В мире гоголевской комедии. Художественный мир Гоголя Н.В. Примерный текст сочинения

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Язык комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» Составила: учитель русского языка и литературы МБОУ «Урахчинская ООШ» Ахметзянова Л.И.

Н.В.Гоголь принадлежал к числу величайших деятелей классической русской литературы, оказавшей огромное влияние на развитие передовой культуры всего человечества.

Одним из самых лучших произведений Гоголя является комедия «Ревизор»., который был написан 1836 году. « В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я когда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем»,-так перевел Гоголь с языка искусства на язык логики основную идею своей комедии.

Язык в комедии Гоголя «Ревизор» является средством типизации и индивидуализации образов-характеров.

Самая богатая и относительно разнообразная речь –это речь городничего. Оно и понятно: он умнее других чиновников:»он мошенников над мошенниками обманывал» и «трех губернаторов обманул».

Лексический состав речи городничего Канцеляризмы:уведомить, достоверные, подведомственные заведения, почтовая контора, ассигнована сумма, рапорт, доложить, титулярные, ход дела, уполномоченная особа. , Просторечия:этакие, шалость, худо, слышь, пронюхаешь, давеча, особливо, сплутовать, важничаешь, отбояриться, дескать, ей-ей. Вульгаризмы: рожа, старый чорт, брюхо, свиные рыла, чортово семя, трещотки проклятые, глупый баран, врет, старый дурак.

Фразеология речи городничего: Религиозная: «Что вы, господь с вами!» «Господи, помилуй нас, грешных!» «Выносите, святые угодники!» «Авось, бог вынесет и теперь.» «Дай только, боже, чтобы все сошло с рук поскорее» «Господи, боже мой, как бы устроить так, чтобы начальство увидело мою ревность и было бы довольно?!»

Фразеология речи городничего: Бюрократическая:«Обязанности мои, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы приезжающим и всем благородным людям не было никаких притеснений». Книжная:«Нет человека, который бы за собою не имел бы каких-нибудь грехов. Это уж так самим богом устроено, и вольтерьянцы напрасно против этого говорят».«Оно, чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя». Просторечная:«Знаем, в чей огород камешек бросает!»«Подгулявши, человек все несет наружу: что на сердце, то на языке».«А ты себе и в ус не дуешь».«Волосы дыбом подымаются».»Что будет, то будет, попробовать на авось».

Интонация речи городничего

«Я пригласил вас, господа При первом известии, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор!» Характеристика интонации: спокойная, деловитая, рассудительная, с дружескими советами своим коллегам-чиновникам. «Смотрите, по своей части я кое-какие распоряжения сделал, советую и вам».

При первой встрече с Хлестаковым.Внешне: страстно-вежливая. Внутренне: плутовская,расчетливая, сопровождаемая оценкой и взвешиванием обстоятельств. Вслух: «Осмелюсь ли спросить: куда и в какие места ехать изволите?» Про себя: «В Саратовскую губернию! А? и не краснеет! О, да с ним нужно ухо востро!»

Характеристика интонации при встрече с слугами и солдатами Снисходительная, покровительст- венная и заискивающая. «А мне очень нравится твое лицо. Друг, ты должно быть честный человек».

В разговоре с купцами.Ироническая, злорадная, грубая.«А здорово, соколики!...Семь чертей и одна ведьма вам в зубы».

Городничий очень нежен с женой и дочерью.

После помолвки своей дочери с Хлестаковым.Самодовольная, откровенно-торжественная, почти кричащая.«Да, объяви всем, чтоб знали: что вот, дескать, какую честь бог послал городничему, что выдает дочь свою-не то, чтобы за какого-нибудь простого человека, а за такого,что и на свете еще не было, что может все сделать все, все, все!».

В последнем монологе: Страстно-исступленная, взволнованная, исполненная самобичевания и злобы. «Вот смотрите, весь мир, всё христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь колокольчиком заливается по всей дороге! Вот что обидно! …Чему смеетесь? Над собой смеетесь!...Эх вы! Узлом бы всех завязал, в муку бы стер …

Все это индивидуализирует образ городничего, выделяет из ряда других персонажей комедии, а вместе с тем подчеркивает типические черты чиновника крепостной эпохи, начинавшего службу с маленьких чинов, пробившего себе дорогу с помощью природного ума, изворотливости и плутовства, внешне отшлифованного постоянным общением с дворянско-чиновничьей средой, но по существу человека грубого, некультурного.

