Публий сир нас учит жизненному опыту. Публилий Сир: афоризмы, цитаты, высказывания на латыни с переводом. Тексты и переводы

Происходил из Сирии (откуда и прозвище Syrus - сириец); в Риме появился в качестве раба, впоследствии получил свободу и разыгрывал свои драматические произведения по разным городам Италии, с большим успехом. Особенно ценились его мимы благодаря тому, что были пересыпаны нравоучительными изречениями. Из этих произведений очень рано, ещё в I столетии н. э., может быть Сенекой , который вообще охотно цитирует Публилия Сира, или кем-нибудь другим из его кружка, был составлен, вероятно для школьного употребления, сборник поговорок или сентенций . В средние века в этот сборник было внесено много пословиц и поговорок, заимствованных из других источников, а в новейшее время туда же прибавлено немало вновь открытых, бывших доселе неизвестными изречений. Многие из приписываемых Публилию Сиру сентенций дошли до нас в форме, очевидно, испорченной. Заглавие первоначального сборника этих изречений кажется было: «Publii Syri muni sententiae». Древнейшее издание сборника сделано ещё Эразмом (в издании Dion. Cato, Страсбург, 1515); позднейшие критические издания - Вёльфлина (W ö lflin, Лейпциг, 1869), Ribbeck, в «Scienicae romanorum poesis fragmenta» (II отд., 2 тт., Лейпциг, 1873), Spengel (Б., 1874), W. Meyer (Лейпциг, 1880), O. Fridrich (Б., 1880).

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Химические индикаторы
  • Мак-Кинли, Уильям

Смотреть что такое "Публий Сир" в других словарях:

    Публий Сир - (I в. до н.э.) Римский поэт. Афоризмы, цитаты Безумен тот, кто не умея управлять собой, хочет управлять другими. Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле. У победителей раны не болят. Нажить состояние легче, нежели сохранить… …

    Публий - римское мужское имя. Публий может иметь отношение к: Публий Валерий Публикола один из основателей римской республики, четырежды консул. Публий Валерий Публикола консул 475 и 460 годов до н. э. Публий Валерий Публикола … … Википедия

    Публиций Сир - Публий Сир (Публилий Сир) (лат. Publius или Publilius Syrus) римский мимический поэт при Цезаре и Августе, младший современник и соперник Лаберия. Происходил из Сирии (откуда и прозвище Syrus сириец); в Риме появился в качестве раба, впоследствии … Википедия

    Публилий Сир - лат. Publius Syrus Гражданство: Древний Рим Род деятельности: поэт Публилий Сир (Публий Сир) (лат. Publilius или Publius Syrus … Википедия

    Вар, Публий Квинтилий - ВАРЪ, Публій Квинтилій, римскій полководецъ. Въ 13 г. до Р. Х. б. назн. консуломъ, а затѣмъ проконсуломъ въ Сиріи. Имп. Августъ назначилъ его нач комъ герм. легіоновъ (въ 5 г. по Р. Х.). Въ это время римск. владѣнія простирались до р. Эльбы.… … Военная энциклопедия

    ГЛУПОСТЬ - Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной я не вполне уверен. Приписывается Альберту Эйнштейну Ахиллесова пята нередко укрыта в голове. Лешек Кумор Какую бы глупость вы ни придумали, всегда найдется человек,… … Сводная энциклопедия афоризмов

    ЖАДНОСТЬ - Мы рождаемся бесстрашными, доверчивыми и жадными, и большинство из нас остаются жадными. Миньон Маклофлин Я не жадный я хочу только ту землю, которая примыкает к моей. Некий американский фермер При дележе 50:50 некоторые требуют для себя и… … Сводная энциклопедия афоризмов

    ЛЮДИ - подобны цветам четыре миллиарда нарциссов. Уршула Зыбура Общего у людей только одно: все они разные. Роберт Зенд Для человека заурядного все люди на одно лицо. Блез Паскаль Большая часть людей друг друга заслуживает. «Закон Ширли» Возвращаясь из… … Сводная энциклопедия афоризмов

    СМЕРТЬ - Смерть: мир за вычетом тебя. Стефан Наперский Смерть это зачерненная сторона зеркала, без которой мы бы ничего не увидели. Сол Беллоу Смерть: полное затмение солнца и земли. Янина Ипохорская Смерть неприятная формальность, зато принимаются все… … Сводная энциклопедия афоризмов

    СМЕХ - обеззараживающее средство. Морис Шаплен Смех кратчайшее расстояние между двумя людьми. Виктор Борж Кто смеется, тот все прощает. Василий Жуковский Нельзя по настоящему полюбить человека, с которым никогда не смеешься. Агнес Репплайер С кем можно… … Сводная энциклопедия афоризмов

(Публий Сир) (лат. Publilius или Publius Syrus ) - римский поэт эпохи Цезаря и Августа. Происходил из Сирии (откуда и прозвище Syrus - сириец).

Dum spiro, spero.
Пока дышу, надеюсь.

Multa ignoscendo fit potens potentior.
Многое прощая, сильный становится еще сильнее.

Vis habere honorem? Dabo tibi magnum imperium: impera tibi.
Хочешь почестей? Я дам тебе великую власть - владей собой.

Ad calamitatem quilibet rumor valet.
Любой слух может быть причиной беды.

Bona fama diviths est potior.
Добрая слава лучше богатства.

Honestus rumor alterum est patrimonium.
Добрая слава (хорошая репутация) - другое наследство. Считай вторым наследством имя доброе.
(Пер. М. Гаспарова)

Honeste servit qui succumbit tempori.
Не стыдно подчиняться обстоятельствам.
(Пер. М. Гаспарова)


Occasio receptus difficiles hавет.
Упущенный случай редко повторяется.

Heu conscientia animi gravis est servitus!
Ax, хуже рабства угрызенья совести.
(Пер. М. Гаспарова)

Cicatrix conscientiae pro vulnere est.
Рубец на совести - та же рана (т. е. раны совести не заживают).

