Трусость в рассказе судьба человека. Сочинение: Судьба человеческая судьба народная в рассказе Шолохова Судьба человека

Тема мужества и самоотверженности проходит красной нитью в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека». Эти два понятия становятся самыми важными для образа главного героя. Андрей Соколов смог шаг за шагом преодолеть не только невзгоды, встречающиеся на пути, но и переступить через «не могу», когда силы уже оставляли его. И все это касается не только военной службы, но и периода плена. Когда же самая тяжелая полоса осталась позади, судьба снова нанесла удар человеку: погибают его родные. «Значит, я два года с мертвыми разговаривал?!» И теперь уже не мужество, а самоотверженность берет верх в этом человеке. Андрей Соколов смог собрать последние душевные силы, чтобы отправиться на то место, где была когда-то прекрасная семейная жизнь, уютный домашний очаг, что смогла создать Ирина. Снова и снова судьба словно обухом бьет по голове мужественного и самоотверженного человека - Андрея Соколова.

С первых фронтовых дней перед нами встает образ человека не только мужественного, но и понимающего. Ведь мужество - это не только умение бороться с чем-то или противостоять невзгодам. Это способность человека удержать в себе свои переживания, неудачи и невзгоды. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Этим высказыванием Андрей осуждал тех, кто писал домой жалостливые письма.

Словно проверяя на прочность, судьба нанесла Соколову новый удар - плен. Именно стойкость духа помогла Андрею преодолеть все унижения плена. Именно морально и духовно выиграл «поединок» главный герой на приеме у герр лагерфюрера. Собравшись с духом, там он думал только об одном: «...у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Однако не все выдерживают тяготы войны. Некоторые считают, что сделка с совестью поможет им сухими, а главное, живыми и невредимыми выйти из сложившейся ситуации. Таким в рассказе предстает Крыжнев, который в плену совсем забывает о товарищах. «Товарищи, - говорит, - остались за линией фронта, а я тебе не товарищ, и ты меня не проси, все равно укажу на тебя. Своя рубашка к телу ближе». И Соколов принимает верное в той сложившейся обстановке решение - придушить предателя. Этим он не столько спасает многих, сколько дает шанс пройти и вырваться из этих кругов ада. Ведь именно товарищи поддержали его в начале этого пути. «Но наши подхватили меня на лету, затолкали в средину и полчаса вели под руки». При такой поддержке товарищей только целеустремленный и самоотверженный человек смог пройти этот нелегкий путь. «Одна кожа осталась на костях, да и кости-то свои носить было не под силу. А работу давай и слова не скажи, да такую работу, что ломовой лошади и то не впору».

Когда же Соколов решился бежать, заметим, что это не первая его попытка, то думал при этом, как помочь своим. «Твой майор с его портфелем нам дороже двадцати «языков»», - похвалил полковник бывшего военнопленного. Долгих два года плена помогли пережить только воспоминания о родных. Но «все рухнуло в единый миг, остался я один».

Война разрушила жизнь главного героя. Он снова остался один с глубокой не заживающей раной в сердце, которое со временем и пошаливать стало. И только маленький оборвыш смог растопить лед в душе самоотверженного человека. Теперь именно он становится опорой и вдохновителем для Андрея. Этот человечек стал для него тем, ради кого снова можно терпеть невзгоды и мужественно и самоотверженно преодолевать любые возникающие преграды.

В рассказе есть и другие персонажи, которые тоже соприкасаются с центральными понятиями темы сочинения. Это и военнопленные, всегда готовые помочь другому: «Боже тебя упаси падать! Иди из последних сил, а не то убьют». И друзья, приютившие одинокую душу после войны.

Но особо в этом ряду мужественных людей стоят женщины и дети: «Какие же это плечи нашим женщинам и детишкам надо было иметь, чтобы под та-кой тяжестью не согнуться!» Мужчины и молодые парни находясь на передовой, смело шагали в бой не потому ли, что были уверены, что их прикрывает надежный тыл. Эти слабые и беззащитные люди не только самоотверженно трудились для фронта, но и помогали мужественным бойцам не сломаться. «А ведь в плену я почти каждую ночь про себя, конечно, и с Ириной и с детишками разговаривал...»

