Понятия художественного метода и литературного направления. Литературные методы и направления. Метод в широком смысле слова, его связь с творчеством

Художественный метод (букв. «методос» от греч. – путь исследования) есть совокупность наиболее общих принципов эстетического освоения действительности, которое устойчиво повторяется в творчестве той или иной группы писателей, образующей направление, течение или школу. Существуют объективные трудности вычленения метода. «Художественный метод – категория эстетическая и глубоко содержательная. Его нельзя сводить ни к формальным способам построения образа, ни к идеологии писателя. Он представляет собой совокупность идейно-художественных принципов изображения действительности в свете определенного эстетического идеала. Мировоззрение органично входит в метод тогда, когда оно сливается с талантом художника, с его поэтическим мышлением, а не существует в произведении лишь в форме общественно-политической тенденции» (Н.А. Гуляев). Метод не просто система каких-то взглядов, хотя бы самых эстетических. Можно в очень условном виде говорить о методе как о взгляде, но не отвлеченном, исходном, а об уже нашедшем себя в определенном материале данного искусства. Это художественная мысль или художественная концепция данных явлений в связи с общей концепцией жизни. Метод есть категория главным образом художественного творчества, а значит, художественного сознания. Метод – есть последовательно осуществленный способ отражения, предполагающий единство художественного пересоздания материала действительности, осознанное на единстве образного видения жизни, подчиненное целям раскрытия и познания ведущих тенденций современной писателю жизни и воплощения его общественных идеалов.

Категория метода связана с категорией тип творчества, с одной стороны, категорией стиль – с другой. Уже в V веке до н. э. Софокл афористически обозначил два противоположных типа художественного мышления: «Он (Еврипид) изображает людей такими, каковы они есть на самом деле, а я такими, какими они должны быть». Под стилем обычно понимается индивидуальная неповторимость творческого почерка, совокупность предпочитаемых приемов, единство индивидуальных и типовых, общих для множества индивидуальностей, черт творчества. Наиболее активные стилеобразующие факторы художественной структуры произведения относятся к плану выражения. Но вместе с тем, стиль – это и «непосредственно воспринимаемое законченное единство разных сторон и элементов произведений, соответствующее выраженному в нем содержанию» (Г.Н.Поспелов). Отличие стиля от других категорий поэтики, в частности от художественного метода, – в его непосредственной конкретной реализации: стилевые особенности как бы выступают на поверхность произведения в качестве зримого и ощутимого единства всех главных моментов художественно формы.

Стиль «поглощает в себя без остатка содержание и форму искусства, объединяет собой и руководит в произведении всем, начиная от слова и кончая центральной мыслью» (Бенедетто Кроче). Лингвистический подход к стилю предполагает, что главный объект исследования – язык, язык как первая и ясно различимая внешность и материальность литературного произведения. Это означает, что на первый план выдвигаются внутренние языковые законы. Стиль, художественная ткань рассматриваются как комбинация разных существующих помимо него в языке и заранее данных стилей – канцелярски-бюрократического, эпистолярного, архаического, делового, стиля научных изложений и т.д. Но этот подход не объясняет смену литературных стилей. К тому же стиль художественного произведения нельзя свести к механической комбинации. Стиль – это устойчивая общность образной системы, средств художественной выразительности, характеризующая своеобразие творчества писателя, отдельного произведения, литературного направления, национальной литературы. Стиль в широком смысле – сквозной принцип построения художественной формы, сообщающий произведению ощутимую целостность, единый тон и колорит.

Каковы механизмы образования стиля? Д.С. Лихачев исходит из того («Человек в литературе Древней Руси»), что художественный стиль объединяет в себе и общее восприятие действительности, свойственное писателю, и художественный метод писателя, обусловленный задачами, который он себе ставит. То есть стиль – это не то, что писатель отобрал в своем произведении, а как он это выразил, под каким углом зрения.

Нельзя объяснить стиль, не рассматривая его связь с художественным методом. Понятие художественного метода выражает тот факт, что историческая реальность определяет не только содержание искусства, но и сокровенные его эстетические законы. В творческом методе эстетически суммируется практическое отношение людей к своим историческим задачам и их понимание жизни, складывается то особое отношение идеалов и действительности, которое определяет строение художественных образов. Так, мифологический взгляд на природу и на общественные отношения лежал в основе греческой фантазии и греческого искусства. Творческий метод классического искусства требовал, чтобы художник в несовершенном угадал совершенное, чтобы он показал осуществленной всю гармоническую полноту возможностей человеческого духа. Творческий метод классического искусства указывал художнику более или менее постоянный угол обязательного возвышения образа над действительностью, более или менее установленное направление в художественном выражении жизненного явления. Тем самым он давал и начало стиля. Соотношение идеала и действительности, присущее классическому искусству, оказывалось ключом к пониманию классического стиля с его ясностью и прозрачностью, нормативностью, красотой, строгим порядком, с присущим ему гармоническим равновесием частей и покоем внутренней завершенности, очевидной связью формы и функции, первостепенным значением ритма, с его наивным лаконизмом и поразительным чувством меры.

Стиль – это закономерность в построении, связи и сходстве форм, позволяющая этим формам выразить не только частное содержание данного произведения, но также воспроизвести самые общие признаки отношения человека к природе и обществу. Стиль – это общий характер выразительности различных форм. Стиль – это связь форм, обнаруживающая единство художественного содержания (готический стиль, стиль барокко, ложноклассический стиль, стиль рококо и т. д.). Различают большие стили, так называемые стили эпохи (Возрождение, барокко, классицизм), стили различных направлений и течений и индивидуальные стили художников.

Стиль – остроконечная палочка для письма с шариком на другом конце, которым стирали написанное. Отсюда крылатое выражение: «Чаще поворачивай стиль!».

«Стиль – это человек» (Ж. Бюффон).

«Стиль бальзамирует литературное произведение» (А. Доде).

«Стиль может быть определен так: соответственные слова в соответственном месте» (Дж. Свифт).

«Стиль – физиономия ума, менее обманчивая, чем настоящая физиономия. Подражать чужому стилю все равно, что носить маску. Напыщенность стиля похожа на гримасничанье» (А. Шопенгауэр).

Само отношение метода и стиля оказывается различным на разных этапах художественного развития. Как правило, в ранние периоды развития искусства стиль был единым, всеобъемлющим, строго подчиненным религиозно-догматическим нормам, с развитием эстетической восприимчивости необходимость для каждой эпохи в единичности стиля (стиля эпохи, эстетического кода культуры) заметно ослабевает.

