь поверхности золотого шара равна 1,553 квадратных метра.

Именно в Байтереке наиболее органично отражены художественные традиции Степи, культура древнего Казахстана и философские концепции, заложенные в самой идее древа, плодами которого выступает сама жизнь. Золотое яйцо (огромный блистающий шар Байтерека) - символ жизни и добра.

Варианты сказки «Курочка Ряба».

    Работая над проектом, выполняя поисковую работу, мы выяснили, что существует множество вариантов сказки «Курочка Ряба».

ТЕКСТЫ СКАЗКИ

(Из сборника И.Афанасьева «Русские народные сказки»)

Курочка ряба

Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку: мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилася.Идёт просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! ! Положила на полочку: мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает , в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась! » Просвирня как услыхала – все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?

Она пересказала ему все горе: дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идёт поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал горе попу, а поп обежал, все книги изорвал.

(Концовки украинского и белорусского вариантов по книге: Аникин В.П. к мудрости ступенька. – М., 1982)

Белорусский вариант: «…плачут дед с бабой, кудахчет курица, скрипят ворота, летят щепки, лают собаки, кричат гуси, попова служанка ведра побила, коромысло сломала. Побежал дьяк, книги изорвал, а поп церковь спалил».

Украинский вариант: «…поп церковь поджёг, а церковный староста зажёг свой дом, односельчане выхватили из огня головешки и понесли по хатам, каждый свою запалил – село сгорело».

    В наше время появляются современные варианты сказки.

Драматизация сказки «Курочка Ряба на новый манер»

Заключительное слово учителя

Поистине неистощим этот удивительный образ яйца – образ жизни и смерти, счастья и беды, совершенства и абсурда. А ведь всё восходит к обычному куриному яйцу – к яйцу Курочки Рябы, оказавшемуся «не простым» не только потому, что золотое…

Яйцо.

Стихия.

Бабка.

Дед.

Богатства дым

неуловим.

Всё то, что завещали

предки,

мы, люди, не всегда храним.

Хочу добра,

тепла,

и света,

и ошибаться,

и искать!

Ну, а яйцо из сказки этой

взгрустнётся –

буду вспоминать. О.И.Рудина

Литература

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. – М. Индрик, 1994.

Афанасьев А.Н Народные русские сказки: В3т. - М. Художеств. литература, 1957.

Афанасьев А.Н Древо жизни. – М. Современник, 1982.

Славянские сказки. - Нижний Новгород: Русский купец, 1991.

Семёнова М. У очага наших предков: Очаг. – 1991. - №1.

Мифы народов мира. – М., 1992. – с. 681.

Нурсултан Назарбаев В сердце Евразии. – Астана, 2005. – с.157.

Курочка Ряба:


Толкование сказки "" - дело не простое. Ведь раньше эта сказка была предназначена взрослым, но в Древней Руси даже дети понимали ее символический смысл. Золотое яйцо - это символ смерти, который получают старики. Рябая курочка в древней мифологии - посредник между миром живых и миром мёртвых. Поэтому и стараются дед с бабой разбить золотое яйцо, а простое яичко, обещанное старикам Рябой, - это символ новой жизни. Сказка была призвана подбодрять старых людей, не дать им сильно горевать из-за неизбежной старости, символизируя победу жизни над смертью.

Курочка Ряба:
традиционалистский анализ русской народной сказки
1. Жили-были дед да баба,
2. У них была курочка ряба.
3. Снесла курочка яичко:
4. Пестрó, вострó, костянó, мудренó, -
5. Посадила яичко в осиновое дупёлко,
6. В кут
под лавку.
7. Мышка бежала, хвостом вернула,
8. Яичко приломала.
9. Об этом яичке дед стал плакать,
10. Бабка рыдать, вереи
хохотать,
11. Курицы летать, ворота скрипеть,
12. Сор под порогом закýрился,
13. Двери побутусились
, тын рассыпался,
14. Верх на избе зашатался...
15. А курочка ряба им говорит:
16. - Дед не плачь, бабка не рыдай,
17. Куры не летайте,
18. Ворота не скрипите, сор под порогом
19. Не закуривайся,
20. Тын не рассыпайся,
21. Верх на избе не шатайся -
22. Снесу вам еще яичко:
23. Пестрó, вострó, костянó, мудренó,
24. Яичко не простое - золотое.