Еще одним мужественным человеком на страницах рассказа является военный врач. Он и в плену не забывает о своей профессии. Оказав медицинскую помощь даже в такой сложной обстановке, он дает военнопленным шанс снова со временем оказаться на свободе, а не погибнуть по дороге к этой цели. Ведь еще не известно, сколько жизней спасли вот такие военврачи. И снова этот отважный человек продолжает обход: «Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену и в потемках свое великое дело делал».

Обратим внимание еще на одного не столько мужественного, но очень самоотверженного героя - оборвыша, ставшего сыном Андрею Соколову. А в чем же проявляется это качество у маленького человечка, у которого «личико все в арбузном соку, покрытом пылью», и «глазенки как звездочки ночью после дождя»? Это видно по его уверенности, что отец жив и обязательно найдет его. «Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь»! И вот именно этот мужественный маленький оборвыш смог наполнить жизнь другого человека смыслом. Он своей маленькой судьбой показал, как самоотверженно можно ждать и надеяться на встречу с родным человеком.

Тема мужества и самоотверженности проявляется не только в образе главного героя. Благодаря этим качествам многие другие персонажи проходят суровую школу жизни. И эти две сущности человека, воспитанные с младенчества или привитые во время воспитания и взросления, становится мощной опорой в любой, порой самый трудный момент жизни человека. Судьба просто не в силах победить их или разрушить. «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предмет: чтение и развитие речи

Класс: 9 "В".

Цель: дать представление о понятии мужества в разных его проявлениях.

Задачи:

Образовательные:

Формировать знания, что Великая отечественная война была справедливой войной народа за свободу и независимость своей Родины, опираясь на содержание рассказа М. Шолохова. Вспомнить реальные факты из истории войны, сопоставлять примеры мужества и героизма советских людей. Уметь читать отрывок по ролям, соблюдая правильную интонацию, пересказывать прочитанное.

Коррекционные.

Развивать у учащихся способность анализировать и сопоставлять реальные факты и события, описанные в художественном произведении. Учить слушать одноклассников и учителя, дополнять ответы товарищей. Развивать интонационную выразительность речи.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся чувство национальной гордости за свою страну, за мужество и героизм защитников Отечества в годы великой Отечественной войны, желание быть похожими на них. Воспитывать умение поддерживать на уроке доброжелательную атмосферу, умение работать в коллективе.

Межпредметные связи: история, русский язык.

Предварительная работа: ознакомительное чтение рассказа "Судьба человека", беседы о великой отечественной войне, чтение художественной литературы о событиях и героях великой Отечественной войны.

Оборудование: учебник "Чтение" 9 класс для специальных (коррекционных) классов 8 вида, А.К.Аксенова, Москва "Просвещение", 2006г.; слайдовая презентация к уроку, аудиозапись песни "Священная война", видеозапись фильма "Судьба человека", карточки с тестовыми заданиями, школьный толковый словарь под ред. М.С. Лапатухина, словарь русского языка С.И. Ожегова.

Ход урока

Структурный элемент урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент. Настрой детей на работу на уроке:

Быть активными,

Выполнять задание быстро, но внимательно,

Слышать учителя с первого раза,

Не грубить друг другу, не обижать товарищей,

Быть сдержанным, не перебивать учителя во время объяснения, одноклассников - во время их ответа, уметь дослушать до конца и дополнить, если нужно.

Готовятся к уроку, слушают инструкцию учителя по организации работы на уроке
II. Вводная часть:

1. Дид.упр. "Найди слово"

2. Прослушивание песни "Священная война"

Дает задание: в буквенном ряду прочитать слово:

АВРОВОЙНАСТУЫЩ (война)

ССБОЭМУЖЕСТВОООЫЦЧ (мужество)

Подумайте, как связаны эти слова?

Прослушайте аудиозапись песни и скажите, какой войне посвящена эта песня? Что вы знаете об этой войне?

Выполняют задание фронтально по слайду 2. (Презентация 1.ppt)

Объясняют связь слов война и мужество.