Речь судьи Ляпкина-Тяпкина

Столь же однолинейна и бедна речь судьи Ляпкина-Тяпкина. В отличие от речи смотрителя училищ она строится на интонациях самодовольства. Судья слывет и сам себя считает «вольнодумцем», потому что прочитал за свою жизнь «пять или шест книг

Будучи человеком самодовольным, он, по замечанию Гоголя, «каждому слову своему дает вес», при этом любит сохранять в лице своем «значительную мину».

Речь почтмейстера Небогата и речь почтмейстера- невежды, охотника до чтения чужих писем. Его реч поражает глупыми домыслами, отрывистыми, скачущими фразами, присущими ему, как глупому и ограниченному человеку.

Речь попечителя богоугодных заведений Земляники носит несколько иной характер. Он тонкий, убежденный плут, к тому же подхалим и тайный доноситель по начальству. Даже городничий не постиг всех тонкостей и подлостей обращения с начальством, какие усвоил и мастерски применяет Земляника.

Его язык типичен для чиновника- подхалима и бюрократа. В его речи преобладает ярко выраженная бюрократическая фразеология.

Анализ речи Хлестакова Язык Хлестакова-также в общем литературный язык, но в нем бросаются в глаза другие особенности. Одна- это стремление(имеющий комичный характер)к светскому, вторая-грубые слова, которыми он обращается к слугам.

«Как я счастлив,сударыня, что имею в своем роде удовольствие вас видеть».Это обращение Хлестакова должно показать светскоскость Хлестакова, но оно испорчено некстати вставленными им словами: «в своем роде»

«Дурак! Грубое животное! Поросенок,ты этакий! Каналья!» Так обращается Хлестаков в минуты раздражения к Осипу и трактирному слуге.

На вопрос Анны Андреевны, какие балы даются в Петербурге, Хлестаков отвечает: «Просто не говорите. На столе, например, арбуз- в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа…»

Основным свойством и пороком речи Хлестакова является ее алчность:она лишена всякого здравого смысла и трезвых понятий.

По тону речь Хлестакова отрывиста, и слова вылетают из его уст совершенно неожиданно. По содержанию речь героя сумбурна. Он может говорить о чем угодно и притом обо всем сразу. По оценке самого Гоголя,Хлестаков «приглуповат и, как говорят, без царя в голове,-один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими»

Говоря о языке «Ревизора», необходимо остановиться еще на одной стороне мастерства Гоголя: на его умение сделать язык комедии возможно более действенным, выразительным. Для слова, произносимого со сцены, существенно не только то, чтобы оно действовало на чувства зрителя, волновало его, заставляло глубже переживать то, что происходит на сцене. Одним из средств усиления этого эмоционального воздействия является подбор живописующих, действенных слов и особое построение предложений. В первоначальной редакции городничий, отвечая на предложение судьи попотчевать его собачонкой, говорил: «Бог с ними теперь, с вашими зайцами!...Так и ожидаю, что отворится дверь и войдет…» В настоящее время мы слышим со сцены: «Батюшка, не милы мне теперь ваши зайцы…Так и ждешь, что вот отворится дверь и –шасть!». Последняя редакция живее и действеннее: ждешь и шасть экспрессивнее, чем ожидаю и войдет.

Таким образом, нетрудно показать, сопоставляя в двух редакциях реплики городничего, что работа Гоголя над языком шла по линии большей живости диалога, большей эмоциональности и выразительности каждого высказывания. И анализ речи действующих лиц комедии «Ревизор» показал нам, что в самом языке персонажей Гоголь-реалист сумел неотразимо ярко и убедительно показать социальное и индивидуальное, типичное и единичное в облике каждого из героев своей бессмертной комедии.


Цели урока:

продолжить формирование умения выборочно работать с текстом;
продолжить работу по развитию устной и письменной речи учащихся;
способствовать развитию у учащихся творческих способностей;
воспитывать у учащихся познавательный интерес к изучению классических произведений.

Тип урока: обобщение и закрепление изученного.

Оборудование урока:

компьютерная презентация, выполненная в программе «powerpoint»;

раздаточный материал;

печатные листы для выполнения литературного диктанта и творческой работы.

