Эссе «Я музыкальный руководитель. Эссе музыкального руководителя детского сада. Моя профессия музыкальный руководитель

Альфира Калинина Равиновна
Эссе музыкального руководителя

Эссе «Я - педагог»

О, музыка . Как же ты прекрасна. Ты окунаешь нас в мир красок, чувств, эмоций… Ты заставляешь жить, любить, творить… Ты ласкова, нежна, порой гневна, но лишь тебя воспринимает сердце и душа.

Можно ли прожить без музыки ? Я думаю, что нет. Музыка это не увлечение , это составляющая твоей жизни, как работа, семья, друзья…

Музыкальный руководитель – это больше , чем профессия, она даёт возможность реализовать творческий потенциал. «Музыкальный » - прекрасный, чувственный, ласковый, игривый. «Руководитель » - подающий руку незнающему, боящемуся, и ведущий в новое, неизведанное, прекрасное… Учим любить, понимать, сопереживать, чувствовать. В этой профессии органично сочетаются многие виды искусства, и в то же время на музыкальном руководителе лежит ответственность за духовный мир воспитанников : ведь ты не только музыкант , ты - поэт и композитор, сценарист и режиссёр, хормейстер и хореограф. И прежде всего - психолог и педагог!

Я горжусь своей профессией, потому, что жизнь свою посвящаю детям. Тому, кто не постиг тайны нашей работы, она кажется будничной : планы, сценарии, разработки…. А, по сути своей, она радостная, так как с нами рядом самые чистые, искренние люди - наши дети.

Работая с дошколятами, не перестаю удивляться – какие они удивительные, смешные, способные, талантливые, любопытные. Каждый ребёнок по своему уникум, со своим характером и настроением, талантом и непредсказуемостью. И от того, что знаю и умею делать я, зависит будущее моих воспитанников, чему я их научу.

Высшие достижение моей работы - это развить творческие способности у детей, привить любовь и интерес к искусству детям и их родителям. Когда мои дети подрастут и станут взрослыми людьми, они оценят мои старания. Самой лучшей наградой за мой труд станет возможность моих воспитанников жить в гармонии с удивительным миром музыки .

За время пребывания в детском саду мне довелось работать с разными возрастами : от младшей ясельной до подготовительной к школе группы и скажу, не тая, что в каждом возрасте есть своя «изюминка» , свои отличительные черты. Когда работаешь с младшим возрастом, наблюдаешь, как они внимательно, с открытым ртом, слушают песенки, пытаются подпевать, а в подготовительной группе не устаю любоваться успехами, которых достигают дети - сами поют, танцуют, эмоционально рассказывают стихи, фантазируют.

Каждый раз, когда после выпускного бала дети покидают детский сад, вспоминаю весь путь, который мы прошли вместе и моя частичка души уходит вместе с ними.

Я горжусь тем, что бывшие мои воспитанники при встрече со мной здороваются, делятся своими новостями и достижениями. Ещё больше я радуюсь, когда узнаю, что мои воспитанники продолжают заниматься музыкой , ходят в театральные, танцевальные и вокальные студии. Думаешь - мне удалось привить любовь к искусству. Конечно, не всем дано стать артистом, но хочется верить, что дети с восторгом будут вспоминать наши занятия в детском саду, и с уверенностью войдут в будущее, смогут легко шагать по жизни.