Amici vitia si feras, facias tua.
Стерпев пороки друга, наживешь их себе.

Amicum an nomen habeas, aperit calamitas.
Кто друг, кто лжет, познаешь только в бедствии.
(Пер. М. Гаспарова)

Amicus diu quaeritur, vix invenitur, difficile servatur.
Друга долго ищут, с трудом находят и трудно его сохранить. Ср.:Нет друга, так ищи, а нашел - береги.

Amicus perdere est damnorum maximum.
Потерять друга - величайшая из потерь.

Auxilia humilia firma consensus facit.
Согласие усиливает даже слабые силы.

Blanditia, non imperio fit dulcis venus.
Любовь можно снискать лаской, а не силой. Ср.: Насильно мил не будешь.

Discordia fit carior concordia.
Раздор придает большую ценность согласию.

In venere semper certant dolor et gaudium.
В любви тоска соперничает с радостью.
(Пер. М. Гаспарова)

Nec mortem effugere quisquam nec amorem potest.
От смерти и любви никто не скроется.
(Пер. М. Гаспарова)

Malum consilium est, quod mutari non potest.
Плохо то решение, которое не может быть изменено.

Cotidie damnatur qui semper timet.
Вседневный страх есть та же казнь вседневная.
(Пер. М. Гаспарова)

Multos timere debet, quem multi timent.
Многих должен бояться тот, кого многие боятся.

Semper plus metuit animus ignotum malum.
Неизвестная беда всегда внушает больше страха. Ср.: Не так страшен черт, как его малюют.

Fortunam citius reperias, quam retineas.
Счастье легче найти, чем сохранить.

Etiam innocentes cogit mentiri dolor.
Беда принуждает ко лжи даже честных.

Patiens et fortis se ipsum felicem facit.
В чем счастье, как не в силе и терпении?
(Пер. М. Гаспарова)

Post calamitatem memoria alia est calamitas.
Удваивают память наши бедствия.
(Пер. М. Гаспарова)

Sero in periculis est consilium quaerere.
В беде уж поздно о совете спрашивать.
(Пер. М. Гаспарова)

Fortuna fingit latratque, ut lubet.
Судьба лепит и мнет, как ей заблагорассудится.

Levis est fortuna; cito reposcit quod dedit.
Легка Фортуна: что дала, то вновь возьмет.
(Пер. М. Гаспарова)

Stultum est queri de adversis, ubi culpa est tua.
Сам виноват, так на судьбу не жалуйся.
(Пер. М. Гаспарова)

Stultum facit fortuna quem vult perdere.
Чтоб погубить - судьба лишает разума.
(Пер. М. Гаспарова)

Aliena nobis, nostra plus alhs placent.
Чужим милее наше, а чужое - нам. Ср.: В чужих руках ломоть шире. Чужой хлеб слаще калача.

Pudor doceri non potest, nasci potest.
Кто отроду бесстыден - не исправится.

Hominem experiri multa paupertas jubet.
Нас учит бедность жизненному опыту.

Is minimo eget, qui minimum cupit.
У кого меньше всего желаний, у того меньше всего нужды.

Injuriam aures quam oculi facilius ferunt.
Обиду легче стерпит слух, чем зрение.
(Пер. М. Гаспарова)

Injuriam facilius facias, quam feras.
Обидеть легче, чем обиду вытерпеть.
(Пер. М. Гаспарова)

Injuriarum remedium est oblivio.
От всех обид спасение - в забвении.
(Пер. М. Гаспарова)

Invitat culpam qui peccatum praeterit.
Простив проступок, побуждаешь к худшему.
(Пер. М. Гаспарова)

Veterem ferendo injuriam invites novam.
Снося обиду, вызываешь новую.

Discipulus est prioris posterior dies.
Последующий день - ученик предыдущего дня.

Honesta lex est temporis necessitas.
Власть времени - это закон, достойный уважения. Ср.: Время диктует свои законы. Неумолимая власть времени.

Fortuna nimium quem fovet, stultum facit.
Кого удача любит, тот глупеет вдруг.
(Пер. М. Гаспарова)

Nisi per те sapias, frustra sapientem audias.
Кто глуп, тому не впрок советы умного.
(Пер. М. Гаспарова)

Non potest non sapere qui se stultum intellegit.
Кто глуп и понял это, тот уже не глуп.
(Пер. М. Гаспарова)

Taciturnitas stulto homini pro sapientia est.
Молчание для глупца - замена мудрости.
(Пер. М. Гаспарова)

Furor fit laesa saepius patientia.
Терпенье может обернуться страстью.
(Пер. М. Гаспарова)

Irarum maximum fit remedium mora.
Самое верное средство от гнева - медлительность (замедление).

Nocens precatur, innocens irascitur.
Виновный просит о снисхождении, а невиновный гневается (возмущается).

Rei nulli prodest mora nisi iracundiae.
Лишь в гневе нам полезно промедленье.
(Пер. М. Гаспарова)

Beneficium dare qui nescit, injuste petit.
He жди благодеяний тот, кто сам их не оказывает.

Benivoli concunctio animi maxima est cognatio.
Тесней родства союз взаимно добрых душ.
(Пер. М. Гаспарова)

Gravius est malum omne, amoeno quod sub aspectu latet.
Невидимое зло всего тревожнее.
(Пер. М. Гаспарова)

Honesta turpitudo est pro causa bona.
И срам хорош, коли за дело доброе.
(Пер. М. Гаспарова)

Quem bono tenere non potueris, contineas malo.
Кого добром не сдержишь - силой сдерживай.
(Пер. М. Гаспарова)

Qui obesse non vult, cum potest, prodest tibi.
Не делать зла - и то благодеяние.
(Пер. М. Гаспарова)

Quod timeas citius quam quod speres evenit.
Недоброе всегда быстрее доброго.
(Пер. М. Гаспарова)

Honor virtutis praemium.
Честь (почет) - награда за добродетель.

