Изобразительное искусство в 4 5 лет. Умение рисовать по представлению. «Путешествие в Разноцветную страну»

Конспект нод по познавательному развитию (ФЭМП)

Тема: «Цифра 0».

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Познакомить детей с цифрой 0.

Программное содержание:

1 .Познакомить с составом числа 10 из единиц;

2 .Уточнять представления о цифре 0;

3. Продолжатьучитьнаходить предыдущее число к названному, последующее число к названному;

4. Развивать память, внимание, логическое мышление;

5. Формировать представления о временных отношениях и учить обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше, позже .

Демонстрационный материал : картинки с изображением времен года, карточки с цифрами от 0 до 9, 9 кругов одного цвета, магнитная доска.

Раздаточный материал : карточки с цифрами от 0 до 9, карандаши, листы бумаги, тетради.

Часть НОД

Методы и приемы

Вводная часть.

Основная часть

Итоговая часть

Словесный.

Игровой.

Практический

Выполнение задания.

Игровой.

Игровой.

Игровой.

Словесный.

Вопрос-ответ.

Ребята, какое у вас настроение? (Хорошее, радостное, веселое)
- Давайте передадим по кругу наш веселый мячик -Тимошку и назовем своего соседа ласковым именем.
- Молодцы, прошу занять места на стульчиках.
-Сегодня у нас не совсем обычная встреча.

Игровое упражнение «Назови число» (дети стоят полукругом, игра проводится с мячом).

Ребята, давайте вспомним, что у числа есть два соседа: одно число на один меньше, оно предыдущее, другое на один больше, оно последующее.

Назовите предыдущее (последующее) число числа 5, 7, 3, 8.

Практическое упражнение «Собираем разноцветные бусы» ( у детей лист бумаги, на котором изображена веревочка для бус)

Ребята, вам нужно смастерить бусы для матрешки, дл этого вам нужно цветными карандашами на веревочке нарисовать 10 разноцветных бусин.

Сколько бусинок какого цвета у вас получилось?

Как вы составили число десять?

Сколько единиц в числе 10?

Игровое упражнение «Сколько осталось»

На доске цифровой ряд от 1 до 9.

Ребята, разложите на столе карточки с цифрами от 1 до 9.

Посмотрите на доску, на доске круги одного цвета.

Посчитай те их и покажите соответствующую карточку с цифрой.

Молодцы!

Затем начинаю справа налево убирать по одному кругу, а дети показывают цифрой, сколько кругов осталось.

Когда не останется ни одного круга, объясняю детям:

Ребята, есть цифра, которая показывает, что здесь нет ни одного предмета. Это цифра 0. (показываю карточку с цифрой 0 и ставлю её перед цифрой 1).

Ребята, отгадай загадку, а ответ покажите карточкой с соответствующей цифрой:

Сколько ручек у кота?

Сколько перьев у крота?

Сколько лапок у змеи?

А у белки чешуи?

Молодцы, ребята!

Игровое упражнение «Что сначала, что потом?»

На доске вывешены картинки с изображением времен года.

Ребята, я вам прочитаю отрывки из стихотворений, а вы отгадайте, о каком времени года идет речь, и найдите соответствующие иллюстрации.

Прилетели к нам метели,

Залепили снегом щели.

На окне стоит мороз,

Льдинкой росписи нанес. (Зима)

Полюбуйся,

Весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят. (,Весна)

Ребята, какую иллюстрацию поставим сначала, а какую потом?

Лето, лето к нам пришло,

Стало сухо и тепло!

По дорожке прямиком,

Ходят ножки босиком. (Лето)

После какого времени года наступает лето?

Осень золото роняет,

Холод пташек угоняет. . .

До свиданья, лес и луг,

Мы летим на теплый юг. (Осень)

Где должна располагаться соответствующая иллюстрация?

Назовите времена года по порядку.

Дидактическая игра «Назови соседей».

Ребята, я вам буду загадывать загадки, а вы их будете отгадывать и определять соседей данного времени года, используя при этом предлоги до и после , либо слова раньше и позже . (Весна раньше лета, а осень -позже.)

Я соткана из зноя,

Несу тепло с собою,

Я руки согреваю,

«Купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я. . . (лето)

Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. . . (осень)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (зима)

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнет,

В лесу подснежник

Расцветет. (весна)

Молодцы!

Что нового узнали на занятии?

С какими трудностями столкнулись?

Какие задания были самыми сложными, простыми?

В старшей группе начинают углублять представление о числе. Детей знакомят с составом из единиц чисел первого пятка (5 - это 1, 1, 1, 1 и еще 1). Для того чтобы подчеркнуть состав множества (из элементов) и на этой основе дать детям представление о составе числа (из единиц), подбирают такие совокупности, в которых каждый предмет отличается от других. Сначала используют предметы одного вида, отличающиеся друг от друга либо окраской, либо размером, либо формой (наборы разноцветных флажков, матрешек, палочек разной длины или толщины, елочек, пирамидок разной высоты и т. п.), позднее - предметы, объединенные одним родовым понятием (например, комплекты игрушек: посуда, мебель, одежда и др.), а также плоскостные изображения предметов или предметные картинки. Наряду с сюжетным используют и бессюжетный материал: модели геометрических фигур, полоски бумаги разной длины или ширины и т. п. Дети быстрее поймут количественное значение числа, если параллельно будет рассматриваться состав 2 чисел. Вначале все дети одновременно работают с одним и тем же раздаточным материалом, а позднее - с разным (например, одни составляют группу из 4 предметов мебели, другие - одежды, третьи - посуды). Состав каждого числа иллюстрируют не менее чем на 2-3 видах предметов. Выполняя задание, дети непременно должны рассказывать, как составлена группа, по скольку в ней разных предметов и сколько их всего, называть и предметы, и их количество. («1 тарелка, 1 блюдце, 1 чашка - всего 3 предмета посуды».) Конкретные вопросы («Сколько взяли красных карандашей? Сколько синих? Сколько всего у вас карандашей?») постепенно подменяют более общими, например: «По скольку ты взял разных игрушек? Сколько их всего? Как получилось у тебя 4 игрушки?»

