Литературный жанр 17 века. Эволюция жанров исторического повествования

Там печатали богослужебные книги, выпускали буквари, которые поль-зовались очень большим спросом. В середине XVII в. в России открылась первая книжная лавка в Москве.

Научная литература

В 17 веке в России появились описания вновь открытых земель, первые карты городов Сибири, были составлены карты Российского госу-дарства. У образованных людей при дворе отсутствовали сомнения в правоте гелиоцентрической системы Коперника. Были переведены научные книги по анатомии, физиологии, металлургии, военному делу и другим отраслям современных знаний. Появились первые научные исследования по родной истории и геополитике.

Летописи и поэзия

Дворяне, монахи, подьячие и даже кре-стьяне описывали события своего времени в летописных и личных воспоминаниях. Среди образованных людей принято было писать друг другу письма и стихи. При дворе стала в моде поэзия. Учёные, писатели и поэты пользовались большим почётом и в царском двор-це, и на посаде.

Светская литература

Горожане России создали в XVII веке свою, светскую, литературу. Она выражала их особый взгляд на быстро меняющийся мир. Все боль-ше читающих людей было и среди свободных крестьян: к концу XVII в. грамотным был уже каждый пятый!

Повести

Складывались казацкие повести о походе Ермака, о взятии Азо-ва. Появились сатирические повести, в которых высмеивались не-справедливые порядки, критиковались дурные представители вла-сти и церкви.

Газета и почта

Повесть о Горе-Злосчастии

Были и произведения, которые резко осуждали отказ от хороших обы-чаев. В «Повести о Горе-Злосчастии» рассказано о «добром молодце» из купеческой семьи, который нарушал старые, патриархальные, правила, от-казывался «от отцова учения», хотел жить своим умом и опытом. И за это поплатился личным счастьем, богатством и свободой .

По-весть о Ерше Ершовиче

Известна старинная русская сатира XVII века — «По-весть о Ерше Ершовиче». Она написана в духе волшебных сказок. В Ростовском

Русская литература 17 века - новый этап развития литературы, появились новые жанры.

17 век был переломным этапом для истории русского государства. За сто лет страна прошла сложный и тернистый путь от "смутного времени”, когда сама идея оставаться России самостоятельной, стояла под большим вопросом, до "становления ее на дыбы” царем-реформатором при выборе нового пути развития.

Все эти перемены нашли свое отражение и в литературе. Возникали новые жанры, рождались новые сюжеты, появлялись новые герои.

Публицистическая литература

Не смотря на то, что сам термин публицистика появился гораздо позднее, но именно в этом жанре можно определить те грамоты, которые рассылались по городам и монастырям русским. Грамоты содержали речи русских патриотов, таких как патриарх Гермоген и его единомышленники.

В этих грамотах были рассуждения о настоящем положении государства. Они содержали пламенные призывы бороться с захватчиками-чужеземцами и предателями. Описывались в них подвиги святых, которые покровительствуют России и простых русских людей.

Достоверно известно, что после одной из таких грамот и было собрано ополчение, которое возглавили Минин и Пожарский, окончательно прогнав поляков с русской земли. Помимо этого появлялись повести патриотического содержания – о государственности, об укреплении царской династии. Такая как, "Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском”.

Историческая повесть

Стали появляться произведения не только о конкретно произошедшем событии, но и о людях участвовавших в них. Персонажи этих произведений не обязательно цари и воеводы, но и простые люди, имена которых не найдешь в Летописях. Пример этого жанра "Повесть об Азовском сидении донских казаков”.

А в другом историческом произведении 17 века "Повести о начале Москвы” уже появляется и романтический, или как сказали бы сейчас, любовный сюжет. Автор повествует о личной жизни героев, их отношениях, переживаниях, чувствах. Таким образом, появляются предпосылки беллетристики, которую читают не для получения знаний, а для удовольствия.

Бытовой жанр

Привычное для русского читателя Житие трансформируется и превращается в бытовой жанр, хотя по-прежнему это явно выраженные фольклорные произведения. Только теперь автор не стесняется повествовать в автобиографической манере или делать главным героем конкретного человека, или даже женщину, пусть и дворянку.

"Повесть о Юлиании Лазаревской” – это одновременно историческое, бытовое, лирическое и, в чем-то даже, приключенческое произведение. И хотя здесь героиня не вымышленное лицо, но автор позволяет себе приписать ей чисто умозрительные черты характера, чтобы усилить ее нравственный образ.