Ingenuitas non recipit contumeliam.
Кто благороден, тот обид не ставит в счет.
(Пер. М. Гаспарова)

Arcum intensio frangit, animum - remissio.
Лук ломается от напряжения, дух - от расслабления.

Gravis animi poena est quem, post facti poenitet, gravis animus dubiam non hавет sententiam.
Нет хуже наказанья, чем раскаянье, кто духом тверд - не знает колебания.
(Пер. М. Гаспарова)

Avarum irritat, non satiat pecunia.
Жадного деньги возбуждают, а не насыщают.

Avarus, nisi cum moritur, nihil rectum facit.
Скупой ничего не делает полезного, разве что когда умирает.

Desunt luxuriae (inopiae) multa, avaritiae omnia.
Многого не хватает роскоши (бедности), жадности - всего. Ср.: Не тот беден, кто неимущий, а тот, кто загребущий.

In nullum avarus bonus est, in se pessimus.
Скупому все враги, а главный сам себе.
(Пер. М. Гаспарова)

Negandi causa avaro nunquam deficit.
У скупого никогда дело не станет за причиной отказа.

Is minimo eget mortalis, qui minimum cupit.
Кто меньше хочет, в меньшем и нуждается.
(Пер. М. Гаспарова)

Brevis ipsa vita, sed in malis fit longior.
Жизнь коротка, но в бедах долгой кажется.
(Пер. М. Гаспарова)

Heu quam est timendus qui mori tutum putat!
Тот страшен, кто за благо почитает смерть!
(Пер. М. Гаспарова)

Homo toties moritur, quoties amittit suos.
Человек столько раз умирает, сколько раз теряет своих близких.

Lex universa est, quae jubet nasci et mori.
Существует всеобщий закон, по велению которого рождаются и умирают.

Occidi est pulchrum, ignominiose ubi servias.
Прекрасно умереть - позорно рабствовать.
(Пер. М. Гаспарова)

Fraus est accipere, quod non possis reddere.
Обманщик тот, кто берет, зная, что не сможет вернуть. Ср.: Умел взять - умей и отдать. Обещанного три года ждут.

Heredis fletus sub persona risus est.
Наследниковы слезы - смех под маскою (пер. М. Гаспарова). Плач наследника - замаскированный смех.

Virtute quod non possis, blanditia auferas.
Добьется льстивый, где спасует доблестный.
(Пер. М. Гаспарова)

Bis vincit, qui se vincit in victoria.
Славнейшая победа - победа над самим собой. Доел.: Дважды побеждает тот, кто побеждает себя самого в победе.

Ibi semper est victoria, ubi concordia est.
Где согласие, там всегда и победа. Ср.: Согласие крепче каменных стен.

Sine dolore est vulnus quod ferendum est cum victoria.
И раны не болят у победителей.
(Пер. M. Гаспарова)

Bonarum rerum consuetudg pessima est.
Привычка к благополучию - наихудшая привычка (т. е. опасно привыкать к благополучию).

Peccatum extenuat, qui celeriter corrigjt.
Кто быстро исправляет свою ошибку, тот смягчает ее.

Quod aetas vitium posuit, aetas auferet.
Промахи, свойственные возрасту, с возрастом и проходят.

Ad paenitendum properat cito qui judicat.
Кто быстро судит, тот быстро и раскаивается.

In judicando criminosa est celeritas.
Преступна спешка в умозаключениях.
(Пер. М. Гаспарова)

Cum vitia prosunt, peccat qui recte facit.
Когда порок доходен - правда убыльна.
(Пер. М. Гаспарова)

Licentiam des linguae, cum verum petas.
Желая правды, языка не сдерживай.
(Пер. М. Гаспарова)

Nimium altercando veritas amittitur.
В чрезмерных спорах утрачивается истина.

Beneficium accipere libertatem est vendere.
Приняв услугу, расстаешься с вольностью.

Ames parentem, si aequust: sin aliter, feras.
Коль добр отец - люби его, коль зол - терпи.

Habent locum male dicti crebrae nuptiae.
Повторный брак - всегда предмет злословия.
(Пер. М. Гаспарова)

Honestus rumor alterum patrimonium.
Доброе имя - как наследство от отца.

    Публий Сир

    Публий Сир

    Публий Сир

    Публий Сир

    Публий Сир

    Добрая слава лучше богатства.

    Публий Сир

    Публий Сир

    Публий Сир

    Публий Сир

    Публий Сир

    Публий Сир

    Публий Сир

    Публий Сир

    Публий Сир

    Не попробовав, никто не знает, на что он способен.

    Публий Сир

    Публий Сир

    Ни один хороший человек никогда не становится внезапно богатым.

    Публий Сир

    Публий Сир

    Публий Сир


Безумен тот, кто, не умея управлять собой, хочет управлять другими.

Бедняку не хватает многого, алчному - решительно всего.

Бедствие постыдно, когда его заслужили.

Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.

В излишних спорах теряется истина.

Вдвое даёт тот, кто даёт скоро.

Великое берёт начало с малого.

Взаимная благожелательность есть самое близкое родство.

Виноватый боится закона, невиновный - судьбы.

Где злато имеет слово, там слово бессильно.

Глядя на чужие пороки, умный человек избавляется от своих.

Доблесть солдат зависит от разумности начальника.

Добрая слава лучше богатства.

Добродетельный человек может быть назван несчастным, но не может быть им.

Дорога к славе прокладывается трудом.

Если хорошие мысли и забыты, то они всё же не умерли.

Есть разница, кто с виду, а кто по сути мудр.

Жадного деньги возбуждают, а не насыщают.

Желая правды, языка не сдерживай.

Женщина любит или ненавидит: третьего у нее нет.

Жизнь дана человеку в виде займа, а не вечного дара.

Жизнь коротка, но в бедах долгой кажется.

Забудь покой, кто вздумал править женщиной.

Завистник говорит не то, что есть, а что может причинить зло.

