Что такое композиция в музыке, литературе, живописи? Тема: Музыкальная композиция. Какой бывает музыкальная композиция Музыкальный материал урока

С термином "композиция" мы встречаемся почти каждый день. В большей степени он имеет отношение к различным отраслям искусства: к музыке, живописи, литературе и проч. И сейчас мы узнаем подробно, что такое композиция в различных своих ипостасях, какие именно аспекты ее определяют и как она создается.

Литература

В данной отрасли прекрасного композиция определяется следующим образом. Это построение, распределение и соотношение между собой частей, различных эпизодов, героев, их действий и прочих средств художественной выразительности в рамках одного произведения. Когда мы говорим о том, что такое композиция в литературе, важно помнить, что все ее элементы связаны в единое целое. Литературное творение может состоять из пейзажей, натюрмортов, портретов, диалогов и монологов, лирических отступлений, метафор и гипербол, преувеличений и преуменьшений и так далее. Все это в целом складывается в рассказ, роман, поэму или просто в небольшое стихотворение.

Музыка

Говоря о том, что такое композиция в музыке, для примера можно взять абсолютно любое произведение, и неважно, будет это этюд для третьего класса или целая симфония, состоящая из нескольких частей. В данном случае композиция - это предметное сопоставление, распределение и выражение с определенной интонацией звуков. Главным отличием такого типа искусства от фольклора является отсутствие импровизаций. Музыкальные композиции (чаще их называют «опусами») записываются на нотном стане. Более того, в нотах обозначаются не только звуки, но и оттенки, штрихи, динамика, ритм и темп.

История и современность

Как уже говорилось выше, музыкальные композиции характеризуются своей стабильностью и неизменностью благодаря предельно точной нотации. Второй важной составляющей любого опуса является его автор. Композитор должен в совершенстве знать не только свой инструмент, но и сольфеджио, а также музыкальные каноны, относящиеся к тому стилю, в котором он творит. В былые времена термином "композиция" именовали только те произведения, которые были выдержаны в едином ритме, темпе и тональности. Они были непродолжительными, но очень красивыми, мелодичными. Первые записанные на нотном стане музыкальные сочинения появились в эпоху Возрождения. Тогда стандарты для написания музыки были обязательными для всех - это выдержка лада, ритма и размера. С наступлением эпохи романтизма в моду вошли модуляции - переход из одной тональности в другую. Композиторы 19-20 веков стали менять в ходе произведения не только лад, но и размер, темп. Так музыкальные композиции стали более насыщенными, яркими. Сегодня никаких четких рамок для авторов музыки не существует. Главное, чтобы в результате произведение было приятно на слух.

Живопись

Наиболее точно понять, что такое композиция, нам позволяет именно изобразительное искусство. На картинах художники всегда передают зрителю свой замысел, настроение, какую-то определенную атмосферу. Типы живописных композиций известны всем - это пейзажи, портреты, натюрморты. Среди работ художников 20 века и наших современников встречаются экспрессионистские холсты, сюрреалистические и прочие. Рисунок, каким бы он ни был, всегда передает нам настроение за счет цвета, света и теней, форм (угловатые или округлые), а также посредством главных действующих предметов или лиц. К примеру, графическая композиция из геометрических фигур - это набор различных конусов, пирамид, шаров и кубов, которые имеют свет и тени и всегда рисуются в объеме. Рисунок, основанный на такой геометрии, может быть более сложным: дома, поезда, церкви. Одним словом, все, что уходит в перспективу. В живописи яркими представителями, которые изображали нестандартные композиции, являются художники Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Эдвард Мунк и другие.