Жанр бытовой повести позволяет описывать не только исторических, но и вымышленных героев, которых можно наградить необходимыми для более занимательного сюжета чертами характера. Очень интересный пример этого жанра "Повесть о Горе и Злосчастье”. В этом произведении переплетаются и фольклор, и публицистика, и история, а в итоге типичная беллетристика или художественное произведение. Кстати, его сюжет о поиске своего собственного пути в жизни молодым человеком, актуален и сейчас.

Сатира

Впервые появились произведения чисто сатирического содержания. Авторы позволяют себе обличать глупость, ханжество, невежество во всех слоях общества, не делая послабления и духовенству. "Повесть о Шемякином суде” вполне можно рекомендовать к обязательному чтению современных вершителей правосудия.

В 17 веке начинается целенаправленное движение Руси к Европе. После того как Русская земля частично выдавила, а частично растворила в себе монгольское нашествие (это была победа более высокой культуры, сохранившей религию, язык, искусство, государственность), после того как пала Византийская империя (основной духовный авторитет для Руси в период средневековья), Восток стал интересен только в качестве источника новых земель (вспомним завоевание Сибири).

Именно в 17 столетии, которое иногда называют русским Ренессансом, происходит перестройка сознания средневекового человека. Конечно, он по-прежнему считает себя рабом судьбы, по-прежнему Бог для него — суровый отец, карающий за отступления от общепринятых правил поведения, по-прежнему проявление своей воли — тягчайший грех. К 17 веку древнерусский человек обретает богатый исторический опыт: крушение казавшегося незыблемым иноземного ига, Смутное время и победа над польско-литовскими захватчиками, расширение географических и государственных границ, церковный раскол, ломка сословных рамок...

Появилось ощущение индивидуальности, неповторимости каждого человека. Судьба играет человеком, бросая его вверх-вниз (а иначе и быть не могло — время коренных перемен!), и часто бывает милостива не к тому, кто живет по установленным дедами и отцами правилам, а к тому, кто "хотел жити, как ему любо". Сомнения в справедливости судьбы — это и сомнения в незыблемости сложившегося миропорядка. Эти сомнения человек разрешает по-всякому: он может восстать против традиций, а может и посмеяться над ними.

Все это, конечно, отразилось в искусстве и литературе 17 века, особенно во второй его половине. Происходит изменение жанровой системы древнерусской литературы. Жанры становятся более светскими, традиционное житие часто превращается в биографию частного человека, как мы видели в "Житии протопопа Аввакума ". Появляется сатирическая литература, высмеивающая забывших свое призвание священнослужителей, неправедных судей, пьянство и супружескую измену. Новым жанром стала плутовская повесть (например, «Повесть о Фроле Скобееве »), где появляется совершенно новый герой, не верящий "ни в сон, ни в чох", предприимчивый и удачливый. Создаются стихотворные и драматические произведения. Вот эту литературу уже можно было назвать художественной: она была построена на вымысле, если и поучала, то в развлекательной форме, умело выстраивая сюжет.

И все-таки эпоха новой литературы настала не в 17, а в 18 веке, когда уже не ручейки, а мощный поток прорвал плотину средневековья. С петровских реформ начался отсчет нового времени — даже в буквальном смысле, когда было принято новое летосчисление.

ЛИТЕРАТУРА 17 век

Как и в предшествующее время, литература XVII в. были тесно свя-

заны с общественно-политической мыслью, она непосредственно отра-

жала и воплощала в своих произведениях социально-политические уст-

ремления различных общественных слоев, живо откликалась на важней-

шие явления современности. И вместе с тем русская литература вступила

в новый этап своего развития, что оказалось и в содержании и в

развитии форм литературного творчества.

Появились различные произведения, остро критиковавшие церковь и

церковников. Выдающимся памятником русской литературы XVII в. ста-

ла автобиографическая повесть одного из самых ревностных и неистовых

защитников церковной старины - протопопа Аввакума. Его рассказ о сво-

ей полной гонений жизни написан простым, бесхитросным языком.

