Карьеристы в литературе. Дюруа как типичный представитель эпохи. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова

Аннотация. В центре внимания писателей XIX века зачастую оказывался молодой человек (из провинции, дворянин из обедневшего рода или человек из третьего сословия), который приезжает в столицу (Париж, Санкт-Петербург), чтобы сделать карьеру, покорить большой город своим талантом, разбогатеть и т.п. Интересно, что личность героя раскрывается автором именно в процессе "освоения" большого города. Автор как будто спрашивает, а сможет ли молодой человек сохранить себя, свою молодость и чистоту, свой талант? Или, чтобы подняться на вершину, нужно пожертвовать своими лучшими качествами, своей душой? Так ли это неизбежно? Рассмотрим в этой связи наиболее характерные для своей эпохи произведения.
Ключевые слова: А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, И. А. Гончаров, карьера, карьерист.

Начнем с замечательного произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума». Написанное в 1828 г. (так называемая, Булгаринская рукопись), оно затрагивает проблемы общества: преклонение перед всем иностранным, чинопочитание и снобизм дворянства, невежество и гонение на всякий «ум». Неслучайно первоначально комедия называлась «Горе уму». Написанная на пересечении традиций классицизма, романтизма и реализма, она наполнена едкой сатирой на «фамусовское общество», имеет блестящую афористичность языка.

Тема молодого карьериста присутствует и здесь. Более того, любовный конфликт, благодаря ей, приобретает острую социальную окраску. В пьесе два молодых человека - Александр Андреевич Чацкий и Алексей Степанович Молчалин, противопоставленные друг другу по отношению к карьере. Первый - дворянин, друг детства Софьи Фамусовой, образованный человек, возвращается к своей возлюбленной из-за границы, где он пробыл три года из романтической «охоты к перемене мест», желания странствовать. Второй - секретарь Фамусова, беден и, по словам Фамусова, не пара его дочери.

В ходе пьесы герои раскрываются как антиподы. Чацкий - враг всякой лжи, лицемерия, невежества. Он умен, и Фамусов прочит ему блестящую карьеру, если он пойдет служить. Свое отношение к карьеризму Чацкий выражает в емкой фразе: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он готов служить «делу, а не лицам». Молчалин же, наоборот, не упустит возможности выслужиться, он угождает Фамусову, Софье, гостям в доме: «Там моську вовремя погладит, там в пору карточку вотрет...» Для Молчалина все средства хороши! Софья влюблена в него и оправдывает его поведение бедностью, жалеет его. Однако автор показывает, что Молчалин не чувствует унижения, у него это целая философия жизни: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь...» Чацкий о нем говорит: «Нынче любят бессловесных». Молчалин наблюдателен и понимает, что унизиться - самый верный путь пробиться наверх. Пора наполеонов прошла, и нужно быть хитрым. Тем более, что подтверждения своей правоты он находит повсюду. Вспомним хотя бы историю о карьере, которую сделал дядя Фамусова, Максим Петрович, нарочно падавший перед императрицей несколько раз, чтобы вызвать смех, и также через унижение возвысился.

На куртаге ему случилось обступиться;

Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;

Был высочайшею пожалован улыбкой;

Изволили смеяться; как же он?

Привстал, оправился, хотел отдать поклон,

Упал вдругорядь - уж нарочно .

Но Чацкому противен такой путь. Он резко высказывается о фамусовском обществе, когда задеты его чувства (знаменитый монолог Чацкого). И что же? Многие даже не понимают смысла его слов. Самого Чацкого объявляют сумасшедшим, Софья отказывается от него, предпочитая Молчалина, он в отчаянии покидает дом Фамусовых, Москву и, возможно, родину:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!..

Карету мне, карету!

Как видим, в комедии Грибоедова и любовный, и социальный, и нравственный конфликты завязаны именно на мотиве карьеры героев. Автор приходит к печальному открытию: честным путем, талантом, умом невозможно достичь положения в обществе, а тот, кто пренебрегает «правилами игры» (не унижается, «не мечет бисер»), становится изгоем. Карьеризм же в устах классика приобретает отрицательный оттенок.

Подобно А. С. Грибоедову, и Н. В. Гоголь карьерой проверяет своих персонажей. Чиновники всех рангов проходят через его произведения. Сам Гоголь сказал: «В "Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я знал... и за одним разом посмеяться над всем» . На главного героя почет и слава «свалились» по воле случая. В одночасье Хлестаков превратился из коллежского регистратора в важного чиновника, прибывшего инкогнито из Петербурга. Возникшая путаница вознесла Хлестакова до небес: он вхож в лучшие дома, «волочится» за дочкой (да и женой) городничего, «с Пушкиным на дружеской ноге», сам немножко «пописывает»..., фантазии и аппетитам Хлестакова нет предела.

Для нас важно, что в этой комедии не только главный герой, но и все окружающие проверяются его карьерой. Гоголь сатирически изображает раболепие чиновников, слепое чинопочитание: «сосульку, тряпку» приняли за важного человека.

Похожий сюжетный ход есть в другом произведении Николая Васильевича: в поэме «Мертвые души». В губернский город N приезжает человек, выдающий себя за помещика, Павел Иванович Чичиков, быстро завоевывает славу человека состоятельного. Внешний лоск Павла Ивановича, манеры открывают перед ним все двери, ему все рады, женщины привечают его.

Однако Чичиков герой другого типа. В нем нет мечтательности, легкомысленности Хлестакова, его озорства. Холодный расчет проявляется во всем: внешности («он не стар и не слишком молод, не толст и не тонок, внешности скорее приятной и несколько округлой» ), манере говорить. Особенно раскрывается герой опять через историю своей карьеры. В финале первого тома рассказывается о том, как в начале пути Павел Иванович был беден и любыми способами хотел разбогатеть. От отца он получил напутствие: «больше всего береги и копи копейку», «водись с теми, кто побогаче», «угождай начальству». Приторговывал в гимназии, подворовывал не разных должностях, занимался махинациями на таможне, потерпел крах. Теперь задумал аферу века: скупку мертвых душ.

Отношение автора к своему герою и его карьере мы понимаем и из лирических отступлений, и из того, как завершается карьера Чичикова в первом томе. Так могло быть и с Хлестаковым: обман неожиданно вскрылся, прошел слух, что Чичиков - шпион. Ему отказывают в приеме, гонят отовсюду. Но перед нами не оскорбленный фамусовским обществом Чацкий - на птице-тройке несется карьерист и отъявленный пройдоха. Чичиков не сложит руки. За первым томом должен был появится второй, задуман третий. Оправданием герою может служить то, что он не один такой, он продукт самого буржуазного общества. Гоголь рисует множество типов чиновников, «толстых и тонких», «прометеев и мух». Из авторских отступлений видно, как горько рассказывать Гоголю о такой России!

И такая же «обыкновенная история» карьериста рассказана И. А. Гончаровым в одноименном романе. Молодой человек из провинциальных дворян Александр Федорович Адуев отправляется в Петербург, чтобы раскрыть свой поэтический дар, послужить (он владеет тремя языками), испытать себя как самостоятельного человека, мужчину. Он по-обломовски изнежен маменькой, растворен в природе; натура романтическая, хорошо понимает поэзию, музыку, дорожит дружбой, ценит любовь. Все эти приятные качества Сашеньки проверяются буржуазным Петербургом, в первую очередь, в лице дядюшки Петра Ивановича.

Циничному осмеянию подвергается буквально все: локон возлюбленной Софьи (в окно!), письмо к другу («пиши мне пореже!»), поэтические опыты племянника. «Петербург слезам не верит!»,- так можно перефразировать на современный лад наставления Петра Ивановича. Только деньги и «дело» в цене. Дядя настаивает, что он никакой не «пушкинский демон», каким Сашенька описал дядю в письме к Поспелову, он ОБЫКНОВЕННЫЙ, так все живут, и только так жить правильно!

Постепенно Александр переживает разочарование в прежних романтических идеалах, в любви, в желании писать стихи, пытается вернуться в родные Грачи, но и там себя прежнего не находит. В финале мы видим Александра Федоровича Адуева в Петербурге, он «коллежский советник, с хорошим казённым содержанием, посторонними трудами». Достойный ученик, превзошел своего учителя. Он циничен, взор его утратил прежний юношеский блеск.