Для обобщения знаний предлагают вопросы: «Сколько разных игрушек ты возьмешь, если я назову число 4? Сколько раз ты подпрыгнешь, если я назову число 3?» Воспитатель дает задание подобрать указанное число игрушек (выполнить указанное число движений). Важно, чтобы общее и конкретное постоянно выступали в единстве друг с другом. Постепенно дети все более осознают количественное значение числа. Знание количественного состава чисел в пределах пятка позволяет им в подготовительной к школе группе усвоить приемы вычисления путем присчитывания и отсчитывания по единице чисел 2 и 3. Для закрепления знаний о составе числа используют словесную игру «Назови 3 (4, 5) предмета!». Педагог предлагает детям назвать 2 (3, 4, 5) разных предмета мебели, одежды, головных уборов, посуды и т. п., а также упражнение с включением элемента соревнования: «Кто быстрее назовет 3 (4, 5) головных убора?» И т. п.

У детей подготовительной к школе группы закрепляют знания о составе из единиц чисел первого пятка, они изучают состав из единиц чисел второго пятка, учатся устанавливать отношение между единицей и числом (6 - это 1, 1, 1, 1, 1 и еще 1). Как и в старшей группе, вначале показ состава числа из единиц осуществляют на конкретном материале. Используют приемы: составление группы из разных предметов или игрушек; составление группы из однородных предметов, отличающихся качественными признаками; составление группы из картинок, на которых изображены разные предметы, объединенные родовым понятием (1 стул, 1 табуретка, 1 кресло, 1 секретер, 1 шкаф, 1 буфет - всего 6 предметов мебели). В работе с детьми 6-7 лет используют и новые приемы: зарисовка определенного числа разных игрушек или геометрических фигур. («Я нарисовал всего 5 фигур: 1 Круг, 1 фигуру овальной формы, 1 квадрат, 1 прямоугольник, 1 треугольник».) Распределение предметов по группам по одному из признаков, выделение каждой группы как единицы счета и определение общего количества групп. («Всего 4 группы флажков: 1 группа голубых флажков, еще 1 - розовых, еще 1 - желтых и еще 1 - синих»,)

Дети скорее поймут количественное значение чисел, если параллельно будут изучаться состав 2-3 чисел и чередоваться упражнения в составлении соответствующих количественных групп. Этому способствует организация действий детей одновременно с разным раздаточным материалом (так, у одних, например, группа составлена из 7 предметов мебели, у других - из 7 предметов посуды, у третьих - из 7 разновидностей овощей и т. д.). Выполнив задание, дети каждый раз рассказывают, как составили группу, по скольку у них разных предметов и сколько их всего. Шестилетним детям можно одновременно называть 2 числа и давать задания составить сразу 2 группы предметов, например на верхней полоске карточки составить группу из 4 разных геометрических фигур, а на нижней - из 5. Воспитатель обращает внимание детей не только на количественный состав числа из единиц, но и на отношения между числами (на сколько одно число больше или меньше другого). Широко используют словесные упражнения без опоры на наглядный материал: «К белочке в гости пришли заяц, еж и медвежонок. Сколько гостей оказалось в домике у белочки? Сколько всего зверей в домике у белочки? По скольку оказалось разных зверей?», «В команду космического корабля вошли командир корабля, бортинженер и врач. Сколько человек вошло в команду космического корабля?» Постепенно дети начинают понимать, что каждое число содержит определенное количество единиц, они могут отвечать на вопросы: «Сколько- игрушек ты возьмешь, если я назову число 7? Почему?» - а позднее и на такой вопрос: «Сколько единиц содержится в числе 7?» Работу по этой теме проводят на 6-7 специальных занятиях. На первых 3 из них изучают материал в первой части, а на последующих - во второй. Однако к теме надо периодически возвращаться в течение "всего учебного года, и особенно тогда, когда дети будут осваивать приемы вычисления присчитыванием по 1.

В плане подготовки детей к деятельности вычисления необходимо познакомить их с составом числа из 2 меньших чисел.

Детей знакомят не только с разложением числа на 2 меньших, но и с получением числа из 2 меньших чисел. Это способствует пониманию детьми особенностей суммы как условного объединения 2 слагаемых. Детям показывают все варианты состава чисел в пределах пятка. Число 2 - это 1 и 1,

3 -это 2 и 1, 1 и 2,

4 -это 3 и 1, 2 и 2, 1 и 3,

5 - это 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4.

Знакомство с составом числа из 2 меньших чисел обеспечивает переход к обучению детей вычислению.