1. Кут - угол в избе, прилавок, ларь, в котором зимой держали кур.
2.
Вереи - столбы, на которые навешивались ворота.
3.
Побутусились - выпятились, выгнулись, распузатились.
4.
Тын - деревянный сплошной забор, частокол.

Сказка "Курочка Ряба" является интереснейшим текстом, в котором можно увидеть несколько мифов, связанных с космогонией, эсхатологией и традиционалистской цикличностью эпох.

Строки 2-3, 5-8. Курочка Ряба откладывает яйцо. Мышь задевает его хвостом и разбивает
В древнегреческом пеласгическом мифе о сотворении мира Эвринома - богиня всего сущего - восстала из Хаоса и зачала от северного ветра Борея, представшего в образе змея Офиона. Эвринома, превратившись в утку, отложила Мировое яйцо на волны. По ее просьбе змей Офион обвился вокруг яйца семь раз и высиживал его до тех пор, пока оно не разбилось и из него не появилось "все то, что только существует на свете"
.
Образ птицы, которая сносит Мировое яйцо (в частности на воду), довольно распространен в мировой мифологии. Приведем лишь несколько примеров. В "Калевале" описывается, как утка, "дочь воздушного пространства", зачала от восточного ветра и снесла на колено матери воды Ильматар несколько яиц. Яйца, в конце концов, разбились и из их обломков родился мир
. Подобную космогоническую символику можно найти и в мифологии Коми.

В индуизме божественная птица сносит на изначальные воды Космическое яйцо, из которого возник Брахма , а в древнеиндийской мифологии золотой зародыш - Хираньягарбха - является первоначальной формой Праджапати, создателя Вселенной .

В Ветхом Завете тоже присутствуют отголоски этого архаичного мифа: "Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:2). На это соответствие указывается и в "Толковой Библии" под редакцией профессора богословия Лопухина А.П.: "Самое действие Св. Духа на хаос уподобляется здесь действию птицы, сидящей в гнезде на яйцах и согревающей их своею теплотой для пробуждения в них жизни" .
Связь птицы и мирового яйца можно также проследить и в древнеегипетской мифологии: в гермопольской космогонии белый гусь "Великий Гоготун", воплощение бога земли Себа, сносит яйцо, из которого рождается бог солнца Ра
.
В сказке "Курочка Ряба" яйцо разбивается мышью. Мышь - крайне символичный образ в мифологии. В странах Средиземноморья - Египте, Палестине, Греции - считалось, что мышь родилась из земли. Действительно, многие исследователи указывают на хтоническую символику мыши, которая находит свое подтверждение и в языке: крыса (русск.) - hruse (др.-англ. "земля") - кирза (русск. диал. "верхний слой земли"), а также: geli- (индо-европейск. праязык "мышь") - qela (лидийск. "земля"). Таким же символичным является и другое хтоническое животное - змея. В этом смысле мышь и змея уравниваются (Сравните: щур (русск. диал. "крыса") - червь (русск.), а также: sorex (лат. "мышь") - sauroz (греч. "ящерица > "змея")
.

Таким образом, сравнив начало анализируемой сказки и пеласгический миф творения, мы увидели идентичность логических построений:

Эвринома в образе голубки

Мировое Яйцо

Борей/Офион

Курочка Ряба

яйцо

мышь


Это позволяет сделать нам вывод, что образ курочки Рябы, сносящей яйцо, разбиваемое затем хтоническим животным мышью, является ни чем иным, как упрощенным описанием космогонического мифа, сходного с пеласгическим.
Строки 9-14. Последствия
Далее в тексте сказки мы уже не видим продолжения обычного космогонического мифа, однако символика происходящего становится сложнее. После того, как яйцо разбилось, начался эсхатологический хаос, на описание которого в большой мере повлияло описание апокалипсиса в "Откровении Иоанна": человеческий плач (строки 9-10), горящая земля и дым (строка 12), землетрясение (строки 11, 13-14). Мы также встречаем интереснейшую деталь в строке 10, на которой остановимся подробнее.