На наш взгляд, произведения И. А. Гончарова, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова актуальны и в наши дни. До сих пор признаком успешного человека считается служебная карьера, материальное богатство любым путем. Так и хочется спросить по-гоголевски: «Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа».

  1. Гоголь, Н. В. Мертвые души / Н. В. Гоголь. - М. : Детская литература, 1985. - 416 с.
  2. Гончаров, И. А. Обыкновенная история / И. А. Гончаров. - М. : У-Фактория, 2002. - 376 с.
  3. Грибоедов, А. С. Горе от ума / А. С. Грибоедов. - М. : Детская литература, 2000. 161 с.
  4. Гоголь, Н. В. Авторская исповедь / Н. В. Гоголь. - М. : Детская литература, 1952. - 476 с.
  5. Набоков, В. В. Николай Гоголь. Лекции по русской литературе / В. В. Набоков. - М., 1996. - 440 с.
  6. Смирнова-Чикина, Е.С. Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» - литературный комментарий / Е. С. Чикина. - М. : Просвещение, 1964 г. - 234 с.
  7. Цейтлин, А. Г. И. А. Гончаров / А. Г. Цейтлин. - М: Изд-во АН СССР, 1950. - 492 с.
  8. Цимбаева, Е. Художественный образ в историческом контексте / Е. Цимбаева. - 2003. - № 4.

Сочинение

Уо́ррен Роберт Пенн (1905-89), американский писатель, критик. В философско-психологическом романе «Вся королевская рать» (1946) - судьба политика-демагога. Прошлое и настоящее в его книгах постоянно взаимно пронизывают друга друга. История в них - не просто исторические сюжеты и не просто исторические персонажи, которые могут быть, а могут и не быть, но как раз историческое чувство, размыкающее всякий летучий миг в перспективу.

Гул Времени - вот постоянный звуковой фон прозы и поэзии Уоррена, начиная с ранних стихотворений и кончая работами самых последних лет. Взгляд на жизнь как на Бытие позволяет писателю пребывать в безграничном пространстве таких величин, как Вечность, Время, Истина.

Наиболее отчетливо особенности мировидения и поэтики Уоррена проступили в эпическом романе «Вся королевская рать» (1946). Прототипом одного из главных персонажей, губернатора Вилли Старка, является известный в свою пору американский политик, губернатор Луизианы и вероятный претендент на место в Овальном кабинете Белого дома Хьюи Лонг по прозвищу «Царь-Рыба» - личность с явно диктаторскими замашками, чья дешевая демагогия снискали ему необыкновенную популярность в толпе. Роман был написан сразу после окончания Второй мировой войны, так что сама дата публикации, помимо личности героя, в котором проглядывают черты фашистского свойства, могла способствовать восприятию книги как произведения на злободневную тему. Однако какой-либо ясной актуальности, а также биографизма «Вся королевская рать» лишена. События, происходящие здесь и сейчас, а также идеологическую доктрину и социальную практику, пусть самую ужасную и бесчеловечную, писатель растворяет в безбрежном пространстве человеческого опыта.

Наиболее существенная проблема романа, сообщающая ему высокий драматизм, это мера ответственности человека, который, быть может, того и не осознавая, неизменно держит ответ перед историей. На полюсах два персонажа: Вилли Старк с его полным имморализмом и наследник старинного южного семейства Адам Стентон, безупречный гуманист традиционной выучки. Выясняется, однако, что «человек идеи», готовый отвернуться от «страшной дисгармоничности века», не в состоянии, при всем своем благородстве, превозмочь зло. Адам Стентон убивает губернатора, но и сам гибнет, очищая таким образом повествовательное пространство герою, выступавшему до того момента скорее резонером и несколько отстраненным наблюдателем-комментатором происходящих событий.

От выработанных им теорий «исторических издержек» и «моральной нейтральности» истории Джек Берден тяжело приходит к мысли о неизбежном участии в мировых событиях, пусть даже обретают они форму случайных, незначительных эпизодов жизни. История выступает как бремя, от которого личности не уйти. И только тогда он действительно станет человеком, а не Шалтаем-Болтаем, которого, по известной песенке, подсказавшей автору название романа, не может собрать ни вся королевская конница, ни вся королевская рать.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова карьеризм

карьеризм в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

карьеризм

карьеризма, мн. нет, м. (книжн.). Внутреннее свойство карьериста, движущее его поступками. Карьеризм этого человека возмутителен.

Погоня за карьерой, личными успехами, как отрицательное общественное явление. Необходимо беспощадно бороться с карьеризмом и бюрократизмом.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

карьеризм

А, м. (неодобр.). Погоня за карьерой (во 2 знач.) стремление к личному благополучию, продвижению по службе в личных интересах.

прил. карьеристский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

карьеризм

м. Стремление сделать карьеру (1), добиться личного успеха, продвижения в какой-л. сфере деятельности, не считаясь с интересами дела.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

карьеризм

беспринципная погоня за личным успехом в любых видах деятельности.

Примеры употребления слова карьеризм в литературе.

Красной армии, стремления части начсостава освободиться от партийного влияния и руководства в практических вопросах военного строительства, грубых дисциплинарных извращений, развития очковтирательства, карьеризма и прислужничества, замазывания недочетов и болезненных явлений, роста пьянства, идеологических извращений в литературных работах и т.

Между тем, такие факты, как наличие в рядах партии социально чуждых элементов, пытавшихся в хлебозаготовительной кампании противопоставить свое влияние партийным организациям, явления бюрократизма, замазывания недочетов, явного карьеризма и извращений в армейском аппарате -- настойчиво требуют усиления внимания партии к этим больным сторонам военного строительства.

Мне понятны душевные движения тех, кто в слова идея, идейность вкладывает иронический смысл, а идейное мужество считает чуть ли не карьеризмом .

Был открыт клапан дешевого карьеризма , наряду с оболваниванием легковерных.

Их трагедия мне понятна: хорошо знал Бориса Карловича, как по-своему цельного, преданного определенной идее человека, чуждого политиканства и карьеризма .

Пассивное послушание, механическое равнение по начальству, безличность, прислужничество, карьеризм -- из партии вон!

Почему такого славного малого, как я, не пускают играть в софтбол из соображений социального превосходства, а проще сказать - карьеризма ?

О том, что его интеллигентность, личное обаяние, бескорыстие, отсутствие карьеризма , его любовь к музыке и литературе, его отношение к соратникам, заслоняли суть большевизма, его опасность.

Плюс к тому для широких слоев населения становилось очевидным, что гораздо большего жизненного успеха добиваются не за счет героического труда и бескорыстного служения обществу, а за счет иных качеств -- подхалимства, карьеризма , обмана, демагогии, жульничества, очковтирательства и прочих морально порицавшихся феноменов поведения.

Осо бое негодование вызвало выступление Стэна тем, что тот, яко бы, оценивал подчинение комсомола партии как карьеризм , не дооценивал железную дисциплину в партии и вел дело к ее превращение в дискуссионный клуб.

Эгоиста эгоист обвиняет в эгоизме, обвиняет в карьеризме карьериста карьерист, педераста педераст обзывает педерастом, и цепляется к блохастым кто воистину блохаст, лилипута лилипут обвиняет в лилипутстве, обвиняет в проститутстве проститута проститут, а который никого никогда не обвиняет - пусть отсюдова линяет!

Духовное же общение людей высоких помыслов не обязательно предполагает даосский уход к одинокой жизни, и сановник, умеющий внутренне отвлечься от корыстолюбия, от жадного карьеризма и жестокости, окружающих его, находится в великом отшельничестве по сравнению с малым отшельничеством уединения в горах.

Исполняя обязанности одного из главных городских судей в то время, как Август и Тиберий были во Франции, отец не мог не видеть роста карьеризма и политических спекуляций, внушавших ему отвращение.

Свою жену в карьеризме обвиняешь, а сам о маньяческой карьере подумывать начал.

