Как правильно оформлять отчет. Требования к оформлению отчета по практике. Перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов

размер шрифта

ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ- СТРУКТУРА И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ- ГОСТ 7-32-2001 (утв- Постановлением Госстандарта РФ от... Актуально в 2017 году

6. Правила оформления отчета

6.1 Общие требования

6.1.1 Изложение текста и оформление отчета выполняют в соответствии с требованиями настоящего стандарта, ГОСТ 2.105 и ГОСТ 6.38. Страницы текста отчета о НИР и включенные в отчет иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327.

Структурные элементы отчета

В трафике пространство для движения стульев должно обеспечивать комфорт, безопасность и видимость, чтобы пользователи могли оставаться рядом со своими спутниками, не препятствуя или препятствуя прохождению других пользователей. Питьевые желоба должны обеспечивать аппроксимацию инвалидных колясок.

Бассейны носиков должны быть на высоте 80 см, устройства привода должны быть электронными или ручными, но с рычагами для удобства использования. Использование захватных стержней является дополнительным, поскольку оно позволяет избежать поддержки над питьевыми фонтанами, которые могут поставить под угрозу безопасность пользователя.

6.1.2 Отчет о НИР должен быть выполнен любым печатным способом на пишущей машинке или с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков - не менее 1,8 мм (кегль не менее 12).

Текст отчета следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, левое и нижнее - 20 мм.

По словам Барроса, полы ванных комнат должны быть изготовлены из нескользящего материала. Туалетная чаша должна быть поднята на высоту 46 см, чтобы облегчить сесть. Стандарт для санитарных бассейнов - это высота 38 см, поэтому при необходимости необходимо предусмотреть платформу под бассейном. Дренажный клапан должен быть установлен на расстоянии 1 м от пола. Картон должен быть установлен на 45 см от пола, что облегчает удаление бумаги.

Когда в санитарном бассейне есть коробка, прикрепленная только боковая панель, будет достаточно. Идеальная высота туалета составляет 80 см относительно пола, трубы должны быть убраны во избежание контакта с пользователем. Управление краном должно быть автоматическим, или если это невозможно, его следует использовать для облегчения его обработки.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

6.1.3 Вне зависимости от способа выполнения отчета качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц, распечаток с ПЭВМ должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения.

Доступность - это право гражданина. Право всех людей участвовать на равной основе во всем, что происходит в обществе, в общественных или проверенных пространствах. Это означает возможность использования с безопасностью и общей или вспомогательной автономией, пространствами, зданиями, мебелью, оборудованием, транспортом, информацией или связью.

В рамках курса специализации в дизайне интерьера, в модуле «Доступность и здоровье», был проведен со студентами опыт, который направлен на то, чтобы привлечь внимание студентов к тому, как доступность рассматривается в проектах зданий. Для выполнения задачи студенты были разделены на четыре группы с пятью компонентами. Каждая группа должна попытаться получить доступ к объектам кампуса и проехать внутрь, используя инвалидные кресла и трости.

6.1.4 При выполнении отчета необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему отчету. В отчете должны быть четкие, нерасплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки.

6.1.5 Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки отчета, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью - рукописным способом.

Группы выполняли реле между зрительными и локомоторными недостатками, выбирая члена каждой группы, чтобы испытать недостаток, в то время как другие компоненты делали заметки. В конце мероприятия все ощущали ощущение ходьбы с некоторым трудом. График, установленный министерством, является обязательным; он не допускает каких-либо индивидуальных отступлений. Несоблюдение этого графика делает административное заявление неприемлемым. В этом случае файл не проверяется комиссией. Почтовый штемпель действителен или, в случае дематериализованного файла, дата отправки электронной почты.

Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы неполностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.

После внесения исправлений документ должен удовлетворять требованиям микрофильмирования, установленным ГОСТ 13.1.002.

6.1.6 Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, название изделий и другие имена собственные в отчете приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные и приводить названия организаций в переводе на язык отчета с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.

