Музыкально художественная деятельность в подготовительной группе. Конспект самостоятельной музыкальной деятельности в подготовительной группе на тему: Зима. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Основные задачи:

— развить интерес к музыке как виду искусства;

— развить музыкальные способности детей;

— научить детей самовыражаться через музыку, другие виды искусства;

— сформировать эстетический вкус.

Игровой персонаж: веселая нотка, сделанная из картона или объемная.

УТРО

Сюрпризный момент

Цели: вызвать интерес к деятельности, привлечь внимание; поупражнять в чистом интонировании звука; закрепить знание названий музыкальных нот.

Педагог обращает внимание детей на необычное убранство группы: нотный стан на доске, музыкальный уголок, набор колокольчиков, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, элементы костюмов, декораций и пр.

Помощник воспитателя незаметно включает магнитофон. Педагог удивляется. Делает предположение, что кто-то пришел к детям в гости раньше их. Предлагает детям подумать, куда же гость хочет пригласить детей. После музыкального фрагмента начинает звучать звуковое письмо от Феи музыки, которая посылает к детям свою дочку, чтобы она привела их в Страну музыки. Но появится дочка только после того, как дети отгадают загадку: «Семь ласточек сидят на четырех проводах, каждая на своем месте». (Ноты.)

Педагог предлагает детям позвать нотку. «Только какую звать? Их ведь семь.» Предлагает позвать по очереди, начиная с первой. Педагог использует металлофон, чтобы дети чисто интонировали.

Нотка отвечает на звук «ля». Дети ее находят за магнитофоном (в музыкальном уголке, прикрепленной высоко на шторе и т.п.).

Беседа с детьми

Цель : выяснить музыкальные предпочтения детей, любимые виды деятельности на музыкальных занятиях.

Веселая нотка хочет узнать, что дети слышали о Стране музыки, какая музыка им больше нравится, что им больше нравится — слушать музыку, петь песни, танцевать под музыку, играть в музыкальные игры?

Музыкально-дидактическая игра «Спойте как вас зовут»

Цели: развить песенные навыки детей; научить пропевать фразу мелодично, протяжно.

Нотка хочет познакомиться с детьми, узнать, как их зовут. Только имя надо не назвать, а пропеть: «Меня зовут Маша».

Дети передают по кругу нотку из рук в руки и пропевают свое имя (девочки высокими голосками, мальчики — низкими). Нотка предлагает в Стране музыки не разговаривать, а петь. Приводит пример: «Анна Васильевна, что у нас сегодня на завтрак?» (пропевает). Педагог: «Сегодня на завтрак манная каша» (пропевает).

Нотка предлагает детям попробовать.

Утренняя гимнастика под музыку с танцевальными элементами

Цели: научить сочетать движения с музыкой; повысить двигательную активность, эмоциональный фон.

Нотка предлагает детям подвигаться под музыку, чтобы стать бодрыми и на весь день зарядиться энергией.

ДЕНЬ

Комплексное занятие «Волшебница-музыка»

Цели : развить музыкальный слух, воображение, изобразительные навыки, пантомимическую выразительность, умение импровизировать; сформировать эстетический вкус; закрепить знание основных эмоций и эмоционально окрашенных чувств.

Нотка приглашает детей в волшебную Страну музыки, где все необычно, загадочно. Содержание:

— прослушивание классических произведений (соответствующих возрасту детей), наполненных эмоциями радости, грусти, печали, страха и т.п., беседа о настроении, вызванном музыкой; изображение настроения акварелью способом «по мокрому листу»;

— музыкально-пластическая импровизация типа «Мы — перышки», «Мы — кленовые листья», «Мы — бабочки» и т.п., в которой дети под музыку и сопроводительное слово педагога в пантомимике, движениях воплощают образ, каждый по-своему.

Двигательно-пластическое упражнение «Веселый оркестр»

Дружно наш оркестр играет, Дети ритмично изображают движения дирижера.

Все о музыке он знает.

Нежно скрипочка играет, Имитируют игру на скрипке.

За собой она зовет.

Трубы громко затрубили, Имитируют кулачками игру на трубе.

И тарелки в такт забили. Делают хлопки открытыми ладонями.

Следом дудочка дудит, Имитируют пальцами игру на дудочке.

И струна гитар звенит. Имитируют игру на гитаре.

Барабан вступил, как гром, Имитируют игру палочками на барабане.

Всех перекрывает он. Совершают покрывающие движения руками ладонями вниз.

Игра «Подвижные орнаменты»

Под музыку дети, перестраиваясь, формируют композиции: «Круг», «Змейка», «Квадрат», — одной величины.

Игра с пением без музыкального сопровождения

Дети стоят в кругу, педагог — в центре с мячом. Он поет вопрос, затем кидает мяч любому ребенку, который должен ответить, поймав мяч и вернув его назад. Условие: сохранять единый темп от начала до конца игры.

Вопросы-ответы

Кто сочиняет музыку? (Композитор.)

Кто главный в оркестре? (Дирижер.)

Кто играет на скрипке? (Скрипач.)

Кто исполняет музыку? (Музыкант.)

Как называется спектакль, где все время поют? (Опера.)

Танцевальные игры «Делай так», «Не делай так»

Цель: научить согласовывать движения с музыкой и выразительно показывать действия в одном ритме с ведущим.

Нотка предлагает детям немного пошалить и поиграть в интересную игру.

«Делай так»

Если весело живется, делай так... (показывает).

Если весело живется, мы друг другу улыбнемся.

Если весело живется, делай так... (показывает).