Введение 3
1. Характеристика романов О. де Бальзака «Отец Горио» и Ф.Стендаля «Красное и черное» 6
1.1 Роман О. де Бальзака «Отец Горио» 6
1.2 Роман Ф. Стендаля «Красное и черное» 7
2. Герои-карьеристы в романах О. Де Бальзака и Ф. Стендаля 16
2.1 Роль писателей в мировой и французской прозе XIX века. 16
2.2 Герой-карьеристы – Сорель (Ф. Стендаля) и Ростиньяк (О. де Бальзака) 19
Заключение 30
Список использованных источников 33

Введение

Актуальность. Оноре де Бальзак родился в Туре 20 мая 1799 года весьма состоятельной семье интендантского чиновника и помощника мэра Бернара-Франсуа Бальзака. Мать будущего писателя Лора Саламбье происходила из почтенного семейства богатых коммерсантов. С восьмилетнего возраста Бальзак учится в средних учебных заведениях в различных городах Франции. Завершив курс обучения в Париже, в 1816 году он возвратился в родительский дом.
Литературоведение различает три этапа в творчестве Бальзака. Ранний период его творчества (1820 – 1829) представлен главным образом романами, написанными в духе «неистового» романтизма. Второй период (1829 – 1835), открывающийся романом «Шуаны» (1929), отмечен становлением и развитием реалистического метода Бальзака, в процессе которого возникли такие шедевры, как «Гобсек», «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде», «Отец Горио». Третий период (1836 – 1849) – вершина реалистического мастерства писателя. В эти годы Бальзак постепенно отходит от ранее провозглашаемых им легитимистских взглядов, убеждаясь в том, что народные массы, составляющие большинство нации, активно поддерживают республиканцев в борьбе против Июльской монархии. Политическая эволюция писателя ощущается в его стремлении воссоздать в романах проектируемого им цикла «Человеческой комедии» жизнь всего современного общества в качестве основного предмета изображения. Созданные в это время «Жизнь холостяка», «Утраченные иллюзии», «Блеск и нищета куртизанок», «Кузен Гюнс», Кузина Бота», «Крестьяне» уже были задуманы как элементы цикла.
Бальзак умер 18 августа 1850 года, через пять месяцев после своего брака с польской графиней Эвой Ганской, которого ждал много лет, не завершив великий замысел создания «Человеческой комедии». Однако итог его духовных и творческих исканий был достигнут в изображении «людей будущего».

Творчество Стендаля (литературный псевдоним Анри Мари Бейля) (1783-1842) открывает новый период в развитии не только французской, но и западноевропейской литературы - период классического реализма. Именно Стендалю принадлежит первенство в обосновании главных принципов и программы формирования реализма, теоретически заявленных в первой половине 1820-х годов, когда еще господствовал романтизм, и вскоре блестяще воплощенных в художественных шедеврах выдающегося романиста XIX в.
Родившись за 6 лет до Великой французской революции - 23 января 1783 г.- на юге Франции, в Гренобле, Стендаль уже в детские годы оказался свидетелем грандиозных исторических событий. Атмосфера времени пробудила первые порывы свободолюбия в мальчике, который рос в состоятельной буржуазной семье. Его отец был адвокатом при местном парламенте, мать умерла рано. Благотворную роль в воспитании будущего писателя сыграл его дед, Анри Ганьон, широко образованный человек, пристрастивший внука к чтению книг, которое породило тайные попытки детского сочинительства.
Цель работы – исследование героев – карьеристов в западноевропейской литературе, а именно в работе необходимо сравнить двух героев: Ростиньяк – Отец Горио, Бальзака и Сорель – Красное и черное Стендаль.
Задачи исследования:
1. Представить характеристику романов О. де Бальзака «Отец Горио» и Ф. Стендаля «Красное и черное».
2. Рассмотреть роль О. де Бальзака и Ф. Стендаля в мировой и французской прозе XIX века.
3. Дать характеристику герою героям-карьеристам Сорель (Ф. Стендаля) и Ростиньяк (О. де Бальзака).
Объект исследования - герои – карьеристы в западноевропейской литературе. Предмет исследования – Ростиньяк (О. де Бальзака) и Сорель (Ф. Стендаля).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: О. де Бальзак, Ф. Стендаль, Я. Фрид, Н.В. Смолякова, Н.И. Муравьев, Б.Г. Реизов и др.

1. Характеристика романов О. де Бальзака «Отец Горио» и Ф.Стендаля «Красное и черное»

1.1 Роман О. де Бальзака «Отец Горио»

«Жизнь в Париже - непрерывная битва»,- говорит Бальзак - автор «Отца Горио». Поставив целью изобразить эту «битву», Бальзак оказался перед проблемой преобразования поэтики традиционного романа, основывавшегося, как правило, на принципах хроникальной линейной композиции. В «Отце Горио» предложен новый тип романного действия с ярко выраженным драматургическим началом. Следует подчеркнуть, что эта структурная особенность, проявившаяся позже во многих других произведениях писателя, станет важнейшей приметой нового типа романа, который ввел в литературу Бальзак.
Открывает повествование в «Отце Горио» обширная экспозиция, характерная для Бальзака-романиста. В ней подробно описано главное место действия - пансион Воке, его расположение, внутреннее устройство, обстановка комнат, где обычно встречаются пансионеры. Здесь же достаточно полно охарактеризованы хозяйка дома, ее прислуга, живущие в пансионе «нахлебники» и столующиеся в нем «приходящие». Действие пока течет медленно, бессобытийно. Каждый погружен в свои заботы, почти не обращая внимания на случайных соседей по дому. Однако по мере прояснения характеров и судеб разрозненные линии романа сближаются, образуя в конце концов единое действие, в орбиту которого естественно включаются и идущие извне сюжетные линии виконтессы де Босеан, Анастази Ресто, Дельфины Нюсинжен. После развернутой экспозиции, предварящей и всесторонне мотивирующей сюжетное действие, события набирают стремительный темп: коллизия преобразуется в конфликт, конфликт до предела обнажает непримиримые противоречия, катастрофа становится неизбежной. Она наступает почти одновременно для всех действующих лиц. Разоблачен и схвачен полицией Вотрен, только что с помощью наемного убийцы «устроивший» судьбу Викторины Тайфер. Навсегда покидает высший свет виконтесса де Босеан, окончательно убедившаяся в предательстве своего возлюбленного. Разорена и брошена великосветским «пиратом» Максимом де Трай Анастази Ресто, представшая перед судом разгневанного мужа. Умирает покинутый дочерьми отец Горио. Пустеет пансион г-жи Воке, лишившейся сразу почти всех своих постояльцев. Завершает роман финальная реплика Растиньяка, словно бы обещающая продолжение начатой писателем «Человеческой комедии» .

1.2 Роман Ф. Стендаля «Красное и черное»