В дореалистическом искусстве мы наблюдаем преобладание общего стиля, а в реалистическом – преобладание индивидуальных стилей. В первом случае метод как бы сливается с определенным стилем, а во втором осуществляется тем полнее, чем изобильней и несходственней вырастающие на его основе стили. В первом случае метод осуществляет единообразие, во втором – многообразие стилей. Господство общего стиля соответствует относительно простому художественному содержанию. В античном обществе отношения между людьми еще ясны и прозрачны. Во всех видах искусства повторяются одни и те же мифологические мотивы и сюжеты. Сфера художественного содержания остается достаточно узкой. Различие личных точек зрения вмещается в границы единой эстетической традиции. Все это приводит к сплочению художественного содержания, обусловившего образование общего стиля.

Господство общего стиля решающим образом связано с преобладанием идеализации, как способа художественного обобщения, а господство стилей индивидуальных – с типизацией. Идеализация легче связывает разнородные явления в единый стиль. В классическом искусстве форма неизбежно бывает более связанной, жесткой, устойчивой, чем в образе реалистическом. Общий стиль подчиняет себе индивидуальность художника. Только те личные дарования, которые соответствуют требованиям общего стиля, получают простор и могут развиваться. Так, рассуждая об общем стиле древнерусской литературы, Д.С. Лихачев пишет о том, что в древнерусской литературе еще живы черты фольклорного коллективизма. Это литература, в которой личностное начало приглушено. Многие произведения включают в свой состав предшествующие произведения, следуют традициям литературного этикета, созданными несколькими авторами, которые поправлялись и дополнялись впоследствии перепиской. Благодаря этой особенности в литературе Древней Руси заключено монументальное эпическое начало. Эта монументальность усиливается тем, что произведения в Древней Руси посвящены главным образом историческим темам. В них меньше выдуманного, воображенного, рассчитанного на развлечение, на занимательность. Серьезность этой литературы связана еще и с тем, что ее главные произведения гражданственны в высшем смысле этого слова. Свое писательское дело авторы воспринимают как служение Родине. Чем выше идеалы древнерусских авторов, тем труднее им примириться с недостатками действительности (исторический монументализм).

В классицизме XVII–XVIII веков обязательность общего стиля поддерживается установленным и неоспоримым авторитетом античности, признанием решающего значения ее художественных образов как предметов подражания. На смену религиозно-мифологической авторитарности становится авторитарность эстетическая (правила). Необходимо рассматривать принадлежность данного произведения к общему стилю и далее обнаруживать те видоизменения, обогащения, новшества, которые зависят от индивидуального стиля. Общий стиль подчиняет себе художника, определяет его эстетический вкус. Реализм же изменяет сам тип эстетического вкуса, включает в себя его способность естественно развиваться. Реалистический метод связан с новой эпохой, в которую отношения людей приобретают чрезвычайно запутанный вид.

В капиталистическую эпоху вырабатывается сложный механизм социальных, политических и идеологических отношений, вещи олицетворяются, люди овеществляются. Расширяются познавательные возможности искусства. Анализ глубоко внедряется в описание, становится шире сфера художественного содержания, открывается огромная область жизненной прозы. Художник не работает больше с жизненным процессом, предварительно переработанным народной фантазией и включившим в себя коллективную оценку явлений действительности. Отныне он должен самостоятельно находить образ действительности. Благодаря этому достаточно даже небольшого изменения угла зрения, позиции наблюдателя, чтобы резко и значительно изменилось художественное содержание. Раньше это изменение приводило к образованию личных оттенков в границах единого стиля, теперь оно стало основой возникновения индивидуальных стилей. Огромное значение получает многообразие оценок, аспектов, взглядов, подходов, степеней исторической активности у художников. Индивидуальное отношение к действительности и индивидуальные формы выражения.

Отбор

Художественное направление – Оценка

Обобщение

Художественное воплощение

Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе в искусстве XVII– нач. XVIII веков, одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Как целостная художественная система классицизм сформировался во Франции в период укрепления и расцвета абсолютизма. Законченно-системное выражение классицизм получает в «Поэтическом искусстве» (1674) Н. Буало, обобщающего художественный опыт французской литературы XVII века. В основе эстетики классицизма лежат принципы рационализма, соответствующие философским идеям картезианства. Они утверждают взгляд на художественное произведение как создание искусственное – сознательно сотворенное, разумно организованное, логически построенное. Выдвинув принцип «подражания природе», классицисты считают непременным его условием строгое соблюдение незыблемых правил, которые почерпнуты из античной поэтики (Аристотеля, Горация) искусства и определяют законы художественной формы, превращающей жизненный материал в прекрасное, логически стройное и ясное произведение искусства.

Художественное преображение натуры, превращение природы в прекрасную и облагороженную есть одновременно и акт ее высшего познания – искусство призвано явить идеальную закономерность мироздания, часто скрытую за внешним хаосом и беспорядком действительности. Разум, постигающий идеальную закономерность, выступает как начало «высокомерное» по отношению к индивидуальным особенностям и живому разнообразию жизни. Классицистический образ тяготеет к образцу, он особое зеркало, где индивидуальное превращается в родовое, временное в вечное, реальное в идеальное, история в миф, он торжество разума и порядка над хаосом и текучей эмпирикой жизни. Это отвечало и общественно-воспитательной функции искусства, которой эстетика классицизма придавала огромное значение.

Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на «высокие» (трагедия, эпопея, ода, их сфера – государственная жизнь, исторические события, мифы, их герои – монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники) и «низкие» (комедия, сатира, басня), изображающие частную повседневную жизнь людей средних сословий. Каждый жанр имеет строгие границы и четкие формальные признаки, не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного. Ведущим жанром классицизма была трагедия, обращенная к важнейшим общественным и нравственным проблемам века. Общественные конфликты предстают в ней отраженными в душах героев, поставленных перед необходимостью выбора между нравственным долгом и личными страстями. В этой коллизии наметилась поляризация общественного и частного бытия человека, определявшая и структуру образа.

Романтизм – одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII–первой половины XIX веков, получившее всемирное значение и распространение. Романтизм явился высшей точкой антипросветительского движения. Его основные социально-идеологические предпосылки – разочарование в результатах Великой французской революции и в буржуазной цивилизации вообще. Неприятие буржуазного образа жизни, протест против пошлости и прозаичности, бездуховности и эгоизма буржуазных отношений, нашедшие первоначальное выражение в сентиментализме и предромантизме, обрели у романтиков особую остроту. Реальность истории оказалась неподвластной «разуму», иррациональной, полной тайн и непредвиденностей, а современное мироустройство – враждебным природе человека и его личностной свободе.