Гульнара Суюндукова

Тема интегрированной совместной образовательной деятельности по ФЭМП :

Счет до 10 и обратно, цифра 10.

(разновозрастная группа 5-6лет)

Программное содержание :

· Развивать познавательный интерес ,мыслительную активность,воображение,творческие способности детей

· Продолжать учить составлять число 10 из единиц ,познакомить с обозначением числа 10

· навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10

· Создать на занятии обстановку эмоционального благополучия, воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи.

Цель : посредством интегрированного занятия стимулировать познавательный интерес , обучать новым знаниям, умениям, навыкам.

Звучит музыка из мультфильма «Маши и медведь» . Появляется Маша.

Маша : Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть! Вы узнали меня? (ответы детей) .Помогите мне,пожалуйста! Ребята,сегодня у Мишы День рождения! Ему исполняется 10 лет. Я хочу его поздравить с Днем рождения, но я заблудилась. Миша прислал мне карту - схему, как дойти до него. (показывает карту) .Вы мне поможете добраться до Миши и поздравить его?

Дети :Да!

Маша : Ребята, посмотрите, путь на плане обозначен цифрами, а у нас есть конверты с цифрами и заданиями. Какая цифра будет первой? Ответ детей.

Первый конверт с цифрой 1, поиграем в игру

СОЕДИНИ ЦИФРЫ ПО ТОЧКАМ

Маша : Молодцы, ребята, как вы быстро справились первым заданием!

От единицы в каком направлении будем идти? Ответ детей : (к цифре 2, слева на право из нижнего левого угла в нижний правый угол) . Куда пришли?

Маша : Ребята, помогите выполнить следующее задание найди соседей

Маша :Спасибо,ребята! Вы такие умные!

В какую сторону пойдем от цифры 2? Ответ детей :(к 3 из нижнего правого угла в верхний левый угол) физкультминутка (по карточкам выполняем упражнения связанные со счетом)

Маша : Найдите на плане цифру 4, в каком направлении надо нам идти? Ответ детей :(с лева на право из верхнего левого угла в верхний правый угол)

Маша : Спасибо, ребята!

Реши задачи (НА СЛОЖЕНИЕ, ВЫЧИТАНИЕ)

Маша : Молодцы! Вы оказывается такие умные! Куда идем дальше- по стрелке цифра №5. А здесь у нас необычное задание,нам нужно сделать подарок для Миши. Закрасить цифру 10. (Маша-воспитатель побуждает детей к взаимопроверке, дети старшего возраста помогают второй подгруппе)

Раскраска с цифрой 10

Молодцы,ребята! Какие красивые подарки получились! Миша будет очень рад!

Выход Миши

Миша : Здравствуйте,ребята!Как я рад,видеть вас!

Маша : Миша,мы поздравляем тебя с Днем рождения и хотим подарить тебе наши подарки!

Миша :Какие красивые работы! Я только не знаю, что здесь нарисовано?

Дети : Это цифра 10.

Маша :

Сказал веселый, круглый ноль

Соседке-единице :

С тобою рядышком позволь

Стоять мне на странице!

Она окинула его

Сердитым, гордым взглядом :

Ты, ноль, не стоишь ничего.

Не стой со мною рядом!

Ответил ноль : - Я признаю,

Что ничего не стою,

Но можешь стать ты десятью,

Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,

Мала и худощава,

Но будешь больше в десять раз,

Когда я стану справа.

Маша :Ребята, давайте научим Мишу считать?

Дети становятся в круг и называют числа по порядку от 1 до 10 и обратно,называют числа -соседи передавая мяч друг другу. (игра повторяется несколько раз) .

Миша :Дорогие мои! Как я рад и счастлив, что вы пришли ко мне! Спасибо вам за подарки и за то что вы научили меня считать! До свидания (Миша уходит) .

Маша : Спасибо, дорогие ребята, что вы помогли мне! До свидания! До новых встреч!





Публикации по теме:

Тема: «Состав числа три» Задачи: 1. Сформировать у детей представление о составе числа 3, учить составлять число три из двух меньших чисел.

Конспект образовательной деятельности (ФЭМП (состав числа 5) в старшей группе «День рождения внучки Почемучки» Образовательная область «Познавательное развитие» по разделу «Формирование элементарных математических представлений». Конспект образовательной.

Конспект занятия по математике - лексическая тема «Лето». Числа и цифры до 10» Цели: Упражнять в счете до 10 и в нахождении места цифры в числовом ряду; закреплять умение дополнять множество предметов до 10, соотносить.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Состав числа 3» Тема: «Состав числа 3» Цель: Познакомить детей с составом числа 3. Задачи: - Учить составлять число 3 из двух меньших чисел. - Учить планировать.

Конспект занятия по математике «Состав числа 4» (старшая группа) Тема: Образование числа 4, его состав, цифра 4. Цель: Дать детям представление об образовании числа 4, его составе. Сформировать умение.


Непосредственно образовательная деятельность

«Животные Севера»

Программные задачи: Познакомить детей с составом числа 10 из единиц.

Упражнять в названии смежных чисел с опорой на демонстрационный материал.

Закрепить умение делить предметы на части.

Развивать логическое мышление.

Материал: Картина «Тундра».

Изображения животных Севера: белый медведь, волк, олень, лиса,

Заяц, морж, лемминг, белка, песец, горностай.

Изображение нарт.