Злой язык - признак злого сердца.

Когда море спокойно, каждый может быть кормчим.

Когда порок доходен, правда убыльна.

Когда убеждает золото, речь бессильна.

Кого судьба хочет погубить, у того она отнимает разум.

Кого уважают, тем никогда не льстят, потому что уважение чтит, а лесть насмехается.

Кто быстро исправляет свою ошибку, тот смягчает её.

Кто глуп и понял это, тот уже не глуп.

Кто наносит ущерб одному, тот угрожает многим.

Кто не стыдится своего поступка, тот двойне виноват.

Кто попустительствует дурным людям, тот вредит хорошим.

Кто хвалит самого себя, скоро найдёт насмешника над собой.

Лук ломается от напряжения, дух - от расслабления.

Лучше разумно молчать, чем глупо говорить.

Лучше совсем не знать чего-либо, чем знать плохо.

Любовь несовместима со страхом.

Лягушка и с золотого трона спрыгнет в болото.

Мы интересуемся людьми, когда они интересуются нами.

Нарушение любовных клятв ненаказуемо.

Неблагодарные научают быть скупым.

Нелегко совместить страдание с мудростью.

Неразумно бояться того, что неизбежно.

Несчастлив, кто счастливым не сочтёт себя.

Опасно привыкать к благополучию.

Оправдание преступника - это осуждение судьи.

Отвага увеличивает доблесть, колебания же усиливают страх.

Плохо то решение, которое нельзя изменить.

Почести украшают честного человека, но позорят бесчестного.

Преуспеяние бесчестных есть несчастье для всех остальных.

Приготавливайте войну медленно для того, чтобы победить скоро.

Приняв услугу, расстаёшься с вольностью.

Размышляй обо всём, что слышишь, но верь лишь тому, что проверил.

Речь - образ души.

Сан бесчестит того, кто его недостоин.

Скупому все враги, а главный - сам себе.

Средство борьбы со злом оказывается иногда хуже, чем самое зло.

Страх смерти хуже самой смерти.

Стерпев пороки друга, наживёшь их себе.

Стремиться к излишеству, значит гоняться за лишениями.

Счастлив не тот, кто таким кому-либо кажется, а тот, кто таким себя чувствует.

Там, где процветают пороки, грешным оказывается праведник.

То, что должно вознестись на самый верх, начинается в самом низу.

То, что могло быть дано, может быть и отнято.

Только один раз теряют жизнь и доверие.

Требовать невозможное - это отказывать самому себе.

Умеренность - это богатство бедняков, алчность - бедность богачей.

Фортуна многое даёт во временное пользование. Навечно же - ничего.

Хорошо лишаться той радости, вместе с которой исчезает и скорбь.

Честь от бесчестных - тоже ведь бесчестие.

Публий Сир

Т/О «НЕФОРМАТ» Издат-во Accent Graphics Communications, Оттава, 2018

Электронное издание

Публий Сир

Тусклый свет лампы на фоне книжного шкафа, заправленной постели, картины с цветами на стене. Уже час сидел за компьютером, когда нашел в Интернете книгу «The moral sayings of Publius Syrtis, a roman slave. 1850». Пока разглядывал на картинке ее потертости и отметки библиотек, мне стали интересны те мысли, которые были спрятаны в ней. Мне показалось, что автор жил в таких же немногословных интерьерах, как у меня, когда сочинял эту книгу. Все, что было за его спиной, был труд на благо его хозяев. Бывший раб из Сирии ни на что не мог рассчитывать. Он научился показывать сцены из жизни людей. Мим. И этим мог зарабатывать себе на хлеб.

Листая книгу, понял, что это наиболее полное собрание сентенций Публия Сира, доступное мне. И начал медленно их разглядывать. Оригинал на латинском. Понимание легче на английском, как иностранном. Смысл сохраняется, теряется только афористичность оригинала.

Так случилось, что читать книгу стал по вечерам, после окончания всех дел. Вечером, освободившись от всего, что составляло дневные заботы, по-новому воспринимал этого интересного человека. Взгляд человека нашего поколения на мысли древнего мима. Во многом они оказались совпадающими.

Больше всего меня поражает выстраивание этих моральных правил в римском обществе, где отсутствуют авторитеты. Только отношения между людьми, которые находят собственные ограничения. Этим интересен период Рима I века до нашей эры. Свобода там гуляет нагая в обнимку с необходимостью. Где еще можно застать такую картину? Позднее будет распад и новые правила. Часто цитировал римского мима Сенека.

Одно из первых произведений Эразма Роттердамского – «Adagia» – состоит из высказываний различных античных авторов и поговорок. В том числе и сентенций Публия Сира. В конце жизни, дополняя свой список, он довел его до числа 4658. Ее нет в переводе на русский язык. Так и осталась в памяти советских читателей Эразма «Похвала глупости», а похвала его мудрости осталась в тени. Видимо, они хорошо дополняли друг друга.

У Публия Сира число сентенций достигало чуть больше тысячи в самых полных изданиях. Однако никто не ручается за то, что все они принадлежат Публию Сиру. Только от нас зависит считать их принадлежащими Публию Сиру и признавать за ними частичку мудрости, которой он обладал.

В начале каждого абзаца расположена выделенная полужирным начертанием сентенция Публия Сира и ее номер из книги. Перевод с английского и комментарий мой. Те выражения, которые широко известны или повторяют чуть в другой редакции уже сказанное, посчитал лишними и не включил в сборник. Некоторые просто отклонил без объяснений. Не понял. Возможно, они тоже имеют какую-то ценность. Но это уже утренний взгляд на них.

Комментировать краткие выражения – дело не особенно благодарное.

У каждого, кто прочитал афоризм или сентенцию, есть свой ее образ, раскрывающий текст. Это говорит индивидуальный опыт, с которым его связывает такая мысль. Поэтому речь идет только о моем понимании сентенции, больше ни о чем. Может, оно покажется кому-то интересным, кому-то нет. Буду надеяться на снисхождение читателей.