Жесты и движения могут быть такими:

— два хлопка в ладоши перед грудью;

— два щелчка пальцами;

— два удара кулачком в грудь;

— два показа «носа Буратино»;

— оттягивание ушей;

— движения языком вправо-влево;

— поглаживание живота;

— руки в стороны;

— движение у виска;

— два шлепка по попе.

«Не делай так»

Если друг к тебе пришел, не делай так... (показывает).

Если друг к тебе пришел, это очень хорошо!

Если друг к тебе пришел, не делай так... (показывает).

Примерные жесты:

— угроза кулаком;

— высунуть язык;

— «остался с носом»;

— повертеть пальцем у виска;

— поковыряться в носу;

— позевать;

— показать кукиш.

Подвижная игра «Гори, гори ясно»

Цели: научить чисто интонировать закличку в игре; развить умение бегать, прыгать; вызвать интерес к народным играм.

Нотка спрашивает у детей, знают ли они подвижные игры, в которых нужно петь. Напоминает некоторые. Предлагает поиграть в интересную народную игру, в которую играли еще бабушки.

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Цели: развить умение вести игровой диалог, действия; научить придумывать сюжет игры, развить его; включить на правах равного игрового партнера сюжеты «Музыкальное занятие», «Музыкальное развлечение».

ВЕЧЕР

Импровизация на детских музыкальных инструментах

Цель : развить детское творчество.

Нотка напоминает детям, что они показывали сегодня оркестр в стихотворении, а можно составить лягушачий или звериный хор, сочинить свою мелодию и сыграть ее на детских музыкальных инструментах или изобразить голосом.

Сочинение сказки «Путешествие веселой нотки»

Цели: развить воображение, умение сочинять по предложенной схеме; развить образную речь, умение творить вместе, запоминать мысль товарища, часть сюжета.

Педагог предлагает детям в подарок нотке сочинить про нее сказку, записать, зарисовать ее.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в области музыки. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, восприимчивость, музыкально - эстетический вкус средствами музыки, интерес к игре на детских музыкальных инструментах, желание играть на инструментах, беречь их. Развивать артикуляционный аппарат, умение взаимодействовать друг с другом, навыки коммуникации.

Познавательное развитие

Используя разные виды деятельности, закрепить знания о музыкальных инструментах, об оркестре и дирижере. Развивать умение различать тембры инструментов. Закреплять знание о жанрах в музыке. Расширять кругозор детей. Развивать познавательную активность через использование ИКТ.

Речевое развитие

Развивать речь, как средство общения и культуры. Активизировать словарный запас по теме. Формировать навыки четкого произношения слов песен. Обогащать активный словарь словами: «перепелочка», «по просторам». Отрабатывать дикцию, правильно произносить слова: «заполощется», «рощица», «дощечка», «счастливую», «дождинка». Работать над артикуляцией. Автоматизировать произношение буквы «А» от низкого звука к высокому; слогов «гу» (низким голосом), «шур», «динь» (высоким голосом), «дзинь» (высоким голосом).

Физическое развитие

Способствовать укреплению физического и психического здоровья детей, используя здоровьесберегающие технологии (игра с оздоровительным массажем; пальчиковая гимнастика). Развивать умение двигаться в соответствии с музыкой, развивать чувство ритма, мелкую моторику рук, координацию движений. Совершенствовать основные виды движений: ходьба с высоким подъемом колена и на носках, исполнение шага-поскока, легкого бега по кругу.

Художественно-эстетическое развитие

Ввести ребенка в мир искусства через творчество. Воспитывать желание заниматься различной музыкальной и художественной деятельностью. Обогащать музыкальные впечатления и двигательный опыт. Развивать эмоциональную отзывчивость, слух, воображение, навыки в нетрадиционной технике рисования. Способствовать развитию детского творчества.

Предварительная работа:

  • знакомство с музыкальными инструментами, их классификацией;
  • знакомство с «Вальсом» Г. Свиридова;
  • разучивание песни;
  • знакомство с музыкально – дидактической игрой «Песня – танец – марш»;
  • Индивидуальная работа с детьми.

Методы и приемы:

  • практические: игра с оздоровительным массажем; пальчиковая гимнастика, создание художественного продукта;
  • наглядные: рассматривание, показ;
  • словесные: рассказ и вопросы музыкального руководителя, ситуативный разговор.

Музыкальный репертуар:

Слушание: «Вальс» Г. Свиридова;

Валеологическая распевка: «Здравствуй, солнце золотое» О. Арсеневской;

Пение: «Вместе весело шагать» В. Шаинского;

Двигательное упражнение: «По дорожке» под муз. Е Тиличеевой, Т. Ломовой;

Музыкально – дидактическая игра: «Песня – танец - марш»: «Колыбельная» В. Моцарта, «Марш» Г. Свиридова, «Полька» С. Рахманинова;

Игра на детских музыкальных инструментах: озвучивание стихотворения «В лесу».

Материал и оборудование:

Ноутбук, проектор, интерактивная доска, фонограммы произведений;

видеопрезентация «Музыкальные загадки»; пособие «Веселые ладошки»; детские музыкальные инструменты: металлофоны, бубны, маракасы, дудочки, треугольники, барабаны.

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Музыкальная 1. Слушание музыкальный пьесы Г. Свиридова «Вальс».

Цель : Развивать умение эмоционально откликаться на музыку, словесно выражать свое отношение к ней, умение поддержать беседу, отвечать на вопросы, подбирать точные слова для определения характера музыки. Различать и называть жанр музыкального произведения, различать звучание музыкальных инструментов, исполняющих пьесу и называть их.

2. Исполнение песни «Вместе весело шагать» В. Шаинского.