ХОД УРОКА:

Эпиграф к уроку:

Ошибаются те, кто думает, что эта комедия смешна и только. Да, она смешна, так сказать, снаружи, но внутри это горе - гореванище… Н. В. Гоголь

Организация начала урока.
Целеполагание.
Вступительное слово учителя.

Во всем мире сейчас необычайно широк интерес к творчеству Гоголя. Повсеместно издают его книги, ставят на сцене пьесы и инсценировки прозаических произведений, создают кинофильмы. Гоголь создал книги, которые явились подлинным открытием в художественной культуре, оказали большое влияние на развитие русской литературы и искусства вообще.

В течение нескольких уроков мы изучали великое произведение Гоголя «Ревизор». На страницах комедии перед нами, читателями, предстали разнообразные герои со всеми их пороками и недостатками. Герои легкомысленные и мудрые, добрые и злые, смешные и грустные. Анализируя поступки героев, мы говорили о сложности их характеров. Некоторые эпизоды произведения вызывали на наших лицах улыбку, а иногда и задорный смех. Но сегодня наше знакомство с произведением подходит к финалу. И нам предстоит ответить на вечные вопросы, которые волнуют каждого из нас. А, кроме этого, познакомиться с новым героем произведения, о котором до сегодняшнего дня мы ничего не знали. Но об этом чуть позже, а сейчас запишите тему урока «ПО страницам гоголевской комедии …».

Работа с эпиграфом к уроку.

Как вы понимаете смысл высказывания Н. В. Гоголя?

В русском языке есть крылатое выражение «смех сквозь слезы». Имеет ли оно какое-нибудь отношение к «Ревизору»?

В самом начале работы над комедией Гоголь планировал назвать ее «Городничий». Как вы считаете, почему?

Какие эпизоды запомнились вам больше всего? Почему?

Какие герои предстали перед вами? Кто из них вызывает симпатию и антипатию?

Дайте характеристику любого образа комедии?

А теперь проверим, насколько внимательно вы прочитали произведение и поняли сущность героев. Для этого вам необходимо выполнить следующее задание. На доске слева написаны действующие герои, а справа - черты поведения и характера, свойственные им. Ваша задача сделать верный выбор. (Устная работа). Слайд № 3.

Ключ к заданию:

Если бы вы были актером, роль какого героя вы сыграли бы на сцене театра? Почему?

Как вы думаете, с какой целью Гоголь дает характеристику каждому из героев в начале произведения?

Какие черты характера отражены в афише: положительные или отрицательные? Почему драматург не наделил героев чем-то светлым и добрым?

Обратите внимание на высказывание А. И. Герцена «Гоголь приподнял одну сторону занавеси и показал нам русское чиновничество во всем безобразии его». Как вы понимаете смысл этих слов?

Среди живых героев комедии есть образ, который каждый из нас может считать таковым, а может и нет, но, по мнению Гоголя, главным героем произведения является смех. Почему драматург так считал?

Какие эпизоды вызывают смех?

Кто из героев, на ваш взгляд, является самым смешным?

Над чем все мы с вами смеемся?

Каждый из героев играет свою роль блестяще. А теперь постараемся выяснить, насколько блестяще вы помните содержание реплик, принадлежащих героям комедии.

Литературный диктант. (работа выполняется на печатных листах)

Прочитайте фразы из комедии. Определите героя, которому принадлежат эти слова. Слайды №5 -14.

ГОРОДНИЧИЙ. Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали - и пошли прочь.

ОСИП. Черт побери, есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только, домой! … профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится.

ХЛЕСТАКОВ. Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего.

МАРЬЯ АНТОНОВНА. Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в таком, и дочь Земляники тоже в голубом. Нет, лучше я надену цветное.

МИШКА. Да для вас, дядюшка, еще ничего не готово. Простова блюда вы не будете кушать, а вот как барин ваш сядет за стол, так и вам того же кушанья отпустят.

АММОС ФЕДОРОВИЧ. (входя и останавливаясь, про себя). Боже, Боже! Вынеси благополучно; так вот коленки и ломает. (Вслух, вытянувшись и придерживая рукой шпагу.) Имею честь представиться: судья здешнего уездного суда, коллежский асессор Ляпкин-Тяпкин.

АРТЕМИЙ ФИЛИППОВИЧ. Очень может быть. (Помолчав.) Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу. (Придвигается ближе с своим стулом и говорит вполголоса.) вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются…Судья тоже…в присутственных местах держит собак и поведения…самого предосудительного.

