Виды и типы музыкальных занятий. Организация и построение музыкальных занятий Доминантное музыкальное занятие основано на преобладании

Марина Балясова
Классификация музыкальных занятий по их содержанию

Следующее основание для классификации музыкальных занятий - это его содержание . В связи с этим музыкальное занятие может быть типовым , или традиционным, доминантным, тематическим, комплексным, интегрированным.

Типовое (или традиционное) музыкальное занятие включает в себя все виды (восприятие, исполнительство, творчество) и подразумевает последовательное их чередование. Структура музыкального занятия может варьироваться .

Доминантное музыкальное занятие – это занятие , на котором преобладает один вид музыкальной деятельности . Или занятие , направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности-чувства ритма, ладового чувства, звуковысотного слуха и др. В последнем случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности , но при одном условии – каждый из них направлен на совершенствование доминирующей у ребёнка способности.

Тематическое музыкальное занятие определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей . В зависимости от темы занятия подразделяются на собственно тематические (например «Природа в музыке » , «Времена года в музыке » , «Музыка моего народа » ) и музыкально-тематические . Главное в тематических занятиях показать изобразительные возможности музыки в передаче явлений окружающего мира. В музыкально – тематических занятиях формулировка темы связана с выразительными средствами музыки , с музыкальными инструментами , с именами и творчеством композиторов. Такие занятия ещё называют сюжетными музыкальными занятиями . Они объединены не только одной темой, но и одной сюжетной линией (например, «Сказка в музыке » , «Зимние истории и небылицы» ). Целостность музыкального занятия в данном случаи достигается логикой развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей .

Комплексные музыкальные занятия – основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки , живописи, литературы, театра, архитектуры и др. Их цель – объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную , изобразительную, театрализованную, художественно-речевую, продуктивную). Обогатить представление детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств. О взаимосвязи искусств.

Подготовка к комплексным занятиям трудоёмка , она требует согласованных действий от воспитателя, музыкального руководителя , старшего воспитателя, специалистов. Проводятся такие занятия примерно один раз в месяц фронтально и, как правило, начиная со средней группы.

Интегрированное занятие характеризуется наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией) содержания разных образовательных областей Программы, различных видов деятельности, разных видов искусства, работающих на раскрытие, в первую очередь идеи или темы, какого либо явления, образа.

Публикации по теме:

Занятие 1 ПРИВЕТСТВИЕ: В гостях у детей зайчик. Поздороваться с зайчиком высоким и низким голосом. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ: Упражнение.

Опыт развития чувств и эмоций посредством музыкальных занятий в ДОУ «…Прекрасное побуждает доброе» (Д. Б. Кабалевский). «Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира» (В. А. Сухомлинский).

Классификация театрализованных игр Как правило, дошкольники бывают рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли.

Цель: Пробудить эмоциональную отзывчивость в детях на высокохудожественные произведения музыкального искусства. Конспект Доминантного музыкального.

Занятие по развитию музыкальных способностей дошкольников при обучении игре на нетрадиционных музыкальных инструментах Развитие музыкальных способностей дошкольников при обучении игре на нетрадиционных музыкальных инструментах. МБДОУ д/с №118 2010 год.

Консультация «Классификация игр с правилами» Игры с правилами дают возможность систематически упражнять детей в становлении у детей определённых привычек, они очень важны для физического.

Одарённые дети: понятие, классификация, проблемы Одаренностью называется наличие у человека врожденных особенностей, являющихся предпосылкой развития его выдающихся способностей. Практически.

Глава IX ЗАНЯТИЯ

§ 1. ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам и фронтальные в зависимости от числа участвующих в них детей. Индивидуальные занятия и по подгруппам проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно. Этот вид занятий при меняется и в других группах, чтобы уделить внимание развитию каждого ребенка.

Фронтальные занятия проводятся со всей группой детей. В них представлены все виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательный вид.

По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические (а фронтальные бывают еще и комплексными) в зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы.

Типовое занятие включает в себя все виды музыкальной дея тельности.

В доминантном какой-либо вид музыкальной деятельности преобладает. Вариант доминантного занятия - выстраивание его содержания для развития отстающей у ребенка музыкальной способности. В подобном случае доминируют те виды деятельности, которые могут ее развить. Используется этот вид занятий на занятиях фронтальных, индивидуальных и по подгруппам.

На тематическом занятии выбирается одна тема, объединяющая все виды музыкальной деятельности. Тематическое занятие также может быть фронтальным, индивидуальным и по подгруппам.

Комплексное занятие содержит различные виды искусства, виды художественной деятельности. Оно бывает фронтальным, проводится со всей группой детей.

Схема 4

Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития. Рассмотрим подробно содержание всех видов занятий.

§ 2. ЗАНЯТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ПО ПОДГРУППАМ

Детей принимают в дошкольные учреждения с полутора лет. В этом возрасте ребенок нуждается в особом внимании взрослого. Он еще не способен согласовывать свои действия с действиями окружающих; поэтому музыкальные занятия проводятся в инди видуальной форме два раза в неделю, продолжительность занятия 5-10 минут.

В 1,5-2 года малыши уже свободно ходят, бегают, начинают овладевать речью, но у них еще нет опыта общения с другими детьми.

Педагог следит за проявлениями каждого ребенка, стремится вызвать у него эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера, сосредоточение на ее звучании, желание подпевать, двигаться.

Особенностью типового занятия в группах раннего возраста является слитность всех разделов, объединение различных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально- ритмические движения).

Ребенок слушает музыку и реагирует на ее характер движениями, одновременно он может подпевать взрослому без слов, помахивая в такт музыке игрушкой.

Репертуар содержит народные песенные и плясовые мелодии, произведения современных композиторов (песни, игры, пляски). Нужно всегда помнить, что уже в этом возрасте следует разнообразить музыкальные впечатления дошкольников. Они должны накапливать опыт слушания и классических произведений, как созданных композиторами специально для детей, так и коротких произведений или небольших фрагментов классической музыки разных времен, близкой детям по эмоционально-образному со держанию.

Важно вызвать у ребенка радость общения с музыкой, соответствующие ее характеру эмоциональные проявления, внимание, интерес. Повторяемость репертуара помогает этому, так как знакомые мелодии воспринимаются с большим удовольствием. Чтобы усилить эмоциональную реакцию детей, применяется сопоставление контрастных произведений (например, колыбельная - пля совая).

Для формирования устойчивого положительного отношения к музыке в этом возрасте широко используются игровые приемы, игрушки, атрибутика.

Ведущий вид музыкальной деятельности, объединяющий заня тие,- восприятие музыки, которое включает простейшие движения, игровые действия детей, подпевание.

Педагог должен поощрять малейшие музыкальные проявления малышей, одобрять их действия, согласующиеся с музыкой, тактично поправлять ошибки. Большое значение имеют тон общения взрослого с детьми, внимательное, заботливое отношение к ним.

Как уже говорилось, индивидуальные занятия проводятся не только с детьми раннего возраста, но также во всех возрастных группах. Это вызвано, с одной стороны, тем, что дети развиваются неодинаково, их музыкальные проявления индивидуальны; с другой стороны, спецификой обучения некоторым видам музыкаль ной деятельности, предполагающим контакт с каждым ребенком в отдельности (игра на музыкальных инструментах, некоторые виды музыкально-ритмических движений).