Если роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин" В.Г. Белинский назвал "энциклопедией русской жизни", то роман Стендаля "Красное и черное" с полным основанием можно назвать "энциклопедией тщеславия". Подобно тому как бессмертный пушкинский роман принадлежит двум эпохам: эпохе XIX века, когда жил Пушкин, и нашей эпохе, так как в нем есть нечто вневременное и вечное, - так и роман Стендаля, действие которого отнесено к 1827-1831 годам, отражает нравы XIX века и вместе с тем он всегда будет современен, потому что любовь, на почве которой и разворачивается борьба человеческих тщеславий, никогда, ни в какие эпохи не умрет, даже в наш век - век Интернета и "виртуальной" любви.
Что означает слово "тщеславие"? Согласно словарю В. Даля, тщеславиться - значит "искать суетной или тщетной, вздорной, ложной славы, внешнего почета, блеска, почестей или хвалы; величаться, кичиться, возноситься, ревнуя вообще к наружным знакам почета; хвалиться заслугами, достоинствами, богатством своим, хвастаться, бахвалить". А тщеславный - тот, "кто жадно ищет славы мирской или суетной, стремится к почету, к похвалам, требует признания мнимых достоинств своих, делает добро не ради добра, а ради похвалы, почету и внешних знаков, почестей".
В случае с главным героем романа Стендаля Жюльеном Сорелем определение Даля в такой же степени справедливо, как и несправедливо. Ведь в жизни, а также в этом непревзойденном по глубочайшему психологизму романе, всё гораздо сложней. Стендаль неистощим, показывая читателю все невообразимые оттенки тщеславия, порожденные гордыней, самолюбием, ревностью, самомнением и прочими человеческими страстями и пороками.
Жюльен Сорель - сын плотника. Но в отличие от своих двух братьев, тупоголовых великанов с пудовыми кулаками, он честолюбив (вот и еще один синоним тщеславия, как правило, взятый в положительном смысле), он грамотен, смышлен и талантлив. Его кумир - Наполеон, мемуары которого, написанные на острове Святой Елены, он взахлеб читает у себя на лесопилке, пока механическая пила перепиливает огромные деревья. Жюльен Сорель знает всё о своем герое. Он бредит его славой, величием, военными успехами, силой личности. Но, к его несчастью, Наполеон повержен. Его героическая эпоха прошла. На дворе эпоха Реставрации, то есть аристократы опять взяли власть в свои руки. Людям из простонародья, которые в царствование Наполеона могли пробить себе дорогу храбростью, умом и талантом, теперь, в посленаполеоновский век лицемерия и лести, нет дороги. Они должны погибнуть.
Жюльен Сорель ненавидит своего хитрого и безграмотного крестьянина отца, братьев, лесопилку и всё то, что лишает его возможности быть похожим на Наполеона - одним словом, вершить великие дела, прославиться среди людей, быть первым среди равных. Судьба дает ему шанс: мэр города Верьера господин де Реналь хочет взять его к себе в дом в качестве воспитателя своих детей. Это первая ступень на пути к наполеоновской славе, о которой грезит Жюльен Сорель. Он сразу же попадает из самого захудалого общества простолюдинов, в среде которых он родился и жил, в круг местных провинциальных аристократов.
Впрочем, Жюльен Сорель тайно одержим тщеславием особого рода. Именно оно является источником бурных страстей в его душе. Это - "наполеоновский комплекс" героя, суть которого в том, что он во что бы то ни стало должен претворить в жизнь любую свою мысль или желание, какими бы сумасбродными они ни показались. Он проявляет чудовищную волю, чтобы быть достойным своего героя Наполеона и после не раскаиваться в том, что упустил свой шанс, не сделал того, что потом могло бы мучить его душу, ибо он оказался не на высоте своего кумира. Вот завязка романа.
И с самого начала романа Стендаль последовательно показывает читателю этот чудовищный разрыв в душе героя: его гордое стремление стать необыкновенным героем, вроде Наполеона, его благородство и достоинство, с одной стороны, и необходимость скрывать свою пылкую душу, пробивать себе дорогу лицемерием и хитростью, обманывать недалеких провинциальных обывателей, святошей-тартюфов или парижских аристократов, с другой стороны. В нем, в его пылкой душе, как бы борются два начала: "красное и черное", то есть истинное величие, порожденное добрыми порывами сердца, и самая черная ненависть, тщеславное желание властвовать и повелевать толпой богатых и завистливых подонков, по воле случая оказавшихся богаче и знатнее его, Жюльена Сореля.
Итак, этот девятнадцатилетний мальчик, в душе которого кипит вулкан страстей, подходит к решетке блестящего дома мэра своего города и встречает госпожу де Реналь. Она говорит с ним ласково и с любовью, так что он впервые ощущает симпатию со стороны человеческого существа, тем более такой необычайно красивой женщины. Его сердце тает и готово поверить во всё лучшее, что может быть в человеке. В то же время этому препятствует вторая натура Сореля - его наполеоновский комплекс, то мерило его собственных поступков по отношению к людям, которое становится подчас его злым демоном и мучает его бесконечно. Стендаль пишет: "И вдруг ему пришла в голову дерзкая мысль - поцеловать у нее руку. Он тут же испугался этой мысли, но в следующее же мгновение сказал себе: "Это будет трусость с моей стороны, если я не совершу того, что может принести мне пользу и сбить немножко презрительное высокомерие, с каким, должно быть, относится эта прекрасная дама к бедному мастеровому, только что оставившему пилу".
Единственное достоинство, которым Жюльен Сорель обладает, - это его ум и необыкновенная память: он знает наизусть по-латыни всё Евангелие целиком и может цитировать его вдоль и поперек с любого места как угодно долго. Но бедность обостряет его гордость и щепетильность в отношении своего человеческого достоинства, которое так легко ущемить или задеть.
Вот почему, когда мадам де Реналь, сама не зная как уже влюбленная в красивого юношу, хочет подарить ему деньги на белье, он с гордым негодованием отвергает ее дар, и после этого "полюбить госпожу де Реналь для гордого сердца Жюльена стало чем-то совершенно немыслимым". Наоборот, мадам де Реналь всё сильнее увлекается благородной и самобытной натурой Жюльена Сореля. И здесь Стендаль дает первые образцы любви-тщеславия: мадам де Реналь, умирая от счастья, заставляет свою служанку Элизу несколько раз повторить рассказ о том, как Жюльен Сорель отказался на ней жениться, и, чтобы доставить себе удовольствие услышать этот отказ еще раз из уст самого Жюльена, она заверяет служанку, что лично попытается убедить несговорчивого гувернера жениться на Элизе. Она шьет туалеты с короткими рукавами и глубокими вырезами, по два-три раза в день меняет свои платья, чтобы ее возлюбленный обратил внимание на ее удивительную кожу. "Она была очень хорошо сложена, и такие наряды шли ей как нельзя лучше".
В свою очередь, Жюльен, начитавшийся в очередной раз некоторых изречений Наполеона о женщинах, решил, "что он должен добиться, чтобы впредь эта ручка не отдергивалась, когда он ее коснется". Более того, свое тщеславие, принятое им за истинную силу воли, он подкреплял чтением Наполеона, дабы эта книга "закаляла его дух". Такова сила наполеоновского комплекса в душе героя, что он готов убить себя, лишь бы не уронить свое мнение о себе в духе "героического долга", который он сам себе нафантазировал: "Как только часы пробьют десять, я сделаю то, что обещал себе (...), - иначе иду к себе, и пулю в лоб". Когда во мраке ночи он делает, что задумал, его любовная победа не приносит ему никакого удовольствия, только бесконечную физическую усталость, так что он засыпает "мертвым сном, совершенно изнеможенный той борьбой, которую в течение целого дня вели в его сердце застенчивость и гордость".
Путь вверх, куда задумал любой ценой попасть Жюльен, едва сразу же не оборвался, у первых ступенек карьерной лестницы, потому что портрет своего кумира Наполеона он зашил в матрац, а роялист господин де Реналь, ненавидящий Наполеона, задумал заново набить все матрацы в доме кукурузной соломой. Если бы не госпожа де Реналь, за помощью к которой Жюльен обратился, истинное лицо Жюльена Сореля было бы открыто. Жюльен сжигает портрет в камине и узнает, что жена его нанимателя влюблена в него. Поначалу в этой интриге им снова движет не любовь, а мелкое тщеславие: "...если я не хочу потерять уважение к самому себе, я должен стать ее возлюбленным". "Я еще потому должен добиться успеха у этой женщины, - продолжало нашептывать Жюльену его мелкое тщеславие, - что, если потом кому-нибудь вздумается попрекнуть меня жалким званием гувернера, я смогу намекнуть, что меня на это толкнула любовь".
Суть тщеславия в том, что оно напрочь лишает Сореля естественных порывов чувства. Он держит себя в железных тисках своего представления о том, как мужчина должен добиться любви женщины. Наполеоновский внезапный марш-рывок, кавалерийская атака - и вот он победитель на поле боя. Он говорит госпоже де Реналь, что будет в ее комнате в два часа ночи. Им овладевает неимоверный страх, он чувствует себя глубоко несчастным, ничуть не желая этой встречи, но едва на больших часах замка пробило два, он, как приговоренный к смерти, как апостол Петр, услышавший, как пропел петух, начинает действовать: "...я могу быть невеждой и грубияном, как оно, конечно, и полагается крестьянскому сыну (...), но я, по крайней мере, докажу что я не ничтожество". Лишь постепенно Жюльен, овладев душой и волей госпожи де Реналь, избавляется от тщеславия, которое и послужило первопричиной, а также движущей причиной этой любви: "Любовь его в значительной мере все еще питалась тщеславием: его радовало, что он, нищий, ничтожное презренное существо, обладает такой красивой женщиной". Ее ответная страсть "сладостно льстила его самолюбию" .
Стендаль видит истоки тщеславия в самолюбии. А самолюбий, как известно, может быть столько же, сколько людей, населяющих земной шар. По случайности Жюльен Сорель во время встречи короля в Верьере становится свидетелем того, как молодой Агдский епископ (он чуть старше Жюльена) репетирует перед зеркалом раздачу верующим благословений. Во время богослужения он умудряется казаться старым, что восхищает Жюльена Сореля: "Всего можно добиться умением и хитростью". Здесь тщеславие - в создании образа умудренного святостью старца, посредника короля перед самим Господом Богом.
Прежде чем судьба возносит Жюльена Сореля наверх, в Париж, в салоны высшего парижского света, где вершат политику министры, герцоги, епископы, он должен пройти искус семинарии, где триста семинаристов ненавидят его, хотят его погубить, шпионят за ним. Если бы им удалось победить и сломить волю Жюльена Сореля, их тщеславие было бы удовлетворено. Этих мелких людишек в семинарии заботит только сытый желудок и прибыльное место викария, где они собираются с помощью лицемерной проповеди выжать все соки из своей паствы и благоденствовать. Такое мелкое тщеславие претит высокой душе Жюльена Сореля.
Мир, который рисует Стендаль, представляется жутким сборищем уродов и подлецов. Всему этому миру гордость, самолюбие Жюльена Сореля бросает вызов. Выжить ему помогает его вера в собственную исключительность и незаурядность.
Парижский мир денежных мешков, аристократов, министров - вот еще один круг дантовского ада тщеславия, куда погружается Жюльен Сорель. Патрон героя маркиз де Ла-Моль предельно учтив изысканно вежлив, но в этой вежливости таится глубокое тщеславие. Оно заключается в том, что, помимо желания стать министром (в конце концов это осуществляется), маркиз де Ла-Моль мечтает сделаться герцогом, породниться посредством замужества дочери с герцогом де Рецем. Вещественным знаком его тщеславия выступает голубая лента через плечо. Маркиз де Ла-Моль ненавидит чернь. Он становится душой роялистского заговора, смысл которого с помощью стран-союзников утвердить власть короля, вернуть все преимущества родовой аристократии и духовенству, отстранить буржуазию от власти, которую она получила в результате политики Наполеона. Жюльен Сорель, как раз олицетворяющий чернь, которую так ненавидит маркиз де Ла-Моль, становится свидетелем и даже участником заговора "болтунов", как он его мысленно называет.
Безмерное тщеславие движет также дочерью маркиза де Ла-Моль Матильдой. Ее полное имя - Матильда-Маргарита - в честь французской королевы Марго, любовником которой был Бонифас де Ла-Моль, знаменитый предок семьи Ла-Молей. Он был обезглавлен, как заговорщик, на Гревской площади 30 апреля 1574 года. Голову Бонифаса Ла-Моля королева Марго выкупила у тюремщика и собственноручно похоронила ее. С тех пор каждый год 30 апреля Матильда де Ла-Моль носила траур по Бонифасу де Ла-Моль. Иначе сказать, ее тщеславие имеет героические корни.
Матильда влюбляется в Жюльена Сореля тоже из тщеславия: он простолюдин и вместе с тем необычайно горд, независим, умен, обладает недюжинной силой воли - словом, резко отличается от тех с виду блестящих и в то же время безликих аристократов-кавалеров, которые окружают прекрасную Матильду. Она думает, глядя на Жюльена, что будет с ним и с ее поклонниками, если снова начнется буржуазная революция: "...какую роль придется тогда играть Круазенуа и моему брату? Она уже предопределена заранее: величественная покорность судьбе. Это будут героические бараны, которые дадут перерезать себя без малейшего сопротивления (...) А мой маленький Жюльен, если у него будет хоть какая-нибудь надежда спастись, всадит пулю в лоб первому якобинцу, который явится его арестовать".
Любовь Матильды де Ла-Моль и Жюльена Сореля - борьба тщеславий. Матильда влюбляется в него потому, что он ее не любит. Какое право он имеет ее не любить, если все остальные ее обожают?! Нисколько не любя, Жюльен забирается к ней в комнату по лестнице, смертельно рискуя жизнью, поскольку боится прослыть "в ее глазах презреннейшим трусом". Впрочем, едва Жюльен по-настоящему влюбился в Матильду, ее тщеславие говорит ей, что она, в жилах которой течет почти королевская кровь, отдалась простолюдину, "первому встречному", и потому встречает возлюбленного лютой ненавистью, так что тот, в свою очередь, чуть не убивает ее старинной шпагой Ла-Молей, что снова льстит самолюбию Матильды и опять толкает ее к Жюльену, чтобы вскоре снова отвергнуть его и измучить ледяной холодностью.