ГОРОДНИЧИЙ. (бьет себя по лбу). Как я - нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. тридцать лет живу на службе … мошенников над мошенниками обманывал … Трех губернаторов обманул!...

ЛУКА ЛУКИЧ. Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит…» Нашли важную птицу!

ЖАНДАРМ. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.

Работа с иллюстрациями к произведению, выполненными учащимися.

Читая то или иное произведение, характеризуя героев, в нашем сознании предстают разнообразные картины. Мы представляем, как выглядят герои, во что они одеты, в кокой обстановке находятся. К сегодняшнему уроку учащиеся приготовили иллюстрации к произведению, которые сейчас нам продемонстрируют.

Какие эпизоды изображены на иллюстрациях?

Озаглавьте их?

Почему именно этот эпизод вы запечатлели?

И в завершении урока вам следует разгадать кроссворд. (работа выполняется в группах). Самопроверка. Слайд № 15.

1. С чего начинается произведение?

2. Жанр произведения?

3. Кто сообщил городничему в письме о приезде ревизора?

4. Как звали Хлестакова?

5. Кто написал «Ревизора»?

6. Фамилия уездного лекаря?

7. Название последней сцены?

8. Сколько действий в комедии?

9. На чем Хлестаков мечтал вернуться домой?

Подведение итогов. Задание на дом.

Какие впечатления произвела на вас комедия Н. В. Гоголя?

Существуют ли в современном мире гоголевские герои?

Выразительное чтение немой сцены.

Какова роль этой сцены?

Придумайте продолжение гоголевской комедии. Напишите домашнее сочинение (объем 50-80 слов).

Список используемой литературы.

/ / / Мир чиновничества в комедии Гоголя «Ревизор»

Знакомясь с комедией Н.В. Гоголя « », мы узнаем историю о том, как в один уездный городок, отдаленный от центра и культурной столицы, должен был приехать ревизор. Весть о внезапной проверке сообщает городничий, и все жители городка приходят в ужас. Конечно, визиты ревизоров не были новостью в те времена, но, то состояние, в котором находился уездный город, наверняка привлекло бы его внимание.

В тексте комедии, используя сатиру и смех, пытается описать жизнь чиновников не только этого города, а и всей России. Ведь управители жизни везде были одинаковы, и в Петербурге, и в тихой губернии. Новость о скором приезде ревизора больше всего потревожила души чиновников, ведь за ними было не мало грешков.

Ярче всего Николай Васильевич описывает персону , ведь именно он был самым важным человеком уездного городка. Анализируя его поступки и повадки, мы понимаем, что этот человек самый настоящий мошенник, который проворачивает аферы для того, чтобы нажить побольше денег. Он берет взятки, он совершенно не придерживается норм закона. Для него не существует никаких моральных рамок. Он со спокойной совестью обчищает казну, забирает денежные средства, выделенные для строительства церковного храма. Лавки и прилавки купцов уездного города он считает своими и берет из них все, что ему пожелается. Поборы и налоги успешно складываются в карман семьи городничего.

Хлопов – смотритель училищ был необычайным трусом и запуганным. Думаю, этому была своя причина.

Почмейстер Шпекин давно потерял всякую духовность и моральность. Он начал с того, что вскрывал чужие письма и читал их смысл, а закончил тем, что высмеивал содержание писем в открытую, на собрании других жителей городка.

Анализируя персону главного героя – , мы видим его основные черты характера – хвастливость и лживость. Он врет на каждом шагу, сочиняет всякие небылицы, которых от роду никогда не было. Он мечтательно делает себя знаменитым писателем и важным чиновником Петербурга, хотя, на самом деле, персона его мелка и грязна.

По образцу героев комедии «Ревизор» жили чиновники всей России. Высмеянные автором поступки и действия присущи всем управителям и «сливкам» общества. Они ничего не боялись, ведь в любом случае, всегда можно договориться с выше стоящей инстанцией, «дать на лапу» и отвертеться от наказания. Вот таков он, мир чиновников в комедии Н.В. Гоголя.

Мир чиновничества в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"

Примерный текст сочинения

Замечательная гоголевская комедия легко и свободно вводит читателя и зрителя в мир захолустного уездного городка, отдаленного от столиц и культурных центров. Размеренное течение жизни взрывает "пренеприятное известие" о приезде тайного ревизора, о котором сообщает в начале пьесы городничий своему окружению. Такой сюжет не был новостью, о подобных случаях ходили забавные анекдоты, даже великий Пушкин как-то был принят губернатором Нижнего Новгорода за тайного ревизора. Значит, такая ситуация была типичным, распространенным явлением российской жизни.

