Учебно-методическое пособие по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений. Тестовые задания по музыкальной литературе. зарубежных стран Гдз по музыкальной литературе тесты по русскому

МАУ ДО «ДШИ» Задонского муниципального района Липецкой области

Тест по музыкальной литературе

Составитель: преподаватель Комова А.В.

Г. Задонск

1.Создатель жанра полифонической музыки:

а) Луи Маршан

б) И.С. Бах

в) Г.Ф. Гендель

2. К венским композиторам – классикам относятся:

а) И. Штраус

б) Л.В.Бетховен

а) Й. Гайдн

б) В.А. Моцарт

в) Р. Вагнер

4. Создателем жанра симфонии является:

а) Л.В.Бетховен

б) В.А. Моцарт

в) Й.Гайдн

5. Композиторы – романтики:

а) Л.Бетховен, В.Моцарт, Й.Гайдн

б) Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Р.Шуман

в) И.Бах, Г.Гендель, А.Скарлатти

а) Э Григ

б) Ф.Шуберт

в) И. Штраус

а) Э. Григ

б) Я. Сибелиус

в) А. Дворжак

8. Известное произведение В.А. Моцарта:

а) «Шутка»

б) «Эгмонт»

в) «Реквием»

9. Композиторы М. Равель, К. Дебюсси являются представителями:

а) Экспрессионизма

б) Импрессионизма

в) модернизма

10. Известные вариации на остинатный ритм композитора – М.Равеля:

а) Арабески

б) Болеро

в) Бабочки

11. Название этюда c-moll Ф. Шопена:

а) Революционный

б) Фантастический

в) Этюд-картина

12. Какое из этих известных произведений принадлежит Ф.Шуберту?:

а) Симфония №8 си минор

б) Соната №8 до минор

в) Вальс №7 до диез минор

13. Знаменитый итальянский скрипач и композитор, автор каприсов для скрипки:

а) Крейцер

б) Паганини

в) Вивальди

14. Н. Амати, Н. Гварнери, А. Страдивари:

а) либреттисты

б) скрипичные мастера

в) дирижеры

15.Первый русский композитор-классик:

а) Мусоргский

б) Глинка

в) Даргомыжский

а) «Русалка»

б) «Жизнь за царя»

в) «Снегурочка»

17.Оперу «Князь Игорь» написал:

а) Мусоргский

б) Римский-Корсаков

в) Бородин

18. Создатель жанра классического балета:

а) Адан

б) Чайковский

в) Глинка

19. Оперу «Борис Годунов» написал:

а) Балакирев

б) Бородин

а)Чайковский

б) Щедрин

в) Рахманинов

21. «Ленинградскую» симфонию написал:

а) Прокофьев

б) Шостакович

в) Щедрин

22. «Танец с саблями» из балета:

а) «Спартак»

б) «Гаянэ»

в) «Ромео и Джульетта»

Выпускной экзаменационный тест по музыкальной литературе. 2017 год.

Ф.И. выпускника_______________________________________________________

1. Главная основа музыки – это…

а) музыкальный звук;

б) музыкальная фраза;

в) мелодия;

2. Певучая, льющаяся, распевная мелодия называется…

а) предложение;

б) кантилена;

а) Скрябин;

б) Рахманинов;

г) Чайковский.

4. «Стенки» скрипки называют…

а) деками;

в) грифами;

г) струнодержателями.

5. К какому жанру принадлежат «Любовь к трем апельсинам», «Семен Котко», «Война и мир»?

а) симфония;

г) фортепианная пьеса.

6. На каком инструменте играет Юрий Башмет?

а) скрипка;

б) флейта;

в) виолончель;

7. Кто из перечисленных музыкантов был одновременно дирижером, пианистом, композитором?

а) Хачатурян;

в) Шостакович;

г) Рахманинов.

8. Механику какого инструмента изобрел мастер Кристофори?

б) тромбон;

в) фортепиано;

а) Шостакович;

б) Скрябин;

в) Свиридов;

г) Прокофьев.

10. В какой оркестр входят только духовые и ударные инструменты?

а) духовой;

б) эстрадный;

в) симфонический;

г) джазовый.

11. Кто создал музыку к кинофильму «Александр Невский»?

а) Шостакович;

б) Калинников;

в) Хачатурян;

а) лирико-колоратурным сопрано;

б) драматическим сопрано;

в) меццо-сопрано;

а) Хачатурян;

б) Свиридов;

в) Калинников;

в) баритон;

г) драматический баритон.

а) Шостакович;

б) Хачатурян;

в) Прокофьев;

16. Какой украинский народный танец использовал Н.А.Римский-Корсаков в опере «Майская ночь»?

а) хоровод;

б) трепак;

а) Скрябин;

в) Шостакович;

г) Калинников.

18. В какой стране была создана единственная в Европе «Академия танца»?

а) Германия;

б) Англия;

в) Италия;

г) Франция.

19. Что такое фольклор?

а) устное народное творчество;

б) музыкальная форма;

в) музыкальный жанр;

г) музыкальный инструмент.

20. Граница между музыкальными построениями называется…

а) периодом;

б) цезурой;

в) фразой;

г) субмотивом.

21. Какая музыкальная форма соответствует формуле А-В-А-С-А-Д-А?

а) куплетная;

б) трехчастная;

22. В произведении какого композитора используется «аккорд Петрушки»?

а) Скрябина;

б) Стравинского;

в) Прокофьева;

г) Шостаковича.

23. Кто из композиторов написал 48 прелюдий и фуг, объединенных в два тома «Хорошо темперированного клавира»?

а) Моцарт;

в) Бетховен;

24. К какому жанру относится произведение «Щелкунчик» П.И.Чайковского?

в) фортепианная пьеса;

Цель и задачи: обобщение полученных сведений по теме “Жизнь и творчество Людвига ван Бетховена” в занимательной, игровой форме (тесты и кроссворды).