По содержанию индивидуальные занятия бывают преимущественно доминантными. Преобладать может не только один из видов деятельности (чтобы подтянуть ребенка или развить его склонности). Занятие может быть направлено на развитие какой-либо музыкальной способности. В этом случае оно включает раз личные виды музыкальной деятельности. Например, для совершенствования чувства ритма педагог использует не только музыкально-ритмические движения, но и другие виды деятельности де тей (пение, воспроизведение ритмического рисунка на музыкальных инструментах), которые тоже развивают эту способность.

Если занятие объединено темой, взятой из жизни, или собственно музыкальной темой, оно носит тематический ха рактер.

В индивидуальных занятиях нуждаются не только отстающие дети, но и опережающие в развитии своих сверстников. Педагог должен помнить: ориентир на «подравнивание» к среднему уровню отрицательно сказывается на развитии способных и одаренных детей. Усреднение требований снижает и уровень развития всех остальных детей, так как лишает их возможности догнать опе режающих сверстников.

Индивидуальные занятия полнее выявляют возможности ребят, раскрывают музыкальные способности. Занятия с отстающими детьми позволяют найти причину задержки в развитии. Часто она сокрыта в личностных качествах ребенка - излишняя застен чивость, отсутствие веры в свои силы. Иногда ребенок отстает в развитии каких-либо навыков в отдельном виде деятельности Доминантные занятия с преобладанием именно этого вида помог ребенку преодолеть трудности.

Индивидуальные качества некоторых детей порой являются причиной неудач совместной деятельности, например низкий диа пазон голоса не позволяет им петь чисто в более высоком регистре. В таких случаях на индивидуальных доминантных занятия педагог транспонирует песни в удобный для ребенка диапазон и постепенно расширяет его.

Причиной нечистого интонирования в пении может быть не развитость одной из музыкальных способностей - звуковысотного слуха. Педагог подбирает специальные музыкально-дидактические игры и упражнения, использует те виды деятельности, с помощью которых эта способность развивается наиболее успеш но. Игра на звуковысотных музыкальных инструментах помогает различить и правильно воспроизвести высоту звуков, обостряет слуховое внимание. Совмещая пение и игру на музыкальных инструментах, можно быстрее добиться слуховокальной координации.

Индивидуальные доминантные занятия необходимы при обу чении игре на музыкальных инструментах (начиная со средней группы). Сведения об инструментах, некоторые способы игры на них, подготовительные упражнения на различение высоты зву ков даются всей группе детей начиная с младшего возраста.

При обучении игре на музыкальных инструментах педагог должен находиться рядом, так как освоить приемы игры, прокон тролировать себя без посторонней помощи, самостоятельно ребенку еще очень трудно.

Выявив склонности детей к отдельным видам музыкальной деятельности, педагог советует родителям, чему предпочтительнее обучать ребенка дополнительно в кружке, студии или музыкальной школе: хореографии, пению, игре на музыкальных инструментах. С одаренными детьми он проводит особые индивидуальные занятия, консультирует родителей.

Занятия по подгруппам проводятся в тех же случаях, что и индивидуальные, разновидности их такие же.

В раннем и младшем дошкольном возрасте некоторые дети способны выполнять задания, объединившись в небольшие под группы, с остальными занятия проводятся индивидуально. Постепенно все дети начинают заниматься по подгруппам два раза в неделю. Продолжительность типовых занятий в младших группах 10-15 минут.

В более старшем возрасте занятия по подгруппам могут быть доминантными или тематическими, их продолжительность в зави симости от возраста детей 10-20 минут, проводятся они один - три раза в неделю.

Доминантные занятия по подгруппам помогают выявить похожие недостатки в музыкальном развитии у нескольких детей. Занятия по подгруппам облегчают дальнейшее совершенствование умений или способностей в присутствии всех детей группы.

Дошкольников, проявляющих склонности к отдельным видам музыкальной деятельности, тоже объединяют в подгруппы. Это позволяет педагогу уделять больше внимания одаренным детям. На таких занятиях готовят коллективные номера (ансамбли, танцы), чтобы показать их потом остальным детям на праздничном утреннике.

Обучать игре на музыкальных инструментах также можно в подгруппах. Когда дети овладели первоначальными навыками игры на индивидуальных занятиях, их учат играть в ансамбле, в оркестре.

§ 3. ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

В младшем возрасте занятия по подгруппам постепенно приобретают более четкую структуру. Отдельные виды музыкальной деятельности начинают выделяться в самостоятельные разделы. По содержанию занятия приближаются к фронтальным. Во второй младшей группе они уже проводятся со всей группой детей и имеют все разновидности фронтальных занятий. Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам продолжают проводиться по мере необходимости. В среднем и старшем дошкольном возрасте основными становятся фронтальные занятия. Они делятся на типо вые, доминантные, тематические и комплексные.

Типовые занятия. Вариативность их структуры. Типовые фрон тальные занятия включают все виды музыкальной деятельности: восприятие (раздел занятия «Слушание музыки» и восприятие произведений по ходу занятия), исполнительство (пение, музы кально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), творчество (песенное, танцевальное и игровое, музицирование на инструментах), музыкально-образовательный вид (сведения о музыке и способах ее исполнения).

Вместе с тем использовать все виды музыкальной деятельности на каждом занятии за 15-30 минут (в зависимости от возраста) зачастую невозможно. Здесь важно, чтобы отсутствие какого-либо вида деятельности не было постоянным.

Исследование, проведенное Е. Ф. Короем 1 с помощью анкети рования, выявило, что реже всего применяются на занятиях слушание музыки и игра на музыкальных инструментах. По признанию музыкальных руководителей, редко встречается и творчество. Преобладают же обычно пение и музыкально-ритмические движения. По-видимому, это объясняется тем, что, используя эти виды деятельности, проще составить программу концерта для праздничного утренника.

Обучение игре на музыкальных инструментах и творческие задания требуют на занятиях и вне их (в процессе индивидуальной работы с детьми) много времени. Ссылаясь на его недостаток, музыкальные руководители редко обращаются к этим видам деятельности. Раздел занятия «Слушание музыки» часто заменяют прослушиванием новой песни, которую дети будут исполнять, или опускают его вообще.

Отказ от творческих заданий снижает эффект развивающего обучения. Как мы помним, в процессе игры на музыкальных инст рументах формируется одна из основных способностей - зву ковысотный слух. Качество пения, также зависящее от развития этой способности, неминуемо будет снижено, если нет систематического обучения игре на музыкальных инструментах по слуху.

Отказ от раздела «Слушание музыки» или замена его прослушиванием песни обедняет детей, так как именно в этом разделе занятия ребята слушают произведения, которые по эмоциональ но-образному содержанию сложнее и богаче, чем исполняемые ими песни.

Установки, которые дает педагог перед слушанием произведений, подводят детей к пониманию содержания музыки. Они приобретают опыт слушания классической музыки, учатся высказы ваться о ее характере, выражать свои предпочтения, что воспитывает вкус и формирует общие основы музыкальной культуры. Слушание развивает важнейшую музыкальную способность - эмоциональную отзывчивость на музыку, которая необходима для успешного обучения всем видам музыкальной деятельности.

Фронтальные занятия имеют традиционно сложившуюся в практике работы структуру, но необходимо постоянно варьировать ее. Любое однообразие притупляет интерес, в том числе одно и то же построение занятия.

Рассмотрим вариативность структуры фронтальных занятий.

Уже вход детей на занятие в зал может быть различным - под звучание марша (или танца) и без музыки. Предпочтительнее, чтобы ребята входили под музыку, но возможен и другой вариант.