Несмотря на царящий хаос, сопровождающий умирание мира, мы сталкиваемся с тем, что "вереи хохочут". "Вереями" в старину называли столбы, на которые вешали ворота. Столбы также имеют несколько символических значений, но из этого множества нас интересует сакральное значение столба, которое нашло отражение в языке: columna (лат. "столб", русск. "колонна") - кол (русск.) - kel (осет. "гореть, сиять")+lumen (лат. "свет") - caelum (лат. "небо") . Столб также является одним из древнейших объектов поклонения; с момента принятия христианства на Руси столбы стали отождествляться со злом, так как им поклонялись язычники. Таким образом "хохот верей" может отождествляться со смехом зла, вызванным картиной разрушения мира и человеческого горя.
Однако существует еще одно значение столба, как символа, которое проливает свет на собственно предмет нашего небольшого исследования. Сакральное значение столба также связано со смертью и возрождением - обновлением Вселенной: swir (др.-англ. "столб") - wer (др.-англ. "сосуд, бездна") - верея (русск. "столб") - wir (тохарский язык А "новый, молодой")
. Похожее сочетание значений имеет и слово "смех". С одной стороны: mer- (индо-европейск. праязык "умирать") - смерть (русск.) - смех (русск.), а также ridere (лат. "смеяться") - ri(th) (авест. "смерть"); с другой стороны: ridere (лат. "смеяться") - родить (русск.) - ret- (др.-инд. "мужское семя") .
Итак, мы видим, что "хохот верей" имеет не только значение смеха зла, но и указание на обновление мира. Это доказывается также и дальнейшим анализом текста. Кроме апокалиптических деталей, в строках 11, 13 и 14 мы встречаем следующее описание происходящего: "курицы летают, ворота скрипят, двери побутусились, верх на избе зашатался". Создается впечатление, что на избу обрушился сильнейший шквал ветра. Оставим за рамками нашего анализа направление ветра - северное, восточное или какое-либо другое - предположим лишь, что этот ветер заполнил дом - на это указывает слово "бутуситься", что означает "выпятиться, распузатиться". Этот ветер оплодотворяет курочку Рябу: в строках 16-24 она успокаивает людей, животных и неодушевленные объекты и говорит, что снесет другое яйцо - золотое. Таким образом, в конце сказки дается намек на повторение космогонического мифа, только мир, на этот раз обещанный курочкой Рябой совсем иной.
Вновь обратившись к древнегреческой мифологии, мы увидим, что греки делили время существования человечества на несколько эпох: золотую, серебряную, медную и железную . Нелишне будет напомнить, что под данным делением древние греки имели в виду деградацию человечества - от Золотого века, когда люди жили в согласии с Богами долго и счастливо, не задумываясь о невзгодах и смерти, до Железного века, где люди проживают короткую жизнь, наполненную злобой, алчбой, распутством и несправедливостью. Подобного же деления придерживались и древние индусы: четыре Юги - Сатиа Юга, Трета Юга, Двапара Юга и Кали Юга составляют Манвантарный цикл, где Кали Юга соответствует Железному веку и описывается практически идентично: добродетель приходит в полный упадок, праведники бедствуют, преступники процветают . "Нисходящее движение проявления и, следовательно, выражаемого им цикла, осуществляющееся от позитивного или сущностного полюса существования и до его негативного или субстанциального полюса" . Кали Юга - конечная часть Манвантарного цикла, ""искра бытия" в рамках становления исчерпывается, выветривается, и тогда возникает особая ситуация конца времен, апокалипсис". За этой "особой ситуацией" следует новый цикл, мир вновь переходит в Золотую эпоху, носящую у индусов название Сатиа Юги. Золотое яйцо, обещанное курочкой Рябой людям, животным и остальному миру, и является этой эпохой, когда люди вновь будут жить в согласии с Богами и природой.
Теперь, когда мы полностью проанализировали текст сказки, мы можем восстановить ее довольно простой символический смысл:
Курочка Ряба сносит яйцо, обозначающее мир в четвертую Железную эпоху. Хтоническое существо мышь разбивает это яйцо, таким образом, завершая Кали Югу. В результате наступает конец времен, абсолютная энтропия, уничтожение мира. Однако хаос, который также можно назвать вселенским бардо, не существует вечно; он завершается началом Золотой эпохи, Сатиа Югой, новым циклом Манвантары.

Пирожкова Анна

«Бабушка, расскажи мне сказку...» Как часто в детстве произносятся эти слова, полные предвкушения настоящего чуда. Все мы очень любим незабываемые минуты ожидания сказки, ждём их с нетерпением, чтобы ещё раз с удовольствием погрузиться в удивительный мир фантазии, где за одну ночь вырастают красивейшие дворцы, где кони летают по небу, где с людьми происходят невероятные приключения, а звери говорят человеческим голосом. И бабушка недолго сопротивляется, садится на краешек кровати, и тихо льётся её голос, по-актёрски предавая нам интонации то старенького дедушки, то курочки рябы, и других сказочных животных.

