Что значит читать беллетристикой. Как было раньше? Беллетристика в широком и узком смысле

Слово "беллетристика" в современном русском языке мелькает чуть ли не на каждом шагу. Во всяком случае среди тех, кто увлекается литературой, часто находятся люди, не знакомые с этим термином французского происхождения. Вопросы и даже споры о том, что такое "беллетристика" и оскорбительно ли отзываться так о произведении, путешествуют по Сети от форума к форуму. Чтобы дать однозначный ответ, придется проанализировать термин со всех сторон. Начать лучше всего с прямого значения слова "беллетристика".

Три определения

"Беллетристика" в словарях является многозначным словом. Им можно описать следующие виды, жанры и формы литературных произведений:

  • Только художественную литературу. В данном случае термин "беллетристика" исключает документальные произведения и научные работы, то есть все то, что принято называть nonfiction.
  • Только прозу. В этом случае термином исключается литература любых других форм: стихотворения, баллады, сонеты, синквейны и так далее.
  • Только литературу для "легкого чтения". Это определение исключает все серьезные произведения с социальным подтекстом, поднимающие сложные вопросы морали, нравственности и социальной жизни.

В современном русском языке лексическое значение "беллетристики" практически полностью сведено к последнему пункту из списка, но далеко не всегда выступает в негативном ключе.

История возникновения беллетристики

Вертикальная шкала деления литературных произведений существовала еще во времена Аристотеля и первых театров, когда дорогим и умным трагедиям противопоставлялись дешевые и глуповатые комедии. С развитием книгопечатания и появления литературы, предназначенной для индивидуального чтения, границы "высокого" и "низкого" постепенно размылись. То, что осталось "на грани", и получило название "беллетристика".


Итак, что такое беллетристика того времени? Это, в первую очередь, рыцарские романы. Поначалу они считались образцом высокой литературы, потому что содержали в себе сложную идею противостояния чувств и морального долга, но довольно быстро превратились в клише и "легкое чтиво".

Социальное деление общества на слои привело к тому, что к XVI-XVII векам вся французская и вообще европейская элита читала "высокие" жанры вроде эпоса или трагедии, а более низкие по положению господа зачитывались авантюрными приключенческими романами, то есть беллетристикой.


В определенное время и в определенных кругах читать "легкую" литературу считалось дурным тоном. Когда человеческий интеллект измерялся количеством светской критики на книжной полке, впору было осмеять мечтателя, которому приходился по душе Жюль Верн и английские детективы. Сегодня пренебрежительное отношение к беллетристике сохранилось, скорее, в рамках консервативной традиции, чем на реальных основаниях.

Пренебрежительное значение

Что такое "беллетристика" в негативном ключе? Это откровенно простоватая массовая литература с ориентацией не на смысл и ценности, а на пустую трату слов, метафоры ради метафор и текст ради текста. Беллетристикой очень часто называют женские любовные романы, и хотя это довольно грубо и обобщенно, у этого предрассудка все же есть основание.


Дело в том, что беллетристика – такой легкий жанр расслабляющего чтения, что серьезные вопросы и социальный подтекст в него вложить просто невозможно, да и не нужно. Если литература данного жанра и позволяет себе продвигать какие-то моральные и нравственные идеалы, то только самые простые и понятные: добро, любовь, семья и другие всем известные ценности. Эта манера прямого и очевидного нравственного воспитания, не являющаяся первостепенной целью произведения, прижилась в женских романах лучше, чем в каком бы то ни было другом жанре.

Беллетризация – это?

Теперь, когда ответ на вопрос о том, что такое беллетристика, получен сполна, самое время поговорить о том, что называют беллетризацией. Это весьма распространенный прием как в классической, так и в современной литературе. Его суть заключается в том, что автор использует фактически достоверный материал, приукрашивая его художественными деталями или рассказывая реальную историю в художественной манере. Таким образом поступил, например, американский писатель-фантаст Дэниэл Киз, написав документальное произведение "Таинственная история Билли Миллигана" в художественной форме.

Казалось бы, на вопрос "Что такое беллетристика?" существует вполне конкретный ответ, который содержится в словарях и энциклопедиях. Однако, если копнуть глубже, то окажется, что всё далеко не так просто.

Как было раньше?