Слушают аудиозапись, отвечают на вопросы

III. Актуализация знаний.

1. Дид.упр. "Кто лишний"

Вы видите на слайде (Презентация 1.ppt)

фамилии героев Великой Отечественной войны. Кто из этих людей не является героем литературного произведения? (На слайде 3 написаны фамилии: Василий Теркин, майор Гаврилов, Андрей Соколов, Егор Дремов).

(Правильный ответ - майор Гаврилов).

Кто может рассказать об этом человеке? (Заслушивает ответы учащихся).

Почему немецкий генерал приказал своим солдатам отдать честь русскому офицеру?

Давайте вспомним изученные о войне произведения и соотнесем фамилии героев произведений с иллюстрациями.

(Представлены иллюстрации к произведениям "Василий Теркин", "Русский характер", "Судьба человека".) (Презентация 1.ppt, слайды 4 - 7)

По слайду 3 (Презентация 1.ppt) определяют, кто не является героем литературного произведения, рассказывают о нем

Отвечают на вопрос.

Соотносят иллюстрации к произведениями с фамилиями героев этих произведений (работают в парах). Объясняют свой выбор.

Отвечают на вопрос

IV. Проверка домашнего задания. Учащимся предлагается тест для самостоятельного выполнения по содержанию рассказа.

Имя главного героя рассказа:

А) Андрей Соколов

Б) майор Гаврилов

2. Герой рассказа в начале повествования находился:

А) в госпитале

Б) в плену у фашистов

3. Андрея Соколова вызвали к лагерфюреру:

А) чтобы вручить награду

Б) чтобы расстрелять

4. Что задумал Андрей Соколов, когда его определили работать шофером?

5. Как принял Андрея Соколова командир дивизии?

А) обещал представить к награде

Б) ругал за внешний вид.

Выполняют тестовые задания индивидуально, выбирая один из двух ответов.
V. Основная часть.

1. Просмотр отрывка из кинофильма "Судьба человека".

2. Беседа по содержанию отрывка.

3. Работа со словарем.

4. Выразительное чтение отрывка по ролям.

5.Дид.упр. "Буквенный лабиринт"

Предлагает посмотреть отрывок из кинофильма "Судьба человека". (Приложение 2)

Почему был вызван Андрей Соколов к коменданту? Как он вел себя в разговоре с фашистом? Было ли опасным такое поведение? Кто выиграл в этом противостоянии: лагерфюрер или Андрей Соколов? Какие черты характера Андрея помогли ему выстоять и вызвать уважение даже у врагов? Можем ли мы в этом случае говорить о мужестве? Как вы понимаете значение слова мужество?

Давайте найдем это слово в толковом словаре и прочитаем его значение.

Задание носит индивидуально-дифференцированный характер: кто-то выполняет задание самостоятельно, кому-то называет страницу учитель, у более слабых - есть закладки в словарях.

Таким образом, мы с вами узнали, что мужество проявляется по-разному. Оно не только в героическом поступке, но и в стойкости духа.

Давайте подумаем, как мы можем передать интонацией при чтении разговора выдержку Андрея Соколова и наглость и самоуверенность лагерфюрера.

Найти на слайде 8 (Презентация 1.ppt) среди букв слова, раскрывающие черты характера Андрея Соколова.

Смотрят отрывок

Отвечают на вопросы

Находят и зачитывают значения слова "мужество":

1) храбрость, присутствие духа в опасности;

2) стойкость, храбрость, присутствие духа в опасности, в беде.

Слушают выводы и цели дальнейшей работы на уроке.

Предлагают варианты интонации.

Читают отрывок по ролям. Слушают и анализируют чтение товарищей

Выполняют задание.