Неверие в социальный, промышленный, политический и научный прогресс, принесший новые контрасты и антагонизмы, а также «дробление», нивелировку и духовное опустошение личности, разочарование в обществе, которое предвещали, обосновывали и проповедовали лучшие умы (как самое «естественное» и «разумное») Европы, постепенно разрасталось до космического пессимизма. Принимая общечеловеческий, универсальный характер, оно сопровождалось настроениями безнадежности, отчаяния, «мировой скорби» («болезнь века», присущая героям Шатобриана, Мюссе, Байрона). Тема «лежащего во зле» «страшного мира» (с его слепой властью материальных отношений, иррациональностью судеб, тоской вечного однообразия повседневной жизни) прошла через всю историю романтической литературы, воплотившись наиболее явственно в «драме рока», в произведениях Дж. Байрона, Э. Гофмана, Э. По и других. Вместе с тем романтизму свойственно чувство сопричастности стремительно развивающемуся и обновляющемуся миру, включенности в поток жизни, в мировой исторический процесс, ощущение скрытого богатства и беспредельных возможностей бытия. «Энтузиазм», основанный на вере во всемогущество свободного человеческого духа, страстная, всезахватывающая жажда обновления – одна из характерных особенностей романтического мироощущения (см. об этом работу Н.Я. Берковского «Романтизм в Германии». С. 25–26).

Глубине и всеобщности разочарования в действительности, в возможностях цивилизации и прогресса полярно противополагается романтическая тяга к «бесконечному», к идеалам абсолютным и универсальным. Романтики мечтали не о частичном усовершенствовании жизни, а о целостном разрешении всех ее противоречий. Разлад между идеалом и действительностью, характерный и для предшествующих направлений, приобретает в романтизме необычайную остроту и напряженность, что составляет сущность так называемого романтического двоемирия. Отвергая повседневную жизнь современного цивилизованного общества как бесцветную и прозаическую, романтики стремились ко всему необычному. Их привлекали фантастика, народные предания, народное творчество, минувшие исторические эпохи, экзотические картины природы, жизнь, быт и нравы далеких стран и народов. Низменной материальной практике они противопоставляли возвышенные страсти (романтическая концепция любви) и жизнь духа, высшими проявлениями которого для романтиков были искусство, религия, философия.

Романтики открыли необычайную сложность, глубину и антиномичность духовного мира человека, внутреннюю бесконечность человеческой индивидуальности. Человек для них – малая вселенная, микрокосмос. Напряженный интерес к сильным и ярким чувствам, к тайным движениям души, к «ночной» ее стороне, тяга к интуитивному и бессознательному – сущностные черты романтического мировосприятия. Столь же характерны для романтиков защита свободы, суверенности, самоценности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального. Апология личности служила как бы самозащитой от безжалостного хода истории и нараставшей нивелировки самого человека в буржуазном обществе.

Требование историзма и народности искусства (главным образом в смысле верного воссоздания колорита места и времени) – одно из непреходящих завоеваний романтической теории искусства. Бесконечное разнообразие местных, эпохальных, национальных, исторических, индивидуальных особенностей имело в глазах романтиков определенный философский смысл: оно было обнаружением богатства единого мирового целого – универсума. В области эстетики романтизм противопоставил классицистическому «подражанию природе» творческую активность художника с его правом на преображение реального мира: художник создает свой особый мир, более прекрасный и истинный, а потому и более реальный, чем эмпирическая действительность, так как само искусство и является высшей реальностью. Романтики яростно защищали творческую свободу художников, отвергали нормативность в эстетике, что, впрочем, не исключало создание собственных романтических канонов.

С точки зрения принципов художественной изобразительности романтики тяготели к фантастике, сатирическому гротеску, демонстративной условности формы, фрагментарности, отрывочности, вершинности композиции, они смело смешивали обыденное и необычное, трагическое и комическое.

Реализм, художественное направление в искусстве, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни и создаваемых посредством типизации фактов действительности. Утверждая значение реализма как средства познания человеком себя и окружающего мира, реализм стремится к глубинному постижению жизни, к широкому охвату действительности с присущими ей противоречиями, признает право художника освещать все стороны жизни без ограничений. Искусство реализма показывает взаимодействие человека со средой, воздействие общественных условий на человеческие судьбы, влияние социальных обстоятельств на нравы и духовный мир людей. В широком смысле категория реализма служит для определения отношения произведений литературы к действительности, независимо от принадлежности писателя к тому или иному течению. У истоков реализма в России стояли И.А.Крылов, А.С. Грибоедов, А.С. Пуш-кин (в западной литературе реализм возникает несколько позже, первыми представителями его были Стендаль и Бальзак).

Основные черты реализма. 1. Принцип жизненной правды, которым руководствуется художник-реалист в своем творчестве, стремясь дать наиболее полное отражение жизни в ее типических свойствах. Верность изображения действительности, воспроизводимой в формах самой жизни, – основной критерий художественности. 2. Социальный анализ, историзм мышления. Именно реализм объясняет явления жизни, устанавливает их причины и следствия на социально-исторической почве. Иначе говоря, реализм немыслим без историзма, который предполагает понимание данного явления в его обусловленности, в развитии и связи с другими явлениями. Историзм – основа мировоззрения и художественного метода писателя-реалиста, своего рода ключ к познанию действительности, позволяющий соединить прошлое, настоящее и будущее. В прошлом художник ищет ответы на актуальные вопросы современности, а современность осмысливает как результат предшествующего исторического развития. В реалистической литературе внутренний мир и поведение героев несут на себе, как правило, неизгладимую печать времени. Писатель нередко показывает прямую зависимость их социальных, нравственных, религиозных представлений от условий существования в данном обществе, уделяет большое внимание социально-бытовому фону времени. В то же время в зрелом реалистическом искусстве обстоятельства изображаются лишь как необходимая предпосылка раскрытия душевного мира людей. 3. Критическое изображение жизни. Писатели глубоко и правдиво показывают отрицательные явления действительности, сосредоточиваются на их обличении. Но при этом реализм не лишен жизнеутверждающего пафоса, ибо в основе его лежат положительные идеалы – сочувствие народным массам, поиски положительного героя в жизни, вера в неисчерпаемые возможности человека. 4. Изображение типических характеров в типических обстоятельствах, то есть характеры изображаются в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала, сформировала в определенных социально-исторических условиях. 5. Взаимоотношения личности и общества – ведущая проблема, которую ставит реалистическая литература. Для реализма важна драма этих взаимоотношений. Как правило, в центре внимания реалистических произведений оказываются личности незаурядные, неудовлетворенные жизнью, выламывающиеся из своего окружения, но это не означает, что реалистов не интересуют люди незаметные, сливающиеся со своей средой, представители масс (тип маленького человека у Гоголя и Чехова). 6. Многогранность характеров персонажей: их действия, поступки, речь, образ жизни и внутренний мир, «диалектика души», которая раскрывается в психологических подробностях ее эмоциональных переживаний. Тем самым реализм расширяет возможности писателей в творческом освоении мира, в создании противоречивой и сложной структуры личности в результате тончайшего проникновения в глубины человеческой психики. 7. Выразительность, яркость, образность, точность русского литературного языка, обогащенного элементами разговорной речи, которые писатели-реалисты черпают из общенародного языка. 8. Разнообразие жанров (эпических, лироэпических, драматических, сатирических). 9. Отражение реальной действительности не исключает вымысла и фантастику, хотя эти художественные средства не определяют основную тональность произведения.