Судите сами, слово беллетристика происходит от французского словосочетания belles lettres , что дословно означает "изящная словесность". Когда-то всё именно так и было, и беллетристикой называли всю изящную литературу, то есть поэзию (читай художественную литературу), изложенную в стихотворной или прозаической форме.

Ох уж, эти Белинский с Писаревым!

Всё изменилось благодаря небезызвестным литературным критикам XIX века Виссариону Григорьевичу Белинскому и Дмитрию Ивановичу Писареву. С их лёгкой руки беллетристикой стали называть массовую литературу, которая противостоит "высокой литературе". То есть значение слова стало прямо противоположным исходному.

Как это произошло? Достаточно просто: уважаемые критики в своих статьях использовали термин "беллетристика" по отношению к литературе, разрушавшей их социальные теории.

Беллетристика в широком и узком смысле

Сегодня термин "беллетристика" используется в широком и узком смыслах.

Беллетристика в узком смысле - лёгкое чтиво, присущее мистическим, приключенческим, детективным жанрам и дамскому роману. Подобное чтение для отдыха и произведения, созданные для приятного времяпрепровождения, имеет тесную связь со стереотипами, модой, популярными в обществе темами. Кроме этого, беллетристика может касаться и серьёзных проблем и вопросов, которые волнуют общество.

Как правило, типажи героев, а также их увлечения, привычки, профессия соотносятся с информационным пространством, доступным всем, и представлениями, которые сложились у преимущественного большинства. Чаще всего беллетристы выражают в своих произведениях настроения общества, его состояние и общественные явления. Реже - представляют происходящее, пропуская сквозь призму собственных взглядов и представлений.

Беллетристика в широком смысле слова - это всё, что не публицистика, не документальный жанр, который был широко распространён в многочисленных литературных журналах XIX века. Слово "беллетристика", как уже было сказано выше, использовалось в пренебрежительном ключе по отношению к произведениям, написанным по принципу "словесность ради словесности" и "текст ради текста". Эти произведения считались ущербными, поскольку не содержали социального подтекста.

Отдельное внимание необходимо уделить и такому явлению, как "беллетризация". Беллетризация используется для того, чтобы изложить некоторый документальный материал, используя приёмы художественного повествования. Ярким примером подобных произведений является роман "Что делать?" Чернышевского.

Что не относится к беллетристике?

Литературовед Иосиф Эйгес в статье "Беллетристика", написанной для Словаря литературных терминов, который был издан в 1925 году, пишет о том, что к ложной беллетристике или подделкам под неё следует относить бульварную литературу, которая удовлетворяет низкие и пошлые интересы (уголовную сенсацию, порнографию и прочее), а не художественные стремления.

Получается, что беллетристика ещё раз изменила своё значение. Ведь в начале XX века её главной характеристикой была художественность, зависящая не столько от достоинств языка и умения автора интересно рассказывать о событиях, "сколько от своеобразного переживания образов, ради которого можно простить некоторые недостатки изложения".

В то время беллетристикой считались произведения Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Герцена, Гончарова и других писателей. Современных же беллетристов, произведения которых выпускаются многотысячными тиражами, каждый читатель может назвать и сам.

Литература за всю историю своего существования обросла множеством различных классификаций и дефиниций.

Данный термин не является научным не является научным термином, поэтому дать ему определение весьма затруднительно.

Например, по способу высказывания, литература делится на:

  • Эпос (романы, повести, рассказы);
  • Лирику (стихотворения различных форм и жанров);
  • Драму (пьесы, сценарии).

По длине произведения на роман, повесть и рассказ. Также существует жанровая классификация , объединяющая произведения словесного искусства в соответствии с охватываемыми темами и приемами повествования:

Беллетристика: википедия

По данным Википедии , беллетристика – это общее название художественной литературы в стихах или прозе, либо исключающей поэзию и драматургию.

Термин беллетристика стал появляться в литературных журналах девятнадцатого века и был заимствован из французского языка, в переводе с которого он означает «изящная словесность» ( belles lettres ). Считается, что в обиход он был введен Виссарионом Белинским, который таким образом обозначал противопоставление публицистике – серьезной литературе, с социальным подтекстом и психологическим уклоном.

Исторически за данным родом словесности закрепилось пренебрежительное отношение. В широком смысле ее понимают, как всю художественную литературу в противовес non fiction – научно-популярной литературе (монографиям, дневникам, сборникам эссе). В менее широком смысле беллетристика – это художественная проза, исключая поэзию и драматургию. В совсем узком – литература для легкого чтения на досуге.