VI. Итог урока. Давайте повторим, почему Андрея Соколова можно назвать мужественным человеком? Как вы понимаете, что такое мужество? Почему мы можем сказать, что мужество советских людей и их любовь к Родине помогли победить врага? Какие примеры мужества советских людей вы знаете? Почему М.Шолохов назвал свой рассказ "Судьба человека", а не "Судьба Андрея Соколова". Какой вывод вы сделали для себя из этого урока? Захотелось ли вам узнать больше о жизни Андрея Соколова? Тогда постарайтесь посмотреть фильм, а лучше прочитайте до конца книгу "Судьба человека". Участвуют в беседе, высказывают свое мнение
VII. Домашнее задание. Расспросите дома об участии в Великой Отечественной войне своих родных (деда, прадеда) и попробуйте составить рассказ "Судьба моего деда (прадеда).

Если захотите можете сделать рисунки к рассказу. Они будут оцениваться отдельно. Можете получить дополнительную оценку.

Записывают домашнее задание, уточняют, если непонятно.

­Героизм и мужество

Рассказ «Судьба человека» был написан Михаилом Александровичем Шолоховым в 1956 году и в скором времени опубликован в газете «Правда». Это грустная история нелегкой жизни простого русского шофера Андрея Соколова .

Судьба этого человека по-настоящему трагична. Довольно рано герой остался сиротой, поскольку голод унес жизни его родителей и сестры. Самому Андрею, чтобы выжить, пришлось уехать на Кубань и начать «ишачить на кулаков».

Вернувшись оттуда, мужчина женился на «смирной», веселой и «угодливой» девушке Ирине и стал работать шофером, затем у молодой семьи появились дети. Казалось бы, жизнь начала налаживаться, но вдруг грянула война, и Андрей Соколов в числе первых отправился на фронт.

Несмотря на то что суровая военная жизнь, конечно, тяготила героя, он никогда не смел пожаловаться на это жене. Он считал, что «на то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».

В дальнейшем сама жизнь словно стремится проверить это утверждение Андрея Соколова, и готовит ему новое страшное испытание: мужчина попадает в плен к немцам. Происходит это тогда, когда он, не задумываясь ни на миг, решается совершить настоящий подвиг: доставить снаряды батарее своих солдат, которая находится в горячей точке и вот-вот должна вступить в бой с врагом. О своем героическом поступке сам Андрей говорит очень просто: «Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду?»

Действительно, за своих товарищей этот мужчина готов был отдать жизнь, впрочем, как и они за него. В произведении автор приводит немало примеров мужества русских солдат. Достаточно вспомнить военного доктора, который «в плену и в потемках» делал «свое великое дело»: ночью, когда немцы согнали всех русских пленных в церковь, он переходил от одного солдата к другому и старался помочь своим соотечественникам тем, чем мог.

Стоически переносят солдаты все испытания, которые выпадают на их долю в немецком плену: это и непосильно тяжелые каторжные работы, и постоянный голод, холод, побои, да и просто издевательства со стороны врагов. В таких тяжелых условиях эти люди не утрачивают способности шутить и смеяться, что многое говорит об их мужестве и силе духа.

Жизнь в постоянном страхе делает Андрея Соколова и его товарищей по-настоящему отважными. Достаточно вспомнить эпизод, где немцы хотят расстрелять главного героя (еще до того, как принимают решение взять его в плен). В этот момент он, будучи раненым, все равно поднимается на ноги и бесстрашно смотрит своему возможному убийце прямо в глаза. Далее солдат Соколов, несмотря на риск быть схваченным и убитым, решается мужественно бежать из плена, но, к сожалению, эта попытка оказывается неудачной.

В эпизоде, когда немецкое лагерное начальство вызывает Андрея Соколова в комендантскую, чтобы объявить пленнику приговор о расстреле, мужчина проявляет настоящий героизм. Зная, что идет на смерть, он готовится «глянуть в дырку пистолета бесстрашно».

В разговоре с комендантом Мюллером главный герой также проявляет невероятную храбрость и достоинство: он не соглашается пить водку «за победу немецкого оружия» и отказывается от закуски, демонстрируя противникам, что, несмотря на голод, не собирается «давиться ихней подачкой».

Впервые в русской военной литературе героизм солдата проявляется не только в подвигах, совершенных им на поле боя, но и в такой жизненной ситуации. Мужество Соколова восхищает противников настолько, что они решают не убивать своего пленника, а, наоборот, дают ему с собой еду и отпускают обратно в лагерь.