Кандидат должен убедиться, что все Два дополнительных документа, которые он направляет своим двум докладчикам, отправляются до истечения крайнего срока, и рекомендуется не ждать до последнего дня. Секционное отделение назначает двух докладчиков для каждого кандидата на получение квалификации. Поэтому кандидаты должны проявлять максимальную осторожность при составлении их при вводе этой информации, в частности, указав: название и университет надзора за диссертацией, имена и университеты всех членов жюри, дата защиты, точное название диссертации, предмет исследования, ориентация другой исследовательской работы.

6.1.7 Сокращение русских слов и словосочетаний в отчете - по ГОСТ 7.12.

6.2 Построение отчета

6.2.1 Наименования структурных элементов отчета "Список исполнителей", "Реферат", "Содержание", "Нормативные ссылки", "Определения", "Обозначения и сокращения", "Введение", "Заключение", "Список использованных источников" служат заголовками структурных элементов отчета.

Лаконизм или неясность информации, представленной на этом уровне кандидатом, препятствует назначению соответствующих докладчиков. Бюро оставляет за собой право обратиться к экспертам вне комиссии с просьбой сообщить о файле, который считается особенно техническим или вне компетенции членов комиссии.

Перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов

Раздел 17 напоминает, что записи должны состоять из всех следующих документов. Четырестраничная презентация кандидата, представляющего его / ее деятельность в области преподавания, исследований, администрирования и других коллективных обязанностей. Когда требуется диплом, создается копия отчета о защите диплома, включая список членов и необходимые подписи.

6.2.2 Основную часть отчета следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста отчета на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

6.2.3 Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа.

Эти необходимые документы будут депонированы через дематериализованную процедуру. Раздел напоминает, что Оборонительный отчет является важной частью файла. Он должен быть разбит на страницы, подписан всеми членами жюри и, конечно же, также целыми и неваженными.

Запрашиваемые детали специально для раздела 17 Заявители. Эта подробная биографическая справка не учитывается в списке из 3 или 5 документов максимум. Любого добавления другого помещения следует избегать. Для работы на иностранных языках полный перевод не требуется, но, по крайней мере, просьба о получении квалификации в качестве преподавателя-исследователя во Франции, значительный научный синтез на французском языке под существенное резюме, длительное введение и заключение, аналогичные документам, требуемым докторантами.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.

Пример - 1, 2, 3 и т. д.

Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой.

Пример - 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой.

Грамотное оформление отчета по практике: образец наполнения информационных блоков

Заявители, чьи дипломы были выпущены на другом языке, кроме французского, должны, когда они доступный, приложите к оригиналу перевод отчета об обороне. Рекомендательные письма не принимаются. Кандидаты на переквалификацию должны указывать дату их последней квалификации и раздела. Заявителям напоминают, что квалификация перестает быть действительной в конце четырехлетнего периода с 31 декабря года надписи в квалификационном списке.

Кандидат, который не получил квалификацию, получает письмо с сообщением о причинах его неквалификации. После официального опубликования результатов все индивидуальные вопросы должны быть адресованы исключительно президенту секции. Этот звонок традиционно делается в конце учебного года.

Пример - 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3 и т. д.

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.

Если текст отчета подразделяют только на пункты, их следует нумеровать, за исключением приложений, порядковыми номерами в пределах всего отчета.

Если раздел или подраздел имеет только один пункт, или пункт имеет один подпункт, то нумеровать его не следует.

Интерес кандидата заключается в том, чтобы обеспечить его рекордную максимальную удобочитаемость. Желательно различать неопубликованные статьи как «представленные», «принятые», «предстоящие», «в печати» и название журнала и вероятный год публикации. В случае с книгами договор должен быть прикреплен к файлу, и во всех случаях необходимо указать количество страниц, даже напечатанных, и формулировка биографических данных должна быть максимально четкой.