Если дети входят в зал под звуки марша, важно проследить, чтобы уже с этого момента они прислушивались к музыке и со гласовывали ходьбу с ее звучанием. Характер движений во вводной ходьбе может меняться (ходьба спортивным шагом, спокойная, умеренно бодрая, высоко поднимая колени, со сменой на правления движений и т. д.). В разделе «Методы развития музы кального восприятия» были рассмотрены приемы, активизирующие слуховое внимание детей (контрастное сопоставление фрагментов маршей, беседа и т. д.). Чтобы поддерживать интерес к обучению, марши, звучащие в начале и в конце занятия, через некоторое время нужно менять, так как постоянное исполнение одного и того же марша притупляет эмоциональные реакции детей, музыка начинает восприниматься ими как привычный звуковой фон.

Далее следуют музыкально-ритмические упражнения. Если до занятия ребята мало двигались, эти упражнения позволяют им сменить вид деятельности. Движения под музыку, согласующиеся с ее характером, активизируют музыкальное восприятие, слуховое внимание. В этом разделе занятия дети под руководством педагога стремятся выразительно выполнить знакомые движения в соответствии с настроением музыки, запомнить их, чтобы затем использовать в танцах, обучаются новым движениям.

После этого дети садятся, и педагог переходит к другим разделам: «Слушание музыки», «Пение», «Игра на музыкальных инструментах», включая творческие задания.

Завершается занятие танцем или игрой. Иногда в конце занятия педагог может обсудить его с детьми: что больше всего им понравилось, что запомнилось, над чем им надо поработать самим, в чем помочь друг другу. Выходят ребята из зала под звуки марша.

В этом варианте занятия использованы все виды музыкальной деятельности дошкольников. Музыкально-образовательная деятельность не имеет своего особого места в его структуре. Сведения о музыке и способах действий дети получают по ходу всего занятия.

Каждый из перечисленных разделов занятия многосоставен.

Так, в разделе «Слушание музыки» может звучать не одно, а два-три произведения, данных в сопоставлении. Дети слушают уже знакомые им произведения и новые.

Раздел «Пение» включает подразделы: распевание (с элементами творческих заданий), пение одной, двух или трех песен (фрагментов), из которых некоторые знакомы детям, другие еще только разучиваются. Этот раздел содержит и творческие задания.

Раздел «Музыкально-ритмические движения» состоит из движений под марш, игр, хороводов, упражнений, повторения знакомых и разучивания новых танцев, творческих заданий.

В рассмотренном варианте дети активно двигаются в начале и в конце занятия, а в середине его поют, слушают, играют.

В других вариантах раздел «Музыкально-ритмические движения» используется целиком. В этом случае необходимо чередовать плавные, спокойные и энергичные движения, чтобы не переутом лять детей. Занятие может начинаться с пения, затем следуют игра на музыкальных инструментах, слушание музыки (или нао борот) и музыкально-ритмические движения.

Движения можно давать в середине занятия, если необходима смена двигательной активности детей. Педагог должен видеть ре акцию детей на звучание музыки и поддерживать их интерес, умело варьируя структуру.

Вариативность структуры музыкального занятия проявляется и в объединении двух видов музыкальной деятельности.

Например, раздел «Слушание музыки» соединяют с разделом «Музыкально-ритмические движения» (или его частью), если дви жения используются для передачи характера прослушанного произведения, или с разделом «Игра на музыкальных инструментах», если предложить детям оркестровать произведение (подобрать выразительные тембры музыкальных инструментов и сыграть в сопровождении фортепиано).

Раздел «Пение» сливают с разделом «Музыкально-ритмические движения» (если песня имеет определенный сюжет, ее можно инсценировать): одни дети поют, другие инсценируют песню. Этот раздел можно объединить и с игрой на музыкальных инстру ментах: кто-то поет песню, кто-то оркеструет ее.

Такие варианты позволяют уйти от стереотипной структуры, повышают интерес детей к занятию.

Необходимо тщательно продумывать очередность заданий. На пример, петь после пляски трудно из-за неустановившегося дыхания, поэтому перед пением нужно снизить двигательную актив ность спокойными движениями или другими видами деятельности.

Задания, требующие эмоциональной и умственной активности, сосредоточенности (слушание классической музыки, творческие задания), лучше давать в начале занятия. Ребятам трудно их выполнять, если они возбуждены интенсивными движениями или играми. Необходимо «собрать» их внимание, успокоить.

Важно регулировать физическое и психическое состояние детей, меняя вид деятельности, нагрузки, характер звучания музыки. Педагог должен даже по ходу занятия изменять запланированную им структуру, если он чувствует, что интерес угасает или дети перевозбуждены.

Доминантные занятия. Этот вид занятий, как было сказано выше, используется, чтобы развить какую-либо музыкальную спо собность, ликвидировать отставание. Если на доминантном занятии преобладает определенный вид музыкальной деятельности (ос тальные вспомогательные), дети целенаправленно овладевают необходимыми навыками именно этой деятельности. Для развития отстающей способности необходимо все виды деятельности груп пировать вокруг заданий, помогающих совершенствовать ее.

Рассмотрим несколько вариантов доминантных занятий.

Если преобладающим видом деятельности на занятии является восприятие музыки, могут применяться и все остальные виды музыкальной деятельности, чтобы дети учились не только воспринимать характер музыки, но и выражать его с помощью тех исполнительских и творческих умений, которыми уже владеют. Ребята могут передать характер музыки по-разному: движениями или, выбрав выразительный тембр музыкальных инструментов, соответствующих настроению произведений, и оркестровав пьесу, исполнить ее на детских музыкальных инструментах (в сопровождении фортепиано).

Все занятие подчинено одной цели - привлечь детей к звучанию музыки, чтобы они смогли выразить ее характер различными способами, с помощью других видов деятельности.

Если в занятии доминирует пение, педагог имеет возможность концентрировать внимание на вокально-хоровых навыках: звукообразовании, дыхании, дикции, чистоте интонирования, ансамбле, подчинив их выразительности детского исполнения. Другие виды деятельности помогают ребятам приобрести те умения, которые необходимы им в пении. Так, чтобы исполнение песни было вы разительным, полезно провести беседу о характере, настроениях, которые предстоит передать детям в разных ее частях. Уместен здесь и прием сопоставления с другими песнями и пьесами, кон трастными по характеру или сходными с исполняемой песней.

Таким образом, слушание музыки, беседа о ее содержании чередуются с пением.

При распевании и по ходу занятия ребятам предлагаются творческие задания. Чтобы осознать характер звукообразования, дикции, дети могут использовать движения руки (плавные или четкие), игру на музыкальных инструментах (барабане, дудочке).

Занятие не будет статичным, если вы включите в него народные игры с пением, хороводы.

Чистота интонации в пении зависит от того, осознают ли дети направление движения мелодии. Поэтому рекомендуется применять игру на музыкальных инструментах, позволяющую модели ровать направление движения мелодии, которую детям предстоит затем передать голосом, а также музыкально-дидактические игры. Так слушание музыки, музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах помогают улучшить качество пения.

Если доминируют музыкально-ритмические движения, такое занятие тоже сопровождается слушанием музыки, беседой о ее характере, который дети должны будут передать в движениях. Можно инсценировать, оркестровать хороводы с пением, которые предполагают развитие действия. Включение в занятие музыкальных игр (сюжетных, бессюжетных) делает его занимательным, позволяет совершенствовать слуховое внимание, умение вовремя и выразительно передать смену характера музыки. На таких занятиях широко используются творческие задания, игры-угадайки с элементами пантомимы (изображение животных и т. д.). Дети импровизируют танцевальные движения, коллективно сочиняют танцы.