Верим ли мы в реальность сказки? И верим, и не верим, но почему-то очень хотим верить в сказочное чудо наяву, в волшебство в повседневной жизни. Почему? Что же такое сказка? Когда она появилась? В чём её притягательная сила? Эти вопросы заинтересовали меня, и я решила исследовать сказки.

Цель нашего исследовательского проекта: создать сказку «Курочка ряба» крестьянского быта в чулочной технике.

Задачи :

1. Изучить из литературных источников историю возникновения сказки «Курочка ряба»

2. Определить смысл, устройство и назначение сказки.

3. Воссоздать в творческой мастерской сказку «Курочка ряба» с героями в чулочной технике.

Объектом моего исследования являются народная сказка «Курочка ряба»

В результате достижения цели и задач проекта, обобщены литературные источники и интернет ресурсы по истории возникновения народной сказки.

Конкретный результат работы – копия сказки «Курочка ряба», герои сказки в чулочной технике, которые найдут свое применение в воспитательной работе нашего творческого объединения. Наши изделия – это наглядные пособия по истории быта, жизнедеятельности наших дедов и прадедов, это наглядное пособие по декоративно-прикладному творчеству. Проект дает возможность увидеть и узнать, о истории сказки и забытые предметы быта и жизни наших предков, сделать их своими руками. Это возможность заглянуть в историю сказки из детства, почувствовать в создании своей сказки на основах старины. Работа будет полезна при проведении лекций и практических занятий по декоративно прикладному творчеству, при проведении мероприятий и праздников (как реквизит, живой экспонат).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Черепановского района Проект «Курочка ряба - народная сказка» Номинация: «Декоративно – прикладное искусство» Составители проекта: Пирожкова Анна 11 лет; обучающиеся творческого объединения «Лавка чудес», Руководитель проекта Кулага Татьяна Николаевна, руководитель объединения по интересам «Лавка чудес»

«Бабушка, расскажи мне сказку...» Как часто в детстве произносятся эти слова, полные предвкушения настоящего чуда. Все мы очень любим незабываемые минуты ожидания сказки, ждём их с нетерпением, чтобы ещё раз с удовольствием погрузиться в удивительный мир фантазии, где за одну ночь вырастают красивейшие дворцы, где кони летают по небу, где с людьми происходят невероятные приключения, а звери говорят человеческим голосом. И бабушка недолго сопротивляется, садится на краешек кровати, и тихо льётся её голос, по-актёрски предавая нам интонации то старенького дедушки, то курочки рябы, и других сказочных животных. Верим ли мы в реальность сказки? И верим, и не верим, но почему-то очень хотим верить в сказочное чудо наяву, в волшебство в повседневной жизни. Почему? Что же такое сказка? Когда она появилась? В чём её притягательная сила? Эти вопросы заинтересовали меня, и я решила исследовать сказки.

Цель нашего исследовательского проекта: создать сказку «Курочка ряба» крестьянского быта в чулочной технике. Задачи: 1. Изучить из литературных источников историю возникновения сказки «Курочка ряба» 2. Определить смысл, устройство и назначение сказки. 3. Воссоздать в творческой мастерской сказку «Курочка ряба» с героями в чулочной технике. Объектом моего исследования являются народная сказка «Курочка ряба»

Историческая справка и практическая значимость изделий Ну что же, давайте посмотрим - какие загадки (настоящие и мнимые) скрывают эта популярная сказка. «Курочка Ряба». Александра Николаевича Афанасьева - русского последователя братьев Гримм. Именно он впервые собрал, опубликовал собрание нашего сказочного наследия. Первые сборники выходили еще в 1860-х годах, а полное собрание было напечатано в 1873-м. Надо сразу отметить, что народное творчество в отличие от авторского не склонно иметь один вариант одной и той же истории. Обычно вариантов много, и они порой сильно отличаются от того, который печатают в популярных изданиях. То же и с «Курочкой-Рябой». У Афанасьева сказка называется просто «Курочка» и звучит совсем по-другому. Однако Афанасьевскими вариантами сказка не исчерпывалась, и в итоге классическим стал пересказ известного педагога К. Ушинского, напечатанный в его хрестоматии «Родное слово». Здесь уже наличествуют все составляющие - и золотое яйцо, которое не поддается деду с бабой, но разбивается мышкой, и обещание Курочки-Рябы снести простое яйцо взамен золотого. Именно на этом варианте и обтачивают зубы современные «исследователи».