Тест

Вариант I

1. Художественное направление, к которому принадлежит творчество Бетховена:

а) барокко б) классицизм в)романтизм г) импрессионизм

2. Музыкальный жанр, к которому не обращался в своём творчестве Бетховен:

а) симфония б) концерт в) балет г) Песня без слов

3. Сколько симфоний у Бетховена?

а) 104 б) 41 в) 9 г) 2

4. Сколько фортепианных сонат у Бетховена?

а) 40 б) 32 в) 25 г) 10

5. Бетховен был младше Гайдна на...

а) 38 лет б) 24 года в) 15 лет г) 9 лет

6. Был ли Бетховен лично знаком с Гайдном?

а) Да б) Нет

7. Какому композитору Бетховен посвятил свои три фортепианные сонаты (№№ 1–3)?

а) Моцарту б) Сальери в) Гайдну г) Шуберту

8. Кому принадлежат слова о юном Бетховене-импровизаторе: “Обратите внимание на него! Он всех заставит о себе говорить!”?

а) Гайдну б) Гёте в) Моцарту г) Глюку

9. Был ли Бетховен лично знаком с Моцартом?

а) Да б) Нет

10. Какая опера принадлежит Бетховену?

а) “Орфей и Эвридика” б) “Волшебная флейта” в) “Волшебный стрелок”

г) “Фиделио”

11. Свидетелем какого исторического события был Бетховен?

а) Великая французская революция 1789 года б) Восстание в Польше 1830-1831 г.г.

в) Октябрьская революция 1917 г.

12. Бетховен вырос в семье потомственных музыкантов?

а) Нет б) Да

13. Кто был учителем Бетховена?

а) Моцарт б) Глюк в) Нефе г) И. С. Бах

14. Игрой на каком инструменте не владел Бетховен?

а) клавир б) орган в) альт г) саксофон

15. Какая симфония принадлежит Бетховену?

а) “Траурная” б) “Юпитер” в) “Фантастическая” г) “Героическая”

16. Какая увертюра написана Бетховеном к опере “Фиделио”?

а) “Леонора № 3” б) “Эгмонт” в) “Кориолан”

17. Играл ли Бетховен на изобретённом в начале XVIII века молоточковом фортепиано?

а) Нет б) Да

18. Какая фортепианная соната не принадлежит Бетховену?

а) “Аврора” б) “Аппассионата” в) Соната Ля мажор с финалом

Rondo alla turca г) “Лунная”

19. Финал Девятой симфонии Бетховена написан на текст...

а) Гёте б) Шиллера в) Байрона г) Шекспира

20. Какое произведение Бетховен посвятил скрипачу и композитору Р. Крейцеру?

а) Струнный квартет б) Концерт для скрипки с оркестром

в) Пятую симфонию г) “Крейцерову сонату” для скрипки и фортепиано

Вариант II

1. Годы жизни Л. ван Бетховена: 1770 – ...

а) 1809 б) 1827 в) 1828 г) 1791

2. Вокальный цикл Бетховена:

а) “Зимний путь” б) “Любовь и жизнь женщины”

в) “К далёкой возлюбленной” г) “Любовь поэта”

3. Одно из первых фортепианных произведений Бетховена:

а) Девять вариаций c-moll на тему марша Э. К. Дресслера

б) Тридцать три вариации C-dur на тему вальса А. Диабелли

в) Тридцать две вариации c-moll

4. Название Шестой симфонии Бетховена:

а) “Прощальная” б) “Фауст” в) “Манфред” г) “Пасторальная”

5. Название фортепианной сонаты op.13, c-moll Бетховена:

а) “Лунная” б) “Патетическая” в) “Прощальная” г) “Аврора”

6. Какой балет принадлежит Бетховену?

а) “Творения Прометея” б) “Корсар” в) “Коппелия” г) “Времена года”

7. Игрой на каком инструменте владел Бетховен?

а) арфа б) флейта в) альт г) кларнет

8. Место рождения Бетховена:

а) Эйзенах б) Зальцбург в) Бонн г) Лейпциг

а) Шиллер б) Рельштаб в) Мюллер г) Гёте

10. Какая увертюра не принадлежит Бетховену?

а) “Гамлет” б) “Эгмонт” в) “Кориолан” г) “Леонора № 3”

11. Учитель Бетховена (несколько правильных ответов):

а) Нефе б) Сальери в) Гайдн г) Моцарт

12. Какая увертюра Бетховена не относится к опере “Фиделио”

(несколько правильных ответов)?

а) “Эгмонт” б) “Кориолан” в) “Леонора № 3”

13. Увертюра Бетховена к драме К. Коллина?

а) “Эгмонт” б) “Кориолан” в) “Леонора № 3”

14. В каком городе восьмилетний Бетховен дал первый концерт?

а) Бонн б) Вена в) Лейпциг г) Кёльн

15. В каком городе Бетховен жил с 1792 года до конца жизни?

а) Бонн б) Вена в) Лейпциг г) Кёльн

16. Последние сочинения Бетховена:

а) Девятая симфония б) “Торжественная месса” в) струнные квартеты

г) 5 фортепианных сонат (№ 28 – 32)

17. Был ли Бетховен лично знаком с Шубертом?

а) Да б) Нет

18. Бетховен был младше Моцарта на...