Кандидаты могут получить доступ к рамкам отчетов, сделанных докладчиками, путем консультаций на странице раздела «Отчеты о деятельности и документы», затем «Разное», затем «Отчеты шаблонов». Свяжитесь с докладчиками и методами отправки. Как только будут указаны имена докладчиков, указанных в разделе, кандидаты должны связаться с ними, чтобы спросить каждого из двух докладчиков, в какой форме он или она желает получить дополнительные документы в электронном файле. Некоторые докладчики могут запросить бумажную копию другие - в электронной форме или в другом режиме.

6.2.4 Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

6.2.5 Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.

Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Дополнительные документы должны быть отправлены до истечения срока. Заявителям настоятельно рекомендуется не ждать до последней минуты или в последний день и не давать подтверждение отправки: отправить зарегистрированным сообщением для бумажной копии, сохранить электронное письмо, отправленное репортеру для электронной передачи. отправляя электронное письмо с целью информирования каждого из докладчиков о желаемых желаниях, контакты должны быть сведены к минимуму между кандидатами и докладчиками.

Докладчики не обязаны подтверждать получение дополнительных отправленных документов. Кандидатам, сталкивающимся с трудностями при обращении к своим докладчикам с просьбой направить им свои дополнительные документы, предлагается направить президенту Секции 17 к указанному сроку.

6.3 Нумерация страниц отчета

6.3.1 Страницы отчета следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

6.3.2 Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

6.3.3 Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц отчета.

Палонси, Яна - Барвикова, Яна - Кучашова, Врма - Пейчлова, Кристяна. Новые формы дневного ухода за детьми в Чешской Республике. В публикации представлены основные концептуальные элементы системы детского санатория в Чехии и Франции, индивидуальные правовые формы деятельности и конкретные виды коллективных и индивидуальных услуг по уходу в обеих странах. Предложения в области коллективного обслуживания включают в себя как нововведения, которые могут быть реализованы в существующих правовых условиях, основанные на примерах хорошей практики на чешском и французском языках, а также изменения, требующие корректировки законодательства, в частности по вопросам стандартов, контроля качества и регистрации услуг.

Иллюстрации и таблицы на листе формата А3 учитывают как одну страницу.

6.4 Нумерация разделов, подразделов, пунктов, подпунктов отчета

6.4.1 Разделы отчета должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

Предлагаемые инновации в области индивидуального ухода направлены на повышение профессионализма и доступности индивидуальных услуг по уходу в Республике Чешская Республика. В этой монографии подробно описывается система дневного ухода за детьми в возрасте до 6 лет в обеих странах.

Сама характеристика систем дневного ухода за детьми дошкольного возраста дополняется анализом спроса и предложения в соответствии с имеющимися ресурсами в обеих странах. Представленная монография представляет собой вводный план проекта «Новые формы дневного ухода за детьми в Чешской Республике». Цель проекта - расширить предложение детского дневного ухода за детьми в ИЭ на основе примеров хорошей практики из Франции, поскольку это страна с высокоразвитой системой неинституционального ухода, которая на практике получила дальнейшее развитие и дальнейшее развитие.

6.4.2 Если документ не имеет подразделов, то нумерация пунктов в нем должна быть в пределах каждого раздела, и номер пункта должен состоять из номеров раздела и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта точка не ставится.

1 Типы и основные размеры

2 Технические требования

Если документ имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками, например:

Эта монография является второй из трех публикаций, подготовленных в рамках проекта «Новые формы дневного ухода за детьми в Чешской Республике». Проект фокусируется на расширении доступности качественного и разнообразного детского дневного ухода за детьми. Основной инструмент - проверить возможность пересылки передовой практики из Франции. В этой публикации основное внимание уделяется области, требующей тщательного анализа в этом контексте, поскольку это подрывает возможность перевода французского опыта в чешское общество - экономические условия.

3 Методы испытаний

3.1 Аппараты, материалы и реактивы

3.2 Подготовка к испытанию

6.4.3 Если раздел состоит из одного подраздела, то подраздел не нумеруется. Если подраздел состоит из одного пункта, то пункт не нумеруется. Наличие одного подраздела в разделе эквивалентно их фактическому отсутствию.