Время прогресса неумолимо предоставляет возможность для самосовершенствования. Немаловажное значение для обеспечения ребёнка положительным самоощущением имеет содержание музыкальной деятельности . Чтобы удовлетворить любознательность современного ребёнка, необходимы знания современных методик и технологий. Стараюсь узнавать, изучать, апробировать что–то новое, свеженькое в области музыкального воспитания , не отставать от новых технологий, методик : широко использую в своей работе ритмодекламацию, флэшмоб, анимационные танцы, квест, проектную деятельность. Развиваю любовь к патриотизму через фольклор, подбираю материал так, чтобы было доброе, нравственное начало, учитываю тематику и возрастные особенности детей. Благодаря этому, наши занятия и праздники проходят в атмосфере легкости, свободы, доброжелательного общения. Могу с уверенностью сказать, что музыкальная деятельность является активным, творческим процессом, который способствует интенсивному личностному росту и развитию. В каждом виде этой деятельности ребёнок может успешно реализовать свои способности, удовлетворить потребности личности. А это и есть положительное самоощущение. И оно станет ещё глубже и ярче, если дети будут сотрудничать с близкими людьми : родителями, бабушками и дедушками. В процессе такого сотворчества – детей, семьи и педагогов – мальчики и девочки становятся активными, любознательными, самостоятельными и добиваются хороших результатов. Чтобы сделать родителей своими соратниками, активными участниками жизни детей, провожу консультации, мастер-классы, обмен опытом, открытые показы с участием родителей, викторины, интеллектуальные музыкальные игры , отчетные концерты, экскурсии, совместное участие в конкурсах, и многое другое. Я убедилась, что в процессе совместной деятельности дети начинают воспринимать родителей по-новому, как союзников. Со своими воспитанниками мы принимаем активное участие не только в мероприятиях проводимых внутри детского сада, но и в городских фестивалях и конкурсах и занимаем призовые места.

В детском саду скучно не бывает, каждый день наполнен чем - то новым и неожиданным. Просчитать ситуацию просто невозможно. С чего начинается мой день? С музыки . Чем заканчивается день для меня? Музыкой . С утра бодрящая зарядка, а дальше открываются замечательные путешествия с детьми в мир музыки .

На работе ежедневное самообразование в общении с детьми, коллегами, родителями. За время моей работы судьба свела меня с прекрасными людьми. У более опытных и старших педагогов учусь нелёгкому мастерству, а молодые коллеги с радостью поддерживают применение новых методик и технологий.

Приходя домой мыслями о работе, в голове постоянно рождаются новые идеи,порой песни не покидают меня и дома, начинаю петь – домашние подпевают мне с удовольствием. Несмотря на загруженность и занятость, успеваю выполнять и свои семейные обязанности. Сын ходит в первый класс. Я интересуюсь его школьной жизнью, знаю, чем занимаются первоклассники на уроках пения, поэтому мне не трудно выстроить работу так, чтобы была преемственность со школой. Спрашиваю, чем хочешь заниматься? Его ответ - петь, а ведь он тоже мой воспитанник.

В свободное время люблю себя побаловать увлекательной книгой, люблю сама участвовать и побеждать в разных конкурсах. Самой значимой для меня наградой является – лауреат 3 степени в 52 -м Международном фестивале- конкурсе «WORD ART» , Екатеринбург, 2016 год.

Думаю, что профессия музыкальный руководитель стала моим призванием, помогла найти свою дорогу, свое место в жизни, дала возможность искренне отдаваться любимому делу, отдавать свою любовь, знания детям и не сгорать от этого. Поразмышляв обо всём, прихожу к выводу, что я – счастливый человек : у меня замечательная семья, увлекательная профессия.

Своё эссе я хотела бы закончить замечательными словами Б. Брехта : «Все виды искусства служат величайшему из искусств – искусству жить на земле!» Кем бы ни стал маленький человек, какое бы искусство он не предпочёл, важно, чтобы он стал ЧЕЛОВЕКОМ.

Ольга Ноянова
Эссе «Моя профессия-музыкальный руководитель»

Эссе - «МОЯ ПРОФЕССИЯ – МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ »

" Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества". В. Сухомлинский

«Музыка – универсальный язык человечества» . Это слова знаменитого американского поэта Генри Лонгфелло. А я бы еще добавила – язык общения с детьми. Через музыку, песню, мелодичные народные напевы – можно привить ребенку чувство прекрасного и любовь к родине.

Я родилась в семье, где не было профессиональных музыкантов , но песни звучали часто. Хорошо помню чистый и сильный голос мамы, любимую песню папы р. н. п. «По Дону гуляет казак молодой» , помню звуки гармошки, на которой замечательно играли мамины братья. Уже с раннего детства я была активной участницей всех домашних концертов. В то время в нашем поселке открылась музыкальная школа и я, конечно же, была в списке учащихся ДМШ по классу аккордеона. По окончании школы, я не раздумывая, поступила в Тульское педагогическое училище№1. После распределения приехала в родной поселок в качестве учителя музыки в общеобразовательной школе. Все складывалось вроде бы хорошо : дети меня любили, педагоги уважали, но желание работать с малышами все-таки победило. И вот уже более 30 лет я работаю в детском саду №3 п. Теплое музыкальным руководителем .