Цель : Формировать вокально-хоровые навыки, выразительность исполнения; отрабатывать дикцию, пополнять словарный запас. Петь коллективно и индивидуально.

3. Игра на детских музыкальных инструментах: озвучивание стихотворения «В лесу».

Цель: Формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах.

Двигательная 1. Двигательное упражнение «По дорожке».

Цель : Развивать двигательную активность, совершенствовать основные виды движений: ходьба с высоким подъемом колена и на носках, исполнение шага-поскока, легкого бега по кругу.

2. Игровой массаж «Погреем друг друга».

Цель: Развивать тактильное восприятие, координацию речи с движением.

Игровая

1. Пальчиковая гимнастика «Музыканты».

Цель : Развивать координацию речи с движением, эмоциональную выразительность речи, двигательную активность; физические качества – крупную и мелкую моторики.

2. Музыкально – дидактическая игра «Песня-танец-марш».

Цель : Развивать представления об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец и марш.

Коммуникативная

1. Валеологическая распевка по принципу «эхо».

Цель : Развивать воображение, общие речевые навыки, четкое и правильное произношение слов.

2. Проговаривание стихотворения «В лесу».

Цель: Развивать артикуляционный аппарат, умение взаимодействовать друг с другом. Отрабатывать произношение буквы «А» от низкого звука к высокому;

Восприятие художественной литературы и фольклора 1. Загадка о музыкальных инструментах.

Цель : Пополнять литературный багаж загадками.

Изобразительная 1. Рисование в нетрадиционной технике любого музыкального инструмента по желанию.

Цель : Способствовать развитию детского творчества, развивать навыки в нетрадиционной технике рисования.

Логика образовательной деятельности

Деятельность музыкального руководителя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Встречает детей в музыкальном зале.

Приветствие по принципу «эхо» валеологической распевкой:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Шлем привет мы всем вокруг.

Я твой друг и ты мой друг!

Шлем привет мы всем гостям,

Очень, очень рады вам!

Заходят в музыкальный зал,

встают полукругом, здороваются, повторяя за музыкальным руководителем построчно слова валеологической распевки.

Повышена мотивация к содержанию НОД.

Развито воображение, общие речевые навыки, четкое и правильное произношение слов.

2.

Введение в игровую ситуацию. Двигательное упражнение «По дорожке»

Сегодня я вам предлагаю отправиться в волшебную страну музыкальных инструментов. Путь туда очень длинный и трудный. Под музыку мы с вами будем преодолевать различные препятствия. Ну, что готовы?

Друг за другом мы идем, ножки поднимаем,

И в страну волшебную весело шагаем.

Вдруг тропинка узкая, встанем на носочки,

Аккуратно мы пойдем, не задев цветочки.

Вдруг поднялся сильный ветер, он деревья крутит.

Он сбивает нас с пути: «Хватит ветер, не шуми».

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.

По тропинке мы, легко весело бежали.

Вот страна волшебная, мы тебя узнали!

Встают по кругу, выполняют движения по тексту:

идут, высоко поднимая колени;

идут на носочках;

вращение туловищем вправо и влево;

скачут на правой ноге;

скачут на левой ноге;

бегут по кругу;

бегут и машут руками над головой.

Садятся на места.

Развита двигательная активность, умение двигаться в соответствии с музыкой, чувство ритма, координация движений. Совершенствуются основные виды движений: ходьба с высоким подъемом колена и на носках, исполнение шага-поскока, легкого бега по кругу.
3.

Беседа о музыкальных инструментах с презентацией

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о музыкальных инструментах.

На земле у каждого есть родимый дом.

Хорошо и весело, и уютно в нем.

У собаки - конура, у лисы - нора,

А у птичек дом - гнездо, у совы - дупло.

Отгадай загадку, маленький мой друг,

Где живет, по-твоему, музыкальный звук?

Где же, ребята живет музыкальный звук?

- Правильно, музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах, и звучать музыкальные инструменты начинают тогда, когда на них заиграют музыканты. А сейчас давайте вспомним, какие группы музыкальных инструментов мы с вами знаем.

Ответы детей сопровождает показом слайдов.

Слушают, отвечают на вопросы, рассматривают слайды презентации. Закреплены знания о музыкальных инструментах. Развита познавательная активность через использование ИКТ.
4.

Музыкальные загадки с презентацией

Ребята, у меня есть волшебные загадки про музыкальные инструменты. Хотите их отгадать?

Я загадываю загадку, если вы ее отгадываете, то на экране появится картинка и вы услышите, как звучит этот инструмент.

Загадывает загадки:

  1. Ох, на нём не сосчитать

Черно-белых клавиш!

А научишься играть –

Ты себя прославишь.

Отнесись к нему серьезно –

Скоро станешь виртуозом.

  1. Назовите без ошибки

Инструмент чуть больше скрипки.

Он ее ближайший друг,

Но немного ниже звук.

Есть и струны, и смычок,

В музыке не новичок!

  1. Скрипке он как старший брат,

Ей помочь в оркестре рад.

Он и альту верный друг,

У него басовый звук.

Он смычковый исполин,

Крупный важный господин.

  1. Всем известна на Руси,

Хоть кого о ней спроси!

У нее лишь три струны,

Но она - любовь страны.

Выйдет Ваня за плетень

И сыграет «трень» да «брень».

  1. Очень древний и простой

Инструмент, внутри пустой.

Палочки упруго бьют,

Ритм ансамблю задают.

Он всегда бывает рад

За собой вести парад.

  1. Заливается трехрядка,

И народ идет вприсядку!