Художественный метод (творческий) метод – это совокупность наиболее общих принципов эстетического освоения действительности, которое устойчиво повторяется в творчестве той или иной группы писателей, образующих направление, течение или школу.

О.И. Федотов отмечает, что «понятие «творческий метод» мало, чем отличается от породившего его понятия «художественный метод», хотя его и пытались приспособить для выражения более масштабного значения – как пути исследования социально бытия или как основных принципов (стилей) целых направлений».

Понятие художественного метода появляется в 1920 –е годы, когда критики «Российской ассоциации пролетарских писателей» (РАПП) заимствуют данную категорию из философии, стремясь тем самым теоретически обосновать развитие своего литературного течения и глубину творческого мышления «пролетарских» писателей.

Художественный метод имеет эстетическую природу, он представляет собою исторически обусловленные общие формы эмоционально окрашенного образного мышления.

Предметы искусства – это эстетические качества действительности, т.е «широкая общественная значимость явлений действительности, втянутых в общественную практику и несущих на себе печать сущностных сил» (Ю.Борев). Предмет искусства понимается как исторически изменчивое явление, и изменения будут зависеть от характера общественной практики и развития самой действительности. Художественный метод является аналогом предмета искусства. Таким образом, исторические изменения художественного метода, а также появление нового художественно метода могут быть объяснены не только через исторические изменения предмета искусства, но и через историческое изменение эстетических качеств действительности. В предмете искусства заключена жизненная основа художественно метода. Художественный метод является результатом творческого отражения предмета искусства, который воспринят через призму общего философско-политического мировоззрения художника.«Метод всегда выступает перед нами лишь в своем конкретном художественном воплощении – в живой материи образа. Эта материя образа возникает как результат личного, интимнейшего взаимодействия художника с окружающим его конкретным миром, определяющим весь художественно-мыслительный процесс, необходимый для создания художественного произведения» (Л.И. Тимофеев)

Творческий метод представляет собой не что иное, как проекцию образности в определенную конкретно – историческую обстановку. Только в ней образное восприятие жизни и получает свое конкретное осуществление, т.е. претворяется в определенную, органически возникшую систему характеров, конфликтов, сюжетных линий.

Художественный метод – это не отвлеченный принцип отбора и обобщения явлений действительности, а исторически обусловленное осмысление ее в свете тех основных вопросов, которые жизнь ставит перед искусством на каждом новом этапе его развития.

Многообразие художественных методов в одну и ту же эпоху объясняется ролью мировоззрения, которое выступает как существенный фактор формирования художественного метода. В каждом периоде развития искусства наблюдается одновременное возникновение различных художественных методов в зависимости от социальной обстановки, поскольку эпоха буде рассмотрена и воспринята художниками по-разному. Близость эстетических позиций определяет единство метода ряда писателей, которое связано с общностью эстетических идеалов, родством характеров, однородностью конфликтов и сюжетов, манерой письма. Так, например, К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Блок связаны с символизмом.

Метод художника ощущается через стиль его произведений, т.е. через индивидуальное проявление метода. Поскольку метод является способом художественного мышления, то метод представляет собой субъективную сторону стиля, т.к. данный способ образного мышления порождает определенные идейно – художественные особенности искусства. Понятие метода и индивидуально стиля писателя соотносятся между собой как понятие рода и вида.

Взаимодействие метода и стиля:

многообразие стилей в пределах одного творческого метода. Это подтверждается тем, что представители того или иного метода не примыкают к какому-то одному стилю;

стилевое единство возможно лишь в пределах одного метода, поскольку даже внешнее сходство произведений авторов, примыкающих к одному методу, не дает основания для отнесения их к единому стилю;

обратное влияние стиля на метод.

Полное использование стилевых приемов художников, которые примыкают к одному методу, несовместимо с последовательным соблюдением принципов нового метода.

Наряду с понятием творческого метода возникает и понятие направления или типа творчества , которые в самых в разнообразных формах и соотношениях будут проявляться в любом методе, который возникает в процессе развития истории литературы, поскольку в них выражаются общие свойства образного отражения жизни. В своей совокупности методы образуют литературные течения (или направления: романтизм, реализм, символизм и др).

Метод определяет лишь направление творческой работы художника, а не ее индивидуальные свойства. Художественный метод взаимодействует с творческой индивидуальностью писателя

Понятие «стиля» не тождественно понятию «творческая индивидуальность писателя» . Понятие «творческой индивидуальности» является более широким, чем то, чем выражается узким понятием «стиль». В стиле писателей проявляется ряд свойств, которые в своей совокупности характеризуют творческую индивидуальность писателей. Конкретным и реальным результатом этих свойств в литературе является стиль. Писатель вырабатывает на основании того или иного художественного метода свой индивидуальный стиль. Можно говорить о том, что творческая индивидуальность писателя является необходимым условием дальнейшего развития каждого художественного метода. О новом художественном методе можно говорить тогда, когда новые единичные явления, созданные творческими индивидуальностями писателей, становятся общими и представляют в своей совокупности новое качество.

16. Литературный процесс – это совокупность общезначимых изменений в литературной жизни (как творчестве писателей, так и в литературном сознании общества), т.е. динамика литературы в большом историческом времени. Стадии исторического развития литературы: 1) «архаический период», где, безусловно, влиятельна фольклорная традиция, 2) середина I тысячелетия до н.э. - середины XVIII в. – отмечен преобладанием традиционализма художественного сознания и «поэтики стиля и жанра»; 3) на третьей стадии, начавшейся с эпохи Просвещения и романтизма на авансцену выдвигается «индивидуально-творческое художественное сознание». В процессе исторической эволюции на определённых стадиях развития общества литературы разных народов проявляют те или иные общие черты, вызванные сходством социальной жизни, и одновременно они имеют национальные особенности, вытекающие из своеобразия культуры каждого народа.