Если первые два определения с большой долей условности еще можно использовать в качестве классификации, то последнее уже попадает в область оценочных суждений и зависит исключительно от воспринимающего субъекта. В зависимости от уровня образования и степени начитанности, к беллетристике можно отнести и детективы Дарьи Донцовой, и фантастические произведения братьев Стругацких. Серьезные историки также относят бессмертный роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» к, так называемой, исторической беллетристике.

Беллетристику характеризует ориентация на сюжет и принадлежность к определенном жанру. Темы, затрагиваемые в литературе подобного рода, должны быть популярны и общественно значимы. Как правило это человеческие взаимоотношения (любовные, семейные, отношения отцов и детей), криминальная тема (детективы, триллеры), социальные или исторические романы и т.д.

Принято противопоставлять беллетристику и массовую литературу. Последняя считается низшей формой существования словесности и создается только в коммерческих целях, так называемыми «литературными неграми». В отличие от беллетристики для массовой литературы характерны: низкий уровень языка, отсутствие каких-либо проблемных вопросов и психологической достоверности персонажей.

Беллетристика, в свою очередь, должна затрагивать актуальные на данный момент социальные вопросы или освещать, обобщать и рефлексировать недавний опыт общественной жизни. Так авторы беллетристики склонны создавать произведения в определенных жанрах, на волне их популярности. В недавнем прошлом таким жанром в подростковой литературе являлся любовный роман с элементами мистики и ужаса, заданный романами Стефани Майерс «Сумерки».

Затем, с выходом книги «Голодные игры» Сьюзен Коллинз главенствующие позиции занял жанр антиутопии. Параллельно с этим, для взрослой аудитории новую веху в популярной литературе открыла Э.Л. Джеймс своим романом «Пятьдесят оттенков серого». А скандинавский детектив с легкой руки Стига Ларссона («Девушка с татуировкой дракона») задал образцы для написания в подобного рода жанрах.

Многие приемы, открытые беллетристами в ходе работы над своими произведениями, тиражируются и становятся неотъемлемой частью жанра. Таким образом к известным беллетристам современности можно отнести писателей, работающих в определенном их имена еще при жизни, становятся общеизвестны, а произведения зачастую попадают в историю. Например, король ужасов Стивен Кинг, выпустивший на данный момент восемьдесят четыре книги под разными псевдонимами.

Не менее популярен фантаст Рэй Бредбери , который старался писать минимум один рассказ в день. Не столь плодовитый, но очень популярный писатель Джордж Мартин буквально возродил жанр фэнтези серией книг под общим названием «Песнь льда и пламени».

В русской литературе к беллетристике можно отнести произведения популярной писательницы Светланы Мартынчик, создающий свои романы под псевдонимом Макс Фрай. Или популярного фантаста, автора многих бестселлеров Сергея Лукьяненко. Также к беллетристам по праву относится автор исторических романов про Эраста Фандорина Борис Акунин.

Сегодня в среде профессиональных литературоведов и критиков термин беллетристика обычно не используется вовсе, либо делается это крайне небрежно, безотносительно каких-либо классификаций, исходя из личного читательского опыта. Например, критик Марк Липовецкий утверждает, что отличие литературы от беллетристики в том, что первую интересно перечитывать.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

беллетристика

ж. франц. изящная словесность, изящная письменность. Беллетрист м. беллетристка ж. писатель по сей части.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

беллетристика

(еле), беллетристики, мн. нет, ж. (от фр. belles-lettres - изящная словесность).

    Повествовательная художественная литература в прозе (романы, повести, рассказы и пр.).

    перен. Легкое, не вполне идущее к делу изложение вм. серьезного рассуждения, разглагольствование (ирон.). Я слушал оратора, пока у него деловые соображения не сменились беллетристикой.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

беллетристика

    Повествовательная художественная литература.

    перст. О литературе, к-рая читается легко, без затруднений,

    прил. беллетристический, -ая, ое (к 1 знач.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

беллетристика

    1. Прозаические повествовательные произведения художественной литературы (в отличие от научной, публицистической и т.п. литературы).

      Произведения, предназначенные для легкого чтения.