6.4.4 Если текст отчета подразделяется только на пункты, то они нумеруются порядковыми номерами в пределах всего отчета.

6.4.5 Пункты, при необходимости, могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.2.1.3 и т. д.

6.4.6 Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.

Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением е, з, о, г, ь, й, ы, ъ), после которой ставится скобка.

Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.

Пример
а) ____________
б) ____________
1) ______
2) ______
в) ____________

6.4.7 Если отчет состоит из двух и более частей, каждая часть должна иметь свой порядковый номер. Номер каждой части следует проставлять арабскими цифрами на титульном листе под указанием вида отчета, например, "Часть 2".

6.4.8 Каждый структурный элемент отчета следует начинать с нового листа (страницы).

6.4.9 Нумерация страниц отчета и приложений, входящих в состав отчета, должна быть сквозная.

6.5 Иллюстрации

6.5.1 Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

6.5.2 Чертежи, графики, диаграммы, схемы, иллюстрации, помещаемые в отчете, должны соответствовать требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Допускается выполнение чертежей, графиков, диаграмм, схем посредством использования компьютерной печати.

6.5.3 Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

6.5.4 Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Если рисунок один, то он обозначается "Рисунок 1". Слово "рисунок" и его наименование располагают посередине строки.

6.5.5 Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рисунок 1.1.

6.5.6 Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово "Рисунок" и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 - Детали прибора.

6.5.7 Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3.

6.6 Таблицы

6.6.1 Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.

6.6.2 Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

6.6.4 Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово "Таблица" и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово "Продолжение" и указывают номер таблицы, например: "Продолжение таблицы 1". При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью.

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае - боковик.

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами "То же", а далее - кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

6.6.5 Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Пример оформления таблицы приведен на рисунке 1.

Рисунок 1

6.6.6 Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена "Таблица 1" или "Таблица В.1", если она приведена в приложении В.

6.6.7 Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

6.6.8 Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

6.6.9 Оформление таблиц в отчете должно соответствовать ГОСТ 1.5 и ГОСТ 2.105 .

6.7 Примечания

6.7.1 Слово "Примечание" следует печатать с прописной буквы с абзаца и не подчеркивать.

6.7.2 Примечания приводят в документах, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала. Примечания не должны содержать требований.

6.7.3 Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания. Если примечание одно, то после слова "Примечание" ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

Примечание -_______________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Несколько примечаний нумеруются по порядку арабскими цифрами.

1_________________________________________________________________________

2_________________________________________________________________________

3_________________________________________________________________________

6.8 Формулы и уравнения

6.8.1 Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак "Х".

6.8.2 Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

6.8.3 Формулы в отчете следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всего отчета арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

А=а:Ь, (1)
В=с:е. (2)

Одну формулу обозначают - (1).

6.8.4 Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В.1).

6.8.6 Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

6.8.7 Порядок изложения в отчете математических уравнений такой же, как и формул.

6.8.8 В отчете допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.

6.9.1 В отчете допускаются ссылки на данный документ, стандарты, технические условия и другие документы при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений в пользовании документом.

6.9.2 Ссылаться следует на документ в целом или его разделы и приложения. Ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не допускаются, за исключением подразделов, пунктов, таблиц и иллюстраций данного документа.

6.9.3 При ссылках на стандарты и технические условия указывают только их обозначение, при этом допускается не указывать год их утверждения при условии полного описания стандарта в списке использованных источников в соответствии с ГОСТ 7.1.

6.10 Титульный лист

6.10.1 Титульный лист содержит реквизиты:

Наименование вышестоящей организации или другого структурного образования, в систему которого входит организация-исполнитель, наименование организации (в том числе и сокращенное);

Индекс УДК, код ВКГ Общероссийского классификатора продукции (ОКП) (для отчетов о НИР, предшествующих разработке и модернизации продукции) и номер государственной регистрации НИР, проставляемые организацией-исполнителем, а также надпись "Инв. N" - эти данные размещаются одно под другим;

Специальные отметки (при наличии в отчете численных данных о свойствах веществ и материалов в этой части проставляется аббревиатура ГСССД - государственная служба стандартных справочных данных);

Гриф согласования, гриф утверждения.