а) 14 лет б) 24 года в) 38 лет г) 39 лет

19. Название Симфонии № 3 Бетховена:

а) “Фантастическая” б) “Героическая” в) “Пасторальная” г) “Прощальная”

20. “Аппассионата” означает:

а) “с приподнятым, возвышенным настроением” б) “страстная”

в) “соната как бы фантазия” г) “утренняя заря”

Кроссворд I

По горизонтали:

  1. Соната Бетховена, название которой переводится как “утренняя заря”.
  2. Император, которому Бетховен хотел посвятить симфонию № 3, названную позже “Героической”.
  3. Название симфонии № 6.
  4. Столько лет было Бетховену, когда он стал органистом и пианистом-концертмейстером боннской капеллы.
  5. Страна, в которой Бетховен жил с 1792 года.
  6. Эпиграф к симфонии № 5: “Так... стучится в дверь”.
  7. Событие, произошедшее во Франции в 1789 году и горячо поддержанное Бетховеном.
  8. Немецкий город, родина Бетховена.
  9. Форма II части симфонии № 5 – “... вариации”.
  10. Письмо Бетховена, написанное в 1802 году младшим братьям, известное под названием “Хейлигенштадтское...”.
  11. Жанр произведения Бетховена “Эгмонт”.
  12. Имя отца Л. В. Бетховена.

По вертикали:

  1. Название сонаты Бетховена № 23, в переводе “Страстная”.

Ответы.

По горизонтали: 1. “Аврора”. 2. Наполеон. 3. “Пасторальная”. 4. Тринадцать. 5. Австрия. 6. Судьба. 7. Революция. 8. Бонн. 9. Двойные. 10. Завещание. 11. Увертюра. 12. Иоганн.

По вертикали: 1. “Аппассионата”.

Кроссворд II

По горизонтали:

  1. Раздел, с которого начинаются увертюра “Эгмонт” и I часть сонаты Л. В. Бетховена № 8.
  2. Страна, в которой родился Бетховен.
  3. Средство общения Бетховена с друзьями в последние годы жизни – “разговорная...”.
  4. Столько лет было Бетховену, когда состоялось его первое публичное выступление.
  5. Болезнь, признаки которой проявились у Бетховена в 26-27 лет.
  6. Единственная опера Бетховена.
  7. Симфония № 3, которую Бетховен первоначально хотел посвятить Наполеону.
  8. Композитор, органист, клавирист, дирижёр, музыкальный писатель, обучавший юного Бетховена композиции, игре на органе и фортепиано.
  9. Учебное заведение, в котором в 1789 году Бетховен был слушателем философского факультета.
  10. Жанр III частей симфоний Бетховена, название которого в переводе с итальянского означает “шутка”.
  11. Знаменитый австрийский композитор-классик, у которого Бетховен в течение года брал уроки.
  12. Симфония Бетховена, в последней части которой хор исполняет “Оду к Радости”.

По вертикали:

  1. Название Сонаты № 8.

Ответы.

По горизонтали: 1. Вступление. 2. Германия. 3. Тетрадь. 4. Семь. 5. Глухота. 6. “Фиделио”. 7. “Героическая”. 8. Нефе. 9. Университет. 10. Скерцо. 11. Гайдн. 12. Девятая.

По вертикали: 13. “Патетическая”.

Предлагаемый тест по курсу музыкальной литературы представляет собой один из вариантов итогового контрольного задания для учащихся выпускного класса ДМШ и ДШИ, которое можно выполнить как дома, так и в классе. Вопросы выборочно охватывают материал каждого года обучения и могут свободно заменяться или варьироваться ведущим педагогом.

1. В группу деревянных духовых инструментов симфонического оркестра входят:

А) гобой, б) валторна, в) флейта, г) труба, д) кларнет, е) фагот

2. Прелюдии и фуги в «Хорошо темперированном клавире» И. С. Баха расположены

а) по тонам
б) по хроматизму
в) по тональностям квинтового круга

3. Родоначальник классической симфонии

А) Г. Ф. Гендель
б) И. С. Бах
в) Й. Гайдн

4. Рондо «в турецком стиле» В. Моцарта - это финал

А) симфонии соль минор
б) сонаты Ля мажор №11
в) симфонии «Юпитер»

5. Сочинение В. Моцарта, написанное на традиционный латинский текст и предназначенное для заупокойной службы

А) Месса
б) Пассионы
в) Реквием

6. Впервые в области симфонической музыки Л. Бетховен использовал хор и певцов-солистов в финале симфонии

А) №3
б) №9
в) №7

7. Франц Шуберт - представитель музыкального направления

А) классицизм
б) романтизм
в) импрессионизм

8. Какие из ниже перечисленных танцев являются польскими?

А) вальс
б) полонез
в) мазурка
г) лендлер
д) краковяк

9. Симфоническая фантазия М. Глинки «Камаринская» написана

А) в сонатной форме
б) в сложной 3-х частной форме
в) в форме двойных вариаций

А) А. Гурилёв
б) А. Даргомыжский
в) С. Рахманинов

11. События конца 17 века (стрелецкие бунты против реформ Петра I, протест раскольников) нашли отражение в опере М. Мусоргского

А) «Сорочинская ярмарка»
б) «Хованщина»
в) «Борис Годунов»

12. Жанр оперы А. Бородина «Князь Игорь»

А) лирико-эпический
б) героико-драматический
в) психологическая драма

13. Тему Шехеразады в одноименной симфонической сюите Н. Римского-Корсакова исполняет

А) флейта
б) скрипка
в) фагот

14. По поэме А. Пушкина «Полтава» написана опера П. Чайковского

А) «Пиковая дама»
б) «Орлеанская дева»
в) «Мазепа»

15. Основоположник первой русской консерватории

А) А. Г. Рубинштейн
б) М. А. Балакирев
в) Н. А. Римский-Корсаков

16. Меценат, основатель частного оперного театра в Москве, в котором дирижировал молодой С. Рахманинов и пел Ф. Шаляпин

А) П. Третьяков
б) С. Мамонтов
в) М. Беляев

17. Юродивый, Варлаам, Пимен, Шуйский - персонажи оперы М. Мусоргского

А) «Хованщина»
б) «Борис Годунов»
в) «Женитьба»

18. Эпизод нашествия в Седьмой стмфонии Д. Шостаковича написан

а) в форме рондо, б) в форме вариаций, в) в сложной трёхчастной форме, г) в сонатной форме

А) «Ромео и Джульетта»
б) «Спящая красавица»
в) «Лебединое озеро»
г) «Золушка»
д) «Сказ о каменном цветке»

20. «Что день грядущий мне готовит?» - текст

А) Арии Князя Игоря из одноименной оперы А. Бородина
б) Арии Ленского из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин»
в) Песни Леля из оперы Н. Римского –Корсакова «Снегурочка»

21. Мужские персонажи классических опер, вокальные партии которых исполняются низким женским голосом (меццо-сопрано, контральто). Заполнить таблицу, цифра должна соответствовать букве.