Игровые и соревновательные приемы позволяют дифферен цировать задания для всей группы, подгрупп, каждого ребенка. I

При доминировании игры на музыкальных инструментах помимо обучения детей необходимым навыкам можно расширить их представления о различных музыкальных инструментах (народных и инструментах симфонического оркестра), с помощью грамзаписей познакомить ребят с выразительными возможностями каждого инструмента.

Проводятся также игры по угадыванию тембров инструментов. На таких занятиях уместно оркестровать какое-либо произведение, используя выразительные тембры различных инструментов.

В доминантное занятие с преобладанием детского музыкального творчества можно включить его разновидности - песенное творчество, творчество в музыкально-ритмических движениях, му зицирование на музыкальных инструментах.

На доминантных занятиях необязательно привлекать все виды музыкальной деятельности детей, а отбирать лишь те, которые помогают выполнить поставленные задачи.

Если доминантное занятие посвящено развитию одной из му зыкальных способностей и все задания в различных видах деятельности направлены на решение этой задачи, подбираются и соответствующие музыкально-дидактические игры и упражнения.

Доминантные занятия могут иметь определенную тему или сюжет. Они проводятся от 3 до 12 раз в квартал, применяют их начиная со второй младшей группы.

Тематические занятия. Выделяют три разновидности этих за нятий: собственно тематические, музыкально-тематические и сюжетные - в зависимости от характера избранной темы, наличия сюжета.

Тема может быть взята из жизни и связана с музыкой (собственно тематическое занятие), например: «Осень», «Природа и музыка» и т. д. Тематическое занятие иногда проводят вместо праздничного утренника.

Вместо концерта, подготовленного силами детей, на таком за нятии педагог рассказывает об интересных событиях из истории, жизни, посвященных праздничной дате, сопровождает повествование музыкой. Произведения звучат и на фортепиано, и в грам записи. Ребята могут исполнить свои любимые песни, танцы (необязательно посвященные праздничному событию). Эти свободные занятия сильнее воздействуют на детей, чем заученное мероприятие.

На занятии, не связанном с праздничной датой, тема не должна формально объединять материал. Здесь главное - с помощью избранной темы показать возможности музыки, связать ее с жизнью. Например, на занятии «Природа и музыка» важно подобрать выразительный музыкальный репертуар (уже знакомые произведения и новые). Детям раскрывают изобразительные и выразительные возможности музыки, объясняют, как музыкальны ми средствами можно отразить различные жизненные явления, передать настроение, созвучное картине природы: любование ее красотой, завороженность («Росинки» С. М. Майкапара), тревогу, смятение («Зимнее утро» П. И. Чайковского), могущество, силу («Море» Н. А. Римского-Корсакова), чистоту, нежность, беззащитность («Подснежник» П. И. Чайковского из цикла «Времена года») и т. д.

Музыкально-тематическое занятие еще одна разновидность тематического занятия. Тема его связана с самой музыкой, позволяет наиболее полно дать детям представления о музыкальном искусстве, выразительных возможностях музыкального языка, познакомить их с инструментами и т. д. Темы таких занятий могут быть различными: «Темп в музыке и его выразительное значение», «Тембр в музыке», «Регистр», «Динамика», «Интонация в музыке и речи», «Народные музыкальные инструменты», «Инструменты симфонического оркестра», «Русская народная пес ня» и т. д.

Сюжетное музыкальное занятие не только объединено общей темой, но имеет единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, развивает воображение, дает простор творческой фантазии.

Дети всегда с интересом воспринимают сказочную ситуацию и по ходу действия сочиняют свои марши, песенки, танцы. Фраг менты классической музыки изобразительного характера усиливают впечатление необычности обстановки, дают толчок творчеству («Утро», «В пещере горного короля» Э. Грига, «Море» Н. А. Римского-Корсакова, «Марш Черномора» М. И. Глинки и др.).

В зависимости от сюжетной линии ребятам предлагаются творческие задания, в которых необходимо не только сочинить мелодию, но и передать в ней определенное (заданное) настроение: «Спой свой марш так, чтобы нас не услышали злые волшебники, но так, чтобы нам было не страшно выбираться из темной пещеры», «Сколько налетело комаров! Давайте сочиним веселую полечку и спляшем, чтобы отогнать их» (музыкальный руководи тель Н. Н. Харчева, Москва).

Игровые и сказочные ситуации используются на занятиях и в виде фрагментов. В младшей группе даже ритмическая разминка может быть дана в образной форме (музыкальный руководитель Л. А. Волкова, Москва): «Выглянуло солнышко - погреем ручки. А сейчас полежим у речки на теплом песке - работаем носочками, делаем круговые движения, перевернулись на спину, бьем ножками по воде. Какая гора песка! Ищем камешки. Посмотри на солнышко: какой красивый камешек! Спрячь его. А ты нашел? Может, подаришь его мне? Спасибо! Ловите жучков! Подуй, отпусти его на волю! А ты кого поймал? Кузнечика? Отпусти его - пусть прыгает! Что случилось? Дождик! Все под зон тик! Кончился дождик? Попляшем!»

Поиски образных движений в воображаемой ситуации подготавливают детей к творчеству, расковывают их фантазию. При этом тематические занятия, несмотря на увлекательную форму, не должны носить характер развлечения или отрепетированного мероприятия.

Все виды тематических занятий применяются в каждой возрастной группе. Различны лишь содержание репертуара, сведения о музыке.

Комплексные занятия. Цель этого вида занятий - дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим, ориги нальным языком передать мысли, настроения в каких-либо видах художественной деятельности.

Поэтому на комплексных занятиях важно не формально, а продуманно объединять все виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведени ях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произве дения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.

Комплексное занятие имеет те же разновидности, что и темати ческое. Тема может быть взята из жизни или позаимствована из сказки, связана с определенным сюжетом, и, наконец, темой может быть само искусство.

Это многообразие тем обогащает содержание комплексных занятий, предоставляет педагогу широкий выбор.

Тема, взятая из жизни или связанная со сказкой, например «Времена года», «Сказочные персонажи», помогает проследить, как один и тот же образ передается разными художественными средствами, найти сходство и отличие в настроениях и их оттенках, сравнить, как показан образ ранней весны, только просыпаю щейся природы и бурной, расцветающей, и отметить при этом наи более яркие выразительные особенности художественного языка каждого вида искусства (звуки, краски, слова).

Важно, чтобы смена художественной деятельности не носила формальный характер (дети слушают музыку о весне, рисуют весну, водят весенние хороводы, читают стихи), а объединялась бы задачей - передать сходное с музыкой настроение в рисунке, движениях, стихах. Если произведения не созвучны по образному содержанию, а лишь объединены общей темой, например, после прослушивания фрагмента пьесы П. И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года» (нежного, мечтательного), звучат строки из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» - «Не ветер бушует над бором...» (суровые, несколько торжественные), не соответствующие характеру музыки, но близкие ей по теме, не обходимо обратить внимание детей на контраст настроений, иначе цель занятия не будет достигнута.

На занятии, посвященном теме «Сказочные персонажи», инте ресно не только проследить, как по-разному или похоже передается один и тот же образ в разных видах искусства, но и сравнить несколько музыкальных произведений, написанных на одну тему, например: пьесы «Баба-Яга» П. И. Чайковского из «Детского альбома», «Баба-Яга» М. П. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки» и симфоническую миниатюру «Баба-Яга» А. К. Лядова или пьесы «Шествие гномов» Э. Грига и «Гном» М. П. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки» и др.