А трехрядка неплоха –

Есть и кнопки, и меха.

И веселые старушки

Под нее поют частушки!

  1. Расскажу тебе, дружок:

В древние века

Дунул тихий ветерок

В трубку тростника.

Человек услышал вдруг

Нежный мелодичный звук,

И родился в тот момент

Музыкальный инструмент.

  1. Угадай с одной попытки,

Ну-ка, время не тяни!

Я похожа на улитку,

Медным трубам я сродни.

Инструмент я духовой,

И, бывает, полковой.

Слушают, отвечают на вопросы, отгадывают музыкальные загадки, слушают звучание музыкальных инструментов. Обогащены музыкальные впечатления. Закреплены знания о музыкальных инструментах. Развито умение различать тембры инструментов. Расширен кругозор детей. Пополнен литературный багаж загадками. Развита познавательная активность через использование ИКТ.
5.

Слушание пьесы Г. Свиридова «Вальс»

- Ребята, скажите, как одним словом называется: «Группа музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах одно музыкальное произведение?» Правильно! Оркестр. А кто главный человек оркестра? Конечно, дирижер!

Показывает слайды.

Давайте послушаем, как звучит симфонический оркестр, послушаем с вами знакомую пьесу.

Скажите. Что за музыка прозвучала?

Правильно. Это «Вальс» композитора Г. Свиридова «Вальс».

Скажите. Что означает слово «Вальс»?

Правильно, «Вальс» - означает «кружение». А какой характер у этого вальса? Давайте охарактеризуем, подберем слова.

Кто какие инструменты услышал?

Отвечают на вопросы об оркестре и дирижере. Прослушивают, узнают и называют музыкальную пьесу Г. Свиридова «Вальс», подбирают слова для определения характера произведения, называют музыкальные инструменты, исполняющие его. Закреплены знания об оркестре и дирижере, о жанрах в музыке. Развито умение эмоционально откликаться на музыку, словесно выражать свое отношение к ней, умение поддержать беседу, отвечать на вопросы, подбирать точные слова для определения характера музыки, умение различать звучание музыкальных инструментов, исполняющих пьесу и называть их.
6.

Пальчиковая гимнастика «Музыканты»

- А сейчас мы с вами немножко отдохнем и поиграем спальчиками.

Балалайка, балалайка

Нам сегодня поиграй - ка.

Разверни бока баян.

Барабань наш барабан.

Ты рояль, сыграй нам песни,

Чтобы стало интересней.

Бубен звонкий и тугой,

Ты звени, стучи и пой.

Заиграй-ка скрипка в лад,

Всех развесели ребят!

Показывают движения в соответствии с текстом. Развита координация речи с движением, эмоциональная выразительность речи, двигательная активность, мелкая моторика.
7.

Пение песни «Вместе весело шагать» В. Шаинского

А скажите мне, какой музыкальный инструмент есть у человека? Правильно - это наш голос. И я предлагаю вам извлечь из вашего инструмента звуки, то есть мы сейчас с вами, что будем делать?

Правильно! Мы будем петь. Давайте вспомним «Вместе весело шагать» композитора В. Шаинского. Я пою, а вы за мной повторяете.

Исполняет песню. Работает над дикцией и артикуляцией.

Ребята, когда я пела одна, кем я была?

Правильно солистом, а вы были?

Совершенно верно, хор. А кто из вас хочет стать солистом?

Песня повторяется с солистами - детьми.

Отвечают на вопрос.

Отрабатывают дикцию, правильно произносят слова: «заполощется», «рощица», «дощечка», «счастливую», «дождинка». Выразительно исполняют песню с солистами и хором.

Сформированы вокально-хоровые навыки, умение выразительного исполнения коллективно и индивидуально; отработана дикция, обогащен активный словарь словами: «перепелочка», «по просторам».
8.

Музыкально – дидактическая игра «Песня-танец-марш»

- Теперь я предлагаю вспомнить три кита в музыке.

Это правильно песня, танец и марш. Вот у вас на столе лежат «Веселые ладошки». Одевайте их на ручки и слушайте задание. Когда я буду играть марш вы маршируете, если заиграет танцевальная музыка, то и ваши ладошки будут танцевать. А если я запою песню, то ладошки должны лечь спать, потому, что я буду петь какую песню? Правильно, колыбельную.

Проводит игру.

Называют музыкальные жанры (три кита в музыке),

надевают «Веселые ладошки» и сопровождают прослушивание музыки соответствующими движениями ладошек.

Развиты эмоциональная отзывчивость, слух, представления об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец и марш.

Игра на музыкальных инструментах: озвучивание стихотворения «В лесу»

Сейчас мы с вами поиграем на музыкальных инструментах.

Раздает музыкальные инструменты: маракасы, металлофоны, бубны, барабаны, дудочки, треугольники.

Ранним утром на рассвете:

«Шур – шур - шур,

Шур – шур - шур».

То ли аист, то ли ветер:

«Шур – шур - шур,

Шур – шур - шур».

Пролетел среди берез:

«А - а, А - а!»

Новость свежую принес:

«А - а, А - а!»

И по лесу слухи, слухи:

«Дзынь, дзынь, дзынь, дзынь!»

Полетели словно мухи:

«Дзынь, дзынь, дзынь, дзынь!»

Покатился лесом гул:

«Гу – гу - гу,

Гу – гу - гу!»

То спросонок лес вздохнул,

То спросонок лес вздохнул,

И посыпалась роса:

«Динь-динь-динь,

Проговаривают все стихотворение, отдельно буквы и слоги, а потом озвучивают музыкальными инструментами:

Шуршать ладошками в ритме «ти-ти-та».