Варианты и версии сказки "Курочка Ряба" Сказочный сюжет «Курочка Ряба» известен в восточнославянском фольклоре, в фольклоре поляков, словаков, сербов, в фольклоре народов балтийской языковой группы, в фольклоре таджиков, калмыков, абхазов, вепсов, карелов, турок, вотяков, румын, венгров, в фольклоре жителей Сардинии. Другие варианты и версии этой сказки возникали у разных народов в разные времена, обогащая народный фольклор. Сказка о курочке Рябе и золотом яичке имеет более полутора десятков вариантов, где присутствуют несколько различных персонажей: дед с бабой или одна старушка, курочка рябая или чёрно-пёстрая, которая сносит яичко или простое или золотое, или неведомо какое, а то и «пёстро, востро, костяно, мудрено». В четырёх лишь сказках дед с бабой пытаются разбить яйцо и плачут, когда его разбивает мышка. И в этом вся загадка, над которой мучается не одно поколение взрослых людей: почему дед с бабой плачут, если сами же хотели яйцо разбить?

И во многих областях слагали сказки по своему. В таких как Вологодской области «Курочка рябушка», Воронежская область «Дорогое яичко», Саратовская область « Курочка ряба». « Курочка рябушка» «Дорогое яичко» «Курочка ряба» Таким образом, мы проследили множество вариантов народной сказки « Курочка ряба». Во всех городах, областях и странах есть своя родная сказка. Передаваясь из поколения в поколение, она каждый раз была новой.

Следующий шаг нашего проекта – создание копии сказки «Курочка ряба». Предметы старины мы решили делать по технологиям старинным, но с использованием современного оборудования и инструментов. Для этого нам понадобилось для создания героев в чулочной технике: Капрон разных цветов для создания и утяжки лиц героев и создания курочки; Наполнитель – синтепон; Ткань для костюмов наших героев; Фурнитура; Краски и тени для грима наших героев; Проволока - для каркаса Атрибуты крестьянского быта, а именно лавочка, куриное гнездо, изба, русская печь.

Значение русских народных сказок велико. Мы не можем без сказок жить, потому что они являются проводником во взрослую жизнь. Сказки не только развивают в нас положительные черты характера, но и формируют его, учат нас своими примерами, воспитывают. Они способствуют нравственному развитию человека. Недаром А.С. Пушкин говорил: «Слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки воспитания», «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!», «Сказка-ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»...

Анализируя русскую народную сказку «Курочку рябу », я пришла к выводу, что: за свою многовековую историю народом было создано большое количество сказок о животных; каждое животное, как герой сказки, наделено своими отличительными чертами характера, (что позволило мне классифицировать их как постоянную принадлежность, переходящую из сказки в сказку); эти черты так укрепились за животными, что стали постоянными эпитетами, характеризующими животных, вошли в состав постоянных сравнений, выступают именами нарицательными в образной речи человека; воплощенные в животных признаки, характеризуют человека, то есть, читая русские народные сказки о животных, мы под каждым из них подразумеваем людей с определенным складом натуры, то есть это сказки – иносказания. сказки о животных любят не только дети, но и взрослые, о чем свидетельствуют результаты анкетирования.

Таким образом, русские народные сказки о животных – это настоящая бытовая энциклопедия, к которой обращается человек, чтобы постичь свою собственную натуру. В свое время один из исследователей русской сказки Евгений Трубецкой писал: «Много ли останется от нашей поэзии и от нашей музыки, если выкинуть из них сказку и сказочное? В этом лучшее доказательство того, что в сказке зарыто какое-то великое сокровище, без которого мы обойтись не можем».

Спасибо за внимание!

Профиль: познавательный.

Проблема: дети младшего дошкольного возраста мало знают о домашних животных, а именно птицах. Курочка Ряба - один из первых сказочных персонажей, с которым знакомится ребенок. Вероятно, значение этой птицы в прошлом было столь велико, что положительное отношение к ней прививалось с раннего детства. И, несмотря на то, что современные городские дети первых петушков и курочку впервые видят только на картинке, они сразу завоевывают детские сердца, вызывают любопытство и интерес. К тому же в любой программе для работы с детьми раннего возраста найдется немало материала для малышей по знакомству с курочкой, петушком и цыплятами.