Гриф утверждения состоит из слова "УТВЕРЖДАЮ", должности с указанием наименования организации, ученой степени, ученого звания лица, утвердившего отчет, личной подписи, ее расшифровки и даты утверждения отчета. Здесь же проставляется печать организации, утвердившей отчет.

Гриф согласования состоит из слова "СОГЛАСОВАНО", должности с указанием наименования организации, ученой степени, ученого звания лица, согласовавшего отчет, его личной подписи, ее расшифровки, даты согласования, печати согласующей организации.

Если согласование проводилось письмом, следует указывать сокращенное наименование согласующей организации, исходящий номер и дату письма.

В реквизитах "гриф согласования" и "гриф утверждения" составные части, состоящие из нескольких строк, печатают через 1 межстрочный интервал, а сами составные части отделяют друг от друга 1,5 межстрочным интервалом.

Подписи и даты подписания должны быть выполнены только черными чернилами или тушью.

Элементы даты приводят арабскими цифрами в одной строке в следующей последовательности: день месяца, месяц, год, например: дату 10 апреля 2000 г. следует оформлять 10.04.2000;

Вид документа приводят прописными буквами, наименование программы (НИР) - строчными буквами с первой прописной, наименование отчета - прописными буквами, вид отчета (промежуточный или заключительный) - строчными буквами в круглых скобках. Если наименование отчета совпадает с наименованием темы программы (НИР), то его печатают прописными буквами.

Шифр государственной научно-технической программы, шифр работы, присвоенный организацией-исполнителем;

Должности, ученые степени, ученые звания руководителей организации-исполнителя НИР, руководителей НИР (если печатается в несколько строк, то печатать через 1 межстрочный интервал), затем оставляют свободное поле для личных подписей и помещают инициалы и фамилии лиц, подписавших отчет, ниже личных подписей проставляют даты подписания (если на титульном листе не размещаются все необходимые подписи, то допускается переносить их на следующую страницу);

Город и год выпуска отчета.

6.10.2 Примеры оформления титульных листов приведены в приложении Б.

6.11 Список исполнителей

6.11.1 Фамилии и инициалы, должности, ученые степени, ученые звания в списке следует располагать столбцом. Слева указывают должности, ученые степени, ученые звания исполнителей и соисполнителей (если печатается в несколько строк, то печатать через 1 межстрочный интервал), затем оставляют свободное поле для подлинных подписей, справа указывают инициалы и фамилии исполнителей и соисполнителей. Возле каждой фамилии в скобках следует указывать номер раздела (подраздела) и фактическую часть работы, подготовленную конкретным исполнителем. Для соисполнителей следует также указывать наименование организации-соисполнителя.

6.11.2 Пример оформления списка исполнителей приведен в приложении В.

6.12 Перечень обозначений и сокращений, условных обозначений, символов, единиц физических величин и терминов

Перечень должен располагаться столбцом. Слева в алфавитном порядке приводят сокращения, условные обозначения, символы, единицы физических величин и термины, справа - их детальную расшифровку.

6.13 Список использованных источников

Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте отчета и нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа.

6.14 Приложения

6.14.1 Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа.

6.14.2 В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа, за исключением справочного приложения "Библиография", которое располагают последним.

6.14.3 Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова "Приложение", его обозначения и степени.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

6.14.4 Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Е, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова "Приложение" следует буква, обозначающая его последовательность.

Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.

В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.

Если в документе одно приложение, оно обозначается "Приложение А".

6.14.5 Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

6.14.6 Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

При необходимости такое приложение может иметь "Содержание".

6.14.7 Приложениям или частям, выпущенным в виде самостоятельного документа, обозначение присваивают как части документа с указанием в коде документа ее порядкового номера.

Вы составляете отчет по практике и у вас есть такой материал, который достаточно объемен, но информативно важен, разъясняет, детализирует те или иные аспекты отчета по практике, показывать алгоритм действий в процессе практической работы, тогда включите его в Приложение.