Вторая попытка выбраться из плена оказывается для Андрея удачной, и мужчина возвращается к своим. Но самое страшное известие, которое потребует от героя не меньшего, а, возможно, даже большего мужества, чем все военные испытания, ждет солдата Соколова впереди. Находясь в госпитале, из письма соседа Андрей узнает о гибели жены и дочерей, а далее, уже после окончания войны, ему сообщают, что в День Победы был убит его сын.

Такие вещи порой ломают даже самых сильных и мужественных мужчин, ведь одной надеждой вернуться к родственникам на войне и в плену живут солдаты. Но трагические события открывают в Андрее Соколове новые резервы доброты и человечности, и потому он берет себе на воспитание малолетнего сироту Ваню . Этот благородный поступок, так же как и все отважные поступки, совершенные Соколовым на войне, по праву можно считать настоящим подвигом и проявлением героизма в нашей повседневной жизни.

В своём рассказе «Судьба человека » Михаил Шолохов очень хорошо раскрыл тему смелости и трусости. В этом произведении смелым и бесстрашным человеком является Андрей Соколов. Попав в плен к фашистам он сохранил все лучшие человеческие качества и не сломался под давлением врага. На войне и в частности в плену человек проверяется кто он есть на самом деле. В рассказе показан момент, когда фашисты напоили Соколова водкой и за то, что он не упал дали целую буханку хлеба. И только еле дойдя до спального места, он упал и успел выдохнуть «На всех». Даже враги-фашисты оценили смелость Андрея Соколова.

Но в рассказе есть трусливый и подлый персонаж. Это рядовой по фамилии Крыжнёв. Он также попал в плен и задумал выдать фашистам командира, чтобы выслужиться перед врагом и спасти свою никчёмную жизнь. Его предательство и является самой настоящей трусостью. Андрей случайно слышал разговор рядового с командиром и ночью задушил его, тем самым спасая командира и избавляя общество от негодяя.

Михаил Шолохов говорит нам, что в любых условиях надо оставаться порядочным и смелым человеком и не испытывать страха перед врагом.

По этому рассказу был поставлен одноимённый художественный фильм, в котором роль Андрея Соколова сыграл Сергей Бондарчук. Он является и режиссёром этого кинофильма.

герой этого произведени я андрей Соколов — яркий пример мужества и отваги, чести и бесстрашия.

Его смелость вызывает уважение даже у его врагов — фашистов, которые презирают других людей и считают себя высшей расой, но даже они посчитали его достойным соперником.

Попав в трудные условия плена, Андрей Соколов проявляет хладнокровие, не паникует, не поддается слабости.

Сцена его допроса Мюллером отражает самые яркие качества смелого человека, любящего жизнь, но сумевшего сохранить самообладание, зная, что его хотят расстрелять, и не потерявшего свое человеческое лицо истинного патриота.

Конечно, как любому человеку, Андрею не хотелось умирать, но нежелание унижаться перед врагом, тем самым давая врагу ощутить чувство собственного превосходства, помогло ему выстоять.

На предложение Мюллера выпить с ним за победу немцев он отвечает дерзким отказом, чем повергает врага в удивление, граничащее с уважением к его смелости.

Враг сумел оценить силу и смелость Андрея Соколова и оставляет ему жизнь.

Герой рассказа М.Шолохова « Судьба человека» Андрей Соколов является олицетворением смелости советских солдат, попавших в плен, а солдат Крыжнёв символизирует трусость и предательство. Оба попали в ситуацию, в которой человек перед лицом смерти показывает, на что он способен. Первый сумел подчинить свои эмоции, не показав врагу своего страха, второй думал лишь о своей шкуре.

Автор воспользовался приёмом антитезы, изобразив контрастные характеры и личностные качества героев. Это даёт возможность сопоставить два типа поведения, подводит к выводу о том, что человек в любых условиях может проявить силу духа, волю, остаться верным себе, не потерять уважения других и самоуважения.