Сугроб (полукруг из бумаги на каждого ребенка).

Индивидуальные карточки со следами зверей (на каждого

Ребенка).

Игрушка Каркуша.

Фишки двух цветов (по две штуки на каждого ребенка).

С помощью игрушки Каркуши пригласить детей на непосредственную образовательную деятельность по развитию элементарных математических представлений в тундровую школу. Перед тем как сесть за столы, предложить выполнить задание: назвать своих соседей справа и слева.

Показать картину «Тундра». Предложить детям представить, что они очутились в заснеженной тундре, вокруг много разных зверей.

Я знаю от Каркуши, что их ровно 10. Попробуйте отыскать зверей глазами и объяснить их местоположение словами. Дети выполняют задание.

Показать нарты. Объяснить, что они для зверей – учеников. Давайте позовем зайчишку – трусишку и посадим его на нарты. Не бойся, зайчик, ты у нас первый. Какой по счету заяц? Еще кого позовем? (Волка). Как вы думаете, зайцу понравится сходство с волком?. Что будем делать? Верно, кого заяц не боится, того с ним и посадим. Какая по счету мышка (лемминг)? (Вторая) и т. д.

Логическая цепочка: заяц – лемминг – горностай – олень – лиса – белый медведь – волк – морж – песец. (Каждый из зверей находиться в безопасности).

Задания:


  • Посчитайте зверей по порядку (прямой счет).

  • Посчитайте зверей в обратном порядке.

  • Посчитайте зверей от первого до шестого, от второго до седьмого
от третьего до восьмого, от четвертого до десятого ит. д.

  • На каком по счету месте находится олень? Назовите его соседей (горностай, лиса).

  • На каком по счету месте – горностай? (Если считать слева направо, он сидит перед оленем).

  • А лиса?

  • У оленя два соседа. У чисел тоже есть соседи. Их интересно называют: если стоит перед заданным числом, значит, предыдущее, если после заданного числа, то последующее.

  • По аналогии предложить найти соседей семи и девяти.
^ Физкультминутка «Охотники и звери».

Цель: развитие мелкой моторики.

Дети делятся на две подгруппы. Одна – охотники, другая – звери.

«Звери» передвигаются так, чтобы можно было догадаться, кого они изображают. «Охотники» - имитируют действия с биноклем, с фоторужьем и т. п.

Предложить детям внимательно посмотреть на зверей, посчитать, сколько их. Сколько охотников? Кого больше? Кого меньше? На сколько больше?

Обратить внимание детей на сугроб. Какую форму он напоминает (Полукруг).

Полукруг является частью какой геометрической фигуры? (Круга).

Сколько в круге таких частей?

Сколько частей получится если разделить сугроб пополам,? (Две).

Эта часть больше или меньше полукруга?

Как сделать, чтобы вместо двух частей стало четыре? (Согнуть еще раз пополам).

Что вам эта деталь напоминает? (Чум).

Сравнение двух чумов: чем похожи, чем отличаются. (Поощрять детей ответы фишками, выявить победителя).

Работа с индивидуальными карточками, на которых изображены следы зверей.

Соедините следы последовательно по указанным цифрам и узнаете, как оценила вашу работу Каркуша. (Пять).

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Цикл непосредственно образовательной деятельности

^ 1.Пересказ рассказа Г. Снегирева «Пыжики».

Программное содержание: Заинтересовать детей рассказом, учить отвечать на вопросы полными предложениями. Продолжать развивать умение пересказывать по частям, выбирать из частей главное. Совершенствовать монологическую речь, ее интонационную выразительность. Обратить внимание на поведение пыжиков. Воспитывать бережное отношение к оленям, восхищение их природными повадками, замечать и различать все прелести маленьких оленят – пыжиков.

^ 2.Пересказ рассказа Ю. Могутина «Приливы и отливы».

Программное содержание: Закрепить с детьми понятие, что Мурманск – портовый город. Уточнить знания о том, чем занимаются рабочие в порту. Совершенствовать знания детей о том, что на море бывают приливы ри отливы. Выучить наизусть в тексте, где описан этот момент. Уточнить понятие – Кольский залив. Продолжать учить детей рассказывать по частям рассказ, воспитывать интонационную речь, развивать память, воспитывать уважение к труду людей.

Материал: Книга Ю. Могутина «Берег бродячих камешков», иллюстрации порта города Мурманска, приливов и отливов.

^ 3.«Знакомство с рассказом Н. Емельяновой «Окся – труженица».

Чтение первого отрывка (до игры Окси с белыми оленями).

Программное содержание: Познакомить детей с трудом людей в тундре, учить по частям замечать действия Окси. Добиваться, чтобы дети усвоили содержание труда Окси, пользу этого труда для мамы, оленеводов. Довести до детей, что девочка не только трудолюбивая, но и добрая и веселая. Учить детей находить в рассказе знакомые слова жилищ, транспорта, саней. Воспитывать интерес к девочке – ровеснице, желание подражать ей в труде и в добром отношении к людям.

*Чтение рассказа.
* Вопросы к детям:

1. Почему Окся, когда проснулась, сразу закричала: «Мама, ай – ай, мама! Зачем ты меня не разбудила?»

2. Как Окся помогала маме?

3. Какая Окся дочь для мамы?

4. Какая она сестра для брата?

5. Чем занималась мама Окси?