Сувениры как часть искусства

Уникальными и неповторимыми в своем роде являются новогодние композиции. Это разнообразные букеты, аранжировки, венки, мини-елочки и многое другое. Такие творения выглядят, прямо говоря, сказочно. Они состоят из еловых веток, шишек, ленточек, гроздей рябины. Нередко к ним прикрепляют подсвечники, а в них размещаются сами свечки. Также новогодняя композиция может состоять из подарков-обманок (пенопласт, завернутый в подарочную бумагу), колокольчиков, шариков, бантиков и т. д. Такие творения можно купить в магазинах, а можно сделать собственными руками. Важно лишь учитывать главное правило композиции - все элементы должны сочетаться друг с другом. Это касается и форм, и цвета, и размеров.

Делаем новогодние композиции своими руками

Самая простая новогодняя поделка - венок-подставка для свечей. Она имеет округлую форму и состоит из главных атрибутов этого праздника - еловых веток, шишек и проч. Потому нам понадобятся следующие компоненты: основа - круг нужного диаметра из плотного картона или пластика; тоненькие ветки сосны; шишки; гроздья рябины (по желанию), миниатюрные шарики в красной цветовой гамме (или мини-подарки с бантиками). Делаем акцент на красном цвете потому, что в композиции присутствует рябина. В центр основы устанавливаем свечи и плотно из закрепляем. Затем в хаотичном порядке приклеиваем все элементы. Главное - чтобы красиво смотрелось. Вуаля! Наш новогодний букет готов!

Вдохновляйтесь и создавайте прекрасное

Подобные композиции своими руками можно делать к любому празднику или просто под настроение. К примеру, на Хэллоуин нечто подобное, как на Новый год, сооружается из маленьких тыкв, фигурок привидений, шляп ведьм и паутины. Просто к Празднику осени можно делать потрясающие композиции из осенних листьев , причем брать за основу не только круглый венок, но и простую бумагу А4, делая на ней интересные аппликации. Летняя композиция может вмещать в себя плоды, ягоды, листья, красные и зеленые ленточки. Ну а мотивы на морскую тематику легко создаются благодаря бирюзовому цвету, ракушкам и рыбацким сетям.

На первый взгляд создание музыки может показаться невероятно сложным заданием. И первый вопрос, который возникает у желающего создать собственную мелодию это “С чего начать?”. Но вся прелесть музыкальной композиции состоит в том, что здесь нет никаких четких правил, нет ограничений, которые указывают вам, с чего начинать и чем заканчивать свою работу. Но, конечно же, существует несколько методов, которые помогут вам запустить творческий процесс.

Несмотря на то, что к композиции существует несколько подходов, вы должны помнить о трех вещах:

  • Гармония
  • Мелодия

Это три основополагающих музыки. Вы можете располагать их для себя в любом порядке, смешивать некоторые из них или вообще игнорировать что-то из этого. Многие композиторы экспериментируют, не учитывая гармонию и/или мелодию или время.

Можно добавить еще один элемент – свинг. И хоть обычно свинг относят к джазу и импровизированной музыке, вам не стоит отбрасывать его, если вы создаете музыку другого стиля.

Также стоит помнить о том, что вы должны обладать некоторыми навыками, чтобы создавать музыку:

1. Умение читать по нотам.

Это первый и самый главный пункт. Даже если вы пользуетесь какими-то программами, которые пишут ноты за вас, вы должны уметь читать с листа. И, конечно же, вы должны знать музыкальную грамоту. Это самое основное, что должен уметь музыкант. Вы должны знать, как выглядит знак паузы, какие знаки обозначают различные эффекты (стаккато, тремоло, пиано, форте и т.д.).

2. Вы должны знать различные музыкальные стили

Вы, возможно, считаете бессмысленным изучать другие стили в музыке, кроме того, который вам нравится, и это огромная ошибка. Не стоит думать, что суровому металлисту не к лицу слушать классику – многие рок-звезды не раз говорили о том, что любят классическую музыку и слушают ее; любителю джаза не стоит игнорировать более простые музыкальные стили, а утонченному слушателю классики не стоит воротить нос от рэпа и хип-хопа. И не из-за того, что вся музыка достойна внимания, хотя так и есть. Слушая различные стили, вы расширяете свой кругозор и узнаете новые приемы в музыке. Также старайтесь не просто слушать музыку ради наслаждения, а буквально “разбирать” ее в уме на отдельные инструменты. Анализируйте то, что слышите. Пытайтесь понять, как создать то или иное звучание.