Цель проекта:

  • Расширить представления детей об окружающем мире.
  • Познакомить детей с домашними животными на примере птиц.
  • Приобщать детей к миру литературы и воспитывать интерес к чтению.
  • Развивать связную речь, обогащать словарь, развивать моторику и речедвигательный аппарат.
  • Учить работать и играть в коллективе.

Участники проекта: воспитанники младшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.

Принципы:

  • принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
  • принцип опоры на интересы ребенка;
  • принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • принцип наглядности;
  • принцип последовательности;
  • принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Продолжительность проект а : 2 месяца.

Этапы проектной деятельности:

1. Подготовительный этап.

  • Сбор и анализ литературы по данной теме.
  • Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
  • Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.
  • Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Совместно с родителями воспитанников были реализованы следующие задачи:

  • Оснащение предметно-развиавющей среды оборудованием для сюжетно-ролевых игр.
  • Проведено анкетирование родителей по теме проекта.

2.Основной этап – практическая деятельность.

  • Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль воспитателя).
  • Реализация проекта через различные виды деятельности.
  • Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельность.

3. Заключительный этап.

  • Презентация проекта
  • Проведение досуга.
  • Мини-выставка продуктов детской деятельности.

Планирование и организация деятельности

№ п/п

Мероприятия

Цели

Ответст-венные

Образовате-льная область

Сроки прове-дения

I этап - подготовительный

Диагностика ЗУН детей.

Выявить знания, умения и навыки детей о домашних животных на примере птичьего двора.

Воспитатель

Социализация, познание , коммуникация

1-я неделя

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, оснащение предметно-развивающей среды.

Создание условий для успешной познавательной деятельности детей.

Воспитатель,

родители

Социализация, познание , коммуникация,

труд,

художествен-ное творчество

1-я неделя

Анкетирование родителей. Оформление родительского уголка: размещение рекомендаций по теме проекта, консультации.

Просвещение родителей.

Воспитатель,

родители

1-я неделя

II этап - основной

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию.

Формировать познавательную активность, любознательность.

Воспитатель

Социализация, познание , коммуникация,

труд,

чтение художествен-ной литературы,

художествен-ное творчество

Занятие по ознакомлению с окружающим миром “В гости курочка пришла” (игрушка)

Познакомить детей с домашней птицей – курицей. Активизировать и пополнять словарный запас.

Воспитатель,

Социализация, познание , коммуникация,

Дидактическая игра «Сложи картинку» (картинки с изображением курочки, петушка, цыплят)

Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета.

Воспитатель,

Познание , коммуникация.

Рассматривание картины “Курочка с цыплятами”

Развивать монологическую речь, учить придумывать рассказы по картинке. Развивать мыслительную активность детей.

Воспитатель,

Социализация, познание , коммуникация

Аппликация

“Цыпленок”

Развивать творчество детей, эстетический вкус, фантазию. Учить работать по схеме при помощи воспитателя.

Воспитатель,

Труд,

художествен-ное творчество

Дидактическая игра:

«Что сначала, что потом?»

Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета

Воспитатель,

Познание , коммуникация

Исследователь-ская деятельность “Питание курицы

Расширять представления детей о питании курицы. Поощрять любознательность детей, развивать исследовательские навыки.

Воспитатель,

Познание , коммуникация,

Чтение рассказа

“Умная курица”

М. Зощенко;

Воспитатель,

«Цыплята

на прогулке», «Тарелочка для курочки»

Развивать творчество детей, эстетический вкус, фантазию.

Воспитатель,

Труд,

художествен-ное творчество

Дидактическая игра

«Сложи картинку из фигур»

Развивать наглядно-образное мышление, мыслительную деятельность, наблюдательность.

Воспитатель,

Познание ,

труд

Рисование

“Цыплёнок” (тычковой кистью)

Познакомить детней с новым методом рисования, используя тычковую кисть. Развивать эстетический вкус, творчесвто детей.

Воспитатель,

Труд,

художествен-ное творчество

Подвижные игры:

«Наседка и цыплята», «Вышла курочка гулять»

Учить детей действовать по сигналу воспитателя, развивать дружеские взаимоотношения.