10.

Рисование в нетрадиционной технике

Положите музыкальные инструменты и садитесь за столы. И сейчас я предлагаю вам нарисовать любой музыкальный инструмент по вашему желанию.

Проводится рисование в нетрадиционной технике.

Давайте посмотрим на ваши рисунки.

Рисуют любой музыкальный инструмент по своему желанию.

Показывают свои рисунки.

Воспитано желание заниматься художественной деятельностью. Развито детское творчество, навыки в нетрадиционной технике рисования.
11.

Игровой массаж «Погреем друг друга»

А сейчас, в завершении нашего занятия давайте сделаем игровой массаж. Выходите на коврик и вставайте друг за другом.

Идет по спинке холодок -

Дует зимний ветерок -

Сделаю тебе массаж -

К какому жанру оно относится?

А какие еще жанры в музыке вы знаете?

Отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями. Развито умение поддерживать диалог, отвечать на вопросы.

Создан фон положительного эмоционального удовлетворения от НОД.

Тема: «Ранняя весна».

Цель: Формирование у детей интереса к художественно - творческой деятельности.

Задачи:

1.Учить самостоятельно, придумывать простейшие музыкальные мелодии и играть их на детских музыкальных инструментах.

2.Учить придумывать движения, отражающие музыкальное произведение, выразительно действовать с воображаемыми предметами.

3.Учить оценивать себя.

4.Формировать умение исполнять «канон» хорошо знакомых песенок и попевок.

5.Развивать коммуникативные навыки.

6.Развивать потребность в самовыражении.

7.Воспитывать чувство взаимопомощи.

Словарная работа: пополнить словарь детей названиями жителей подводного царства.

Предварительная работа:

1.Разучивание танца «Привет».

2.Музыкально-дидактическая игра «Всяк играет и поет», «Альматина».

3.Знакомство с разными музыкальными инструментами и игра на них в шумовых оркестрах.

4.Разучивание попевки «Божья коровка» (детский фольклор).

5.Слушание музыкальных произведений «Капелька» (Орфоркестр), «Аквариум» К. Сен-Санса.

6.Разучивание стихотворения «Подводное царство» Т. Коти.

Ход деятельности:

Звучит песня «Солнечная капель», дети под нее входят в зал и останавливаются в кругу, здороваются с гостями песенкой.

(Слайд 1. На экране появляется Весна)

Педагог: Ребята, обратите внимание на картину, как вы думаете, какое время года изображено на ней?

Дети: Весна!

Педагог: По каким признакам вы догадались, что это Весна? (дети говорят)

А какое стихотворение подходит к этой картине? (чтение стихотворения)

К нам Весна шагает быстрыми шагами

И сугробы тают под ее ногами.

Темные проталинки по полям видны,

Видно очень теплые ноги у Весны.

(в зал входит Капелька под звук колокольчика, она плачет)

Педагог: Посмотрите, Капелька плачет, наверное, у нее что-то случилось?

Капелька: Я отстала от своих подружек и теперь не знаю, как мне найти дорогу к своей семье, к другим капелькам.

Педагог: Ребята, а вы хотите помочь Капельке? Дети: Хотим!

Капелька: Здорово! Спасибо вам, дети! Тогда превращаемся в капелек. И отправляемся в путь!

(звучит музыка превращения, дети надевают на себя капельки – медальки)

Педагог: Слушайте первое задание-

Придумать к танцу «Привет» новое весеннее приветствие. Например, вместо слова «Привет» спеть песню весенней капели. Сегодня вы зашли на наше занятие под песню «Солнечная капель», какую песенку там пели капельки?

Дети: Динь-дон!

Педагог: А как еще могут спеть капельки!

Дети придумывают (кап-кап, тук-тук, бум-бум и т.д.)

Педагог: Итак, танцуем 3 проведения танца:

1-й раз поем «Динь-динь».

2-й раз поем (дети предлагают) «Бум-бум»,

3-й раз поем (например) «Кап-кап».

Танец «Привет» (3 проведения) (капелька хлопает в ладошки)

Педагог: Капелька рада, что мы справились с первым заданием, и мы идем дальше. Весной появляется много звуков, давайте и мы «позвучим», а поможет нам в этом игра «Всяк играет и поет».

Музыкально-дидактическая игра «Всяк играет и поет»

(Дети подходят к столикам и выбирают любой музыкальный шумовой инструмент из предложенных и садятся на ковер, на колени)

Дети поют песенку, ведущий ходит между ними и к окончанию песни останавливается лицом к любому из детей, все пропевают его имя и он на своем инструменте исполняет «соло», по окончании придуманной им мелодии меняются с ведущим местами и сам становится ведущим. (Играем 5-6 раз и в заключение игры исполняем песенку еще раз и все играют вместе на своих инструментах).

Всяк играет и поет, всюду музыка живет!

Всяк играет и поет всюду музыка живет!

….(имя)… пусть теперь начнет!

(капелька хлопает в ладоши и слышен звон колокольчика)

Педагог: Капелька рада, что мы вместе справились и с этим заданием, идем дальше. Весной просыпается вся природа: и деревья, и животные, и насекомые.

Давайте вспомним нашу песенку про божью коровку.

Попевка «Божья коровка»

1.В общем кругу со звучащими жестами.

2. «Канон» в 2 кругах.

3. «Канон» в 4 кругах.

4. Каждый кружок придумывает новые, свои звучащие жесты к этой песенке и по очереди исполняет их.

(капелька опять хлопает в ладошки)

Капелька: Молодцы! Здорово справились!