6. Как умеет играть Окся?

7. Как к ней относились Анна и Аркадий – дети из соседних чумов.

На прогулке обыграть, как Окся выходит и режет ножом белые куски снега и «наливает» чайники. Показать Оксю в работе. Выбрать детей на роль мамы и Окси.

Чтение второй части рассказа (со слов «Приехал Северин…»)

^ Программное содержание: Довести до детей трудолюбие, храбрость взрослых и детей, раскрыть характер Северина – старшего, брата Ольги, ветеринарного врача –

Володи. Учить детей замечать добро, сделанное для людей, продолжать отвечать на вопросы полными предложениями, пересказывать отдельные части рассказа, продолжать замечать особенности поведения оленей в рассказе. Воспитывать интерес к людям, живущим в тундре, восхищаться их трудом.

Вопросы к детям:


  1. Какой храбрый поступок совершил Северин?

  2. В чем польза Ольги медсестры?

  3. В чем польза ветеринара?

  4. Как Окся встречает оленеводов?

  5. Что такое гололедица?

  6. Как летчики узнают, где гололедица?

  7. Как они об этом сообщают оленеводам?

  8. Как помогли оленям, когда пришла беда?

  9. Кто помогал? (самолет, собаки, мальчик).

^ 4.Знакомство с рассказом «Таня Вылка шьет из оленьего меха».

Программное содержание: Дать понятие, что рядом с саами и коми живут другие северные народности (ненцы). Уточнить понятие, что они дружны между собой. У них один и тот же промысел, все они живут в тундре. Познакомить с девочкой, которая шьет из оленьего меха, передать ту нежность души, с которой она отзывается о своем крае. Воспитывать интерес и уважение к труду Тани, желание трудиться и нести добро людям.

^ Словарная работа: ненцы, ухо, пимы, камус, Вылка.

Девочка научилась от мамы шить пимы – женские бурочки из оленьего меха (мехом наружу, чтобы ходить по снегу).Внутри – камус – выворачивается мехом к ноге и вставляется внутрь для тепла. Ненцы, живя среди снега и льда, больше любят белый и коричневый цвет меха. Это как бы снег и земля. Украшают орнаментом, таким же как у саамы. Еще Таня умеет мастерить ухо. Так называются ненецкие куклы. Туловище куклы – кусочек сукна с нашитыми на него разноцветными полосками.

^ 5.«Чудо – сказки». Знакомство со словесным творчеством саамского народа – сказками.

Программное содержание: Учить детей видеть своеобразное оформление сборников саамских сказок. Добиваться от детей словесных ответов, в чем своеобразие 9 своеобразен саамский узор, саамы, животные, тундра, почти везде – северный олень).Дать понятие, что

В саамских сказках часто встречается Мяндаш – святой олень. Учить детей приходить к общему мнению, какую сказку они хотят послушать из сборника «Семилетний стрелок из лука». Продолжать учить детей воспринимать смысл сказки, замечать своеобразные описания северной природы, а также быта саамов.

^ Предварительная работа: Рассматривание и чтение книг «Сампо – лопаренок», «Ворон – Кухта», «Невеста Солнца», «Семилетний стрелок из лука», «Хозяин моря» и другие.

Материал: книги и иллюстрации к саамским сказкам.

^ 6.Обзор по саамским сказаниям.

Программное содержание: Побуждать детей рассказывать фрагменты или маленькие сказки саамов близко к тексту. Учить узнавать о героях каких сказок рассказывают дети. Называть наиболее понравившихся героев, осознавать главную мысль сказки. Пополнять и уточнять знания о животных тундры и тайги, встречающихся в сказках. Обратить внимание детей на то, что в сказках звери отражают характеры людей. Воспитывать уважение к словесному творчеству народа саами. Подводить конечный итог: добро побеждает зло. Предложить нарисовать наиболее понравившийся фрагмент сказки, его героев. В конце рассмотреть и отгадать, к какой сказки рисунки.

^ 7.Знакомство детей с поэтессой Октябриной Вороновой и ее стихами.

Программное содержание: познакомить детей с первой саамчской поэтессой Октябриной Вороновой, с ее творчеством. Довести до сознания детей красоту стихов о родном Северном крае. Рассказать о биографии поэтессы. Учить детей мыслить логически, почему она так хорошо знает природу тундры, передавая ее в стихах. (Сама саамка).

Слышать человеческую теплоту в стихах. Воспитывать уважение к саамской культуре, чувство радости за свой край, добро к людям.

Материал: портрет поэтессы, книги О. Вороновой, изображение пейзажей тундры.

«На все чудесные края,

Что за лесами, за полями,

Мое родное Заполярье

Не променяю в жизни я». О. Воронова.

«Тундра моя – моя жизнь и любовь навсегда».

«Край полярный – каменистый и родной навеки край», - пишет О. Воронова.

Показать портрет Октябрины Владимировны. По национальности – саамка Рассказать, что она родилась в далеком ловозерском селе. Ее детские впечатления – дым

Отцовского костра, оленьи упряжки, саамские сказки. Песни и неповторимо прекрасная природа. Из своей первозданной тундры она поехала учиться в Санкт – Петербург (Ленинград), учиться, чтобы стать просветителем своего родного языка. Через 5 лет юная учительница вернулась в Ловозеро.

