«Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада. Презентация к уроку на тему: Использование ИКТ в работе музыкального руководителя

ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада

Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада - из опыта работы

Кузьмина Татьяна Дмитриевна, музыкальный руководитель

Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада

Из опыта работы .

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней , разработка проектов и программ , способствующих формированию человека современного общества.

Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.

Детский сад - часть общества, и в нём отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии . Помочь нам, музыкальным руководителям , в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Красочные познавательные презентации, видеоклипы, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством , сделать встречу с музыкой более яркой , интересной.

Задачи музыкального воспитания в детском саду осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности : слушания музыки , пения, музыкально -ритмических движений, музыкально-дидактических игр , игры на детских музыкальных инструментах .

Средства новых информационных технологий я стараюсь включать во все виды музыкальной деятельности .

Так, в разделе «Слушание музыки » использую компьютерные презентации, видеоклипы, которые нахожу в интернете. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, яркие фотографии, портреты привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления. Они обогащают процесс познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение и помогают надолго их запомнить. Видеоклипы помогают детям понять содержание музыкального произведения , почувствовать смену настроения в музыке . Дети учатся высказывать свои чувства, размышлять об увиденном - поэтому развивается речь, мышление, художественный вкус. Но лучше не показывать их с первого занятия, а, сначала дать возможность высказать собственные представления о музыке , чтобы не навязывать детям определённые ассоциации. В нашей коллекции есть уже достаточное количество разных видео-показов по слушанию музыки , предусмотренных программой обучения. Это презентации по пьесам П. И. Чайковского “Март”, “Апрель”, “Октябрь”, Мультфильмы по произведениям В. Волкова “Резвушка”, С. Прокофьева “Прогулка”, С. Разоренова “Колыбельная”, А. Штейнвиля “Грустное настроение”, П. И. Чайковского “Весенние мелодии”, “Болезнь куклы”, “Новая кукла”, “Марш деревянных солдатиков”,“Баба Яга”,Мусоргского “Картинки с выставки”, Кабалевского “Клоуны”и т. д.

В разделе “Пение” использую слайды графического изображения различных попевок, упражнения для развития голосового аппарата, видео песенок-распевок, логопедические распевки. Дети смотрят на картинки и пропевают звуки на длительном выдохе с усилением голоса (тихо-громко) или наоборот (громко-тихо, звукоподражают голосом разной высоты.

В музыкально -дидактических играх также использую красочные озвученные презентации, такие как “Угадай звучание музыкального инструмента” , “Кого встретил колобок”, “Что делают в домике?”, “Яблонька”, “Солнышко”, “Поиграем в паузу” и т. д.

Применение ИКТ при выполнении музыкально -ритмических упражнений, различных танцев помогает детям более точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. В этом мне помогает просмотр специально созданных видеоклипов : “Ритмическая мозаика” – автор А. И. Буренина, “Танцевальная обучалочка” А. Евтодьевой. Разучивание танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям.

При обучении игре на музыкальных инструментах также использую видеоклипы “Весёлые музыканты” , “Оркестр для мамочки”, “Шумовой оркестр”, “Во поле берёза стояла”.

ИКТ позволила нам неоднократно участвовать на заочном Всероссийском творческом конкурсе “Талантоха”, где наши дети становились Дипломантами и Победителями в номинации “Вокальное и музыкальное творчество” .

Таким образом, практика работы с дошкольниками показывает, что использование ИКТ способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребёнка.

Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения, любые фотографии и иллюстрации для занятий.

Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес детей к музыке , активизируют внимание. Занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

Использование компьютера стало незаменимым при подготовке и проведении праздников и развлечений. В Интернете можно найти музыку , песни, фонограммы, подобрать танцы, сценарии, разнообразить праздники показом видеоклипов.

Но вместе с тем, стоит не забывать, что компьютер не заменит человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он должен дополнять педагога, но не заменять его. Главенствующая роль в музыкальном воспитании всегда останется за музыкальным руководителем .

Сидорова Т.В.

Музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР - детский сад

ГО Красноуфимск

Использование ИКТ - технологий в педагогической деятельности музыкального руководителя

Аннотация

Внедрение инновационных технологий в педагогический процесс музыкального воспитания способствует развитию творческого и ассоциативного мышления, речи, памяти детей дошкольного возраста, а также является средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса.

В настоящее время педагогические коллективы ДОО интенсивно внедряют в работуинформационно-коммуникационныетехнологий (ИКТ). Основная задача педагогов дошкольного учреждения - выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

ИКТ - технологии получили самое широкое применение в сфере дошкольного образования: в дошкольную образовательную среду внедряются интерактивное оборудование и программно-игровые комплексы; а также технологии дистанционного обучения.

В своей педагогической работе активно целенаправленно использую ИКТ - технологии. Применяю в практической деятельности системы интерактивного ввода-вывода SMARTTable и TeachTouch New: создана картотека презентаций, интерактивных пособий для шумового оркестра, интерактивные дидактические игры «Проверь себя», «Музыкальные инструменты», «Звуки природы» и др.

С целью эффективного применения в практике программируемого комплекса «Bee - bot» созданы: картотека иллюстраций на темы «Музыка П.И.Чайковского», «Мамина музыка», «Путешествие на карнавал животных» и др.. Дополнительным средством для активного включения в образовательную деятельность наглядного материала стал цифровой визуализатор (предмет-камера), для которого систематизированы комплекты наглядного, познавательного материала: «Детский альбом П.И.Чайковского», «Альбом юношества Шумана, «Сен-Санс и его Карнавал животных».

Благодаря непосредственному внедрению в педагогическую деятельность ИКТ - технологий, воспитанники научились самостоятельно и по назначению использовать программно - дидактическое оборудование в ходе музыкальных занятий; выдвигают способы решения проблемных ситуаций; умеют анализировать и обобщать при выполнении творческих заданий. Все это позволяет организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения.

Одним из составляющих педагогической деятельности музыкального руководителя, является формирование основ духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре с использованием ИКТ - технологий, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Смысл информатизации педагогического процесса музыкальной деятельности заключается в создании, как для педагогов, так и для воспитанников благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации.

Новые подходы к музыкальному образованию наряду с традиционными, требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Активное применение в процессе музыкального образования ИКТ - технологий, повышает эффективность занятия, позволяет сделать процесс обучения эмоционально - насыщенней, а также увлекает ребёнка, способствует повышению мотивации ребенка к деятельности. Разнообразие способов представления информации (графические изображения, схемы, мнемотаблицы, иллюстрационный материал, рисунки, многообразие тактильных ощущений) позволяет задействовать все основные сенсомоторные анализаторы дошкольника.

Использование интерактивного оборудования на музыкальных занятиях в ДОУ, способно радикальным способом изменить и поменять существующую систему обучения детей. Интерактивное оборудование обогащает процесс обучения, позволяет сделать образовательный процесс более эффективным, вовлекая в процесс восприятия информации большинство чувственных компонентов воспитанников.

Применение ИКТ - технологий в реализации содержания образования по направлению «Художественно-эстетическое развитие» в части музыкальной деятельности дошкольников, повышает эффективность учебно-воспитательной деятельности, активизирует инициативность, улучшает восприятие и усвоение материала, создает положительный настрой.

Сочетание комментариев педагога с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание детей к содержанию излагаемого материала и повышает интерес к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение и повышая качество излагаемой педагогом информации.

Возможность пополнить педагогический процесс ресурсами удаленного доступа, позволяет закрепить материал занятий в игровой форме, а также привлечь родителей в образовательную среду, которые в свою очередь становятся участниками образовательных отношений.

Применяя в образовательной деятельности инновационных технологий, педагог эффективнее использует время, сосредоточив внимание на обсуждении наиболее сложных фрагментов изучаемого материала.

Наряду с информационно-познавательным содержанием интерактивное занятие имеет эмоциональную окраску благодаря использованию в процессе её изложения интерактивного оборудования и элементов образовательной робототехники.

Использование ИКТ - технологий в процессе музыкального развития дошкольников может значительно разнообразить музыкальную деятельность детей, то есть ребенок становиться активным участником и создателем процесса. Ребенок начинает развивать интеллектуальные, творческие способности в дошкольном детстве - что очень актуально в век информационных технологий.