Сложнее проводить комплексное занятие, темой которого яв ляются само искусство, особенности выразительных средств: «Язык искусства», «Настроения и их оттенки в художественных произведениях» и т. д.

На занятии по первой теме можно сравнить краски в живописи с тембрами музыкальных инструментов или некоторыми другими средствами выразительности (регистром, динамикой и их сочета ниями). Предложить детям прослушать музыкальные произведения в высоком (светлом) регистре и низком (темном), исполненные ярким, громким звуком и нежным, тихим, сопоставив эти средства музыкальной выразительности с интенсивностью цвета в живописи.

Можно поговорить и о сочетании различных средств вырази тельности, например сыграть детям произведения с одной динамикой (тихой), но в разных регистрах (высоком и низком), чтобы они услышали разницу в характере музыки. Тихое звучание в верхнем регистре создает нежный, светлый характер («Вальс» С. М. Майкапара), а в нижнем - таинственный, зловещий («Ба-ба-Яга» П. И. Чайковского). Эти произведения также сопоставляют с картинами.

На комплексном занятии по второй теме нужно найти общие настроения, переданные в разных видах искусства. Здесь применяются творческие задания, например передать в движениях характер веселого или трусливого зайчика, сочинить о нем песенку, сказку, нарисовать его. Знакомясь с выразительными возможностями этих видов искусства, дети постепенно приобретают опыт восприятия художественных произведений.

Темой такого комплексного занятия может быть и одно настроение с его оттенками, например: «Торжественное настроение» (от радости до скорби), «Радостное настроение» (от светлого, нежного до восторженного или торжественного). Эти оттенки настроений прослеживают на примерах разных видов искусства и передают в творческих заданиях: сочинить песенку (приветливую, нежную или веселую, радостную), выразить этот характер в движениях, нарисовать рисунки, в которых были бы видны эти настроения.

Педагог может также заострить внимание детей на наиболее удачно найденных образах и поговорить с ними о том, как удалось передать то или иное настроение. Иногда проводят игру, угадывая, какое настроение хотел выразить ребенок в сочиненном им движении (танце, песенке, марше).

Комплексное занятие может быть объединено и сюжетом, например сказочным. Тогда, как и в тематическом занятии подоб ного вида, творческие проявления детей реализуются полнее.

Подготавливает комплексные занятия музыкальный руководитель совместно с воспитателями, чтобы использовать все знания и умения, которые дети получили на других занятиях. Проводятся эти занятия примерно один раз в месяц.

1 См.: Корой Е. Ф. Вариативность типов занятий музыкой как условие активизации музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.- М., 1988.

Вопрос и задания

1. Назовите виды индивидуальных занятий и занятий по подгруппам.

2. Разработайте варианты структуры типового занятия.

3. В чем заключается содержание различных видов фронтальных занятий?

4. Обоснуйте целесообразность применения занятия каждого вида.

5. Составьте конспекты занятий каждого вида и обсудите их содержание.

Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам и фронтальные, в зависимости от числа участвующих в них детей.

Индивидуальные занятия и по подгруппам проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно. Этот вид занятий применяется и в других группах, чтобы уделить внимание развитию каждого ребенка.

Фронтальные занятия проводятся со всей группой детей. В них представлены все виды музыкальной деятельности.

Типовое занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности. В доминантном - какой-либо вид музыкальной деятельности преобладает. Как вариант доминантного занятия - выстраивание содержания для развития отстающей музыкальной способности. В подобном случае доминируют те виды музыкальной деятельности, которые могут ее развить. Этот вид занятий используется на занятиях фронтальных, индивидуальных и по подгруппам.

В тематическом занятии выбирается тема, объединяющая все виды деятельности, может быть фронтальным, индивидуальным и по подгруппам. Комплексное занятие содержит разные виды искусства, виды художественной деятельности, бывает фронтальным и проводится со всей группой детей.

Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития.

Занятия индивидуальные и по подгруппам.

Детей принимают в ДОУ с полутора лет. В этом возрасте ребенок нуждается в особом внимании взрослого. Он еще не способен согласовывать свои действия с действиями окружающих, поэтому музыкальные занятия проводятся в индивидуальной форме два раза в неделю по 5-10 минут. В 1,5-2 года малыши уже свободно ходят, бегают, начинают овладевать речью, но у них еще нет опыта общения с другими детьми. Особенностью типового занятия в группах раннего возраста является слитность всех разделов, объединение различных видов музыкальной деятельности. Ребенок слушает музыку и реагирует на ее характер движениями, может подпевать без слов, помахивать в такт музыке игрушкой. Чтобы усилить эмоциональную реакцию детей, применяется сопоставление контрастных произведений.

Для формирования устойчивого положительного отношения к музыке широко используются игровые приёмы, игрушки, атрибуты. Индивидуальные занятия проводятся не только с детьми раннего возраста. Это вызвано тем, что все дети развиваются неодинаково, а так же спецификой музыкальной деятельности, предполагающей контакт с каждым ребенком в отдельности. По содержанию индивидуальные занятия бывают преимущественно доминантными. Преобладать может не только один вид деятельности, занятие может быть направлено на развитие какой-либо музыкальной способности. В индивидуальных занятиях нуждаются не только отстающие дети, но и опережающие в развитии своих сверстников. Занятия с отстающими детьми позволяют найти причину задержки развития.


Индивидуальные занятия необходимы при обучении и игре на музыкальных инструментах. Занятия по подгруппам проводятся в тех же случаях, что и индивидуальные, разновидности их такие же. Доминантные занятия по подгруппам помогают выявить похожие недостатки в музыкальном развитии нескольких детей. Детей, проявляющих склонности к отдельным видам деятельности, так же объединяют по подгруппам. На таких занятиях готовят коллективные номера, чтобы показать их остальным детям на праздничном утреннике. Обучать игре на музыкальных инструментах так же можно в подгруппах. Когда дети овладели первоначальными навыками игры на индивидуальных занятиях, их учат играть в ансамбле, оркестре.

Фронтальные занятия. Доминантные занятия. Тематические занятия. Комплексные занятия.

Постепенно по содержанию занятия приближаются к фронтальным. Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам проводятся по мере необходимости. В среднем и старшем возрасте фронтальные занятия становятся основным видом занятий. Они так же делятся на типовые, доминантные, тематические и комплексные. Типовые занятия включают все виды музыкальной деятельности. Но зачастую из-за малого времени занятия, все виды деятельности использовать невозможно. Главное условие - чтобы отсутствие какого-либо вида деятельности не было постоянным.

Практика показывает, что реже всего используются на занятиях слушание музыки и игра на музыкальных инструментах, преобладает пение и музыкально-ритмические движения. В этом заключается большая ошибка, так как отсутствие раздела «Слушание музыки» обедняет музыкальные впечатления детей, а игра на музыкальных инструментах способствует развитию музыкального слуха, что недостаточно только в пении. Слушание музыки развивает важнейшую музыкальную способность - эмоциональную отзывчивость на музыку, которая необходима для успешного обучения всем видам музыкальной деятельности. Фронтальные занятия имеют традиционную структуру, но необходимо постоянно варьировать ее, чтобы не исчезал интерес к музыкальным занятиям.

Структура фронтального занятия:

Вход под музыку. Постепенно музыку нужно менять.

Музыкально-ритмические упражнения.