Сентенции Публия Сира

0001. Все люди равны в отношении смерти. Почему такое заключение на самый общий для всех людей вопрос, который не дает им возможности спать из-за желания вечного существования? Я помню тот детский искренний взгляд, который хотел узнать, умрет ли он тоже. Что я ему мог ответить – только соврать, чтобы он успокоился. Детский ответ на такой же вопрос. А что сказать взрослому человеку? Он сделал свое дело и должен освободить свое место. А что, если не до конца? Кто ему такую задачу поставил?

0002. Зло, которое делаешь другим, можешь ждать обратно. Оно возвращается. Это не сразу заметно, но со временем обязательно вернется к злоумышленнику. Пусть он не надеется его избежать. Проверено многими миллионами людей. Не все признавались только в том, что это не его вина. Находили других людей. Только когда оказывались одни и некого было упрекнуть, нехотя признавались, что-то есть и них самих. Ну, хотя бы самая малость. И чем расплата была существенней, тем больше становилась эта малость. «Если бы знал» – вот и все, что мог сказать в оправдание себе совершивший зло. Может, кто-то и не дожил до этих дней. Ему повезло.

0003. Смягчай злость своего друга добротой. А чем еще можно смягчить злость, если она гуляет рядом с тобой? Как собака, лающая на прохожих. Она часто не слушается даже окрика хозяина. Наверно, у нее есть для этого причины. Доброта глушит ее агрессивность. Немного остается до того, чтобы она успокоилась. Так и с другом. Нужно нейтрализовать его раздражение добрым отношением к нему, чтобы он мог подумать, верно ли он ведет себя.

0004. Спорить с пьяницей – все равно что дебатировать с пустым зданием. Хорошее сравнение – пустота огромного здания, где не слышны отдельные слова, а только эхо от стен. Только появились эти фабричные стены в фильмах позднее. Хотя диалог с ним может быть содержательным со стороны пьяницы. У него всегда есть кого винить и оправдать себя. Из этого и состоит эхо, которое можно услышать в пустом здании.

0005. Лучше получить травму самому, чем ранить другого . Ответственность за причиненный вред существует всегда, как царапина в душе человека. Вина за собственную травму там теряется. Сохраняется только то, что соответствует или нет его укладу жизни. Запасной чулан, где хранятся хоть и не нужные вещи, но они могут неожиданно оказаться востребованными. Как случайно потерянная мысль.

0006. Пустяковый слух может привести к большому бедствию . Он имеет склонность, как небольшой ком снега, увеличиваться в размере при слегка влажной погоде. Это хорошо знают дети, но часто об этом забывают взрослые. Они не понимают, откуда взялся такой огромный ком снега. Или такая беда от распространения сплетни. Все зависит от масштабов, которых она достигает. И причины, которая кроется за ней. Иногда стоит только произнести страшилку, и она начинает гулять самостоятельно, довольная своей свободой.

0007. Делать две вещи одновременно – значит не сделать ничего . Вещь очевидная. Обычное разделение усилий приводит к их ослаблению. В военном деле с древних времен замечено: чтобы ослабить противника, нужно разделить его силы. Вдвое, втрое или во много раз. Но человеком это правило иногда забывается. От желания сделать все и сразу.

0008. Поспешное суждение – первый шаг к раскаянью . Первая мысль, которая приходит, не всегда уместна с точки зрения разума. Есть всегда небольшая пауза подумать. Кто этим не пользуется – вынужден потом отходить от своих решений и серьезно менять их. Тщательное размышление всегда отвергает поспешные решения. В них многое не принимается во внимание и игнорируется. За это потом приходится платить.

0009. Подозрение склоняется к темной стороне вещи . Такой у нее вредный характер. Притягивает все сомнительное, оставляя в стороне разумное. У подозрения всегда есть две стороны, но она выбирает только темную. Со светлой стороной все ясно. Она может утверждать и то, и другое, что ей видится. С темной стороной наоборот. В тени скрывается реальное положение дел, и поэтому используется из-за неочевидности темная сторона вещи.

0010. Любить жену с большой страстью – стать прелюбодеем . Наверно, у Публия Сира был свой опыт, из которого он вывел эту сентенцию. Или часто разыгрывал подобные сцены на злобу зрителей. Любовные истории очень эмоциональны и многим интересны. Они были излюбленным жанром всех мимов. Трудно получить обратную картинку, чтобы понять, откуда появились у него такие сентенции. Мимы используют только язык жестов, не произнося ни слова. Все их высказывания и заключения делаются за сценой.

0011. Трудно исправить сложившуюся привычку . А некоторые совсем нельзя. Она уже в крови человека. Нужно столько времени на ее исправление, сколько затрачено на ее привыкание. Это не все могут выдержать. Привычка дает о себе знать и возвращается. Мы считаем, что организованность экономит наше время. Все должно быть на месте. Но это создает каркас, в который мы прячем свое время и редко замечаем, что там есть элементы излишества. Это и есть привычка, которая сначала незаметно, потом более настойчиво входит в нашу жизнь. А потом делается необходимостью. Вот тогда мы с ней и встречаемся. Но оказывается слишком поздно. Она начинает диктовать нам свои условия.

0012. Небольшой заем делает из дебитора большого врага . Берем чужие, отдаем свои. Кому не приходила на ум эта простая мысль? Все зависит только от тяжести возврата займа. Еще с процентами. Жадность встречается с жадностью. Разговор у них короткий – кто кого. Лучше держать их на расстоянии, как голодных собак. Самое правильное – расплатиться.

0013. Возраст скрывает блудливый характер, он же показывает его. Заметно, когда возраст не соответствует поведению людей. Говорят же – не по возрасту. Особенно когда это касается отношений «мужчина – женщина». Есть люди, которые забывают об этих ограничениях. Может, им лучше себя чувствовать молодым и интересным. Со стороны эта разница заметнее. Особенно когда вместе идут с молодой и интересной женщиной.