  1. перен. разг. Что-л. незначительное, неглубокое по содержанию.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

беллетристика

БЕЛЛЕТРИСТИКА (от франц. belles lettres - художественная литература)

    художественная проза.

    В 20 в. также массовая литературная продукция бытописательского, развлекательного характера в противоположность произведениям высокого искусства.

Беллетристика

(от франц. belles lettres ≈ изящная словесность), в широком смысле ≈ художественная литература вообще. В более узком и более употребительном смысле ≈ художественная проза, в отличие от поэзии и драматургии. Иногда под Б. подразумевают идейно и художественно несовершенную литературу. Широко распространено понятие беллетризация, которым обозначают стремление многих авторов научных и научно-художественных книг в целях занимательности соединять документальный материал с элементами художественного повествования.

Википедия

Беллетристика

Беллетри́стика - общее название художественной литературы в стихах и прозе, либо же исключая стихи и драматургию.

Термин «беллетристика» часто упоминается в значении « массовой литературы », противостоящей «высокой литературе». Следует отметить, что это противопоставление уходит корнями в статьи литературных критиков XIX века Виссариона Белинского и Дмитрия Писарева, которые иногда употребляли это слово по отношению к литературе, которая не вписывалась в рамки их социальных схем.

В широком смысле слова, беллетристика противостоит публицистике, то есть документальному жанру, очень распространенному в литературных журналах XIX века. Поскольку «беллетристика» - французское слово, упомянутые критики часто использовали его в пренебрежительном ключе по отношению к литературе, которая воспевала буржуазные идеалы, а также «текст ради текста», «словесность ради словесности», где нет социального подтекста.

В узком смысле беллетристика - это лёгкая литература, чтение для отдыха, приятное времяпрепровождение на досуге.

Белетристика представляет собой «срединное поле» литературы, произведения которого не отличаются высокой художественной оригинальностью и ориентированы на усреднённое сознание, апеллирует к общепринятым моральным и нравственным ценностям. Беллетристика тесно связана с модой и стереотипами, популярными темами, а также может касаться серьёзных и актуальных общественных вопросов и проблем. Типажи героев, их профессии, привычки, увлечения, - всё это соотносится с массовым информационным пространством и циркулирующими в нём представлениями большинства. Однако при этом, в отличие от (зачастую поставленной на « конвейер » с использованием « литературных негров ») массовой литературы беллетристику отличает наличие авторской позиции и интонации, углубление в человеческую психологию. Однако чёткого разграничения между беллетристикой и массовой литературой нет.

В основном беллетристы отражают общественные явления, состояние общества, настроения, и очень редко - проецируют свой собственный взгляд в это пространство. В отличие от классической литературы со временем она теряет свою актуальность и, вследствие этого, популярность. Существует мнение, что к беллетристике фактически относится ряд произведений «классики советской литературы», например такие, как Чапаев, Железный поток, Как закалялась сталь, Поднятая целина, Молодая гвардия.

Беллетристику отличает занимательность содержания, она тяготеет к сюжетности, таким жанрам, как дамский роман, детектив , приключения , мистика и т. д. Новые способы изображения действительности, найденные в рамках беллетристики, неизбежно подвергаются тиражированию, превращаясь в признаки жанра. (См. также жанровая литература)

Беллетрестический подход, с ориентацией на такие общепринятые ценностям и проблемы, как поиск жизненного пути, любовь , семья , дружба , предательство и т.д. оказывается востребованным в женской прозе. В современной русской литературе здесь выделяются такие авторы, как Галина Щербакова, Виктория Токарева, Дина Рубина, Ирина Муравьёва, Елена Долгопят.

Под «беллетризацией» понимают изложение документального материала с использованием приёмов художественного повествования, Хотя о беллетризованной биографии как жанре литературы заговорили только в начале XX века в связи с творчеством таких авторов, как Андре Моруа и Стефан Цвейг, элементы беллетристики были характерны уже для ранних памятников письменности, не являвщихся художественной литературой, как таковой - летописей, житий святых и т. п. Именно подобная беллетризация и послужила одним из истоков современной изящной словестнсти.

Примеры употребления слова беллетристика в литературе.

Если беллетристика Симмса издавалась в основном на Севере и читалась там больше, чем на Юге, то политическая публицистика адресовалась землякам.

Но это будет идеологообразная литература или элитарная идеологическая беллетристика , а не идеология в собственном смысле слова.