Дети садятся, и педагог переходит к разделам «Слушание музыки», «Пение» и «Игра на музыкальных инструментах, включая творческие задания.

В завершении занятия - песня или игра.

Выход под музыку.

В этом варианте использованы все виды музыкальной деятельности. Музыкально-образовательная деятельность не имеет особого места в структуре. Сведения о музыке и способах действий дети получают по ходу всего занятия.

Вариативность структуры музыкального занятия проявляется в объединении двух видов музыкальной деятельности: слушание с музыкально - ритмическими движениями или игрой на инструментах, пение с музыкально-ритмическими движениями или игрой на инструментах. Такие варианты позволяют повысить интерес детей к занятию и к музыке. Необходимо тщательно продумывать очередность заданий: петь после пляски тяжело, задания, требующие эмоциональной и умственной активности, лучше давать в начале занятия, регулировать физическое и психическое состояние детей, меняя вид деятельности, нагрузки, характер звучания музыки.

Доминантные занятия. Тематические занятия. Комплексные занятия.

Этот вид занятия используется для развития какой-либо музыкальной способности. Например:

1. Если преобладающим видом деятельности является восприятие музыки, то могут применяться и другие виды деятельности, чтобы дети умели не только слушать музыку, но и выражать характер музыки с помощью исполнительских и творческих умений, которыми уже владеют: в движении, в игре на музыкальных инструментах.

2. Если доминирует пение, педагог концентрирует внимание на развитии вокально-хоровых навыков. Другие виды деятельности помогают приобрести те умения, которые необходимы им в пении: чтобы исполнение было выразительным, полезно провести беседу о характере, настроениях, которые предстоит передать детям, уместен прием сопоставления с другими песнями, контрастными по характеру или похожими с исполняемой песней. Чтобы избежать однообразности можно использовать игры с пением, хороводы.

3. Если доминируют музыкально-ритмические движения, такое занятие сопровождается слушанием музыки, беседой о ее характере, который дети должны передать в движениях. На таких занятиях широко используются творческие задания, игры-угадайки, дети импровизируют танцевальные движения, коллективно сочиняют танцы.

4. Если доминирует игра на музыкальных инструментах, можно расширить их представления о различных музыкальных инструментах с помощью прослушивания записи звучания различных музыкальных инструментов, провести игры по угадыванию тембров различных инструментов, использовать творческое задание по оркестровке произведения.

5. Если доминирует детское музыкальное творчество, можно использовать все его разновидности - песенное, музыкально-ритмическое, музицирование.

Тематические занятия. Комплексные занятия.

Выделяют три разновидности: собственно тематические, музыкально-тематические, сюжетные в зависимости от характера избранной темы, наличия сюжета. Тема может быть взята из жизни и связана с музыкой, например, «Осень», «Природа и музыка». Тематическое занятие иногда проводят вместо утренника. Вместо концерта, педагог рассказывает об интересных событиях, из истории, жизни, посвященных праздничной дате, сопровождает повествование звучанием музыки в записи, дети могут исполнить любимые песни, танцы (необязательно посвященные праздничному событию). Эти свободные занятия сильнее воздействуют на детей, чем заученное мероприятие.

В музыкально- тематическом занятии тема связана с самой музыкой, например такие темы «Темп в музыке и его выразительное значение», «Тембр в музыке», «Динамика» и т.д.

Сюжетное музыкальное занятие не только объединено общей темой, но имеет единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, развивает воображение, дает простор творческой фантазии. В зависимости от сюжетной линии детям предлагаются творческие задания, в которых необходимо не только сочинить мелодию, но и передать в ней определенное настроение. Игровые и сказочные ситуации используются на занятиях в виде фрагментов. Главное требование к такому занятию - занятие не должно носить характер развлечения или отрепетированного мероприятия. Все виды тематических занятий используются в каждой возрастной группе, различаются только содержанием репертуара и сведениями о музыке.

Комплексные занятия.

Цель таких занятий - дать детям представление о специфике различных видов искусства, выразительных особенностях их художественных средств, возможностям своим, оригинальным языком передать мысли, настроения в каких-либо видах художественной деятельности. Поэтому необходимо не формально, а продуманно объединять разные виды искусства, находить черты близости и различияв произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства. Комплексное занятие имеет те же разновидности, что и тематическое занятие. Тема, взятая из жизни или связанная со сказкой, помогает проследить как один и тот же образ передается разными художественными средствами, найти сходство и различие в настроениях и их оттенках.

Важно, чтобы смена художественной деятельности не носила формальный характер, а объединялась задачей - передать сходное с музыкой настроение в рисунке, движениях, стихах. Если произведения не созвучны по образному содержанию, а лишь объединены общей темой, необходимо обратить внимание детей на контраст настроений. По теме «Сказочные персонажи» необходимо проследить, как передается один и тот же образ в разных видах искусства, а так же сравнить несколько музыкальных произведений, написанных на одну тему. Сложнее проводить комплексное занятие, темой которого является само искусство, особенности выразительных средств. Подготавливают комплексные занятия музыкальный руководитель совместно с воспитателем, чтобы использовать все знания и умения, которые дети получили на других занятиях. Проводятся эти занятия примерно один раз в месяц.

Главная и первая форма организации - музыкальные занятия, которые можно разделить по разным параметрам:

Типовое занятие включает в себя все виды музыкально деятельности:

Структура типового занятия:

  • 1. Вход в зал.
  • 2. Музыкально-ритмические движения в виде упражнений.
  • 3. Слушание музыки.
  • 4. Пение, включающее: распевание, речетация с речевой вокализацией, разучивание песен.
  • 5. Музыкально-ритмические движения в виде игр, танцев, хороводов.
  • 6. Игра на д.м.и.
  • 7. Творческие задания (они могут быть в каждом виде деятельности).

Доминантное занятие какой-либо вид музыкальной деятельности. Например занятие выстраивается с целью развития отстающей у ребенка музыкальной способности, то есть, доминируют те виды деятельности, которые могут ее развивать. Используется этот вид занятий на занятиях фронтальных, индивидуальных и подгрупповых.

Например, доминантное занятие по пению имеет следующую структуру:

  • - Вход в зал под маршевую песню.
  • - Слушание вокальной музыки, песни.
  • - Пение - расширенный раздел.
  • - Игра, хоровод с пением.
  • - Д.м.и. - попевки.

Планируя доминантное занятие по развитию чувства ритма, необходимо хорошо продумать музыкальный репертуар, например, для слушания предложить детям песню с интересным ритмом ("Неаполитанская песенка" П. Чайковского).

Для тематических занятий выбирается одна тема, объединяющая все виды музыкальной деятельности. Тематическое занятие может быть фронтальным, индивидуальным, подгрупповым.

Комплексное занятие содержит все виды искусства, все виды художественной деятельности. Занятие бывает фронтальным, проводится со всей группой детей.

Требования, предъявляемые к содержанию и структуре занятия:

  • - реализовать идейно-нравственное воспитание детей средствами искусства;
  • - приобщить детей к жизни детского сада, к общественным природным явлениям; помочь сплочению детского коллектива; побудить к активному, но посильному участию в преобразовании жизни детского сада, стремясь сделать её привлекательной и радостной;
  • - обеспечить поступательное движение в развитии музыкальных способностей, а также в формировании навыков и знаний в исполнительской и творческой деятельности;
  • - сделать занятия вариативными, чтобы дети приучались действовать в новых условиях, соответствующих их возрастным особенностям;
  • - сочетать индивидуальный, дифференцированный и фронтальный подход, который делает учебный процесс экономным и обеспечивает оптимальное развитие всех детей.