1) Керубино - - - - - - - - а) В. Моцарт. «Свадьба Фигаро»

2) Ваня - - - - - - - - - - б) М. Глинка. «Руслан и Людмила»

3) Лель - - - - - - - - - - в) М. Глинка. «Иван Сусанин»

4) Ратмир - - - - - - - - - -г) Н. Римский-Корсаков. «Снегурочка»

22.
Монограмма, использованная в ряде произведений композитора, принадлежит

а) И. С. Баху, б) Р. Шуману, в) Д. Шостаковичу

а) балет «Петрушка» - ____________________________________

б) симфоническая поэма «Прометей» - ______________________

в) «Рапсодия на тему Паганини» - __________________________

г) опера «Война и мир» - __________________________________

д) балет «Кармен-сюита» - ________________________________

е) «Поэма памяти Есенина» - ______________________________

ж) балет «Спартак» - _____________________________________

Герасимова Ирина Алексеевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО ДШИ
Населённый пункт: Нижегородская область г.Саров
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тесты по слушанию музыки и музыкальной литературе"
Дата публикации: 03.02.2018
Раздел: дополнительное образование

слушанию

музыкальной

литературе

Методическая

разработка

Герасимова Ирина Алексеевна

Введение………………………………………………………………………… 3 стр.

Контрольный тест по слушанию музыки для учащихся 3 класса…………...

Контрольный тест по музыкальной литературе для учащихся 4 класса…… 6 стр.

Контрольные тесты по музыкальной литературе для учащихся 5класса

4.1.И.С. Бах………………………………………………………………………...

4.2. Венские классики (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен)…………………

4.3. Ф. Шуберт, Ф. Шопен………………………………………………………..

Контрольные тесты по музыкальной литературе для учащихся 6 класса

5.1. А. Бородин…………………………………………………………………… 14стр.

5.2. М.Глинка, А.Даргомыжский………………………………………………… 16 стр.

Контрольные тесты по музыкальной литературе для учащихся 7класса

6.1. П. Чайковский………………………………………………………………..

6.2. С. Рахманинов………………………………………………………………..

6.3. С. Прокофьев………………………………………………………………… 22 стр.

6.3. Д. Шостакович………………………………………………………………..

Ответы…………………………………………………………………………...

Список литературы……………………………………………………………..

1. Введение.

«Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно

полноценное умственное развитие». Сухомлинский В.

Предметы «Музыкальная литература» и «Слушание музыки» всегда были и

остаются

важнейшими

теоретическими

дисциплинами,

преподаются в Детских музыкальных школах и Детских школах искусств.

Роль их - в воспитании разносторонне - эрудированной личности, которая

может самостоятельно накапливать и

применять на практике полученные

знания и музыкальные впечатления.

современном

искусством.

выражения «музыка должна приносить эстетическое удовольствие» выпало

слово «эстетическое»

основной

функцией

развлекательность.

Исследования

показали,

«ограниченность»

современной

музыки, отсутствие мелодизма и чрезмерная активность ритма влияет

психоэмоциональный

вызывает

депрессивные состояния и настроения.

Именно поэтому особенно важно познакомить детей с лучшими образцами из

классического репертуара, приобщить их к различным видам творческого

труда, совершенствовать их художественный вкус. Это и является главной

задачей предметов «Музыкальная литература» и «Слушание музыки». Они

помогают учащимся овладевать исполнительскими и слуховыми умениями, а

также подготавливают к дальнейшему профессиональному обучению.

Важным элементом процесса обучения является контроль знаний и умений

учащихся,

естественно,

привлекают

постоянное

внимание специалистов и учителей.

контроля

учащихся

существует

достаточно

деятельности

учащихся

выполнении

контрольных заданий - разнообразны. И каждый педагог может использовать

в своей работе те формы, которые кажутся ему наиболее эффективными и

продуктивными.

современной

образования

проверки

является тестирование. Здесь учащимся предлагается несколько, обычно 2-3,

варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Эта форма

контроля

преимущества.

Учащиеся

формулировку

позволяет

охватить

количество материала за то же время.

Несмотря

очевидные

достоинства,

учитывать

некоторые

особенности

составлении

тестовых

Например,

подобраны

учителем

достаточного

логического

обоснования,

большинство учащихся очень легко выбирают требуемый ответ, исходя не из

имеющихся

простейших

логических

умозаключений

жизненного

составить

теоретической

подготовки.

отметить, что тестовые задания дают возможность проверить ограниченную

область знаний учащихся, поэтому они никак не могут быть единственным

способом проверки знания, а должны дополняться и иными формами, такими

как викторина, устный опрос, сочинения о произведении, доклады и другие

творческие работы.

Самым приемлемым вариантом теста можно назвать Комбинированный тест,

составленный таким образом, чтобы сочетать задания с выбором одного из

вариантов с заданиями, которые требуют развернутого письменного ответа

учащегося, а также с включением элементов викторины.

Применение

позволяет

получить

сведения

усвоении

материала,

затрачивая

учащимися или на проверку объемных письменных работ. Возможность за

10-20 мин проверить и оценить знания всей

группы улучшает обратную

связь, делает ее регулярной.