В ходе исследований выявлено, что при устном изложении материала воспитанник за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении ИКТ - технологий, основанных на зрительном и слуховом восприятии материала.

В настоящее время существует недостаточное количество программ и методических пособий по применению ИКТ - технологий, которые помогут педагогу-музыканту в дошкольном учреждении грамотно и эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии, поэтому освоение и реализация новых форм организации деятельности, способствует созданию авторских мультимедийных учебно-методических пособий, презентаций, музыкально-дидактических игр и материалов.

Использование новых инновационных технологий для разработки пособий и методических материалов, позволяет создать те материалы, которые требуются в конкретной ситуации, учитывая индивидуальные особенности детей, их интересы и потребности, постепенно повышая уровень сложности. Внедрение в педагогический процесс новых интересных пособий, помогает повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий: психологически облегчает процесс усвоения материала детьми; возбуждает живой интерес к предмету познания; расширяет общий кругозор детей; возрастает уровень использования наглядности на занятиях.

Средства новых информационных технологий включаются во все виды музыкальной деятельности. Интерактивное оборудование и дистанционные образовательные ресурсы - это современные средства передачи информации, направленные на поддержку инициативы ребёнка, выработку познавательных навыков, обеспечение взаимосвязанной деятельности преподавателей и воспитанников.

Использование интерактивного оборудования, программно-игровых комплексов, и дистанционных образовательных ресурсов на музыкальных занятиях в ДОО способствуют повышению уровня прочности усвоения знаний. Дети с большим интересом вникают в суть происходящего на занятии и лучше запоминают материал, то есть повышается инициативность.

Данная статья создает предпосылки для музыкальных руководителей в использовании интерактивного оборудования, программно-игровых комплексов, и дистанционных образовательных ресурсов в процессе реализации содержания образования по направлению «Художественно-эстетическое развитие» в части музыкальной деятельности дошкольников, как способа повышения эффективности качества образования.

Используемая литература:

1. Андреев, А. А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования [Текст] // Школьные технологии. 2001. - №3.

2. Новиков, С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С. П. Новиков // Педагогика. - 2003.- № 9.

3. Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии [Текст]. - М., 1999.

Интернет-ресурсы:

1. Афанасьева О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»

2. Беляков Е.В. « Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»

3. Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста».

4. Петелина Н.В. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в начальной школе.

Ирина Коновалова
«Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада»

Слайд 1.

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ И ВИДАХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Слайд 2.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Слайд 3.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.

Слайд 4.

Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Очень важно, что музыкальный руководитель, используя ИКТ, имеет дополнительную возможность передачи детям визуальной информации.

Слайд 5.

Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети обычно бывают более активными в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.

Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности.

Слайд 6.

Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации, которые или создаю сама или нахожу в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

Слайд 7.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому я создала электронные иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Например, в песне «Зима прошла» детям неясен смысл слов «канавка», «овражки», в песне «Солнечная капель» уточняем понятие «капель», поэтому я предлагаю посмотреть иллюстрации к песне, которые помогают уяснить значение слов.

Слайд 8.

Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.

Слайд 9.

Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специальных видеодисков, например, «Школа танцев для детей + детская мультдискотека» для детей от 2-х лет. Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям.

Слайд 10.

Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл?» «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т. д. Принцип построения таких презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания.

Слайд 11.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах можно использовать видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объяснять, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

Слайд 12.

Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики.

Слайд 13.

Таким образом, практика работы с дошкольниками в ДОУ показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.

На сегодняшний день это тем более актуально, что и в должностные обязанности музыкального руководителя ДОУ входит знание «основ работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами)», владение «электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами».

Слайд 14.

Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности детей. Это совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечера досуга и другое. Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы. Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём, создать радостное настроение. Использую компьютер для подбора музыкального сопровождения для праздников, развлечений, музыкальной деятельности и написания сценариев, конструктов, нотных партитур, оформления дидактических игр и других методических материалов и для обобщения опыта и т. д.

Слайд 15.