Новым явлением в литературе было распространение силлабическо-

го стихосложения. Оно связано в особенности с деятельностью белорусс-

кого ученого и просветителя Симона Полоцкого, приглашенного в Моск-

ву для обучения царских детей. В 1680 году Симеон Полоцкий перело-

жил на стихи Псалтырь. Это переложение долгое время было широко

распространенным учебным пособием в России.

В 1678-1679 г.г. появились два сборника стихотворений Симео-

на-Полоцкого - "Вертоград многоцветный" и "Рифмалогион". Стихи Си-

меона Полоцкого посвящены воспеванию Российского государтсва и его

правителей, они пампезны и нарядны.

В творчестве С.Полоцкого воплотился так называемый "стиль ба-

рокко" второй половины XVII в.

Направление в литературе, возглавленное Симеоном Полоцким, по-

лучило дальнейшее развитие в конце столетия в стихах Сильвестра Мед-

ведева и Кариона Истомина.

Таким образом, на протяжении XVII в. произошли значительные пе-

ремены в развитии русской литературы, знаменовавшие собой важный

шаг ее движения к реализму, ее раскрепощения от сковывающего воз-

действия религиозной идеологии.

ЗОДЧЕСТВО 17век

Как и в истории всей русской культуры, XVII в. занимает особое

место в развитии русского зодчества. И в этой области с большой

силой проявилась стремление к отказу от вековых канонов.

По-прежнему подавляющее большинство построек не только в дере-

внях, но и в городах возводилось из дерева. Каменные храмы и

отдельные светские здания были в городах окружены морем деревянных

строений. Частые пожары, среди которых были также громадные, как

пожар 1626 года, уничтоживший значительную часть Москвы, опустошили

города и села.

Но взамен погибших деревянных строений быстро возводились но-

вые. Веками сложившиеся искусство строительства из дерева достигло в

XVII в. высокого технического и художественного уровня. Выдающимся

произведением деревянного зодчества был знаменитый дворец в Коло-

менском, построенный в 1667-1678 г.г. под руководством плотничного

старосты Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова.

В деревянном зодчестве с большой силой проявилась народная ху-

дожественная культура.

Светские элементы проникали все более и в каменное зодчество.

Важнейшим фактором, определившим подъем каменного зодчества, было

развитие производительных сил. Ремесленное производство поднялось

на более высокий уровень.

Каменные постройки появились теперь не только в городах, но

иногда и в селах.

Выдающимся светским сооружением первой половины XVII века

является Теремной дворец в Московском кремле, построенный в

1635-1636 г.г. Баженом Огурцовым и Трефилом Шарутиным. Теремной

дворец воплотил в себе замечательные черты яркого русского народ-

ного творчества и искусства. Этот дворец представляет собой трех-

этажное на высоких подлетях здание, увенчанное высоким "теремком".

Золотая кровля и два пояса лазурных изразцовых карнизов придали

дворцу нарядный, сказочный вид. Здание богато украшено резьбой.

Многие формы отделки непосредственно идут от приемов деревянного

зодчества. Богатством декоративного уюранства отличается Золотое

крыльцо, вызвавшее ряд подражаний.

Значительной перестройке подвергся Московский Кремль. В 1624-

1625 г.г. англичанин Фристофор Галовей вместе с Баженом Огурцовым

возвели Спасскую башню в ее теперешнем виде. Новая башня создала

парадный въезд в Кремль и связала своей вертикалью кремлевские собо-

ры с Храмом Василия Блаженного на Красной площади в единый ан-

сабль. Перестройка кремлевских башен придала Кремлю совершенно но-

вый вид. Строго крепостной его облик уступил место торжественному

ансаблю, воплотившему в себе величие и мощь Российского государства.

Замечательные постройки появились в Ярославле, Толчкове - цер-

ковь Иоанна Предтечи, Воскресенские церкви в Кастроме и РОманове и

Строгая церковная регламентация оказалась в конечном счете бес-

сильна воспрепятствовать развитию народного, светского начала в зод-

честве. Как и в других сферах культуры, влияние религии и церкви в

зодчестве оказалось в XVII в. заметно подорванным. Последние два

столетия XVII в. ознаменовались новым, высоким подъемом зодчества.

ЖИВОПИСЬ 17 век

Церковь прекрасно понимала огромную силу воздействия искусства

на народные массы и, как и в других областях культуры, всеми силами

старалась обеспечить сохранение контроля над живописью, проповедо-

вала глубоко консервативные идеи с целью полного подчинения ее стро-

го религиозной догматике.