Увлечение литературой обнаружилось рано. Начинала Октябрина Владимировна с переложения саамских сказок, сказаний, легенд в стихи, пробовала переводить на саамский язык то, что полюбила на русском. Долог был ее путь в большую литературу, но уже первый сборник «Снежиница» сделал поэтессу известной в стране, а второй – «Вольная птица» - открыл ей дорогу в Союз писателей.

Писала поэтесса о родной с детства природе, о труде, бытовом укладе, национальных традициях, и писала она так просто и легко, как дышала, так ярко и увлеченно, как жила.

Верная традициям своего народа, она очеловечивает окружающий мир, берет сравнение из мира природы: ее герой «высок и прям, как над рекой тальник»: голоса внуков «теплее песцовых и норковых шуб»; «в серебристых шапках волны, будто пыжики бегут». Олицетворение в ее поэзии не столько художественный прием, сколько выражение мирочувствования, способ мышления.

Стихам О. Вороновой свойственна поэтичность, наблюдательность, вечное удивление и восхищение жизнью, ее природной вещественностью – все это замечают и по – своему оценивают дети. Национальный характер стихотворений поэтессы выражается в использовании древних саамских названий, в разработке фольклорных сюжетов, образов, в политике.

Октябрина Воронова писала на саамском языке, ее переводили поэты В. Смирнов, И. Козлов, С. Дорохов. В стихах много непосредственности, легкости.

^ Чтение стихов детьми.

Снег лежит сугробом пышным, «Летняя медовая пора».

Легкий, мягкий, словно пыжик, Мох украсил землю словно шелком.

Солнце яркое с небес Люди в лес торопятся с утра.

Озаряет зимний лес. Кто с большим ведром, а кто с кошелкой.

Нет ни облачка над домом, На зубах морошины хрустят

Небо кажется бездонным. «Чор» да «чор» - не веришь,

Тропку к лесу протопчу, Так попробуй.

Постою и помолчу.

«Туман». «Береза».

Зимним утром туман над горою Приходят коми и саами

Прошел и над лесом. По праздникам к березке той.

Хрустальные бусы солнцем густым На всем понятном языке

Понавесил. Поют легко, поют спокойно.

И стоят деревца, и звенят хрусталем, У них в любые времена

Что есть силы: Как у березы этой корни,

Ах, красивы ли мы? Земля – кормилица одна».

Ну конечно же, очень красивы!. (Сравнивает народ с природой

Спросить детей, что им больше всего «как будто воды в ручейке поют»).

Вопросы к детям:

Что понравилось в этом стихотворении?

Как поэтесса рассказывает об украшении

Сосенок?

Кто же их так украсил?

^ 7.«Животные, птицы и звери в стихах О. Вороновой».

Программное содержание: продолжать знакомить детей с творчеством О. Вороновой. Активизировать детей в ответах, какие стихи о живой природе и растениях знакомы детям. Познакомить со стихами о зверях и птицах, довести их красоту, непосредственность, природную прелесть, их пользу. Воспитывать бережное отношение к птицам и зверям тундры. уважение к поэтессе, чувствовать человеческую теплоту.

Материал: стихи О. Вороновой о птицах и животных, показ иллюстрации воробья, белки.

Вспомнить с детьми зимующих птиц. Показ воробья. Чтение стихотворения «Воробей».. Каким показала воробья поэтесса? (полярного воробья – шустрый, полезный, называла его «серенький комочек»). От чего предостерегает поэтесса людей?

«Ты воробушка не тронь,

Не бери его в ладонь –

Он, как снег растает,

Лишь в полете он красив –

Как пропеллер на оси,

Крылышки мелькают.

С чем сравнивается воробышек?

Как звучат последние строки стихотворения? (строго, как наказ людям, чтобы они берегли птиц).

«Говорю я вам опять

В руки птиц не нужно брать

Пусть летают –

Или что останется от них,

Шустрых, пестрых, озорных

Только: жили – были».

Вспомнить животных нашего края. Рассказать о том, что людям пришлось построить дома, где раньше был сосновый бор, люди готовились к новоселью и как их порадовали белки.

Словарь: тропа, кочевный, у белок алые бока, сумрак рослый.

Вопросы:


  1. Почему люди увидели так близко белок у домов? (раньше был сосновый бор).

  2. С чем сравнивается цвет шерсти белки? («Сами точно светофоры, горят их алые бока»).

  3. Куда уходят белки?

  4. Чем вам понравилось это стихотворение?

Образовательная область «Познание»

Цикл тематических бесед о родном крае


  1. «Беседа о родном городе».
Программное содержание: Уточнить и расширить знания детей о родном городе,

Город Апатиты расположен на Кольском полуострове, в мурманской области, между горами Хибинами и озером Имандра.

Обратить внимание детей на то, что улицы названы фамилиями наших земляков:

у лица Ферсмана – в честь академика А. Е.Ферсмана, открывшего Хибинское месторождение апатита; улица Бредова - в честь героя Великой Отечественной войны – Анатолия Бредова; улица Нечаева – в честь врача, хирургического отделения Апатитской городской больницы; Московская в своем названии сохранила память о москвичах, строивших Кировскую ГРЭС; улица Зиновьева – названа в честь советского геолога, организатора геологических работ на Кольском полуострове и т. д.