Систематическая

проверка

способствует

прочному

усвоению учебного предмета, но и воспитывает сознательное отношение к

формирует

аккуратность,

трудолюбие,

целеустремленность,

активизирует

внимание,

развивает

способность

тестовом

контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки,

таким образом, повышается объективность проверки знаний. Наконец, этот

метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету.

Варианты

индивидуальны

психологически неустойчивых учащихся.

В этом дидактическом пособии даны лишь некоторые разработки тестов по

ключевым темам Музыкальной литературы и Слушания музыки. Каждый

преподаватель может дополнять или упрощать эти тесты, ориентируясь на

уровень своих групп учащихся.

1.Что означает слово «балет»?______________________________________________

2.Какая страна стала родиной классического балета?

а) Россия; б) Франция; в) Италия

3.В каком году и где была основана «Королевская академия музыки»?____________

4.Кто из композиторов XVII- XVIII веков писал оперы - балеты?

5.Когда открылась первая балетная школа в России? Как она называется теперь?

6. Как называется в балете танец двоих? троих? четверых?

________________________________________________________________________

7.Назовите все балеты П. И. Чайковского.

________________________________________________________________________

а) Братья Гримм; б) Э.Гофман; в) Шарль Перро

9.Сколько актов в балете «Щелкунчик»?_____________________________________

10.Как называется инструментальное вступление к балету?

а) антракт; б) увертюра; в) интродукция

11.Соедините танцы сказочных персонажей из второго акта балета «Щелкунчик» с

теми странами, которые они представляют?

Шоколад датский танец

Кофе китайский танец

Чай русский танец

Трепак (карамельная трость) испанский танец

Танец пастушков (марципан) арабский танец

12.Какой инструмент использовал Чайковский в «Танце феи Драже»?_____________

13.Какие русские композиторы обращались к жанру балета?____________________

1.Какой из этих балетов не принадлежит П.И.Чайковскому:

а) «Щелкунчик»;

б) «Золушка»;

в) «Спящая красавица»;

г) «Лебединое озеро»

2.Назовите фамилию художника, под впечатлением выставки которого был написан

фортепианный цикл «Картинки с выставки»?_________________________________

3.Назовите жанр цикла «Карнавал животных»?_______________________________

4.Композитор, написавший «Карнавал животных»:

а) П.Чайковский;

б) К.Сен-Санс;

в) М.Мусоргский;

г) Э.Григ.

5.Как переводится слово «опера»?___________________________________________

6.Страна, родина оперы это:

а) Россия;

б) Греция;

в) Италия;

г) Франция.

7.Вокальный монолог героя в опере это:

а) вокализ;

в) припев

8.Как называется полная нотная запись балета или оперы:

а) клавир;

б) партитура;

в) либретто

9.Как называется танец троих в балете?_______________________________________

10.Какой танец танцует Слон в «Карнавале животных»?

а) полька;

б) полонез;

в) трепак;

11.Как переводится «скерцо»?

а) вступление;

12.Как называется танцевальная сюита, не связанная с основным действием в балете

или в опере?

а) кордебалет;

б) адажио;

в) дивертисмент

13.Как называется текст оперы, основанный на литературном сюжете?

________________________________________________________________

Черномор

Контральто

Без пения

Контрольный тест по музыкальной литературе

для 5 класса.

Жизни И.С.Баха.

2.Как переводится с немецкого «Бах»?

_______________________________________________

3.Город, где родился Иоганн Бах.

а) Эйзенах;

б) Гамбург;

4. Найти и подписать любимый инструмент композитора.

5. Перечислите города, в которых жил и работал Бах:

________________________________________________________________________

6.Сколько прелюдий и фуг в «Хорошо темперированном клавире»?_______________

7. Какие сюиты были написаны Иоганном Бахом?

а) итальянские;

б) французские;

в) немецкие

8. Перечислите танцы, входящие в состав старинной сюиты:

________________________________________________________________________

9.Как переводится слово «Полифония»:

в) ряд, последовательность.

10. Музыкальное построение в инвенции, где тема не звучит ни в одном из голосов

________________________________________________________________________

11. Определите на слух музыкальное произведение (мини викторина):

1._______________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3._______________________________________________________________

4._______________________________________________________________

5._______________________________________________________________

Контрольный тест по музыкальной литературе для 5 класса.

_________________ _________________

__________________

1. Напишите под портретами годы жизни и композиторов:

2.Как называли маленького В.Моцарта?_______________________________

3.В каком возрасте Моцарт написал свою первую оперу?

а) в 5 лет;

б) в 7 лет;

4. Сколько опер написал В.Моцарт?___________________________________

опера В.Моцарта «Свадьба Фигаро»___________________________________

6.Последнее произведение В.Моцарта._________________________________

7. Педагог, композитор и органист, занимавшийся с маленьким Л.Бетховеном

А. Сальери

8. Главный жанр в творчестве Л.Бетховена

а) симфония;

9.Как называется единственная опера Л.Бетховена?__________________________

10.Название увертюры Л.Бетховена к одноименной трагедии В. И. Гёте?

а) «Леонора»;

б) «Эгмонт»;

в) «Кориолан»

11.Сколько симфоний написал Л.Бетховен?

13.У какого князя служил Й. Гайдн?_________________________________________

14.Перечислите симфонии Й. Гайдна имеющие названия:______________________

________________________________________________________________________

12.Какой композитор писал свои произведения фактически глухим?

________________________________________________________________________

16.Почему этих композиторов называют венскими классиками?

________________________________________________________________________

Определите на слух музыкальное произведение (мини викторина):

1.___________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________

4.___________________________________________________________________

5.___________________________________________________________________

Контрольный тест по музыкальной литературе для 5 класса. Шуберт, Шопен.

1. Даты жизни Ф. Шопена:

в) 1803 – 1869

2. Какой композитор родился в том же году, что и Ф. Шопен?