Скачать полную версию -

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru/

I. Теодор Драйзер - великий мастер американской реалистической литературы

Творческое наследие американского писателя-реалиста Теодора Драйзера (1871 -1945) поражает своей обширностью и разнообразием. Вряд ли найдется читатель, который никогда не слышал о таких романах как "Сестра Керри" (1900), "Дженни Герхардт" (1911), "Финансист" (1912), "Титан" (1914), "Гений" (1915), "Американская трагедия" (1925), "Оплот" (1946, издан посмертно), "Стоик" (1947, издан посмертно) . Однако Драйзер писал не только романы, но и стихи, пьесы, статьи, очерки, эссе, рассказы, повести и репортажи, рецензии и критические заметки. К сожалению, его сочинения многочисленны и неравноценны, и как поэт и драматург Драйзер не оставил следа в литературе, а к его рассказам обращаются лишь биографы и историки. Тем не менее его романы продолжают жить и вызывать неизменный интерес у все новых поколений читателей. Они изданы по всему свету миллионными тиражами, переведены на многие языки мира, преумножая ряды почитателей творчества Драйзера. Многие из них были экранизированы, получив, таким образом, вторую жизнь.

Драйзер не просто хороший писатель, владеющий словом, он к тому же еще глубокий психолог. Вероятно, это сделало его романы особенно привлекательными для русского читателя, воспитанного на богатых традициях русской литературы, которую отличает именно психология отношений между людьми во всех их проявлениях, начиная с самых низменных. Поэтому если сравнивать между собой зарубежных писателей XX столетия по степени их популярности в России, то Теодор Драйзер займет, пожалуй, одно из первых, если не первое место. Книги великого американца читаются у нас по-прежнему с неослабным интересом, помогая нам понять Америку, мир, человека и доставляя высокое художественное наслаждение. Если попытаться выразить одним словом наше представление о Драйзере-художнике, то, пожалуй, трудно подобрать что-нибудь более удачное, чем название одного из его романов - "Титан". Такое удачное сравнение приводит критик Ю. Ковалев в своем очерке о творчестве Драйзера .

Известный американский критик и публицист Г. Менкен был прозорлив в своем предвидении и оценке творчества Теодора Драйзера, написав эти строки после его смерти в 1945 г.: "Он был великий художник, ни один другой американец его поколения не оставил такого прочного и прекрасного следа в нашей национальной словесности. Американская литература до и после его времени отличается почти так же, как биология до и после Дарвина" .

Каждый новый роман Драйзера вызывал целую бурю и мощный общественный резонанс в Америке, ибо он был слишком значительным явлением, чтобы обойти его вниманием. Поэтому Драйзер никогда не мог пожаловаться на недостаток интереса со стороны критиков. Но интерес этот, как правило, был недружелюбным. Это было вызвано тем, что писатель не соблюдал общепринятые "нормы" литературного творчества, типичные и понятные для Америки. Он писал о запретных и закрытых для общественного мнения темах с такой реалистичной откровенностью, что приводил в ужас благопристойных критиков. Драйзер разрушал образ благополучного буржуазного общества, он вскрывал истинное содержание нравственных ценностей, аксиоматически принятых в буржуазном обществе. От его суждений и оценок почтенная публика приходила в состояние шока. Драйзер не щадил никого и ничего. Он утверждал, что в этом виновата прежде всего социальная система. Более того, такое понимание общественного устройства логично привело его в ряды Коммунистической партии США - шаг, которого и сегодня американская критика не может ему простить. Драйзер прожил долгую жизнь (1871- 1945), которая полностью была посвящена литературному творчеству. Вначале романы Драйзера подвергались уничтожающей критике, исходя преимущественно из соображений морального порядка. Ему также не могли простить вторжения в запретные области, жестокого разоблачения фальши, лицемерия, ханжества нравственных устоев буржуазного общества. Критики взяли под обстрел идеологические аспекты творчества писателя, его социальные теории и политические симпатии. Особое неудовольствие со стороны буржуазной критики вызывала деятельность писателя в поддержку американского рабочего класса, в защиту Советской России, его непримиримые выступления против фашизма (европейского и американского) .