В городе Апатиты находятся: Апатито – нефелиновая обогатительная фабрика (АНОФ); Объединение «Апатиты строй индустрия»; ОАО «Северные кристаллы»; Апатитская ТЭЦ; Агрофирма «Индустрия»; Кольский научный центр; аэропорт «Хибины».

В Хибинских горах много полезных ископаемых, особенно – апапита.

«Красив и скромен, знаменит,

Цветами радуги горит,

Немало тайн в себе хранит

Хибинский камень – апатит».

(А. Андреев).

Это богатство наших гор. Апатитскую руду добывают в рудниках. Работают в рудниках рабочие горняки или шахтеры. Руду нагружают в вагоны электровозов и везут на фабрику АНОФ – 2, где ее перерабатывают и отправляют в виде порошка на заводы. А там, превращают его в удобрения, которые идут на поля страны для повышения урожая. Показать фотографию ГРЭС. Это большое предприятие, где вырабатывается электрический ток для фабрики, домов и других учреждений города. С ГРЭСА поступает горячая вода в наши дома, в наш детский сад. В Апатипах открыт монумент первым строителям города, памятник академику А. Е. Ферсману, памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. Гордость города – Академгородок (Уютные двухэтажные домики с двускатными крышами, сирени и яблони в цвету летом, в снегу как пух зимой, дорожки и тропинки, лужайки и декоративные валуны – здесь есть, чем порадовать взгляд и душу). Закрепить знания детей о том, что горы Хибины богаты апатитом и другими минералами. Воспитывать любовь к родному краю и его людям.

Материал: Фотографии нашего города, коллекция минералов, портрет А. Е Ферсмана, Фотографии АНОФ, ТЭЦ, Академгородка, аэропорта «Хибины», улиц города.

^ Предварительная работа: перед занятием провести индивидуальные беседы о нашем городе Апатиты, внести в уголок Северного края минерал Кольской земли – апатит, рассматривание фотографий нашего города, фотографий добычи апатита, целевые прогулки по городу, заучивание стихотворений о родном городе, слушание песен.

^ 2. «Рассказ о жизни животных, птиц на Кольском полуострове».

Программное содержание: Расширить и уточнить представление о животном мире нашего края (разнообразен животный мир Кольского полуострова). Отметить, какие таежные и тундровые животные водятся в Заполярье: медведь, волк, заяц, куница, лиса, белка, лось, северный олень, росомаха, песец, лемминг – пеструшка, ондатра, норка, бобер. Познакомить с некоторыми особенностями приспособления зверей к зиме (белый цвет шерсти у зайца – беляка, густая шерсть вокруг подушечек лап лисы, спячка медведей) и т. д. Учить различать хищных и не хищных животных.

Закрепить знания детей о птицах нашего края. Очень много морской птицы: чаек,

Кайр, чистиков, тупиков. В тундре живет белая и тундровая куропатки, в лесах – рябчик, глухарь, тетерев. На озерах гнездятся десять видов уток, гуси, лебеди.

Кольский полуостров – район, где много комаров, мошек, оводов.

Озера и реки Кольского полуострова богаты рыбой. В них водятся: щука, окунь, голец, ряпушка, хариус, сиг и другие. Особенно ценна – семга.

^ Материал к занятию: Иллюстрации животных, птиц, рыб, которые обитают на Кольском полуострове.

3.«Моря Кольского полуострова».

Программное содержание: Учить детей видеть и находить на карте Баренцево и Белое моря. Дать понятие о приливах и отливах. Познакомить с животным миром этих морей и рыбами. Развивать любознательность, желание больше узнать информации о северных морях.

Материал: карта Кольского полуострова, иллюстрации животных, птиц, рыб, обосновавшихся в водах Белого и Баренцева морей.

Показать на карте Кольский полуостров и как он омывается Баренцевым и Белым морями. Рассказ воспитателя о Баренцевом море.

Баренцево море – окраинное море Северного Ледовитого океана. Оно имеет большое значение для транспорта и рыболовства, здесь расположен крупный порт – Мурманск. В Баренцевом море протекают теплые воды Атлантического океана(показать на карте).

Теплое течение называется Гольфстрим, поэтому море не замерзает. Благодаря этому, на побережье создаются благоприятные условия для развития животного и растительного мира. Баренцево море богато различными видами рыб. У южного побережья расположены морские водоросли. Из 114 видов рыб, обитающих в Баренцевом море, наиболее важны в промысловом отношении 20 видов: треска, пикша, сельдь, морской окунь, зубатка, камбала, палтус и другие. Из млекопитающих водятся белый медведь, нерпа, гренландский тюлень, белуха и другие. У белого медведя, нерпы, тюленей хорошо развиты передние и задние конечности. Тело тюленей и нерпы покрыто ворсом. Питаются они рыбой и другими морскими животными. Белый медведь тоже питается рыбой, умеет хорошо плавать.. Его тело покрыто шерстью. На побережьях изобилуют птичьи базары (кайра, чистики, чайки – маевки). Завезен камчатский краб. По дну всей акватории моря расположено много различных иглокожих, морских ежей, морских звезд.

Уровень, то есть высота воды в море бывает разной. Это заметно на Мурманском берегу – то приливы, то отливы. Энергия приливов и отливов используется человеком. В нашей области построена первая приливная электростанция.

Среди морей, омывающих Россию, Белое море – одно из самых маленьких. Теплое течение в Белом море не протекает. Поэтому оно замерзает. Нижний слой заполнен соленой и холодной водой. В море стекает много рек и поэтому верхний слой более пресный. Здесь, как и Баренцевом море бывают приливы и отливы.