Этот сюжет дал возможность сатирику глубоко и всесторонне изобразить в комедии всю чиновничью Россию. Конечно, здесь действуют не только государственные служащие. Мы встречаем в комедии всю многоликую Россию: и поместное дворянство, и купечество, и мещанство, и крестьянство. Но особое внимание автор уделяет характеристике городского чиновничества, так как грядущий приезд ревизора нарушает именно их душевный покой.

Блестящий сатирик создает в пьесе многочисленные комические ситуации, которые помогают разоблачить пороки чиновничьего сословия. Гоголь рисует яркие индивидуально обрисованные характеры чиновников города, выделяя в них какую-то определяющую черту. Наиболее полно и подробно охарактеризован в комедии городничий. Раскрытию его образа помогают и авторские замечания о нем, и его поступки, и высказывания действующих лиц, и самохарактеристика. Благодаря этому рельефно вырисовывается малопривлекательный облик мошенника, взяточника и самодура, который творит в городе произвол и беззаконие. Например, он за взятку освободил от рекрутчины сына купчихи, отдав вместо него в солдаты мужа слесарши Пошлепкиной. Для городничего не существует никаких законов и ограничений: он может справлять именины дважды в году, чтобы получить больше поборов с купцов, в лавках которых он хозяйничает, как у себя дома. Городничий беззастенчиво обворовывает казну, присвоив себе немалую сумму, выделенную на строительство церкви. Он, безусловно умен, но ум его направлен на дела нечестные. Городничий озабочен не выполнением своих должностных обязанностей, а собственным материальным благополучием.

Под стать правителю города и его окружение. Это судья Ляпкин-Тяпкин, которого Гоголь иронически называет вольнодумцем потому, что он прочитал за всю жизнь 5 - 6 книг. Это попечитель богоугодных заведений Земляника - подхалим, ябедник и доносчик; смотритель уездных училищ Хлопов - насмерть запуганный человек; крайне нечистоплотный, распечатывающий и читающий чужие письма почтмейстер Шпекин.

Расширить рамки уездного чиновничества помогает образ Хлестакова, проезжающего через город мелкого петербургского чиновника, который был принят за могущественного тайного ревизора. Главные черты характера Хлестакова - это лживость и хвастливость. Лжет он вдохновенно, артистически, потому что только в этот момент иллюзорно возвышается до всеми уважаемого человека. В действительности же он ничего из себя не представляет. Абсолютное ничтожество, он выдает себя за известного писателя; пошляк и волокита, изображает благородного человека, вечно голодный, хвастается роскошным обедом, который ему доставляют из Парижа. Почему именно Хлестаков считается самым широким художественным обобщением Гоголя? Наверное, потому, что, как считает сам автор, каждый человек на какое-то время может стать Хлестаковым.

Несмотря на различие характеров, положения, возраста, умственных способностей, чиновничество, изображенное в гоголевской комедии, воплощает типичные черты, характерные для государственного административного аппарата николаевской России. Нахождение на ответственных государственных постах предполагает образованность, высокий культурный уровень. Но ничего подобного мы не встретим в комедии Гоголя. Ведь, слушая хвастливую болтовню Хлестакова, который назвал себя именем популярного писателя, никто из чиновников не заметил нелепости, когда в качестве романа был назван широко известный в то время общественно-литературный журнал "Московский Телеграф". Значит, культурный уровень чиновников крайне низок, о чем свидетельствуют также их обычные и любимые занятия - попойки, картежные игры, сплетни. Никого из чиновников нельзя назвать честным. Все они во главе с городничим берут и дают взятки, обкрадывают казну. У них полностью отсутствует понятие о долге, чести, достоинстве. Каждого из них одна цель - карьера и богатство. О том, как относятся чиновники к своим должностным обязанностям, говорят многие эпизоды пьесы. Вспомним начало комедии, когда городничий, предупредив городскую чиновничью верхушку о приезде ревизора, дает указания о том, что надо сделать, чтобы произвести на него благоприятное впечатление. Реплики городничего, адресованные попечителю Землянике, говорят о бедственном положении больных, беспомощных людей, всецело зависящих от плута и вора. О состоянии городского суда можно судить по вскользь сделанным замечаниям градоначальника о том, что под ногами посетителей шныряют гуси с гусенками, а в самом присутствии, где вершится правосудие, висит охотничий арапник. Но больше всего беспокойства Сквозник-Дмухановскому доставляют учебные заведения, ибо именно эти учреждения чаще всего становились объектами многочисленных проверок, так как они являлись, по мнению властей, основными рассадниками вредных вольнолюбивых идей. Такое отношение к учебным заведениям было особенно характерно для эпохи 30-х годов XIX века, времени усиления политической реакции в стране. Именно в этот период разворачивается действие гоголевской комедии.