(звучит фрагмент музыки «Капелька» в исполнении Орфоркестра)

Педагог: Ребята, вы слышите, что это за музыка звучит?

Дети: Музыка называется «Капелька», ее придумали музыканты из Орфоркестра.

Педагог: Здорово, ведь она нам укажет дорогу к подругам Капельки и если мы, пройдем путь вместе с этой музыкой, то мы, конечно же, найдем где они.

Садитесь подружней, и будем вспоминать «Историю Капельки». Итак. Пришла Весна, пригрело солнышко, снег начал таять. (Ребенок продолжает) появилась Капелька и спрыгнула с крыши, а рядом спрыгнули с крыши еще много-много капелек и появился ручеек и побежал по дорожке. (Продолжает другой ребенок). По пути к ручейку присоединялось все больше и больше капелек, он становился все больше и шире и прибежал ручеек в большую реку. Долго капельки плыли вместе с большой рекой и наконец, доплыли до широкого и просторного моря и стали качаться на волнах и веселиться. Они были дома.

Педагог: Молодцы! А теперь мы должны весь этот путь показать капельке движениями и привести ее к морю. Давайте посоветуемся, как мы будем двигаться и еще ведь надо, чтобы все наши движения соответствовали музыке.

Вот, к примеру, в самом начале, как двигаются капельки?

Дети: Прыгают!

Педагог: Они сразу все прыгают?

Дети: Нет, сначала по очереди, а потом уже все вместе.

Педагог: А теперь попробуем это сделать и для удобства сядем на стульчики. Одна капелька спрыгнула с крыши - Прыг! (ребенок подпрыгивает со стульчика и так по очереди все дети, в заключении все капельки прыгают). Ребята, а как же нам изобразить, показать движение ручейка? (выслушиваем предложения детей, изображаем ручеек) Предлагайте, как нам изобразить широкую реку? (слушаем предложения детей и проделываем движения). А как же нам показать море? (опять слушаем все предложения и выполняем).

Присаживайтесь ребята. Сейчас артисты исполнят спектакль «История капельки». (Звучит музыка «Капелька»)

Спектакль «История Капельки»

(Слайд 2. На фоне моря прыгает капелька со своими подружками)

Капелька: Ура! Я нашла свою семью и встретилась со своими подружками. Я хочу поблагодарить вас за помощь. Хотите побывать на морском дне. Хотите? Тогда ныряем! (делают движение пловца)

Игра «Подводное Царство » музыка К. Сен-Санса, Стихи Т. Коти.

Подводный лес качается,

Как будто на ветру. (показывают

Здесь сумрачно, таинственно водоросли)

И в холод и в жару.

Перламутровые струйки,

Разноцветные чешуйки, (показывают рыбок)

Рыбки-бабочки порхают,

Словно звездочки сверкают.

Несказанной красоты

В море выросли цветы, (показывают Анемоны)

Но цветы те не простые-

Лепестки у них живые.

Мурена, барракуда

Куда плывут, откуда? (показывают хищных рыб)

Смешная каракатица

По дну тихонько катится. (идут задом - наперед)

Звезды в небе высоко, (показ вверх)

Звезды в море глубоко. (показ в пол, растягивая фразы)

Там сияют, здесь сверкают, (показ вверх, вниз)

А достать их нелегко. (движение отрицания) (2 последние строки повторить 2 раза)

Подводный лес качается

Как будто на ветру, (показывают водоросли)

Здесь сумрачно, таинственно

И в холод, и в жару.

Капелька: Я дарю вам на память фигурки морских животных, но обратите внимание - они разного цвета. Прошу вас выбрать: красную - если вы все задания выполняли правильно, синюю - если не все получилось, желтую - если совсем ничего не получалось. (Дети выбирают фигурки).

Педагог: Катя, почему ты выбрала красную фигурку?

Педагог: Алеша, почему ты взял синюю фигурку?

Педагог: Пришла пора проститься!

До свидания, Капелька!

(звучит музыка превращения и дети снимают медальки-капельки)

Педагог: Вот мы и вернулись в наш детский сад. Посмотрите у нас еще много подарков Капельки, давайте мы их вручим нашим гостям на память о нашей встрече. (Дети раздают сувениры, прощаются песенкой и покидают зал под песню «Солнечная капель»).

Литература:

1.«Играем в музыку» Е.В.Бояркова «Музыкальный руководитель» №4, 2009 г.

2.«Интеграция в творчестве» Т. Доронова «Обруч» №3, 2011г.

3.«Радость приобщения к творчеству» Н.А. Горяева

4.«Музыкальный руководитель»№ 5, 2007 г.

5.«Голубая мечта» Т.Э.Тютюнникова. Москва. 2015 г.

6.«Сундучок с бирюльками» Т.Э.Тютюнникова (музыкальные игры)

7.«Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» Москва. 2009г.

8.Музыкальные диски семинара Т.Э. «Учусь творить» №1, 2,3

Елена Домрачева
Конспект открытого занятия по музыкальной деятельности в подготовительной группе «Машины друзья»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка» корпус «Искорка»

Музыкальная деятельность в подготовительной группе

«Машины друзья »

Музыкальный руководитель Домрачева Е. А.

Омутинское

Цель : развитие музыкальных способностей детей посредством инновационного подхода во всех видах музыкальной деятельности .

Задачи :

Самостоятельно менять движения в соответствии с двухчастной формой музыки .

Формировать навыки выразительного пения.

Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии.

Сохранять и укреплять здоровье детей, используя здоровьесберегающие технологии.

Предварительная работа :

Знакомство со сказкой «Кухонный оркестр» .