Моя профессия самая замечательная , самая необыкновенная и благородная, профессия - «музыкальный руководитель » .

Музыкальный руководитель - это не просто должность, это звание, которое нужно нести с достоинством, это огромная ответственность перед дошколятами, которым потом выходить в большую жизнь. Я счастлива тем, что моя профессия и моё хобби - единое целое. Это дело всей моей жизни. И прав тот мудрец, который сказал, что нельзя привить любовь к тому, чего не любишь сам.

Мир, окружающий человека - это мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Моё главное предназначение в том, чтобы донести эту красоту до каждого малыша, чтобы он смог увидеть, понять и почувствовать всю прелесть этого удивительного мира. Воспитание красотой облагораживает души, снимает «толстокожесть» , утончает чувства ребёнка настолько, что он становится восприимчивым к слову, живописи, музыке. Иногда это происходит не сразу, но надо ждать, верить в ребёнка, и тогда он обязательно полюбит прекрасное.

Я, как добрая волшебница, приоткрываю дверцу в загадочный и таинственный мир музыки, завораживая воображение детей новыми ослепительными красками.

«Музыка подобна дождю, капля за каплей

просачивается в сердце и оживляет его»

Какое счастье видеть восторженные глаза детей, когда они впервые в своей жизни начинают понимать язык музыки, его речь, интонацию, а вскоре понятия : тембр, ритм, форма, жанр для них становятся близкими и простыми, а это значит, что каждый ребёнок постепенно становится образованным, интеллектуально развитым и культурным человеком. Сама я очень люблю петь, и огромное место в своей работе отвожу развитию певческих навыков на занятиях и кружковой работе. Обобщила опыт работы на эту тему : «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях и вокального кружка». Мои воспитанники тоже очень любят петь, участвуют во многих конкурсах и, при этом, занимают призовые места, а я вместе с ними и их родителями волнуюсь за них и радуюсь их успехами и победами. На моих занятиях дети не только слушают произведения Римского- Корсакова, Чайковского, Шумана, Свиридова и т. д., но и воспроизводят в пении, движениях, игре на музыкальных инструментах, «проживая» музыку через образ. Самостоятельный творческий поиск даёт возможность раскрыться будущему таланту. Когда-то великий педагог В. Сухомлинский сказал : «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!»

И я верю, помогая ему раскрыться.

Да, несомненно, музыка пробуждает чувства. Самое сильное и необходимое из них, пожалуй, любовь к родной земле. Моя задача, как педагога- формировать уважение к традициям, культуре своего народа, развивать национальное самосознание, учить понимать роль семьи, своё место в ней. На занятиях дети узнают про жизнь, быт, деятельность своего народа, знакомятся со старинными предметами обихода, забытыми словами и понятиями. Разработала свою рабочую программу «Возрождение народных традиций» , являюсь основателем мини-музея. Я назвала его «Горница» . Предметы старины являются предметно-развивающей средой этого направления и служат декорациями для оформления народных праздников, посиделок и т. д.

Приобретённые знания дети проявляют на замечательных необыкновенно красочных праздниках! «Осенины» , «Вечерние посиделки» , «Святки» , «Широкая Масленица» ,Пасха…- радость для всех. Дети приходят в настоящий восторг, когда им всё удаётся. Часто реквизит, музыкальные инструменты (трещётки, звучашие коробочки, элементы костюмов мы изготовляем с детьми сами, родители поддерживают наше благородное начинание и всячески стараются помочь. Завершаются обычно такие праздники чаепитием и обязательно с русским самоваром, пряниками, сушками разными сладостями. Искренние слова благодарности от родителей, воспитателей, самих детей - настоящее счастье для меня и оценка моего труда.

Благодаря музыкальным занятиям, где обязательно присутствуют все виды музыкальной деятельности : слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игры, инсценировки, игра на детских музыкальных инструментах, творчество и т. д., дети получают различные знания, умения и навыки. У ребят развивается слух, чувство ритма, певческие и танцевальные навыки, раскрываются исполнительские возможности.

Успех работы по музыкальному развитию и воспитанию детей невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и педагогов ДОУ , труд которых направлен в первую очередь на сохранение здоровья детей. Наукой доказано, что музыкальное развитие неразрывно связано с физическим самочувствием ребенка. Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание детей. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность и пластику движений. Прослушивание музыкальных произведений способствует укреплению психического здоровья. В связи с этим я включаю в свою педагогическую практику инновационные методы и здоровьесберегающие технологии – подвижные музыкальные игры, динамические паузы, пальчиковые игры, дыхательную гимнастику, логоритмику, музыкотерапию.

Всё это требует огромной подготовки, каждодневного эмоционального настроя, постоянного повышения самообразования. С большим интересом всегда знакомлюсь с опытом работы моих коллег региона, так и на Всероссийском уровне, стараюсь следить за новинками методических разработок в сфере музыкального воспитания и применять их в своей практике.

Профессиональный портрет педагога «рисуют» его дела : умело организованная образовательная деятельность, интересно проведенные праздники, зрелища, развлечения, улыбки на лицах ребят и, конечно, творческие деловые контакты с родителями.

Родители присутствуют на различных музыкальных мероприятиях. Они наблюдают, насколько шагнули в развитии их дети. А для того, чтобы эти шаги были увереннее просто необходимо работать в тесном контакте с родителями воспитанников. Ведь современный мир, к сожалению, отодвигает на второй план тесное общение со своими детьми, беседы, прослушивание «детской» музыки в семейном кругу, пение колыбельных песен детям… А ведь это так необходимо для каждого ребенка! Как правы те, кто утверждают, что детей надо оберегать от воздействия тяжёлых ритмов и дисгармонии, что зачастую и слышат современные дети в семье. Поэтому, я стараюсь привлечь родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами ДОУ при подготовке к различным мероприятиям; регулярно выступаю на родительских собраниях, провожу индивидуальные консультации, размещаю информацию в информационных стендах, использую папки-передвижки т. д.

«Если в самом нежном возрасте, когда человек так восприимчив ко всему прекрасному, разбудить в нем художника, развить слух и дать необходимые знания – то последующая жизнь наших людей станет неизмеримо богаче и полнее» (Д. Шостакович) .

Что такое современный музыкальный руководитель в ДОУ ? Это - педагог, психолог, аккомпаниатор, художественный руководитель , хореограф, сценарист, звукооператор, постановщик спектаклей и концертов, оформитель и костюмер в едином лице. Жизнь не стоит на месте. Сменяются поколения детей, меняются их интересы. И, для того, чтобы быть интересной для своих воспитанников, знать, чем они «дышат» , интересуются просто необходимо «держать руку на пульсе времени» . Спустя годы насыщенной музыкальной жизни в детском саду, я поняла для себя, насколько важна работа музыкального руководителя для детского сада в целом. Этот музыкальный мир - душа каждого дошкольного образовательного учреждения. Музыка сплачивает между собой детей, их родителей, воспитателей. Коммуникативные свойства музыки сильны и уникальны. Возможно, это слишком громко сказано, но думаю, что каждый музыкальный руководитель должен стремиться быть достойным «лицом» детского сада.

Порою – трудно! Но, - это стоит того! Потому, что необыкновенно приятно в результате видеть в воспитанниках результат своей работы. Очень тепло и радостно на душе, когда на твоих глазах ребёнок «раскрывается» , становится «маленьким артистом» , всегда с желанием стремится в музыкальный зал : он хочет петь, танцевать, играть, познавать, творить. А как приятно видеть своих выпускников в составах различных творческих коллективов нашего поселка и осознавать, что и ты внес свою лепту в развитие творческих способностей ребенка, подсказал родителям, направил, дал путевку в огромный мир искусства! Я готова развиваться, учиться и оставаться «феей музыки» для своих воспитанников и дальше. Я музыкальный руководитель и горжусь этим !

Свое эссе я хотела бы закончить словами известного музыковеда, педагога Михаила Казиника : «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо музыка – пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И. Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля – не случайность, не прихоть, а божественная необходимость».

«Все виды искусства служат величайшему из

искусств – искусству жить на земле!»

Б. Брехт.

Профессия музыкального руководителя даёт уникальную возможность соприкасаться с одним из величайших творений человека – музыкой. Именно ей дана власть заставлять наши сердца радоваться и грустить, восхищаться и переживать. Музыка облагораживает, делает чище нравственную сторону человека. «Музыкальный человек» всегда ценился в обществе во все времена. Это человек духовно богатый, творческий, способный творить добро, созидать прекрасное. И очень важно, что именно в дошкольном возрасте у человека в руках оказывается ключик от волшебной дверцы в мир красоты, несущей душе светлое, доброе, благородное. И, по моему мнению, миссия музыкального руководителя именно в этом и заключается – подарить ребёнку этот «волшебный ключик».

Первые впечатления от искусства, от людей, дарующих нам искусство, остаются в памяти человека надолго, порой на всю жизнь. В моей памяти до сих пор живут воспоминания о музыкальном руководителе моего дошкольного детства. Она казалась для меня таинственной волшебницей – доброй и красивой. А главное – она как сказочная фея день за днём всё больше приоткрывала мне дверцу в загадочный и чарующий мир музыки, завораживала моё воображение ослепительными музыкальными красками. Иногда, тайком от всех, я пробиралась в музыкальный зал, забиралась на, тогда слишком высокий для меня, стульчик возле «сказочного» музыкального инструмента, который взрослые называли фортепиано, открывала крышку инструмента и долго, осторожно нажимая на клавиши, слушала звуки. Эти звуки завораживали, будили во мне необъяснимые для меня тогда чувства, уносили в волшебный сказочный мир музыкальных красок… И, именно тогда, будучи совсем маленькой девочкой, сидя за первым в моей жизни фортепиано, я решила: - «Когда я вырасту большой, я тоже волшебнтцей…» Прошли годы, в моей жизни была и музыкальная школа, и музыкальное училище, и долгие годы педагогической практики. И вот я, состоявшийся музыкальный руководитель, и теперь сама дарю своим воспитанникам «волшебный мир музыки». Моя детская мечта сбылась. И никогда, за годы моей музыкально-педагогической практики, я не пожалела о выборе своей профессии.

Музыкальный руководитель – это не должность, это призвание! Невозможно научить любить и понимать то, чего не любишь и не понимаешь сам. Профессия, которую я выбрала, лишена рутины, однообразия и скуки. Она позволяет постоянно впитывать неисчерпаемую жизненную энергию, ощущать себя в постоянном движении, поиске, требует раскрытия внутреннего мира, даёт возможность раскрывать разносторонний творческий потенциал. Всё это я дарю своим воспитанникам. Я стараюсь, средствами музыки, способствовать становлению всесторонне развитой гармоничной личности, дать детям возможность рождения в них тех эмоций, чувств, которые бы заставляли их мечтать, думать, творить, сопереживать, помогали отличить прекрасное от «уродливого», хорошее от плохого.

Всё это требует огромной подготовки, каждодневного эмоционального настроя, постоянного повышения самообразования. Дошколята – пытливый «маленький народ». Они всегда требуют нового, интересного им, эмоционального. Поэтому, всегда приходится идти в «ногу со временем», искать новые методы, подходы, технологии. Этого требует и современная жизнь, и современное образование. Главная задача музыкального руководителя ДОУ развитие музыкальных способностей у детей. Я стараюсь научить их воспринимать и понимать музыку, различные виды искусства, научить петь, танцевать, научить самовыражению, умению проявлять свою неповторимую индивидуальность, творить прекрасное. В этих целях включаю в свою педагогическую практику такие инновационные методы и технологии, как: разработки Т. Т. Тютюнниковой – элементарное творческое музицирование; танцевально-игровая гимнастика «СА-ФИ-ДАНСЕ» Ж. Е. Фирилёвой, Е. Г.. Сайкиной; здоровьесберегающие технологии – подвижные музыкальные игры, динамические паузы, пальчиковые, дыхательные гимнастики, логоритмика. Моими приоритетными направлениями в работе по развитию музыкальных способностей у дошкольников является русский музыкальный фольклор, музыкально-театрализованная деятельность. На данный момент времени, в связи с современными образовательными требованиями, в режиме перехода работы на ФГОС ДО, использую в своей образовательной работе с детьми метод проектирования.

Конечно, роль музыкального руководителя, не ограничивается развитием музыкальных, творческих способностей детей. Средствами музыки формируется, активизируется и познавательная деятельность дошкольников, происходит становление социально-нравственной стороны будущей личности. Я стараюсь вложить в своих воспитанников основы человеколюбия, справедливости, любви и привязанности к близким людям, к родному краю, к своей Отчизне. В связи с этим, включаю в свою работу с детьми произведения, соответствующей направленности, как традиционные, так и не традиционные музыкальные досуги, праздники, развлечения, концертные программы: « День защитника Отечества», концерт ко Дню пограничника, ко «Дню матери», развлечения и праздники «Черлакская сторонка», «Масленица», «День народного единства», …. С этой же целью осуществляю сотрудничество с окружающей ДОУ социальной микросферой – общественными учреждениями культуры: местный краеведческий музей, школа искусств (концерты, экскурсии), «Дом детского творчества» (где дети получают возможность не только пообщаться со сверстниками, но и продемонстрировать свои знания, умения, артистические способности), с Домом культуры.

По моему мнению, музыкальный руководитель должен быть педагогом – универсалом. Он должен уметь ответить на все бесчисленные детские «почему?», уметь «разбудить» и поддержать в ребёнке желание через чувства, эмоции воспринимать окружающий мир, он и музыкант и психолог, певец и хореограф, костюмер и художник, сценарист и режиссёр-постановщик. Порою – трудно! Но, - это «стоит того»! Потому, что «необыкновенно» приятно в результате видеть в воспитанниках частичку своей вложенной работы. Очень тепло и радостно на душе, когда на твоих глазах ребёнок «раскрывается», становится «маленьким артистом», всегда с желанием стремится в музыкальный зал: он хочет петь, танцевать, играть, познавать, творить…

И пусть мои воспитанники не станут выдающимися композиторами или вокалистами, главное, что они вырастут настоящими людьми, умеющими думать, чувствовать, видеть прекрасное вокруг себя, людьми, способными дарить своё творчество, радость другим, приносить пользу родному краю, своему Отечеству – научатся величайшему из искусств – искусству жить на земле.


Засаднюк Людмила Васильевна

Эссе «Я - педагог»

«Музыка сердца»

В наше время нечасто случается размышлять вместе с музыкой в такт,

Ведь дела поважнее встречаются. Кто мне скажет, что это не так?

Прозой жизни порой называется кутерьма нашей сложной работы,

Но всему вопреки пробуждаются тихой музыки светлые ноты.

А по сути, поэзия - это если рядом поют малыши,

И звучат, как приветы из детства, струны юной, открытой души.

О. Вартанян

Своё размышление о предназначении педагога начинаю со слов известного музыковеда Михаила Казиника: «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо музыка - пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Энштейн со скрипкой, и Планк у рояля - не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость».

Именно занятия музыкой помогли мне идти по пути творчества, целеустремлённости, добиваться успехов в профессии, правильно выбрать которую - значит найти свое место в жизни. Оглядываясь назад, вспоминаю «педагогический» привкус материнского молока, поющего на сцене Дома культуры папу, волшебные руки музыкального руководителя детского сада, погружающего меня в чарующий и таинственный мир музыки.

Поэтому после окончания музыкальной и общеобразовательной школы, получив свидетельство со всеми «пятёрками», я не задумывалась, куда мне поступать, я шла к своей мечте, несмотря на недоумённые взгляды и возгласы своих одноклассников: «С твоими оценками и в педагогику?» Закончила педагогическое училище, Вятский государственный педагогический университет. Прошли годы, и теперь я сама пытаюсь донести красоту музыки до каждого малыша, чтобы он смог увидеть, понять и почувствовать всю прелесть этого удивительного музыкального мира.

Я - музыкальный руководитель детского сада! Какое счастье видеть восторженные глаза детей, когда они впервые в своей жизни начинают понимать универсальный язык человечества - музыкальную речь, интонацию… Воспитание музыкой облагораживает души, утончает чувства ребёнка настолько, что он становится восприимчивым к слову, живописи, музыке. Иногда это происходит не сразу, но надо ждать, верить в ребёнка, и тогда он обязательно полюбит прекрасное.

Выбранная мною профессия обладает своей неповторимой спецификой. Считаю, что среди необходимых качеств, которыми должен обладать педагог, любви к детям и к своей профессии, особое значение имеет умение примером собственного отношения к музыкальному творчеству увлекать детей, поддерживать в них желание творческого самовыражения. Я всегда понимала, что должна развивать в себе креативные качества, позволяющие находить нестандартные подходы и к поиску новых методов и приемов, и к применению на занятиях имеющегося музыкально-педагогического опыта.

От интереса ребенка я протягиваю ниточку к его развитию. Интересы, потребности детей побуждают меня находить такие методы и приемы работы, которые способствовали бы наиболее полному раскрытию неповторимого потенциала каждого ребенка. Моя задача, выявляя природные задатки каждого ребенка и на их основе развивая те или иные способности, сохранить его индивидуальность.

Основной функцией музыкального руководителя считаю воспитание любви к музыке, создание атмосферы познания, стремления узнать больше. Учу детей не только акцентировать внимание на своих чувствах, но и понимать и принимать точку зрения других людей, «…размышлять вместе с музыкой в такт…» В процессе совместной музыкальной деятельности даю детям возможность созерцать искусство с близкого и далёкого расстояния, возможность познавать самих себя через познание многообразия музыки. И в этом мне помогают мои инструменты - музыка и собственный голос.

Звук человеческого голоса и живая музыка действуют благотворно на дошколят, заставляют наши сердца биться в унисон, ведь сила музыки фантастична. Она заставляет плакать, смеяться, размышлять и переживать, творчески мыслить. Человек, по-настоящему любящий музыкальное искусство, становится добрее, терпимее, мудрее. Он чуток и лоялен, искренен и открыт в своих чувствах, любит и понимает близких людей и окружающий его мир.

В процессе совместного пения дети овладевают навыками правильного дыхания, а это можно расценивать как занятия дыхательной гимнастикой. Физическое здоровье соединено с духовным, их объединение очень важно для человека. Чем больше маленькие дети поют, тем больше нравственно здоровой и талантливой молодёжи, тем выше уровень музыкальности общества, а вместе с тем и культура страны.

Музыкант, педагог, сценарист, постановщик, дизайнер, декоратор - вот как бы я определила свою уникальную профессию. Посвящая себя воспитанию и обучению детей, я не перестаю самосовершенствоваться, изучая и применяя различные программы и методики. По крупицам собираю всё самое лучшее и интересное, чтобы затем отдать эти знания моим детям.

Моя главная задача - заглядывая в туманную даль будущего, действовать сейчас, в направлении, которое видно. Счастливое детство - настоящая, яркая, самобытная, неповторимая часть жизни и моей профессии. От него зависит, каким человеком станет повзрослевший малыш. Детство не проходит бесследно. Во взрослую жизнь человек уносит все отрицательные и положительные эмоции, полученные в детском возрасте. Поэтому, заботясь о тонкой детской психике, я стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники выходили из детского сада с большим багажом ярких и добрых впечатлений, чтобы в них «…звучали, как приветы из детства струны юной, открытой души».

Эссе «Я - музыкальный руководитель в детском саду!».

Когда-то давно, закончив музыкальную школу, я даже не предполагала, что свяжу свою жизнь с музыкой. Тем более не могла предположить даже, что моя профессия будет связана с педагогической деятельностью, и тем более с работой в детском саду. Если бы когда-то мне сказали, что я буду музыкальным руководителем, я бы не поверила.

Ради уважения к преподавателю музыкальной школы, которая в меня верила и уговаривала попробовать сдать вступительные экзамены в Ханты- Мансийское педагогическое училище я пришла на экзамены. И вот, как оказалось, поступила на музыкальное отделение и закончила училище. По распределению, в 1993году, меня направили в город Лангепас работать в школу учителем музыки. Так началась моя педагогическая деятельность.

По сложившимся семейным обстоятельствам я перешла работать в детский сад музыкальным руководителем. Кто такой музыкальный руководитель, до конца я не понимала даже тогда, когда пришла работать в детский сад «Брусничка». Ведь мне только предстояло изучить и понять эту сложную, многогранную, но очень интересную профессию. Сейчас, оглядываясь назад, я вижу, что сделано было очень много, многое было понято и переосмыслено. Никогда, за годы моей музыкально-педагогической практики, я не пожалела о выборе своей профессии. И только спустя многие годы я теперь могу с уверенностью сказать, что для меня «музыкальный руководитель» это не просто профессия или работа - это призвание, состояние души, образ жизни.

Я не работаю музыкальным руководителем, я живу музыкальным руководителем, мне нравится быть музыкальным руководителем. И, несмотря на все трудности и попытки мужа отговорить меня от выбора этой «неблагодарной» профессии, я работаю, живу этой профессией.

Сказать, что работа это каждодневный праздник - трудно, все же мы каждый день имеем дело с разными характерами. Бывает и очень трудно. Иногда просто опускаются руки, но стоит ребенку тебе улыбнуться и все, ты понимаешь, что просто не в силах их предать. Не зря же ребятишки, когда встречают тебя на улице и всем говорят - это наша Ирина Николаевна и с радостью подбегают и обнимают тебя, а когда в группу заходишь в саду, то получается «куча мала», пока каждый не обнимет тебя, не расскажет новости не отходит. Разве это не высший балл доверия?

Музыкальный руководитель – это не должность, это призвание! Невозможно научить любить и понимать то, чего не любишь и не понимаешь сам. Профессия, которую я выбрала, лишена рутины, однообразия и скуки. Она позволяет постоянно впитывать неисчерпаемую жизненную энергию, ощущать себя в постоянном движении, поиске, требует раскрытия внутреннего мира, даёт возможность раскрывать разносторонний творческий потенциал. Всё это я дарю своим воспитанникам. Я стараюсь, средствами музыки, способствовать становлению всесторонне развитой гармоничной личности, дать детям возможность рождения в них тех эмоций, чувств, которые бы заставляли их мечтать, думать, творить, сопереживать, помогали отличить прекрасное от «уродливого», хорошее от плохого.

Всё это требует огромной подготовки, каждодневного эмоционального настроя, постоянного повышения самообразования. Дошкольники - это самые искренние ученики, мои маленькие друзья. Они без притворства, правдиво выражают свои желания, проявляют интерес, любят петь, ждут новых встреч с музыкой, ждут меня! Зная, что любимым видом деятельности является игра, я любое задание или упражнение, даже разучивание сложного танца или песни превращаю в игру. И тогда это сложное задание становится не таким уж и трудным. Я вижу как ребята «растут» на моих глазах, накапливают багаж знаний и опыт, проявляют творческие способности. Творчество - вот то, что отличает мою профессию от любой другой в детском саду. А если это творчество детей и взрослых - то это уже совместный результат. И когда видишь эти результаты на праздниках, становится до слёз трогательно. Каждый раз, прощаясь с выпускниками в мае, невольно наворачиваются слёзы - ведь мы провожаем ребят в другую жизнь, ведь это мы вкладываем в малышей основы основ, учим видеть красоту вокруг и быть добрыми к людям. Да, несомненно, музыка пробуждает чувства. Дошколята – пытливый «маленький народ». Они всегда требуют нового, интересного им, эмоционального. Поэтому, всегда приходится идти в «ногу со временем», искать новые методы, подходы, технологии. Этого требует и современная жизнь, и современное образование. Главная задача музыкального руководителя ДОУ развитие музыкальных способностей у детей. Я стараюсь научить их воспринимать и понимать музыку, различные виды искусства, научить петь, танцевать, научить самовыражению, умению проявлять свою неповторимую индивидуальность, творить прекрасное.

Музыкальный руководитель - это педагог - универсал. Он одновременно музыкант и певец, скульптор и чтец, сценарист и режиссёр - постановщик, художник и хореограф. Два простых слова «музыкальный руководитель» несут глубокий смысл. «Музыкальный» - прекрасный, чувственный, ласковый, игривый; «руководитель» - подающий руку, ведущий в неизведанное и прекрасное…Знаю, что впереди меня ждет ещё много интересных открытий, ведь профессия музыкального руководителя - это бесконечное путешествие в два прекрасных мира - Мир музыки и Мир ребёнка, и очень хочется это чудесное путешествие продолжать!

Сейчас я могу с чувством гордости и уважения к себе сказать: «Я - музыкальный руководитель в детском саду!».

«… Все, что заложим, всё к нам вернётся,

Доброе сея, пожнём мы добро.

Сердце пусть радостью вновь улыбнется,

Встретив родник с родника своего».