3. Знайте, как звучат инструменты

Стремитесь узнать, как звучит каждый существующий инструмент (хотя бы самые распространенные). Вы должны знать, как звучат те или иные эффекты, “примочки” и так далее. Вы, конечно, можете сказать, что не собираетесь создавать сложные музыкальные произведения, но все же знание звучания инструментов поможет вам как минимум развить свой слух и расширить кругозор. Ну а может вы в будущем захотите добавить к одному своему инструменту еще и другие.

Подготовка

Послушайте все ваши любимые композиции и попробуйте понять, есть ли какой-то шаблон, что-то общее. Есть ли контрастирующие отрывки? Сколько их? Насколько они длинные? Повторяются ли какие-то приемы? Повторяется ли ритм мелодии? Какое настроение создают эти композиции? Как они это делают? Придерживаются ли они одной и той же тональности?

Проанализируйте и сделайте заметки, которые потом послужат вам источником идей.

Шаг 1: Стиль

Определитесь, в каком стиле вы ходите создавать музыку. Послушайте композиции в данном стиле и проанализируйте, какие приемы используются, как часто вся композиция придерживается одного и того же метра (4/4, например). Подумайте, будете ли вы делать что-то похожее или же будете экспериментировать.

Шаг 2: Форма

Определитесь с формой вашей композиции. Большинство музыкальных композиций состоят из равных секций (повторяющиеся секции) или из отличных друг от друга (контрастирующие секции). Определитесь с длиной композиции, с тем, сколько секций в ней будет. Помните о том, что у каждого стиля есть свой собственный набор общих форм, таких как 32-тактовая ААВА форма в джазе или блюзовый период, состоящих из трех фраз, каждая из которых содержит 4 такта. Вы можете использовать одну из существующих или придумать свою собственную. Старайтесь только не делать ее слишком сложной.

Шаг 3: Создайте свою идею

Используйте какое-либо устройство, чтобы записать свои идеи. Наиграйте несколько мелодий, которые придут вам в голову. Или спойте их. Эти мелодии не должны быть совершенны, никто их не слышит, кроме вас.

Шаг 4: Первый музыкальный мотив

Теперь прослушайте то, что записали. Есть ли что-то, что вам нравится, то, что вы смогли бы развить в полноценную мелодию? Если вы не можете выбрать что-нибудь, что вам бы очень понравилось, вы всегда можете обратиться к уже существующим ритмам и нотам. Помните, что этот набросок, который вы создаете на данном этапе, не должен быть сложным. Ваша задача – создать основу, которую вы будете развивать.

Шаг 5: Преобразуйте свой мотив

Теперь, когда у вас есть мотив, вы можете поступить следующим образом: вы можете расширить его, сократить, сыграть наоборот, повторить. Вы можете немного изменить его, а можете изменить его до неузнаваемости. Делая это, вы создаете музыкальную фразу – более полную мысль или идею.

Шаг 6: Контрастирующая секция

Почти во всех стилях музыки есть контрастирующая секция, которая добавляет изюминку в произведение. Такую функцию выполняет бридж в поп или рок-песне, раздел В в джазе, разработка в классических сонатах. Чтобы написать контрастирующую секцию, повторите шаги 4 и 5, пытаясь не играть свой основной мотив. Вы можете сделать ее в другом ритме, придать ей другое настроение и так далее.

Шаг 7: Объединяем все вместе

На данный момент у вас есть пара контрастирующих секций, теперь их нужно объединить. Подумайте о форме, в которой вы хотели создать свою мелодию, будет ли то, что получилось, подходить к ней? Не бойтесь менять что-либо. Посмотрите, выглядит ли ваша мелодия целостной, или нужно что-то еще дописать. Считаете ли вы нужным добавить еще что-то?