Берега Белого моря во многих местах представляют собой голые отвесные скалы, облюбованные многочисленными пернатыми. Здесь часто размещаются шумные птичьи базары – места совместного гнездования огромных колоний различных видов морских птиц. В теплое время года сюда прилетают на гнездование гаги, кайры,

Полярные крачки, большие бакланы, серебристые и морские чайки и другие морские птицы. Они кормятся морской рыбой и животными, часто ночуют прямо на воде. В водах Белого моря живут кораллы, медузы, мидии, морские черви, различные губки, морские звезды. Среди млекопитающих, обосновавшихся в водах Белого моря следует

Отметить гренландских тюленей (кольчатые нерпы, лахтаки – морские зайцы) и белух. Лахтаки являются самыми крупными тюленями, проживающими в российских водах.

Рыбный мир Белого моря скуднее, чем северного соседа – Баренцева моря. Здесь обитают 68 видов рыб, из которых 56 морских. В Белом море промышляют треску, сайку, несколько видов сельди, зубаток, навагу, камбалу, морского окуня. Очень популярна у местных рыбаков ловля корюшки со льда.

Среди постоянных жителей Белого моря - акулы. Катран – это небольшая акула, обитает во многих российских морях и не является опасным для человека видом. Из Баренцева моря изредка заплывают сельдевые акулы, которые относятся к потенциально опасным для человека видом. Белое море входит и в ареал проживания полярной акулы – жительницы холодных северных вод. Полярные акулы предпочитают держаться на глубине. Эта крупная акула не является опасным видом для человека.

Тема: Число 10

Цели : познакомить с числом 10; показать состав числа 10; научить считать до десяти; закрепить умение решать примеры.

Материал: карточка с цифрой 10, геометрические фигуры.

Ход занятия

1. Знакомство с числом 10

Мышонок часто ходит в мышиный детский сад. Там он помогает воспитателям. Вот и сегодня он пришел помочь. Пора кормить малышей. Мышонок накрывает на стол. Сколько тарелок он поставил? (Девять.) Но малышам не хватило одной тарелки. Мышонок ее принес. Сколько тарелок стало теперь? (Десять.) Как можно получить число 10? (К девяти прибавить один.)

Принесите малышам десять печений. Положите десять квадратов. А еще десять котлет. Положите десять овалов. (Дети выполняют задания.)

Число 10 записывают с помощью цифры 10. (Воспитатель показывает карточку с этой цифрой.) Из каких двух уже знакомых нам цифр она состоит? (Ответы детей.)

2. Работа в тетради

Задание 1. Сколько мышат в группе? Посчитайте. Верно, десять. С помощью каких цифр нужно записать это число?

Давайте напишем число 10. (Дети выполняют задание 4.) Задание 2. Покажите десять пальцев. А сколько пальцев

на одной руке? Если к пальцам одной руки прибавить пальцы другой руки, то сколько будет? Значит, десять - это сколько и сколько? Верно, пять и пять.

3. Физкультминутка

Нет, не будем мы сидеть

Вовсе без движений.

Вместе сделаем сегодня

Десять упражнений.

Раз - нагнемся,

Два - подпрыгнем,

Три - руками потрясем,

А четыре - улыбнемся

И зажмуримся потом.

Пять - в ладоши звонко хлопнем,

Шесть - ногами громко топнем,

Семь - присядем,

Восемь - машем,

Девять - вместе мы попляшем,

Ну а десять - отдохнем

И сначала все начнем.

4. Работа в тетради

Задание 3. У мышат завтрак. Посчитайте мышат перед каждой тарелкой. Впишите в клеточки нужные цифры. Правильно заполните таблицу. Запомните, из каких двух чисел можно составить число 10.

Задание 4. Решите примеры с помощью числовой ленты.

5. Игра « Десять пальцев»

Воспитатель объясняет детям, что будет читать стихотворение, а они должны показывать нужное количество пальчиков - столько, сколько всякий раз называется в стихотворении. Дети выставляют вперед руки, сжатые в кулачки. Пока звучит стихотворение, они разгибают пальцы один за другим. Услышав про «один веселый пальчик», дети разгибают большой палец правой руки. При назывании числа 2 они разгибают еще большой палец левой руки (теперь уже два пальца выставлены вперед). При числе 3 нужно разогнуть указательный палец правой руки, при числе 4 - указательный палец левой руки и т. д.

Один веселый пальчик вышел погулять.

Солнышко на небе начало сиять.

Два веселых пальчика вышли погулять.

Солнышко на небе начало сиять.

Три веселых пальчика вышли погулять.

Солнышко на небе начало сиять.

Четыре дружных пальчика вышли погулять.

Солнышко на небе начало сиять.

Пять веселых пальчиков вышли погулять.

Солнышко за тучку спряталось опять.

Шесть веселых пальчиков в парк пошли гулять.

Солнышко за тучкой может заскучать.

Семь веселых пальчиков будут его ждать.

Солнышко от тучки хочет отбежать.

Восемь ловких пальчиков станут подражать.

Солнышко на небе начало сиять.

Девять быстрых пальчиков вновь пошли гулять.

Солнышко на небе начало сиять.

Десять дружных пальчиков вышли погулять.