Фронтальный подход позволяет сократить срок выполнения учебных заданий, так как даются общие методические указания, демонстрируется общий показ (исполнение музыкального произведения, рассматривание художественной картинки, объяснение тех или иных приёмов исполнения). Обычно за демонстрацией и общим пояснением следует исполнение детьми тех или иных действий.

Дифференцированный подход осуществляется путём выполнения одинакового задания небольшой группой детей (5-8 чел.), сходных по уровню подготовленности, развитию, возрастным возможностям. Это позволяет разнообразить, дифференцировать и учебные задания: одним детям предлагается выполнить их сразу, другим - постепенно. Все дети усваивают материал, но темп и качество его усвоения различны. Например, разучивается один и тот же репертуар, но задания для детей разные. Старшие выразительно исполняют песню, одновременно подыгрывая на детском инструменте, а младшие слушают их пение и игру. Или же младшие выполняют сравнительно лёгкие задания, а старшие - более сложные, например, поют более сложную часть песни.

Индивидуальный подход - требует от педагога предварительного знакомства с особенностями музыкального развития каждого ребёнка. Выводы о различном уровне развития музыкальной деятельности детей можно делать, наблюдая за ними лишь в процессе постоянного общения.

Таким образом, суть индивидуально-дифференцированного подхода к детям на фронтальных занятиях в том, чтобы обеспечить каждому ребёнку соответствующую нагрузку, с тем, чтобы все нужные ступеньки были освоены. дошкольным образовательный музыкальный

На музыкальных занятиях, как и на других занятиях, осуществляется общевоспитательная работа, развиваются специальные способности, формируется творческое, инициативное отношение к учебному материалу. Требования к качеству усвоенных навыков усложняются и повышаются от группы к группе. Отличительным является то, что ребят обучают сразу нескольким видам деятельности (пению, движению и т.д.), чего нет на других занятиях. На физкультурные занятия тоже включают различную детскую деятельность - упражнения гимнастического типа, игры, перестроения, но они направлены только на развитие движений.

Трудность построения занятия заключается в том, что педагогу необходимо умело переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая эмоционального подъёма, когда звучат произведения, различные по тематике, настроению.

Другая трудность - последовательность разучивания учебного материала: первоначальное знакомство, усвоение навыков в процессе обучения, повторение, закрепление, исполнение выученного. На одном занятии этапы разучивания того или иного произведения могут не совпадать. Например, из трёх песен, над которыми ведётся работа, одна усвоена хорошо и выразительно исполняется, другая прослушивается впервые, третья только разучивается. Аналогичен процесс обучения ритмики - в новой пляске дети постепенно усваивают отдельные её элементы, а знакомую музыкальную игру повторяют.

Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования:

  • - умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей;
  • - последовательное распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара; преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивание музыкального репертуара; вариативность и соответствие возрастным возможностям детей.

Учебный материал различен по степени трудности. Задания, которые требуют достаточной умственной активности, большого внимания, следует давать детям в начале занятия, учитывая степень его сложности. Перед пением, например, не рекомендуется выполнять физически трудные упражнения, так как они нарушают ритм дыхания и мешают качественному пению. Необходимо также к концу занятия снизить интенсивность движений и общую нагрузку.

Характер деятельности вызывает различные эмоции у ребят. Весёлая, интересная игра повышает активность, поэтому её лучше провести не в начале занятия, а после выполнения более сложных заданий.

В практике обучения считается целесообразным распределение различных видов деятельности в такой последовательности. Вначале занятия даются небольшие музыкально-ритмические упражнения, чаще тренировочного характера (отдельные элементы танца, построения, необходимые для новой пляски, хоровода, праздничного шествия). Эти движения организуют внимание детей и подготавливают их к заданиям, требующим слухового внимания. После упражнений ребята садятся, слушают музыку и поют. Пение включает разнообразные вокальные упражнения, выполнение творческих заданий, упражнения на развитие музыкального слуха, разучивание 2-3 песен. Следующим этапом обучения является музыкально-ритмическая деятельность в форме игры, весёлой пляски, хоровода. Спокойные задания, чередуются с динамичными, позволяют распределять физическую нагрузку равномерно. Построение занятия следует варьировать. В основу занятия может быть положена определённая тема, например, знакомство с жанром марша, танца или с элементами музыкальной выразительности, например, с темпом, регистрами. Тогда при слушании музыки, в пении, в движении педагог использует такие приёмы, которые подчёркивают элементы музыки, значимые для выбранной темы, и это приобщает детей к данной теме. Подобный тип занятия можно назвать тематическим. Ещё один тип занятий, так называемый комплексный, в котором тема воплощается не только музыкой, но и изобразительным, литературным искусством. В основе лежит художественный образ, характерные признаки которого присутствуют в музыке, поэзии, рисунке, театрализованном действии. Объединяет занятие также общая воспитательная задача ("знакомство с космосом", "проводы зимы", "родная армия и т.д.). Подобные варианты построения занятий обогащают художественный опыт ребёнка. Структура занятий должна быть гибкой и в зависимости от возраста ребят, содержания, особенностей материала видоизменяться. Можно начать занятие без ритмических упражнений, с пения или слушания музыки, а также с исполнения новой песни или пьесы для движения. В группах раннего и младшего дошкольного возраста занятия носят более свободный, непринуждённый, игровой характер. Педагог должен проявлять активность и творчество, продумывая построение музыкальных занятий.

Интегрированное занятие - в нем прослеживается взаимосвязь взаимовлияние и взаимопроникновение (интеграция) содержания разных разделов программы, различных видов деятельности, разных видов искусства, работающих на раскрытие темы, явления, образ.

Чтобы разнообразить впечатления детей, развивать их музыкальные способности, вкус, потребность в музыке, необходимо при организации и проведении музыкальных занятий использовать различные виды музыкальных занятий, варьировать в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития.

Конспект доминантного музыкального занятия

«В поисках мелодии»

Цель. Развитие творческих способностей детей посредством элементарного музицирования с использованием ИКТ.

Задачи. Воспитывать интерес и любовь к музыке и музицированию.

Развивать эмоциональность детей как важнейшую основу их внутреннего мира и способности воспринимать, сопереживать и понимать музыку.

Формировать звуковысотный слух.

Учить чисто интонировать мелодию.

Развивать коммуникативные качества посредством музыки.

Ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке, используя для этого детские музыкальные инструменты.

Различать шумовые и музыкальные звуки.

Умение произносить стихотворный текст в определенном темпе под музыку (мелодекламация).

Развивать музыкальное восприятие и слух, уметь дать правильную характеристику музыкальным произведениям, определять характер и настроение в музыке.

Развивать умение импровизировать танцевальные движения под музыку соответствующего характера, на основе приобретенных навыков.

Обучать правильно передавать ритмический рисунок мелодии, исполняя её на музыкальном инструменте.

Воспитывать умение слаженно играть на музыкальных инструментах в оркестре.

Передавать плавность, выразительность, красоту движений при исполнении танца.

Оборудование, материал:

детские музыкальные инструменты (металлофоны, музыкальные треугольники, маракасы, кастаньеты, румба, бубны, барабан); пособие к музыкально-дидактической игре; ТСО.

Предварительная работа:

Обучение детей приемам игры на различных музыкальных инструментах, знакомство с классификацией.