Шаг 8: Аранжировка

Превратите мелодию в полноценную музыкальную композицию, добавив украшения и подкрепив ее мелодией левой руки, например (если вы играете на фортепиано). Подумайте, нужно ли добавить другие инструменты или вокал. В целом, сделайте все для того, чтобы ваша композиция зазвучала так, как нужно. Можете обратиться за помощью к знакомым музыкантам, чтобы они добавили что-то интересное в вашу композицию.

Музыкальное произведение - это результат творческого акта композитора.

Понятие композиции, как законченного художественного целого сложилось не сразу. Его становление тесно связано с уменьшением роли импровизационного начала в музыкальном искусстве и совершенствованием нотной записи, на определенном этапе развития сделавшей возможной точную письменную фиксацию существенных черт музыкальных произведений. Вследствие этого современный смысл композиция приобретает лишь в 13 веке, когда в нотной записи выработались средства фиксации не только высоты, но и длительности звуков. В любой композиции находят отражения и как общие, так и индивидуальные особенности музыкального искусства данной эпохи.

История музыки во многом представляет собой историю музыкальной композиции в выдающихся произведениях крупных музыкантов. Композиция никогда не бывает абсолютно законченной - ни в границах одного художественного произведениях, ни в масштабах художественного направления, течения, стиля. Композиция - это не состояние, а процесс. По определению С. Даниэл композиция мыслится, реализуется и воспринимается, как «процесс реализующий развертывание идеи, композиционное начало, подобно стволу дерева, которое органически связывает корни и крону дерева, ответвления, побеги изобразительной формы».

Каждое произведение искусства является отражением не одного исторического момента, а представляет собой сплав универсального и актуального, традиционного и новаторского, известного и неизвестного радости легко узнаваемого и удивления перед необычным, новым.

Музыка

Подлинное мастерство, умение владеть выразительными средствами сценического искусства зависит наряду с другими факторами и от уровня музыкальной культуры. Ведь музыка - один из важнейших элементов театрализованного представления почти любого жанра. Музыка - выразительное средство искусства.

Ни одна книга не может заменить самой музыки. Она может только направить внимание, помочь понять особенности музыка ной формы, познакомить с замыслом композитора. Но без слушания музыки все знания, приобретенные из книги, останутся мертвыми, схоластичными. Чем регулярнее и внимательнее челн слушает музыку, тем больше он начинает в ней слышать. А слушать и слышать -- не одно и то же. Бывает так, что музыкальное произведение поначалу кажется сложным, недоступным восприятию. Не следует торопиться с выводами. При повторных прослушиваниях наверняка раскроется его образное содержание, и станет источником эстетического наслаждения.

Но чтобы эмоционально пережить музыку, нужно воспринимать самою звуковую ткань. Если человек эмоционально реагирует на музыку, но при этом очень немногое может различить, дифференцировать, «расслышать», то до него дойдет лишь незначительная часть се выразительного содержания.

По способу использования музыки в действии ее разделяют на две основные категории: сюжетная и условная.

Сюжетная музыка в спектакле, несет самые разнообразные функции. В одних случаях она дает только эмоциональную или смысловую характеристику отдельной сцены, не вторгаясь непосредственно в драматургию. В других случаях сюжетная музыка может подняться до важнейшего драматургического фактора.

Сюжетная музыка может:

· Характеризовать действующих лиц;

· Указывать на место и время действия;

· Создавать атмосферу, настроение сценического действия;

· Рассказывать о действии, невидимом для зрителя.

Перечисленные функции, естественно, не исчерпывают все многообразие приемов использования сюжетной музыки в драматических спектаклях.

Ввести условную музыку в спектакль значительнее труднее, чем сюжетную. Ее условность может войти в противоречие с реальностью жизни, показываемой на сцене. Поэтому условная музыка всегда требует убедительного внутреннего оправдания. Вместе с тем выразительные возможности такой музыки очень широки, для нее могут быть привлечены разнообразнейшие оркестровые, а так же вокально-хоровые средства.