Утверждения Льюиса о том, что вся его беллетристика выросла не из желания в художественной форме преподать богословие, а из одержимости странными и интересными образами -- безусловно искренне.

Но в роли беллетристики часто выступает газета, которая как будто пишет правду, но на самом деле оказывается, что это не совсем правда или совсем не правда, потому что для журналистов важно, чтобы газету читали, то есть чтобы ее Т.

Артуре и его рыцарях из потока благочестивой беллетристики , привнесенной в них норманнскими авторами знаменитых романов.

Это были главным образом отходы беллетристики для взрослых, слабый раствор научных сведений, выжимки из классической литературы, обесцвеченные остатки фольклора.

Нам надо взять все, что возможно, из нашей лучшей современной исторической беллетристики для взрослых, иной раз подвергая ее переработке, но никогда не допуская механического сокращения и вульгаризации.

Двоемыслие -- это от беллетристики прошлого века, когда к человеку еще относились серьезно.

Но мы сейчас говорим о беллетристике , которая призвана развлекать, что не мешает ей высказывать глубокие философские истины и тонкие психологические наблюдения.

Как раз наоборот: очень быстро обнаружилось, что успех в беллетристике -- верная гарантия провала на экране.

Все левацкие загибы школы отразились в этой сомнительной публицистике или беллетристике для детей.

И прозаики, прекрасно чувствуя новые веяния, стали рядить добрую, старую беллетристику в документальную тогу, ища более надежный и короткий путь к читателю.

Кажется, она довольно религиозна, сентиментальна, любит цветы и деревья, в литературе предпочитает беллетристику критике и публицистике.

В библиотеке попросишь какую-нибудь беллетристику или стихи, смотрят на тебя как на ненормального.

По мере того как кинематограф становился наиболее популярной формой развлечения во всем мире, запас фабул и интриг, накопленный мировой беллетристикой , стал быстро истощаться.

Жанр

Термин «беллетристика» часто упоминается в значении «массовой литературы », противостоящей «высокой литературе» . Это противопоставление уходит корнями в статьи литературных критиков XIX века Виссариона Белинского и Дмитрия Писарева , которые иногда употребляли это слово по отношению к литературе, которая не вписывалась в рамки их социальных схем .

В широком смысле слова беллетристика противостоит публицистике, то есть документальному жанру, очень распространённому в литературных журналах XIX века. Поскольку «беллетристика» - французское слово, упомянутые критики часто использовали его в пренебрежительном ключе по отношению к литературе, которая воспевала буржуазные идеалы, а также «текст ради текста», «словесность ради словесности », где нет социального подтекста.

В узком смысле беллетристика - это лёгкая литература, чтение для отдыха, приятное времяпрепровождение на досуге .

Беллетристика представляет собой «срединное поле» литературы , произведения которого не отличаются высокой художественной оригинальностью и ориентированы на усреднённое сознание, апеллируют к общепринятым моральным и нравственным ценностям. Беллетристика тесно связана с модой и стереотипами, популярными темами, а также может касаться серьёзных и актуальных общественных вопросов и проблем. Типажи героев, их профессии, привычки, увлечения, - всё это соотносится с массовым информационным пространством и циркулирующими в нём представлениями большинства. Однако при этом, в отличие от массовой литературы ,зачастую поставленной на «конвейер » с использованием «литературных негров », беллетристику отличает наличие авторской позиции и интонации, углубление в человеческую психологию . Но чёткого разграничения между беллетристикой и массовой литературой нет .

В основном беллетристы отражают общественные явления, состояние общества, настроения, и очень редко проецируют свой собственный взгляд в это пространство. В отличие от классической литературы со временем такая литература теряет свою актуальность и, вследствие этого, популярность . Существует мнение, что к беллетристике фактически относятся такие произведения классики советской литературы , например, как «Чапаев », «Железный поток », «Как закалялась сталь », «Поднятая целина », «Молодая гвардия » .