Воспитатель,

Социализация, познание , коммуникация, физическая культура

Рисование

“Яичко не простое - яичко золотое”

Развивать эстетический вкус, творчесвто детей

Воспитатель,

Труд,

художествен-ное творчество

Чтение сказки

«Кот, петух и лиса»

Учить детей внимательно слушать, активизировать словарь.

Воспитатель,

Чтение художествен-ной литературы

Дидактическая игра

“Кто как кричит”

Учить детей подражать звукам обитателей «Птичьего двора»

Воспитатель,

Социализация, познание , коммуникация

Беседы “Бабушкин дворик”

“Кто живёт во дворе у бабушки”,

Дать представление о «жителях» бабушкина двора (лошадь, корова, куры, свиньи и др). Поощрять любознательность детей, развивать исследовательские навыки.

Воспитатель,

Социализация, познание , коммуникация

III этап - заключительный

Реализация проекта (создание мини-музея)

Воспитатель,

Социализация, познание , коммуникация,

труд,

чтение художествен-ной литературы,

художествен-ное творчество

Досуг «Дружная семейка курочки Рябы»

Закрепить знания о домашних животных на примере птичьего двора.

Воспитатель,

Социализация, познание , коммуникация,

художествен-ное творчество, физическая культура, музыка

Презентация проекта

Воспитатель

Театрализованная игра «В гостях у курочки рябы»

Дети под музыку входят в зал.

Ведущий:

Ох, как скучно нам стоять,

Не пора ли погулять?

Дети идут за воспитателем в лес.

Ведущий:

По тропиночке пойдём

Сказочку в лесу найдём.

Где же сказка? Не видать….

Надо нам её позвать.

Ведущий и дети: Ау, ау!!!

Ведущий:

Сказка, сказка, отзовись!

Сказка, сказка, появись!

Звучит музыка.

Ведущий :

Всех ребяток соберу

Сказку я вам расскажу

Про курочку Рябу

И ее цыпляток

Маленьких, жёлтых

Весёлых ребяток!

Жила-была курочка Ряба

И снесла она яичко,

Да не одно, а много

(показывает корзину с яйцами)

Скоро вылупились у наседки

Из скорлупки пушистые детки.

Появляется мама- курочка и обращается к цыпляткам.

Мама-курочка:

До чего же хороши,

Мои цыплятки-малыши.

Светит солнышко с утра

Завтракать пришла пора.

Цып цып, цып…

Дети подбегают к маме-курочке.

Песня инсценировка «Вышла курочка гулять».

Дети:

Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки -
Желтые цыплятки!

Мама-курочка:

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите!

Дети:

Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце!

Дети садятся на стульчики.

Мама-курочка:

Дети - это мой дружок.

Золотистый петушок.

Как мой Петя поутру

Запоёт: кукареку!!!

Ребёнок-петушок исполняет песню Петушка:

Петушок, Петушок,

Золотой гребешок
Маслена головушка,

шелкова бородушка
Что так рано встаешь,

Ку-ка-ре-ку!

Ведущий: ребята, давайте поиграем с мамой-курочкой в прятки.

Дети : Давайте.

Ведущий:

Мы играем в прятки

Спрятались цыплятки.

Спрятались ребятки,

Желтые цыплятки.

Дети прячутся за заборчиком.

Мама-курочка:

Я по дворику хожу,

Деток я не нахожу.

Где мои ребятки,

Желтые цыплятки?

Я к забору подойду,

Может там детей найду.

За забором кто стоит

И тихонечко пищит?

Дети: ПИ-ПИ-ПИ!

Мама-курочка:

Вот мои ребятки

Желтые цыплятки!

Появляется кошка.

Кошка: Мяу, мяу!

Дети хором:

Брысь! Кошка уходи!

К нам во двор не заходи!

Кошка догоняет детей. Дети разбегаются и прячутся у мамы-курочки под крылышком.

Дети хором:

Брысь! Кошка уходи!

К нам во двор не заходи!

Кошка убегает.

Мама-курочка:

Молодцы мои цыплятки,

Убежали без оглядки.

С кошкою шутить нельзя!

Очень хитрая она!

Вы все постарались детки.

Получайте по конфетке! (угощает детей)

Ведущий:

Нашей сказочке конец.

Кто играл – тот молодец!