Но после смерти Драйзера всем стало очевидно, что его творчество представляет собой огромной важности явление в истории американской культуры XX столетия. Сила Драйзера, его гениальность - в способности пронзительного видения жизни, в умении обнаружить, осмыслить и воспроизвести в художественных новые, важные пласты национальной действительности. Он обладал даром анализа и предвидения. Образы, созданные им, и обстоятельства, их окружающие, не просто типичны. Они концентрируют в себе такие черты общественного бытия Америки, которые еще не были доминирующими, но должны были стать таковыми спустя некоторое время. Именно эта способность делала Драйзера лидером литературного развития Соединенных Штатов начала XX столетия . Биографы, как правило, собирают мелкие подробности жизни Драйзера, сведения о его друзьях, родственниках, о состоянии его финансовых дел, о его женах и любовницах, о разного рода ссорах и спорах, в которые он оказывался втянут. В этих биографиях, включающих описание его быта, как справедливо заметил старейшина американских критиков Малькольм Каули, нет главного - самого Драйзера. Они нисколько не помогают нам понять "феномен Драйзера". Красноречивым образцом такого рода биографий можно счесть сочинение У. Сванберга, вышедшее в 1965 г.

Критики "эстетического" направления сосредоточили свои усилия на "антилитературности" творчества Драйзера, на установлении погрешностей в языке его сочинений, их стиле, на громоздкости сюжетов, неразработанности характеров. Драйзера обвиняли в недостатке вкуса, говоря, что стиль его сочинений лишен изящества и отшлифованности, и что ему не хватает образованности. Говорили, что во многих случаях поступки его героев недостаточно мотивированы, а в некоторых своих понятиях и суждениях Драйзер примитивен. Они полностью отрицали его писательский талант, при этом ссылаясь на слова самого Драйзера, который заметил как-то, что недоволен своими книгами и что все их, в сущности, следовало бы переписать.

Как бы там ни было, находились и другие критики, которые ценили творчество Драйзера. Они приводили свои аргументы, главный из которых был такой: Драйзер - один из самых читаемых американских авторов XX столетия. Драйзер заложил фундамент национальной литературы и определил ее направление на многие десятилетия вперед. Гений Драйзера признан всеми выдающимися писателями XX века. К тому же гений Драйзера типичен для Америки. Он настолько необычен и оригинален, что его надо открывать так же, как в свое время иммигранты открывали Америку. Люди со всего света приехали со своими традициями, нравами, обычаями, языком и культурой. Им предстояло не только знакомиться и узнавать друг друга, но и постигать тайны Америки и ее коренных жителей- индейцев. Этим объясняется сложность и замедленность становления американской литературы, которая напрямую зависела от процесса становления нации и ее самосознания, от того, как шел процесс формирования нового самостоятельного государства - Соединенные Штаты Америки, как единого комплекса естественно-географических, этнологических, социально-исторических, политических и нравственно-психологических сфер .

Особенностью раннего этапа своего существования американская литература пережила период "нативизма" - культурного и литературного движения, фокус которого концентрировался на художественно-философском освоении Америки, ее природы, истории, общественных и политических институтов, нравов и обычаев. Великими "нативистами" были Ирвинг и Купер, Готорн и Мелвилл, Брет Гарт и Твен и многие другие гении XIX столетия. Им также пришлось находить и открывать “свою" Америку, о которой они рассказывали в своих произведениях и которая становилась частью, аспектом, элементом национальной жизни, национального сознания. После Гражданской войны, во второй половине XIX века ускорились темпы развития экономической, социальной, политической жизни страны, и Америка изменилась до неузнаваемости. К концу столетия она превратилась в страну концентрированного производства и капитала, в страну банков и монополий, трестов и картелей. Общество разделилось на бедных и богатых. Появился многомиллионный пролетариат, и безработица стала национальным бедствием. Американский капитализм вступил в монополистическую стадию развития .

Предстояло открывать "новую" Америку, что было непросто. Для этого требовался особый дар, с помощью которого можно было уловить характер перемен, оценить их важность, выделить типичные черты. Но умение представить всю картину в целом и передать ее в красках, сохранив дыхание, ритм, напористое движение и сделать это достоверным в рамках художественного произведения - задача не из легких, которая оказалась под силу только Теодору Драйзеру. В этом, собственно, и состоял его гений. Его многолетний опыт редакторской работы помог ему сохранить биение жизни. Она не была стилизованной живой гамме, порой изящной и нежной, порой грубой и чувственной. Она была написана грубыми мазками, которые сопровождались тонкими философскими рассуждениями. Картина жизни была разной, но всегда правдивой. Она была описана грубо, неизящно, порой небрежно, но все равно это была жизнь. К этому стремился сам Драйзер, и он откровенно сказал об этом: "Это книга, близкая к жизни. Она создана не как пример литературного мастерства, а как картина общественных условий, обрисованная так просто и сильно, как позволяет английский язык... Когда она попадет к народу, он поймет, потому что это рассказ о действительной жизни, об их жизни"". Такую оценку он дал своей книге “Сестра Керри”.

Пророческими оказались слова Шервуда Андерсона, который писал о Драйзере: "Теодор Драйзер стар - он очень, очень стар. Я не знаю, сколько лет он прожил, может быть, тридцать, а может быть, пятьдесят, но он очень стар... Когда Драйзер уйдет, мы будем писать книги, много книг. В книгах, которые мы напишем, будут присутствовать все те качества, которых недоставало Драйзеру. У нас будет чувство юмора, а ведь всем известно, что у Драйзера нет чувства юмора. Более того, у нас будет изящество, легкость мазка, мечты о красоте, прорывающейся сквозь оболочку жизни.

Да, у тех, кто пойдет за Драйзером, будет многое такое, чего у него не было. Чудо и красота Драйзера в том, что все это у нас будет благодаря ему... Тяжелы ноги Теодора. Как легко разнести его книги "в пух и прах", посмеяться над ним. Но... топ, топ, топ - это шагает Драйзер, грузный и старый. Ноги Драйзера прокладывают нам путь, грубые, тяжелые ноги. Они шагают через пустыню, прокладывая тропу. Со временем тропа превратится в проспект с арками над головой и изящными шпилями, пронзающими небо. И дети будут бегать по этой улице, крича друг другу: "Посмотри на меня!", позабывши о ногах Теодора.

Людям, которые пойдут за Драйзером, предстоит сделать многое. Их путь будет долог. Но, благодаря Драйзеру, нам в Америке не придется прокладывать дорогу через пустыню. Это сделал Драйзер" .

драйзер литературный роман творчество

2. Женские образы в произведениях Т. Драйзера

Драйзер создал в своем творчестве различные художественные модели личности, которые объединяют такие личностные характеристики, как эгоцентризм и индивидуализм, что в определенном отношении является порождением «философии успеха», весьма популярной в американском обществе конца XIX - начала XX вв.

На поведение и поступки личности, убеждает писатель, влияет общество и те его установки, которые характерны для определенного периода общественного развития. На рубеже XIX - XX столетия таким основополагающим фактором в развитии общественного сознания стала «американская мечта», которая определила появление в американском обществе большого количества карьеристов, стремящихся к непременному удовлетворению жажды успеха. Наряду с мужскими образами у Драйзера появляется целый ряд подобных персонажей: Каролина Мибер, Клайд Грифитс, Стюарт Барнс, Анджела Блю, Каупервуд, Беренис и другие.

2.1 Дженни Герхардт

В 1911 году появляется второй роман Драйзера - “Дженни Герхардт”. У первого его романа “Сестра Керри” и у романа “Дженни Герхард” много общего. В этих произведениях Драйзер обращается к судьбе девушки из трудовой семьи в капиталистическом обществе.

Дженни и Керри, пожалуй, единственные персонажи Драйзера, которые являются главными героями исследования писателем женских образов в новом американском обществе. Керри поднялась сравнительно высоко по социальной лестнице, но при этом растеряла все свои душевные достоинства, и по большому счету, она стала жертвой этого общества .

Дженни Герхардт тоже живет в таком же обществе, столкновение с которым также губительно для нее. Но их трагедии различны.

Дженни оказалась брошенной любимым человеком только потому, что принадлежала к другому сословию.

Драйзер сочувственно описывает Дженни, утверждая ее моральную чистоту и противопоставляя ее буржуазному миру. Дженни “обладала чудесным мягким характером, всю прелесть которого не выразишь словами. Бывают такие редкие особенные натуры, которые приходят в мир, не ведая зачем, и уходят из жизни, так ничего и не поняв. Жизнь всегда, до последней минуты, представляется им бесконечно прекрасной, настоящей страной чудес, и если бы они могли только в изумлении бродить по ней, она была бы для них не хуже рая. Открывая глаза, они видят вокруг совершенный мир, который им так по душе: деревья, цветы, море звуков и море красок. Это - их драгоценнейшее наследство, их лучшее богатство. И если бы никто не остановил их словами: “Это мое - они, сияя счастьем, могли бы без конца странствовать по этой земле, которую когда-нибудь услышит весь мир” .