Использую мультимедийные презентации на праздниках (День защитника Отечества «Богатырская сила», 8 марта «Устами младенца», 9 Мая «Они сражались за Родину», выпуск в школу, развлечениях (викторина по сказкам А. С. Пушкина, «Фестиваль народных игр» и др., в образовательной деятельности («Доброта в жизни и музыке», «Страна вежливости» и др., дополнительном образовании («Колядки», «Масленица» и др.).

Слайд 16.

Использование ИКТ происходит не только в работе с детьми. Консультации и семинары для воспитателей тоже проходят с использованием презентаций, слайд-шоу. Так, при знакомстве с оформлением музыкального уголка в группе детского сада педагоги смотрят красочную фотопрезентацию, где показаны разнообразные варианты расположения музыкальных инструментов в группе, представлена видеовыставка музыкальных игрушек-самоделок для самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе. На педагогических советах представляю мультимедийные презентации по темам «Один день из жизни детского сада», «Экспериментальная деятельность – Ребенок в мире звуков», «Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ» и др.

ИКТ позволяют в доступном виде представить документацию для воспитателей, специалистов и администрации (консультации, анализ мониторинга, ознакомление с годовыми перспективным планом и отчет о проделанной работе).

Слайд 17.

В современной деятельности музыкального руководителя одну из важных функций имеет интернет–общение. Оно помогает обмену опытом с коллегами других регионов страны через различные образовательные и личные сайты. Среди наиболее популярных http://dohcolonoc.ru/ , http://www.musical-sad.ru/ , http://kladraz.ru , http://сайт/ , http://nsportal.ru , сайт фестиваля культуры и искусства PEDMIX.ru и другие. Они позволяют найти необходимую информацию в доступном для детей дошкольного возраста виде и в кратчайшие сроки.

Становится традицией включать презентации и на родительских собраниях, демонстрируя фотографии детей в повседневной жизни детского сада. В работе с родителями использую сайт детского сада, где размещаю консультации, фотографии с мероприятий, достижения воспитанников и др. Широко применяю ИКТ для музыкального и визуального оформления праздников и развлечений, на родительских собраниях, для подготовки материалов по проблемам музыкального образования детей в родительские уголки. И что особенно важно, ИКТ – технологии дают большие возможности для обработки и хранения музыкального материала.

Однако педагогу дошкольного образования, применяющему ИКТ-технологии в своей работе с детьми, всегда надо помнить о чувстве меры. Ведь использование современных компьютерных технологий в музыкальном воспитании дошкольников – это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед музыкальным руководителем детского сада. А ценности непосредственного общения с педагогом, живой музыки для малышей остаются неоспоримыми.

Слайд 18.

Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников - это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Главенствующая роль в музыкальном воспитании всегда останется за музыкальным руководителем!

Мананникова Марина Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №168"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: "Использование информационно - коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ"
Дата публикации: 27.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Использование информационно – коммуникационных

технологий в работе музыкального руководителя ДОУ.

Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом

отличается от мира, в котором выросли его родители и его невозможно

представить без интернета и информационно-коммуникационных

технологий. Возможности, предоставляемые интернет - ресурсами,

позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в

системе дошкольного образования. Это предъявляет качественно новые

требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного

образования.

Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием,

сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской

Федерации» и образовательном стандарте нового поколения.

Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов,

затрагивающих все основные направления модернизации образовательной

системы и ставит перед педагогами-дошкольниками следующие задачи:

Идти в ногу со временем;

Стать для ребёнка проводником в мир новых технологий;

Быть наставником в выборе компьютерных программ;

Сформировать основы информационной культуры его личности;

Повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность

родителей;

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех

направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Ключевыми направлениями процесса информатизации ДОУ являются:

1. Организационное:

Модернизация методической службы;

Совершенствование материально – технической базы;

Создание определенной информационной среды.

2. Педагогическое:

Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;

Внедрение ИКТ в образовательное пространство.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»

дошкольное образование является одним из уровней общего образования.

Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью

современного общества. Компьютеризация школьного образования имеет

довольно длительную историю, но в детском саду такого распространения

компьютера еще не наблюдается. При этом невозможно представить работу

педагога (педагога ДОУ в том числе) без использования информационных

ресурсов. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно

обновить воспитательно – образовательный процесс в ДОУ и повысить его

эффективность.