0014. Горька для свободного человека кабала долга . Она отягощает человека, если он не может расплатиться и постоянно обязан кому-то. Эта кабала сравнительна с физической ношей. Ее не сбросить с плеч и не переложить на другого человека. Духовная и физическая ноша. Она может только меняться в весе. И если кто-то громче всех кричит о свободе на публичном митинге, то можно в этих криках услышать что-то личное, от чего он хочет освободиться. От долга перед обществом или друзьями.

0015. Даже когда мы получаем то, что мы хотим, это не наше . Сложная мысль, требует размышления. Ведь право собственности признают многие. И если что-то оказалось на нашей территории, то считается своим. Нужно подняться выше этого упрощенного подхода. Понимать, что все, что вокруг нас, принадлежит природе и возвращается к ней при первой возможности. Если хорошенько подумаете, то поймете, что все, что мы получаем, в конце концов мы возвращаем. Это не наше. По крайней мере временное.

0016. Мы интересуемся другими, когда они интересуются нами . Взаимный интерес к человеку присутствует, когда заметен интерес его к нам. Кто он такой, что он от нас хочет? Хорошее или плохое. Много вопросов возникает, на которые не сразу находятся ответы. Это такое виртуальное знакомство. Мы знаем таким образом больше людей, чем в реальной жизни. Когда из виртуального мира к нам подходит новый незнакомый человек, то мы уже имеем представление о нем.

0017. Каждый человек чем-то выделяется, в чем другие не успешны . Основное правило выбора своего занятия. По небольшим признаниям со стороны людей идет будущее. Его нужно услышать и принять. Потому что существуют варианты. И только тоненькая тропинка, часто случайная, оказывается в конце вымощенной булыжником дорогой. Для Публия Сира это оказалось занятие на сцене. Показывать жизнь такой, как она есть. И делать из сцен выводы. Жизненные выводы – сентенции.

0018. Не ищи своего счастья в чужой печали . Это не то место, которое доставит тебе радость. Никогда не найти удовольствие в чужом несчастье. На нем можно только учиться, чтобы не повторить. Читая, вспомнил, что мне говорил отец про людские несчастья. Счастье одних строится на несчастье других. Разве не так? Если у одного прибыло, то у кого-то утекло. Трудно уйти от этого образа. Неужели не может быть иначе? Баланс, который соблюдается в природе, здесь присутствует непосредственно.

0021. Влюбленные знают, чего они хотят, но не знают, в чем нуждаются . В этом состоит их проблема. Они не думают серьезно о своей будущей совместной жизни, только о сегодняшнем дне. Глаза застилают их чувства. Для них важно, что о них говорят люди, родственники и как их воспринимают друзья. В их головах гуляет ветер желаний, необходимость обходит их стороной.

0023. К клятве влюбленного не прилагается никакое наказание . Бесполезное занятие. Как страсть наступила, так она и уходит. Обещания любить до гроба быстро меняются, исчезая сегодня же, сейчас. Сколько историй построено на обещаниях влюбленных? И сколько из них выполнено? Если сравнить с деревом, то только отдельные засохшие ветки. И то неизвестно, насколько они были выполнены, как обещали.

0025. Бог вряд ли мог любить и быть мудрым . Видимо, это смешанное чувство испытал Публий Сир. Его пантеон богов не позволял любить и быть в то же время мудрым. Нужно было что-то выбирать. Лучше, конечно, оставаться мудрым. Тогда все любовные истории заканчиваются, на что не все согласны. Поэтому в жизни преобладают полувлюбленные и полумудрые люди. Их нельзя не заметить.

0026. Любовь – привилегия молодежи и стыд старика . Всему свое время. «Время разбрасывать камни и время собирать камни, время обнимать и уклоняться от объятий». Но это уже другой мудрец, Соломон. Говорят они об одном и том же. Мудрые мысли близки по содержанию. Юность и старость резко ограничены, смешивать их трудно. Тот, кто это пытается делать, попадает в колесо, которое может раздавить устаревшую часть.

0027. Если ваш родитель справедлив, почитайте его, если нет – терпите . Выбор ваш невелик, вы находитесь в иерархии. Несогласие с этим ведет к конфликту, который неразрешим. Теряется связь времен и потомков. Нарушать это правило очень болезненно. Люди живут долгое время под гнетом старших, не имея возможности разойтись. Хорошо, когда родитель справедлив и может служить наставником для младших членов семьи. Незаметно, но это самая сильная сторона воспитания человека.

Отступление. Менандр

Менандр, (342 до н. э. – 291 до н. э.), древнегреческий комедиограф. Один из десятка известных мастеров комедии в Древней Греции. В своих сентенциях отражал то, что показывал на сцене. По времени он был предшественником Публия Сира. Его знание жизни подтверждают оставшиеся после Менандра высказывания. «Пустые страхи, ложный стыд, тщеславие! Не от природы это зло – от нас самих». Или: «Живет под каждой крышею своя беда: одним мешают жить причуды случая, другим – так свой же собственный тяжелый нрав».

Он, как и Публий Сир, превозносил судьбу. «Жалкий ум людской, к чему ты нам, когда судьба-владычица (будь то верховный ум иль дух божественный) одна все правит… Наши замыслы бессильные потуги… и речи, и дела людские правятся судьбой, а мы в них вовсе не участвуем».

Менандр сочувствовал человеку, который замышлял больше, чем ему позволяла природа. «Оно понятно: так бедняга немощен, а уж куда как дерзновенны замыслы! Коль просчитался, разом счастье рушится». Он признавал и все человеческое. «Я погрешил. Не диво – человек ведь я». Или: «Коль нужен ты другим – ты жив воистину».

В памяти остались его высказывания: «Слово – врач страданий человеческих, что в силах душу из недуга вызволить». Еще одно разумное изречение: «Насколько лучше знать одно как следует, чем без толку хвататься хоть за все подряд».