Образ героини романа - наиболее любимый автором из всех им созданных - это образ существа доброго и благородного, но защищенного от всех бед только лишь душевной стойкостью. Драйзер показывает Дженни человеком мягким и бескорыстным, готовым к самопожертвованию. Она нежно привязана к своей семье, и она всю свою жизнь стремится помогать своим родителям и младшим детям.

Образ Дженни поэтичен. Она, по уверению автора, “совершенная девушка”, которую природа создает раз в несколько столетий. Она воплощение женственности не только в своем физическом облике, она источник доброты, сердечности. Она дарит радость всем, кто встречается с ней.

Действие романа начинается в 1889 году, когда Дженни Герхардт исполняется восемнадцать лет, а заканчивается тогда, когда Дженни достигла сорокалетнего возраста.

Дженни - дочь стеклодува, потерявшего работу. Семья, в которой шестеро детей, зажата тисками нищеты. В поисках работы мать и дочь приходят в гостиницу, где им предлагают самую низкооплачиваемую работу. Даже в бедной одежде видно, что у девушки красива фигура. У нее ясные глаза, а зубы ровные и белые, чудесная улыбка и простодушный взгляд говорили о том, что девушка обладает добрым сердцем.

Такой увидел ее сенатор Брендер. Мать и дочь занимались уборкой в холле гостиницы. Обе страдали от того, что только отчаянная нищета толкнула их на этот шаг. Мир роскоши и блеска поразил их. Обе женщины старались держаться, как можно незаметнее. Они низко сгибались над ступенями лестницы, пряча глаза от посетителей.

Сенатор Брендер понимал их состояние и готов был помочь, давая им небольшой приработок. Но познакомившись ближе с Дженни и видя ее достоинства, он влюбляется в девушку.

Однако над Дженни довлеет “рок”. У дочери бедняка фатальное будущее и ей от него никуда не уйти. После смерти сенатора Брендера зыбкое общественное положение толкает ее в объятья Лестера Кейна. В каких бы высоких принципах морали она ни была воспитана, ей трудно удержаться на стезе добродетели. Дженни становится возлюбленной одного, а затем другого богатого человека именно потому, что она хорошая добропорядочная дочь и сестра.

Дженни высоконравственный человек по отношению к матери и отцу, своей дочери Весте и к Лестеру Кейну, которого она искренне полюбила. Драйзер показывает, что мораль, которой руководствуется Дженни, шире, чище и человечнее той, которая принята в обществе. Лестер Кейн и Дженни несмотря на то, что между ними глубокая социальная пропасть, вырытая разницей их имущественного и общественного положения, воспитанием, средой, взглядами, они по-настоящему любят друг друга. Для Лестера Дженни - единственная женщина. Он это понял с самой первой их встречи. Лестер ценит духовное богатство Дженни, понимает, что она незаурядная натура. Ее единственная беда - ее происхождение. “Замечательная женщина!” - не уставал восклицать Лестер. И в то же время он не желает помочь Дженни выйти из того положения, женившись на ней. Он хорошо знает, что это значило бы восстановление против себя всего “света” и то, что он подвергнется остракизму.

Долгая борьба, которую Лестер ведет со своими родными, носит пассивный характер. И он сдается, когда перед ним встает американская альтернатива - два миллиона или любимая.

Деньги разъединяют их. Его старая знакомая Летти откровенно предлагает ему жениться на себе и таким образом разрубить гордиев узел .

Лестер сдался, но тут же понял, что Дженни, как была, так и остается его единственной женщиной. Вернувшись из свадебного путешествия, он признается Дженни: “ Счастливее, чем я был с тобой, я никогда не буду. По-видимому, дело здесь не во мне: отдельный человек вообще мало что значит.

Не знаю, поймешь ли ты меня, но по-моему, мы все - пешки. Нами распоряжаются силы, надо которыми мы не властны” .

Женившись на Летти, Лестер понял, что ему не хватает того участия и теплоты, что было у него с Дженни. Она по-прежнему оставалась идеалом его женщины.

Даже отец Дженни, который в свое время сурово поступил с нею, выгнав ее из дома, после смерти сенатора Брендера, признался, что он ошибался: “ Ты хорошая, Дженни!” - сказал он ей перед смертью.

Драйзер сочувствует Дженни, но он показывает читателям, что мягкая с виду Дженни, на самом деле сильная натура. Она выдерживает одну потерю за другой. Уходит мать, отец, дочь Веста, Лестер.

Но все это не сломило Дженни. Она усыновляет сначала одного ребенка-сироту, потом другого и живет для этих детей.

Секрет Дженни достаточно прост. Она целиком отдает себя людям. Мать всегда считала Дженни опорой семьи. В последние минуты жизни Лестер зовет, чтобы сказать: “Напрасно мы с тобой расстались. Мне это не дало счастья… Ты прости меня. Кроме тебя я не любил ни одной женщины по - настоящему. Нам не нужно было расставаться.”

Дженни одерживает моральную победу над обществом, которое отвергало ее. Если в начале романа мы видим беззащитную девочку, то под конец повествования она становится опорой для всех близких людей.

Основная художественная задача романа - показать нравственное величие простой американской женщины, и это удалось автору в полной мере. Читатель, сочувствуя Дженни, учится у нее стойкости и восхищается силой ее характера.

2.2 Женщины американского общества в изображении Теодора Драйзера

Изображая в своих произведениях новую Америку, рвущуюся на всех парах вперед, Драйзер показывает нам все американское общество того времени. Его портретная галерея богата и впечатляет разнообразными персонажами. Среди богатых бизнесменов, творческих людей мы видим много женщин из разных слоев этого общества.

Таковы были главные художественные модели женских образов в произведениях Драйзера. Посвятив первые два романа созданию художественной модели личности женщины, Драйзер больше не возвращается к женским образам в подобном масштабе, не делает их главными героинями своих произведений. При этом он опирается на уже созданную художественную модель в создании мужских характеров «героев-карьеристов, которые эгоисты и одиноки в жизни. Они надеются найти достойную спутницу жизни, но находит ее лишь перед самой смертью, чтобы вновь ее потерять.

В концепции Америки, предложенной Драйзером, отчетливо обнажены два полюса - полюс бедности и полюс богатства. Внутренняя динамика его романов неизменно сопряжена с движением героев от одного полюса к другому - вверх и вниз, вниз и вверх, от бедности к богатству, от богатства к бедности. Убедительность воспроизведения национальной действительности, подчиненной этому динамическому принципу, предполагала в качестве обязательного условия проникновенное знание жизни бедняков и жизни богачей, причем не только в ее внешних, бытовых проявлениях, но и в ее глубинной социально-психологической и нравственной сущности. В немалой степени этому способствуют женские образы. Как уже отмечалось выше, традиционно роль женщины ограничивалась домашними заботами. Однако стремительное экономическое развитие США после Гражданской войны привело к возникновению гигантских трестов, корпораций, монополий, сосредоточивших в своих руках огромные богатства и неслыханную класть над миллионами тружеников. При этом появилась нещадная эксплуатация рабочих и фермеров, не ведая никаких ограничений. Никто не считался ни с законом, ни с нравственными принципами. Под власть новых законов попали и мужчины, и женщины. Роль женщин стала меняться.

Заключение

Произведения Драйзера по-прежнему имеют многомиллионного читателя во всем мире, несмотря на то, что от появления его первых романов нас отделяют многие годы.

Теодор Драйзер открыл Америку. Его галерея портретов впечатляет своим разнообразием и богатством. Недаром его считали истолкователем человеческой природы. На страницах его произведений мы встречаем и великих изобретателей, например, Томаса Эдисона, выдающихся писателей (Уильяма Хоуэллса), известных магнатов, миллиардеров и миллионеров (Дж. Гулда, Карнеги, Армора, Филда), словом тех, кто создал финансовую мощь капиталистической Америки.

Но мир Америки остался бы закрытым для читателя без американских женщин. Жизненный опыт Драйзера и его интересы как писателя не позволили ему обойти эту важную тему.