Оборудование : интерактивная доска, магнитафон, шумовые инструменты по количеству детей, фортепиано.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель :

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как много гостей сегодня у нас! Рады видеть мы гостей! Улыбнитесь поскорей!

Давайте поздороваемся с ними. А как можно еще поздороваться? (ответы детей)

Пошлем воздушный поцелуй! А гости у нас добрыми стали!

А теперь соберёмся в дружный круг : (все собираются в круг)

Справа – друг, и слева – друг!

Дети, вы любите сюрпризы?

Я предлагаю отправиться в гости. К кому? А не скажу, это секрет! Будьте внимательны. Сейчас пойдем по ровной широкой дороге бодрым шагом под маршевую музыку , а когда услышите лёгкую, быструю музыку – побежите на носочках по узкой тропинке.

М. Р. Д. «Шаг-бег» муз. Е. Тиличеевой

М. р.: Молодцы, справились с заданием.

А теперь похлопаем немножко… (хлопки в ладоши)

И разотрем ладошки… (трут ладоши друг об друга)

А теперь еще сильней,

Чтобы стало горячей! (трут ладоши более быстро и интенсивно)

Снизу вверх, сверху вниз. (поглаживающие движения кончиками пальцев по шее)

Ребята, посмотрите, полянка, на ней домик! Кто же живет в домике? (ответы детей)

Возможно. Поищем их глазками.

Зрительная гимнастика.

Справа нет? И слева нет? А вверху? А внизу?

Может быть, нам поможет песенка? Звучит отрывок из м/ф «Маша и медведь.

М. р.: Наша Маша улыбается, она приглашает нас поиграть на улице. Предлагайте Маше во что мы можем поиграть! (ответы детей) . Она хочет показать нам, как она научилась кататься на коньках. Посмотрите, как она катается.

М. р.: Молодцы! Ребята, а чем же нам Машу удивить. Маша очень любят играть на разных инструментах.

М. р.: На каких инструментах Маша играет?

М. р.: Помните? Я читала вам сказку «Кухонный оркестр» ? какие инструменты там были? (раздать инструменты)

М. р.: Какой весёлый оркестр у нас получился.

Давайте Машу научим ритмической игре «Зум-зум» (дети садятся) Муз. ритмическая игра «Зум-зум»

М. р.: посмотрите, у Маши настроение изменилось.

Дети слушают музыку «Плакса» ,Резвушка» и «Злюка»

А почему вы не перепутали плаксу со злюкой? Ведь мелодии этих пьес так похожи! Исполняет фрагменты. Хотя обе мелодии очень похожи (наверное, потому, что и плакса, и злюка похожи друг на друга - обе капризные, непослушные девочки, их трудно перепутать.

Какая мелодия у «Плаксы» (звучит тихо, жалобно, печально, медленно. Она заунывная, передает всхлипывания и взвизгивания капризули.)

А в пьесе «Злюка» ? похожая мелодия звучит громче, быстрее и в сопровождении аккордов - жестких, сердитых, злых, колючих. У злюки такой колючий характер! Исполняет фрагмент. Злюка ведь не может быть красивой, поэтому и музыка звучит так резко и некрасиво. Даже если у девочки- злюки симпатичное лицо, но она сердитая, недобрая, она никому не понравится, с ней никто не захочет дружить. Исполняется фрагмент. Какая некрасивая злюка! Скажите, что такое пантомима. (ответы детей) . А теперь давайте встанем и покажем, изобразим подружек.

М. р.: Молодцы! Вам понравилось в гостях у Маши ?

А сейчас, детвора, в детский сад нам всем пора. А на чём мы поедем? Давайте вернемся в сад на саночках. Найдите себе дружка. «Саночки» муз. А Филиппенко, сл. Т Волгиной

Вот мы и в садике. Посмотрите, мы совсем забыли про гостей, а они нас все дожидаются.

Давайте для них споем песню. А какая песня у вас самая любимая? А чем вам эта песня нравится?

Песня «Моя Россия» м. Струве.

Публикации по теме:

Конспект итогового открытого занятия по проектной деятельности, социально-нравственному и познавательному развитию, в подготовительной группе.

Конспект открытого просмотра образовательной деятельности в подготовительной группе «Эколята-дошколята, друзья природы» Инструктор по ФК МБДОУ ДС ОВ №16 МО Темрюкский район, ст. Курчанская Овдиенко Г. П. Конспект открытого просмотра образовательной деятельности.

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Праздник красок» Эпиграф «Дело не в том чтобы научиться рисовать, А в том чтобы научиться мыслить». Стендаль. Цель: способствовать формированию эстетического.

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Юные исследователи» «Юные исследователи». Воспитатель второй квалификационной категории Лушникова Марина Валентиновна. Цель. Формирование представлений о свойствах.

Птицы – наши пернатые друзья! НОД для старшей группы Основные понятия: перелётные, зимующие, водоплавающие, домашние, дикие, перо «маховое»,.

Конспект тематической музыкальной деятельности в подготовительной группе «В мире звуков»

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе

Конспект тематической музыкальной деятельности «В мире звуков» (шуршащие) для детей подготовительной группы

Описание материала : Предлагаю вам конспект музыкальной деятельности для детей подготовительной группы по теме «Развитие поисковой активности в области звуков в процессе организованной музыкальной деятельности». Это конспект познавательной деятельности, направленный на развитие интереса к шуршащим звукам, способам звукоизвлечения из различных предметов, развитие творческого воображения и мышления.

Цель:

· Знакомить детей с шуршащими звуками, предметами их издающими.