Что же такое ИКТ?

Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере

образования, использующие специальные технические средства (ПК,

мультимедиа) для достижения педагогических целей.

Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это

комплекс учебно – методических материалов, технических и

инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе,

формах и методах их применения для совершенствования деятельности

специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей,

специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции)

Как музыкальный руководитель я не представляю свою работу без

интернет - ресурсов. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно –

образное мышление. Главным принципом при организации деятельности

детей этого возраста является принцип наглядности. Использование

разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и

динамического позволяет мне быстрее достичь намеченной цели во время

музыкальных занятий с детьми. Использование интернет – ресурсов

позволяет сделать образовательный процесс информационно ёмким,

зрелищным и комфортным.

Я делаю подборку иллюстративного и видеоматериалов к играм, к

занятиям и утренникам, минусовых и плюсовых фонограмм песен.

Предъявление информации на большом экране в игровой форме вызывает у

детей огромный интерес. Теперь ребёнок может музыку не только слышать,

касается классической музыки, (например «Времена года» П.Чайковского или

Вивальди, «Картинки с выставки» М.Мусоргского, «Детский альбом»

П.Чайковского и т.д.), при восприятии которой ребёнку очень сложно

представить некоторые образы, тем более что у каждого человека они свои и

очень индивидуальны. И конечно же видеоизображение какой-либо

музыкальной пьесы или песни несёт в себе образный тип информации,

понятный дощкольникам. Движение, звук, мультипликация на экране

привлекают внимание ребёнка и обладают стимулом познавательной

активности детей.

В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это

наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых

методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам

независимо от места их проживания. Информационно – методическая

поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время

подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе

наглядных пособий к занятию.

С помощью интернета я делаю подбор дополнительного материала к

занятиям, знакомлюсь со сценариями праздников и других мероприятий,

обмениваюсь опытом с другими педагогами России. Сетевые сообщества

педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые

методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться

педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по

использованию различных методик, технологий..

С помощью программы Power Point делаю презентации для

повышения эффективности образовательной деятельности детей.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и

развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных

исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом

порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что

позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и

ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации –

формирование у малышей системы мыслей и образов. Подача материала в

виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает

ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет

построить учебно – воспитательный процесс на основе психологически

корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслей,

деятельности, гуманизации содержания обучения и

педагогических

взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций

целостности.

Основа любой современной презентации – облегчение процесса

зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких

образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения

детей имеет следующие достоинства:

Осуществление полисенсорного восприятия материала;

Возможность демонстрации различных объектов с помощью

мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно

увеличенном виде;

Объединение аудио-, видео – и анимационных эффектов в единую

презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого

детьми из учебной литературы;

Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия

сохранной сенсорной системе;

Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

Компьютерные презентационные слайд – фильмы удобно использовать

для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в

качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия

эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой

интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным

материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Использование цифровой фотоаппаратуры, видеокамеры и

соответствующих программ позволяют запечатлеть утренники и

развлечения, а затем создать незамысловатые фильмы и фотоотчёты. Затем

мы их просматриваем и обсуждаем вместе с детьми, отчего они получают

большое удовольствие, даже если сами находят ошибки.

ИКТ очень помогают в оформлении документации. Это составление

перспективных и календарных планов, диагностики в электронном виде.

Достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить

необходимые изменения.

Важным аспектом в своей работе я считаю своё участие, и участие

детей в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах,

викторинах, олимпиадах, что повышает мой уровень самооценки, как

педагога, а так же и моих воспитанников. Очное участие в таких

мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых

затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. Но при

этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество

зарегистрированных пользователей.

Таким образом, внедрение информационных технологий в ДОУ

имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств

обучения, так как они передают информацию быстрее;

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и

способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая

динамика занятия способствует эффективному усвоению материала,

развитию памяти, воображения, творчества детей;

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему

запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное

мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида

памяти: зрительная, слуховая, моторная;

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из

окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например,

рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя

или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например,

воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой

исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет

самостоятельно или вместе с родителями;

7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими

ограниченные возможности.