Итак, пьеса "Ревизор" убеждает нас в том, что чиновники занимают государственные должности не для того, чтобы заботиться о благе страны и народа. Они используют свое служебное положение только в сугубо личных материальных интересах, подхалимствуя перед вышестоящими и самодурствуя над подвластными. Значит, чиновников в комедии объединяет жадность, корыстолюбие, нечестность, халатное отношение к службе, умственное и нравственное убожество. Белинский считал комедию Н. В. Гоголя "Ревизор" бичом казнокрадства, произвола и лихоимства, характеризующих всю бюрократическую государственную систему России.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/


Чистые колпаки, чтобы они не походили на кузнецов. Но дальнейшие рассуждения на медицинскую тему рисуют страшную картину издевательства чиновников, облеченных властью, над беспомощными больными людьми. Комедия Гоголя буквально изобилует остроумными репликами, ироническими замечаниями, смешными характеристиками и положениями. Но написана она не для того, чтобы посмешить зрителей, а для того, чтобы...

Суде, школах. Везде беспорядок, грязь, воровство. Так и видишь больных в грязных колпаках, курящих крепкий табак, которые очень смахивают на кузнецов. Такое сравнение, сделанное городничим, смешно и грустно одновременно, потому что за этим скрывается полная беспомощность несчастных больных людей, которые полностью зависят от мерзавцев и мошенников. Забавная типично провинциальная деталь о гусях с...

Что общая беда - это приезд ревизора. Город объединяет чувство страха, именно страх делает городских чиновников чуть ли не братьями. Некоторые исследователи творчества Н. В. Гоголя считают, что город в “Ревизоре” - аллегорическое изображение Петербурга и что Гоголь лишь по цензурным соображениям не мог сказать, что действие происходит в северной столице. На мой взгляд, это не совсем так. Скорее...

тоинства, повсеместный помещичий произвол и бездеятельная запущенность государственных учреждений. Главным действующим лицом в комедии автор предлагает признать не самого ревизора, а всю группу чиновников вместе с. городничим. Изворотливый, неглупый, выслуживающийся долгой службой, привыкший не упускать все, что "плывет в руки", т.е. взяточник и ханжа - таким предстает перед нами глава...

Примерный текст сочинения

Замечательная гоголевская комедия легко и свободно вводит читателя и зрителя в мир захолустного уездного городка, отдаленного от столиц и культурных центров. Размеренное течение жизни взрывает "пренеприятное известие" о приезде тайного ревизора, о котором сообщает в начале пьесы городничий своему окружению. Такой сюжет не был новостью, о подобных случаях ходили забавные анекдоты, даже великий Пушкин как-то был принят губернатором Нижнего Новгорода за тайного ревизора. Значит, такая ситуация была типичным, распространенным явлением российской жизни.

Этот сюжет дал возможность сатирику глубоко и всесторонне изобразить в комедии всю чиновничью Россию. Конечно, здесь действуют не только государственные служащие. Мы встречаем в комедии всю многоликую Россию: и поместное дворянство, и купечество, и мещанство, и крестьянство. Но особое внимание автор уделяет характеристике городского чиновничества, так как грядущий приезд ревизора нарушает именно их душевный покой.