а) Ф. Шуберт

б) Р. Вагнер

в) Р. Шуман

3. Место рождения Ф. Шопена:

а) Зальцбург

б) Желязова-Воля

в) Цвиккау

4. Жанр, к которому не обращался в своём творчестве Ф. Шопен:

а) соната

б) симфония

5. Педагогом Ф. Шопена был:

а) В. Живный

б) А. Мицкевич

в) А. Сальери

6. Какие произведения Ф.Шопена называют «копилками национальных образов»?

а) ноктюрны

б) мазурки

в) скерцо

7. Представителем какого направления в музыке был Ф. Шуберт?

а) Классицизм;

б) Романтизм;

в) Импрессионизм

8. Сколько лет прожил Ф. Шуберт?

9. В каком городе Ф. Шуберт был певчим Придворной капеллы?

б) в Бонне

в) в Зальцбурге

10. С кем в течение трёх лет Ф. Шуберт занимался композицией?

а) с Й. Гайдном

б) с В. А. Моцартом

в) с А. Сальери

11. Какой жанр является ведущим в творчестве Ф. Шуберта?

в) квартет

12. Какая симфония принадлежит Ф. Шуберту?

а) "Неоконченная"

б) "Прощальная"

в) "Пасторальная"

13. На стихи какого поэта написаны вокальные циклы Ф. Шуберта

"Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь"?

а) И. Гёте

б) В. Мюллера

в) Л. Рельштаба

Найди и отметь на «Колесе времени» годы

жизни А.П.Бородина.

2.Вторая профессия А.П.Бородина

а) офицер;

в) математик

3.Город, где родился композитор:

а) Москва;

б) Тихвин;

в) Санкт-Петербург

4.В каком музыкальном кружке состоял?_____________________________________

5.Назовите оперу А.П.Бородина?__________________________________________

6.Сколько действий в опере?_______________________________________________

7.Какое произведение послужило источником для либретто оперы?

________________________________________________________________________

8.Сколько лет писалась опера?

9.Кто закончил написание оперы А.П.Бородина после его смерти?

_______________________________________________________________________

Князь Игорь Святославич_____________________

Ярославна

_____________________

Хан Кончак

_____________________

Кончаковна

_____________________

Владимир Игоревич

_____________________

11.Как называется вторая симфония композитора?____________________________

12.Какой романс был написан Бородиным на текст Пушкина?

_______________________________________________________________________

13.К каким романсам текст написал сам композитор А.Бородин.

а) «Море»

б) «Спесь»

в) «Чудный сад»

г) «Спящая княжна»

Контрольный тест по музыкальной литературе для 6 класса.

_______________________

_____________________

Подпишите под портретами годы жизни композиторов.

Где родился и провел детство М.И.Глинка?

а) Москва;

б) Новоспасское;

в) Семеново

3.Как звали сестру и главную помощницу М.И.Глинки?_______________________

4.Педагог Глинки по теории музыки в Германии_____________________________

5.Произведения, написанные М.И.Глинкой под впечатлением поездки в Испанию

_______________________________________________________________________

6.Сколько опер написал композитор._______________________________________

7.Произведение посвященное Екатерине Керн:

а) романс «Я помню чудное мгновенье»

б) симфоническая фантазия «Камаринская»

в) романс «Ночной Зефир»

8. Соедините линией персонаж оперы и его голос:

Черномор

Контральто

Без пения

9.Другое название оперы М.Глинки «Жизнь за царя»?__________________________

10. Какой вид вокальной мелодии впервые стал использовать в музыке

А.С.Даргомыжский?_______________________________________________________

11.Какое произведение было написано А.С.Даргомыжским на слова А.С.Пушкина:

а) «Титулярный советник»;

б) « Мне грустно»;

в) « Я вас любил»

12.Сколько действий в опере «Русалка»?

13.Как звали главную героиню оперы «Русалка»?

б) Людмила

в) Наташа

14.Где были похоронены оба композитора?

________________________________________________________________________

Найди и отметь на «Колесе времени» годы жизни П.И.Чайковского:

Где родился и провел детство П.И.Чайковский?

а) Санкт-Петербург

б) Воткинск

3.Какое учебное заведение П.И.Чайковский закончил с Большой серебряной

медалью?______________________________________________________________

4. Кому был посвящен цикл «Детский альбом?» ____________________________

5. Какой цикл был написан П.И.Чайковским?

а) «Времена года»

б) «Карнавал животных»

в) «Картинки с выставки»

6. Подпишите названия балетов П.И.Чайковского под картинками:

________________________________________________________________________

7.Сколько симфоний написано композитором?________________________________

8. Какое название у первой симфонии?

а) «Прощальная»

б) «Патетическая»

в) «Зимние грезы»

9. В каком году была написана опера «Евгений Онегин»?_______________________

10. Где состоялась премьера оперы «Евгений Онегин»?_________________________

________________________________________________________________________

11. На какой литературный сюжет написана опера и кто автор произведения?

________________________________________________________________________

Меццо-сопрано

13. Сколько картин в опере «Евгений Онегин»?________________________________

14.В какой картине происходит дуэль между Онегиным и Ленским?______________

15.В какой картине находится сцена письма Татьяны?__________________________

16.Где был похоронен великий композитор?__________________________________

17.В каком городе находится дом-музей П.И.Чайковского?______________________

1. Найди и отметь на «Колесе времени» годы жизни

С.В.Рахманинова:

2. В каком возрасте композитора отдали учиться в Петербургскую

консерваторию?

3. Педагог С.В.Рахманинова в Московской консерватории, о котором позднее

композитор скажет: «Лучшим, что есть во мне, я обязан ему»

а) А. Зилоти

б) Н. Зверев

в) А. Аренский

4. С.В.Рахманинов окончил Московскую консерваторию по классу

а) фортепиано

б) композиции

в) дирижирования

5. Знаменитое произведение, написанное С.В.Рахманиновым в 19-летнем

возрасте и ставшее его визитной карточкой

а) Опера «Алеко»

б) Прелюдия до-диез минор

в) Первая симфония

6. На какой сюжет написана опера «Алеко»?