Обычно к такому материалу относится:
  • отсканированные документы, касающиеся деятельности организации, где вы проходили практику (например, устав, бухгалтерский баланс, схема организационной структуры);
  • различные ГОСТы, Положения о работе организации;
  • математические формулы, расчеты, доказательства,
  • таблицы, графики, диаграммы и другой иллюстративный, графический материал вспомогательного и дополнительного характера,
  • инструкции, протоколы, методики, методы исследования,
  • анкеты, опросы,
  • примеры задач и индивидуальных заданий, которые необходимо было выполнить в процессе обучения;
  • справочные материалы (образцы документов, статистика, отчеты и т.д.).

По общепринятому правилу, а также руководствуясь ГОСТами, Приложения в отчете по практике оформляются после Списка использованных источников. Но не лишним будет отметить, что наличие этого раздела не является обязательным требованием. В зависимости от типа практики (преддипломная, учебная, производственная), ее тематики, направления и т.д. студент (совместно, конечно, с руководителем практики) сам решает, писать Приложение или нет.

Как же правильно оформить Приложение к отчету по практике и где можно посмотреть пример? Содержательное наполнение и правила оформления Приложений регулируются:

  • методическими рекомендациями вашего ВУЗа,
  • ГОСТ 7.32 – 2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правили оформления».

Если вы начали оформлять Приложение в отчете, не торопитесь сразу обращаться к ГОСТам. Чаще всего для преподавателя главнее оказываются вузовские рекомендации, а не государственные стандарты, поэтому надо все-таки посмотреть тот образец Приложений, который принят в вашем ВУЗе.

Правильно оформлять Приложения в отчете помогут общепринятые требования, основанные на ГОСТах:

1. Выберите один из предлагаемых ГОСТами способов того, как можно оформить Приложения:

  • как продолжение текста отчета (с продолжением сквозной нумерации страниц),
  • как отдельный самостоятельный документ (с новой нумерацией страниц).

2. Обязательно делайте в тексте отчета ссылки на каждое из приложений. Лишние приложения из категории «Я думал, пригодится!» не допускайте в работе. Располагайте приложения в соответствии с порядком расположения ссылок на них, то есть первая ссылка – первое Приложение А, вторая ссылка – второе Приложение Б.

3. Начинайте каждое приложение с новой страницы. Посредине страницы пишется с заглавной буквы слово Приложение и обозначается заглавными буквами русского алфавита, начиная с буквы «А» (кроме букв Ь, Ы, Ъ, Ё, О, Ч, З, Й). Допускается использование латиницы, но не I и O.

4. Сформулируйте к каждому приложению заголовок, который оформляется отдельной строкой, симметрично относительно основного текста, с заглавной буквы, без кавычек.

5. Обязательно узнайте, каковы требования оформления Приложения в вашем ВУЗе. В них может быть прописано требование нумеровать, а не подписывать буквами приложения в отчете, употреблять знак «№», располагать слово «Приложение» и его заголовок посредине страницы или в правом углу.

6. При необходимости разделите Приложение на разделы, пункты и т. д. В подобном случае каждую часть фиксируют номером, а буквенное обозначение надо вставить перед ним (образец: Приложение М 1.2).

7. Если приложение заканчивается на второй странице, то вставьте указание о том, что это Окончание Приложения М 1.2. Если приложение занимает 3 и более страницы, то на последней отметьте, что это Окончание Приложения М, а на предыдущих – Продолжение Приложения М.

8. Используйте единообразный принцип оформления всех приложений.

9. Включите в содержание отчета по практике после пункта «Список использованных источников» пункт «Приложения».

10. Не переусердствуйте с количеством приложений, все должно быть в меру. Оптимальное количество, обычно рекомендуемое в методической литературе, – до 5. Это еще раз уточните на вашей кафедре. И помните: все приложения должны быть информативно необходимы в отчете по практике. Не стоит копировать все имеющиеся в организации документы и включать их в отчет.