· Способствовать развитию познавательной активности, тонкостей тембрового слуха.

· Развивать звуковую фантазию, ассоциативное мышление.

· Воспитывать любовь к природе, видеть её красоту.

Задачи:

· Побуждать детей к танцевальной импровизации.

· Научить детей классифицировать звуки по характеру их звучания.

· Организовать на занятии простейшую проблемно-исследовательскую деятельность.

· Развивать творческое воображение и мышление.

· Развивать способность слышать красоту тонких шуршащих и шелестящих звуков.

· Формировать доброе отношение друг к другу.

Образовательные области: «Познание», «Музыка», «Коммуникация».

Материалы: Листики с деревьев (клён, дуб, берёза) по одному для каждого ребёнка; силуэты или картинки деревьев (клён, дуб, берёза); шуршащие и шелестящие предметы: газетная бумага, тетрадные листы, гофрированная бумага, фольга, целлофан, шторка целлофановая, разноцветные коробочки с крупой; Шуршунчик, разноцветная коробочка с бабочками-шуршалками, сделанными из конфетных фантиков и зубочисток; маракасы.

Ход МД

Дети под музыку входят в зал.

1. Музыкальная игра «Здравствуйте» (развитие доброжелательного отношения друг к другу).

Дети под музыку ходят врассыпную по залу, но как услышат звон колокольчика, должны подать руку стоящему перед ним ребёнку и сказать «Здравствуйте!». Игра проводиться 2-3 раза.

2. Игровая мотивация «Листопад».

Звучит «Осенняя песнь» П.И. Чайковского. Музыкальный руководитель, читая отрывок из стихотворения, разбрасывает осенние листья.

Листопад, листопад

Листья желтые летят,

Под ногой шуршат, шуршат,

Скоро голым станет сад.

(В. Мирович «Листопад»).

3. Эвристическая беседа.

О каком времени года говорится в этом стихотворении? (Ответы детей).

Возьмите, пожалуйста, по одному понравившемуся листику. (Дети собирают листики).

Посмотрите на свои листики и скажите, с какого дерева у вас листик? (Ответы детей).

4. Дидактическая игра «Собери кружок у своего дерева» (на развитие внимания, умения ориентироваться в пространстве).

На медленную музыку дети идут вокруг своих «деревьев» («Ходим, бегаем», Е. Тиличеевой), на быструю – бегают врассыпную по ковру. Когда музыка заканчивается, дети должны стать в кружок вокруг своего «дерева».

А какие звуки издают опавшие листья, когда мы по ним ходим на прогулке в парке? (Ответы детей)

Ребята, а мы с вами знаем песенку о шуршании листьев. Как она называется? Давайте её споём.

5. Исполнение песни «Шур – шур», слова и музыка И. Осокиной.

Дети поют 1 куплет и припев.

6. Пластический этюд «Листья кружатся» (упражнение на развитие творческого воображения – вживание в образ). Звучит «Вальс» А. Грибоедова.

Дети, давайте сейчас превратимся с вами в осенние листики и подвигаемся под музыку.

Выполняя творческое задание, дети изображают листики. Каждый по-своему двигается в соответствии с характером музыки.

Да, осенью с деревьев падают листья, как ковёр укрывают они землю и шуршат под ногами проходящих людей. Вам нравится звук шуршащих листьев? (Ответы детей).

7. Проблемно – поисковая ситуация.

Ребята, а мы можем сейчас, не выходя на улицу, услышать в зале шуршание опавших листьев? Как это можно сделать? Что поможет нам?

Дети предлагают различные варианты, пробуют извлекать звуки из разных предметов, лежащих на столике, сравнивая получаемый звук с шуршанием опавшей листвы. Приходят к выводу, что больше всего звук опавшей листвы напоминает шуршание сминаемой бумаги.

Давайте представим, что листьев нападало много-много, и мы с вами все вместе идём по ним.

Звучит «Ходим, Бегаем» Е. Тиличеевой. Дети выполняют спокойную ходьбу и шуршат листами бумаги

8. Озвучивание стихотворения В. Лунина «Шорох».

Музыкальный руководитель читает стихотворение, дети стараются озвучить его при помощи предметов, лежащих на столике.

Шорох, шептанье

Шумок под окном,

Шлепанье легкое. Кто это – гном?

Ш –Ш –Ш! Там за шторами возле окна,

Шустрым мышонком шуршит тишина.

(В. Лунин).

9. Игровая мотивация. Приход Шуршунчика из «Комнаты звуков» (Активизация внимания детей).

Подходят к окну все вместе, открывают штору. За которой находится Шуршунчик.

Ой, кто это? Откуда ты взялся?

Шуршунчик: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Шуршунчик. Я очень люблю шуршащие звуки. Проходил мимо зала и услышал, будто листья опавшие шуршат, вот и решил зайти посмотреть, так ли это.

Дети с музыкальным руководителем рассматривают Шуршунчика, гладят его. Приходят к выводу, что он и сам весь шуршащий.

А где ты живёшь?

Шуршунчик: Я живу в «Комнате звуков». У меня там много разнообразных предметов, которые шуршат. Я приглашаю вас к себе в гости, приходите.

Обязательно придём, спасибо за приглашение.

10. Сюрпризный момент . Шуршунчик дарит детям бабочек-шуршалок.

Шуршунчик: А на память о нашей встрече, я подарю вам бабочек-шуршалок из моей шкатулки. Я не прощаюсь с вами, а говорю вам до свидания!

Раздаёт бабочек и уходит. Дети прощаются с Шуршунчиком.

11. Пиктограмма (фиксирование детских идей).

Подводится итог занятия.