М.А. Шолохов написал рассказ о судьбе бывшего военнопленного, о трагедии и силе характера человека, на долю которого выпали тяжелейшие испытания. Во время и сразу после Великой Отечественной войны солдат, вернувшихся из плена, считали предателями, им не доверяли, и для выяснения обстоятельств проводилась тщательная проверка. Рассказ "Судьба человека" стал таким произведением, которое позволяет увидеть и понять жестокую правду войны.

Слово «судьба» может быть истолковано как «история жизни» или использовано в значении «участь, доля, стечение обстоятельств». В рассказе Шолохова мы находим и то и другое, но только герой оказался не из тех, кто безропотно принимает предназначенную ему участь.

Автор показал, как достойно и мужественно вели себя русские в плену. Предателей, «трясущихся за свою шкуру», было немного. Они, кстати, в плен сдавались добровольно, при первом удобном случае. Герой рассказа «Судьба человека» во время боя был ранен, контужен и в беспомощном состоянии взят немцами в плен. В лагере для военнопленных Андрей Соколов вынес немало страданий: издевательства, избиение, голод, смерть товарищей, «нелюдские муки». Например, комендант Мюллер, обходя строй пленных, бил кулаком (а точнее, куском свинца, заложенного в перчатку) каждого второго в нос, «пускал кровь». Такой у него был способ выражения арийского превосходства, подчёркивающий ничтожность человеческой жизни представителей всех наций (в отличие от немцев).

Андрею Соколову довелось лично противостоять Мюллеру, и автор показал этот «поединок» в одном из кульминационных эпизодов рассказа.
Разговор пленного солдата с комендантом состоялся потому, что кто-то донёс немцам про сказанные Андреем накануне слова о порядках в концлагере. Едва живые пленники вручную долбили камень, и норма на человека была четыре кубометра в день. Однажды после работы, промокший, измученный, голодный, Соколов сказал: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». За эти слова он и должен был ответить коменданту.

В кабинете Мюллера за столом сидело всё лагерное начальство. Немцы отмечали очередную победу на фронте, пили шнапс, закусывали салом и консервами. И Соколова, когда вошёл, едва не вырвало (сказывалось постоянное голодание). Мюллер, уточнив слова, сказанные Соколовым накануне, пообещал, что окажет ему честь и сам лично расстреляет его. Кроме того, комендант решил проявить великодушие и предложил пленному солдату выпить перед смертью и закусить. Андрей уже взял стакан и закуску, но комендант добавил, что пить надо за победу немцев. Это очень задело Соколова: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!» Андрей уже не боялся смерти, поэтому поставил стакан и сказал, что он непьющий. И Мюллер, улыбаясь, предложил: «Не хочешь пить за нашу победу, тогда выпей за свою погибель». Солдат, которому терять было нечего, смело заявил, что за избавление от мук он выпьет. Опрокинул залпом стакан, а закуску отложил, хотя есть хотелось смертельно.

Какова же сила воли была у этого человека! Он не только не унижался из-за крошки сала и кусочка хлеба, но и не терял своё достоинство, чувство юмора, и это давало ему ощущение превосходства над немцами. Он предложил Мюллеру идти во двор, где немец его и «распишет», то есть подпишет смертельный приговор, расстреляет. Мюллер позволил Соколову закусить, но солдат заявил, что после первой не закусывает. И после второго стакана объявил, что не закусывает. Сам он понимал: эту отвагу он проявляет не столько для удивления немцев, сколько для себя самого, чтобы перед смертью не трусом выглядеть. Своим поведением Соколов рассмешил немцев, и комендант налил ему третий стакан. Андрей закусил как бы нехотя; очень хотелось ему доказать, что есть у него гордость, «что в скотину фашисты его не превратили».

Гордость, смелость и юмор русского солдата немцы, на удивление, оценили, и Мюллер объявил ему, что уважает достойных противников, а потому не будет расстреливать. За смелость Соколову дали буханку хлеба и кусок сала. Солдат не очень поверил в великодушие фашистов, ждал выстрела в спину и жалел, что не донесёт голодным сокамерникам неожиданно свалившееся угощение. И опять не о себе думал солдат, а о тех, кто от голода умирал. Ему удалось принести эти «гостинцы» пленным, и они разделили всё поровну.