Условная музыка может:

· Эмоционально усилить диалог и монолог,

· Характеризовать действующих лиц,

· Подчеркивать конструктивно-композиционное построение спектакля,

· Обострять конфликт.

Одна из общих функций музыки в спектакле - иллюстративность. Под иллюстративностью понимают прямую связь музыки со сценическим действием: персонаж получил радостное известие - напевает веселую песенку или танцует под звуки радиоприемника; музыка за сценой изображает картину бури, шторма; драматически звучащая музыка выражает драматическую ситуацию на сцене и т. п. Примеры подобного использования музыки можно встретить почти в каждом спектакле. В силу своей ярко выраженной эмоциональности музыка активно воздействует именно на эмоциональную атмосферу представления при выполнении ею любых драматургических функций.

Музыка все чаще становится активным эмоциональным началом, она практически связана с действием, атмосферой спектакля и призвана раскрывать и дополнять сущность драмы. Таким образом, способность актера и режиссера чувствовать эмоциональный и ритмический строй музыкального произведения, способность и умение строить мизансцену, действовать и двигаться в музыке и с музыкой приобретают очень важное значение.

Мелодия - важнейший элемент музыкального искусства. Когда певец поет без сопровождения, мы слышим мелодию - «одноголосно выраженную музыкальную мысль». Эта мелодия может быть самостоятельным художественным произведением. Музыка к спектаклям подбирается в основном условная, так как сюжетная предопределена драматургом в его ремарках к пьесе.

Подбор музыкального материала - процесс сложный. Используя фрагменты музыкального творчества одного или разных авторов, режиссер как бы «пересоздает» качественно новое, целостное произведение, отвечающее характеру и всему строю сценического представления. Если эти мелодии в одном жанровом, стилевом ключе, то представление будет более целостное, завершенное. Поэтому желательно отбирать музыку из произведений одного или нескольких близких по творческой индивидуальности композиторов.

Помня о том, что музыка- одно из выразительных средствах спектакля, следует помнить о том, что искусство познает жизнь в логике закономерных неожиданностей, поэтому режиссер должен быть контрапунктистом в организации света, звуков, « ритмов спектакля, всех его компонентов, только тогда пьеса зазвучит как симфония, будет переливаться «перламутром красок».

Песня - один из распространённых жанров вокальной музыки, она объединяет в себе стихотворный текст с несложной для запоминания мелодией. Песни могут исполняться одним исполнителем, а также группой или хором, с инструментальным сопровождением и а капелла.

Самым популярным является песня. Основные и композиторская. Главное их отличие в том, что композиторская имеет хотя бы одного автора, а народная автора не имеет, её создатель - народ.

Народные песни передаются от старшего поколения к младшему. Распространились они по стране благодаря бродячим музыкантам, которые пополняли ими репертуар и переезжали из города в город, донося их до разных слушателей. Простой народ не был обучен грамоте, не умел записывать музыку и тексты, поэтому песни заучивались наизусть. Естественно, что в разных городах могли петь одно и тоже произведение с разными словами или мелодией. К тому же каждый исполнитель мог менять текст или мотив по своему желанию, поэтому в наше время можно встретить несколько разных вариантов одной песни. Сначала народ пел на свадьбах, похоронах, по случаю рождения ребёнка, во время обрядов. Потом люди стали петь, когда работали, и отдыхали, когда им было грустно, или радостно.

Композиторские песни появились приблизительно в 16-17 веках, с развитием светской культуры. Это сочинения, у которых есть, как минимум, один конкретный автор и которые должны исполняться так, как задумано создателем. Песенное творчество композиторов доходит до слушателя в своём первозданном виде, даже если с момента его создания прошло несколько веков.