Блестящий сатирик создает в пьесе многочисленные комические ситуации, которые помогают разоблачить пороки чиновничьего сословия. Гоголь рисует яркие индивидуально обрисованные характеры чиновников города, выделяя в них какую-то определяющую черту. Наиболее полно и подробно охарактеризован в комедии городничий. Раскрытию его образа помогают и авторские замечания о нем, и его поступки, и высказывания действующих лиц, и самохарактеристика. Благодаря этому рельефно вырисовывается малопривлекательный облик мошенника, взяточника и самодура, который творит в городе произвол и беззаконие. Например, он за взятку освободил от рекрутчины сына купчихи, отдав вместо него в солдаты мужа слесарши Пошлепкиной. Для городничего не существует никаких законов и ограничений: он может справлять именины дважды в году, чтобы получить больше поборов с купцов, в лавках которых он хозяйничает, как у себя дома. Городничий беззастенчиво обворовывает казну, присвоив себе немалую сумму, выделенную на строительство церкви. Он, безусловно умен, но ум его направлен на дела нечестные. Городничий озабочен не выполнением своих должностных обязанностей, а собственным материальным благополучием.

Под стать правителю города и его окружение. Это судья Ляпкин-Тяпкин, которого Гоголь иронически называет вольнодумцем потому, что он прочитал за всю жизнь 5 - 6 книг. Это попечитель богоугодных заведений Земляника - подхалим, ябедник и доносчик; смотритель уездных училищ Хлопов - насмерть запуганный человек; крайне нечистоплотный, распечатывающий и читающий чужие письма почтмейстер Шпекин.

Расширить рамки уездного чиновничества помогает образ Хлестакова, проезжающего через город мелкого петербургского чиновника, который был принят за могущественного тайного ревизора. Главные черты характера Хлестакова - это лживость и хвастливость. Лжет он вдохновенно, артистически, потому что только в этот момент иллюзорно возвышается до всеми уважаемого человека. В действительности же он ничего из себя не представляет. Абсолютное ничтожество, он выдает себя за известного писателя; пошляк и волокита, изображает благородного человека, вечно голодный, хвастается роскошным обедом, который ему доставляют из Парижа. Почему именно Хлестаков считается самым широким художественным обобщением Гоголя? Наверное, потому, что, как считает сам автор, каждый человек на какое-то время может стать Хлестаковым.

Несмотря на различие характеров, положения, возраста, умственных способностей, чиновничество, изображенное в гоголевской комедии, воплощает типичные черты, характерные для государственного административного аппарата николаевской России. Нахождение на ответственных государственных постах предполагает образованность, высокий культурный уровень. Но ничего подобного мы не встретим в комедии Гоголя. Ведь, слушая хвастливую болтовню Хлестакова, который назвал себя именем популярного писателя, никто из чиновников не заметил нелепости, когда в качестве романа был назван широко известный в то время общественно-литературный журнал "Московский Телеграф". Значит, культурный уровень чиновников крайне низок, о чем свидетельствуют также их обычные и любимые занятия - попойки, картежные игры, сплетни. Никого из чиновников нельзя назвать честным. Все они во главе с городничим берут и дают взятки, обкрадывают казну. У них полностью отсутствует понятие о долге, чести, достоинстве. Каждого из них одна цель - карьера и богатство. О том, как относятся чиновники к своим должностным обязанностям, говорят многие эпизоды пьесы. Вспомним начало комедии, когда городничий, предупредив городскую чиновничью верхушку о приезде ревизора, дает указания о том, что надо сделать, чтобы произвести на него благоприятное впечатление. Реплики городничего, адресованные попечителю Землянике, говорят о бедственном положении больных, беспомощных людей, всецело зависящих от плута и вора. О состоянии городского суда можно судить по вскользь сделанным замечаниям градоначальника о том, что под ногами посетителей шныряют гуси с гусенками, а в самом присутствии, где вершится правосудие, висит охотничий арапник. Но больше всего беспокойства Сквозник-Дмухановскому доставляют учебные заведения, ибо именно эти учреждения чаще всего становились объектами многочисленных проверок, так как они являлись, по мнению властей, основными рассадниками вредных вольнолюбивых идей. Такое отношение к учебным заведениям было особенно характерно для эпохи 30-х годов XIX века, времени усиления политической реакции в стране. Именно в этот период разворачивается действие гоголевской комедии.

Итак, пьеса "Ревизор" убеждает нас в том, что чиновники занимают государственные должности не для того, чтобы заботиться о благе страны и народа. Они используют свое служебное положение только в сугубо личных материальных интересах, подхалимствуя перед вышестоящими и самодурствуя над подвластными. Значит, чиновников в комедии объединяет жадность, корыстолюбие, нечестность, халатное отношение к службе, умственное и нравственное убожество. Белинский считал комедию Н. В. Гоголя "Ревизор" бичом казнокрадства, произвола и лихоимства, характеризующих всю бюрократическую государственную систему России.