Церковь особенно гневно преследовала распространение в селах и

городах произведений народных мастеров-иконописцев, которые далеко

отходили от установленных канонов. Среди этих мастеров было немало

живописцев, наделенных большим талантом.

Реалистические тенденции в живописи XVII в. развивались еще

очень медленно. Большое место занимала унаследованная от XVI в. тра-

диция отвлеченно-догматического и аллегорического изображения. Хо-

рошо прорабатывались детали, но обобщенного реалистического изоб-

ражения художники XVII в. еще не могли дать. Росписи и иконы были

перегружены мелкими сценами и предметами, вокруг главных изобра-

жений нанизывалась масса клейм со всеми подробностями жития. По-

мимо этого делались еще пояснительные надписи. Внутренний мир че-

ловека, как правило, не умели раскрыть, главное внимание уделялось

изображению внешних поступков и действий. Эмоциональность отсту-

пала перед описанием.

Высшая ступень развития живописного искусства в XVII веке свя-

зана с деятельностью выдающегося художника Симена Ушакова

(1626-1686). Его знаменитые произведения "Спас нерукотворный", в

котором художник изобразил классически правильное лицо, а также

большая икона "Насаждение древа государства Российского". В 1671 г.

С.Ушаков создал икону на традиционный сюжет "Троицы".

Примечательным явлением в живописи, отразившим возросший,

как и в литературе того времени, интерес к человеческой личности, бы-

ло распространение портретных изображений. Это оказалось не только

в направлении творчества С.Ушакова. Многие представители знати ста-

ли заказывать свои портреты за границей, но и в самой России тоже по-

явились попытки создания портретов.

Таким образом, русская живопись XVII в. вступила в переломную

эпоху, все более выявляя новые тенденции, ведшие ее по пути станов-

ления реалистического начала и освобождения от церковно-иконаичес-

ких традиций.

МУЗЫКА И ТЕАТР 17 век

К XVII в. русская музыкальная культура имела устойчивые мно-

говековые традиции. Как и другие области народного творчества, она

была безымянна. Существовали местные певческие школы со своими

особенностями "распевов". Но повсюду господствовало хоровое много-

песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и

глубокой выразительностью, с огромной силой передающий самые раз-

личные психологические состояния человека. Особенности народного

хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной

Большой популярностью, как и в предыдущее время, пользовался

народный театр. По всей России бродили скоморохи. Народ любил тра-

диционный театр Петрушки с его веселыми и меткими выступлениями

против богачей, попов, неправедных судей.

Новым явлением было возникновение первого придворного театра.

Инициатором его создания был широко образованный по тому времени

боярин А.С.Матвеев. Театр был организован для того, чтобы по-новому

отпраздновать рождение царевича Петра в 1672 году. Труппа театра (60

человек) была первоначально набрана из жителей Немецкой слабоды,

где под руководством пастора И.Г.Грегори ставились иноземцами люби-

тельские спектакли.

Просле смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году под влияни-

ем патриарха Иоакима, враждебно относившегося ко всему иноземно-

му, театр прекратил существование.

Оторванный от народного искусства и предназначенный для уз-

кого круга феодальной знати, театр пастора Грегори не оставил

серьезных следов в истории русской театральной культуры.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е 17 век

Определяя основное содержание и направление историко-куль-

турного процесса средневековой России, можно с полным основанием

говорить, что эта культура уходила своими корнями в народное твор-

чество и имела в нем главную питательную среду своего развития. В ус-

ловиях феодального общества, крепостничества Россия обнаружила за-

мечательные богатства творческих сил народа в культуре. Эти силы пи-

тали и культуру господствующих классов, которые использовали ее в

переработанном виде в своих классовых целях.

Культура народа проникнута светлым чувством оптимизма, она

жизнеутверждающая по своему духу. Беспредельная самоотверженная

любовь к родной земле, красота трудового и ратного подвига, высокое

нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, спра-

ведливости над неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтич-

ность, неистощимый юмор, меткое выделение типичных жизненных яв-

лений, здравость и точность их оценок - все это характерно для произ-

ведений народного творчества феодальной эпохи. В той или иной степе-

ни, в разных формах эти замечательные качества народного творчества

пробивали дорогу не только в литературе, но зодчестве, живописи.