Виды песен

Существуют следующие жанры песен:

  • авторские (или бардовские);
  • неаполитанские;
  • гимны;
  • народные;
  • исторические;
  • рок-баллады;
  • эстрадные;
  • кантри;
  • романсы;
  • шансон;
  • частушки;
  • колыбельные;
  • детские;
  • строевые.

Здесь перечислены как давно возникшие, так и современные жанры песен. Примеры некоторых из них: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» О. Митяева (бардовская); «Ой, мороз, мороз» (народная); «Я помню чудное мгновенье» М. Глинки на слова А. Пушкина (романс); «Вернись в Сорренто» Э. де Куртис и Дж. де Куртис (неаполитанская); «Солдатушки, бравы ребятушки» (строевая) и так далее.

Русские народные песни

Народные песни делятся на обрядовые и необрядовые. Обрядовые сопровождают какой-либо ритуал: свадьбу, похороны, рождение ребёнка, сбор урожая и т.п. Необрядовые - исполняются не по какому-то определённому случаю, а на посиделках, во время бесед и вечёрок, они поются для настроения, выражают эмоции и переживания людей. Темы народных песен могут быть любыми: любовь, тяжёлая крестьянская или рекрутская доля, исторические события или реальные исторические личности…

Жанры русских песен:

  • свадебные;
  • рекрутские;
  • колыбельные;
  • потешки;
  • пестушки;
  • календарные обрядовые;
  • плачи;
  • ямщицкие;
  • частушки;
  • погребальные;
  • разбойничьи;
  • бурлацкие;
  • лирические;
  • хороводные;
  • плясовые;
  • заклички.

Частушки, кстати, не слишком древний жанр, появились они чуть более ста лет назад и пелось в них о любви. Изначально их исполняли только парни.

Песни народной включает в себя произведения, которые выражают чувства и настроения тех, кто их поёт. Такие песни делятся на семейные и любовные. Они могут быть различными по характеру, даже бесшабашными и безудержно весёлыми. Но по большей части русская народная лирика выражает грусть и тоску. Часто в лирике настроение человека сравнивают с природными явлениями.

Песни народные могут быть исполнены солистом, группой или хором, в сопровождении инструментов и а капелла.

Романсы

Существуют такие жанры песен, где не менее, чем слова и мелодия, важен аккомпанемент. К такому виду относится романс. Зародился этот жанр в Испании в средние века. Словом «романс» называли произведения, исполнявшиеся в испанском стиле. Позже так стали называться все светские песни. Русские композиторы писали романсы на стихи Александра Пушкина, Афонасия Фета, Михаила Лермонтова и других поэтов. У нас в стране этот жанр был на пике популярности в 19 веке. Многие сочиняли романсы, наиболее известные произведения этого вида песенного творчества принадлежат М. И. Глинке, П.И. Чайковскому, Н.А. Римскому-Корсакову, С.С. Прокофьеву, С.В. Рахманинову,

Бардовская песня

Жанры песен, которые появились в 20 веке - это эстрада, шансон, бардовская песня и другие. В нашей стране этот вид музыкального творчества возник во второй половине 20 столетия. Бардовская песня отличается тем, что, чаще всего, автор текста, композитор и исполнитель - один и тот же человек. То есть сам автор под собственный гитарный аккомпанемент исполняет своё произведение. В этом жанре главенствующая роль принадлежит тексту. Изначально эти песни подразделялись на студенческие и туристские, позже тематика расширилась. Яркие представители этого жанра: В. Высоцкий, Ю. Визбор, Б. Окуджава, С. Никитин, О. Митяев, В. Долина. Исполнителей таких песен часто называли «поющими поэтами». В 50-60 годы 20 века этот жанр назывался «самодеятельная песня», так как зачастую барды - это не профессиональные композиторы, поэты и певцы.

(в древней, восточной , народной , джазовой музыке, некоторых видах музыки XX века).