_________________________________________________________________

7. Кому С.В. Рахманинов посвятил трио «Памяти великого художника» для

скрипки, виолончели и фортепиано?

а) П. Чайковский

б) А. Пушкин

в) М.Глинка

8. Меценат, основатель театра под названием «Московская частная русская

опера», пригласивший С.В.Рахманинова работать в своём театре

а) М. Беляев

б) С. Мамонтов

в) С. Зимин

9. Известный певец (бас), с которым у С.Рахманинова была очень крепкая

а) Ф. Шаляпин

б) Л. Собинов

в) О. Петров

10. Жанр произведения С.В.Рахманинова «Весенние воды»:

б) Кантата

в) Романс

11. Романс «Не пой, красавица» С. Рахманинов написал на слова

а) Ф. Тютчева

б) А. Пушкина

в) М. Лермонтова

12 . Опера, которая не принадлежит перу С.Рахманинова

а) «Франческа да Римини»

б) «Иоланта»

в) «Скупой рыцарь»

13. Музыкальный жанр, который не присутствует в творчестве

С.Рахманинова

а) Соната

в) Кантата

Контрольный тест по музыкальной литературе для 7класса

Найди и отметь на «Колесе времени» годы

жизни С.С.Прокофьева:

2. Преподаватель С. Прокофьева в Петербургской консерватории

а) А. Лядов

б) П. Чайковский

в) С. Рахманинов

3. С.Прокофьев окончил Петербургскую консерваторию как

а) Дирижёр

б) Пианист

в) Композитор

4. Жанр произведения Прокофьева «Петя и волк»:

б) Вокально-симфоническая сюита

в) Симфоническая сказка

5. Инструментальный состав, для которого написано произведение «Петя и

а) Камерный оркестр и ансамбль духовых инструментов

б) Симфонический оркестр

в) Струнный квартет

6. Название симфонии №1 С. Прокофьева

а) «Классическая»

б) «Неоконченная»

в) «Патетическая»

7. Сколько симфоний написал С.Прокофьев:

8. Кто вдохновил С.Прокофьева на создание музыки к кинофильму

«Александр Невский»

а) С. Дягилев

б) С. Эйзенштейн

в) В. Маяковский

9.Сколько картин в кантате «Александр Невский»?

10. Какое из произведений С.Прокофьева не является оперой:

а) «Игрок»

б) «Война и мир»

в) «Сказ о каменном цветке»

11. Какие из балетов принадлежат С.Прокофьеву:

а) «Ромео и Джульетта»

б) «Спящая красавица»

в) «Золушка»

г) «Весна священная»

12. Первая исполнительница главной роли в балете С.Прокофьева «Ромео и

Джульетта»:

а) М. Плисецкая

б) Г. Уланова

а) К.Гоцци

б) Ш. Перро

в) У. Шекспир

Контрольный тест по музыкальной литературе для 7 класса

Найди истинные высказывания в тесте. Сопоставь их

соответствующим буквам и расшифруй название одной

из симфоний Д. Шостаковича.

Впиши это название в клеточки в конце теста.

Годы жизни композитора Д.Шостаковича 1906-1975.

Д.Шостакович родился в Москве.

Учителем Д.Шостаковича по композиции в Петербургской консерватории

был М. Штейнберг.

В 1928 году Д.Шостакович работает в качестве пианиста и заведующего

музыкальной частью в Театре В.Э.Мейерхольда в Москве.

Ведущим жанром в творчестве Д.Шостаковича была опера.

Знаменитый дирижёр Е. Мравинский - первый исполнитель большинства

симфоний композитора.

Шостакович был обвинён в «формализме» и профнепригодности, лишён

звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий.

Название симфонии №7 Д.Шостаковича - «1917 год».

Главная партия в симфонии №7 звучит в тональности До мажор.

Ударный инструмент, звучащий в течение всего «Эпизода нашествия»-

Тема главной партии завершает «Эпизод нашествия».

1949 году Д.Шостакович написал кантату «Песнь о лесах», за которую

композитор получил Сталинскую премию.

Композитором было написано 5 балетов.

По образцу «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха

Д.Шостаковичем было написано сочинение для фортепиано «24 прелюдии».

Второе название оперы Д.Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» -

«Екатерина Измайлова».

«Нос»- первая опера Д.Шостаковича, написанная по одноименной повести

Д.Шостакович написал музыку ко всем следующим к/ф: «Гамлет», «Овод»,

«Александр Невский».

Последним сочинением Шостаковича стала Соната для альта и фортепиано.

Новодевичьем кладбище.

ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ.

Контрольный тест по слушанию музыки для 3 класса

1.Балет-это вид музыкально-сценического искусства, в основе которого танец

и пантомима.

3. В 1661 году в Париже.

4.Ж.-Б.Люлли, Г. Персел, Ж.-Ф. Рамо, К.В.Глюк

5.В 1738 году. Сейчас - Академия Русского балета им. А.Я.Вагановой.

6.Танец двоих - па- де- дё;

танец троих - па- де - труа;

танец четверых – па – де - катр.

7. «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро»

11. Шоколад испанский танец

Кофе арабский танец

Чай китайский танец

Трепак (карамельная трость) русский танец

Танец пастушков (марципан) датский танец

12.Челеста

13.А.Глазунов, И.Стравинский, С.Прокофьев, Р.Глиэр

Контрольный тест по музыкальной литературе для 4 класса

Мини-викторина.

1.К.Сен-Санс «Карнавал животных» Лебедь.

2.М.Мусоргский «Картинки с выставки» Балет невылупившихся птенцов.