Развитие русской культуры XVII века отразило свойственные это-

му времени особенности и противоречия. Они были обусловлены, в ко-

нечном счете, социально-политическими и экономическими процесса-

ми, проходившими на Руси. Феодальный способ производства с прису-

щими ему консерватизмом в развитии производительных сил, господс-

твом замкнутого натурального хозяйства, слабо развитым обменом,

традициями к сохранению политической системы феодальной раздроб-

ленности, замедлял также развитие культуры, формирование местных

традиций и особенностей.

Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние

оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь сыграла оп-

ределенную роль и в распространении грамотности, и в развитии зод-

чества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегала свои

догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являясь

тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства.

И тем не менее русская культура развивалась не изолированно от миро-

вой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее раз-

Культурные достижения семнадцатого века вошли в круг непри-

ходящих художественных ценностей нашей страны, они - части нашего

национального богатства, славы и величия нашего народа.

Именно XVII век – переходная эпоха в развитии русской литературы, когда вся эта литература (как целостная система) претерпевает чрезвычайно важные изменения, отмечали многие исследователи. Среди них – Д. С. Лихачев, А. С. Демин, А. М. Панченко, Э. Малэк, Е. К. Ромодановская, Л. А. Черная. Они указывали на разные аспекты переходного процесса. В самом общем виде этот процесс можно, опираясь на их работы, представить примерно так.

В XVII в. в русской литературе появляются новые характеры, меняется самый принцип изображения характеров. На смену генерализирующей, обобщающей тенденции, свойственной средневековой русской литературе до XVII в., приходит тенденция индивидуализирующая. Если раньше персонажем произведения, как правило, было историческое лицо, то теперь появляется вымышленный герой. При этом речь идет о новом типе героя, поведение которого принципиально отлично от прежнего: это герой не пассивный, но «живой» и деятельный; если для прежней литературы более характерен идеал vita contemplativa, то этот герой явно тяготеет к vita activa. Если раньше господствовала установка на достоверность (ведь и чудеса, о которых повествуют жития, воспринимались как действительно бывшие), теперь все чаще основой сюжета становится вымысел. Этому соответствует трансформация жанровой системы: появляются ранее отсутствовавшие в русской литературе авантюрный роман, прозаическая и стихотворная фацеция, пародия, наконец, лирика (силлабическая поэзия) и театр. Многие тексты и

жанры при этом заимствуются с Запада, особенно из Польши; активно переводятся произведения западноевропейской литературы – и не только западноевропейской, но и, например, античной (скажем басни Эзопа).

В этих условиях также меняются задачи и функции литературы: наряду с дидактической возникает литература развлекательная. Рекреативная функция характерна для новых, появившихся в XVII веке жанров, таких, как фацеция, рыцарский роман, различные жанры пародической литературы. Разумеется, она может сочетаться с дидактической: это хорошо заметно на примере уже упоминавшихся Эзоповых басен. Более сложный пример – некоторые пародические произведения: пример сложен потому, что в их трактовке до сих пор нет единства. Концепция, согласно которой все древнерусские пародии рассматриваются как произведения сатирические, скорее всего, неверна; однако некоторые из них (например «Калязинская челобитная» и «Сказание о попе Саве») все же, по-видимому, представляют собой сатиру – и, как это естественно для сатиры, они дидактичны, но рекреативную функцию, вероятно, выполняют также.



Итак, именно в XVII веке в русской словесности появляется противопоставление литературы дидактической и литературы развлекательной – «дискурса долга» и «дискурса желания». Во всяком случае, если тексты, выполнявшие рекреативную функцию, скорее всего, были и прежде, то теперь появляются такие тексты, для которых эта функция является ведущей. Некоторые современники осознают этот факт. Вот, например, одно из широко известных и часто цитируемых свидетельств, принадлежащее Ивану Бегичеву: своих оппонентов он обвиняет в том, что они не читали никаких книг религиозного содержания – «кроме баснословные повести, глаголемые еже о Бове-королевиче и мнящихся вами душеполезные быти, иже изложено есть от младенец, иже о куре и о лисице, и о прочих иных таковых же баснословных повестей и смехотворных писм» . При этом здесь же можно обнаружить свидетельство того, как медленно менялась литературная ситуация: некоторые все же приписывали даже этим произведениям дидактический смысл – отсюда определение «мнящихся вами душеполезные быти».