Композиция предполагает автора-личность (композитора), его целенаправленную творческую деятельность , отделимое от создателя и далее независимо от него существующее произведение, воплощение содержания в точно установленной объективированной звуковой структуре, сложный аппарат технических средств, систематизированный музыкальной теорией и излагаемый в специальной области знания (в курсе композиции). Письменная фиксация композиции требует совершенной музыкальной нотации . Закрепление категории композиции и статуса композитора связано с развитием в эпоху Возрождения концепции свободной человеческой личности - творца, создателя (указание имени композитора стало нормой с XIV века ; кульминация личностного и авторского начала в композиции - в XIX веке).

Композиция как музыкально-художественное целое стабильна. В ней преодолевается непрерывная текучесть времени , устанавливается всегда одинаково воспроизводимая однозначность основных компонентов музыки - высотности, ритма , расположения материала и т. д. Благодаря стабильности композиции можно воспроизводить звучание музыки через любые сколь угодно большие промежутки времени после её создания. Вместе с тем композиция, всегда рассчитанная на определённые условия исполнения и функцию в музыкальной жизни, неизбежно оказывается запечатлением исторически и социально детерминированного эстетического отношения музыкального искусства к действительности, её образом. По сравнению с прикладными фольклорными формами (песнями , плясками) и действами (обрядовыми , религиозными , бытовыми), непосредственно включёнными в жизненный процесс, композиция в большей мере является художественным отражением действительности.

С древнейших времён представление о композиционно-едином музыкальном целом связывалось с текстовой (или танцевально-метричной) основой. Латинскому понятию композиции исторически предшествовало греческое понятие мелопея. В эпоху средневековья термин «componere» был введён Гвидо д’Ареццо в «Микрологе» (ок. ). Под композицией понималась глубокая образная искусная обработка хорала (cantus firmus). Йоханеса де Грохео («О музыке», ок. ) относил это понятие к полифонической музыке («musica composita») и применял термин «compositor». В эпоху Возрождения Иоанн Тинкторис («Определитель муз. терминов», )" выделил в последнем термине творческий момент (композитор - «написавший какой-нибудь новый кантус»); в «Книге об искусстве контрапункта» () он чётко различил контрапункт йотированный - «res facta» (равнозначно «cantus compositus» в «Определителе», и импровизируемый («super librim cantare»).

В России первым учением о композиции была «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого (М., 1679, др. ред.- 1681); среди других авторов руководств: И. Л. Фукс (рус. пер.- «Практич. руководство к сочинению музыки», СПБ, 1830), И. К. Гунке («Руководство к сочинению музыки», отд. I-3, СПБ, 1859-63), М. Ф. Гнесин («Начальный курс практич. композиции», М.-Л., 1941).


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Музыкальная композиция" в других словарях:

    - … Википедия

    Современная энциклопедия

    Композиция - (от латинского compositio сложение, составление), 1) построение художественного произведения (литературного, музыкального, живописного и т.п.), обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от лат. compositio составление связывание),1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция важнейший, организующий элемент художественной… … Большой Энциклопедический словарь

    И; ж. [от лат. compositio составление] 1. Строение, расположение и соотношение составных частей произведений литературы, искусства. К. романа. К. оперы. К. картины. Мастерство композиции. 2. Произведение (музыки, живописи и т.п.), имеющее… … Энциклопедический словарь

    композиция - и, ж. 1) (чего) Строение произведения литературы и искусства, расположение и соотношение его частей. Композиция Слова о полку Игореве. Композиция картины. Синонимы: архитекто/ника, построе/ние, структу/ра 2) Произведение (музыки, живописи и т. п … Популярный словарь русского языка

    У этого термина существуют и другие значения, см. Композиция. Композиция (лат. composito составление, сочинение) категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и… … Википедия

    Композиция (от лат. compositio ≈ составление, сочинение), ═ 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. К. ≈ важнейший организующий компонент… … Большая советская энциклопедия

    - (итал. improvisazione, от лат. improvisus неожиданный, внезапный) исторически наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения. Первоначально… … Википедия