Сентенции Публия Сира

0028. Если вы не можете переносить недостатки друга, вы делаете их своими [потому что у вас не хватает благотворительности, чтобы исправить их]. Единственная сентенция Сира с объяснением. Следует признать недостатки друга или отказаться от него. Но на это не все способны. Чужими недостатки не остаются. Со временем вы так или иначе миритесь с их существованием. Затем они делаются для вас более привычными. Потом более понятными и наконец более близкими.

0031. Когда вас не хватает для себя, не хватает и вашим друзьям . Растрата времени не может касаться только себя. Расточительство приводит к утеканию его через все щели, которые только возможны. Словно через дырявое ведро вода быстро вытекает. Нет времени – вот и все, что может сказать такой человек. Оказывается, отсутствует время на самое необходимое. Так человек оказывается бездеятельным по многим вопросам, которые сам же считал важными.

0032. Дружба находит или делает равными . Все, что составляет разницу между друзьями, со временем нивелируется. Или приводится к устойчивому виду. Чаще дружба возникает на равных условиях за счет доверия человека человеку. Если они сильно различаются в стиле жизни и богатстве, то никакой дружбы не может быть между ними. Нужно, чтобы в жизни они были равными. И отношение к ней у них было бы созвучно. Равенство – основа дружеских отношений. Оно очень необходимо, чтобы между людьми возникла дружба.

0033. Дружба приносит прибыль, но любовь иногда ранит . В этом состоит разница между дружбой и любовью. Так, по крайней мере, понимал их Публий Сир. Он считал, что дружба должна приносить выгоду ее участникам. В чем еще они должны быть заинтересованы? Только в совместном получении благ и выгоды. Таков был мир в то время, в i веке до нашей эры в Древнем Риме. Что изменилось?

0034. Доверие является единственными узами дружбы . Других оснований нет. Поэтому о ней можно говорить, что она есть или что ее нет. Только на доверии, никто никого не заставляет. Поэтому дружба представляет такой интерес для отношений между людьми. Публий Сир тоже много внимания уделяет дружеским отношения. Он считает, что потеря друга есть самое большое несчастье для человека.

0037. Потеря друга является величайшей из потерь . Так считал Публий Сир. Он возлагал большие надежды на своих друзей и признавал свою ответственность перед ними. Поэтому потеря друга была для него таким прискорбным личным событием, в отличие от тех современников, которые считают знакомство за дружбу. Они имеют много таких друзей, но ни один из них не имеет обязанностей перед ним.

0038. Потеря, которая неизвестна, не является потерей . Она остается в тени и ждет своего часа, чтобы заявить о себе в неожиданный момент. Для кого-то это неприятная или даже роковая новость. Но пока время дает ему передышку. Главное, она неизвестна. Все, что касается ее потери, становится публичным после того, как появляются детали и пострадавшие. Они-то и являются расследователями причин и ущерба от потери.

0043. Время, а не желание, может положить конец любви . Оно терпеливый и властный хозяин всего на земле, что имеет начало и конец. Страсти также уходят с витрины магазина, как последняя модель, выставленная на продажу. Они долго не выдерживают находиться в зените славы. Время подтачивает их существование и требует замены. Оно нетерпеливо напоминает всем, что должно быть что-то новое, чтобы заменить устаревшее. И часто указывает на то, что выбирает.

0046. Мы все стремимся знать, будем ли мы богатыми; но никто не спрашивает, будем ли мы добродетельными . Это больше звучит как претензия к людям, окружающим нас. Желание знать свое будущее закономерно. Но то ли мы хотим узнать про завтрашний день? А если нас спросят, что мы хотим узнать, как мы ответим? Редко кто спросит о сохранении своей порядочности. Чаще услышим вопросы о судьбе и благополучии. Они составляют для нас будущее.

0047. Чем чище стол, тем полезнее пища . Очень простая и понятная сентенция. Она – залог здоровья. Правда требует постоянно следить за состоянием загрязненности. Но это важный элемент поддержания в доме порядка. Он как раз заметен в чистоте стола. За ней большой труд по домохозяйству. Всегда можно заметить жизненный уклад в семье по чистоте предметов.

0048. Мы не должны кредитовать высказывания злых намерений. Не способствовать по возможности их осуществлению. Тем более материально и морально им помогать. Кто не понимает, что таким образом он участвует в злом деле, сам рискует глубоко увязнуть в них. Не трудно уберечься от этого в самом начале. Обязательства понемногу затягивают людей в сообщники, даже не предупреждая их. Так понемногу можно оказаться кредитором рискованных мероприятий, потому что они отличаются высокой оборачиваемостью. И трудно будет отказаться от них.

0049. Мудрый человек управляет своими страстями, дурной повинуется им. Уметь противостоять сладким призывам страстей – одно из важнейших качеств людей. Это начало мудрости. Если человек преодолеет себя, а значит, свои страсти, то он готов решать и другие задачи. Ему становятся посильны все разумные решения. А главное, он начинает управлять собой, а не подчиняться капризным голосам потребностей.

0050. Когда руководствуются разумом, деньги – это благо . Любое богатство, используемое разумно, умножается или сохраняется. Иначе поступают те, кто готов давать в кредит под проценты. Они открывают для себя из-за алчности и любопытства ящик Пандоры, из которого выбираются все несчастья, связанные с деньгами. Разум заволакивается этими иллюзиями, и они теряют контроль над собой. Человек становится зависим от сил природы, которые легко вводят его в бескорыстный мир, чтобы он освободился от своих предубеждений.

0052. Надменный дух в позоре – зрелище для черни . Только гордость позволяет дойти до такого состояния. Она отвергает все нормальные пути. Остается только путь, ведущий человека, обуреваемого собственной значимостью, до позора. Это всегда выглядит трагично и смешно для тех, кто не участвует в его делах и находится в стороне. Гордость очень любит такие сцены, которые убеждают ее в собственной правоте. Не надо задирать нос.