Но в XVIII веке литературная ситуация принципиально отлична и от XVII в., и от более ранней древнерусской литературы. Литературная культура XVIII в., как мы обычно ее себе представляем – это культура секуляризованная. Как и в литературе Древней Руси, здесь ценится поучение, но оно уже не связано с авторитетом церкви. Именно поэт, литератор присваивает себе право быть «учителем» общества. Таким образом, сохраняется возникшая в XVII веке ситуация противопоставления развлекательной литературы литературе дидактической (причем последняя оценивается высоко, а первая – низко), но вторая позиция замещается другими текстами: не конфессиональными, а светскими – в то время как в роли «развлекательной литературы» продолжают выступать те же произведения, что и прежде.

Для литературы XVIII века (после Петра) и позже – практически до настоящего времени – предметом интереса литературоведов оказывается почти исключительно художественная литература, с выраженной художественной установкой. При этом речь идет даже не обо всей художественной литературе, а почти исключительно о литературе «высокой», по возможности – «классической»: т. н. «массовая литература» (и даже т. н. «беллетристика» – по классификации В. Е. Хализева) чаще всего не считается достойной внимания ученого. Однако для словесности «древнерусской» предмет литературоведения определяется иначе. Изучается так называемая «низовая» литература того же XVII в. («Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная» и т. п.). Однако еще важнее другое: изучается конфессиональная литература, которая, скорее всего, не осознавалась современниками как «художественная». Предметом изучения литературоведов становятся жития, хотя они, как уже было отмечено выше, для современников, скорее всего, не были чем-то вроде сказок: то, о чем в них говорилось, считалось истинным. Изучаются летописи – более того, в них обнаруживается художественное начало, в то время как историографические сочинения начиная с XVIII в. – не изучаются. Таким образом, принципиальное изменение литературной ситуации при переходе от «древнерусской литературы» к «русской литературе Нового времени», который якобы совершился в Петровскую эпоху, оказывается во многом отражением специфического соотношения предмета литературоведческой медиевистики и предмета истории «классической» литературы, определяемого особенностями существующих литературоведческих практик.

2. Тема любви в "панаевском" цикле Н. А. Некрасова и "денисьевском" цикле Ф. И. Тютчева

Любовная лирика Некрасова была посвящена его единственной музе – Авдотье Яковлевне Панаевой, с которой 22-летний Некрасов познакомился в 1842 г на поэтическом вечере. Она была женой писателя Ивана Панаева, вместе с которым Некрасов выкупил журнал «Современник». Авдотья Панаева считалась одной их самых красивых женщин Петербурга того времени. В столичную красавицу был влюблён молодой Ф. М. Достоевский, однако взаимности добиться ему не удалось. Кроме того, она была умна и была хозяйкой литературного салона, который собирался в доме её мужа. Её собственный литературный талант привлекал в кружок в дома Панаевых молодых, но уже популярных Чернышевского, Добролюбова, Тургенева, Белинского. Ей принадлежат широко известные «Воспоминания».

Поначалу Панаева отвергла и двадцатишестилетнего Некрасова, также в неё влюблённого, отчего тот едва не покончил с собой. Во время одной из поездок Панаевых и Некрасова в Казанскую губернию Авдотья и Николай Алексеевич всё же признались друг другу в своих чувствах. По возвращении они стали жить гражданским браком в квартире Панаевых, причём вместе с законным мужем Авдотьи (1846). Такой союз продлился почти 16 лет, до самой смерти Панаева. Всё это вызывало общественное осуждение - про Некрасова говорили, что он живёт в чужом доме, любит чужую жену и при этом ещё и закатывает сцены ревности законному мужу. В этот период от него отвернулись даже многие друзья. Но, несмотря на это, Некрасов и Панаева были счастливы. Некрасов создал один из лучших своих стихотворных циклов - так называемый «панаевский цикл» (многое из этого цикла они писали и редактировали вместе). Соавторству Некрасова и Станицкого (псевдоним Авдотьи Яковлевны) принадлежит несколько романов рассказов и повестей, имевших большой успех (роман «Мёртвое озеро», повесть «Семья Тальниковых»). Вероятно, в 1847 г., когда Панаева стала гражданской женой Некрасова, они написали совместный роман «Три страны света».