В данном эпизоде Шолохов поднял простого человека на пьедестал героя, несмотря на то что это был военнопленный. Не было вины Соколова в его пленении, не собирался он сдаваться. И в плену не пресмыкался, не предавал своих, не менял убеждений. Он оставался преданным гражданином своей Родины и мечтал вернуться в строй, чтобы снова воевать против фашистов. Этот случай из жизни солдата оказался решающим в его судьбе: мог быть Соколов расстрелян, но сам спас себя, потому что смерти боялся меньше, чем позора. Вот и остался жив.

А «сверхчеловек» Мюллер вдруг увидел в русском солдате гордость, стремление сохранить человеческое достоинство, смелость и даже презрение к смерти, так как пленный не желал хвататься за жизнь ценой унижения и трусости. Это была одна из побед Андрея Соколова в тех обстоятельствах, какие преподносила судьба.

Каким же характером нужно обладать, чтобы не покоряться обстоятельствам? Привычки, ставшие чертами характера, были у Андрея самыми обычными для людей того времени: трудолюбие, великодушие, стойкость, мужество, умение любить людей и Родину, умение жалеть человека, сострадать ему. И был он доволен своей жизнью, потому что имел дом, работу, его дети росли и учились. Только жизнь и судьбу людей могут легко поломать политики и милитаристы, которым нужны власть, деньги, новые территории и доходы. Способен ли человек выжить в этой мясорубке? Оказывается, иногда это возможно.

Судьба была безжалостна к Соколову: в его дом в Воронеже попала бомба, погибли дочери и жена. Последнюю надежду на будущее (мечты о женитьбе сына и о внуках) он теряет в самом конце войны, когда узнаёт о гибели сына в Берлине.
Бесконечные удары судьбы не уничтожили этого человека. Он не озлобился, никого не возненавидел, понимая, что проклинать можно только фашистов, погубивших миллионы человеческих жизней по всей земле. Теперь враг побеждён, и надо жить дальше. Однако тяжёлыми были воспоминания, трудно думать о будущем. Боль долго не отпускала, и появлялось иногда желание забыться с помощью водки, но и с этим справился, переборол слабость.
Встреча Андрея Соколова с мальчишкой, сиротой бесприютным, многое изменила в его жизни. Сердце мужчины сжалось от боли, когда он увидел того, кому живётся ещё труднее и хуже, чем ему самому.

Писатель не просто показывает нам повороты судьбы, которые или ломают, или закаляют человека, Шолохов объясняет, почему его герой поступает таким образом, что может изменить свою жизнь. Андрей Соколов дарит тепло своего сердца тому, кто в этом нуждается, и тем самым выражает протест судьбе, приговорившей его к одиночеству. Возродились надежда и воля к жизни. Он может сказать себе: отбрось свои слабости, перестань жалеть себя, стань защитником и опорой более слабому. В этом особенность созданного М.А.Шолоховым образа человека с сильным характером. Его герой поспорил с судьбой, сумел перекроить жизнь, направив её в нужное русло.

Писатель Шолохов рассказал не только о жизни конкретной личности, гражданина Советского Союза Андрея Соколова. Он назвал своё произведение «Судьба человека», подчёркивая тем самым, что всякий человек, если он духовно богат и силён, как его герой, способен выдержать любые испытания, создать новую судьбу, новую жизнь, где у него будет достойная роль. Видимо, в этом и заключается смысл названия рассказа.
А в современной обострившейся обстановке мог бы М.А.Шолохов напомнить нынешним русофобам и нацистам, что Соколовы среди русских людей не перевелись.

Рецензии

М. Шолохов - Великий русский писатель, слов нет! "Судьба человека" - яркий тому пример. Просто рассказ, о простом русском мужике, но, как написан! И фильм С. Бондарчука по этому произведению тоже великолепен! Как он сыграл Соколова! Эта сцена, когда он гранёными стаканами пьёт водку, просто бесподобна! И встреча с мальчишкой-беспризорником вернула его к жизни, когда, казалось, и смысла жить дальше просто нет... Спасибо, Зоя! Р.Р.