Беллетристику отличает занимательность содержания, она тяготеет к сюжетности, таким жанрам как дамский роман , детектив , приключения , мистика и т. д. Новые способы изображения действительности, найденные в рамках беллетристики, неизбежно подвергаются тиражированию, превращаясь в признаки жанра . Беллетристика как правило опережает по полярности те книги, которые остаются в истории литературы как литературная классика . Немецкоязычное литературоведение оперирует понятию тривиальная литература , противопоставляя её литературе высокой . Признаком тривиальности считается использование тиражируемых сюжетных схем и клише, таких, как детектив , исторический роман или фантастика , и таким образом это понятие максимально близко к тому, что принято называть жанровая литература . Однако понятия жанровой и/или тривиальной литературы и беллетристики хотя и соприкасаются, но не идентичны. Книги в жанре исторического романа или фантастики могут быть как явлениями массовой, ремесленной литературы, так и серьёзной беллетристики .

Беллетристический подход с ориентацией на такие общепринятые ценности и проблемы как поиск жизненного пути, любовь , семья , дружба , предательство и т. д. оказывается востребованным в женской прозе . В современной русской литературе здесь выделяются такие авторы как Галина Щербакова , Виктория Токарева , Дина Рубина , Ирина Муравьёва , Елена Долгопят .

Под «беллетризацией» понимают изложение документального материала с использованием приёмов художественного повествования . Хотя о беллетризованной биографии как жанре литературы заговорили только в начале XX века в связи с творчеством таких авторов как Андре Моруа и Стефан Цвейг , элементы беллетристики были характерны уже для ранних памятников письменности, не являвшихся художественной литературой как таковой - летописей , житий святых и т. п. Именно подобная беллетризация и послужила одним из истоков современной изящной словесности .

Видео по теме

История

Хотя авторы художественных произведений различались по своему таланту всегда, «вертикальная» градация литературы, при которой можно отчётливо выделить второй, средний ряд авторов и произведений, и этот ряд становится серьёзным фактором литературного процесса - продукт нового времени , когда писательство окончательно осознаётся как профессия . В Европе такая градация произошла на рубеже и XVI веков , а в России - в конце XVIII столетия .

Впрочем сохранившиеся образцы античной литературы и такие труды, как «Поэтика » Аристотеля позволяют предположить что подобное деление имело место и тогда, хотя касалось оно в основном поэтических жанров в виду неразвитости традиций прозы. Тем не менее первые прозаические произведения античной художественной литературы тяготели имено к авантюрным жанрам и могут быть классифицированы, в отличие от эпоса и трагедии , как беллетристика или жанровая литература .

Первые русские романисты-прозаики, появившиеся во второй половине XVIII века, на фоне господствовавшего тогда классицизма , уступают нишу «высокой литературы» поэтам, такими, как авторы од : Ломоносов и Державин . Фёдор Эмин пишет приключенческие «Похождения Мирамонда » где в сюжете элементы античности перемешаны со средневековьем , в цикле новелл и повестей «Пересмешник (Чулков) » Чулкова нравоучительные сюжеты чередуются с плутовскими , а Матвей Комаров в книге «Жизнь Ваньки Каина », следует традициям французского уголовного романа, основываясь при этом на документальном материале , Комаров также написал «Повесть о милорде Георге », пресловутом «милорде глупом» - образчик уже откровенно массовой литературы . Виктор Шкловский так описал литературную вертикаль тех лет: «Высшее дворянство читает французскую прозу и имеет высокую русскую стихотворную культуру <…> Ниже этой группировки мы имеем группировку писателей-прозаиков. Работа этой группировки обслуживается преимущественно издательством Новикова . Ниже находится группировка Комарова-Захарова. И вся толща русской лубочной книги» . И только в самом конце XVIII века, в 1790-е годы Карамзин приносит в русскую литературу образца высокой прозы .

Роль в литературном процессе

См. также

Примечания

  1. Беллетристика / И. Л. Попова // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . - М. : Большая российская энциклопедия, 2004-2017.
  2. , I. Что есть беллетристика, с. 4.
  3. , с. 15.
  4. , с. 16.
  5. , с. 14.
  6. , I. Что есть беллетристика, с. 5.
  7. , I. Что есть беллетристика, с. 6.
  8. , Беллетризованная биография, с. 17-20.
  9. Лурье Я. С. и др. У истоков русской беллетристики . - Наука, 1970. - 596 с. - 3800 экз.
  10. , II. Развитие беллетристики, с. 7.
  11. , II. Развитие беллетристики, с. 7-8.
  12. , II. Развитие беллетристики, с. 9.
  13. , II. Развитие беллетристики, с. 10.
  14. , II. Развитие беллетристики, с. 10-11.