Использование музыкально дидактической игры «Ритмическое лото»,

Муз игра «Веселый поезд» Е. Матвиенко;

Муз. Игра «Укрась музыку». Е.Матвиенко

Ф.Шуберт «Серенада».

Ход занятия:

(Дети заходят в зал, встают в круг).

Муз.рук-ль: Здравствуйте, ребята! (дети отвечают). А вы знаете, что значит «Здравствуйте»? Это слово произошло от слова «Здравие» – «Здоровье». А что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель. Давайте и мы с вами, чтобы быть здоровыми, сделаем сейчас небольшую зарядку. Давайте, поздороваемся с вами нашей «здравной» песенкой.

Музыкальная разминка «Песенка-приветствие».

  1. Ты шагай, шагай,

Ты шагай, шагай, шагай, себе пару выбирай.

Поздоровайся ладошкой, поздоровайся и ножкой,

Плечиком и локотком и конечно язычком – «Здравствуйте!».

  1. Ты шагай, шагай, шагай своей дорогой не зевай!

Поздоровайся головкой, как ты делаешь все ловко!

Пальчиком и кулачком и, конечно язычком – «Здравствуйте!».

3. Ты шагай, шагай, шагай своей дорогой не зевай!

Ты шагай, шагай, шагай, другую пару выбирай.

Поздоровайся макушкой и своим красивым ушком,

Спинкой, тепленьким бочком и, конечно, язычком – «Здравствуйте!».

На экране появляется фея музыки.

Муз. рук: Ребята, смотрите, сама фея Музыки пришла сегодня к нам в детский сад, что же она хочет нам сказать?

Злая колдунья Скрипунья украла мою мелодию, разорвала и разбросала повсюду нотки. Я теперь не могу петь. Помогите мне, пожалуйста, найти мои нотки».

Муз.рук . Ну, что, ребята, поможем фее Музыки, ведь мы без неё и праздников не справим, и маме песенку не споём!

(дети отвечают)

Муз.рук : Давайте ещё раз вспомним, что мы будем искать?

(дети отвечают -мелодию).Из

Чего складывается музыка?

(Дети отвечают: из звуков)

Как записывают музыку? Как называются знаки, которыми записывают музыку?

Правильно, мелодию записывают нотами, нам надо найти нотки, которые

Скрипунья украла, только просто так её она нам не отдаст

М.Р.: А какие звуки бывают?

Дети отвечают: музыкальные, шумовые, высокие, низкие, длинные, короткие.

М.Р. ребята, вы готовы пройти все испытания и помочь фее музыки? Тогда нам пора отправляться в путь. Занимайте места в поезде. А чтобы было веселей, давайте возьмем с собой музыкальные инструменты.

(Исполняется муз игра «Веселый поезд») автор Е. Матвиенко

М.Р.: Посмотрите, ребята, сколько снега выпало! (берет в руки покрывало).

М.р . ребята, смотрите, какое большое снежное покрывало! На что оно похоже? Интересно, а для чего оно здесь лежит?

Ребята, а что можно делать с этим покрывалом? (дети высказывают своё мнение).

М.Р. А давайте мы с вами потанцуем!

Исполняется вальс снежинок. (танцевальная импровизация)

После танца музыкальный руководитель находит в сугробе первую нотку и просит ребенка прикрепить её на доску.

М.р .: ребята, а кто мне скажет, какие бывают музыкальные инструменты? (мнения детей).

Правильно, инструменты бывают шумовые и музыкальные.

Вот вам и второе испытание : девочки, подойдите к столу и выберите себе музыкальные инструменты, а мальчики возьмут себе шумовые инструменты.

Предлагаю вам украсить музыку.

Когда музыка звучит тихо, то на каких инструментах вы будете играть?

А когда громкая?

(Проводится муз-дид. игра «Укрась музыку»).

М.р.:

Использование, каких инструментов, предметов вам понравилось

Больше? Почему?

(Муз.рук на столе находит вторую нотку).

М.р: Ребята, посмотрите, вот и вторая нотка нашлась.

А у меня для вас есть один сюрприз, вы любите сюрпризы? (Ответы детей).

Только для этого нужно послушать внимательно музыку, потому-что в ней и заключается сюрприз.

(Дети слушают в записи Серенаду Ф.Шуберта).

М.р. какая красивая мелодия. На что она похожа? А кто – нибудь узнал, на каком инструменте исполняли эту песню? (ответы детей).

М.р .: правильно, это играла труба. А вот вам и обещанный сюрприз, сейчас перед вами выступит настоящий музыкант, который умеет играть на трубе.

Выступление артиста.

М.р. (показывает ещё одну нотку). Вот и третья нотка нашлась, потому-что вы правильно угадали и назвали музыкальный инструмент.

М.Р. (обращает вни мание на доску, где изображены животные). Ничего не могу понять, почему здесь изображены разные животные? Как вы думаете?

(М.р. задает детям наводящие вопросы что изображено, почему животные разного размера, какие бывают звуки?).

Подвести детей к тому, что звуки бывают долгие и короткие, и что на карточках изображен ритмический рисунок.

М.р . предлагает детям простучать ритмический рисунок.

(Дети берут инструменты и простукивают ритмический рисунок, изображенный на карточках).

М.Р. А сейчас, давайте вместе исполним веселую песенку с помощью наших музыкальных инструментов. (Игра «Львёнок» автор Е. Матвиенко).

М.р.: Ребята, какие вы молодцы, смотрите, вот ещё одна нотка нашлась.

(М.р.предлагает ребенку прикрепить нотки на доске).

Фея музыки. Ребята спасибо вам, вы хорошо справились с заданиями, нашли нотки, которыми записывают мелодию, поэтому я хочу вам подарить свою песенку.

(Дети исполняют « Веселый оркестр 7 нот»)

  1. Шел по лесу музыкант, трогая березы,

Нотки на ладонь ему падали как слезы,

Он их вместе собирал, собирал любую,

И тихонько напевал песенку лесную.

Припев . Ми, ми, до, ми, ми, до,

  1. Дятел песни так стучал на огромной ели,

Даже волк её ворчал, слушая метели.

Слышал каждый в ней своё, что ему милее,

С песенкой зимой тепло, летом веселее.

Припев.

Щаба да бада бада,

Тук, тук, тук, тук, тук, тук.

Щаба да бада бада,

  1. Повторял её родник, по камням сбегая

В сердце леса он проник с песенкой играя.

Её знают все цветы, ветер над лугами,

Повторяй её и ты хором вместе с нами.

Припев . . Ми, ми, до, ми, ми, до,

Соль, соль, ля, соль, фа, ми, ре.

Ре, ре, си, ре, ре, си, фа, фа, соль, фа, ми, ре, до.

Тук, тук, тук, тук, тук, тук.

Щаба да бада бада,

Тук, тук, тук, тук, тук, тук.

Щаба да бада бада,

Проигрыш .

Припев.чок, чок. Чок, чок, чок, чок,

Ша ла ла ла ла ла ла

Чок, чок. Чок, чок, чок, чок,

Ша ла ла ла ла ла ла

Ми, ми. До, ми, ми, до,

Соль, соль, ля, соль, фа, ми, ре.

Ре, ре, си, ре, ре, си, фа, фа, соль, фа, ми, ре, до.

М.р .: какие вы молодцы, ребята, справились со всеми заданиями Скрипуньи и вернули песенку.

Что нового вы узнали сегодня на занятии ? (подведение итогов)

А теперь нам пришла пора прощаться, давайте скажем всем нашим гостям «До свидания!»