0053. Человеческий разум растет за счет собственного завоевания. Он сам познает этот мир по своим законам. И если продвигается вперед, то достигает больших высот. Нельзя, чтобы он сильно отрывался от тех возможностей, которыми располагает. Нужно, чтобы всегда сохранялась дорога назад или кнопка «Reset». Сброс. Чтобы снова начать подъем в гору.

Римская империя была богата философами и мудрецами, высказывания которых дошли до наших дней. Публилий Сир - кто это? Сегодня мы поговорим о том, кто этот человек, и расскажем о том, чем он заслуживает такого пристального внимания. Его цитаты и афоризмы - это настоящий клад для всех тех, кто собирает мудрость по крупицам.

Знакомство

Публилий Сир, фото которого мы видим ниже, - это мимический поэт из Рима эпохи Августа и Цезаря, также он является конкурентом и современником Лаберия. По происхождению этот автор является сирийцем, а в Рим он попал в качестве раба. Родился и творил поэт в I веке до нашей эры. Приставка «Сир» происходит именно от его места рождения - Сирии.

Творчество

Его рабство не было длительным, так как он сумел заинтересовать господ своим уникальным и интересным талантом. Через некоторое время он получил свободу, как благодарность за подаренную радость. Обретя свободу, он начал давать представления по территории всей Италии. Каждый месяц Публилий Сир переезжал из города в город, а его публика постоянно росла. Несмотря на то, что он сам был провинциалом, его творчество было высоко оценено всеми жителями Рима. Его желали видеть везде, приглашали на праздники и карнавалы. Интересно, что он «был по вкусу» не только обычным простым людям, но также вельможам и первым лицам государства.

Народ безумно любил все его мимы, так как они были переполнены различными нравоучительными высказываниями. Мало кто мог передать таким изысканно талантливым «языком» всё то, что делал Публилий Сир. Для точности, мимы - это короткие сценки, которые с юмором и остроумием показывают обыденную сторону жизни каждого человека.

Годы жизни автора пришлись на тот период Рима, когда в нём происходили серьёзные социально-политические перемены, а менталитет населения буквально «ломался» под давлением различным культурных традиций. Всё это дало повод для сочинения огромного количества метких и забавных сценок. Кроме заранее продуманных номеров, Публилий Сир всегда славился умением импровизировать, за что его особенно любили.

Сентенции

Для начала следует понять, что же такое сентенция, ведь в современном мире это слово не пользуется особой популярностью. Сентенции - краткое, но метко изречение, которое имеет своей целью преподнести какой-либо нравственный урок. Такой вид общения был очень популярен в школах и учебных заведениях древних времён, и каждый ученик имел при себе тоненький сборник острых цитат. Чаще всего сентенция рассказывает о спорной ситуации, в которой нужно поступить правильно. Главные действующие лица - это князь, царь или любой великий мудрый человек, и какой-то хитрый или злой герой. Рассказ противопоставляет положительную и негативную сторону, наставляя читателя на определённый вывод.

В I веке до н.э. некто неизвестный (возможно, сам Сенека, который с радостью цитировал Публилия, а может кто-нибудь из его близкого окружения) составил сборник поговорок (сентенций). Изначально они предназначались для использования школьниками.

Публилий Сир, сентенции которого были так популярны, не прекращал трудиться, и являл миру новые жемчужины своего таланта. Сборник автора не был забыт, и сохранился даже до Средних веков. Кроме того, следует откровенно сказать, что он пользоваться большой популярностью среди населения.

Дополнение сборника

В Средние века сборник автора был значительно дополнен новыми изречениями. Неизвестно, кто был создателем новых афоризмов. Скорее всего, владелец сентенций просто записывал туда именно те цитаты, которые нравились ему больше всего. Естественно, услышать он мог их где угодно, и автором мог быть сам народ, что случается нередко. Исследователи говорят о том, что владельцем сборника мог быть весьма уважаемый и очень богатый человек. В таком случае не исключается возможность того, что афоризмы, включенные в сентенции, могли принадлежать перу наиболее выдающихся и светлых умов того времени.

В новейшее время произошёл ещё один виток «жизненного цикла» цитат Публилия. Как видим, несмотря на то, что время шло вперёд, и новое поколение сменяло старое, интерес к высказываниям старого римского мима только рос. В этот период в сборник были включены совершенно новые цитаты, которые не были известны доселе. Кроме того, были добавлены существенно модифицированные афоризмы оригинального автора - Публилия Сира. Но стоит добавить, что до наших дней они дошли в явно испорченном и исковерканном виде.

Издания

Первоначальное название сборника цитат Публилия Сира выглядело так: «Publii Syri muni sententiae». Исследователи творчества этого древнего автора сходятся на том, что самое старое издание сентенций произошло в 1515 году в Страсбурге. Составил сборник - известнейший учёный времен Возрождения, «князь гуманистов». Более поздние издания с критическими замечаниями были напечатаны в 1869, 1873 и 1880 годах.

Публилий Сир: цитаты

Для наглядности таланта прекрасного римского мима Публилия Сира приведём ниже несколько его изысканных высказываний:

  • слёзы наследника - смех под маской;
  • в любви внешность играет большую роль, чем авторитет;
  • научить стыду нельзя, с ним можно только родиться;
  • память о прошлом несчастии - новое несчастье;
  • судьба - стекло: блестя, разбивается.

На этом закончим краткий перечень интересных и заставляющих задуматься цитат от римского автора. Подводя итоги этой статьи, хочется сказать о том, что настоящий талант пронесёт себя сам через века - мы прекрасно видим это на примере великого мима Публилия Сира. Уму непостижимо, как его творчество в I до н.э. смогло пережить столько эпох и времён и дойти до современников. Для молодого поколения такие изречения будут очень полезны, ведь не каждый родитель обладает достаточной мудростью, чтобы научить своё чадо ориентироваться в жизни. Афоризмы П. Сира актуальны и по сей день, что ещё раз доказывает, что время идёт, а люди остаются прежними.