3.М.Глинка «Руслан и Людмила» Марш Черномора.

4.К.Сен-Санс «Карнавал животных» Аквариум.

5.Н.Римский-Корсаков «Три чуда» Белочка.

«Золушка»

Виктор Гартман

«Зоологическая фантазия»

Труд, сочинение (итал.)

Па-де-труа

Либретто

14. Руслан

Контральто

Черномор

Без пения

Контрольный тест по музыкальной литературе для 5 класса. И.С.Бах.

2. «Ручей».

5.Люнебург, Веймар, Кетен, Лейпциг.

8.Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига.

10.Интермедия

Мини-викторина.

1. «Токката и фуга ре минор»

2. «Кофейная кантата»

3. «Прелюдия До мажор из 1тома ХТК»

4. «Жига» из «Французской сюиты»

5. «Шутка»

Контрольный тест по музыкальной литературе для 5 класса. Венские

классики.

1. Й. Гайдн 1732-1809 В.А.Моцарт 1756-1791

В.Бетховен 1770-1827

2. Маленький волшебник, чудо-ребенок.

5.П.Бомарше

6.Реквием.

7.Кристиан Нефе.

9. «Фиделио»

12.Бетховен.

13. Эстерхази.

14. «Военная», «Курица», «Часы», «Прощальная», «Утро», «Полдень», «Медведь».

15. Й. Гайдн

16.Жизнь и деятельность этих композиторов подолгу протекала в Вене.

Мини-викторина :

1.В.Моцарт. Симфония №40.1 часть.

2.Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Вступление.

3.Л.Бетховен. Симфония №5.1 часть.

4.Й.Гайдн. Соната№7. Ре мажор.1 часть

5.В.Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро» Ария Керубино.

Контрольный тест по музыкальной литературе для 5

класса. Шуберт, Шопен.

1.а; 2.в; 3.б; 4.б; 5.а; 6.б; 7.б; 8.а; 9.а; 10.в; 11.а; 12.а; 13.б.

Контрольный тест по музыкальной литературе для 6 класса.

А.Бородин.

4. «Могучая кучка»

5. «Князь Игорь»

6. 4 действия

Памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»

9.А.Глазунов и Н.Римский-Корсаков

10. Князь Игорь Святославич баритон

Ярославна

Хан Кончак

Кончаковна

контральто

Владимир Игоревич

11. «Богатырская»

12. «Для берегов отчизны дальней»

Контрольный тест по музыкальной литературе для 6 класса. М.Глинка,

А.Даргомыжский.

1.М.И.Глинка 1804-1857 А.С.Даргомыжский 1813-1869

3. Людмила Ивановна Шестакова

4.Зигфрид Ден

5. «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде»

Контральто

Черномор

Без пения

9. «Иван Сусанин»

10.Речитатив

14.Тихвинское кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.

Контрольный тест по музыкальной литературе для 7 класса. П.Чайковский.

3. Петербургская консерватория.

4.Племяннику Володе Давыдову

6. «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица»

9. В 1878 году

10.В Малом театре в Москве.

11.А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»

12. Онегин

Меццо-сопрано

13.7 картин

14.5картина

15.2 картина

16.Александро-Невская Лавра, Санкт-Петербург.

Контрольный тест по музыкальной литературе для 7 класса.

С.Рахманинов.

1.1873-1943; 2.а; 3.б; 4.а, б; 5.б; 6. А.С.Пушкин. Поэма «Цыганы»; 7.а; 8.б; 9.а;

10.в; 11.б; 12.б; 13.б

Контрольный тест по музыкальной литературе для 7класса.

С.Прокофьев

1.1891-1953; 2.а; 3.б, в; 4.в; 5.б; 6.а; 7.в; 8.б; 9.б; 10.в; 11.а, в; 12.б; 13.в.

Контрольный тест по музыкальной литературе для 7 класса.

Д.Шостакович

Список литературы:

1. Л.Михеева. Музыкальный словарь в рассказах - г. Москва, «Советский

композитор»,1988г.

2. М.Шорникова «Музыкальная литература». Музыка, ее формы и жанры.1

год обучения - г. Ростов-на-Дону, «Феникс» , 2008 г.

3. М.Шорникова «Музыкальная литература». Русская музыкальная классика.3

год обучения - г. Ростов-на-Дону, «Феникс» , 2006 г.

4. М.Шорникова «Музыкальная литература». Русская музыка XX века.4 год

обучения - г. Ростов-на-Дону, «Феникс» , 2011 г.

5. А.Лагутин, В.Владимиров «Музыкальная литература». Учебник для 4

класса ДМШ и ДШИ - г. Москва, «Престо», 2006г.

6.З.Е.Осовицкая, А.С.Казаринова «Музыкальная литература»,1 год обучения-

г. Москва, «Музыка», 2004г.

7.В.Н.Брянцева «Музыкальная литература зарубежных стран», 2 год обучения

Г. Москва, «Музыка», 2007г.

8.И.Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран». Для 5 класса

ДМШ - г. Москва «Музыка», 2005г.

9.Э.Смирнова «Русская музыкальная литература». Для 6-7 класса ДМШ - г.

Москва, «Музыка», 2005г.

10.Д.К.Кирнарская «Классицизм» - г. Москва, «РОСМЭН», 2002г.

11.Н.И.Енукидзе «Русская музыка конца XIX начала XX века» - г. Москва,

«РОСМЭН», 2002г.

12.С.С.Белоусова «Романтизм» - г. Москва, «РОСМЭН», 2002г.

«Вече», 2002г.

14. «100 балетных либретто» - г. Москва, «Музыка», 1970г.

15.Б.А.Покровский «Беседы об опере» - г. Москва, «Просвещение», 1981г.

16.Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. редактор Г.В.Келдыш - г.

Москва, «Советская энциклопедия», 1990г.