В 1849 году у Авдотьи Яковлевны от Некрасова родился мальчик, однако он прожил недолго. В это время заболел и сам Некрасов. Предполагают, что именно со смертью ребёнка связаны сильные приступы гнева и перемены настроения, которые в дальнейшем привели к разрыву в их с Авдотьей отношениях. В 1862 году умер Иван Панаев, а вскоре от Некрасова ушла Авдотья Панаева. Однако Некрасов помнил её до конца жизни и при составлении завещания упомянул её в нём.

В «панаевском цикле» нашли отражение многие эпизоды и «случаи» из жизни лирических героев. На первом плане здесь психологизм, изображение чувств и переживаний героев. У Некрасова любовь – земное чувство, поэтому отношения между любящими людьми достаточно сложные. Стихотворения показывают, как постепенно меняются, становятся всё более напряжёнными и нелёгкими взаимоотношения двух любящих людей.

У Некрасова любовь предстаёт в сложном переплетении прекрасного, возвышенного и житейски обыденного. У Некрасова лирическая героиня всегда существует рядом с героем – в его воспоминаниях и диалогах с ней – не просто как идеал, а как живой образ.

Мотивы ссоры: «Если, мучимый страстью мятежной…», «Мы с тобой бестолковые люди…»; расставание, разлука «Так это шутка? Милая моя…», «Прощание»; их предчувствие

«Я не люблю иронии твоей…»; воспоминания «Да, наша жизнь текла мятежно…», «Давно, отвергнутый тобою…», писем «Сожжённые письма»

Говоря о некрасовском цикле, нельзя обойтись без сравнения его с «денисьевским» циклом Тютчева, поскольку их объединяет общая тема – любовь и страдания лирического героя. Как и у Тютчева, любовь у Некрасова почти никогда не бывает счастливой.

«Денисьевским» циклом называют стихи Тютчева, вызванные глубоким и сильным чувством к Елене Александровне Денисьевой. Впервые он увидел её в 1850 г. Она была племянницей инспектрисы Смольного института и его выпускницей, где обучались две дочери Тютчева. Когда Тютчев познакомился с Денисьевой, ей было двадцать четыре года. Связь их длилась

четырнадцать лет до её смерти и вызвала общественное осуждение. С официальной своей семьёй Тютчев не порывал. Жёсткие обвинения пали исключительно на Денисьеву. Перед ней навсегда закрылись двери тех домов, где прежде она была желательной гостьей. Отец от неё отрёкся.

«Денисьевский» цикл связывают с романом по глубине психологизма, потому что в нём явно прослеживается сюжет романного типа: в стихах упоминается о знакомстве, переписке, рождении ребёнка, смерти героини, посещении героем кладбища воспроизводится обращения героев друг к другу, некоторые стихи написаны от лица женщины («Не говори: меня он, как и прежде любит…». Сходство «денисьевского» цикла с романом не случайно, ведь время, когда создаются эти стихи, - это время расцвета русского классического романа (подобные черты свойственны и любовной лирике Некрасова).

Общая философичность лирики Тютчева проявляется в том, что даже по природе своей самые индивидуальные, самые интимные переживания он представляет как общий опыт человечества. Герой тютчевской любовной лирики может сказать о себе «мы» (имея в виду «мы – люди»): «О, как убийственно мы любим!».

Цикл открывается стихотворением «Не раз ты слышала признанье…» (1851); замыкает его «Две силы есть - две роковые силы…» (1869). Если первое представляет собой тонкое, интимное признание, адресованное любимой женщине, то в последнем, написанном через восемнадцать лет, присутствует жёсткий вызов обществу, бесчеловечному людскому суду, вынесшему приговор «гордо-молодой силе», которая отчаянно вступила в «неравный бой» с угрозами, бранью и клеветой. Образ лирической героини денисьевского цикла с годами менялся, однако неизменным оставалось то бездонное чувство, которое она несла в себе. Поэт сравнивал возлюбленную с непокорной волной, которая ничего не боится. Одно из самых реалистичных стихотворений цикла - «Весь день она лежала в забытьи…», в котором «с пугающей правдой» рассказывается об уходе возлюбленной из жизни.

В «денисьевском цикле» любовь предстаёт в различных ипостасях: как возвышающее человека духовное чувство, как могучая, слепая страсть, как тайное чувство, некая ночная стихия.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ Билет 6