Литературное направление – это произведения писателей той или иной страны и эпохи, достигшие осознания творческих принципов, которые нашли своё отражение в создании эстетической программы, выражающей идейно-творческие стремления этих писателей.

Первое литературное направление сложилось во Франции в конце XVII - начале XVIII вв., когда впервые в истории группа писателей возвысилась до осознания своих творческих принципов. Это направление получило название "классицизм". В XIX в. (особенно в его первой трети) развитие литературы шло под знаком романтизма, который противостоял классицистическому и просветительскому рационализму. В XIX в. упрочилась новая литературно-художественная общность, обозначаемая словом реализм. В последней трети XX в. в литературе появилось такое художественное явление, как постмодернизм, в культуре которого была, по замечанию В.Курицына, «разорвана классическая зависимость означающего от означаемого».

Стадии литературного процесса привычно мыслятся как соответствующие тем этапам истории человечества, которые с наибольшей отчетливостью и полнотой явили себя в странах западноевропейских и особенно ярко – в романских. В этой связи выделяются литературы древние, средневековые и – литературы Нового времени с их собственными этапами (вслед за Возрождением – барокко, классицизм, Просвещение с его сентименталистской ветвью, романтизм, наконец, реализм, с которым в XX в. сосуществует и успешно конкурирует модернизм).
Учеными в наибольшей степени уяснены различия между литературами Нового времени и предшествовавшей им письменностью. Сложнее обстоит дело с разграничением литератур древних и средневековых. Оно не составляет проблемы применительно к Западной Европе (древнегреческая и древнеримская античность принципиально отличаются от средневековой культуры более «северных» стран), но вызывает сомнения и споры при обращении к литературам иных, регионов, прежде всего восточных. Да и так называемая древнерусская литература была по сути письменностью средневекового типа.
Ученые отходят от привычной апологетической оценки западноевропейского Возрождения, выявляют его двойственность. С одной стороны, Ренессанс обогатил культуру концепцией полной свободы и независимости личности, идеей безусловного доверия к творческим возможностям человека, с другой же стороны – возрожденческая «философия удачи питала <…> дух авантюризма и аморализма».
В коллективной статье 1994 г. «Категории поэтики в смене литературных эпох» выделены и охарактеризованы три стадии всемирной литературы.
Первая стадия – это «архаический период», где безусловно влиятельна фольклорная традиция. Здесь преобладает мифопоэтическое художественное сознание и еще отсутствует рефлексия над словесным искусством, а потому нет ни литературной критики, ни теоретических студий, ни художественно-творческих программ. Все это появляется лишь на второй стадии литературного процесса, начало которой положила литературная жизнь Древней Греции середины I тысячелетия до н.э. и которая продолжалась до середины XVIII в. Этот весьма длительный период отмечен преобладанием традиционализма художественного сознания и «поэтики стиля и жанра»: писатели ориентировались на заранее готовые формы речи, отвечавшие требованиям риторики (о ней см. с. 261–262), и были зависимы от жанровых канонов. В рамках этой второй стадии, в свою очередь, выделяются два этапа, рубежом между которыми явилось Возрождение (здесь, заметим, речь идет по преимуществу об европейской художественной культуре). На втором из этих этапов, пришедшем на смену средневековью, литературное сознание делает шаг от безличного начала к личному (хотя еще в рамках традиционализма); литература в большей мере становится светской.
И, наконец, на третьей стадии, начавшейся с эпохи Просвещения и романтизма, на авансцену выдвигается «индивидуально-творческое художественное сознание». Отныне доминирует «поэтика автора», освободившегося от всевластия жанрово-стилевых предписаний риторики. Здесь литература, как никогда ранее, «предельно сближается с непосредственным и конкретным бытием человека, проникается его заботами, мыслями, чувствами, создается по его мерке»; наступает эпоха индивидуально-авторских стилей; литературный процесс теснейшим образом сопрягается «одновременно с личностью писателя и окружающей его действительностью». Все это имеет место в романтизме и в реализме XIX столетия, а в немалой мере и в модернизме недавно завершившегося века. К этим явлениям литературного процесса мы и обратимся.

Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы Коллектив авторов

О том, что такое творческий метод, художественная система и литературное направление

Вопрос о законах создания художественного мира литературного произведения – один из самых сложных в искусстве слова. Вы уже хорошо знаете, что художественная реальность условна и не совпадает с реальной действительностью, но в то же время источником создания художественного мира всегда является личный опыт писателя, то есть его представления о реальном мире.

Как же представление о действительной жизни превращается в художественный мир литературного произведения? На этот вопрос искали ответ многие поколения художников и ученых. Результатом их размышлений стало понятие творческого метода.

Творческий метод – это основные художественные принципы оценки, отбора и воспроизведения действительности в произведении.

Что это значит? Подумайте, ведь для того чтобы создать художественную реальность на основе одного из видов условности, необходимо сначала представить себе, что такое реальность. Иными словами, прежде чем изображать природу и человека, писателю следует осознать, что он называет природой и каким представляет себе человека. Ему приходится прежде всего определить свой взгляд на окружающий его мир, создать свою концепцию мира и человека (вам уже знакомо это понятие).

Итак, прежде всего писатель производит оценку реальной действительности на основе имеющихся в его распоряжении научных данных и в соответствии со своим мировоззрением. Созданная им концепция мира и человека и служит исходным материалом для построения художественного мира литературного произведения.

Однако вы уже знаете, что нельзя механически перенести все известное о земном мире, в котором живет человек, на страницы книги. Писателю неизбежно приходится отбирать то, что представляется ему наиболее важным. В этом ему помогают принципы типизации.

Типизация – это отбор и художественное осмысление характерных черт, явлений и свойств реальной действительности в процессе создания художественных образов и построения художественного мира литературного произведения. Проще говоря, – это отображение общих, характерных черт жизни в конкретных художественных образах.

Типизация – одно из основных свойств любого искусства. Чтобы создать художественный мир, автор должен, опираясь на собственный опыт, отобрать из фактов реальной жизни, из многообразия человеческих характеров такие, которые, будучи перенесенными в художественное произведение, создадут в нем иллюзию живой жизни. В единичных, неповторимых художественных образах отражаются характерные свойства обыденной реальности. Вспомните коллизии «Дубровского». А. С. Пушкин создал два прекрасных, неповторимых художественных характера – Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. Но в них запечатлелись черты многих русских помещиков: гордость обедневшего дворянства, заносчивость богатых аристократов, понятие чести, свойственное русским офицерам. А в сцене суда как в капле воды отразилась зависимость чиновников от местных богачей, характер рассмотрения тяжб. В исключительности, единичности ссоры Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова отобразились многочисленные конфликты поместного дворянства.

Типизируются не только обыденные, привычные особенности повседневной жизни. Умение писателя почувствовать зарождение новых веяний времени, новых людей и вывести их в своем творении также связано с типизацией. Это отражение в конкретном образе идеальных или же только нарождающихся новых явлений. Вот, к примеру, образ Говена из «Мула без узды»: в нем отразилась мечта об идеальном рыцаре, о настоящем защитнике слабых и обиженных. А В. С. Пикуль в очерке «Конная артиллерия – марш-марш!» сумел в образе реального русского офицера показать черты былинных богатырей – вот вам и воплощение мечты предков в конкретном облике их потомка…

Типизация существует в искусстве столько же, сколько существует само искусство. С глубокой древности художники создавали свои образы, в которых другие люди узнавали привычный им мир. Но по мере развития человечества менялось искусство, менялись и принципы типизации, так как они зависят от того, каким человек видит мир, какое место отводит в нем для себя. Типизация отражает тот уровень человеческих представлений, который присущ конкретному историческому периоду развития общества.

Вот видите, какую непростую работу приходится проделать автору, чтобы воплотить свой жизненный опыт в создание художественного мира произведения! Но и это еще не все. Мало отобрать необходимый материал, нужно, чтобы придуманный мир зажил своей самостоятельной жизнью, стал полнокровным и естественным в восприятии читателя, необходимо чувствовать возможности художественной условности, знать законы литературы как вида искусства (поэтику). Именно поэтика и определяет принципы воспроизведения действительности в литературном произведении. Писатель выбирает форму условности, жанр, приемы и средства художественной выразительности… Однако эти составные части поэтики были открыты художниками далеко не сразу, они исторически менялись, обогащались и развивались. Изменчивость принципов оценки, отбора и воспроизведения действительности была объективной причиной смены творческих методов на протяжении развития литературного процесса.

Одни творческие методы возникали на основе господствующей идеологии и существовали длительное время, видоизменяясь под влиянием новых исторических условий. Такие творческие методы принято называть продуктивными. К ним относятся классицизм, романтизм, реализм. Они образовывали в литературном процессе целые художественные системы (совокупность всех литературных произведений, созданных на основе одного продуктивного творческого метода).

Поскольку продуктивный творческий метод существовал на протяжении длительного времени, испытывая известные видоизменения, внутри художественной системы появлялись литературные направления, то есть конкретно-исторические проявления творческого метода.

Но существовали и непродуктивные творческие методы (барокко, сентиментализм, натурализм), появлявшиеся в результате творческой полемики писателей с представителями продуктивных методов. Непродуктивные методы существовали сравнительно недолго, и на их основе не возникало художественных систем, хотя они и создавали собственные литературные направления.

Поскольку каждая национальная литература опирается на свою самобытную национальную традицию и использует свой язык, национальные проявления творческого метода имеют свои характерные черты и называются литературным течением.

Первым из творческих методов, известных нам в литературном процессе европейской цивилизации, был классицизм, возникший в эпоху Возрождения.

Здесь вы справедливо можете поинтересоваться: а как же существовала без творческих методов литература Средневековья? Дело в том, что средневековая литература еще не отделилась от других видов творческой деятельности человека: агиографии (житийной литературы), хроник, научных рассуждений. Писатели не чувствовали потребности осознания способов построения художественного мира.

В то же время в средневековой литературе довольно часто синтезировались мифологическое, публицистическое и художественное начала. Жанровая самостоятельность была абсолютной, и взаимодействие жанров (явление обычное для последующих эпох) началось в средневековом искусстве сравнительно поздно.

Проще говоря, роль метода в это время выполняли отдельные жанры. Надеюсь, вы помните, что в средневековье еще не было четких границ между литературой и фольклором, а метод является характерной чертой именно литературного творчества.

Из книги Жизнь по понятиям автора Чупринин Сергей Иванович

НАПРАВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ Странная вещь, непонятная вещь! – в позднесоветскую эпоху, когда власть вроде бы строго держалась правила «больше трех не собираться», литературные направления (течения, школы) образовывались, во-первых, с легкостью необычайной, а во-вторых, на

Из книги Мысли о литературе автора Акутагава Рюноскэ

ЛИТЕРАТУРНОЕ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ЛИШЕННОЕ ТОГО, ЧТО МОЖНО НАЗВАТЬ «ПОВЕСТВОВАНИЕМ»Я не считаю, что самым лучшим является произведение, лишенное «повествования». И поэтому я не говорю: пишите только произведения, лишенные «повествования». Прежде

Из книги Откровения молодого романиста автора Эко Умберто

Что такое художественная литература? Когда мне было чуть за пятьдесят, я, в отличие от многих других ученых, не испытывал никакого расстройства из-за того, что мои писания не являются «художественной» литературой.Я никогда не понимал, почему тексты Гомера принято

Из книги ОТКРЫТОСТЬ БЕЗДНЕ. ВСТРЕЧИ С ДОСТОЕВСКИМ автора Померанц Григорий Соломонович

Из книги Алексей Ремизов: Личность и творческие практики писателя автора Обатнина Елена Рудольфовна

Из книги Фантастика - о чем она? автора Смелков Юрий Сергеевич

Из книги Теория литературы. История русского и зарубежного литературоведения [Хрестоматия] автора Хрящева Нина Петровна

Социологическое направление Г.В. Плеханов Французская драматическая литература и французская живопись XVIII века с точки зрения социологии Изучение быта первобытных народов как нельзя лучше подтверждает то основное положение исторического материализма, которое

Из книги Основы литературоведения. Анализ художественного произведения [учебное пособие] автора Эсалнек Асия Яновна

Историко-типологическое направление

Из книги Западноевропейская литература ХХ века: учебное пособие автора Шервашидзе Вера Вахтанговна

Творческий метод и стиль Завершая размышления о путях анализа художественных произведений, обратим внимание еще на два понятия, обозначающие определенные качества литературных произведений.Слово метод, как известно, употребляется в разных сферах жизни и разных

Из книги Птица за птицей. Заметки о писательстве и жизни в целом автора Ламотт Энн

ПОСТМОДЕРНИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Французский постструктурализм создал особую модель «литературы для писателей» (Ф. Соллерс «Драма»). Но, «несмотря на универсальность постмодернистских характеристик, тем не менее, существуют национальные условия

Из книги Фантастика- о чем она? автора Смелков Юлий Сергеевич

Творческий кризис Мало что вызывает столько уныния и тревоги, как пресловутый творческий кризис - фаза бесплодия и омертвения, когда перед вами лежит пустая страница, а вы смотрите на нее как зомби и чувствуете: мозг застывает, словно желе, а весь талант вытекает из тела

Из книги История русской литературной критики [Советская и постсоветская эпохи] автора Липовецкий Марк Наумович

Направление эволюции Спор о том, что несет человечеству НТР, ведется ныне повсеместно. В него включаются экономисты и социологи, философы и писатели. Среди последних особо активны, как мы видели, фантасты. Они, как правило, не сомневаются в больших возможностях

Из книги Универсальная хрестоматия. 1 класс автора Коллектив авторов

4. Психоаналитическое направление Наш последний методологический пример - психоаналитический - тоже (так уж выходит) связан с сознанием. Неизбежно основным текстом здесь должна стать повесть Гоголя 1836 года «Нос» и ее прочтение Ермаковым в 1923-м. Как практикующий

Из книги Южный Урал, №4 автора

Что такое хорошо и что такое плохо? Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: – Что такое хорошо и что такое плохо? - У меня секретов нет, – слушайте, детишки, - папы этого ответ помещаю в книжке. – Если ветер крыши рвёт, если град загрохал, - каждый знает – это вот для

Из книги Пригов. Очерки художественного номинализма автора Ямпольский Михаил

МОЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПЛАН НА 19...-Й ГОД А. Гольдбергу Сдать либретто оперетты,Книгу песен «Танкоград»,Фельетонов сто в газетуИ стихи в Гослитиздат,Строк на тысячу поэмуНа нетронутую тему,А по ней уж заодноДать сценарий для кино,Две для музкомедииШуточных трагедии,Восемь

Из книги автора

Глава 1 Направление и поколение Дмитрий Александрович Пригов – явление в нашей культуре уникальное. Мой интерес к его творчеству помимо разнообразия, качества и оригинальности подогревается одним теоретическим обстоятельством. Много лет я исповедую принцип

(Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
  1. Центральное место отводится символу*
  2. Преобладает стремление к высшему идеалу
  3. Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
  4. Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
  5. Изысканность и музыкальность стиха
Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
  • Акмеизм

    (От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
    1. Ориентация на классическую поэзию XIX века
    2. Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
    3. Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
    4. В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
    5. регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
  • Футуризм

    Футуризм – от лат. futurum , будущее. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
    1. Бунтарство, анархичность мировоззрения
    2. Отрицание культурных традиций
    3. Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
    4. Активное словотворчество
  • Имажинизм

    От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин
  • Ч асть I (XVII-XVIII вв.)

    Кто о чем – а я всё о литературоведении. :-) Мы уже договорились, что понятие это емкое и входят в него, в частности, и теория, и история литературы. Вот между этими Сциллой и Харибдой я и попробую полавировать. Мне очень хочется хотя бы попытаться дать системный взгляд на литературу как вид искусства, как единый живой процесс, хотя я понимаю, что задача эта в рамках нескольких обзорных статей практически невыполнима. И всё же какие-то основные черты выкристаллизовать и свести в систему можно. Но для этого нужно решить, от каких же главных печек плясать, дабы не пропустить ни одного краеугольного камня.

    Есть несколько путей рассмотрения литературы как целого, связанных с ее основными аспектами. Вот эти точки отсчета:

    1. Хронология и культурно-географические особенности . Это самый традиционный путь изучения истории литературы – от фольклора и до сегодняшнего дня, по разным странам, последовательно и параллельно. Он самый полный и неторопливый, и именно поэтому мы по нему не пойдем. :-)
    2. Роды, виды и жанры . В общих чертах мы уже говорили о них, поэтому я буду оперировать этими понятиями без подробных объяснений, хотя в дальнейшем, надеюсь, мы еще к ним вернемся и рассмотрим их эволюцию в разных национальных и временнЫх средах. Вот тогда мы сможем наглядно объединить теорию с историей, но пока нам нужно поговорить еще об одной проблеме, без решения которой нельзя составить себе полного представления о развитии любого вида искусства:
    3. Метод . Вот от этого понятия мы сегодня и будем отталкиваться.

    Художественный (творческий) метод – это понятие, обозначающее наиболее общие принципы и способы отбора, оценки и отражения жизни, при условии, что эти принципы и способы повторяются в творчестве ряда писателей, близких по мировосприятию и технике творческого освоения (пересоздания) действительности. До XVII в. попыток теоретического обоснования отдельных методов не существовало: художник должен был только «подражать» жизни, как определил главную функцию литературы еще в IV в. до н.э. Аристотель.

    С XVII в. появились теоретические работы, определяющие социально-философскую базу и эстетические рамки литературных методов как способа художественного перевоссоздания жизни , творческого ее преображения. Так, манифестом классицизма стал трактат Н.Буало «Поэтическое искусство» , романтизма – «Философия искусства» Ф.Шеллинга , предисловие к драме «Кромвель» В.Гюго , романтизма и реализма трактат Стендаля «Расин и Шекспир» , реализма предисловие О. де Бальзака к «Человеческой комедии» , и т.д. Свои литературные манифесты были и у отдельных литературных течений.

    Итак, первыми литературными методами (шире – методами искусства) были классицизм и барокко , развившиеся в XVII в. Я буду приводить характеристику методов в самом сжатом виде, подчеркивая особенности через сравнения, но потом обязуюсь ответить на любые конкретные вопросы, если таковые возникнут.

    СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЦИЗМА И БАРОККО ( XVII в .)

    КЛАССИЦИЗМ

    БАРОККО

    Происхождение понятий

    Классицизм (от "classicus" – «образцовый») – направление, образцом для которого является классическое античное искусство.

    Барокко – от португальского слова, означающего «жемчужина неправильной формы», или от итал. «прихотливый».

    Концепция мира

    Упорядоченность, монолитность, неизменность, доминанта волевого начала, строгая иерархия. Основа постижения мира разум ("ratio"). Философская база рационализм Декарта . Многообразие изображаемого мира искусственно сужается.

    Хаос, власть случая, противоречивость, изменчивость. Основа постижения мира чувства . Философская база неостоицизм . Конструктивное видение мира отсутствует.

    Концепция личности

    Цельность, преобладание разума над чувствами, долга – над личными интересами, государственного – над индивидуальным. Герой государственное лицо . Главный конфликт – между долгом (разум) и страстью (чувство).

    Противоречивость, борьба чувственного и духовного, эмоционального и рационального, изменчивость, индивидуализм. Герой – любой человек (для высокого барокко – представитель знати: роман М.М. де Лафайет «Принцесса Клевская»; для низового – простолюдин: Поль Скаррон, «Комический роман»). Главный конфликт – между человеком и миром (в низовом барокко конфликт более социален, чем в высоком ).

    Стиль

    Регламентированность, иерархия, цельность, однозначность, гармония, симметрия, обобщенность, красота, монументальность. Основное требование к литературным произведениям – триединство (места, времени, действия ). Выделяются 3 вида стиля (высокий, низкий, смешанный ).

    Свобода от регламентированности; наличие контрастов и дисгармонии; сочетание высокого и низкого, прекрасного и уродливого, фантастического и реального; отсутствуют стилистические и жанровые рамки.

    Основные жанры

    Трагедия (Корнель, Расин); поэма (поэтический трактат Н.Буало «Об искусстве поэзии»); позже – комедия (Мольер).

    Роман (Г.Гриммельсгаузен); лирика («поэзия либертенов» – Франция) и др.

    Страны преимущественного распространения

    Государства, тяготеющие к абсолютной монархии (Франция).

    Страны с менее стабильными формами государственного устройства (Германия).

    Художественные особенности

    Схематичность сюжета и характеров, отражение общего в конкретном , обязательное соблюдение жестких критериев .

    Многообразие отражения мира и человека, развитие разных форм , отсутствие регламентации .

    Классицизм в архитектуре:

    Барокко в архитектуре:


    Но жизнь не стояла на месте: менялись политические веяния и социальная структура, развивалась наука и экономика, всё пытливее становился человеческий разум, всё новые цели перед собой ставил. Так, одной из благороднейших идей XVIII века стала идея Просвещения : если люди образованные поделятся своими знаниями с необразованными, то все будут в равной мере обладать самым большим богатством – Знанием, и наступит время равенства, справедливости и процветания… Забегая вперед, нужно сказать, что эта идея не дала тех плодов, на которые была рассчитана, хотя определенную роль сыграла. Что же касается методов и направлений, то классицизм приобретал все больше просветительских черт, пока, наконец, не трансформировался в несколько схематический просветительский реализм , из которого уже в следующем веке разовьется реализм как таковой. С другой стороны, просвещенная Европа, не ставшая моментально счастливой от знаний, ударилась в иную крайность – чувства, что и привело к формированию крайне «чувствительных» направлений – сентиментализма и предромантизма , который вскоре проявит себя уже как истинный романтизм .

    СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ XVIII в . (эпоха Просвещения)

    ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ КЛАССИЦИЗМ

    ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ РЕАЛИЗМ

    СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

    ПРЕДРОМАНТИЗМ

    (преромантизм)

    Происхождение

    От классицизма XVIIв.

    От античного реализма , ренессансного реализма , классицизма , барокко. («Realis» – существенный, действительный )

    От барокко

    От барокко и сентиментализма.

    (« Sentiment» – чувство ; «prae» – впереди, перед; слово «романтизм» произошло то ли от «роман», то ли от «романс»)

    Черты предыдущих направлений

    Социальная тематика, схематичность в изображении мира и человека, преобладание разума над чувствами, преимущественное изображение поступков , а не чувств и не эволюции характеров.

    Социальная тематика, попытка изображения мира во всем многообразии , человека в совокупности действий, размышлений и чувств, в связи с обществом; острые конфликты .

    Основной объект изображения – человек с его неповторимым внутренним миром; основной конфликт – между миром внутренним и внешним , индивидуумом и социумом , часто – между природой и цивилизацией .

    Основной объект изображения – внутренний мир человека, его эмоции , интуиция , столкновение с ирреальными явлениями; внешний мир – хаос , который можно постичь не разумом, а только интуицией. Основной конфликт – между личностью и миром .

    Новые черты

    Возникли как проявление кризиса идей Просвещения. Культ чувств, распространение идей субъективного идеализма. Обращение к природе, истории. Меньше внимания уделяется общественной жизни.

    Философская основа

    – французское Просвещение (Вольтер ).

    Снимается требование триединства; сочетается социальная и философская тематика ; герой может не быть государственным лицом; понятие долга заменяется понятием разума ; заостряется социальная критика . Образец для формирования личности и принципов существования государства – идеалы античности (красота, гармония рационального и эмоционального, близость к природе, демократизм, свобода духа).

    – все направления европейского Просвещения. Объект изображения – развивающееся буржуазное общество с про- или антибуржуазной направленностью и человек в нем; критика феодализма и религии ; сопоставление разума и чувств , цивилизации и природы .

    – французское Просвещение (Ж.-Ж. Руссо ), немецкое Просвещение (И.Кант ).

    Ценность человека определяется неповторимостью его внутреннего мира, часто развиваются религиозно-мистические мотивы .

    немецкое Просвещение (И.Г.Гердер , Ф.Шиллер ), субъективный идеализм Беркли и Юма (Англия).

    Отрицание возможности существования идеалов в реальной жизни. Поиски их в сфере мистики, в старине, в экзотических странах. Огромный интерес к фольклору, обращение к необычным ситуациям и характерам.

    О сновные жанры

    Т рагедии (Вольтер, А.П.Сумароков), реже – комедии (А.П.Сумароков); философские повести (Вольтер), реже – романы (Дж.Свифт); оды (Г.Р.Державин).

    Роман (Д.Дефо), реже – повесть (Д.Дидро), комедия (Г.Филдинг, Д.И.Фонвизин).

    Роман (Л.Стерн), повесть (Н.М.Карамзин, «Бедная Лиза»), драма (Ф.Шиллер), лирика (элегии ). Герой – «маленький», обычный человек; темы – его внутренний мир и глубина чувств; социальная несправедливость .

    Роман , лирика , драма.

    Национальные особенности

    Характерен, в основном, для Франции (Вольтер). В Германии развивается в форме «веймарского классицизма» (Гете, Шиллер); одна из философских составляющих – работы И.Винкельмана .

    Особенно развит в Англии (романы Д.Дефо, Г.Филдинга, Т.Смоллета и др.). В Германии – философско-публицистическая проза (Ф.Шиллер, «Письма об эстетическом воспитании»). В России – «путевой дневник» (А.Н.Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву»).

    В Англии развивается «кладбищенская лирика» (Э.Юнг, Т.Грей). Во Франции расцветает «руссоизм» (Руссо), противопоставляются человек «природный» и испорченный цивилизацией. В Германии

    проявляется в форме «штюрмерства» (или «Бури и натиска» ) и тесно смыкается с предромантизмом (И.В.Гете, Ф.Шиллер).

    В Англии развивается в форме «готического» романа (А.Радклиф) и поэтических мистификаций (Дж.Макферсон); в Германии тесно связан со «штюрмерством» и существует, в основном, как историческая драма (Ф.Шиллер) и роман («Страдания молодого Вертера» И.В.Гете).

    Но всё это – только подготовка к развитию литературы в XIX и последующих веках, и главное еще впереди.