Неслучайно его первыми романами были романы о женщинах Америки, а именно, "Сестра Керри", "Дженни Герхардт ”. Эти героини хотя и традиционны для Америки тех пор, тем не менее Драйзер нашел новые краски и подметил новые черты в социальном положении женщин а обществе, т.е. ейотводилась второстепенная роль, то у Драйзера мы видим, как женщина старается изменить свое положение в обществе, как она уже участвует в общественном производстве.

У Драйзера главный герой романа - женщина, причем не богатая, не знатная и не отличающаяся никакими особыми достоинствами, что уже является примечательным и показывает прогресс литературы в деле художественного восприятия и изображения жизни.

Проникновенен образ Дженни Герхардт. Она трогает наши чувства своей нежностью, верностью и любовью к людям, которые встречаются на ее пути. Ее судьба вызывает сочувствие, в отличие от тех многих женщин, которые окружают финансовых воротил Америки. Эти женщины беспринципны в достижении своих целей, главная из которых овладеть мужчиной ради его денег и положения в свете.

Зоркий глаз писателя Драйзера заметил и появление новых женщин, которые посвящают свою жизнь на благо общества. Они разочарованы в идеалах мира денег и наживы и стремятся найти новые цели.

Драйзер оставил нам, читателям всего мира, свой огромный портрет Америки своего времени, который интересен нам и в наше время как источник правды и познаний мира людей, их психологии и социума.

Анализ произведений Драйзера позволяет говорить о том, что в творчестве писателя сформировались художественные модели личности, обусловленные традициями американских романтиков и русской литературы.

Оригинальность трактовки писателем проблемы личности состоит в наличии у драйзеровского героя определенных личностных характеристик, таких, как индивидуализм, эгоцентризм, стремление к успеху. Наличие в поведении личности и ее отношении к миру двойственности обусловлено присутствием в ее сознании и подсознании разнонаправленных «векторов», связанных с ощущением противоречия между естественными желаниями и общественными установками. Герои романов «Сестра Кэрри» и «Дженни Герхард» Герствуд и Лестер Кэйн представляют собой личности, подверженные влиянию «философии успеха» и неспособные преодолеть сложные внутренние и межличностные конфликты.

Размышляя над сущностью трагической судьбы человека в современном мире, Драйзер в художественной форме попытался показать индивидуальность и «закрытость» духовного мира личности, стремящейся к успеху и благосостоянию.

Углубленный психологизм, авторское исследование особенностей внутреннего мира человека приводит писателя к тому, что его персонажи, обладают некоей двойственностью. Так, обладающий глубокими и сильными чувствами, Лестер Кейн, тем не менее, остается представителем своего класса, неспособным поступиться собственными интересами ради другого человека.

Полное одиночество, утрата связи с семьей и обществом - вот характерные черты наших героев, отошедших от традиционных ценностей. Нравственная деградация общества, утрата религиозных ценностей способствовали обесцениванию духовных ценностей. Драйзера волнует тот факт, что современные ему американцы теряют нравственные ориентиры, во многом определявшиеся религиозными воззрениями предков.

Особенно актуальной на рубеже XIX и XX вв. становится проблема психологии суицидального поведения личности. В художественном плане Драйзер анализирует психологию героя, решившегося на самоубийство. Писатель представляет в своих произведениях целую галерею действующих лиц, думающих о самоубийстве или совершивших его. При этом Драйзер исследует суицидальное поведение как женских, так и мужских персонажей, создав целую систему образов героев-самоубийц.

Один из главных героев романа «Сестра Керри» Герствуд, некогда уверенный в себе и обеспеченный управляющий баром, оказывается изгнанным из общества, влачит жалкое существование, что в значительной степени определяет его «суицидальный порыв». Утратив иллюзии, герой приходит к постепенному осознанию бессмысленности своего бытия. Его трагедия - это трагедия неконкурентоспособной личности в жестоком окружающем мире. Осознание отвергнутости в совокупности с постоянными унижениями, которым он подвергается со стороны обеспеченных людей, каковым он некогда был сам, приводят героя к фатальному решению.

Герой романа «Дженни Герхард» Лестер Кэйн не совершает самоубийства, но его предательство по отношению к Дженни, приводят его к самоубийству моральному. И хотя он страдает, когда бросает Дженни, страдания эти происходят не оттого, что он растоптал и отверг любовь близкой ему женщина, а оттого, что ради низменного расчета он поступился добротой, преданностью, чувством.

Подводя итог всем вышесказанному, можно сказать, что герои романов Драйзера в сущности слабые люди. Обладая хорошими задатками, способные быть честными и добрыми, они, по сути, оказываются неспособными противостоять невзгодам судьбы, пожертвовать своими собственными интересами ради другого человека и остаются типичными представителями своего класса.

Использованная литература

1. Драйзер Т. Сестра Керри. Куйбышев, 1986. - 654 с.2. Драйзер Т Американская трагедия. Всемирная литература. М., 1969. - 838 с.

3. Засурский Я. Американская литература XX века. М., 1984. - М., - 838 с.

4. Большая Оксфордская Энциклопедия. -М.: ЗАО «Росмэн - Пресс, 2008. - 664 с.

5. Засурский Я. Н. Теодор Драйзер. Жизнь и творчество. М., МГУ.- 1977. - 318 с.

6. Зверев А. Модернизм в литературе. США. М., 1979. - 355 с.

7. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М.,-1998. - 274с.

8. Ковалев Ю. Теодор Драйзер открывает Америку// Т. Драйзер. Финансист. -Лениниздат, 1987, - с. 542

9. Литературная история Соединенных Штатов Америки. Под ред. Р. Спиллера и др. М. 1977. Т.1 - 3., - с.159

10.Уоррен Р.П. Вестники бедствий: писатели и американская мечта // Писатели США о литературе. В 2 т. т.2.--М.: Прогресс, 1982, 455с., - с. 356.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Жизнь и творческая деятельность американского писателя Т. Драйзера. Объект исследований писателя: психология обделенного и честолюбивого "солдата удачи" и объект его честолюбивых устремлений - американское общество. Анализ романа "Американская трагедия".

    реферат , добавлен 21.12.2010

    Развитие лучших традиций американской литературы девятнадцатого века в произведениях Теодора Драйзера. Биография Т. Драйзера и его литературная деятельность. Панорама американского общества и его персонажи. Женский образ в романе "Дженни Герхардт".

    реферат , добавлен 27.02.2011

    Исследование видов морфологических преобразований, к которым следует прибегать при переводе в условиях сходства и различия грамматических свойств в исходном языке и языке перевода. Приемы, используемые при переводе романа Теодора Драйзера "Сестра Керри".

    курсовая работа , добавлен 12.01.2015

    Способы выражения автора в художественном произведении. История создания и интерпретация заглавия романа Теодора Драйзера "Американская трагедия". Анализ ключевых слов в романе, раскрывающих авторскую позицию. Выявление художественных деталей в романе.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2013

    Теодор Драйзер как один из самых известных писателей рубежа XIX–XX вв. в США, специфика его творчества и анализ самых известных произведений. Анализ и обоснование мотивов, толкающих героев данного автора на преступление, проявление иронии Драйзера.

    статья , добавлен 23.11.2015

    Особливості реалізму Драйзера. Соціальні моделі жінок в романі "Сестра Керрі". Жіночі образи, що ввібрали в себе загальні якості американського національного характеру з його прагненням успіху та заможності. Соціально-психологічний аналіз Керрі.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2011

    Понятие и значение литературной традиции, факторы ее формирования и развития. Традиции романа-воспитания в творчестве зарубежных писателей-реалистов. Особенности сюжетостроения романов "Красное и черное" Стендаля и "Американская трагедия" Драйзера.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2015

    Американська література кінця 19 - початку 20 сторіччя. Анатомія американського правосуддя. Головна ідея роману Т. Драйзера "Американська трагедія". Дослідження художньої своєрідності особистості "героя-кар"єриста" у творчості Теодора Драйзера.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2010

    Место и роль творчества А.П. Чехова в общем литературном процессе конца XIX - начала XX веков. Особенности женских образов в рассказах А.П. Чехова. Характеристика главных героев и специфика женских образов в чеховских рассказах "Ариадна" и "Анна на шее".

    реферат , добавлен 25.12.2011

    Литературоведение в системе научного знания. Место философии как науки в структуре научного знания. Основные тенденции развития американской литературы XIX-XX веков. Формирование американского социального романа. Реалистическое направление в литературе.