Использование информационных технологий поможет педагогу

повысить мотивацию обучения детей и приведет к целому ряду

положительных следствий:

Обогащение детей знаниями в их образно-понятийной целостности и

эмоциональной окрашенности;

Облегчение процесса усвоения материала дошкольниками;

Возбуждение живого интереса к предмету познания;

Расширение общего кругозора детей;

Возрастание уровня использования наглядности на занятии;

Повышение производительности труда педагога.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех

проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим

средством обучения. Не менее важны и современные педагогические

технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто

вложить в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь,

создать условия для проявления его познавательной активности.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными

(или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый

уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации

обучения и воспитания.

Итак, использование средств информационных технологий позволит

сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и

эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые

возможности раннего образования.

Информатизация образования открывает педагогам новые

возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых

методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию

инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного

процессов. В последнее время информационно-коммуникационные

технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации

воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

В отличие от обычных технических средств обучения

информационно-коммуникационные технологии позволяют не только

насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных,

соответствующим образом организованных знаний, но и развивать

интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в

дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.

Использование информационных технологий в образовании дает

возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-

образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

07 мая 2015

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 комбинированного вида Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

Фатеева О.И.,

музыкальный руководитель ГБДОУ №27

«Каждый участник образовательного процесса

сам решает, идти в ногу с будущим

или вышагивать пятками назад»

Анатолий Гин.

Руководитель международной

лаборатории Образовательных технологий

«Образование для Новой Эры»

Современные ИКТ и их роль в системе образования.

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования.

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-музыканты, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования.

Что такое ИКТ?

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео, кино). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология» . Вообще говоря, любая педагогическая технология- это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и её преобразование. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Детский сад - часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Каковы функции компьютера в педагогической деятельности

музыкального руководителя?

  1. Источник (учебной, музыкальной) информации
  2. Наглядное пособие
  3. Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение
  4. Средство подготовки выступлений.

Если говорить об использовании информационных технологий на музыкальных занятиях, то здесь они помогают решить ряд задач:

  • Делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.
  • Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
  • Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям, перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.

Возможности применения ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников.

Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ, как при подготовке к музыкальному занятию, на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках. Большую помощь при подготовке и проведению музыкальных занятий оказывает педагогу пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации PowerPoint.

Используя возможности программы PowerPointможно создавать мультимедийные презентации.

Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио - и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя)- наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана .

Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.

Подготовка презентаций - серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей.

Используя возможности программы Power Point можно разработать и использовать презентации по всем видам музыкальной деятельности:

Восприятие музыки: Во время знакомства с творчеством того или иного композитора использование портретов, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомство с жанрами музыки и т.д.

Музыкально – ритмические движения и танцы: Использование мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.

Пение: По графическому изображению разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни.

Музыкально-дидактические игры: Развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма, используя презентации «Весело – грустно», «Три жанра музыки», «Определи ритм» и др.

Игра на ДМИ: Знакомство с музыкальными инструментами, их звукоизвлечением. По схемам разучивать партии в оркестре.

На развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий. С помощью мультимедиа зрелищно смотрятся такие развлечения с детьми и родителями как «Угадай мелодию» и «2 рояля».

Создание мультимедийных презентаций требует от музыкального руководителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса детей к музыкальной деятельности.

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы применения ИКТ в работе музыкального руководителя:

  • Педагог не умеет пользоваться компьютером
  • Нет компьютера в домашнем пользовании педагога
  • Нет компьютера в музыкальном кабинете ДОУ
  • Недостаточная компьютерная грамотность педагога
  • Недостаточное программное обеспечение

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя.

Многое предстоит переосмыслить и сделать, чтобы использование ИКТ в музыкальном воспитании заняло своё достойное место. При этом, конечно же, не стоит забывать: в деле музыкального воспитания важнейшей остаётся роль музыкального руководителя, которого не сможет заменить ни один компьютер!

Литература:

Интернет-ресурсы:

  1. Петелина Н.В. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в начальной школе.
  2. Афанасьева О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»
  3. Беляков Е.В. « Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»
  4. Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста».