Как тянуть жребий по электронной почте

У меня вопрос о жребии. После сошествия Святого Духа на Апостолов и Божию Матерь они бросили жребий - в какую страну им идти проповедовать Евангелие. Следует ли в современной жизни Православным полагаться на жребий, когда не знаешь как поступить в той или иной ситуации, когда стоишь перед выбором, в какую сторону «повернуть» на дороге жизни. Часто сами мы не можем сделать такой выбор. Можно ли в этом случае бросить жребий, например, монету, и считать, что как выпал жребий - такова воля Божия? Наверное, перед этим нужно усердно помолиться. А не просто бросать монету? Можно ли считать жребий видимым выражением воли Божией?
Людмила , г. Балаково, Саратовская область

Отвечая на Ваш вопрос односложно, скажу так: да, конечно, бросать жребий в затруднительной ситуации можно. Мы знаем из Евангелия (см. Деян. 1, 23-26), что жребием пользовались Апостолы, ведь именно по жребию был избран вместо отпавшего Иуды Искариота Апостол Матфий. Можно найти и иные примеры из жизни Церкви, когда люди прибегали к жребию при решении очень важных вопросов (так, жребием на Поместном соборе в 1917 году был избран Патриарх Всероссийский Тихон, недавно прославленный как священноисповедник). Но как и любое дело, жребий должен быть предварен молитвой . Нельзя бросать жребий по пустякам, иначе это будет не что иное, как искушать Господа.
И все же нельзя считать жребий абсолютным средством выявления воли Божией. Может быть, иногда вместо жребия лучше не торопиться, а помолиться, посоветоваться с опытными людьми, с духовником, подумать. Старцы советовали «все делать с пожданием». Даже если и есть какая-то убежденность, то все равно лучше не спешить. Если хочешь узнать истину, то нельзя стремиться к заранее желаемому выбору. Такое состояние души, при котором человек стремится жить по воле Божией, а не по своей воле, является проявлением смирения, а смирение - это необходимая составляющая духовной жизни. Ведь мы часто действительно не знаем как поступить. Мы мыслим себя от рождения до смерти, Бог же мыслит человека от рождения в вечность и именно из «интересов» наших в вечности устраивает Свой промысел о нас. («Глубиною мудрости человеколюбно вся строя и полезная всем подавая»…).
Утвердитесь в мысли, что без воли Божией ничего не бывает и все по Его благой воле происходит. Возымейте этот настрой мыслей, все принимайте как от Бога и нисколько не сомневайтесь и не бойтесь. Наша жизнь нам дана для крестоношения, для уподобления Христу. Бог к нам очень близок. Вопрошайте Его во всех жизненных ситуациях. И Он даст ответ. Научитесь доверять Богу. Такое расположение духа и такой настрой мыслей избавит Вас от различных на первый взгляд неразрешимых ситуаций.

Можно ли свои венчальные свечи впоследствии передавать на венчание своим детям?
Раба Божия Ольга

Ответ однозначен: нет, нельзя. В Церкви везде Христос, и все говорит о Нем; все таинства, все священнодействия, священные предметы служат именно единению человека с Богом, выражая те или иные истины духовной жизни. Например, при венчании венцы обозначают славу Горнего Царства (которая даруется за подвиг самоотверженной любви), полотенце, на которое встают венчающиеся, символизирует облако, так как брак совершается на небесах. О свечах же известно, что это символ молитвы. Огонь символизирует горение души к Богу. А мягкость воска - это знак добровольной податливости человека воле Божией. Но, конечно, свечи ставят или зажигают при разных молитвах. Во время же венчания новобрачные молятся уже не только каждый сам за себя, но и за супруга или супругу. Таким образом, венчальная свеча - это святыня, принадлежащая только этой конкретной семье, поэтому передавать свои венчальные свечи детям не следует.
Если же у кого либо в семье остались венчальные свечи от уже почивших родителей, то эти свечи можно просто дожечь перед иконами.

Священник Дионисий Толстов

На снимке: Священноисповедник Патриарх Всероссийский Тихон был избран на высокое служение жребием в 1917 г. Жребий тянул известный старец Зосимовой пустыни Алексий (Соловьев) - он тоже недавно прославлен как святой преподобный. Как видим, и в новой истории Церкви через жребий народ церковный узнавал волю Божию.

Когда-то, на заре своего воцерковления, дали мне несколько брошюрок "для новоначальных". Запало в памяти то место в одной из них, в котором говорилось о способе узнавания воли Божией через жребий. Предлагалось написать возможные варианты на бумажках, спрятать их за иконочки в красном угле и помолиться три раза, после чего достать из-за иконочек готовый ответ.
Честно говоря, не вижу здесь никакой разницы - узнавать волю Божию таким образом или же через старца - ибо в обоих случаях исход ответа зависит от твоей личной просьбы Богу в виде молитвы. Ибо перед походом к старцу имеется обычай также читать молитву, чтобы наперед точно создать себе в душе уверенность в том, что ответ будет именно от Бога, а не от человека. Помолившись перед жребием, ты также уверен в том, что Бог твою молитву не презрит.
Во-вторых, "мифологическое", точнее, религиозное сознание (впрочем, как и суеверное) базируется на том положении, что СЛУЧАЙНОСТЕЙ В ЭТОМ МИРЕ ПРОСТО НЕ СУЩЕСТВУЕТ.
В-третьих, этот способ освящен библейскими примерами. Апостолы бросали жребий на двенадцатого своего коллегу. Язычники-неверы бросали жребий, чтобы узнать о виновности пророка Ионы (и сам пророк этот результат подтвердил вплоть до повеления исполнить волю жребия - бросить виновника в море). Жребий же указал на виновника нарушения всеобщего поста Ионафана. Церковь этим способом избирала патриархов... И так далее...

Существует даже чин молитвы перед жребием:
"Господи Иисусе Христе, Апостолам Твоим жребием волю Свою открывый и Апостола Матфия жребием на служение Себе призвавый, старцу Алексию Патриарха Всероссийского Тихона в жребии указавый, дай, Господи, и мне неключимому узнать волю Твою и дай сил со смирением принять и исполнить ее. И не вмени мне этого прошения в грех, да не буду с теми богоубийцами, у Креста Твоего метавшими жребий об одежде Твоей, но да буду с теми боголюбцами, которым Ты, Господи, жребием открывал волю Свою. Не дай врагу нашего спасения посмеяться надо мной, но сотвори со мной по милости Твоей. Ты, Господи, дал обетование рабам Своим, что будут их молитвы услышаны, услышь и мою молитву и скажи мне путь, в онь же пойду. Аминь".
Насколько понимаю, конкретных канонов по этому поводу нет, поэтому внутри церкви мнения сильно расходятся. Схиигумен Савва всем своим чадам - в том числе архимандриту Рафаилу Карелину - рекомендовал данный способ ("Можно и даже похвально пользоваться жребием в недоуменных случаях. Перед этим надо сделать три поклона с Иисусовой молитвой и прочитать “Царю Небесный”, трижды “Отче наш”, трижды “Богородице Дево, радуйся” и “Верую”. Только надо иметь живую веру и уповать на Бога"). Однако, отец Рафаил так и не дерзнул этим советом воспользоваться. При этом задававшему ему подобный вопрос о жребиях он ответил, что если уж жребий брошен - то обязательно нужно его исполнить. Отец Димитрий Смирнов - категорически против. Сравнивает с гаданием. По-моему, он тут явно не прав, ибо таким же образом можно гаданием назвать и посещение старцев - и тогда все старчество на помойку вместе с ликом преподобных оптинских... Кстати, ведь многие к старцам и обращаются как к оракулам, так что...))))
Епископ Серафим (Домнин) о жребии писал, что есть такой в церковном предании обычай, и обосновывал его словами книги Притчей: «В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа». Как говорится в святоотеческой литературе, имей на все свои дела свидетельство из Писания. И вот оно, свидетельство))
Столько длинное теоретическое предисловие является весьма необходимым постольку, поскольку этот древний обычай стал причиной моей прелести (или "прелести" - узнаю после смерти). Именно он довел меня до нынешнего состояния. Пожалуй, расскажу ситуёвину подробно.

Случилось однажды так, что мама привезла мне в монастырь деньги и отдала мне в руки, чтобы я распорядилась ими. Раньше до того я всегда »брыкалась» и не брала, а в этот раз почему-то взяла, якобы чтобы передать бухгалтеру. А сама тут же атаковалась всеразличными помыслами: если отдать бухгалтеру или благочинной, то непременно эта жалкая тысяча рублей уйдет на очередное мороженое для насельниц в матушкино отсутствие — грех один будет (как раз в то время все подобные денежные передачки кончались мороженым), лучше отдать местным многодетным малоимущим, а еще лучше отдать маме обратно, но если обидится?.. И так далее и тому подобное, так что сама не знала, что же лучше, а некого было спросить, т.к. все духовники и игуменья были как раз в отъезде, а решать надо было скорее, чтобы избавиться от помыслов и вернуться к молитве (да и пустынники советуют не дать деньгам переночевать у себя, лучше сразу с ними разбираться). Так вот, с трепетом, ужасом и усугубленной до верхнего предела молитвой я бросила жребий и выпало — оставить себе. Этого варианта я совсем не ожидала, поэтому решила, что здесь, видимо, воля Божия так устроила — но для чего?.. Зачем мне в монастыре деньги? Или для всяких предметов, требующихся для моего послушания (всяких канцелярских штучек), или же Бог соизволяет мне на мое давнее желание отшельничества? Вопрос этот меня взволновал еще более, поворот дела был серьезный. Поэтому я решила дополнительно обратиться к прп. Онуфрию Великому, иконка которого почему-то оказалась кем-то поставленной в библиотеке (никто не знал, откуда она там взялась). Я решила, что он-то уж точно знает, способна ли я к отшельничеству или нет, ведь он на опыте все прошел сам… Попросила его, чтобы ответ был указан так: я брошу жребий в виде бумажных комочков с ответами, какой из них подкатится ближе к иконке — тот и ответом будет!.. Как же я удивилась, что эти комочки полетели как-то СТРАННО: один из них под углом в 90 градусов улетел в сторону, будто кто-то его отбросил, а второй в икону прямо стукнулся!.. Я поняла: это знамение, ответ ДАН! Выпало отшельничество!.. И как только я это увидела, в сердце наступила тихая радость и появились слова: "Господь не отвергает твоего усердия!.."
Я побоялась впасть в прелесть и отправилась к нашей Старице, как только она приехала в монастырь. В "Старце Силуане" пишется о том, что необходимо ловить самое первое слово духовника, а то, что будет не первым - то человеческое... Первым же моим вопросом было: как относиться к жребиям? Она ответила, что как к воле Божией, что Церковь не отвергает этого способа. По всем законам "первого слова" она подтвердила волю Божию!.. Но как только я рассказала подробнее, то она стала уже как-то по-человечески рассуждать и ничего конкретно не ответила. Кстати, даже игуменья говорила, что прав благословлять на отшельничество у них нет… (Лишь впоследствии выяснилось, что на Кавказе пустынничают отнюдь не наумовцы, а чада старца Кирилла).
Я стала пассивно ожидать развязки данной истории, в полной уверенности, что Господь Сам все сделает.
Между тем, помыслы об отшельничестве расцветали во всех подробностях, и я стала планировать приобретение самых необходимых вещей. Самой необходимейшей штуковиной должен был бы стать чугунный котелок литра на два размером, да такой, чтобы и на костре его можно было бы подвесить, и на печку поставить. Вот только больно как-то жалко было тратиться на него из единственной тысячи рублей, да и приобретение само, и поиск товара в монастырских условиях были почти невозможны. И вот - очередное знамение! Случайностей не бывает! Пошла я на очередное послушание - пасти коров. И в одно прекрасное утро в одном из лесов нашла выброшенный кем-то такой вот именно котелок!.. Господь уже вещественно стал подавать знаки и готовить мне все необходимое!.. Но и тут я на всякий случай бросила жребий - брать ли мне этот котелок, для меня ли он тут находится... И выпало - конечно, для меня! Радости моей предела не было))

Прошло полгода, и случилось одно огромное искушение, с которым мне никто не помог справиться, а Старица ясно сказала, что справляться я здесь должна одна. И я ушла из монастыря. Также жребием определила, что именно сейчас ПОРА, что нужно податься на Алтай (причем в более-менее конкретную местность; посмотрела потом в Интернете карту и храмы — все совпадает, в том числе и с моей совестью)).
Честно сказать, процесс ухода был первым звоночком о том, что что-то как будто идет не по плану... План был таков: я пешком доберусь до автовокзала, откуда поеду прямиком на Алтай. Но меня перехватили сестры на лошадях, и тут я впервые засомневалась в правильности этого пути... Что-то пошло не так, что-то я не предусмотрела...
Меня лишили послушничества через снимание подрясника и отправили домой. К тому же и все монастырские вещи у меня в итоге забрали, а значит - все вещи вообще, так что путешествовать на Алтай стало не в чем. Пришлось принять выжидательную тактику и приостановиться в миру. И разобраться, почему Господь на Алтай сразу меня не пустил.
Когда я нашла в интернете массу полезностей на тему выживания в дикой природе, я поняла, что Бог просто-напросто избавил меня от преждевременной смерти. Для чего-то мне надо бы пожить подольше)) Кстати, ведь и умереть "в подвиге" случай представлялся еще в процессе побега из монастыря - тогда я едва не утонула в болоте, была уже по пояс, но спаслась молитвой Богородице - каким-то чудом удержалась на тонкой-претонкой веточке, непонятно каким образом вытянувшей меня из трясины и при этом сразу и сломавшейся))
Оказывается, не все в жизни идет по плану человеческому - реальный План гораздо хитрее!
Но разочарование в собственном планировании на время превратилось в разочарование жребием. И вместо того, чтобы в очередной раз его кидать, я стала размышлять логически, пытаясь разобраться в непонятных судьбах Божиих. Предположив, что Господь хочет от меня обучения отшельничеству, я предприняла поездку на . Дело окончилось все же жребием. Он сказал, чтобы я уезжала в Россию замуж - именно за того самого бывшего монаха, судьба с которым меня познакомила на просторах интернета непосредственно после ухода из монастыря... Я уточнила: когда? Жребий ответил, что когда моя наставница сама меня выгонит. Это показалось мне нереальным, но - увы - случилось сие непосредственно на следующий же день! И это вновь стало для меня очередным знаком верности моего пути.
Для верности я предприняла последнюю проверку. А именно, предположила возможность ошибочности жребия по причине единоличностной молитвы. И решила проверить его молитвой совместной. Итог - все верно.
Мои духовные сухумские брат с сестрой посчитали, что все это блажь и полнейшая прелесть. Моим аргументом против этого был случай с Авраамом: ведь тот решился тоже на явное попрание Заповеди (на убийство) в полной уверенности, что узнал волю Бога. Так что и в моем случае, мол, Господь может остановить руку Авраамлю и пресечь ошибочное действо...
Вот тут самое странное и больное произошло. Когда я приехала в Россию, меня мой будущий муж не встретил. И это я восприняла именно как отвращение руки Авраамли от убийства... И я поехала в ближайший монастырь к своей давней знакомой.
Три дня, проведенные там, были мучительнейшим временем. Я раздваивалась мозгами до шизофрении, не могла никак понять - ошибся ли жребий... И если ошибся - то Бога нет. Между тем, Его реальность реальнее, чем я сама... И в конце концов, я поняла, что от меня требуется Поступок. Чтобы сохранить веру и рассудок, нужно все же сделать по жребию.
И когда решение было принято, отошла всякая шизофрения, на душе неастал мир)) И это не смотря на все канонические проклятия в мой адрес...
Не даром аж двое человек мне внушали в последнее время, что единственное лекарство от прелести - это побывать в ней и пережить ее... Возможно, до конца жизни этот вопрос так и не будет решен для меня однозначно, ведь вариант прелести я вполне допускаю. Оттого и боль, оттого и "держи ум твой во аде" выполняется поневоле.
Дивны дела Божии!))

Вопрос: «Что делать, когда не знаешь как поступить? Какое из двух решений, будет правильным, если от этого может зависеть жизнь? Посоветовали мне два варианта: написать на бумаге ответы с разными решениями, прочитать по три раза "Отче наш", "Богородице, Дево радуйся", "Символ веры" и тянуть жребий. Или же прочитать вышеперечисленные молитвы, мысленно задать вопрос, и открыть Евангелие, на какой фрагмент упрешся взглядом или пальцем, там внимательно читать. Вариант с Евангелием бывает не всегда понятен с ответом. Можно ли так поступать, не кощунство ли это? Могут ли быть другие варианты? Как сделать правильнее, чтобы это принесло пользу и толк».


Отвечает священник Максим Каскун:
- На кофейной гуще не советовали, Вам пальцем поводить? Бывает и такое, поводят, смотрят, что –то появилось, фигурка какая-то – значит то и есть. Потом к этому прилагается целая книжка с толкованиями и человек в соответствии с этим строит свою дальнейшую жизнь. На самом деле, это все игры, в которые православному христианину не стоит играть.
Что же касается самого жребия, то он как таковой имеет место быть в нашей жизни. Но, увы, по горькому опыту знаю: сам, своих друзей видел, кидающих этот жребий.
Господь открывает свою волю: представляете, человек тянет бумажку, достает, Господь говорит: -Ты монах. -Да, Господи!
И жениться на дочке профессора в академии. Второй тянет, ему опять говорит Господь: - Ты монах. – Да, Господи! Уезжает домой: женится, рожает детей, становится священнослужителем.
Поэтому предвосхищать волю Божию, не всегда полезно, потому что не всякий человек может понести это бремя, потому что, то что Господь хочет от нас, ведь в жребии мы говорим: -Господи, что Ты хочешь? А Господь хочет, чтобы мы все были монахи. Апостол Павел говорит: « Я желаю, чтобы Вы все были как я!» Но кому как Господь определил, и между хотением Божьим и его определением есть разница. Когда мы предвосхищаем, пытаемся приоткрыть завесу промысла Божьего, проникаем в эти вещи, и Господь говорит: - Я хочу, чтобы ты был монахом. А в жизни, ты, конечно, таким человеком не станешь, и все сложится так, как сложится.
Поэтому я в таких случаях, как правило, делаю так: если мне предлежит какое-то дело, или два дела, или три решения каких-то – то я начинаю делать, с молитвой, с раскаянием, с просьбой Господа о помощи. И молитва моя такова: «что Господи, вот какое дело состоится и устроится, значит, Ты благословил. Какое не пойдет, разрушится, значит не надо!» Если, даже, иногда душа и не комфортно себя чувствует, но зато в конце, когда видишь плоды такого похождения, понимаешь, что в этом случае какой-то человек появился, в храм стал ходить. В этом случае тоже кто-то пришел, какое-то общение завязалось. Это приносит тогда плоды.
А когда, мы приоткрываем завесу: ну и что толку? Господи на ком мне жениться: на той, на той, или на той? Вытягиваешь жребий, Господь говорит: - На той. Нет, Господи, на ней я не хочу. Поэтому жребий, все-таки для тех, кто готов на 100% , выполнить то, что он вытянет. Поэтому эти все вещи, они очень неприятны, когда ты их не выполняешь. Потом будут искушения, скорби разные. Поэтому делайте то, что будет получаться, а там Господь управит.